4С концепция: Модель 4c — Википедия – Маркетинговые исследования: система 4С

Содержание

4C в маркетинге // Бизнес-словарь

(в маркетинге) – концепция маркетингового планирования, отправным пунктом которого является потребитель, его потребности, интересы и удобство.

История термина

Данная концепция была предложена американским профессором Робертом Ф. Лотерборном в 1990 году. В своем докладе он призвал «отправить на пенсию» принцип 4Р, заявив, что тот не соответствует современным реалиям. Маркетинговые стратегии, отправными точками которых являлись продукт, цена, место и продвижение, хорошо работали в послевоенное время, считал Лотерборн. Однако к концу ХХ века ситуация изменилась: предложение стало слишком велико (в год появлялось более 10 тыс. абсолютно новых продуктов), потенциальные покупатели перестали прислушиваться к рекламе и т.д. По мнению американского профессора, в центр всех маркетинговых стратегий было необходимо поставить не производителя с его продуктом, а потребителя с его потребностями и интересами.

 Сущность концепции

Идеей Лотерборна было перенести классические 4Р из мира продавца в мир покупателя. В итоге вместо product, price, place,

promotion получились следующие элементы:

  1. Cost (цена/расходы с точки зрения потребителя). Теперь цена – это не только и не столько затраты на производство, упаковку, логистику и прочее. Цена – это необходимость для потенциального покупателя ехать на другой конец города; время на то, чтобы разобраться с инструкцией к товару и т.д.
  2. Customer needs and wants (customer value) (потребности и желания покупателей/потребительская ценность). Неважно, насколько дешев и прост продукт в производстве, как налажены каналы сбыта и прочее — продукт должен в первую очередь удовлетворять потребности покупателя. Вполне вероятно, что для этого придется приложить немало усилий – модифицировать продукт, красиво упаковывать, предоставлять дополнительные опции, но без этого вряд ли можно рассчитывать на успех.
  3. Convenience (комфорт потребителя). Прошли те времена, когда покупатель должен был сам прийти за продуктом; необходимо предусмотреть возможность простого заказа прямо из дома, оперативную доставку, осведомленную службу поддержки и т.д.
  4. Communication (коммуникация). Стандартная реклама (односторонняя и нацеленная на максимально широкую аудиторию) уже перестала работать. Поэтому необходимо выстраивать с клиентом личные доверительные отношения, выходить на прямой контакт. В идеале компания должна наладить личные отношения с потенциальным покупателем еще до того, как он стал клиентом.
Поделитесь материалом с друзьями:'

четвертая промышленная революция как стимул глобальной конкурентоспособности

Мир стоит на пороге новой, четвертой промышленной революции («Индустрия 4.0»), которая приведет к полной автоматизации большинства производственных процессов, и, как следствие, увеличению производительности труда,  экономического роста и конкурентоспособности ее стран-лидеров. Для России «Индустрия 4.0» представляет собой шанс для изменения роли в глобальной экономической конкуренции, но российская экономика пока не использует в полной мере имеющийся потенциал.

Концепция «Индустрии 4.0» была сформулирована в 2011 г. президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом.

  • Суть «Индустрии 4.0» состоит в ускоренной интеграции киберфизических систем в заводские процессы, в результате чего значительная часть производства будет проходить без участия человека. 
  • С «Индустрией 4.0» связаны такие понятия, как «промышленный интернет вещей» и «цифровое предприятие».

По оценкам оценкам Всемирного Банка и компании General Electric, «Индустрия 4.0» может принести мировой экономике до $30 трлн.

  • По оценке аналитиков НИУ ВШЭ, переход к «Индустрии 4.0» приведет к росту энергоэффективности и конкурентоспособности экономики, стиранию границ между отраслями и снижению техногенного влияния на окружающую среду.
  • По данным PwC, производители промышленных товаров из различных стран мира планируют до 2020 г. ежегодно вкладывать в развитие направления «Индустрия 4.0» $907 млрд в год.
  • Лидером развития «Индустрии 4.0» является Германия, где создан аналог Кремниевой долины — Intelligent Technical Systems OstWestfalenLippe.  Аналогичные программы запущены в Нидерландах, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии и др. В США с 2012 г. существует некоммерческая «Коалиция лидеров умного производства», объединяющая бизнес, университеты и госструктуры. 

Переход к «Индустрии 4.0» приведет к принципиальному изменению структуры занятости — сотни тысяч сотрудников могут остаться без работы, а странам, осуществляющими четвертую промышленную революцию,  будет необходимо их трудоустроить, чтобы избежать социального взрыва.

  • Согласно докладу экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), к 2020 г. без работы могут остаться 5 млн человек. Создатель концепции «Индустрия 4.0» Клаус Шваб утверждает, что приход «умных» производств грозит ростом неравенства как внутри национальных экономик, так и на глобальном уровне.
  • Аналитики Boston Global Group (BGG) прогнозируют изменение структуры промышленных компетенций и профессий: увеличится спрос на сотрудников, обладающих навыками в сфере разработки программного обеспечения и IT.

Четвертая промышленная революция приведет к перераспределению места стран в глобальной конкуренции — это представляет собой шанс для России.

  • В Индексе глобальной конкуренции Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия в 2017 г. поднялась на 43 место за счет высокого качества образования, развития инфраструктуры и инновационного потенциала, то есть показателей, имеющих прямое отношение к «Индустрии 4.0».
  • Создание по инициативе «Ростелекома» и «Роскосмоса» Ассоциации содействия развитию Промышленного интернета можно считать первым шагом по переходу России к «Индустрии 4.0».

Глобальный рынок услуг, соответствующих требованиям «Индустрии 4.0», в настоящее время оценивается примерно в $773 млрд, но доля России на нем пока составляет лишь 0,28%.

  • Ключевые барьеры для перехода России к «Индустрии 4.0» — низкий уровень оцифрованности и недостаточные затраты предприятий на инновации.
  • Доля расходов на исследования и разработки в бюджетах мировых лидеров автомобильной индустрии более чем в 6 раз выше, чем у российских компаний, а в случае телекоммуникационной отрасли разрыв носит 10-кратный характер.

В феврале 2017 г. правительство РФ утвердило первую «дорожную карту» по развитию Национальной технологической инициативы (НТИ) — «Передовые производственные технологии» — «Технет».

  • Цель «дорожной карты» — увеличение доли России на рынке глобальных услуг, соответствующих требованиям «Индустрии 4.0» как минимум до 1,5%.
  • Наиболее перспективными направлениями для развития должны стать цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, аддитивные технологии, индустриальный интернет и робототехника.
  • На первых этапах «дорожная карта» будет охватывать не менее 8 отраслей промышленности. Реализация таких проектов уже началась: в автомобилестроении это беспилотный коммерческий транспорт компании «Волгобас», в судостроении — самый большой атомный ледокол в мире проекта 22220 «Арктика». Финансовую поддержку перспективным проектам намерен оказывать ВЭБ. 

4К: компетенции будущего

Этот тренд, задумка маркетологов, обозначает сочетание следующих понятий: критичность мышления, кооперация, коммуникации и креативности. В XXI веке это внезапно стало популярным.

Компетенции XXI века

По подсчётам и выводам специалистов, благодаря которым всемирный экономический рынок развивается по ускоренной траектории, в 2015 г. было выделено десять требований, которые должен был решать современный коммерсант, предприниматель, руководитель:

Именно так эти черты и способности располагались, начиная с самой верхней.

Четыре компетенции XXI века

К 2020 году появилась обоснованная предпосылка – к исключению лишних и оставлению лишь самых нужных компетенций. Они получили называние 4K. Для них был придуман термин Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности) — то, что сделало бы современных предпринимателей по-настоящему успешными. Антиподом данному явлению послужили оставшиеся в прошлом Hard Skills («внутримозговые» способности, заранее заданные, неизменяемые навыки) – то, чем человек когда-то овладел, и до сих пор проработал в течение ряда лет. При этом он не задумывался о том, что можно двигаться и дальше, осваивать новое — а не стоять на месте. 4К – креативность, критика, коммуникация и координация, — если быть покороче.

Коллаборация простыми словами

Коллаборация – это, дословно говоря, сотрудничество, взаимодействие, партнёрство. Путём сотрудничества удаётся тонко координировать работу друг друга. Это свойство используется при работе в одной фирме – или в составе группы компаний, концерна, корпорации, медиагруппы и т. д. Коллаборация – путь к слаженности, чёткости в достижении общих целей.

Эта характеристика жёстко связана с коммуникацией: не будь средства общения – не было бы и общих стремлений. Однако это не просто связь между действующими лицами, а проявление настоящего профессионализма. Кроме определения общей цели и способов её достижения, сразу же распределяются роли между каждым из сотрудников. Она же позволяет оценить результаты, не замедлившие сказаться вскоре после начала совместной работы.

Как развить критическое мышление?

Научиться критически мыслить, на первый взгляд, несложно. Оперируя понятиями о правде и лжи, предпосылках, последствиях и их сравнении, вы сделаете первый шаг, чтобы приподняться над безликой и серой массой. Высшая цель критического мышления – найти истину на своём опыте. Это не следование каким-либо канонам и установкам. Эти шаги следующие:

  1. Самопознание, или метапознание. Сделать выводы из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного – один из первых шагов.
  2. Дедукция – переход от общего к частному. Насколько определённые установки, проверенные обществом, соответствуют вашим?
  3. Проверка достоверности получаемых сведений. Бывают авторы каких-либо трудов, неизменно портящие реальную картину в угоду своим «шкурным» интересам, извлечению прибыли. Это не значит, что, увидев табличку с надписью «Опасно для жизни», нужно прикоснуться к токоведущим контактам.
  4. Свои постулаты нужно проверить ещё раз. Неизвестно, сработает ли ваша стратегия при очередном удобном случае.
  5. Если встала проблема – нужно найти как можно больше способов её решения.
  6. Обрести склонность к критическому мышлению можно по следующей схеме: теоретическая подготовка, ознакомление с задачей, поиск и вывод решений, выбор конечного решения и оценки достигнутого результата.
  7. Творческий подход – способность находить нестандартные решения по любому вопросу, отработка всех возможных ходов. Один из них вполне может оказаться реальным.
  8. Не нужно ничего бояться – ни религиозных канонов, ни политических предубеждений, ни критики действий вышестоящих руководителей. Именно критическое мышление отделяет людей от тех же обезьян.

Соблюдение данных правил приблизит вас к тому, чтобы научиться мыслить критично.

Что означает коммуникабельность?

Дословно коммуникабельность означает отзывчивость. Это способность к установлению контактов с новыми людьми, обретение новых связей, помогающих в какой-то степени выжить. Под это определение попадает и рабочий лад (совместимость). Без коммуникабельности трудно представить согласованную работу конкретной команды, коллектива. Невозможно без коммуникабельности построить как взаимовыгодные деловые, так и личные отношения. Профессии, в которых имеет значение работа с потоком клиентов, клиентоориентированность конкретной фирмы, — туда же. Вы пришли в «Связной» или «Евросеть» за новым смартфоном или нетбуком – правильно, продавцы-консультанты предлагают вам возможные подсказки, позволяющие быстрее определиться с выбором модели устройства, которая вам нужна в данный момент.

У каждого человека, личности, свои способности к коммуникативности. Коммуникабельный человек – тот, кто работает над собой, повышает свой профессионализм за счёт обретения нужных деловых связей и контактов, да и не просто общается и что-то получает, но и отдаёт этим взамен. Простейший пример – вы обменялись номерами телефонов, чтобы продолжить контактировать друг с другом. Однако коммуникабельность закладывается не без помощи родителей. Если бы вы росли на улице, а не дома у своих родителей, у вас был бы абсолютно иной уровень образования. Нет, конечно, прохожие могут по отдельности всему со временем научить, но где гарантия, что абсолютно чужие люди вам дадут именно тот уровень, что дали бы вам ваши родители, стремясь уберечь вас от необдуманных слов и поступков.

Одно из достоинств коммуникабельности – отсутствие предвзятости к чужим взглядам на эту жизнь. Заражённые, предубеждённые каким-либо мнением люди подчас не способны мыслить критически – но не подряд осуждая всё, что им не нравится, а сознательно и творчески критикуя, разносторонне доказывая или опровергая те или иные убеждения. Именно эта способность – непредвзятость, наблюдательность, выстраивание верных решений – с сохранением связей и контактов, является половиной секрета успеха в любой сфере деятельности.

Креативность в бизнесе

В серьёзной занятости креативность не менее важна, чем три другие черты, о которых говорилось выше. Та же компания Apple не создала бы iPhone, положивший конец «клавиатурным» смартфонам. Здесь важно соблюдать 10 важнейших приёмов.

  1. Чтобы привлечь идеи, переключитесь на любимое занятие. Озарение станет вашим частым гостем. Даже если это уже воплотили, правило «Сделай лучше других» никто не отменял.
  2. Выскажите самому себе все правила, по которым должно было бы развиваться ваше детище. Затем уберите любое из правил – и понаблюдайте, как результат бы менялся. Когда вы ставите перед собой задачу – выделиться, сделать то, чего на рынке нет, — используйте любой из вариантов, который бы пришёл вам в голову, но которого, возможно, нет ещё нигде в его воплощении.
  3. Попробуйте найти причину того, что у вас не получается на данном этапе. В обнаруженной причине ищите другую, свойственную ей причину. Повторите это действие пять раз, возведите причину неудачи в пятую степень. Это поможет увидеть корень проблемы- и устранить его.
  4. Активно ищите мешающую вам проблему. Например, если не хватает времени на решение основного вопроса, спросите себя: что сделать, чтобы его выиграть? Что отложить на потом, сделать малозначимым?
  5. Формулируйте мысли просто. Вспомните правило «одного SMS-сообщения»: чтобы донести до окружающих важность своего дела, не превышайте длину в 160 знаков (включая пробелы).
  6. Прикиньте: вы не родились. Люди вашего времени живут без вас. О чём бы они подумали, чего бы пожелали, если бы вы были? Попробуйте убрать кого-либо из великих людей – не важно, чего добилась эта личность, сотрите мысленно её из истории. Вы поймёте, какова ваша цель, куда вам нужно идти, к чему стремиться.
  7. Старайтесь не использовать средства искусственного интеллекта. Вы бродите по Сети, ищете в Google то, что хотели до этого – а потом, когда снова возвращаетесь к поиску этого же, данный поисковик показывает вам, на каких сайтах вы были, и по ним формирует вам дальнейшую подборку (поисковую выдачу). Тем не менее, данный подход очень опасен – такая выдача может не только помогать вам дальше искать и находить запрашиваемое, но и мешать. Всё хорошо в меру. Попробуйте почитать журнал, который вы ранее никогда не читали – материал позволит вам понять, насколько взгляды авторов и редакторов не соответствуют вашим личным, это иногда тоже полезно.
  8. Заимствуйте суть того, над чем работаете. Хотите пример? Работа копирайтера и рерайтера это ясно показывает. Например, если вы намереваетесь обогатиться чужими текстами, не проработав их – вы крадёте контент. Но когда вы прочитываете несколько таких текстов и, получив необходимый пакет сведений, пишете свой – это глубокий рерайтинг, соседствующий с копирайтингом. Именно по этой причине труд текстовиков всегда будет цениться больше, чем работа автоматического синонимайзера.
  9. Используйте «группу поддержки». Некие замыслы, сулящие колоссальный успех и выгоду, посещают отдельные умы. Но работать в команде – значит, многократно ускорить идею. На первый взгляд кажется, что продемонстрировать некую идею незаконченной – стыд и позор для самого себя. Но не переборщите: излишние проверки ваших предположений, скорее всего, загубят ваши начинания. Хотя здесь есть и оборотная сторона: наблюдение за возникшими проблемами помогут вам улучшить то, что вы, казалось бы, безнадёжно испортили.
  10. Чтобы реализовать пересекающиеся идеи, вам, скорее всего, понадобится один или несколько помогающих. После того, как идеи будут озвучены, сотрудники обменяются своими записями, в результате чего чужие задумки будут переосмыслены. Повторив это действие не менее 4 раз, вы получите огромное количество идей. Вам будет,  с чего далее двигаться.

Данные правила являются залогом креативности. Используйте их.

Четвёртая промышленная революция — Википедия

Четвёртая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0)[1] и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

Получила свое название от инициативы 2011 года возглавляемой бизнесменами, политиками и учеными, которые определили ее как средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Германии через усиленную интеграцию «киберфизических систем», или CPS, в заводские процессы[2]. Изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие[3].

Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью повышения качества жизни, четвёртая промышленная революция несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем её наступление воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить[4].

Одним из важнейших элементов Четвёртой промышленной революции является беспроводная передача данных через сеть Интернет.

Четвёртая промышленная революция обычно описывается путем указания ключевых технологий, который «скоро» выйдут из R&D. К данным технологиям причисляют следующие собирательные понятия грядущих технологий[5]:

Обзорным материалам в части производственной сферы может служить обзорный материал, подготовленный на Всемирном экономическом форуме 2019 года[6]. В качестве направлений, где описываемая революция уже началась, говорят о[источник не указан 109 дней]:

Пример использования дополненной реальности, когда реальные объекты дополняются наложенной на них информацией

"В отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами." - Клаус Шваб "Четвертая промышленная революция", Эксмо-Пресс, 2018 г.[1]

"Четвертная промышленная революция привнесет коренные изменения производственных процессов. Она влечет за собой не только технологические новации, но и смену социальной парадигмы, культурного кода. Масштабное внедрение киберфизических систем и цифровизация промышленности будут не осуществимы без правовых преобразований и политических реформ", - отмечает пресс-служба ТАСС.[2]

Четвертая индустриальная революция разворачивается на наших глазах. Некоторые считают, что это продолжение «цифровой» революции, новый ее этап, на котором техника начинает вытеснять человека.[3]

Начавшаяся четвертая промышленная революция до неузнаваемости изменит образ жизни человека. Нас ожидает величайшая за всю историю человечества трансформация, которая коснется всех сфер жизни общества. Более того, многие изменения уже просматриваются. Базовым отличием этой революции от всех предыдущих является синтез и взаимодействие всех перечисленных технологий.[4]

Клаус Шваб, основатель и бессменный президент всемирного экономического форума в Давосе, характеризует масштаб изменений как беспрецедентный для истории человечества. Перемены затронут всех: отношения человека с миром, с собой и с другими людьми кардинально изменятся. Четвёртая промышленная революция обладает огромным потенциалом по увеличению уровня жизни человечества, решению многих насущных проблем, однако также допускает появление новых проблемных вопросов[4].

Трансформация экономики[править | править код]

Отрасли экономики, имеющие доступ к большим массивам данных, получат возможность радикально повысить качество принимаемых решений на их основе, особенно рутинных. Это относится к банковским, юридическим услугам, страхованию, бухгалтерии, управлению, консалтингу и аудиту, метрологическому обеспечению, здравоохранению и многому другому[3][9][10]. С другой стороны, мощное развитие получит логистика, представленная современными решениями. Понизится роль классических преимуществ, основанных на разнообразной ренте, и роль посредника[11] в пользу потребительских качеств товара и ренты технологической. В целом повысится рациональность пользования ресурсами[12], в том числе природными, развитие должны получить т. н. шеринговая и циркулярная экономика[1]. Экономика станет более прозрачной, предсказуемой, а её развитие быстрым и системным[13]. В мировой экономике с 2010 г. развернулся и набирает силу процесс решоринга[14].

Прозрачность мира[править | править код]

Чем более плотно физический мир будет соединяться с цифровым, тем больше появится возможностей для повсеместного контроля и мониторинга любых изменений и явлений физического мира (в том числе — нежелательных событий) посредством цифровых сетей. Например, может стать проще поиск преступников.[15] Большое значение будет иметь то, как именно будет выстроена архитектура прав доступа[16], а также особенности структурирования и отображения огромного потока информации во времена нарастающего инфовзрыва.

Индивидуализация человеческого мира[править | править код]

Мир станет для каждого индивидуальнее сразу с нескольких позиций. Во-первых, существенно расширятся возможности для кастомизации товаров и услуг, более тонкой настройки под конкретного потребителя. Во-вторых, взаимодействие вещей станет системным, а, значит, и настраиваемым, опять же, под конкретного потребителя. Тому же послужат и средства виртуальной и дополненной реальности, позволяющие создать индивидуальное «продолжение» и окраску/ракурс восприятия мира для каждого человека. По мере погружения человека в цифровую среду его индивидуальное поведение будет становиться всё более и более оцифрованным, то есть доступным для анализа и учёта, что создаст ещё большие возможности для индивидуальной подстройки окружающего мира[12].

С одной стороны, существует мнение, что это провоцирует отчуждение от человека его внутреннего мира, отсутствие свободы формирования собственной личности, сегрегацию людей, основанную на их идентичности, и, как следствие, поляризацию человеческих сообществ. С другой стороны, возможность индивидуального выбора из множества новых разнообразных установок и точек зрения может стимулировать развитие, раскрытие особенностей внутреннего мира человека, расширенный диапазон формирования собственной личности, в том числе благодаря дальнейшему росту разнообразия и легкости создания человеческих сообществ[3].

Новые принципы реальности[править | править код]

Функционирование мира на базе цифровых технологий существенно изменит некоторые прежде фундаментальные свойства реальности, заложенные в качестве принципов в онтологию, этику, эстетику, эпистемологию и т. д. Как следствие, поменяется и значительно разнообразится возможная структура личности человека[3].

Социальное расслоение[править | править код]

Четвёртая промышленная революция несёт в себе сразу несколько предпосылок для социального расслоения. Появление роботизированных решений множества задач приведёт к понижению ценности низко- и среднеквалифицированного труда[12][13]. Это может подорвать материальный достаток многочисленного среднего класса, что ограничивает возможности его представителей для вложения в собственный человеческий капитал. Без развития человеческого капитала для человека создаются труднопреодолимые барьеры для вхождения на рынок высококвалифицированного труда, в результате чего его труд продолжает плохо оплачиваться, а человек лишён возможностей это исправить. С другой стороны, обесценивание низкоквалифицированного человеческого труда приводит к потере развивающимися странами преимущества дешёвой рабочей силы и возможностей для догоняющего развития. Это усиливает расслоение в благосостоянии между странами.[11][16]

В то же время четвёртая промышленная революция предоставляет ряд новых возможностей для традиционно отстающих стран в связи с общим перекраиванием глобального рынка труда и понижением роли некоторых ограничивающих факторов по вливанию в него, вроде географического положения, институциональной неразвитости и других подобных[13].

Исчезновение старых профессий и появление новых[править | править код]

Также как и в предыдущие промышленные революции трансформация экономики приводит и будет приводить к исчезновению одних массовых профессий и появлению других - новых. К примеру после 2-ой и 3-ей промышленной революции исчезли такие профессии как: бурлак, кучер, ямщик, трубочист, фонарщик, заготовщик льда, водовоз, вычислитель, машинистки, стенографист и многие другие, см. устаревшие профессии.

  • Исчезающие по состоянию 2020г профессии: радист, библиотекарь, почтальон, кассир, водитель, штурман, бухгалтер, швея, гончар, табельщик, сметчик, ткач, юрист, нотариус, преподаватель, провизор, терапевт, журналист, риэлтор, логист, диспетчер...
  • Появляющиеся профессии: блоггер, разметчик данных, SCRUM-мастер, Product owner, UX/UI дизайнер, Data scientist, биоинформатик, биофармаколог, нейропсихолог, инженер 3D-печати и многие другие, см. подробнее Атлас новых профессий[17].

Расшатывание политических систем[править | править код]

Ухудшающееся положение среднего класса может привести к разбалансированию политических систем, опирающихся на средний класс, усилению идей популизма, радикализма, фундаментализма[11] и милитаризма[13].

Industrie 4.0 — концепция, используемые в рамках германской государственно-частной программы по созданию автоматизированных взаимодействующих с внешней средой производств, выпускающих индивидуализированные продукты.[18] Индустрия 4.0 постепенно захватывает весь мир - США создали некоммерческий консорциум Industrial Internet в 2014 году[19], которым руководят лидеры промышленности General Electric, AT&T, IBM и Intel.

  1. 1 2 Четвёртая промышленная революция: интернет вещей, циркулярная экономика и блокчейн // furfur.me
  2. ↑ Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? (неопр.). Дата обращения 15 ноября 2019.
  3. 1 2 3 4 Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция // theoryandpractice.ru
  4. 1 2 4-я промышленная революция в Давосе
  5. PricewaterhouseCoopers. Восемь ключевых технологий для бизнеса (рус.). PwC. Дата обращения 15 ноября 2019.
  6. ↑ Четвертая промышленная революция : Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций (неопр.). Всемирный экономический форум (2019).
  7. Kateryna Bondar. What is in reality Industry 4.0? (англ.), InnovaCima (9 ноября 2017). Дата обращения 19 декабря 2017.
  8. ↑ Preclík Vratislav: Průmyslová logistika, (Industrial logistics) 359 s., ISBN 80-01-03449-6, Nakladatelství ČVUT v Praze, 2006, str.63 - 73, 75 - 85
  9. ↑ Греф предрек похороны современной банковской системы // banki.ru, 21.05.2016
  10. ↑ В Минфине предупредили о скором исчезновении профессии бухгалтера // Лента. Ру, сен 2016
  11. 1 2 3 Кобяков, 2016.
  12. 1 2 3 Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? (неопр.). Дата обращения 15 ноября 2019.
  13. 1 2 3 4 Сергей Галкин. Промышленная революция 4.0 (неопр.). - Reed Media. web.archive.org (10.05.2016). Дата обращения 15 ноября 2019.
  14. Кондратьев В. Решоринг как форма реиндустриализации // Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 9, сс. 54-65.
  15. Даниил Туровский. Конец частной жизни Даниил Туровский — о приложении FindFace и технологиях тотальной слежки (неопр.). meduza.io (7 июля 2016). Дата обращения 15 ноября 2019.
  16. 1 2 Четвёртая революция: интернет вещей
  17. Дмитрий Судаков. Атлас новых профессий (неопр.). федеральный проект «Атлас новых профессий». При поддержке МШУ «Сколково» и Агентства стратегических инициатив.
  18. ↑ Четвертая промышленная революция в «Футурошок» на РС/РСЕ, 20.02.2016
  19. ↑ AT&T+Cisco+GE+IBM+Intel = Industrial Internet Consortium | AT&T (англ.). about.att.com. Дата обращения 15 ноября 2019.
Диссертации/монографии
Книги
Статьи
Периодика

Концепция «4Р» и планирование маркетинга в кратком и ясном изложении

Комплекс маркетинга — это стержень, на котором строятся теория и практика маркетинга. Четыре его элемента образуют основу для четырех видов маркетинговой политики: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной. Это и простейший алгоритм разработки плана маркетинга. Достаточно проанализировать деятельность фирмы по каждому из его компонентов, и большинство проблем найдет свое решение.

Автор: Миxaил Лeoнидович Кaлужcкий, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга BЗФЭИ (филиал в г. Oмcке).

Маркетинг начинается с изучения покупателей, выявления их мотивов и потребностей, а завершается продажей продукции и удовлетворением выявленных потребностей. В качестве стержня любой маркетинговой деятельности на рынке выступает комплекс маркетинга.

Комплекс маркетинга (маркетинг-микс, маркетинговая смесь, концепция «4Р») — это совокупность инструментов, используемых в маркетинге для воздействия на потребительский спрос. Он включает в себя четыре основных элемента маркетинга.

Элемент I. Товар. Элемент «товар» (англ. product) включает в себя следующие компоненты:

  • Собственно товар — совокупность свойств товара, услуги или идеи, которые предлагаются для продажи. И здесь не так важно, какими качественными характеристиками обладает товар. Гораздо важнее, какие потребности покупателей и насколько эффективно он может удовлетворить. Пример: морально устаревшая, но технологически совершенная пишущая машинка Olivetti, уступающая самому примитивному компьютеру.
  • Товарный знак — символ фирмы или товара, позиционированный в сознании потребителей. В маркетинге это искусственно созданный стереотип восприятия товара, но никак не утвержденный в установленном законом порядке логотип. Пример: различия в восприятии потребителями 90х годов товарных марок фирмы Pierre Cardin и фабрики «Большевичка».
  • Упаковка — средство стимулирования покупателей и контрагентов. В маркетинге упаковка рассматривается не столько как средство обеспечения сохранности товара, сколько как дополнительный стимул для принятия потребителем решения о покупке, носитель адресного обращения. Примеры: упаковка «двойного назначения» или реклама на упаковке.
  • Услуги — преимущества или удобства, предлагаемые на продажу или предоставляемые в связи с продажей товара. Здесь речь идет либо об услугах как таковых (транспорт, консалтинг, ремонт и т. п.), либо об услугах, предоставляемых в связи с продажей товара, но не связанных с ним напрямую. Примеры: бесплатный мешочек при покупке или бесплатная стоянка для автомобилей у магазина.
  • Гарантия — степень соответствия товара своему назначению. Покупатель, приобретая товар, рассчитывает на его потребительские свойства. Если ожидания не оправдываются, товарная марка перестает пользоваться популярностью. Пример: чайник Scarlett должен кипятить воду и служить достаточно долго, а не только в течение 30-дневной гарантии.
  • Сервисное обслуживание — гарантийное обслуживание, удовлетворяющее потребителей. В маркетинге это прежде всего средство поддержания имиджа товарной марки и борьбы за предпочтения потребителей, а не решение организационных вопросов ремонта. Пример: товары корпораций Samsung и LG в отличие от товаров корпорации Sony предусматривают трехлетнее бесплатное сервисное обслуживание.

Элемент II. Цена. Элемент «цена» (англ. price) включает в себя следующие компоненты:

  • Ценообразование — деятельность, связанная с установлением цены на товар. Ценообразование не проводится наобум. Здесь есть свои закономерности: дорогие товары требуют больших затрат на продвижение, а цена дешевых товаров сама является стимулом для покупки. Многое в ценообразовании зависит и от степени сегментной насыщенности рынка, деятельности конкурентов и от субъективного восприятия товаров потребителями.
  • Скидка — снижение запрашиваемой цены на товар с целью стимулирования продаж. Общий принцип здесь: сначала следует «накидка», а затем скидка. В любом случае продавец ориентируется на базовую цену, ниже которой он не готов продавать, а покупатель — на воспринимаемую цену, которую видит на ценнике. Главный недостаток скидок — покупатели быстро привыкают к скидкам, воспринимая их как должное.

Элемент III. Сбыт. Элемент «сбыт», или «распределение» (англ. place), включает в себя два компонента.

  • Каналы сбыта (товародвижения, распределения) — путь, который проходит товар от поставщика к конечному потребителю. Длина каналов определяется числом посредников на пути товара от поставщика к потребителю. Каналы сбыта обычно соответствуют отдельным сегментам потребительского рынка. Задача маркетинга заключается в подборе, организации и отслеживании эффективности (пропускной способности) каналов сбыта. Пример: пиво можно продавать на оптовых рынках, в специализированных отделах магазинов и через рестораны.
  • Процесс сбыта — реальное движение товара от места производства к месту потребления. Сюда входят условия контракта: длительность (разовая сделка или долгосрочный контракт), доставка (самовывоз или транспорт поставщика), оплата (предоплата, отсрочка платежа, консигнация), размер партии, способ доставки (контейнер, почтовый вагон, автофургон, авиа) и т. д. Задача маркетинга заключается в оптимальном согласовании интересов всех участников каналов сбыта для достижения максимального экономического эффекта. Процесс сбыта обычно относят к сфере маркетинговой логистики.

Элемент IV. Коммуникации. Элемент «коммуникации», или «продвижение» (англ. promotion), включает в себя следующие компоненты.

  • Реклама — оплаченное продавцом неличное продвижение товара или услуги. К маркетингу относится не вся рекламная деятельность в целом, а только процесс рекламного продвижения товара на рынке. Главное здесь — не технологии изготовления рекламы, а то, как она воздействует на показатели продаж товаров. Маркетинг занимается анализом рынка при разработке рекламной кампании, ее планированием и отслеживанием эффективности.
  • Личные (прямые) продажи — продажа товаров посредством личного общения между продавцом и покупателями. Как минимум это подразумевает уровень обслуживания покупателей (предоставление информации о свойствах и преимуществах товара и др.). Как максимум это то, что у нас не совсем верно называется сетевым маркетингом (пищевые добавки, косметика). Задача маркетинга заключается в информационном обеспечении процесса взаимодействия с покупателями.
  • Пропаганда — деятельность, направленная на формирование благоприятного имиджа фирмы или товарной марки. Основное отличие пропаганды от рекламы в маркетинге заключается в том, что пропаганда направлена на продвижение имиджа фирмы, а реклама — на продвижение имиджа товара. В целом пропаганда (PR, паблисити, связи с общественностью) подразумевает использование приемов, не подпадающих под действие Закона РФ «О рекламе» (акции, пресс-конференции, спонсорство и т. п.).
  • Стимулирование продаж — любая иная деятельность, направленная на стимулирование работы персонала и контрагентов. Сюда входят меры морального и материального стимулирования, повышающие заинтересованность участников системы товародвижения в результатах продаж. Это могут быть премии, бесплатные путевки и Доска почета для торгового персонала или конкурс на лучшего дилера» для контрагентов.

Комплекс маркетинга — это стержень, на котором строятся теория и практика маркетинга. Четыре его элемента образуют основу для четырех видов маркетинговой политики: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной. И одновременно комплекс маркетинга — простейший алгоритм разработки плана маркетинга. Достаточно проанализировать деятельность фирмы по каждому из его компонентов, и большинство проблем найдет свое решение.

Существует укоренившееся мнение о том, что маркетинг направлен на увеличение продажи товаров. Это не совсем так.

Основная цель маркетинга — обеспечение предсказуемости результатов рыночной деятельности предприятия, минимизация неопределенности и риска, связанных с приобретением, производством или продажей товаров.

Для достижения основной цели маркетинга используется стратегический подход, в рамках которого решаются следующие задачи.

  • Увязка текущей рентабельности с решением долгосрочных задач.
  • Прогнозирование будущих изменений рынка.
  • Альтернативное распределение ресурсов на приоритетных направлениях.

Формулировка целей и задач маркетинговой деятельности, выполнение условий ее реализации позволяют приступить к планированию маркетинга.

Планирование маркетинга

Планирование маркетинга подразумевает наличие двух видов взаимодополняющих документов: плана маркетинга и программы маркетинга.

План маркетинга представляет собой документ, определяющий маркетинговые цели, задачи и основные стратегии при продвижении продукции на потребительском рынке. Он носит рекомендательный характер и входит в общий план работы предприятия наряду с финансовым, производственным и другими планами.

Программа маркетинга конкретизирует план маркетинга и представляет собой документ, определяющий, кто, что, когда, где и каким образом делает и за что несет перед руководством персональную ответственность.

Планирование маркетинга подразумевает выбор стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

Стратегия маркетинга — это совокупность целей и задач маркетинга по повышению конкурентоспособности продаж через определение основных параметров предложения на рынке.

Например, если перед маркетингом поставлена задача вывода нового товара на рынок, то стратегия будет связана с обеспечением уникальности товара в глазах потребителей по одному или нескольким элементам комплекса маркетинга (свойства, цена, распределение и продвижение). Соответственно она будет включать в себя товарную, ценовую, сбытовую и коммуникативную стратегии продвижения товара.

Тактика маркетинга — это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности продаж в условиях текущего рыночного спроса.

Разработка тактики маркетинга подразумевает временные, количественные или качественные критерии оценки ее эффективности. Например, вывод нового товара на рынок может оцениваться по срокам завершения мероприятий, объемам продаж и занятой доле рынка. Тактика подразумевает решение текущих проблем, встающих на пути реализации маркетинговой стратегии (через скидки, рекламу, ассортимент и т. д.).

Любой план маркетинга ориентирован на максимальную адаптацию к условиям рынка и корректируется в зависимости от изменения рыночных условий. Наиболее «продвинутые» фирмы рассматривают маркетинговые планы как прообраз и основу общего плана.

Маркетинговое планирование предполагает реализацию ряда основополагающих принципов.

  • Принцип скользящего планирования — предусматривает корректировку плановых показателей в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. К примеру, план может быть составлен на 2-3 года, но корректировки вносятся ежегодно по мере необходимости. Поэтому в маркетинговые планы включаются так называемые финансовые и ресурсные подушки — резервные фонды на случай непредвиденных обстоятельств.
  • Принцип многовариантности — разработка сразу нескольких вариантов плана маркетинга (обычно два варианта — наихудший и оптимальный). Оптимальный план предусматривает своевременное достижение плановых показателей. Наихудший составляется на случай, если запланированные мероприятия «не сработают» и придется отыгрывать назад. Если же показатели будут гораздо лучше плановых, то придется кардинально перестраивать всю работу фирмы.
  • Принцип дифференциации — подразумевает переориентацию маркетинга на обслуживание отдельных категорий клиентов, отобранных по какому-либо признаку. Дело в том, что товары (работы, услуги) не могут устраивать абсолютно всех потребителей сразу. Различия потенциальных покупателей всегда слишком велики (привычки, образ жизни, потребности, интересы и т. д.).

Следует понимать, что маркетинг неразрывно связан не только со сбытом продукции, но и с ее производством. В задачи маркетинга входит определение особенностей товара и масштабов производства, а также анализ возможных перспектив сбыта продукции.

Другими словами, решения в области маркетинга предшествуют решениям в области производства и определения размеров капиталовложений. Таким образом, современный маркетинг включает в себя деятельность, направленную на производство пользующейся спросом продукции и приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с особенностями рынка для получения максимальной прибыли.

5 концепций маркетинга с примерами

Маркетинговая концепция – это стратегия, которую компании внедряют для удовлетворения нужд покупателей, повышения продаж, максимизации прибыли и победы в конкуренции. Существует пять маркетинговых концепций, которые воплощают организации.

Маркетинг – это отдел управления, которые пытается разработать стратегии для построения прибыльных отношений с целевыми покупателями. Но какую философию лучше выбрать компании в разработке маркетинговых стратегий?

Существует пять альтернативных концепций, в соответствии с которыми организации разрабатывают и выполняют свои маркетинговые стратегии.

5 концепций маркетинга https://swan-swan.ru 

5 концепций маркетинга

  1. Концепция производства,
  2. Концепция продукции,
  3. Концепция продаж,
  4. Концепция маркетинга,
  5. Концепция социального маркетинга.

 

Эти концепции описаны ниже:

Концепция производства

Идея концепции производства – «Покупателям нравятся широкодоступные и имеющиеся в наличии продукты». Эта концепция является одним из старейших факторов, на который ориентируется маркетинг, и который направляет покупателей.

Компании, ориентирующиеся на этот фактор, подвергаются крупному риску сузить контроль до собственных операций и упустить из вида настоящую цель.

В большинстве случаев концепция производства может привести к маркетинговой близорукости. Управление сосредоточено на повышении эффективности производства и распространения.

Хотя, в некоторых ситуациях, концепция производства все еще может быть полезной.

 

Концепция продукции

Концепция продукции утверждает, что потребители предпочитают продукты, которые обладают наилучшими функциями в области качества, производительности и инноваций.

В рамках этой концепции маркетинговые стратегии фокусируются на постоянном усовершенствовании продукции.

Качество и совершенствование продукции являются важными составляющими маркетинговых стратегий, а порой и единственной их частью. Сосредоточенность только на продукции компании также может привести к маркетинговой близорукости.

Например:

Предположим, что компания выпускает лучшие в мире дискеты. Но нужны ли дискеты покупателям?

Покупателям нужно что-то для хранения данных. Это может быть USB-накопитель, SD-карты памяти, внешние жесткие диски и т.п.

Поэтому компания не должна стремиться к тому, чтобы сделать лучшую дискету. Она должна сосредоточиться на том, чтобы удовлетворить нужды покупателей в области хранения данных.

 

Концепция продаж

Концепция продаж основана на идее, что «покупатели не будут покупать продукцию фирмы в достаточном количестве без масштабных усилий по рекламе и продажам».

Здесь руководство думает о создании торговых сделок, а не о построении долгосрочных и прибыльных отношений с покупателями.

Другими словами:

Цель – продать то, что делает компания, вместо того, чтобы делать то, что хочет рынок. Подобная агрессивная программа продаж создает очень высокие риски.

В концепции продаж маркетолог предполагает, что уговорит покупателя купить продукт, и покупателю он понравится. А если не понравится, покупатель, скорее всего, забудет свое разочарование и позже снова купит этот продукт. Обычно это оказывается очень плохим и затратным предположением.

Как правило, концепция продаж применяется к невостребованным товарам. Невостребованные товары – это те товары, о которых сами покупатели не задумываются, например, страховка или донорство крови.

Эти отрасли должны уметь находить перспективных покупателей и убеждать их в преимуществах продукции.

 

Концепция маркетинга

Концепция маркетинга подразумевает, что «достижение целей организации зависит от понимания потребностей и желаний целевых рынков, и предоставлении желаемого удовлетворения лучше, чем конкуренты».

Здесь управление маркетингом принимает подход ориентированности на покупателя.

В рамках концепции маркетинга дорогами к продажам и получению прибыли становится фокус на покупателях и их ценности.

Концепция маркетинга является ориентированной на покупателя философией «почувствуй и среагируй». Задаче не в том, чтобы найти правильных покупателей для своего продукта, а наоборот, найти правильный продукт для своих покупателей.

Концепция маркетинга и концепция продаж являются полярными противоположностями.

 

Различия между концепцией маркетинга и концепцией продаж

 

Начальная точка

Фокус

Средства

Цель

Концепция маркетинга

Фабрика

Существующая продукция

Продажа и продвижение

Прибыль через объем продаж

Концепция продаж

Рынок

Нужды покупателя

Интегрированный маркетинг

Прибыль через удовлетворенность покупателя

 

Концепция продаж

Концепция маркетинга

1

Предпринимает масштабные усилия по продаже и продвижению

Предпринимает следующие действия: изучение рынка

2

Концепция продаж подходит для невостребованных товаров – тех товаров, о которых покупатели обычно не задумываются, например, о страховке или донорстве крови.

Концепция маркетинга подходит практически для каждого типа продукции и рынка.

3

Фокус концепции продаж начинается на уровне производства.

Фокус концепции маркетинга начинается с понимания рынка.

4

Любая компания, следующая концепции продаж, принимает на себя высокий риск

Компании, следующие концепции маркетинга, испытывают меньший риск и неопределенность.

5

Концепция продаж предполагает: «продукт понравится покупателям, которых уговорили его купить. Или, если не понравится, они, возможно, забудут о разочаровании и снова его купят».

Вместо предположений, концепция маркетинга узнает, что на самом деле нужно покупателю, и действует соответственно.

6

Концепция продаж делает плохие предположения.

Концепция маркетинга работает на основании фактов, собранных при помощи подхода «ориентация на рынок и покупателя».

Концепция социального маркетинга

 

Общество (благополучие людей)

 

 

Концепция социального маркетинга

 

Покупатели (удовлетворение)

 

Компании (прибыль)

 

Концепция социального маркетинга задается вопросами там, где чистая концепция маркетинга упускает из вида возможные конфликты между сиюминутными желаниями покупателей и их долгосрочным благополучием.

Концепция социального маркетинга утверждает, что «маркетинговая стратегия должна давать покупателям ценность таким образом, чтобы поддерживать или улучшать благополучие и потребителей, и общества».

Она требует устойчивого маркетинга, социально и экологически ответственного, который удовлетворяет текущие нужды потребителей и компаний, но также сохраняет или улучшает способность будущих поколений удовлетворять свои нужды.

Концепция социального маркетинга ставит благополучие людей выше прибыли и удовлетворения желаний.

Уже нажата аварийная кнопка глобального потепления, и нам необходимо переосмыслить, как мы используем наши ресурсы. Поэтому компании медленно, частично или полностью, начинают воплощать концепцию социального маркетинга.

 

Пример перевода статьи по тематике «Реклама и маркетинг».

Читайте также: Расшифровка аудиозаписей 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ «УНИВЕРСИТЕТ 4.0» | Опубликовать статью РИНЦ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ «УНИВЕРСИТЕТ 4.0»

Научная статья

Титов С.В. *

ORCID: 0000-0002-1505-3637,

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (itrust14[at]gmail.com)

Аннотация

В данной статье автором рассмотрены основные положения, базис и перспектива развития исследуемой концепции. На сегодняшний день, концепция «Университета 4.0» не разработана должным образом. В академическом сообществе часто встречаются различные дискуссии об основных направлениях развития концепции и взгляды на саму суть нового формата образования. Автор статьи сразу отмечает, что главные различия точек зрения исследуемой концепции заключаются в подходах к предполагаемой сути и функциям университета будущего. Основные подходы проанализированы, в результате чего выявлены основные преимущества исследуемой концепции, которые приведены в представленной статье. Текущие наработки являются основополагающими в оптимизации концепции и могут быть предложены на рассмотрение в профильные проектные учреждения Минобразования РФ, внедрены в МИФИ и другие вузы страны [1].

Ключевые слова: концепция, университет 4.0, трансформация образования, биоцифровой. 

MAIN PROVISIONS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF “UNIVERSITY 4.0” CONCEPT

Research article

Titov S.V.*

ORCID: 0000-0002-1505-3637,

National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russia

* Corresponding author (itrust14[at]gmail.com)

Abstract

The author discusses the main provisions, the basis and the prospect for the development of the concept under study. The “University 4.0” concept is not developed properly nowadays. There are often various discussions about the main directions of the concept development and views on the very essence of the new format of education in the academic community. The author of the article notes that the main differences in the way the concept under study is seen lie in the approaches to the intended essence and functions of a university of the future. The main approaches are analysed, the main advantages of the studied concept are revealed as a result, and presented in the article. Current developments are fundamental regarding the optimization of the concept and can be proposed for consideration to the relevant institutions of the Ministry of Education of the Russian Federation and subsequently introduced in the MEPhI and other universities of the state [1].

Keywords: concept, university 4.0, education transformation, bio-digital. 

Одна из точек зрения представляет собой концепцию как институт общества, реализующий функцию «поставщика знаний о будущем» [1, С. 180]. С такой позиции университет способен эффективно проявлять функцию «капитализации собственных знаний» и представляется ведущим университетом по развитию высокотехнологичных отраслей. Подобная трансформация повышает рост:

  • уровня отдачи в социально-экономическое развитие общества;
  • количества проводимых для общества значимых и качественных исследований;
  • конкурентоспособности выпускников на рынке труда и университетов на рынке образовательных услуг;
  • самостоятельности университетов в плане зависимости бюджетного финансирования и т.д.;
  • эффективности взаимодействия с группами стейкхолдеров университетов и учету их интересов.

В результате трансформация может проявиться в различных значимых положениях концепции. В целеполагании, модель управления shared gover-nance приведет к новой стратегии развития университета, учитывающую предпринимательские ценности [6, С. 105-111], [11] и новую социальную значимость. Во взаимодействии со стейкхолдерами предполагается активная политика работы с выпускниками, взаимодействие с бизнес-средой, и др. Включение предпринимательских компетенций в перечень навыков и знаний благодаря интернационализации университета (повышения мобильности преподавателей и студентов, развития международных проектов и др.) (см. Рис.1).

26-06-2019 15-47-15

Рис. 1 – Формат «Университет 4.0» с точки зрения встраивания в новые технологические рынки

 

Таким образом, трансформация направлена главным образом не столько на развитие «источника знаний о будущем», сколько на встраивание формата университета в рыночные отношения [7], [8].

Взгляд на форму концепции, как «биоцифровой университет», с точки зрения автора, является более отвечающим реалиям времени и включающим черты классического образования («образования человека-интеллектуала» [9, С. 5-9]. Формирование формата «биоцифрового» университета становится реальной перспективой, которая обусловлена стремительным развитием аналитических приложений и платформ, новой промышленной революцией, что влечет смену социального заказа (развитие сетевых сообществ, образовательных хабов, образовательных ресурсов с вариативностью обучения и др.) [15, С. 441-450].

Целевой установкой станут способы «вскрытия» талантов и разработка новых жизненных сценариев человека через синтез «умных технологий» и биологии, развитие ноосферы. Модель оценки может быть заменена на «модель множественного интеллекта», при которой критерии оценивания знаний будут адаптированы под особенности мышления личности. Оценка знаний может быть заменена н с формальной на жизнеспособный продукт или релевантный вклад в развитие экосистемы общества (например, решение локальных или глобальных проблем). Скрипты будут адаптированы под потребности человека, вытеснив полностью линейный способ передачи информации. На смену дисциплинарному ядру придет тематическое образование [13, С. 185-194]. Ожидается смена самой формы существования университета: из двухмерного существования в форме физического объекта осуществится переход в виртуальную реальность (облачные технологии, формат сетевого партнерства с распределенным управлением). Ключевые категории нового формата основываются на: экосистеме (развитие которой – одна из ключевых образовательных целей), творчестве (человек – созидатель и создатель), бизнесе (регулятор межинституциональных отношений) [12].

Биоцифровой формат имеет определенные перспективы развития. Образовательные ресурсы и аналитические приложения, адаптированные под возможности и потребности человека, смогут менять способы получения образования фундаментально, приводя к развитию феномена «образования по требованию» [16, С. 192]. Такая модель будет полностью соответствовать развивающейся тенденции непрерывного образования. Образование (как продукт и процесс) сможет выйти за рамки этнической культуры и национального государства с формированием мультикультурного обучения, что приведет к асинхронизации идентичности [3, С. 146-158]. В результате будет произведена смена характера теоретических знаний, основанием чего станет сложная аналитика, постулизированная на цепочке когнитивных операций. При этом постоянная смена реальности образования будет находиться в режиме конструирования без рамок, конца и результатов [5, С. 141-149]. Возможно, что постоянная динамика образовательного процесса и биоцифровая эра позволят устранить имеющийся на современном этапе дизруптивный процесс – консерватизм исследований в научном сообществе [14, С. 875-908].

С точки зрения смены парадигмы системы образования, основные положения концепции «Университет 4.0» можно выразить следующим образом (см. Рис. 2) [9].

26-06-2019 15-50-19

Рис. 2 – Концептуальная модель формата «Университет 4.0» (по Е.В. Неборскому)

 

Очевидно, что подобные положения определяют сущность концепции – формирование «модели образования будущего, ориентированного на соответствие реалиям общества и создание желаемого будущего». С точки зрения автора статьи подобное видение концепции ориентировано именно на решение наиболее острых проблем, а значит больше отвечает требованиям современности.

С точки зрения фаз развития общества основные положения концепции могут быть отражены следующим образом (см. Табл.1) [4, С. 25]. В подобном видении концепции сложная действительность включает: разработку новых технологий в форме «превращения знания в действительность», формирование оснований мысли (базовые модели, понятия, категории), запуск старатпов, разработку именно фундаментального знания, координацию субъектов, развертывание сети коммуникаций.

 

Таблица 1 – характеристика фаз развития общества и концепции «Университет 4.0» в категориальной схеме «деятельностное – социальное – антропологическое»

Компоненты Фаза развития общества Характеристика концепции
Деятельностный Основа производства – человеко-машинные системы и сети.

Форма организации деятельности – виртуальные компании и платформы

Продукт в форме «общественного блага».

Ведущий фактор развития – производство инноваций и знаний.

Разработка новых ценностных, рациональных и этических оснований.

Основа – собственное «ценностное ядро» и «персональный мир».

Обучение – участие в создании виртуальных действительностей, разработка пакетов когнитивных технологий.

Социальный Трансформация институциональности – новые типы институтов и формы воспроизводства общества.

Социум – «мир миров».

Ведущий тип отношений – позиционные отношения.

Новые формы социальности – коллективный интеллект, ценностное сообщество и др. [3, С. 146-158]

Университет интегрируется с обществом.

Университет становится средой появления новых форм социальности.

Ведущий тип отношений в университете – позиционные отношения и взаимодействия.

Антропологическое Форма существования – «виртуальный человек»

Ключевые активности: реализация «сотворенного мира», самосборка на избранных ценностных основаниях

«Бытийная» картина мира.

Сознание: самопорождающее, интегративное, произвольно интерактивное.

Человек в университете – субъект поисковой пробной деятельности, замысла-реализации «сотворенных миров».

Университет воспроизводит необходимые компетенции, основанные на креативности.

 

Заключение

Детерминанты, необходимость и суть новой концепции до сих пор остаются дискуссионным вопросом в академическом сообществе. Очевиден один вывод – изменения самой концепции университета неизбежны. Таким образом, общую суть концепции можно определить следующим образом: это смена не только парадигмы, но и сущности предшествующего в той или иной степени классического образования, на смену которому придет модель высшего образования, объединяющая основные компоненты экономики будущего [10]. Общую суть имеющейся концепции можно определить следующим образом: это смена не только парадигмы, но и сущности предшествующего в той или иной степени классического образования, на смену которому придет модель высшего образования, объединяющая основные компоненты экономики будущего.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. АлтГТУ принял программу стратегического развития [электронный ресурс]//Официальный сайт АлтГТУ. – 13.04.2018. – URL: https://www.altstu.ru/m/14810/ (дата обращения 10.04.2019).
  2. Барабанова М.И. Цифровая экономика и «Университет 4.0»/М.И. Барабанова, В.В. Трофимов, Е.В. Трофимова//Журнал правовых и экономических исследований. – 2018. – № 1. С. 180.
  3. Ефимов В. С. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ / В. С. Ефимов, А. В. Лаптева // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 106 (6). — С. 146-158.
  4. Ефимов В.С. Университет 4.0:философско-методологический анализ/В.С. Ефимов, А.В. Лаптева//Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 1. Т.21. – С. 25.
  5. Иванова С. В. Социально-экономические смыслы образования в эпоху постмодерна/С.В. Иванова // Этап: экономическая теория, анализ и практика. – – №2.  – С. 141-149.
  6. Иващенко Н.П. Применение подхода shared governance в российских университетах: постановка проблемы и направления совершенствования/Н.П. Иващенко, О.В. Тимофеева, А.А. Энговатова//Инновации. – 2017. – № 9 (227). – С. 105-111.
  7. Индикатор: Модель для сборки университетов 4.0, или Для кого не наступит будущее [электронный ресурс]//Официальный сайт СПбГУ. – 29.09.2017. – URL: https://spbu.ru/press-center/universitet-v-smi/model-dlya-sborki-universitetov-40-ili-dlya-kogo-ne-nastupit (дата обращения 15.03.2019).
  8. Модель “Университет 4.0” действует [электронный ресурс]//Российская Газета. – 11.04.2017. – URL: https://rg.ru/2017/04/11/kak-profnavigaciia-pomozhet-shkolnikam-v-vybore-professii.html (дата обращения 23.03.2019).
  9. Неборский Е. В. Асинхронизация идентичности в контексте глобализации образования/Е.В. Неборский // Проблемы современного образования. – 2015. – №3.  – С. 5-9.
  10. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 [электронный ресурс]/Е.В. Неборский // Интернет-журнал «Мир науки». – – № 4. Т.5. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения 22.03.2019).
  11. Нестеров А.В. Чем отличается университет 4.0 от университета 3.0: критические размышления [электронный ресурс]/А.В. Нестеров//Личный сайт проф. А.В. Нестерова. – 3 23.09.2017. – URL: https://nesterov.su/чем-отличается-университет-4-0-от-универ/ (дата обращения 15.04.2019)
  12. Смирнов, С. А. Университет 4.0: тренды, вызовы, шансы [электронный ресурс]/С.А. Смирнов// Международная научная конференция «Сибирь в XXI веке — новое освоение: подходы, стратегии, проекты», сборник материалов. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. – URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/33558 (дата обращения 20.03.2019)
  13. Balsiger J. Transdisciplinarity in the class room? Simulating the co-production of sustainability knowledge/ J. Balsiger // Futures. – 2015. – Vol. 65. –  185-194.
  14. Foster J. G. Tradition and innovation in scientist’s research strategies/ J. G. Foster, А. Rzhetsky, J. A. Evans// American Sociological Review. – 2015. – Vol.80, Is. 5.  – P. 875-908.
  15. Kaplan A. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster/А. Kaplan, М. Haenlein // Business Horizons. – 2016.  – Vol. 59, Issue 4. –  441-450.
  16. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution/К. Schwab. – New York: Crown Business, 2017. – 192 p.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. AltGTU prinyal programmu strategicheskogo razvitiya [AltSTU adopted a program of the strategic development] [Electronic resource] // The official site of AltSTU. – 13.04.2018. – URL: https://www.altstu.ru/m/14810/ (appeal date 04.04.2019). [in Russian]
  2. Barabanova M.I. Cifrovaya ekonomika i «Universitet 4.0» [Digital Economy and “University 4.0”] / M.I. Barabanova, V.V. Trofimov, E.V. Trofimova //Journal of Legal and Economic Studies. – 2018. – № 1. p. 180. [in Russian]
  3. Efimov V.S. Fazovye transformacii i budushchee universitetov: filosofsko-metodologicheskij analiz [Phase Transformations and the Future of Universities: Philosophical and Methodological Analysis] / V.S.Efimov, A.V. Lapteva // University Management: Practice and Analysis. – 2016. – № 106 (6). – p. 146-158. [in Russian]
  4. Efimov, V.S. Universitet 4.0:filosofsko-metodologicheskij analiz [University 4.0: Philosophical and Methodological Analysis] / V.S. Efimov, A.V. Laptev // University Management: Practice and Analysis. – 2017. – № 1. Т.21. – p. 25. [in Russian]
  5. Ivanova S.V. Social’no-ekonomicheskie smysly obrazovaniya v epohu postmoderna [Socio-Economic Meanings of Education in the Postmodern Era] / S.V. Ivanova // ETAP: Economic Theory, Analysis and Practice. – 2017. – №2. – p. 141-149. [in Russian]
  6. Ivashchenko N.P. Primenenie podhoda shared governance v rossijskih universitetah: postanovka problemy i napravleniya sovershenstvovaniya [The Application of the Shared Governance Approach in Russian Universities: the Formulation of the Problem and the Direction of Improvement] / N.P. Ivaschenko, O.V. Timofeeva, A.A. Engovatova // Innovations. – 2017. – No. 9 (227). – p. 105-111. [in Russian]
  7. Indikator: Model’ dlya sborki universitetov 4.0, ili Dlya kogo ne nastupit budushchee [Indicator: Model for the assembly of Universities 4.0, or For whom the future does not come] [Electronic resource] // SPbU official website. – 29.09.2017. – URL: https://spbu.ru/press-center/universitet-v-smi/model-.. (appeal date 15.03.2019). [in Russian]
  8. Model’ “Universitet 4.0” dejstvuet [Model “University 4.0” is valid] [Electronic resource] // Russian Newspaper. – 11.04.2017. – URL: https://rg.ru/2017/04/11/kak-profnavigaciia-pomozhet-.. (appeal date 23.03.2019). [in Russian]
  9. Neborsky, E. V. Asinhronizaciya identichnosti v kontekste globalizacii obrazovaniya [Asynchronization of Identity in the Context of the Globalization of Education] / E.V. Neborsky / / Problems of modern education. – 2015. – №3. – p. 5-9. [in Russian]
  10. Neborsky E.V. Rekonstruirovanie modeli universiteta: perekhod k formatu 4.0 [Reconstruction of the university model: transition to the 4.0 format] [Electronic resource] / E.V. Neborsky // Internet Journal “World of Science”. – 2017. – № 4. T.5. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (appeal date 22.03.2019). [in Russian]
  11. Nesterov A.V. CHem otlichaetsya universitet 4.0 ot universiteta 3.0: kriticheskie razmyshleniya [What is the difference between University 4.0 and University 3.0: critical thinking] [Electronic resource] / А.В. Nesterov // Personal site of prof. A.V. Nesterov. – 3 23.09.2017. – URL: https://nesterov.su/why- differs- university-4-0-from-uni / / (contact date 15.04.2019). [in Russian]
  12. Smirnov, S. А. Universitet 4.0: trendy, vyzovy, shansy [University 4.0: trends, challenges, chances] [Electronic resource] /С.А. Smirnov // International Scientific Conference “Siberia in the XXI Century – New Development: Approaches, Strategy, Projects”, collection of materials. – Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2017. – URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/33558 (circulation date 20.03.2019). [in Russian]
  13. Balsiger J. Transdisciplinarity in the class room? Simulating the co-production of sustainability knowledge/ J. Balsiger // Futures. – 2015. – Vol. 65. –  185-194.
  14. Foster J. G. Tradition and innovation in scientist’s research strategies/ J. G. Foster, А. Rzhetsky, J. A. Evans// American Sociological Review. – 2015. – Vol.80, Is. 5.  – P. 875-908.
  15. Kaplan A. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster/А. Kaplan, М. Haenlein // Business Horizons. – 2016.  – Vol. 59, Issue 4. –  441-450.
  16. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution/К. Schwab. – New York: Crown Business, 2017. – 192 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *