Архитектор строительный: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии – Архитектор — Википедия

Архитектура и Строительство

Архитектура

Архитектура – это направление на стыке искусства и науки. Архитектор должен быть талантливым «креативщиком» и опытным инженером-проектировщиком. В России получить специальность архитектора можно по следующим специализациям:

  • архитектор;
  • дизайн архитектурной среды;
  • реставрация и реконструкция архитектурного наследия.

История архитектуры началась тысячи лет назад, когда первые люди стали строить примитивные хижины для защиты от природных катаклизмов. Архитектурные стили значительно менялись на протяжении веков; многие культуры имеют сегодня свои, ярко выраженные архитектурные традиции. В задачу современных архитекторов входит проектирование не только внешнего вида зданий, но и их функциональной и практической «начинки». Хорошие строительные объекты должны долго служить, быть безопасными, а в некоторых случаях также сейсмоустойчивыми. Особым направлением в современной архитектуре является так называемая «зеленая» архитектура – такое проектирование строений, которое минимизировало бы их нагрузку на окружающую среду.

Студенты – будущие архитекторы изучают историю архитектуры, дизайн, черчение, AutoCAD, геометрию, материаловедение

Студенты – будущие архитекторы изучают историю архитектуры, дизайн, черчение, AutoCAD, геометрию, материаловедение. Большая часть курса посвящена непосредственно проектированию, эстетике архитектуры и изучению современных строительных конструкций. Обучение всегда сопровождается и заканчивается практикой, во время которой студенты выполняют реальные проекты. Сюда же входит геодезическая практика и практика по живописи. Будущие архитекторы учатся в МАРХИ, МГУГК, МГАХИ имени Сурикова, РУДН, ГУЗ, МГСУ и других вузах.

Строительство

Направление «Строительство» включает в себя множество самых разных специальностей, от собственно гражданского, промышленного, гидротехнического и других видов строительства и производства строительных материалов до строительства крупных транспортных объектов.

Строительство включает в себя организацию поставок материалов и оборудования, подготовку строительной площадки, само строительство. Над строительным объектом, будь то промышленный объект, жилой дом или крупный транспортный узел, работают самые разные специалисты – архитекторы, инженеры, землемеры, сметчики, электрики, инженеры систем водоснабжения, вентиляции, теплоснабжения, ландшафтные дизайнеры, экономисты, специалисты по ЖКХ и, конечно, руководители проектов. Координация крупного строительства считается одним из сложнейших видов управленческой (организационной) работы. 

В этой статье мы не будем говорить о строительных рабочих, так как для овладения каким-либо строительным ремеслом не обязательно оканчивать высшее учебное заведение. 

А вот для инженеров-проектировщиков и инженеров-строителей «корочка» вуза обязательна. Подготовка подробных планов строительства входит в задачу инженеров-проектировщиков – именно этому и учат данных специалистов в вузах. В число инженеров-проектировщиков входят геодезисты (их работа необходима для правильного выбора типа фундамента и в целом разрешения на строительство исходя из природных условий местности). Технико-экономическим обоснованием затрат на строительство занимается инженер-экономист или сметчик. 

Строительство включает в себя организацию поставок материалов и оборудования, подготовку строительной площадки, само строительство

Главного инженера-строителя еще называют прораб. Кстати, огромным спросом пользуются на рынке прорабы, имеющие не только образование в области строительства, но и в области менеджмента, ведь он должен быть настоящим управленцем, понимающим разные процессы, происходящие на стройке. Другие “виды” инженеров-строителей включают в себя специалистов в разных функциональных областях, например, в теплоснабжении и вентиляции, водоснабжении и водоотведении и т.д.

В российских вузах готовят строителей разных направлений. Хотя наиболее востребованными являются специалисты в области гражданского или промышленного строительства, важным направлением служит также транспортное строительство (дороги, железные дороги, мосты, тоннели, аэродромы и т.д.), гидротехническое строительство, городское хозяйство. Отдельной специализацией является экспертиза и управление недвижимостью.

Будущие строители изучают архитектуру, материаловедение, науки о конструкциях, менеджмент и маркетинг в строительстве. Главные вузы, в которых готовят востребованных строителей, проектировщиков и архитекторов, – МГСУ, МАДИ, МИИТ (МГУПС), МИКХиС, МГАВТ, МАМИ, РУДН, МАРХИ.

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в Москве или Санкт-Петербурге.

К остальным специальностям >>

Что такое Строительство и архитектура? Строительство и архитектура — это… Расписание тренингов. Все Тренинги .ру

Строительство — это деятельность по возведению различных зданий и сооружений, а также их ремонту, реконструкции и реставрации. Архитектура — это создание проектов для строительства.

Всё начинается с работы архитектора, который создаёт детальный проект здания, являющийся заданием для строителей. В процессе строительства архитектор может осуществлять авторский надзор, отслеживая, чтобы возводимый объект точно соответствовал его замыслу.

Строительство включает в себя комплекс организационных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Строительная отрасль — одна из важнейших в экономике, она объединяет в себе возведение различных сооружений, включая дороги, тоннели, транспортные узлы, линии связи и т.п., а также промышленных, гражданских, военных, гидротехнических объектов и др. Из данного перечня видно, что ни один экономический процесс не может обойтись без строительства, начиная от возведения жилья и офисов и заканчивая созданием современных высокотехнологичных заводов, транспортной инфраструктуры и т.д.

Развитие строительства, как правило, очень выгодно для национальной экономики, так как даёт большой кумулятивный эффект как в виде роста производства в смежных отраслях, прежде всего производства стройматериалов, так и создании необходимой инфраструктуры для развития всех других видов бизнеса

.

Так как человек на протяжении всей своей жизни теснейшим образом взаимодействует со строительными объектами, то к зданиям и сооружениям, проектируемым архитекторами, предъявляются не только функциональные, но и эстетические требования, чтобы окружающее нас пространство было комфортным и красивым. В идеале, результат работы архитекторов и строителей должен приводить к появлению настоящих произведений искусства. При этом крайне важно соблюсти баланс между функциональностью и эстетикой.

Научно-технический прогресс приводит к постоянному развитию строительных технологий, появлению новых, более функциональных и качественных материалов, которые расширяют возможности по воплощению в жизнь самых смелых фантазий архитекторов. Без постоянного овладения новыми знаниями невозможно проектировать и строить современные высокотехнологичные и безопасные здания и сооружения

.

Архитектура и строительство

Архитектура и строительство

Определение 1

Архитектура – это особая сфера знаний, симбиоз науки и искусства, создание проектов будущей постройки. Люди, которые занимаются таким проектированием, называются архитекторами.

Архитектура зародилась многие тысячелетия назад, с постройки первых примитивных жилищ, которые служили для защиты от неблагоприятных природных явлений. С развитием технологий, открытием новых материалов, архитектура претерпевала множество изменений. Становилась глобальнее, сложнее. Каждая культура вносила в архитектурное проектирование нечто свое, что привело к созданию разнообразных стилей.

В современном мире в задачи архитектора входит проектирование не только внешнего вида здания, но и его внутренней оболочки. Требования к строительным объектам с каждым разом расширяются, здания должны быть не только прочными и красивыми, но и сейсмоустойчивыми, экологически безопасными.

В настоящее время большой популярностью пользуется «зеленое» проектирование. Это проектирование, которое направлено на сохранение окружающей среды.

В процессе строительства архитектор имеет право следить за его процессом, контролируя соответствие возводимого здания его проекту.

Архитектура часто воспринимается как отрасль искусства, которое направлено на возведение культурных символов.

Области архитектуры

Определение 2

Проектирование – это основное направление архитектуры, тесно связанное со строительством зданий и сооружений. Проектирование включает в себя: творческий процесс создания сооружения, разработку всех разделов проектной документации, надзор за процессом строительства.

Следующей масштабной областью является градостроительство. Это специализированный раздел архитектуры, который занимается решением задач проектирования и развития городской среды. Сюда входит и строительство новых объектов, и решение санитарно-экономических и экологических проблем.

Развитие архитектуры неразрывно связанно с развитием градостроительства. Масштабное строительство имеет гораздо большее значение, чем строительство отдельных сооружений.

Ландшафтная архитектура, занимающаяся организацией садов, парков и других природных сред, тоже является областью архитектуры. Материалом для данной архитектуры служит растительность.

Дизайн интерьера, тоже относится к архитектуре. Это своего рода творческая профессиональная деятельность архитектора, который в данном случае занимается проектированием функционального, эргономичного и эстетичного жилого пространства, с применением художественных средств.

Еще одним направлением является архитектура малых форм. К ним относятся объекты декоративного, мемориального, информационного характера, (стенды, фонари, ограды, скульптурные композиции, фонтаны и др.).

В архитектуре существует большое количество стилей, каждый из которых соответствует определенному историческому периоду. Формирование стилей зависит от климатических, религиозных, технических и культурных факторов. Иногда одному времени бывает присуще сосуществование нескольких стилей.

Архитектурные стили:

  • Романский,
  • Готика,
  • Возрождение,
  • Барокко,
  • Рококо,
  • Классицизм,
  • Эклектика,
  • Модерн,
  • Модернизм,
  • Конструктивизм,
  • Постмодернизм,
  • Хай-тек,
  • Деконструктивизм.

Строительство

За архитектурным проектированием следует процесс строительства, непосредственно возведения самого сооружения, здания.

Определение 3

Строительство – это ряд действий, направленных на возведение, ремонт, реконструкцию различных зданий и сооружений.

Строительство является неотъемлемой частью экономики, так как оно обеспечивает все ее области необходимыми зданиями (офисы, заводские корпуса, фабричные постройки, склады и т. д.) и коммуникационными сооружениями (дороги, туннели, транспортные узла и т.п.).

Виды строительства:

  1. Промышленное строительство. Самый развитый вид строительства во всем мире. Объектами данного строительства являются заводы, фабрики, склады, производственные комплексы. Промышленное строительство отличается большими объемами, большой трудоемкостью и высокой стоимостью,
  2. Гражданское строительство (жилищное). Данный вид строительства занимается возведение не только жилых зданий, но и торговых центров, комплексов бытового обслуживания. Так как гражданское строительство ведется практически всегда по типовым проектам, это наиболее экономичный вид строительства,
  3. Дачный вид строительства. Это один из видов жилищного строительства, который занимается возведением загородных домов и коттеджей,
  4. Коммунальное строительство. Занимается ремонтом и реконструкцией сооружений коммунальной и дорожной сети. Также занимается возведением объектов энергетики и дорожных служб,
  5. Военное строительство. Особый вид строительства, который требует специального допуска. Подрядчики должны обязательно иметь опыт подобного строительства, все сооружения носят оборонный характер,
  6. Сельскохозяйственное строительство. Выполняет строительство сельскохозяйственных объектов (сооружения для потребностей сельского населения, бытовые сооружения, культурные комплексы),
  7. Транспортное строительство. Специализированное строительство транспортных объектов (автомобильные дороги, аэродромные и дорожные покрытия, водо-, газо- и нефтепроводы, мосты),
  8. Энергетическое строительство. Занимается строительством промышленных объектов с функциями производственной электрификации (ТЭЦ, АЭС, ЛЭП, гидростанции, электростанции),
  9. Гидротехническое строительство. Данное строительство занимается возведением таких сооружений, как дамбы, плотины, ГЭС. Целью таких сооружений является контроль за водными ресурсами, их эксплуатация и перераспределение.

Любое строительство проводится согласно типу хозяйственных отношений.

Типы строительства:

  • Подрядный способ. Данный способ осуществляется с помощью профессиональных строительно-монтажных компаний,
  • Хозяйственный способ. Строительство проводится собственными силами,
  • Смешанный способ. Застройщик сам принимает участие в строительстве, а также привлекаются силы подрядчика для специализированных работ.

Направления подготовки — Архитектурно-строительный факультет

1.Направление бакалавриата СТРОИТЕЛЬСТВО (очная, заочная), сроки обучения 4 и 5 лет соответственно. Вступительные испытания: русский язык, математика (профилирующий), физика.

Квалификация (степень) – бакалавр

Профиль «Промышленное и гражданское строительство». Обучение по данному профилю подготовки дает системные знания в области архитектурного проектирования, истории архитектуры, проектирования комфортных условий обитания или производственной деятельности; полные знания в области расчета и проектирования железобетонных, металлических, каменных, деревянных конструкций, фундаментов зданий и сооружений, систем теплоснабжения и вентиляции, водоснабжения и водоотведения; теоретические и практические знания в области технологии, организации, управления и экономики строительства; проектирования природоохранных объектов. Особое место в подготовке занимают учебные и производственные практики, которые, как правило, проводятся на базе лучших строительных организаций города и республики. На базе профиля готовится работник широкого профиля. Выпускники могут работать руководителями строительных организаций, проектных институтов, научных подразделений, финансово-экономических структур.

Профиль «Городское строительство». Потребность в профессионалах такого рода диктуется значимостью коммунального хозяйства городов Республики Мордовия. Область профессиональной деятельности бакалавров по данному профилю подготовки включает в себя инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатация, оценка и реконструкция зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются промышленные, гражданские здания, гидротехнические и природоохранные сооружения; системы теплогазоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения; объекты недвижимости, земельные участки, городские территории. Выпускники данного профиля подготовки могут выполнять ремонт, реконструкцию, техническую эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений и жилых комплексов, работать в проектных институтах, строительных и эксплуатационных организациях городских и сельских поселений, в управлениях ЖКХ, муниципальных, унитарных предприятиях, в строительных фирмах, ведущих ремонт и реконструкцию зданий и сооружений.

Профиль «Автомобильные дороги». Профессия дорожника является одной из самых древних видов деятельности человека. Нет дороги – нет пищи, жилья, общения, жизни. Проектирование и строительство дорог – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Бакалавр по данному профилю подготовки способен решать задачи по проектированию, строительству, эксплуатации и обслуживанию автомобильных дорог; рассчитывать динамические нагрузки от транспорта; исследовать воздействие внешних факторов на структуру покрытия дорог; проектировать и конструировать мосты, тоннели, эстакады, транспортные развязки; учитывать социальную и экономическую значимость проектируемых объектов, безопасность в эксплуатации, экологическое воздействие на природу и человека. Выпускники данного профиля подготовки могут работать в организациях, связанных с управлением дорожным хозяйством городов и республик, проектных институтах дорожного строительства, в строительных фирмах, ведущих строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Профиль «Cтоимостной инжиниринг».Объект профессиональной деятельности – это сфера по производству стоимостных расчетов (обоснований) на всех этапах осуществления инвестиционно-строительного проекта, определяющая экономические отношения его участников. Выпускники данного профиля — это инженеры-сметчики со знанием экономики, сметного дела, проектирования, технологии и организации строительства. Умение ориентироваться в технологии строительных материалов, методах наиболее рационального проектирования зданий и сооружений и выборе наиболее экономичных материалов и изделий, в оценке объема заказов и его стоимости – неотъемлемые черты строительного менеджмента.

2. Направление бакалавриата АРХИТЕКТУРА (очная), срок обучения 5 лет. Вступительные испытания: русский язык, математика (профилирующий), творческий экзамен (рисунок, композиция, черчение).

Квалификация (степень) – бакалавр.

Профиль – «Архитектурное проектирование». Объектом профессиональной деятельности архитектора являются вновь создаваемая, реконструируемая или реставрируемая городская или загородная среда. Основным предметом проектирования являются здания (жилые, общественные, промышленные). Кроме того, архитектор получает подготовку, позволяющую заниматься интерьером (жилым, общественным, производственным), группой зданий, жилым микрорайоном и жилым районом, населенный пунктом, поселком, городом, агломерацией.

Профиль «Проектирование интерьера» Объект профессиональной деятельности специалиста — интерьер жилых, общественных и производственных зданий. Основными направлениями проектирования являются: интерьер квартиры или односемейного дома, интерьер административного, торгового, зрелищного, спортивного, культового здания. Выпускник по специальности «Искусство интерьера» получает подготовку, позволяющую заниматься также оформлением выставочных экспозиций, торговых витрин, проектированием мебели.

3. Направление бакалавриата ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ (очная), срок обучения 5 лет. Вступительные испытания: русский язык, математика (профилирующий), творческий экзамен (рисунок, композиция, черчение).

Квалификация (степень) – бакалавр

Профиль «Проектирование городской среды». Объект профессиональной деятельности архитектора-дизайнера комплексное формирование разнообразных городских комплексов, ансамблей общественных центров городов. Основным предметом проектирования является группа зданий (жилых, общественных, промышленных) с комплексным благоустройством территории, кроме того, архитектор-дизайнер получает подготовку, позволяющую заниматься жилым микрорайоном и жилым районом.

4. Специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» (очная), сроки обучения 6 лет. Вступительные испытания: математика (профилирующий), физика, русский язык.

Квалификация (степень) – специалист.

Специализации: «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений»;

«Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений»

Деятельность специалиста направлена на строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений, разработку эффективных технологий возведения зданий и сооружений, создание новых строительных конструкций и материалов, развитие инженерных служб менеджмента, планирование и организацию строительства, управление коллективом, разработку проектно-сметной документации. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: Промышленные и гражданские здания и сооружения, высотные и большепролётные здания и сооружения, специализированные сооружения автомобильного транспорта, автомагистрали, аэродромы и специальные сооружения, объекты специального назначения.

Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в докторантуре и аспирантуре, функционирующих на факультете. На сегодняшний день в них обучаются 2 докторанта и 18 аспирантов. За последние пять лет защищены 2 докторские и 23 кандидатские диссертации.

МАГИСТРАТУРА

По окончании бакалавриата (первой ступени высшего образования) у бакалавров есть возможность получить вторую ступень высшего образования, поступив и окончив магистратуру по направлению «Строительство». На факультете реализуются следующие магистерские программы:

«Технология производства строительных материалов, изделий, конструкций»

«Ресурсосбережение и экология строительных материалов, изделий, конструкций»

«Архитектурно-строительное материаловедение»

«Теория и проектирование зданий и сооружений»

«Биотехнологии в строительстве»

«Биоповреждения и биозащита зданий и сооружений».

Вступительный предметный экзамен по направлению подготовки 270800 «Строительство» проводится по специальности в зависимости от магистерской программы « Технология строительных материалов, изделий и конструкций», «Теория и проектирование зданий и сооружений».

Срок обучения – 2 года.

АСПИРАНТУРА принимает выпускников, желающих заниматься научной деятельностью по направлениям «Строительство», «Архитектура» (срок обучения – 3 года)

Архитектура в строительстве зданий и сооружений

В строительстве принято рассматривать два основных понятия, касающихся возводимых объектов:

Здания. Так называются постройки, чьей основной функцией является обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности людей таких как: обучение, трудовая и физическая деятельность, бытовые нужды. В большинстве случаев они являются совокупностью ряда помещений, у каждого из которых есть своя задача, относящаяся к ряду функциональных или технологических;

Сооружения. В большинстве своем так называют отдельные конструкции, несущие только технические функции. К таковым относятся, мосты, набережные, дамбы, плотины и прочее. Все эти объекты обычно принято называть инженерными сооружениями.

Зодчество ( архитектура ) в традиционном понимании этого слова, представляют собой возводимые здания (а иногда и целые комплексы из них), гармонично вписывающиеся в окружающее пространство, и несущие функциональное значение для людей. По большому счету, это основа любого строительства, предусматривающая создание и обеспечение условий для нормальной жизни.

Структурные части зданий

Классификация зданий

Требования к зданиям

Внутреннее пространство

Композиция здания

Квартира и ее состав

Размещение зданий

Планировочные схемы

Полимерные материалы

Декоративные элементы

Отделка зданий

Металлические элементы

Деревянные элементы

Отделочная керамика

Облицовочное стекло

Еще одним значением слова архитектура становится совокупность декоративных и конструктивных элементов любого здания, относящихся к определенной стилистике. В этом случае, архитектуру будет правильнее рассматривать как искусство. Поскольку в этом случае, ее главной функцией становится психоэмоциональное и зрительное воздействие. Хотя, большинство из существующих стилей несут мощный заряд величественности, помпезности, а иногда и ощущение колоссальности всего здания.

Одной из главнейших задач архитектуры является конечное соответствие возведенного здания с его основным назначением. Причем, здания, различающиеся между собой по назначению, стараются выделить и внешне. Например, вы вряд ли спутаете церковь с больницей. При этом любая постройка должна отвечать всем требованиям по безопасности и обеспечению максимально комфортных условий для человека. Все это можно отнести к функциональному назначению архитектуры.

Но, помимо этого у нее есть и художественные задачи. Поскольку во все века архитекторы, возводя наиболее монументальные постройки, старались выразить основные мировоззрения и идеологию своего времени. Данная традиция сохраняется и сейчас, правда в менее выраженной форме. В настоящий момент, художественное оформление чаще служит для создания сбалансированных комплексов, вписывающихся в общую картину и стиль города.

Еще одной гранью зодчества можно назвать совокупность экономических критериев. Расчеты по затратам на возведение зданий в соотношении к его долговечности занимают не последнее место. Также сюда относится и обеспечение нормальных условий с бесперебойной поставкой материалов на все время строительства.

Но, лишь при соблюдении всех сторон и требований (с учетом внешней красоты, функциональности и экономической целесообразности) можно возвести здание, которое прослужит долго и с большой пользой. При этом постройка не должна идти в разрез с остальными зданиями вокруг себя и вызывать мощный дисбаланс пространства. Именно поэтому все стадии начального проектирования зданий принято сочетать с ориентированием их с местом предполагаемого возведения. Это в итоге позволяет создавать сбалансированное композиционное решение в гармонически связанное и законченное единое целое.

 

 

 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет — Википедия

Са́нкт-Петербу́ргский госуда́рственный архитекту́рно-строи́тельный университе́т (СПбГАСУ) — старейшее в России высшее учебное техническое заведение по подготовке высококвалифицированных инженеров, архитекторов, строителей.

Институт (до 1917 года)[править | править код]

СПбГАСУ ведёт свою историю с Училища гражданских инженеров, созданного 27 апреля (9 мая) 1832 года по указу императора Николая I.

Первыми учебными заведениями для подготовки специалистов по гражданско-строительной части были: архитекторское училище[1], учрежденное 26 августа 1830 при Академии художеств, и училище гражданских инженеров, учрежденное 27 апреля 1832 г.

Ни то, ни другое не выпускало людей, которые обладали бы достаточным техническим образованием для устройства дорог, мостов, каналов и других гидротехнических сооружений и в то же время настолько были бы развиты в художественном отношении, чтобы могли составлять проекты и производить работы по устройству публичных зданий.

Для достижения этой двойной цели оба училища по указу Николая I 17 декабря 1842 года были соединены были в одно учебное заведение, наименованное Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Училище это состояло в ведомстве Главного управления путей сообщений и публичных зданий и было закрытым заведением, устроенным по военному образцу.

Официальные названия учебного заведения несколько раз менялись:

Институт после 1917 года[править | править код]

В советскую эпоху названия и его аббревиатуры менялись следующим образом:

  • с 1924 года — Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИГИ),
  • с 1930 года — Ленинградский институт коммунального строительства (ЛИКС),
  • с 1931 года — Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС).
  • с 1941 года — Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ). Это имя вуз носил более полувека, вплоть до 1992 года, когда в связи с переименованием города он был переназван в Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт (СПбИСИ).

Современный вариант полного названия вуза (архитектурно-строительный университет) появился 21 июня 1993 года, в ходе общероссийской кампании по переименованию институтов в университеты.

ЛИСИ награждён орденами Трудового Красного Знамени (1945) и Октябрьской Революции (1982), медалью «За освоение целинных земель» (1963)[2].

Выпускники Строительного училища получали звание архитекторского помощника. За заслуги в практической деятельности они имели право получить более высокое звание инженера-архитектора. После преобразования учебного заведения в Институт гражданских инженеров, его выпускники стали получать звание гражданского инженера[3].

Названия вуза

  • 1832—1842 гг. Училище Гражданских Инженеров при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий (УГИ)
  • 1842—1882 гг. Санкт-Петербургское Строительное Училище (СУ)
  • 1882—1892 гг. Санкт-Петербургский Институт Гражданских Инженеров (ИГИ)
  • 1893—1917 гг. (Петербургский, Петроградский) Институт Гражданских Инженеров Императора Николая I (ИГИ)
  • 1917—1924 гг. Петроградский институт гражданских инженеров (ИГИ)
  • 1924—1930 гг. Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИГИ)
  • 1930—1931 гг. Ленинградский институт коммунального строительства (ЛИКС)
  • 1931—1941 гг. Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС)
  • 1941—1992 гг. Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ)
  • 1945—1982 гг. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт (ЛИСИ)
  • 1982—1992 гг. Ленинградский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт (ЛИСИ)
  • 1992—1993 гг. Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт (СПбИСИ)
  • С 22 июня 1993 г. — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)

В Университете в разные годы преподавали замечательные архитекторы и художники — Д. И. Гримм, Г. Д. Гримм, А. С. Ведерников, В. А. Шрётер, В. В. Эвальд, Н. В. Султанов, П. Ю. Сюзор, А. И. Гоген, В. А. Покровский, А. И. Дмитриев, В. А. Гринберг, И. С. Китнер, Г. П. Передерий, К. В. Маковский, Г. М. Манизер. Читали лекции и вели научную работу профессора М. В. Остроградский, Б. С. Скобельцын, Э.X. Ленц, Н. А. Белелюбский, Н. А. Богуславский, Ф. С. Ясинский, В. А. Гастев, С. Н. Нумеров, Н. Я. Панарин, П. И. Боженов, Б. И. Далматов, Л. М. Хидекель, С. М. Шифрин, Н. Ф. Федоров и др. Университет продолжает лучшие традиции старейшей архитектурно-строительной школы гражданских инженеров, динамично развивается, использует новейшие технологии обучения, постоянно обновляет тематику научных исследований.

Руководители[править | править код]

Первым директором Училища гражданских инженеров в 1832—1840 годах был Фёдор Андреевич Козен. В 1840 году директором Училища стал инженер-генерал-майор Корпуса инженеров путей сообщения барон Фёдор Карлович Притвиц. В 1842 году произошло слияние Училища гражданских инженеров и Архитекторского училища, в результате которого образовалось Строительное училище. В 1849 году, после смерти Ф. К. Притвица[4], директором стал генерал-лейтенант Андрей Фёдорович Лишин (директор в 1849—1872 годах).

Последним директором Училища и первым директором Института гражданских инженеров с 1873 по 1886 год был профессор Рудольф Богданович Бернгард. Разработал Устав Института, перестроил его главное здание, организовал беспроцентную вспомогательную кассу для студентов. Его сменил член-основатель Петербургского общества архитекторов (ПОА, 1867) профессор Доримедонт Доримедонтович Соколов, руководивший Институтом с 1886 года до своей смерти в 1896 году.

С 1896 по 1903 год Институт возглавлял профессор, академик архитектуры (1893) Николай Владимирович Султанов; с 1904 по 1905 год — основоположник научного строительного материаловедения Виктор Владимирович Эвальд; с 1905 по 1921 год — архитектор Высочайшего двора профессор Василий Антонович Косяков, автор Морского собора в Кронштадте и церкви Казанской иконы Божией матери в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Петербурге; с 1921 по 1922 год — профессор Бронислав Казимирович Правдзик, разработчик проектов технического оборудования ряда церквей в столицах и грязелечебниц курорта Кавказских минеральных вод; с 1922 по 1927 год — мостостроитель профессор, академик (1943) АН СССР Григорий Петрович Передерий; 1926 по 1930 год — профессор Адам Иосифович Дитрих, автор проектов зданий Лесного института в Петербурге, ряда сельскохозяйственных институтов в других городах, четырёх обсерваторий.

Первым руководителем ЛИКСа стал с 1930 года Станислав Иванович Краузе. В 1931 году его сменил Михаил Гаврилович Воробьев. С 1932 по 1935 год ЛИИКСом руководил Дмитрий Георгиевич Пе́рминов, с 1935 по 1938 год — Эрнест Эдуардович Упман.

Последним директором ЛИИКСа и первым директором ЛИСИ в 1938—1945 годах стал Григорий Алексеевич Чухманов. В годы войны осуществлял общее руководство эвакуацией Института в г. Ессентуки, а затем в г. Барнаул, и его работой на новом месте.

В 1941—1944 годах и. о. директора в блокированном Ленинграде был Константин Петрович Сергеев, уполномоченный Наркомстроя по учебным заведениям Ленинграда (с 1942 года). Обеспечил проведение занятий в конце блокады, когда ЛИСИ 19 октября 1943 года возобновил свою деятельность одним из первых среди вузов Ленинграда.

В 1945—1948 годах Институт возглавлял профессор Георгий Васильевич Никитин, активный участник практического строительства в 1920—1930-х годах, особенно в период индустриализации в СССР. В войну был техническим руководителем строительства огневых точек в Ленинском районе Ленинграда, укрепления и маскировки здания Смольного, в эвакуации — врио директора ЛИСИ, и. о. заместителя директора по научной и учебной работе. Скоропостижно скончался на 51-м году жизни.

С 1948 по 1952 год в период «Ленинградского дела» директором ЛИСИ был профессор Николай Фёдорович Хомутецкий, участник Великой Отечественной войны с 27 июня 1941 года.

Профессор Пётр Иванович Боженов возглавлял ЛИСИ в 1952—1957 годах. Специалист в области технологии строительных материалов, силикатов и автоклавных технологий. Пионер в разработке проблемы комплексного использования сырья в промышленности строительных материалов. Перед войной работал в Москве начальником отдела строительных материалов Технического управления Наркомстроя СССР (1939—1940). В 1941—1944 годах участвовал в строительстве военно-промышленных и жилых объектов в Башкирии. С 1957 года руководил Ленинградским филиалом Академии строительства и архитектуры (АСиА).

Директором (ректором) ЛИСИ в 1957—1968 годах был доцент Евгений Николаевич Квасников, участник Великой Отечественной войны с 24 июня 1941 года. В 1954 году был в командирован в Польшу для оказания помощи в организации работы строительных факультетов в польских вузах. При его участии построено студенческое общежитие ЛИСИ на 1700 мест.

Доцент Николай Андреевич Яковлев был ректором ЛИСИ в 1968—1974 годах, участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. По его проектам осуществлено благоустройство ряда улиц, площадей и скверов Ленинского района Ленинграда, построен крытый бассейн для испытания моделей кораблей.

В 1974—1985 годах ректором ЛИСИ был профессор Владимир Петрович Ильин. Специалист в области механики твердого тела, создатель научной школы по статическому и динамическому расчету тонких оболочек. Постоянно привлекался в качестве эксперта по оценке надежности эксплуатации трубопроводов атомных электростанций, в частности Кольской АЭС. Разработал, спроектировал и осуществил авторский надзор за возведением уникальных лесов для реставрации шпиля собора Петропавловской крепости к 300-летию Санкт-Петербурга.

С 1985 по 1990 год Институт возглавлял профессор Геннадий Николаевич Шоршнев. Специалист в области железобетонных корпусов высокого давления для энергетических и строительных технологий. Создатель новых направлений в области конструкций и расчетов специальных железобетонных сооружений с повышенным содержанием расчетной арматуры малых диаметров в сечениях. Неоднократно участвовал в работе Государственных комиссий по обследованию технического состояния зданий и сооружений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Последним ректором ЛИСИ и первым ректором СПбГАСУ в 1990—2005 годах стал профессор, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН, 2009) Юрий Павлович Панибратов. Специалист в области экономики строительства, внесший значительный вклад в решение её актуальных проблем, особенно на Северо-Западе России. Ведёт научные исследования по совершенствованию системы управления большим городом и привлечению инвестиций в Санкт-Петербург. Действительный член шести академий. Почетный ректор СПбГАСУ (2006).

С 2005 года по настоящее время ректором СПбГАСУ является профессор Евгений Иванович Рыбнов, вице-президент Международной Ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ, 2010).

  • Автомобильно-дорожный (правопреемник Ленинградского автодорожного института[5])
  • Судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
  • Архитектурный
  • Инженерной экологии и городского хозяйства
  • Строительный
  • Экономики и управления
  • Безотрывных форм обучения

Вуз является участником чемпионатов в рамках розыгрыша Кубка Вузов

Критика нарушений академической этики[править | править код]

По результатам расследования сетевого сообщества Диссернет, в СПбГАСУ замечено более 50 защит диссертаций, в которых обнаруживаются признаки нарушения академической этики[6]. Подобные диссертации обнаружены и у нескольких преподавателей университета[7][8][9].

Известные преподаватели и выпускники[править | править код]

  1. ↑ Архитекторское училище, учреждённое при Академии художеств в 1830 году — группа при Академии художеств, в которую входило до 50 пенсионеров Главного управления путей сообщения, из числа получивших художественное образование, но не имеющих достаточных знаний в градостроительстве.
  2. ↑ История СПбГАСУ
  3. ↑ Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 296. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  4. ↑ Воспоминания генерал-лейтенанта Лишина Андрея Фёдоровича (1830—1831 гг.) // Русская старина, 1890, т. 65, № 3, с. 713—741
  5. ↑ Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (неопр.). www.spbgasu.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  6. ↑ СПб государственный архитектурно-строительный университет (неопр.). rosvuz.dissernet.org. Дата обращения 22 ноября 2019.
  7. ↑ Оганесян Степан Мхитарович (неопр.). rosvuz.dissernet.org. Дата обращения 22 ноября 2019.
  8. ↑ Асаул Вероника Викторовна (неопр.). rosvuz.dissernet.org. Дата обращения 22 ноября 2019.
  9. ↑ Моденов Анатолий Константинович (неопр.). rosvuz.dissernet.org. Дата обращения 22 ноября 2019.
  • Гр. Букешин. Институт гражданских инженеров императора Николая I // Неделя строителя. — № 45. — С. 318—319.
  • Гр. Букешин. Институт гражданских инженеров императора Николая I // Неделя строителя. — № 46. — С. 325—326.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *