Что делает репортер: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии – Репортёр — Википедия

Репортёр — Википедия

Репортёр (также корреспонде́нт) — сотрудник СМИ (не обязательно штатный), посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию — репортаж (рапорт, корреспонденцию) «с места событий». В печатных изданиях (чаще всего в газетах[1]) пишут текстовые сообщения, в аудиовизуальных СМИ (ТВ, радио) работают в кадре или эфире, в интернет-изданиях создают мультимедийный контент.

Также существуют:

по специализации
по статусу
  • Постоянный корреспондент
  • Специальный корреспондент

В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры «собрали урожай новостей»[2].

Репортёр добывает информацию из трёх источников:

  1. документы и записи
  2. интервью
  3. личные наблюдения

Эверетт Дэннис свёл методику репортёрского отбора новостей к семи пунктам[3]:

  • Конфликт. (Напряжение, удивление)
  • Развитие какого-то значимого события.
  • Катастрофа.
  • Последствия значимого события.
  • Знаменитость. (человеческий интерес)
  • Своевременность. Дата.
  • Местная тематика.

В принципе, репортёру необходимо добротное гуманитарное образование. Он должен знать язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. В профессиональной среде пока не найден консенсус относительно того, что предпочтительней — рекрутировать для работы грамотного эксперта и сделать из него журналиста или же работать над «специализацией» (в той или иной сфере) грамотного репортёра.

Считается, что:

для успешной работы репортёру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.

Линдон Джонсон иронизировал[4][5]:

Если кто-то работает газетным репортёром – значит, в его характере есть некий изъян.

Печатные СМИ

В словарях профессию определяют следующим образом: «репортёр (англ. reporter) — газетный сотрудник, доставляющий информацию о происшествиях и событиях местной жизни»[6]. Эта дефиниция не учитывает реалий нынешнего дня, когда электронные СМИ формируют значительную часть информационного потока.

Кроме того, репортажи публикуются и в журналах, как еженедельных, так и ежемесячных. Так что прилагательное «газетный» в полной мере не отражает сферу деятельности репортёров.

Сотрудники этого профиля как правило «закреплены» за определёнными отделами редакции. Но в небольших газетах существует лишь отдел информации, который отвечает за освещение местных событий[7].

Телевидение

В контексте ТВ репортёр — одно из шести амплуа тележурналиста; остальные пять[8]: ведущий, интервьюер, комментатор, обозреватель, шоумен. Ключевое значение в этой профессии имеет оперативность.

C 2007[9] по 2009 года компания НТВ проводила всероссийский телевизионный конкурс «Профессия-репортер», который давал возможность журналистам трудоустроиться на престижных российских телеканалах

[10].

Самым известным советским телерепортёром считается Александр Политковский[11], который первым из наших журналистов применил метод «скрытой камеры» (англ. hidden camera). Точнее, работал с радиомикрофоном, что было новаторством на том этапе развития отечественного ТВ. Был фактически единственным жанровым репортёром среди постоянных ведущих программы «Взгляд» (среди приглашенных «взглядовцев» можно отметить стилистику Артёма Боровика и Евгения Ю. Додолева, которые работали в аналогичном амплуа). Это позволяет отнести Политковского к той же плеяде журналистов, к которой принадлежал Александр Невзоров: телеведущих, работающих на грани допустимого действующим законодательством.

Кредо

В известном смысле ремесло мифологизировано литературой и кинематографом.

Репортёр не просто знакомит зрителя с новостями, но рапортует с места событий, являясь очевидцем происходящего и беспристрастно информируя о происходящим. В отличие от колумнистов и комментаторов, репортёры избегают давать оценку происходящему и обозначать авторскую позицию. Это не их прерогатива.

Акрам Хазам, шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» утверждает

[12]:

Профессия репортёра быть вовремя везде. Поэтому если это для них является необыкновенным явлением, для нас это само собой разумеется. Была замечательная звезда MSNBC Эшли Бэнфилд, которая делала первые репортажи 11 сентября, потом была в Афганистане, работала прекрасно, каждый день необычные репортажи из самых живых точек. Потом она сейчас выступила в университете Северной Дакоты и сказала, что ей многое не нравится, как журналисты американские освещают. На следующий день её уволили. Это звезда первой величины. Ей просто не продлили контракт. Об этом тоже нужно говорить. Но есть честные журналисты. Я всегда основывался на честных журналистах, которых я знал.

Марина Леско, описывая профессию, резюмировала, что репортёром в сущности был Хам, поскольку его рассказ об отце и есть репортаж[13].

Пётр Любимов, ведущий телеканала «ТВ Центр» говорит[14]:

Репортёр сегодня — это, прежде всего, циничный, неэмоциональный, высокопрофессиональный с точки зрения именно телевизионного мастерства человек. Человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться, если это какие-то чрезвычайные происшествия, выдержать какие-то жесткие ситуации, потому что очень часто репортерам активно начинают мешать в их работе. Он должен все это достойным образом переносить. Вот что такое репортёр сегодня. И, конечно, прежде всего, это автор, потому что репортер на Западе и в России это несколько разные вещи. В России под репортёром подразумевают, прежде всего, корреспондента, человека, который может осмыслить ситуацию. И, конечно, он должен быть беспристрастным.

Риски профессии

Профессия репортёра считается одной из самых опасных в мире. Ежегодно в «горячих точках» или при съёмке опасных сюжетов гибнет несколько десятков репортёров.

В произведениях культуры

Примечания

Ссылки

Репортёр — Википедия

Репортёр (также корреспонде́нт) — сотрудник СМИ (не обязательно штатный), посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию — репортаж (рапорт, корреспонденцию) «с места событий». В печатных изданиях (чаще всего в газетах[1]) пишут текстовые сообщения, в аудиовизуальных СМИ (ТВ, радио) работают в кадре или эфире, в интернет-изданиях создают мультимедийный контент.

Также существуют:

по специализации
по статусу
  • Постоянный корреспондент
  • Специальный корреспондент

В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры «собрали урожай новостей»[2].

Репортёр добывает информацию из трёх источников:

  1. документы и записи
  2. интервью
  3. личные наблюдения

Эверетт Дэннис свёл методику репортёрского отбора новостей к семи пунктам[3]:

  • Конфликт. (Напряжение, удивление)
  • Развитие какого-то значимого события.
  • Катастрофа.
  • Последствия значимого события.
  • Знаменитость. (человеческий интерес)
  • Своевременность. Дата.
  • Местная тематика.

В принципе, репортёру необходимо добротное гуманитарное образование. Он должен знать язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. В профессиональной среде пока не найден консенсус относительно того, что предпочтительней — рекрутировать для работы грамотного эксперта и сделать из него журналиста или же работать над «специализацией» (в той или иной сфере) грамотного репортёра.

Считается, что:

для успешной работы репортёру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.

Линдон Джонсон иронизировал[4][5]:

«Если кто-то работает газетным репортёром – значит, в его характере есть некий изъян.»

Печатные СМИ

В словарях профессию определяют следующим образом: «репортёр (англ. reporter) — газетный сотрудник, доставляющий информацию о происшествиях и событиях местной жизни»

[6]. Эта дефиниция не учитывает реалий нынешнего дня, когда электронные СМИ формируют значительную часть информационного потока.

Кроме того, репортажи публикуются и в журналах, как еженедельных, так и ежемесячных. Так что прилагательное «газетный» в полной мере не отражает сферу деятельности репортёров.

Сотрудники этого профиля как правило «закреплены» за определёнными отделами редакции. Но в небольших газетах существует лишь отдел информации, который отвечает за освещение местных событий[7].

Телевидение

В контексте ТВ репортёр — одно из шести амплуа тележурналиста; остальные пять[8]: ведущий, интервьюер, комментатор, обозреватель, шоумен. Ключевое значение в этой профессии имеет оперативность.

C 2007[9] по 2009 года компания НТВ проводила всероссийский телевизионный конкурс «Профессия-репортер», который давал возможность журналистам трудоустроиться на престижных российских телеканалах[10].

Самым известным советским телерепортёром считается Александр Политковский[11]

, который первым из наших журналистов применил метод «скрытой камеры» (англ. hidden camera). Точнее, работал с радиомикрофоном, что было новаторством на том этапе развития отечественного ТВ. Был фактически единственным жанровым репортёром среди постоянных ведущих программы «Взгляд» (среди приглашенных «взглядовцев» можно отметить стилистику Артёма Боровика и Евгения Ю. Додолева, которые работали в аналогичном амплуа). Это позволяет отнести Политковского к той же плеяде журналистов, к которой принадлежал Александр Невзоров: телеведущих, работающих на грани допустимого действующим законодательством.

Кредо

В известном смысле ремесло мифологизировано литературой и кинематографом.

Репортёр не просто знакомит зрителя с новостями, но рапортует с места событий, являясь очевидцем происходящего и беспристрастно информируя о происходящим. В отличие от колумнистов и комментаторов, репортёры избегают давать оценку происходящему и обозначать авторскую позицию. Это не их прерогатива.

Акрам Хазам, шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» утверждает[12]:

Профессия репортёра быть вовремя везде. Поэтому если это для них является необыкновенным явлением, для нас это само собой разумеется. Была замечательная звезда MSNBC Эшли Бэнфилд, которая делала первые репортажи 11 сентября, потом была в Афганистане, работала прекрасно, каждый день необычные репортажи из самых живых точек. Потом она сейчас выступила в университете Северной Дакоты и сказала, что ей многое не нравится, как журналисты американские освещают. На следующий день её уволили. Это звезда первой величины. Ей просто не продлили контракт. Об этом тоже нужно говорить. Но есть честные журналисты. Я всегда основывался на честных журналистах, которых я знал.

Марина Леско, описывая профессию, резюмировала, что репортёром в сущности был Хам, поскольку его рассказ об отце и есть репортаж[13].

Пётр Любимов, ведущий телеканала «ТВ Центр» говорит[14]:

Репортёр сегодня — это, прежде всего, циничный, неэмоциональный, высокопрофессиональный с точки зрения именно телевизионного мастерства человек. Человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться, если это какие-то чрезвычайные происшествия, выдержать какие-то жесткие ситуации, потому что очень часто репортерам активно начинают мешать в их работе. Он должен все это достойным образом переносить. Вот что такое репортёр сегодня. И, конечно, прежде всего, это автор, потому что репортер на Западе и в России это несколько разные вещи. В России под репортёром подразумевают, прежде всего, корреспондента, человека, который может осмыслить ситуацию. И, конечно, он должен быть беспристрастным.

Риски профессии

Профессия репортёра считается одной из самых опасных в мире. Ежегодно в «горячих точках» или при съёмке опасных сюжетов гибнет несколько десятков репортёров.

В произведениях культуры

Примечания

Ссылки

Репортёр Википедия

Репортёр (также корреспонде́нт) — сотрудник СМИ (не обязательно штатный), посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию — репортаж (рапорт, корреспонденцию) «с места событий».

В печатных изданиях (чаще всего в газетах[1]) пишут текстовые сообщения, в аудиовизуальных СМИ (ТВ, радио) работают в кадре или эфире, в интернет-изданиях создают мультимедийный контент.

Также существуют:

по специализации
по статусу
  • Постоянный корреспондент
  • Специальный корреспондент

В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры «собрали урожай новостей»[2].

Репортёр добывает информацию из трёх источников:

  1. документы и записи
  2. интервью
  3. личные наблюдения

Эверетт Дэннис свёл методику репортёрского отбора новостей к семи пунктам[3]:

  • Конфликт. (Напряжение, удивление)
  • Развитие какого-то значимого события.
  • Катастрофа.
  • Последствия значимого события.
  • Знаменитость. (человеческий интерес)
  • Своевременность. Дата.
  • Местная тематика.

В принципе, репортёру необходимо добротное гуманитарное образование. Он должен знать язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. В профессиональной среде пока не найден консенсус относительно того, что предпочтительней — рекрутировать для работы грамотного эксперта и сделать из него журналиста или же работать над «специализацией» (в той или иной сфере) грамотного репортёра.

Считается, что:

для успешной работы репортёру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.

Я 15 лет проработал на телевидении и готов рассказать о том, что скрыто от зрителей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Они всегда на виду, за ними ежедневно следят миллионы глаз, и все равно они умудряются хранить свои профессиональные тайны и производственные секреты. Речь о работниках телевидения. Они постоянно рассказывают нам о том, что происходит в мире, но, кажется, настало время поговорить и о них самих.

Я 15 лет проработал в СМИ и теперь, когда уволился и меня уже не связывают обещания и договоры, готов поделиться с читателями AdMe.ru тем, что обычно остается за кадром.

Большинство журналистов не собирались связывать свою жизнь со СМИ

Я 15 лет проработал на телевидении и готов рассказать о том, что скрыто от зрителей

Это оказалось очевидным, как только я пересек порог своей первой редакции. Не знаю уж, куда подевались все те, кто учился со мной в университете на факультете журналистики, а это больше 70 человек, но на работе вокруг меня сидели бывшие инженеры, экономисты, технологи, был даже один программист. А все дело в том, что писать о чем-то, кроме новостей, всегда проще, если ты в этом разбираешься. Ведь никто лучше бухгалтера не расскажет о финансах, и проще юриста никто не объяснит суть нового закона.

Так что меня, как можно догадаться, определили в новости, в которых я и проработал больше 15 лет.

На телевидение редко устраиваются по знакомству

Я 15 лет проработал на телевидении и готов рассказать о том, что скрыто от зрителей

Могут взять на стажировку, но не более. Зрителя ведь не обманешь. Хороший репортаж от плохого отличить просто. Хороший смотрят, плохой — нет. Сразу замечу: я могу рассказать только о региональных телеканалах. Кухня федеральных знакома мне не так хорошо.

И вот сюрприз, на первое свое рабочее место я устроился как раз по знакомству. С одним большим «но»: работать должен был бесплатно. На таких условиях взять могли любого, и то, что меня туда привел знакомый, роли никакой не играло.

Впрочем, я был в восторге, бегал за матерыми репортерами, носил им штативы и держал микрофон, отсматривал кассеты со съемок, записывал опросы на улице. Почему-то обязательно зимой и обязательно в минус 30. И только когда в редакции освободилось место младшего корреспондента, меня взяли на полставки.

Возможно, со стороны кажется, что репортер — самый главный человек в СМИ, но это не так

Я 15 лет проработал на телевидении и готов рассказать о том, что скрыто от зрителей

Как только я устроился официально, стало понятно: лучше бы оставался стажером. Все новички проходят через стадию рекламных сюжетов. Они не считаются сложными, да и опытным корреспондентам уже не интересно говорить о преимуществах нового средства для стирки. Но их много, и хочешь того или нет, но, снимая по 10–15 роликов в неделю, руку набьешь.

Затем идут простые темы: лось забежал в город, кошку с дерева сняли, авария случилась, пожар. Мне почему-то всегда доставались свалки. Не знаю, может, я продюсеров чем-то обидел, но большую часть времени я проводил в грязи. В заброшенных домах, тюрьмах, в лесу, на военном полигоне, в могильнике радиоактивных отходов — мои наручные часы, кстати, там встали и до сих пор не пошли. И все это в режиме 24/7.

Парней в профессии журналиста не хватает, вот и пытались мной, наверное, закрыть все «мужские» сюжеты. Причем с утра это мог быть репортаж из скотомогильника, а днем уже сюжет о благотворительном бале.

Как правило, хорошая крупная газета, и уж тем более интернет-СМИ, зарабатывает лучше, чем региональный телеканал

Репортер — Вікіпедія

Репортер (також кореспондент) — співробітник ЗМІ (не обов'язково штатний), посланий на місце подій, щоб повідомляти в редакцію інформацію — репортаж (рапорт, кореспонденцію) «з місця подій». У друкованих виданнях (найчастіше в газетах[1]) пишуть текстові повідомлення, в аудіовізуальних ЗМІ (ТБ, радіо) працюють в кадрі чи ефірі, в інтернет-виданнях створюють мультимедійний контент.

Також існують:

за спеціалізацією
за статусом
  • Постійний кореспондент
  • Спеціальний кореспондент

У журналістиці все починається саме з репортерської праці: редактори можуть робити свою частину роботи тільки після того, як репортери «зібрали урожай новин»[2].

Репортер добуває інформацію з трьох джерел:

  1. документи і записи
  2. інтерв'ю
  3. особисті спостереження

Еверетт Денніс звів методику репортерського відбору новин до семи пунктів[3]:

  • Конфлікт (напруга, здивування).
  • Розвиток якоїсь значущої події.
  • Катастрофа.
  • Наслідки значущої події.
  • Знаменитість (людський інтерес).
  • Своєчасність. Дата.
  • Місцева тематика.

В принципі, репортеру необхідна добротна гуманітарна освіта. Він повинен знати мову, літературу, історію, політичні науки, економіку, соціологію, психологію, математику та природничі науки. У професійному середовищі поки не знайдено консенсусу щодо того, що краще — рекрутувати для роботи грамотного експерта і зробити з нього журналіста чи працювати над «спеціалізацією» (в тій або іншій сфері) грамотного репортера. Вважається, що:

для успішної роботи репортерові необхідно мати особливі властивості характеру і професійні навички, починаючи з чесності, допитливості і акуратності. Вони зобов'язані розпізнавати новини, тобто таку інформацію, яка буде цікава і корисна читачам, бачити факти, з яких можна скласти потенційний матеріал, вловлювати зв'язки між розрізненими на перший погляд даними, які насправді є частинами цілого.

Ліндон Джонсон іронізував[4][5]:

« Якщо хтось працює газетним репортером - значить, в його характері є якийсь недолік. »

У словниках професію визначають таким чином: «репортер (англ.  reporter) — газетний працівник, який доставляє інформацію про пригоди та події місцевого життя»[6]. Ця дефініція не враховує реалій сьогодення, коли електронні ЗМІ формують значну частину інформаційного потоку.

Крім того, репортажі публікуються і в журналах, як щотижневих, так і щомісячних. Тому прикметник «газетний» у повній мірі не відображає сферу діяльності репортерів.

Співробітники цього профілю, як правило, «закріплені» за певними відділами редакції. Але в невеликих газетах існує лише відділ інформації, який відповідає за висвітлення місцевих подій[7].

У контексті ТБ репортер — одне з шести амплуа тележурналіста; решта п'ять[8]: ведучий, інтерв'юер, коментатор, оглядач, шоумен. Ключове значення в цій професії має оперативність.

У відомому сенсі ремесло міфологізоване літературою і кінематографом.

Репортер не просто знайомить глядача з новинами, але рапортує з місця подій, бувши очевидцем подій і неупереджено інформуючи про події. На відміну від колумністів та коментаторів, репортери уникають давати оцінку тому, що відбувається і визначати авторську позицію. Це не їхня прерогатива.

Акрам Хазам, шеф московського бюро телеканалу «Аль-Джазіра» стверджує[9]:

Професія репортера бути вчасно скрізь. Тому якщо це для них є незвичайним явищем, для нас це само собою зрозуміло. Була чудова зірка MSNBC Ешлі Бенфілд[ru], яка робила перші репортажі 11 вересня, потім була в Афганістані, працювала чудово, кожен день незвичайні репортажі із найживіших точок. Потім вона зараз виступила в університеті Північної Дакоти і сказала, що їй багато чого не подобається, як американські журналісти висвітлюють. На наступний день її звільнили. Це зірка першої величини. Їй просто не продовжили контракт. Про це теж треба говорити. Але є чесні журналісти. Я завжди ґрунтувався на чесних журналістах, яких я знав.

Марина Леско[ru], описуючи професію, резюмувала, що репортером суті був Хам, оскільки його розповідь про батька і є репортаж[10]. Петро Любимов, ведучий телеканалу «ТВ Центр» говорить[11]:

Репортер сьогодні — це, насамперед, цинічна, неемоційна, високопрофесійна з точки зору саме телевізійної майстерності людина. Людина, яка може неупереджено дивитися на події, що відбуваються, не злякатися, якщо це якісь надзвичайні події, витримати якісь жорсткі ситуації, тому що дуже часто репортерам активно починають заважати в їхній роботі. Він повинен все це гідним чином переносити. Ось що таке репортер сьогодні. І, звичайно, перш за все, це автор, тому що репортер на Заході і в Росії це дещо різні речі. У Росії під репортером мають на увазі, перш за все, кореспондента, людину, яка може осмислити ситуацію. І, звичайно, він повинен бути неупередженим.

Професія репортера вважається однією з найнебезпечніших у світі. Щорічно в «гарячих точках» або при зніманні небезпечних сюжетів гине кілька десятків репортерів.

Вести. Репортёр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Вести. Репортёр» — общественно-политический еженедельник, выходивший с 30 августа 2013 года[2] по 2015 год по пятницам. Имел лицензию на републикацию материалов журнала «Русский Репортёр».

Еженедельник входил в один медиа-холдинг с газетой «Вести» и телеканалом UBR — «Мультимедиа-инвест групп»[3].

По состоянию на июнь 2014 года тираж журнала «Вести. Репортер» составлял 50 тысяч экземпляров[4].

После ухода летом 2015 года Игоря Гужвы из медиахолднга, ряд журналистов подали заявления об увольнении. К этому моменту в издании работало 11 журналистов, которых не хватало для полноценной работы[5].

4 августа 2015 года было объявлено о ребрендинге журнала[6] из-за отказа от сотрудничества с «Русским репортёром» (чей контент был слишком ангажированным в сторону ДНР и ЛНР[7]) и намерении вернуться к красивой репортажной журналистики, с нетленных статей с сокращением освещения военных действий[5]. Первый обновлённый номер вышел 4 сентября.

В октябре 2015 года печатная версия журнала была закрыта, обещалось обновление и расширении online-версии[8]. Основной причиной называлось сокращение бюджетов основных рекламодателей и небольшой размер аудитории[9]

К 2016 году бывшие главреды Хисамов и Простаков работали главным редактором и шеф-редактором сайта «Украина.ру», принадлежащего РИА "Новости"[10][11]. Отдельные сотрудники журнала трудоустроились на сайте Страна.ua — новом проекте Игоря Гужвы.

При запуске издания его целью создатели хотели «вернуть украинскому читателю живую журналистику» и работать «в жанре изучения человека», «на стыке публицистики и литературы»[12]. Цена журнала была в два раза ниже, чем у конкурентов[9].

Украинские СМИ оценивали редакционную политику издания как пророссийскую[13] и комплиментарную по отношению к окружению президента Виктора Януковича[12], издание критиковалось за упор на анонимные источники в своих материалах. Особую нелюбовь издание проявляло к зависимости Украины от стран Запада, структурам, финансируемым Соросом и другими представителями Бильдербергского клуба новым властям страны, Евромайдану (участниками которого журналисты издания называли пенсионеров, «ветеранов Майдана», киевский средний класс, националистов и «галичан»[14]), и действиям украинских солдат в Донбассе[15].

За свою историю изданием руководило несколько человек[16][17][18]:

В январе 2015 года бывшему главреду журнала Люкайтису было сообщено о подозрении в «организации размещение в указанном средстве массовой информации материалов с призывами к совершению действий, направленных на незаконное изменение границ территории Украины», он был объявлен в розыск в связи с сокрытием от органов досудебного следствия[20] В январе 2017 года СБУ по этому делу провело обыск и допрос ряда бывших сотрудников журнала, среди них была и Инна Золотухина[19].

В июле 2015 года был отменён выход очередного номера журнала, что главный редактор Глеб Простаков объяснял техническими накладками и проблемами с распространением. Однако позже в соцсетях были выложены скрины этого номера, невыход которого бывшие журналисты издания объясняли цензурой в рамках договорённостей с администрацией президента Петра Порошенко. По их словам, причиной стал критический материал о главе Одесской обладминистрации Михаиле Саакашвили и команде грузинских реформаторов[21]

В августе 2015 года журналистка Светлана Крюкова, поддерживавшая Игоря Гужву, объявила о своём уходе из издания из-за отказа публиковать её материал о борьбе Геннадия Корбана и Сергея Березенко на выборах в Чернигове из-за смягчения позиции издания к власти.[6]. Главный редактор Глеб Простаков объяснял это решение тем, что материал был пиар-статьёй[6].

  1. ↑ Журнал «Вести. Репортер» будет издаваться компанией «Медиа-репортер» "Телекритика", 02.07.2013
  2. ↑ Вышел первый номер нового еженедельного журнала «Вести. Репортер»
  3. ↑ Искандер Хисамов. : «У „Репортера“ сроки выхода на самоокупаемость дольше, чем у других изданий холдинга, но они есть» Архивная копия от 28 октября 2013 на Wayback Machine «Телекритика», 29.08.2013
  4. ↑ Украинские силовики заблокировали редакцию газеты «Вести»
  5. 1 2 Главред «Вести. Репортер» Глеб Простаков: «Украинская журналистика скатилась на самое дно» Архивная копия от 14 февраля 2017 на Wayback Machine «Телекритика», 04.09.2015
  6. 1 2 3 Лихорадка в «Вестях» «Телекритика», 07.08.2015
  7. Сергей Лефтер. Игорь Бурдыга: «Я никогда не был на позициях „Правого сектора“» (недоступная ссылка) «Телекритика», 22.06.2015
  8. ↑ Журнал «Вести. Репортер» закрывает печатную версию «Украинская Правда», 27.10.2015
  9. 1 2 Антон Онуфриенко. Глава медиахолдинга «Вести»: "В газете не было пропаганды, была позиция отдельных авторов «Телекритика», 2016
  10. ↑ Медиа-Искандеры не смеются: «Вести», UBR, Strana.UA и «Украина. РУ» как лобби Москвы «Детектор Медиа», 12.02.2017
  11. ↑ Бывшего подчиненного запорожского мэра обвиняют в работе на Кремль «Депо», 13.02.2017
  12. 1 2 Милан Лелич. Малороссийский «Репортер»: «живая журналистика» о стриптизе и Сталинае «Тиждень», 03.09.2013
  13. Роман Шутов. Бузина vs Чечеринда. Пропаганда под маской дискуссии? «Медиаграмотность», 03.12.2014
  14. Светлана Еременко. Господа, в какой стране вы живете? «Телекритика», 01.12.2013
  15. Анна Цупко. «Вести. Репортёр»: аргументом по факту «Mediasapiens», 12.06.2015
  16. ↑ Журнал «Вести. Репортер» сменил главного редактора
  17. ↑ Інна Золотухіна залишила посаду головреда журналу «Вести. Репортер» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июля 2015. Архивировано 2 июля 2015 года.
  18. ↑ СБУ веде кримінальну справу щодо «Вести. Репортер» і оголосила в розшук екс-головреда журналу (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июля 2015. Архивировано 2 июля 2015 года.
  19. 1 2 Журналист Инна Золотухина: Меня из Харькова привезли на допрос в Киев три сотрудника СБУ «Детектор Медиа», 27.01.2017
  20. ↑ СБУ ведет уголовное дело по «Вести. Репортер»: экс-главред — в розыске «Украинская Правда», 18.06.2015
  21. Дуся Катасонова. Кто и зачем отменил выход номера журнала «Вести. Репортер» Архивная копия от 14 февраля 2017 на Wayback Machine «Телекритика», 30.09.2015

Глава 4 Как стать хорошим репортером. Универсальный журналист

Глава 4

Как стать хорошим репортером

«Журналист — это самый трудолюбивый лентяй на свете».

Работа репортеров — все узнавать. Выражаясь красиво, репортеры ударные войска истории. Они шагают в первых рядах среди хаоса сегодняшнего дня, стучатся в запертые двери, идут на риск, чтобы овладеть истоками правды. Если не они — кто будет заниматься этим? Редакторы? Комментаторы?

Люди, не связанные с журналистикой (в том числе и издатели), полагают, что репортеру прежде всего необходимо умение хорошо писать. На самом деле, литературные способности — лишь часть его работы, и зачастую далеко не большая часть. Основные навыки, которыми должен обладать репортер, — это те, что помогают докопаться до наилучшей из возможных версий правды.

Итак, чтобы стать хорошим репортером, требуется немало умений и навыков выяснять нечто и должным образом это фиксировать. Сверх того, необходимо кое-какое техническое оборудование и немалая духовная культура.

И наконец, чтобы стать хорошим репортером, нужно иметь подходящий характер.

Основное оборудование и навыки

Было время, когда репортер обходился двумя подручными средствами ручкой и записной книжкой. В девятнадцатом веке этого хватало, но, чтобы преуспеть на репортерском поприще сегодня и в будущем, вам нужно оснаститься большим. Вам также потребуется ряд навыков, не все из которых вам преподадут на курсах традиционной журналистики:

1. Записные книжки.

Если вам приходится напоминать, что репортер должен постоянно иметь при себе ручку, значит, работа в газете, скорее всего, не для вас. Поразительно, как много бывалых репортеров пренебрегают такой необходимой для их профессии вещью, как записная книжка. Мне доводилось видеть, как опытные репортеры общенациональных газет в ответ на просьбу показать их записи вытаскивали из карманов горсти смятых автобусных билетов и клочки других бумаг, покрытые каракулями. От подобного зрелища сатанеют редакторы отдела новостей. А если статья повлечет за собой судебное разбирательство и, кроме автобусных билетов, предъявить будет нечего, то картина будет еще менее завидной.

Вам необходимы две записные книжки. Одна — маленькая, чтобы как бы между прочим выскользнуть из кармана или сумочки при непосредственном общении с людьми. Другая — большая (чем больше, тем лучше) для записи телефонных разговоров из своего офиса. Большой формат позволяет легче делать записи, реже отвлекаться на переворачивание страниц. Кстати, о переворачивании страниц: заведите книжку, скрепленную спиралью, а не на скрепках и не на клею. Перевернутая страница ложится плоско, без сгиба, ее можно вырвать, не опасаясь, что вся книжка рассыплется на части. На обложке каждой записной книжки необходимо ставить дату первой записи, а исписав ее до конца, надо хранить книжку как можно дольше. Возможно, вам никогда не придется заглянуть в нее снова, но будьте уверены — стоит вам выбросить записную книжку, как она тут же понадобится вам позарез.

2. Стенография

Если вы не являетесь, тем единственным, кто способен писать, поспевая за речью, то стенография — ваша сила и просто спасение. Магнитофоны ломаются, батарейки в них вдруг садятся, а кроме этого, существует много ситуаций, когда магнитофон невозможно использовать. К тому же, большинство людей охотнее разговорятся с вами, если их не будет смущать магнитофон.

Еще больше людей быстро устанут от репортера, который то и дело просит их повторить сказанное, чтобы успеть все записать.

Репортеры знают: чаще всего приходится отказываться от переспрашиваний, и в результате записи оказываются неполными или неточными.

Выучить стенографию несложно, и вы будете на всю жизнь обеспечены нужным навыком. Уж если ею пользовался Чарльз Диккенс (он выучил ее, прежде чем стать парламентским корреспондентом лондонской «Morning Chronicle»), то и нам с вами грех воротить от нее нос.

3. Диктофон

Диктофоны как нельзя лучше годятся в двух случаях: при непосредственном контакте с собеседником и — при надлежащей технической оснастке — для записи телефонных разговоров, дабы потом интервьюируемый не смог опровергнуть содержание беседы. Во времена моей работы редактором отдела новостей, когда кто-нибудь заявлял, что наш репортер неверно его процитировал, либо угрожал судебным иском, я чувствовал себя увереннее, если знал, что мы можем предъявить магнитофонную запись, а не заметки от руки.

Но даже в интервью с диктофоном не забывайте о записной книжке. Не говоря о том, что техника может подвести, а у диктофона есть еще два недостатка. Во-первых, на нем можно только записать речь, поэтому записная книжка нужна вам, чтобы набрасывать свои мысли и впечатления. Во-вторых, последующее прослушивание ленты отнимет куда больше времени, чем просматривание заметок в книжке. Поэтому отмечайте в книжке основные пункты сказанного, чтобы обращаться к магнитофонной записи только за подтверждением конкретных фактов и для цитирования.

Если вы намереваетесь часто использовать диктофон, не забывайте следовать тому же правилу, что и в случае с записной книжкой: датируйте и сохраняйте кассеты. И обзаведитесь такой моделью диктофона, которая предупреждает о конце записи. В противном случае хороши вы будете в офисе, прокручивая для редакторов замечательный эпизод интервью: вот правительственный чиновник нехотя признает, что ему предложили взятку за… и запись обрывается.

4. Адресная книга

Каждый репортер должен вести книгу своих контактов, подробнейше записывая адреса, номера телефонов и факсов его собеседников. Порой решишь, что номер телефона этого человека тебе больше никогда не понадобится — и именно с этим человеком возникнет месяцы спустя острая необходимость переговорить вновь. Когда, кроме вас, в офисе никого нет, на часах — десять вечера, а вам позарез надо что-то узнать, тут-то вы и поймете, какая ценная штука — адресная книга. Не обязательно, чтобы это был роскошный «органайзер» в коже за сто долларов, подойдет обычная телефонная книжка. Только нужно, не ленясь, заносить туда все имена и телефоны, какие получите или сможете достать — и всеми силами старайтесь раздобыть как можно больше имен и телефонов. Крадите их у коллег и конкурентов. Читая газеты и журналы, выписывайте имена специалистов, которые могут вам понадобиться, и старайтесь узнать номера их телефонов. И наконец, пожертвуйте как-нибудь выходным, чтобы сделать дубликат телефонной книжки на тот неизбежный случай, когда вы ее потеряете.

5. Фотоаппарат

Многое репортеры исполняют свой профессиональный долг, ни разу не взяв в руки фотоаппарат. Но во всем мире в небольших газетах от репортеров обычно ждут фотоснимков. По мере того, как все больше трещат штатные сметы, а специализация уходит в прошлое, того же будут ждать и от репортеров крупных газет. Если вас и минует чаша сия, умение работать с камерой все же несомненно будет профессиональным плюсом. Каждый журналист должен усвоить, какой снимок считается хорошим и как его сделать (пусть даже он набьет шишки, учась этому), потому что фотографии — важная часть газеты. Может случиться, что карьера вытолкнет вас в кресло редактора, и вам придется иметь дело со снимками, решая, как их использовать. Пишущему журналисту могут и простить неумение обращаться с фотоаппаратом, но кому охота, чтобы ему что-то «прощали»?

6. Подслушивающие устройства

Это штука опасная, и в журналистской практике ей нет места. Применение этих устройств оправдано только в том случае, когда это поможет спасти чью-то жизнь либо раскрыть крупное правонарушение. Подробней смотри об этом в главе об этике и о репортерских расследованиях.

7. Компьютерная грамотность

Необязательно иметь собственный компьютер, но надо знать, как пользоваться компьютером, а еще лучше двумя: «Apple-Macintosh», который все шире используется во всем мире для выпуска газет, и IBM-совместимым персональным компьютером. Возможно, сейчас вам и в голову не приходит, что ваша газета сможет позволить себе компьютер, но этот день настанет раньше, чем вы думаете. Поэтому поскорее овладейте компьютером со всеми его возможностями. Приручите технику, не то она приберет вас к рукам.

Компьютеры используют не только для выпуска газет, но и для хранения информации, к которой вы можете получить доступ. Повсюду в мире журналисты сегодня уже привычно пользуются компьютерными базами данных, содержащими огромное количество информации: полная информация о любых статьях, справочные системы и обширные статистические данные. Газета может подписаться на такие базы данных за сравнительно небольшую сумму. Оборудование, необходимое для доступа к этим и иным крупным компьютерным архивам, становится все дешевле и проще в обращении. Очень скоро, благодаря создающейся ныне всемирной компьютерной сети, доступ к этим архивам будет по карману любому, у кого есть компьютер и модем. И само собой, такая связь работает в обе стороны. Если вы — свободный журналист или живете в провинции, с помощью компьютера вы сможете посылать статьи в крупнейшие столичные газеты страны — и даже в газеты других государств.

8. Иностранные языки

Если вы владеете хотя бы одним иностранным языком в достаточной степени, чтобы вести умные разговоры, ваши журналистские горизонты значительно расширяются. Если вы можете писать на этом языке — еще лучше. Владение иностранным языком не сделает вас лучшим журналистом, но ясно, что с ним вы ценнее для своей газеты и можете заниматься своей работой не только в родной стране.

9. Чтение вверх ногами

Это умение сильно недооценивают. Разумеется, за каждым остается его право иметь свои секреты. Но и общество имеет непреложное право — поможет вам узнать с вашего собеседника.

10. Чтение по губам

Не стоит даже трудиться представить себе все обстоятельства, при которых крайне важно понять, что говорится за пределами слышимости. Разумеется, чтение по губам сопряжено с риском, как при использовании оптических средств (см. вопросы этики), но иметь такую сноровку весьма полезно.

11. Задержки сдачи материала и превышение его объема

Многие репортеры полагают, что тянуть со сдачей материала до последнего и сдавать чересчур объемные статьи — признак литературного таланта. Они либо воображают, будто их писания настолько ценны, что редактор будет часами ждать статью и выкинет ради нее другие материалы, либо прикидывают так: редактору нужен их материал, замены у него нет, следовательно, ему придется смириться с такими сроками и объемом, которые угодны репортеру. Подобное поведение — непрофессионально, и, если вы не являетесь даром Божьим для журналистики (а таких совсем немного), оно скоро доставит вам репутацию человека ненадежного. Укладываться в срок — вопрос собранности. Сделать это не всегда легко, но почти всегда возможно.

Укладываться же в объем (а хуже репортера, пишущего пространно, только репортер, пишущий слишком коротко) — это вопрос и собранности, и опыта. Если вы печатаете на компьютере, у вас вообще нет оправдания для превышения заданного объема даже на строчку. Тем же, кто пишет статьи от руки, я дам один хороший совет. Возьмите исписанный лист бумаги привычного для вас размера и сосчитайте, сколько слов на нем помещается. Повторите этот опыт еще раз-другой, и вы будете знать среднее число слов (и, соответственно, строк) в одном листе вашей рукописи.

Принципы

Вот и все, что касается материального оснащения и элементарных навыков репортера. Самое же необходимое оснащение он носит в черепной коробке — это его духовный багаж, или принципы. Некоторые — врожденные, другие были быстро усвоены на занятиях или схвачены на лету в редакции, но большая часть сноровки и приемов приобретается годами опыта, через расследования и написание, перепроверки и переписывание сотен статей.

Репортер из тех профессий, которым учатся на своих ошибках. Мне ли не знать этого — я ошибок наделал достаточно. В самом начале своей журналистской деятельности я работал в маленьком еженедельнике в южной Англии. Благодаря счастливому случаю и решимости произвести впечатление, я в первую же неделю напал на хороший сюжет о загрязнении речных вод. Я сорвался с места, провел расследование и поспешил обратно в редакцию, полный мыслей о похвалах, которые услышу, выдав статью. Написав, я вручил статью редактору.

«Это еще что такое? — рявкнул тот. — Где имена?». Сюжет так меня взбудоражил, что я позабыл спросить имена у тех, кого интервьюировал. Статья изобиловала хорошими цитатами, но все они принадлежали «обеспокоенному местному жителю», «водному инженеру», «инспектору по безопасности» и так далее.

И целые сутки, забыв про сон, я бегал, выясняя имена, повторно расспрашивая людей и восполняя пробелы. Переживал я страшно, но с тех пор не раз благодарил себя за тогдашнюю глупость, ибо с первых же дней получил два бесценных урока. Первый: цитаты мало чего стоят, если при них нет имен. Второй, еще более важный: работа репортера — занятие не из легких. Одного энтузиазма и мастерства еще недостаточно. Нужны также верные принципы. Вот основные из них:

1. Нюх на новости

Этот первый элемент духовной оснастки репортера может быть либо врожденным, либо основанным на глубоком понимании вопросов, освещенных в предыдущей главе (о ценности новостей). Но откуда бы он ни проистекал, он вам необходим по двум причинам. Первая (со знаком плюс): чтобы знать, что лежит в основе хорошей статьи, и уметь найти ценную новость в куче информационного мусора. Вторая (со знаком минус): чтобы не тратить время свое и газеты на разработку сюжетов, которым грош цена. Чаще спрашивайте себя: «Насколько хорошим может быть этот сюжет? Насколько ценным будет материал, даже если я раздобуду всю нужную информацию?» Положим, вам ясно, что овчинка выделки не стоит. Так бросьте сразу эту тему.

Все прочие принципы, потребные репортеру, тесно связаны с непредвзятостью, непредубежденностью, которые вообще нужно привносить в любое исследование.

2. Страсть к точности

Начав работать редактором отдела новостей, вы быстро поймете, что превыше всего цените в своих репортерах именно эту страсть. Можете ли вы положиться на то, что они сделали? Можете ли довериться их точности? Работая репортером, вы также быстро усвоите, что ваша репутация человека, не склонного преувеличивать и стремящегося к точности как в готовой для печати статье, так и на предварительных этапах, крайне важна для вас. Утратив эту репутацию, восстановить ее будет нелегко.

Понятие точности включает в себя три вещи. Во-первых, что очевидно, правильно записать на пленку и воспроизвести на бумаге то, что вам говорят люди. Во-вторых, быть внимательным в следующем: как бы ни были точны фрагменты вашей статьи, весь материал в целом также должен соответствовать духу и атмосфере ситуации или события. То есть, речь идет о проработке фона и контекста.

И в-третьих, вы не должны поддаваться опасному и широко распространенному поверью: «Раз произошло одно и тут же другое, значит, это другое — правда». Не надо думать только о том, чтобы пропихнуть статью в печати. Если в череде описываемых вами событий существуют разрывы, узнайте точно, что упущено, не решайте: если сперва произошло А, потом что-то еще, а потом С, значит, пропущенная часть — В. Не всегда бывает так.

3. Никогда не стройте предположений

Это относится ко всем предположениям — касающимся логики, личности, фактов или мотивов. Очень часто, делая предположение, вы оказываетесь правы. Потому так и опасны предположения. Они с легкостью затягивают. Однако опасность их очевидна. Пишите только о том, что знаете, а не о том, что предполагаете. Таким образом вы избежите неточности, вранья, не обманете людей — и избежите увольнения.

Широкую огласку получил случай, когда некая британская массовая газета получила от нештатного автора фотографию, на которой принц Чарльз обнимал женщину, явно не свою жену, а уже было известно о неудачном браке принца. Газета опубликовала снимок под заголовком, намекавшим на роман принца, такое у них было предположение. И они жестоко ошиблись. В газете не знали, что фотография была сделана на похоронах ребенка этой женщины, умершего от лейкемии в возрасте четырех лет. Принц делал то, что любой сделал бы в подобной ситуации: утешал убитую горем мать.

4. Никогда не бойтесь выглядеть дураком

Каким бы дремучим невеждой вы ни казались себе, не знаете спрашивайте, не понимаете — просите объяснять. Если над вами посмеются пусть! Настоящие дураки — те репортеры, что с умным видом кивают головой в продолжение всего интервью, понимая сказанное лишь отчасти, а после пытаются написать статью — и ничего у них не выходит. Незнание свое выказывайте при расспросах, а не на газетных страницах.

5. Сомневайтесь во всех источниках

Сомнения по отношению к любым источникам — важный и один из основных принципов в работе репортером, да и вообще всех журналистов. Зачем этот человек говорит мне все это? Каковы его мотивы? И вообще, в его ли компетенции знать то, что он якобы знает? Этому сложному вопросу посвящена шестая глава.

6. Забудьте о своих предубеждениях

Никто не ждет, что вы отбросите прочь все свои убеждения и дорогие сердцу взгляды. Но если уж вы не в состоянии избежать их невольного влияния, не позволяйте им стать определяющими в вашей работе. Не то вы станете писать необъективные, нечестные статьи. Такую статью написал стажер из «Washington Post», когда его, человека крепких антимилитаристских убеждений; направили писать репортаж о слушании в Конгрессе по вопросу об использовании Соединенными Штатами дефолиантов во вьетнамской войне.

Ученые один за другим свидетельствовали, что нет доказательств, позволяющих предположить, будто некое химическое соединение под названием «Эйджент Оранж» причиняло серьезный вред здоровью людей. Только один свидетель был не согласен с этим — и как раз ему репортер посвятил всю статью, проигнорировав свидетельства остальных. Возможно, в будущем медицина докажет правоту этого одного, но дело не в этом. Репортеры существуют для того, чтобы точно передавать происходящее, не отцеживая события через решето собственных воззрений, пусть даже толковых и передовых.

Этот призыв относится как к устоявшимся предубеждениям, так и на ходу формирующимся. Не допускайте, чтобы мнение, сложившееся у вас на начальной стадии работы, преждевременно отразилось в суждениях о событии. Тяжкий грех многих репортеров, особенно тех, кого часто просят написать яркие, с «настроением» статьи либо легкие информационные заметки, — грех этот состоит в том, что подзаголовок они сочиняют еще до встречи с источником. Текст этот может быть остроумным, блистать красотой слога — но велика вероятность того, что он больше скажет о самих репортерах, нежели о предмете статьи. Правда, это же можно сказать и в целом о статьях, написанных такими журналистами.

7. Осознайте себя частью процесса

Порой так подмывает писать когда и сколько захочется и только на ту тему, какую облюбовал! А надо, видите ли, слушаться редакторов. Обязательно спорьте с ними, кричите на них, пытайтесь заболтать, но в конце концов придется подчиниться — или идите работать в другое место. Это и есть профессионализм. Порядок в газете для всех один. Пока ваша статья не опубликована, она представляет собой лишь сырье. Поэтому она должна быть нужного объема, доставлена в срок, и, если вы передали ее по телефону или факсу — перезвоните позже и узнайте, нет ли к вам вопросов.

8. Помните о читателях

Один читатель у вашей статьи всегда найдется: вы сами, бормочущий ее себе под нос в укромной затемненной комнате. Другие же прочтут ее в том случае, если вы считаетесь с ними — и когда пишете, и особенно когда готовите тему. Что желают узнать читатели? Что нужно растолковать им? Как сделать, чтобы статья задела их за живое? Отыщите курьезные факты, покажите, каким образом описываемые вами события затронут жизнь читателей или жизнь других людей. Привлекайте примеры, соотносимые с жизненным опытом самих читателей: при всякой возможности пишите живым языком. Не надо статей, написанных исключительно о макро-социальных и экономических проблемах и живущих своей жизнью организациях. Пишите статьи так, чтобы они читались как написанные обычным человеком для таких же обычных людей. И наконец, если в вашей статье нет людей действующих и взаимодействующих, значит она либо нуждается в доработке, либо это вовсе не статья.

9. Воля к победе

Рано или поздно каждый репортер начинает убеждаться в том, что мир вовсе не вертится вокруг газет. В самом деле, миропорядок часто кажется созданным как нарочно для того, чтобы расстраивать их планы. Мало того, что правительства, чиновники и все прочие словно вознамерились понадежней разлучить вас с надежной информацией, — так еще и события происходят в неурочное время и в неподходящих местах, телефонов то не найти, то они не работают, а если вы находитесь в командировке, у вас могут оказаться на исходе деньги, время, еда, питье и силы. Вот когда нужна воля к победе.

Вы должны преисполниться решимости сокрушить любые препятствия, что встретятся на пути, и, добравшись до места события, как можно быстрее отослать материал. Берите пример с Эда Коли из «Washington Post». Морт Розенблюм в своей превосходной книге «Кто похитил новости?» приводит следующую историю. В декабре 1988 года Коди находился в Париже. Как-то вечером он услышал, что в Локерби, небольшом городке в Шотландии, потерпел аварию аэробус компании «Пан Ам». Было 8.20 вечера, и последний самолет на Англию уже улетел. Коди разыскал диспетчера чартерной линии, уговорил своего редактора-международника в Соединенных Штатах оплатить расходы и через несколько часов был уже в Глазго. Розенблюм пишет:

«На стоянке было всего два такси, и что-то толкнуло его подойти к левому. Он объяснил, как важно ему попасть в Локерби, минуя полицейские заслоны. „Везет тебе, — ответил таксист, — я сам из Локерби“. Долгая поездка на большой скорости, несколько резких поворотов во мраке — и они в центре городка. Там они разошлись и встретились позже. Таксист собрал не меньше ценных свидетельств и ярких подробностей происшествия, чем сам Коди. Потом он отыскал приятеля, тот открыл свой паб, и Коди позвонил в Вашингтон. Как обычно, материал Коди стал сенсацией».

Катастрофа, в которой погибли все 259 пассажиров и 11 местных жителей, стала одним из крупнейших событий 80-х годов. Превосходная работа Коди (хотя откуда ему было знать, насколько истинны свидетельства, собранные таксистом?) стала возможна благодаря его воле к победе. Хорошо и то, что у него был редактор, готовый выложить 6000 долларов за чартерный авиарейс, хотя в большинстве случаев погоня репортера за информацией обходится дешевле.

10. Чувство срочности

Коди, как многие до и после него, действовал быстро, чтобы опередить конкурентов из газет и телевидения. В этом нет ничего предосудительного: ведь читатели желают получить самый свежий — и самый полный — отчет о событиях.

Здоровая — а хоть бы и не очень — конкуренция, желание быть первым делают работу увлекательнее. Конкуренция эта на благо читателям — если она не оголтелая, конечно. Только желание утереть друг другу нос двигало, к примеру, фотографами из агентств «Ассошиэйтед Пресс» и ЮПИ, когда им было поручено сфотографировать далай-ламу, покидавшего Тибет в 1959 году. Оба наняли по самолету, организовали эстафеты мотоциклистов, чтобы доставить фотоснимки с китайской границы до ближайшего передатчика в Индии. Когда далай-лама показался в дверях самолета, фотографы ринулись вперед, сделали снимки и устремились к уже набиравшим обороты самолетам. После сумасшедшей гонки в воздухе и на земле победил корреспондент ЮПИ.

Фотограф из «Ассошиэйтед Пресс» был сражен. Он вернулся к себе в гостиничный номер и сидел там, упиваясь горечью поражения. Тут из его офиса пришла телеграмма: «У конкурентов далай-лама длинноволосый и лохматый. У вас — лысый. В чем причина?» Фотограф послал ответную телеграмму: «Мой далай правильный». Обезумев от желания быть первым, фотограф из ЮПИ снял переводчика.

Однако допустимая конкуренция тоже имеет свои пределы. До этих пределов, несомненно, дошел — и даже вышел за них — бывший репортер из «New York Post» Стив Данливи. В молодые годы он сотрудничал в газете, конкурировавшей с той, где был репортером его отец. Как-то раз оба получили одно и то же задание. Стив так жаждал попасть на место происшествия первым, что проткнул шины отцовского автомобиля.

11. Индивидуальность и неприглаженность

Конкуренция между репортерами — пока они не перегрызают друг другу горло — все же лучше, чем стадный психоз, которым страдают журналисты в ряде стран, особенно в Японии. Им там спокойнее, когда их больше. Например, в сентябре 1992 года Япония впервые отправила свои войска за границу в составе группы миротворческих сил ООН. 600 японских солдат сопровождало в Камбоджу не менее 300 журналистов, каждый из которых обязан был быть членом «тинсай куражу», то есть клуба аккредитованных журналистов.

В каждом секторе экономики, в каждом министерстве и политической партии в Японии есть свой «тинсай курабу». Численность в этих «маленьких клубах» ограничена, и они осуществляют контроль за распространением новостей. Иностранные журналисты не могут стать членами клуба, нос недавних пор им разрешено присутствовать на пресс-конференциях клуба — без права задавать вопросы. Клубы обеспечивают своих членов полностью оборудованными офисами и делают их жизнь достаточно легкой. Здесь и таится опасность. В Японии есть великолепные репортеры, но если журналиста кормить с ложечки, то он скоро утратит аппетит к новостям. Еще опаснее — когда информацию распространяет клуб, который всегда склонен вырабатывать собственные правила и условия. Стоит вам отказаться играть по этим правилам, раскачать лодку — и вы окажетесь за дверьми клуба, лишившись доступа к его новостям.

Но Япония — далеко не единственная страна, где наблюдается эта тенденция. Власти любят, когда журналисты ведут себя по стадным правилам. Стадо — или стая — по-своему разберется с бунтовщиками и нонконформистами. По мере того, как повсеместно правительства и прочие власть имущие все хитроумнее прибирают новости к рукам (и все жестче следят за тем, какую информацию и кому передавать), неуклонно возрастает и давление на журналистов, дабы сплотить их в элиту, обладающую доступом к новостям в обмен на примерное поведение. В худших своих формах это не что иное, как заговор молчания.

Во всем мире репортеры сотрудничают между собой. Они делятся цитатами из интервью, дают коллегам и конкурентам нужные номера телефонов. Но хороший репортер должен быть всегда готов к тому, чтобы действовать в одиночку, если понадобится — отправиться туда, куда больше никто не рвется, а если дело не выгорит — принять весь огонь на себя. Хороший репортер с негодованием отвернется от разжеванного корма с официальной ложечки: он знает, что найдет что-нибудь повкуснее, если только сам отправится искать себе пропитание.

Характер

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о