Что это значит удаленная работа: Плюсы и минусы удалённой работы для сотрудника и работодателя

Содержание

понятия из закона — Дело Модульбанка — Дело Модульбанка

В Трудовом кодексе есть два определения работы вне офиса: надомная и дистанционная. Хоть в обоих случаях сотрудник может работать из дома, в определениях есть разница.

Надомная и дистанционная работа

Сейчас в Трудовом кодексе есть два определения, которые связаны с удаленной работой, — надомники и дистанционная работа.

Надомная работа. В законе не прописано понятие надомной работы, но есть раздел о надомниках:

Какие сотрудники считаются надомниками — статья 310 Трудового кодекса

Получается, надомная работа — это когда сотрудник что-то производит, собирает или чинит дома по поручению работодателя. К примеру, надомной работой будет:

  • сборка картонных коробок на дому — работодатель выдает картон, сотрудник дома собирает из него коробки и получает за это зарплату;
  • вязка шарфов — сотрудник получает от работодателя пряжу и вяжет дома шарфы;
  • ремонт телевизоров — работодатель привозит сотруднику сломанные телевизоры, а тот их чинит дома своими инструментами;
  • вычитка рукописи — работодатель выдает сотруднику рукописи, тот их вычитывает, делает пометки и отдает обратно.

Дистанционная работа. В законе есть определение дистанционной работы и дистанционных работников:

Какая работа считается дистанционной — статья 312.2 Трудового кодекса

Так, дистанционной считается работа, которую сотрудник выполняет по трудовому договору, не на территории работодателя и с использованием телефона или интернета, — это та работа, которую обычно имеют в виду, когда говорят об удаленке.

Например, дистанционной работой будут:

  • холодные звонки из дома по базе работодателя;
  • заполнение деклараций, расчет зарплат и оплата налогов компании, если бухгалтер делает это дома или в кафе;
  • разработка маршрута для фуры с огурцами, если логист делает это дома, а маршрут отправляет работодателю по электронной почте или через Трелло.

Правило такое: дистанционный сотрудник делает всё то же самое, что обычный, только не в офисе работодателя. Но дистанционный сотрудник — это не фрилансер. Между ними есть разница: фрилансер работает по договору услуг или подряда, он может быть самозанятым или ИП — ему работодатель не оплачивает больничные, командировки, переработки и отпуска.

А дистанционный сотрудник работает по трудовому договору, и у него такие же права, как у сотрудников в офисе.

Читать в Деле

У меня удаленный сотрудник. Что об этом нужно знать?

Я перевел сотрудников на удаленку

Постоянная, временная и комбинированная удаленка

Законопроект об удаленной работе

Этим летом Госдума разработала законопроект об удаленной работе, и в июле 2020 года он прошел первое чтение. Но чтобы проект стал законом, рабочей группе еще нужно внести поправки: уточнить названия документов, прописать, как работодатель будет получать согласие сотрудника на удаленную работу, и рассказать, как комбинировать удаленную и обычную работу, — этого в законопроекте пока нет, но уже есть новые определения.

Законопроект добавляет к определению дистанционной работы слово «удаленная» в скобках, выглядит это так — «дистанционная (удаленная) работа». И вводит три новых понятия, которые связаны со стационарным рабочим местом, — это место, которое закреплено за сотрудником, мы будем называть его рабочим местом в офисе:

  • постоянная дистанционная (удаленная) работа — у сотрудника нет рабочего места в офисе, и он всегда работает удаленно;
  • временная — обычно сотрудник работает в офисе, но в некоторых случаях — из дома. Например, сотрудники работают из дома, когда на улице минус 40, или во время пандемии;
  • комбинированная — сотрудник иногда работает в офисе, а иногда удаленно. К примеру, дизайнер по вторникам работает из офиса, чтобы ходить на планерки и общаться с артдиректором, а в остальные дни из дома.

Еще в законопроекте прописали право сотрудника не отвечать на звонки, письма и сообщения работодателя в нерабочее время. А если сотруднику всё же пришлось ответить, время общения учитывается и оплачивается как сверхурочная работа. Как именно нужно вести учет, пока непонятно.

Работаем удаленно: cоветы по организации процесса

Никогда еще число удаленных сотрудников, которые разбросаны по разным странам и континентам, не было так велико. Рост популярности удаленной работы в наши дни — это тенденция, которая определенно находится на подъеме.

И все же результативность удаленной работы многие компании оценивают по-разному, поскольку не так-то просто наладить сотрудничество в команде. Успешный удаленный сотрудник должен быть полноценным командным игроком, мотивированным на поддержание крепких деловых отношений.

Что значит «удаленная работа»?

Фотография: Эндрю Слейт для Wrike

Удаленная работа — это любая работа, выполняемая вне офиса. К удаленной работе относятся и единичные случаи работы на дому, и работа из дома на протяжении всей рабочей недели или в другом офисе. Уже есть целые компании, использующие распределенную модель.

При наличии надежного WiFi-подключения работать удаленно можно откуда угодно — из дома или модного коворкинга на Бали. Такие компании, как WeWork, буквально ворвались на рынок с предложениями коворкинг-центров и площадок для совместной работы в большинстве крупных городов.

Проблемы, стоящие перед удаленными сотрудниками

Какими бы ни были возможности для удаленной работы, все сотрудники, работающие дистанционно, сталкиваются с похожими проблемами: чувством одиночества, ощущением, что им не на кого положиться, и невозможностью до конца понять цели команды.

Источник: https://hbr.org/2017/11/a-study-of-1100-employees-found-that-remote-workers-feel-shunned-and-left-out

Когда удаленные сотрудники сталкиваются с обычными рабочими проблемами, 84% из них испытывают беспокойство в течение нескольких дней и более. Кроме того, удаленные сотрудники склонны чаще волноваться из-за возможных разногласий, чем сотрудники, работающие в офисе.  

Многие известные компании стали менее охотно разрешать своим сотрудникам работать удаленно. Один из печально известных примеров связан с именем Мариссы Майер из компании Yahoo. Именно она начала тенденцию к сокращению числа удаленных сотрудников, и впоследствии этот пример подхватили компании IBM и Reddit. Они аргументировали это тем, что удаленная работа имеет свою цену — невозможность сотрудничать и взаимодействовать так же успешно, как в офисе.

Но есть способы, позволяющие укрепить совместную работу удаленных сотрудников. Дайте им эту возможность, и вы сможете повысить уровень сотрудничества и производительность команды.

Удаленная работа укрепляет веру в собственные силы

Уверенность в своей способности выполнить задачу, — возможно, самое важное качество любого удаленного сотрудника. Это играет важнейшую роль, оказывая влияние на эффективность удаленной работы, продуктивность, чувство удовлетворенности своей работой и способность с ней справляться. И все же такую уверенность трудно поддерживать в удаленных сотрудниках, особенно в случае затяжных конфликтных ситуаций.

Как развивать ощущение собственной значимости в удаленных сотрудниках? Для этого потребуются различные инструменты и стратегии, нацеленные на устранение барьеров для обратной связи, формирование доверия и внедрение рабочих процессов, способствующих уверенности в себе и сотрудничеству в команде.  

Советы по удаленной совместной работе

Мы составили перечень важных рекомендаций по укреплению сотрудничества и повышению самоэффективности специалистов, которые работают удаленно, чтобы их вклад в командную работу стал еще выше.

Совет 1. Удаленным сотрудникам необходима обратная связь

Все очень просто: если вы работаете вне офиса, вам трудно понять, насколько качественна ваша работа, насколько значим ваш вклад в общее дело и какие отношения складываются в коллективе. Обратная связь признана отличным источником внутренней мотивации и уже доказала свою способность пробуждать в людях стремление к знаниям, способствовать росту доверия и повышать удовлетворенность сотрудников. Так что когда речь идет об удаленных специалистах, помните, что обратной связи много не бывает.

По данным отчета о стрессе и продуктивности, 39% сотрудников называют неэффективный обмен информацией основной причиной стресса, и неудивительно, что удаленные специалисты страдают от той же проблемы. Работая дистанционно, можно очень легко начать сомневаться в себе, но налаженный процесс обратной связи улучшает психологическое состояние.

Совет 2. Развивайте доверие и сочувствие

Доверие — основа любых взаимоотношений при выполнении удаленной работы. По данным Института Гэллапа, доверие является важнейшим свойством всех деловых отношений. И все же 55% руководителей компаний считают доверие главной проблемой в своих организациях.

Чтобы проявить доверие, достаточно дать сотрудникам разумную степень свободы и независимости при выполнении повседневных задач. Руководитель должен обладать обоснованной уверенностью в том, что удаленные сотрудники выполнят свою работу качественно и своевременно. А те, в свою очередь, должны понимать все проблемы такого сотрудничества и по возможности оставаться на связи.

Если это возможно, запланируйте личные беседы. Если нет, попробуйте использовать сервисы видеоконференций, такие как Zoom. Четверть участников опроса HBR заявили, что менеджеры, общающиеся с удаленными сотрудниками лицом к лицу, добиваются более высоких успехов.

Совет 3. Внедрите четкие рабочие процессы

Многие компании начинают пренебрегать рабочим процессом. Что нужно делать в такой ситуации?

Попробуйте начать с составления списка конкретных ожиданий от удаленной работы в вашей команде. Это поможет развеять сомнения, и вашим сотрудникам будет куда обратиться, если у них возникнут вопросы. Далее приобретите  инструменты, обладающие необходимым для вас уровнем гибкости. Вам нужна наглядность сведений о ходе работ и средства отчетности, эффективные возможности сотрудничества и автоматизация для повторяющихся процессов.

Инструменты для синхронной совместной работы, позволяющие участникам процесса взаимодействовать в одно и то же время, очень удобны для обсуждений, но могут вызывать проблемы, если часы работы у сотрудников не совпадают. Если речь идет об удаленной работе, асинхронные инструменты (такие как Wrike) предлагают достаточную гибкость, позволяющую эффективно взаимодействовать, находясь в разных часовых поясах.

Попробуйте Wrike и убедитесь, что расстояние — не преграда для эффективной работы!

Преимущества удаленной работы

Если перейти от проблем к преимуществам, то, по данным нашего отчета об эпидемии стресса, гибкий выбор рабочего места очень быстро становится для сотрудников самой желанной приманкой. Удаленная работа — это заслуженная награда для сплоченных и трудолюбивых команд. Кроме того, при удаленной работе вы сможете меньше времени проводить в разъездах и работать более сосредоточенно.

Некоторые из преимуществ удаленной работы:

  • Работа в уютной домашней обстановке
  • Избавление от присутствующих в офисе отвлекающих факторов
  • Экономия времени на дорогу
  • Планирование работы, позволяющее избавиться от лишнего стресса

Материалы для удаленных сотрудников

Удаленная работа — это тренд, который не собирается идти на спад. Опрос на сайте LinkedIn продемонстрировал, что 64% сотрудников готовы отказаться от повышения ради возможности работать удаленно. Мы добавили в нашу статью несколько ссылок по этой теме. Напишите в комментариях, как вы относитесь к удаленной работе.

  • «Как создать идеальную среду для удаленной работы (инфографика)», Wrike
  • «Что я узнал после 4000 собеседований с удаленными сотрудниками», Rusbase 
  • «Удаленная работа становится все популярнее», Expert

Фотография на баннере: Эндрю Слейт для Wrike

УДАЛЕННАЯ РАБОТА определение | Кембриджский словарь английского языка

Переводы remote work

на китайский (традиционный)

遠程工作…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

远程工作…

Узнать больше

Нужен переводчик?

Получите быстрый бесплатный перевод!

Как произносится удаленная работа ?