Что не должно включать в себя портфолио отзывов – Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»

Содержание

Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося — Информио

Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального образования: заместителей директоров по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной работе, руководителей методических служб, заведующих учебной частью, заведующих отделениями, преподавателей и мастеров производственного обучения для организации процесса мониторинга и оценивания образовательных результатов обучающихся по профессиональным модулям и учебным дисциплинам в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Методические рекомендации определяют технологию оценивания образовательных результатов обучающихся посредством технологии Портфолио, его виды, структуру и содержание, критерии и технологию оценивания.

 

Технология создания  портфолио обучающегося

 

Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего и начального профессионального образования.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.

Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.

 

Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию.

Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Это замена пассивного типа обучения, в котором обучающемуся отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором обучающийся является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Преподаватель создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность обучающихся, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения.

 

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося.

Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

– поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;

– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

– формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;

– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

 

В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.

 

Технология по созданию учебного портфолио реализует следующие принципы:

– равенство всех участников обучения: преподаватель и обучающийся становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;

– ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

– отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

– сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

– возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

– важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

Работа с портфолио помогает обучающемуся критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

 

В процессе работы над созданием портфолио у обучающегося формируются:

– общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.),

– прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),

– организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.

Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:

– отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;

– демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;

– помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы;

– служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося на зачете, экзамене, квалификационном экзамене;

– помогает обучающемуся самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков обучающихся, необходимо тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии обучающимся еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течение всего обучения.

Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста обучающегося.

 

Преимущества технологии портфолио:

– позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому обучающемуся; каждый обучающийся обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;

– предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного обучающегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;

– позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;

– расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

 

В образовательном процессе используются следующие типы портфолио:

«Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.

Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности обучающегося, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п.

Содержание портфолио документов: дипломы,  грамоты, свидетельства,  сертификаты, удостоверения.

 

«Портфолио работ»представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающихся, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных  достижений и др.

В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.

Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.

 

Выставочное портфолио как элемент портфолио работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий, выполненных собственными руками, и наиболее применим для учебной практики (производственного обучения).

Обучающиеся – индивидуально или совместно с преподавателем, мастером производственного обучения – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Обучающимся такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц (работодателей) достижения обучающегося.

Информация и представляемые материалы должны быть связаны с заданиями в рамках учебной программы, а также удовлетворять целям профессионального модуля и критериям, соответствующим профессиональным компетенциям.

Данные собираются многократно, в разные моменты времени. Выставочное портфолио должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.

Портфолио может переходить от одного преподавателя, мастера производственного обучения к другому по мере продвижения обучающегося на более высокие ступени обучения.

Портфолио отвечает интересам обучающихся. На его основе они составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя работодателю во время приема на работу.

Содержание портфолио работ: творческие работы по профилю специальности, исследовательские работы, тексты и презентации докладов и сообщений на научно-практических конференциях разного уровня, фото и видео материалы, свидетельствующие о профессиональной практике, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, печатные работы.

 

Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, работниками системы дополнительного образования и др.

Содержание портфолио отзывов: характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма от образовательного учреждения, отзывы о достижениях обучающегося во внеучебной деятельности.

 

Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося, помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане. Важной составляющей  является самооценка обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность.

Рефлексивное портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

 

Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее типы портфолио.

 

Структура Портфолио

 

Портфолио содержит следующие разделы:

 Титульный лист (Приложение 1):

– полное название образовательного учреждения;

– фамилия, имя, отчество обучающегося;

– номер группы;

– профессия/специальность;

– мастер п/о (классный руководитель)

 

Раздел 1. «Портфолио документов»:

1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия зачетной книжки, копия ведомости  промежуточной аттестации, копия приказа  о получении именной стипендии).

1.2. Документы, подтверждающие освоение профессиональных модулей (отчет о прохождении производственной практики, свидетельства, подтверждающие уровень квалификации).

1.3. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).

1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни колледжа, органов студенческого самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).

1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.

1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.

1.7. Документы, подтверждающие спортивные и художественные достижения.

1.8. Документы, подтверждающие участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей).

 

Раздел  2 .«Портфолио работ»:

2.1. Практические работы (фото-, видеоматериалы, подтверждающие изготовление изделий, деталей, узлов).

2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).

2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).

2.4. Работы по техническому творчеству.

2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.

 

Раздел 3.«Портфолио отзывов»:

3.1. Отзыв преподавателя (мастера производственного обучения) о результатах прохождения учебной практики.

3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал  личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).

3.3. Отзыв работодателя о результатах прохождения производственной практики (характеристика).

3.4. Рецензии на выполненные курсовые и выпускные квалификационные работы.

 

Раздел 4. Рефлексивное Портфолио:

4.1. Материалы анкетирования.

4.2. Резюме.

4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»:

– оценка/самооценка достижения целей;

– оценка ресурсов;

– оценка готовности к профессиональной карьере;

– образовательные планы;

– профессиональные планы;

– позиция в жизни;

– ожидания от обучения в колледже.

 

Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

 

Оформление Портфолио

 

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;

– предоставлять достоверную информацию;

– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой в ГБОУ СПО РМК  структурой портфолио (Приложение 2).

 

Использованная литература

1. Балыкина Е.Н. Оценочное электронное портфолио студента по предмету// http://www.school.holm.ru/studyabroad.

2. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности.  /Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.

3. Купцова Л.И.   Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций  /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова,  О.П. Томилина //Специалист – 2010. —  № 3. С.- 18.  

4. Методические рекомендации для преподавателей по формированию портфолио. Сост. О.М.Ермолова – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2,  Волгоград» —  2008.

5. Переверзев, В.Ю.  Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73.

Глава3. Накопительная оценка «портфолио»

Сегодня в российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.

В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений школьников, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Эффективным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника.

Портфолио — совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющая образовательный рейтинг выпускников основной школы. Баевский Р.М. Портфолио: за и против // Современная школа, 2009. — № 8. — с. 33

Основная цель портфолио — обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Основной смысл портфолио — «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

• поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

• поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;

• развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

• формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школы портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.

В старшей профильной школе портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, о результатах олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др.

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ — или каких-либо иных форм экзаменов — при поступлении в вуз, поскольку в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена.

В целом портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу — одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками. Климова В.И. Педагогика: Учебник. — М.: Знание, 2008. — 92 с.

Вместе с тем следует отметить и некоторые затруднения введения портфолио:

• высокий уровень субъективности оценки, связанной с трудностью формализации критериев оценивания ряда материалов портфолио;

• неготовность учителей одобрить и принять эту инновацию в связи с расширением их функционала;

• необходимость систематической работы по повышению квалификации учителей.

Несмотря на реальные трудности и противоречия реализации данной инновации в учебном процессе, следует отметить, что введение портфолио для оценки индивидуальных достижений учащихся является одним из направлений обновления традиционной системы оценивания образовательного результата, формирует новое понимание самого процесса обучения.

Рекомендуется ориентироваться на три основных типа портфолио:

• Портфолио документов;

• Портфолио работ;

• Портфолио отзывов.

Портфолио документов. В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) результаты индивидуальных образовательных достижений школьника:

• копии дипломов олимпиад, конкурсов, соревнований, грантов (международного, федерального, республиканского, муниципального, городского, школьного уровней),

• копии выписок, грамот, свидетельств,

• сертификаты учреждений дополнительного образования и др.

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Достоинством данного типа портфолио является возможность исчисления итоговой балльной оценки, которая может стать составляющей образовательного рейтинга ученика (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения использования данного варианта связаны с тем, что дается представление о результатах, но не описывается процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен — 5; за два экзамена -10, либо как-то иначе (что может устанавливаться муниципальным либо региональным органом управления образованием). Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе. При комплектовании данного раздела портфолио учащихся 10-11 классов возможен учёт материалов без их оценивания внутри школы.

Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио по месту предъявления.

Портфолио работ — представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (либо региональной) образовательной сети.

Преимущество этого типа — представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения — качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

Портфолио отзывов — это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности. Документы предоставляются учителями, родителями, педагогами или руководителями учреждений дополнительного образования, сторонними организациями и др.

Эта часть портфолио также включает анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам: автобиографию ученика и его жизненные планы, материалы самооценки.

К достоинствам этой формы портфолио относится возможность включения механизмов самооценки ученика. Ограничивает сферу использования данного варианта сложность формализации и учета собранной информации.

Портфолио ученика — это, так называемая, накопительная оценка или «папка», в которой заключены документы, дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за ее пределами, которая помогает последнему оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их в высшем учебном заведении.

Материал портфолио собирается не один год, а в течении всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Каневская Л.Я. Педагогика: Учебник. — М.: — Просвещение, 2006. — 14с.

Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.

Сложность педагогических явлений, а также наличие большого числа факторов, в том числе случайных, которые влияют на педагогический процесс и его результаты, приводят к тому, что педагогический процесс нельзя рассматривать как полностью детерминированный. При самой совершенной организации педагогического процесса мы не можем однозначно предсказать, каковы будут результаты обучения для каждого отдельного ученика.

В связи с этим современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антропова М.В. Педагогика: Учебник. — М.: Просвещение, 2008. — 176 с.

 Апанасенко Г.А Бально — рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа, 2008. — № 2. — с. 9-14

Апанасенко Г.А Педагогический контроль // Педагогика, 2008. — № 4. — с. 23-25

Баевский Р.М. Портфолио: за и против // Современная школа, 2009. — № 8. — с. 33-38

Белецкая В.И. Педагогика: Учебник. — М.: Просвещение, 2005. — 260 с.

Васильева О.С. Бально — рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. — № 3. — с. 45-48

Каневская Л.Я. Педагогика: Учебник. — М.: — Просвещение, 2006. — 164с.

Климова В.И. Педагогика: Учебник. — М.: Знание, 2008. — 192 с.

Колбанов В.В. Педагогика: Учебник. — СПб.: ДЕАМ, 2008. — 232с.

Кузьмина М.Ф. Педагогика: Учебник. — М.: Педагогика, 2009. — 288 с.

Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшее образование в России. №3, 2003.

Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России. №3, 2003.

Сергеев В.С. Рейтинговая система оценивания качества учебной деятельности студентов//БГСХ, 2003, 16с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 2003

Хубаев Г.О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. №1, 2004.

Шакура С.Д., Оценка и самооценка при безотметочном обучении/Акад. Последипломного образования Мн. :АПО 2000 – 19с.

27

Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста

Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста

Вопрос 1
Кто описывает портфолио «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых»?
а) Д. Майер
б) Ю. А. Шкляр
в) Д. Майтон
г) К. Варвус

Вопрос 2
Что не является принципом построения портфолио?
а) прозрачность
б) простота
в) полнота представления
г) закрытость

Вопрос 3
В каком разделе портфолио педагога должен находиться перечень оригинальных наглядных пособий?
а) внеурочная деятельность
б) научно-методическая деятельность
в) учебно-материальная база
г) результаты педагогической деятельности

Вопрос 4
Идея использования портфолио в сфере образования возникла…
а) в России
б) во Франции
в) в США
г) в Италии

Вопрос 5
Что не должно включать в себя «Портфолио отзывов»?
а) заключение о качестве выполненных работ
б) табели успеваемости
в) рецензии
г) рекомендательные письма

Вопрос 6
Какой вид электронного портфолио является наиболее состоявшимся?
а) презентация в среде PowerPoint
б) набор документов, созданных и хранящихся на компьютере
в) Web-сайт
г) PDF-портфолио

Вопрос 7
Какие общие сведения о педагоге не указываются в портфолио?
а) образование
б) семейное положение
в) трудовой и педагогический стаж
г) преподаваемый предмет

Вопрос 8
Портфолио педагога – это не…
а) активная постоянная рефлексия работы педагога, отражение работы в действии
б) отобранные педагогом примеры, которые лучше всего отражают аспекты преподавания и профессионального роста
в) средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования
г) сбор планов уроков и заданий для учащихся

Вопрос 9
На что не делается акцент в портфолио ученика?
а) на самооценку ученика
б) что знает ученик по данному предмету
в) на процесс достижения результатов работы
г) на то, что ученик не знает

Вопрос 10
Как называется портфолио учителя, в котором наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи профессиональной деятельности?
а) портфолио достижений
б) портфолио презентационное
в) портфолио тематическое
г) портфолио комплексное

Вопрос 11
Портфолио ученика не используется для…
а) для отражения динамики развития
б) выбора профиля обучения в старшем звене
в) составление индивидуальной образовательной траектории
г) сравнения детей между собой

Вопрос 12
На какой раздел в портфолио ученика начальных классов должен быть сделан упор?
а) раздел «Творческие работы»
б) раздел «Официальные документы»
в) раздел «Отзывы и пожелания»
г) раздел «Мои впечатления»

Вопрос 13
Портфолио педагога – это…
а) папка фотографий с соответствующими надписями
б) альбом с газетными вырезками
в) инструмент, который позволяет зафиксировать эффективность своей работы в классе
г) конечный продукт

Вопрос 14
Какую роль должен выполнять классный руководитель в составлении портфолио ученика?
а) является консультантом и помощником
б) оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой
в) помогает в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио
г) организует проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области

Вопрос 15
Какой вид портфолио наиболее не удобен для того, чтобы собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности?
а) бумажное портфолио
б) электронное портфолио в виде презентации
в) электронное портфолио в виде папки с файлами
г) сайт-портфолио 

Портфолио достижений школьника: какая в нём польза и стоит ли его вести

Рассказывают директора, ректоры, школьники и студенты

Рисунки, аппликации, дневники — родители собирают в отдельную папку все первые и очень важные достижения взрослеющего ребёнка. А потом к ним прибавляются школьные грамоты и сертификаты. Разбираемся, зачем собирать портфолио ученика и как оно может помочь при поступлении в университет.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В большинстве школ ведение портфолио достижений школьника — дело добровольное. В положении о портфолио, которое существует в некоторых школах, даются скорее ориентиры, как его вести, а не требования. Общее пожелание к портфолио (и его смысл) — предоставление учеником максимально полной информации о своих способностях и достижениях.

Что должно быть в хорошем портфолио:

  • аттестационные документы по разным предметам;
  • сертификаты и грамоты за участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, различных художественных мероприятиях;
  • результаты творческой и научной деятельности;
  • свидетельства об участии в конференциях и проектах, курсах предпрофильной подготовки (отзывы и рекомендательные письма вышеперечисленных мероприятий тоже очень пригодятся).

Любая дополнительная информация о себе будет только полезна. Но необходимый список достижений для поступления лучше уточнять в конкретном вузе. Вообще, портфолио достижений, по задумке Дмитрия Медведева, должно было стать логичным дополнением к результатам ЕГЭ и удобным способом самопрезентации абитуриентов. Хотя поступление в вуз — не единственный повод фиксировать свои успехи.

Павел Северинец, директор школы № 444 (Москва)

«Портфолио — это просто красивая папка с грамотами и сертификатами для показа родственникам и знакомым. К сожалению, этот инструмент фиксации роста достижений ребёнка не работает. Нет единых требований и подходов. А электронный вид портфолио только декларация. Красивый образ будущего. В лучшем случае оно пригодится при переходе из школы в школу».


Соня Волошко, 6 класс

«Портфолио — это память на всю жизнь. Я дважды меняла школу из-за переезда, и оба раза учителя смотрели моё портфолио. Но больше ни разу о нём не спрашивали. Мы с мамой собираем его с детского сада. В нём все мои грамоты, сертификаты об участии в школьных олимпиадах и конкурсах. Я не выбрасываю вообще ничего. Пригодится ли мне это в университете, я не знаю, не думала об этом. Но бросать его вести не планирую. Я люблю время от времени пересматривать всё, что там есть. У моей мамы есть похожая папка, её я тоже часто смотрю. И свою папку я сохраню для детей».


Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ)

«Портфолио — это исключительно индивидуальная история. За его содержимое (перечень индивидуальных достижений) можно получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при приёме в вуз. В сумме — не более 10 баллов. Это очень обширный перечень достижений, и у каждого вуза он свой. Например, в нашем вузе золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“ (ГТО) даёт поступающему пять баллов; победителям и призёрам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников — 10 баллов. Даже волонтёрская деятельность может принести абитуриенту дополнительные пять баллов. Важно, чтобы число баллов не конкурировало с общим рейтингом ЕГЭ. Для 10-15% ребят, предъявляющих свои достижения, эти баллы играют роль. И это, безусловно, стимул для них. Я не думаю, что в школе должны уделять особое внимание ведению портфолио. Человек сам решает, какие достижения может использовать с пользой для себя».


Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университете (ДВФУ)

«При поступлении в топовые университеты индивидуальные достижения, как правило, не играют большой роли в конкурсе: сильные абитуриенты поступают по олимпиадам из списка Минобрнауки или с очень высокими баллами ЕГЭ. Иногда портфолио помогает при поступлении на не самые популярные направления (к примеру, инженерные). А ещё оно влияет на мотивацию в выборе университета: если вы посещали, например, инженерные классы при вузе, выиграли после этого проектный конкурс и получили дополнительные баллы — вы, скорее всего, выберете вуз, который помог этого добиться».


Мария Баранова, директор Центра довузовской подготовки и организации приёма НИТУ «МИСиС»

«У тех школьников, которые целенаправленно формируют своё портфолио, больше шансов поступить в выбранный вуз, в том числе и без вступительных испытаний. Качественное портфолио обязательно включает в себя участие в олимпиадах: всероссийских, которые входят в перечень МОН, или тех, которые вузы проводят самостоятельно. Портфолио продолжает работать и после поступления: в НИТУ „МИСиС“ все данные о грамотах, дипломах, сертификатах и так далее, которые принёс абитуриент, фиксируются. И ими пользуются Студсовет, дирекции институтов, Центр карьеры университета для того, чтобы максимально вовлечь первокурсников в жизнь университета».


Виктория Шепталина, студентка 3 курса Московского государственного областного университета (МГОУ)

«Мне при поступлении в университет не пригодилось школьное портфолио. Но я считаю, что это очень полезная штука, особенно если вы хотите принимать активное участие в мероприятиях своего вуза и заниматься организацией кружков по интересам. Например, у нас организовали литературную гостиную те, кто в школе писал стихи и получал за это грамоты в школьные годы».

Несмотря на противоречия и отсутствие единых подходов к содержанию, портфолио — вещь явно нелишняя. И пусть оно будет. Хотя бы про запас.

Рекомендации по составлению портфолио

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию портфолио студента колледжа по дисциплине и профессиональному модулю

hello_html_m6543b94c.gif

Челябинск 2015

Методические рекомендации по формированию портфолио студента колледжа к квалификационному экзамену: /автор — составитель Н.И.Липс. г. Челябинск: ГБОУ СПО Челябинский педагогический колледж № 2, 2015. – 18 с.

Методическое пособие содержит теоретические положения раскрывающие цель, задачи, функции, структуру формирования портфолио в процессе обучения студента, требования к нему, процедуру защиты, примерные критерии оценки защиты.

Методическое пособие предназначено для студентов колледжа обучающихся по специальностям 050144 Дошкольное образование, по ФГОС третьего поколения, а также для преподавателей колледжа.

Липс Н.И.

ГБОУ СПО

Челябинский педагогический

колледж № 2, 2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

Цель и задачи портфолио …………………………………………….…..5

Функции портфолио………………………………………………….……5

Виды портфолио…………………………………………………….…….6

Структура портфолио студента ГОУ СПО КПК………….……………7

Требования к оформлению портфолио…………………………………10

Процедура защиты портфолио…………………………………………..11

Примерные критерии оценки портфолио………………………………11

Список использованной литературы……………………………….…..14

Приложения…………………………………………………………..….15

Введение

В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций.

Современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:

— целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;

— эффективный способ оценивания настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;

— комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента;

Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентов в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного под­хода к профессиональному образованию.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являеться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В рамках профессиональных модулей портфолио является частью квалификационного экзамена, формируемое в течение всего периода обучения в колледже.

В данном методическом пособии представлено краткое теоретическое обоснование значимости портфолио как дополнительного контрольно-оценочного средства к традиционным на основе констатации цели, задач, функций и видов портфолио.

Пособие содержит описание структуры портфолио студента по разделам, требования к оформлению, процедуру защиты, примерные критерии оценки портфолио.

Методическое пособие позволяет преподавателям и студентам колледжа выдерживать единые требования по подготовке портфолио к защите на квалификационном экзамене.

Цель и задачи портфолио

Для образовательного учреждения СПО введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Цель: отслеживание и оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности студента и самостоятельности в процессе изучение профессионального модуля.

Портфолио позволяет решать следующие задачи:

  1. Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность студентов;

  2. Расширять возможности для самореализации обучающихся;

  3. Отслеживать индивидуальные достижения студентов; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов результатов работы студентов;

  4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

  5. Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.

Функции портфолио

  • Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений – образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента.

  • Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы.

  • Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.

Виды портфолио

Портфолио документов включает в себя перечень официальных документов: дипломы, сертификаты, аттестационный лист по практике, отзыв руководителя практики, характеристика руководителя группы и т.д.).

Портфолио достижений (работ) включает в себя лучшие работы студента (доклады, рефераты, курсовые работы, проекты, конспекты мероприятий и т.д.) по конкретному блоку учебного материала или профессионального модуля оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами.

Рефлексивный портфолио включает в себя материалы по оценке и самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д. Содержание портфолио зависит от того, над какой конкретной проблемой работает студент.

Проблемно-ориентированный портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы.

Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы или структурной единицы дисциплины.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора (классного руководителя).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.

Смешанный тип портфолио включает в себя несколько видов портфолио.

Структура портфолио студента ГОУ СПО КПК

Титульный лист (см. Приложение1)

Содержание (перечисляется название разделов, указываются номера страниц (см. Приложение 2)

Разделы портфолио студента:

Раздел 1. Личные данные

ФИО студента_______________________________________________

Год рождения________________________________________________

Контактный телефон_________________________________________

Еmail_______________________________________________________

Характеристика от руководителя группы (указывается Приложение 1.1.)

Раздел 2 Учебно-профессиональная деятельность студентов (1 основная папка)

Вид практики

Место прохождения практики

Сроки прохождения практики

Оценка

Документы

приложения

— анализы и самоанализы уроков, занятий,

— отчет по практике (фото или видео),

— аттестационный лист по практике,

— отзыв методиста и руководителя практики,

— планы-конспекты занятий, уроков, сценарии праздников, развлечений, внеклассных мероприятий

— дневники практики (наблюдений) и др.

Приложение 2.1.

Приложение 2.2.

Приложение 2.3.

Примечание

  1. Документы прилагаются к 1 основной папке: аттестационный лист, отзыв руководителя практики и методиста, характеристика.

  2. В приложение по 1 основной папке выносятся: анализы и самоанализы уроков, занятий, отчет по практике (фото или видео), планы-конспекты занятий, уроков, сценарии праздников, развлечений, внеклассных мероприятий, дневники практики (наблюдений) и др.

Раздел 3 Сведения об участии в мероприятиях различного уровня (при наличии у студента)

Вид мероприятия

Сроки проведения

Место проведения, уровень

(всероссийский, областной, городской, внутриколледжный)

Форма участия

(очная, заочная, выступление, публикация, презентация и др.)

Результат (грамота, сертификат, дипломы, благодарность и др.)

приложения

Научные конференции (с указанием темы доклада или статьи)

Приложение 3.1.

Приложение 3.2.

Приложение 3.3

Конкурсы (профессиональные, творческие, интеллектуальные)

Олимпиады

Волонтерство

Спортивные достижения

Другое

Раздел 4 Самостоятельная деятельность студентов

п/п

Название МДК, тема по программе

Результаты самостоятельной деятельности студента

(доклады, рефераты, резюме, эссе, кластеры, методические разработки, электронные презентации, электронные пособия, фото, видео вебквесты и т.п.)

Оценка

приложения

Приложение 4.1.

Приложение 4.2.

Приложение 4.3.

Требования к оформлению портфолио

  1. Портфолио должно быть представлено в виде:

  • бумажного носителя (печатного текста) на листах А4; в папке с файлами (текстовые документы представляются в формате Word 2007; параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;

  • электронного носителя + на CD (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, наименования ПМ, образовательного учреждения, группы, специальности.

  1. Само портфолио и приложение к нему оформляются в разных папках (см. оформление приложения к портфолио в приложении № 3,4).

  2. Документы могут быть только оригиналы (дипломы, грамоты, сертификаты могут быть копии).

Видеоматериалы представляются на DVD диске записанные в программе Nero (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, группы, специальности, вид мероприятия, тема.

  1. Фотографии, рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны.

  1. Каждый раздел портфолио должен начинаться с новой страницы.

  2. Приложения формируются по разделам портфолио.

  3. Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.

  4. В текстах не допускается сокращение названий и наименований;

  5. Все страницы портфолио нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится).

Процедура защиты портфолио

  1. Защита портфолио проходит в два этапа:

1 этап — за 1 месяц до квалификационного экзамена портфолио сдается на экспертизу членам комиссии (написание отзыва).

2 этап – защита портфолио (этапы защиты: защита портфолио студентом; ответы на вопросы экспертной группы по существу представленных документов; обсуждение результатов защиты членами экспертной группы; доведение до студента выводов и рекомендаций экспертной группы).

  1. Требования к студенту на защите

  1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов портфолио, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.

  2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии).

  3. Соблюдение регламента защиты (для защиты портфолио студенту отводится 5-10 минут).

Примерный критерии оценки портфолио

Оценка «отлично» — ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Различные виды документации заполнены с соблюдением требований к ее оформлению. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях, наличия высокого уровня самоотдачи и творческого отношения к содержанию портфолио. Представлено разнообразие видов самостоятельной работы. Прослеживается, через представление результатов самостоятельной работы, стремление к самообразованию и повышению квалификации. Проявляется использование различных источников информации. В оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, изобретательность и высокий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «хорошо» — ставится в том случае, если портфолио демонстрирует большую часть от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена часть документации. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Представлено однообразие видов самостоятельной работы. Используются основные источники информации. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется средний уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «удовлетворительно» — ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена большая часть документации. Контролирующая документация представлена наполовину. Отзывы с баз практики содержат замечания и рекомендации по совершенствованию профессиональных умений и навыков. Представлено мало видов самостоятельной работы. Источники информации представлены фрагментарно. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «неудовлетворительно» — ставится в том случае, если по содержанию портфолио трудно сформировать общее представление о качестве прохождения практики студентом. В портфолио представлено отрывочное выполнение заданий производственной практики. Документация заполнена не в соответствии с требованиями. Контролирующая документация не представлена. Отсутствуют отзывы с баз практики о выполненных видах работ. Нет возможности определить прогресс в обучения и уровень сформированности ПК.

Библиографический список

Приложение 1

Титульный лист:

ГБОУ СПО Челябинский педагогический колледж № 2

ФОТО студента

Портфолио

по профессиональному модулю

_______________________________

название

  • Фамилия Имя Отчество студента___________________

  • Группа_____________________

  • Специальность______________

  • Период, за который представлены документы и материалы:

С __________ 201__г. По _____________ 201__ г.

Челябинск

20___г.

Приложение 2

Содержание

Раздел 1. Личные данные………………………………………… 2

Раздел 2 Учебно-профессиональная деятельность студентов… 3

Раздел 3 Сведения об участии в мероприятиях различного уровня………………………………………………………………. 4

Раздел 4 Самостоятельная деятельность студентов………….

Приложение 3

Титульный лист:

ГБОУ СПО Челябинский педагогический колледж 2№

Приложение к портфолио

по профессиональному модулю

_______________________________

название

  • Фамилия Имя Отчество студента________________

  • Группа____________________

  • Специальность_________________

Челябинск

20___г.

Приложение 4

Содержание

Приложения к разделу 1. Личные данные……………………… 2

Приложения к разделу 2 Учебно-профессиональная деятельность

студентов………………………………………………………..….3

Приложения к разделу 3 Сведения об участии в мероприятиях различного уровня……………………………………………………. 4

Приложения к разделу 4 Самостоятельная деятельность студентов…………. ………………….

Дневник МК «Электронное портфолио педагога» Уксовой Светланы Алексеевны

3.1. Изучаем, что такое портфолио и какие требования к нему предъявляются.

  Профессиональное портфолио учителя может содержать:

  • CV учителя;
  • описание (перечисление) пройденных им курсов повышения квалификации;
  • рабочие материалы: планы уроков, презентации, тесты и т. д.;
  • методические разработки, статьи, опросники;
  • формы самоанализа и рефлексии,
  • коллекции полезных ссылок и закладок, которые учитель использует в своей работе,
  • руководства пользователя для работы с веб-инструментами;
  • фото и видеоматериалы с уроков и творческих мастерских,
  • ссылки на сайты профессиональных сообществ, участником которых является учитель, а также ссылки на интересные форумные обсуждения с его участием,
  • ссылки на педагогические мероприятия (форумы, семинары, вебинары), в которых был представлен опыт учителя;
  • ссылки на работы и сайты своих учеников и т.д.
  • успехи учеников в конкурсах, олимпиадах (список, фото, ссылки) и т.д.

Продумывать структуру будущего портфолио можно, задавая себе вопросы:

  • Как я учу своих учеников?
  • Как я учусь сам?
  • Какие есть идеи для обновления методики обучения?
  • Какие разрабатываю учебные материалы и где их размещаю?
  • С кем взаимодействую и сотрудничаю в Сети?
  • Как я популяризирую свой успешный педагогический опыт?
  • Какими современными веб-сервисами пользуюсь?
  • Какие новые профессиональные задачи перед собой ставлю?
  • Какие профессиональные проблемы осознаю и как их решаю?

Состав электронного портфолио.

Рассмотрим вновь три составляющих портфолио, которые были предложены в рекомендациях (письмо ГУ ВШЭ) [1].

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов и др.

Портфолио отзывов — включает (1) оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также (2) отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Попытаемся спроектировать электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио.

Портфолио документов.

Основное требование для этого компонента — достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. Что может стать электронным аналогом бумажного документа с печатью?

В идеале таким аналогом (эквивалентом) является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Портфолио работ.

Данная часть электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио может быть без труда переведен в электронный формат.

Если портфолио работ содержит текстовые документы — достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов — текстовые файлы). Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии — достаточно просканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии.

Другие элементы школьного творчества (предметы ручного труда, проекты, творческие и учебные активности и пр.) представлены в бумажном портфолио описаниями, и, следовательно, также могут быть переведены в электронный формат.

Электронный документ с описанием творческой работы в дальнейшем может быть размещен на сайте в интернете известным способом.

Однако проблема представления портфолио работ не ограничивается только лишь переводом документов в электронный формат. Для того чтобы коллекции творческих работ были доступны для изучения, оценки, сравнения, организации поиска должна быть предложена единообразная схема (структура) описаний. Это требование является совершенно естественным, оно вытекает из технологии создания информационных систем.

Портфолио отзывов.

С точки зрения техники перевода документов — компонентов портфолио отзывов в электронный формат мы не встречаем здесь каких-либо новых особенностей. Вопрос состоит лишь в том, какие отзывы должны быть подписаны официально, а какие нет. Если в портфолио присутствует подписанный официально документ, то достоверность такого документа подтверждается так же, как достоверность элементов портфолио документов, которое рассматривалось выше.

В случае, когда не требуется юридическая достоверность отзывов, при организации электронного портфолио отзывов в интернете могут быть задействованы известные механизмы (например, книга отзывов, форумы). Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного баловства школьников при заполнении книг отзывов, нужно усиливать контроль за содержанием отзывов, применять меры предварительной регистрации составителей отзывов. Тем не менее, эта часть портфолио в интернете остается самой незащищенной: достаточно трудно защититься от злоупотреблений в системах, допускающих произвольные записи интернет-пользователей, без жесткой идентиф

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

Общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.

1. Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
2. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
3. Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.

Принципы составления портфолио учителя:

1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио учителя в виде плана .

1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

3.2. Знакомимся с аттестационными материалами своего региона. 

План будущего портфолио.

  1. Общие сведения об учителе.
  2. Педагогическая философия.
  3. Средства совершенствования педагогической деятельности.
  4. Результаты и продукты педагогической деятельности.
  5. Результаты научно-методической и внеурочной деятельности по предмету.
  6. Общественное мнение.

  3.3. Анализируем готовые портфолио учителей.


  Махова Наталья Крышковец Л.П.
1) Что мне понравилось в данном портфолио и я возьму для себя? Видна предметная направленность. Понравился дизайн. Много фотографии, ссылок.
2) Что мне показалось излишним? Что, наоборот, хотелось бы добавить?    
3) Были ли непродуманные моменты, ошибки, которые я постараюсь избежать в своем портфолио? Не попробовав сама,  судить об ошибках других не могу.  
4) Есть ли то, что хотелось бы изменить в структуре портфолио? Нет. Всё уместно. Это творческая работа. Портфолио насыщенное. Менять ничего не надо.
5) Чем удобно или неудобно работать с данным форматом размещения портфолио? Удобно просматривать материалы. Всё разложено «по полочкам».
6) Всё, что хочется добавить к вышеперечисленному. Сайт замечательный! Есть чему поучиться.

 

 

№ п/п Раздел портфолио Подготовленный материал

1

Общие сведения об учителе.

Информационная карта
Копия диплома
Визитная карточка
2 Педагогическая философия. Эссе «Моя педагогическая философия»
 
 
3

Средства совершенствования педагогической деятельности.

Сведения о повышении квалификации.
Копии свидетельств и удостоверений.
 
4

Результаты и продукты педагогической деятельности.

Сведения о качестве знаний и уровне обученности учеников.
Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах.
Копии грамот и дипломов.
5 Результаты научно-методической и внеурочной деятельности по предмету. Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК
Используемые образовательные технологии
Участие в профессиональных конкурсах.
Копииграмот, дипломов.
Программа дополнительного образования.
Фото с проведённых веклассных мероприятий.
6 Общественное мнение и признание. Анкета-опросник для учеников и родителей.
Отзывы педагогической общественности.
Копии благодарностей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *