Что такое вопросный план по русскому языку – ГДЗ Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план. Упр. 8, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Конспект урока на тему «Вопросный план текста»

Тема урока: Вопросный план текста

Тип урока: урок развития речи

Цели:  составлять вопросный план текста;формировать учебно-языковые умения учащихся, развивать навыки аргументированного ответа; воспитывать творческое отношение к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Регулятивные:самостоятельно формулировать тему и цели урока;в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные:работать с информацией,самостоятельно находить и осмысливать и использовать её.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные: Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. 

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Словарная работа:

  • запишите слова под диктовку,

  • обозначьте орфограммы

  1. Формулирование темы и целей урока.

  • Почему урок мы начинаем с этих слов? (это ключевые слова урока)

  • Дополните группу ключевых слов (самостоятельное заполнение таблицы)

  1. Работа по теме урока.

  • Наблюдение над языковым материалом

  • Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

  •  

  • Как составлять простой план.

  • 1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

  • 2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

  • 3.Озаглавьте части.

  • 4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  • 5.Запишите план.

  •  Вопросный план.

  • Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и  т. п.).

  • План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

  • Построение схемы

  • 1.Логико-смысловой анализ текста:

  • А)членение на законченные смысловые части;

  • Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

  • В)определение главной мысли текста;

  • Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

  • 2. Словесно-графическое оформление схемы:

  • А) озаглавливание;

  • Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

  • В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

  • Выполнение упражнения 540

  • Работа с текстом , составление вопросного плана текста, коллективная проверка плана.

  • Выводы учащихся.

  • Развитие учебно-языковых умений учащихся:

а) выборочное списывание(упражнение 540).

  1. Подведение итогов урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что было трудным?

  • Назовите ключевые слова урока.

  1. Объяснение домашнего задания:  Составить для следующего урока задание для «языковой разминки».

 

Конспект урока по русскому языку 5 класс «План текста (простой)»

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 5 класс Дата _____________

ТЕМА. ПЛАН ТЕКСТА (ПРОСТОЙ).

Цели урока:

продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого плана;

развивать умения связного устного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;

способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости.

Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении.

Предметные:

умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся, решает организационные вопросы.

II. Орфографическая минутка.

Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, собака. (Взаимопроверка).

III. Актуализация  опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Фронтальный опрос:

— Вспомните, что такое текст?

— Что такое тема, основная мысль текста?

— Назовите типы текста.

— Как строится текст?

— Что такое абзац? Микротема?

3-6 обучающихся в это время работают по карточкам – собирают текст из предложений.

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню. Ответ. 2, 4, 3, 1.

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем. Ответ. 3, 1, 2, 4.

IV. Определение темы и цели урока.

— А что может нам помочь при пересказе текста?

— Правильно, план. Что мы будем сегодня учиться делать? (дети определят тему,ставят цели урока)

— Запишите тему урока.

V. Изучение нового материала.

5.1 Пояснение учителем материала.

План текста – краткая программа, которую важно наметить при подготовке к сочинению, пересказу, изложению, докладу. Составить план – значить выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке.

План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Заголовок каждой микротемы – это пункты плана.

План может быть в форме вопросов – вопросный план, в форме повествовательных предложений, в форме назывных предложений, в форме цитат, картинный

.

— Подробнее рассмотрим вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста, в которых используются вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

Чтобы составить план к тексту, необходимо:

  1. Внимательно изучить текст, понять его.

  2. Выделить тему и его основную мысль.

  3. Разбить его на смысловые части, микротемы.

  4. Озаглавить каждую смысловую часть.

5.2 Работа с текстом.

— Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

— Тема: о том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете мальчишеской среде, умении организовать мальчишек на доброе дело

— Какая основная мысль текста (ради чего этот текст написан)? (Спешите делать добро, берите пример с Гайдара, в бескорыстной помощи состоит человеческое счастье).

— Сколько смысловых частей в тексте? (5) Они соответствуют абзацам.

— Определите микротемы текста.

— Выпишите из 3 предложения грамматическую основу.

— Из 1-2 предложения выпишите имена существительные.

Физкультминутка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.

VI. Закрепление изученного материала.

— Давайте составим и запишем вопросный план текста.

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случалась в семье московского писателя?

4. Какую команду Гайдар дал мальчишкам?

5. Как выполнили команду мальчишки?

-Давайте составим план в форме повествовательных предложений.

1. Аркадий Гайдар – легендарный человек.

2. Гайдар – лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар дает мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

— Мы с вами составили два примера простого плана, на следующем уроке мы будем составлять сложный план.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности.

Педагог просит дать самооценку своей работе. Определить, в чем возникали трудности? Чему научились?

VIII. Домашнее задание: составить план к тексту упражнения 144 (1), составить план для сообщения «Гордость — это хорошо или плохо», используя упражнение 144(2).

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ:_________________

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Технологическая карта на тему «План текста» 5 класс

Технологическая карта урока

Тема: План текста.

Цель урока: создание условий для формирования умения создавать вопросный и тезисный план текста.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: комбинированный урок.

Опорные понятия, термины: тема, микротема, абзац.

Формы контроля: фронтальный контроль.

Домашнее задание:

Подарите улыбку друг другу, поделитесь своим хорошим настроением.

— Я желаю вам успехов в работе.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.)

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Работа на карточке.

1.Текст – сочетание …, связанных в единое целое общим … с помощью разных средств связи.

2.Каждая смысловая часть текста раскрывает …, то есть часть главной темы.

3.Абзац выделяет одну микротему в письменном тексте с помощью … .

4.В абзаце можно выделить … и развитие мысли, а также иногда … .

Проверка – учитель читает правильный ответ.

1.Текст – сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи.

2. Каждая смысловая часть текста раскрывает микротему, т.е. часть главной темы.

3. Абзац выделяет одну микротему в письменном тексте с помощью красной строки.

4.В абзаце можно выделить зачин и развитие мысли, а также иногда концовку.

Ученики обмениваются карточками, оценивают.

Игра «Закончи предложение»

Знают признаки текста, композиционные элементы абзаца и целого текста.

Познавательные УУД:

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные УУД:

Осуществляют взаимоконтроль.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)

выявление места и причины затруднения

Читает басню «Лиса и Козел»

(на листках у детей)

Бежала лиса по своим делам да и упала в колодец. Сидит лиса, горюет. Что делать?

Заглянул в колодец козел. Ему давно пить хотелось.

Лиса и зовет козла к себе. Прохладно в колодце. Водичка вкусна! Козел и прыгнул.

А лиса к козлу на спину. Со спины на рога. Да и вон из колодца!

Хозяин долго искал козла. Только вечером козла веревкой вытащили.

— Чему эта басенка учит? Какова тема этого текста? Выделите микротемы в тексте, озаглавьте их.

Как вы озаглавите первую микротему? (вторую, третью, четвертую, пятую).

1. Лиса в колодце.

2. Козлу хочется пить.

3. Вкусная водичка!

4. Только плутовку и видели!

5. Нашли козла.

Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.

Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делят текст на смысловые части.

Коммуникативные УУД

Свободно излагают свои мысли в устной форме.

Аргументируют свою позицию.

Познавательные УУД:

Преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению

Вы выделили в тексте микротемы и озаглавили их. Скажите, что вам напоминает запись?

Что вам поможет рассказать о событиях в определенной последовательности и ничего не пропустить?

Обратите внимание на слайд. Работа в парах. Перед вами 2 вида плана, сопоставьте их, попробуйте определить название каждого вида плана.

1 вариант.

Кого поймали в море?

О чем плакала пойманная черепаха?

Почему черепаха плакала на самом деле?

2 вариант.

В море поймали черепаху.

Пойманная черепаха все время плачет.

Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Какова тема нашего занятия?

Назовите цель нашей работы на уроке.

Составляя план текста, мы можем лучше понять его содержание и строение. Для того чтобы правильно составить его, нужно знать последовательность действий или алгоритм. Откройте учебники на с.205, упр.129. здесь даны советы по составлению плана, но с нарушением логической последовательности. Обсудите в паре и приготовьте памятку по составлению плана. Время на работу 5 мин.

Проверка по «Приложению». Самооценка.

Запись напоминает план текста.

Определяют виды планов текста – вопросный и тезисный.

Определяют последовательность действий при составлении плана текста.

Регулятивные УУД

1.  Высказывают предположения на основе наблюдений.

2. Формулируют тему урока.

3. Самостоятельно ставят цель деятельности.

4.Осуществляют самоконтроль.

5.Принимают и удерживают учебную задачу.

Познавательные УУД:

1. Соотносят информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

работают в парах, оформляют свои мысли.

Первичное закрепление (4 – 5 мин.)

усвоение нового способа действий

Упр.130. по заданию, предложенному в учебнике.

Сравнение готового плана со строением абзацев.

Составление вопросного плана. Проверка. Оценивание.

Делят текст на абзацы. Определяют в тексте композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть и концовка). Умеют составлять вопросный план.

Познавательные УУД:

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные УУД:

оценивают результаты работы, вносят необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения эталона.

Коммуникативные УУД:

Соблюдают правила речевого поведения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха

Сейчас 1 ряд составит тезисный план к рассказу Сладкова, а 2 ряд вопросный план. Прочитайте текст на карточке.

О чем этот рассказ? Какова его тема? Что нужно сделать, чтобы составить план? Выделите микротемы. Сколько их? Озаглавьте.

Свой вариант плана запишите в тетрадь.

План
1. Старая береза.
2. Кто жил на первом этаже?
3. Жильцы второго и третьего этажей.
4. Жильцы четырех верхних этажей.

Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.

Составляют тезисный план.

Познавательные УУД:

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно решают поставленную задачу.

Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

повторение и закрепление ранее изученного

Прочитайте то определение, которое относится к теме урока.

План — топографическая карта местности.

План — ряд обдуманных действий, мероприятий.

План — проект чего-либо.

План — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.

Составьте синквейн по теме нашего урока.

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.

4 определение понятия план.

План

Вопросный, назывной.

Прочитать, понять, составить.

План помогает пересказать текст.

Помощь.

Знают основные теоретические сведения о плане текста.

Познавательные УУД

1. Преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий.

2. Анализируют, сравнивают, строят логические рассуждения.

Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу …

У меня получилось…

Я попробую…

Мне захотелось …

Прием «незаконченное предложение»

Регулятивные УУД

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

ВЫСОТНЫЙ ТЕРЕМОК

Однажды в лесу я увидел терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула серая утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.

На втором этаже поселился черный дятел. А на третьем жил дятел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждой квартире живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный.

(По Н. Сладкову)

Урок по русскому языку на тему «План текста.»

1.    Организационный момент

Здравствуйте. Ребята! Присаживайтесь.

Здравствуйте, ребята. Начать нашу работу мне бы хотелось со слов китайского философа Дао Де Цзин: « Вы должны принять твердое решение сделать шаг навстречу другим людям. Тяжело, конечно, вылезать из своей уютной пещеры на свет Божий. Но без этого шага дальнейшее движение к цели никак невозможно»

Встаньте, пожалуйста, в круг возле ваших рабочих мест, сделайте шаг вперед навстречу друг другу. Вам предстоит выбрать слоган для работы в команде (вспомните прошедшие каникулы, загородные и пришкольные  лагеря, путешествия), приступайте к обсуждению. Готовы? Протяните руки к центру круга и соедините в единое рукопожатие. Ваш слоган, первая (1,2,3,) команда. И выберите в своей группе капитана.

Мы готовы к работе. Займите свои места.  А для нашей работы  нужно разгадать ребус ,где и кроется тема урока. Давайте разгадаем ребусы.  Не выкрикиваем.поднимаем руки и отвечаем. Слова записываются на доске, а затем ДЕТИ называют тему.

-Вы правы, тема звучит: « План текста»

 

 2. Целеполагание. (на слайде)

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

 Цель: закрепить знания о тексте и его особенностях как о единице речи.

Задачи :

-сформировать представление о видах плана.

— развивать умение составлять план текста.

— Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в группе.

 

 

3. Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать.

Задание командам: перед каждым из вас таблица (ожидания.опасения).

Ожидания

Опасения

Запишите на нем слева – ваши ожидания от урока, справа – опасения. Помните, что вы работаете в команде, помогите тому, кто нуждается в помощи.(Записывают свои ожидания от урока и опасения, трудности, с которыми могут столкнуться  на уроке. Помогают «слабым» ученикам сформулировать предложения. Озвучивают свои записи)

Команды готовы? Пожалуйста, 2 (3,1) команда

4. Спасибо, ребята. В конце урока мы с вами узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания. Перед тем как приступить к нашей работе, нам необходимо вспомнить, что такое текст. Для  этого Мы с вами используем  стратегию «верю-не верю». Если суждение верно- то мы поднимаем обе руки.если  не верно- то 1 руку

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

  6. Текст можно разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+

+

+
+
+
+

 

— О чем мы еще с вами не сказали? ( о теме, о главной или основная мысли, о композиции (начало ,основная часть, концовка.)

-Что такое тема?

(Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.)

-Основная Мысль? (это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

5. мы с вспомнили все о тексте. Переходим к нашей теме урока «ПЛАН ТЕКСТА»

СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ»

Выберите в команде капитана и прошу их выйти ко мне. (в конверте – вытягивают по записке. Вопросный, тезисный, назывной.)

Присаживайтесь, ребята. Вы в течении пяти минут вы работаете с учебником на странице —————— изучаете тему, вытянутую вами. Далее ваши капитаны переходят в другую группу для объяснения вашей темы.вы им объясняете и переходите в другую группу. И так по зигзагу. Каждый капитан должен объяснить свою тему двум другим группам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!!!!!!!!ребята, давайте мы с вами отложим нашу работу и проведем физкультминутку. Читаем и выполняем вместе.Присаживаемся.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6. Спасибо, капитанам. Все ли вам понятно?(ДА- работаем дальше, нет- объясняем)

А теперь каждая группа работает с текстом , составляет план текста согласно своей теме. Для этого нам необходимо выработать алгоритм работы с текстом.

-Что мы должны сделать в первую очередь?(прочитать)

Посмотрите, пожалуйста, на доску.все ли мы сказали?

Как составить план
1. Прочитайте произведение.
2. Определите идею, то есть главную мысль текста .
3. Сформулируйте идею в нескольких предложениях.
4. Разделите произведение на части.(абзацы)
5. Выделите микротему абзаца
6. Прочитайте и перепроверьте, насколько точно определена микротемаабзаца.Не пропустили ли Вы какого-нибудь эпизода.

Применяем данный алгоритм при работе с текстом. Текст у всех групп одинаковый.

1.Назывной — План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.В назывном плане много существительных и прилагательных.

2.В0просный.-План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста.вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

3.Тезисный.-*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

7.Презентация работ у доски капитанами или пожелавшим учеником.

  1. Рефлексия. А теперь ребята, возвращаемся к листочку с вашими опасениями и ожиданиями. Посмотрите на них.что вы написали на начало урока. Подтвердились ли ваши мысли?(слово 2-3 ученикам).

  2. Спасибо, за ответы. А теперь оцените свою роль на уроке, свой вклад в работу в группе и наклейте смайлик в свою группу. (улыбка-это отличная работа и т.д.)

  3. Д.з. составить по заданному тексту оставшиеся два плана.

Текст.

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Тезисный.

-поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Черепаха выплакивает

Вопросный

— Кого поймали в море ?
— О чем плакала пойманная черепаха ?
— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Назывной

— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
— Настоящая причина слёз черепахи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *