Что журналист должен делать: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии – плюсы и минусы, что сдавать, описание, куда поступить, как строить карьеру

50 простых правил журналиста – Денис Блищ. Частное мнение

Телеграм-канал "Минск и минчанин". Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Контент нигде не дублируется!

В октябре прошлого года я выпускал пост “Пять типичных ошибок пиарщика” – по одной ошибке на каждый курс университета, научившим меня чему угодно, но только не общественным коммуникациям. Впрочем, по специальности я никогда не работал, разве что в последнее время в статусе индивидуального предпринимателя, а вот на ниве журналистики пашу уже больше 15 лет. Сегодня перед вами пятьдесят простых правил журналиста.

1. Сама суть профессии требует от журналиста просыпаться рано и приходить на работу раньше остальных офисных трудяг. Новости как завтрак – должны быть поданы вовремя и в определенное время. Обычно это 9 утра, но в большинстве редакций ты почти никого в 9 утра не найдешь – там будут только те, кто в будущем сделают карьеру. Остальные ее проспят.

2. Журналист должен уметь вести несколько проектов параллельно и уметь планировать свое рабочее время на месяц вперед. Если какой-то материал требует подготовки за неделю, две или даже квартал, то это сфера ответственности журналиста, а не редактора.

3. Времена, когда над текстом можно было корпеть с понедельника по пятницу, безвозвратно ушли. Лишь на самые сложные тексты можно выделить день, но идеально сдавать лонгрид за 3-5 часов. К сожалению, это реальность медиа-бизнеса: отрасли все больше будут нужны “быстрые” журналисты, а “медленные”, сколько ни были бы они талантливы, останутся не у дел.

4. Нет ни одной причины не писать новости прямо с места событий, пресс-конференции или презентации. Пока остальные балуются приветственным шампанским, можно сдать заметку и первым получить трафик. На прессухе все журналисты равны: и редакция “Голоса Днепра”, и агентство Bloomberg – перед ними одинаковые спикеры, у всех те же головы и руки, а на коленях ноутбук.

5. Если тебе захотелось перестать работать “в поле” и начать ваять “аналитику”, прислушайся, не стареешь ли ты? Журналист заканчивается как профессионал, когда прирастает к офисному креслу. Обычно это маскируется под заявление “А теперь я хочу писать аналитику”.

maxresdefault

6. Аналитика в маленькой стране (например, в нашей Беларуси) нужна лишь эпизодически, на волне значимых событий. Так как событий подобного масштаба мало, людям нужны репортажи, новости и интервью. И побыстрее.

7. Журналист обязан в любой момент времени иметь в голове крутую нереализованную идею. Ошибочно думать, будто ее за него придумает редактор: если классные идеи не рождаются у самого репортера, то с вероятностью 99% он не сможет воплотить классную задумку со стороны – просто нет таланта. Когда идеи заканчиваются совсем, достаточно выйти на улицу и пройтись с пяток километров, подмечая все интересное. Через час идея будет – если хватило наблюдательности.

8. Журналист “продает” публике впечатления. Если не набраться их самому – не побывать на месте событий – “продавать” будет нечего, текст выйдет сухим и скучным. Кстати, заметил: когда после окончания работы над материалом чувствуешь удовлетворение, но не “вау”, значит, продукт вышел крепким и публике понравится. Часто тот текст, который нравится самому себе больше обычного, воспринимается читателем прохладнее. Уровень впечатлений не совпал.

9. Редакция не может отстраиваться от конкурентной среды, просто не признавая конкурентами коллег по цеху. Журналист в любой момент времени участвует в гонке за эксклюзив и первое место по времени публикации. Пожалуй, я бы дал совет уйти из профессии тем, кто не хочет никаких гонок.

1279525229-kinopoisk.ru-Rocky-582877--w--1600

10. Журналист не может не транслировать ценности своей редакции. Ты или поддерживаешь позицию заказчика или не вдохновлен своей работой, а значит пишешь хуже.

11. Нельзя написать текст и ждать, что он станет удачным, если в обществе нет запроса на поднятую тему. Появление любого материала должно быть аргументировано: дискуссией, обстоятельствами, хоть календарем. Просто взять и выдернуть тему из воздуха – глупо.

12. Чаще всего тот, к кому ты обратишься за интервью, согласится на него и даже будет польщен. Боязнь телефонного звонка не имеет под собой никаких оснований.

13. Если журналист движется по пути наименьшего сопротивления – например, делает тот текст, который проще, или забивает дырку унылым копипастом, потому что дырка смотрится хуже копипаста, – то в этот момент происходит подмена клиента редакции. Им по умолчанию является читатель, но в случае, когда корреспондент ищет легкие пути, клиентом становится он сам. Это очень плохо и напоминает советский магазин, где хорошие продукты распределялись среди своих и по знакомым, а всякое говно вываливали покупателям.

14. Да, если ты выбрал профессию репортера, тебе придется работать по выходным так долго, как ты будешь оставаться в профессии.

15. Люди – неиссякаемый ресурс журналистики. Если в мире живет 7 миллиардов людей, то у тебя осталось как минимум 7 миллиардов ненаписанных статей за минусом тех, что ты уже успел выпустить.

4

16. Я предпочитаю формировать сюжет статьи, придумывая во время сбора информации первую строчку. От первой строчки легче расплетать клубок фабулы. Раньше для этого подошел бы и заголовок, но с трансформацией СМИ в онлайн-издания заголовки потеряли сложность и максимально упрощаются в угоду читателю.

17. Кстати, интернет научил нас одному: до возникновения философии веб 2.0 мы слишком мало знали о тех, кто нас читает, и почему они нас читают. Теперь все ясно.

18. Журналист обязан пересказывать своего собеседника, оформляя текст художественно. За исключением очень талантливых ораторов мы все косноязычны в той или иной степени. Но разговорная речь и письменная психологически воспринимаются иначе: требования к первой занижены из-за присутствия артикуляции, мимики и эмпатических отношений между собеседниками, вторая требует тщания, потому что не имеет невербальных инструментов. Короче, снятый вчистую разговор с диктофона смотрится в письме нелепо.

19. Я согласовываю текст, потому что отдаю себе отчет в том, что обладаю только лишь общей эрудицией, но не специальными знаниями. Согласованный текст священен и одновременно защищает от тех, кто “точно знает, что все не так”.

20. Журналист обязан дать по рукам тому, кто пытается согласовывать не только факты, но и начинает учить языку – мол, тут оборот плохой, здесь надо вот так расставить предложения. В этот момент есть все основания дать отпор и призвать заниматься своим делом.

21. Очень длинные тексты вредны. Чем короче, тем лучше, но оптимально в районе 5 – 7,5 тысяч знаков. Обрывать сюжет лучше резко, это не роман или повесть, а просто взятый из жизни кусочек.

Персидский-ковер

22. Я считаю идеальным форматом репортаж. Репортаж заставляет автора строить сложный повествовательный сюжет, избегать нудных мест и наращивать драйв вплоть до развязки. Ничего подобного в других форматах воплотить нельзя, особенно в интервью.

23. “Говорящие головы” потеряли актуальность еще в 80-х годах прошлого века, но пользуются популярностью у журналистов из-за простоты в разработке. Единственная возможность оживить интервью, это перемежать его косвенной и прямой речью, цитатами как бы подтверждая тезис в предыдущем абзаце. Все остальное подмена клиента и путь наименьшего сопротивления, а значит вредно.

maxresdefault (1)

24. Журналист всегда должен работать в паре с фотографом. Если тебе хочется подсказать фотографу, что и как снимать, ты или неопытный, или фотограф у тебя так себе. Хороший фотограф не меньше твоего знает как работать.

25. Советую избегать редакций, где нет денег на корректора.

26. Лонгрид нужно публиковать еще до 9 утра, пока люди не пришли на работу. Он выполняет важную роль приманки как для общей группы читателей, так и для “альфа-самцов”, которые, “подстрелив” жертву, немедленно бегут в свою пещеру демонстрировать ее всем желающим. Идеальный текст тот, которым хочется поделиться; он как бы формирует добавочную стоимость тому, кто его первым нашел.

27. Журналист не способен писать более 5-6 хороших лонгридов в месяц. Если штатное расписание составлено так, что приходится работать больше, рекомендую подыскивать новое место работы. Или редакция сдуется, или ты окажешься в больничке, или качество материалов будет неуклонно падать. Выбери свое.

28. Нет причин идти работать в печатные СМИ. В силу своей формы они не могут трансформировать содержание так, как требует читатель возраста 18-34 лет. Безусловно, и в печатных изданиях работают настоящие мастера пера, но это именно печатные мастера. Газеты неизбежно умрут вместе с поколением тех, кто их привык читать – сейчас самым младшим из них не менее 40 лет.

29. Журналистика в Интернете развивается как никогда быстро. Ты еще не успел осознать, а сетевые СМИ прошли стадию копирования оффлайновых, переродились в свой “журнальный” вид, почти отринули его в угоду Facebook-реальности и уже присматриваются к твиттер-формату, когда длина новости не будет превышать одного абзаца.

30. Твой лучший текст еще не написан. На какой бы срок я не заглядывал назад, роясь в своих же материалах прошлых лет и даже месяцев, всегда находится то, что можно исправить. Кое-что и вовсе смотрится смешно… Зато тексты, выходящие прямо сейчас, никаких нареканий не вызывают. Вот как этот – неплохой ведь пост, правда?

31. Нет ничего хуже, чем не вычитать свой текст после написания. Тавтология – первейший признак лености, опытный редактор точно знает.

32. К сожалению, журналистика не самая прибыльная отрасль, поэтому и зарплаты в ней невелики. Но это не значит, что работая в медиа ты обрекаешь себя на нищенствование: просто нельзя упускать возможности идти наверх. В любой стране всегда есть несколько мест, где платят очень хорошо тем, кто этого достоин.

DZofknwLq-g

33. Отношение к журналистам в обществе скорее негативное. Здесь и “проститутки”, и “бездельники”, и все что угодно. В реальности журналист как и любой другой профессионал всего только обменивает свой талант и знания на деньги. Это применимо к 100% специальностей. При этом журналистика обслуживает фактически все население планеты и планета без СМИ существовать не может. Парадокс!

34. Обыватель завидует журналистам из-за легкости самой профессии. Не буду разочаровывать обывателей: работать журналистом действительно приятнее и проще, чем стоять за станком, крутить баранку или сводить годовой баланс. Плюс к тому, журналист путешествует, общается с интересными людьми, выпивает на презентациях и получает за это деньги. Правда, получают это только те, кто заслуживает.

35. Не могу не сказать, что писать заметки может любой. Более сложные формы требуют какого-то таланта.

36. Талант проявляется очень рано. Выглядит это примерно так: в подростковом возрасте постоянно хочется что-то писать, ко времени поступления в университет желание трансформируется в четкое понимание выбора профессии. Если этого нет, возможно, пробовать и не стоит.

37. Будущий журналист должен начать практиковать публикации в СМИ уже к 17-18 годам. Если ты сидишь в университете и нигде не работаешь, рекомендую сменить профессию пока не поздно. К диплому в портфеле должны быть публикации в центральных СМИ. Тут без вариантов, увы.

38. Журналист всегда на стыке конфликтов интересов: между читателем, поставщиком информации и отдельными специалистами (маркетологами, пиарщиками). Здесь надо помнить, что интерес читателя несомненно превыше всего, работать надо на него. Часто можно почувствовать соблазн поддаться влиянию со стороны, стать более лояльным к одному поставщику информации и менее к другому. Все это надо жестко пресекать.

39. Если тебе лень идти на пресс-конференцию, лучше выйди из профессии.

40. Если ты обнаружил, что постоянно проваливаешь дедлайны, то это начало конца или вовсе профессия не твоя. Прокрастинация смертельно опасна для журналиста.

41. Действуй по методу “выжженной земли”. Если после тебя осталось что еще написать, то работа была сделана плохо. Оставлять корм конкурентам – последнее дело.

d632b211_bb69cb62_MadPietFurryRoad5-950x397

42. Поменьше слушай критиканов, ориентируйся на тираж и Яндекс.Метрику. Нет правдивей показателя верности выбранного пути.

43. Не стоит пастись на одном формате, теме или герое сколь-нибудь долго. Любой медиапроект имеет свой срок и рано или поздно наскучивает читателю. Успешность журналиста во многом зиждется на умении мутировать и меняться, искать новые идеи и формы. Самая типичная ошибка издания: масштабировать успешный формат, частить им или наращивать объем. Так были убиты успешные и классные идеи – примеров тьма тьмущая.

44. Хорошая журналистика требует инвестиций. Если твой заказчик не готов оплачивать расходы на создание контента, подумай, тот ли это заказчик, который продержится на плаву долго.

45. Ты в любой момент должен быть готов к интервью с президентом, даже если этого интервью у тебя никогда не случится.

lukashenko-sdelal-vyvody

46. Работать на несколько изданий кряду не грех только тогда, когда их интересы не пересекаются.

47. Помни, что успех в любой профессии возможен только благодаря долгому и напряженному труду, журналистика не исключение.

48. Умей признавать свои ошибки, которые у тебя будут всегда. Если ошибка допущена в тексте и есть физическая возможность ее исправить, сделай это, но поясни в сноске – простите, был не прав. Это снимает напряженность у 95% читателей и убивает конфликт в зародыше.

49. Не забывай про я-маркетинг. Твоя фамилия и имя – бренд. Псевдоним – мусор.

50. Журналист тот, кто ни в чем не разбирается, но способен разобраться во всем. Если тема “не прохавана”, то работа была сделана плохо.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Как компаниям работать с журналистами. 8 важных правил

Каждый руководитель должен уметь общаться с журналистами. В то же время многие избегают публичности, опасаясь негативных последствий. Но негатив может как раз возникнуть, если игнорировать журналистов или общаться с ними неправильно. Главред журнала «Редактор» Александр Гришин специально для Pressfeed составил руководство для компаний о том, как побороть свой страх и научиться работать с журналистами.

Фото: Фотобанк Фотодженика

1. Помогите журналисту найти новость

Чтобы написать статью, журналист должен разбираться в теме. У изданий нет возможности выделять под каждую тему отдельного сотрудника, поэтому один журналист специализируется на какой-то основной теме и попутно «закрывает» еще несколько других, более мелких тем. Их можно назвать мелкими только с точки зрения издания, которое часто смотрит на все с позиции интереса для широкой аудитории. А для вас такая узкая тема может быть очень важной, так как связана с вашим бизнесом и вам нужно именно в ней стать экспертом номер один.

Помогите журналистам найти новость среди событий, происходящих в вашей отрасли. Сделать это можно, работая с журналистами напрямую, или при помощи Pressfeed, что проще. Подпишитесь на сервис и следите за запросами по своей теме и темам, близким к ней.

Всегда предоставляйте комментарии, но при этом добавляйте еще немного информации авансом. Например, отвечая на запрос про сервисы каршеринга, можно добавить, что набирают популярность сервисы по сдаче в аренду велосипедов и электросамокатов. Или что у каршеринга теперь есть альтернатива — автомобиль по подписке.

2. Станьте мастером создания инфоповодов

Журналисты любят общаться с людьми, у которых всегда есть новости. Причем даже не важно, какого размера эта новость — важен сам факт того, что вы являетесь источником чего-то нового. Научиться создавать инфоповоды и просто, и сложно одновременно. Сложно, так как вам придется пересмотреть свое отношение к происходящему, как бы самому превратиться в журналиста. Просто, потому что научившись видеть новости среди событий, вы будете делать это на автомате.

Информационный повод всегда привязан к конкретной дате. Поэтому начните с составления календаря событий. Включите в него события, которые затрагивают вашу компанию, другие компании, людей и рынок в целом. Подумайте, какие комментарии вы сможете дать на эти события в качестве эксперта, и набросайте ответы — они пригодятся вам в дальнейшем.

Например, на рынок выходит новый конкурент.

В этом случае журналист может задать вам такие вопросы:

  • Как это изменит соотношение сил на рынке?
  • Что будут делать остальные игроки?
  • Изменится ли вектор развития рынка?
  • Возрастут ли бюджеты на рекламу?
  • Что делать небольшим компаниям, чтобы выжить?

Вам нужно быть готовым ответить на них максимально подробно и интересно, а также предоставить дополнительную информацию, которая даст журналисту идеи для следующей статьи.

3. Помогите журналисту разобраться, стоит ли новость его внимания

Часто сумасшедшая новость лежит на поверхности — вот она, бери и пиши. Только мало кому из журналистов она заметна, так как для этого нужно хорошо разбираться в теме. Кстати, именно поэтому журналисты и обращаются к экспертам с вопросами — чтобы по ответам понять реальную ситуацию, оценить ее важность для компании, конкурентов и рынка в целом.

Как правило, интерес к новости растет волнообразно. Это хорошо видно через Pressfeed. Вначале появляется несколько неточных и плохо сформулированных запросов — журналисты только прощупывают тему, но пока не уверены в том, что перед ними стоящая новость. Потом число запросов начинает расти, вопросы формулируются все четче и четче. В наивысшей точке — в день события — запросов от журналистов очень много, они часто повторяют друг друга, так как всех интересует примерно одно и то же. Через некоторое время интерес спадает, запросы становятся более детальными — их задают авторы, которые пишут аналитические статьи. Затем интерес сходит на нет, изредка проскакивают запросы от региональных изданий.

Смотрите также:
У вас новый для рынка продукт. Как быстро рассказать о нем целевой аудитории

Так как вы в теме, то можете поймать запрос от авторитетного издания на ранней стадии и помочь журналисту «раскрутить» тему. В этом случае вам и вашей компании гарантировано внимание рынка.

Не стоит пренебрегать вопросами, которые журналисты задают после события, так как ваши ответы войдут в аналитические статьи, которые часто формируют отношение к прошедшему событию среди участников рынка.

4. Анализируйте вышедшие публикации

Приятно читать статьи, в которых есть твой комментарий. Особенно, если он опубликован в исходном виде. Но на самом деле СМИ, в котором вышли ваши комментарии, как раз на некоторое время можно отложить. Сейчас нужно понять, почему в этот раз у вас не получилось эффективно поработать с журналистами.

Обратите свое внимание на издания, которые вас по какой-то причине не процитировали, хотя вы предоставили им комментарии. Прочите вышедшие статьи, оцените подачу материала, его объективность. Выпишите имена экспертов, чьи цитаты вошли в статью. Узнайте о них больше информации. Постарайтесь ответить себе на вопрос, почему именно их комментарии были использованы. Если есть возможность, то познакомьтесь с ними или возобновите отношения, если знакомы. Кстати, статья — отличный повод для этого.

Смотрите также:
10 качеств хорошего пиарщика или как понравиться журналисту

Возьмите себе за правило трижды в день заглядывать в ленту запросов Pressfeed и в ленту новостей ИТАР-ТАСС, РБК, отраслевых изданий. Сверяйте новости из ленты новостей с запросами, которые приходят через Pressfeed. Это даст вам возможность понять скорость реакции журналистов, их осведомленность и выявить слепые пятна, которые вы сможете превратить в новости со своим участием.

Выписывайте имена авторов, которые освещают ваш рынок. Найдите их в соцсетях и подпишитесь на них. Если ваш комментарий опубликован или вы познакомились лично, отправьте запрос на добавление в друзья. Многие журналисты предпочитают общаться в соцсетях, а не писать письма и звонить по телефону, поэтому в ваших интересах быть к ним как можно ближе.

5. Подтверждайте свои слова фактами

Отвечая на вопрос журналиста, будьте готовы подтвердить сказанное фактами. Нет фактов — воздержитесь от ответа или скажите прямо, что фактов нет, но есть интуиция, которая вас никогда не подводила.

6. Всегда записывайте разговор с журналистом

Если общаетесь с журналистом по телефону, то записывайте беседу на диктофон или говорите с номера, разговоры с которого записываются. Может быть эти записи вам никогда не понадобятся. Но если понадобятся, то сохранят много времени и нервов.

7. Согласовывайте цитату, не статью

Это правило позволит вам сформировать с журналистами доверительные отношения. Если вы говорите правду и при этом все записываете, то бояться вам нечего.

Просьба предоставить материал на согласование полностью — это признак неуверенности и недоверия ньюсмейкера. Журналисты избегают работать с такими персонажами.

8. Не пропадайте

Всегда подходите к телефону, даже если нечего сказать. Оторвитесь от своих неотложных дел и поговорите с журналистом, ответьте на его вопрос по электронной почте или в соцсетях.

Как правило, срочный вопрос связан с тем, что журналист в чем-то не уверен и хочет еще раз перепроверить информацию. Вам ничего не стоит оказать такую помощь, а в перспективе привычка работать с журналистами в подобном формате вам обязательно воздастся сторицей.

В материале использованы гифки с Giphy.com.

10 заповедей журналиста

Об основных правилах журналистики — как теоретической, так и практической — дискутировали в разные годы.

Особую актуальность этот вопрос приобрел в начале ХХ века, а достиг своей кульминации к концу оного. Еще в 1921 году советский журналист Вольф Мерлин в очередном выпуске «ВитРОСТа» впервые изложил свое видение данной проблематики в периодической печати. Он выделил 10 догматических правил, которых, по его мнению, должен придерживаться журналист в своей деятельности.

В 1996 году шведский журналист Эрих Фихтелиус наиболее широко раскрыл основные постулаты журналистской деятельности. На сегодняшний день два вышеперечисленных издания являются единственными «наглядными пособиями», изданными в периодике, основные тезисы которых до сих пор остаются актуальными в данном вопросе. Итак, 10 заповедей журналиста:

Увлечение собственной работой. Фихтелиус делает акцент на том, что одержимый своей профессией журналист стремится узнать о произошедшем как можно скорее и должен постоянно поддерживать динамику событий. Информация, которую подает журналист, должна быть насыщенной и, главное, интересной зрителю. Мерлин напрямую говорит о том, что автору статьи нужно уметь взглянуть на неё с точки зрения читателя. И ни в коем случае не публиковать тот материал, на чтение которого у самого не хватило бы терпения.

Актуальность сообщения. Фихтелиус пишет о том, что профессиональный журналист должен обладать способностью в понятной и читабельной форме доводить до зрителя события, которые происходят в мире. Любые события в устах журналиста должны приобретать характеристику сенсационности. И Фихтелиус, и Мерлин говорят о том, что журналист исполняет роль некого контрагента между непосредственно событием и аудиторией. Мерлин советует при написании статьи проговаривать её вслух и представлять перед собой воображаемого слушателя, внимательно следя за его реакцией.

Планомерная работа. Эрих Фихтелиус пишет о том, что журналистика не терпит хаотичности в процессе выполнения работы. Альтернативой хаотичности является коллективный и координационный труд. Мерлин в то же время обращает внимание на то, что журналистика не терпит шаблонов и стереотипов, даже самых приятных глазу либо уху публики.

Конкретика в работе. Согласно Фихтелиусу, информация, которую журналист доводит до зрителя, должна быть корректна, то есть проверена из нескольких источников, конкретна, точна. Мерлин пишет о том, что сведения из государственных источников информации должны поддаваться особой проверке лично журналистом.

Умение слушать. Журналист, который обладает умением слушать, всегда готов к импровизации. Ибо важно выслушать ответ собеседника и приспособиться к конструктивному ведению дальнейшей беседы – это важнейшая задача интервьюера.

Аутентичность материала. Фихтелиус дает понять, что журналист должен представлять собой третью особу в эпицентре событий. И чем естественней выйдет материал с места происходящего, тем интересней он будет для зрителя.

Культура речи. Несмотря на динамику развития речевого сленга, журналист должен оставаться носителем культурного языка, но в то же время поддерживать здоровую динамику развития оного. Об этом пишет Фихтелиус. Мерлин же заостряет внимание на естественности речи. Ставит акценты на том, что у профессионального журналиста должен отсутствовать искусственный тон, темперамент, позерство.

Разнообразие информационных вариаций. Фихтелиус говорит о том, что многогранность деталей в информационных сообщениях журналиста положительно влияет на спрос среди публики. Практически в точности его повторяет Мерлин, говоря лаконично и прямо: «Не повторяйся!»

Нейтралитет. Одно из достоинств профессионального журналиста – амбивалентность в описании фактов и событий. Журналист всегда должен скрупулезно рассмотреть обе стороны медали в излагаемых фактах.

«В ногу со временем». Название «заповеди» говорит само за себя. В своей деятельности журналист должен опираться как на последние достижения человека в науке и технике, так и на духовное развитие человека и, прежде всего, самого себя.

Интервью образец написания

Интервью: как правильно взять, удачно написать и заинтересовать читателя

Сегодня продолжаю раскрывать секреты успешной журналистики. Поделюсь, как всегда, сокровенным — опытом, как своим, так и своих учителей-практиков, журналистов с мировыми именами газеты THE SUN.

Что именно будем рассматривать. Думаю, дам немного шире тему подготовки и проведения ИНТЕРВЬЮ. Выложу рекомендации, в тезисном порядке, которые помогут как начинающим, так и продвинутым журналистам, редакторам в их нелегкой борьбе за право называться лучшими!

Интервью — жанр наиболее сложный для начинающих журналистов. Прежде чем идти на интервью журналист должен сделать две вещи:

— заготовить как можно больше оригинальных, «забойных» вопросов

— узнать о самом герое интервью как можно больше информации

Очень часто автор интервью попадает в весьма сложное положение: ему нельзя выходить за рамки установленного редактором объема и вместе с тем попытаться сохранить манеру общения и язык своего собеседника. Последние, как правило, бывают чересчур «словообильны» и любят повторять одну и ту же мысль в разных вариациях. Поэтому главное правило в обработке интервью — не повторяться.

Смело «режьте» собеседника, если одна и та же его мысль повторяется дважды.

Смело исправляйте его слова, если собеседник допустил ошибку или неточность.

Смело правьте его, если собеседник злоупотребляет словами или терминами, которые вы считаете слишком трудными для вашего читателя.

Смело правьте его, если собеседник не оговорил с вами условие, при котором интервью может пойти в печать только после его визы.

Начинать интервью лучше не с прямого вопроса, а со слов автора, в которых заключен ответ на первый вопрос, собеседник же как бы уточняет его. В этом случае скучный диалог – «вопрос-ответ» плавно переходит в беседу.

«Романа Абрамовича называют самым могущественным в России олигархом. Он чуть ли не ногой открывает любую дверь в Кремле и даже вхож в семью президента. Однако сам Роман Аркадьевич ужасно не любит, когда его называют олигархом, и утверждает, что он всего лишь обычный бизнесмен…

— Ну, сами посудите, какой я олигарх, если мне часами приходится сидеть в приемной какого-нибудь замминистра всего лишь для того, чтобы он поставил свою подпись на лицензии, которая дает право торговать нефтью…

— Ну уж, Роман Аркадьевич, так я вам и поверил…

— А что вы удивляетесь? Сейчас я вам приведу пример…»

Такое «легкое» начало, как правило, затягивает читателя. Иногда достаточно даже одного предложения во вступлении, чтобы перейти непосредственно к интервью:

«Ветеран тяжелой атлетики Анатолий Сидоров в эти дни готовится к первенству Европы, где обещает дать «последний бой» молодым штангистам.

— Да, это будет мой последний старт в большом спорте. Я ухожу…»

Интервью не должны быть чересчур большим. Если собеседник не очень знаменит, если все, о чем он говорит, не тянет на сенсацию, можно ограничиться пятью-шестью вопросами.

Ответ по объему должен превосходить вопрос не более, чем в три раза.

Не задавайте один и тот же вопрос дважды (в другой интерпретации). Закончить интервью старайтесь, так, чтобы у читателя не сложилось ощущения, что он чего-то недопонял. Легче всего завершить интервью словами – «успехов вам» или «спасибо за интервью» (впрочем, последнее вообще не следует употреблять). Но лучше, если последнее слово останется за вашим собеседником.

Подпись под интервью. Это может быть лишь имя (Борис ПЕТРОВ) автора. Либо — Беседовал Борис ПЕТРОВ».

Заголовок к интервью чаще всего напрашивается примерно такого плана: Роман Абрамович: «Я могу открыть любую дверь ногой»

Это самый легкий вариант, но далеко не лучший. Да и без кавычек никак не обойтись. Заголовок лучше всего давать авторский, но в нем должна быть отражена самая «сильная» мысль собеседника или самая ценная деталь изложенного им. Например: «Роман Абрамович открывает ногой любую дверь».

ВАЖНО : газетное интервью должно строиться таким образом, чтобы оно было интересно не ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ, а ЧИТАТЕЛЯМ. То есть человека надо постоянно направлять в «русло» интересов читателей.

Пока все. В дальнейшем буду продолжать раскрывать тайны успешной журналистики. Если интересно, подпишитесь )) Если не интересно — не подписывайтесь ))

Классного вам интервью и собеседника!

Как писать интервью, если ты не журналист

Недавно брал интервью у бывшего журналиста. Посмотрите как это выглядит.

Здравствуйте, коллеги. Привет, друзья. Хотите узнать, что думают знаменитые копирайтеры о везении на хорошие заказы? Интересуетесь, работают ли они по ночам и делают ли ошибки в текстах? Есть ли у них ученики и кого они считают своими учителями? Нет, я вам это рассказывать не буду. Но поделюсь секретом, как это все узнать. Другими словами – как писать интервью, если ты не журналист.

Со времени появления СМИ этот вид статей всегда пользовался особой популярностью среди людей. Логично, что лучше от человека лично узнать подробности, чем читать перефразированные кем-то мысли. Из офлайновых СМИ этот вид журналистики перекочевал в интернет. Теперь на сайтах и блогах все чаще встречаются интервью со звездами спорта, эстрады, лидерами отечественного бизнеса и не только с ними. Всемирная паутина стерла не только географические границы. Отличное изобретение – социальные сети. С их помощью мы можем написать любому интересующему нас человеку, задать ему вопросы, и получить ответы. Правда, это будет зависеть от того, насколько животрепещущие вопросы вы зададите. Но об этом чуть позже.

Немного теории

Интервью относится к информационному жанру журналистики. Работа над ним выстраивается по незамысловатой схеме:

Подготовка к опросу, как и любая серьезная работа, начинается с постановки цели. Вот только цель здесь нужно ставить такую, которая бы отвечала интересам постоянных читателей. Ваша личная цель – привлечь внимание к собственному сайту – будет достигнута быстрее, если отталкиваться будете от их потребностей. Когда она ясна, то и разговор получается интересный. Собеседник понимает, чего от него ждут, чувствует внимание к своей персоне и старается дать полные, развернутые ответы.

Одно время среди копирайтеров шли споры о том, может ли каждый желающий освоить эту профессию или нет. У каждого свое мнение, подкрепленное опытом. Вы, кстати, как считаете, может или нет? (Форма для комментариев ждет вас в конце страницы). Я решил взять интервью у копирайтера Петра Панды, чтобы узнать его позицию по этому поводу, и для своего портфолио. От этой цели я отталкивался, когда составлял вопросы.

После того, как вопросы составлены, можно договариваться об интервью. Известные копирайтеры, между прочим, любят делиться своим мнением с публикой. Возьмите это себе на заметку. Примеров бесед с ними на профессиональных блогах множество.

Кому задавать вопросы

Тут важно правильно наметить кандидатуру, которой вы хотите задать вопросы. Подумайте, кто интересен вашей целевой аудитории. Таким человеком необязательно должен быть кто-то из знаменитостей. Например, для сайта по строительству дома своими руками нужны советы опытного сантехника. Найдите такого и задайте ему вопросы о монтаже водяного пола. Такая статья будет гораздо полезнее, чем интервью со звездой эстрады, живущей в загородном доме. Наметьте круг таких людей и список вопросов, которые хотели бы задать.

В большинстве случаев вопросы просто отправляют по почте. Это удобно тем, что человек сам выберет время, когда ему будет удобно внимательно прочитать все, что вы написали и ответить, не отвлекаясь ни на что. Однако у вас при этом не будет шанса что-то уточнить, повести беседу в нужное русло или задать провокационный вопрос.

Классика жанра – интервью с диктофоном (благо, сейчас в каждом телефоне он есть). Еще один современный вид связи – скайп – дает возможность провести настоящее живое интервью. Взяв такое интервью вы должны расшифровать аудиозапись, но помните, что письменная речь очень сильно отличается от устной. Если вам кажется, что интервью потом легко будет просто перепечатать, то вы ошибаетесь.

Устная речь очень сильно отличается от письменной. Это и слова-паразиты, и незаконченные мысли, и посторонние шумы, и повторы одних и тех же мыслей, которые не дают уловить суть ответа. А записывать на бумагу ответы во время беседы нельзя, так вы потеряете эмоциональную связь с собеседником, и интервью не состоится.

О чем не спрашивать

Насколько интересно вам знать, где родился или женился герой вашего интервью? Относится ли эта информация к жизненно важной? Подумайте сами, насколько интересно будет читателям в очередной раз читать, где родился их кумир. А отвечать на такие шаблонные вопросы интересно? Согласитесь, что таких вещей в интервью нужно избегать.

Получается, что подбирая вопросы, нужно исходить из того, будет ли интересно отвечать на них. Потому что, если отвечать скучно, то читать будет еще скучнее.

Не задавайте вопросов типа: «Где вы родились?», «Когда женились?», «Любите ли вы копирайтинг?», если знаете, что берете интервью у известного человека.

Хотя бывает так, что в качестве эксперта по какому-нибудь вопросу приглашают не знаменитость, а обычного человека, разбирающегося в теме. Вот в таком случае, чтобы доказать реальность существования этого человека, можно задать вопросы биографического плана.

Подготовка к публикации

Прежде, чем отправлять текст интервью на публикацию, его нужно подготовить по всем правилам от заголовка до заключения.

Все, что говорится об эффективности заголовков, справедливо и по отношению к интервью. Но здесь есть маленькая хитрость: в этом случае нужно упомянуть имя того, с кем вы беседовали, и отразить главную мысль, которая была высказана.

А дальше встает вопрос, как начать статью, в которой будет изложено интервью? Очень просто: один из ответов нужно превратить в лид. Тогда и интрига сохранится, и понятно станет, о ком и о чем пойдет речь.

Содержание беседы будет настолько интересным, насколько интересными были вопросы для интервью. Поэтому формулировать их нужно так, чтобы читатели сразу понимали их смысл, не блуждали в дебрях терминов и с интересом читали ответы.

А завершать интервью принято благодарностью и добрыми пожеланиями.

Три журналистских секрета

Во-первых , залог успешного интервью – искренний интерес к теме разговора и к человеку, которому вы решили задать вопросы. Подумайте о своем собеседнике, как говорится, настройтесь на его волну, и вы сразу же расположите его к себе.

Во-вторых , готовьтесь заранее, составляйте список вопросов, тестируйте на знакомых и родных, но не идите брать интервью, если вы даже не представляете, о чем говорить. Надеяться на знаменитый «авось» здесь не следует.

В-третьих , на последнем этапе отправьте подготовленный материал интервьюируемому. Пусть он внесет последние дополнения, после чего работу можно будет публиковать.

Но пока вы раздумываете, на ком начать практиковаться, напишите в комментариях, как вы сами считаете, кому под силу освоить копирайтинг? А что думал по этому поводу Петр Панда можно узнать в моем портофлио.

Интервью может вам и не понадобится, если вы научитесь правильно писать для своего блога или для сайта клиента. Давайте я вас научу и специально для этого я запустил проект «Напишем вместе идеальную статью». С вами был Павел Ямб. До новых встреч, друзья и коллеги.

А видели интервью этой милой бабушки?

Разбираем самые удачные примеры интервью

Сейчас мы рассмотрим очень хороший пример интервью. Он будет полной противоположностью того, о чем говорили в этом посте. Обязательно перейдите по ссылке. Там будет много полезных советов.

Конечно же, нельзя так все категорично оценивать. Ведь в каждом материале бывают как удачные, так и не удачные моменты. Могут быть проблемы и творческие находки.

Помним, что все творческие находки оцениваются достаточно субъективно. Но тем не менее, давайте разберем один пример.

Разбираем пример интервью звезд

У нас будет пример интервью звезды из газеты «Вечерняя Москва» 1996 года. Автор Юлия Александрова. Название « С чего начинается Лев Лещенко ». Перейдите по ссылке чтобы посмотреть полную версию.

Материал начинается с лида (введения). Он имеет характер размышлений. Первый абзац, это как бы рассуждение и продолжение заголовка.

Пример интервью

Лев Валерьянович давно уже вышел из юношеского 7 возраста, но и в свои почти 55 он полон сил и энергии, как «Марс» и «Сникерс» вместе взятые.

Неудачное сравнение. Однако не забываем про год.

Стоит отметить, что второй и третий абзацы пока что идут от журналиста. И только с четвертого абзаца начинается прямая речь.

После четвертого абзаца прямая речь заканчивается и опять начинается комментарий автора.

Здесь идет рассказ с цитатами певца. Без этого вы вряд ли обойдетесь если попытаетесь создать портрет героя. Все равно придется делать какие-то обобщения и вводки.

На седьмом абзаце герой отвечает на вопрос про свои планы.

Дальше идет уточняющий вопрос от журналиста:

И вы считаете, что счастье может быть поздним?

Далее наш герой при ответе на вопрос начал показывать свою позицию. И это всего лишь с помощью одного наводящего вопроса.

Дальше идет не вопрос, а в общем-то, комментарий журналиста.

Думаю;, что телезритель ощущает дефицит присутствия на экране не только Лещенко-певца, но и Лещенко-актера. Поющего актера, разумеется.

После этого наш герой подхватывает данную фразу и начинает рассказывать про нереализованные способности.

Он начал говорить про «Старые песни о главном», но журналист тут же переключился:

Говорят, что на ОРТ снимают вторую серию этой «оперы».

То есть он как бы уточняет этот момент.

Далее идет вопрос про время:

Вы отказались бы снова исполнить что-то из репертуара тех лет? Скажем, «Любовь, комсомол и весна»…

Затем герой рассказывает про эти песни.

Далее идет наблюдение журналиста:

Я заметила, что вам свойственен авантюризм в хорошем смысле этого слова: вы любите работать с молодыми да ранними, пробовать себя в самых неожиданных амплуа…

Затем идет односложный ответ героя:

После этого идет уточняющий вопрос и ответ певца.

Далее идет комментарий автора о том, что Лев Лещенко осуществляет еще одну авантюру. Ниже идет рассказ героя. После этого идет уточняющий вопрос от журналиста и опять рассказ героя.

Через несколько абзацев идет такой вопрос от журналиста:

А если вас разозлить, вывести из себя — это может вызвать, так сказать, сублимацию негативной энергии в творческую?

Этот вопрос о человеке. Он показывает его мировоззрение.

Далее идет не самый умный вопрос от журналиста:

Кого из коллег по сцене вы могли бы назвать своим конкурентом?

После такого неудачного вопроса последовал односложный ответ:

Я чувствую конкурентов только среди пародистов. Естественно, когда я выступаю именно в этом жанре.

Ниже опять идет введение автора. Он рассказывает, что Лещенко педагог.

Ниже опять можно увидеть вопросы из серии «время» с последующими ответами.

И так как они заговорили про мюзиклы, то интервью идет завершающим вопросом:

Какую роль в этом мюзикле вам хотелось бы сыграть?

Думаю, что из меня вышел бы неплохой Билли Бонс.

Хорошие примеры интервью

Мы рассмотрели один из примеров интересной беседы, которая показывает человека как личность. На этом сайте есть и другие хорошие примеры интервью. Вот архив материалов .

Там очень интересная закономерность!

Интервью 70 — 80 годов построены очень профессионально. Но там всегда материалы на тему. Редко рассказывается о человеке. Часто на темы советской песни, фестиваля, новой пластинки и так далее.

С начала 90-ых появляются интервью о личности. Но там уже гораздо меньше качественных материалов. Там меньше профессиональных журналистов и много пустых вопросов. Однако попадаются и хорошие варианты.

При подготовке к интервью я рекомендую посмотреть несколько передач из «Школы злословия». Также будут полезны работы Гордона, Познера и Соловьева. Из их материалов можно подчерпнуть массу идей для своей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *