Для чего нужен план в литературе: Новость Зачем нужен план литературного произведения и как его написать? – Зачем нужен план? / Mil

Новость Зачем нужен план литературного произведения и как его написать?

Так получается, что многие начинающие авторы недооценивают значение плана в своей работе. Не знаю, как уж так выходит, но факт остается фактом. Возможно, сие есть следствие спешки: когда задумка в голове, когда сердечко колотится в предвкушении великих свершений, когда руки сами тянутся к тетради или к клавиатуре, разве может удержать разгоряченную натуру какой-то нудный план литературного произведения? Конечно, нет! Все эти планы придуманы неудачниками и лентяями; если в голову пришла стоящая идея, ее следует тотчас же воплотить! Иначе забудется!

Однако далеко не всегда молодому литератору удается закончить рассказ в один присест, в тот же вечер. Жизненный уклад и бытовуха берут свое, приходится откладывать труды на будущий день, и вот уже следующим вечером наш разгоряченный литератор садится за стол, и выясняется, что идея-то тю-тю, ушла! А если и не ушла, то в какой-то мере потеряла свой лоск, забылись многие детали, которые накануне вызывали восторг и грозили перевернуть у будущих читателей все представление о современной литературе. Но наш герой не сдается, он продолжает упорно писать, и в какой-то момент попадает в такое место сюжета, которое он попросту еще не успел продумать. Знакомая многим ситуация: знаю, что произошло до этого, знаю, что будет потом, а как выстроить вот эту конкретную сцену – не знаю! В итоге: ступор, либо банальные неосмысленные диалоги. Все это печально. Однако о подобных казусах навсегда можно забыть, начав работать над произведением именно с составления плана.

Недаром даже полководцы перед тем, как принять сражение, тоже составляли план. А уж эти-то ребята знали толк в больших делах, не так ли?

Поэтому давайте аргументировано, строго и по пунктам разберемся, для чего все-таки при написании любого прозаического произведения нужен план.

1) Структурирование текста.

Итак, по своему опыту могу сказать, что обычно идея произведения рождается из какого-то простейшего элемента, впечатления, мотива. То есть практически никогда в голове сразу не возникает полной картины рассказа (не говоря уже о чем-то более крупном). Обычно известна идея, зачин, примерное направление развития событий, иногда концовка. С таким багажом садиться писать текст нельзя: процесс будет то и дело стопориться, спотыкаться о детали, биться о пустые листы в поисках логичных переходов. Поэтому прежде чем писатель сядет за непосредственное написание, в идеале он должен иметь четко структурированный, расписанный до мельчайших подробностей план своего произведения. Слышали, как строят небоскребы в Европе? Год подготовки, месяц непосредственного возведения. Так же и здесь: начав работать над планом, вы в спокойной обстановке прорабатываете сцену за сценой, расписываете детали, какие-то штрихи и нюансы, которые в процессе написания уже не собьют вас с толку, а даже наоборот, зная заранее эти маленькие фишки, вы сможете ловко вставлять их в свой текст.

2) Составление синопсиса.

Обычно, план начинается именно с него. Краткое изложение сюжета поможет вам понять, на чем сделать акцент при написании. Вообще, всегда очень важно понимать, о чем вы пишете историю. Иначе на выходе может получиться совершенно не то, что задумывалось изначально. Кроме того синопсис пригодится, если вы вдруг решите посылать свой опус в издательство.

3) Составление карточек персонажей.

Весьма важный элемент, который облегчает труд и спасает от множества ляпов. Прописав заранее хотя бы портретные детали героев, вы уже вряд ли запутаетесь; и глаза главной героини из зеленых в зачине не превратятся в карие в концовке. Конечно, расписывая каждого персонажа, стоит особое внимание уделять его психологическим штрихам.

4) Составление карточек локаций.

Все сказанное о карточках персонажей относится и к этому пункту. Стоит заранее озаботиться тем, где будет происходить действие, выдумать или найти названия городов и улиц, продумать обстановку в помещениях. Все это здорово упростит дальнейшее написание, и вам уже не нужно будет выдумывать что-то по ходу пьесы, отвлекаясь от главной задачи на незначительные детали.

Конечно, есть авторы, которые работают без плана. Просто начинают писать, а потом корректируют написанное, по множеству раз исправляя сцены, меняя детали, а иногда и вовсе выбрасывая целые эпизоды. Я не сторонник подобного подхода: все-таки работать с огромными массивами текста, превращая написанное в кашу, я считаю не совсем удобным. Но это, конечно, дело привычки и вкуса.

Лично я считаю, что писатель подобен архитектору, а его произведения – это здания, где план – это фундамент. И чем надежнее фундамент, тем устойчивее само строение. Мне очень импонирует такое сравнение.

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания

синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Сейчас я  коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности
    . Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и

карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл.  Сейчас  мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Статья взята с сайта "Литературная Мастерская"

Автор: Admin200

Зачем нужен план? / Mil

Это первая статья моего блога. Начну с места в карьер с самого важного, что только есть в работе над любым текстом. Это план.

Так получается, что многие начинающие авторы недооценивают значение плана в своей работе. Не знаю, как уж так выходит, но факт остается фактом. Возможно, сие есть следствие спешки: когда задумка в голове, когда сердечко колотится в предвкушении великих свершений, когда руки сами тянутся к тетради или к клавиатуре, разве может удержать разгоряченную натуру какой-то нудный

план литературного произведения? Конечно, нет! Все эти планы придуманы неудачниками и лентяями; если в голову пришла стоящая идея, ее следует тотчас же воплотить! Иначе забудется!

Однако далеко не всегда молодому литератору удается закончить рассказ в один присест, в тот же вечер. Жизненный уклад и бытовуха берут свое, приходится откладывать труды на будущий день, и вот уже следующим вечером наш разгоряченный литератор садится за стол, и выясняется, что идея-то тю-тю, ушла! А если и не ушла, то в какой-то мере потеряла свой лоск, забылись многие детали, которые накануне вызывали восторг и грозили перевернуть у будущих читателей все представление о современной литературе. Но наш герой не сдается, он продолжает упорно писать, и в какой-то момент попадает в такое место сюжета, которое он попросту еще не успел продумать. Знакомая многим ситуация: знаю, что произошло до этого, знаю, что будет потом, а как выстроить вот эту конкретную сцену – не знаю! В итоге: ступор, либо банальные неосмысленные диалоги. Все это печально. Однако о подобных казусах навсегда можно забыть, начав работать над произведением именно с составления плана.

Недаром даже полководцы перед тем, как принять сражение, тоже составляли план. А уж эти-то ребята знали толк в больших делах, не так ли?

Поэтому давайте аргументировано, строго и по пунктам разберемся, для чего все-таки при написании любого прозаического произведения нужен план.

1) Структурирование текста.

Итак, по своему опыту могу сказать, что обычно идея произведения рождается из какого-то простейшего элемента, впечатления, мотива. То есть практически никогда в голове сразу не возникает полной картины рассказа (не говоря уже о чем-то более

Как написать план произведения? — Литературная мастерская

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью "Как составить подробную карточку персонажа", обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье "Как написать идеальную сцену". Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью "Подготовка к написанию книги", которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

План романа | Литературная мастерская

Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой трактат о самом важном этапе в написании книги. О подготовке к этому самому написанию. Возможно, у вас возникнет вопрос, к чему еще одна статья, если процесс подготовки уже рассматривался на блоге в статье «Как написать книгу. Пособие для новичков»? Дело в том, что «Пособие для новичков» было написано почти два года назад, еще на заре создания блога, но даже сейчас оно не теряет читательского интереса и постоянно присутствует в топе самых просматриваемых материалов. Но вот чем больше я смотрю на ту запись, тем больше мне хочется ее дополнить, расширить и углубить. За прошедшие два года багаж моих знаний значительно возрос, а посему есть желание более полно осветить первый и самый важный этап в написании любой книги.

Однако исправлять и расширять старую статью я не хочу. И вовсе не потому, что мне лень. Она предназначена исключительно для тех, кто делает первые шаги в писательском ремесле, в ней обозначены только азы – основные этапы работы над книгой. Боюсь, что если напичкать ее теми тонкостями и нюансами, которыми я собираюсь начинить сегодняшнюю запись, для начинающих она станет неподъемна. Вот почему я решил написать нечто новое.

Подготовка к написанию

Читать далее

Эту статью я хочу посвятить животрепещущему вопросу, волнующему умы многих людей, в том числе не связанных с литературой, — как написать книгу или как написать роман. Думаю, для вас не станет открытием, что в определенные моменты многим из нас приходит в голову идея написать собственную книгу. Причиной тому могут быть какие-то экстраординарные события или просто сложная, полная невзгод и лишений жизнь. И человек справедливо полагает, что все эти злоключения вполне можно отразить на бумаге, оформив в виде романа или автобиографии. Вообще, в мировом масштабе подобный подход вполне обычен: на западе уже давно в моде автобиографии, написанные самостоятельно или кем-то под заказ. Кроме того, бытует мнение, что любой человек в своей жизни способен написать как минимум одну хорошую книгу — о себе самом. И я считаю, в этом нет ничего невозможного, и если вы всерьез собрались засесть за написание бестселлера, но пока не знаете, с чего начать, прочтите эту статью — уверен, она позволит вам избежать многих ошибок.

Как написать книгу

Читать далее

Эта статья посвящена одному из приемов написания повестей и романов, получившему в последние годы широкое распространение и PR в русскоязычном сегменте Интернета. Речь о так называемом методе снежинки. Американский автор метода смело заявляет, что, используя его нововведения, можно сократить срок написания первого чернового варианта книги с 500 до 150 часов, а также сильно упростить работу над сюжетом. Звучит впечатляюще, не так ли? В этой статье я раскрою суть загадочного метода снежинки и поделюсь собственным опытом его использования. Итак…

Метод снежинки

Читать далее

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое трехактная структура литературного произведения, научитесь быстро и грамотно составлять план рассказа или романа, а также сможете буквально за час придумать сногсшибательный сюжет. Заинтересовались? Тогда милости прошу к нашему шалашу.

Трехактная система

Читать далее

Сегодня речь пойдет о составлении подробной карточки персонажа. В предыдущей статье "Как написать план произведения?" я объяснял, как пишется план литературного произведения, и особо подчеркивал важность составления карточек персонажей. Ведь чем больше мы знаем о своих героях, тем проще изобразить характеры объемными и запоминающимися, неотличимыми от реальных людей со своими целями и мечтаниями, привычками и чудачествами, стилем одежды и повадками.
Сегодня я продолжу эту важную тему и приведу для вас перечень, который рекомендует в своей книге «Кино между адом и раем» небезызвестный нам кинорежиссер и сценарист Александр Митта. Почему я выбрал именно этот перечень? Данный список мне кажется самым полным из тех, что мне приходилось видеть, идеально подходящим для крупной масштабной прозы. Разумеется, если вы пишете миниатюру или рассказ, продумывать все нижеприведенные пункты не нужно. Однако для повести или романа перечень однозначно окажется чрезвычайно полезен. Совершенно точно через него следует пропустить главного героя и все роли второго плана.

Описание персонажа

Читать далее

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Читать далее

Это первая статья моего блога, и раз блог «Литературная мастерская» позиционируется именно как писательский, то не обессудьте, начну с места в карьер с самого важного, что только есть в работе над любым текстом. Это план.

Так получается, что многие начинающие авторы недооценивают значение плана в своей работе. Не знаю, как уж так выходит, но факт остается фактом. Возможно, сие есть следствие спешки: когда задумка в голове, когда сердечко колотится в предвкушении великих свершений, когда руки сами тянутся к тетради или к клавиатуре, разве может удержать разгоряченную натуру какой-то нудный план литературного произведения? Конечно, нет! Все эти планы придуманы неудачниками и лентяями; если в голову пришла стоящая идея, ее следует тотчас же воплотить! Иначе забудется!

План рассказа

Читать далее

Как составить план будущего романа

CWS / Медиатека / Библиотека / История и методики творческого письма / Как составить план будущего романа

Написать роман – мечта многих начинающих авторов. В отличие от малой прозы, роман похож на архитектурное сооружение, и для того, чтобы выстроить такую сложную композицию, нужен четкий план. Автор блога The Pen & The Pad Энтони Шпак создал удобную шпаргалку для всех, кто задумался о крупной литературной форме.

Когда вы строите дом, то даже не задумываетесь об интерьере кухни, если у вас еще не сделан фундамент. То же правило применимо к написанию романа. Создание плана книги даст вам прочную структуру. Вы сможете увидеть, не развалится ли каркас, когда вы накидаете на него тысячи слов. Набросок также будет держать вас в тонусе во время длительного процесса написания текста. Не существует определённых правил, которые помогут быстро создать роман, но вне всяких сомнений, наличие плана способно облегчить эту порой кажущуюся невыполнимой задачу.

Начало

  1. Создайте сцену-открытие для книги. Начинающим авторам эта сцена может помочь привлечь внимание агента или издателя. Помните, что первое предложение и абзац задают тон всей книги. Тайна может начинаться с убийства, историческая фантастика - с битвы. Если вы пишете быстро развивающийся триллер, первая сцена должна отражать темп истории, а не утомлять читателя.
  2. Введите одного или нескольких главных персонажей. В то время как некоторые герои могут не появляться до середины текста, главный герой должен быть замечен читателем уже в первой или второй главах. Покажите его сильные и слабые стороны. Составьте список из шести его недостатков, которые будут показаны по мере развития сюжета. Часто история главного героя начинается с момента, когда он нуждается во встряске. Что-то вроде путешествия, которое перевернёт его жизнь.
  3. Опишите «разжигающий» сюжет инцидент, который резко изменит жизнь главного героя. Он может переживать смерть близкого человека или получить приглашение в школу волшебников, как Гарри Поттер. Это событие должно быть для героя призывом к действию. Он может отправиться на поиски убийцы или должен будет предотвратить теракт.
  4. Опишите метания главного героя, когда он решает, отвечать на призыв к действию или нет. Пусть он подумает над тем, какие риски несёт в себе путешествие. Помните, что выбор должен быть серьёзным. Пересечение улицы не считается действительно опасным действием, если только, ваш герой не сидел безвылазно дома в течение предыдущих 30 лет. В результате внутренних дебатов герой должен сказать «да» будущей авантюре.

Середина

  1. Определите, в какой среде будет развиваться действие. Это может быть совершенно новая реальность, если вы пишете фантастику. Или какой-нибудь захудалый райончик, где детектив пытается раскрыть преступление. Часто авторы вводят в сюжет специальных персонажей-проводников, которые помогают главному герою освоиться на новом месте.
  2. Введите вторую сюжетную линию, например, любовную историю. Второй история может показаться отдельной от основного сюжета, но на самом деле, она должен быть плотно с ним связана.
  3. Джоан Роулинг показала, как Гарри Поттер получает палочку и пытается освоить магию. Детектив обычно собирает улики и с их помощью раскрывает дело. Вам тоже стоит составить список препятствий, которые предется преодалеть герою. Эти сцены должны раскрывать недостатки героя, те черты, которые он должен будет изменить в себе, чтобы достичь цели.
  4. Придумайте сдвиг сюжета. Если дела идут хорошо для главного героя, опишите событие, которое всё перевернёт. Например, может появиться антагонист, который вступит в конфликт с главным героем. Эта точка поможет сюжету не застопориться.
  5. Введите в историю таймер. Такое часто бывает в триллерах, когда шпион должен успеть обезвредить ядерную бомбу. В какой-то момент часы ускоряются, и это увеличивает напряжение. Середина истории может закончиться тем что, главный герой не сумеет предотвратить кризис. Однако перед тем, как сюжет дойдёт до точки «всё потеряно», герой должен принять решение. В этом, кстати, может помочь ваша вторая сюжетная линия.

Финал

  1. Составьте список шагов, которые должен сделать главный герой, чтобы дойти до финала конфликта. Опишите финальную битву. Эта часть сюжета должна захватить кульминационное событие, в котором главный герой противостоит антагонисту.
  2. Доведите до конца все сюжетные линии. Не каждая должна иметь чёткое окончание, но самым важным нужно уделить особое внимание. Если ваш роман – это отдельная книга, в конце должен быть своего рода вывод. Если же это часть серии, то в финале нужно установить связь со следующей частью.

Советы

  • Делая набросок, будьте настолько детальны, насколько вам необходимо.
  • Когда пишете книгу, обращайтесь к наброску и вносите изменения по мере необходимости.
  • Если вы не уверены, в какой части должна идти определённая сцена, сначала напишите её отдельно, а потом попробуйте вставить в сюжет.
  • Если вы хотите подготовиться более основательно, можете делать подобный набросок перед началом каждой главы.
  • Если хотите, в набросок также можно включить некоторые описания и диалоги.


Предупреждения

  • Не начинайте писать роман, пока не продумаете сюжет и его структуру.
  • Если вы не знаете, как закончится история главного героя, писать будет гораздо сложнее.
  • Если вы не чередуете положительные и отрицательные события, история может показаться неинтересной.

 

Источник

Автор: Anthony Szpak

Перевод: Дарья Красовская

 

 

для чего нужна литература? | Мел

Одна из главных проблем нашего времени — это подростки, которые не хотят развиваться и не понимают, зачем вообще это нужно? Не буду разбираться, для чего нужны все аспекты «духовного развития», а коснусь лишь литературы, попробую разобраться, для чего она нужна и что актуального в ней для нашего времени.

Польза литературы. Зачем нам читать? Как же это часто слышит «читающий» человек в разговоре с «не читающим». Довольно банальный вопрос, но на удивление «читающий» не всегда может дать разъяснительный ответ. Посмотрим, смогу ли я? Первое — для интереса. В этом пункте многие могут сказать, что фильмы лучше и почти все с этим согласятся. Но я никогда не понимал таких людей. Как 2 часовой фильм может быть лучше, когда книга позволяет растянуть нам удовольствие хоть на месяцы? Книги интереснее по одной простой причине: Они дают нам самим нарисовать картину происходящего, в то время как фильм загоняет нас в рамки нарисованные режиссером. Второе — для знаний. Книги дают неимоверное количество знаний. Начиная от быта и жизни былых времен, заканчивая способностью определять время по звездам. Третье — снятие стресса. Книга одна из лучших антидепрессантов. Она настолько чудесна, что в пасмурный октябрьский день способна отправить нас во Францию XIX века или в вымышленный мир «Средиземья» и оттеснить от нас проблемы реального мира. Четвертое и самое главное — развитие мышления. Литература — тренажерный зал для мозгов. Но, наверное, вы подумали, что прочитав книгу наш мозг «подкачался»? Нет. Развитие мышление заключается в его использовании. Писатели специально ставят в своих произведениях важные вопросы и специально не дают на них прямых ответов, дабы заставить читателей мыслить.

Актуальность литературы. Литература — как отец, она всегда даст нужный совет в той или иной ситуации. И эти советы лучше всего даются в классических произведениях. Классики показали низость каждого порока и возвышенность каждого добродетеля. Проведя четкую границу между хорошим и плохим. Второй аспект, который можно выделить в плане актуальности литературы — это антиутопии. Самый парадоксальный жанр, но в, то, же время самый пророческий. Их начали писать в XX веке, но они остро отображают проблемы XXI века. Есть момент, когда классика и антиутопии выстраивают цепочку возможного. Классики показывают, какими качествами должен обладать человек, а антиутописты, что может с ним произойти, если он не будет придерживаться этих качеств и забудет про мораль.

Подводя итог выше сказанному смело можно утверждать, что к нашему времени мир без литературы давно уже потерял бы эстетику, нравственность и все моральные ценности.

План рассказа | Литературная мастерская

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое трехактная структура литературного произведения, научитесь быстро и грамотно составлять план рассказа или романа, а также сможете буквально за час придумать сногсшибательный сюжет. Заинтересовались? Тогда милости прошу к нашему шалашу.

Трехактная система

Читать далее

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как написать рассказ?

Читать далее

Сегодня речь пойдет о составлении подробной карточки персонажа. В предыдущей статье "Как написать план произведения?" я объяснял, как пишется план литературного произведения, и особо подчеркивал важность составления карточек персонажей. Ведь чем больше мы знаем о своих героях, тем проще изобразить характеры объемными и запоминающимися, неотличимыми от реальных людей со своими целями и мечтаниями, привычками и чудачествами, стилем одежды и повадками.
Сегодня я продолжу эту важную тему и приведу для вас перечень, который рекомендует в своей книге «Кино между адом и раем» небезызвестный нам кинорежиссер и сценарист Александр Митта. Почему я выбрал именно этот перечень? Данный список мне кажется самым полным из тех, что мне приходилось видеть, идеально подходящим для крупной масштабной прозы. Разумеется, если вы пишете миниатюру или рассказ, продумывать все нижеприведенные пункты не нужно. Однако для повести или романа перечень однозначно окажется чрезвычайно полезен. Совершенно точно через него следует пропустить главного героя и все роли второго плана.

Описание персонажа

Читать далее

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Читать далее

Это первая статья моего блога, и раз блог «Литературная мастерская» позиционируется именно как писательский, то не обессудьте, начну с места в карьер с самого важного, что только есть в работе над любым текстом. Это план.

Так получается, что многие начинающие авторы недооценивают значение плана в своей работе. Не знаю, как уж так выходит, но факт остается фактом. Возможно, сие есть следствие спешки: когда задумка в голове, когда сердечко колотится в предвкушении великих свершений, когда руки сами тянутся к тетради или к клавиатуре, разве может удержать разгоряченную натуру какой-то нудный план литературного произведения? Конечно, нет! Все эти планы придуманы неудачниками и лентяями; если в голову пришла стоящая идея, ее следует тотчас же воплотить! Иначе забудется!

План рассказа

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *