Доклад профессия преподаватель: Профессия учитель (доклад) | ДоклаДики – Профессия учитель — описание, где учиться и работать, плюсы и минусы профессии, онлайн тесты

Реферат на тему «Педагогическая профессия»

Содержание

  1. История профессии.

  2. Социальная значимость профессии педагога.

  3. Профессионально-значимые качества личности педагога и профессиональные противопоказания.

Сегодня образование осознается обществом как одна из высших ценностей жизни, развития, совершенствования и благополучия человека. Сфера образования требует профессионалов. Именно поэтому возрастает значимость педагогической профессии.

Эффективность воспитания и обучения, формирование личности ребенка зависят от личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональных качеств. Воспитатель маленьких граждан должен иметь разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважать достоинство ребенка.

Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми, коллегами по работе.

1. История профессии.

Профессия педагога — одна из древнейших в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.

Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения, поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей.

В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в неё, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство, рыболовство, приготовление пищи и др.), овладевая различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Итак, заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины, затем она концентрируется в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты.

С упорядочением брачных отношений, появлением брака зарождаются домашние (семейные) формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники.

Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения — инициация (это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых — у некоторых народов сохранился и поныне). Это был своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усвоить обширную программу, состоящую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготовке мальчиков было охота, земледелие, скотоводство, воинское дело. Девочки овладевали секретами домоводства, учились ткачеству, гончарному делу, плетению.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой — подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. Педагогом называли раба, что в переводе с греческого paidagogos означает детоводитель. В состоятельных семьях заботу о детях возлагали на раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Впоследствии слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

В толковом словаре В.И. Даля «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. В современном понимании учитель – это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

В древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что ещё в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреждениях (гимназия, кадетский корпус, институт благородных девиц) воспитательные функции выполняли классные дамы, классный надзиратель, наставник. В состоятельные семьи приглашались и приглашаются в настоящее время гувернеры.

2. Социальная значимость профессии педагога.

Педагог, где бы он ни трудился (в детском саду, школе, колледже, спортивной секции и др.) является представителем одной из самых социально-значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Педагоги, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее. Педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся

Специфика профессии педагога выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.

3. Профессионально-значимые качества личности педагога.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек — Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей. По Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны:

  1. умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

  2. умение слушать и выслушивать;

  3. широкий кругозор;

  4. речевая (коммуникативная) культура;

  5. «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;

  6. «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;

  7. способность сопереживания;

  8. наблюдательность;

  9. «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;

  10. решение нестандартных ситуаций;

  11. высокая степень саморегуляции.

П.Ф. Каптерев выделяет главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходится иметь дело; второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве».

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для педагога желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил ещё К.Д. Ушинский, «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестанет учиться, в нем умирает учитель».

В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятидесяти личностных свойств педагога (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать воспитанников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива воспитанников.

Козлова С.А. выделила следующие свойства личности педагога:

— профессиональная направленность – это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально-ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов.

— педагогический такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доверия и контроля, доброты и взыскательности, шутки и строгости.

— педагогическая зоркость – способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

— культура профессионального общения – организация правильных взаимоотношений в системе «педагог – ребенок», «педагог – родители», «педагог – коллеги», «ребенок – ребенок», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

— педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. Причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

Подводя итоги, мы приходим к однозначному выводу: профессия педагога – это профессия крайней важности, от которой в огромной степени зависит формирование личности человека; она многогранна, а это означает, что сам педагог является гармонически развитой личностью, способной «слепить из сырого материала» достойное будущее.

Список литературы

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.

3. Мижериков В.А., Юзефевичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 352 с.

4. Смирнов С.А., Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. -512 с.

Профессия учитель — доклад, сочинение, эссе, презентация кратко и понятно

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ — УЧИТЕЛЬ

 

Важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка, учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму, почитаем во все времена. И если его качества действительно высоки, а душа открыта, он закладывает в растущем человеке самые ценные знания и моральные устои. Значение этой профессии трудно переоценить, и уважение к ней в любые времена безмерно. Не секрет, что тысячи школьников, искренне любя своего учителя, мечтают и сами стать представителями этой замечательной и нужной профессии, но до реализации своей цели доходят лишь единицы. А происходит это потому, что с годами взросления приходит и объективный анализ собственных способностей.

Ведь нельзя не согласиться с тем, что далеко не каждому свойственно то небывалое терпение, которое ежедневно проявляет в своей работе учитель. Не каждому под силу и сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но, в то же время, настойчивость, справедливая требовательность и необычайная работоспособность.

Настоящий учитель не просто отбывает положенный период урока, он действительно живет проблемами и бедами каждого ученика, вместе со своим классом радуясь успехам и огорчаясь потерям. Хороший учитель никогда не подавляет школьника авторитетом, он всегда готов к диалогу, и об учительской коммуникабельности, деликатности и дипломатических способностях можно слагать легенды. Чтобы стать учителем, необходимо, в первую очередь, быть разносторонне развитой и высокоморальной личностью, иначе все попытки достичь высот, увы, потерпят поражение.

Я думаю, что у каждого человека есть свое предназначение. Кто-то проектирует здания, кто-то спасает людей, а я хочу посвятить свою жизнь обучению детей. Да, я хочу стать учителем!

Учить детей – это не профессия, а действительно предназначение, призвание. И очень жаль, что мало кто понимает это. Ведь эта профессия с давних времен считалась одной из самых уважаемых, благородных, нужных и важных. 

Сколько себя помню, мне нравилось общение с другими людьми. Возможно, сказалась моя любовь к книгам, ибо читаю я с раннего детства. А может быть, это было заложено во мне на генетическом уровне. Также, немалую роль в моем выборе сыграли мои прекрасные учителя.

Часто я задумываюсь над словами: « Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей ». Размышляя на эту тему, можно сделать вывод о том, что любой учитель должен стремиться к тому, чтобы развить в учениках те качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни. На глазах и при непосредственном участии учителя происходит процесс становления личности детей. Он вкладывает в учеников знания, умения, формирует их внутренний мир, мировоззрение, учит ценить и понимать истинную красоту. Цель учителя в том, чтобы именно его воспитанники стали выдающимися врачами, инженерами и изобретателями. Именно поэтому я и хочу стать учителем. Ведь воспитывать будущее поколение своей страны есть большая награда для меня. 

Учитель – это не профессия, а образ жизни. От усилий учителя зависит будущее наших детей и наше будущее в целом. Часто мы слышим о том, что происходит духовный кризис общества. Эту проблему должно решать все общество,  в том числе и учителя, повышая уровень воспитанности и культуры молодого поколения.

Как и в любой профессии в профессии учителя есть свои трудности: большая ответственность, серьезные эмоциональные нагрузки и сравнительно низкая заработная плата. С последней связана, возможно, одна из основных причин отказа от этой профессии. Но сейчас эта проблема активно решается нашим правительством, и профессия учителя всячески поддерживается, возвышается и становится востребованной.

Через 10 лет я вижу себя любимым детьми учителем, набирающимся опыта, неважно в какой школе городской или сельской, ведь главное это увидеть и раскрыть потенциал ребенка, а в какой школе это уже формальности. Я думаю, что я смогу найти подход к каждому ребенку, что повысит интерес к учебе и их работоспособность.

На данном этапе моей целью является успешное поступление в ВУЗ и развитие качеств, которые потребуются мне в будущем.  Также, очень хочется помимо учебы уделять внимание практике, для получения профессиональных навыков, что я и планирую делать, обучаясь в ВУЗе.

Помните, что учитель — это один из важнейших людей в нашей жизни и,  как сказал Р.У. Эмерсон: « Учитель —  это человек, который может делать  трудные вещи легкими ».

Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.

Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

С юных лет нас окружают учителя. Они раскрывают перед нами секреты чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами мировой культуры. Они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью узнавания. Настоящие учителя учат нас не столько науке, сколько умению учится, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют.

Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель.

А Дмитрий Менделеев заметил: «Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян». Действительно, за открытиями ученых, за достижениями профессоров и ученых деятелей всегда стоят учителя. Мы становимся взрослыми, выбираем свой путь. Но в каждом из нас всегда хранится частичка души, подаренная нам учителями. Не случайно, даже спустя много лет, мы с таким трепетом переступаем порог школы и с такой теплотой вспоминаем наших учителей.

Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание — быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем.

К профессии учителя с уважением относились во все времена. Наверное, потому, что учитель — это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика.

Для того чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть готовым ответить на любой вопрос. К тому же, учителю часто приходится отвечать и на вопросы, не касающиеся его предмета, поэтому его кругозор должен быть широким. А еще учителю необходимы такие качества, как выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом и любить детей.

Быть учителем очень ответственно, потому что он для учащихся образец в мышлении и поведении. Мало того, что учителю обязательно в совершенстве знать тот предмет, который он преподает, ему необходимо уметь научить. Каждый ребенок в классе должен понять материал. А дети все разные, поэтому учителю следует быть внимательным к каждому. Он должен найти подход ко всем, заинтересовать их в своем предмете, показать его важность и полезность в жизни учеников. При этом учитель обязан с уважением относиться к индивидуальности ученика, не унижать его, даже ставя двойку. Такого учителя любят ученики, внимательно слушают и с интересом выполняют задания.

Мои любимые учителя навсегда останутся в моем сердце. Они все разные, с разными подходами к своей работе. Но есть то общее, что вызывает у меня уважение, — справедливость, внимательность, умение интересно объяснить, понимание. Нам есть, за что быть благодарными нашим учителям, ценить их. Лучшая благодарность учителю от ученика, как говорит моя любимая учительница, это его готовность перенимать знания и успешность в будущей жизни.

И еще, в моём понимании учитель – это, прежде всего, человек, который учит чему-то новому, и это может быть не только какой-нибудь предмет, но и вопросы жизни, культуры, поведения. Учителя дают нам крепкие знания, расширяют наше мировоззрение, помогают определить своё место в жизни. Я считаю, что главными чертами учителя являются способность к пониманию, терпеливость, умение правильно и грамотно объяснить новый материал, стремление научить детей тому, что знают сами.

С самого раннего детства нас чему-то учат. Самыми первыми нашими учителями являются родители: они учат нас делать первые шаги, говорить, правильно и вежливо вести себя в обществе. Но первый большой шаг в серьёзную жизнь мы делаем в начальной школе, и в этом нам помогает наш первый школьный учитель. Он дал нам начальные, но очень важные знания: научил читать, писать, считать, он волновался, когда отпускал нас в старшую школу, радовался нашим победам на школьных олимпиадах.

Я думаю, что профессия учителя входит в ряд сложных в наше время, но не все об этом помнят. По моему мнению, сложна она, потому что учитель должен знать не только науку своего предмета, но и уметь находить общий язык с учениками, а ведь, наверное, это не всегда удаётся. Также это очень нервная профессия: приходится что-то терпеть или даже выслушивать оскорбления в свой адрес, воспитывать учеников только с помощью слова. А ведь это ещё одна наука! Также учитель должен оценивать и любить всех своих учеников, даже самых упрямых, которые в свою очередь принесли ему столько обиды и неприятностей.

Я считаю, что быть учителем – это очень ответственная задача. Ведь именно от него мы получаем знания, которыми будем пользоваться в дальнейшей жизни. Но и сам ученик должен помогать учителю. Он должен закреплять новый материал, пользоваться им, а иначе урок прошёл зряПоэтому для учителя так важно, чтобы на уроках мы всё успевали, чтобы каждый ученик получил знания, которые он не забудет на следующий день, а запомнит на всю жизнь. Я думаю, что каждый преподаватель хочет, чтобы его ученик добился больших успехов в изучении этого предмета, во взрослой жизни и даже превзошёл своего учителя. Это и будет означать, что его труды не были напрасны.

Конечно, бывает так, что какие-то учителя нам нравятся, какие-то нет. Но уважать и слушать мы должны каждого учителя.

Ещё я думаю, что учитель – это ещё и психолог, потому что учителя общаются с детьми, пока они учатся в школе, а многие не прерывают отношения всю жизнь. Я считаю, что с учителем можно поговорить не только об уроке, отметках, но и просто о жизни, поделиться своими впечатлениями, обсудить фильм или книгу. Мы можем обратиться к учителям со своими вопросами, поделиться радостью, попросить помощи. Я думаю, именно поэтому учителей можно назвать вторыми родителями.

Какие-то профессии перестают быть востребованными, какие-то даже исчезают, но профессия учителя, мне кажется, будет нужна всегда. Ведь учителя нужны всем на протяжении всей жизни, потому что каждый нуждается в знаниях. Детям помогают их обрести учителя, а взрослые становятся уже сами для себя учителями.

По моему представлению, учитель – это образец воспитанности и культуры.

А это важная деталь для всех времён. Поэтому я считаю, что профессия учителя будет существовать всегда, будет нужной и востребованной как в настоящем, так и в будущем.

Доклад на тему Профессия учитель

Профессия учитель является одной из самых важных среди множества других специальностей. Это не просто профессия – это призвание. Далеко не каждый человек может посвятить себя подобной деятельности. Это очень трудоёмкая и кропотливая работа.

Учителя обучают разные возраста. Существуют: младший, средний и старший блоки. К каждому нужен свой подход.

Если вести речь о младшем блоке, нужно иметь навыки и умения в общении с детьми, их нужно многому обучить, объяснить: что такое хорошо, а что такое плохо, обучить правилам поведения в обществе, объяснить почему нельзя вести себя неподобающим образом. Потому что дети бывают разные, семьи существуют неблагополучные, которым не до детей, с такими ребятами общаться не просто, они много не знают и не понимают.

Средний блок – это подростки. Этот период очень непростой. Дети думают, что они уже взрослые, считают, что им многое позволительно. Хотя, на самом деле, они не имеют представления, как устроена жизнь, но старших слушать не хотят. То некоторых подростков невозможно достучаться, но профессионалы знают, как действовать в таких ситуациях.

Старший блок – это выпускные классы, с ними в каком-то смысле проще, кто-то думает уйти в колледж, а кто-то все силы направляет на изучение нужных предметов. Почти все уже определились, куда будут поступать. Эта категория доставляет много волнений, потому что от того, как сдадут экзамен, зависит рейтинг школы и будущее выпускников. Это самый ответственный момент в жизни любого школьника.

Без этой профессии невозможно обойтись, потому что без знаний в этом мире невозможно жить. Каждый из нас помнит своего первого учителя, который учил нас буквам, учил читать, считать и писать. Ведь без учителей мы бы не достигли того, что умеем сейчас.

Профессия требует огромной концентрации, выдержки, знаний своего предмета и психологии. Потому что работа с людьми всегда несёт какие-либо сложности, особенно с детьми. Учитель должен уметь держать свои эмоции при себе, не срываться на детях, не повышать голос на них. Уметь донести мысль спокойно и ясно.

В настоящее время, такая работа не является выгодной, больших денег на ней не заработаешь, однако оставишь все нервы и здоровье там. Это действительно призвание. Хорошим учителем может быть лишь тот, кто любит людей, детей, свою страну. Тот, кто хочет поднять сильное и умное поколение, которые не будет идти у кого-то на поводу, а всегда будет мыслить и уметь самостоятельно принимать решение и быть в состоянии нести за него ответственность, а не обвинять кого-то.

Учителя каждого научили тому, что жизнь непростая штука и что надо уметь нести ответственность за свои действия. Не выучил — получил два. За это дома был наказан. Выучил – получил хорошую отметку, это принесло радость.

Профессия учитель

Интересные ответы

  • Эразм Роттердамский — доклад сообщение

    Дезидрий Эразм, известный как Эразм Роттердамский, был знаменитым ученым, философом и религиозным реформатором Возрождения на севере европейского континента. 28 октября 1466 он родился в городе Роттердам.

  • Романтизм — сообщение доклад

    Романтизм (от франц. Romantique) — нечто таинственное, нереальное. Как литературное направление сформировался в конце XVIII в. в европейском обществе и получил широкое распространение во всех сферах

  • Жизнь и творчество Шарля Перро

    Шарль Перро – знаменитый французский писатель-сказочник, автор таких сказок, как «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица» и других. Родился он в Париже 12 января 1628 года

  • Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) — сообщение доклад

    Традиционная Японская архитектура стремится к простоте, в ней ярко выраженная асимметрия. Зачастую строения достаточно светлые и просторные, в них присутствуют прямоугольные элементы.

  • Спартанцы — сообщение доклад 5 класс история

    На территории Греции есть полуостров, который называется Пелопоннес. На этом полуострове находилась провинция Лаконика, в которой раскинулся богатый своей историей город Спарта.

Доклад на тему «Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе»


«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

(А. Дистерверг)

«Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе»

Абилев Мурат Каримович — преподаватель русского языка и литературы

ГККП «Гуманитарный колледж» г. НУР -СУЛТАН

Профессия учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», писал великий педагог Я.А. Коменский. Уже читая эти слова глубоко убеждаешься в великой значимости профессии педагога и серьезной обязанности и требовательности к себе. Мир находится в постоянной изменчивости. Ни одинь день не похож на другой, как нет стопроцентной схожести людей. Наша жизнь такая, какой мы ее делаем. Находимся в прекрасном настроении, все идет как по маслу, «думаем плохие мысли»- все валится с рук.

Об учителе А. Дистервег писал: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Как говорил классик белорусской поэзии и литературы Я. Колас «Педагог- это не только воспитатель, педагог-это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры». А чтобы помочь обществу подняться на высшую ступень культуры, он должен, он просто обязан быть сам на высшей ступени культуры.

Говоря о роли учителя в современном обществе хотелось бы прежде всего сказать, что профессия учителя ныне одна из самых распространенных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Согласно Кембриджскому Международному словарю слово «обучение» означает «давать (кому-то) знание или учить», а согласно словарю Лонгман -» показывать кому-то как надо что-то делать» или «менять чьи-то идеи». Современное общество стремительно меняется и выдвигает системе образования новые требования. Что же может сделать педагог, который хочет идти в ногу со временем ?Использовать новые современные технологии обучения!

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют и педагогические инновации. Явления, происходящие в системе образования в начале нового века лишь подтверждают этот факт. Общество на очередном витке своего развития вновь пришло к пониманию, что именно образование становится ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека. А значит, пришло время реформ, экспериментов, наступил непростой этап становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

В Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» особое внимание уделяет повышению качества образования. Особое значение имеет призыв Главы государства к модернизации системы образования и выводу его на международный уровень развития. Поставленные в нем задачи отражают новый этап активной деятельности всего общества и государства по созданию необходимых условий, которые должны обеспечить вывод республики к середине текущего века по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.

Важнейшим фактором достижения заданных целей выступает образование. В условиях современного динамичного развития и глобальной конкуренции от образования требуется, чтобы оно было качественным и непрерывным на протяжении всей жизни. Поэтому перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методиками и программы обучения, повышения уровня преподавания, обучения востребованным знаниям и навыкам, таким как трехязычие, (казахский, русский, английский), профессионально-техническая подготовка, аналитическое мышление и.т.д. Кадровому обеспечению индустриально-инновационного развития Казахстана послужит гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования. Нам предстоит провести качественное реформирование всей системы получения знаний, итогом которого должен стать выход на мировые стандарты образования. Необходимо внедрение на всех уровнях обучения принципа дуальности, что будет способствовать закреплению у молодых людей не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений работы на производстве, в том числе высокотехнологичного и инновационного характера. «Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений; модернизация учебно-воспитательного процесса; повышение эффективности и доступности образовательных услуг», – говорится в статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», опубликованной в официальных СМИ.

Однако, современное общество меняет парадигму образования. В условиях модернизации образования неизбежно обновление процесса обучения. Под обновлением подразумевается изменение методов, целей и результатов обучения, изменение стандартов и учебных программ, индивидуализация учебного процесса, широкое применение новых образовательных технологий. В соответствии с запросами современного информационного общества учащиеся должны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания, критически, творчески мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути их рационального решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, традиционная парадигма «учитель»-«учебник»- «ученик» видоизменяется в наиболее актуальную парадигму «ученик» — «информационная среда»- «учитель», где во главу ставится самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Если ранее на первый план выдвигались становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности. Сейчас, интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества говорят о том, что мы, педагоги, воспитываем поколение, обладающее общепланетарным мышлением. Общепланетарное мышление характеризуется способностью человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Такое изменение требует новых способов реализации образовательного процесса, одним из которых являются современные технологии преподавания предметов. Особенностями применения данных технологий является то , что:

1) формируется одна общая цель и множество частных задач;

2) проектируется образовательный процесс на каждом шаге, а получение информации обратной связи становится непрерывным синтетическим процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием;

3) развивается деятельность, а не происходит «накапливание» фактов;

4)имеется логическая структура уроков, которая одновременно является и программой развития памяти, речи, внимания, интереса;

5)существует этап «коррекции»: если результат не таков, каким его хочется видеть учителю, то цель исправляется, задачи конкретизируются, учебный процесс корректируются, раскладывается на шаги и снова идет движение к результату.

30 лет работы в школе дает большую возможность проанализировать, сопоставить что было и что есть сейчас. Еще раз убеждаюсь, что нельзя уже работать старыми методами. Современное время предъявляет современные требования. Без преувеличения можно сказать, что современный урок-это основная организованная форма, в которой реализуется процесс обучения в условиях нынешних экономических возможностей данного времени. Требования к проведению уроков в настоящее время не такие как раньше, они возросли, поэтому мы должны улучшать качество образования, а значит больше работать над его содержанием. Ушло уже то время, когда ученика ставили в позицию пассивного объекта обучения. А это, как известно, не возбуждает интереса у детей к предмету. Еще Конфуций писал: «Задача учителя-открывать новую перспективу размышлениям ученика». Поэтому мы должны по новому взглянуть на объект деятельности (ученика) на уроке, активнее включать каждого ученика в работу, применяя новые методы обучения, побуждающие учащихся самостоятельно искать пути решения тех или иных проблем. А когда ученик вместе с учителем ищет пути решения каких-то задач, у него, несомненно, проявляется несказанный интерес. А когда его мысли, его мнение имеют какое-то значение, когда к нему прислушиваются, видишь, как горят его глаза, как он радуется, и нет ничего ценнее видеть и осознавать это!

Почему я выбрал профессию учителя, а не какую-нибудь другую? Отвечая на этот вопрос я вспоминаю свои школьные годы, свое детство. Родился и вырос в Северо- Казахстанской области в селе Карагаш. Сейчас живу и работаю в Астане, стаж работы уже 30 лет и когда пишу эти строки, перед глазами возникает мое родное село, моя родная сельская школа барачного типа, когда не было центрального отопления, в классе была печка и когда холодной зимой мы сидели в классе и был слышен треск горящих дров и нет для меня милей и ближе моей родной школы, моих учителей. В выборе моей профессии большую роль сыграла моя первая учительница Мария Степановна Воскобая. До сих пор помню ее уроки, ее образ до сих пор в моем сердце. Она была очень доброй, даже не смотря на ее строгость. Это она научила меня читать, писать, научила грамоте. Еще учась в школе я решил стать учителем. Мои любимые учителя навсегда останутся в моей памяти.

Сравнивая те времена с настоящим можно сказать, что дети в современном мире пользуется всеми благами современных технологий, компьютерами, мобильными телефонами и т.д. Это, конечно, хорошо за считанные секунды получить нужную тебе информацию, но в то же время, они не могут понять, что эти знания лишь поверхностные, а некоторые порой могут нанести вред или исказить действительность. Конечно, к большому сожалению, дети сейчас не любят читать художественную литературу, на вопросы, которые даются в учебниках, они сразу же ищут готовые ответы. Это говорит о том, что, в современном мире люди разучились думать, размышлять. Поэтому неоценимую помощь в правильном выборе той или иной информации окажет учитель. А чтобы помочь детям в этом учитель сам должен ориентироваться в современных технологиях и разумно применять их на уроках.

Уже давно прошли те времена, когда учитель только учил, а ученики только являлись пассивными слушателями. Современный учитель — это учитель, который может вести правильный диалог со своими учениками, который умеет слушать и ценить мнение каждого ученика. Учитель современного времени ведет своих учеников в мир Знаний, который так огромен и безграничен! Урок современного учителя не должен находиться в рамках данной темы урока, а быть таким, на котором ученик узнает что-то другое, новое, неизведанное, на котором ученик мог бы показать свои творческие способности. Учитель современности не должен довольствоваться в том, что было написано в книгах по педагогике многие годы назад, а находить и применять новые приемы и технологии, экспериментировать, пробовать. Мы не должны останавливаться на достигнутом, а должны всегда идти в ногу со временем, постоянно повышать свою квалификацию, быть эрудированными, всесторонне развитыми. Без всего этого не может быть настоящего современного учителя Как бы ни была справедлива народная мудрость — «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», — тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. А это значит, что пока мы движемся- мы существуем!!!

Не буду озвучивать, и комментировать проблемы современного казахстанского образования. К сожалению, они еще есть. Хочу остановиться на одной, с моей точки зрения самой важной для человека, который выбрал себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда .Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.

Отец и мать были сельскими учителями в период с 1924 по 1975 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью. Я работаю в сфере образования с 1976 года.. На моих глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сын работает в школе с 2007 года.

Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В последние годы престиж нашей профессии  снижался и только сейчас  намечается положительная динамика. По данным социологических исследований, лишь пятая часть казахстанцев относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать  единицы выпускников. Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий» .Посмотрим словарь: «престиж (франц.) — обаяние, очарование — уважение, авторитет, привлекательность.

Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.

Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:

Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её  стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может претендовать на высокую заработную плату. Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.

В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет,  но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться  успехам и победам.

По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно.

Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе.  Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте.  Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени в котором  живет.

Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все  усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!

2

Доклад «Учитель учителей» | Социальная сеть работников образования

МОУ – Майская средняя общеобразовательная школа

им. Е.Л. Чистякова

Учитель учителей

Работа ученицы 4 класса

Пудовой Милены

Руководитель: Лукина Н.А.

с. Покровка, 2012 г.

Содержание:

     Введение ………………….……………..………….…………………..…………3

  1. Детство и юность ………………………………………….……………5
  2. Выбор профессии учителя ………………………………………..……7
  3. Общественная жизненная позиция ..…………………………………..9
  4. Председатель исполкома ………………………………………..……10
  5. Воспоминания выпускников …………………………………………11
  6. Заключение ……………………………………………………..……..14
  7. Использованная литература…………………………………..………15

Введение

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

Во все времена люди, преклонялись перед великой силой знания, мудрости образования и воспитания, превозносили и будут превозносить нелёгкий труд учителя. И в то же время с людей, посвятивших себя самой святой обязанности – обучению и воспитанию детей – жизнь всегда спрашивает строго. Ведь учителю доверяется маленький человек, и от того, каким гражданином, человеком, профессионалом, родителем он станет, зависит будущее нашего государства.

В послевоенные годы в Якутии расширяется сеть школ, остро встал вопрос о недостатке учительских кадров. И начиная с пятидесятых годов в наш суровый северный край, начали направлять выпускников педагогических вузов и средних учебных заведений со всей России. Это мужественные люди, которые несмотря ни на какие уговоры родных и близких им людей, не побоясь, что «медведи ходят рядом с якутами», молодые, энергичные и красивые, приехали в далекую Якутию и навсегда связали жизнь с нашей республикой.

Актуальность моей работы заключается в том, что мы молодое поколение должны ценить историю своего наслега, знать и почитать трудовые подвиги наших земляков. Каким трудом достигается высокое звание «Учитель учителей».  Таким ярким представителем нашего села Покровка является Семенова Валентина Федоровна – замечательный педагог, прекрасный и мудрый человек, которая посвятила сорок восемь лет благородной учительской профессии и всем своим жизненным и профессиональным путем доказала она своё высокое служение детям, педагогике. Её судьба яркий собирательный образ сельского учителя.

Цель работы: Раскрыть судьбу сельского учителя Майской школы, нашего земляка, Семеновой Валентины Федоровны.

Задачи:

  1. Изучить биографию учителя.
  2. Сбор материала о трудовой деятельности учителя по воспоминаниям выпускников.

Детство и юность

     Семенова Валентина Федоровна родилась 06 мая 1938 г. в с. Новый Буян Куйбышевской области. Отец – Тивилёв Федор Николаевич, мать – Тивилёва Прасковья Николаевна. В семье было трое детей.

Отец Федор Николаевич был крупным партийным работником. В послевоенное время партийных работников  направляли работать в разные регионы страны. И так в 1945 году Валентина Федоровна поступила в 1 класс в городе Чериков в Белоруссии. В 1 классе изучала белорусский язык.

Из-за тяжелой болезни мать Прасковья Николаевна рано умерла. Дети остались без матери, и их воспитывал и поднял на ноги сам Федор Николаевич.

В 1955 году Валентина Федоровна окончила среднюю школу в городе Похвистнево Куйбышевской области.

После окончания школы поступила в Куйбышевский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Свои студенческие годы Валентина Федоровна вспоминает с любовью. В студенческие годы она жила в общежитие, которое стояло на берегу реки Волга. В комнатах жили по 10 девушек. Жили очень весело и дружно. После окончания 2 курса студентов во время летних каникул отправили работать на целину. После успешного окончания института им были предложены места работы в Куйбышевской области, на Северном Кавказе, Сахалине и в Якутии. И восемь девушек по желанию выбрали Якутию. Они хотели узнать, как живут люди на севере, какой климат в Якутии. По дороге в Якутию они ехали очень долго: на поезде, на машине, на пароходе. Так и приехали в город Якутске. В Министерстве образования ей предложили 3 улуса: Сунтарский, Олекминский и Амгинский. Валентина Федоровна одна выбрала Амгинский улус, а остальные девушки по распределению попали в другие улусы. Валентина Федоровна вспоминает, что с тех пор со своими однокурсницами в полном составе в количестве восьми человек никогда не встретились. В Амгинском улусе сначала ее назначили учителем в село Эмиссы, но по желанию директора Майской семилетней школы Расторгуева Михаила Алексеевича Валентину Федоровну отправили в селе Покровка. Так и началась ее трудовая педагогическая деятельность.

Выбор профессии учителя

В 1960 г. после окончания Куйбышевского педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы, истории была назначена в Майскую восьмилетнюю школу Амгинского района Якутской АССР.

Молодая учительница русского языка и литературы Семенова В.Ф. своим отношением к детям, жителям села, коллегам снискала любовь и уважение. Ее отношение к работе, к общественной деятельности является примером для подражания.

С 1971 по 1979 годы проработала заместителем директора по учебной работе, где показала себя как добросовестный руководитель, человек высокой морали, живой пример преданности своему делу, своим идеалам.

Но мысли о школе не покидали Валентину Федоровну все 13 лет, и в 1992 году она вернулась к своей любимой работе — учителем русского языка  и литературы, с большим жизненным опытом, энергичная, полная творческих замыслов. Влюблённая в свой предмет, словесник по призванию, Валентина Фёдоровна раскрыла перед учащимися сложный мир человеческих чувств и мыслей, приобщила их к великим ценностям, созданным классической литературой.

Система ведения уроков, стиль ее работы своеобразны. К каждой теме, к каждому уроку она подходила творчески, находила приемы и методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Уроки отличались умелым планированием, чётко сформулированным, тщательно подобранным учебно-текстовым материалом. Валентина Федоровна ежегодно проводила открытые уроки, методически насыщенные, интересные по содержанию. Она настойчиво и терпеливо работала с учениками, прививала им любовь к великому русскому языку, чтобы ученики почувствовали красоту языка, бережно относились к слову, заботились о его чистоте.

Годы вдумчивой, кропотливой работы помогли Валентине Федоровне стать мастером-педагогом. Средствами предмета «Русский язык», через внимание к слову, его красоте, выразительности учительница осуществляла обучение и воспитание. Продолжением работы над развитием детей были литературные кружки, выпуск литературного журнала «Тропинка», постановки учащимися сцен из изучаемых произведений. Много времени Валентина Федоровна уделяла вопросам развития речи учащихся в процессе  организации внеклассной работы: подготовке к смотрам, фестивалям, работе хорового кружка. Она добивалась выработки у учащихся умения излагать свои суждения, проводить сопоставления, делать выводы, привлекать дополнительный материал. Также огромное внимание уделяла выработке орфографической зоркости.  Результатом упорной кропотливой работы с учащимися является активное участие в школьных, а затем в улусных олимпиадах, конкурсах, научно-практической конференции «Шаг в будущее», где её учащиеся достигали высоких достижений. Впоследствии за разработку мероприятий о русской национальной культуре «Посиделки» была поощрена улусным управлением образования.

Семенова В.Ф. ряд лет была бессменным руководителем МО языковедов. Учительница – активный организатор школьной методической Недели русского языка, где Валентина Федоровна организует выставку наглядных пособий, докладов, выступлений, исследовательских работ, что является примером творческого отношения к своему любимому делу для молодых коллег. Она пользуется огромным уважением и является подлинным наставником молодых педагогов. По любому вопросу давала научные рекомендации и оказывала конкретную практическую помощь: щедро делилась накопленным опытом, добрым советом, выступала с докладами на методических советах, знакомя их с секретами профессионального мастерства. Как опытный педагог, языковед ряд лет Семенова В.Ф. активно участвовала и занимала призовые места в педчтениях школы и улуса по темам «Работа со словом на уроке русского языка», «Устранение безграмотности на уроках русского языка», «Повышение орфографической зоркости на уроках», «Рекомендации по подготовке к экзаменам».

Общественная жизненная позиция

Педагогическую деятельность совмещала активным участием в общественной жизни села, избиралась членом товарищеского суда, обкома КПСС, комитета комсомола центрального отделения совхоза «Амгинский», сельского  совета ветеранов, женсовета и секретарём партийной организации центрального отделения совхоза «Амгинский».

Эрудиция, воспитанность, самодисциплина учительницы всегда поднимали ее в глазах учащихся, родителей, коллег. Широкая благородная душа, большое отзывчивое сердце, колоссальное трудолюбие, Учитель учителей, человек огромного чувства долга – так можно охарактеризовать В. Ф. Семёнову.

Профессиональная деятельность В. Ф. Семёновой отмечена многими наградами: Благодарственным письмом МО РС(Я), неоднократно Почетной грамотой РК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, обкома ВЛКСМ, райсовета, министерства культуры ЯАССР, МО РС(Я), а также за активное участие в движении сторонников мира и пополнении средств фонда мира, настольной медалью, профессиональным призом «Учитель изящной словесности» и т. д.

Активная общественница, настоящая сельская учительница, доброй души человек, мудрая женщина,  где бы ни работала, она постоянно интересуется жизнью школы и села. В настоящее время Валентина Фёдоровна, находясь на заслуженном отдыхе,  продолжает принимать активное участие в культурной жизни села. Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.

Председатель исполкома

В 1979 году Семенова В.Ф. была избрана председателем исполкома Майского сельского совета в селе Покровка. Она работала в это         должности 13 лет. Трудная работа руководителя села подчинялась ответственности, энтузиазму, требовательности Валентины Федоровны. Совместно с активом села она организовала работу по месту жительства. Между зонами села проводились соревнования, смотры, вечера отдыха. Все мероприятия благоприятно содействовали дружбе между многонациональными коллективами организаций села. По итогам 1987 года Майский сельский совет занял третье место среди сельсоветов района и награжден Амгинским райсоветом народных депутатов Почетной грамотой.

Воспоминания выпускников

Говорят, что время – самый неуловимый судья наших дел и поступков. Счастлив тот, кто вопреки всем невзгодам без громких слов, честным трудом сложил свою добрую чистую тропу жизни, кого с благодарностью и признанием вспоминают бывшие ученики, родители, коллеги, общественность нашего села и улуса.

Валентина Федоровна является ветераном педагогического труда, проработала в Майской школе 48 лет. За это время она обучила и воспитала несколько поколений учащихся. Многие её ученики стали известными в улусе и республике людьми, заслуженными работниками, учёными, общественными деятелями. Среди них можно назвать: Фёдоров Б.П. – заслуженный тренер по вольной борьбе, Иманова Е. М. – заслуженный работник здравоохранения, Маркова А. Н. – отличник образования РС (Я), нынешний директор Майской школы,  также знаменитые династии хлеборобов Черкашины, Бунтовские и др. По стопам своего учителя, выбрали специальности, связанные с педагогической деятельностью 26 учеников.

Из воспоминаний заслуженного работника здравоохранения Имановой Евгении Михайловны: «В 1960 году осенью к нам в школу приехала работать молодая, красивая Валентина Федоровна Тивилёва.

Все сразу полюбили её. Она была очень активным человеком, организовала в школе хоровой и драматический  кружок. Сама Валентина Федоровна очень хорошо поёт. Рассказывала нам о целине, где она была и работала.

Валентина Федоровна вела уроки русского языка и литературы, истории, немецкого языка, пения. У неё очень красивый почерк и мы все подражали её манере письма. Работала Валентина Федоровна и председателем Майского сельского совета. Руководила над всеми и все слушались её. Принципом её работы было «Кто, если не я». Поэтому она нас всех привлекала и общественной работе, сколько же субботников мы провели вместе с ней. Она была и осталась моей самой любимой учительницей».

Из воспоминаний выпускника молодого поколения, социального педагога Майской школы Стручкова Леонида Николаевича «С Семеновой Валентиной Федоровной я познакомился 1 сентября 1997 года. Меня привели в класс, который резко отличался от того класса, к которому я привык. Там меня встретила пожилая женщина с белокурыми кудрявыми волосами. Я не знал кто это, что даже поинтересовался у одноклассника, который сказал, что наш классный руководитель и зовут её Валентина Федоровна.

Помимо классного руководства она у нас вела русский язык и литературу. Мы сразу заметили, как она с упоением читала, могла часами рассказывать и объяснять, как она любила свою работу и посвящала этому все свое свободное время. Всегда подготовленная к уроку, не было, и нет вопроса, на который она не могла ответить потому, что так знать свой предмет может только истинный учитель.

Конечно, как и все дети, порой мы ленились, совершали поступки, но она верила и по-матерински заботилась о нас и её вера не могла не оправдаться. Не смотря на разницу в возрасте, она умела найти к каждому из нас правильный подход и в конечном итоге добивалась своего. Очень часто мы противились к этому, но спустя некоторое время приходило осознание того, что Валентина Федоровна права.

Семенова Валентина Федоровна – это учитель, который гонится не только за усвоением знаний, а учитель – практик, учитель – созидатель, который не только учит детей, но и учится у них. Человек, который отдал свою душу и сердце на воспитание подрастающего поколения. Она воспитала и обучила подавляющую часть Майского наслега, и все эти люди благодарны ей за бессонные ночи, потраченное время, за преданность к своей профессии и за её бесценный труд»

К 70-летию Валентины Федоровны ее ученик  житель села Покровка Петров Иван Петрович написал статью «Учитель от бога» в республиканской газете «Забота. Арчы».

Заключение

В данной работе была поставлена цель: Раскрыть судьбу сельского учителя Майской школы, нашего земляка, Семеновой Валентины Федоровны, и соответствующие задачи сбор материала по воспоминаниям самого учителя и о трудовой деятельности учителя по воспоминаниям выпускников.

Анализ собранных материалов доказывает, что Валентина Федоровна действительно яркий образ сельского учителя.    Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.

В заключении хочется сказать, что мы подрастающее поколение покровчан должны гордиться замечательным педагогом, прекрасным и мудрым человеком Семеновой Валентиной Федоровной. Никогда не оставлять без внимания пожилых людей и всегда оказать им помощь.

Использованная литература

  1. Воспоминание Семеновой В.Ф., коллег, выпускников Майской школы.
  2. Петров И.П. /«Учитель от Бога».  Газета «Забота. Арчы» №41  16.10.2008 г.

Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель :: SYL.ru

Учитель — это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность — это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

качества учителя

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

каким должен быть учитель

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

учитель и ученик

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.профессиональные качества учителя

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность — человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

личностные качества учителя

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

  • лекции;
  • выступления с докладами;
  • семинары;
  • дебаты.

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

особенности профессии учителя

Авторитет учителя

Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.

Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. «Объект» деятельности учителя — это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.
требования к учителю начальной школыПрофессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель — это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом — это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *