Экономист международный: Профессия – экономист-международник | intalent.pro – Профессия – экономист-международник — Новости — Проект «Международный бизнес» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Профессия – экономист-международник | intalent.pro

Наталия Карпова, доцент факультета мировой экономики и мировой политики, руководитель программы дополительного профессионального образования «Тенденции и перспективы развития отраслевого бизнеса в контексте изменений мирового хозяйства: ориентиры для руководителей» : «В глобальном мире профессиональный экономист призван быть международником. А экономист-международник обязан быть лидером: следить за изменениями в мире, непрерывно учиться и быть немного впереди всех. Таково требование профессии».

- Наталия Станиславовна, если в нескольких словах определить профессию «экономист-международник», то это…
- …одна тех  профессий, которые наиболее полно отражают свою эпоху и содержание современной жизни, ее тенденции и горизонты будущего.

В теоретическом и прикладном направлениях специальность стремительно расширяется. Экономисту-международнику нужно знать все аспекты развития мировой экономики, понимать политические, социальные, культурные контексты мирового развития. Следует помнить об экологической «повестке дня», хорошо разобраться в функциях управления международными компаниями, банками, международными организациями.

Экономист-международник, как правило, сильный специалист по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам, управлению информацией, товарными потоками и кадрами.

По сферам применения и скорости проникновения в деловую практику наша специальность опережает многие. Знания в области мировой экономики и навыки ведения международных операций, безусловно, нужны не только в крупных компаниях и организациях, но и везде, где есть место бизнесу.

В нашей поддержке нуждаются наука, культура, спорт – как только они в своем развитии попадают на мировую арену. Без экономистов-международников невозможно представить и современные государственные, и тем более наднациональные структуры управления и регулирования.

В глобальном мире профессиональный экономист призван быть международником. А экономист-международник обязан быть лидером: следить за изменениями в мире, непрерывно учиться и быть немного впереди всех. Таково требование профессии.

- В советские годы эта профессия была еще и элитарной.
-Да, специальность была сравнительно редкой. В условиях государственной монополии внешней торговли внешнеэкономическими операциями занимались только специально уполномоченные организации – около 60 внешнеторговых объединений, порядка двух десятков государственных ведомств и небольшие по численности зарубежные аппараты торговых представительств, отчасти дипломатических миссий. Круг лиц,  приобщенных к профессии, а также учебных заведений, которые занимались их подготовкой, был узок. Попасть в этот круг было крайне сложно, а желающих становилось все больше.

Это была одна из тех немногих профессий, которые позволяли гражданам «закрытой» страны видеть мир – работать, учиться и, наконец, жить за границей. Поэтому профессия экономиста-международника имела особую, может быть, иногда и преувеличенную привлекательность. Она и до сих пор воспринимается некоторыми как сугубо элитарная, хотя за последние десятилетия многое изменилось.

И в этих изменениях, к слову, вероятно, «стартовую» инновационную, если хотите, роль сыграли именно экономисты-международники.

Сегодня в России трудно найти предприятие или организацию, которая бы не участвовала в экспортно-импортных операциях, не интересовалась бы возможностями привлечения иностранного капитала, зарубежных технологий, специалистов мирового класса. Многократно возросли заграничные «аппетиты»  граждан: учеба, работа, просто путешествия. Реагируя на закономерный спрос, вузы открыли большое количество соответствующих специальностей. Все стали хотя бы отчасти международниками.

- Специализация «экономист-международник» сейчас есть едва ли не в каждом вузе. Но почему-то спрос на специалистов от этого не падает. С чем это связано?
- Причин несколько. Во-первых, количественный разрыв, связанный с длительным опережающим ростом «международных» секторов российской экономики. Страна в последние десятилетия развивалась высокими по мировым стандартам темпами преимущественно за счет активного включения в мирохозяйственные процессы. Это «разогревало» спрос на кадры – их хронически не хватало и не хватает.

Только в 2000-е годы число иностранных предприятий, зарегистрированных в стране, превысило 40 тысяч. По крайней мере, 200 из них создали крупные производственные мощности, стали солидными работодателями. Все это, безусловно, способствовало увеличению масштабов, расширению многообразия международных экономических связей и росту спроса на специалистов в этой области.

Даже заметное ослабление деловой активности, начавшееся  с осени 2008 года, не повлияло коренным образом на ситуацию. Произошло временное замедление набора нового персонала, которое уже с середины 2010 года сменилось прервавшейся было «охотой за талантами».

Во-вторых,наряду с количественным существует «структурный» разрыв, связанный с изменением содержания спроса на наши специальности. Как известно, международный бизнес – быстро меняющаяся и к тому же расширяющаяся среда. Падение спроса на одни специальности экономистов-международников сменяется оживлением интереса к другим и появлением совсем новых. Последние два десятилетия в числе кадровых «фаворитов» международных компаний были специалисты по маркетингу, организационному развитию, управлению проектами, корпоративным финансам, антикризисному менеджменту, PR, Интернет-маркетингу, GR.

Ну и конечно, нельзя забывать про качественный разрыв. Речь идет о глубине и качестве подготовки экономиста-международника. Как и во всякой уважающей себя профессии, у нас ценится Школа, Традиция, Мастерство.

В общем, есть все основания полагать, что спрос на экономистов-международников будет только расти – и в России, и во всем мире. Исходя из прогнозов экономического роста России на уровне 3-4% ВВП можно ожидать, что количественный прирост спроса на экономистов-международников сохранится на уровне не менее 10% в год. Несколько тысяч экономистов-международников потребуется лишь в рамках одного проекта «Сочи 2014».

- Экономисту-международнику, надо полагать, прямая дорога в крупную международную компанию?
- Не всегда.Выпускники работают как в крупных иностранных и отечественных ТНК, так и в средних и совсем небольших, в том числе семейных фирмах. Некоторые запускают свои старт-проекты. Большинство из них на хорошем счету, активны и заметны. Некоторые за два-три года получают повышение. Кого-то компании переводят на руководящие позиции в свои зарубежные филиалы. Известно, что россияне сегодня высоко котируются на мировом рынке управленческого труда.

В целом же молодежь не привязана к какому-то одному варианту трудоустройства. Стало больше свободы в выборе пути. К счастью, постепенно уходят в прошлое иллюзии, избыточные ожидания, связанные с «элитарностью» профессии.

- С каких позиций обычно начинает молодой экономист-международник?
- С ученических. В какой бы компании и отделе они ни значились. Большинство международных компаний устроено таким образом, что первые два-три года они инвестируют в будущего члена команды, «подгоняют» молодого сотрудника к своим стандартам, «пропуская» через систему корпоративных тренингов.

- Насколько стремительно в таком случае может развиваться карьера? Вы упомянули, что уже через два-три года можно пойти на повышение?
- Движения «с места в карьер» не бывает. Нужно терпение, усердие в выполнении нередко рутинных функций, уважение к установленному порядку и дисциплине. Россиянам, особенно молодым, терпения такого рода порой не хватает. Они хотят быстрого карьерного роста и еще более активного увеличения зарплаты. Часто им трудно понять: международная компания ориентируется на сформировавшиеся в мире условия и практики работы с персоналом. Так, если начинающий сотрудник в Европе получает одну тысячу евро, то не очень ясно, почему россиянину на аналогичной позиции надо платить в полтора-два раза больше… 

А завышенных ожиданий и претензий остается еще много! Сказываются не только особенности менталитета, но и влияние чрезвычайно динамичной среды, в какой мы оказались в эти десятилетия.

Как говорят представители международных компаний, «в последнее время для российских сотрудников есть три мотивационных фактора – деньги, деньги и еще раз деньги. При наличии этих трех – остальные условия они готовы принять».

- Но наверняка есть и то, за что можно ценить наших специалистов...
- Да. И прежде всего это интеллигентность, которая проявляется в активном желании и умении постоянно учиться. Я не шучу. Многие годы общения с международными компаниями подтверждают это. Появился даже термин «золотое поколение». Речь шла о тех россиянах, которые пришли в международный бизнес в 1990-е. Их, по мнению западных экспертов, отличал высокий образовательный уровень, интерес к работе, готовность учиться и редкое культурное развитие. Многих поражало, что россияне, наряду со школьным, получали музыкальное или спортивное образование. Сейчас, правда, отмечается некоторое снижение качества подготовки молодежи.

Во-вторых, конечно же, ценят хорошее, лучше – свободное знание английского. Второй-третий языки будут конкурентным преимуществом лишь при наличии «сильного» английского, который нужен на протяжении всей профессиональной жизни. Как известно, экономист-международник, особенно работающий в международной компании, автоматически попадает в мировой кадровый резерв, и жизнь его часто проходит за границей. 

В-третьих, базовые знания по основным курсам специальности. Только на хорошем «фундаменте» можно построить добротный профессионализм.

- Международные компании охотно берут на работу россиян?
- Чрезвычайно охотно. Все компании нуждаются в молодых кадрах по самым разным причинам: органический рост, относительная экономия на зарплате, новые проекты, требующие молодых энергичных людей. К тому же надо признать: порядка 95% международных компаний до сих пор высоко оценивают качество наших специалистов.

- А карьера в госструктурах – в МИДе, при посольствах – привлекательна ли она для экономистов-международников? Известно, что популярность направлений, связанных с госслужбой, у абитуриентов сейчас бьет все рекорды.
- Работа в госструктурах в последние 20 лет привлекала не более 10-15% выпускников экономистов-международников. Конечно, я не беру в расчет МГИМО, где эта доля, по определению, намного выше.

Можно говорить даже о снижении интереса к дипломатической карьере, хотя и здесь возможностей стало больше. Безусловно, сильно возросла роль материального фактора при выборе места работы. Бизнес оказался в этом плане вне конкуренции. Думаю, по большому счет, произошли изменения к лучшему: ушел нездоровый ажиотаж, сложилось более взвешенное понимание роли и содержания госслужбы, дипломатической карьеры.

В последние годы вместе с престижем и заработками госслужащих, действительно, растет интерес молодежи к этому пути в профессии.

- А что в таком случае с наукой? Молодежь, как и в 1990-е, не стремится к академической карьере?
- Пока особенного притока не наблюдается. Но не потому, что творческих людей и интереса к науке со стороны молодежи стало меньше. В корне не согласна с теми, кто, как это принято у «стариков», сетует на низкую одухотворенность молодого поколения, на снижение интереса к интеллектуальным занятиям. Критики молодежи забывают: людей с мощным духовным началом, готовых творить в науке, искусстве, во все времена  относительно мало.  

Да, сейчас мы переживаем определенный этап в нашем развитии, в рамках которого наука выглядит менее привлекательно, скажем, на фоне бизнеса. Люди просто хотят жить достойно, многие хотят выбраться из бедности. 

Известно, что в ближайшие лет 10-15 наша наука (академическая и университетская) понесет большие естественные утраты. При этом спрос на интеллектуалов многократно возрастет. Естественные и инженерно-технические науки, науки о здоровье, науки об обществе – везде уже есть, и возникнут новые проблемы, которые надо будет решать. И общество будет готово платить ученым «реальные» деньги, престиж знания возрастет. Молодые таланты вновь придут в науку. Надеюсь, что не ошибаюсь в прогнозе.

- Как вы сами пришли в профессию? Что сформировало ваш интерес к ней?
- В подобных случаях влияет все: книги, передачи, которые смотрит семья, круг друзей, знакомых, учителя.

Очень желательно, если не обязательно, обучение в школе с углубленным преподаванием английского языка. Сегодня в таких школах дают и второй язык.

Трудно представить экономиста-международника без разностороннего интереса к миру. Мой интерес к профессии рождался, безусловно, в семье, где книги из серии «Жизнь замечательных людей» очень почитались. А путь к сердцу и уму лежал, в значительной степени, через телевидение. Родись я сегодня, наверное, многое бы решил Интернет. Мне с раннего детства очень нравились передачи про зарубежные страны, мировую экономику, политику и путешествия.

Меня восхищали такие авторы-ведущие программ и эксперты, как Александр Бовин, Владимир Дунаев, Валентин Зорин, Всеволод Овчинников. Поражала их эрудиция, интеллект, чувство юмора. Со временем нашла их книги, стала посещать их лекции. Помню, как заинтересовавший меня лекцией по китайским реформам Владимир Лукин подробно и доброжелательно отвечал на мои вопросы, а после лекции посоветовал выбрать профессию экономиста-международника. Прошло много лет, а событие это хорошо помню.

В общем, годам к четырнадцати «вектор» будущей профессии вполне определился. А к моменту принятия решения выбор пал на экономику Японии. Думаю, сыграло роль «японское чудо», интерес и восхищение.

Восхищение – самый верный сигнал к действию! Важно встретить – увидеть, услышать – ярких, талантливых, творческих людей. Они, как правило, открыты и доброжелательны. Получить от них заряд интереса, иногда в личной беседе, иногда, увидев на экране, и всегда, прочитав их книги. И тогда активный интерес к миру, к профессии поможет преодолеть все препятствия и приведет Вас к заветной цели.

Источник: Проект «Международный бизнес» НИУ ВШЭ

Экономист-международник

Сфера деятельности

Торговая, финансовая, страховая, информационная и другие области, со специализацией во внешнеэкономической деятельности

Вид деятельности

Анализировать информацию, делать расчеты.

Краткое описание

Решив посвятить себя внешнеэкономической деятельности, специалист по мировой экономике сможет осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

    • Валютно-кредитную - как на национальном, так и мировом уровне. В том числе исследование конъюнктуры и движения цен на мировых товарных рынках, инвестиционная деятельность, подразумевающая оценку риска и доходности инвестиций на развитых и развивающихся рынках.
    • Различные направления профессионального обслуживания предпринимательской деятельности, в которые входит защита экономических интересов организации в международных сделках, выбор методов и инструментов проведения внешнеэкономических операций, осуществление взаимодействия бизнеса с органами государственной власти в сфере ВЭД, в т.ч. таможенный контроль и т.д.
    • Экспертно-аналитическую, представляющая собой систематизацию и обобщение информации в области организации и управления ВЭД для разработки и принятия эффективных хозяйственных решений, научную деятельность по изучению экономики зарубежных государств.
    • Правовое регулирование международной торговли, в том числе устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на мировые рынки, защита соответствующих рынков нашей страны и т.д.
      Специалисты в области мировой экономики занимаются обслуживанием внешнеэкономической, валютно-кредитной и финансово-предпринимательской деятельности; обеспечением формирования и использования информации об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятий, организаций и учреждений; способствованием рациональной организации финансово-экономических отношений объектов; содействием защите экономических интересов.

Где учиться

Вузы:

    • Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Специализация "Экономист-международник"
    • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Факультет мировой экономики и мировой политики
    • Дипломатическая академия МИД РФ Специальность "Международные отношения"
    • Институт международной торговли и права (ИМТП) Специальность "Мировая экономика", специализация "Внешнеэкономическая деятельность"
    • Московский государственный университет международных отношений МИД РФ (МГИМО) Факультет Международных экономических отношений
    • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Магистерская программа "Международная экономика"
    • Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова Факультет международных экономических отношений
    • Финансовый университет при Правительстве РФ (ФУ) Международный экономический факультет

Где работать

    • Государственные структуры: министерства и ведомства, связанные с организацией и регулированием ВЭД
    • Негосударственные структуры, связанные с ВЭД, например, Торговые Палаты
    • Коммерческие структуры, выходящие на внешний рынок или зависящие от импорта товаров и услуг
    • Юридические компании, оказывающие услуги российским и зарубежным фирмам в сфере торговой политики
    • Международные отделы государственных и коммерческих банков
    • Институты Академии наук РФ
    • Страховые компании, туристические фирмы

Экономист-международник

Сфера деятельности

Торговая, финансовая, страховая, информационная и другие области, со специализацией во внешнеэкономической деятельности

Вид деятельности

Анализировать информацию, делать расчеты.

Краткое описание

Решив посвятить себя внешнеэкономической деятельности, специалист по мировой экономике сможет осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

    • Валютно-кредитную - как на национальном, так и мировом уровне. В том числе исследование конъюнктуры и движения цен на мировых товарных рынках, инвестиционная деятельность, подразумевающая оценку риска и доходности инвестиций на развитых и развивающихся рынках.
    • Различные направления профессионального обслуживания предпринимательской деятельности, в которые входит защита экономических интересов организации в международных сделках, выбор методов и инструментов проведения внешнеэкономических операций, осуществление взаимодействия бизнеса с органами государственной власти в сфере ВЭД, в т.ч. таможенный контроль и т.д.
    • Экспертно-аналитическую, представляющая собой систематизацию и обобщение информации в области организации и управления ВЭД для разработки и принятия эффективных хозяйственных решений, научную деятельность по изучению экономики зарубежных государств.
    • Правовое регулирование международной торговли, в том числе устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на мировые рынки, защита соответствующих рынков нашей страны и т.д.
      Специалисты в области мировой экономики занимаются обслуживанием внешнеэкономической, валютно-кредитной и финансово-предпринимательской деятельности; обеспечением формирования и использования информации об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятий, организаций и учреждений; способствованием рациональной организации финансово-экономических отношений объектов; содействием защите экономических интересов.

Где учиться

Вузы:

    • Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Специализация "Экономист-международник"
    • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Факультет мировой экономики и мировой политики
    • Дипломатическая академия МИД РФ Специальность "Международные отношения"
    • Институт международной торговли и права (ИМТП) Специальность "Мировая экономика", специализация "Внешнеэкономическая деятельность"
    • Московский государственный университет международных отношений МИД РФ (МГИМО) Факультет Международных экономических отношений
    • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Магистерская программа "Международная экономика"
    • Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова Факультет международных экономических отношений
    • Финансовый университет при Правительстве РФ (ФУ) Международный экономический факультет

Где работать

    • Государственные структуры: министерства и ведомства, связанные с организацией и регулированием ВЭД
    • Негосударственные структуры, связанные с ВЭД, например, Торговые Палаты
    • Коммерческие структуры, выходящие на внешний рынок или зависящие от импорта товаров и услуг
    • Юридические компании, оказывающие услуги российским и зарубежным фирмам в сфере торговой политики
    • Международные отделы государственных и коммерческих банков
    • Институты Академии наук РФ
    • Страховые компании, туристические фирмы

Онлайн-интервью с заведующим кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Русланом Имрановичем Хасбулатовым | КонсультантПлюс

  1. Главная
  2. Онлайн-интервью с заведующим кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Русланом Имрановичем Хасбулатовым

Онлайн-интервью с заведующим кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Русланом Имрановичем Хасбулатовым

Редакция сайта edu.consultant.ru встретилась с заслуженным деятелем науки, политическим деятелем, членом-корреспондентом РАН, заведующим кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, д.э.н., профессором Русланом Имрановичем Хасбулатовым. Руслан Имранович рассказал не только о сложной и интересной профессии экономиста-международника, но и том, какие процессы сейчас происходят в мировой экономике.

КонсультантПлюс: В этом году кафедра мировой экономики отметила свой юбилей - 30 лет! Поздравляем вас и ваш коллектив с этой круглой датой и желаем дальнейшего процветания, высоких научных достижений и успехов в ваших начинаниях!

Р.И. Хасбулатов: Благодарю за поздравления.

КонсультантПлюс: Вы - известный политический деятель и в то же время возглавляете кафедру мировой экономики в РЭУ им. Г.В. Плеханова со дня ее образования. Поделитесь, пожалуйста, как вам удается совмещать эти виды деятельности и чем для вас лично является научная и преподавательская работа в РЭУ им. Г.В. Плеханова?

Р.И. Хасбулатов: Прежде всего, отмечу, я давно не занимаюсь практической политикой, меня изгнали из нее. Но чтобы ответить на ваш вопрос, расскажу о начале своего пути. Дело в том, что в большую политику я пришел, будучи уже известным экономистом-международником. Правда, можно сказать, моя политическая деятельность началась очень рано, с годовалого возраста, когда нас депортировали на самый север Казахстана, в леса и болота Сибири. Конечно, мы понимали всю чудовищную нелепость происходящего. В то время как отец и его 6 братьев-офицеров воевали, в тылу находилась семья, мать и 4 детей, которые, как оказалось, якобы с кем-то сотрудничают. А с кем сотрудничают? Ведь территория Чечено-Ингушетии даже не была под оккупацией. К сожалению, такие испытания пришлось пройти многим народам. И русский народ пострадал не меньше, чем другие народы.

Ну а потом Никита Сергеевич Хрущев, которого я считаю выдающимся государственным деятелем, нашел в себе мужество, чтобы признать эту несправедливость, и реабилитировал нас. Тогда я получил возможность учиться в Московском университете. И не просто учиться, я стал секретарем комитета комсомола Московского университета. Это был как раз наивысший этап моего политического взлета в студенческие времена. Помню, как я подписывал комсомольский билет 25-тысячному комсомольцу и, конечно, гордился этим, а особенно тем, что служу родине. Сейчас многие с телеэкранов говорят, что тогда было плохо, был гнет и т.д. Да не было никакого гнета! Хрущев уже сломал тоталитарную систему, а дальше была постепенная либерализация режима. Да, были диссиденты, я помню известный процесс Синявского и Даниэля (прим.: судебный процесс против писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля в 1965-1966 гг.). Но это были единичные случаи в трехсотмиллионном государстве, они не определяли тенденции общественного развития, потому что система развивалась.

Я сумел одновременно закончить юридический и экономический факультеты, поступить на самую престижную кафедру аспирантуры "Экономика зарубежных стран". Ее возглавлял видный ученый, экономист, дипломат, профессор Михаил Самойлович Драгилев. Многие нынешние специалисты по международным экономическим отношениям являются его учениками. Именно он тогда, в 1966 г., предложил мне заняться экономикой Канады.

КонсультантПлюс: Почему именно Канады?

Р.И. Хасбулатов: Он сказал: "Канада у нас мало изучена, есть только одна книга профессора Сущенко, нам в МГУ надо заниматься исследованием целого ряда развитых стран". Я трижды в те годы, 60-70-е, был в этой стране, знакомился с их опытом, после чего написал диссертацию, потом еще и докторскую диссертацию, которая тоже была связана с американской, канадской, английской экономикой. Так что я с самого начала занимался рыночными структурами, государственным регулированием и хорошо знал, как это происходит на Западе. Поэтому, когда я стал политическим деятелем, мне в огромной степени помогало то, что я занимался исследованием экономики западных стран. Но лучше было бы для меня, если бы я знал меньше, поскольку тогда не пришлось бы буквально воевать с горе-реформаторами, которые не знали ни социалистическую, ни капиталистическую экономику.

КонсультантПлюс: Кто в вас больше присутствовал на тот момент и сейчас - политик или экономист?

Р.И. Хасбулатов: Вы знаете, во мне всегда, с юности, было больше политики, чем экономики, неслучайно я начал свое повествование с депортации. Моя мама прожила долгую тяжелую жизнь, умерла в 2000 г., увидев все эти пертурбации, войны… Она рассказывала: "Когда тебе было три года, какой-то дальний родственник спросил тебя: "А кем ты хочешь быть?" И я ответил: "Я хочу занять место Сталина". Удивленный родственник спросил: "А зачем?" "Я хочу облегчить работу моей мамы". Моя мама в то время работала колхозной дояркой. Вы можете себе представить труд колхозной доярки, да еще в Сибири, да еще зимой, в 30-градусный мороз? То есть у меня с детских лет стояла задача стать политиком. И эта возможность реально представилась только в результате перестройки. Я был уверен, что такое время придет и готовил себя к этому. До этого моей серьезной политической карьере препятствовали все мои досье. Ведь мы происходим из очень старинного аристократического кавказского рода, а это было недопустимым для советских партийных деятелей. Даже моих старших братьев, прекрасных журналистов, историков, ученых, высшие партийные школы по этому пункту сразу браковали.

КонсультантПлюс: По происхождению?

Р.И. Хасбулатов: Нет, не только. Все раскрылось после путча 1991 г., когда архивы КГБ стали доступны. Тогда я познакомился с огромным досье на всю нашу фамилию. В досье было указано, что нас нельзя выдвигать во власть, что мы аристократы и пользуемся большим влиянием на Кавказе и т.д. и т.п. Но вышло так, что уже в период горбачевской перестройки у нас появилась возможность участвовать в политическом процессе. И на семейном совете было решено, что я должен стать депутатом.  Кстати, этот биографический факт подло пытались использовать против меня, когда в Грозном был совершен переворот и к власти пришел Дудаев. Тогда они объявили намерение вывести республику из России. А меня пытались представить как "чужого" для республик, в силу происхождения. Это были очень коварные авантюристы.

КонсультантПлюс: Вы бы рекомендовали идти в политику молодым людям?

Р.И. Хасбулатов: Я рекомендовал бы идти в политику людям талантливым, людям честным, людям сильным, готовым отстаивать идеи справедливости. Готовым честно служить своему отечеству. А не ради личного благополучия.

КонсультантПлюс: Вернемся к мировой экономике. В чем специфика обучения студентов на вашей кафедре?

Р.И. Хасбулатов: Вы знаете, мировая экономика - это, конечно, не бухгалтерский учет и не маркетинг. Она не способствует развитию непосредственных предпринимательских навыков. Но она играет огромную роль подготовки хорошо образованных специалистов. Во-первых, это общетеоретическая дисциплина, дающая понимание того, что такое мировой рынок, мировая торговля, мировой экспорт, мировой импорт, как осуществляются расчеты, как действуют международные финансово-экономические структуры и организации. Т.е. эта дисциплина способствует не только интеллектуальному развитию, что само по себе важно, но и развитию навыков прогнозирования за счет изучения механизмов действия всемирного рынка, товарных отношений, конкретных явлений. Плюс это изучение того, как возникают кризисы, к чему надо быть готовым предпринимателям малого, среднего и крупного бизнеса. Это, конечно, очень сложный предмет, но и весьма интересный для развития личности.

В последнее время этот предмет еще усложнился. Почему? Потому что события развиваются спонтанно, не так как в предыдущие времена. Раньше учебники переиздавались, вносились какие-то изменения в макроэкономические показатели, но тенденции были устойчивые. После Второй мировой войны образовалось три центра капиталистического хозяйства: США, Западная Европа, Япония - и особый социалистический центр. И между ними шла циркуляция капитала, товаров и услуг. Теперь все иначе. Во-первых, произошел взрывной колоссальный рост китайской экономики, которая разрушила все представления самых лучших экономистов Запада. Она внесла такие коррективы, которые до сих пор изучаются, и пока никто не может понять, к чему это приведет. Второй фактор: разрушение социалистической системы. Я считаю, что разрушение мировой социалистической системы особенно негативно повлияло на современную международную политику. Ведь раньше существовали 2 антагонистических центра: США и СССР, приблизительно равные по экономической мощи. И каждый из этих центров сдерживал свою клиентуру, в том числе в бедных странах. И мир находился в условном равновесии. Но падение СССР показало, что эти два гиганта были на песчаной основе. Это первое. Второе. США рассчитывали, что бывшая клиентура СССР перейдет к ним. Нет, она не перешла к ним. Она стала в оппозицию и встала на тропу войны. Это мы видим на большом Ближнем Востоке. Поэтому я теоретически сделал такой вывод, что период однополюсного мира длился со времени подписания Беловежского соглашения 7-8 декабря 1991 г. до атаки террористов на Америку 11 сентября 2001 г. То есть всего лишь 10 лет, когда действовал порядок абсолютного доминирования США. Но они не сумели использовать этот период во благо мира.

Можно было подвести базу под многие гуманитарные проекты, а вместо этого они стали наступать, расширять НАТО, приглашать туда восточно-европейские  страны, расширять Европейский Союз за счет восточных сателлитов. Это была иррациональная политика. Вместо того чтобы создавать институты по сдерживанию спонтанных процессов во 2-ом и 3-ем мире, они начали наступать на и так ослабленную Россию. Зачем? Ведь была иррациональная борьба. Она, к сожалению, привела к тем событиям, которые мы сегодня имеем. Это все надо показывать, это все мы должны правильно объяснять студентам, диалектично, со знанием дела, не на пропагандистском уровне.

Вы видите, сейчас появляется новый формат объединения - Европейско-Азиатский Экономический Союз. Его надо наполнять содержанием. Если мы не объединим страны бывшего СССР в интеграционное сообщество, этим воспользуются другие. Я считаю, что это очень перспективное дело, но этим у нас никто не занимается на уровне тщательного выстраивания отношении - общественные организации, ни теоретики, ни тем более политики, ни дипломаты. У  нас на кафедре мы, конечно, занимаемся этими вопросами, потому что это очень нужно нашему обществу, нашему государству. Иначе через несколько лет мы столкнемся с теми же проблемами, что и на Украине.

Кроме того, я считаю, что для того, чтобы был выбран правильный курс развития нашей экономики, нужно полностью заменить 50-100 тысяч управленцев на всех уровнях власти. И людей надо брать преимущественно из сферы культуры, образования, медицины. Надо брать выпускников лучших вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, филиалов Плехановского университета. Мы готовим профессионалов, которые не поклоняются деньгам, делаем уклон на морально-этической стороне. Мы даем систематизированное фундаментальное образование в сфере международных экономических отношений. Конечно, мы разрабатываем много книг, учебников, причем это не просто учебники - это монографии, где рассматриваются разные точки зрения, даются ссылки на различные концептуальные подходы. Это очень сложная работа, но очень нужная и, к сожалению, плохо оплачиваемая.

КонсультантПлюс: Правда ли, что обучение по специальности "Мировая экономика" считается очень престижным и выпускники находятся в привилегированном положении по отношению к выпускникам других специальностей? Действительно ли у выпускников этой специальности нет никаких сложностей при трудоустройстве?

Р.И. Хасбулатов: Это правда. Это престижно, у выпускников нашей кафедры нет проблем с распределением, их берут в ведущие крупные государственные ведомства, крупные компании, некоторые из них уезжают работать за границу. Например, своих аспирантов, если они пишут диссертации по Швеции, по Финляндии, по Англии, по Германии и прочим странам,-  я отправляю в эти страны проходить практику. Там они набираются опыта, изучают их подходы и очень часто им предлагают хорошую работу в этих странах.

КонсультантПлюс: В каких сферах работают выпускники вашей кафедры, на какие должности они могут претендовать?

Р.И. Хасбулатов: Для начала выпускники могут работать в разных организациях экономистами, консультантами, советниками, или в вузе ассистентами. Вот, например, несколько моих подопечных устроились работать в систему Центрального банка на разные должности. Некоторые ушли в крупные корпорации: в экономические отделы, отделы планирования, отделы прогнозирования, отделы конъюнктуры, отделы торговли, отделы экспортных, импортных операций и т.п.

Среди моих студентов много иностранцев. Так, например, мы в прошлом году были в Праге с ректором РЭУ, и нам встретился мой бывший выпускник - руководитель довольно крупной международной фирмы, который подошел и сказал: "Руслан Имранович, вы меня не помните? Вы у меня в 1980 г. принимали госэкзамен. Я горжусь тем, что я ваш выпускник". И таких ситуаций много: то встретится выпускник из арабских стран, то из Финляндии и т.д. Это очень приятно.

КонсультантПлюс: Обычный человек, не имеющий экономического образования, чаще всего не понимает, чем занимается экономист-международник. Поясните, пожалуйста, в чем особенность этой профессии? В чем заключаются ее плюсы и минусы?

Р.И. Хасбулатов: Экономисты-международники, во-первых, дают оценку экономическому положению разных стран. Вот если вы попросите специалиста по российской экономике дать оценку экономике какой-нибудь зарубежной страны, он никогда это не сделает профессионально, а для экономиста-международника это сделать просто, потому что это его стихия. Если речь идет о регионах мира, то экономист-международник способен дать континентальный обзор. Он напишет для любого начальника грамотную справку о том, какие политические, экономические, социальные процессы происходят в конкретной стране. Потому что он в курсе всех этих событий, следит за ними. В целом это люди увлекающиеся, они изучают положение дел в мировой экономике, держат руку на пульсе. И когда по телевидению или по радио обозреватели ошибаются в датах, в интерпретации событий, наши студенты всегда возмущаются, потому что они гораздо лучше осведомлены и больше знают о событиях, нежели те, кто об этом вещает в новостных передачах.

КонсультантПлюс: Какими качествами должен обладать будущий экономист-международник?

Р.И. Хасбулатов: Во-первых, прекрасно знать хотя бы один мировой язык. Во-вторых, конечно, кроме экономики он должен обладать хорошей математической подготовкой, потому что приходится сравнивать и знакомиться с огромным количеством данных, специалист не должен путаться в процессах количественного анализа. Нашему студенту приходится постоянно держать в голове сравнительные данные, основные показатели стран и огромное количество цифр, поэтому он должен иметь прекрасную математическую подготовку. В-третьих, он должен обладать знаниями в области использования статистических методов, владеть системным подходом, должен уметь программировать. У нас своя, очень сложная специфика, но, как правило, наши выпускники отлично подготовлены к своей будущей профессии.

КонсультантПлюс: Каким вам видится будущее специальности "Мировая экономика"? Что обязательно, по вашему мнению, в ближайшем будущем будет включено в учебную программу? Без чего и сейчас, и в будущем будет сложно состояться в этой профессии?

Р.И. Хасбулатов: Думаю, эта специальность будет развиваться, несомненно. Конечно, учебная программа будет меняться. Например, совсем недавно мы ввели два новых направления: Международные финансы и Международное предпринимательство. Раньше мы преподавали, например, предметы только транснациональные корпорации (ТНК), но этого было мало, потому что ТНК были типичным явлением доглобализационного периода, а период глобализации вывел на рынок и средние, и мелкие предприятия. Используя современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), они успешно действуют на мировом рынке. Т.е. глобализация трансформировала этот предмет. Кроме этого мы составили новые учебники по международной торговле, международной торговой политике. А сейчас мы разрабатываем новый фундаментальный учебник по курсу экономической дипломатии вместе с Дипломатической Академией Праги (Чехия). Мы пионеры в этой части, хотя некоторые другие кафедры какие-то элементы этого курса уже внедряли, но мы ведем данный спецкурс уже 30 лет, с тех пор как была основана кафедра.

КонсультантПлюс: Поясните, пожалуйста, чем отличается экономическая дипломатия от просто дипломатии?

Р.И. Хасбулатов: В последние десятилетия вопросы экономического взаимодействия, в частности, торговли, инвестиций, кредитов, проектного освоения  и т.д. подняты на самый верхний уровень переговоров. Ими занимаются, как вы обратили внимание, главы государств, главы правительств. В прежние времена этого не было, главы правительств, государств традиционно занимались вопросами большой политики, разоружения, мира, установления долгосрочных политических отношений и пр. Вопросы экономики находились в ведении должностных лиц среднего уровня. Ими занимались по поводу разного рода соглашений межправительственного характера, обычно, в преддверии каких-то саммитов только до встречи глав правительств и в закрытом режиме. А теперь эти вопросы стали выносится на самый верхний уровень государственной власти. Соответственно, многие приемы классической дипломатии, которые издавна известны, переносятся в сферу экономики. И наша задача заключается в том, чтобы классифицировать, обобщить эти методы, рекомендовать лучшие образцы политической дипломатии в качестве приемов ведения экономических переговоров, в том числе для предпринимателей. Это очень интересный предмет.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, нужно ли будущим специалистам изучать специализированные компьютерные программы? Должен ли экономист-международник знать и уметь пользоваться справочными правовыми системами (СПС) и почему?

Р.И. Хасбулатов: Да, конечно, во-первых, экономисты-международники должны владеть всем набором современных информационных технологий, и СПС в том числе. Они должны знать правовую базу, владеть полным арсеналом средств, приемов и методов.

Кроме того, сегодня существуют прекрасные возможности - специализированные компьютерные программы, которые позволяют подготовиться к дискуссии с будущим партнером, позволяют узнать о многом: о его личных свойствах характеристики, его компании и т.д. Поэтому основной спектр теперь перемещается в сторону изучения даже психологических особенностей партнера, политического климата в стране, расклада местных, региональных сил. К примеру, готова ли ситуация к подписанию каких то договоров, насколько благоприятно делать это в данном регионе и т.п.

КонсультантПлюс: Руслан Имранович, поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями - студентами экономических вузов вашим жизненным кредо.

Р.И. Хасбулатов: Жизненное кредо… трудно вот так с ходу сказать: воспитывать честных ребят, специалистов, которые могут и должны быть умнее тебя самого. Которые должны служить не только своей семье, личным интересам, но и своему обществу, государству. Так меня учила и моя мама: при всех трудностях оставаться гражданином общества, государства, быть честным с друзьями и товарищами, быть щедрым, помогать другим, насколько это в твоих силах, отвергать неправедные средства к успеху. В общем, морально-нравственная сторона в нашей семье была на первом месте. Это я рекомендую всегда и своим студентам, ученикам.  

КонсультантПлюс: Руслан Имранович, если взглянуть с высоты вашего жизненного опыта, какое достижение вы считаете самым важным в вашей жизни?

Р.И. Хасбулатов: Вы знаете, я думаю, что самое важное достижение в моей жизни - это все-таки когда меня избрали секретарем комитета комсомола в МГУ. Это была многонациональная студенческая организация самого лучшего в СССР вуза. Тогда была действительно реальная студенческая демократия, и ни партком, ни ректорат не могли препятствовать воле студенчества. Это было в 1965-1967 годы, Я думаю, что это был мой первый практический политический взлет.  Позже я работал в ЦК ВЛКСМ, был консультантом на общественных началах Совета Министров СССР (1986-1989 гг.). Эти уроки были для меня тоже очень важными.

КонсультантПлюс: Руслан Имранович, благодарим вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы. Спасибо большое за интересное интервью!

Фотогалерея


Интервью подготовлено корреспондентами компании "КонсультантПлюс" О. Гвоздевой и С.Самсоновым
Фото Т.Тверецкий

 

Профессия экономист-международник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *