CММ специалист – кто это такой, задачи, чем отличается от маркетолога и таргетолога?

Относительно новой профессией, стремительно наполняющей рынок вакансий, является СММ-специалист, кто это и чем занимается правильно понимают не все соискатели. Профессия требует от сотрудника интеграции знаний из нескольких областей и большой объем реализуемых задач.
Кто такой СММ-специалист?
В современном мире огромной популярностью пользуются социальные сети. Странички в одной или нескольких из них есть практически у всех людей в возрасте от 12 до 35 лет. Возрастает число пользователей не только в промежутке между 35 и 55 года, но и пенсионеры активнее пользуются гаджетами и интернетом. Огромная популярность делает социальные сети отличной площадкой для продажи товаров и услуг, поэтому и появилась профессия СММщик.
Название специальности образовано от аббревиатуры social media marketing, которая переводится как маркетинг в социальных сетях. То есть smm-специалист – это профессионал, занимающийся комплексным продвижением товаров и услуг в социальных сетях. Он управляет присутствием бренда в социальных сетях и развитием его страниц, что влияет как на продажи, так и на формирования лояльности аудитории.

Задачи СММ-специалиста
В повседневной деятельности к основным задачам того, что делает СММ-специалист, относится:
- Создание и ведение страниц в социальных сетях.
- Разработка стратегии продвижения аккаунта. Создание контент-планов.
- Разработка качественного контента согласно разработанному и утвержденному плану.
- Реализация креативных мероприятий (конкурсы, гивы, марафоны и прочее), направленные на популяризацию продукта и страницы.
- Подбор исполнителей и подрядчиков, создание для них технических заданий и контроль исполнения работы.
- Составление сметы расходов и планирование рекламного бюджета.
- Поддержка обратной связи с аудиторией и вовлечение ее в общение, стимуляция активности.
- Анализ деятельности конкурентов, информационного поля.
- Исследование статистики своей работы и подготовка отчетов по ней.
Чем отличается таргетолог от СММ-специалиста?
Разобравшись с тем, СММ-специалист – кто это, многие не замечают отличий в деятельности СММмщика и таргетолога. Хотя у этих профессионалов и пересекающаяся сфера деятельности, но функционал все же разный:
- Профессия smm-специалист предполагает комплексный подход к продвижению аккаунта клиента и продаже услуг или товаров. То есть профессионал создает стратегию, которая будет реализовываться в течение определенного времени с помощью разных инструментов.
- Таргетолог – более узкий специалист, который занимается настройкой таргетинговой рекламы в социальных сетях. Сюда относится анализ целевой аудитории заказчиков и конкурентов, сбор баз, настройка рекламного кабинета и объявлений, аналитика деятельности.

Чем отличается маркетолог от СММ-специалиста?
При просмотре вакансий у соискателя может возникнуть путаница в том, чем же отличается СММщик и маркетолог. Разница у этих специальностей тоже существенная:
- Маркетолог является стратегом, отвечающим за комплексное развитие и продвижение бренда. Он анализирует все возможные каналы продаж и коммуникации с клиентами, выстраивает длительные стратегии, приводящие в конечном итоге к получению прибыли и благосостоянию фирмы.
- Работа СММ-специалистом более узконаправленная. Такой профессионал – тоже маркетолог, только работающий непосредственно в социальных сетях. То есть его деятельность не должна противоречить общей стратегии развития, а является звеном в целом комплексе мероприятий.
Сколько зарабатывает СММ-специалист?
Популярной эту профессию делает и то, что услуги СММ-специалиста могут оказываться:
- На постоянной основе. Тогда сотрудник берется в штат фирмы на полный день, частичную занятость или удаленную работу. Оплата труда зависит от многих факторов, но чаще носит фиксированный характер и размер от $350 в месяц и выше.
- В среде фрилансеров все чаще встречается СММ-специалист, кто это такой знают многие дизайнеры, видеографы и веб-мастера. Такой профессионал работает по договору подряда или и вовсе без него, выполняя свои обязанности для одной или нескольких фирм. То есть менеджер может вести несколько страниц в социальных сетях, от этого его доход варьируется от $470 до 1500 и выше в месяц.
Как стать СММ-специалистом с нуля?
Профессия динамично развивается и сейчас практически каждая компания стремится иметь в штате или на удаленке своего СММ-специалиста. Чтобы приобщиться к этой отрасли, можно:
- Поручить базовое высшее образование по специальности «Маркетинг», «Реклама» или «Связи с общественностью».
- Обязанности smm-специалиста может выполнять и талантливый и обучаемый специалист без профильного образования. Для этого можно окончить специализированные курсы, которых сейчас много на просторах интернета.
- Самостоятельно собирать информацию из статей, профильных книг. Учиться в процессе работы на своих ошибках. Таких самоучек в сфере сейчас немало, однако со временем они все же приходят к более точечному обучению на специальных курсах.

Что должен уметь CMM-специалист?
Не каждый человек, который позиционирует себя как СММ-специалист в Инстаграм или любой другой социальной сети, является настоящим профессионалом. Чтобы добиться серьезных успехов на этом поприще, нужно:
- Разбираться в законах и нюансах работы социальных сетей.
- Иметь базовые знания о методиках продвижения продукта, поиска и выстраивания отношения с целевой аудиторией.
- Навыки smm-специалиста немыслимы без организаторских способностей и умения работать в команде, потому как взаимодействовать нужно будет с большим количеством смежных специалистов.
- Обладать исполнительностью и ответственностью.
- Уметь анализировать информацию, мыслить масштабно и выстраивать стратегии на разные сроки.
- Быть инициативным, любознательным и постоянно открытым к новому. Учиться и развиваться в этом поле придется постоянно.
Как СММ-специалисту искать клиентов?
Вначале своей карьеры специалист по СММ-продвижению сталкивается с трудностями поиска клиентов. На первых парах в этом может помочь:
- Общение с знакомыми и знакомыми знакомых. У кого-то может развиваться бизнес и требоваться СММ-менеджер.
- Развитие собственного аккаунта в социальной сети как профессионала своего дела. После этого можно мониторить другие коммерческие странички и рассылать сообщения о своих услугах по продвижению.
- На многих курсах новичков учат вначале бесплатно продвигать аккаунты небольших магазинов, кафе и других представителей малого бизнеса. Набравшись опыта, можно будет уже и назначать гонорар за свои услуги.
- Регистрироваться на различных биржах фриланса, например, Weblancer, FL или Work-zilla, и сайтах поиска работы типа hh.ru.
Кто они ТМщики? Их цели, задачи? Интересно глянуть список всех участиников, может сами расскажут?
Приветствую) , что то новенькое, МЛНщики были, а ТМщиков ещё не было) . Дополнено ))) Ну теперь фсё понятно))))) . Особенно хочется поздравить Кирилла, что он наконец-то обрёл единомышленников и прицепил себе буковки) . Прям радуюсь за него. А теперь по вопросу. ТМ — торговая марка золотого фонда проекта Ответы Цели и задачи — запрудить проект энциклопедиями. Список активно пополняется. Ну будем ждать итоговой переписи ТМэшников)
Мне тоже в своё время предлагали добавить две такие симпатичные буковки ТМ возле ника;))) . Может зря не сделала это в своё время? Маршировать в дружной команде и очень здорово, но это не для меня … Ну всё! Теперь я, получается, в оппозиции?; ) «Кто не с нами, тот против нас! » Не знаю, Слава, пока ничего ни плохого, ни хорошего, сказать ничего не могу.. . А с чем, собственно, связан вопрос? ____________________________________________ ДОПОЛНЕНО: «Уж полночь близится, а лидера всё нет»!;)
Хм… вопрос интересный…. надо было еще дополнение сделать: «Подробный ответ… фото…. ссылки приветствуются» ))))) Дополнено: ТМ, если не ошибусь, имеет значение «торговая марка» (trade mark, опять же, если не ошибаюсь) , но какое отношение это имеет к НИКам участников проекта понять сложновато… .
ТМ — вообщето означает ТEAM, то есть команда. Но можно расшифровать и так (плиз не баньте я просто пишу возможный вариант) ТМ — тупой модер ТМ — teenage mutant(черепашка ниньзя) TM — типо модер ТМ — типо мудрец и тд.
Вы что!!! ! Это же Тайные Масоны. Неужели не поняли…)))))
Задачи у этой группы простые, собрать вместе Только Мудрых! ) Есть и цель, которая была обозначена в ответе на удалённый вопрос. . …Хитрюга Тупая Удален «Правда ли, что (ТМ) расшифровывается «твою мать»?»… Ответ был…. Тупые Модеры!.. . —————————————————————- Резюме: Только Мудрые бросают вызов Тупым Модераторам! —————————————————————— Примут ли? Поздно Слава Вы спохватились, там уже сплошные В. Р. и связи у них как у спрута, весь проект опутали! ) Теперь придётся сделать так ~ ™Слава@~…®
Странно, но очень замечательно, что такой вопрос задал кандидат в эти самые ТМ. А не простой там Профи. Уважаю! ! А ведь действительно удивительно, что они молчат — эти самые герои. Хотя понятно, дадут ответ на такой вопрос — а он же ведь никак не повлияет на их статус. Жалко даже чуть-чуть рисковать КПД? А может сказать нечего?
Знак ТМ ставили себе для того чтобы просто отличаться от других, похожих аккаунтов. Изначально это было 2-3 пользователя. Некоторые пользователи ставили себе ТМ считая, что от этого они становятся круче))) . Ну а потом некоторые личности возомнив себя не знаю кем решили под ТМ собирать так называемые команды. И прежде чем всех ТМщиков грести под одну гребенку — рекомендую разобраться кто «команда» а кто — индивидуален.. . жаль что из-за таких «командиров» — ТМ утратило свой смысл. . (быть не как все) На самом деле никакой общности у так называемых ТМщиков нет… Конечно были люди которые пытались создать ее. Они стучались в агенты, писали в миры с просьбой ответить на тот или иной вопрос, обещая в замен ЛО. Или выпрашивали подсказки и ссылки на правильные ответы. Потом вербовали поддавшихся себе в друзья, заманивая, в том числе и заветной ТМ. Я всегда был против создания различного рода кланов и коалиций. Мое ТМ появилось гораздо раньше, чем носителей этого знака стали обвинять в клановости. Я даже ник менял..)) ) вот некоторые из них «САМИ ЗНАЕТЕ КТО» , «Я САМ ПО СЕБЕ» и т. п… А после плюнул на все и вернул себе прежний ник. Сам я ТМ выпросил, еще, будучи мудрецом, у своего друга. Пришлось уговаривать)) ) ибо не хотел давать.. ) Да, у большинства тех, у кого в нике есть ТМ ответы очень хорошие… Много золота… Много баллов. . Высокое КПД… но это не значит, что все сливают друг другу ответы. Среди ТМщиков есть и такие кто остался верен только собственным принципам. ТМщики… если видите ТМ в моем нике это еще не значит что я ВАШ друг!! !
Из всех ответивших в вопросе только у одного человека стоит этот значек…. решила поддержать ..т. к. сама грешна..) ) Нет… ни в какой группировке не состою… значек появился после того.. как стала замечать кучу похожих на мой ников…. в принципе больше никакой цели не преследовалось…. а потом этими значками стали обростать люди. . которых даже в душе не знаю…. и не пересекалась. . и не общалась… конечно может кто то и использовал этот знак для того… чтобы их издалека видно было…. но поверьте так делали далеко не все… . Я полностью поддерживаю слова Groos™ и тоже могу сказать… что далеко не все *носители* этого чудного знака являются моими друзьями и даже просто знакомыми….
Забавно, сколько обсуждений (назовём это так) может вызвать простой верхний регистр «™»… Кстати, его я прикрепил совсем недавно, когда вернулся после очень долгой паузы, до которой концентрировал свои действия на получении тех или иных благ, связанных с ЗФ (будь то вопрос ответ или рекомендация) , и у меня не было значка, заметьте. И что же, теперь, когда я изменил свой ник на один символ — я стал носителем всех «смертных грехов»(к котрым относится попадание вопросов/ответов в ЗФ)) ) — не смешно? К чему я всё это, а к тому, что не стоит стричь всех под одну гребенку, если мне нравится значёк ™ — я поставлю его в свой ник в любом случае, будь я одержим золотой лихорадкой, или накрутчик, или падальщик, или даже просто ответчик, да кем бы там не было, в конце концов у нас тут не зона, чтобы какие-то «наколки» определяли принадлежность человека и создавали некую общность тех, кто их носит.) ) Возможно, этот значёк и объединял каких-то людей (не мне об этом судить, ввиду того, что я совсем не осведомлен на эту тему) , и сразу весь проект поднялся на дыбы, мол, «Какже так, да у них клан, о, ужас! «, совершенно «незамечая» другие, гораздо более выраженные, да и собственно, ничего не скрывающие «кланы».))(поправьте меня, если я не прав) Ну и наконец : В ПС ничего не написано о создании какаих-либо сообществ (если они ничего не нарушаю разумеется) , а нарушают они, или нет, это уже не моё дело.) ) З. Ы. *с момента прикрепления к моему нику ™ я не получил ничего, связанного с золотом* З. Ы. ы. *а может нет никаких ТэМэШников, и не стоит так уж уделять внимания регистрам на чужими никами. *
Trade Mark — торговый знак, фабричная марка — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Забавно. Никогда особо этим не интересовался. Хотя среди друзей в «Моем Мире» двое в нике имеют такую пометку. Позволю себе повторить фразу уважаемого Groos™: «Я всегда был против создания различного рода кланов и коалиций. » Однако, среди пользователей с этой пометкой ™ никто не вызывает у меня негативных эмоций, скорее наоборот позитивные. Ибо вопросы и ответы у них, как правило, весьма интересные. Во флуде, склоках, и хамстве я их тоже практически не замечал. И очень верно заметил Dip™, что на Проекте есть другие, гораздо более выраженные, да и собственно, ничего не скрывающие «кланы». Так что, на мой взгляд, не с теми Вы боретесь (и даже необоснованно баните) . Вот, например, слабо спросить, по какому принципу объединяются пользователи с пометкой на аватаре «чортова сотня»?? Добавлено: Кстати сейчас попробую поставить этот значок ™ на этот мой аккаунт. Просто «по приколу». Добавлено: Извините, а что означает слово «мну»?? Кто кого и зачем мнёт? Или это опечатка? Или очередная шутка? Добавлено: Я забанен на основном аккаунте, поэтому не смогу принять участия в дальнейшей дискуссии, сожалею.
Единой группировки нет. Но братство по духу прослеживается довольно чётко.. . Говорил я с человеком, который претендовал (трепался? ) на лидерство.. . Другие про него сказали, что он «плавает параллельным курсом». Так что, лидер есть, но он ещё не всем объяснил, что он лидер. Есть несколько группировок, которые балуются тупейшими групповыми накрутками. Уровень психоинтеллектуального развития соответствует примерно нормально развитому ребёнку 10-14 лет. Балдеют от баллов, статусов и ЗФ. Цель их на Проекте простая — взвинтить самооценку.. . Стараются как могут.. . Весь Проект тупыми вопросами загадили…
Приемщик или консультант? Конец дилемме! | Рецепты успеха
Приемщик или консультант? Конец дилемме!
Оканчивая Международную юридическую академию в 2001 году, я и предположить не мог, что в один прекрасный день мне предложат надеть бейджик с надписью «мастер-приемщик»… Но это было необходимо. Для каждого, кто имеет цель стать представителем менеджмента в той или иной сфере, важно для начала самому пройти дорогу испытаний, по которой впоследствии предстоит уверенно вести за собой команду. Иначе как понять истинные задачи и роль каждого сотрудника?
Я всегда гордился тем, что шел по пути своего отца и личными успехами открыл свою компанию, став ее генеральным директором. Фирма специализировалась на продаже запасных частей и сервисном обслуживании импортной грузовой техники. Часто я приезжал на своем новеньком автомобиле Ford в один из дилерских центров. Отмечая потенциалы в обслуживании, каждый раз выделял для себя те моменты, на которые сделал бы акцент, будучи руководителем этого предприятия. Один из них – поведение сотрудника, который принимал мой автомобиль в ремонт. Я считал, что его спешка и отсутствие желания понять меня как клиента определялись прежде всего его должностью – «мастер-приемщик».
ОБ АВТОРЕЕвгений Горянский
Окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «юрист». Получил второе высшее образование («экономист-менеджер») в Московской академии рынка труда и информационных технологий.Карьеру начал с должности юриста в автомобильной компании. Возглавлял компанию «Шарк», занимающуюся продажей запчастей и объединяющую сеть СТОА по обслуживанию импортной грузовой техники.
По программе подготовки руководителей перешел в дилерский центр Volvo холдинга «Мэйджор Авто» в качестве мастера-приемщика. Занимал должность директора сервиса мультибрендового комплекса, а также исполнительного директора двух дилерских предприятий.
В 2010-2012 годах – тренер-консультант и директор по работе с ключевыми клиентами «Консалтинг энд Коачинг».
В настоящее время –
бизнес-тренер, консультант, коуч, EGC.
Потом настал тот день, когда я понял, что будущее за дилерами, которые выдают новые машины сотнями. Но даже они, принимая автомобили в ремонт, не умели нормально обслуживать клиентов. Тогда я поставил себе цель: стать сотрудником дилерского центра, дорасти до менеджмента и наладить процессы ради клиентов, тем самым повлияв и на экономические показатели эффективности дилера.
Однако для меня это был новый опыт, новый статус. Причем статус приемщика после должности генерального директора меня явно не привлекал. Но так было нужно. Нужно исходя из моего интереса, моего стремления стать руководителем дилерского центра. Я согласился начать со стажировки в качестве мастера-приемщика. Сейчас я понимаю, что те амбиции были обусловлены возрастом.
Конечно, мне, как и многим моим коллегам, было некомфортно громко озвучивать свою должность перед друзьями и знакомыми. Однако сейчас я уверен, что та школа, которую я прошел, была необходима в жизни, особенно в профессиональной сфере автобизнеса. Понимаю и сейчас, что должность «мастер-приемщик» недооценена как среди большинства коллективов дилерских центров, так и среди автовладельцев.
Как-то раз один из клиентов сервиса начал громко требовать руководителя сервиса. Я подошел к нему с желанием помочь. Но, взглянув на мой бейджик, он обронил следующую фразу: «Приемщик мне тут точно не поможет…» Сколько раз многим из нас, приемщикам, приходилось (а некоторым и приходится) слышать эту фразу: «Ты приемщик, вот и принимай»… А ведь я был приемщиком премиального бренда.
Директор по послепродажному обслуживанию группы компаний «Артекс» Роман Суриков высказывает свое мнение о «приемщике» в сервисе премиального сегмента: «По моему мнению, название должности “мастер-приемщик” несет в себе не тот смысл, который подобает премиум-бренду. Приемщик – кто это? Что он принимает, кого он принимает, всего лишь принимает? Куда я попал, в пункт приема? Нет! Мой мастер работает для клиента, в помощь клиенту. Он всегда подскажет, расскажет, поможет. Он – консультант!»
Многие руководители и представители отдела персонала сетуют, что на должность приемщика тяжело перевести сотрудника из другого департамента, даже механика, так как не очень-то они жаждут становиться приемщиками. Действительно, работу мастера-приемщика вряд ли можно назвать престижной. Так как же сделать ее привлекательной? Прежде всего статус профессии зависит от ее позиционирования как внутри компании, так и на рынке труда.
В недавние времена была такая должность – «приемщик стеклотары». Говорят, что в советское время на нее можно было устроиться только по знакомству, так как эта работа приносила немалые деньги. Помним и функционал: задача – принять посуду, проверить, чтобы брака и сколов не было. Так в чем же отличие приемщика в автосервисе от приемщика стеклотары? Давайте разберемся с названием самой должности. Вот как описывает свое отношение к данному вопросу специалист в области послепродажного обслуживания, бизнес-консультант Castrol Professional Сергей Кудрявцев: «Мы долго искали нужного нам человека, наконец-то нашли его и говорим себе: “Из него получится отличный приемщик”. Тем самым мы погубили всю идею, то есть мы заранее сформировали ему роль, а роль определяет модель поведения сотрудника».
Сергей Кудрявцев приводит интересную классификацию современных сотрудников сервис-бюро. Первый типаж – «Господин оформитель». Его ответственность сводится только к приему клиентов и оформлению необходимых бумаг. Обычно успевает принять до 30 клиентов за рабочий день.
Второй – «Статский советник». Как правило, умеет неплохо ладить с клиентами, с удовольствием консультирует их по телефону, а если клиент недоволен, то быстро все уладит, предоставив скидки. Уверенно справляется с 15-20 клиентами за рабочий день. В достижении результатов уповает на удачу, если результата нет, считает, что просто не повезло.
«Часто профессия сотрудника сервиса сравнивается с врачом, а именно в медицине важна каждая мелочь при общении с клиентами-пациентами»
Третий – «Сервис-гуру». Распознает клиентов по типу их поведения и играет по их правилам, поэтому легко выясняет истинные потребности и затем «выстрагивает» под них свои предложения, обращая особое внимание клиентов на преимущества и выгоду. «Он всесилен, он может все, – уверен Сергей Кудрявцев. – Научит настраивать приемник, подготовит автомобиль к поездке в Европу, продлит страховку, договорится о тест-драйве только появившейся в салоне новинки, поможет обменять автомобиль с пробегом на новый. Такой специалист обычно не стремится брать количеством, а отрабатывает с каждым столько, сколько нужно клиенту, и обычно ограничивается 12 визитами за рабочий день. И клиенты ценят его безупречный сервис. Результат в большинстве случаев стабильно превышает ожидания по всем показателям».
Проблема кроется в том, что, называя мастера приемщиком, мы в суть должности вкладываем прием/выдачу автомобиля, а не клиента. Ведь клиента «принять», конечно, можно, но все же предполагается, что мы его обслуживаем, а принимаем автомобиль. Мастер – это прежде всего квалифицированный сотрудник, специалист своего дела. Получается, что мастер-приемщик – специалист в принятии автомобиля. А в чем заключается суть этого процесса? В его осмотре на наличие повреждений лакокрасочного покрытия? Предупреждении клиента о необходимости забрать ценные вещи?
Консультант – это в первую очередь специалист, дающий рекомендации в области своей компетенции, задача которого – завоевать доверие у клиента. Должность «консультант» подкрепляется и мнением большинства профессионалов: «Налицо процесс усложнения очевидных вещей: каков функционал, таково и название должности! – говорит руководитель сервиса компании «Автодом» Руслан Файзов. – Вы хотите, чтобы ваш сотрудник просто “принимал автомобиль”, оформляя заказ-наряд, и забирал ключи у клиента? Назовите его “приемщиком”. Если ваша потребность – через общение располагать к бренду и завоевывать доверие клиента, то это, без сомнений, работа профессионального консультанта. Мы выстраиваем и приветствуем работу своих консультантов как “представителей клиента в сервисе”. В нашем случае должность так и звучит – “консультант сервиса”».
Как-то раз мне позвонил знакомый и попросил порекомендовать техцентр для обслуживания только что приобретенного автомобиля. Я предложил ему обратиться к мастеру-приемщику Владимиру, на что получил задумчивое молчание. На мой вопрос, что смущает, услышал однозначный ответ: «Приемщик…» Предложив же обратиться к консультанту – мастеру-консультанту Владимиру, – я сразу услышал: «Громадное спасибо, записываю телефон консультанта!»
Важно не забывать, что мы говорим о сотруднике, которому необходимо в течение короткого времени вызвать доверие у клиента, оставить рекомендации, к которым тот прислушается, в конце концов расширить заказ-наряд. Часто профессия сотрудника сервиса сравнивается с врачом, а именно в медицине важна каждая мелочь при общении с клиентами-пациентами. Врачу вне зависимости от условий лечения (платно/бесплатно) необходимо вызвать доверие у пациента. Что же касается автомобиля – выбор мастеров нынче велик и необходимость концентрироваться на мелочах назрела давно.
Генеральный директор ГК «Автоуниверсал» Виталий Якимчик считает, что самое важное в профессии обсуждаемых должностей – это доверие. «Это ключевое слово в работе мастера-консультанта. Доверие клиента к работнику сервиса – это то, к чему нужно стремиться в работе. Поездка на сервис – это стресс! Основных причин две – неисправность автомобиля или ТО. Нужно понимать, что визит на сервис у клиентов ассоциируется лишь с тратой денег, и лучше бы эта необходимость не возникала никогда! Задача мастера из заведомо негативных ожиданий клиента получить положительный отзыв. Поверьте, это очень сложно! Все мы разные, у нас разное настроение, разный кругозор, разное отношение к автомобилю, а зачастую и завышенные ожидания. Поэтому помимо технических знаний нужно обладать и умением расположить клиента и вызвать его доверие. Вот почему это не мастер-приемщик или мастер-консультант – это мастер-универсал. Любые действия работников должны быть по-человечески справедливы. Это залог долгих дружеских отношений с клиентом. И вам никогда не будет стыдно при встрече смотреть в глаза людям и вне стен дилерского центра».
«С каждым днем современный мастер-консультант все больше осознает, что “не каждая продажа должна состояться сегодня”»
Важно, чтобы и сам сотрудник осознавал значимость своей квалификации, в этом случае клиент уже при первом знакомстве может почувствовать, что перед ним профессионал. Тренируйте ваших специалистов правильно представляться. Часто на тренингах моя рекомендация представляться сотрудниками сервиса и кузовных станций воспринимается неоднозначно: «Добрый день, мастер-консультант Евгений, ваш мастер-консультант». Или: «Добрый день, меня зовут Евгений, сегодня я буду вашим консультантом сервиса». Но часто через некоторое время я получаю письма, подтверждающие верное попадание в термин «индивидуальный подход» к каждому клиенту со стороны представляющихся по-новому сотрудников. Было время, когда руководители подразделений высказывались против того, чтобы клиент обслуживался у одного и того же мастера-консультанта. Теперь же эта позиция изменилась. Мы говорим о сервисных консультантах как личных врачах, иногда даже людях, которым нужно выслушать проблему клиента, возникшую у него по дороге или даже, может быть, в бизнесе и личной жизни.
После такого представления по телефону или во время визита на сервис («я ваш…») клиенты просят пригласить своего мастера-консультанта, своего сервисного консультанта, своего консультанта по сервису.
Налаженный контакт с клиентом явно уводит от простого приема автомобиля в ремонт. Во многих случаях, к сожалению, происходит так, что сотрудник, представившись, тут же начинает разговор об автомобиле. Но предполагается, что для установления контакта сервисный консультант уточнит у клиента, как он добрался до дилерского центра, поговорит о простых житейских вещах (погоде или предстоящих праздниках), предложит воду, чай или кофе – все это в зависимости от настроя и настроения клиента. Только не сразу об автомобиле! Иначе чем мы отличаемся от приемщиков стеклотары?
В завершение несколько слов о выдаче автомобиля из ремонта. Нам хорошо известно, что этот момент является стартом новых коммуникаций с клиентом, часто запускающих процесс продажи отложенных ремонтов. Нам очень тяжело донести до приемщика, почему разъяснение произведенных работ клиентам важно при выдаче автомобиля. Даже тем, которые говорят, что консультировать их не нужно («главное, машину отремонтируйте»), все равно интересно узнать, что было сделано и что полезно на будущее.
Консультант сервиса остается им не только во время обращения клиента на сервис, но консультирует, поддерживает клиентов и после обслуживания. К нему можно обратиться в любой момент, например, посоветоваться. С каждым днем современный мастер-консультант все больше осознает, что «не каждая продажа должна состояться сегодня».
Приемщик или консультант? Выбирать, конечно же, вам. Но, как видно из приведенных мнений профессионалов автомобильного бизнеса, решение однозначно – дилемме конец. Консультант! Уж не приемщик точно!
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№5 за 2013 год.
Ямщик — Википедия
Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных слободах, устраиваемых в городской черте.
Ямщик (др.-рус. «ꙗмьщикъ», «ямьщикъ»[2]) — слово тюркского происхождения[3]. Слово «ям» (др.-рус. «ꙗмъ»), от которого происходит термин «ямщик», согласно исследованиям И. И. Срезневского, встречается в ярлыках ханов Золотой Орды, выдававшихся ими для русских князей. Он обозначает ямскую повинность, денежный сбор на ямскую гоньбу. Тот, кто взимал повинность с гонцов, в древнерусском языке назывался «ямник» («ꙗмьникъ»), начальник над «ямниками» назывался «ямщик» («ꙗмьщикъ»)[2]. Впоследствии самих гонцов стали называть «ямщиками» («ꙗмьщиками»).
Как считает Б. М. Кисин, слово «ямщик» восходит к слову «ям», возникшему от тат. «дзям» — «дорога». Последнее также является исходным словом при образовании понятия «ямская повинность», которым обозначали тягловую повинность населения России XVI века. При этом ямщиком называли лицо, исполнявшего эту повинность[4].
Согласно М. Фасмеру, русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова «jamčy» («почтовый гонец»)[5].

Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[6].
В XVI веке немецкий путешественник Герберштейн восторженно сообщал о ямской гоньбе в России. Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне[7].
В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы, городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными.[источник не указан 941 день] Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян.
При строительстве Петербурга из крестьян, направленных в 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём»[8], где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода.
Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке (и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально), и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке.
Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту
— Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга…[9]
Как отмечал И. Пушкарёв в 1839 году[10], «ямщики, кроме извозничества, мало занимаются ремёслами, однако ж некоторые из них имеют довольно хорошее состояние». Кроме того, у этого же автора приводится демографический состав этой прослойки, и, сообщая общую численность проживавших в Петербурге на 1 января 1838 года (&&&&&&&&&0328719.&&&&&0328 719 мужчин и &&&&&&&&&0138806.&&&&&0138 806 женщин), он указывает: «14. Ямщиков: муж. 2,153, женск. 997 чел.»[9]. В данном случае в число «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола.
Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России.
В Русском государстве в XVII—XVIII веках существовала государственная ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку:
![]() | Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. Казаки природные сначала смеялись над невесть откуда взявшимися „ямскими“, но последние не раз примерами мужества доказывали право именоваться казаками. | ![]() |
По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию.
Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. 20 октября 1812 года в его рядах было 788 человек, вооруженных пиками и саблями. Командир полка — майор Ф. И. Бешенцов. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. И. Дибича, В. И. Гарпе, М. С. Воронцова и И. Н. Галатте де Жепола на территории Пруссии, герцогства Варшавского, Саксонии, Мекленбурга, в 1814 году — на территории Франции. 2 июня 1814 года полк расформирован.
- Фигура ямщика запечатлена во многих произведениях литературы, искусства и народного творчества, например:
- А. С. Пушкин. Зимняя дорога.
- В. И. Майков. Елисей, или Раздражённый Вакх[11].
- И. С. Никитин. Жена ямщика; Рассказ ямщика.
- Н. А. Некрасов. В дороге.
- А. П. Чехов. Происшествие (Рассказ ямщика); Почта.
- В. Г. Короленко. Государевы ямщики[12].
- С. А. Есенин. Ямщик.
- Николай Симаков. Рассказ ямщика (Воспоминания, навеянные грустью)[13].
- Павел Харитонов-Ойуку. Ямщики на Лене[14].
- Картина В. А. Тропинина «Ямщик, опирающийся на кнутовище».
- Картина А. Е. Архипова «Рязанский ямщик».
- Множество народных песен (или ставших таковыми) — «Рассказ ямщика» («Когда я на почте служил ямщиком…»), «Вот мчится тройка почтовая», «Однозвучно звенит колокольчик», «Вот мчится тройка удалая», «Степь да степь кругом», «Песнь ямщика» и др., а также известный романс «Ямщик, не гони лошадей» (существует в нескольких версиях)[15]:
![]() | Ямщик, не гони лошадей, | ![]() |
- ↑ Ямщиков; Ямщик; Ямщина; Ямщицкий; Ямщичий; Ямщичка; Ямщичкин; Ям // Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением Императорской академии наук. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1847. — Т. 4. — С. 482—483. — 487 с.
- ↑ 1 2 Срезневский И. И. Ям; Ямник; Ямный; Ямщик; Ямщина // Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: труд И. И. Срезневского / Издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1912. — Т. 3 (Р — Я и дополнения). — С. [833—834] (стб. 1658—1659).
- ↑ Фасмер, 1987, с. 557.
- ↑ Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. — М.: Просвещение, 1969. — С. 30. — 240 с. — 100 000 экз. (Проверено 1 апреля 2010) Архивировано 3 апреля 2007 года.
- ↑ Фасмер, 1987, с. 555, 557.
- ↑ Ямщики — Энциклопедический справочник
- ↑ Алмазов Б. А. Ямщики // Прощайте и здравствуйте, кони! — Л.: Детская литература, 1978. — Гл. 5. Кто как ездил? — 208 с.
- ↑ Пушкарёв И. Описание Санктпетербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии. — СПб.: Издано собственным иждивением автора, 1839. — 240 с.
- ↑ 1 2 Пушкарёв, 1839, с. 48
- ↑ Пушкарёв, 1839, с. 49.
- ↑ Майков В. И. Елисей, или Раздражённый Вакх // Избранные произведения / В. И. Майков. — М.—Л., 1966. — (Библиотека поэта; Большая серия). (Проверено 11 ноября 2010)
- ↑ Короленко В. Г. Государевы ямщики // Сибирские рассказы и очерки / В. Г. Короленко. — М.: Художественная литература, 1980. (Проверено 11 ноября 2010)
- ↑ Симаков Н. Рассказ ямщика (Воспоминания, навеянные грустью) (неопр.). Рассказы. Воспоминания. Нижегородский литературный журнал; litzur.narod.ru; Валерий Киселев. Дата обращения 11 ноября 2010. Архивировано 9 февраля 2012 года.
- ↑ Петровская О. Под перезвон ямщицких колокольцев сплелись судьбы, история двух народов // Якутия. — 2000. — 28 июня. (Проверено 11 ноября 2010) Архивировано 11 января 2012 года.
- ↑ См. статью Ямщик, не гони лошадей.
- ↑ См. также статью Львов, Николай Александрович.
- ↑ Алиса — Ямщик (аккорды, тексты песен, табулатуры) (неопр.) (недоступная ссылка). Песни. Pesni.Ru; Александр Букреев. Дата обращения 11 ноября 2010. Архивировано 7 января 2012 года.
- ↑ Музей ямщика (Гаврилов-Ям) (неопр.) (недоступная ссылка). Музеи России. Российская сеть культурного наследия Электронное издание «Культурное Наследие» (24 июня 2005). Дата обращения 11 ноября 2010. Архивировано 17 октября 2010 года.
- ↑ Газета «Ямщик» (неопр.) (недоступная ссылка). УФПС Иркутской области — филиал ФГУП «Почта России». Дата обращения 11 ноября 2010. Архивировано 22 января 2011 года.
- Иванов П. Синий зипун, красный кушак. Ямская гоньба от монголов до железных дорог // Родина. — 2001. — № 12. (Проверено 11 ноября 2010)
- Карнович Е. П. Русские почты в XVII и начале XVII столетия // Исторический вестник. — 1884. — Т. XV. — С. 615—625.
- Молотилова Л. К. Российские ямщики // Девичник. — 2002. — № 2. (Проверено 11 ноября 2010)
- Фасмер М. Ямщик // Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева; Под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стереотипн. — М.: Прогресс, 1986. — Т. 4 (Т — Ящур). — 864 с.
- Ям, селение на почтовом тракте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ямская повинность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ямщик — статья из Большой советской энциклопедии. (Проверено 11 ноября 2010)
- Ямщик // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
Ямщик – это… определение и история
Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. В целом это определение недалеко от истины, хотя понятие имеет более широкое значение. Рассмотрим, кто такой ямщик, каковы особенности этой профессии? Что такое «ямская гоньба»?
Значение
Ямщик – это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие.

Ямская гоньба
Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.
Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.
Повинность

Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях:
- доставка почты;
- перемещение грузов;
- перевозка государственных деятелей и дипломатов.
Изначально ямщики — это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название «ямщик». Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье.

Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили.
Таким образом, ямщик – это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.