Информатика вид списка: Список (информатика) — Википедия – Attention Required! | Cloudflare

14. Списки (основные виды и способы реализации).

Линейный однонаправленный список — это структура данных, состоящая из элементов одного типа, связанных между собой.

В информатике линейный список обычно определяется как абстрактный тип данных (АТД), формализующий понятие упорядоченной коллекции данных.

На практике линейные списки обычно реализуются при помощи массивов и связных списков. Иногда термин «список» неформально используется также как синоним понятия «связный список».

К примеру, АТД нетипизированного изменяемого списка может быть определён как набор из конструктора и четырёх основных операций:

операция, проверяющая список на пустоту;

операция добавления объекта в список;

операция определения первого (головного) элемента списка;

операция доступа к списку, состоящему из всех элементов исходного списка, кроме первого.

Характеристики

Длина списка. Количество элементов в списке.

Списки могут быть типизированными или нетипизированными. Если список типизирован, то тип его элементов задан, и все его элементы должны иметь типы, совместимые с заданным типом элементов списка. Обычно списки, реализованные при помощи массивов, являются типизированными.

Список может быть сортированным или несортированным

В зависимости от реализации может быть возможен произвольный доступ к элементам списка.

15. Структуры данных «Стеки и очереди». Принципы работы.

В списках доступ к элементам происходит посредством адресации, при этом доступ к отдельным элементам не ограничен. Но существуют также и такие списковые структуры данных, в которых имеются ограничения доступа к элементам. Одним из представителей таких списковых структур является стековый список или просто стек.

Стек (англ. stack – стопка) – это структура данных, в которой новый элемент всегда записывается в ее начало (вершину) и очередной читаемый элемент также всегда выбирается из ее начала (рис. 30.1). В стеках используется метод доступа к элементам LIFO ( Last Input – First Output, "последним пришел – первым вышел"). Чаще всего принцип работы стека сравнивают со стопкой тарелок: чтобы взять вторую сверху, нужно сначала взять верхнюю.

Стек как динамическую структуру данных легко организовать на основе линейного списка. Поскольку работа всегда идет с заголовком стека, то есть не требуется осуществлять просмотр элементов, удаление и вставку элементов в середину или конец списка, то достаточно использовать экономичный по памяти линейный однонаправленный список. Для такого списка достаточно хранить указатель вершины стека, который указывает на первый элемент списка. Если стек пуст, то списка не существует, и указатель принимает значение NULL.

Очередь – это структура данных, представляющая собой последовательность элементов, образованная в порядке их поступления. Каждый новый элемент размещается в конце очереди; элемент, стоящий в начале очереди, выбирается из нее первым. В очереди используется принцип доступа к элементам FIFO ( First Input – First Output, "первый пришёл – первый вышел"). В очереди доступны два элемента (две позиции): начало очереди и конец очереди. Поместить элемент можно только в конец очереди, а взять элемент только из ее начала. Примером может служить обыкновенная очередь в магазине.

Очередь как динамическую структуру данных легко организовать на основе линейного списка. Поскольку работа идет с обоими концами очереди, то предпочтительно будет использовать линейный двунаправленный список. Хотя для работы с таким списком достаточно иметь один указатель на любой элемент списка, здесь целесообразно хранить два указателя – один на начало списка (откуда извлекаем элементы) и один на конец списка (куда добавляем элементы). Если очередь пуста, то списка не существует, и указатели принимают значение NULL.

виды списков и операции с ними.

Текстовый процессор – программа, предназначенная для создания, редактирования и форматирования текстовых документов.

Списки - это совокупность абзацев, которые содержат перечисления и оформлены в виде пунктов. Современные правила оформления документов достаточно часто требуют присутствия маркированных и нумерованных списков. Принято выделять три типа списков: маркированные, нумерованные, многоуровневые.Отличаются они способом оформления.

Маркированные списки (списки-бюллетени) используются при перечислении или выделении отдельных фрагментов текста.

Нумерованные списки применяют в тех случаях, когда важен порядок изложения, например, при описании алгоритма действий в инструкциях к техническим устройствам.

Для создания маркированного / нумерованного списка необходимо выполнить следующие действия:

  1. выделить несколько абзацев текста, предназначенных для оформления в виде списка;

  2. на вкладке ленты "Главная" в подменю "Абзац" Выбрать разделённую кнопку "Маркеры" или "Нумерация";

  3. в открывшемся диалоговом окне выбрать вид маркера из представленных образцов стрелками и нажать Enter.

Для продолжения списка необходимо поместить курсор в конце последнего абзаца списка и нажать клавишу Enter. Создаётся пустая строка с маркером и можно продолжать перечисление.

Второй способ создания списков может быть следующим: для генерации признака нумерованного списка выводят на первую позицию строки арабскую или римскую цифры или буквы латинского алфавита с последующей точкой или правой круглой скобкой; для маркированного списка ставят звёздочку в первой позиции или нажимают клавиатурную команду создания маркированного списка Ctrl+Shift+L.

Третий способ создания списков заключается в активизации разделённых кнопок "Маркеры" или "Нумерация" из контекстного меню. В этом случае сразу создаётся пустая строка с маркером по умолчанию без возможности выбора вида маркера.

При использовании первого способа в маркированных списках можно выбрать маркеры в виде галочки, кружка, квадратика, звездочки и т.д., а в нумерованных списках - маркеры в виде арабских, римских чисел, латиницы с последующей точкой или скобкой.

Для завершения любого списка достаточно дважды быстро нажать Enter. Также снять признак списка можно нажатием BackSpace в начале строки с маркером.

Для добавления нового элемента списка, внутри списка, нужно встать в конец предыдущего элемента и нажать Enter. Появится новая строка с признаком нумерации или маркировки, следующая строка сдвинется вниз, и её нумерация увеличится.

Элементы списков можно сортировать по алфавиту, выполнив следующие действия:

  1. выделить элементы списка;

  2. активизировать кнопку "Сортировка" на вкладке ленты "Главная" из подменю "Абзац";

  3. в открывшемся диалоговом окне перейти на радиокнопку и выбрать вариант: "по возрастанию" или "по убыванию" и нажать кнопку "ОК".

Многоуровневый список (команда Главная – Абзац – Многоуровневый список – Определить новый многоуровневый список) – это список, который содержит вложенные списки. В многоуровневых списках может быть несколько уровней вложенности. Пользователь может изменить свойства многоуровневого списка: для каждого уровня выбрать обозначение пунктов, изменить формат номера (шрифт, размер, цвет, начертание), положение обозначения пункта каждого уровня списка, положение текста.

Операции: 1) Можно передвигать весь список влево или вправо. Щелкните маркер или цифру в списке и перетащите на новое место. Весь список переместится за указателем. Уровни нумерации не изменятся.

2) Можно увеличить расстояние между строками всех списков, сняв соответствующий флажок.

3) Преобразовать существующий список в многоуровневый можно путем изменения уровня иерархии элементов в списке.

Урок по информатике на тему "Списки"

Жангарашова Марал Кабдикаримовна

ГККП «Алматинский областной колледж инновационных

технологий в сфере сервиса и питания»

Тема урока: Списки и расположение текста в колонках

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с возможностями создания списков разного вида и по созданию многоколоночного текста.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление

  3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимательности.

Тип урока: теоретический урок

Формы организации обучения:групповая

Межпредметные связи: геометрия

Оборудование:

программное обеспечение Power Point, Excel, персональный компьютера

Литература: Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов Ф.Б. «30 уроков по информатике», Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун «Информатика» 10 класс (ОГН)

Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка учащихся по журналу, проверка учебных принадлежностей

  2. Закрепление изученного ранее.

  1. Перечислите способы создания новой таблицы.

  2. Укажите клавиши перемещения по ячейкам таблицы

  3. Для чего используется команда Свойства таблицы.

  4. Как изменить размер всей таблицы,

  5. Как можно выделить один столбец или строку таблицы?

  1. Изучение новой темы:

Иногда встречаются моменты, когда в текстовом документе нужно структурировать некоторые данные для этого используется встроенная функция Списки. В данном редакторе можно создать нумерованные (каждый следующий абзац будет нумероваться очередным числом, а весь текст будет сдвигаться вправо) или маркированные (каждый следующий абзац будет отмечаться каким-то символом, а текст также будет сдвигаться вправо) списки. Для создания списка нужно выделить нужный абзац или установить курсор в том месте, где будет начинаться список.

В текстовом процессоре MS Word маркированный список можно было добавить кнопкой, она находится на вкладке ленты Главная.

hello_html_m235752c6.png

Настройка маркированного списка

В ниспадающем меню кнопки маркированного списка можно выбрать вид маркер для списка, который вам больше нравится. Для создания своего списка выбирают команду Определение нового маркера.

Если вас не устраивает ни один из предложенных вариантов, то можно нажать кнопку Символ или Рисунок для вызова расширенного перечня маркеров. Кнопка Шрифт настраивает размер, цвет и другие характеристики шрифта для маркера. hello_html_m76fe6fc9.png

Но маркированные списки встречаются в документах не так часто. Наиболее распространенный вариант списка- это нумерованный. В этом списке строки начинаются с порядковых чисел 1, 2, 3 и т.д. Для создания такого списка можно не набирать номер в начале каждой строки, а задать автоматическую нумерацию строк при помощи кнопки hello_html_21efdaa9.png

, которая находится на вкладке ленты Главная. Эта кнопка проставляет последовательные числа в начале каждого абзаца. То есть, нажатие клавиши Enter вызывает следующий номер списка. Для того чтобы закончить список, достаточно удалить лишний номер клавиши Backspace. Но бывают ситуации, когда недостаточно просто нумерации строк, требуется в качестве номера проставлять буквы a, b, c или римские цифры І, ІІ, ІІІ. Другими словами, список необходимо настраивать по определенным параметрам (нумерация, шрифт, начальный номер, и т.д.)hello_html_m7ff54e38.png

В процессе предусмотрена возможность настройки вида списка. Если возникает такая необходимость, то кнопкой hello_html_m6c6740b.png

открывают ниспадающее меню, в котором выбирают нужный вид списка.

Настройка нумерованного списка

Аналогично выбору маркера вам предоставляется возможность выбрать вид нумерованного списка: числа, буквы, со скобкой или точкой. Команда Определить новый формат номера вызывает диалоговое окно по настройке нумерованного списка вручную.

Порядок ручной настройки

  1. Выберите тип нумерации в поле Нумерация: римские или арабские цифры, буквы и т.д.

  2. В поле Формат номера аккуратно наберите символ, который будет выводиться после числа или буквы. Обычно это точка или закрывающаяся скобка. Если никаких символов выводить не требуется, то в этом окне оставьте только нумерацию.

  3. Поле Выравнивание настраивает расположение списка на странице.

  4. Кнопка Шрифт регулирует размер и начертание номера создаваемого списка.

  5. Во время настройки общий вид списка можете наблюдать в окне Образец. После всех настроек нажмите ОК.

Многоуровневый список

Такие списки можно наблюдать при составлении планов сочинений, оглавлений рефератов и т.д. Вот один из примеров такого списка

Пример многоуровневого списка

В предложенном выше списке 3 уровня. Обычно уровни различаются разным отступом от левого края абзаца. Их легко разделить, если к печатному листу вертикально списку приложить линейку. Тогда слева от линейки по вертикали хорошо видны уровни.

В нашем примере первый уровень нумеруется римскими цифрами I, II, III (строки Принтер, Сканер, Мультимедиа).
Второй уровень – арабскими числами с точкой – 1., 2., 3. (строки Матричный, Струйный, Лазерный).

Третий уровень – русскими маленькими буквами с закрывающейся скобкой – а), б), в) (Красящая лента, Краска, Картридж).

Для создания многоуровневого списка используют кнопку Многоуровневый список.

Перед выбором этой команды важно правильно определить уровни требуемого списка. Подобно настройке Нумерованного списка вам предлагается выбрать один из списков. Но, в отличие от нумерованного списка, многоуровневых списков огромное множество. Поэтому при создании своего многоуровневого списка лучше его самостоятельно настроить командой Определить новый многоуровневый список.

hello_html_m6c26bddf.png

Рисунок 58. Настройка многоуровневого списка

В диалоговом окне (рис.58) необходимо настроить параметры (формат номера, нумерация, шрифт) как для нумерованного списка, но в каждом уровне – отдельно. При создании такого списка надо быть очень внимательным, чтобы не перепутать настройки различных уровней.

Сначала выбирают уровень, начиная с первого. После этого действуют в таком же порядке, как при настройке нумерованного списка. Следуя приведенному выше примеру, получим три уровня, настроенные так, как показано на рисунке (рис.59).

hello_html_5153466f.png

Рисунок 59. Уровни списка

После настройки всех уровней нажимают OK и приступают к набору списка. На экране будет показан начальный номер первого уровня списка. В нашем примере это римская цифра 1. Вы уже знаете, что для получения следующего номера достаточно перейти на новую строку клавишей Enter. Во время набора клавиша Enter вызывает на экран следующую нумерацию текущего уровня, т.е. римскую цифру 11. Для перехода к следующему уровню (числам 1, 2, 3) нажимают кнопку вкладки ленты Главная. Обратная кнопка позволяет получить предыдущий уровень.

Рассмотрим эти переходы более подробно на нашем примере.

Порядок действий для создания списка:

  1. Набрать слово «Принтер» и нажать Enter . Появится римская цифра II.

  2. Перейти к следующему уровню кнопкой для получения числа I.

  3. Набирать список из слов «Матричный», «Струйный», «Лазерный». После каждого слова нажимать Enter (рис.60).

  4. Для изменения числа 4 на букву а) нажать кнопку .

  5. Набрать список «Красящая Лента», «Краска», «Картридж», нажимая после каждого слова Enter (рис.61).

  6. Вы находитесь на третьем уровне многоуровневого списка. Для перехода к первому уровню дважды нажать на кнопку . Появится римская цифра II.

  7. Закончить список.

  1. Практическая работа

Подготовьте по образцу списки трех типов: маркированный, нумерованный и многоуровневый.

Образец

Маркированный список

  • Компьютерное оборудование.

  • Монитор.

  • Клавиатура.

  • Принтер.

  • Программное обеспечение.

  • Операционные системы.

  • Прикладные программы.

  • Информационные материалы и документы.

Нумерованный список

Компьютерное оборудование:

  1. Монитор;

  2. Клавиатура;

  3. Принтер.

Программное обеспечение;

  1. Операционные системы;

  2. Прикладные программы.

Информационные материалы и документы.

Многоуровневый список

  1. Компьютерное оборудование:

  1. Монитор;

  2. Клавиатура;

  3. Принтер.

  1. Программное обеспечение:

  1. Операционные системы;

  2. Прикладные программы;

  1. Информационные материалы и документы.

  1. Домашнее задание. Читать конспект

  2. Итог урока. Выставление оценок

Расположение текста в колонках

В этом разделе мы будем учиться располагать текст в колонках. Многоколоночный текст можно встретить в газетах, реже в книгах и печатных документах. Разумно применять многоколоночный стиль документа в случаях, когда документ имеет абзацы, состоящие из коротких строк. Например, список предметов или текст стихотворения. Правая часть такого документа остается незаполненной, что приводит к лишнему расходу бумаги. К тому же, такой документ выглядит не эстетично. Можно разместить текст в документе более компактно, используя возможности процессор MS Word.

Для расположения текста или его части в несколько колонок используют кнопку Разметка страницы Колонки . По колонкам можно распределить уже набранный текст, а можно вначале задать разделение текста на колонки, а затем набирать текст в колонках.

Второй способ требует большего мастерства владения компьютером. Вообще, при создании многоколоночного текста необходимы хорошие навыки владения командами текстового процессора, потому что часто возникают ситуации получения не того результата, который вы ожидали. Например, колонка может переместиться на новую страницу или остаться пустой, тогда как другие колонки занимают много места и целиком заполнены. Для того чтобы оградить себя от подобного рода неприятностей необходимо помнить следующее:

  1. Деление на колонки показывается на линейке форматирования отдельными белыми полосами. В зависимости от того, в какой колонке вы находитесь, в этой части линейки показываются маркеры красной строки и границ абзаца. Следите, чтобы эти маркеры не выходили за края колонки! В противном случае часть текста будет «теряться», т.е. текст будет находиться как бы за пределами колонки.

  2. Размер колонок можно настраивать независимо друг от друга при помощи команды Разметка страницы Колонки Другие колонки.

  3. Любое действие, которое приводит к неверному распределению текста по колонкам, лучше отменить командой Правка Отменить, чем пытаться исправить. При исправлении можно окончательно испортить документ.

  4. Перед делением текста на колонки его желательно сохранить на диске, чтобы всегда можно было начать распределение сначала. В случае неудачи иногда это приводит к лучшему результату, чем попытка исправления документа.

  5. Обычно при делении на колонки выбирают альбомную ориентацию страницы, потому что тогда в ширину лист имеет большие размеры, чем в высоту, а даже две колонки занимают в ширину достаточно много места.

Порядок получения многоколоночного текста из обычного документа:

- кнопкой в диалоговом окне команды Другие колонки настраивают количество, размер и внешний вид колонок;

- флажок «Колонки одинаковый ширины» выключают, если необходимо задать ширину каждой колонки отдельно.

Промежуток – это расстояние между колонками. Его можно изменять для каждой колонки отдельно.

Обратите внимание, изменяя ширину или промежуток одной колонки, автоматический будут изменяться настройки размеров остальных колонок. Это происходит, потому что в сумме размеры не должны быть больше ширины страницы.

Результат настроек можно наблюдать на образце, расположенном в окне справа

hello_html_m58162199.png

Флажок «Разделитель» показывает, что между колонками будет проведена сплошная разделительная линия.

Не всегда деление текста на колонки соответствует смыслу документа. Получает неграмотно, если новая колонка начинается с середины предложения, или несколько слов абзаца переносятся в новую колонку. Если это возможно, то стараются подрегулировать многоколоночный текст так, чтобы его удобно было читать, не теряя смысла документа. Процессор MS Word разрешает вручную задавать начало каждой колонки. То есть, вы сами можете указать процессору, с какого слова следует начать следующую колонку.

Для того чтобы колонка начиналась строго с заданного слова, установите курсор перед этим словом и выберите команду Разметка страницы Разрывы Столбец. Если же вы сначала выбрали деление на колонки, а затем набираете текст, то следует сделать так:

- набрать текст в первой колонке;

- для перехода во вторую колонку выбрать команду Разметка страницы Разрывы Столбец. Курсор переходит в начало следующей колонки текста.

Рассмотрим эти операции на примере.

При делении текста на три колонки мы получили такой результат:

По смыслу текста следует третью колонку начать с нового абзаца, т.е. со слова «Если». Установим курсор перед словом «Если» и включим переключатель «новую колонку» команды Разметка страницы Разрывы Столбец.

Что произошло с текстам? Две колонки получились заполненными, а третья – пустая. Почему? Потому что программа не понимает, какую колонку начинать со слова «Если». Для того чтобы исправить положение, достаточно определить с какого слова начинать вторую колонку, чтобы со слова «Если» началась третья колонка. Начнем вторую колонку со слова «Internet» при помощи команды Разметка страницы Разрывы Столбец.

Теперь мы достигли желаемого результата.

Аналогично можно набирать текст, предварительно разделив страницу на колонки. При этом для перехода в новую колонку используют команду Разметка страницы Разрывы Столбец.

Для отмены деления текста на колонки надо выбрать одну колонку в команде Разметка страницы Колонки.

5.11. Оформление списков. Основы информатики: Учебник для вузов

5.11. Оформление списков

Word позволяет создавать нумерованные и маркированные списки. Нумерация в списках проставляется автоматически и меняется в зависимости от перемещения, добавления или удаления элементов списка.

Для форматирования текста в виде списков с различными значками необходимо выделить текст и воспользоваться командой панели управления, или командой Формат – Список. Если необходимо изменить размер или форму маркеров либо перейти на другую систему нумерации, надо воспользоваться диалоговым окном этой команды. Маркеры можно окрасить в другой цвет, изменить написание шрифта или выбрать любой другой символ из таблицы.

При создании нумерованных списков также можно применять различные замысловатые виды, если вас не устраивают те, которые предлагаются по стандарту.

В списки можно добавлять или удалять элементы. При этом они автоматически оформляются по заданному образцу.

При создании многоуровневых списков надо сначала определить тип оформления, а затем, используя кнопку смещения табулятора на панели инструментов, указать уровень для каждого элемента списка.

Нумерация, упорядочивание по алфавиту

Для упорядочивания по алфавиту (слов или по первым словам абзаца) необходимо опять же выделить текст и воспользоваться меню Таблица – Сортировка.

Если текст находится в таблице, то его тоже можно пересортировать в нужном порядке.

Упражнение

Используя команду Список в меню Формат, наберите приведенный ниже текст, а затем разбейте его на две колонки при помощи команды Колонки и оформите списки по образцу.

Упражнение

Создайте следующие многоуровневые списки:

Институт экономики, права и естественных специальностей, именуемый в дальнейшем «Институт», в лице его ректора Иванова И.И, с одной стороны, и ОАО «Хакеры», в лице его директора Петрова П.П., именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили договор о нижеследующем.

1. Заказчик поручает, а Институт обязуется обучить одного сотрудника на компьютерных курсах «Помощник руководителя» в объеме 80 учебных часов (основы работы с программами Windows 95, Word 97, Excel 97, Internet Explorer, Outlook Express, Консультант Плюс).

2. Заказчик производит оплату за обучение одного сотрудника в размере 1600 р.

3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, все экземпляры аутентичны, один экземпляр находится в Институте, один экземпляр – у Заказчика.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Программирование списков - Представление знаний

На практике часто встречаются задачи, связанные с перечислением объектов. В некоторых случаях при решении задач важно сохранять ин­фор­ма­цию об уже сделанных шагах решения, чтобы их не повторять. Такую операцию удобно реализовывать помощью списков.

Список — это простая структура данных, широко используется в не­чис­­ловом программировании. Список представляет собой после­до­ва­тель­ность, составленную из произвольного числа элементов.

Например, перечисление объектов: Мери, Джон, Том, Анн можно записать так:

["Мери", "Джон", "Том", "Анн"]

Элементами списка могут быть любые структуры.

Первый элемент называется головой списка, остальная часть — хвостом. Например, для списка

[a, b, c, d, e]

a — это голова, а хвостом является список [b, c, d, e]. Для представления пустого списка используется [].

На практике часто бывает удобным трактовать хвост списка как самостоятельный объект, используется вертикальная черта, отделяющую голову от хвоста:

L=[a|[b, с]]=[a, b|[c]]=[a, b, c|[]]

Можно определить список рекурсивно.

Список — это структура данных, определяемая следующим образом:

  • список является пустым,
  • либо состоящим из двух компонентов, называемых головой и хвостом списка. Головой списка может быть элемент любого типа, а хвост должен быть, в свою очередь, списком.

Определение списка через его голову и хвост в сочетании с рекурсией ле­жит в основе большого числа программ, оперирующих со списками. Эти про­грам­мы состоят:

  • из факта, ограничивающего рекурсию и описывающего операцию для пусто­го списка;
  • из рекурсивного правила, определяющего операцию над списком, состоящим из головы и хвоста (в голове правила), через операцию над хвостом (в подцели).

Перед использованием списка в программе его необходимо описать.

domains
element= integer % тип данных элементов списка
list= element*

Для того чтобы использовать предикат к спискам различного типа, необходимо описать один и тот же предикат для всех типов списков.

domains
list1=integer*
list2=string*
predicates 
member (integer, list1) 
member (string, list2)

Предположим, что есть база данных с фактами о разных людях, и каждый факт связывает имя человека и его массу. Если необходимо объединить данные о массе всех людей в единой списковой переменной L, то используется стандартный предикат findall.

domains
list=integer*
predicates
person(string,integer)
clauses
person(dan,70).
person(ann,80).
person(ben,77).
 
goal findall (X, person(_,X), L), write(L).
[70,80,77] L=[70,80,77]
1 Solution

Пример 1. Принадлежность элемента списку.

Составление программы для отношения принадлежности может быть основано на следующих соображениях:

а) X есть голова L, либо

б) X принадлежит хвосту L

predicates
member (type, list)
clauses
member (H,[H|T]).
member (H,[Y|T]):- member (H,T).

Применять member можно в двух направлениях

goal member (1,[2,3,1,2]).
yes
 
goal member (X,[1,2,3]).
X=1
X=2
X=3
3 Solutions

Пример 2. Соединение двух списков.

Для написания программы удобно воспользоваться графическим представлением.

image001image001

Необходимо рассмотреть два случая:

  • присоединение пустого списка [] к другому списку L есть тот же самый список L.
  • присоединение к списку [H|T] списка P есть присоединение хвоста T к списку P и к результату добавить голову H.
predicates
append (list, list, list)
clauses
append ([],L,L).
append ([H|T],P,[H|Y]): - append (T,P,Y).
 
goal append ([1,2],[3,4],X).
X=[1,2,3,4]
 
goal append (X,[3|Y],[1,2,3,4,5]).
X=[1,2]
Y=[4,5]
 
goal append (_,[X,3,Y|_],[1,2,3,4,5,6]).
X=2
Y=4
 
goal append (X,[3,4,5|_],[1,2,3,4,5,6,7]).
X=[1,2]

Пример 3. Удаление элемента из списка.

predicates
delete(type, list, list)

Отношение delete можно определить аналогично принадлежности:

  • если Х является головой списка, тогда результатом удаления будет хвост этого списка;
  • если Х находится в хвосте списка, тогда его нужно удалить оттуда.
clauses
delete (X,[X|T],T).
delete (X,[Y|T],[Y|T1]): -
delete (X,T,T1).

Отношение delete недетерминированно.

goal  delete (1,[1,2,1,1],L).
L=[2,1,1]
L=[1,2,1]
L=[1,2,1]
3 Solutions

Пример 4. Перестановки.

Иногда бывает полезно построить все перестановки некоторого заданного списка. Для решения удобно воспользоваться графическим представлением:

image002

predicates
reverse (list, list)
insert (type, list, list)
clauses
reverse ([],[]).
reverse ([X|L],P): - reverse (L,L1),
insert (X,L1,P).
insert (X,List,Biglist): -
delete (X,Biglist,List).
goal reverse ([1,2,3],L).
L=[1,2,3]
L=[1,3,2]
L=[2,1,3]
L=[2,3,1]
L=[3,1,2]
L=[3,2,1]
6 Solutions

Пример 5. Печать элементов списка.

predicates
write_list (list)
clauses
write_list ([]).
write_list ([H|T]): - write (H), nl,
write_list (T).

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение списку.
  2. Что означает запись:
    domains 
    k=integer
    p=k*
    r=p*
     
  3. Поясните работу предиката findall.
  4. Напишите программу, сортирующий список по методу пузырька.
  5. Дайте определение операции отсечения головы списку.
  6. Каким образом решить задачу, если необходимо в списке объединять разнородные объекты?
  7. Промоделировать массив 3*10 с помощью списка.
  8. Прочитайте декларативно и процедурно определение предиката member.
  9. Как будет описан в domains список, состоящий из букв и чисел?
  10. Определите список через двоичное дерево.
  11. Сравните описание списка в Prolog и Pascal.
  12. Сформулируйте алгоритм решения задачи со списками.
  13. Выделите в рекурсивном определении списка граничное условие, общее условие.
  14. Напишите программу, преобразующую список целых чисел в двоичное дерево.

Материал по информатике и икт (6 класс) на тему: Тема урока: Маркированные и нумерованные списки.

Урок:______

Дата:______

Тема урока: Маркированные и нумерованные списки.

Цели урока:

  1. Учебная: 

освоить основные приемы по созданию списков в текстовом редакторе Word. Закрепить умения и навыки работы с нумерованными и маркированными списками.

  1. Развивающая: 

развивать умения рационально организовать свою деятельность.

  1. Воспитательная: 

воспитывать уважение к своему и чужому труду, прививать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок изучения нового материала, работа за ПК.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • Интернет, образовательный портал  www.bilimland.kz
  • программное обеспечение: текстовый редактор Word;
  • мультимедийный проектор;
  • опорный конспект
  • карточки с практическими заданиями

Используемые приемы и методы: беседа, фронтальный опрос,  наглядные, репродуктивные, частично – поисковые.

Используемые формы познавательной деятельности:

  • индивидуальная.

Межпредметные связи: самопознание (позитивный настрой, минута тишины).

Ученики должны знать:

  • понятие списка, виды списков (нумерованный, маркированный, многоуровневый),
  • простые способы создания, нумерованного и маркированного списков;
  • способы преобразования текста в список;
  • способ создания многоуровневого списка.

Ученики должны уметь:

  • создавать нумерованный и маркированный список самым простым способом;
  •  преобразовывать текст в список различными способами;
  • создавать и форматировать многоуровневые списки.
  1. Организационная часть.

Здравствуйте уважаемые гости, ребята.

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнѐм, наш урок сейчас начнѐм.

Учитель: Говорят, как день начнешь, так его и проведѐшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу, пожелаем друг другу удачи и с таким настроением проведѐм весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Тема, постановка цели, мотивация.

Охрана труда.

Напоминание о технике безопасности и правилах поведении при работе  в компьютерном классе.

  1. Повторение пройденного материала
  1. Что такое текстовый редактор?
  2. Ответ: Текстовый редактор – это прикладная программа, которая позволяет создавать текстовые документы, редактировать их, форматировать, распечатывать.
  3. 2. Как запустить программу Microsoft Word  через пуск?
  4. Ответ:  Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Word
  5. 3. Перечислите ещё несколько команд запуска программы Microsoft Word ?
  6. Ответ: через поиск, ярлык созданный на рабочем столе пользователем, и через контекстное меню создать.
  7. 4. Расширение типа файла Microsoft Word ?
  8. Ответ: .DOCX, .DOC.

4. Изучение нового материала

- Ребята, перед тем как мы с вами начнем тему, я бы хотела вам предложить просмотр небольшого видеоролика об электронных книгах

http://bilimland.kz/ru/user/library#lesson=11868.

- Итак, мы с вами просмотрели ролик об электронных книгах…

Так вот, ребята, чтобы сначала написать электронную книгу, нам больше всего что нужно?

Ответы детей: компьютер, клавиатура, мышь, текстовый процессор Microsoft Office Word.

- Молодцы, ребята. Теперь мы постепенно переходим к нашей сегодняшней теме урока «Нумерованный и маркированный списки.».

- Эта тема нам очень необходима, и мы с вами обязательно должны знать, что это такое, как в прочем и для написания книг нам это будет нужно в первую очередь.

- А теперь, попрошу внимания на доску! Будем пошагово изучать каждый список, по слайдам.

Самый простой способ создания

нумерованного, маркированного, многоуровневого списка:

Первый абзац, входящий в список, начинаем с номера (1), нажав в Строке

меню Главная.

а) Нумерация для нумерованного списка.

б) Маркеры для маркированного списка.

в) Многоуровневый для смешанного создания списка.

Или же использовать контекстное меню.

В конце абзаца нажать Enter. Word автоматически перейдет к следующему пункту.

Для окончания списка дважды нажать Enter.

В программе Word возможны 3 типа списков:

Нумерованный

  1. Иностранный язык
  2. Физкультура
  3. Алгебра
  4. История
  5. Информатика

Маркированный

  • Иностранный язык
  • Физкультура
  • Алгебра
  • История
  • Информатика

Многоуровневый

  1. «Мастерица»;
  2. «Экологический»;
  3. «В мире компьютеров»:
  1. 3 класс;
  2. 5 класс;
  3. 8 класс.
  • «Футбол»;
  • «Легкая атлетика»;
  • «Лыжи».

(слайд1)

Как вы видите наши три вида списков находятся на панели Главная и совсем рядом друг с другом. Разберем по порядку каждый из них.

  1. Нумерованный список. Когда кликнете на его значок, то у вас появляется следующее контекстное меню (слайд 2)

В появившемся контекстном меню вы видите все разновидности нумерованного списка. Вы можете просто выбрать подходящий вам вид списка, лишь кликнув на него левой кнопкой мыши. Но если, же из данных видов вам, ни один не понравился, вы можете сделать свой вид списка, нажав на кнопку «Определить новый формат номера». Перед вами откроется еще одно контекстное меню,

(слайд 3)

в котором вы сможете выбрать подходящий для себя номер вариант списка, поменять шрифт, по необходимости, а также можете адаптировать формат номера на любой другой знак, который вас устраивает, например: тире.

- Так, это был первый вид списка - нумерованный.

А) Понятно, что из себя представляет нумерованный список?

Б) В какой вкладке находятся списки?

В) Что нужно делать, чтобы добавить новый нумерованный список?

- А теперь переходим ко второму виду списка.

  1. Маркированный список. Слева рядом с нумерованным списком находится второй вид - маркированный список. Давайте посмотрим, кликнув, по нему левой копкой мыши. Перед вами открывается контекстное меню(слайд 4)

где вы можете увидеть разновидности маркеров, применяющиеся в маркированном списке. Вы можете выбрать себе любой вид  маркера, который предлагает нам текстовый процессор по умолчанию. Но если же вас не устраивают данные виды маркера, то вы можете создать свой, нажав на кнопку «определить новый маркер». Перед вами откроется новое контекстное меню(слайд 5)

где вы можете выбрать из какой категории хотите создавть маркер, из катеории символы или рисунки. Рассмотрим обе катеогрии. Нажав на кнопку символ перед вами откроется окно «Символы» (слайд 6)

здесь вы без труда сможете выбрать любой, понравившийся вам символ, включенный в один из шрифтов, потом нажать на кнопку ОК и использовать его в качестве нового маркера.

Также вы можете создать новый маркер на основе рисунка. Нажимаем на кнопку «Рисунок» перед вами появляется окно(слайд 7)

В данном окне вы выбираете подходящий рисунок и нажимаете ОК. Выбранный вами рисунок будет отображаться как один из видов маркированного списка.

Это был второй вид списка…

- Есть вопосы по данному виду списка?

- Как мы можем добавить новый маркер?

- Из каких категорий можно добавлять новые маркеры?

- Как нужно искать нужный символ, если не видишь его среди тех, которые сейчас на экране?

- Так, молодцы, ребята! Переходим к третему виду списка!

  1. Многоуровневый список. Это третий вид списка из нашей темы. Данный вид списка отличается от остальных, тем, что, он смешанный. (слайд 8)

Как видите, в разновидность многоуровневого списка входит как цифры, буквы, так и символы, и другие варианты списков. Здесь так же, как и в предыдущих двух списках, тоже можно менять и создавать свой вид списка, нажав на кнопку«определить новый многоуровневый список». Перед вами появиться окно

(слайд 9 )

где вы сможете выбрать любой из уровней списков, предлагаемых Word и если нужно связать список с заголовком то, свяжите уровень списка со стилем. Затем нажимаете на кнопку ОК.

Это был третий вид списка..

- Что такое многоуровневый список?

- Чем отличается многоуровневый список от остальных?

- Где можно применять данный вид списка?

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете!

5. Актуализация знаний. Инструктаж учителя.

        Практическая работа  по изучаемой теме.

  1. По карточкам дано три задания. Все разные по уровню сложности…

Задание №1.  Создать нумерованный список основных составных частей устройства ПК по образцу.

  1. Системный блок
  2. Монитор
  3. Клавиатура
  4. Мышь
  5. Системная плата
  6. Процессор
  7. Оперативная память
  8. Платы расширений
  9. Блок питания
  10. Оптический привод
  11. Жёсткий диск
  12. Мышь
  13. Клавиатура

Задание №2.  Создать  из нумерованного списка маркированный.

  • Системный блок
  • Монитор
  • Клавиатура
  • Мышь
  • Системная плата
  • Процессор
  • Оперативная память
  • Платы расширения
  • Блок питания
  • Оптический привод
  • Жёсткий диск
  • Мышь
  • Клавиатура
  1. Системный блок
  2. Монитор
  3. Клавиатура
  4. Мышь
  5. Системная плата
  6. Процессор
  7. Оперативная память
  8. Платы расширений
  9. Блок питания
  10. Оптический привод
  11. Жёсткий диск
  12. Мышь
  13. Клавиатура

Задание №3.  Создать из маркированного списка нумерованный. С помощью команды копирования.

  • Дискета
  • ОЗУ
  • Лазерный диск
  • Жёсткий диск
  • Flash-носитель
  1. Дискета
  2. ОЗУ
  3. Лазерный диск
  4. Жёсткий диск
  5. Flash-носитель

Задание №4.  Создать многоуровневый нумерованный список по образцу.

  1. Компьютер
  1. Системный блок
  1. Материнская плата
  2. Жёсткий диск
  3. ОЗУ
  4. ПЗУ
  5. Видео карта
  6. Звуковая карта
  7. Сетевая плата
  1. Клавиатура
  1. Функциональные клавиши
  2. Основные клавиши
  3. Клавиши управление курсором
  4. Дополнительная клавиатура
  1. Мышь
  1. Левая кнопка мыши
  2. Правая кнопка мыши
  3. Колесо прокрутки

По итогам проверка практической работы.

6.Мозговой штурм 

Отгадайте сами слова, а затем те компьютерные термины, которыми они «начинены», то есть «начинкой»

  • Знак, делающий бумагу документом (печать).
  • Соцветие у кукурузы (початок).
  • Начало, первые ростки чего-либо (зачатки).
  • Одежда для рук (перчатки)
  • в РФ и задние парты в классе (Камчатка).
  • Мнение, сложившееся после знакомства (впечатление).
  • Сражение (битва).
  • Предмет для удара в спортивной игре (бита).
  • Монастырь (обитель).
  • Житель (обитатель).
  1. Дебрифинг. Подведение итогов урока.

Вопросы учащимся

  1. Какими 3-мя способами можно напечатать списки?

Ответ: нумерованный, маркированный, многоуровневый

  1. Назвать способы для формирования нумерованного списка

Ответ: 1 способ) через строку Меню: Главная    нумерация; 2 способ) через контекстное меню;

6.Домашняя работа

        А) конспект в рабочей тетради;

  1. (дополнительно для учеников имеющих компьютер.) Создать список 6 класса 2-мя способами. Поставить по алфавиту, учитывать название шрифта, размер шрифта, начертание.

7.Итог

Оценочный лист - самооценка. Выставление оценок.

Задание

Соответствующий знак

+

Соответствующий

знак

-

Проверка домашнего задания

Практическая работа 1

Практическая работа 2

Практическая работа 3

Практическая работа 4

Рефлексия (фронтальный опрос)

Дополнительный вопрос

4+ «5»

3+ «4»

2+ «3»

1+ «2»

  1. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза…дыхание ровное, спокойное…всегда  верьте в себя, тогда и возможности  будут безграничны…Любви вам и Добра…

Определи свою ступень мотивации овладением ИКТ.

ФИ________________________________

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о