Как стать конструктором: На что живут инженеры-конструкторы — The Village – Инженер-конструктор сегодня. CAD-моделирование. Личный опыт

Работать инженером-конструктором дома очень просто! Кто может стать таким специалистом

Несомненно, работа в офисе остается основой деятельности большинства квалифицированных специалистов. Впрочем, все более плотно на такой формат работы наступает фриланс – удаленная работа привлекает своей свободой, перспективами, удобством и действительно составляет серьезную конкуренцию офису. Инженер конструктор, для которого разработка чертежей, схем, моделей, конструкций является основой заработка за компьютером, может сегодня легко перенести свою занятость из офиса на фриланс.

Содержание

  • 1 Кто может зарабатывать дома как инженер конструктор?
  • 2 Особенности работы инженера на дому
  • 3 Преимущества фриланса
  • 4 Как находить заказы в сети?

Кто может зарабатывать дома как инженер конструктор?

1________-1

Фриланс позволяет получать неплохие деньги при достаточно небольшой продолжительности рабочего дня. Инженер конструктор – одна из тех профессий, которые сегодня чрезвычайно востребованы в сети.

Специалисты, которые занимаются трехмерным моделированием, КМД чертежами, разработкой схем и конструкций на базе такого программного обеспечения, как автокад, не останутся без работы в интернете.

Разработка чертежа КМД, для которой обычно необходим автокад, особенно для крупных конструкторских бюро и фирм, может приносить зарплату, превышающую обычный оклад в офисе в 2-3 раза.

Идеальный инженер конструктор на сегодняшний день, это, пожалуй, универсальный специалист, который умеет разрабатывать КМД чертежи, работать с программой autocad и разбирается в 3d-моделировании. Конечно, стоит учесть, что фриланс способен приносить достойную зарплату только при высоком качестве и скорости выполнения заданий, поэтому если вы привыкли к спокойной размеренной офисной занятости, то десятки проектов на autocad и КМД чертежей в неделю могут подтолкнуть вас в итоге к выводу, что фриланс чрезвычайно напряженная форма деятельности.

Особенности работы инженера на дому

Фриланс – необычная форма работы, и даже если вы опытный инженер конструктор, который работает со сложными КМД чертежами и таким программным обеспечением, как autocad, вам все равно придется столкнуться с некоторыми трудностями. Как известно, фриланс – это свобода, однако на самом деле распоряжаться этой свободой бывает очень непросто. Вы должны научиться полностью планировать свой рабочий день, сами следовать рабочему графику, выполнять определенный объем работы и вовремя сдавать его заказчику.

Основная трудность работы в сети заключается в том, что вы должны контролировать рабочий день и выполнять взятые на себя обязанности. Вас никто не будет подгонять, и поэтому если вы взялись за сложные КМД чертежи в autocad и немного расслабились, так как работа на дому может выполняться в любое время, перед сдачей проекта придется серьезно потрудиться.

Нередко инженер конструктор вынужден смиряться с тем, что разработка КМД чертежа в autocad выполняется ночью и сдается сутра. Ведь трудно порой рассчитать время правильно и выполнять работу точно в срок. Фриланс позволяет начинать работу в любое время и наличие свободного времени иногда играет с вами злую шутку. Разработка КМД чертежа в autocad в итоге начинается нередко в обед, однако на самом деле все в ваших руках и зависит от того, как вы организуете свою работу.

Преимущества фриланса

В первую очередь, если вы инженер конструктор и специалист по КМД чертежам в autocad, фриланс откроет для вас свободу, которая позволяет направлять время в нужное русло. Вам не нужно тратить время на дорогу в офис и отдельный обед в кафе, все что требуется, это встать сутра пораньше и можно планировать свой день. Разработка чертежей может занимать в день 4 часа, однако при офисной работе означает, что вы только 2 часа тратите на дорогу. Поэтому работа дома может выполняться быстро, продуктивно и дарить свободное время, которое можно проводить с друзьями и близкими.

engenier

Рекомендуем курс по заработку в интернете:Узнайте более 50 способов заработать в интернете, включая способы заработка на фрилансе

Другая важная особенность фриланса в том, что удаленная работа не создает географических барьеров. Хорошая работа в autocad на крупный офис в Москве, тогда как вы находитесь в Краснодаре, является вполне достижимой целью. При этом некоторые специалисты по autocad даже заполучают работу за рубежом, выполняя дорогостоящие заказы иностранных компаний. Удаленная работа открывает поистине огромные перспективы и возможности.

Как находить заказы в сети?

Фриланс позволяет хорошему специалисту никогда не оставаться без работы. Удаленная занятость, при которой разработка чертежей и конструкций приносит основную прибыль, может быть налажена рядом способов – это в первую очередь поиск вакансий на сайтах по работе и регистрация непосредственно на фриланс биржах.

Удаленная работа на обычных сайтах по поиску работы встречается редко, однако иногда фирмам требуется нерегулярная разработка чертежей и они нанимают удаленного сотрудника в штат.

Проще всего все же найти работу в сети на специализированных сайтах. Удаленная работа на крупных фриланс сайтах требует создания собственного профиля и поиска актуальных проектов – например, вы находите в разделе «Разработка чертежей» заказ и договариваетесь с заказчиком на определенную сумму вознаграждения. После этого требуется непосредственная разработка чертежа и проверка задания, далее конструктор получает вознаграждение за работу. Удаленная занятость позволяет наладить сотрудничество с несколькими крупными конструкторскими бюро и выполнять в день несколько крупных заказов.

Смотрите видео – Способы заработка в интернете – как найти тот, который подойдет лично вам 

Как видите, хорошие работники ценятся везде, и в офисах, и в интернете, поэтому если вы опытный инженер конструктор и хорошо разбираетесь в чертежах, моделировании, а разработка конструкций в autocad для вас является обычным делом, то поспешите зарегистрироваться на одной из бирж вакансий в сети.

Андрей Меркулов

Инвестор, учредитель проекта Территория Инвестирования
Владелец ряда активов — доходный дом, доходные квартиры, доходные сайты
Предприниматель, эксперт по трафику, тиражированию бизнеса и бизнес системам

Как стать дизайнером, если ты инженер — статьи на Skillbox

Привет. Меня зовут Глеб Летушов. После института я работал инженером в конструкторском бюро.

Сейчас я — дизайнер и редактор. За полгода я полностью поменял свою жизнь: освоил новую профессию, нашел интересную работу и друзей.

Раньше я проектировал детали за компьютером в конструкторском бюро. Я бы добавил фотографии про атмосферу в таком бюро, но не могу. Договор о неразглашении запрещает это делать, так что — сегодня без картинок.

К работе инженера прилагался душный офис, где средний возраст коллектива —50 лет. Потому в комнате работаешь ты и восемь пожилых женщин. На работу можно было принести только небольшую сумку. Если пришел рюкзаком, его нужно оставить в камере хранения — на территорию не пустят. Не пустят также с ноутбуком, планшетом и велосипедом. Кажется, что в таком месте жизнь проходит мимо. Каждый день ты сидишь перед монитором и ничего не меняется.

Я не хотел тратить жизнь впустую, поэтому пообещал себе все изменить: я опубликовал в своем блоге план развития на год. Я написал, что хочу уйти из конструкторского бюро и стать дизайнером.

Цель: за год стать дизайнером

Оказалось, что дизайнер — не свободный художник и творческий человек, а настоящий инженер. Он придумывает и находит сложные решения, делает открытия и решает проблемы. В блоге я написал, что через год буду дизайнером. Для этого собрал большой список книг, курсов и программ, которые нужно освоить.

Уже через полгода после публикации лайф-листа в блоге я получил базовые навыки, нашел первых клиентов и устроился на новую работу. Расскажу, как и что надо делать, чтобы начать зарабатывать на веб-дизайне.

Чтобы быстро прокачать профессиональные навыки, верный путь — пройти стажировку в крутой компании. Такой шаг поможет узнать, как организованы рабочие процессы внутри больших компаний, и научит общаться с другими членами команды, ставить сроки и сдавать работу вовремя.

Стажировка поможет найти работу веб-дизайнером. Если проявите себя хорошо, — возможно, компания предложит работу или будет просить помочь с проектами.

Мой путь в дизайн начался со стажировки в блоге образовательной компании. Хотя в тот момент я не знал, что такое дизайн, редактура, программирование, я все равно сделал тестовое задание на позицию стажера и отправил письмо.

Меня взяли на стажировку — и несколько месяцев подряд после основной работы я открывал компьютер и разбирался в устройстве интерфейсов, в 

HTML-верстке, в Agile и Scrum, в JavaScript и PHP. Именно тогда понял, что хочу стать дизайнером. А еще мне понравились рабочие процессы. Ты можешь работать откуда угодно, главное — сдавать работу вовремя.

Обучение основам дизайна лучше начать с книг. Чтобы нарушать правила, нужно их знать. Перед тем, как получить навыки, освойте теорию. За эти полгода я прочитал около20 книг про дизайн. Они дали базовую информацию и помогли погрузиться в новую сферу.

Книги, которые я советую прочитать в первую очередь:

Чтобы заняться веб-дизайном новичку, лучше всего начать начать с курсов. На курсах есть то, чего нельзя получить из книги — обратная связь. Домашние задания на курсах обычно проверяет человек, который уже хорошо разбирается в теме и может указать на ошибки.

Я оплатил недорогой онлайн-курс и слушал лекции в записи в электричке по дороге на работу, в обед на работе и перед сном дома. Домашние задания делал поздно вечером. После работы каждый вечер я открывал Photoshop, Sketch и Adobe XD, чтобы рисовать макеты. Составлял пользовательские сценарии, учился работать с цветом и композицией.

Делаю домашнее задание: нужно адаптировать десктоп-версию сайта для мобильного.

На курсах я узнал, как работает дизайнер, какими основными инструментами пользуется, как он общается с командой. Поэтому сейчас, когда меня спрашивают, как заняться веб-дизайном новичку, то я советую начать с курсов.

Когда есть четкие сроки сдачи работ, когда тебе показывают ошибки, когда весь материал подготовлен, — учиться легко. Ты просто садишься, открываешь графический редактор и рисуешь, проектируешь, думаешь.

Первыми клиентами дизайнера чаще всего становятся его друзья и знакомые. Поэтому важно рассказать о себе. Опубликуйте запись о том, что теперь вы — веб-дизайнер и рисуете сайты. Расскажите, что ищете работу и будете рады новым проектам. Эту запись увидят друзья. Они смогут предложить вам какую-то работу или посоветовать своим знакомым. На своей странице «ВКонтакте» я написал, что ищу новые проекты. Чтобы не объяснять, чем занимается веб-дизайнер, я просто сказал, что теперь создаю сайты.

После публикации чуда не случилось — мне вообще никто не написал. Зато запись увидели друзья, которые потом посоветовали меня первым клиентам.

Важно!

Рассказывайте о себе. Первые заказы придут от знакомых.

Рассказывать о себе нужно не только в интернете. При живом общении не забывайте упоминать, что вы теперь дизайнер и ищете проекты.

Чтобы найти интересную работу, пишите письма веб-студиям и откликайтесь на вакансии. Обычно студия берет намного больше заказов, чем может выполнить. Поэтому часть таких заказов она с радостью отдает хорошим фрилансерам.

Напишите, что вы хороший фрилансер. Расскажите о себе, покажите портфолио. Я активно писал таким студиям, а еще отзывался на интересные вакансии. Так как я только начинал заниматься дизайном, мне часто отказывали.

Зато такие письма помогли получать хоть какую-то обратную связь о работах: дизайнеры и арт-директора комментировали мои макеты и рассказывали про ошибки в портфолио.

На первых этапах тщательно следите за другими дизайнерами. Важно узнать, как они работают, почему делают именно так, а не иначе. Копируйте чужие работы, чтобы научиться анализировать свои действия. Найдите таких дизайнеров, которые близки по стилю — смотрите их работы, анализируйте, вдохновляйтесь. Хороший инструмент для поиска — Design Review, известные дизайнеры оценивают качество работ и дают советы как их улучшить.

Design Review в Скиллбоксе: разбор проектов и портфолио веб-дизайнеров

Чтобы полностью поменять квалификацию и начать зарабатывать на дизайне и тексте, у меня ушло полгода активной подготовки и развития навыков. Если каждый день вы занимаетесь скучной и монотонной работой, которая забирает все силы, то не бойтесь все изменить. Надеюсь, что мои советы помогут тем, кто оказался в аналогичной ситуации, получить профессию мечты. Впереди — еще более сложный путь.

Важно!

Дизайнер должен постоянно развиваться и учиться, актуализировать навыки.

Большая часть моего пути состоит из ошибок: когда пытаешься учиться самостоятельно, то не получаешь обратной связи и не знаешь, в какую сторону двигаться. Не тратить время впустую и найти как можно более прямой путь к дизайну поможет поможет курс «Веб-дизайн с 0 до PRO» от Skillbox.

Курс «Веб-дизайн с 0 до PRO»

Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Инженер-конструктор зданий и сооружений разрабатывает конструкции здания и рассчитывает нагрузку (прочностные расчеты) на все его важные и несущие части: фундамент, каркас, балки, колонны, подвесное подъемное оборудование. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Он работает со зданиями разного назначения: гражданскими, промышленными, складскими, торговыми, их конструкции также могут быть различны: железобетонные, металлические, деревянные, каменные. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.

Инженер-конструктор работает по техническому заданию, включающему в себя технические характеристики места, где будет строиться объект и проект архитектора, дизайнера, утвержденный заказчиком. Он оценивает полноту технического задания и рассчитывает сроки его выполнения. Кроме того, он консультирует заказчика, предоставляя ему наиболее рациональные вариации проекта, логически обосновывая и приводя доказательства в пользу наиболее эффективного решения. Таким образом, инженер-конструктор часто непосредственно участвует в составлении технического задания. Учитывая бюджет, доступные материалы и поставленные сроки инженер-конструктор приступает к разработке проекта. Он создает чертеж здания и в отдельных случаях трехмерную модель. Он обязательно согласует свои разработки с государственными нормативными документами. Во время строительства он ведет авторский надзор: контролирует и оценивает работу исполнителей, а также ведет переговоры с комиссией по надзору за соблюдением всех норм, защищает проект перед органами государственной экспертизы. В своей работе он использует специальные расчетные программы, но зачастую ценится и умение делать расчеты «руками», то есть без помощи программ. Инженер-конструктор может работать в команде, и если он является главным инженером-конструктором, то в его обязанности входит также руководство работой сотрудников своего отдела.

График работы такого специалиста: полная занятость, пятидневная рабочая неделя. Зарплата – выше средней.

Рабочее место

Инженер-конструктор работает в офисе, а также выезжает на объекты для осуществления авторского надзора. В некоторых организациях возможны командировки.

Оплата труда

Из конструкторов в отдел QA, или есть ли жизнь после завода / Habr

У большинства из нас найдётся знакомый, который недоволен выбранной профессией и воспринимает походы на работу как обязаловку и повинность. А возможно, что вы и есть тот самый недовольный. Возникает вопрос: «Что же с этим делать?». В этой статье я хочу рассказать, как сам преодолел такую сложность. Забегая вперёд, скажу, что усилия себя оправдали: вместо того, чтобы обречь себя на судьбу конструктора на заводе, я работаю QA-инженером в IT-компании. Может быть, это послужит кому-то мотивацией.

Жизнь на самотёк


В юности мало кто думает о том, чего же он действительно хочет от жизни и кем хочет стать. Вот и я не думал и не знал. После школы я поступил в технический ВУЗ на специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Что это такое, я себе слабо представлял; всё, что меня туда манило — это военная кафедра, образ весёлого студенчества и возможность стать инженером, как мама и папа, потому что сам я мало чем интересовался.

Учёба проходила действительно весело, интереса к занятиям было немного, а учился я так, чтобы сдать хоть что-то хоть как-то. К третьему-четвёртому курсу я уже имел понятие о выбранной профессии, но что будет на практике — да чёрт его знает.

Приближалась защита диплома. Так как я поступил по целевому направлению, я был прикреплён к заводу, на который меня направил мой дипломный руководитель.

Завод на меня произвёл впечатление страшного, забытого богом места, где люди несчастливы, но ничего не делают, чтобы это изменить, потому что так было всегда. Одинокая бабуля-технолог, играющая сама с собой в шашки в грязном, тёмном углу одного из цехов, могла бы сниться в кошмарах, если бы я не спросил у неё дорогу и тем самым не убедился, что она разговаривает и вообще живой человек.

Хотя эта и другие фотографии сделаны в заброшенных цехах завода, они, тем не менее, передают атмосферу царящего там упадка. Источник: urban3p.ru

На заводе мне помогли с написанием диплома, показали какие-то разработки, погрузили в специфику устройства, которое впоследствии я использовал для изучения в своей дипломной работе. Коммуникация была налажена, хоть и относились ко мне с недоверием — предприятие режимное, все материалы под защитой.

Новый мир. Мнимое чувство нужности


Есть у меня характерная черта: когда получаю челлендж и ясно вижу цель — выдаю максимальный результат. Поэтому, несмотря на посредственную учёбу, я получил за диплом «отлично», чем произвёл впечатление на заводских инженеров, которые были на защите. Поступили предложения о трудоустройстве. Я выбрал тот самый завод, с которого получил целевое направление. Я не был обязан работать на них, но ведь они помогли мне с дипломом и позвали меня тоже они. Вывод напрашивался один: я им нужен.

На заводе молодой специалист вроде меня должен мечтать о том, чтобы начать вести изделие, то есть полностью знать его и при возникновении любого вопроса быть одним из главных ответственных лиц. Для этого требовалось повысить свою категорию, а повышение категории инженера связано только со стажем работы. Так что я учился в магистратуре и нарабатывал стаж — сначала технологом, затем конструктором.

Работа заключалась в следующем. Я получал заявки с неисправностями из цеха: что-то не работает, не подходит, не там отверстия просверлили, винты не вкручиваются и т.д. Были изменения и другого вида, так называемая модернизация, когда элементы на плате невозможно больше заказывать, или нужны поновее и помощнее, конструкцию корпуса нужно переработать и т.д. Я изучал заявления, смотрел огромные папки с чертежами из архива, сверял, находил причины и чертил новый чертёж или часть чертежа, где было показано, что заменить.

Источник: urban3p.ru

После того, как я составлял извещение об изменении, нужно было его согласовать с моим начальником (главным конструктором), собрать шесть подписей от людей из разных отделов и ещё раз согласовать, но уже с заказчиком. Заказчики на оборонных предприятиях — это военные люди, а доказать им что-то, если ты в их глазах не отслуживший студентишка, очень тяжело.

Так я занимался неинтересными для меня вещами, сидя в бумагах. Всё это время два моих лучших друга каждый раз при нашей встрече говорили мне: «Пошли к нам в тестирование. Вот литература, блоги — почитай, посмотри, попробуй!». А я всё твердил, что я гордый инженер, что я работаю на оборонку, что всё будет хорошо, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ. В те моменты я себя обманывал. Я был несчастлив и пускал пыль в глаза самому себе.

Подготовка к переменам


Прошло два года, я снова защитил диплом на «отлично» и получил степень магистра. В мыслях всякое: «Наконец-то категорию присвоят, изделие дадут, буду развиваться, я инженер». Но вместо этого мне сказали, что на заводе идёт сокращение, и диплом магистра означает увеличение моей зарплаты, чего предприятие никак не может позволить. Вот так я был нужен на самом деле.

Источник: urban3p.ru

Грустил я недолго, потому что этот случай открыл мне глаза: не нравилось мне всё это на самом деле. Делал свою работу качественно, отдавал всего себя, а осязаемого результата и необходимых для меня челленджей нет.

Вот тогда я и вспомнил про тестирование. Снова поговорил с друзьями, которые посоветовали мне профильной литературы:


Ко мне вернулось старое чувство осязаемой цели — во время чтения ни разу не возникало мысли, что я не хочу и не вижу смысла это читать.

За чтением я начал замечать кучу сходств между тестированием и ОТК (Отдел технического контроля) на заводе. В отделе работали ребята, которые писали мне заявления об изменениях или недочётах в изделиях, а я должен был их изучить и предложить решение. В то время я часто ходил к ним в отдел и смотрел, как они проводят испытания: климатические, приёмочные, на механическую прочность, виброустойчивость и т.д. Я видел, как люди боролись за качество, горели своим делом, чувствовали ответственность, и мне это казалось интересным.

Я уже был знаком с тестированием в масштабах заводского производства, а создание ПО — это тоже производство, где процесс налажен аналогично с тем, что я уже видел и знаю.

Шли месяцы. Я основательно окопался в теории о тестировании и QA, узнал, какими методами тестируется тот или иной тип ПО, и представлял, как я проверю ту или иную функциональность. Но вот проблема: человек без опыта. На завод возвращаться я не хотел, хоть и ездил на собеседования в разные производственные компании. Ох и наслушался я там о себе! Заводчане — простые и без чувства такта настолько, что фраза «Да ты даже и 10 тысяч не стоишь» произносилась ими прямым текстом мне в глаза. Пошлые шутки про геев — у меня татуировки, что для некоторых людей признак гея, удивительно — и прочие грязные вещи, которые мне пришлось слушать, стали последней каплей. На первом заводе, впрочем, тоже были подколы по этому поводу, но сдержанные — меня там уже знали с профессиональной стороны.

Шанс


Хождения по собеседованиям не давали никакого результата. «Мы вам перезвоним» — всё, что я слышал после каждого похода или созвона по скайпу. Но после каждого собеседования я получал бесценный опыт, и те вопросы, на которые я не мог ответить, записывал и изучал, становясь всё сильнее в терминологии.

После очередного неудачного собеседования мне позвонил один из моих друзей, говоривший со мной о тестировании. На этот раз он позвал меня на собеседование: по плану личного развития ему нужно было найти и обучить стажёра.

Меня ввели в курс дела, рассказали, чем занимается компания (мобильные технологии, Android, iOS, web) и какой человек им нужен. Далее он начал задавать базовые вопросы из области тестирования. И только потом я понял, что мои знания в терминологии тестирования ПО не были ключевым фактором в выборе кандидата на эту должность. Ключевым было узнать, справлюсь ли я, вольюсь ли в коллектив, легко ли меня обучать и т.д. Логика была такая: зачем нанимать специалиста без огня в глазах?

После череды проведённых собеседований компания выбрала меня. Другие кандидаты либо были слишком скованы, что грозило сложностями в общении, либо запросили слишком высокую зарплату. Меня же привлекли проекты, над которыми там трудились. Я всегда интересовался технологиями: был опытным пользователем ПК и Android, каждый день смотрел разные материалы про мобайл, перепрошивал свои смартфоны, переустанавливал всё и вся.

Мне сразу же объяснили, что я не буду классическим тестировщиком, а буду развиваться именно как QA-инженер. Это не исполнитель, который получает сборку, тестирует её, заносит баги, скидывает репорт и освобождается до следующей сборки. От меня потребуется погружаться в проект, вести его (чего я добивался на заводе), предлагать решения, которые будут понятны и удобны пользователю, улучшать логику приложений, работать в команде, развиваться, внедрять процессы в производство ПО для повышения качества.

На заводе фраза «чтобы работало» частенько была показателем качества. В студии разработки стремятся к максимальному качеству на каждом проекте. Ежедневный челлендж — то, чего я всегда и хотел, то, что меня мотивировало.

Выводы


Теперь я профессионально занимаюсь тестированием/QA-инжинирингом в студии мобильной разработки Live Typing, уже прошёл испытательный срок и работаю над сложными и масштабными проектами. Кроме QA я начал изучать принципы менеджмента, дизайна, разработки (ведь автотесты никто не отменял) и пишу эту статью, в конце концов. Я каждый день встречаюсь с новыми проблемами, понимаю, кто чем занимается, понимаю жизненный цикл ПО и мне доверяют.

Я не спорю, кому-то очень нравится работать на производстве, я знаю таких людей и у них всё хорошо. Но я был несчастлив, чувствовал, что делаю что-то не так. Главное — или вовремя поймать самого себя на этой мысли, или благодарить судьбу за пинок под зад, как было в моём случае. Иначе в какой-то момент окажется слишком поздно начинать жизнь, в которой ты существуешь в гармонии со своей работой. И в этом, пожалуй, смысл моей статьи.

Если у вас есть свои истории о подобных метаниях и решении этой проблемы, то мне будет интересно почитать их в комментариях.

Я у папы инженер / LEGO Education corporate blog / Habr

Как это ни удивительно, но часто от своих и чужих детей, а то и себя в детстве в ответ на вопрос «Кем хочешь быть?» мы слышали одни и те же слова. Среди них распространены профессии врача, космонавта, учителя, таксиста. И как-то никто не задумывается, почему именно этот набор. Где геологи, политики, связисты, банкиры, прорабы, наконец, инженеры? Ведь мало кто действительно становится космонавтом или таксистом. Ответ лежит на поверхности: дети стремятся к тому, что они понимают. Всё линейно: врач — лечит от болезней, таксист — везёт, космонавт — летит в космос, учитель — вот он, рядом, учит и дружит с ними. А что делают программист, инженер, геолог, экономист? Между тем, именно в простом вопросе «Кем быть?» зарождается первичная профориентация. И важно, чтобы у ребёнка было понимание того, в чём заключается выбранная им в данный момент жизни профессия.



Вопросом понимания профессии у детей заинтересовалась исследователь в сфере образования и вице-президент Музея науки Бостона Кристина Киннингем. Она попросила младших школьников нарисовать инженера за работой. Выяснилось, что инженеры водят поезда, строят дома, мосты и дороги в касках и с кирпичом в руке, но не проектируют их. Кристина отметила, что такие невинные, в общем-то, рисунки вызывают тревогу. «Если вы понятия не имеете, что делают инженеры, то вряд ли вы изобретете эту профессию на своём карьерном пути», — заключила она.

А между тем, профессия инженера (включим сюда и программиста, и системного архитектора) — это работа человека, создающего мир, который всех окружает с рождения. С одной стороны, ребёнок сталкивается с живой природой — и активно её изучает на природоведении и уроках окружающего мира, а с другой — ребёнок погружён в антропогенную среду. Ту самую, которую спроектировали инженеры. Но к изучению этой половины (а у жителей городов и большей части) мира школьник приходит значительно позже — когда его основные личностные черты сформированы, определены первые карьерные преференции. И в таком подростковом периоде человек начинает воспринимать идеи стать инженером, программистом, экономистом как враждебное вторжение взрослых.

Давайте представим себе жизнь современного ребёнка: город, транспорт, компьютер, планшет, телефон, папин автомобиль, летом поезд или самолёт, велосипед, свет, который дома выключается сам, электронная карточка в столовой и т.д. Это и есть  окружающий его мир — тот мир, в котором ему жить и который требует системного подхода даже, если ты просто пользователь. А между тем, дети — это прекрасные инженеры от природы: обратите внимание на то, как они планируют свои шалаши дома, как увлечённо разбирают игрушки и насколько любят конструкторы. И это не талант — это стремление познать тот самый второй — и главный — мир. Антропогенный. И в детстве обязательно нужно помочь ребёнку разобраться в том, как этот мир устроен — благодаря этому не будет упущен талант, если он изначально есть.

Он инженер


Итак, если ваш ребёнок имеет  склонности к работе инженера и технический склад ума, первое, что нужно сделать — поддержать интерес. Занятые родители склонны ограничить своё участие покупкой книг и компьютера. Однако этого мало — слишком много отвлекающих моментов, устаревшей информации, которую ребёнок не может отбросить в силу ещё не развитого критического мышления. Чтобы не отбить желание к развитию и обучению, важно изначально включиться в процесс и соединить то, что нужно для жизни, и то, что нравится: обучение и игру. При этом важно не ограничиваться плоскостью «ребёнок — техника», обязательно нужно обратить внимание на развитие коммуникационных навыков и общего мышления. В самых младших классах хорошим подспорьем в формировании первичных навыков и первичной профориентации может стать образовательная робототехника, например, набор LEGO Education WeDo 2.0. Детально мы его уже рассматривали в первом посте на Гиктаймс, а сейчас уделим больше внимания методическому аспекту набора.

Формирование понятия эксперимента. Вообще, вся жизнь ребёнка — один сплошной эксперимент. Дети познают мир опытным путём, задают вопросы, выдают свои ответы (строят гипотезы) и получают верные решения (апостериорный метод). Они изначально склонны к схеме эксперимента, а значит, её нужно использовать. WeDo 2.0 интегрируется с ПК и планшетами, позволяет проводить первые эксперименты и фиксировать результаты в прототипах тех форм, с которыми в будущем работают школьники, а затем студенты и учёные.

LEGO Education WeDo 2.0  — робототехнический комплекс, состоящий из «умного» блока управления, функциональных компонентов (колёсики, шестерёнки, провода, коннекторы) и кубиков для дизайна будущей системы (первого робота). Этот набор охватывает все сферы познания: от понятия эксперимента до презентации результатов своей работы.

Практические решения. Работа с WeDo 2.0 ориентирована на практику — то есть ребёнок, работая с робототехническим решением, видит и может подержать в руках результат своей деятельности, может увязывать его с объектами реального мира, понимает, как функционирует созданная им модель.

Если вам кажется, что для того, чтобы собрать что-то нужное и полезное из LEGO, нужно иметь несколько наборов с умными модулями, приводами, движками и горой шестерёнок, вы ошибаетесь — посмотрите, как из относительно простых деталей фотограф собрал машинку для съёмки таймлапсов.  Платформа приводится в действие двигателем, способным работать до 8 часов в режиме постоянного движения на обычных батареях AA.

Алгоритмическое мышление. Кто учился в школе в середине-конце 90-х, наверняка вспомнят, как нам объясняли понятие алгоритма: глядя на привычную классную доску, мы рассказывали о том, как кипятить чайник, а учитель тщательно указывал, что мы пропустили (открыть чайник, зажечь спичку, налить воду, включить конфорку и т.д.). Затем мы рисовали блок-схемы и так к нам приходило понимание алгоритма как строгой последовательности действий, каждое из которых должно быть описано. А вот если бы мы имели возможность рассказывать алгоритм в процессе разогревания чая, то не забыли бы про спички, крышку и т.д. Комплекс WeDo 2.0 нацелен на то, что ребёнок создаёт своего первого робота (то есть исполнителя алгоритма) и программирует его. Таким образом, школьник вместе с практикой получает навыки алгоритмического мышления, вникает в основы программирования, учится понимать сущность и свойства системы.

Множество элементов оставляют свободу для полёта фантазии педагога (родителя) и школьника, тем более, что можно разобрать одну модель и собрать другую. Тем самым ребёнок начинает понимать, что решение вариативно и можно из одного и того же исходного набора решить задачу разными путями, среди которых есть и неправильные, и длинные, и оптимальные.

Сбор, анализ и интерпретация данных. Когда ребёнок создаёт своего первого робота, наступает момент измерений передвижения и сбора данных с датчиков. Все данные необходимо фиксировать, сравнивать, пользоваться формами, уметь интерпретировать. Важно, чтобы школьник не только успешно собирал модель, но и мог продолжать наблюдение, делать выводы и рассказывал о них. Можно устроить презентацию, в ходе которой школьник расскажет о процессе построения робота, программирования и результатах наблюдений. Это позволит проговорить все этапы, обнаружить все пробелы, задать новые вопросы, а заодно разовьёт презентационные навыки.

Дизайн и прототипирование. Для будущего инженера дизайн и прототипирование — важная часть работы. Система должна быть спроектирована производительной, экономичной, эргономичной и функциональной. Конечно, школьнику трудно понять смысл этих слов, да оно и ни к чему. Главное — научиться мыслить с точки зрения удобства и простоты решения (но не примитивизации!). Прототипирование — важное умение, которое помогает предвидеть результат и идти к нему итеративно, последовательными шагами. Дизайн решения позволяет познакомиться с геометрией, физикой, понятиями симметрии и равновесия в управлении приборами.

Классический вариант готового робота, хотя на самомом деле вариантов может быть бесконечно много. LEGO Education WeDo 2.0 хоть и мал, например, по сравнению со своим старшим товарищем LEGO MINDSTORMS Education EV3, но всё же полноценный набор для первого робототехнического опыта, который подойдёт не только детям, но и всем, кто хочет поэкспериментировать с роботостроением, имея при этом под рукой надёжную основу, которую можно многократно собирать-разбирать.

Вот, например, что можно сделать, приложив фантазию:

Ещё один небольшой совет — работая с школьниками (не важно педагог вы или родитель), избегайте упрощения лексики и используйте инженерную терминологию. Ребёнок воспримет понятийный аппарат как часть родного языка и в дальнейшем будет легко в нём ориентироваться.

Вообще, среди разработчиков нередко звучит фраза: «Лучшие программисты получаются из людей с инженерным образованием». Здесь, конечно, есть доля профессионального шовинизма тех, кто стал программистом, закончив инженерный вуз в 90-е и начале 2000-х — тогда просто меньше готовили программистов. Тем не менее, если внимательно посмотреть на выборку профессионалов, становится очевидна истинность выражения: хорошие разработчики получаются из тех, кто хорошо проектирует и умеет мысленно охватить систему в целом, а не думать отдельными «блоками». Это очень полезный навык.

Он точно не инженер или не определился


Опять вернёмся в свои школьные годы детей 90-х — мы делились на классы физиков и лириков. Отличники физики и химии презрительно смотрели на любителей читать и писать стихи, юные поэты аппелировали к Пушкину с неудами по точным наукам. В начале 2000-х мы расходились по вузам, а потом… переучивались, потому что многим чего-то не хватало — от элементарной компьютерной грамотности до навыков программирования.

Сегодня вопрос необходимости формирования системного и алгоритмического мышления можно считать снятым. Оно нужно всем — от филолога до конструктора космических кораблей. Процессы глубокой интеграции наук обусловлены информатизацией, стремлением к исследованиям и изысканиям во всех сферах. Так, например, сегодня на передовую вышли проблемы вычислительной лингвистики, теоретической биомеханики, химия и компьютеры помогают историкам и археологам. Да, всё ещё можно сохранить «чистую» специальность, но учёные и практики с сочетанием профильных и вычислительных навыков имеют гораздо большие перспективы. В ближайшие десятилетия ситуация вряд ли изменится — профессии будущего напрямую связаны с алгоритмами, данными и вычислениями.

Комментарий бывшего преподавателя государственного вуза, опыт работы в вузе — 3 года.

Я преподавала статистику, экономический анализ и эконометрику у финансового менеджмента и у прикладной информатики. Казалось бы, эти ребята максимально близки к технарям. Я, будучи молодой и во всех трендах, готовила занятия с ориентацией на работу с ПК — как теорию, так и практику. Всё же 3-5 курсы, ожидала, что будем делать «по-настоящему», так, как это происходит в бизнесе — на их будущей работе. Ну, в общем, то, что я получила, стало едва ли не последней каплей, побудившей навсегда забыть о преподавании. Прежде всего, очень много студентов не дружат с цифрами и логикой — это про них ответы из разряда «полтора землекопа». Им совершенно всё равно, чем отличается десятичная дробь от процента. Но этот вопрос легко решается — можно ещё раз повторить, мало ли, забыли. Самое страшное, что студенты не умеют видеть взаимосвязи, находить закономерности, мыслить системно. Это потом здорово помешает в карьере. Не знаю, если честно, я бы и для них сделала курс робототехники, чтобы лицом к лицу их столкнуть с понятиями алгоритма, системы, управления системой, взаимодействия и т.д.

Поэтому даже, если ваш ребёнок не интересуется техникой, важно дать ему нужные навыки — и здесь обучение через игру (а именно так воспринимает LEGO ребёнок).

WeDo 2.0 помогает сформировать понимание дисциплины на стыке инженерии и базовой специальности. Можно предложить использовать набор для достижения цели, связанной с увлечением или склонностью ребёнка — так он сможет понять, что техника призвана помогать развивать знания, углубляться в процессы.

WeDo 2.0 развивает воображение — робототехническое решение состоит из множества элементов, которые можно комбинировать и фактически изобретать что-то новое. Не стоит настаивать на том, чтобы обязательно получилась машина или вездеход по библиотеке дизайн-решений LEGO Education, возможно, ребёнок создаст то, о чём вы даже не можете подозревать.

Привычные детальки любимого детьми LEGO вне зависимости от склонностей не будут ими рассматриваться как обязательная программа или какое-то сверхурочное занятие — ребёнок быстро втянется в конструирование модели, которая затем ещё и будет выполнять какие-то команды.

WeDo 2.0 формирует коммуникативные, презентационные и коллаборативные навыки. Особенно эти черты проявляются в случае работы в группе. Уже почти прошли те времена, когда учёный-интроверт творит что-то в своей лаборатории и обретает славу. В условиях информационной глобализации важно уметь коммуницировать с коллегами, соавторами, экспертами. Умение работать в команде, будучи её эффективным членом — непреходящая ценность менеджмента XXI века.

WeDo 2.0 делает ребёнка самостоятельным и ответственным за результат действий. Работая с решением, школьник учится проектировать, принимать решения и разбивать работу на задачи и подзадачи. Это помогает сформировать навыки планирования и самоорганизации, которые помогут как при выполнении школьных заданий, так и в будущей карьере.

Обучение любого ребёнка — сложный процесс, в котором, к тому же, несколько участников: родители, учителя, педагоги кружков, репетиторы. И важно соблюдать несколько правил, которые помогут сделать обучение эффективным и пройти первые шаги профориентации — она всё же должна формироваться с детства.

  1. Говорите с ребёнком на понятном языке, но не подменяйте термины — пусть он погружается в лексику, вникает в суть терминов. Воображение младшего школьника позволяет ему довольно глубоко понимать определения, представлять их.
  2. Используйте опыт и эксперимент — это естественная для ребёнка форма познания мира. К тому же, развиваются навыки планирования, построения гипотез, рассуждения.
  3. Пусть школьник говорит, а не только молча записывает результаты наблюдений в тетрадку — так у него сформируется навык самопрезентации.
  4. Старайтесь работать в команде — с собой или другими детьми, но ребёнок должен осознавать, что он часть цепочки взаимодействий и он отвечает за свой участок работы. От того, как он выполнит свои шаги, будет зависеть весь результат.
  5. Позволяйте ребёнку ошибаться, не бойтесь ошибиться сами — важно, чтобы был диалог и ошибка воспринималась как отправная точка для поиска нового решения.

А дальше школьник узнаёт новую теорию, осознаёт множество нерешённых задач и пытается найти их решение. И вот тогда приходит время изобретательства — создания новых конструкций, способных приносить реальную пользу окружающему миру. На смену первым роботам LEGO Education WeDo 2.0 приходят LEGO MINDSTORMS Education EV3 — решения с «умным кирпичиком» посерьёзнее, на основе которых уже действительно можно изобретать. Мы уже рассказывали вам об изобретениях, сделанных с помощью EV3.

Ну и наконец, робототехнику можно идеально соединить с любым хобби — даже музыкой. Как вам, например, Джимми Хендрикс из LEGO MINDSTORMS Education EV3?

Безусловно, юный мечтатель всё равно будет метаться от космонавтики к жёлтым шашечкам, от танцев к шахматам, потом непременно станет мучительно выбирать между ВМК, авиастроительным и режиссёрским факультетами. Более того, он ещё и профессии будет менять — такова динамика нашей жизни. Но благодаря раннему обучению с ним всегда будут понимание алгоритмов, системное мышление, инженерное умение проектировать и прогнозировать. А это ещё никому и нигде не мешало.



А мы спешим поздравить с большой победой российскую сборную, которая завоевала четыре медали, включая две золотые, на Международной олимпиаде по робототехнике.

Команда школьников и студентов России приняла участие в Международной олимпиаде по робототехнике (World Robot Olympiad – WRO-2016), которая состоялась в Нью-Дели (Индия). Российская команда представила инновационные проекты по развитию экологической инфраструктуры в Арктике и Мировом океане, выполненные на основе образовательных решений LEGO Education. Больше подробностей — на Facebook.

Сборная России по робототехнике заняла призовые места в 4-х категориях WRO-2016 и даже в самой младшей. Ребята, мы вами гордимся!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *