Как стать писателем – Как стать писателем — 25 практических советов / Полезные материалы для писателей / Администратор сервиса

Содержание

10 советов начинающим писателям от Энн Ламотт

Книга Энн Ламотт «Птица за птицей» запомнилась мне многим. Во-первых, у Энн получилось очень интересно рассказать историю своей жизни. Во-вторых, в книге действительно много полезных советов для писателей, которые можно применить на практике. Глупо было бы верить советам писателя, книга которого откровенно не удалась или была бы неинтересной.

Найти советы начинающим писателям совсем не сложно. Только на Лайфхакере таких статей уже гораздо больше, чем несколько. Поэтому я постарался выбрать самые интересные, а главное, ранее неизвестные советы. Пришлось практически второй раз перечитать книгу, но это того стоило.

Вам не всегда будет нравиться то, что вы пишете

В девяти случаях из десяти мне не нравится то, что я пишу. Когда я перечитываю черновики и статьи, которые писались в стол, мне становится немного не по себе. К сожалению, другого способа становиться лучше не существует. Для того чтобы совершенствоваться, вам потребуется очень много писать. И далеко не всегда результат будет вам нравиться. Это нормально.

Публиковаться не так важно, как думают многие

Это примерно как думать, что чайная церемония нужна ради чая. На самом же деле церемония нужна ради церемонии. Так и с писательским делом.

Творчество нужно писателю само по себе — чтобы писать. Не стоит стремиться к тому, чтобы вашу книгу или статью опубликовали.

Публикация явно должна быть в списке ваших приоритетов, но не ставьте её на первое место. Пишите ради того, чтобы писать.

Хорошо писать — значит рассказывать правду

Кажется, что правду писать проще всего. Ведь гораздо сложнее сначала что-то придумать, придать этому форму и написать. На деле всё не так. Написать правду так, чтобы она была интересна и понятна читателю, это так же сложно, как искупать кошку.

Если не знаете, о чём писать, начните с детства

Пишите о самом начале. О том времени, когда вы только начали осознавать себя и мир вокруг. Если ваше детство было плохим — получится мрачный рассказ, если хорошим — получится яркая и красочная история. Однако, независимо от того, каким было ваше детство, поначалу результат вашего труда всё равно будет ужасным, но главное — это начать.

Любой, кто пережил детство, набрал достаточно материала на всю оставшуюся жизнь.

Фланнери О’Коннор

Когда вы начнёте вспоминать о всех подробностях детства, материала может стать настолько много, что вы не поймёте, как вообще можно обо всём написать. В таком случае сужайте рамки и пишите об отдельных событиях, временных периодах или людях.

Садитесь писать в одно время каждый день

Ламотт говорит о том, что такой ритуал приучит подсознание включаться в творческую деятельность. Садитесь за стол в 9 часов утра, или в 7 вечера, или в 2 часа ночи — когда вам больше нравится. Первый час вы наверняка просто будете смотреть на белый лист бумаги или экран компьютера, как идиот. Потом вы начнёте качаться из стороны в сторону. Потом вам захочется поковыряться в носу — не стоит этого избегать. Вы начнёте хрустеть пальцами, потягиваться, гладить кошку, грызть ногти или кусать губу. И лишь потом вы, возможно, сможете начать писать. Дотерпите до этого момента.

Писать лучше маленькими порциями

Если вы задумали невероятный труд, то из-за страха перед его размером вы можете впасть в ступор. Пишите маленькими порциями. Не бойтесь брать паузы и отдыхать.

Писать роман — это как вести машину ночью. Видишь только то, что фары выхватывают из темноты, и всё же так можно проделать весь путь.

Эдгар Доктороу

Вам не обязательно сразу же видеть всю дорогу — достаточно ближайшей пары метров. Так и в писательстве: не старайтесь осилить всё и сразу, а пишите маленькими порциями — так вы не сойдёте с ума.

Не бойтесь отвратительных набросков

Читая книгу Стивена Кинга, Чарльза Буковски или Сэлинджера, вы думаете, что такие истории получаются у них с первого раза. Но это не так. У всех хороших писателей бывают первые отвратительные наброски. А потом вторые, третьи, четвёртые. Затем приходит очередь сносного черновика, и лишь после него получается что-то толковое.

Почти всем, даже великим писателям, творчество даётся нелегко. И единственный способ начать писать — это набросать слабый, отвратительный черновик.

Перфекционизм — враг писателя

Желание сделать идеально будет преследовать вас постоянно. С одной стороны, это хорошо, с другой — перфекционизм убивает в тексте жизнь. Стараясь избавиться от ненужного мусора, вы будете черкать, уменьшать и менять текст до тех пор, пока он не станет сухим и безжизненным. Знайте меру.

Автор должен располагать к себе

Вспомните о своих любимых актёрах. У каждого из вас точно наберётся парочка. Вы наверняка готовы смотреть даже самый ужасный фильм, если там снимается ваш любимчик, верно? Да что уж там, вы бы и прогноз погоды смотрели без остановки, веди его ваш любимый актёр.

С писательством так же. Вы как автор должны располагать к себе.

Если ваш взгляд на жизнь совпадает со взглядами читателя и у вас получается выражать те мысли, которые тоже приходили читателю в голову, то ему уже не так важно, что происходит в вашей книге. Он будет читать её в любом случае.

Опробуйте на ком-то свой материал

Найдите хорошего друга, родственника или коллегу и попросите его беспристрастно оценить то, что вы написали. Им не обязательно тоже быть писателями, ведь вы наверняка пишете для обычных людей. Стороннему глазу гораздо легче увидеть все недостатки и просветы в вашем тексте, а они там есть, не сомневайтесь.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Как стать писателем — Справочник писателя

Роль врожденных способностей

Писательские способности, вернее, склонность излагать мысли в письменном виде, — это важное, но далеко не единственное условие. Жизненный опыт, образование и навыки играют ничуть не меньшую роль.

Невозможно впервые надеть коньки и тут же выиграть олимпийскую медаль. Точно так же невозможно сесть за стол и сразу, без подготовки, написать хорошую книгу.

Роль обучения

Многим кажется, что если ты достаточно много читаешь, то это гарантия того, что ты сможешь хорошо писать. Но никто не заиграет на фортепьяно после посещения чужого концерта; никто не научится рисовать после просмотра альбома с репродукциями великих художников. То же самое происходит и в сфере литературы: если мы хотим научиться писать, нам нужно пройти через стадию обучения.

Теория и практика

Как и любой вид искусства, литература основывается на четких правилах. Некоторые писатели осваивают их интуитивно — и это занимает годы, однако тот же объем информации можно получить гораздо быстрее — из учебников.

Разумеется, одной теории мало: обязательно нужна практика. Мы все начинаем с нуля: учим буквы, складываем слова в предложения, — но кто-то останавливается в развитии на уровне школьного сочинения, а кто-то идет дальше.

Что такое успех в литературе?

Золотое правило успеха: каждое ваше произведение должно быть лучше предыдущего. Тогда рано или поздно вы доберетесь до цели — просто потому, что не сойдете с дистанции. Добиться этого можно только в одном случае — если вы страстно любите свое дело. Любите не просто писать, а расти над собой и постоянно учиться новому.

Выживание на рынке искусства

Мастер работает не за деньги, не ради славы — он работает из любви. Но искусство всегда отнимает массу времени, и автору приходится решать извечную дилемму: если зарабатывать деньги, то некогда писать по-настоящему, а если писать и не зарабатывать, кто будет кормить семью?

Что нужно знать начинающему автору?

Сегодня книжный рынок затарен: книг и писателей намного больше, чем он может потребить. Поэтому выделиться из общей массы невероятно трудно. Вы потратите годы на то, чтобы написать Книгу Всей Жизни, месяцами, если не годами, будете пристраивать ее в издательство, а она выйдет тиражом в три тысячи экземпляров и растворится в книжном потоке. Так что

железные нервы —  совершенно необходимое качество для писателя: иначе в этой профессии не выжить.

Казалось бы, невелико счастье издаться крошечным тиражом за смешные деньги. Но новичку пробиться в печать отнюдь непросто, даже если у него великолепная рукопись. Единственное, что ему поможет, — знание издательского рынка. Тогда он будет действовать с точным расчетом, понимая, кто и при каких условиях может купить права на его произведение.

Крайне важны навыки бизнесмена. Рукопись — это товар, и ее надо уметь продать. Причем не только издателю, но и читателю. Если вы не будете активно продвигать свое произведение, вполне возможно, о его существовании узнают только работники книжных складов да несколько сотен случайных покупателей.

Чем вам может помочь «Справочник писателя»?

Справочник писателя — это то, чему я научилась за 15 лет в литературе. Вы не найдете здесь абстрактных теорий — все советы неоднократно проверены опытом. Моя точка зрения может не совпадать с классическим литературоведением, но я и не выступаю здесь как литературовед. Моя цель — дать полезную информацию.

Разумеется, я не утверждаю, что писать надо только так и никак иначе. Справочник писателя — это ориентиры, на которые стоит обратить внимание, а уж автор должен сам решать, в какую сторону ему идти.

Этот сайт для тех, кто хочет сделать карьеру в литературе. Кто влюблен в свою профессию, кто не представляет жизни без черновиков и авторских экземпляров. Для тех, кто готов учиться, преодолевать трудности и совершать невозможное.

Как становятся писателями — Справочник писателя

Как становятся писателями«Как становятся писателями» — рассказ Анны Зимовой о ее первых опытах публикации книг и об изучении писательского мастерства.

 

Начну с трёх голых фактов.

Первый: мой писательский багаж — два изданных романа, две детские книги и несколько рассказов в составе сборников. На горизонте — приятное марево из обещаний редактора «опубликовать что-нибудь ещё». Как говорится, не совсем налегке, но и книжная полка не прогибается.

Второй. Атрибутов гениальности в виде налёта безумия, неорганизованности и бескомпромиссности у меня нет. Моё писательское амплуа, скорее, — «прилежная школьница».

Третий. Я не завалена предложениями от издательств, а связавшись в своё время с одним, пестую эти отношения уже много лет, и даже не думаю о том, чтобы ему изменить.

Это чтобы проще было понять, каким опытом я могу поделиться. Вы ведь хотите узнать, как стать писателем? Далее — о трёх литературных достижениях.

В 2006 году я разродилась сборником рассказов, критику в адрес которых я никогда бы не приняла, ибо кто бы позволил ругать своего долгожданного первенца? Пусть все твердят: «слабенький», «неразвитый», и дружно советуют отказаться от детища. Как истинная мать, я решила, что не брошу своё творение и выведу его в люди. Но когда пришло время сборнику искать издателя, я испытала все муки матери ущербного создания.

В 2006 году все было лучше чем теперь. Трава была зеленей, редакторы человечнее, их ответы — более вдумчивыми и развёрнутыми. И самих издательств было ещё довольно много. Разослав рукопись по сотне адресов, найденных в сети, я стала ждать откликов. Нет, я была достаточно адекватна, чтобы поверить в то, что за мой сборник не начнут драться. Поэтому в таблице ответов, которую я заранее подготовила, кроме ячеек для плюсиков, означающих, что текст приняли, были также и разделы: «что требуют доработать» и даже колонка «причина отказа».

Плюсиков я не дождалась, а отказы были однообразными. Чтобы не говорить мне напрямую о слабости моего детища, редакторы писали «неформат» и «к сожалению, рассказы сейчас не принимаем». Кроме того, таблица со временем дополнилась очень востребованным разделом «гробовое молчание».

Звонить в издательства и интересоваться, чем вызвано такое пренебрежение, мне было неловко. В отчаяние не дали впасть несколько добрых редакторов, которые нашли время, чтобы позвонить мне (да-да, сами!) и объяснить, что рассказам от неизвестного автора никто рад не будет, их вообще теперь плохо покупают, рассказы. К тому же этим женщинам удалось каким-то образом обратить моё внимание на слабости текста так, чтобы у меня не опустились руки. Они бросили мне два спасательных круг — фразы «А нет ли у вас романа?» и «Писать вам все равно нужно». В общем, мне не отказали в праве на счастливое литературное материнство, но посоветовали родить что-нибудь ещё.

«Будет вам роман», — сказала я, и написала его. Это заняло приблизительно год. Точнее, месяцев десять я писала «по вдохновению», а потом сломалась, и решила узнать — как же все-таки это делается. Потому что с ужасом понимала: запуталась. Текст лился рекой, и конца краю ему не было видно. Герои устали, я тоже, и я не знала, что с ними делать.

Их подвиги и даже их смерть уже не казались чем-то особенным… Что уж говорить о них в их повседневной жизни! Я перестала им симпатизировать. Выразить, что они чувствуют, я могла лишь подробно пересказав то, о чем они думают. Рукопись изобиловала многостраничными описаниями их эмоций. Я пыталась заставить их вести диалоги и сама им не верила. При этом готовый, вполне интересный сюжет у меня был, — я просто не могла его реализовать. Хотелось нарисовать яркую живую «картинку», а получался лишь «пересказ» событий.

Но у других писателей получалось же как-то… быть убедительными… не терять сюжетных линий… не раздувать мелочи, сосредотачиваясь на главном.

В общем, писать.

Вот спросите: что я считаю своим первым литературным достижением? И я скажу: решение не «писать», а «учиться писать». Я с раздражением взяла паузу и прочитала все, что нашлось в интернете о литературном мастерстве. При этом мне было очень… неловко. Казалось, истинный талант не должен следовать правилам, а творить, как бог на душу положит.

Теперь собственно реклама: сайт www.avtoram.com действительно оказался самым полезным ресурсом, а уж я ничего не пропустила, поверьте. Просто тут было всё: и как писать диалоги, и как преодолеть творческий ступор, и как придать убедительности героям. То есть ответ на самый главный вопрос: как стать писателем.

В общем, продолжая немного стесняться, я полностью переделала десятимесячную работу. Перекраивала, перелицовывала, нещадно высушивала, выбрасывая огромные куски. Герои прошли проверку многочисленными тестами, и это вывело их на чистую воду. Они перестали мне врать и наконец принялись делать то, что от них требовалось. Не буду долго писать о том, что собственно было сделано за эти два месяца. Я просто скрупулёзно следовала советам, которые давал сайт. Нещадно карала собственное дитя. Потом дала почитать рукопись всем, кому доверяла (и кто был способен на критику), и скрепя сердце, ещё немного её доработала.

Спустя положенное время была создана новая табличка для ответов редакторов. Следовать советам, так уж следовать! Но на этот раз я пошла дальше поисков контактной информации и попыталась узнать об издательствах больше. Появились разделы «ФИО», «Предпочтения», «Подходящие серии». Я и сопроводительное письмо составила, и синопсис написала — я же «прилежная школьница».

Обращение по имени несказанно увеличило количество ответов. Но в сухом остатке они выглядели так: 100% — отказы. Правда, теперь рукопись хвалили. Писали «хороший, ровного качества слог», «замечательная идея», «интересный сюжет». Хандрила ли я? Нет, ведь роман все-таки издали. Нашлось со временем в папке «Спам» одно письмо. Ведущий редактор «Астрель-СПб» написала, что рукопись они берут. Роман вышел в положенный срок с единственным исправлением: вместо дипломата герой стал ходить в школу с рюкзаком.

На этом бы и закончить? Искушение велико. Если бы целью было издать книгу, то так наверное и следовало бы поступить. Но я-то планировала напечатать несколько, поэтому история только начинается. Мне хотелось и вторую, и третью, и ещё много. Я написала ещё четыре романа. Издательство лестно отозвалось о них, но новых договоров не предложило, и это озадачивало. Правда, меня не забывали и предлагали время от времени написать рассказ для какого-нибудь сборника. Я соглашалась на малое, но ждала большего.

Выпустить первенца в люди оказалось недостаточно. Явно требовалось что-то ещё.

Вторым литературным достижением стало осознание факта: романом нужно было заниматься и после его выхода. Все уже наверное поняли, что продавался он не слишком хорошо. «Автор, это все таки твоя книга!» — часто пишет мой редактор в своих блогах и комментариях, не обращаясь ни к кому конкретно. Но я слишком поздно поняла истинный смысл этих слов. Фейерверк действительно не будет сопровождать выход книги никому не известного автора. Журналисты не станут его обсуждать. Читатели не завалят автора письмами. В погоне за текстом я не учла, что салюты придётся покупать за свой счёт, а прессу и читателей тоже необходимо заинтересовать. Книгой ли, своей ли персоной — но заинтересовать.

Второй роман достался мне как второй шанс — вероятно, за прилежание. Я посещала все мероприятия издательства, приучила себя интересоваться его жизнью и была, как говорится, на виду и всегда готова. Взамен издательство тоже стало интересоваться моей персоной.

Разумеется, никто не станет публиковать твою рукопись только потому, что ты постоянно крутишься рядом, но лучше быть для редактора человеком, а не абстрактным автором текстов. Среди равнозначных рукописей редактор скорее выберет ту, автор которой не забыл поинтересоваться здоровьем и поздравил с праздником.

Со вторым романом я была осмотрительнее. Рекламного бюджета мне не выделили, но я создала группы в социальных сетях, посвящённые книге, и не ленилась приглашать в них потенциальных читателей. Потратилась на собственный сайт, запустила пресс-релиз в СМИ и на сайты соответствующей тематики. Благо, книга была посвящена зомби-апокалипсису (да, не то, чего хотелось бы, но упустить и второй шанс не хотелось), и определить её целевую аудиторию оказалось не так уж и сложно. Чудес не последовало, но роман раскупался значительно резвее первого.

Третье достижение, лишь условно литературное (и пока последнее) автоматически вытекло из второго: в лице своего литературного редактора я обрела лучшего друга. Теперь мне часто пеняют: тебе-то несложно издаваться, ты ведь «своя».

Что я могу сказать в свою защиту? Только одно: наша дружба началась лишь после издания моей второй книги. До этого момента мы общались исключительно по существу вопроса, величая друг друга на «вы» и не заходя дальше обсуждения сюжета и роялти.

Стало ли мне легче издаваться с появлением такого друга? И да и нет. С одной стороны, теперь я первая узнаю о новых проектах издательства и о том, какие изменения ждут его политику. Мне, например, могут намекнуть, что именно в данный момент было бы лучше написать «детскую книгу, потому что с серией для взрослых полная засада».

Но, как это и должно быть между лучшими друзьями, спрос с меня и моих текстов значительно строже. И я не имею морального права подвести: прислать материал не вовремя или не прийти на встречу, — сами понимаете почему. Подходящий момент для того чтобы прилечь отдохнуть на лавры, все не наступает, и, наверное, не наступит никогда.

Всё, что нужно знать писателям, за 10 минут: советы Стивена Кинга

Моё знакомство с творчеством Кинга началось не с книг. Впервые я узнал о нём после просмотра фильма «Мгла», который поразил меня абсолютно всем: сюжетом, персонажами, катастрофой и, конечно же, концовкой. Обязательно посмотрите его, если любите фантастику или триллеры.

Но больше всего меня зацепил сюжет. После просмотра я стал искать в интернете всё, что можно найти об этом фильме, и узнал, что сценарий был создан по книге Стивена Кинга «Туман». Тогда я, как и многие другие, слышал о Кинге, но всерьёз не задумывался над тем, чтобы читать книги, написанные в жанре ужасов. Однако фильм зацепил, и я решил, что не смогу разочароваться в творчестве этого человека. Так и получилось.

Кинг стал одним из моих любимых писателей. Случайно наткнувшись на его статью, в которой он рассказывает о том, что нужно писателям, я понял: о ней должно узнать как можно больше людей.

Мы публикуем перевод статьи без изменений.

Вступление

Да, я знаю, что заголовок статьи немного похож на рекламный материал для авторов-неудачников, но я действительно расскажу о вещах, которые нужно знать тем, кто хочет зарабатывать на жизнь писательством.

История о том, как Стивен Кинг научился писать

Когда я учился в старшей школе, я вляпался в неприятную историю, как это часто случается со старшеклассниками. Я написал и опубликовал небольшую сатирическую статью, в которой высмеивал нескольких учителей из своей школы. Насмешки были не слишком добродушными, скорее грязными и жестокими.

Копия газеты попала в руки сотрудников школы, и, так как мне хватило ума оставить под статьёй свою фамилию, меня пригласили к директору. К тому моменту сатирический писатель во мне испарился, отдав своё место 14-летнему подростку, который дрожал от страха в ожидании наказания.

Меня не наказали, но заставили принести кучу извинений и неделю проработать в исправительном центре. Там меня заставили писать колонку о спорте в небольшом журнале. Редактором был человек, который научил меня всему, что нужно знать писателю. Его звали Джон Гулд.

Он сказал мне, что ему требуется колумнист для колонки о спорте и предложил присмотреться друг к другу. Я сказал, что ничего не смыслю в спорте и даже в алгебре разбираюсь больше. Он ответил: «Ты научишься».

Я согласился, решив попробовать. Гулд дал мне стопку жёлтой бумаги и сказал, что будет платить полцента за слово. Две первые статьи, которые я написал, были о школьной баскетбольной команде. Я принёс их Гулду, чтобы он взглянул. Он прочитал их, взял чёрную ручку и научил меня всему, что нужно знать писателю.

Вот какой была часть черновика до исправлений:

Вчера вечером в спортивном зале Лисбонской старшей школы болельщики и фанаты команды были поражены спортивным выступлением, которое наверняка войдёт в школьную историю: Боб Рэнсом, более известный как Пуля-Боб за свои объёмы и точность, набрал 37 очков. Он сделал это с быстротой, грацией… и даже странной вежливостью, заработав лишь два фола в своём рыцарском испытании, побив предыдущий рекорд 1953 года.

После редактуры:

Вчера вечером в Лисбонской старшей школе болельщики и фанаты команды были поражены спортивным выступлением, которое наверняка войдёт в школьную историю: Боб Рэнсом набрал 37 очков. Он сделал это с быстротой, грацией… и даже странной вежливостью, заработав лишь два фола и побив предыдущий рекорд школьной баскетбольной команды 1953 года.

Когда Гулд закончил редактировать статью на такой же манер, он посмотрел на меня и сказал: «Я выбросил лишь плохие части. В целом статья хорошая».

Ещё одно вступление

В США ежегодно проводятся тысячи курсов для писателей: семинары, выступление приглашённых авторов, лекции, ответы на вопросы, которые заканчиваются распитием джина. Я удалю из советов всю ненужную ерунду, оставив лишь важное.

Что нужно знать, чтобы быть успешным писателем

  1. Будьте талантливы. Что такое талант? Я уже слышу, как кто-то крича доказывает своё мнение на этот счёт. Для писателя талант значит две вещи: публикации и деньги. Если вы написали что-то и за это вам прислали чек, вы обналичили его и получили реальные деньги, думаю, вы талантливы. Как понять, что писательство — это не ваше? Не знаю. Точно не после шести неудачных рассказов. И не после 60. После 600? Возможно. После 6 000? Если у вас ничего не получилось после 6 000 рассказов, то лучше попробовать себя в программировании.
  2. Будьте аккуратны. Ошибки, двойные пробелы, орфография — следите за этим. Если вы приносите черновик издателю, убедитесь, что он напечатан на опрятной белой бумаге. Если в черновике много исправлений, перепечатайте его заново.
  3. Критикуйте себя. Если вы не перечеркнули половину черновика — вы лентяй. Только Бог делает всё отлично с первого раза.
  4. Убирайте каждое лишнее слово. Если вы хотите писать, сразу переходите к делу. Удаляйте весь словесный мусор, переписывайте заново и старайтесь сократить произведение как можно сильнее.
  5. Не смотрите в справочники, делая первый черновик. Выбросьте словари и энциклопедии в мусорное ведро. Сделали ошибку в слове? У вас есть два варианта: начать искать его в словаре и прервать свои мысли или написать как-нибудь и исправить после.
  6. Знайте свою аудиторию. Только идиот отправит историю о матери и дочке, рассуждающих о религии, в Playboy. Но люди делают это постоянно. Если вам нравится научная фантастика, читайте научные журналы. Если нравится поэзия, читайте известных авторов и отправляйте свои стихи в правильные места.
  7. Пишите, чтобы развлекать. Означает ли это то, что вы не можете писать «серьёзную литературу»? Нет. Но ваши серьёзные идеи должны подкреплять интересную историю, а не наоборот.
  8. Спрашивайте себя: «Получаю ли я удовольствие?». Ответ не всегда должен быть положительным. Но если он всегда отрицателен, то вам нужно браться за новый проект. Или новую карьеру.
  9. Как справляться с критикой. Покажите свой черновик некоторому количеству людей. К примеру, десяти. Внимательно послушайте, что они говорят. Улыбайтесь и кивайте. Затем просмотрите все пункты, по которым они прошлись. Если семь из десяти сошлись на том, что персонаж неинтересен или сюжетный ход банален, значит, так оно и есть. Если же каждый сказал что-то своё, можете спокойно это игнорировать.
  10. Агент? Забудьте о нём. Пока. Агент берёт 10%. А 10% от ничего — это ничего. Пока у вас ничего нет, агенту нечего у вас забирать. Как только он вам понадобится, вы без труда сможете его найти.
  11. Если получилось плохо, начинайте заново. В цивилизованном обществе убийство из милосердия против закона. В писательстве всё иначе.

Это всё, что вам нужно знать. Если вы читали внимательно, то теперь сможете писать всё что угодно.

Мои 10 минут подошли к концу.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Как стать писателем: с чего начать, советы начинающим писателям

1. Не обольщайтесь

Легко не будет. До славы и почета далеко, а работать придется много. Как говорит Хэнк из сериала «Блудливая Калифорния», «быть писателем – это хреново, это все равно что до конца жизни делать домашнее задание».

2. Читайте каждый день

«Если у вас нет времени на чтение, то и написать вы ничего не успеете и не сможете».

Стивен Кинг

«Толкиен не читал фэнтези в духе Толкиена, он читал книги по финской филологии. Читайте что-то неожи­данное».

Нил Гейман

«Я могу прочитать десяток скучных книг и сделать из них одну инте­ресную».

Айзек Азимов

3. Пишите каждый день

«С похмелья или нет, я пишу каждый день по три часа, как встану, пока не закончу то, что делаю».

Гор Видал

«Я всегда говорил себе: относись к этому как к работе с девяти до пяти. Если у тебя жесткий рабочий график, ты просто идешь и работаешь, и неважно, хорошо ли тебе в этот день. Я могу каждый день садиться за стол и выдавать дневную норму. Просто не даю себе разрешения уклоняться».

Салман Рушди

4. Учитесь

Запишитесь в библиотеку, на писательские курсы, на онлайн-мастерские. Или просто тренируйтесь писать тексты. «Для начала можно поставить себе задачу: по рассказу в неделю, пятьдесят два рассказа в год, на протяжении пяти лет. Вам придется много писать, многое выбрасывать или сжигать, пока что-то не начнет получаться. Лучше начать прямо сейчас, чтобы быстрее разделаться с подготовительной работой. Потому что я убежден: со временем количество переходит в качество».

Рэй Брэдбери

5. Превратите свои фобии и обсессии в фирменный стиль

«Я пишу о том, что меня пугает. Я никогда не писал о змеях, потому что их я не боюсь. Я писал о крысах, потому что они приводят меня в ужас. Я думаю, когда мы пишем, мы пытаемся избавиться от собственных фобий».

Стивен Кинг

6. Придумайте свои ритуалы

Вирджиния Вулф предпочитала сочинять стоя, Марк Твен – лежа, Роальд Даль писал в небольшом неотапливаемом сарайчике, кутаясь в спальный мешок, Агата Кристи придумывала очередное убийство, когда мыла посуду, Набоков писал на карточках, Достоевский проговаривал свои романы вслух, у Шиллера в столе лежали гнилые яблоки, а Довлатов не использовал в одном предложении слов, начинающихся с одинаковых букв. Придумайте что-нибудь свое; публику, может, и не привлечете, но хоть самому скучно не будет.

7. Подслушивайте, подсматривайте, записывайте

Автобусная остановка, путешествие на Эверест, окно во двор – писатель везде найдет материал для новой книги. Диккенс в каждом новом городе посещал морги, Чехов – кладбища и бордели. Оскар Уайльд писал: «Я никогда не путешествую без своего дневника. Нужно же читать что-то гениальное в поезде».

8. Развивайте воображение

Есть много способов развить воображение. Придумывать биографию прохожим, играть в ассоциации, сочинять истории о чем попало. О Чехове рассказывали, что он мог взять первую попавшуюся вещь – например­, пепельни­цу – и назавтра написать о ней рассказ.

«Воображение – это эрекция ума».

Виктор Гюго

9. Найдите свои слова

«Когда вы пишете, слова должны идти так: БИМ БИМ БИМ, БИМ БИМ БИМ, БИМ БИМ БИМ, БИМ БИМ БИМ. Каждое должно быть наполнено соком, они должны сочиться мощью. Они должны заставлять меня переворачивать страницы. БИМ БИМ БИМ, БИМ БИМ БИМ, БИМ БИМ БИМ».

Чарльз Буковски

10. Не отвлекайтесь

Выключите фейсбук, телефон и телеви­зор. Начинайте писать прямо сейчас. «Не стоит ждать вдохновения, за ним надо гоняться с дубинкой».

Джек Лондон

11. Придумайте Героя, с которым вам интересно

«Каждый персонаж должен чего-то хотеть, пусть даже стакан воды».

Курт Воннегут

12. Придумайте неожиданную историю

«Четыре величайших романиста за всю историю человечества – Бальзак, Диккенс, Толстой и Достоевский – писали не слишком хорошо, и от этого факта никуда не уйти. А это доказывает, что, если ты умеешь рассказать историю, создать характер, развернуть действие, если у тебя есть искренность и темперамент, неважно, как ты пишешь. И тем не ­менее лучше писать хорошо, чем плохо».

**Сомерсет Моэм **

«Если не знаете, что делать дальше, похороните кого-нибудь заживо».

Эдгар По

«Я всегда начинаю с одного героя, ну, может, с двух, и они конфликтуют друг с другом. Кошка села на подстилку – это не сюжет. Кошка села на собачью подстилку – вот сюжет».

Ле Карре

13. Пишите о том, что вас действительно волнует

«Писать роман надо, только когда ­болит так, будто из тебя вылезает ­горячая какашка».

Чарльз Буковски

14. Помните: начало – это самое важное

«Никогда не начинайте с погоды».

Элмор Леонард

«Начать… начать… Как начать? Я голоден. Надо налить кофе. Кофе поможет мне думать. Может, сначала что-нибудь написать, а потом вознаградить себя чашкой кофе. Кофе и кексиком. Ладно, значит, надо разобраться с основными темами. Может быть, бананово-ореховый. Это годный кексик».

Чарли Кауфман в фильме «Адаптация»

15. Не жалейте читателя

«Будь садистом. ­Неважно, насколько милы твои персонажи, с ними должны происходить ужасные вещи, чтобы читатель понял, из чего они сделаны».

Курт Воннегут

16. Не слушайте критиков

«Писатель не должен думать о кри­тике, так же как солдат о госпитале».

Стендаль

«Одна из неприятных сторон нашего ремесла заключается в неизбежности злобных нападок безмозглых уродов и чьих-то фанатов. Этому нет конца. По ночам они стучат в вашу дверь или придумывают гнусные судебные иски, мастурбируя, как шимпанзе, в комнатах, освещен­ных 25-ваттными лампочками».

Хантер С. Томпсон

17. И всех остальных тоже не слушайте

«Обругает какая-нибудь сволочь – рана. ­Другая сволочь похвалит – еще рана. Душу вложишь, сердце свое вложишь – сожрут и душу, и сердце. Мерзость вынешь из души – жрут мерзость. Они же все поголовно грамотные, у них у всех сенсорное голодание. И все они клубятся вокруг – журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывные. И все требуют­: ­«Давай! Давай!..» Какой из меня, к ­черту, писатель, если я ненавижу писать. Если для меня это мука, болезненное, постыд­ное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя».

**Писатель в «Сталкере» Андрея Тарковског­о **

18. Не бойтесь неудач

«Жизнь невозможна без неудач. Если только не жить так осторожно, как будто ты и вовсе не ­живешь, – но ведь это тоже ­неудача!»

**Джоан Ролинг **

«Неудача – единственный устойчивый успех».

Джон Апдайк

19. Сомневайтесь

«Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком ­доволен собой».

Вольтер

«Совесть – орудие производства писателя. Нет ее – и ­ничего нет».

Юрий Домбровский

«Всякого, кто хотя бы шапочно знаком с пытками сочинительства, можно избавить от подробностей: как он писал и испытывал удовлетворение, читал и испытывал омерзение; правил и рвал, вымарывал, вписывал; приходил в восторг, приходил в отчаяние; с вечера почивал на лаврах и утром вскакивал как ужаленный; ухватывал мысль и ее терял; уже видел перед собою всю книгу, и вдруг она пропадала; разыгрывал за едою роли своих персонажей, их выкрикивал на ходу; вдруг плакал, вдруг хохотал; метался от одного стиля к другому: то избира­л героический, пышный, то бедноватый, простой, то Темпейские долины, то поля Кента и Корнуолла – и никак­ не мог решить, божестве­н­нейший ли он гений или самый жутки­й дурак на всем белом свете».

Вирджиния Вулф

20. Пейте, ешьте, любите

В общем, используйте все, что помогает в работе. Бальзак и Вольтер были кофеманами. Диккенс выпивал глоток горячей воды каждые 50 строк написанного текста, Пушкин пил лимонад, Агата Кристи уверяла, что яблоки стимулируют развитие сюжета. Хантер С. Томпсон говорил, что не порекомендует секс, наркотики и безумие каждому писателю, но признавал, что в его случае это срабатывало.

21. Думайте о языке

Думайте о языке, как о живом человеке. Полюбите тире, на следующий день прокляните его. Возненавидьте какие-нибудь слова, выражения или части речи. Потом простите их и купите им цветов. Оруэлл призывает не использовать длинных слов, где можно обойтись короткими. Стивен Кинг ненавидит наречия.

22. Жгите

Гоголь на вопрос, откуда он черпает богатство своего языка, ответил: «Из дыма. Пишу и сжигаю, что написал. И пишу снова».

23. Найдите своег­о читателя

И пишите только для него. «Не думаю, что художнику нужно много размышлять о том, для кого он работает. Лучшую публику можно увидеть утром в зеркале для бритья. Аудитория, которую художник воображает, если он это делает, – это комната, полная людей в масках с его собственным лицом. В моем случае они держат маски Набокова».

Владимир Набоков

24. Не спешите жить как Берроуз, а умирать как Хемингуэй

«Умереть от алкоголизма – отлично, славная смерть, но если пишешь скучное говно, то от чего бы ты ни умер, это ­никак тебе не поможет. Смерть от алкоголизма не означает, что ты хорош. Надо, чтобы после тебя остались слова».

Чарльз Буковски

25. Не слушайте ничьих советов.

И этих тоже.

«Нет никаких правил и нет никакого правильного режима, если ты хочешь написать книгу».

Умберто Эко

Впервые опубликовано на сайте в марте 2017 года.

Вероятно, вам также будет интересно:

7 увлекательных нон-фикшен-книг

30 книг, которые должен прочитать каждый мужчина

Фото: иллюстраации: Mitt Roshin; Giphy

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Как стать писателем. Советы великих и полезные книги.

Как и в любой профессии, в писательстве врожденный талант имеет второстепенную важность. Писательские способности – это один из ключевых элементов успеха, но далеко не самый главный. Больший вес имеет жизненный опыт, образование (и тут мы говорим не об университетском образовании, а о личностном) и, конечно же, практика.

Как и любой вид искусства, писательское дело основывается на четких правилах. Конечно, некоторые писатели сами выводят эти правила со временем, но изучить их гораздо проще. И если вы хотите зарабатывать на жизнь писательством, то будьте готовы к тому, что, несмотря на романтизм профессии, вам придется загонять себя в четкие рамки сроков и тематик.

Итак, начнем с советов профессионалов начинающим писателям. Ведь у кого учиться, как не у тех, кто добился признания в желаемой сфере.

Стивен Кинг

Король ужасов знает, как написать действительно шедевральную книгу. От его произведений невозможно оторваться, а плавность и гармоничность повествования, даже у далеких от писательского ремесла людей, вызывает восхищение. И вот несколько советов начинающим писателям от Стивена Кинга:

 

Нил Гейман

Весьма талантливый английский фантаст тоже может сказать пару весомых и полезных советов новичкам. Его советы достаточно просты, но вместе с тем очень полезны:

 

Рэй Брэдбери

Пару кратких советов дает начинающим писателям и всеми любимый создатель более восьмисот литературных произведений. Классик научной фантастики считает, что:

 

Курт Воннегут

Один из наиболее значимых американских писателей также имеет в запасе несколько наставлений о том, как правильно и главное хорошо писать короткие рассказы:

 

Эрнест Хемингуэй

Несмотря на то, что сам Хемингуэй говорил, что рассуждать о его ремесле – совершенно бесполезное понятие, все же у него проскакивали некоторые мысли по этому поводу в его произведениях, интервью, статьях и письмах:

 

Марк Твен

Эксцентричный и поистине гениальный писатель дает новичкам весьма острые и ироничные советы, которые точно будут чертовски полезны каждому из вас:

 

Чак Паланик

Создатель легендарной книги “Бойцовский клуб” дает своим коллегам практические и действенные советы, к которым, мы считаем, стоит прислушаться:

 

1. Справочник писателя

1

Начало – это всегда самый сложный этап в карьере писателя, так как за неимением опыта он попросту не знает, как грамотно оформить свою рукопись. Писательница Эльвира Барякина создала книгу, в которую она вложила все свои знания о том, как нужно писать, и о том, как правильно подать свое произведение, чтобы оно стало успешным.

2. Как стать писателем

2

Еще одна книга-пособие от опытного и одного из самых издаваемых фантастов. В этой книге Юрий Никитин передал свой бесценный опыт, в который входит многолетнее общение с другими писателями, лекции Литинститута и масса секретных писательских приемов.

3. Как писать книги

3

После того, как мэтр ужасов был сбит машиной, ему довелось переосмыслить свои взгляды на жизнь. Именно в этот период и вышла его книга, в которой Стивен Кинг рассказывает молодым писателям о тонкостях и особенностях писательского ремесла. Сложно не согласиться, что у Кинга есть чему поучиться.

4. Золотая роза

4

В этой книге Константин Паустовский рассказывает о том, где же писателю взять вдохновение, какую роль играет его внутренний мир и как происходит накопление “золотой пыли” бесценного опыта и жизненных приключений, из которых и создается “золотая роза” – книга.

5. Стилистика и литературное редактирование: Учебник

5

Конечно, мало кто будет в восторге от изучение скучной теории, но так построен любой вид искусства, что именно теория является его краеугольным камнем. Поэтому в наш список полезных книг для писателей мы включаем учебник, подготовленный учеными двух ведущих лингвистических школ – московской и петербургской.

10 советов как стать писателем (или отправиться в сумасшедший дом)

В настоящее время на всевозможных графоманских ресурсах и в социальных сетях очень популярны  короткие списки советов на тему как стать писателем. Лично я не представляю, каким чудодейственным образом чьи-то десять абзацев могут сделать из вас гениев пера и клавиатуры, но паровоз уже набрал ход, так что грех не вскочить на подножку. В чем причина популярности таких постов? Возможно, современный человек все хуже воспринимает большие массивы информации. Кто-то увидит в этом симптомы клипового мышления, я не знаю. Но нам отчего-то гораздо удобнее прочитать пост с десятком советов, чем статью той же длины, разбирающую по винтикам только один из них. Хотя пользы от последнего будет не в пример больше. К сожалению, стереотипы еще плотно держат нас за горлышко, и новое пополам со сложным воспринимается очень туго, поэтому впредь постараюсь чередовать статьи для новичков и вещи с претензией на глубину, требующие определенного кругозора и подготовки.

Сегодня у нас одна из легких, ни к чему не обязывающих записей.

10 советов как стать писателем (или отправиться в сумасшедший дом)

Мои 10 советов как стать писателем

(или отправиться в сумасшедший дом)

1. Читайте каждый день. Чем больше, тем лучше.

Первое и самое важное правило (по-моему, оно даже важнее, чем непререкаемое правило под номером два), с которого начинается любой писатель. Ведь чтобы научиться писать – нужно учиться (очевидно же), смотреть, как это делают мастера. Этот довод лежит на поверхности: кроме хороших книг писать вас никто не научит. Чтение позволяет: а) день ото дня расширять словарный запас; б) освоиться в пространстве художественного стиля, перенять своеобразную манеру речи, которая сильно отличается от привычной разговорной; в) подмечать приемы у состоявшихся литераторов; г) приятно и с пользой проводить время.

И, конечно, не забывайте во время чтения держать под рукой блокнот (см. п. 4) – вдруг в голову придет блестящая идея или захочется записать цитату.

2. Пишите каждый день. Или редактируйте написанное.

Второе чрезвычайно полезное и вполне очевидное правило. Можно ли стать писателем, если ничего не пишешь? Ну, вы понимаете… Бесспорно, теория – важнейшая часть любого ремесла, но практика – важнее в сто крат! Поэтому здоровой привычкой для молодого литератора должна стать привычка писать ежедневно. Неважно что – очередной рассказ или главу романа, запись в блоге или в личном дневнике. Главное, каждый день упражняться в письме. На худой конец, можно редактировать написанное. Тоже полезно, и тоже развивает чувство слова.

3. Читайте стихи.

Такую рекомендацию литераторам дает знаменитый поэт, икона всех цитатников соц. сетей – Иосиф Бродский. Вот фрагмент его речи на открытии первой книжной ярмарки в Турине в 1988 году:

«Чтобы pазвить хоpоший вкус в литеpатуpе, надо читать поэзию. Если вы думаете, что я говоpю это из пpивеpженности цеху, что я пытаюсь пpодвинуть интеpесы собственной гильдии, вы ошибаетесь: я не член пpофсоюза. Дело в том, что, будучи высшей фоpмой человеческой pечи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсиpованный способ пеpедачи человеческого опыта; она также пpедлагает наивысшие из возможных стандаpты для любого лингвистического действия — особенно на бумаге. Чем больше мы читаем поэзию, тем менее теpпимы мы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской pечи, в истоpии, общественных науках или художественной литеpатуpе. Хоpоший стиль в пpозе — всегда заложник точности, ускоpения и лаконичной интенсивности поэтической pечи. <…> Пожалуйста, поймите меня пpавильно: я не пытаюсь pазвенчать пpозу. Истина состоит в том, что по стечению обстоятельств поэзия пpосто оказалась стаpше пpозы и таким обpазом покpыла большее pасстояние. Литеpатуpа началась с поэзии, с песни кочевника, котоpая пpедшествует писанине оседлости».

«Позвольте мне здесь наpисовать каpикатуpу, ибо каpикатуpа подчеpкивает суть. Hа этой каpикатуpе я вижу читателя, обе pуки котоpого заняты откpытыми книгами. В левой он деpжит сбоpник стихотвоpений, в пpавой — том пpозы. Посмотpим, котоpую он бpосит pаньше. Конечно, он может занять обе pуки томами пpозы, но это оставит его с кpитеpиями, котоpые сами себя сводят на нет. И конечно, он может также спpосить, что отличает хоpошую поэзию от плохой и где гаpантия, что то, что он деpжит в левой pуке, действительно стоит хлопот. Hу, во-пеpвых, то, что он деpжит в левой pуке, будет, по всей веpоятности, легче того, что он деpжит в пpавой. Во-втоpых, поэзия — по выpажению Монтале — искусство безнадежно семантическое, и возможности для шаpлатанства в нем чpезвычайно малы. К тpетьей стpочке читатель будет знать, какого pода вещь он деpжит в левой pуке, ибо поэзия пpоявляется быстpо и качество языка в ней дает себя почувствовать немедленно. После тpех стpок он может взглянуть на то, что деpжит в пpавой pуке».

Кого же читать? И на это у классика припасен список: Маpина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Боpис Пастеpнак, Владислав Ходасевич, Велимиp Хлебников, Hиколай Клюев.

4. Заведите блокнот.

Удивительно, как такая сущая мелочь, чепушинка, может изменить жизнь или даже судьбу пишущего человека! Сколько гениальных и просто хороших идей и мыслей приходит к нам в голову в самых неподходящих местах? А сколько из них затем обретают жизнь на бумаге, доходят до читателя? Не так уж и много, правда? Вот здесь бы и пригодился блокнот! Многие самоуверенные юноши всецело полагаются на свою крепкую память, отчего-то считают, что не упустят ни одной светлой мысли, ни одного проблеска, пришедшего в голову вдали от письменного стола. Так и ходят налегке с верой, что все записывается на подкорочку. Но стоит сесть перед чистым листом – все заботливо сложенные в памяти мысли вдруг куда-то испаряются! И не видно их. А может, и не было вовсе? Да нет, были, точно были! В понедельник по дороге домой придумал такое!.. Только вот вспомнить бы… И приходится бедному юноше грызть карандаш, выжимать из себя лимонные соки, юлить, придумывать здесь и сейчас, ведь уже и за стол сел, и приготовился, надо писать, а свежести нет – все забыл напрочь. Все то разумное, доброе, вечное, что так будоражило душу еще вчера до обеда. Обидно? Еще бы! Вот затем и нужен блокнот.

Заведите блокнот, я серьезно. И вы удивитесь, сколько интересного и важного забываете! Писатель – это вам не жонглер словоформами; писатель – он же, в первую очередь, мудрец, кладезь жизненного опыта. Блокнот станет серьезным подспорьем в вашей работе, и в следующий раз, сев за чистый лист, вы будете ломать голову уже над тем, как уместить на бумаге все те мысли, что плотно скопились в записной книжке.

5. Путешествуйте.

Как известно, творчество требует постоянной эмоциональной подпитки. Писать без азарта, надрыва, вдохновения – тяжело и муторно. Однако жизнь современного человека не способствует душевному подъему, во многом она скучна и однообразна, и эмоции, которые она подкидывает, редко бывают со знаком плюс. Поэтому самый верный способ накопить положительный заряд, встряхнуться, нахвататься новых впечатлений – это путешествия. Многие профессиональные авторы, кому позволяют финансы, часто и охотно колесят по миру. Тот же Алексей Пехов со своей супругой-соавтором, кажется, так вообще из поездок не вылезают. И детали путешествий (облики далеких городов, обычаи и нравы) мы видим в их новых книгах.

Так что совет простой: не отказывайте себе в удовольствии куда-то слетать или скататься, вашему творчеству это пойдет только на пользу.

6. Наблюдайте за людьми.

Если вы до сих пор считаете, что всех невероятно ярких и живых героев писатели придумывают с нуля целиком и полностью – мои вам глубокие соболезнования. Говорят, Деда Мороза не существует, а жизнь – изобретательней любой фантазии. Те образы, к которым мы так привыкли в большой литературе, в которые успели влюбиться, чаще всего являются собирательными, и почти всегда в основе персонажа лежит реальная личность. А чего удивляться? Неужели у вас нет знакомых, про которых все говорят «хоть в кино снимай» (или «хоть в цирке показывай»)? Никогда не поверю. Обычно такие люди наделены яркими необычными чертами, гранями ума и характера, особенностями поведения, до которых не каждый автор-то и додумается. Не всегда это чудаки или шумные балагуры; бывают и очень занимательные тихони, которые вечно ото всех что-то скрывают. Да мало ли найдется интересных людей! Поэтому не стесняйтесь наблюдать за интересными персонами, записывать их крылатые фразы и перлы, чтобы затем создать на этой основе блестящий и харизматичный образ.

7. Собирайте интересные истории.

Да-да, вы удивитесь, но жизнь еще и потрясающий драматург и иногда выкидывает такие фортели, что нарочно не придумаешь. Наверняка, и с вами хоть раз приключалось что-то из ряда вон. Бывало это и с другими людьми. Так почему бы не положить реальную интересную историю в основу рассказа? А если она вообще сногсшибательна – написать роман! Не пропадать же алмазу! Для кого-то это прозвучит сомнительно, кому-то такой подход даже покажется мелочным, но многие авторы именно так и делают. Собирают необычные истории других людей, вдохновляются ими и даже берут за основу собственных книг.

8. Экспериментируйте.

Когда мы только начинаем свой путь по стезе писательского ремесла, мы часто не ценим это чудесное время, стараемся поскорей набить руку, воплотить в жизнь все мелкие задумки и засесть, наконец, за большую форму, за нечто фундаментальное, что можно писать полжизни. И теряем драгоценные возможности попробовать себя в разных направлениях. Но мы всегда думаем: а, еще успею! А если нет? А что, если завтра контракт с издательством и далее по накатанной: одна книжка в полгода и короткий месяц на передышку? Какие уж там эксперименты! Так что, пока вы только начинаете осваиваться в этом лесу, не стесняйтесь экспериментировать, пробовать себя в разных жанрах и формах. Пишете фантастику? Попробуйте детектив, или заверните историю о любви, трагедию, пародию. Привыкли выстраивать сюжет в одну линию? А разве нет вариантов? Окольцовка, точечная и инверсионная композиции, временные искажения, можно разбить на фрагменты и перемешать, оставить одни диалоги или обойтись вообще без них… Да мало ли, в конце концов, вариантов?! А что мы все в прозе, да в прозе? Попробуйте написать пьесу. Или сценарий. Да, бог знает, что из этого выйдет, и какую грань таланта вы неожиданно откроете. Но даже если ничего не получится, и вы вернетесь к тому, с чего начинали, у вас останется опыт. А он в нашем деле кое-что да значит.

9. Ищите в темных областях.

Совет скорее философский. Не совет даже, а точка зрения на творчество и литературу в целом. Дело в том, что сочинения в письменной форме существуют уже не одну тысячу лет. И за все это время люди написали миллионы книг, придумали миллионы историй. Писатели прошлого достигли таких вершин лаконичности и словесной оформленности, оставили такие образчики эпоса, драмы и лирики, что сравняться с ними, повторить – сложно невероятно. Превзойти – фактически невозможно. Единожды влезть на гору – можно, но возвести рядом такую же, да еще повыше – недостижимо. Поэтому с начала ХХ века писатели и поэты движутся в области, ранее остававшиеся сокрытыми. Литература прошлого столетия (модернизм и постмодернизм) открыла нам новое, ранее незнакомое – поток сознания, магический реализм, интертекст, эксперименты с формой и временем. Современные авторы в постоянном поиске. Они ищут везде, иногда кажется, что даже в клозете. Проза Берроуза, Лимонова, Паланика и Буковски может вызывать шок, тошноту и неприятие. Но как к ним ни относись, эти авторы ищут, бороздят неизведанные темные области в поисках чего-то нового. Я призываю искать и вас! Искать что-то свое, не похожее ни на чье другое. Прозябание рядовым писакой в книжной серии – это путь раба на галерах, полное забвение.

10. Не мните себя талантом.

Не считайте себя лучше других. Как только успокоитесь и начнете почивать на лаврах – уровень ваших работ скатится ниже плинтуса. Препарируйте свои тексты злее любого критика. Предъявляйте к себе максимальные требования, сравнивайте себя с другими, находите, чем они лучше, берите на заметку и старайтесь переплюнуть. Не примеряйте на себя слово талант, шарахайтесь от него, как от огня. Как только вы примете звание таланта, закончитесь как писатель.

На этом все на сегодня. Жду ваших мнений в комментариях. Хотел бы услышать и ваши десять советов по этому поводу. До скорой встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *