Как стать сценаристом – Как стать анимационным сценаристом и почему сейчас я не стал бы этого делать? . Блог Киношколы Студии Снегири

Содержание

Как стать сценаристом — Лайфхакер

Мария Зелинская

Сценарист, драматург, мастер сценарного курса в Московской школе нового кино.

Шаг 1. Разобрать причины

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь — очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание — это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 3. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству — вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 4. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо ждать вдохновения, чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения — это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 5. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 6. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача — собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 7. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира — единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино — командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, — это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, — это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) — командным игроком.

Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.


«Сценарист — это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы — победитель.

Как стать сценаристом

Голливудский продюсер Кристофер Воглер и сценарист Дэвид Маккенна проанализировали в общей сложности более 40 тысяч сценариев разных жанров — как сценарные эксперты они читают и оценивают сценарии фильмов и сериалов для крупных киностудий. В книге «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» они собрали советы, которые помогут начинающему сценаристу разобраться в ремесле: как искать темы, создавать персонажей, писать синопсис и логлайн, а также зачем автору хоррора читать эротические романы. «Теории и практики» публикуют главу, в которой Маккенна составил программу-минимум на первые пять лет.

Я сразу к делу. Книги вроде этой многие читают, чтобы узнать, как разбогатеть (или хотя бы зарабатывать на жизнь), сочиняя сценарии. Так давайте составим план наступления сроком на пять лет, который повысит ваши шансы на исполнение мечты.

Пятилетний план

Для начала поймите, что не бывает успеха за одну ночь. Слава и богатство могут прийти моментально, но почти всегда этому моменту предшествуют долгий тернистый путь, тяжелая и неблагодарная работа, самоотвержение. Если вы не готовы отдать своей мечте несколько лет, лучше, пожалуй, переключиться на какую-нибудь более достижимую цель.

Неприхотливая работа

«Memo: Секреты создания структуры и персон...

Получать деньги за свои литературные опыты можно прямо сразу. Для этого просто найдите спокойную работу, обеспечивающую доход. На этот доход вы можете нанять самого себя писать. Вот вы моментально стали профессиональным сценаристом.

Какую работу искать? Главной целью должен быть максимальный доход при минимальном количестве усилий. Вы продаете свое время за деньги. Ваша настоящая работа — писать.

Поэтому вам, скорее всего, не годится работа, серьезно занимающая ум. Так что отбрасываем занятия типа астронавта, брокера на Уолл-стрит или кандидата в президенты. Слишком много физического труда и эмоционального вовлечения.

Лучшая работа для писателя, какую я только знаю, была у моего друга Марка Фергюса, соавтора «Железного человека». На заре туманной юности он устроился ночным сторожем. Его обязанности состояли в том, чтобы по восемь часов отсиживать в тихом здании. Несколько минут за ночь ему приходилось тратить на обход территории. Все остальное время он сидел на стуле, не занятый ничем, кроме своего текста. Эта работа не давала абсолютно никакого статуса, но давала время и деньги, которые Марк вкладывал в свою писательскую карьеру. Спустя несколько лет он оставил то место с какими-то деньгами в кармане и несколькими сценариями в портфолио. Идеальная схема для начинающего автора.

Работайте каждый день

Альфред Бестер, один из самых плодовитых авторов эпохи макулатурного чтива, утверждал, что пишет каждый день, потому что «отчитывается». Он приучил себя впадать в творческий «транс» и раскладывать мысли по страницам.

Писатели пишут. Если вы не в состоянии заставить себя каждый день прижимать зад к стулу, подумайте, возможно, вам лучше мечтать о чем-то другом.

Что надо записывать? Ну, очевидно, что надо работать над сценариями и сценическими историями. Но вдобавок по меньшей мере по несколько часов в день я бы советовал выделять на ведение дневника, написание писем (старинных бумажных, а не электронных актов мозгового метеоризма) и работу над газетной подборкой (об этом через минуту).

Помимо всего прочего, писать — это привычка. Если вы не можете обзавестись такой привычкой, вы, вероятно, не писатель.

Газетная подборка

Здесь важны два момента. Во-первых, вы действительно читаете газеты. Я ничего не имею против новостей в интернете, но напомню, что есть определенная магия в том, чтобы держать в руках настоящую газету, заполненную отпечатанными новостями.

Предлагая вести подборку, я не имею в виду простое вырезание статей и хранение их в особой папке. Это будет не более чем мусор, захламляющий ваш рабочий стол.

Нет, вырезав статью, напишите о ней несколько абзацев. Чем эта статья вас заинтересовала? Какую драму она описывает? Кто ее главные действующие лица?

В чем состоит конфликт? Чего они хотят и какие препятствия стоят у них на пути? Как можно превратить эту статью в кинокартину?

Делайте так каждый день, и вы воспитаете в себе привычку, которая поможет вам дисциплинировать ваши писательские устремления.

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Читайте

Чтение — это оборотная сторона письма, так что сформируйте привычку (опять это слово) к ненасытному заглатыванию букв.

Читайте все. Если вы пишете хоррор, время от времени заглядывайте в дамские эротические романы. Если ваша сфера — бытовые драмы, не погнушайтесь иной раз сунуть нос в шпионский триллер. Невозможно угадать, чему научишься, наблюдая, как делают свое дело другие авторы в других жанрах. Может быть, вы подсмотрите у них какие-то приемы, пригодные и для вашей специализации.

Читайте то, что продается. Если вы намерены достичь этой деятельностью богатства и славы, вам необходимо знакомить себя с тем, что публика покупает. Культурные снобы могут презирать непритязательных авторов типа Дина Кунца, Джеки Коллинз и Джеймса Паттерсона, но подобного рода ремесленники постоянно в работе и в верхних строчках списка бестселлеров. Они знают, как наладить связь с аудиторией, и может, вам это тоже стоит узнать?

Читайте стоящее

Все знают изречение Марка Твена, что классика — это «книга, которую хвалят и не читают». Во исполнение вашего пятилетнего плана призываю вас поступать наоборот.

Я бы предложил вам примерно четыре раза в год (раз в сезон) брать в руки какую-нибудь классическую книгу и выяснять, что же там внутри. Почитайте Сервантеса, Твена, Фолкнера. И вы, наверное, видели все эти фильмы по Джейн Остин, но как ее произведения выглядят на бумаге?

Несколько лет назад у меня вдруг образовалась пара относительно свободных недель. И я понял, что не читал «проблемных пьес» Шекспира. Как всякий, кто учился в школе, я читал самое известное: «Гамлета», «Отелло» и «Ромео и Джульетту», но ни разу не заглядывал ни в «Перикла», ни в «Цимбелина», ни в «Генриха VIII».

Так что я взял в библиотеке тексты пьес и аудиозаписи спектаклей. И в следующие две недели погрузился в не самые понятные из сочинений одного из лучших в истории рассказчиков и драматургов.

Что я узнал? Ну, «Тимон Афинский» оказался совершенной ерундой: ободряющий пример того, что даже у великих случаются промахи. А еще обнаружил, что «Зимняя сказка» — одна из самых чудесных пьес, с какими мне только довелось познакомиться.

Случайные набеги на классиков расширили мой кругозор и научили лучше сочинять истории. Из личного опыта я знаю, что Данте как историческая фигура, пожалуй, значительнее, чем как рассказчик. Но я также знаю, что Овидий — один из самых упоительных авторов всех времен, и я рад, что в своей работе испытываю на себе его влияние.

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Найдите мастерскую / группу поддержки

Сочинительство — одинокая и уединенная работа. Но писатель не может расти и совершенствоваться без читательских отзывов, поэтому очень неплохо найти компанию единомышленников, которые будут вам помогать.

Ключевой элемент мастерских, которые я провожу, — чтение вслух работы товарища. Сам автор активно в этом процессе не участвует, потому что цель этой затеи — дать ему услышать, что он написал, и оценить, как этот текст воспринимается. Для автора труднее всего во время этого упражнения — молча слушать свой текст, не комментируя и не защищая.

Вызовет ли смех придуманная тобой шутка? Не встретят ли трогательную эмоциональную сцену неуместным хихиканьем? Понимают ли люди за столом, что вы хотите до них донести? Нередко после того, как читка заканчивается, я прошу одного из чтецов кратко пересказать историю. Удивительно, как часто синопсис тех, кто читал, расходится с замыслом самого автора.

Такой инстинктивный отклик бесценен. Конечно, полезно услышать конструктивную критику от товарищей по группе, но, что бы они ни говорили, это не будет для вас так же наглядно, как их реакция на текст, который они читают.

Когда будете выбирать мастер-классы и мастерские, настоятельно советую вам искать группу, которая находится с вами на одном уровне. Если вы окажетесь вместе с более искусными авторами, вы просто не сможете с ними эффективно общаться. И наоборот, если вы будете чувствовать себя мэтром, это, может, и польстит вашему самолюбию, но вряд ли позволит увидеть все возможности для улучшения текста.

Идеальна такая группа, где вы будете примерно в середине. Чтобы кто-то был опытнее и искуснее вас и вы бы могли оценивать свою работу по их стандартам. А кто-то будет недотягивать до вашего мастерства. Это не только дает столь необходимое топливо вашей самооценке, но еще и заставит вас формулировать свои идеи и даже делиться ими с менее искушенными коллегами.

Сто сценариев за сто дней

Это довольно несложное, но требующее самоотдачи задание, которое я вынес из своего опыта профессионального рецензента. За три-четыре месяца вы прочтете сотню сценариев (если захотите, то включите в список и книгу-другую).

По прочтении каждого сценария предлагаю вам расписать взаимодействия в истории в пределах двух-трех страниц. Понятно, что такое изложение потребует выбросить множество деталей. В этом и смысл: вам нужно найти стержень истории: главного героя, конфликт, взаимодействие, начало, середину и конец.

А потом я предложил бы вам описать сценарий в одном предложении. В профессиональной терминологии это называется «логлайн» — одна идея, на которой выстроена вся история. Создавая собственные сценарии, вы увидите, что дистилляция логлайна — важнейший этап работы над текстом.

Чего это упражнение помогает достичь? Во-первых, вам придется читать сценарии, то есть тот жанр, в котором вы надеетесь стать мастером. Во-вторых, вам придется разбирать сценарии на составные части, так вы увидите, что это за части и как они работают.

По завершении этой эпопеи вы узнаете о сценариях такое, чего не знаете теперь. Не могу говорить о масштабности ваших озарений, но на каком-то этапе вы увидите, например, что «Гражданин Кейн» и «История игрушек» — это совершенно одно и то же. […]

Теперь у вас есть программа действий. Как и любая работа, она будет эффективной, только если ею регулярно заниматься. А если вы будете выполнять этот комплекс каждый день, то станете такими, какими не были никогда прежде. Я обещаю.

Как стать сценаристом? Советы для начинающих

Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Вам понадобится немало времени, чтобы достичь понимания и успеха. Возможно, даже несколько лет. Известны сценаристы рекомендуют в начале иметь на всякий случай еще одну или даже две работы. А еще готов сценарий. Вы никогда не знаете когда и где встретите того, кто поверит в написанное вами. Может это произойдет через месяц, а может через пять лет.

Но если вы любите любые истории, окружающую действительность, тексты и, конечно, кинематограф, то не бойтесь круто изменить жизнь и стать сценаристом. Чем позже, тем лучше, потому что весь приобретенный опыт вам пригодится в создании сценариев. Команда TalentsCollection также хочет помочь вам в этом, потому подготовила для вас несколько советов, которые помогут или хотя бы натолкнут на то, чтобы стать сценаристом.

Полюбите это дело
Без любви не бывает ничего. Делайте только то, что вам нравится. Работайте над тем, что приносит вам удовольствие. Прислушайтесь к себе и убедитесь быть ли сценаристом это именно то, для чего вы созданы. Вы любите слушать/читать/пересказывать разные истории? Искать во всем подтекст и анализировать причины различных ситуаций? Если так, тогда сценарное искусство для вас. Начинайте работать в этом направлении.

Много учитесь!
После того, как вы окончательно решили, что хотите быть сценаристом, необходимо выбрать для себя способ обучения. Оно может быть специализированное в учебном заведении (высшее образование, курсы, мастер-классы, частные уроки и т.д.) или же самообучения. Если в первом варианте важным является старания, то во втором – самодисциплина. Помните, что вы должны учиться систематически и много. Книги, видеоуроки, просмотр различных фильмов – поможет все. Читайте пьесы и сценарии разных фильмов (как хороших, так и плохих), которые вы можете найти в бесплатных сценарных онлайн-библиотеках, они есть в открытом доступе. 
Также найдите себе круг критиков, которые постоянно будут читать ваши работы, говорить как они все воспринимают, что по их мнению не так. В идеале – иметь среди критиков сценариста, который уже работает в этой сфере. Ведь все же практику теорией не заменить.

Думайте о творчестве
Несмотря на все здесь главное творчество и отточенность ремесла. Не важно где вы учились – важно как! Конечно, профильное образование – это очень круто, но если, кроме диплома, у вас не получается писать ничего хорошего, то звание не поможет. Каждый сценарист, как и каждый человек, – уникальный, видеть все так как видит только он. Творчество очень субъективное, поэтому надо действительно много времени, чтобы найти единомышленников. Не огорчайтесь, если вашу работу не понимают, вы же творите, а творчество трудно понять, его надо чувствовать.

Много пишите
Как писатель должен писать много, так и сценарист. Это главное. Пишите заметки, синопсисы, тритменты и, конечно, сценарии. Придумывайте разные ситуации, разбирайте их к деталям и описывайте. Делайте это как можно понятнее, проверяйте доступно ли вы пишете на ваших критиках. Не надо ждать вдохновения, чтобы писать, это не та профессия. Вы должны быть готовы писать всегда и делать это систематически, независимо от желания.
Главное – создайте ваш идеальный сценарий. Он должен быть полностью готов. Ибо вы никогда не знаете где и когда встретите того, кто скажет: «Пришли мне вечером свои работы – я почитаю и может поработаем вместе». Это может произойти в любой момент и в совершенно неожиданных ситуациях. Конечно, через год или два он вам уже не будет казаться идеальным, тогда вы создадите ваш новый «звездный» сценарий.
Типичные ошибки:
Проза вместо сценария. Режиссер ставит картину, обращаясь к зрению и слуху зрителей, поэтому при написании нужно отвергать описания размышлений, переживаний или оценок. Кстати, часто сценаристы неграмотны в письме, главное, чтобы то, что он написал понимал режиссер. Перед ним должно вырисовываться действие. Запомните: сценарий – это не литературный текст. Здесь не место метафорам или эпитетам, зритель их не прочтет.
Затянутые диалоги. В сценарии все развивается на диалогах, откуда зрители узнают об изменениях в сюжете. Поэтому каждая реплика, каждое слово должно приближать к развязке, не надо писать разговоры на 3-5 страниц, если они не развивают истории. Длинные диалоги имеют место лишь для усиления действия и раскрытию фактов.
Нет развития действия. Все, что описывается в сценарии, так же как и диалоги, должно развивать сюжет. Никто не любит долгих заскучавших сцен, если они не оправданы смыслом. Не надо описывать погодные условия, если они не имеют никакого отношения к рассказу. Выбрасывайте лишнее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТОП-100 лучших сценаристов кино всех времен.

Выберите темы, о которых хотите писать
Подумайте над тем, какие темы вам интересны. Писать о том, что вам самому не нравится не принесет хороших результатов и не будет интересно другим. Это будет ощущаться. Нравятся отношения родителей и детей? Пишите о них! Любите детективные историй об убийствах? Так вперед – опишите убийцу своего сценария. В конце концов, выберите темы, о которых хотите писать. Интересно должно быть всем.

Расскажите о себе
Пришло время заявить о себе! Конкурсы, фестивали, система питчингов – пробуйте все. Участвуйте во всем, что попадается на глаза. Если вы начинающий, то не бойтесь соглашаться на волонтерские предложения. Хорошее портфолио окупит себя.
Лучший путь к тому, чтобы ваш сценарий заметили, – найти независимого продюсера, который заинтересуется вашей работой и возьмет ее в роботу. Подумайте есть ли у вас такие знакомые или у кого-то из друзей есть такие знакомые? Не бойтесь спрашивать/искать/писать/звонить. А здесь уже что надо? Правильно! Нужно иметь готовый идеальный сценарий.
Главное – наберитесь терпения! Все будет.



Станьте режиссером!

Доказано, что если вы работали в сфере кино на каких-то других должностях, кроме сценариста, вы точно будете лучше понимать, как надо писать. Конечно, идеальный способ – хотя бы раз попробовать на себе роль режиссера, даже на несколько минутных короткометражках. Тогда вы будете видеть кадр глазами тех, кому отправляете свои работы и начнете прописывать необходимые детали.

Самое главное
Запомните, что сфера кино не терпит затворничества. Здесь все делается в команде. Вас могут не понять. Это не литература, а вы не писатель, поэтому ничего страшного, если ваш гениальный сценарий перепишут более 20 раз – все на съемочной площадке работают на один результат. Важен именно конечный продукт. Если же ваш сценарий критикуют, указывая на слабые стороны работы, – это бесценный урок, внимательно слушайте! Делайте выводы и работайте еще лучше.
Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Сценарист фильмов «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Человек у окна» и др. Илья Тилькин убежден, что это лучшая работа в мире:

«Сценарист — самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.
При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста», — рассказывает сценарист в разговоре с «Look At Me».
Вы тоже пишете сценарии? Тогда присоединяйтесь к сценаристам, которые уже зарегистрированы на нашем сайте. Делитесь своими работами и обменивайтесь опытом с коллегами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 22 советы от студии «Pixar» как написать хороший сценарий. 

Подготовила: Кристина ПРОЦИК
Фото: Из Сети

Как стать сценаристом

Голливудский продюсер Кристофер Воглер и сценарист Дэвид Маккенна проанализировали в общей сложности более 40 тысяч сценариев разных жанров — как сценарные эксперты они читают и оценивают сценарии фильмов и сериалов для крупных киностудий. В книге «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» они собрали советы, которые помогут начинающему сценаристу разобраться в ремесле: как искать темы, создавать персонажей, писать синопсис и логлайн, а также зачем автору хоррора читать эротические романы. «Теории и практики» публикуют главу, в которой Маккенна составил программу-минимум на первые пять лет.

Я сразу к делу. Книги вроде этой многие читают, чтобы узнать, как разбогатеть (или хотя бы зарабатывать на жизнь), сочиняя сценарии. Так давайте составим план наступления сроком на пять лет, который повысит ваши шансы на исполнение мечты.

Пятилетний план

Для начала поймите, что не бывает успеха за одну ночь. Слава и богатство могут прийти моментально, но почти всегда этому моменту предшествуют долгий тернистый путь, тяжелая и неблагодарная работа, самоотвержение. Если вы не готовы отдать своей мечте несколько лет, лучше, пожалуй, переключиться на какую-нибудь более достижимую цель.

Неприхотливая работа

«Memo: Секреты создания структуры и персон...

Получать деньги за свои литературные опыты можно прямо сразу. Для этого просто найдите спокойную работу, обеспечивающую доход. На этот доход вы можете нанять самого себя писать. Вот вы моментально стали профессиональным сценаристом.

Какую работу искать? Главной целью должен быть максимальный доход при минимальном количестве усилий. Вы продаете свое время за деньги. Ваша настоящая работа — писать.

Поэтому вам, скорее всего, не годится работа, серьезно занимающая ум. Так что отбрасываем занятия типа астронавта, брокера на Уолл-стрит или кандидата в президенты. Слишком много физического труда и эмоционального вовлечения.

Лучшая работа для писателя, какую я только знаю, была у моего друга Марка Фергюса, соавтора «Железного человека». На заре туманной юности он устроился ночным сторожем. Его обязанности состояли в том, чтобы по восемь часов отсиживать в тихом здании. Несколько минут за ночь ему приходилось тратить на обход территории. Все остальное время он сидел на стуле, не занятый ничем, кроме своего текста. Эта работа не давала абсолютно никакого статуса, но давала время и деньги, которые Марк вкладывал в свою писательскую карьеру. Спустя несколько лет он оставил то место с какими-то деньгами в кармане и несколькими сценариями в портфолио. Идеальная схема для начинающего автора.

Работайте каждый день

Альфред Бестер, один из самых плодовитых авторов эпохи макулатурного чтива, утверждал, что пишет каждый день, потому что «отчитывается». Он приучил себя впадать в творческий «транс» и раскладывать мысли по страницам.

Писатели пишут. Если вы не в состоянии заставить себя каждый день прижимать зад к стулу, подумайте, возможно, вам лучше мечтать о чем-то другом.

Что надо записывать? Ну, очевидно, что надо работать над сценариями и сценическими историями. Но вдобавок по меньшей мере по несколько часов в день я бы советовал выделять на ведение дневника, написание писем (старинных бумажных, а не электронных актов мозгового метеоризма) и работу над газетной подборкой (об этом через минуту).

Помимо всего прочего, писать — это привычка. Если вы не можете обзавестись такой привычкой, вы, вероятно, не писатель.

Газетная подборка

Здесь важны два момента. Во-первых, вы действительно читаете газеты. Я ничего не имею против новостей в интернете, но напомню, что есть определенная магия в том, чтобы держать в руках настоящую газету, заполненную отпечатанными новостями.

Предлагая вести подборку, я не имею в виду простое вырезание статей и хранение их в особой папке. Это будет не более чем мусор, захламляющий ваш рабочий стол.

Нет, вырезав статью, напишите о ней несколько абзацев. Чем эта статья вас заинтересовала? Какую драму она описывает? Кто ее главные действующие лица?

В чем состоит конфликт? Чего они хотят и какие препятствия стоят у них на пути? Как можно превратить эту статью в кинокартину?

Делайте так каждый день, и вы воспитаете в себе привычку, которая поможет вам дисциплинировать ваши писательские устремления.

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Читайте

Чтение — это оборотная сторона письма, так что сформируйте привычку (опять это слово) к ненасытному заглатыванию букв.

Читайте все. Если вы пишете хоррор, время от времени заглядывайте в дамские эротические романы. Если ваша сфера — бытовые драмы, не погнушайтесь иной раз сунуть нос в шпионский триллер. Невозможно угадать, чему научишься, наблюдая, как делают свое дело другие авторы в других жанрах. Может быть, вы подсмотрите у них какие-то приемы, пригодные и для вашей специализации.

Читайте то, что продается. Если вы намерены достичь этой деятельностью богатства и славы, вам необходимо знакомить себя с тем, что публика покупает. Культурные снобы могут презирать непритязательных авторов типа Дина Кунца, Джеки Коллинз и Джеймса Паттерсона, но подобного рода ремесленники постоянно в работе и в верхних строчках списка бестселлеров. Они знают, как наладить связь с аудиторией, и может, вам это тоже стоит узнать?

Читайте стоящее

Все знают изречение Марка Твена, что классика — это «книга, которую хвалят и не читают». Во исполнение вашего пятилетнего плана призываю вас поступать наоборот.

Я бы предложил вам примерно четыре раза в год (раз в сезон) брать в руки какую-нибудь классическую книгу и выяснять, что же там внутри. Почитайте Сервантеса, Твена, Фолкнера. И вы, наверное, видели все эти фильмы по Джейн Остин, но как ее произведения выглядят на бумаге?

Несколько лет назад у меня вдруг образовалась пара относительно свободных недель. И я понял, что не читал «проблемных пьес» Шекспира. Как всякий, кто учился в школе, я читал самое известное: «Гамлета», «Отелло» и «Ромео и Джульетту», но ни разу не заглядывал ни в «Перикла», ни в «Цимбелина», ни в «Генриха VIII».

Так что я взял в библиотеке тексты пьес и аудиозаписи спектаклей. И в следующие две недели погрузился в не самые понятные из сочинений одного из лучших в истории рассказчиков и драматургов.

Что я узнал? Ну, «Тимон Афинский» оказался совершенной ерундой: ободряющий пример того, что даже у великих случаются промахи. А еще обнаружил, что «Зимняя сказка» — одна из самых чудесных пьес, с какими мне только довелось познакомиться.

Случайные набеги на классиков расширили мой кругозор и научили лучше сочинять истории. Из личного опыта я знаю, что Данте как историческая фигура, пожалуй, значительнее, чем как рассказчик. Но я также знаю, что Овидий — один из самых упоительных авторов всех времен, и я рад, что в своей работе испытываю на себе его влияние.

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Найдите мастерскую / группу поддержки

Сочинительство — одинокая и уединенная работа. Но писатель не может расти и совершенствоваться без читательских отзывов, поэтому очень неплохо найти компанию единомышленников, которые будут вам помогать.

Ключевой элемент мастерских, которые я провожу, — чтение вслух работы товарища. Сам автор активно в этом процессе не участвует, потому что цель этой затеи — дать ему услышать, что он написал, и оценить, как этот текст воспринимается. Для автора труднее всего во время этого упражнения — молча слушать свой текст, не комментируя и не защищая.

Вызовет ли смех придуманная тобой шутка? Не встретят ли трогательную эмоциональную сцену неуместным хихиканьем? Понимают ли люди за столом, что вы хотите до них донести? Нередко после того, как читка заканчивается, я прошу одного из чтецов кратко пересказать историю. Удивительно, как часто синопсис тех, кто читал, расходится с замыслом самого автора.

Такой инстинктивный отклик бесценен. Конечно, полезно услышать конструктивную критику от товарищей по группе, но, что бы они ни говорили, это не будет для вас так же наглядно, как их реакция на текст, который они читают.

Когда будете выбирать мастер-классы и мастерские, настоятельно советую вам искать группу, которая находится с вами на одном уровне. Если вы окажетесь вместе с более искусными авторами, вы просто не сможете с ними эффективно общаться. И наоборот, если вы будете чувствовать себя мэтром, это, может, и польстит вашему самолюбию, но вряд ли позволит увидеть все возможности для улучшения текста.

Идеальна такая группа, где вы будете примерно в середине. Чтобы кто-то был опытнее и искуснее вас и вы бы могли оценивать свою работу по их стандартам. А кто-то будет недотягивать до вашего мастерства. Это не только дает столь необходимое топливо вашей самооценке, но еще и заставит вас формулировать свои идеи и даже делиться ими с менее искушенными коллегами.

Сто сценариев за сто дней

Это довольно несложное, но требующее самоотдачи задание, которое я вынес из своего опыта профессионального рецензента. За три-четыре месяца вы прочтете сотню сценариев (если захотите, то включите в список и книгу-другую).

По прочтении каждого сценария предлагаю вам расписать взаимодействия в истории в пределах двух-трех страниц. Понятно, что такое изложение потребует выбросить множество деталей. В этом и смысл: вам нужно найти стержень истории: главного героя, конфликт, взаимодействие, начало, середину и конец.

А потом я предложил бы вам описать сценарий в одном предложении. В профессиональной терминологии это называется «логлайн» — одна идея, на которой выстроена вся история. Создавая собственные сценарии, вы увидите, что дистилляция логлайна — важнейший этап работы над текстом.

Чего это упражнение помогает достичь? Во-первых, вам придется читать сценарии, то есть тот жанр, в котором вы надеетесь стать мастером. Во-вторых, вам придется разбирать сценарии на составные части, так вы увидите, что это за части и как они работают.

По завершении этой эпопеи вы узнаете о сценариях такое, чего не знаете теперь. Не могу говорить о масштабности ваших озарений, но на каком-то этапе вы увидите, например, что «Гражданин Кейн» и «История игрушек» — это совершенно одно и то же. […]

Теперь у вас есть программа действий. Как и любая работа, она будет эффективной, только если ею регулярно заниматься. А если вы будете выполнять этот комплекс каждый день, то станете такими, какими не были никогда прежде. Я обещаю.

Как стать сценаристом за 6 секунд?. Блог Киношколы Студии Снегири

Заявления Коппельмана предельно лаконичны и жестки:

  • Все книги по сценарному мастерству — ХРЕНЬ. Полнейшая, причем. Читайте сценарии, смотрите фильмы — пусть этот материал будет вашим гидом.
  • Забейте на агентов. Управляйте в полной мере тем, чем можете — словами, строками, скрытыми смыслами.
  • Если мой первый драфт — провальный, я думаю о том, что никто его никогда не увидит, пока я этого не захочу. И тогда страх уходит.
  • Не надо делать героев милыми, симпатичными или еще какими-то такими, соответствующими канонам. Просто сделайте их ИНТЕРЕСНЫМИ — это ведь все, что нам нужно.

Парадокс Коппельмана заключается в том, что в процессе создания этих видео, на которых он так критикует пособия по сценарному мастерству, он постепенно превратился в такого же точно учителя.

Он стал новым гуру, интерес к нему возрос. “Меня даже попросили написать книгу. Или статьи для каких-то сайтов, связанных с этой тематикой. Сложно все это: ты от души веришь в свое дело, так веришь и любишь, что говоришь об этом вслух, но в то же время говоришь не слушать никого. В итоге ты будто заявляешь: “Не слушайте никого, слушайте меня”.

Коппельман большой любитель правды. Он заметил, что переход Голливуда к мега-франшизам привел к менее аутентичному повествованию. “Я хочу, чтобы люди не боялись писать, писать не страшно вовсе, если вы делаете это не для каких-то посторонних конкретных целей”.

“Я видел многих людей с книгами Макки в кофешопах. И это классика, это обязательно к прочтению. Но многие понимают эти все книги неправильно: будто есть какой-то специальный рецепт к созданию сценария, ты его нашел, и все теперь получится. Нет, не получится ничего, если ищешь рецепт”.

Профессия сценариста сложная. Сначала они чувствовали себя как мартышки в клетке, которым надо было выполнять команды. И даже самых сильных и независимых подкашивали эти правки, замечания и контроль студии за их работой.

Упор делался на броские диалоги, на действие и движение в кадре, смысл и интеллектуальная подоплека сводилась к минимуму. И даже сейчас написание сценария требует вмешательств — пожелания продюсеров, режиссеров, актеров, в конце концов. И если ты не сам снимаешь свой фильм, то ты, получается, принимаешь чуть ли не минимальное участие в создании фильма. Именно поэтому те, кто относился к писательской деятельности серьезно, не воспринимали работу сценариста как дело важное.

Когда Манкевич заманил Хекта в Голливуд, он дал ему один лишь совет: 

“Там будет одно испытание — идиоты. Не дай им окружить тебя”. 

Но они его таки окружили.

Что есть написание сценария для человека, если не он режиссер? Деньги разве что. Ну и имя в титрах. Деньги здесь не маленькие — явно больше, чем в беллетристике, поэзии или даже журналистике. И деньги эти часто не дают развиться действительно важной мысли. Есть, несомненно, гении и в сценарном деле, но их довольно-таки мало.

“Послушайте, если кто-то так же решит рассказать правду обо всем этом — мы станем братьями и сестрами. 

Как много людей садится за написание сценария начиная с мысли “а что же надо Голливуду”. Если мы исправим эту ситуацию, станет в разы проще улучшать киноиндустрию!”

Эти видео Коппельмана распространяются по интернету, занимая все большую и большую территорию. Ту нишу, в которой практики и теоретики рассказывают о том, что к искусству можно найти ключ, вскрыть его и разложить по полочкам, объяснено. Вполне возможно, что такой подход убивает искусство, саму его суть. И многие авторы, понимая это, стараются отказываться от написания по запросу студий, потому что следуя этим самым запросам, они уравнивают искусство и коммерцию. 

Поэтому Коппельман старается строить эти шестисекундные уроки так, чтобы польза для искусства перевешивала недостатки. 

«Люди благодарны за эти видео, в комментариях к каждому из них люди пишут о том, что они благодаря этим вайнам нашли способ и силы и дальше бороться с коммерцией”.

“Написание сценария — это все то же писательство. Есть ты и бумага. Это одиночество. И многие его боятся, я тоже испытывал страх, очень долго”.

И написание сценария не должно заканчиваться ни в обнимку с ликером, ни у психотерапевта, не должно быть съедено индустрией, изначально не уважавшей писательский труд. Коппельман в отличие от Хекта наоборот считает, что как раз работа над сценарием одна из самых сложных в области писательства.

“Времена меняются, и теперь я верю в то, что мы в первую очередь можем командовать парадом. Просто то, о чем пишешь, должно быть предельно чистым и только от души. Это, собственно, все, что я хотел бы сказать”.

история и советы Евгении Савиченко

Почему топ-менеджер может решить кардинально сменить профессию? Как действовать, если хочешь, чтобы по твоим сценариям снимали кино? История Евгении Савиченко!

Евгения быстро сделала карьеру в маркетинге. Но успешно поработав несколько лет на должности топ-менеджера, все бросила и ушла писать сценарии для сериалов и телевизионных фильмов.

Женя, как развивалась твоя карьера?

Чрезмерное любопытство и тяга исписывать школьные тетради обрывками собственных фантазий – это про меня. Поэтому я параллельно училась в школе журналистики и на курсах теле- и радиожурналистики. А в итоге поступила на факультет социологии и психологии…

Почему? Просто кто-то из бывалых шепнул, что на факультет журналистики нечего и соваться без денег и блата. По окончании ВУЗа я, конечно же, попала в молодежный журнал. На позицию маркетолога. 

До вершины карьерной лестницы я добралась достаточно быстро. В маленьком издательстве стало тесно. Поэтому переход в один из наиболее крупных украинских медиахолдингов считаю шагом закономерным.

Это был принципиально новый левел: в международной компании объемы работы и цифры бюджетов отличались в разы. По истечении года я стала руководителем направления платформы женских изданий.

Сегодня я очень благодарна своему издательскому опыту за умение организовать себя, спокойно переносить цейтнот и держать удар, как бы сильно мне не зарядили 🙂

Ты была руководителям, карьера развивалась, что пошло не так?

Во-первых, в какой-то момент я просто устала. Ситуация, когда большинство процессов переходят в разряд автоматических действий. Во-вторых – кризис 2014 года. Издательства обнулились до заводских настроек и зашли в базовый режим выживания. Я начала ловить себя на мысли, что мне скучно. В общем, мы поговорили с руководством и решили меня отпустить 🙂

 

Что я имею сказать тем, кто из-под крыла крупной компании рвется в свободное плаванье: сто раз подумайте. Вы будете предоставлены сами себе, и спину никто не прикроет.

 

До прихода в сценаристику в моей жизни случилось многое: и рекламное агентство, и PR, и копирайтинг, и даже созданный на пару с подругой комиссионный магазин одежды.

Я реально искала себя, пока не оказалась в сценарном отделе StarMedia. Там мне предложили попробовать доработать сценарную заявку на телевизионный фильм. Я согласилась.

Получилось ли все сразу, как в волшебной сказке? Нет! Но впервые за долгое время я почувствовала: мне нравится то, что я делаю. И осталась, несмотря на все риски.

Это было сложное решение?  

Я как-то не думала, сложно мне будет или нет. Я всегда принимала решение и шла вперед, хоть бы там за спиной 10 сознательных человек крутили пальцем у виска.

Это моя жизнь и жить ее я хочу интересно!

Трудно было, да. С деньгами было трудно, потому что они то были, то их не было совсем. Стать вдруг новичком, после того как был на руководящей позиции, тоже очень непросто 🙂

 


Не могу сказать, что меня кто-то поддержал или отговаривал. Просто дали понять: ты делай, что хочешь, но все тумаки и затрещины тоже твои. Так и случилось 🙂

Почему именно сценарист?

По моему мнению, сценаристика дает куда больше возможностей для творчества пишущему человеку. Но на раз-два стать сценаристом не получится. Придется учиться. Кстати, ту первую заявку я переписала раз 10 (если не больше). В итоге ее так и не взяли в работу, но опыт получился колоссальный и мне предложили другой проект, который в результате случился.

Что именно ты делаешь? Какие сценарии пишешь?

Сценарии телефильмов, сериалов и сериалити. Первый телевизионный фильм писала в соавторстве на StarMedia по заказу ТРК «Украина». Рейтинг тогда получили очень хороший 🙂

Потом я попала в сценарную группу мистического сериала «Мольфар» для 1+1. Проект вертикальный (это когда каждая серия – отдельная история), поэтому мы, сценаристы, придумывали на удаленке идеи для серий.

Помню, мою серию поставили открывающей серией сезона, и меня (а это был мой первый в жизни сериал!) буквально распирало от гордости. Вообще, это такое волнительное чувство, когда актеры на экране говорят то, что ты написал.

Был еще молодежный сериалити для «Нового канала» – «Киев днем и ночью» по популярному немецкому формату Berlin. Day & Night. Это уже опыт работы в реальной сценарной группе. Когда пятеро взрослых адекватных людей собираются вместе и до глубокой ночи выкрикивают друг другу: «Дайте мне нормальный крючок!», «Протагонист не дотягивает», «Мотивация второстепенных слабенькая» или отчаянное: «Да ну его к черту, давайте просто убьем!» После чего следует: «Серега, успокойся, он в центральной линии, не можем мы его просто убить!» 🙂 

Как осваивала новые навыки? Что пригодилось из прошлого опыта?

Конечно, очень помогло умение писать связные тексты. Однако осознание того, что богатой фантазии и изящного слога недостаточно, пришло быстро. Необходимо знать законы драматургии, приемы удержания внимания зрителя, принципы выстраивания сюжета, обязательные элементы истории, основные типажи героев, поворотные точки… В общем, много всего. Теория есть, и она ваш инструмент. Я начала учиться три года назад и продолжаю делать это по сей день.   

 

Хорошая новость: вы можете стать сценаристом, не имея специального образования.

 

Но придется много читать, слушать, учить и исписать десятки страниц. К этому нужно быть готовым.

Что еще помогло? Что было интересного?   

Очень помог прошлый менеджерский опыт. Умение заранее простроить процессы, лишний раз не стрессовать, договариваться с людьми (в сценарной группе – это на вес золота!), грамотно вычитывать договора.

Из интересного  – разнообразие опытов. Ты пишешь про врачей (а у нас очень любят сериалы про врачей) – сидишь, изучаешь экзотические болезни, симптоматику, фармацевтику… Про симфонический оркестр – учишь состав оркестра, принципы рассадки музыкантов. Находишь через друзей музыкантов из симфонического, морочишь им голову 🙂

Вот вы знаете, из какого пистолета лучше выстрелить человеку в голову, чтобы крови было побольше или, наоборот, поменьше? А я теперь знаю. В общем, много всего нового и полезного узнаешь 🙂

С какими вызовами ты столкнулась?  

Нужно помнить, что сценаристика – не математика. Иногда даже непонятно, почему канал один проект утверждает, другой – нет, а третий – правит, правит и правит… Вообще, к правкам нужно быть готовым всегда.

Сценарист не пишет, сценарист переписывает. Часто, написав десятую версию всего этого, ты уже с трудом вспоминаешь, что же было в первом варианте.

 

И нужно уметь спокойно воспринимать критику. Не бросаться на защиту своего детища с топориком, а выслушать, обдумать и выйти со встречным предложением. Здесь нужна особая гибкость, чтобы не войти в клинч, но при этом отстоять важные элементы сюжета.

 

Были ли разочарования?  

Разочарования были. И будут. Бывает, что проект, над которым ты работала долгое время, по той или иной причине не запускается. Или разработка длится несколько месяцев, а в итоге проект ставят на «стоп». Вот это самое обидное, конечно.

Еще раньше расстраивало, когда видишь на экране не то, что изначально вкладывалось в текст. Коммуникация «сценарист – режиссер» на телевидении практически отсутствует. Ты там себе одно придумал, режиссер что-то другое увидел, оператор довнес своего, и в итоге ты вроде слышишь знакомые слова, но непонятно, кто все эти люди на экране 🙂

Еще очень важно уметь ждать. От момента подачи сценарной заявки до момента, когда канал скажет тебе: «Вот этот вариант нас устраивает, пишем диалоги» может пройти полгода и даже больше.

И вот вы закончили сериал, а после 2-3 месяца можете сидеть без работы, проедая накопленное и перебиваясь статьями. Не отчаивайтесь, пишите для себя, читайте специализированные ресурсы, слушайте тренинги, развивайтесь.

Какие взаимоотношения за кулисами профессии? 

Сценарист – это такой себе интроверт и экстраверт одновременно. Когда ты в проекте и пишешь, то главное, чтобы никто не трогал, родные не дергали, кот не мяукал. Вышел из проекта – ты социально активная личность, ходишь, знакомишься, общаешься, заводишь полезные связи.

Своего редактора, например, всегда лучше знать лично. Даже если работаешь на удаленке. Так вам легче дать друг другу что нужно.  

Как продвигать себя?

Продвигать тебя будут твои проекты. Чем шире портфель проектов, тем больше востребованность. На старте иногда и за титры писать приходится.

Так что вооружайтесь терпением, усидчивостью и иммунитетом к отказам. Отказов будет много, готовьтесь 🙂

Что можешь посоветовать тем, кто мечтает  стать сценаристом?

Тем, кто хочет стать сценаристом, рекомендую хорошенько подумать. Если вы привыкли к зарплате два раза в месяц и размеренной жизни – вам не сюда.

Если все же сюда, рекомендую начать с книги Роберта Макки «История на миллион долларов». Второй у меня лично была Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим», затем Блек Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства». Когда я писала комедийные сюжеты, то читала «Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актеров» Скотта Седита.

В дополнение к книгам хорошо бы посещать тренинги. Рекомендую бесплатные тренинги Алексея Молчанова. Много интересного можно почерпнуть у Лили Ким. Несколько видеотренингов выложено на сайте киношколы режиссера Митты и других киношкол. Контента достаточно, главное – не лениться искать. И на платные тренинги не нужно скупиться, если есть возможность.

Очень помогает самостоятельная работа по разбору сценария. Схема такова: читаете сценарий, затем смотрите фильм и сравниваете буквы с картинкой: что и как режиссер изменил, что вообще не использовал. Где брать сценарии? Многое выложено в сеть, что-то можно достать через знакомых.  

Вообще привыкайте много смотреть. Отслеживайте новинки, смотрите классику, да просто ТОП 250 IMDB открыли и заполняем пробелы 🙂

Кому подходит эта профессия? Какие навыки и качества нужны?

Это профессия для творческих людей с железными нервами и хорошими задатками менеджера. Быть просто фантазером – значит писать в стол. Хотите продавать то, что написали, – будьте активны в коммуникациях 🙂


Еще в рубрике «Люди»: «Я работаю блогером!» Как развиваться и зарабатывать в этой профессии?

Как стать анимационным сценаристом и почему сейчас я не стал бы этого делать? . Блог Киношколы Студии Снегири

Как вы понимаете, что придумали хорошую историю?  Есть ли какие-то критерии, признаки, или все на опыте и интуиции?

Самому невозможно адекватно оценить собственный сценарий.  Разве что по прошествии большого количества времени, когда ты уже дал ему отлежаться, забыться, и когда ты читаешь его, будто бы в первый раз. 

А так, всегда нужен редактор, который поможет понять, где автора подвела собственная дефолтная система, потому что мозг нас всегда обманывает это неизбежное зло профессии. И ты ощущаешь себя то гением, то бездарностью. 

Нарциссические качели — еще один минус профессии сценариста. И эти колебания в самоосознании будут вас преследовать постоянно. 

Есть ли смысл вообще заниматься анализом и разбором других работ? Как вы сами смотрите анимацию и кино в целом? Как зритель, исследователь или критик?

 

Да, это очень полезный метод, мне, например, очень пригодилась практика в качестве редактора на проекте Барбоскины.

Когда разбираешь с авторами их сценарии, ловишь блох в чужой структуре, то открываешь и осознаешь вещи,  которые ты раньше либо  не замечал, либо делал интуитивно.

Кино я стараюсь смотреть как зритель. Не люблю анализировать во время просмотра, иначе никакого удовольствия. Потому что за анализ и эмоции отвечают разные зоны мозга. А когда я иду в кино или смотрю сериалы дома, то я ориентирован именно на получение эмоций, какого-то отклика. 

Потом, задним числом да, бывает, анализирую. Если фильм понравился\не понравился анализирую, что именно зацепило или, наоборот, не сработало.

Где черпаете темы и идеи для новых серий и сколько в целом занимает работа над каждой из них? Как в целом проходит ваш рабочий день? Есть ли какие-то ритуалы, специальные упражнения, как вы придумываете идеи?

Когда речь идет о заказной работе, например, написать серию Пин-кода, посвященную теории относительности,  работа напоминает скорее решение математического уравнения. 

Это тоже творческий процесс, но он довольно специфический. 

А так:

 Идеи берутся из бульона ощущений, эмоций  и новостей окружающего мира. Мозг обрабатывает всякие знания и выдает сознанию что-то интересное. Это и называется  — вдохновение. 

Никаких специальных упражнений у меня нет, но если работа не идет,  советую не смотреть на белый лист или экран компьютера, а тупо начинать писать. 

Пусть это будет бред или детский лепет, но эта деятельность позволяет сдвинуться с мертвой точки и запустить

ту самую творческую генерацию, которую мы никак не ощущаем и не осязаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *