Рассказ о профессии: Архитектор
Есть профессионалы, о результатах труда которых и даже о состоянии индустрии в целом готов судить каждый. Например, о футболистах. Или экономистах и политиках. Автопроизводителях и врачах. В этот список можно включить и архитекторов. Архитекторы могут испортить или осложнить жизнь людей, а могут сделать их среду обитания предметом гордости.
Архитекторы бывают разные
Взять, к примеру, один из домов Гауди в Барселоне. В нем живут люди, но дом принимает ежедневно несколько сотен экскурсантов, которые на цыпочках проходят мимо дверей жильцов. В таком доме жить престижно, а в таких условиях — трудно.
А если взять советские дома-коммуны — яркое архитектурное явление в стиле конструктивизма с идеологией общественной жизни: большие окна (рабочие должны переселиться из темных полуподвалов в комнаты, залитые светом), длинные общие коридоры, общая кухня и комнаты для отдыха. Идея не прижилась, а люди в таких домах оказались в заложниках, вынужденные прожить в них до полной их обветшалости.
Архитекторы могут сделать красивое здание с гармоничным фасадом, но с неудобным внутренним устройством. Архитектор может спланировать идеальное с точки зрения экономики внутреннее пространство, но тогда получим безликий дом с проходными комнатами и крошечными кухнями. Зодчий способен создать красивый и удобный дом, но он не впишется в окружение ни по стилю, ни по размеру.
Все это означает, что профессия архитектора творческая, и архитектор способен решать разные задачи в зависимости от заданных условий.
Какие бывают архитекторы
Архитекторы-градостроители, которым поручается преобразование города, района, разработка генерального плана города, застройка местности. Обычно, это целый творческий коллектив, крупная архитектурная мастерская или бюро.
В тоталитарных государствах некоторые архитекторы становились приближенными властителя — так велико значение архитектурных решений для поддержания власти и возвышения его величия. Такими были, например, архитектор Людовика XIV Ардуэн-Мансар или Шпеер — личный архитектор Гитлера. Им поручалось преобразование целых городских пространств в соответствии с идеологической доктриной.
Архитекторы крупных городских объектов, как правило — руководители архитектурных мастерских. Они известны и как самостоятельные авторы: Шехтель, Посохин, Жолтовский, Иофан, Душкин, Фостер, Хадид и многие другие. Именно они задают идеологию объекта, его пропорции, стилевое решение, которые потом детально прорабатываются сотрудниками мастерских: художниками, конструкторами, макетчиками и пр.
Архитекторы-конструкторы занимаются силовой конструкцией здания и инженерным оснащением (вентиляция, лифты и пр.). Они должны сказать, как построить здание по предложенному эскизу, какой толщины должны быть стены и перекрытия. Например, что нужно сделать, чтобы бетонная полукилометровая труба Останкинской телевышки не сломалась от ветра как соломинка. И сколько это будет стоить. К примеру, на купол первого этажа четырехсотметрового Дворца Советов, чтобы он выдержал вес здания, должен был пойти весь производимый в стране чугун.
Архитекторы промышленных объектов в прежние времена ценились и славились — посмотрите на заводские корпуса предприятий Морозова, Путилова. Сегодня современные зодчие с большим удовольствием устраивают в них деловые центры и даже жилые помещения. Ныне современный дизайн промышленных помещений востребован во всем мире, и даже в нашей стране есть тому подтверждение — Челябинский трубный завод.
Ландшафтные архитекторы — развивающаяся отрасль архитектуры, продукты которой востребованы как для организации коттеджных участков, так и для городских пространств. Взять хотя бы организацию парка с четырьмя природными зонами на месте снесенной гостиницы «Россия».
Что делают современные архитекторы
Последовательность действий в работе архитекторов примерно такова.
На стадии согласования заказа архитектор изучает участок земли и его окружение. Затем создает эскизы, общие виды объекта и контекста среды. Здесь же заказчику предлагаются планировки, нередко с видами внутренней отделки.
На следующем этапе за дело берутся конструкторы, которые дадут расчеты конструкций и предложат технологии строительства. На выходе — подробные строительные чертежи со списком материалов, планы вентиляционного, сантехнического и электрооборудования, материалы и оборудование для чистовой отделки и обстановки. К тому же все это калькулируется для определения стоимости проекта, включая стоимость рабочей силы.
До начала работ, а нередко и в ходе строительства, архитекторы производят необходимые согласования с регулирующими органами, для чего готовят соответствующую документацию.
На этапе авторского надзора разработчики проекта контролируют ход его реализации. Тут есть чем заняться: то исполнители применят не тот материал, то выставят не там стену, то ошибутся в размерах проема и пр. Возможны и случаи, когда строители находят конструктивную ошибку и указывают на нее архитекторам-конструкторам, тогда разработчики переделывают чертежи, что иногда ведет к новым согласованиям части проекта, изменением его стоимости.
Какими знаниями и качествами должен обладать архитектор
Во-первых, эта работа творческая, даже в том случае, когда конструктор вычерчивает сто одинаковых квартирных планов, и даже если он планирует завод или звероферму.
Для создания эскизов и визуализаций, будь они выполнены на компьютере, требуется умение рисовать и знание пропорций, обладание вкусом и чувством цвета и пр. — все, что называют художественным вкусом и художественными способностями.
Во-вторых, необходимо хорошее знание специализированных компьютерных программ, помогающих создать конструкцию, а также таких, которые создают двух- и трехмерные визуализации. Нередко, чтобы получить работу в архитектурной мастерской, нужно уже уметь работать в таких программах, поскольку небольшие мастерские не имеют возможности направить работника на обучение за счет организации.
В-третьих, необходимы специальные «строительные» знания:
- строительных норм и правил (СНиП), описывающих условия безопасности, правильного и удобного устройства помещений и размещения оборудования;
- прочностных, габаритных и других свойств и характеристик строительных и отделочных материалов, электрического и вентиляционного оборудования;
- технологий строительства и отделки, инструментария для их реализации;
- экологических норм и правил.
Где этому учат
Высшее архитектурное образование имеет ряд направлений с двумя уровнями квалификации — бакалавр и магистр: Архитектура, Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, Дизайн архитектурной среды, Градостроительство.
Разным видам архитектурного дела учат в архитектурных вузах и на некоторых факультетах строительных учебных заведений. Однако они есть не в каждом городе. В небольших городах можно найти и средне специальные учебные заведения или филиалы столичных вузов. Например, в колледже смоленского государственного института искусств можно обучиться дизайну. А в Новомосковске Тульской области действует филиал Московского государственного строительного университета (МГСУ), который раньше был филиалом Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС).
В архитектуру приходят выпускники художественных учебных заведений и кафедр. Например, одного преподавателя рисунка художественного училища его бывший ученик пригласил на работу в архитектурное бюро для создания графических визуализаций зданий и интерьеров. Затем, следуя развитию технологий, бывший учитель обучился специализированным графическим программам, позволяющим не только создавать изображения, но и попутно рассчитывать прочность конструкций, объем материалов и стоимость проекта. Так со временем он стал архитектором-разработчиком проекта.
Как складывается карьера
Молодой специалист в больших организациях вырастает от должности Расчетчика, Конструктора или Архитектора до позиции Главного архитектора проекта или Руководителя мастерской, проходя различные ступеньки (Архитектор I, II и III категории, Руководитель группы и т. д.) . На это уходит лет 10–15.
В небольших мастерских дело обстоит проще: покажи, что ты умеешь, и тебе будет предоставлена должность в соответствии с твоими способностями и опытом. Но обратная сторона работы в таких компаниях — отсутствие карьерного движения. Действительно, в бюро, состоящем из руководителя-собственника и десятка рядовых работников, возможна только квалификационная, а не иерархическая карьера: специалист совершенствуется, зарплата его растет, но должность годами не меняется.
Очевидны преимущества и привлекательность этой профессии — как и всякого творческого труда. Но труден вход в нее, и главный барьер — творческий. Для поступления в архитектурное учебное заведение необходимы изобразительные способности (в зависимости от специальности абитуриент сдает рисунок или черчение) и хорошее знание математики. Именно эти два главных предмета определяют успех при поступлении.
Если ученик чувствует способность к рисованию, ее можно развивать, а если при этом он не избегает математики, то у него есть хорошие шансы готовиться к обучению на архитектора.
Есть профессионалы, о результатах труда которых и даже о состоянии индустрии в целом готов судить каждый. Например, о футболистах. Или экономистах и политиках. Автопроизводителях и врачах. В этот список можно включить и архитекторов. Архитекторы могут испортить или осложнить жизнь людей, а могут сделать их среду обитания предметом гордости.
Архитекторы бывают разные
Взять, к примеру, один из домов Гауди в Барселоне. В нем живут люди, но дом принимает ежедневно несколько сотен экскурсантов, которые на цыпочках проходят мимо дверей жильцов. В таком доме жить престижно, а в таких условиях — трудно.
А если взять советские дома-коммуны — яркое архитектурное явление в стиле конструктивизма с идеологией общественной жизни: большие окна (рабочие должны переселиться из темных полуподвалов в комнаты, залитые светом), длинные общие коридоры, общая кухня и комнаты для отдыха. Идея не прижилась, а люди в таких домах оказались в заложниках, вынужденные прожить в них до полной их обветшалости.
Архитекторы могут сделать красивое здание с гармоничным фасадом, но с неудобным внутренним устройством. Архитектор может спланировать идеальное с точки зрения экономики внутреннее пространство, но тогда получим безликий дом с проходными комнатами и крошечными кухнями. Зодчий способен создать красивый и удобный дом, но он не впишется в окружение ни по стилю, ни по размеру.
Все это означает, что профессия архитектора творческая, и архитектор способен решать разные задачи в зависимости от заданных условий.
Какие бывают архитекторы
Архитекторы-градостроители, которым поручается преобразование города, района, разработка генерального плана города, застройка местности. Обычно, это целый творческий коллектив, крупная архитектурная мастерская или бюро.
В тоталитарных государствах некоторые архитекторы становились приближенными властителя — так велико значение архитектурных решений для поддержания власти и возвышения его величия. Такими были, например, архитектор Людовика XIV Ардуэн-Мансар или Шпеер — личный архитектор Гитлера. Им поручалось преобразование целых городских пространств в соответствии с идеологической доктриной.
Архитекторы крупных городских объектов, как правило — руководители архитектурных мастерских. Они известны и как самостоятельные авторы: Шехтель, Посохин, Жолтовский, Иофан, Душкин, Фостер, Хадид и многие другие. Именно они задают идеологию объекта, его пропорции, стилевое решение, которые потом детально прорабатываются сотрудниками мастерских: художниками, конструкторами, макетчиками и пр.
Архитекторы-конструкторы занимаются силовой конструкцией здания и инженерным оснащением (вентиляция, лифты и пр.). Они должны сказать, как построить здание по предложенному эскизу, какой толщины должны быть стены и перекрытия. Например, что нужно сделать, чтобы бетонная полукилометровая труба Останкинской телевышки не сломалась от ветра как соломинка. И сколько это будет стоить. К примеру, на купол первого этажа четырехсотметрового Дворца Советов, чтобы он выдержал вес здания, должен был пойти весь производимый в стране чугун.
Архитекторы промышленных объектов в прежние времена ценились и славились — посмотрите на заводские корпуса предприятий Морозова, Путилова. Сегодня современные зодчие с большим удовольствием устраивают в них деловые центры и даже жилые помещения. Ныне современный дизайн промышленных помещений востребован во всем мире, и даже в нашей стране есть тому подтверждение — Челябинский трубный завод.
Ландшафтные архитекторы — развивающаяся отрасль архитектуры, продукты которой востребованы как для организации коттеджных участков, так и для городских пространств. Взять хотя бы организацию парка с четырьмя природными зонами на месте снесенной гостиницы «Россия».
Что делают современные архитекторы
Последовательность действий в работе архитекторов примерно такова.
На стадии согласования заказа архитектор изучает участок земли и его окружение. Затем создает эскизы, общие виды объекта и контекста среды. Здесь же заказчику предлагаются планировки, нередко с видами внутренней отделки.
На следующем этапе за дело берутся конструкторы, которые дадут расчеты конструкций и предложат технологии строительства. На выходе — подробные строительные чертежи со списком материалов, планы вентиляционного, сантехнического и электрооборудования, материалы и оборудование для чистовой отделки и обстановки. К тому же все это калькулируется для определения стоимости проекта, включая стоимость рабочей силы.
До начала работ, а нередко и в ходе строительства, архитекторы производят необходимые согласования с регулирующими органами, для чего готовят соответствующую документацию.
На этапе авторского надзора разработчики проекта контролируют ход его реализации. Тут есть чем заняться: то исполнители применят не тот материал, то выставят не там стену, то ошибутся в размерах проема и пр. Возможны и случаи, когда строители находят конструктивную ошибку и указывают на нее архитекторам-конструкторам, тогда разработчики переделывают чертежи, что иногда ведет к новым согласованиям части проекта, изменением его стоимости.
Какими знаниями и качествами должен обладать архитектор
Во-первых, эта работа творческая, даже в том случае, когда конструктор вычерчивает сто одинаковых квартирных планов, и даже если он планирует завод или звероферму.
Для создания эскизов и визуализаций, будь они выполнены на компьютере, требуется умение рисовать и знание пропорций, обладание вкусом и чувством цвета и пр. — все, что называют художественным вкусом и художественными способностями.
Во-вторых, необходимо хорошее знание специализированных компьютерных программ, помогающих создать конструкцию, а также таких, которые создают двух- и трехмерные визуализации. Нередко, чтобы получить работу в архитектурной мастерской, нужно уже уметь работать в таких программах, поскольку небольшие мастерские не имеют возможности направить работника на обучение за счет организации.
В-третьих, необходимы специальные «строительные» знания:
- строительных норм и правил (СНиП), описывающих условия безопасности, правильного и удобного устройства помещений и размещения оборудования;
- прочностных, габаритных и других свойств и характеристик строительных и отделочных материалов, электрического и вентиляционного оборудования;
- технологий строительства и отделки, инструментария для их реализации;
- экологических норм и правил.
Где этому учат
Высшее архитектурное образование имеет ряд направлений с двумя уровнями квалификации — бакалавр и магистр: Архитектура, Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, Дизайн архитектурной среды, Градостроительство.
Разным видам архитектурного дела учат в архитектурных вузах и на некоторых факультетах строительных учебных заведений. Однако они есть не в каждом городе. В небольших городах можно найти и средне специальные учебные заведения или филиалы столичных вузов. Например, в колледже смоленского государственного института искусств можно обучиться дизайну. А в Новомосковске Тульской области действует филиал Московского государственного строительного университета (МГСУ), который раньше был филиалом Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС).
В архитектуру приходят выпускники художественных учебных заведений и кафедр. Например, одного преподавателя рисунка художественного училища его бывший ученик пригласил на работу в архитектурное бюро для создания графических визуализаций зданий и интерьеров. Затем, следуя развитию технологий, бывший учитель обучился специализированным графическим программам, позволяющим не только создавать изображения, но и попутно рассчитывать прочность конструкций, объем материалов и стоимость проекта. Так со временем он стал архитектором-разработчиком проекта.
Как складывается карьера
Молодой специалист в больших организациях вырастает от должности Расчетчика, Конструктора или Архитектора до позиции Главного архитектора проекта или Руководителя мастерской, проходя различные ступеньки (Архитектор I, II и III категории, Руководитель группы и т. д.) . На это уходит лет 10–15.
В небольших мастерских дело обстоит проще: покажи, что ты умеешь, и тебе будет предоставлена должность в соответствии с твоими способностями и опытом. Но обратная сторона работы в таких компаниях — отсутствие карьерного движения. Действительно, в бюро, состоящем из руководителя-собственника и десятка рядовых работников, возможна только квалификационная, а не иерархическая карьера: специалист совершенствуется, зарплата его растет, но должность годами не меняется.
Очевидны преимущества и привлекательность этой профессии — как и всякого творческого труда. Но труден вход в нее, и главный барьер — творческий. Для поступления в архитектурное учебное заведение необходимы изобразительные способности (в зависимости от специальности абитуриент сдает рисунок или черчение) и хорошее знание математики. Именно эти два главных предмета определяют успех при поступлении.
Если ученик чувствует способность к рисованию, ее можно развивать, а если при этом он не избегает математики, то у него есть хорошие шансы готовиться к обучению на архитектора.
Профессия: Архитектор :: ЛУЧШИЕ КАДРЫ
Валерий Чемеков, канд. психол. наук, партнер компании «Лучшие кадры», Москва
Есть профессионалы, о результатах труда которых и даже о состоянии индустрии в целом готов судить каждый. Например, о футболистах. Или экономистах и политиках. Автопроизводителях и врачах. В этот список можно включить и архитекторов. Архитекторы могут испортить или осложнить жизнь людей, а могут сделать их среду обитания предметом гордости.
Архитекторы бывают разные
Взять, к примеру, один из домов Гауди в Барселоне. В нем живут люди, но дом принимает ежедневно несколько сотен экскурсантов, которые на цыпочках проходят мимо дверей жильцов. В таком доме жить престижно, а в таких условиях — трудно.
А если взять советские дома-коммуны — яркое архитектурное явление в стиле конструктивизма с идеологией общественной жизни: большие окна (рабочие должны переселиться из темных полуподвалов в комнаты, залитые светом), длинные общие коридоры, общая кухня и комнаты для отдыха. Идея не прижилась, а люди в таких домах оказались в заложниках, вынужденные прожить в них до полной их обветшалости.
Архитекторы могут сделать красивое здание с гармоничным фасадом, но с неудобным внутренним устройством. Архитектор может спланировать идеальное с точки зрения экономики внутреннее пространство, но тогда получим безликий дом с проходными комнатами и крошечными кухнями. Зодчий способен создать красивый и удобный дом, но он не впишется в окружение ни по стилю, ни по размеру.
Все это означает, что профессия архитектора творческая, и архитектор способен решать разные задачи в зависимости от заданных условий.
Какие бывают архитекторы
Архитекторы-градостроители, которым поручается преобразование города, района, разработка генерального плана города, застройка местности. Обычно, это целый творческий коллектив, крупная архитектурная мастерская или бюро.
В тоталитарных государствах некоторые архитекторы становились приближенными властителя — так велико значение архитектурных решений для поддержания власти и возвышения его величия. Такими были, например, архитектор Людовика XIV Ардуэн-Мансар или Шпеер — личный архитектор Гитлера. Им поручалось преобразование целых городских пространств в соответствии с идеологической доктриной.
Архитекторы крупных городских объектов, как правило — руководители архитектурных мастерских. Они известны и как самостоятельные авторы: Шехтель, Посохин, Жолтовский, Иофан, Душкин, Фостер, Хадид и многие другие. Именно они задают идеологию объекта, его пропорции, стилевое решение, которые потом детально прорабатываются сотрудниками мастерских: художниками, конструкторами, макетчиками и пр.
Архитекторы-конструкторы занимаются силовой конструкцией здания и инженерным оснащением (вентиляция, лифты и пр.). Они должны сказать, как построить здание по предложенному эскизу, какой толщины должны быть стены и перекрытия. Например, что нужно сделать, чтобы бетонная полукилометровая труба Останкинской телевышки не сломалась от ветра как соломинка. И сколько это будет стоить. К примеру, на купол первого этажа четырехсотметрового Дворца Советов, чтобы он выдержал вес здания, должен был пойти весь производимый в стране чугун.
Архитекторы промышленных объектов в прежние времена ценились и славились — посмотрите на заводские корпуса предприятий Морозова, Путилова. Сегодня современные зодчие с большим удовольствием устраивают в них деловые центры и даже жилые помещения. Ныне современный дизайн промышленных помещений востребован во всем мире, и даже в нашей стране есть тому подтверждение — Челябинский трубный завод.
Ландшафтные архитекторы — развивающаяся отрасль архитектуры, продукты которой востребованы как для организации коттеджных участков, так и для городских пространств. Взять хотя бы организацию парка с четырьмя природными зонами на месте снесенной гостиницы «Россия».
Что делают современные архитекторы
Последовательность действий в работе архитекторов примерно такова.
На стадии согласования заказа архитектор изучает участок земли и его окружение. Затем создает эскизы, общие виды объекта и контекста среды. Здесь же заказчику предлагаются планировки, нередко с видами внутренней отделки.
На следующем этапе за дело берутся конструкторы, которые дадут расчеты конструкций и предложат технологии строительства. На выходе — подробные строительные чертежи со списком материалов, планы вентиляционного, сантехнического и электрооборудования, материалы и оборудование для чистовой отделки и обстановки. К тому же все это калькулируется для определения стоимости проекта, включая стоимость рабочей силы.
До начала работ, а нередко и в ходе строительства, архитекторы производят необходимые согласования с регулирующими органами, для чего готовят соответствующую документацию.
На этапе авторского надзора разработчики проекта контролируют ход его реализации. Тут есть чем заняться: то исполнители применят не тот материал, то выставят не там стену, то ошибутся в размерах проема и пр. Возможны и случаи, когда строители находят конструктивную ошибку и указывают на нее архитекторам-конструкторам, тогда разработчики переделывают чертежи, что иногда ведет к новым согласованиям части проекта, изменением его стоимости.
Какими знаниями и качествами должен обладать архитектор
Во-первых, эта работа творческая, даже в том случае, когда конструктор вычерчивает сто одинаковых квартирных планов, и даже если он планирует завод или звероферму.
Для создания эскизов и визуализаций, будь они выполнены на компьютере, требуется умение рисовать и знание пропорций, обладание вкусом и чувством цвета и пр. — все, что называют художественным вкусом и художественными способностями.
Во-вторых, необходимо хорошее знание специализированных компьютерных программ, помогающих создать конструкцию, а также таких, которые создают двух- и трехмерные визуализации. Нередко, чтобы получить работу в архитектурной мастерской, нужно уже уметь работать в таких программах, поскольку небольшие мастерские не имеют возможности направить работника на обучение за счет организации.
В-третьих, необходимы специальные «строительные» знания:
- строительных норм и правил (СНиП), описывающих условия безопасности, правильного и удобного устройства помещений и размещения оборудования;
- прочностных, габаритных и других свойств и характеристик строительных и отделочных материалов, электрического и вентиляционного оборудования;
- технологий строительства и отделки, инструментария для их реализации;
- экологических норм и правил.
Где этому учат
Высшее архитектурное образование имеет ряд направлений с двумя уровнями квалификации — бакалавр и магистр: Архитектура, Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, Дизайн архитектурной среды, Градостроительство.
Разным видам архитектурного дела учат в архитектурных вузах и на некоторых факультетах строительных учебных заведений. Однако они есть не в каждом городе. В небольших городах можно найти и средне специальные учебные заведения или филиалы столичных вузов. Например, в колледже смоленского государственного института искусств можно обучиться дизайну. А в Новомосковске Тульской области действует филиал Московского государственного строительного университета (МГСУ), который раньше был филиалом Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС).
В архитектуру приходят выпускники художественных учебных заведений и кафедр. Например, одного преподавателя рисунка художественного училища его бывший ученик пригласил на работу в архитектурное бюро для создания графических визуализаций зданий и интерьеров. Затем, следуя развитию технологий, бывший учитель обучился специализированным графическим программам, позволяющим не только создавать изображения, но и попутно рассчитывать прочность конструкций, объем материалов и стоимость проекта. Так со временем он стал архитектором-разработчиком проекта.
Как складывается карьера
Молодой специалист в больших организациях вырастает от должности Расчетчика, Конструктора или Архитектора до позиции Главного архитектора проекта или Руководителя мастерской, проходя различные ступеньки (Архитектор I, II и III категории, Руководитель группы и т. д.) . На это уходит лет 10–15.
В небольших мастерских дело обстоит проще: покажи, что ты умеешь, и тебе будет предоставлена должность в соответствии с твоими способностями и опытом. Но обратная сторона работы в таких компаниях — отсутствие карьерного движения. Действительно, в бюро, состоящем из руководителя-собственника и десятка рядовых работников, возможна только квалификационная, а не иерархическая карьера: специалист совершенствуется, зарплата его растет, но должность годами не меняется.
Очевидны преимущества и привлекательность этой профессии — как и всякого творческого труда. Но труден вход в нее, и главный барьер — творческий. Для поступления в архитектурное учебное заведение необходимы изобразительные способности (в зависимости от специальности абитуриент сдает рисунок или черчение) и хорошее знание математики. Именно эти два главных предмета определяют успех при поступлении.
Если ученик чувствует способность к рисованию, ее можно развивать, а если при этом он не избегает математики, то у него есть хорошие шансы готовиться к обучению на архитектора.
Знакомимся с профессией архитектора
Специальность архитектора всегда была популярной среди абитуриентов, а также людей, которые прямо или косвенно связаны со строительным дизайном. В чем же заключается профессия архитектора? Какие направления бывают в этой профессии? Сколько получает современный архитектор, работа которого считается в некоем роде творческой? Попытаемся разобраться во всех этих вопросах.Чем занимается архитектор?
Человек, работающий по профессии архитектора, занимается проектированием домов, улиц, парков и скверов, а также других объектов городской инфраструктуры. Архитектор сам придумывает проект, образ строения, а потом изображает его на бумаге. Именно работа такого человека является основой для целой цепочки работ, которыми занимаются уже конструкторы, технологи, сметчики, инженеры и прочие специалисты. В производственном процессе задействуются даже маляр и ландшафтный дизайнер. Невзирая на то, что в работе над общей целью принимает участие огромное количество людей, именно на архитектора ложится основной груз ответственности за конечный результат, за его безопасное и нормальное функционирование.
Кто может стать архитектором?
Архитектор должен одновременно выполнять множество работ, на первый взгляд, казалось бы, несовместимых между собой. Он должен отлично разбираться в точных науках, а также иметь хорошие творческие способности. Его занятие можно сравнить в определенной мере с работой художника: он должен видеть красоту. Однако, если взглянуть с другой стороны, архитектор напоминает инженера — он выполняет рутинную работу по просчету большого количества отдельных элементов и целых конструкций.
Еще одно условие для профессии архитектора — человек должен быть очень терпеливым. Дело в том, что плоды своего труда он может увидеть лишь спустя несколько лет, а то и многие годы после того, как он начал работать над проектом.
Какая квалификация должна быть у архитектора?
После того, как архитектор закончил высшее учебное заведение и защитил диплом, ему присваивают степень квалификации. Чтобы получить вторую и третью степень, молодой специалист должен зарекомендовать себя в течении первых двух-трех лет работы. Получив третью степень, он сможет уже наметить для себя пост главного архитектора проекта.
Зарплата архитектора напрямую зависит от его опыта и уровня квалификации. Например, гонорар специалиста, который занимается проектировкой элитных коттеджей, намного выше, чем у рядового сотрудника одного из проектных институтов. К примеру, средняя зарплата архитектора на государственном предприятии составляет около 500-800 долларов США в месяц.
Какие бывают архитекторы?
Профессия условно разделена на две основные категории:
1. Проектирование объемных объектов.
2. Городское строительство.
Не так давно выделилось еще несколько категорий архитектурного ремесла. Это:
• ландшафтная архитектура;
• урбанистика;
• и дизайн интерьеров.
В последнее время очень популярной стала именно урбанистика, особенно на Западе. Она предполагает оптимизацию городского пространства для комфортной жизни людей.
Виды архитектурных стилей с фото
Танцующий дом «Dancing House» в Праге, выполнен в оригинальном архитектурном стиле. Здание изображает танцевальную пару Фред и Джинджер. Архитекторы — хорват В. Милунич и американец, лауреат премии Притцкера, Фрэнк Гери. 1996 г.
Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.
Архаичная архитектура
Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu — вершина) — храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).
Античный стиль
Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.
Мегарон – означает в переводе «большой зал» — дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)
Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.
Храм Геры в Олимпии (Герайон). Дорический ордер. Конец 7 – начало 6 вв. до н.э.
Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.
Романский стиль
Вид архитектурного стиля 10-12 вв. – получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.
Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.
Основные постройки той эпохи – храм – крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.
Готика
Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв.) сменил романский стиль. В основе готических сооружений – конструкция каркасной системы со стрельчатыми сводами, арками. Первые готические соборы появились в Северной Франции. Церковь, созданная по новому проекту в 12 в. в аббатстве Сен-Дени под Парижем под руководством аббата Сугерия стала образцом готического архитектурного стиля. Такого рода сооружения появились в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании. После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе. В 14 в. в готическом архитектурном стиле возводили и городские сооружения, такие как ратуши. Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада.
Ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада, готический архитектурный стиль.
Когда укрепилась государственность и необходимость домов-крепостей отпала, вместо замков стали возводить дворцы с элементами готического стиля. Пример архитектурного стиля — на фото внизу.
Комплекс папского дворца в Авиньоне. Старый дворец (1334—1342 гг.) построен при Бенедикте XII, Новый дворец (1342—1352 гг.) — при Клименте VI, стиль готика
В поздней готике зародился новый архитектурный стиль – Ренессанс, основывающийся на иной идеологии, которая, как в эпоху античной Греции, характеризовалась уважением к человеческой личности.
Вид архитектурного стиля – Ренессанс
Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв. Стиль вернул в архитектуру античные традиции, ордерную систему, которые сочетались с национальными мотивами и местными строительными материалами. В сооружениях подчеркивается простота линий, плоскости, пропорциональность, симметрия, ритмичность членения фасадов, горизонтальное направление. Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377—1446 гг.) во Флоренции (1421 г.). Образец архитектурного стиля – на фото ниже.
Воспитательный дом. Архитектор Ф. Брунеллески. Флоренция. 1421 г., архитектурный стиль – ренессанс.
Дальнейшее развитие общества вновь вело к усложнению структур и конструкций, что породило новый вид архитектурного стиля – барокко.
Вид архитектурного стиля барокко
Архитектурный стиль барокко зародился в Италии в конце 17 в. благодаря творчеству великих мастеров, одним из которых был Микеланджело. Центром барокко стал Рим — столица искусств, откуда архитектурный стиль барокко распространился в другие страны. Для барокко характерны пластичность и криволинейность рельефных фасадов, обильное присутствие декора и лепнины, многоярусность храмовых куполов. В архитектурном стиле возводили соборы, дворцы и общественные сооружения.
Фасад церкви Санта-Сусанна. Архитектор Карло Мадерна. Рим. 1603 г. Вид архитектурного стиля — барокко
Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». Во Франции этот архитектурный стиль приобрел монархические черты, выразившись в великолепном Версале. Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко». Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».
Софийский собор в Полоцке. Восстановил собор 1738-1750 гг. виленский архитектор Ян Криштоф Глаубиц. Вид архитектурного стиля — барокко.
Нео-стили
После барокко возникли новые архитектурные стили и течения в зодчестве, которые основывались на возрождении старых традиций с участием современных материалов, и использованием усовершенствованных технологий. Кроме исторических стилей и их имитаций существуют архитектурные стили и стилевые направления, основанные на этносе того или иного народа, эклектические течения, возникшие от слияния восточных и европейских культур, современные стили, появившиеся на основе современных технологий. В современных частных строениях зодчие нередко смешивают архитектурные стили. К примеру, дом в Поздняково, согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм, имеет и мотивы Ренессанса.
Современный частный дом в Поздняково, согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм, имеет и мотивы Ренессанса.
Архитектурный стиль особняка в Подмосковье можно определить как барокко.
Архитектурный стиль особняка в Подмосковье можно определить как барокко.
Автор текста: М. Костин
17 архитектурных стилей, а также простые объяснения, как их различать
Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати. Но, все же, Voka.me настоятельно не рекомендует такой способ отдыха.
Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.
Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).
1. Классицизм
Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.
2. Ампир
Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.
3. Сталинский ампир
Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.
4. Барокко
Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.
5. Рококо
Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.
6. Ультрабарокко
Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.
7. Русское барокко
Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.
8. Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.
9. Неоготика
Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.
10. Готика
Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.
11. Ар-деко
Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.
12. Модернизм
Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.
13. Модерн
По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.
14. Конструктивизм
Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.
15. Деконструктивизм
Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.
16. Хай-тек
Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.
17. Постмодернизм
Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.
Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.
Voka.me рекомендует вам чаще путешествовать и с пользой проводить время в туристических поездках.
Архитектурный стиль — Википедия
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[1].
Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля[2].
Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей»[3].
Категорию стиля в истории классического искусствознания использовали Дж. Вазари, Дж. П. Беллори, Ф. Викхофф, А. Ригль, Г. Вёльфлин, П. Франкль, В. Воррингер, А. Фосийон, Э. Х.Гомбрих и многие другие. В отечественном искусствознании — А. Ф. Лосев, М. С. Каган. в методологическом аспекте — Л. И. Таруашвили, С. С. Ванеян. В культурологическом аспекте — Е. Н. Устюгова. Оригинальную концепцию «внестилевого развития» предложил Е. И. Ротенберг. Непосредственно истории архитектурных стилей посвящены работы И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой [4], Е. А. Борисовой, А. В. Бурдяло, В. Н. Гращенкова, Б. М. Кирикова, В. И. Локтева, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, Г. И. Ревзина, Т. А. Славиной, С. В. Хачатурова. В современной науке об искусстве под стилем понимается содержательно-формальная целостность всех элементов художественного произведения, но, в отличие от композиции, представляющей собой аналогичную целостность, в качествах стиля более проявлена временнáя составляющая: стилевая целостность соотносится с целым рядом произведений, свойственных той или иной эпохе, периоду, художественному направлению, школе или мастеру [5]. Принято считать, что художественный стиль с наибольшей полнотой проявляется именно в архитектуре, декоративном искусстве и орнаменте. Исследователи также разделяют понятия исторического типа искусства (например: античное искусство, древнерусское искусство, средневековое искусство) художественного направления (классицизм, романтизм), исторического стиля, историко-регионального течения, школы, индивидуальной манеры мастера. Отсюда особое внимание исследователей к внутренней структуре категории стиля, прежде всего в архитектуре, «матери всех искусств». Дискуссии разворачиваются вокруг понятий «историзм» и «модерн». Многие ученые не относят эти понятия к категории стиля ввиду их программного либо спонтанного полистилизма [6][7].
Особенности архитектурного стиля как описательного средства[править | править код]
Региональный характер стиля[править | править код]
Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Трудно выделить в истории архитектуры азиатских стран, например, архитектуры Китая, периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры.
Несоответствие национальных доктрин[править | править код]
Архитектурный стиль, приходящийся на период 1762—1840 гг., в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, тогда как во Франции классицизмом принято считать стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV).
Неоклассицизмом в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Во Франции под неоклассицизмом понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI).
Стиль, который в российском искусствоведении называется модерном, иностранное искусствоведение именует по-разному: в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»), в Германии — «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии — «стиль Сецессион» (Secessionsstil), в Англии — «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль»), в Италии — «стиль либерти», в Испании — «модернизмо», в Нидерландах — «Nieuwe Kunst», в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin).
Новейшие стили[править | править код]
В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по идеологии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Одно и то же явление, как, например, деконструктивизм, может быть рассмотрено и как стилистическое направление, и как самостоятельный архитектурный стиль.
- Подробнее см. История архитектуры
- См. также Хронология архитектурных стилей
Выделяются архитектурные стили:
- ↑ Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3.
- ↑ Холодова Людмила Петровна. Концепты современной теории архитектуры // «Архитектон: известия вузов» № 31 Сентябрь 2010 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 мая 2013. Архивировано 24 мая 2014 года.
- ↑ Стиль, в начертательных искусствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова . Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобр. искусство, 1983
- ↑ В. Г. Власов . Теория стиля //Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.172-193
- ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи Модерна. — СПб. : Стройиздат, 1992
- ↑ В. Г. Власов . Стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика, Т. 9, 2008. C.260-270
Категория:Архитекторы по алфавиту — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуСтраницы в категории «Архитекторы по алфавиту»
Показано 200 страниц из 3140, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)А
- Аалто, Алвар
- Абади, Поль
- Аббема, Лео фон
- Абдукадыр Чалдивар
- Абдулжаббор
- Абдулла Джин
- Абрамовиц, Макс
- Абросимов, Павел Васильевич
- Аввакумов, Юрий Игоревич
- Авдеев, Алексей Александрович
- Авербух, Женя
- Аветисов, Фёдор Матвеевич
- Агабабян, Григорий Гарегинович
- Агафонов, Святослав Леонидович
- Агеев, Дмитрий Михайлович
- Агеенко, Александр Наумович
- Агуф, Марк Михайлович
- Адам, Джеймс
- Адам, Джон (архитектор)
- Адам, Роберт
- Адамов, Леон Тигранович
- Адамович, Владимир Дмитриевич
- Аделькранц, Карл Фредрик
- Аджайе, Дэвид
- Аджеми Нахчивани
- Адлер, Данкмар
- Адылов, Сабир Рахимович
- Азриэли, Давид Джошуа
- Айгнер, Кристиан Пётр
- Айдаров, Сайяр Ситдикович
- Айзенберг, Михаил Натанович
- Айзенман, Питер
- Айзенштат, Сидней
- Айзикович, Самуил Яковлевич
- Айрапетов, Шаген Александрович
- Аккерман, Август Иванович
- Акопян, Корюн Арутюнович
- Акутин, Алексей Никитич
- Алабян, Каро Семёнович
- Аладьин, Михаил Алексеевич
- Алдонина, Римма Петровна
- Алевиз Фрязин Старый
- Александер, Кристофер
- Александров, Евгений Викторович
- Александров, Юрий Владимирович
- Алексеев, Геннадий Иванович
- Алексеев, Николай Иванович (архитектор)
- Алеотти, Джованни Баттиста
- Алесси, Галеаццо
- Алёшин, Павел Федотович
- Алёшина, Нина Александровна
- Алёшина, Ольга Павловна
- Алёшкин, Николай Михайлович
- Алиев, Расим Гасан оглы
- Алиев, Эльчин Тофик оглы
- Алиш, Павел Васильевич
- Алфёров, Игорь Александрович
- Алфёров, Николай Семёнович
- Алфёров, Николай Фёдорович
- Алфёрова, Гали Владимировна
- Алхазов, Албури Магомедович
- Алымкулов, Урмат Назарбекович
- Альберти, Борис Аркадьевич
- Альбини, Франко
- Альбрехт, Карл Константинович
- Альдор, Янош Ласло
- Альпар, Игнац
- Альфан, Адольф
- Альштрем, Карл-Густав
- Аманн, Иоганн
- Амати, Карло
- Амбрасас, Аудрюс
- Аминов, Берндт Ивар (архитектор)
- Ананич, Юрий Степанович
- Ананьин, Яков Ананьевич
- Андерсин, Михаил Федорович
- Андерсон, Карл Карлович
- Андо, Тадао
- Андрё, Поль
- Андре, Эмиль
- Андреев, Александр Кузьмич
- Андреев, Александр Яковлевич (архитектор)
- Андреев, Виктор Семёнович
- Андреев, Геннадий Дмитриевич
- Андреев, Константин Иванович
- Андреев, Лев Петрович
- Андреев, Павел Сергеевич
- Андреев, Павел Юрьевич
- Андреев, Эдуард Фёдорович
- Андреевский, Александр Александрович
- Андруэ Дюсерсо, Жак I
- Анекштайн, Биньямин
- Анерт, Эдуард Христианович
- Анже, Роже
- Аникин, Виктор Иванович
- Аникин, Евгений Евграфович
- Анисимов, Андрей Альбертович
- Анисифоров, Пётр Иванович
- Анкер, Альфонс
- Антелами, Бенедетто
- Антонелли, Баттиста
- Антонов, Иван Павлович
- Антонов, Сергей Николаевич (художник)
- Антоновский, Геннадий Михайлович
- Антохин, Владимир Иванович
- Антропов, Леонид Иванович
- Апджон, Ричард
- Аплаксин, Андрей Петрович
- Апситис, Вайделотис
- Апышков, Владимир Петрович
- Аравена, Алехандро
- Араи, Киокадзу
- Араужу Порту-Алегри, Мануэл де
- Аргунов, Павел Иванович
- Аргунов, Фёдор Семёнович
- Ардуэн-Мансар, Жюль
- Аренберг, Юхан Якоб
- Арендс, Бруно
- Арефьев, Александр Васильевич
- Арешев, Пётр Артемьевич
- Аристархов, Иван Аристархович
- Аркин, Аркадий Ефимович
- Аркин, Давид Ефимович
- Арним, Фердинанд фон
- Арнольд, Максимилиан Юрьевич
- Арсакидзе, Ута
- Арсеньев, Митрофан Александрович
- Артлебен, Николай Андреевич
- Артынов, Григорий Григорьевич
- Артынов, Михаил Григорьевич
- Арутюнян, Вараздат Мартиросович
- Архангельский, Николай Александрович (архитектор)
- Асадов, Александр Рафаилович
- Асебильо, Хосе
- Асеев, Юрий Сергеевич
- Асеро, Висенте
- Аспелин, Вальдемар
- Асплунд, Гуннар
- Асс, Виктор Евгеньевич
- Асс, Евгений Викторович
- Асс, Леонид Евгеньевич
- Астер, Георг
- Атаянц, Максим Борисович
- Аткинсон, Томас Уитлам
- Атмачиди, Аким Иванович
- Ауд, Якобус Йоханнес
- Ауленти, Гаэ
- Афанасьев, Василий Филиппович
- Афанасьев, Кирилл Николаевич
- Афанасьев, Константин Семёнович
- Афзаметдинова, Сания Юнусовна
- Афуксениди, Фёдор Иванович
- Ахмед Нахчивани
- Ахмедбеков, Зивер-бек Герай-бек оглы
- Ахмедов, Абдулла Рамазанович
- Ахназарян, Армен
- Ахонен, Илмари
- Ашварина, Ольга Владимировна
- Ашемур, Альфред Александрович
- Ашенкампф, Альфред
- Ащепков, Евгений Андреевич
Б
- Бабад, Владимир Давидович
- Бабаханов, Абдулла Бабаханович
- Бабушкин, Сергей Вячеславович
- Бабыкин, Константин Трофимович
- Бавыкин, Алексей Львович
- Баданов, Геннадий Петрович
- Баев, Николай Георгиевич
- Баженов, Василий Иванович
- Баженов, Юрий Михайлович
- Базарник, Иван Васильевич
- Базилевский, Платон Евгеньевич
- Базюк, Александр Фёдорович
- Бай, Борис Иванович
- Байков, Алексей Михайлович
- Байков, Иван Иванович (архитектор)
- Баймурзаев, Орысбай Жубаевич
- Бакарев, Алексей Никитич
- Бакарев, Владимир Алексеевич
- Бакема, Якоб Беренд
- Бакланов, Михаил Иванович
- Бакрадзе, Александр Константинович
- Баландин, Сергей Николаевич
- Балашов, Василий Алексеевич
- Балбашевский, Иван Леонардович
- Балинский, Пётр Иванович
- Балихин, Виктор Степанович
- Баллю, Теодор
- Бальди, Карл Валерианович
- Балькявичюс, Юрас
- Бальтар, Виктор
- Бальтар, Луи-Пьер
- Бальян, Акоп
- Бальян, Карапет
- Бальян, Никогос
- Бальян, Саркис
- Бальян, Симон
- Бан, Сигэру
- Баниге, Сергей Владимирович
- Баравикас, Гядиминас