Какие плюсы и минусы профессии научного работника: Attention Required! | Cloudflare – Каковы плюсы и минусы профессии научного работника?

Содержание

Каковы плюсы и минусы профессии научного работника?

"Научный работник" – одна из наиболее емких по количеству своих вариаций профессия. Данная специальность может применяться в любой области знаний.

Для того чтобы посвятить свою жизнь науке, от человека требуется длительная подготовка и наличие аналитического склада ума. Перед тем как сделать выбор профессионального пути в этом направлении, следует предварительно изучить все достоинства и недостатки профессии для максимально осознанного принятия решения.

Научный работник – это лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию для того, чтобы профессионально заниматься наукой. Должность предусмотрена в научно-исследовательских институтах, а также в прочих организациях, осуществляющих научные разработки. Нередко люди данной профессии осуществляют педагогическую деятельность в вузе. При этом их основная занятость – это исследовательская работа.

Требования к научному работнику

В квалификационном справочнике должностей сформулированы основные требования, которым должны соответствовать занимаемые их лица: наличие ученой степени и публикаций, стажа и опыта и т. п. [1].

Профессиональный стандарт научного работника

Профстандарт – это документ, содержащий сведения о том, что должен уметь работник и каким образом он должен достигать максимального результата в труде. Документ применяется при найме, аттестации работников и оценке эффективности их труда. В отличие от Единого квалификационного справочника, стандарт устанавливает требования к трудовым функциям, а не к занимаемой должности [2].

В любом случае в каком нормативном документе бы ни содержались требования к данным специалистам, они осуществляют научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний.

Как правило, данные должности занимаются на конкурсной основе. Для того чтобы корректно оценить достижения соискателя, оформляется квалификационная характеристика. Документ содержит информацию о наличии ученой степени, стаже и опыте. Указываются основные достижения и выполняемые должностные обязанности. Немаловажным пунктом является наличие публикаций за последние пять лет.

Подготовка и проведение исследования требует грамотности, нацеленности на результат и высокого уровня ответственности. Если речь идет о людях, которые проводят исследования или же занимаются преподавательской деятельностью, то для них важны не только профессиональные качества, но и личные. В своей работе научный работник должен соблюдать этические принципы.

Разница между научными работниками и сотрудниками

Определения "сотрудник" и "работник" близки по своему значению, но не одинаковы.

Отличия:

  1.  Правовая позиция. Термин "работник" относится к трудовому праву, обозначая субъект, с которым заключен трудовой договор. Понятие "сотрудник" относится к разговорному стилю, в правовых актах не закреплено;
  2.  Объем. Понятие "сотрудник" включает в себя категорию "работник", т. о. оно более широкое по содержанию; 
  3.  Оплата. Труд работника всегда является оплачиваемым. При нарушении его прав на его работодателя может быть наложено дисциплинарное взыскание со стороны контролирующих органов. Результаты труда сотрудника могут быть как оплачиваемыми, так и осуществляться на безвозмездной основе.

Плюсы:

  • самореализация, повышение интеллектуального уровня, личный вклад в развитие науки;
  • возможность получения признания и высокого дохода, если удастся разработать нечто представляющее ценность для научного сообщества.

Минусы:

  • в среднем, как правило, довольно низкий уровень заработной платы, что способствует снижению трудовой мотивации;
  • большая конкуренция.

Когда празднуют День научного работника в России?

 

День научного работника отмечается 8 февраля.

История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.

 

Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.

Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий. Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.

  1. Единый квалификационный справочник
  2. Профстандарт "Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)" Версия от 31.08.2017 

9 поводов, чтобы стать ученым

Как известно, чтобы мало зарабатывать, надо много и упорно учиться. Так является ли работа ученого — а к ней упомянутая максима применима в полной мере (по крайней мере, в России) — достойной таких скорбных усилий? Наш ответ — «да». И вот почему: ученые обладают изрядной свободой в выборе объектов своих исследований и нетривиальными возможностями карьерного роста, а в научных лабораториях, университетах и международных сообществах царит практически пушкинский дух товарищества, вдохновляющий на то, чтобы сделать свой вклад в текущий исторический момент эпохи биологических революций. В этом эссе будут изложены девять причин, по которым карьера ученого может заинтересовать молодых людей, не ищущих легких путей в жизни.

Многих студентов привлекает карьера ученого, поскольку их больше интересует именно научная работа, а не финансовое вознаграждение как таковое . Готовящиеся встать на тернистый путь науки непременно выслушают, почему им стоит трижды подумать, прежде чем сделать этот выбор. Среди этих причин: ученому трудно найти работу, зарплата низкая, опубликовать статью трудно, написание заявок на гранты отнимет все свободное время, а вероятность получить финансирование — иллюзорна, и т.д. Подобное, конечно же, случается. Но это только одна сторона работы ученого, а ведь есть и вторая, яркая сторона — и, узнав о ней, вы получите шанс впечатлиться позитивом, который несет работа в науке.

Сомнения и неудачи, конечно же, частенько преследуют научного работника (как и представителей многих других профессий), но этот пессимизм не стоит ставить во главу угла. В профессии ученого есть абсолютно уникальные плюсы, но, прежде чем огласить весь список, хочется сделать несколько уточнений.

Во-первых, быть ученым — это не райское блаженство, а тяжелый труд, вряд ли посильный для каждого. Есть много других способов сделать карьеру, и каждый человек должен делать именно тот выбор, который максимально соответствует его собственной мотивации и стилю жизни.

Во-вторых, непременным моментом является увлеченность своей работой, потому что она как ничто другое способствует достижению хороших результатов и позитивному мышлению в случае череды неудач.

В-третьих, не всё в работе ученого так потрясающе, и не каждый рабочий день будет озарен огоньком успеха. На самом деле, не менее 95% рабочего времени ученого — это пора упорного и довольно монотонного труда, и, только сумев довести дело до точки (или хотя бы до запятой), получаешь шанс насладиться пусть небольшим, но все же открытием.

Томас Эдисон

Рисунок 1. Томас Эдисон — один из самых выдающихся и продуктивных изобретателей, автор 1093 патента США. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».

Причина 1: свобода выбора направления исследований

Самая важная, равно как и наиболее привлекательная составляющая часть работы ученого — это проведение собственной исследовательской программы. В науке, в отличие от работы в компании со сложной (вплоть до «вертикальной») иерархической структурой, проекты и направления исследований, как правило, не диктуются высшим руководством. Напротив — в научной среде профессора, деканы и заведующие лабораториями поощряют самостоятельное мышление своих молодых научных работников, а не говорят им, что, когда и как делать . Свобода направлять собственные исследования в нужное русло — великое достижение, однако любая свобода требует инициативы и трезвых суждений, умения принимать решения и отвечать за их последствия.

Естественно, самостоятельный выбор направления исследований сопряжен с серьезными рисками. Допустим, «не популярное» направление исследований с высокой вероятностью не получит финансовой поддержки от организаций, выдающих гранты. Однако практика показывает, при подаче заявки на грант можно формулировать свои мысли достаточно обтекаемо, чтобы заложить в них свои научно-исследовательские планы. В принципе, ученые обладают даже большей свободой в выборе своей темы, нежели труженики большинства творческих профессий. Художники, писатели и фотографы вынуждены продавать свои работы или оказывать какие-либо другие услуги, чтобы выжить. Насколько же повезло ученым, которые имеют возможность выбирать проекты, удовлетворяющие их интеллектуальные и творческие амбиции, и при этом ежемесячно получать зарплату !

Причина 2: широкие возможности карьерного роста

Работа ученого требует постоянного совершенствования личных навыков, поскольку спектр стоящих перед исследователем задач непрерывно меняется, и все эти задачи — сложные. Причем часто область деятельности ученого выходит за пределы чисто научной проблематики — это административная работа, преподавание, работа в промышленности, в комиссиях при правительстве и т.п. Таким образом, ученый может выбрать множество различных путей развития своей карьеры с учетом того, как меняются с течением времени его интересы, приоритеты и цели.

Максимальные перспективы при этом откроются перед тем, кто найдет в себе силы не оставить основной научной деятельности. Например, можно быть исследователем в лаборатории и преподавать в вузе, написать книгу, вести веб-сайт или работать на руководящей должности в биотехнологической компании. Каждый из этих видов деятельности одновременно сложный и интересный. Они позволяют развивать свои интересы и приобретать новые навыки, открывают новые горизонты, с которыми основной научно-исследовательской работе может прийти второе дыхание.

Причина 3: участие в великой эре открытий

Мы живем в захватывающее для биологов время, когда все области этой науки стремительно развиваются. Изучение строения и деятельности живых организмов — вплоть до уровня отдельных молекул и взаимодействий между ними — имеет и огромное практическое значение для жизни и здоровья человека. Непосредственное участие в научных открытиях, пусть даже очень скромных, представляет собой колоссальный опыт и дает возможность понять, оценить и насладиться происходящим в биологических науках в целом.

Важным аспектом работы ученого является и постоянное обучение, которое заключается в чтении большого количества научных статей, участии в семинарах и конференциях, посещении лекций выдающихся ученых. А это значит (конечно, при условии, что статьи хорошие, а лекции — интересные), что, работая, можно наслаждаться и вдохновляться работой других.

Ричард Фейнман

Рисунок 2. Ричард Фейнман — выдающийся американский физик, один из создателей квантовой электродинамики. В 1943–1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе. Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике, а также метод диаграмм Фейнмана в квантовой теории поля, с помощью которых можно объяснять превращения элементарных частиц. Предложил партонную модель нуклона, теорию квантованных вихрей. Реформатор методов преподавания физики в вузе. Лауреат Нобелевской премии по физике.

Причина 4: быть частью внеполитического международного сообщества

В наши дни совершенно не важно, в каком городе или стране работает ученый. Местонахождение научной лаборатории не влияет на ее связи с мировым научным сообществом . Современные ученые живут и работают в США, Индии, Японии, Китае, Европе. И хотя все они были воспитаны в разных культурных традициях, у них есть много общего в результате постоянного обмена опытом в науке, страсти к открытиям и поиску истины. Самое интересное здесь то, что эта общность интересов основана, прежде всего, на самоорганизации, а не на каком-либо официальном партнерстве.

Трудно переоценить роль профессии ученого в развитии международного сотрудничества. Члены национальных академий наук и международных научных сообществ могут преодолеть политические, религиозные и языковые барьеры, общаясь друг с другом на языке науки. Ученые могут гордиться тем, что результаты их труда объединяют мир и улучшают качество жизни людей. Кроме того, международные проблемы науки и образования привносят много интересного в личную жизнь ученых.

Причина 5: ветер странствий

Частые поездки по миру сопутствуют многим профессиям, однако в большинстве случаев это воспринимается скорее как обуза, нежели как бонус. Допустим, в деловых кругах командировка зачастую означают подготовку к взятию штурмом очередного рубежа продаж, и места в бизнес-классе не так уж сильно скрасят возникающее в результате нервное истощение. Ученые же обычно путешествуют эконом-классом, но зато они сами решают, куда и сколько им ездить. Поездки на семинары и конференции являются важным средством обмена информацией и инструментом налаживания контактов для сотрудничества, поиска партнеров и т.п. Такие поездки также довольно увлекательны и полезны еще и тем, что они дают возможность в ходе семинара лично встретиться с именитыми учеными, узнать об их исследованиях, пообедать со студентами, приятно провести время за ужином с коллегами и прочее.

На конференциях и семинарах также предоставляется возможность увидеться со старыми друзьями и завести новых. Во время этих встреч обычно обсуждаются различные научные проблемы, новые проекты, возможность сотрудничества, свежие идеи. Из таких командировок ученые возвращаются заряженными позитивной энергией, с багажом новых идей для экспериментов или с четким представлением о том, как можно продвинуть свои исследования вперед. Ну и, конечно же, семинары или научные конференции зачастую проводятся в удивительных городах и странах.

Кроме того, ученые имеют возможность совершать поездки на более длительное время (например, на год) для обмена опытом с другими исследователями и получения новых навыков. Это колоссальная возможность увидеть мир и овладеть самыми современными методиками работы. К тому же, это дает возможность выучить новые языки, ближе познакомиться с культурой разных стран и народов.

Причина 6: плечом к плечу

Брайан Грин

Рисунок 3. Брайан Грин окончил Гарвардский университет, а диссертацию защитил в Оксфорде. В 1990 г. начал работать на физическом факультете Корнелльского университета. С 1996 г. — профессор физики и математики в Колумбийском университете. Грин читал лекции в более чем в двадцати странах, выступая как перед специалистами, так и перед широкой аудиторией. Его имя широко известно за ряд фундаментальных открытий в теории суперструн.

В сознании многих людей сложился такой стереотип ученого — это человек, который проводит малопонятные эксперименты, пребывая в глубокой задумчивости под сенью стеллажей с пробирками в пыльной лаборатории. Однако в таком представлении многое не совсем верно! Прежде всего, сегодня ученые редко используют традиционные стеклянные пробирки. Но важнее то, что научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа в хорошей исследовательской лаборатории не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это и совместные обеды, и перерывы на кофе, и празднование дней рождения, и вечеринки, и пикники с прогулками. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются самые интересные идеи.

Работа в лаборатории способствует установлению дружеских отношений, и отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Научная работа дает ощущение вечной молодости, поскольку исследованиями занимаются преимущественно молодые люди: студенты, аспиранты, молодые ученые . А профессора выступают в роли маститых консультантов, учителей, наставников, — и зачастую узнают последние новинки научного мира от своих подчиненных.

Причина 7: гибкий график

Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. Приход в лабораторию не диктуется, например, открытием фондового рынка. Также в любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места — зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.

Однако важно понимать, что такое на самом деле гибкий график: это вовсе не означает, что можно мало работать и редко приходить в лабораторию. Все как раз наоборот. Из-за того что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они работают и по утрам, и по вечерам, и по выходным. Если ученый говорит: «Я буду дома через 30 минут», это обычно означает, что ждать его следует через час, а то и позже. Но преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.

Кстати, свободный стиль работы также предполагает свободный стиль и в одежде. Что также не может не радовать.

Причина 8: сеять разумное, доброе, вечное

Работа ученых, как правило, сосредоточена на проблемах, которые они считают интересными, хотя есть в этом часто и доля лукавства. В отдельных случаях исследования или новые технологии могут быть сразу же внедрены в виде нового лекарственного препарата или устройства. Однако даже если эта цель и не будет достигнута, добросовестно полученные научные знания делают более глубоким понимание мира, в котором мы живем, а это обязательно принесет свои плоды в будущем. Знания в чистом виде или способ применить их на практике — это то, чем может гордиться ученый. Преподавание своих знаний и наставничество также является важным вкладом в развитие общества. Каждый ученый может сделать свой собственный вклад — например, давая лекции школьникам и студентам, преподавая в университете, выступая перед широкой общественностью.

Причина 9: будь здоров, школяр!

Большинство университетов и научных институтов основано на принципах «школярства». Являющиеся неотъемлемой частью работы ученого изучение нового, написание научных работ, преподавание и наставничество не дадут вам расслабиться и перестать впитывать новое. И если по сути своей вы вечно юны и полны тяги к знаниям, подобно студенту, то иметь такую работу — неоценимое преимущество и возможность воплотить в жизнь классическое «век живи, век учись».

Ученые облечены доверием просвещенного общества, которое делает это школярство возможным, отдавая себе отчет в том, что только «профессиональное школярство» способно сказать новое слово в промышленности и общественном укладе жизни. Долг исследователя — оправдать это доверие и усердно работать на благо всего человечества .

Выводы

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что очень важно любить свою работу по-настоящему. Ведь далеко не каждый человек искренне может сказать: «Да, я люблю свою работу». Многие люди в разных профессиях просто день за днем выполняют свои обязанности и с нетерпением ожидают выхода на пенсию. А ведь так важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие — такое же, как и отпуск с семьей, прогулки с детьми, походы в рестораны и театр. Все это делает жизнь прекрасной и удивительной, — такой, которой хочется наслаждаться, а не ждать пенсии.

Адаптированный перевод эссе Рональда Вейла [1].

  1. R. D. Vale. (2010). It's a Wonderful Life: A Career as an Academic Scientist. Molecular Biology of the Cell. 21, 11-14;
  2. Как сделать хороший научный доклад;
  3. Советы начинающим, как опубликовать научную статью.

Преимущества и недостатки сотрудника с опытом и без

Брать или не брать на работу сотрудника без опыта? Многие проголосуют в пользу опыта, так как опыт играет большую роль, его не купишь за деньги. Фактически – это готовый боец, который готов к работе сразу после программы стажировки (ввода в должность), однако, разобравшись, набрался немалый список плюсов и минусов у тех и у других, давайте рассмотрим, кто выиграет в этой борьбе?

Если вы откроете любой сайт по трудоустройству, то увидите сотни объявлений, где жирным шрифтом пестрит надпись: «Обязателен опыт работы от 1 года, от 3 лет, от 5 лет, на должности, в сфере … » и т.д. Получается, все хотят нанять работника с опытом работы, так как выгода, казалось бы, на поверхности, однако в бочке меда есть и ложка дегтя. Давайте начнем с самого острого.

Недостатки сотрудника с опытом работы

Несмотря на то, что мастерство, виртуозность, скорость принятия решения оттачивается годами, у сотрудников с хорошим опытом работы есть масса недостатков:

  • Укоренившиеся идеалы. У сотрудника с опытом, есть целая энциклопедия ярлыков, я про человеческие типы личности. Он смотрит на клиентов, сквозь призму (фильтр) шаблонов поведения. Именно так, опытные продажники определяют степень «реальности» клиента. Мимика жесты, одежда, взгляд и другие невербальные признаки (о невербалике в продажах, читайте здесь) помогают им с высокой точностью понять первичные намерения клиента, насколько он горяч.

Здорово, не правда ли? И да и нет, так как, со временем, все эти шаблоны, ярлыки, понятия, убеждения, начинают давать сбой и опытный продажник, начинает неправильно фильтровать клиентов. Он может неправильно определить статус готовности к покупке, а значит, выберет неправильную стратегию переговоров, т.е. не распознает реального покупателя, и все, клиент уходит от того, что с ним поговорили сквозь зубы, не уделили достаточно внимания. Этому явлению есть сленговое определение: «Взгляд замылился». Если молодой, неопытный сотрудник, будет пытаться работать по скрипту, шаблону, заготовке, и так с каждым клиентом, то тут все иначе.

  • Продажи без трепета. Долгие годы в продажах притупляют ощущение ценности каждого клиента. «Одним клиентом больше, одним меньше, они все одинаковые. Обычные серые будни, обычные клиенты, все как всегда» — так мыслит опытный продажник. Для неопытного сотрудника, каждая продажа – это волнительное событие, к которому он относиться с повышенной долей трепета и ответственности, что зачастую можно перепутать с суетой, а не заботой.
  • Отсутствие энтузиазма. Опытные сотрудники неохотно берутся за общественную деятельность, за то, что не входит в их трудовой договор, тарифное соглашение и прочий список обязанностей, одним словом никаких бесплатных действий на благо фирмы. Иногда отсутствие энтузиазма, часто бывает причиной отсутствия карьерного роста, так как для того, чтобы засветится перед руководством недостаточно просто делать свою повседневную работу, нужно иногда выходить за рамки зоны комфорта.  Конечно же, вовлеченность в жизнь компании минимальная.
  • Неуправляемость. Фактор подчиненности руководству явно страдает у сотрудников с большим опытом работы. Осознание своей незаменимости и экспертности, позволяет вести себя более свободно и независимо. Руководителю очень сложно ставить задачи и управлять таким сотрудником, так как последний убежден в том, что руководитель менее компетентен во многих вопросах и не вправе указывать, что ему делать, а что нет. Иногда, это становиться большой проблемой, которая влияет на эффективность основных бизнес-процессов.
  • Стоимость оплаты труда. Сотрудник с большим опытом работы имеет большие амбиции по заработной плате, что часто бывает препятствием при найме такого работника. На вопрос HR-ра: «На какую зарплату вы рассчитываете?», иногда можно услышать неадекватные суммы, которые подтверждают завышенную самооценку и гордыню кандидата. С другой стороны, за хорошую работу положена хорошая мотивация. Минус это или плюс, решать вам.
  • Излишняя осведомленность в бизнес-процессах. Когда экспертность сотрудника превышает знания и навыки руководителя – это дает ему возможность работать по своей системе, со своими правилами, нарушая правила компании. Он может злоупотреблять доверием, служебными допусками, регламентами, конфиденциальностью, правилами работы и пр. Так может образоваться система в системе, которая не подчиняется руководству фирмы и работает на свои интересы.
  • Потухшие глаза. Так говорят про сотрудников, которые не верят в красивые речи руководителя, наставника, им не нужны мотивационные тренинги, тимбилдинг мероприятия и поддержка, они видели жизнь и реальность и не верят в сказки «взявшись за руки». Поэтому воздействовать на таких сотрудников нематериальной мотивацией достаточно сложно. Данный феномен особенно проявляется, когда в компании меняются планы и руководитель объявляет: «В следующем квартале ожидается рост рынка на 20%, поэтому наш план повышается прямо пропорционально запланированному росту». Сотрудник с опытом сразу выскажется: «Это нереально!», а новичок бы сказал: «Будем стараться!» Отсутствие искорки в глазах, является следствием профессионального выгорания, о чем вы можете прочесть здесь.
  • Высокий авторитет в коллективе. Так бывает не всегда, но иногда сотрудник с опытом, может стать неформальным лидером, а это значит, что отдел продаж будет иметь 2 руководителя: официального и неофициального, что может противоречить принципам менеджмента компании. За высоким авторитетом, стоит мнение коллектива, руководство ругает, а коллектив наоборот – хвалит, а это уже конфликт интересов.

Ну, достаточно о недостатках, давайте пройдемся по преимуществам сотрудника с опытом работы.

Преимущества опытного сотрудника

Опытный сотрудник

Время – это жестокий, но очень мудрый учитель. Изо дня в день, продавец общается с новыми личностями, каждый со своими тараканами в голове, со своим, иногда невыносимым, настроением.

  • Шестое чувство. Каждый клиент – это своя история, со своими проблемами, социальными и личностными конфликтами, которую пропускает через себя менеджер по продажам. Уже через пять лет, у такого сотрудника начинает просыпаться шестое чувство, которое помогает интуитивно чувствовать клиента, его настроение, его мотивы и намерения. Умение подстраиваться под клиента, под его ритм разговора, энергетику, дает гигантское преимущество перед новичком. Все эти навыки, не сравнить с вытачиванием детали на станке, здесь разговор ведется про работу с людьми, про тонкости психологической связи клиента с продавцом.

Именно шестое чувство опытного продавца, дает ему почувствовать запах денег и применить стратегию беспроигрышного дожима.

Новичку может везти на первых парах в продажах – это известный факт, но потом, значение играет только опыт. Когда говорят: «Никто не смог продать, а этот смог! Как? Непонятно!» — это как раз результат, того, что продавец смог точно выявить мотивы и возможности клиента, нащупал, так сказать струны души.

  • Стрессоустойчивость. Умение держать удар от клиента – это достойно похвалы, так как все мы, в своей повседневной жизни, боимся конфликтов, стрессов, сложностей, а в сфере продаж, каждый сотрудник находится в мельнице негатива и стрессов. Это часто бывает причиной увольнения молодых сотрудников, так как выносить иногда аморальное поведение клиентов, их издевки, оказывается не под силу каждому. Опытный продавец, не только выслушает агрессивного клиента, но и погасит негатив, да еще и продаст на миллион. О методике работы с агрессивными покупателями, читайте здесь. Если учесть что каждый десятый покупатель с изюминкой в голове, то данное качество не самое последнее, согласны?
  • Результат работы. Большинство опытных сотрудников показывают намного лучше результат, чем новички, а точнее стабильный прогнозируемый результат: «Постоянство — признак мастерства» — так ведь говорят? По статистики, хороший продажник идет с постоянным отрывом от 10 до 50% по количеству и качеству продаж, от нового потока сотрудников.
  • Качество обслуживания клиентов. Несмотря на замыленность взгляда, потухший взгляд и пр. бяки, опытный продажник может всегда найти ту волну с клиентом, которая благоприятна для переговоров и процесса продажи в целом. Это отражается на настоящих чувствах клиента после продажи, ведь есть разница, когда с вами общаются читая «с бумажки по скрипту» или от души – по человечески, искренне. Любая нестандартная ситуация влияет на удовлетворенность клиента, и здесь будет все под контролем.
  • Универсальность. Даже при отсутствии инициативы и энтузиазма, опытный сотрудник может заткнуть временную дыру в кадрах в смежных задачах и выручить компанию, исполняя чужие обязанности, за вознаграждение конечно. Это часто бывает выходом из кризисной ситуации и при текучести кадров.

А теперь про новичков!

Плюсы и минусы найма молодых сотрудников

Молодой сотрудник

Начнем с минусов:

  • Время на обучение. Иногда необходимо около полугода, чтобы новичок освоил основы продаж и коммуникации с клиентом. Это большой период времени, который может вылиться работодателю в копейку. Тренинги, обучение, семинары, адаптация, первая практика – все это требует ресурсов как временных, так и материальных. Образец плана стажировки менеджера по продажам, найдете здесь.
  • Нет гарантий. После прохождения плана стажировки, нет никакой гарантии, что сотрудник останется работать дальше. Вы можете его обучать, практиковать, но человек в праве просто передумать, осознав, что продажи – это не его стихия или ваша компания ему просто не понравится. Время ушло, а штатной единицы по-прежнему нет. Так же молодым не хватает выдержки и терпения, они желают сразу сорвать все звезды с неба и заработать все деньги мира, а для этого нужны годы.
  • Отсутствие корпоративной культуры. Как одеваться, как общаться с коллегами и клиентами, знание внутренних правил компании, кодекса фирмы, негласных правил – все это может послужить причиной проблем на рабочем месте, как в бизнес процессах, так и внутри коллектива. Это приводит к эмоциональному напряжению и падению производительности.
  • Чувство ответственности. Нет опыта – нет глубокого осознания процессов, а это снижает ответственность, так как: «Я не знал, что так нельзя» из уст новичка может долго работать невинным оправданием. Молодой сотрудник не может все предусмотреть, так ему не хватает опыта в предвидении возможных проблем, и соответственно нет чувства ответственности за ошибку.
  • Низкая эффективность. Не знание техники продаж и психологии продаж, рабочих фишек, новичок не сможет показать ожидаемый результат еще долго, так как продажи во многом зависят от качества работы персонала, и лишь потом от всего остального. О роли продавца в судьбе компании, читайте здесь.

Теперь о плюсах.

  • Обучаемость. Если опытного матерого продавца практически невозможно переучить по своему с нуля, то с новым, сделать это не составит труда. Молодые работники быстро впитывают новую полезную информацию и работают, так как им сказали, а не так как удобно. Так же, нельзя не сказать про желание обучаться. Если новички жаждут обучения, то для опытного продажника, поехать на тренинг или семинар – это большая проблема. Почему многие сотрудники не хотят посещать тренинги, читайте здесь.
  • Легко контролировать. Новички во всем прислушиваются к руководителю и старшим коллегам, их не нужно уговаривать, убеждать в чем то. Они просто слушают и беспрекословно выполняют. Соответственно работают авторитеты, с которыми считается новичок.
  • Оплата труда. Молодому сотруднику много никогда не платят, а работа все же делается. Многие работодатели поступают не совсем честно, оставляя сотрудника лишь на испытательный срок с минимальной ставкой, а потом: «Извините, вы нам не подходите». Для некоторых компаний, текучесть кадров является вполне обычным явлением – это позволяет им сэкономить на фонде заработной платы. Почему уходят ценные кадры, читайте здесь.
  • Энтузиазм и инициатива. Вспоминается советская комедия: «Кто на погрузку угля? Я! Кто на уборку территории? Я!», так и с новыми сотрудниками, они полны энергии и желания рвать и метать, глаза горят, руки делают. Любой шанс проявить себя и выделится перед руководством и коллегами, будет использован без промедления. Такое рвение и активность очень нравится руководству, что объясняет парадокс быстрой карьеры у многих новичков.  Желание работать, пробовать новое, пытаться достигнуть лучших результатов, именно с этого начинается карьера молодого сотрудника. О том, что мешает сделать карьеру, читайте здесь.

Новые молодые сотрудники, часто становятся стрессом, для ветеранов, так как их поведение и энергия повергает их в шок, они злятся и завидуют их ненавязчивой активности, искреннему желанию покорить мир, и позитиву. Это обостряет внутреннюю конкуренцию в отделе, что заставляет старых сотрудников проснуться от спячки и усердно поработать. Притирке такого коллектива друг к другу помогает тимбилдинг.

Вывод

Молодые сотрудники – это незаменимый ресурс компании, особенно в условиях нехватки рабочей силы. Даже если придется потратить время, вы получите лояльного и вовлеченного в свое дело сотрудника. Не стоит формировать весь штат отдела продаж из новичков, на каждого новичка, должен приходится персональный наставник (куратор), который не только будет обучать новичка, но и проконтролирует его работу с клиентами на первых парах. По статистике большая половина компаний, отдает предпочтение сотрудникам с опытом, однако остальные совсем не прочь взрастить своего профессионала с нуля. Как поступите вы?

Не забываем комментировать публикацию и высказывать свое мнение!

Ученый кто это такой Чем занимается Особенности Для детей

Ученый кто этоВсе известные открытия, технологии появляются на свет благодаря особой категории специалистов, таких как ученые. Именно они стараются приоткрыть тайны мира, изучить и приспособить их на пользу общества в целом. Но только единицам удается сделать хоть какое-то значимое открытие. В этой статье мы рассмотрим, ученый кто это такой и что это за специалист, что должен знать и какими качествами обладать.

Что это за специалисты

Электронный ресурс Википедия дает нам массу примеров великих людей, которые избрали трудный путь ученых и сделали массу открытий. Именно эти люди смогли раскрыть тайну очень многих вещей и событий.

Не случайно всем известны такие имена, как Эйнштейн, Мичурин, Эдисон, Ньютон. Они были первыми и смогли подхватить и развить какую-то часть знаний.

Именно благодаря работе таких специалистов, мы все имеем возможность:

  • перемещаться на различных транспортных средствах;
  • пользоваться электронными приборами;
  • лечить различные заболевания и так далее.

И все это благодаря тому, что ученые работают в различных сферах деятельности, продвигая и развивая свое направление научной деятельности.

Для того, чтобы ответить на вопрос, чем занимается ученый, стоит сказать, что он исследует, открывает и ищет возможности практичного использования своего открытия. Только в этом случае, есть возможность сказать, что все делается не напрасно.

Причем нет универсальных ученых. Все они имеют свою узкую специализацию. Только в этом случае есть гарантия, что будет получен положительный и ожидаемый результат.

Основные направления деятельности

Рассказывая, что за профессия ученый, стоит перечислить основные направления, в которых могут заниматься люди, избравшие сложный путь первооткрывателей.

Согласно общего описания профессии, это может быть работа в:

  • орнитологии – наука о птицах;
  • военной генеалогии;
  • генной инженерии;
  • биологической инженерии;
  • астрономии;
  • археологии;
  • технике;
  • эпистеологии;
  • геологии;
  • энтомологии;
  • медицине;
  • психифизиологии;
  • педагогике.

Причем очень многие науки начинают изучать уже в школах, открывая для детей новый мир, куда интересно будет погрузиться, если будет большое желание. К тому же, некоторые дети после таких уроков самостоятельно начинают изучать их более углубленно и даже делают науку частью своей жизни.

Какие требования предъявляются к специалистам

Пройдя специальное обучение не всем удается сделать открытие, которое изменит мир. Ведь этого просто недостаточно, для того чтобы считать себя профессионалом.

Существуют специальные требования, соблюдение которых позволит развиваться и продолжать обучение, совершенствуя и оттачивая свои знания и умения.

Вот отдельные требования, которые следует учитывать при выборе специальности:

  • хорошие навыки в риторике;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • точность;
  • терпение.

Имея такие развитые навыки, вы сможете быть уверены, что все остальное будет несколько проще. Не помешает знание нескольких иностранных языков, в том числе и «мертвых», таких как латынь или древнегреческий. Ведь придется путешествовать, изучать иностранную научную литературу, знать формулы и названия.

Такой специалист должен будет буде обладать феноменальной памятью и аналитический склад ума. Все это позволит добиваться результата.

Особенности профессии

Стоит сказать, что работа ученого полностью будет зависеть от того, насколько он будет готов на самоотверженный труд, насколько готов учиться и повышать свой профессиональный уровень.

Стоит учитывать существующие плюсы и минусы, которые имеют место.

Положительной частью является:

  • высокая востребованность. Это относится в первую очередь к ученым, которые смогли добиться результата и имеют научные труды. Для таких специалистов всегда открыта дорога и ждут высокие зарплаты;
  • всегда есть возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице. Если есть результаты и пишутся научные труды, то карьерный рост будет зависеть только от личной жизненной позиции ученого;
  • широкие перспективы для воплощения своих возможностей. Все заслуги оцениваются и хорошо вознаграждаются.

Вывод

Рассматривая вопрос ученый кто это, мы выяснили, что это, в первую очередь специалист высокого уровня в одной или нескольких сходных областях знания. Эта профессия хорошо оплачивается и высоко котируется, однако к специалисту предъявляются высокие требования.

Возможно вам будет интересна статья: Товаровед кто это такой, особенности профессии и ее описание

Работник без опыта: плюсы и минусы

"Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 6

РАБОТНИК БЕЗ ОПЫТА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Близится пора выпускных экзаменов. Рынок труда пополнится молодыми дипломированными специалистами, не имеющими опыта работы, часто еще не определившими, чем хотят заниматься в жизни. Как сделать, чтобы усилия, потраченные ими на получение образования, не пропали даром? Кто из работодателей готов принять в штат вчерашнего студента и, не побоявшись вложить в его развитие силы и средства, вырастить из него первоклассного специалиста? Что позитивного может принести молодой сотрудник в организацию и с какими трудностями придется столкнуться работодателю?

Кто на новенького?

Компании неоднозначно относятся к перспективе приема на работу молодых специалистов. Некоторые работодатели считают это бесполезной тратой времени и денег, другие, наоборот, видят преимущество в найме работников данной категории, их обучении и развитии в соответствии с особенностями и спецификой конкретной организации. Различные социологические опросы показывают, что сотрудников без опыта работы готовы принять на работу почти две трети российских компаний, а вот четверть работодателей категорически не хотят иметь дело с новичками.

По мнению большинства работодателей, молодые специалисты амбициозны, всесторонне развиты, имеют широкий круг интересов. Они любят разнообразие, уверены в себе, ценят свободу и гибкость, в том числе в графике работы, работа не является для них единственным приоритетом в жизни. Но выпускники редко способны системно мыслить, обрабатывать большой объем информации и выделять главное. Им не хватает практических навыков, нацеленности на карьерный рост и адекватной самооценки.

Отсутствие опыта - одна из основных причин отказа молодым специалистам в приеме на работу. В то же время иногда имеющийся опыт работы молодых специалистов вредит их карьере, например когда он не связан с полученным образованием и не способствует профессиональному росту. Поэтому компании чаще готовы принять на работу перспективного выпускника без опыта и помочь развить его практические навыки по специальности, нежели пытаться его переучивать.

По мнению работодателей, хороший кандидат должен иметь в первую очередь качественное образование по профильной специализации. Кроме этого, к претендентам предъявляются личностные требования, значение имеют способность к быстрой адаптации, принятие корпоративной культуры, лояльность компании.

Важно отметить, что отношение к выпускникам очень сильно зависит от численности штата и масштабов деятельности того или иного предприятия.

Наиболее заинтересованы в молодых специалистах крупные зарубежные и отечественные компании, испытывающие постоянную потребность в кадрах. Такие организации имеют достаточный административный ресурс как для организации отбора специалистов, так и для обеспечения их потребности в получении опыта, знаний, материальной компенсации и в карьерном росте. В таких организациях разрабатываются масштабные программы для привлечения молодых специалистов, их последующей адаптации и успешного профессионального продвижения и предлагаются разные планы подготовки, карьерного роста. Многие компании заключают договоры с вузами о стажировках, привлекая сотрудников буквально со студенческой скамьи. Работодатели готовы поддержать наиболее интересных и перспективных выпускников, стремящихся реализовать имеющиеся теоретические знания на практике, способных оживить бизнес-процессы в компании.

Организации поменьше неохотно принимают работников без опыта. Причиной тому является отсутствие времени, необходимых ресурсов, а часто и желания тратить силы на обучение и подготовку вчерашних студентов.

Если молодой сотрудник начнет активно отстаивать свою точку зрения и взгляд на проблему, сложившийся коллектив маленькой организации может негативно воспринять эту попытку новичка изменить привычный ход дел, даже если изменения будут позитивными. И если подавить инициативу молодого работника, не оказать ему помощи и поддержки, он потеряет свой задор, а компания, возможно, прибыль, которая была бы получена в результате нововведений.

Придя на начальную позицию в крупной компании, молодой специалист может достаточно быстро достигнуть определенного уровня благодаря разработанной системе ротации кадров, предусматривающей возможность вертикального и горизонтального роста. Небольшие же фирмы поручают новичку выполнение малоквалифицированной однообразной работы, из-за чего могут в скором времени лишиться специалиста.

Плюсы и минусы молодого специалиста

Основными преимуществами вчерашних студентов являются энергичность, настроенность на профессиональный и карьерный рост, готовность работать за более низкую зарплату, выполнять неквалифицированную, рутинную работу, привнесение новых идей. В перспективе из них могут вырасти лояльные специалисты, навыки которых сформированы под нужды компании.

Впервые поступающие на работу смотрят на вещи свежим взглядом, лишены многих стереотипов, характерных для опытных работников, стремятся познать все новое, при этом активно используя и развивая недавно полученные знания. Специалисты без опыта, адекватно оценивающие свой уровень подготовки, не претендуют на высокие зарплаты, а стремление к скорейшему карьерному росту побуждает их работать лучше и эффективнее. Они легко обучаемы, готовы выполнять не только работу в рамках своих должностных обязанностей, но и другую. При этом они исполнительны, мобильны, легче переживают период адаптации.

Молодые специалисты - это особая категория работников компании. Они являются стратегически важным кадровым ресурсом, обладают огромным потенциалом. В ситуации, когда на рынке практически невозможно найти готового специалиста с необходимым набором знаний и навыков, работодатели отдадут предпочтение молодому перспективному специалисту без опыта, чтобы в дальнейшем самим сформировать его профессиональные навыки. Выращенный внутри компании специалист более лоялен к работодателю, ориентирован на высокие результаты по сравнению со специалистами, принятыми извне.

Наряду с положительными моментами приема сотрудников без опыта есть и негативные. Среди основных недостатков выпускников вузов, особенно специалистов, закончивших престижные учебные заведения, обычно называются завышенные амбиции, желание сразу получать большой доход, отсутствие опыта трудовой дисциплины, что делает таких работников неудобными подчиненными. Несмотря на полученный диплом, они обычно имеют недостаточный объем компетенций для достижения необходимых компании результатов, а для развития необходимы финансовые, временные и информационные вложения. Такие новички проходят более длительный период профессиональной адаптации, для них должна быть разработана гибкая система мотивации. Девушки могут уйти в декретный отпуск.

Молодой специалист не умеет применять полученные знания и может только обещать высокие результаты. Его нужно учить использованию теории на практике, профессиональным тонкостям и нормам поведения, требуемым для выполнения трудовых функций, а на это уйдет не менее года. За время, необходимое, чтобы неопытный сотрудник начал давать ощутимые результаты, работник со стажем может дать компании гораздо больше, допустив при этом меньшее количество ошибок. Таким образом, первое, что теряет компания, принимая на работу молодого специалиста, - это время.

Вторая часть расходов - это материальные затраты на профессиональную адаптацию новичка. Несмотря на то что поначалу его работа будет малоэффективна, за нее нужно платить. Плюс расходы на обучение, на оплату дополнительных усилий сотрудников по включению новичка в рабочий процесс. Поэтому если и брать молодого работника, то такого, который в будущем вырастет в квалифицированного специалиста. А чтобы отобрать соответствующего человека из всех претендентов, необходимо провести специальные тесты на профессиональные и личные качества, что опять-таки требует временных и материальных затрат. И всегда нужно быть готовым к тому, что затраты эти не окупятся. Молодой специалист может просто понять, что ошибся с выбором профессии, не суметь адаптироваться или, получив необходимый опыт и знания, но не найдя поддержки внутри компании, уйти к конкурентам.

Если действия опытного специалиста уверенные, выверенные и точные и он в состоянии прогнозировать ситуацию и добиваться желаемых результатов, то молодой сотрудник действует в границах, обозначенных теоретическими знаниями, поведение его предсказуемо и не отличается креативностью подхода, а из-за недостаточного умения управлять собой и другими он рискует взять на себя слишком много и не справиться с обязанностями.

Новичка необходимо постоянно мотивировать. Большинство выпускников ориентируются на возможность профессионального и карьерного развития, достойный уровень заработной платы и ее стабильный рост, позитивные взаимоотношения в коллективе и с руководителем, соответствие содержания работы личным интересам, удовольствие от рабочего процесса и возможность самореализации. Все это должно присутствовать в работе для удержания сотрудника.

Специалисты без опыта чаще допускают ошибки, которые могут иметь различные последствия как для деятельности компании, так и для ее репутации, поэтому за работой таких сотрудников нужен постоянный и тщательный контроль.

При приеме молодых специалистов нужно учитывать тот факт, что лицам, окончившим имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, не устанавливается испытательный срок (ст. 70 ТК РФ), а при заключении трудового договора впервые обязанность оформить трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования ложится на плечи работодателя (ст. 65 ТК РФ).

Мы выбираем, нас выбирают

Молодые специалисты вследствие отсутствия жизненного опыта часто переоценивают себя, у них нет четкого осознания своей профессиональной ориентации. Поэтому компании так важно отобрать сотрудников, действительно желающих работать и развиваться в данной профессии. Чтобы избежать отрицательных последствий при приеме на работу выпускников, необходимо проводить довольно жесткий предварительный отбор, с помощью которого можно точно определить профессиональную направленность, уровень теоретической подготовки и трудовой потенциал будущих работников. Кроме этого, очень важно правильно оценить мотивацию кандидата, определить, как быстро он сможет адаптироваться, принять корпоративную культуру компании и начать приносить пользу.

Важный этап отбора молодых специалистов - интервью. По деталям речи, по рассказанным эпизодам из прошлого опыта можно оценить умение кандидата вести деловую беседу в целом, особенности его характера и темперамента, специфику построения им взаимоотношений с коллективом.

Тесты профессиональных знаний помогут понять, насколько кандидат владеет информацией, необходимой для успешной работы в рамках его профессии. С помощью тестов общих и специальных способностей, в том числе интеллектуальных, измеряют степень развития тех или иных качеств, навыков и умений, необходимых для выполнения определенных видов деятельности. Важное место в процедуре отбора занимают личностные и мотивационные тесты, позволяющие оценить такие качества, как коммуникативность, стиль общения, умение работать в команде, и узнать, чего на самом деле хочет потенциальный сотрудник.

Бизнес-кейсы и деловые игры позволят оценить способность быстро реагировать и думать, уровень профессиональной компетенции, результативность принятых решений, эффективность работы лично и в команде.

Хороший способ проверить кандидата - попросить его на один день занять предполагаемое рабочее место и в течение всего этого дня держать его в режиме проверки знаний, предлагая решать реальные рабочие ситуации. Задача - проверить кандидата в деле, на практике оценить владение навыками, дисциплину, умение адаптироваться к новой ситуации, общаться с коллегами.

Сотрудники, проводящие наем молодых специалистов, часто допускают ошибки при их отборе, теряя наиболее перспективных кандидатов. Типичной ошибкой является устоявшийся стереотип "молодой - значит неопытный, непрофессиональный, не подходящий". Еще одна ошибка - когда работодатель оценивает пришедших на собеседование по внешнему виду и избавляется от того, кто ему неприятен, несмотря на объективную ценность этого кандидата для компании.

При найме молодых специалистов необходимо их понять и внимательно проанализировать профессиональный уровень, оценить не по факту, а в перспективе.

С чистого листа

Принимать или не принимать в штат специалиста без опыта работы, каждый работодатель решает самостоятельно, тщательно взвесив все за и против, оценив возможности кандидата и имеющиеся ресурсы компании.

Несомненно, с приемом на работу молодого специалиста гораздо больше хлопот, чем при приеме работника со стажем. Здесь есть определенные недостатки и риски. Если у компании нет возможностей обучать и воспитывать такого сотрудника, после трудоустройства заниматься его дальнейшим профессиональным развитием и карьерным ростом, вероятнее всего, получив какой-то опыт, сотрудник покинет компанию. Поэтому после приема специалиста работодателю необходимо в течение нескольких месяцев следить не только за его работой, но и за процессом вхождения в коллектив, выстраиванием взаимоотношений с коллегами и непосредственным руководителем. Полезным может оказаться такой метод обучения и помощи молодому сотруднику, как наставничество.

Для удержания молодого специалиста, для его успешного развития и профессионального роста необходимо немало сил, времени и средств. Для этого реализуются специально разработанные программы.

При разработке программы по профессиональному и личностному развитию молодого специалиста нужно определить его негативные качества и именно по ним задать "направление движения". Сотрудник должен быть обеспечен той работой, которая позволит ему проявить себя, применить имеющиеся знания и получить новый опыт. Задача компании - показать новичку перспективу, дать почувствовать уверенность в себе. Здесь важно поддержать его инициативу, давать постоянную обратную связь, помогать налаживать позитивные взаимоотношения с коллективом. Чтобы сотрудник четко представлял картину своего карьерного роста в компании, должны быть обозначены сроки пребывания на очередной ступени карьерной лестницы, а также варианты продвижения. Это позволит заинтересовать в достижении желаемых организацией целей и быстром развитии.

Дальнейшему обучению молодого специалиста способствует не только теоретическое освоение новых методов и технологий, но и участие в специализированных ярмарках, форумах, тренингах, где в общении с коллегами можно перенять их опыт, освоить незнакомые технологии, составить представление об инновациях. Важно отслеживать результаты его работы, расширять его обязанности в тех областях и вопросах, в которых он наиболее успешен. Это позволит найти сферу, в которой деятельность молодого сотрудника наиболее эффективна, в которой увеличатся его знания, опыт и ценность для компании.

В. В.Аскарова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать

30.05.2012

обязанности, плюсы и минусы, интересные факты

Ботаник

Среднестатистический человек способен навскидку назвать 2–3 десятка видов растений. В то время как ученые даже не могут однозначно определить их количество. Различные исследования называют цифру от 300 до 350 тысяч видов. Конечно, представители большинства из них крайне малочисленны, поэтому практически каждый день несколько видов исчезают навсегда. Но одновременно с этим обнаруживаются и новые практически с такой же частотой. Заниматься поиском новых видов растений, описанием их свойств и поиском их применения – задача ботаника.

Обязанности и требования

Ботаника – весьма обширная область знаний, включающая в себя различные дисциплины: геоботанику, дендрологию, диаспорологию, микологию (науку о грибах), альгологию (науку о водорослях) и др. В большинстве случаев ботаник специализируется на изучении одного отдела растений. Но это не значит, что он не должен иметь как минимум базовые знания и по другим отделам.

Характер работы ботаников также может серьезно варьироваться. В случае поиска новых видов растений или необходимости наблюдения за ними в естественной среде обитания организуются научно-исследовательские экспедиции. Ботаники занимаются описанием растений, их фото- и видеосъемкой, сбором экземпляров для последующего анализа и т. д. Экспедиции нередко проходят в отдаленных уголках планеты с весьма экзотическим климатом, поэтому ботаник, работающий «в поле», должен быть достаточно выносливым и неприхотливым в плане бытового комфорта. При сборе экземпляров ему также необходимо быть весьма аккуратным, поскольку поврежденные образцы будут непригодны для дальнейших исследований (а они, как правило, всегда существуют в единственном экземпляре).

Работа в лаборатории требует от ботаника не меньшей аккуратности – от неё будет зависеть чистота проводимого эксперимента и, следовательно, верность его результатов. Ботаники также занимаются систематизацией и классификацией информации о растительных видах и их свойствах.

Научные изыскания в области ботаники далеко не всегда носят отвлеченный характер. Ботаники нередко консультируют фармакологические компании, занимающиеся разработкой новых лекарств на основе различных растений, и сельскохозяйственные фирмы, стремящиеся вывести более устойчивые к болезням и вредителям культуры. 

Трудоустройство

Большинство ботаников работают в специализированных научно-исследовательских центрах и лабораториях. Зачастую они совмещают данную научную деятельность с преподаванием в профильных вузах. Как уже было сказано выше, ботаники дают консультации фармакологическим и сельскохозяйственным компаниям. Ботаники также могут работать в крупных парках и ботанических садах, давая указания и советы садовникам и ландшафтным дизайнерам. 

Образование

Тем, кто решил связать свою жизнь с изучением растений, необходимо получить профильное высшее образование на биологическом факультете. Наиболее известные в России вузы, готовящие подобных специалистов, – Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН и другие.

Другие профессии из данной тематической группы

Профессия историк — плюсы и минусы выбора

Профессия историк

Историк изучает события прошлого, исследует жизнь планеты и человека, важные действия, происшествия на протяжении всей истории человечества, а иногда и до него. Множество разнообразного материала, документов и фактов после исследования систематизируются и складываются в одну хронологическую цепочку, из которой и получают мировую историю.

Деятельность историков очень широка и зависит от места работы. Это могут быть раскопки, исследования, изучение и систематизация архивов и библиотек. Научные работники пишут книги, диссертации, монографии и даже учебники для преподавания в вузах и школах. Учителя преподают. Изучение истории – это взгляд в прошлое, совершаемый каждым человеком чтобы понять свое происхождение, изучить свои корни и главное научиться на ошибках прошлого.

Плюсы

Для начала стоит рассмотреть достоинства профессии, ее привлекательность для маленького ребенка, открывшего книгу с пиратами и сокровищами или абитуриента стоящего перед сложным выбором собственного будущего. Чем же эта сфера может заинтересовать?

Наиболее положительная сторона работы – любовь к своему делу. Историки – это очень интересные люди, они умны, умеют восхитить и затянуть в беседу.

Постоянные исследования, библиотеки, архивы, музеи, изучение материалов и древностей настолько увлекает, что попросту забывается и время и проблемы. Историки не богатые люди, но им многого и не нужно, эта область жизни – их личный рай, а для отличного самочувствия достаточно новой интересной темы, бумаги для очередной монографии и материала для ее изучения.
Начитанность этих людей иногда поражает. А уж тем более специалистов по источникам и литературе – им, наверное, нет равных.
Историк за работой

Мест для работы очень много. Для начала это школы, правда иногда через полгода работы, требуется дополнительно окончить педагогический институт. Также можно работать в высших учебных заведениях, но для этого нужна более высокая квалификация. Тут уже намного интересней, институты и университеты открывают перед историками больше дверей.

Человек становится преподавателем, а со временем научным сотрудником, может получить степень кандидата или доктора наук. Тут же нужно упомянуть возможности заграничных командировок, оплачиваемых поездок в научных целях и так далее. Да и студенты более старательно учатся и с ними меньше проблем, чем со школьниками.

Историки также требуются в музеи и мемориальные комплексы. Эта работа более интересна, хотя бы изучением разных исторических памятников, их близким расположением, и возможностью к ним прикоснуться, обсмотреть одним из первых кто вообще их увидит.

Историки, работающие в архивах и музеях, испытывают часто больше неудобств, чем пользы, хотя если это призвание человека, то их оттуда никакими уговорами не вытянешь. Недостатки данной работы в кропотливом труде, умственном и физическом, контакте с большим количеством пыли и грязи, оседающей на коробках, книгах, документах, а также сравнительно низкой зарплате.

Ну и наконец, независимый научный сотрудник есть при каждом музее и университете. Эти люди могут иногда давать лекции, но большую часть времени у них занимают личные исследования, написания научных работ, участие в конференциях отечественных и международных, разных диспутах. Они часто общаются с местными и зарубежными специалистами, иногда совместно работая над какими-нибудь захватывающими исследованиями или написанием научных трудов. В общем жизнь этих людей интересна и многогранна. Они также общаются со многими коллекционерами, влиятельными и знаменитыми людьми.
Работа историка

Труд историка, если он не археолог практически полностью умственный. Мозг никогда не скучает, а постоянно в поиске нового и запоминании старого.

Различные путешествия – своеобразный бонус. Если не на какие-нибудь раскопки в качестве научного специалиста, то на международные конференции, симпозиумы, командировки, экспедиции. Это, безусловно, одна из наиболее привлекательных сторон профессии, ведь параллельно с делами можно познакомиться с местными традициями, изучить культуру, сделать множество фотографий на память и завести немало полезных знакомств.

Минусы

Минусов в этой профессии столько же, сколько и плюсов и перед окончательным вобором их нужно как следует взвесить.

  1. «Историк – это не профессия, а история – это не наука» к сожалению, с таким общественным мнением придется считаться и мириться, так как всех не переспоришь. Есть люди, уверенные в обратном, но уже на первом курсе института или университета будущих специалистов готовят к тому, чтобы уметь доказать и обосновать научную сторону истории, и ее важность. Так же как и постоять за саму профессию, ведь быть историком не так просто, как многим может показаться.
  2. Зарплата тут, как правило, ниже желаемого, по этой причине она и стоит в минусах. Однако если рассмотреть каждую сферу работы историка в отдельности то можно заметить, что деятельность в музее и в школе совершенно по-разному оплачиваются и в первом случае выгоды в материальном плане куда больше. Так что это не однозначный минус, и часто профессия неплохо оплачивается. На оклад также сильно влияет звание историка, например, доктора наук, получают больше учителей.
  3. Как ни странно эту специальность часто выбирают по причине легкости в университетах и институтах. Абитуриенты порой уверенны в том, что это простая профессия и на нее легко выучиться, но это заблуждение. Изучать историю достаточно сложно. Пусть тут и нет трудных правил письма или математических формул, но масса научных терминов и дат обеспечат бессонные ночи на протяжении всего обучения. Кроме того во время учебы студент полностью окунается в научную жизнь, это не только написание контрольных, если человек действительно стремится стать профессионалом, он должен исследовать свои темы, изучать их, а не списывать с учебника готовый материал.
  4. Усидчивость, терпение, готовность к кропотливому и рутинному труду – это лишь минимальные качества, которыми должен владеть историк. Постоянная отчетность требует от этих людей умения быстро, но красиво писать, «дружить» с компьютером, учебниками, книгами и историческими источниками. Чтобы найти действительно интересный, новый материал историкам приходится дни напролет убивать в библиотеках и архивах, где часто настолько пыльно, что заставляют работать в респираторных масках.
  5. Несмотря на кажущуюся обособленность каждого исследователя для полноценной работы научные сотрудники должны уметь общаться с людьми, влиятельными и богатыми. Ведь это не только доступ к частным коллекциям, но и возможность заполучить спонсора для будущего исследования.
  6. К неоспоримым недостаткам профессии нужно также отнести минимум физического труда. А человеку он необходим как воздух и еда.

Выводы

Профессия историка увлекательная и загадочная – это удивительные исследования, открытия нового, сакрального, тайн и загадок мира. Но, несмотря на всю привлекательность недостатков тут также хватает. Человечество больше думает о будущем нежели, о прошлом, что сказывается и на окладе и на отношении. Многие считают эту профессию престижной, а другие не замечают вовсе. Со всем этим нужно уметь жить и мириться, оспаривать и отстаивать, чтобы быть хорошим специалистом и профессионалом своего дела.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *