Кейс стади пример: Nothing found for Wp-content Uploads 2013 04 Keys-stadi Pdf – применение кейс-технологии в обучении, как правильно писать кейсы

Методическая разработка (2 класс) на тему: метод кейс-стади

Кейс 3.  «Спешите делать добро!»                        2 класс (социокультурные истоки)

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека, чуткого отношения к окружающим.

Вид кейса: аналитический

Межпредметные связи: литературное чтение, социокультурные истоки

Ситуация: Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много… для этой звезды!

Комментарий ситуации:

 Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах, не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени

Вопросы для обсуждения:

1.Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте?
2.Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?
3. Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

4. А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

5.Какой смысл вы вкладываете в  слово «милосердие»?

Проблемы для обсуждения:

1.Роль и значение милосердия в современном обществе.

Применение метода «Кейс-стади» на уроках истории и обществознания.

Метод «кейс-стади» (кейс — технологии)

Определение, краткое описание: (от английского “case study” – изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Представляет собой интерактивную технологию для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленную не столько на освоение теоретического знания, сколько на формирование у слушателей новых интеллектуальных умений, изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Существуют различные обозначения данной технологии обучения менеджеров, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций

(case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах. Исторически метод конкретных ситуаций возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес — образовании.

Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение конкретного случая из практики.

Цели метода анализа ситуаций:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления

  • Соединение теории и практики

  • Представление примеров принимаемых решений

  • Демонстрация различных позиций и точек зрения

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Анализ ситуаций методом инцидентов

Инцидент – от лат. Инциденс – случающийся, случай, происшествие, столкновение. Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу. Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь стране, организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу: «Случилось или произошло…». Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо, прежде всего, разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.

Как правило, кейс включает в себя:

  • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

  • Контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

  • Комментарий ситуации, представленный автором

  • Вопросы или задания для работы с кейсом.

  • Приложения.

Для принятия обоснованного решения обучаемым необходимо:

  • Собрать информацию;

  • Разобраться в обстановке;

  • Определить, есть ли проблемы, сколько их и в чем состоят;

  • Подумать, что надо делать;

  • Выяснить, что нужно для принятия того или иного решения.

Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно, вынуждены задавать вопросы, преимущественно «восходящие – вопросы на развитие», т.е. для получения новой дополнительной информации. Обычно такого типа вопросы начинаются со слов: Что? где? когда? почему? как? зачем? Основное назначение данного метода – это развитие или совершенствование умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой – рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.

Игровое проектирование.

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический. Например, прогностический вариант: обучаемые получают задание разработать проект идеальной модели будущего, например, «Какой мы видим страну в 3000г.?». При этом проект должен представлять собой не загадочные фантазии, а выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несет в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования человеческой практики.

Как и любой аналитический метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения в условиях образовательного учреждения.

  • Предисловие вводная часть, дает общую информацию о кейсе. Может содержать вызов, — небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: резюме, краткое изложение кейса, исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования, содержание;

  • Основная часть контекст, случай, факты и решения;

  • Послесловие, завершающая часть кейса, имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит автору лучше разобраться в проблеме. Возможно размещение дополнительной информации: библиография, графики, таблицы.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще большая нагрузка ложится на педагога, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав учащихся.

Этапы работы:

  1. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

  2. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием материалов теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации, эффективность использования ТСО). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

3. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия педагога могут быть следующими: он завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения КС и подводит итог работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Применение технологии «кейс-стади» на уроках английского языка

Технология кейс-стади (case-study) — инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий учащимся выйти на качественно новый виток мышления, а, следовательно, и формирования личности. Это позволяет развить у учащихся такие универсальные учебные действия (УУД), без которых невозможно представить современных высококлассных специалистов.

Предлагаемые на традиционных школьных уроках задачи, как известно, имеют четко сформулированное условие и известные методы решения, от ученика же требуется просто взять из учебника определенные формулы и применить их на практике.

В реальной же жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких границ, «засорены» посторонней информацией, и человеку, никогда раньше не сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно.

Снятию или, во всяком случае, уменьшению этой трудности способствует технология «кейс-стади», приучающая учащихся (а, следовательно, будущих специалистов) к решению подобного рода задач. Этим достигается широкая демократизация и модернизация учебного процесса.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап — работа учащихся с кейсом на уроке. Этот этап включает в себя разбивку учащихся на группы, работу каждой группы с материалом, обсуждение его и выработку общего решения, а также итоговую презентацию результатов.

Материалы, которые предоставляются группам, имеют одну и ту же форму, но различаются содержанием. Этим достигается схожесть условий решения задач, а, следовательно, и возможность применения одних и те же критериев оценивания работы каждой группы.

Данная ситуация является вполне реальной. Часть исходной информации задана явно (список гостей, предпочтения гостей и друга именинника, курс валют, цены на упаковки различных продуктов). Другую же часть необходимой информации учащимся приходится «добывать» самостоятельно, анализируя некоторые исходные материалы (например, рецепты блюд, вес и цену одной упаковки различных продуктов), а также сопоставляя все это с заданным количеством гостей. В кейсе также дан материал с лишней, ненужной для решения данной задачи информацией (например, фотография меню одного из лондонских кафе с указанными ценами подаваемых там блюд, а также фотографии готовых блюд без рецептов этих блюд). Плюс, в качестве одного из факторов, лимитирующих задание, предлагается информация о медицинских противопоказаниях одного из гостей - аллергии на определенный вид продуктов. В реальной жизни эта информация, скорее всего, будет известна заранее, либо устроители вечера будут предупреждены устно.

Данная технология было применена на уроке английского языка в 8-м классе средней школы, в классе, изучающем язык на углубленном уровне. Урок проводился на английском языке. ( В данной же работе большая часть материала намеренно дается на русском языке, чтобы его могли использовать не только учителя английского языка).

К моменту проведения урока по описанной технологии необходимые слова и выражения (названия упаковок различных продуктов) уже были введены и отработаны; также был проработан текст о видах денег (монеты, банкноты и т.д.), и валюте разных стран, путях перевода одних в другие.

Целью урока было повышение мотивации изучения английского языка путем применения на практике изученного материала в ситуации, приближенной к реальной.

Данный урок строился по классической схеме, хотя возможно и другое построение урока.

Учащихся были разбиты на 4 группы по 3-4 человека; время выполнения задания каждой группой — 20-25 минут. После решения проводилась устная презентация групповых работ, примерно 15 минут.

Оценивание работы учащихся складывалось из 2-х компонентов: как ученик работал в группе и как выступал в презентации (каждый участник группы участвовал в презентации).

План урока.

I. Оргмомент:

(приветствие, оргвопросы, сообщение учащимся цели и задач данного урока)

II. Зарядка, фонетическая и речевая.

(в качестве фонетической зарядки целесообразно взять названия некоторых продуктов питания, либо слова, содержащие труднопроизносимые звуки; в качестве речевой зарядки можно проработать несколько фраз, которые потом будут использоваться учащимися в диалогах при обсуждении вида и количества продуктов, а также возможные фразы в магазине при покупке продуктов)

III. Проверка домашнего задания.

(на данном уроке этот этап целесообразно проводить при условии, что на дом были заданы упражнения, являющиеся подготовительными к данному уроку)

IV. Основная часть урока — работа по технологии «кейс-стади».

В Приложении 1 представлена таблица 1 — кейс «Организация подростками питания гостей на вечере по поводу празднования дня рождения своего друга».

В Приложении 2 — дано описание ситуации и вопросы, на которые следует искать ответ во время подготовки презентации.

В Приложении 3 содержится таблица 2 — исходные данные, некая дополнительная информация, также для 4-х групп школьников.

Приложение 4 содержит таблицу 4 с заданным количеством разных валют и формулами перевода одних в другие

В Приложение 5 даны разные виды электронного письма от мамы — для разных вариантов.

V. Итоги урока.

(здесь целесообразно суммировать, чему учащиеся научились за данный урок, спросить, что было легко, а что вызвало трудности; здесь же дается домашнее задание к следующему уроку).

Выводы:

В современном мире, когда люди не только не испытывают недостаток информации, но часто имеют ее избыток, человеку бывает, порой, очень трудно отделить значимую информацию от неважной, несущественной.

Поэтому очень важно научить школьников работать в таких условиях, отбирать информацию, помогающую решить поставленную задачу, игнорировать ненужную.

Проведенный урок показал, что очень важно ставить перед школьниками задачи, максимально приближенные к условиям реальной жизни. В этом случае школьники получают отличный шанс применить на практике все, чему их учат в школе, а это не только возвышает их в собственных глазах, но и вызывает одобрение у значимых для них взрослых, что, несомненно, повышает мотивацию к изучении иностранного языка.

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт для основной школы» — М., 2010
  2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. «Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study». — Тобольск, 2009
  3. Еремин А.С. «Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода». В сб. «Инновации в образовании», № 4 — 2010
  4. сайт британского интернет-магазина «British Food Shopping, Delivered Worldwide»: http://www.britishcornershop.co.uk/

Приложения:

  1. Приложение 1 — Таблица 1 — Кейс «Организация подростками питания гостей на праздновании дня рождения своего друга»
  2. Приложение 2 — Карточка с заданием для учащегося: ситуация, вопросы и задания
  3. Приложение 3 — Таблица 2 — Исходные данные для каждого из 4-х кейсов
  4. Приложение 4 — Таблица 3 — Деньги: в таблице представлены суммы денег, имеющихся в распоряжении друзей.
  5. Приложение 5 — Варианты текста электронного письма мамы одного из друзей
  6. Приложение 6 — фото витрины одного из лондонских кафе с указанием порций и цен на них
  7. Приложение 7 — фотографии из каталога одного из британских интернет-магазинов с реальными (на момент написания статьи) ценами на упаковки продуктов.

Технология Case Study на уроках истории

Управление образования города Хабаровск.

Обобщение опыта инновационной педагогической деятельности

Тема опыта:

«Технология case study на уроках истории обществознания»

Автор опыта: Ковальская Людмила Алексеевна —

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №40 г. Хабаровска.

Директор МБОУ СОШ №40: Сунозова Светлана Михайловна.

hello_html_2c34a48d.png

Хабаровск – 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

I.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ……………………………………… ..3

II. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ……………………………………………5

III.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ……………………………………….. ……..8

IV.КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙС_ТЕХНОЛОГИЙ………………………11

V.КЕЙСЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ………………………13

VI.РОЛЬ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ…………………………………………………..15

VII.РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КЕЙСА……………………………….16

VIII.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………. ……20

IX. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….20

hello_html_m4a11ae69.gif

 

 

Стр 4

 

 

Стр 5

 

 

Стр 6

 

Стр 7

 

 

Стр 14

 

Стр 22

 

Стр 26

 

 

Стр 29

 

Стр 32

 

Стр 33

 

 

Стр 4

 

 

Стр 5

 

 

Стр 6

 

Стр 7

 

 

Стр 14

 

Стр 22

 

Стр 26

 

 

Стр 29

 

Стр 32

 

Стр 33

 

 

I.Основные задачи работы:

  • стимулирование заинтересованности педагогов в результатах инновационной образовательной деятельности;

  • повышение престижа педагогов, активно участвующих в совершенствовании содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов обучения детей;

  • консолидация усилий научной и педагогической общественности в деле выявления и распространения эффективного педагогического опыта;

  • развитие форм общественно-государственной экспертизы достижений педагогических работников;

  • создание открытого информационного банка передового педагогического опыта.

Передовой педагогический опыт это социальный опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития, обучения и воспитания детей, опирающийся на научные достижения, обновляющий содержание, средства, способы социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов

Обобщение передового педагогического опыта – метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, выводы в итоге изучения и анализа отдельных фактов, явлений и процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформленные в виде педагогических идей или педагогической системы

hello_html_m4522acc2.gif

«Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»

Китайская пословица

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Хотите, чтобы ваши дети

  • не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,

  • чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,

  • чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,

  • могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,

  • делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?

Тогда я хочу представить вам одну из интерактивных методик — «Кейс технология». Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач. Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлек меня тем, что решает много задач и отрабатывает много умений:

  • Решает проблему мотивации через проблемное задание;

  • Активизирует деятельность учащихся;

  • Подводит учащихся к необходимости заняться исследовательской работой;

  • Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с неадаптированным текстом;

  • Укрепляет навыки работы с различными видами источников;

  • Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа, сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.

  • Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;

  • Искать исторические источники и классифицировать их.

  • Учит социализации и толерантности.

Проблемы с использованием кейс-метода заключаются в том, что материалы для него, т.е. источники, подготовить непросто.

II.Информация об опыте:

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века.

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте проблемы. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация, и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.

В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham).

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90-е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.

Перемены, происходящие в образовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.

Классическое образование Постклассическое образование

hello_html_m695766fb.pnghello_html_3be40530.gifhello_html_m50c91999.png

ИТОГ:

Знания Компетентность и

самостоятельность

Это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.

III.Технология опыта.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

  • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

  • Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

  • В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

  • Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

hello_html_2d7bc95e.gif

Сегодня происходит быстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением преподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь». В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

hello_html_26507664.gifКакие возможности дает метод обучающемуся:

  • видеть проблемы

  • понимать и использовать концепции

  • анализировать профессиональные ситуации

  • оценивать альтернативы возможных решений

  • выбирать оптимальный вариант решения

  • составлять план его осуществления

  • развивать мотивацию

  • развивать коммуникационные навыки и умения.

Применяемый на занятиях случай выбирается согласно следующим требованиям:

  • Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.

  • Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.

  • Случай должен содержать проблемы и конфликты.

  • Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей учащихся.

  • Случай должен допускать различные варианты решения.

hello_html_51f1874d.gifКейс — методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа. Метод инцидента заключается в том, что учащийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы. К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом: «Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Проведение чемпионата мира по футболу в России – плюсы и минусы». Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность. Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое. Таким образом акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию. По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические. Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре. Структурированные кейсы (highly structured case) включают в себя сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области знаний. Неструктурированные кейсы (unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения. Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее. Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

hello_html_58761a0f.gif

V.Кейсы на уроках обществознания.

В последние десятилетия начались большие изменения в системе историко-обществоведческого образования: произошел отказ от формационного подхода, широко внедряются цивилизационные, культурологические, аксиологические подходы; возросло значение гражданского и нравственно-патриотического образования; усилилось внимание к изучению духовной жизни вместо приоритетного изучения социально-экономической истории. Стала складываться определенная система преподавания обществознания. Обществознание как учебная дисциплина обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук и выстраивания межпредметных связей. Современный подход к преподаванию обществознания ставит общей целью   создание макси­мально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности. Для достижения этого перед преподавателем ставятся следующие целевые установки:

1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе XXI веке.

2. Воспитание патриотизма через осозна­ние сопричастности к судьбе Родины.

3. Самостоятельность – как формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

5. Талерантностькак уважение  социального, мировоз­зренческого, конфессионального и культурного многообразия.

6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным ми­ровоззренческим вопросам.

7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

Перечисленные целевые установки базируются на таких  ценностных ориентирах, как гуманизм, здоровье, гражданская ответственность, толерантность, информированность, независимость, легитимность и легальность власти, открытость и др.

Исходя из заявленной цели, целевых устано­вок и ценностных ориентаций можно определить сле­дующие задачи преподава­ния курса обществознания:

—  раскрытие закономерностей общественной жизни;

—  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

—  ознакомление учащихся с отечественны­ми и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

—  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

—  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида;

—  формирование демократической системы ценностей;

—  создание условий для раскрытия творчес­ких способностей личности;

—  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

—  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

—  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

—  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

—  понимание ценности образования в совре­менном мире и активизация стремления к самообразованию;

—  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся соци­альных устоев и общественной стабильности.

   Таким образом, обществознание представляется очень специ­фической дисциплиной, уникальность которой состоит в том, что здесь происходит интеграция других общеобразовательных предметов и привлека­ется социальный опыт учащихся. Содержательная структура данной дисциплины основана на различных сторонах взаимодействия человека, что предполагает определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений.

В свете всего вышесказанного особую роль играют применяемые педагогические технологии. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения профессионального обучения и формирования ключевых компетентностей у школьников.

Кейс-технология изучение явлений на основе конкретных ситуаций, общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев — как коллективное обсуждение вариантов  решения. Кейс-технология работает на формирование и развитие учебно-информационной компетенции и коммуникативной (социальной) компетенции.

Роль кейс — технологии в формировании компетентностей:

hello_html_m136afc9d.gif

hello_html_m75b944ca.gif VII.Разработка учебного кейса.

Остановимся на разработке учебного кейса. Учебный кейс — кейс с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации. Например ситуация: В городе Н. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города Н. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления. Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему. Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

1)Научно-технический прогресс.

2)Экономическая производственная деятельность человека.

3)Отсутствие законов, регулирующих данную проблему.

Экономическая проблема.

Загрязнение окружающей среды.

Киотский протокол.

Страны, подписавшие киотский протокол повышают уровень безопасности граждан своей страны.

Разработку кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

  1. Знакомства (поиск) какой-либо ситуации, её особенностями

  2. Выделение основной проблемы

  3. Предложение концепции или и темы для мозгового штурма. Выявление причин проблемы.

  4. Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (составление плана решении проблемы).

  5. Анализ последствий принятого решения преимуществ плана. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Значимой, сильной стороной кейса является развёрнутая, обстоятельная статистика, подтверждающая актуальность существующей проблемы. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (виде домашнего задания).

Примерный алгоритм действий:

  1. Домашнее задание учащегося

  2. Определение сроков выполнения домашнего задания

  3. Ознакомление учащегося со структурой кейса и системой оценивания кейса

  4. Определение формы урока.

  5. Проведение консультаций

  6. Работа в кейсе на уроке:

— вступительное слово учителя, постановка основных задач урока

— распределение учащихся по группам (4-5 человек)

— организация работы учащихся в группах, определение выступающих

-организация презентаций с элементами дискуссий

-обобщение выступлений учащихся, анализ урока

-оценивание работы учащихся

В процессе работы учитель может использовать как готовые кейсы, так и собственные разработки.

Полезные советы для учащихся:

  1. Выбирайте только понятные слова и Вам, и вашей аудитории.

  2. Используйте больше простых (обиходных) слов для облегчения восприятия ситуации.

  3. Будьте точны в выборе слов, чтобы аудитории не пришлось “додумывать” Ваши мысли.

  4. Избегайте жаргонизма. Используйте общепризнанные научные термины.

  5. Составляйте простые предложения.

  6. Используете связующие слова

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:

  1. Для кого и для чего пишется кейс?

  2. Чему должны научиться учащиеся?

  3. Какие уроки они из этого извлекут?

В случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , casestudy намного расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.

Критерии для разработки кейса:

– соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины;

– определение тем учебной дисциплины, использующихся или предваряющихся данным кейсом;

– достаточный уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации;

– наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации. Кейсы используются в конце изучения больших тем. Чаще всего бывают межпредметные.

Этапы организации обучения:

— подготовительный (учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия), — ознакомительный (знакомство, информация/ на данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления),

аналитический (обсуждение, резолюция/ анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит преподаватель),

итоговый

(диспут, сопоставление итогов/ результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).

 Структура кейса:

1.   Введение.

2.   Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию.

3.   Задание.

 Примерная временная последовательность работы над  кейсом:

Этап

Содержание деятельности

(в план урока)

Форма

работы

Время

1

Ознакомление с ситуацией. Выявление проблем     Обобщение информации

Анализ информации

Индивидуальная

30%

2

Уточнение проблем и их иерархия

Формулировка альтернативных решений

Составление перечня «+» и «-» каждого решения

Оценка альтернатив

Групповая

50%

3

Обоснование выбора решения

Разработка плана реализации решения

Презентация результатов

Индивидуальная и групповая

20%

Что необходимо помнить при организации?

  • корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;

  • успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;

  • необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемытребований к содержанию альтернатив и их обоснование;

  • при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

  • при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Критерии эффективной работы в технологии анализа конкретных ситуаций:

  • учащиеся работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу ученик-ученик;

  • высокая степень участия учащихся. Обсуждение ведется на трех уровнях: 1)обсуждение чужой проблемы; 2) роль одного из героев КС; 3) учащиеся по собственной инициативе проецируют события на себя;

  • учитель направляет, а не управляет обсуждением.

VIII.Библиографический список:

1.Бершадский, М., Гузеев, В. Новая реальность образования: ответы на угрозы и вызовы //Народное образование.-2008.-№6.-С.153-161

2.Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий: [основной обучающий инструментарий учителя, составляющий базу любых образовательных технологий. Классификация основных методов обучения] / В.В. Гузеев. — М.:Сентябрь,2006.-192с. – (Биб-ка ж. «Директор школы).

3. Диденко Г.П.

Развитие профессиональной компетенции у учителя истории и обществознания: опыт использования кейс-метода. http://www.informio.ru/?id=23&pid=25

4.Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hrtraining.net/statya/mihailova_1/shtml.

5.Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. «Экономика в школе», 2007, №3.

6.«Методические рекомендации по заполнению информационной карты инновационного педагогического опыта» http://www.niro.nnov.ru/?id=801

IX. ПРИЛОЖЕНИЯ:

hello_html_m569cb050.png

Ковальская Людмила Алексеевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *