Кейс технологии это – Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Кейс- метод как современная образовательная технология

Бородкина Вероника Николаевна,

заместитель директора по воспитательной работе

ГБПОУ Профессионального училища №39

п. Центральный Хазан Иркутской области

Кейс-метод как современная образовательная технология

Аннотация: В статье расматриваются вопросы актуальности и необходимости кейс технологии в современной образовательной системе.

Ключевые слова: кейс-метод, педагогическая технология, современное образование, проблемная ситуация, компетентности, активное обучение.

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных стандартов определяет и поиск новых форм и методов обучения в образовательном учреждении. Главным методом по ФГОС, направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» у учащихся к овладению знаниями является метод проблемного обучения.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой — проблемное обучение.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. [4, 12]

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

  • метод инцидента;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • игровое проектирование;

метод дискуссии

Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Несомненным достоинством кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, формировать общие компетенции. Он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению. Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Обычно источниками кейсов служат: общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса; образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод; наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса;

Выделенные выше источники кейсов являются базовыми, или первичными. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов.

1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам.

2. Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов.

3. Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

4. Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:

I. Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятий. Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты. Обучающимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

II. Ознакомительный этап – происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления. Далее происходит непосредственное знакомство обучающихся с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым

III. Аналитический – после знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит преподаватель.

IV. Итоговый – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке — это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера.

Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.

При составлении заданий целесообразно использовать несколько уровней сложности:

– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Обучающиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение

Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения.

Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

При внедрении кейс- метода в свою практику, учитель должен учитывать степень и уровень обученности обучающихся в разных возрастных категориях.

Один и тот же кейс не всегда подходит для работы с обучающимися в одной параллели, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых групп кейс приходится делать проще, например из эвристического – аналитический, для сильных — и кейс должен стать сложнее, из аналитического перерасти в исследовательский [1, 23].

Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации.

В результате метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, обучающиеся учатся социальному взаимодействию.

Используемая литература

1. Козырева Л.Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.,«Просвещение»,2005.

2. Логунова Н.Обучение как общение и сотворчество//Высшее образование в России.2000.№3.

3.Метод case-study как современная технология ориентированного обучения: Реферативный обзор/Под ред. Комиссаровой. М.:Финансовая академия при правительстве РФ,2005.

4.Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hr-training.net/statya/mihailova_1/shtml.

5.Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999

6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /Под редакцией А.Г. Асмолова. М., «Просвещение»,2010. .

Понятие и признаки кейс-технологии

Назарова М.Е.

учитель обществознания

МБОУ Гимназия № 8 им. Н.Н. Боголюбова

Россия, г.о. Дубна

Московская область

Е-mail: [email protected]

Понятие и признаки кейс-технологии

Кейс-метод зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале 20-х годов и использовался при обучении экономике и и смежным дисциплинам. В этот период в области образования известными педагогами-реформаторами разрабатывались и вводились в практику так называемые методы активного обучения. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий — лекций и практикумов — дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами по разбору конкретной, реальной управленческой ситуации. Результатом столь полезной для учебного процесса рекомендации стали систематические, вскоре ставшие уже традиционными, приглашения в студенческие аудитории руководителей фирм и организаций, которые делились со студентами своими внутрифирменными проблемами, совместно анализировали их и к обоюдному удовлетворению разрабатывали рекомендации по их решению. В 1920 году новый декан Гарвардской бизнес-школы, Wallace B. Donham, настоятельно рекомендовал преподавателям написать и издать сборник кейсов по менеджменту, который увидел свет в 1921 году. Декан Donham, адвокат, обученный по кейс-технологии, на себе прочувствовавший ее пользу и осознавший важность ее использования в процессе обучения будущих менеджеров, выступил инициатором перевода всей системы обучения в Гарвардской школе бизнеса на метод кейс-технологий [4, 82].

В отечественной системе профессионального образования формы и методы «активного обучения» стали интенсивно разрабатываться с середины 70х годов. Сюда включали проблемную лекцию, анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных задач, разыгрывание ролей, методы имитационного моделирования, деловые игры, самостоятельную работу студентов, новые информационные технологии, учебно- и научно-исследовательскую работу студентов (УИРС, НИРС), «реальное» дипломное проектирование, производственную практику и т.п.

Более 25 лет развитием деятельностного подхода применительно к проблемам профессионального образования занимается школа А. А. Вербицкого, в которой разрабатываются теория и технологии контекстного обучения [1, 229].

Кейс-технология как метод обучения в отечественной высшей школе используется с конца 80-х гг. ХХ века в основном при подготовке и переподготовке специалистов экономического профиля, представителей управленческой сферы, где одной из важнейших профессиональных компетенций является навык принятия управленческих решений.
В 90-е гг. в практике вузовского и послевузовского образования получили распространение кейс-технологии, применявшиеся в основном в преподавании менеджмента, маркетинга, социологии, политологии, юридических дисциплин.

К концу ХХ – началу XXI столетия кейс-технология внедряется в практику подготовки преподавателей экономических, юридических, психолого-социальных курсов, а также учителей средней школы (преимущественно информатики, естественно-математических дисциплин, экономики). Однако в области среднего общего образования кейс-метод до настоящего времени используется явно недостаточно.

«Кейс – это описание реальной ситуации. Кейс – это «кусочек» реальной жизни. Кейс – это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс – это «моментальный снимок реальности», фотография действительности» [8, 214]. «Случай» (case) — это пространственно ограниченный феномен, наблюдаемый в какой-то конкретный момент или на протяжении определенного времени

С.М. Шуган указывает, что технология кейсов заключается в предоставлении студентам реальной ситуации, включающей детальное описание проблемы, стоящей перед организацией, сопутствующих фактов и обстоятельств, событий и мнений менеджеров, в постановке перед учащимися задачи проанализировать, обсудить и принять решение о необходимых действиях. П. Скейлс делает акцент на том, что кейс предлагает события
или проблемы с контекстуальной информацией, которые предоставляют обучающимся возможность применить свои знания, совершенствовать навыки упорядочивания информации, выявлять и решать проблемы. К.Ф. Харлинг также подчеркивает роль контекста, практического использования изученного материала. М.В. Антипова отмечает, что данная технология способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою, с помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы [4, 83].

Как видно из определений, ключевым понятием, определяющим сущность данной технологии является «ситуация». Ситуация (перевод от фр. situation- «обстановка, положение») — это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой-либо деятельности, которые требуют конкретного разрешения с учетом многовариантного выхода из создавшейся проблемы [5, 59]. Анализ ситуации — это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и эффективного разрешения.
Признаки метода кейс-технологии:

— Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

— Коллективная выработка решений.

— Многовариантность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

— Единая цель при выработке решений.

— Наличие системы группового оценивания деятельности.

— Наличие управляемого эмоционального напряжения у студентов.

Технологические особенности:

— Кейс-технология представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

— Кейс-технология выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

— Кейс-технология интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

— Кейс-технология выступает как специфическая разновидность проектной технологии на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

— Кейс-технология концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации учеников, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности [3, 26].

Базовые идеи кейс-технологии:

— технология предназначена для обучения дисциплинам, в которых нет
единственного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько версий ответов,
которые могут конкурировать между собой по степени точности; проблема преподавания направлена на получение не единственного ответа, а многих вариантов ответов и ориентацию их в проблемном поле. И с этих позиций, кейс-технология используется в образовательном процессе обучающихся технологическим дисциплинам, так как технологические решения многих производственных задач многовариантны;

— акцент обучения делается не на овладение готовыми знаниями, умениями,
а на их поиск, анализ, на совместную деятельность обучающегося и преподавателя;

— результатом использования кейс-технологии выступают знания, умения и
навыки, опыт деятельности, кроме того формирование системы ценностей, актуальных инструкций, взглядов, мироощущения и миропонимания;

— при использовании кейс-технологии преодолевается пассивное отношение
обучающихся, происходит столкновение взглядов, защита своей точки зрения, отрабатываются умения высказывать, аргументировать, анализировать, доказывать, строить диалог.

Основными целями использования данных методов
являются: максимальная активизация каждого обучающегося, вовлечение его в процесс анализа ситуации и принятия решения, а также формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности [7, 58].

Технология способствует решению множества педагогических задач, среди которых:

— формирование компетенции в какой-то конкретной сфере деятельности;

— повышение мотивации к учению и активизация самостоятельной учебной деятельности;
— актуализация комплекса имеющихся знаний и мотивация к овладению инструментами самостоятельного его пополнения в процессе разрешения проблемы;
— развитие аналитических способностей, навыков критического мышления, объективного оценивания разных точек зрения;

— создание условий для овладения методами исследования проблемной ситуации, навыками моделирования различных вариантов её развития, поиска возможных способов её решения и выбора оптимального варианта;

-закрепление навыков использования современных источников информации;

-развитие коммуникативных умений, способности чётко и точно излагать свою позицию, оказывать правильность своей точки зрения;

— воспитание уважения к мнению других членов команды, ответственности за принимаемые решения, ценностного отношения к результатам своего труда.

Кейс-технология наиболее полноценно реализует формат коммуникативных УУД, куда входят:

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— навыки и готовность работать в команде;

— навыки общения;

— планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем;

— выявление и идентификация учебных задач;

— поиск и оценка альтернативных способов разрешения гипотетического конфликта;

— принятие решения и его реализация;

— построение речевых высказываний [6, 127].

Кейс-технология позволяет развивать целый ряд основных навыков у обучающихся:

— аналитические навыки: умение отличатьне имеющие особого значения данные от главной информации, классифицировать информацию или факты, выделять существенную и несущественную информацию, уметь логически выстраивать проблему вне зависимости от последовательности ее подачи;

— практические навыки: решение конкретного случая или кейса способствует формированию и закреплению теоретического и методологического материала на практике;

— коммуникативные навыки: умение выстраивать диалог и вести дискуссию с оппонентами и сторонниками, развивать умения аргументированно и критически мыслить. Развивает умение отстаивать собственную точку зрения;

— самоанализ и прогнозирование: дискуссии, возникающие в процессе решения кейса, способствуют осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

— социальные навыки общения между участниками диалога.

Таким образом, кейс-технология позволяет представить в учебной аудитории случай из действительного бытия, который необходимо обсудить, проанализировать, найти и предоставить определенное обоснованное решение. Кейс-технологию можно отнести к проблемному обучению и игровым методам. Она позволяет наиболее полно реализовать педагогическую триаду «обучение – воспитание – развитие»: предоставляет педагогу возможность создать группы учащихся с близкими интересами, способностями и возможностями, учесть психологические особенности каждого ученика, дать каждому посильное и соответствующее его интересам задание, создать условия мотивации деятельности.

Литература

  1. Горянова Е.Г. Формирование у будущих специалистов способности к принятию оптимальных управленческих решений // Вектор науки ТГУ. №3 (21), 2012. с. 229

  2. Енбаева Л.В. К вопросу об использовании кейсов в предметном обучении // Вестник ПГГПУ. Серия №1. Психологические и педагогические науки. С. 118.

  3. Ладыгин А.В., Жданова Т. С. Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения // Вестник КазНМУ. 2011. №2. с. 26

  4. Мирза Н.В., Умпирович М.И. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // European science review. 2014. №3-4. с. 82.

  5. Раджабалиев Г.П., Нурмагометова Н.Х. Кейс-технологии в образовании // Вестник социально-педагогического института, «№ 2(14), 2015. с. 59

  6. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // СНВ. 2013. №4 (5). с. 127.

  7. Шимутина Е.А Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] Е.А. Е.А. Шимутина..Школьные технологии.-2008.-№5 с.58-67.

  8. Ядрышников К.С. Формирование правовой культуры студентов путем интеграции кейс-технологий и аудиовизуальных дидактических средств (на примере телевизионной передачи «Ревизорро») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017 № 4(48), с. 214.

Научная Статья «Применение кейс-технологии»

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе.Кейс-технология».

Сайко С. А., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же — умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача ФГОС состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения. В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями.

УУД составляют основу умения учиться, а также сформировать сознательную   мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию. Необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

Задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках   так,  чтобы большая часть его была освоена  школьниками самостоятельно

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  • Технология мастерских

  • Кейс – технология

  • Технология интегрированного обучения

  • Педагогика сотрудничества. 

  • Технологии уровневой дифференциации 

  • Групповые технологии. 

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других требований новых образовательных стандартов, на мой взгляд, возможна с помощью кейс-метода.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся или группа  получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

       На своих уроках я чаще использую работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями учащихся начальной школы. Работая  в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Работает кейс-технология на разных уроках, только каждый  предмет имеет  свои особенности применения. 

Технология включает в себя следующие этапы:

     На подготовительном этапе для каждой группы готовится свой кейс с заданием в соответствии с темой урока, источники информации (это может быть: статьи Интернет-ресурса, статьи научно-популярного блога, учебник статьи газет, детских журналов, научно-популярной литературы, цитаты из книг, высказывания великих людей, ученых и др.).  Главное, чтобы этот материал позволил учащимся представить ситуацию, найти проблему и пути ее решения.     Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

     На основном  этапе данного урока  начинается работа. Форма проведения урока может быть разной: индивидуальной или групповой. Каждая  группа (ученик), получает свое задание, пояснение к выполнению, форму презентации выполненного задания и критерии оценки. 

     На заключительном  этапе  учащиеся представляют результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала могут быть предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями и др.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит

·       Развитие навыков анализа и критического мышления

·        Соединение теории и практики

·        Представление примеров принимаемых решений

·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

·        анализировать информацию,

·        сортировать ее для решения заданной задачи,

·        выявлять ключевые проблемы,

·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

·        выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

·        Получают коммуникативные навыки

·        Развивают презентационные умения

·        Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

·        Приобретают экспертные умения и навыки

·        Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

·        Изменяют мотивацию к обучению

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения используются несколько уровней сложности:

– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение

Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решении.

Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны:

— с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения

— с составления маршрута передвижения героем произведения

— составлением хронологических таблиц произошедших событий

 Среди критериев оценки выделяют следующие:

  • Активность ребенка при обсуждении кейса.

  • Понимание темы обсуждения.

  • Оригинальность высказываний.

 Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!

Литература

  1. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. — №4. –С.22 -23.

  2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

  3. И. В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

  4. Прутченков, А.С. Технология «кейс-стади» в воспитании школьников. // Школьные технологии . — 2009. — №1.

  5. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1995 – С. 49-54.

Современные образовательные технологии. Кейс-технология

Современные образовательные технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».

Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)

в начале XХ века.

В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

casus (лат.)– запутанный необычный случай;

case (анг.) – портфель, чемоданчик

Типы кейсов:

  • Тренировочный — тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.

  • Обучающий — овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.

  • Аналитический — выработка умений и навыков аналитической деятельности.

  • Исследовательский — получение нового знания относительно развивающихся объектов.

  • Систематизирующий — систематизация ситуационного знания.

  • Прогностический — получение сведений о развитии данной системы.

Виды кейсов:

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

  • Мультимедиа — кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус — ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).

Методы кейс-технологии:

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло…».

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Ситуационно-ролевая игра

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс-стади

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Этапы работы с кейсами:

I этапзнакомство с ситуацией, её особенностями;

II этапвыделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этаппредложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этапанализ последствий принятия того или иного решения;

V этапрешение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Преимущества использования кейсов:

  • Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.

  • Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.

  • Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

  • Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

При использовании кейс – технологии в ДОУ у детей происходит:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления.

  • Соединение теории и практики.

  • Представление примеров принимаемых решений.

  • Демонстрация различных позиций и точек зрения.

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Статья: Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Родиной метода case — study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.

Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций — в России принято говорить метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии — помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-технологии завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно данный метод выступает и как образ мышления педагога, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

При использовании данной технологии обучения, как показывает практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделатьсоответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной илиизбыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самымобучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи междуимеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательноматериал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности иролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенногорешения.

в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носитименно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсыданного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в томчисле и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика,который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте идоступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этойтехнологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются на:

-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;

-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод ситуативного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения

        Можно рассмотреть и другие классификации кейс-технологии.

Кейс – изложение содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.

Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.

Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента.

Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.

Кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные.

В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения.

Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

Классификация может быть и по источнику информации. Большой интерес представляют описание реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время, нередко в учебной практике используются описание ситуаций, которые являются условными, разработанными учителями в дидактических целях.

Классификация по субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.

Технологические особенности метода заключаются в следующем:

1.  Данная технология представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3. Особенность также заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

4. Кейс-стади интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5. Является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

6. Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации учащихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

        Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией.

Существуют 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап — работа учащихся с кейсом на уроке.

 Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1.Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут)

2.Проблематизация — обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (3-4 минуты)

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты)

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3-4минуты.

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). До 15 минут. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.

В некоторых случаях от учителя может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.

6.Презентация решения. Не более 3 минут на группу.

7.Рефлексия хода решения кейса. (3-4 минуты).

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

В подростковом возрастном периоде развития основной сферой интересов учащихся становится общение со сверстниками (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса, сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.

Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.

Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, уважении их стремления к естественным потребностям: во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха.

Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Методика способствует развитию различных практических навыков. Все вместе, они могут быть описаны одной фразой — творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.

Метод кейс-технологии развивает следующие навыки:

  1. Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Формирует умение использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности.Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки

Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Навыки самоанализа.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?

В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Применение кейс — метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у школьников умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы

Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологий является одним из востребованных на сегодня методов обучения учащихся.

«Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. «Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. — В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Сообщение на тему :»Кейс — Технология»

ГБОУ СПО ЕПК КК

Сообщение на тему:

«Кейс-технология»

Подготовила:

Студентка Ш-31 группы

Черкасова Марина

2015г.

Федеративный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода.

Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей.

Кейс-технология – это технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателя новых качеств и умений.

Кейс – технология – современная образовательная технология. В основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры и метод проектов. И ситуативный характер.

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ статьи или параграфа, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять полученные знания и применить их на практике.

Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изученному предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Образовательная кейс-технология, где ученик получает определённый набор материалов и заданий имеет возможность спокойно над ними подумать, а потом сдать выполненную работу, очень эффективна. Ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребёнок способен работать в коллективе.

Кейс-метод, в отличии от многих других традиционных методов, позволяет учащимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейса, развиваются аналитические, творческие коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

Работа над кейсом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события.

При подготовке к уроку учитель исходит как из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей.

Кейс 1

УМК: Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений с электронным приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /А.А.Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Цели:

  1. Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу.

  2. Обратить особое внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

  3. Развивать потребность в использовании форм вежливых обращений друг к другу.

Практический кейс

Межпредметные связи: литература, психология общения.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся сделают вывод о необходимости употребления вежливых обращений.

  • Научатся сочетать добрые слова с добрыми поступками.

Ситуация. Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется «вежливыми словами». В них «вложена» мудрость народа. До ХVІ в. слово «вежливость» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

Когда вы станете взрослыми, овладеете разными профессиями. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми вежливыми. А этому тоже надо учиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Народ давно заметил: «Плохое слово и сладким мёдом не запьёшь».

Посмотрите диафильм по мотивам рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»youtube.com > Vіdeo > Волшебное слово и ответьте на вопросы:

  • Как живётся человеку, который не знает волшебных слов?

  • Как действуют «волшебные слова» на людей?

  • Как нужно произносить добрые слова?

  • Какими добрыми словами вы будете постоянно пользоваться?

Комментарии.

Вежливые слова нужны для того, чтобы человек мог общаться. Каждый для себя выбирает стиль общения с другими людьми, но каждый должен помнить, что сила «волшебных слов» зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо.

Кейс 2

Внеклассное занятие 3 класс

Цель. Активизировать учащихся на решение проблемы, всегда ли нужно говорить правду.

Вид: практический.

Межпредметные связи: литература, психология общения.

Планируемые результаты:

Ситуация. «Ябеда — корябеда!» Вряд ли найдётся человек, который ни разу в жизни не слышал бы этой дразнилки, летящей кому-нибудь вслед. В русском языке «ябеда», «ябедник» значило вначале «служащий», должностное лицо, «судья». В этом значении слово встречалось уже в первой Новгородской летописи, в записи от 1218г. и лишь потом, начиная с ХVІ в. «ябеда» значило уже «клевета», «напраслина», «наговор». С этого времени слово закрепилось в своём негативном значении. «Ябедничать нехорошо!» мы это знаем. Но всегда ли это так? Прочитайте отрывок из рассказа Т.Жугановой «Ябеда» и ответьте на вопросы:

  • Приходилось ли вам бывать в ситуации Миши? Каким был ваш выход?

  • Как чувствует себя человек, которого называют ябедой?

  • Нужно ли было Мише указывать на виновника или стоило оговорить себя?

  • Какие качества личности Миши раскрываются в этой ситуации?

  • Можно ли Мишу назвать ябедой?

Комментарии. Правда, конечно всегда важна, но следует учитывать. Что в жизни могут возникнуть ситуации, когда правду не стоит говорить прямо, нужно быть гибким. Лучше не указывать на виновника, а дать ему возможность самому признаться. Такое признание достойно уважения и делает человека сильным.

Приложение

«Ябеда» Т.Жуганова

(Отрывок)

Большая перемена наполняла комнату топотом, смехом, криком и суетой. Миша уже успел сбегать в столовую и теперь прогуливался по коридору в ожидании звонка. Другие ребята толкались тут же. Миша подошёл к стене, на которой висел новый стенд на военн6ую тематику. В рамке под стеклом были фотографии недавних учеников, которые сейчас служили в Армии. Здесь же были тексты о них. Было интересно читать о мальчишках, которые недавно учились в его школе. Он даже подумал, что и о нём вот так же напишут когда-то под его фотографией в военной форме. Чтобы легче было читать, Миша подошёл поближе к стенду.

Тут прибежал в коридор запыхавшийся и разгорячённый Серёжка из параллельного класса. Он принялся толкать и задирать стоявших ребят. Возбуждённый мальчишка подскочил к Мише и стал тащить его к толпе ребят. Миша вывернулся, тогда Серёжка с силой толкнул его. И тут раздался звон стекла. На полу лежал стенд и куча осколков. Все мгновенно замолчали. Звонок звенел в полной тишине. Дети разошлись по классам.

В классе стали выяснять, кто разбил стенд. Все видели, что Миша стоял у стенда, но как всё было, никто не хотел рассказывать. Владимир Павлович поднял Мишу:

— Ну, я жду объяснений, сказал он строго.

— меня толкнули,- тихо сказал Миша.

— Кто? – требовательно спросил Владимир Павлович.

— Мальчик из другого класса.

— Пойдём, покажешь, кто, — учитель кивнул Мише и направился к двери. Миша пошёл за ним, опустив голову.

В соседнем классе уже начался урок. Владимир Павлович извинился и, поставив Мишу у доски, спросил:

— Кто?

Миша молчал, опустив голову. Внутри всё похолодело от взгляда ребят.

— Не задерживай урок, говори! – требовал учитель.

Миша весь внутренне сжался и посмотрел на Серёжку. В глазах Серёжки была злоба.

— Он?- перехватив взгляд Миши, спросил учитель.

— Да, — ответил Миша каким-то чужим голосом.

На перемене Миша вышел в коридор, и сразу же его окружили ребята. Со всех сторон кричали:

— Ябеда! Ябеда! Предатель! Шестёрка!

У Миши снова всё внутри похолодело. Он зажмурил глаза, закрыл ладонями уши в надежде, что когда откроет их, всё мигом исчезнет.

Но ничего не исчезло. Мальчик бросился в класс, схватил портфель и опрометью выскочил на улицу. Там за школой он стал горько плакать.

— Почему, почему так? Как надо было?

Мама учила всегда говорить правду. Он верил ей, всегда старался следовать её советам. Почему же его все называли предателем и ябедой? Он не находил ответов на эти трудные вопросы.

Расстроенный, с покрасневшими глазами, Миша пошёл домой

Пути решения:

  • Промолчать, пусть скажет кто-нибудь другой; указать на виновника.

  • Оговорить себя; не указывать на виновника, дать ему самому признаться.

Статья «Ключевые понятия и определение кейс-технологий в образовательном процессе»

Ключевые понятия и определения кейс-технологий в образовательном процессе.

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, основой для дальнейшей профессиональной деятельности которых служило обсуждение конкретных экономических или юридических ситуаций. Впервые метод был применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году из-за отсутствия учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Первым решением данной проблемы было проведение интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти решение самостоятельно, в ходе коллективного обсуждения.

Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. После издания сборника кейсов вся система менеджмента в Гарвардской школе была переведена на кейс-метод.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел в наше образование в 1990-х годах. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично, оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов.

Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Кейс-технология (англ. сasemethod метод анализа конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Эти ситуации, или «кейсы», базируются на реальном фактическом материале или же приближенные к реальной ситуации.

Важно отметить, что иногда под кейс-технологиями подразумевают собственно практику выдачи обучающимся некоторого набора материалов для подготовки, что в корне неверно. Выдача материала не является самоцелью кейс-метода, но служит лишь помощью в ознакомлении с обстоятельствами анализируемого случая («кейса»).

Даже чаще, чем термин кейс-технологии, мы встречаем метод сase-study. Case-study – это детальное исследование (разбор) частного случая (кейса). Этот метод входит в образовательную кейс-технологию.

Кейсовая технология обучения – это обучение действием. Суть кейс– метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *