Кейсовая технология – Статья по технологии по теме: «Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно — кейсовой технологии обучения»

КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ — это… Что такое КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ?


КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

1. Система занятий, реализуемая с помощью специального набора (кейса) учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом организованных. Эти материалы пересылаются (передаются) учащемуся для самостоятельного изучения. Последующие периодические консультации с преподавателями-консультантами (тьюторами) проводятся в специально созданных в этих целях учебных центрах образовательных учреждений.

2. Вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебных материалов, их рассылке для самостоятельного изучения студентами традиционным или дистанционным способом обучения.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • КЕЙС
  • КЕЙС-СТАДИ

Смотреть что такое «КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:

  • Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Региональный финансово-экономический институт — (РФЭИ) …   Википедия

  • Международный институт экономики и права — (МИЭП) Международное название …   Википедия

  • Международный институт экономики и права/Temp — Карточка университета название = Международный институт экономики и права International Institute of Economics and Law сокращение = МИЭП эмблема = изображение = оригинал = девиз = Мир полон красоты и знаний! основан = 17 июля 1992 ректор = к.э.н …   Википедия

Кейсовый метод обучения – это современная образовательная технология.



Я рада приветствовать всех друзей на своем блоге!

Сегодня я начинаю серию статей о современной образовательной «Кейс-технологии».


Использование инновационных технологий обучения, начавшись на рубеже 2000-х годов в вузах, постепенно дошло и до средней школы. Факторами, подталкивающими педагогов к использованию новых, более эффективных технологий обучения, выступают как длящаяся вот уже почти 10 лет реформа среднего образования в России, так и необходимость оптимизировать процесс преподнесения знаний «изнутри».

Современный урок музыки может так же использовать данную технологию для более эффективного преподавания данной школьной дисциплины.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. 

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Родиной метода case — study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. 

Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций — в России принято говорить метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 — описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста, «линейные» ответы на вопросы педагога являются не только образовательным «тупиком», но и серьезной методологической проблемой, отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в целом.

В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в стране на рубеже веков требовала активного усвоения подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить нестандартно и самостоятельно. Эта актуализация стала хорошей питательной средой для активного взращивания кейсового обучения.

При использовании данной технологии обучения, как показывает практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.

 Цель технологии — помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи. Кейс-технология –инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.  Данная технология способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Это видео поможет вам получить порцию позитива.

Продолжение следует. До новых встреч, друзья!


Методическая разработка по истории: Мастер-класс «Кейс-технология»

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ по истории Часть В Задание 4, 8, 11, 14 Работа с источником

Слайд 2

Прочитайте отрывок «Жития Сергия Радонежского» и напишите, о каком сражении идёт речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому и победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал». Ответ: Куликовская битва

Слайд 3

Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите имя государя, о котором идёт речь . «…рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитых государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево , тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские… (Он) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия». Ответ: Иван Третий

Слайд 4

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идёт речь. «После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти». Ответ: Михаил Романов

Слайд 5

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь. «В 1655 г. в неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнёс сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал её на железный пол с такой силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы.» Ответ: Никон

Слайд 6

Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего « собинного друга» Алексея Михайловича. Все года, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому». Ответ: Никон

Слайд 7

Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. « Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нём не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками». Ответ: Пётр Первый

Слайд 8

Прочитайте отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идёт речь . «…Позволяется сим нашим указом для размножения…заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг — и мануфактур-коллегии, токмо под такоею кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно». Ответ: Посессионные крестьяне

Слайд 9

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя государственного деятеля, о котором идёт речь. « В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия. ». Ответ: Меншиков

Слайд 10

Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите императрицу, о которой идёт речь. «Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет». Ответ: Елизавета Петровна

Слайд 11

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь. « Начала своё царствование с того, что …щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской , прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учёными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе ». Ответ: Екатерина Вторая

Слайд 12

Прочитайте отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идёт речь «Помещик всецело овладел /крестьянином/ в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока /крепостные крестьяне/ томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в /помещичьих/ полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот всё, что остаётся крестьянину для отдыха». Ответ: барщина

Слайд 13

Прочитайте отрывок из письма и напишите название войны XIX века, о последствиях которой идёт речь «Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь ,что Москва сделалась, узнать её нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое ч3удо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…» Ответ: Отечественная

Слайд 14

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь «Составляющей… единения /представителей общественной мысли/ была…теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие /представители этого направления/, Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс « студентства » в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, Д.Валуев…» Ответ: Славянофилы

Слайд 15

Прочитайте отрывок из письма императора и напишите название войны XIX века, о событиях которой идёт речь «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нём покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск. Николай I ». Ответ: Крымская

Слайд 16

Прочитайте отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX веке войны, о которой идёт речь «Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…» Ответ: Русско-турецкая

Слайд 17

Прочитайте свидетельство К.П.Победоносцева и напишите имя императора, проводившего описанное совещание «Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальш /проекта Лорис-Меликова /, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребённым труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование /Александра Второго/? Мы говорили, говорили… и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы – в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили – и только…» Ответ: Александр Третий

Слайд 18

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования «Министр народного просвещения И.Д.Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 году издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». Ответ: Александр Третий

Слайд 19

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите фамилию чиновника, о деятельности которого идёт речь «Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили /его/ престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов /при Александре Третьем/. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю… По его инициативе в стране вводится золотая валюта… /Он/ нашёл общий язык с самим Победоносцевым!» Ответ: Витте

Слайд 20

Прочитайте отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь «Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчётном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им (Москве)». Ответ: Третьяков

Слайд 21

Прочитайте отрывок из воспоминания философа Н.А.Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени». Ответ: Серебряный век

Слайд 22

Прочитайте отрывок из речи Николая II и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался. «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас». Ответ: Дума

Слайд 23

Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями. «Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы». Ответ: Столыпин

Слайд 24

Прочитайте отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся». Ответ: Япония

Слайд 25

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «…Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землёй они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 года была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождём и теоретиком партии был В.М.Чернов». Ответ: Эсеры

Слайд 26

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX — XX вв. В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н.Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Л.И.Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева». Ответ: Кадеты

Слайд 27

Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России» , — говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний». Ответ: Столыпин

Слайд 28

Прочитайте фрагмент статьи 1917 года и напишите название правительства, о котором идёт речь. «Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной»…в пределах Зимнего дворца». Ответ: Временное

Слайд 29

Прочитайте отрывок из воспоминаний У.Черчилля и напишите название описанного им явления. «Находились ли они, союзники /страны Антанты/, в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда». Ответ: Интервенция

Слайд 30

Прочитайте отрывок из документа и напишите название армии, о которой в нём идёт речь. «Строилась она на принципах старых, отменённых революцией и большевиками в первый период их властвования, в том числе на нормальной организации, единовластии и дисциплине… Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов», заведомо чуждых или враждебных господствующей партии». Ответ: Красная Армия

Слайд 31

Прочитайте отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счёте лично для него, «вождя», такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление». Ответ: Сталин

Слайд 32

Прочитайте отрывок из воспоминаний С.Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий. «…В августе 1949 года я сам присутствовал при взрыве… так что обо всём знаю не понаслышке… Сообщение ушло в Москву прямо …с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И.В.Курчатова и его ближайших помощников… Все получили колоссальное материальное вознаграждение… И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности». Ответ: Атомная бомба

Слайд 33

Прочитайте отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями», создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву». Ответ: Сталин

Слайд 34

Прочитайте отрывок из статьи Г.Фёдорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления. «Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды… Пенсионная реформа . До неё пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. Жилищная реформа . Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными». Ответ: Хрущев

Слайд 35

Прочитайте отрывок из статьи журналиста В.Кобыша и напишите название страны, о которой идёт речь. «В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности /этой страны/. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединённые Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт?..» Ответ: Куба

Слайд 36

Прочитайте отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «…Главнокомандующий Объединёнными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С.Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с / фамилия руководителя СССР /» Ответ: Хрущёв

Слайд 37

Прочитайте отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя. «Уважаемый г-н Председатель, …Я пришёл к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство… прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…» Ответ: Хрущев

Слайд 38

Прочитайте отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведённого высказывания. «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать ещё 20-30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время… Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет». Ответ: Горбачев

Слайд 39

Прочитайте отрывок из резолюции I съезда шахтёров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята. «Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений. Льготный стаж, который идёт освобождённым партийным и комсомольским работникам, должен быть отменён. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решён вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий». Ответ: Перестройка

Слайд 40

Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию. «В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…». Ответ: Горбачев

Учебно-методический материал на тему: «Кейс-технология как условие продуктивного обучения»

«Кейс-технология как условие продуктивного обучения»

Секция «Современные образовательные технологии в начальной школе»

Ханенко Инга Альбертовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Русская Борковка

Содержание

Введение

Педагогическая технология-кейс

Применяем на практике —  усиливаем интерес

Рекомендации по работе с кейсами

Основные правила решения кейсов

Размер имеет значение!

Использование разнообразия форм кейсов

Вывод

Введение

«Концепция модернизации российского образования» и государственные образовательные стандарты  подчеркивают необходимость  ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Формирование ключевых компетентностей на начальной ступени школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию.

Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально в школе, в том числе и в начальных классах.

Целью моей работы является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

—  повышение мотивации учения у обучающихся;

—  развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении.

Педагогическая технология – кейс.

Кейс — технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Суть кейс — технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Применяем на практике —  усиливаем интерес

Кейс-обучение вырабатывает у учащихся умение свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности.

Опыт показал, что при использовании кейсовых методик обучения у детей из начальной школы происходит развитие навыков критического мышления и проблемного видения ситуации, умение отстаивать свою точку зрения и предлагать альтернативные варианты решения проблемы. Соответственно, учителю необходимо показать, как правильно анализировать информацию, производить ее отбор для выполнения конкретной задачи, ставить цели и добиваться их достижения.

Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог найдет… в детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде одноклассников, склонны к эффективному интерактивному взаимодействию, наконец, хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.

Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.

Рекомендации по работе с кейсами

Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный отклик? Не станут ли дети хуже учиться? Ответить на эти вопросы довольно трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса превзойдет все самые смелые ожидания!

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как окружающий мир допустимо и каждый урок.

Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним. Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в месяц будет вполне достаточно.

Помните, что кейс-технологии призваны сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь слишком строго оценить фактические знания. Выставить отметку за интересную логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради развития своих учеников стоит попробовать это сделать.

Особое внимание стоит уделить развитию в воспитанниках умения обращаться к фактуре, теоретическому материалу. Для этого у каждого ученика должна быть, разумеется, определенная «база», которую учителю и надо попробовать сформировать до начала работы с данной методикой.

Так, наиболее сложны для реализации технологии кейсов уроки чтения, ведь именно на них текст подводит детей к той или иной мысли. Начинать нужно с заданий первой степени сложности, подразумевающей наличие практической ситуации и решения. Дети должны понять, подходит решение для конкретной ситуации или нет.

Вторая степень сложности предполагает необходимость нахождения решения для имеющейся ситуации. Например, можно сравнить точку зрения писателя, высказанную им в произведении, с его реальными взглядами на жизнь, попробовать на основании данных его биографии обнаружить сходства и различия.

Третью степень сложности есть резон применять не раньше чем в 3-4 классах. К предложенной ситуации школьники должны сами сформулировать проблему и наметить пути ее решения.

Основные правила решения кейсов

Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.

Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.

К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. Если в вузовском образовании РФ поначалу приветствовались и активно использовались переводные западные кейсы, то в школе с начала 2000-х годов внедряются уже самостоятельно разработанные или адаптированные под школьный уровень образования задания, которые уже больше соответствуют целям обучения российских школьников.

Размер имеет значение!

Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему.

Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами. Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут.     Пример подобного кейса — на уроке литературного чтения при прохождении темы В.Водопьянов «О друге», «Минос и Дедал»  учащимся 4 класса может быть дан раздаточный материал с   отрывком из газетной статьи «Первопроходцы», учащиеся должны дать ответы на вопросы:

  1. Когда была написана статья? Привести  примеры, подтверждающие ваше мнение.
  2. Какой стиль текста?
  3. Назовите жанр текста.
  4. Что вы можете сказать: поступки Чкалова это лихачество или каждодневный подвиг?

Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!

Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой. Примером является применение кейса на уроке математике при прохождении темы «Площадь прямоугольника» Пример кейса: В городе сорвалось открытие приюта для

бездомных животных.  Директор приюта обвинил в безответственности строительную бригаду, потому что они не выполнили в срок условия договора, в котором было указано, что к определенному сроку должно быть выкрашено полностью помещение для животных прямоугольной формы. По мнению бригады строителей, виноваты сметчики, которые неверно рассчитали расход краски для окрашивания помещения, и ее не хватило, чтобы завершить работу.

Вопросы к кейсу:

-Кто прав: директор приюта или строительная бригада?

-Чем и кому грозит невыполнение в срок договорных обязательств?

Использование разнообразия форм кейсов

Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов), видеоклипов или мультфильмов с философским подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.

Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности школьников мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки Жизни.

Вывод

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Список литературы:

Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. — Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.


Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. — №13-15.


Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.


Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 


http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm


http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm


http://www.casemethod.ru

Статья на тему: Использование кейс — технологий в учебном процессе

Использование кейс — технологий в учебном процессе

                                                               Все уроки, как люди, похожи и разные,

Если к ним приглядеться с разных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

В. Троицкий

Мастер своего дела, профессионал. Какой смысл вкладывается в эти понятия? Наверное, так можно сказать о человеке компетентном в определенной сфере деятельности. Например, компетентный педагог — это  специалист, который хорошо знает не только преподаваемый предмет, но и методику обучения и психологические, возрастные особенности своих слушателей, умеющий найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся.  

Все педагоги мечтают о студентах, которые схватывают информацию « на лету», самостоятельно заполняют  пробелы  в знаниях и активно с интересом работают на учебных занятиях. Реальная картина, увы, не столь радужная. Если студент конспектирует лекции, отвечает на вопросы, выступает с презентациями и докладами,  но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интерес–процесс запоминания развивается слабо. Часть информации он усваивает, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний.  Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, без эмоций, без осмысления значимости учебного материала, остаются «мертвым грузом».

Проблема усвоения знаний обучающими давно не дает покоя педагогам. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [3, с. 234].В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе профессиональной школы России, происходит поиск новых эффективных методов  и технологий обучения. Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки студентов в рамках компетентностно-ориентированных требований.

Информация, чтобы получить статус профессионального знания, должна усваиваться в контексте собственного практического действия студента. Такое действие должно быть не чисто академическим, а приближенным к специальным и социокультурным ситуациям будущей реальной профессиональной деятельности. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты служебной деятельности и межличностные отношения занятых в ней людей. Такое обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как  учебная дисциплина, на которую должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения профессиональных задач в деятельности  будущего специалиста.

Один из путей  решения обозначенной проблемы и реализации этих задач, в учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Впервые метод был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. К нам истинный интерес к кейс-технологии пришел в 1990-х годах.

На современном этапе во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объемами информации различных видов. Использование педагогами активных технологий обучения является источником удовлетворения его желания подготовить обучающихся, которые овладели бы секретом профессионального мастерства на уровне более высоком, чем у наставника. Суть кейс-технологии состоит в том, что в процессе обучения используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен отражать: реальную жизненную ситуацию; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения обучающимся; требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем.

В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге студенты делают собственные выводы и находят выход из проблемной ситуации в виде неоднозначных множественных решений.

Основной целью данной технологии является активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования интереса студентов к учебному процессу. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических ситуаций и заданий, которые группе необходимо проанализировать и решить. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса, периодически он может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Для того чтобы учебный процесс на основе кейс–технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

 Внедрение данной технологии при изучении специальных предметах позволяет приблизить  деятельность студентов к профессиональной деятельности, усвоенные профессиональные знания в процессе работы непосредственно связаны с формированием практических навыков. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от студентов требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

Проблема внедрения кейс– технологии в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

— первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

— вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Использование метода сase-study как технологии профессионально-ориентированного обучения представляет собой сложный процесс, плохо поддающийся алгоритмизации. Формально можно выделить следующие этапы: ознакомление студентов с текстом кейса; анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.

Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода сase-study. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:

— объективность — создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания студентов, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

— обоснованность оценок — их аргументация;

— систематичность — важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий студентов, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;

— всесторонность и оптимальность.

Методы  кейсов очень разнообразны  и существует классификация по разным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

— иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

— учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

— учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

— прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Несомненным достоинством технологии является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Преодолевается проблема традиционного обучения, связанная с не эмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этой технологии  так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль. Разумеется, чтобы «спектакль» был успешным, немаловажную роль должен внести режиссер–преподаватель. Педагог должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Эффективность деятельности преподавателя, использующего метод кейс- технологий связана с воплощением ряда принципов:

— принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

— принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

— принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире информации;

— принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность;

— принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

— принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.

Деятельность преподавателя при использовании рассматриваемой технологии включает в себя две фазы:

— трудоемкая  внеаудиторная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа;

—  деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения студентов, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Студенты получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить студентам кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки

Кейс– технологии — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления. но чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы. Педагогический потенциал кейс-технологии  значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Но все же, его  необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе и с традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание.

Список литературы:

  1. Долгоруков А.М. Метод case-stadu как современная технология профессионо-ориетированного обучения // Высшая школа экономики. – 2010. Электронный ресурс: www.evolkov.net/case/casestadu.html (16.01.2015)
  2. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. – М.: Ин-т общего образования, 1999. – 352 с.
  3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н\Д.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2010.

Статья по теме: Кейс-технологии в образовательном пространстве

Кейс-технологии  в образовательном пространстве

Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения,- знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием.

Профессор Нойгауз

Кейс представляет собой описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения.

Кейс-метод — это техника обучения, использующая описание

реальных ситуаций.

Есть много названий: Кейс-метод, CASE-STUDY, Кейс-стади.

Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай, проишествие.

Немного истории…

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA . В России применять кейс метод в обучении стали в 70-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее — на специальных курсах подготовки и переподготовки. Хотя наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента, не стоит думать, что сфера его применения этим и ограничивается. В мировой практике кейсы все больше применяются и в медицине, политологии, юриспруденции и математике и т.д.

 

Кейс – друг студента


Преимущества кейса как метода обучения состоят:

  •  во-первых, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
  • во-вторых, разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
  • в-третьих, в процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения»

Методика проведения занятия по кейс-методу:

  1. Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно(это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
  2. Опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами.
  3. Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам. Группы не должны быть большими (4-6 человек), чтобы все принимали участие в обсуждении. Желательно комплектовать группы не по интересам, а по способностям (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой — много пассивных).
  4. Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).
  5. В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
  6. Презентация решений групп.
  7. Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподавателю придется задавать «провокационные» вопросы и он должен следить, чтобы было уважительное отношение друг к другу.
  8. Обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки.
Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.
Решение кейса способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки. 
Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки при решении  кейс-ситуаций.

4. Коммуникативные навыки.
Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.
В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Технология конструирования CASE STUDY.

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов:

  • определение целей,
  • критериальный подбор ситуации,
  • подбор необходимых источников информации,
  • подготовка первичного материала в CASE,
  • экспертиза,
  • подготовка методических материалов по его использованию 

«1-ый этап. Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).

2-ой этап. Идентифицировать соответствующую цель конкретную реальную ситуацию или фирму.

3-ий этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

4-ый этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники, включая контакты с фирмой.

5-ый этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

6-ой этап. Получить разрешение на публикацию CASE, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.

7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE.

8-ой этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE.

Отличительной особенностью метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

«Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь… Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время».

Где найти «кейс», пригодный к использованию в учебном процессе?

  1. Можно купить готовый «кейс». На Западе покупка и продажа подготовленных в бизнес-школах «кейсов» — это целая отрасль. Один только Гарвард производит около 700 «кейсов» в год. Полный же список «кейсов», которые можно приобрести для использования в учебном процессе включает более 7.500 наименований.  Как правило, в каждом крупном западном вузе или бизнес-школе на это отведена отдельная статья в бюджете, причем значительная ее часть формируется из тех доходов, которые вуз получает от продажи своих учебников и пособий студентам.Стоят «кейсы» недорого, например, один экземпляр «кейса», разработанного в Гарварде стоит всего $20.
  2. Написать самому. Информацию для «кейса» можно получить двумя путями: провести специальное исследование, предусматривающее сбор финансовой и прочей информации непосредственно в компании, или поработать с открытыми источниками».

Первый метод широко применяется западными бизнес-школами, а второй, так как денег на сбор информации для написания «кейсов» не выделяется, получил широкое распространение в России.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются авторы кейсов в России:

1) закрытость нашего бизнеса. Зачастую приходится изменять в «кейсе» конкретные данные, качественные показатели, цифры, взятые из финансовых документов компании, предоставившей о себе информацию. Однако общая тенденция сохраняется, демонстрируя положительную или отрицательную динамику развития предприятия или компании».  Несовершенен «кабинетный способ». Написанные с его использованием «кейсы», как правило, грешат дефицитом технологической, стратегической информации, отсутствием конкретных цифр, которые можно взять только в финансовой и бухгалтерской документации компании, — а она в России не попадает в открытые источники.

2) денег на сбор информации для написания кейсов не выделяется

3) специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России – единицы».

Собственно, и писать «кейсы» у нас некому. В российских бизнес-школах в основном преподают теоретики — люди, имеющие отличную академическую подготовку, но совершенно не знакомые с реальной деловой средой. К тому же «кейсы» тоже надо уметь писать, это вам не сочинение в свободной форме. Специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России – единицы». «Кейсы», как правило, пишут опытные преподаватели или группы студентов (аспирантов) под их чутким руководством. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по сбору фактов и цифр. Судьба каждого проекта по написанию «кейса» во многом зависит от того, захочет ли компания раскрыть реальную информацию о своей деятельности. Многие авторы кейсов описывают реальные проблемы менеджмента компании, а потом договариваются с ее руководством о том, чтобы изменить цифры в соответствующей пропорции. Зачастую приходится менять и имена.  Впрочем, кое-что уже написано и даже издано. На II Московском конкурсе по разбору кейсов (case competition), одним из организаторов которого выступил как раз г-н Липсиц, участникам предложили для разбора случаи из российской бизнес-практики. А Национальный фонд подготовки кадров начал даже масштабный проект по созданию базы данных из российских кейсов. Изначально кейсы содержали только реальную информацию, но в российской практике в связи с ограниченным доступом к информации и дороговизной практических исследований часто используют и вымышленные ситуации.

Кейс – друг работодателя.

Кейсы применяются не только при обучении, но и как метод оценки кандидатов при приеме на работу. Допустим, наш выпускник проходит конкурс на должность в крупной компании и он может столкнуться с этим. Анализ кейсов используется в качестве одного из заданий при оценке кандидатов с помощью метода assessment center, считающегося наиболее эффективным и перспективным методом отбора персонала. Суть этого метода заключается в том, что группа участников проходит через разнообразные испытания, среди которых главная роль отводится решению кейсов и презентациям. За участниками ведутся наблюдения (часто их действия записываются на видео), а затем все действия участников внимательно анализируются и для каждого из них составляется заключение, содержащее оценку деловых и личностных качеств. Разбирая кейс при отборе на работу, надо помнить, что однозначно верного решения здесь не существует. Поэтому цель желающего поступить на работу не найти определенный ответ, а продемонстрировать работодателю свои аналитические способности. Давая подобное задание, работодатель, в первую очередь хочет узнать, как участники мыслят и как умеют применять теоретические знания на практике. Если кейс разбирается в группе, то здесь проверяются также Ваши коммуникативные навыки, умение эффективно работать в команде. Поэтому здесь важно не только выработать свой вариант действий, но и выслушать своих оппонентов, убедить их в своей правоте, а если потребуется, то скорректировать свой метод решения проблемы с учетом мнения оппонентов.

В заключение

Case Studies ни в коем случае не предполагают согласие или несогласие с тем, что было уже сделано в том или ином случае. Главное предложить свою версию, выслушать и учесть другие и совместными усилиями прийти к общему знаменателю. При этом следует иметь в виду, что наличие нескольких точек зрения или даже противоречия вовсе не означают того, что один прав, а другие нет. Это говорит лишь о том, что разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, по-разному смотрят и реагируют на одну и ту же ситуацию, в соответствии с различными личными восприятиями и оценочными суждениями. Эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. И понимания всего этого вполне достаточно для приобретения опыта. Ведь истинный профессионализм и заключается в уважительном отношении к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения. Таким образом, многообразие точек зрения лишь оттачивает профессионализм.

Статью подготовил: преподаватель спецдисциплин                                                             Чебоксарского электромеханического колледжа

Мелешкина Евгения Владимировна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *