Композитор нужен – Фриланс проекты › Нужен композитор-аранжировщик Нужен композитор-аранжировщик

Содержание

Как Ханс Циммер создает саундтреки к своим фильмам — Статьи на КиноПоиске

«На самом деле я пишу не музыку, а программный код», — объясняет кинокомпозитор, создавший саундтреки к 150 фильмам. 12 сентября он отмечает свое 60-летие.

12 сентября Хансу Циммеру исполняется 60 лет. За свою карьеру он создал саундтреки к 150 с лишним фильмам, изменил подход к написанию музыки для кино и стал примером для целого ряда кинокомпозиторов нового поколения. КиноПоиск изучил, как работает один из величайших музыкантов киноиндустрии.

Своя школа

Существует два базовых подхода к написанию саундтрека. Первый — когда композитор получает на руки сценарий, режиссерские задумки или даже смысловые лейтмотивы фильма. Второй — когда композитор пишет музыку к уже отснятому материалу. Обычно музыканту присылают черновой вариант картины, и он отталкивается от визуальной составляющей, черпает вдохновение от увиденного на экране. Так, к примеру, работает легендарный Джон Уильямс, который предпочитает смотреть, нежели читать. Как только саундтрек написан, проводится студийная сессия. В это время в композиции вносятся небольшие изменения по желанию режиссера или продюсера. Процесс может затянуться на несколько непрерывных суток и стать настоящим кошмаром из постоянного недовольства и переписываний. Циммер за свою многолетнюю карьеру, безусловно, опробовал оба подхода. Но у него есть и третий. Назовем его интуитивным.

Ханс Циммер

Надо подчеркнуть, что Циммер — музыкант без классического образования. В детстве он ходил на уроки игры на пианино, но после восьми уроков ему намекнули, что музыка — это не его. И так получилось, что будущий композитор рос, не уткнувшись носом в ноты, а внутри пианино. Его мать, тоже музыкант, в ужасе содрогалась при виде того, что юный Циммер творил с инструментом. Как-то раз Ханс прикрепил к пианино цепную пилу. Его мама, увидев это, закатила глаза в недоумении. Отец же (он был инженером), наоборот, восхитился. Он видел в находках сына задатки технологического революционера. Как окажется позже, совершенно справедливо видел.

«В детстве я одной ногой был в лагере музыкантов, а другой хотел убежать к изобретателям. Мне хотелось выяснить, каково это — создавать новые звуки», — вспоминает Циммер. Так и случилось: с годами он вырос в музыканта-изобретателя. «Я самоучка, и я всегда слышал музыку в своей голове», — говорит композитор. Другими словами, Циммер работает иначе, не так, как другие кинокомпозиторы. Порой ему достаточно одной старой помятой фотографии, чтобы написать саундтрек к ленте.

«Я четко понимаю, что у меня нет ни малейшего понятия, как снять ваше кино. Это лишь чистый лист бумаги. Самое главное в фильме — это история, поэтому у режиссера, сценариста и оператора есть одна общая черта. Все мы пытаемся создать самостоятельные миры», — говорит Циммер.

Основа творчества Циммера — эксперимент. Он может написать треклист блокбастера на планшете, а может собрать целый оркестр, придумать для каждого исполнителя соло-партии, заставить всех играть одновременно и дополнять услышанное электронными звуками.

Ханс Циммер

Комбинирование классических инструментов и электроники — еще одна особенность творчества Циммера. Он родился во Франкфурте-на-Майне и вскоре переехал в Лондон, где поступил на учебу в Hurtwood School. Музыкальная карьера Ханса началась в 1970-е. Он встал за клавиши и синтезатор в группе Krakatoa. В 1977-м Циммер сменил прописку и стал частью группы Buggles, играющей в жанре нью-вейв, который сочетает в себе панк-рок, электронику и экспериментальную музыку. Затем были группы Krisma, Helden, Mecano, Shriekback. С 1970-го по 1980-й Циммер опробовал целую палитру жанров — от панка до фолка — и писал рекламные джинглы. В итоге творческий путь свел его со Стэнли Майерсом, композитором фильмов «Навострите ваши уши», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Охотник на оленей». Циммер и Майерс создали студию Lillie Yard, главной фишкой которой стало соединение оркестровой и электронной музыки. Тогда ни Майерс, ни Циммер не знали, что спустя 20 лет формула «электро плюс классика» станет главным трендом.

Циммер: Начало

Фильм Барри Левинсона стал для Ханса Циммера поворотным в карьере. Режиссер подыскивал композитора для своего проекта, но впоследствии нужного человека подсказала жена. Она принесла Барри CD-диск с музыкой из фильма «Разделенный мир» об апартеиде. Левинсона работа композитора впечатлила, и Циммер закрыл вакансию в «Человеке дождя». Чем это все закончилось для ленты, мы прекрасно знаем: восемь номинаций на «Оскар», четыре из которых стали победными. Одну из номинаций получил 30-летний Ханс Циммер. До киноакадемии он смог достучаться с помощью стальных барабанов, которые дополнял синтезатор.

«Человек дождя»

«„Человек дождя“ — это фильм дороги, и в таких случаях обычно саундтреком становится звонкая гитара или бренчание на струнах. Я же старался думать о героях, чтобы музыка не была громче моих персонажей. Пытался сдерживать себя, — рассказывает Ханс Циммер. — Герой Рэймонд на самом деле не понимает, где находится. Мир кажется ему совсем другим. Он с таким же успехом мог бы находиться на Марсе. Так почему бы нам тогда не изобрести свой мир музыки, которой в реальной жизни не существует?»

Смысл и форма

Своей музыкой Ханс Циммер рассказывает истории. Конечно, не каждый саундтрек — это философский трактат, но некоторые его работы имеют подтекст. Так, музыка «Последнего самурая» отражает путь воина, «Тельма и Луиза» — это бунтующий дух, «Код да Винчи» — две тысячи лет христианской истории.

Любой саундтрек начинается со звонка. На телефоне Циммера срабатывает рингтон (интересно, кстати, какой?), он берет трубку и слышит через динамик: «Я хочу рассказать тебе историю». Все режиссеры — великолепные рассказчики, утверждает Циммер, и к концу третьего параграфа он цепляется за услышанную задумку.

«Последний самурай»

«Это роскошное состояние, если вы понимаете, о чем кино. Всем нравится, когда им рассказывают хорошую историю, — говорит Циммер. — Обычно, как только история обрастает подробностями, у меня появляются идеи. Не то чтобы я слышу мелодии — я слышу звук. Что-то скребет внутри меня, пытается вырваться наружу. Идеи обретают форму».

Большую роль в становлении Циммера как композитора, пытающегося донести смысл, сыграл «Король Лев». Чем больше музыкант погружался в историю, тем отчетливее он видел не мультяшных зверей, а настоящую трагедию.

«Я испытал эту трагедию на себе. У меня умер отец, и после себя он оставил маленького ребенка. Это то, что произошло со мной в детстве. Мне тогда было шесть лет. Дети не задумываются об этом (кто бы что ни говорил), пока сами не столкнутся. Поэтому впервые за долгое время я сел и задумался о гибели отца, вспомнил все, что тогда испытал, и писал музыку под этими эмоциями. Это был единственный способ написать искренний саундтрек к „Королю Льву“. В какой-то степени это реквием по моему отцу», —
делится переживаниями Циммер.

«Я не прочь загромоздить титры»

В 2008 году Ханс Циммер написал один из самых мощных саундтреков года. Речь, разумеется, о «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. Впрочем, чего уж там, Циммер тогда написал один из лучших саундтреков в своей карьере. В нем были низкий бас, фирменные для Циммера звуковые пики, эпичные затяжные ноты. Увы, главный приз Американской киноакадемии эта работа не получила: саундтрек исключили из гонки за «Оскар». Причина банальная — слишком много авторов.

Как и в первом фильме трилогии о Бэтмене, над основной частью композиций «Темного рыцаря» работали Джеймс Ньютон Ховард и Ханс Циммер. Однако им также помогали звукорежиссер Алекс Гибсон, музыкальный дизайнер Мэл Уэссон и композитор Лорне Балфе. У академии нет четкого регламента относительно того, сколько человек должно работать над саундтреком, чтобы попасть в номинацию, тем не менее члены гильдии, отвечающей за музыку, после четырех часов дискуссий проголосовали против участия саундтрека «Темного рыцаря» в конкурсе. Они решили, что пять человек — это перебор. Гибсон, Балфе и Уэссон даже подписали заявление, что Циммер и Ховард управляли процессом, а получившийся саундтрек — продукт их трудов. Тем не менее это не убедило академиков. В декабре 2008 года Циммер оспорил решение, обосновав свои доводы мнением, что создание музыки для современного фильма возможно лишь в коллаборации. Циммеру важно было отметить всех, кто приложил руку к производству саундтрека.

По этой же причине в «Гладиаторе» наравне с Циммером в графе композитор указана Лиза Джеррард. Она обеспечила саундтрек легендарного фильма Ридли Скотта женским вокалом, и пусть ее роль не главенствующая, но Циммер настоял на упоминании в титрах именно рядом с ним. Джеррард, будучи солисткой, придала музыке нужный эмоциональный фон.

«У меня изначально была идея о создании своего рода сообщества вокруг рабочего процесса, и я не прочь загромоздить титры. Не хочется мне вешать ярлыки «ты композитор», «ты организатор», «ты руководитель оркестра». Мы хотели работать сообща, а мне не обязательно видеть надпись „Автор саундтрека — Ханс Циммер“», — подчеркивает композитор.

Так, для создания музыки к фильму «Начало» Ханс Циммер собрал целый духовой оркестр, уместил его в студии и повесил напротив каждого исполнителя микрофон. Работа в такой обстановке идет лишь на благо проекту, считает композитор. Чем больше времени оркестр проводит вместе, тем лучше исполнители узнают друг друга, понимают, кто на что способен, и осознают, какое в результате у них получится творение. Специалисты, сводящие звук, играют не меньшую роль, чем люди, которые этот звук производят. Присутствие режиссера в студии приветствуется, но не обязательно.

При этом коллаборация не всегда подразумевает наличие оркестра и дирижера. Возьмем «Нового Человека-паука 2». Над ним Циммер работал в команде с хип-хоп-исполнителем Фарреллом Уильямсом, экс-гитаристом The Smiths Джонни Марром, рокером Майком Эйнзигером, диджеем Junkie XL, композиторами Эндрю Кавчински и Стивом Маззаро. Марк Уэбб просил Циммера написать саундтрек с современной музыкой, который вписался бы в нашу с вами повседневную жизнь. Для этой задачи композитор привлек вышеперечисленных людей. Его за это упрекнули в желании пошуметь за счет громких имен в титрах, а он ответил: «Я их выбрал не потому, что они знамениты, а потому, что они действительно лучшие».

Три слова и две ноты

Написать саундтрек по всего лишь одной фотографии для Циммера далеко не самый верх мастерства. Бывают задачи и посложнее, например создать музыку к трем словам.

— Я вернусь.

— Когда?

Этот диалог был частью небольшого рассказа, который Кристофер Нолан дал Циммеру перед началом работы над «Интерстелларом». В рассказе было несколько абзацев, цитата самого Циммера из давнего разговора с Ноланом и этот диалог. Именно за него композитор и зацепился, сочиняя музыку для межпланетного эпика Нолана. В рассказе этот разговор состоялся между отцом, который вот-вот должен был отправиться выполнять важнейшую работу, и сыном. Нолан специально написал историю так, чтобы отрыть в Циммере то, что тот сам из себя вытащить не смог бы. У Ханса есть сын-подросток, и цитата в рассказе косвенно касалась его.

Ханс Циммер

Когда саундтрек к «Интерстеллару» был готов, Циммер все еще не знал, о чем будет фильм. В конце концов Нолан послушал музыку и сказал: «Надо как можно скорее снять этот фильм». Только потом Циммер узнал о задумках режиссера и пришел в недоумение. «Крис описывал масштабный, эпичный фильм о космосе, науке, человечестве, и тут я его прервал: «Погоди, я написал тебе чрезвычайно личную вещь, ты же это понимаешь?» Он ответил: «Да, и теперь я знаю, каким будет сердце моего фильма. Все, что касается этой картины, чрезвычайно личное», — рассказывал Циммер.

Вдохновением для саундтрека «Начала» послужила Эдит Пиаф. Ее песня «Non, je ne regrette rien» легла в основу одной из композиций. Но об этом нигде не говорилось, а известно стало, лишь когда по интернету вирусом разошлось видео, сравнивающее французскую песню и самую узнаваемую мелодию из фильма.

Один из зрителей замедлил песню Пиаф и получил саундтрек фильма Кристофера Нолана. Циммер пояснил, что это никакое не совпадение, а элемент загадочности фильма. Он еще удивился, как так долго никто не замечал схожести с Пиаф. Циммер добавил, что на самом деле он ничего не замедлял, а просто вычленил из песни две ноты и обыграл в разной тональности. Так получился эффект сирены над городом, и за ним этот прием подхватили десятки киноделов. Мы не раз увидели, как в трейлерах музыкальная тема стартует с громкого секундного гудения а-ля Циммер. К слову, самая популярная композиция немца на iTunes также родом из «Начала» — «Time».

Работая над «Темным рыцарем», Циммер изменил стратегию и обратился к тому, что все ненавидят. Узнав, каким будет образ Джокера, композитор начал думать о провокационных вещах, которые бы сразу сделали героя отвратительным в глазах зрителя. Он собрал несколько монотонных звуков и дал их послушать Но

Советы начинающему композитору / Habr

Статья изначально была опубликована на DTF.RU, но со временем она ушла в архив и стала недоступной для большинства пользователей, тем временем я уже не раз получила благодарственные письма, с просьбой выслать материал.
I. Экспозиция

Статья в сонатной форме, так что не ищите тайного умысла в названиях разделов. Идея написать статью возникла неслучайно — в последнее время ко мне за советом часто обращаются начинающие музыканты. Как правило, задаются одни и те же вопросы: как вам моя музыка, смогу ли я работать композитором в игровой индустрии и что мне необходимо для этого?

В свою очередь, хочу сказать, что три года назад один человек очень помог мне дельным советом, и поэтому сейчас я чувствую некую ответственность, и хочу поделиться своими мыслями с начинающими. А чтобы не отвечать каждому в отдельности, тратя драгоценное рабочее время, я и пишу эту статью. Все мои наблюдения строятся лишь на основании личного опыта, поэтому если что-то не так, и я где-то заблуждаюсь, не стесняйтесь — высказывайтесь и дополняйте.

Сперва немного расскажу о себе и том, как я попала в геймдев. Я являюсь профессиональным музыкантом. С 2006 года работаю в игровой индустрии в качестве композитора. Идейный руководитель и исполнитель (в одном лице) студии Martamusic.
После окончания университета я работала концертмейстером в музыкальной школе. И вот однажды к моему другу-программисту обратилась омская команда разработчиков (Studio DVA), которые искали человека, готового безвозмездно написать саундтрек к их первому игровому проекту — «CheПаю». Друг, соответственно, предложил попробовать это сделать.
Так все и началось. Я приняла предложение, так как импровизировать на фортепиано я всегда любила, а тут еще и моя музыка будет звучать в игре, и разработчики обещают славу! Была, правда, одна заминка: на тот момент я не представляла всей сложности работы с компьютерными музыкальными программами, необходимыми для создания конечного продукта. Но решила, что с работой как в драке: главное — ввязаться, а там видно будет. Проект был долгосрочным, и я начала потихоньку осваивать эту науку. Спустя какое-то время музыка была написана во встроенном секвенсоре моего синтезатора. Обещанной мне известности после выхода проекта конечно же не случилось, но отзывы о музыке в ряде профильных СМИ, таких как «Игромания», AG.ru, были положительными, что и подстегнуло меня к дальнейшим действиям.
Итак, вы начинающий композитор (или себя таковым считаете), пишете музыку, вам и вашим друзьям она, несомненно, очень нравится, и вы решаете, что ее обязательно должен услышать мир. А еще лучше, если она будет звучать в игре!

Таким образом, вы отправляетесь на поиски проекта. От себя хочу заметить: не стоит сразу замахиваться на большие проекты, все равно получить заказ для крупного коммерческого продукта начинающему практически нереально. Поэтому попытайте счастье с начинающими разработчиками.
В модельном бизнесе есть такое понятие time for print, когда начинающие специалисты объединяются и организовывают съемку, а вместо оплаты каждый участник получает расчет фотографиями. В этом есть свой здравый смысл. Я сама работала с несколькими молодыми командами, треки для которых писались за символическую сумму или вовсе бесплатно. Я получала опыт, а некоммерческий проект был «осчастливлен» моей музыкой. Были случаи, когда через какое-то время та же самая команда обращалась ко мне уже с более выгодным коммерческим предложением.

Если вы заинтересованы в том, чтобы у вас была хорошая репутация, качественные работы, которые потом не стыдно будет показать, то не жалейте в этот период ни сил, ни времени. Тем не менее, в такой ситуации я бы не советовала бросать свое старое дело, приносящее вам доход, и с головой окунаться в мир музыки. На мой взгляд, все должно происходить постепенно, и со временем более важные вещи вытеснят второстепенные, мешающие полной самоотдаче любимому делу.
Но вернемся к поискам работы. Предположим, вы нашли объявление о поиске музыканта и решили отправить свое резюме. Несколько советов, как это сделать:

1. Не отсылайте универсальное письмо сразу нескольким компаниям, когда будете рассылать письма с предложением о сотрудничестве. Обращайтесь конкретно к каждому.
2. Пишите о себе честно. Доверие трудно завоевать, но очень легко потерять. Не стоит, на мой взгляд, составлять описания всех тех программ, названия которых вы когда-либо слышали в своей жизни. Ограничьтесь тем главным, что непосредственно касается вашей деятельности, то есть музыки.
3. Если разработчик игры просит указывать определенную тему письма, не игнорируйте его пожелание. Может случиться, что у вашего получателя стоит фильтр на входящую почту, который автоматически удаляет письма, не отвечающие указанным параметрам.
4. Не посылайте в аттаче письма свои треки. Лучше в теле письма оставлять ссылки, ведущие на примеры ваших работ — если вами заинтересуются, то обязательно посмотрят. Если у вас нет возможности создать свою интернет-страничку, то можно использовать специальные ресурсы — MySpace, RealMusic и подобные.
5. Покажите свою заинтересованность проектом.
6. Подбирайте примеры своих работ обдуманно. К примеру, вы знаете, что на данный момент компания работает над шутером, и какой бы великолепной ни была ваша медленная лирическая композиция, ее в данном случае могут не оценить. Если же подходящего трека в вашем арсенале пока нет, я бы посоветовала чередовать произведения на вашей страничке по контрастности. Чтобы заказчик, прослушав первые две-три композиции одного настроения, с одними и теми же сэмплами, не сделал поспешных выводов о том, что вся ваша музыка однообразная. Помните, ваша страничка должная представлять вас наиболее выигрышным образом.

Если же все ваши попытки найти работу не увенчались успехом — не расстраивайтесь, постарайтесь разобраться, в чем дело, и что не так?

II. Разработка
(или разбор полета)

Причин может быть несколько:
1. Ваша музыка не соответствует запросам индустрии.
Вы любите писать, скажем, чувственные пьески, песенки для души или же бойкую танцевальную музыку. Но, изучив рынок, вы должны будете понять, что музыка здесь носит скорее прикладной характер, т. е. призвана усиливать образ, подчеркивать происходящее на экране, вызывать у игрока определенные чувства. Подумайте и честно ответьте себе — сможете ли вы творить в этом случае?

2. Ваша музыка в сравнении с хитами игровой музыки звучит блекло, непрофессионально.
С развитием компьютерных технологий и интернета писать треки, кажется, может каждый — не надо знать нот, можно не уметь играть, даже наличие слуха необязательно. Но каков при этом получается результат?
Новички предпочитают видеть корень своих проблем не столько в себе, не в своем музыкальном невежестве, сколько во внешних факторах — не та аппаратура, не те сэмплы, не тот секвенсор и т.д. Так начинается бесконечная погоня за новыми технологиями, за «фирменным» звучанием, в итоге время тратится не на развитие себя как музыканта, а на вещи, которые, в свою очередь, тоже очень важны, но не первостепенны. Попытайтесь не зацикливаться на этом.

Что же необходимо для саморазвития и достижения поставленной цели? Приведу фрагмент письма Чайковского к своей сестре:
«… Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй, лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности, но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло…»
К счастью, Чайковский нашел в себе силы и поступил в Петербургскую консерваторию, и за несколько лет упорного труда стал всесторонне образованным музыкантом, а впоследствии и великим композитором.

Итак, вот что вам понадобится.
1. Сильное желание научиться.

2. Критичное отношение к своему творчеству. Как только вы решаете, что у вас все «ок» — это конец вашего роста.

3. Нужно слушать, слушать и еще раз слушать много хорошей и разной музыки. Расширяйте свой музыкальный кругозор.

4. Изучайте гармонию, оркестровку, инструментоведение. И это не обязательно должно быть чтение толстых учебников. Подойдите к процессу творчески, найдите свой путь, так, чтобы вам было интересно.

Для тех, у кого отсутствуют базовые знания гармонии, я бы порекомендовала неплохой ресурс в интернете — музыкальный колледж «7 нот». В разделе гармонии материал излагается автором в очень доступной форме, с юмором и аллегориями, и, что немаловажно, содержит музыкальные примеры в MIDI.
Если вы пишите оркестровую музыку, то ознакомьтесь с инструментоведением. Невозможно прилично написать партию для скрипичных или духовых, не зная природы звукоизвлечения этих инструментов, их штрихов, тембральных возможностей. Из-за незнания возникают такие распространенные ошибки как бездыханная партия духового инструмента на протяжении 20 тактов, когда реальный исполнитель давно бы задохнулся от недостатка воздуха в легких, или использование инструментов симфонического оркестра не в своих регистрах, и так далее.
У меня в училище этот предмет вел дирижер музыкального театра. Он мог бы сухо излагать материал, но выбрал более интересный и эффективный способ, а именно: он всякий раз приглашал на лекцию одного из своих оркестрантов. Те рассказывали о технике исполнения, демонстрировали свою игру и даже давали попробовать поиграть желающим. К слову сказать, тогда я поняла, почему редко встречаются девушки, играющие на контрабасе, валторне, тромбоне и тубе.
Попробуйте действовать тем же способом, отыщите друзей-знакомых, которые будут не прочь провести мастер-класс, возьмите у них пару уроков. Иллюстрацией к учебнику может послужить и подборка видео на YouTube.

5. Анализируйте музыкальные произведения.

Хотела бы упомянуть еще один ресурс, который мне очень нравится. Это форум rmm, и в частности раздел «Оркестровая музыка». В данном топике автор приводит подборку классических произведений, с которыми стоит непременно ознакомиться (партитуры располагаются по принципу «от простого к сложному»). Здесь же даны рекомендации, как изучать.
Для тех людей, кто не владеет нотной грамотой, я бы рекомендовала загружать MIDI-композиции в секвенсор, и, одновременно с аудио записью изучать их в пьяно ролле. Вот некоторые сайты, на которых можно скачать произведения классики (и не только): www.kunstderfuge.com, www.midi-karaoke.info, www.midi.ru.
Также в учебных целях можно использовать программу Band-in-a-Box, которая содержит «строительный материал» для разных жанров музыки. Она позволяет посмотреть, из каких кирпичиков строится музыкальная «ткань» в том или ином случае.

6. Не бойтесь подражать.

Здесь я не имею в виду прямой плагиат, а лишь косвенный переем приемов. Если проанализировать музыку классиков, каким бы ярким и самобытным ни казался нам талант того или иного гения, все они в ранний период своего творчества копировали предшественников. И лишь когда был заложен приличный фундамент, шло формирование своего видения, почерка, стиля.
Хотелось бы подробнее остановиться еще на таком моменте, как перенятие опыта с успешных игровых продуктов, а также отметить важность референсов.
Когда я начинаю работать с заказчиком, я первым делом прошу его высказать пожелания по поводу стиля, привести примеры музыкальных композиций, которые, на его взгляд, удачно подошли бы к проекту. Обычно получаю очень расплывчатые ответы или что-то типа «мы всецело доверяем вашему вкусу». Тогда я сама начинаю задавать наводящие вопросы, приводить музыку из игр, кино, классики и т.д. В процессе обсуждения, как правило, выясняется направление, в котором нужно двигаться. Если вам для вдохновения предлагаются только скрины, можно спросить у разработчика о прототипах его продукта. Если будущая игра не отличается особой оригинальностью, поиграв в прототипы, вы, скорее всего, будете знать, чего от вас ждут. Останется только привнести свое «креативное видение», чтобы будущая игра в плане музыки была еще лучше и интересней.

Если этого не сделать, то может получиться так, что ваша дальнейшая работа будет походить на «блуждание в потемках». Ваши наброски будут «незаслуженно» отвергнуты, и вам даже не смогут толком объяснить, почему. А учитывая, что время на создание саундтрека бывает весьма ограниченным, то, в конечном счете, недопонимание и напряжение могут нежелательным образом сказаться на самой музыке.
Бывает и наоборот, когда сам разработчик дает референс и просит сделать похожее. К примеру, одна команда обратилась ко мне с просьбой сочинить музыку, похожую на тему из «Гарри Поттера», но, разумеется, так, чтобы это не было плагиатом, а лишь создавало нужное настроение. Прослушав и проанализировав мелодию, я выявила ряд отличительных особенностей в гармонии и инструментовке, и применив те же приемы сочинила свою.
В итоге заказчик остался доволен. А у меня не ушло много времени на творческие поиски. Такой подход во многом облегчает задачу музыканту, поскольку обе стороны точно знают, чего хотят.

7. Если вы не владеете ни одним музыкальным инструментом — научитесь.

Многие почему-то считают, что овладеть инструментом можно лишь в раннем детстве. Разумеется, это верное утверждение, если речь идет о воспитании профессионального исполнителя. Но в истории композиции есть примеры, доказывающие, что композитору это никогда не поздно.
Почитайте биографию Арама Хачатуряна. Рассказывали, что в 19 лет, после переезда в Москву, он увидел стоящую в углу виолончель и сказал, что хочет обучаться игре на «этой большой скрипке». Несмотря на отсутствие элементарной подготовки, но при наличии хорошего слуха и большого желания Хачатурян был принят в «Гнесинку».
Я часто слышу: «А зачем мне это нужно, я и карандашиком превосходно нарисую или натыкаю партию одним пальцем в секвенсоре!». Может оно и так, но умея играть, вы напишите музыкальную фразу куда быстрее, при этом она будет куда естественней. Я уже не говорю об искусстве импровизации. Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Рахманинов и другие — все они были выдающимися исполнителями. Боюсь, не владей они техникой игры, творчество их было бы куда скуднее.

8. Изучайте основы звукорежиссуры.

Учебных материалов, статей, посвященных сведению и мастерингу, в интернете более чем достаточно. Общайтесь с людьми, «подсматривайте» их рецепты, экспериментируйте со звуком. Ведь, в конечном счете, весь процесс создания музыки ложится на ваши плечи. Вам предстоит совместить должности композитора, исполнителя, звукорежиссера. И звукорежиссерская работа будет занимать отнюдь не последнее место.
Наконец, запомните: одна лишь теория, не подкрепленная практикой, не даст вам никаких результатов.

III. Реприза
(или возвращаемся к тому с чего начали)

Итак, поскольку никакими временными рамками вы не ограничены, то постарайтесь сделать ваши демо-треки максимально близкими к идеальным и нацеленными на свою аудиторию. Во-первых, если треки получатся интересными, это привлечет к вашему творчеству внимание первых клиентов. Во-вторых, все написанные мной когда-либо демки рано или поздно находили свои проекты.
Старайтесь время от времени пополнять страничку новыми работами, даже если вам кажется, что треков на ней достаточно, не бойтесь увеличивать их количество. Заказчик каждый раз ищет чего-то нового. И зайдя на вашу страничку вновь через какое-то время и обнаружив все те же пару релизов, тут же ее закроет.
Конечно, рамки одной статьи не позволяют раскрыть всех проблем, но, думаю, все выше написанное послужит для вас толчком или хотя бы заставит задуматься.

IV. Кода

Те, кто пробовал свои силы в написании музыки, знают, какой это нелегкий труд. Да, порой музыка сама приходит к композитору, но потом, как правило, идея отшлифовывается часами кропотливой работы. Так что выражение «гений — это 99% труда и только 1% таланта» очень актуально в музыкальном деле.
Наконец, самое главное: нужно поверить в себя, и если вы действительно любите свое дело, то у вас несомненно все получится!

P.S
Студия Martamusic открыта для сотрудничества!
Если вашему проекту нужна музыка или звуковой дизайн, пишите мне на адрес: [email protected]

Композитор. Создание авторской музыки. Написать песню и сделать аранжировку

ОДИН ЗА ВСЕХ | Песня о президенте Российской Федерации В.В.Путине

Автор музыки и слов Игорь Калмыков

Пример моей композиторской работы

В этой композиции, мною были написаны слова и музыка, а так же сделана аранжировка. Видеоряд был подобран с ютуба


Текст песни «Один за всех»

Хорошо когда не стыдно, за державу не обидно
Мы прошли тысячелетний путь
Мы одну шестую суши постарались не разрушить
по кривой дорожке не свернуть.

И выбор твой, Российский народ
По силам — идти нам вперёд
Мы верим в правителя
Верим в успех!
Ты один за всех
Ты один за всех

Зорко смотрит с пьедестала, золотой орел двуглавый
Символ русской славы и побед.
Ручейки со всей России, напитали землю силой.
Вспыхнули грозно — кремлёвские звёзды

И выбор твой Российский народ,
Своих не сдавать, когда колокол бьёт,
Росия зовёт!
Только вперёд!

Весь мир поделен, на части разные
И ты в нём суперагент
Весь мир растерян,но собирать его
Достоин наш президент
Ты один за всех
Ты один за всех
Песня на заказ

Работа композитора, создавать саундтреки и музыкальные композиции

Может ли написание музыки стать профессией? Конечно, может, только тут не все так просто. Для того чтобы стать профессиональным композитором, нужно много учиться. Сначала музыкальная школа или училище, затем консерватория.

Настоящий профессионал хорошо должен изучить такие предметы, как гармония, оркестровка, история музыкального искусства, полифония, превосходно разбираться в творениях классиков, современной и народной музыке. Но и этого не достаточно, чтобы стать действительно хорошим композитором.

В этой профессии, как и в любой другой в искусстве, невозможно обойтись без таланта. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства.

Подобная работа требует полной самоотдачи, иногда на создание одного произведения могут уйти годы или даже десятилетия неимоверных усилий автора. Без души и без таланта в данной профессии невозможно добиться больших успехов.

Когда-то, очень давно, понятия композитор и исполнитель были неразделимы. Люди, сочиняющие музыку на определенном инструменте, виртуозно владея им, исполняли только свои собственные произведения. С появлением нотной записи к XIV веку возникло разделение на композитора и исполнителя, кроме того, появилась возможность увековечивать великие произведения авторов, передавая их своим потомкам. В кинопроизводстве, композиторы пишут музыку к театральным постановкам, полнометражным и короткометражным фильмам.


Вы композитор? Пишете музыку?

Если вы пишете музыку, присоединяйтесь к нашему сообществу на форуме: в ветке «Авторская музыка», возможно вам есть что рассказать молодым и начинающим авторам, покажите свои работы, нам всегда интересно слушать новые авторские веяния в музыке. Если вы только собираетесь научиться и у вас есть множество вопросов, присоединяйтесь к нам. У нас есть и маститые композиторы, например — Тарас Буевский, который может вам ответить.
ФОРУМ «АССОЦИАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Ищу композитора, нужно написать саундтрек на… : нужен музыкант, фриланс, FL.ru

Бесплатно зарегистрируйся и получай уведомления о новых проектах по работе

m

Заказчик

Отзывы фрилансеров: + 1 0 — 0

Зарегистрирован на сайте 6 месяцев

Бюджет: 5000 ₽

80.83 $ — 72.86 €

Здравствуйте!
Есть 3-х минутное видео о том, как парень встретил девушку, они встречались, затем поженились.
Необходимо написать авторский симфонический саундтрек лирического настроения, который бы нёс светлое настроение.
Пишите свои предложения.

Разделы:

Опубликован:

08.07.2019 | 15:16

Теги: нужен музыкант, ищу музыканта, резюме музыканта, требуется создание музыки и звуков

Как работает современный композитор — Look At Me

В рубрике «Личный опыт» Look At Me продолжает рассказывать о героях, которые добиваются чего-то сами. Сегодняшний герой «Личного опыта» — композитор Сергей Невский, живущий между Берлином и Москвой. Его последняя работа — курирование фестиваля «Платформа»: 19 мая он привозит в Москву одного из главных современных немецких композиторов Энно Поппе, а двумя месяцами раньше на «Платформе» была поставлена современная опера авторства Сергея Autland, в которой он постарался воссоздать аутичный внутренний мир подростка из отрывочных криков и необычных звуков, издаваемых хором из двенадцати артистов.

В рамках Недели Берлина на Look At Me Сергей Невский рассказал, как он открыл для себя Берлин в середине 1990-х, как на него повлиял этот город, на какие деньги живут современные композиторы и почему для них так важно, чтобы их произведения играли на сцене.


Сергей Невский — современный композитор. Родился в Москве и учился в Московской консерватории, по окончании уехал жить и учиться в Дрезден, а позже и в Берлин. С 2005 года работает с московскими театрами — пишет музыку к современным экспериментальным спектаклям. Живет на два города — Берлин и Москву. Его произведения играют по всей Европе и называют одним из самых сильных имен среди новых композиторов России.

Как оказаться в Германии и зачем надо учиться тому же самому
во второй раз

Я учился в училище при консерватории, и там были замечательные педагоги, замечательная теоретическая база. Сама эпоха располагала к стремлению к открытиям — конец 1980-х и начало 90-х. Переходный возраст совпал с аналогичным состоянием в стране, и все это было очень гармонично. Не было проблемы отцов и детей, потому что, когда вся страна ходит на демонстрации, не так просто найти, против чего протестовать. Кроме того, в то время сюда направился колоссальный культурный десант: в Москву приезжали Кейдж, Ноно, Штокхаузен, Шолти, Бернстайн — все самые известные композиторы и дирижеры того времени.

Потом я оказался в Дрездене. Это забавное очень место, смесь Восточной Европы и Италии. Чудесный, медленный город, там свое видение красоты и своя особая культура. С одной стороны, Дрезденская галерея, с другой стороны — рок-клубы и выставки современного искусства в развалинах; это сейчас сохранилось, но тоже приобрело музейный оттенок. Среди людей, с которыми я общался в Дрездене, было очень много «беженцев», если можно так выразиться, из Западной Германии, то есть культурных беженцев, которым надоела размеренная жизнь где-нибудь в Баварии, и они перемещались на Восток, где было все неопределенно и свежо.

Потом я сменил Дрезден на Берлин. После Дрездена он кажется очень жестким городом, там не возникает никакой иллюзии того, что все будет хорошо, люди менее склонны к общению и возможностей интеграции меньше. С другой стороны, именно там у меня появились возможности в виде композиторских стипендий и заказов. То есть уже в двадцать два года я мог писать за деньги и работать с профессиональными музыкантами. Меня как композитора в Германии по-настоящему слепили. Все время задавали вопросы, заставляли очень точно формулировать собственные цели. Нам никогда не говорили: «Делай так и так». Я приходил со своим сочинением, и его сразу начинали критиковать, задавать жесткие и, как мне казалось, пристрастные вопросы. Эта дотошность меня очень волновала, заставляла думать. Приезжая в Москву, я точно так же себя вел в отношении молодых коллег, и они поначалу безумно обижались, потому что им казалось, что я что-то личное имею против них, на самом деле это просто привычка.

 

Почему Берлин — город вечной молодости и как живут в самом свободном городе Европы

Я в Берлине с 1994 года, это время обучения в Университете искусств, первые заказы, выход на профессиональных музыкантов. Сначала я жил в своей квартире во Фридрихсхайне в Восточном Берлине, который тогда еще не был модным районом. В 1990-е Фридрихсхайн был довольно мрачным местом: безработные, панки, фашисты. Там не было стационарных телефонов, в ГДР их почти не ставили, чтобы люди не звонили своим родственникам на Запад. Сам город производил очень мрачное впечатление. Всюду оставались следы войны и разделения, трагическое прошлое перевешивало настоящее. Только где-то после миллениума город внезапно, почти без перехода, стал очень яркий, цветной, позитивный.

В 1990-е электронная музыка была повсюду, но на рейв я впервые сходил лет в двадцать шесть. У всех в то время были так называемые техно-соседи, такие персонажи, которые включали нерафинированное техно и слушали его по нескольку дней подряд. Когда обдолбанные люди вокруг все время слушают это, то ты, хотя бы из чувства протеста, стараешься просто не включаться в эту волну.



Берлин — город кидалтов, которым кажется, что им девятнадцать, а на самом деле тридцать девять


Берлин — это такой город, где все проводят молодость, туда приезжают из какой-то жуткой швабской провинции, а потом либо остаются в этой вечной молодости, либо отправляются работать в банк. И то, и другое одинаково трагично, но пока тебе нет тридцати пяти, очень хочется в этом находиться. Берлин — город кидалтов, которым кажется, что им девятнадцать, а на самом деле тридцать девять, и это очень печальное явление. С другой стороны, молодость в Берлине, свободном, расслабленном, некоммерческом, — отдельная тема.

Моими первыми серьезными друзьями были отнюдь не коллеги по консерватории, хотя и среди них были выдающиеся люди, а мои соседи по дому. Как-то раз, когда я пришел со своего исполнения поздно вечером, я увидел, что в арке между вторым и третьим двором (а в Берлине есть целые галереи проходных дворов, как в Питере) поставили большой стол со свечами, стали слушать почему-то Земфиру, и я сразу со всеми соседями познакомился: филологом, пожилой бывшей танцовщицей кабаре, таксистом, это была удивительная социализация. Все подружились, устраивали собрания, сажали кабачки на заднем дворе, это было чудесно.

С начала 2000-х у меня возникло много друзей музыкантов, которые занимались не современной академической, а импровизационной музыкой, играли в клубах, устраивали какие-то домашние концерты, вечеринки, партии мини-гольфа на крыше, и это было очень мило.

Главное завоевание берлинского модуса жизни — демократичность, равнодушие к иерархии. Тут я впервые увидел известного фотографа Дэвида ЛаШапеля, и не на каком-то пафосном приеме, а на дискотеке, куда вход стоил два евро, причем его подруга, самый известный транссексуал мира Аманда Лепур, танцевал(а) босиком на танцполе. А потом в Москве я увидел на улице Петровка растяжку, где те же люди — ЛаШапель и Лепур — подавались как нечто безумно дорогое и эксклюзивное, и нужно уже было платить за вход, чтобы их увидеть. То есть и там, и там вещи те же, но перспектива немножко другая.



Все подружились, устраивали собрания, сажали кабачки на заднем дворе: это было чудесно


Сейчас я живу на два города — Берлин и Москву: в Берлине я очень хорошо себя чувствую, потому что меня устраивает та система, которая там работает. Социальное государство, в котором постоянно звучит тема личной ответственности за общее благо, тема самоидентификации индивидуума с обществом мне очень нравится. Мне нравится наблюдать систему, способную ограничить распространение зла в политике, хотя бы внутри страны, уже одним своим устройством.

Был очень показательный пример, когда Меркель пыталась продвинуть в качестве президента страны очевидную посредственность и не дала избрать очень знаковую фигуру, правозащитника, в котором видела конкурента. Так вот уже через полтора года под давлением журналистов эту посредственность слили. Нашли коррупционный скандал, выяснили, что его жена купила дом по льготному кредиту, президент ушел в отставку, и выбрали — со второй попытки — правозащитника. Правда, в Германии тоже не всегда понятно, кто у власти, концерны или политики, но все остальное меня совершенно устраивает.

 

Как вернуться в Россию и попасть в театральный процесс

Я очень долго пытался начать работать в России, но поначалу в газетах писали, что-то наподобие «он пишет типичную немецкую музыку» или «европейский мейнстрим». Или спрашивали: зачем вам работать в России, у вас ведь и так все хорошо? Иногда это очень доставало. Думал, ну что мне нужно было еще сделать, чтобы поверили в мою русскость? Разорвать на себе рубаху и упасть головой в снег?



Что мне нужно было еще сделать, чтобы поверили в мою русскость? Разорвать на себе рубаху и упасть головой в снег?


В 2005 году мы с моим другом, Митей Курляндским, случайно пришли в ресторан «Обломов», там проходила «Акция при поддержке театральных инициатив». На сцену вышел Теодор Курентзис, который показал на нас и сказал: «Вот эти люди — это самые известные композиторы этой страны, но их у нас не играют». И началось какое-то шевеление, эффектный импульс этим жестом, кажется, был произведен. Начался фестиваль «Территория», началась моя работа с Курентзисом, Московским ансамблем современной музыки, с Кириллом Серебренниковым — людьми, которые мне дороги по сей день.

Сейчас ситуация с современной академическая музыкой резко изменилась: еще год назад в Москве было два ансамбля, которые играют современную музыку, а сейчас их пять. В Новосибирске, в Перми, в Нижнем Новгороде появляются какие-то новые люди, в битком набитых залах слушают удивительную и непривычную музыку. Меняется культура восприятия звуковой реальности очень быстро, и это очень хорошо. Но сам процесс этот был запущен не раньше, чем несколько лет назад.

 

Как работает композитор, на что он живет и почему нужны постановки и ученики

Как правило, я провожу минимум четыре-пять часов в день за столом, сочиняю музыку. Но любой композитор никогда только композицией не занимается, даже Моцарт в самый успешный период, когда он зарабатывал по полмиллиона евро в год на нынешние деньги, брал до одиннадцати учеников. Преподавание помогает формулировать для себя какие-то вещи, дирижирование дает опыт, помогает набирать уровень и заработать много денег. Кураторская деятельность тоже помогает формулировать какие-то взгляды на культуру, потому что ты должен аргументировать перед коллегами свой выбор, и ты сам, формулируя какие-то вещи для себя, идешь дальше.

В России заработать деньги современной классической музыкой можно, только если она связана с современным искусством или с театральным событием, в театр больше инвестируется, чем в музыку. Но если вы идете традиционным способом и пытаетесь, как в советские времена, получать какие-то заказы от Министерства культуры, через Союз композиторов, то вы обречены на нищету. У многих композиторов старшего поколения это вызывает закономерную фрустрацию, а как справляются с этой проблемой младшие коллеги, я просто не знаю. Консерватория готовит людей в никуда, и пока не появятся институции, стабильно поддерживающие современную музыку, современное искусство, положение останется таким же мрачным.

У меня иногда тоже бывают сложности, но в целом я очень доволен, потому что я никогда в жизни не делал то, что я не хочу. Когда я еще не мог зарабатывать музыкой, я занимался журналистикой, мне это не очень нравилось. Я знаю, что я зарабатываю меньше, чем многие люди, но при этом я не иду на компромисс и нормально себя чувствую, потому что мне хватает. Тем более что заказы идут из разных стран. 



Режиссер Бархатов сказал, что хочет, чтобы на сцене были ударные и играли на инструментах и строительных машинах


Заказ формулируется так: к такому-то сроку написать для такого состава такое сочинение за определенную сумму. Если тебе заказали, значит, они приблизительно знают, что ты делаешь, и они хотят это от тебя, то есть очень редко вносятся какие-то правки. Бывает, музыканты говорят, что это невозможно сыграть; бывает, автор сам хочет что-либо заменить на более простое решение. Бывают какие-то особенные случаи. Например, в этом году я написал четырехминутную увертюру для открытия «Театра наций», которая начинала всю церемонию, и режиссер Бархатов сказал, что хочет, чтобы на сцене были ударные и играли на инструментах и строительных машинах. Мне пришлось придумать, как совместить этот индастриал со струнным оркестром и как привести эти два несовместимых слоя к органическому целому.

 

Кто слушает современную академическую музыку

Современная академическая музыка — доступна совсем не каждому, но, с другой стороны, и самые сложные вещи совершенно неожиданно, точечным путем находят своего слушателя. Новую академическую музыку слушают священники, менеджеры, студенты, очень разные люди, и, если сравнить с аудиторией поп-музыки, их, конечно, мало. Прикол, однако, в том, что все люди индивидуальны и у современной музыки нет определенной группы ее постоянных потребителей. Она их создает буквально во всех слоях общества. Это и отличает современную музыку от классической. Потому что классическая музыка — это времяпрепровождение буржуазии: все собрались, пошли в театр или на концерт, надели все чистое и темное. Это ритуал, в котором все меньше места любви к неожиданному и способности удивляться.

 

Как работать на проекте «Платформа» и почему нужен новый театр

Мы познакомились с Кириллом Серебренниковым, когда я писал для фестиваля «Территория», потом был спектакль «Человек-подушка», удивительный, сложный проект, который против всех ожиданий оказался очень успешным, спектакль идет до сих пор уже пять лет. У нас хорошие, сложные отношения. Сложные, потому что театральный режиссер видит вещи так, а музыкант видит иначе, но хорошо, что мы находим пересечение точек зрения. И мне эта сложность очень по душе.

«Платформу» делают очень много людей. Продюсеры, сценографы, мастера по звуку и свету, наконец, студенты Кирилла, которые играют почти в каждом спектакле, и Московский ансамбль современной музыки, который занят у нас почти во всех музыкальных проектах. Всего на «Платформе» четыре направления: театр, танец, музыка, медиа, и у каждого из них есть свой исполнительный продюсер. Все пытаются взаимодействовать друг с другом и создавать проекты на стыке театра и музыки, музыки и видео, короче, проекты, невозможные в традиционном репертуарном театре или в филармоническом пространстве. У нас довольно четкий план и нет рутины, это главное. И у нас очень много гостей: хореографы, режиссеры, композиторы и солисты из самых разных стран: Голландии Норвегии, Италии, Швейцарии. В каждом музыкальном мероприятии «Платформы» есть вещи, которые никогда не звучали в России. Это же касается и театра.

Сейчас мы привозим Энно Поппе. Он пишет не только для традиционных инструментов, но и электрических органов, используемых в 1960-е, которые он синтезирует на современных компьютерах. Получается такой кривой, немного ностальгический ресторанный звук, при этом, после электронной обработки на компьютере, он как бы преображается в кривом зеркале, расщепляется, меняет форму и облик, звучит все это очень круто. В каждом концерте «Платформы» есть вещи, выходящие за пределы музыкального ряда.  



Сколько бы мы во «ВКонтакте» ни скачивали фильмы, но когда видишь на большом экране «Одиссею-2001» Кубрика, то понимаешь, что это немножечко другое


  Людей на радикальные проекты привлекать очень тяжело, в Москве умная и избалованная публика. Это мотивирует нас подавать проекты не просто как концерты, а как некие мероприятия, объединенные некой сверхтемой. Наш предстоящий концерт, например, называется «Восстание», потому что он строится на взаимодействии традиционных живых музыкантов и «восстающих» против них электроники и видео. И электроника эта довольно решительно заявляет о себе, она дикая и непредсказуемая. Многим знатокам эта музыка уже знакома. Но я думаю, что есть смысл на это смотреть в реале. Вообще, смысл театра и музыки в живом исполнении в моменте переживания, который незаменим. Сколько бы мы во «ВКонтакте» ни скачивали фильмы, но когда видишь на большом экране «Одиссею-2001» Кубрика, то понимаешь, что это немножечко другое. И то же самое с театром, с музыкой. У меня у самого есть ступор, нежелание идти на концерт музыки, которую я не знаю, потому что ты не можешь промотать вперед, если тебе что-то не нравится, а очень хочется иногда. Но ты идешь на этот риск, и если он оправдан, то это становится магнитом.

 

Как жить на две страны и почему здесь все меняется

Здесь все меняется. С одной стороны, были демократические волны декабря-января, с другой стороны, им соответствует куча законодательного идиотизма и попытки легитимизировать этот идиотизм с помощью церкви. Например, закон, который в Питере принят против пропаганды гомосексуализма: в этом городе скоро нельзя будет Пазолини смотреть, «Смерть в Венеции» и даже группа «Тату» там теперь вне закона — выглядит это как попытка введения такого наивного шариата. Надеюсь, что растущее гражданское движение окажется сильнее идиотизма. Но менять страну будет сложно.



Питер немножко как Берлин, туда люди уезжают за таким углубленным дауншифтингом: «Я сейчас работаю над своим проектом»


Перемещаясь между Берлином и Москвой, я почти не чувствую разницы — и там, и там я дома. Оба города очень эклектичны и привлекательны именно отсутствием единого стиля. Единственное, что сразу бросается в глаза в Москве, — это очень большая проблема с общественным пространством, о которой все сейчас говорят. Ты сидишь в замечательном кафе, а потом выходишь на улицу, и там нельзя пройти из-за машин на тротуаре или наледи. А в Петербурге, который я очень люблю, есть общественное пространство в самой архитектуре, есть кафе со столиками на улице, чего в Москве очень мало, потому что если ставишь джип, то для столика места уже нет. Питер немножко как Берлин, туда люди уезжают за таким углубленным дауншифтингом: «Я сейчас работаю над своим проектом». А в Москве драйв. Правда, с тех пор, как я работаю в Москве, у меня удовольствие от московского драйва вообще ушло, потому что я здесь вообще не могу расслабиться.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *