Круг обязанностей журналиста: Профессия журналист: обязанности, функции, требования к должности, зарплата – инструкция, круг обязанностей и должностей в журналистике и СМИ

инструкция, круг обязанностей и должностей в журналистике и СМИ

Журналист – работник периодического информационного издания. Его основные трудовые обязанности заключаются в том, чтобы грамотно собрать информацию и максимально доступно ее преподать. Несмотря на то, что существует множество направлений работы по данной специальности, описанная должностная инструкция подойдет как публицисту, так и спортивному обозревателю.

В основные функции журналиста входит поиск, логический анализ информации, ее обработка и публикация в СМИ. Данная профессия предполагает не только общение с людьми и пересказ услышанного, но также навык выделения из всей информации основной сути, сопоставления различный источников, проверки данных, а также грамотной их обработки.

Инструкция журналиста

 

Итоговая задача журналистов заключается в формировании общественного мнения по всесторонним вопросам.

В каждом отдельном СМИ есть собственная направленность, структура и тематика. В них трудятся:

  • репортеры, собирающие информацию;
  • копирайтеры;
  • корректоры,
  • аналитики;
  • корреспонденты;
  • фотокорреспонденты.

Базовые направления работы журналиста следующие:

  1. Обеспечивать редакцию, в которой он трудоустроен, актуальной информацией и прочими материалами для последующей их публикации.
  2. По собственному желанию либо по заданию редактора устанавливать контакты с представителями государственных органов, органов регионального управления и организациями для своевременного получения всей необходимой информации.
  3. Производить выезды по стране и за ее пределы для сбора оперативной информации непосредственно с мест событий, заготавливать темы и вопросы для интервью, встречаться и проводить данные интервью.
  4. Обрабатывать все собранные данные и представлять их в формате интервью, специальных публикаций, комментариев и очерков по различным тематикам.
  5. Производить записи при использовании технических средств видео- и аудио-съёмки с соблюдением требований актуального законодательства.
  6. Проверять всю собранную информацию на достоверность, соблюдать требования законодательства в отношении представителей СМИ.
  7. Участвовать в разработке текущих и будущих планов редакции, выдвигать свои предложения по поиску новых тем и подаче уже собранной информации.
  8. Создавать авторский актив.
  9. Редактировать всю авторскую информацию, обеспечивать, чтобы все авторские данные (цитаты, имена и цифры) были поданы надлежащим образом.
  10. Заниматься составлением специальных рублик, подготавливать их для дальнейшей печати. Выпускать их в установленные сроки.
  11. Помогать внештатным сотрудникам корреспонденции.
  12. Предоставлять обязательный минимум собранной информации, установленный главным редактором.
  13. Оповещать главного редактора о наличии судебных исков и прочих требований со стороны закона.
  14. По заданию руководства работать со всей почтой поступающей в редакцию.
  15. Подготавливать справки и прочие служебные документы.
  16. Составлять тематическое досье.

Журналист должен:

  1. Знать закон о СМИ и грамотно вести свою деятельность в соответствии с ним.
  2. Уметь работать с информационными данными (находить, выделять, анализировать и оценивать полученные факты).
  3. Уметь быстро писать и быстро говорить (и то и другое — грамотно).
  4. Уметь обращаться с профессиональной техникой (фотоаппарат, диктофон и прочее).
  5. Уметь в нужный момент задать неудобный вопрос и дойти до сути.
  6. Быть тактичным и соответствовать правилам профессиональной этики.
  7. Знать основы издательской и производственной деятельности.
  8. Знать методы редактирования информационного материала.
  9. Знать этапы подготовки информации для печати.
  10. Знать грамматику и стилистику языка.
  11. Знать принципы интервьюирования.

Содержание статьи

Требования квалификации

Журналист должен соответствовать следующим требованиям к квалификации:

  1. Знать базовые требования Конституции РФ, Закона «О СМИ» №2124-1 и прочие законы, связанные с деятельностью СМИ.
  2. Соблюдать правила внутреннего распорядка.
  3. Обладать уверенными навыками работы на ПК (как минимум уровень пользователя).
  4. Обладать специальными знаниями, быть достаточно подготовленным для ведения журналистской деятельности.
  5. Обладать собственными налаженными связями с местными и зарубежными источниками информации.
  6. Уметь работать с информацией.

Форма и содержание документа

Должностная инструкция журналиста составляет по следующей структуре:

  1. Форма и содержание документаСверху указывается наименование документа.
  2. Далее указывается, кем данный документ был утвержден (должность, ФИО).
  3. Далее проставляется дата утверждения документа.
  4. Первый раздел должностной инструкции — «Общие положения». Тут указываются общие сведения относительно работы журналистом, что он должен знать и на какие положения законодательства опираться при выполнении обязанностей.
  5. В следующем разделе перечисляются все основные обязанности журналиста.
  6. Далее перечисляется, на что журналист имеет право.
  7. Последний раздел описывает, за что журналист несет ответственность при исполнении своих трудовых обязанностей.

Как правильно написать должностную инструкцию журналиста

Должностная инструкция представляет собой документ, описывающий:

  • обязанности работника на той должности, что он занимает;
  • полномочия сотрудника;
  • ответственность;
  • требования к квалификации;
  • формы поощрения работника.

Данный документ пишется для конкретной должности, а не для отдельного человека. Поэтому он не является именным.

Должностная инструкция журналиста отличается от документации для корреспондента. В инструкции корреспондента более подробно рассматривается образование и опыт работы сотрудника, а также непосредственно кому в организации он подчиняется.

На данный момент не существует ни одного документа, который бы устанавливал общий стандарт составления должностной инструкции для журналиста или любого другого специалиста на различных должностях. Однако есть определенные рекомендации по составлению подобных документов.

В первую очередь при составлении в расчет берутся действующие по организации документы, в которых описаны основные задачи, требования к квалификации и должности, нормы трудозатрат при выполнении работ.

Кроме этого рекомендуется исключать случайное дублирование обязанностей между сотрудниками. Важно сохранить последовательность выполнения работ. При этом, чем выше квалификация сотрудника, тем более важные задачи он должен решать.

У работника должны быть все полномочия и права для исполнения трудовых обязанностей. У сотрудника должен быть всего один непосредственный начальник. Если в организации два и более непосредственных руководителей, это приводит к резкому понижению работоспособности.

Обычно должностные инструкции состоят из пяти отделов:

  1. Общие положения.
  2. Основные задачи.
  3. Права.
  4. Ответственность.
  5. Требования к работнику.

Уже в конкретной организации решают, какие именно из разделов являются актуальными именно для их сотрудников. Некоторые разделы могут быть соединены в один раздел.

Должностная инструкция составляется и согласовывается вместе с юристами, руководителями отделов и редакторами. Она также может быть разработана отделом по работе с персоналом.

Документ обязательно составляется в трех вариантах. Один остается у работника, второй — в отделе по работе с персоналом, третий — у директора организации.

Документы для скачивания (бесплатно)

Права и обязанности журналиста (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Права и обязанности журналиста

2. Практическая реализация прав и обязанностей журналистов в реальных условиях

Заключение

Список литературы

По данным Фонда защиты гласности, в 2005 году выявлено 17 случаев нарушений права доступа журналистов в судебные заседания. Много это или мало? Если сравнить с общим количеством нарушений, зафиксированных в мониторинге Фонда, то это составит менее 5%. Вроде бы и говорить не о чем. Но задумаемся вот над чем: в качестве нарушителей закона здесь выступают судьи, т.е. те, кто призваны этот закон защищать. Трудно предположить, что они не знают процессуального законодательства. Значит, это осознанные действия, и некоторые из судей, получив гарантии своей независимости, пользуются ими для прямого нарушения закона. Кроме того, очевидно, что в Фонд защиты гласности поступают сообщения о далеко не всех нарушениях подобного рода. На самом деле их, видимо, гораздо больше. Но журналисты молчат, а их права продолжают нарушать. Если же мы сами не уважаем и не защищаем свои права, то трудно ожидать, что это будут делать другие.

Тематика сущности и особенностей прав и обязанностей журналистов слабо представлена отечественными изданиями, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о правах и обязанностях журналистов.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение прав и обязанностей журналистов.

В связи с этим целью данной работы выступает исследование в области прав и обязанностей журналистов, их практической реализации в реальных условиях.

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию[1];

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи[2].

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Не допускается использование установленных прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности[3].

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Определение круга прав и обязанностей журналистов является одним из важнейших элементов российского законодательства о средствах массовой информации, так как объём этих прав и обязанностей говорит о сути профессиональной деятельности работников СМИ. Как мы говорили, специфика профессии журналиста позволяет ему пользоваться правами, недоступными для других граждан, но это влечёт за собой и обязанность исполнять общественный долг.

Первая обязанность — сохранение в тайне источника информации. Это один из основных профессиональных принципов, смысл которого заключается в следующем. Достоянием общественной свободы является то, что люди могут безбоязненно сообщать о социально значимых вещах и событиях в средствах массовой информации, а также обсуждать подобные события в СМИ, — даже если информация включает сведения о неблаговидных поступках и поведении самих информаторов. При этом дискуссия в СМИ имеет большую общественную значимость, чем непосредственное нахождение и осуждение виновных. Введение такой нормы предоставляет защиту как гражданину, который, разглашая информацию, уже не опасается за свою судьбу и благополучие, так и журналисту — от несвойственной ему роли агента государственных органов охраны правопорядка.

На первый взгляд эта норма противоречит положениям статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В статье даётся перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (адвокат, священнослужитель и др.), в который не входят работники СМИ. Но существование этого перечня не исключает возможности иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Такая возможность прямо предусмотрена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 51), которая позволяет преодолеть указанное противоречие между нормами Закона о СМИ и УПК РФ[4].

Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом[5].

Второе право журналиста, которому соответствует схожая обязанность, — соблюдение достоверности информации. Журналист, с одной стороны, имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47 ЗоСМИ), с другой — он обязан убедиться в достоверности информации до её распространения (п. 2 ч. 1 ст. 49). Последнее фактически означает, что журналист отвечает за каждое слово, написанное в статье или прозвучавшее в телерадиопередаче, если он готовил распространённый материал.

Право проверять сообщаемую журналисту информацию является тем принципом, который позволяет ему требовать ответа на запрос, посещать государственные органы и организации, быть принятым должностными лицами, получать доступ к документам и материалам, производить записи, посещать места стихийных бедствий и катастроф, обладать другими правами, специально оговоренными в Законе о СМИ (ст. 47).

Обязанность всесторонней проверки распространяемой информации в свою очередь лежит в основе социально ответственной журналистики, на страже прав которой и стоит законодательство о СМИ. При этом не имеет никакого значения, идет ли речь о статье под рубрикой «Слухи» или о материале на полосе новостей. Вся информация должна быть достоверной (или, по крайней мере, не должна затрагивать ничьих прав и интересов). Журналист не может сказать в телевизионной программе что-то вроде следующего: «...все мы знаем, что мэр нашего города является честнейшим человеком, который заботится о судьбе горожан, следит за чистотой и порядком в городе. И хотя на прошлой неделе на центральном рынке старухи стали распространять нелепые слухи, о том, что уважаемый мэр берёт по субботам взятки со своих подчиненных, зарабатывая при этом несметное количество денег для строительства своей дачи, мы все прекрасно понимаем, что это — совершеннейшая глупость, чепуха, и никто не должен в неё верить». С той самой секунды, как эти слова прозвучат в эфире, будут опубликованы в газете и т.п., к журналисту можно предъявлять судебный иск, можно привлекать к ответственности как его самого, так и редакцию и т.д. Все ссылки на то, что это слухи, что журналист сам в них не верит и никто в них не поверит, суд не обязан принимать во внимание[6].

Глава V. Права и обязанности журналиста

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1)  искать, запрашивать, получать и распространять инфор­мацию;

2)  посещать государственные органы и организации, пред­приятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3)  быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4)  получать доступ к документам и материалам, за исключе­нием их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраня­емую законом тайну;

5)  копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюде­ния требований части первой ст. 42 настоящего Закона;

6)  производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7)  посещать специально охраняемые места стихийных бед­ствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демон­страциях;

8)  проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9)  излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его под­писью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, со­держание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материа­лы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предостав­ленными ему законодательством Российской Федерации о сред­ствах массовой информации.

 

Статья 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объеди­нения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналис­тов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, уч­реждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограм­мами, протоколами и иными документами, создавать благопри­ятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводи­мых аккредитовавшими его органами, организациями, учреж­дениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности све­дения, порочащие честь и достоинство организации, аккредито­вавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

 

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1)  соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудо­вых отношениях;

2)  проверять достоверность сообщаемой им информации;

3)  удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информа­цию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4)  сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5)   получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распрост­ранение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6)   при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозапи­си, кино- и фотосъемки;

7)  ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требо­ваний в связи с распространением подготовленного им сообще­ния или материала;

8)  отказаться от данного ему главным редактором или редак­цией задания, если оно либо его выполнение связано с наруше­нием закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной дея­тельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массо­вой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журна­лист обязан уважать права, законные интересы, честь и досто­инство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществле­нием им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполня­ющему общественный долг.

 

Статья 50. Скрытая запись

Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фо­тосъемки, допускается:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторон­них лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

 

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами жур­налиста

Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсифика­ции общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распростра­нение информации с целью опорочить гражданина или отдель­ные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

 

Статья 52. Специальный статус

Профессиональный статус журналиста, установленный на­стоящим Законом, распространяется:

на штатных сотрудников редакций, занимающихся редак­тированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массо­вой информации, продукция которых распространяется исклю­чительно в пределах одного предприятия (объединения), орга­низации, учреждения;

на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношения­ми, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Права и обязанности журналистов

Определение круга прав и обязанностей журналистов является одним из важнейших элементов российского законодательства о средствах массовой информации, так как объём этих прав и обязанностей говорит о сути профессиональной деятельности работников СМИ. Как мы говорили, специфика профессии журналиста позволяет ему пользоваться правами, недоступными для других граждан, но это влечёт за собой и обязанность исполнять общественный долг. О большинстве из этих прав и обязанностей речь пойдёт в последующих главах, здесь мы остановимся лишь на некоторых из них, которые представляются особенно важными в контексте настоящей главы.

Первая обязанностьсохранение в тайне источника информации. Это один из основных профессиональных принципов, смысл которого заключается в следующем. Достоянием общественной свободы является то, что люди могут безбоязненно сообщать о социально значимых вещах и событиях в средствах массовой информации, а также обсуждать подобные события в СМИ, – даже если информация включает сведения о неблаговидных поступках и поведении самих информаторов. При этом дискуссия в СМИ имеет большую общественную значимость, чем непосредственное нахождение и осуждение виновных. Введение такой нормы предоставляет защиту как гражданину, который, разглашая информацию, уже не опасается за свою судьбу и благополучие, так и журналисту – от несвойственной ему роли агента государственных органов охраны правопорядка.

На первый взгляд эта норма противоречит положениям статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В статье даётся перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (адвокат, священнослужитель и др.), в который не входят работники СМИ. Но существование этого перечня не исключает возможности иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Такая возможность прямо предусмотрена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 51), которая позволяет преодолеть указанное противоречие между нормами Закона о СМИ и УПК РФ.

Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом.

Второе право журналиста, которому соответствует схожая обязанность,соблюдение достоверности информации. Журналист, с одной стороны, имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ), с другой – он обязан убедиться в достоверности информации до её распространения (п. 2 ч. 1 ст. 49). Последнее фактически означает, что журналист отвечает за каждое слово, написанное в статье или прозвучавшее в телерадиопередаче, если он готовил распространённый материал.

Право проверять сообщаемую журналисту информацию является тем принципом, который позволяет ему требовать ответа на запрос, посещать государственные органы и организации, быть принятым должностными лицами, получать доступ к документам и материалам, производить записи, посещать места стихийных бедствий и катастроф, обладать другими правами, специально оговоренными в Законе о СМИ (ст. 47).

Обязанность всесторонней проверки распространяемой информации в свою очередь лежит в основе социально ответственной журналистики, на страже прав которой и стоит законодательство о СМИ. При этом не имеет никакого значения, идет ли речь о статье под рубрикой «Слухи» или о материале на полосе новостей. Вся информация должна быть достоверной (или, по крайней мере, не должна затрагивать ничьих прав и интересов). Журналист не может сказать в телевизионной программе что-то вроде следующего: «...все мы знаем, что мэр нашего города является честнейшим человеком, который заботится о судьбе горожан, следит за чистотой и порядком в городе. И хотя на прошлой неделе на центральном рынке старухи стали распространять нелепые слухи, о том, что уважаемый мэр берёт по субботам взятки со своих подчиненных, зарабатывая при этом несметное количество денег для строительства своей дачи, мы все прекрасно понимаем, что это – совершеннейшая глупость, чепуха, и никто не должен в неё верить». С той самой секунды, как эти слова прозвучат в эфире, будут опубликованы в газете и т.п., к журналисту можно предъявлять судебный иск, можно привлекать к ответственности как его самого, так и редакцию и т.д. Все ссылки на то, что это слухи, что журналист сам в них не верит, и никто в них не поверит, суд не обязан принимать во внимание.

В связи с этим следует остановиться на использовании несовершенного вида глагола в статье Закона о СМИ «Обязанности журналиста»: «Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации» – именно проверять (но не проверить). Законодатель, видимо, употребил глагол в форме несовершенного вида не случайно. Журналисты не имеют возможности досконально проверить достоверность тех или иных фактов в отличие от работников органов дознания, следствия, прокуратуры, суда. Они не могут проводить графологические и иные экспертизы, устраивать очные ставки, организовывать другие следственные мероприятия для определения подлинности документов и истинности чьих-то слов. То есть результаты проводимых журналистами проверок во многих случаях не смогут на 100% подтвердить достоверность той информации, которую они намерены распространять. Однако это не означает, что журналисты должны верить всему на слово; они обязаны предпринять всё, что в их силах, для проверки достоверности информации. Эти действия, как правило, сводятся к опросу объективно настроенных очевидцев событий, получению ответов на официальные запросы информации, поискам в архивах и т.п.

3.Профессиональные обязанности журналиста.

Журналист выполняет обязанности и автора и участника создания массовых информационных потоков. В законе о СМИ в ст.49 расписаны обязанности журналиста.

  1. Создание собственных материалов. Оно предполагает непрерывный поиск новых тем, высокую мобильность, интенсивную мыслительную работу, эмоциональное напряжение и все это – в условиях постоянного общения и дефицита времени

  2. Авторским творчеством круг обязанностей журналиста не исчерпывается. Он решает задачи МИП. Редакция должна обеспечить непрерывное поступление произведений в соответствии с ожиданиями аудитории. Речь идет о планировании информации и об организаторской работе журналиста.

  3. Организаторская работа журналиста предполагает создание широкого круга общения. Журналисту нужны контакты со всем, что поставляет информацию. Журналист создает актив из лиц, склонных к участию в СМИ. Организаторская способность журналиста предполагает его участие в массовых акциях редакции. Поддерживается это интерактивными опросами, прямыми линиями и т.д.

  4. Журналисты редактируют тексты, предназначенные для опубликования, участвуют в конструировании номера или выпуска.

Все виды деятельности сложились в единую систему профессиональных обязанностей. Журналистская деятельность входит в систему СМИ, наряду с производством и распространением МИП. Специализация производства и распространения МИП сегодня выглядит так:

Книгоиздательское дело

Периодическая печать

Телевидение

Радиовещание

Документальное кино

Интернет

4.Журналистский текст как особый тип текста.

Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.

Во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации – универсальность. Состоит оно в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов. (Это третье свойство массовой информации, два других – общезначимость и общедоступность – нам уже известны. Нетрудно заметить, что универсальность производна от первых двух свойств. С другой стороны, она «снимает» их в себе, давая возможность при характеристике комплекса свойств информации того или иного рода обойтись указанием на нее как на интеграл.)

Третье свойство журналистской информации присуще именно ей, является ее специфической чертой: она отмечена идеолого-этической направленностью, то есть способностью с той или иной мерой императивности поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей, в частности представлений о добре и зле, о благе, о смысле жизни.

Текст в переводе с латыни означает ткань, сплетение, соединение. В лингвистике текстом называют последовательность вербальных знаков, основными свойствами которой являются связность и целостность.

Классическое понимание текста представлено в определении И. Р. Гальперина: «Текст это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие определенную целенаправленность и прагматическую установку».

В настоящее время пишут о том, что эти признаки являются недостаточными для объяснения журналистского текста. Оспариваются такие признаки как форма существования текста, законченность произведений, обязательное наличие заголовков, вербальный характер текста, авторство.

Инф продукты образуют 3 типа отношений с действительностью: семантические, прагматические и синтаксические. Это классическая триада моделей текста.

В семантике текста акцентируется его инф смысловая основа. Семантические отношения отражаются в таком понятии как тема. Тема есть предмет описания и круг жизненных явлений отражаемых в тексте.

Прагматика это такой уровень текста, через который производится отношения к тому что говорит человек человеку и то что слушающий человек понимает. Прагматические отношения проявляют коммуникативные намерения автора, определяют нужность, полезность текста для адресата. Фокус этих отношений – идея, т. е. главная мысль произведения.

Тема то о чем произведение. Идея то зачем автор говорит по этому поводу.

Синтаксические отношения проявляется в том, что тексты обладают сложным строением, в котором с помощью тех или иных правил организуются элементы разных уровней языка (фонетика). Синтаксические отношения фокусируются в структуре и организации произведения. Здесь важно как воплощается идейно тематический замысел произведения.

Немецкий исследователь Г. Ригер предложил основными признаками: объективность, релевантность, актуальность и форму подачи материала.

В этом подходе определяется зависимость качества журналистского текста от соц. Принципа - способности представить не искаженную картину событий. Журналистское произведение является товаром, в который вложен трут и есть цена. Товар этот скоропортящийся и сильно зависит от актуальности темы. Единственное что может продлить жизнь журналистскому произведению это строгое соответствие фактов в тексте реальной действительности, и в таком случае текст перемещается в разряд исторических (летопись).

Ведущими признаками медиатекстов мы считаем медийность(воплощение текста с помощью тех или иных медиасредств, детерминация форматными и техническими возможностями канала),массовость (как в сфере создания, так и в сфере потребления медиапродуктов), интегративность, или поликодовость текста (объединение в единое коммуникативное целое различных семиотических кодов), открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях.

Права и обязанности журналиста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Права и обязанности журналиста

2. Практическая реализация прав и обязанностей журналистов в реальных условиях

Заключение

Список литературы

Введение

По данным Фонда защиты гласности, в 2005 году выявлено 17 случаев нарушений права доступа журналистов в судебные заседания. Много это или мало? Если сравнить с общим количеством нарушений, зафиксированных в мониторинге Фонда, то это составит менее 5%. Вроде бы и говорить не о чем. Но задумаемся вот над чем: в качестве нарушителей закона здесь выступают судьи, т.е. те, кто призваны этот закон защищать. Трудно предположить, что они не знают процессуального законодательства. Значит, это осознанные действия, и некоторые из судей, получив гарантии своей независимости, пользуются ими для прямого нарушения закона. Кроме того, очевидно, что в Фонд защиты гласности поступают сообщения о далеко не всех нарушениях подобного рода. На самом деле их, видимо, гораздо больше. Но журналисты молчат, а их права продолжают нарушать. Если же мы сами не уважаем и не защищаем свои права, то трудно ожидать, что это будут делать другие.

Тематика сущности и особенностей прав и обязанностей журналистов слабо представлена отечественными изданиями, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о правах и обязанностях журналистов.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение прав и обязанностей журналистов.

В связи с этим целью данной работы выступает исследование в области прав и обязанностей журналистов, их практической реализации в реальных условиях.

1. Права и обязанности журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию1;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи2.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Не допускается использование установленных прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности3.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

2. Практическая реализация прав и обязанностей журналистов в реальных условиях

Определение круга прав и обязанностей журналистов является одним из важнейших элементов российского законодательства о средствах массовой информации, так как объём этих прав и обязанностей говорит о сути профессиональной деятельности работников СМИ. Как мы говорили, специфика профессии журналиста позволяет ему пользоваться правами, недоступными для других граждан, но это влечёт за собой и обязанность исполнять общественный долг.

Первая обязанность — сохранение в тайне источника информации. Это один из основных профессиональных принципов, смысл которого заключается в следующем. Достоянием общественной свободы является то, что люди могут безбоязненно сообщать о социально значимых вещах и событиях в средствах массовой информации, а также обсуждать подобные события в СМИ, — даже если информация включает сведения о неблаговидных поступках и поведении самих информаторов. При этом дискуссия в СМИ имеет большую общественную значимость, чем непосредственное нахождение и осуждение виновных. Введение такой нормы предоставляет защиту как гражданину, который, разглашая информацию, уже не опасается за свою судьбу и благополучие, так и журналисту — от несвойственной ему роли агента государственных органов охраны правопорядка.

На первый взгляд эта норма противоречит положениям статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В статье даётся перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (адвокат, священнослужитель и др.), в который не входят работники СМИ. Но существование этого перечня не исключает возможности иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Такая возможность прямо предусмотрена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 51), которая позволяет преодолеть указанное противоречие между нормами Закона о СМИ и УПК РФ4.

Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом5.

Второе право журналиста, которому соответствует схожая обязанность, — соблюдение достоверности информации. Журналист, с одной стороны, имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47 ЗоСМИ), с другой — он обязан убедиться в достоверности информации до её распространения (п. 2 ч. 1 ст. 49). Последнее фактически означает, что журналист отвечает за каждое слово, написанное в статье или прозвучавшее в телерадиопередаче, если он готовил распространённый материал.

Право проверять сообщаемую журналисту информацию является тем принципом, который позволяет ему требовать ответа на запрос, посещать государственные органы и организации, быть принятым должностными лицами, получать доступ к документам и материалам, производить записи, посещать места стихийных бедствий и катастроф, обладать другими правами, специально оговоренными в Законе о СМИ (ст. 47).

Обязанность всесторонней проверки распространяемой информации в свою очередь лежит в основе социально ответственной журналистики, на страже прав которой и стоит законодательство о СМИ. При этом не имеет никакого значения, идет ли речь о статье под рубрикой «Слухи» или о материале на полосе новостей. Вся информация должна быть достоверной (или, по крайней мере, не должна затрагивать ничьих прав и интересов). Журналист не может сказать в телевизионной программе что-то вроде следующего: «...все мы знаем, что мэр нашего города является честнейшим человеком, который заботится о судьбе горожан, следит за чистотой и порядком в городе. И хотя на прошлой неделе на центральном рынке старухи стали распространять нелепые слухи, о том, что уважаемый мэр берёт по субботам взятки со своих подчиненных, зарабатывая при этом несметное количество денег для строительства своей дачи, мы все прекрасно понимаем, что это — совершеннейшая глупость, чепуха, и никто не должен в неё верить». С той самой секунды, как эти слова прозвучат в эфире, будут опубликованы в газете и т.п., к журналисту можно предъявлять судебный иск, можно привлекать к ответственности как его самого, так и редакцию и т.д. Все ссылки на то, что это слухи, что журналист сам в них не верит и никто в них не поверит, суд не обязан принимать во внимание6.

В связи с этим следует остановиться на использовании несовершенного вида глагола в статье Закона о СМИ «Обязанности журналиста»: «Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации» — именно проверять (но не проверить). Законодатель, видимо, употребил глагол в форме несовершенного вида не случайно. Журналисты не имеют возможности досконально проверить достоверность тех или иных фактов в отличие от работников органов дознания, следствия, прокуратуры, суда. Они не могут проводить графологические и иные экспертизы, устраивать очные ставки, организовывать другие следственные мероприятия для определения подлинности документов и истинности чьих-то слов. То есть результаты проводимых журналистами проверок во многих случаях не смогут на 100% подтвердить достоверность той информации, которую они намерены распространять. Однако это не означает, что журналисты должны верить всему на слово; они обязаны предпринять всё, что в их силах, для проверки достоверности информации. Эти действия, как правило, сводятся к опросу объективно настроенных очевидцев событий, получению ответов на официальные запросы информации, поискам в архивах и т.п.

Заключение

Стремительное появление новых технологий и их непрерывная конвергенция, кардинально меняющие природу СМИ, влияют и на состояние массово-информационного права. Приведут ли эти процессы к революции в информационном праве? Как представляется, их результатом будет лишь адаптация традиционных норм авторского права, неприкосновенности личной жизни, защиты чести и достоинства и других прав человека к новым формам сбора, хранения и распространения массовой информации. Компьютерное право, право новых технологий и коммуникаций расширят существующее правовое поле, заставят законодателей и судей осваивать неведомые им пока области правоприменения, но ни в коем случае не заменят существующее право СМИ.

Это отнюдь не означает, что в XXI в. не произойдёт важных изменений в системе, акцентах информационного права. Однако эти изменения станут результатом происходящих процессов интеграции западных государств, гармонизации национальных правовых норм, отмирания многих функций государств, укрепления самоуправления на местном уровне и саморегулирования внутри индустрии массовой информации и массовых коммуникаций.

Основными тенденциями в будущем, вероятно, станут те из них, которые просматриваются уже сегодня.

Во-первых, правительства и парламенты, отказываясь от зачастую обременительных для себя и дорогостоящих для общества функций, постепенно передают свои полномочия бизнесу и органам корпоративного и местного самоуправления. Последние, исходя уже из собственных правил и норм, решают возникающие правовые и этические споры. Обычно они действуют, реагируя на жалобы потребителей информационных услуг или других сторон, которые считают свои права нарушенными в результате распространения массовой информации. Нельзя сказать, что получатели новых полномочий всегда в восторге от расширения своих прав, ведущих, разумеется, и к расширению сферы их обязанностей. Понимая это, государство порой навязывает саморегулирование, делает его принудительным, как это происходит, например, с саморегулированием Интернета обществами и ассоциациями провайдеров и операторов в Западной Европе. К сферам, в которых эти процессы сегодня наиболее заметны, следует добавить рекламную деятельность и охрану интеллектуальной собственности.

Во-вторых, происходит постепенный переход от национального государственного регулирования к наднациональному правовому регулированию. Причём это связано как с формальной  причиной расширения трансграничного распространения массовой информации, прежде всего по сетям Интернета и с использованием спутниковых технологий, так и с очевидным удобством для растущих транснациональных корпораций заниматься бизнесом по стандартизованным во всех странах правилам. Создание общего рынка товаров и услуг в Западной Европе, Северной Америке и в других регионах требует и общего подхода к регулированию этих процессов. Европейский Союз уже принял ряд соответствующих директив, наиболее значительной из которых является директива «Телевидение без границ». Ему вторит в своем законотворчестве Совет Европы. Он принимает конвенции и рекомендации, в том числе по вопросам правового регулирования деятельности СМИ, готовя тем самым государства-участники этой организации к жизни в объединённой Европе. В этом же направлении активнее, чем когда бы то ни было, работают Международная организация торговли, Всемирный союз электросвязи, организация Генерального соглашения по торговле и тарифам и другие международные организации, обычно защищающие интересы большого бизнеса.

В-третьих, в регулировании информационных отношений будет развиваться переход к применению исключительно частного права (государство-арбитр), а не публичного (государство-участник), как нынче, — в некоторых важных вопросах защиты чести и достоинства, неприкосновенности личной жизни и др. Уже сейчас мертвым грузом уголовного права стран Запада лежат статьи о наказании за неуважение и оскорбление в СМИ президента, премьер-министра, других высших должностных лиц, а также символов страны — государственного флага, гимна, вымпелов и т.п., почти никогда не применяются нормы об уголовном преследовании за клевету и оскорбление. Международные организации, поддерживающие принципы свободы слова и массовой информации, борются за их окончательное искоренение из кодексов.

Можно предположить также появление ряда изменений, меньших по значению, но также существенных для развития массово-информационного права в новом веке.

Двадцать первый век грозит неожиданностями и потрясениями. Потрясений же в праве, скорее всего, не произойдёт, что явится основой стабильности общества и гарантией от возможных катаклизмов.

Список литературы

  1. Конституция РФ. Ст. 29, 15, 71—73.

  2. Уголовный кодекс РФ. Ст. 212, 280, 282, 354.

  3. Закон РФ «О СМИ». Ст. 1, 3, 4, 47.

  4. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: Науч.-практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999.

  5. Федотов М. А. Правовые основы журналистики // Труды по интеллектуальной собственности. Т. 4. М., 2001. С. 4—33.

  6. Кудрявцев М.А. Право СМИ в современной России: проблемы и перспективы // ЗиП. 1999. № 3. С. 11-18.

  7. Воинов А.Е. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках — субъектах Российской Федерации. М., 1997

  8. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. М., 2001.

  9. Право на информацию: российское законотворчество о СМИ в 1999—2000 гг. в контексте западноевропейских стандартов свободы слова. М., 2001.

  10. Лекции по основам правовых знаний для журналистов / Ред. Г.В. Винокуров, А.Г. Рихтер, В.В. Чернышев. М., 1999.


Глава V. Права и обязанности журналиста. Журналистское расследование [litres]

Глава V. Права и обязанности журналиста

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио– и видеотехники, кино– и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио– и видеозаписи, кино– и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 50. Скрытая запись

Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио– и видеозаписи, кино– и фотосъемки, допускается:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Статья 52. Специальный статус

Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *