Кто такие сценаристы – Профессия сценарист (чем занимается, что делает, сколько зарабатывает) | требования, обязанности и зарплата сценариста

Содержание

обязанности, плюсы и минусы, интересные факты

Сценарист – это специалист, который создает сценарии в широком смысле этого слова. Обычно сценарии ассоциируются с киноиндустрией, но они пишутся также для театра, компьютерных игр, рекламных роликов, шоу, квестов и других мероприятий.

Несмотря на то что сценаристы, как правило, не так хорошо всем известны, как, допустим, режиссеры, в создании любого качественного продукта они играют ключевую роль. Во многом именно от хорошего продуманного сценария зависит успех фильма или мероприятия.

Сценарист – это человек, который создает сценарии в широком смысле этого слова. Обычно сценарии ассоциируются с киноиндустрией

Образование

Образование по специальности «Сценарист» проще всего получить в профильных вузах, связанных с кино, телевидением и театром. Их немного, и они хорошо известны: ВГИК, ГИТИС, ГИТР и некоторые другие.

Однако диплом – это еще не ключ к успеху. Самое важное для сценариста – это портфолио. Работать над ним необходимо постоянно, пытаясь разрабатывать как можно больше проектов, это поможет набить руку и в дальнейшем создавать все более интересные сценарии.

В принципе, профильного сценарного образования можно и не иметь. Если у вас есть талант и вы серьезно работаете над своими навыками, диплом филологической, журналистской или театральной направленности тоже вполне подойдет.

Особенности профессии

Первоочередная задача сценариста – это создание полной картины действия фильма, сериала или мероприятия. Иными словами, сценарий должен включать в себя всю подробную информацию: как выглядит помещение, что и как произносят участники постановки, какие действия при этом совершают и так далее. Если речь идет о театре или кино, также необходимо подготовить детальное описание действующих лиц и их характеров.

При этом работа сценариста кардинально отличается от того, чем занимается обычный писатель. Ему необходимо создать текст не для чтения, а для воспроизведения в действии. За исключением фильмов с закадровым текстом, возможностей для пояснения происходящего практически нигде нет, а значит, в сценарии должны легко прочитываться причинно-следственные связи между событиями и действиями героев.

В некоторых случаях сценарист выступает одновременно как и режиссер, актер и, может, даже кто-нибудь еще

Несмотря на то что сценаристу необходимо прорабатывать сценарий максимально полно и точно, он должен быть готов к тому, что режиссер может многое изменить в итоговом варианте. Это издержки профессии, от которых никуда не деться. Сражаться за каждую мелочь в своем сценарии большого смысла не имеет, лучше относиться к этому философски.

В некоторых случаях человек, пишущий сценарий, бывает мультизадачным и выступает одновременно как сценарист, режиссер, актер и, может, даже кто-нибудь еще. Такой формат работы предпочитают многие известные режиссеры, например, Вуди Аллен и Ксавье Долан. Но в любом случае их работа начинается с самого главного – разработки синопсиса будущего сценария, который ляжет в основу фильма.

Трудоустройство

У сценариста очень много вариантов трудоустройства. Его навыки можно применить как в классических областях (кинопроизводство, театр), так и в более интересных направлениях (разработка компьютерных игр, реклама, event-сфера). Последние сейчас даже более перспективны, как с точки зрения наличия рабочих мест, так и с точки зрения уровня заработной платы.

Другие профессии из данной тематической группы

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 21.01.2020 18:49
Автор: Сергей Краковский
сценарий девушка с палкой Поделитесь в сети:

 

Сценаристом является человек, который пишет сценарии для фильмов, телесериалов, спектаклей, компьютерных игр и пр.

Содержание:


История профессии


Историки не пришли к единственному мнению относительно вопроса появления первых сценаристов.

Удалось установить, что искусство создания текстов развлекательного и поучительного характера для театральных постановок активно развивалось на территории Древней Греции. Со временем оно заполонило большинство европейских стран.

До начала XX века сценаристы были вынуждены записывать свои шедевры на бумаге от руки. Появление печатных машинок значительно усовершенствовало процесс разработки сценария. В наши дни незаменимым помощником этих творческих личностей является компьютер.


Особенности профессии


Каждый сценарий без исключения содержит основную идею и синопсис. Как в оригинальном, так и адаптированном сценарии необходимо указать место действия, подготовить описание главных и второстепенных героев (биография, внешность и характер).

Профессия сценарист обладает такими преимуществами:

  • востребованность специальности ввиду наличия повышенного спроса на интересные сценарии;
  • перспектива получать хороший гонорар;
  • отсутствие ограничений полета фантазии;
  • возможность работать дома.

Недостатком выступает отсутствие официального трудоустройства, ведь сценаристы работают по контракту. Ненормированный график, постоянные умственные и эмоциональные нагрузки не самым лучшим образом сказываются на здоровье.

Работа сценаристом не подходит людям, у которых диагностированы заболевания сердца или нервное расстройство.


Обязанности


Сценарист ― это профессия, что предусматривает выполнение ряда задач, напрямую касающихся участия в съемочном процессе:

  • разработка сюжетной линии кинофильмов, театральных постановок или различных мероприятий;
  • создание сценария для съемки видеороликов;
  • подготовка пресс-релизов либо рекламных анонсов.

Важные качества


Необходимые качества, которыми должен обладать сценарист:

  • развитое воображение;
  • литературные способности;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • скрупулезность;
  • творческое мышление;
  • стрессоустойчивость;
  • грамотная речь;
  • хорошая память.

Навыки и знания


Работа сценаристом предусматривает знание ключевых азов сценарного мастерства, а также ― законов киноискусства, телевидения, театра и пр.

Владение иностранными языками поможет быстро установить контакт с зарубежными партнерами.

Профессиональный сценарист умеет анализировать увиденные кинофильмы, прочитанные романы или различные истории. Будучи умелым пользователем ПК, он может в любой момент создавать заготовки, вносить необходимые правки независимо от стадии готовности работы, поддерживать связь с работодателем и пр.


Перспективы и карьера


Сценарист ― это профессия, что предусматривает множество вариантов трудоустройства. Имеющиеся навыки удается успешно использовать на практике как в классических направлениях (театр или кинематограф), так и более узкопрофильных областях (разработка компьютерных игр, реклама, event-сфера).

Источником дохода мастера слова является продаж готовых сценариев или их создание на заказ, с учетом ряда требований. При этом работать можно даже дома. Достаточно позаботиться о наличии письменного стола, чистых листов бумаги, печатной машинки или компьютера.

Перспектива карьерного роста в данной сфере напрямую зависит от востребованности работ сценариста, а также ― сотрудничества с именитыми режиссерами.


Обучение


Стать дипломированным сценаристом можно, окончив вуз по специальности «Культура и искусство». Это может быть институт кинематографии, телевидения и радиовещания или театральная академия.

При отсутствии возможности получить высшее образование можно посещать курсы и мастер-классы именитых мастеров в указанной области.

Стоит учесть тот факт, что наличие диплома не гарантирует всемирную известность и непрекращающийся поток предложений заключить дорогостоящие контракты в будущем.

Профессия сценарист предусматривает кропотливую работу над созданием портфолио еще во время обучения, что позволит максимально раскрыть талант и писать все более захватывающие сценарии.

Поделитесь в сети:

Сценарист, вакансии, работа в кино и сериалах, курсы

В основе любого фильма, постановки или телевизионного сюжета находится сценарий. Это первая ступень воплощения образной идеи. В сценарий закладывается развитие сюжета, проработка персонажей и их характеров. Во время написания сценария прорабатываются все детали, которые могут вызвать «провисания» в канве повествования. И занимаются подобной работой особые профессионалы — сценаристы

Чем сценарист отличается от писателя?


Принято считать, сценаристы необходимы лишь при разработке сценариев к фильмам, но на самом деле профиль применения данных специалистов значительно шире:

  1. игровое и документальное кино;

  2. культурно-массовые мероприятия и концертные шоу-программы;

  3. сериалы;

  4. ток-шоу и реалити-шоу;

  5. компьютерные игры;

  6. квесты.

Очень часто сценаристов путают с писателями, хотя в действительности работа у них разная. Писатель по крайней мере не зависит от других этапов съемочного процесса, ему не нужно думать, как те или иные действия будут воплощены на экране, согласовывать сюжет, прорабатывать отдельные сцены и диалоги. Кроме того, сценарий — это определенное жанровое произведение, которое строится по определенной схеме.

Сценарист же крайне плотно работает с режиссером, оператором-постановщиком и всей остальной съемочной бригадой. Бывает, что сценарий приходится перерабатывать и даже переписывать с нуля прямо на ходу, если картина, к примеру, не укладывается в бюджет.

При этом весьма часто сценаристы оказываются в тени режиссеров, их имена не слишком известны широкой публике. Но именно от труда сценариста во многом зависит конечное качество фильма. В истории Голливуда немало примеров, когда сценарные провалы ставили крест на всей постановке, несмотря на качественную игру актеров, бюджеты и мастерские съемки.

Впрочем, сценаристы довольно часто совмещают основную работу с режиссурой, продюсированием и даже актерской карьерой. Более того, сейчас куда больше спроса на универсальных специалистов – чем меньше участников процесса, тем меньше творческих разногласий и меньше издержки на производство.

В связи с этим сценаристы, которые занимаются исключительно сочинительством, становятся все большей редкостью. Представители данной профессии все активнее проникают в различные сферы реализации проекта, чтобы иметь возможность оказывать влияние на процесс.

Обязанности сценариста


В целом сценарист отвечает за начальный этап реализации проекта:

  • разработка концепции проекта;
  • проведение необходимых исследований, сбор информации;

  • обсуждение сценария с продюсером или режиссером, внесение изменений, доработка «провисов».

Кроме того, сценарист может быть задействован и при работе над рекламной кампанией проекта. Он может писать сценарии к видеороликам, анонсы и пресс-релизы, перенимая на себя таким образом некоторые обязанности специалиста по пиару и продвижению.

Требования к профессии сценарист

Главным требованием для сценариста является, конечно, умение писать и создавать сюжеты. Иными словами, писательский талант. Профессионал своего дела должен уметь прорабатывать детали, личностей персонажей, а также диалоги. Конечная цель – сделать так, чтобы зритель поверил в реальность происходящего.

От хорошего сценариста требуется умение работать с большими объемами информации, анализировать ситуации, максимально погружаться в тему. Если фильм о средневековье – максимально продумывать поведение персонажей той эпохи, если картина о врачах – живые диалоги медиков, а не просто набор заученных медицинских терминов.

Где может работать сценарист

Как уже упоминалось ранее, сценарист работает не только в кино. Подобные навыки необходимы:

  • на телевидении;

  • в рекламных и пиар-агентствах;

  • в индустрии компьютерных игр.

При этом необходимо отметить, что чаще всего сценаристы фильмов или телесериалов – это фрилансеры, которые либо получают заказы от студий, либо сами занимаются поиском компаний для сотрудничества.

Где выучиться профессии сценариста?


Театральные училища, институты кинематографии, а также литературные вузы предлагают возможность освоить профессию сценариста.

Правда, ни в одном вузе не учат литературному таланту – там можно лишь получить определенный набор знаний, научиться определенным методикам создания сценариев, принципам создания хороших сценариев.

У многих сценаристов и вовсе нет профильного образования. Поэтому вопрос о том, учиться или не учиться, достаточно спорный и каждый должен решать его самостоятельно.

Качества хорошего сценариста

Для того, чтобы работать сценаристом необходимо обладать следующими качествами:

  1. литературный вкус;

  2. богатая фантазия и развитое воображение;

  3. интерес ко многим областям человеческой жизни;

  4. любознательность и желание изучать что-то новое;

  5. усидчивость;

  6. умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  7. трудолюбие и работоспособность.

Сколько зарабатывают сценаристы

Подсчитать средний заработок сценаристов довольно затруднительно. Большая их часть работает по контрактной схеме, то есть является фрилансерами. А если речь идет о контактах с продюсерскими компаниями, то зарплаты сотрудников предпочитают не афишировать.

Также надо понимать, что зарплата и востребованность сценариста полностью зависит от успешности его прошлых проектов.

Плюсы и минусы профессии сценарист

К положительным аспектам профессии следует отнести следующее:

  • возможность работать в различных сферах;
  • при фрилансе возможность самостоятельно определять степень загруженности и рабочий график;

  • возможность воплощать собственные идеи и проекты;

  • широкие возможности для творчества и профессионального роста.

Минусами стоит считать:

что делает и чем занимается

Без этого специалиста не будет ни кино или сериалов, спектаклей, компьютерных или мобильных игр. Этот человек является основой для всего перечисленного. Он – простой трудяга сценарист кто это – расскажем далее.


Что нужно знать о профессии?


Сценаристом называют автором специально написанных текстов – сценариев. Чаще всего, сценарии пишутся для художественных фильмов и сериалов. Они будут составлять их литературно-драматическую основу.


Без этого документа невозможно начать съемки, так как в них будут прописаны:

  1. основные линии сюжета;
  2. прописаны основные и второстепенные сцены;
  3. все используемые диалоги;
  4. даются подробные описания персонажей.

Причем очень часто, сценарии пишутся авторами произведений, что делает их оригинальными. Могут писаться сценарии и на основе книг или пьес иных авторов, например, очень много фильмов и сериалов снято по произведениям Агаты Кристи.

При этом к работе привлекаются только профессиональные сценаристы, имеющие большой опыт в написании сценариев к фильмам. Очень часто бывает так, что режиссер сам начинает писать сценарий или принимает активное участие в его разработке и создании.

Особенности профессии

Особенности профессииНастоящие профессиональные сценаристы, занимаются созданием исходного материала для будущих фильмов, сериалов, игр, спектаклей. Все это с одной стороны драматургия, так как им предстоит разработать и создать большое количество персонажей, связать их через различные действия в один цельный сюжет. При этом текст должен всесторонне раскрывать то, что должно отразиться на пленке или на сцене. Все должно быть интересно для большей части зрителей.


Однако при написании следует учитывать все правила, и законы драматургического искусства. Нужно учитывать тот факт, что кинематограф, прежде всего это зрелище, доступное большинству населения. А потому все должно быть таким, чтобы запомнилось и было желание увидеть продолжение истории. 


 А так как только у настоящих профессионалов получается написать действительно шедевр, то стоит говорить о профессии сценариста, как о настоящем призвании автора. Это творческая работа, которая никогда не станет ненужной. Ведь возможностей для работы у сценариста все будет много.

Какие требования к специалисту?

Кроме призвания, специалист должен будет обладать:

  • значительной долей удачи;
  • литературным талантом;
  • быть нечувствительным к критике в свой адрес;
  • иметь богатое воображение;
  • любить сочинять на различные темы;
  • являться усидчивым;
  • иметь большое трудолюбие;
  • хорошо разбираться в законах драматургических законах;
  • необходимо хорошо знать произведение, на основе которого создается сценарий, события, которые лежат в основе или биография известного человека.

Очень часто сценаристы работают не в студии, а дома, так как для этого необходимо либо большой запас листов и печатная машинка или компьютер и хорошая скорость Интернета.

Так как, сама профессия предполагает, что зарабатывает человек при помощи своего литературного таланта, то он должен:

  1. постоянно работать над собой,
  2. разрабатывать новые истории и миры.
  3. возможно изучение произведений других авторов.

Для этого придется прорабатывать тексты для создания сценария.

Очень часто, сценаристы будут работать под заказ режиссеров, продюсеров или рекламных агентств.

Вывод

Только хороший специалист может добиться известности и признания большого количества зрителей. И это должен быть только профессиональный сценарист кто это – мы рассказали в нашей статье.

Возможно вам будет интересна статья: Профессия режиссер. Кто это такой.

Профессия Сценарист

Автор сценариев для фильмов, спектаклей, сериалов, игр и т. д.

Сценарист работает над текстами, которые предназначены не для прямого восприятия, а для визуального и звукового воплощения. Поэтому сценаристу, помимо владения словом, необходимо развивать навыки абстрактного и технического мышления. Поскольку сценарий – это  основа всякого фильма, сериала и даже рекламного ролика, спрос на хороших сценаристов настолько высок, что профессия пользуется спросом несмотря на высокие требования.

Получить образование, соответствующее профессии сценариста, можно в институтах культуры, кино и телевидения, на литературных факультетах и в гуманитарных вузах, чаще всего – в театральных академиях.

Работа сценариста начинается с создания краткого наброска – синопсиса. Затем для создания полноформатного драфта сценарист переходит к проработке персонажей, общей композиции, отдельных сцен и разделов. Но наиболее существенная часть рабочего процесса – корректировка и внесение драфтов. Сценарист – всегда часть команды, поэтому на разных этапах он должен постоянно встраивать в свое произведение задачи и требования от заказчика, технических специалистов, актеров, режиссеров и продюсеров. Наконец, ключевой чертой успешного сценариста является умение “продать” свой сценарий: найти подходящего продюсера, подстроиться под его задачи, соблюсти баланс при выставлении цены своей работы.

Области знания: Русский язык. Литература. Обществознание. 

Компетенции

  • Пишет синопсис сценария
  • Прорабатывает персонажей, композицию, разбивает сценарий на разделы и сцены
  • Координирует свою работу с заказчиком и техническими специалистами
  • Вносит правки, пишет и переписывает “драфты”
  • Принимает решения по подбору заказчика и цене сценария

Важные качества

Личные качества: вдумчивость, усидчивость, находчивость, любознательность, оптимизм

Soft skills: умение работать с большими объемами информации, высокая работоспособность, развитая память, абстрактное мышление, аналитические способности

Профессиональные качества: знание основ сценарного мастерства, истории искусств, сценических и производственных дисциплин

Где работает

  • Киностудии
  • Видеопродакшн-компании
  • Телеканалы
  • Театры
  • Стриминговые сервисы

Потенциальные работодатели

  • ГК Bazelevs
  • ООО “Кинокомпания “СТВ”
  • ЗАО “Дирекция кино”
  • ФГУП “ВГТРК”
  • ЗАО “Амедия”

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Сценарист»

  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Московский государственный институт культуры
  • Краснодарский государственный институт культуры
  • Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:

«Поступай правильно»

«Поступи онлайн»

Сценарист Википедия

Сценари́ст[1][2] — автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры и так далее.

Большинство сценаристов, ставших позже знаменитыми, начинают свои сценарии с обдумывания сюжета[3]. Это значит, что они сочиняют сценарии, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплаты. Одним из ярких примеров прошлого века был популярный фантастический фильм «Назад в будущее» — его сценарий киностудии отвергали 22 раза, считая, что такая история не будет интересна большинству любителей кинематографической фантастики.

Сценарист может сочинять оригинальный сюжет или же адаптировать существующий для съёмки фильма. Адаптированный сценарий для кино или телевидения преимущественно состоит из перевода или интерпретации литературных произведений. Сценарист пишет сценарии для любых фильмов, в том числе документальных и reality show.

Часто режиссёр-постановщик фильма является автором или соавтором сценария снимаемого фильма.

В России

До середины нулевых годов стать сценаристом могли только обладатели дипломов соответствующих факультета ВГИКа, Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Высших курсов сценаристов и режиссёров[4]. Из-за популярности ситкомов и комедийных сериалов в начале 2000-х главным поставщиком авторов оказался КВН, и до сих пор среди телесценаристов кавээнщиков — большинство. В 2014—2015 годы из-за кризиса в СМИ сценарии начали писать и журналисты.

История

Лучшие американские сценаристы

В 2006 году члены ассоциации сценаристов США из более чем 1400 фильмов выбрали 101 с лучшими сценаристами[5]. И из них были отобраны 10 фильмов с лучшими сценариями:

  1. «Касабланка», адаптированный сценарий Джулиуса и Филипа Эпштейна, 1942 год
  2. «Крёстный отец» Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1972 год
  3. «Китайский квартал» Роберта Тауни, 1974 год, режиссёр Роман Полански
  4. «Гражданин Кейн» Германа Дж. Манкевича и Орсона Уэллса, 1941 год
  5. «Всё о Еве» Джозефа Л. Манкевича, 1950 год
  6. «Энни Холл» Вуди Аллена и Маршалла Брикмэна, 1977 год
  7. «Бульвар Сансет» Чарльза Брэккета, Билли Уайлдера и Д. М. Маршмэна, 1950 год
  8. «Телесеть» Пэдди Чайефски, 1976 год
  9. «В джазе только девушки», история Роберта Тоерена и Майкла Логэна по сценарию Билли Уайлдера и А. Л. Диамонда, 1959 год
  10. «Крёстный отец 2» Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1974 год

Сценаристами, у которых было выбрано больше всего фильмов, стали Вуди Аллен, Фрэнсис Форд Кополла и Билли Уайлдер, — по 4 фильма у каждого. В трёх номинациях победили фильмы со сценариями Чарли Кауфмана, Уильяма Голдмена и Джона Хьюстона[5].

Примечания

Ссылки

Обратная сторона профессии: сценарист — Карьера

Как вы пришли к тому, чтобы заниматься сценарным мастерством?

Я учился в Университете Натальи Нестеровой на факультете режиссуры, и для учебы приходилось писать сценарии. В какой-то момент я понял, что я куда больше востребован как сценарист, чем как режиссер. Самое смешное, что я с детства терпеть не мог это дело – писать. До сих пор помню: я во втором классе, мне дали домашнее задание – переписать пару строчек из учебника. Я сидел над ними битый час с ощущением, что это какой-то бесконечный текст. Если бы тогда мне кто-то сказал, что я буду писать профессионально, я бы ужаснулся. Я до сих пор не получаю особых эмоций от самого процесса написания. Доставляет удовольствие тот факт, что мой текст кому-то нравится. Когда сценарий хорошо экранизируют, когда он нравится зрителям, когда получаешь обратную связь от публики – вот это удовольствие, это те самые эмоции, которые помогают писать дальше.

А как вы пробились на экран?

Вообще российский кинорынок довольно маленький, все друг друга знают. Я начинал с того, что делал за небольшие деньги ограниченную часть сценарной работы – правил диалоги для разнокалиберных сериалов. Потом стал полноценным автором для «Моей прекрасной няни» – помните, был такой сериал? И вот так постепенно дошел до того, что начал писать сценарии к полнометражным фильмам.

Самый сложный шаг для начинающего сценариста, который хочет продвинуть свой сценарий, – это поиск хорошего продюсера. Имеет смысл пользоваться всеми возможностями: ходить на профессиональные тусовки, поддерживать контакты в соцсетях, участвовать в так называемых питчингах – конкурсах, которые устраивают теле- и кинокомпании. Например, в начале апреля открытый питчинг сценариев запустил холдинг «СТС Медиа». До конца месяца любой желающий может отправить свои работы по направлениям «Игровой сериал», «Анимационный фильм», «Полнометражный игровой фильм», «Полнометражный информационный фильм» и «Трансмедийный проект». Сценарии пройдут несколько этапов отбора, а победители конкурса встретятся с продюсерами и получат шанс экранизировать свою работу. Это хорошая возможность для начинающих авторов, которые не знают, как реализовать свои киноидеи.[news_photo_1]

Вообще, я считаю, что сначала всегда должна идти практика, а уже потом – теория. Классическую драматургию, которая преподается в вузах, хорошо постигать тогда, когда что-то попробовал написать и уже споткнулся на собственных ошибках. Поэтому сначала нужно писать, а уже потом, в процессе, изучать теорию.

Сценарист – это прибыльная профессия? Можно ли, написав один хороший сценарий, полгода не работать?

Наверное, можно. Если честно, я не пробовал: если хочется работать, то зачем целых полгода бездельничать? Но вообще все зависит от степени известности автора. Начинающим сложнее: когда ты только начинаешь работать сценаристом, ты похож на строителя, которого приглашают рыть яму, а потом думают, заплатить ему или нет. Сначала ты пишешь, а потом продюсер принимает решение, хороший сценарий или плохой. Естественно, начинающие авторы не получают такие гонорары, как авторы известные, с несколькими успешными фильмами в портфолио. Но у всех есть шанс стать успешным, если не лениться, учиться и тренироваться.

Каких-то конкретных ставок у сценаристов нет: стоимость сценария зависит от человека, который его пишет, а не от количества букв. Она обговаривается на этапе заключения договора и потом, как правило, не меняется – независимо от того, сколько денег фильм собрал в прокате. На Западе работает другая схема: там сценарист куда чаще, чем в России, получает процент от проката.

Может ли российский сценарист успешно переключиться на зарубежный рынок, чтобы его работу купили на Западе?

Для нас тут верна пословица «где родился, там и пригодился»: написать качественный сценарий на неродном языке практически невозможно, если только вы не владеете, скажем, английским на уровне носителя. Можно, конечно, писать на русском и отдавать на перевод, но это сильно усложняет логистику, да и автора становится уже два. Вы только представьте: сначала нужно перевести сценарий, потом переводить многочисленные правки, потом дорабатывать на русском, потом снова переводить на английский. Другое дело – продажа идей и кооперация. Тут мы все дальше продвигаемся на иностранные рынки.

Какие жанры сейчас наиболее востребованы?

Есть, конечно, мода на определенные жанры. Несколько лет назад были очень популярны фильмы про Великую Отечественную войну, потом про спорт, сейчас хоррор становится востребован. Но, я думаю, зритель идет в кино скорее не на определенный жанр, а на качественный фильм. Так что сценаристу не стоит ориентироваться на «модные» направления. Угадывать сиюминутное настроение – бесполезное дело еще и потому, что производственный цикл кино очень долгий. Пройдет год или полтора с момента написания сценария, а то и больше, прежде чем фильм снимут и он выйдет в прокат.

Важно ли вам как сценаристу, что говорят о вашем детище публика и критики?

Безусловно. Я стараюсь читать и профессиональную критику, и отзывы обычных зрителей. Но здесь важно помнить, что эти мнения всегда субъективны. Я иногда соглашаюсь с высказанными замечаниями, но бывает, что критик ставит себя на место продюсеров, сценаристов, режиссеров и буквально расписывает свою версию того, как должно было быть снято то или иное кино. Для меня это плохой критик. В таком случае нужно самому становиться продюсером, сценаристом, режиссером и самостоятельно делать фильмы, а не критиковать других. К сожалению (а может, и к счастью) необходимость в профессиональной критике в современном мире постепенно сходит на нет. Становятся доступны куда более быстрые и понятные инструменты, позволяющие оценить качество фильмов. Это, в свою очередь, приводит к появлению некого ощущения «безответственности» у тех, кто профессионально оценивают фильмы. Зачастую, это и не оценка вовсе, а самовыражение. Демонстрация читателю «насмотренности» и превосходства собственного интеллекта, не позволяющая хорошо оценить «слишком простые» с точки зрения критика фильмы. Это, конечно, не касается нескольких действительно выдающихся критиков (которые и не критики вовсе, а, скорее просветители). 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *