Кто такой сценарист – Профессия сценарист (чем занимается, что делает, сколько зарабатывает) | требования, обязанности и зарплата сценариста

Сценарист — Википедия. Что такое Сценарист

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сценари́ст — автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры и так далее.

Большинство сценаристов, ставших позже знаменитыми, начинают свои сценарии с обдумывания сюжета[1]. Это значит, что они сочиняют сценарии, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплаты. Одним из ярких примеров прошлого века был популярный фантастический фильм «Назад в будущее» — его сценарий киностудии отвергали 22 раза, считая, что такая история не будет интересна большинству обителей кинематографической фантастики.

Сценарист может сочинять оригинальный сюжет или же адаптировать существующий для съёмки фильма. Адаптированный сценарий для кино или телевидения преимущественно состоит из перевода или интерпретации литературных произведений. Сценарист пишет сценарии для любых фильмов, в том числе документальных и reality show.

Часто режиссёр-постановщик фильма является автором или соавтором сценария снимаемого фильма.

В России

До середины нулевых годов стать сценаристом могли только обладатели дипломов соответствующих факультета ВГИКа, Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Высших курсов сценаристов и режиссёров[2]. Из-за популярности ситкомов и комедийных сериалов в начале 2000-х главным поставщиком авторов оказался КВН, и до сих пор среди телесценаристов кавээнщиков — большинство. В 2014—2015 годы из-за кризиса в СМИ сценарии начали писать и журналисты.

История

Лучшие американские сценаристы

В 2006 году члены ассоциации сценаристов США из более чем 1400 фильмов выбрали 101 с лучшими сценаристами[3]. И из них были отобраны 10 фильмов с лучшими сценариями:

  1. «Касабланка», адаптированный сценарий Джулиуса и Филипа Эпштейна, 1942 год
  2. «Крёстный отец» Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1972 год
  3. «Китайский квартал» Роберта Тауни, 1974 год, режиссёр Роман Полански
  4. «Гражданин Кейн» Германа Дж. Манкевича и Орсона Уэллса, 1941 год
  5. «Всё о Еве» Джозефа Л. Манкевича, 1950 год
  6. «Энни Холл» Вуди Аллена и Маршалла Брикмэна, 1977 год
  7. «Бульвар Сансет» Чарльза Брэккета, Билли Уайлдера и Д. М. Маршмэна, 1950 год
  8. «Телесеть» Пэдди Чайефски, 1976 год
  9. «В джазе только девушки», история Роберта Тоерена и Майкла Логэна по сценарию Билли Уайлдера и А. Л. Диамонда, 1959 год
  10. «Крёстный отец 2» Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1974 год

Сценаристами, у которых было выбрано больше всего фильмов, стали Вуди Аллен, Фрэнсис Форд Кополла и Билли Уайлдер, — по 4 фильма у каждого. В трёх номинациях победили фильмы со сценариями Чарли Кауфмана, Уильяма Голдмена и Джона Хьюстона[3].

Примечания

Ссылки

Кто такой сценарист? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Статья представляет собой рассуждение на тему профессии сценариста. Концепция автора о сущности сценарной деятельности выстроена по аналогии «трёх лиц» режиссёра (по В. И. Немировичу-Данченко). Профессию сценариста, по мнению автора, можно определить следующими «лицами»: сценарист-энциклопедист, сценарист-укротитель, сценарист-волшебник, сценарист-поэт.

Ключевые слова: сценарное мастерство,драматургия театрализованных представлений и праздников, профессия сценарист, сущность сценарной деятельности.

Кто такой сценарист?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что когда-то В. И. Немирович-Данченко написал о том, что режиссер — «существо трехликое»: режиссер-толкователь; режиссер–зеркало; режиссер-организатор всего спектакля [2, с. 256]. Исходя из подобной аналогии «трёх лиц», можно попытаться расширить образно-содержательное понимание ипрофессии сценариста. Не обязательно претендуя на амплуа режиссера, он, на наш взгляд, помимо прочих творческо-организационных качеств, должен выступать в метафорическом образе: и энциклопедиста, и укротителя, и волшебника.

В статусе энциклопедиста его знания в определенной степени должны опираться на достижения самых различных отраслей наук, таких, к примеру, как культурология, история; и искусства. Он, безусловно, должен иметь определенное представление о достижениях и методах создания произведений разных видов искусств; о репертуаре современных художественных коллективов; ориентироваться в шедеврах мировой культуры, знать основные события и имена выдающихся личностей, представляющих отечественную и зарубежную культуру; кропотливо подбирать и изучать интересные исторические факты, способные раскрыть идею сценария. В совокупности это дает возможность сценаристу придумывать интересные, неожиданные сочетания художественных образов для раскрытия идеи будущего театрализованного представления, решать эпизоды ежегодно повторяющегося праздника по-разному.

Энциклопедичность знаний сценариста подчёркивают многие специалисты и исследователи сценарного мастерства, например, Н. П. Шилов. По его словам, «уникальную драматургическую ситуацию» в сценарии театрализованного представления создаёт то, что «художественный материал может свободно взаимодействовать с документальным». [4, с. 21] Уместно упомянуть и выражение Поля Валери, мудрого французского литературоведа и эссеиста, «Лев состоит из съеденной баранины» [1, с. 106]. Толкование этого высказывания применительно к сценарному мастерству также можно найти в книге Н. П. Шилова: «Что бы ни питало ум, воображение и фантазию сценариста (баранина), он создаёт нечто новое по отношению изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом)» [4, с. 21]. Таков оригинальный способ написания сценария.

Есть и другой — компилятивный (не путать с формальной компиляцией), который по своей сути ещё больше предполагает обладание сценариста энциклопедическими знаниями. «Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя так называемый эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным» [4, с. 21].

В образно-метафорическом статусе сценариста-укротителя, ему, во-первых, необходимо «укротить» огромное количество материала, документального и художественного, чтобы использовать и выстроить его в соответствии с логикой развития идеи конкретного театрализованного представления. Во-вторых, ему важно и нужно укротить не только содержательный и творческий опыт, приобретенный плеядой его многопоколенных предшественников, но и «укротить толпу» здесь и сейчас, то есть заинтересовать, продумать управление вниманием зрителя, предугадать его реакцию, вызвать необходимую эмоцию. В этой связи И. М. Туманов замечает, что сценарист — это «профессионал, который знает законы массовых праздников и предугадывают реакцию зрителей» [3, с. 11].

В образно-метафорическом статусе

волшебника львиная доля работы сценариста, как нам представляется, — это всё-таки работа со словом. И здесь суть его творчества в том, чтобы «обычное превратить в необычное» (создать образ). «Волшебство» в культурном пространстве художественного творчества в том и заключается, чтобы с помощью языковых средств выразительности и приёмов превратить обычный повседневный текст в «словесно-кружевную ткань». Причём, когда воспринимаешь её на слух, не просто улавливаешь и понимаешь смысл сказанного, но и удивляешься, любуешься текстом, его узорами — игрой слов и смыслов, остроумными фразами и диалогами. Это новый язык, который не позволяет слушателю скучать, пропускать мимо ушей слова и фразы, так как каждая из них насыщена какой-то «интересностью», приёмом. Умелая работа сценариста заставляет слушателя следить за тем, как лексические, грамматические, фонетические ассоциативные связи слов любопытно и неожиданно выстраиваются друг за другом, создавая единый текст. То же самое «волшебство» (превращение из обычного в необычное) относится и к работе с другими средствами выразительности, присущими театру, которые сценарист планирует указать в ремарках.

Развивая мысль о ценности «волшебных превращений» обычного в необычное, приведём в качестве аргумента рассуждение В. Шкловского, помещённое в книгу сценарных тренингов. «Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими. Так уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навыки… Для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является — дать ощущение вещи как видение, а не как указание… целью образности является перенесение предмета из его обычного восприятия в сферу нового восприятия, то есть своеобразное семантическое изменение…» [5, с. 29–30]

И, все же, выводы о трехликости сценариста, как нам представляется, немного поспешны. Есть у сценариста и ещё одно «лицо» (может быть, и душа) — поэта. Ведь прежде чем стать волшебником, нужно научиться видеть мир совершенно особенным образом, словно глазами ребёнка; замечать в окружающей нас природе, людях, в обыденных ситуациях красоту, шарм, грусть или иронию; каждый день совершать открытия,

наблюдать и впитывать, а уже затем облекать наблюдения в словесную форму, включать наблюдения в сюжет. «Наблюдательность — по «Словарю русского языка» С. Ожегова — способность замечать мелкие, ускользающие от других частности, подробности фактов, явлений» [5, с.11]. Правда, использованное нами слово «научиться» не совсем подходит для образа сценариста-поэта. То есть, стать сценаристом-поэтом, вряд ли возможно. Им можно только быть.

Конечно, это идеальная модель. В мире множество людей занимаются профессией сценариста, но, к сожалению, не обладают всеми этими качествами. Но в этих четырёх лицах, на наш взгляд, заключается сущность сценарной деятельности в сфере театрализованных представлений и праздников.

Литература:

1.      Валери П., Об искусстве… / П. Валери. — М.: Искусство 1993. — 507 с.

2.      Немирович-Данченко В. И., Статьи, Речи. Беседы. Письма / В. И. Немирович-Данченко. — М.: Искусство, 1962. — 442 с.

3.      Туманов И. М., Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. — М.: Просвещение, 1976. — 88 с.

4.      Шилов Н. П., Сценарное мастерство / Н. П. Шилов. — Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2004. — 145 с.

5.      Шилов Н. П., Что должен уметь сценарист: школа и мастерская / Н. П. Шилов. — Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. — 158 с.

Сценарист — Вікіпедія

Сценарист — автор сценарію фільмів (у тому числі мультиплікаційних) чи телепередач (сюжетів або програм), кінодраматург. Останнім часом професія сценариста має дедалі більший попит

[1]. Спеціальність «Сценарист телесеріалів та кіно» включається до програм навчальних закладів[2].

Місце роботи сценаристів[ред. | ред. код]

Місцем роботи сценаристів є кіно, телебачення, театр, рекламні агентства, компанії, що займаються проведенням свят і шоу, а також компанії-розробники комп’ютерних ігор.

Більшість сценаристів починають кар’єру з розрахунку на вигоду, тобто пишуть сценарії, не бувши найнятими і безоплатно.[3]

Багато з них також працюють коректорами або скрипт-докторами, намагаючись виправити сценарій до вимог режисерів чи студій; наприклад, у випадку, коли менеджмент студії вважає мотиви персонажів незрозумілими, діалоги невдалими тощо.[4]

Один із найважливіших елементів у реалізації задуму проекту для студії — залучення професійного сценариста. Проекти найчастіше продаються студіям, які потім долучають своїх кваліфікованих сценаристів до вдосконалення чи завершення сюжету.

Спеціалізація телесценаристів[ред. | ред. код]

Останнім часом професія сценариста-драматурга стає дедалі більш затребуваними — цьому сприяє зростання попиту на телесеріали, які займають 50-60% телемовлення і є дуже вигідним бізнесом[5]. Собівартість серіалів набагато нижча за художні фільми, водночас можна нескінченно заповнювати ними ефірний час і залучати під них рекламу. При цьому телеканали ще тільки приступають до виробництва так званих вертикальних серіалів, і ціни на них будуть лише зростати.

За такого потоку виробництва телесеріалів доречний і ефективний поділ праці сценаристів-драматургів. Є сценаристи, які пишуть синопсис — твір зі зведеним, сумарним викладенням різних поглядів на проблему, тему, питання (хто кого любить, хто кого ненавидить, чому робляться якісь вчинки тощо), — все це описується на декількох сторінках. Щотижня сценарист придумує новий поворот сюжету, щоб глядач був у постійній напрузі й чекав наступної серії. Головним для сценариста тут є знайти якийсь новий хід, по-новому сказати про старе, щоб історія стала сучасною, навіть якщо це історичний серіал, щоб вона змусила людину засумувати, задуматися чи розсміятися. Готова історія переходить до сценаристів-сюжетчиків, як розписують її за сценами. Потім — до сценаристів-діалогістів, які придумують всі розмови героїв.

Найцікавіша робота в головних сценаристів, які придумують суть історії. Робота сценаристів-сюжетчиків і сценаристів-діалогістів більш підпорядкована загальній схемі, але в когось краще виходить одне, у когось — друге. Робота сценаристів на телебаченні — командна. Інколи сценаристу доводиться бути універсальним фахівцем, де він і головний сценарист, і сценарист-сюжетник, і діалогіст. Це практикується в невеликих кінокомпаніях, що знімають не більше 13 серій одного фільму.

Кінодраматург[ред. | ред. код]

Кінодраматург — письменник, який створює літературний сценарій для кінематографа, тобто первинну основу, фундамент для постановки фільму. Кінодраматургія взагалі є дуже своєрідним літературним процесом, теорією і мистецтвом побудови драматичного твору, а також сюжетно-образною концепцією такого твору в кінематографі.

Сценарист перш за все повинен любити і вміти писати, мати розвинену фантазію і багатий словниковий запас, але головне — мати певний талант[5].

Сценарист-драматург також повинен мати такі якості, як ерудованість, упевненість у собі, інтуїтивне мислення, уважність, почуття стилю, працьовитість, комунікабельність та безконфліктність. У сценариста-драматурга має бути розвинене сценарне мислення, тобто вміння конструювати життєві ситуації, пов’язувати їх між собою, мотивувати вчинки героїв.

Деякі відомі українські сценаристи[ред. | ред. код]

Американські сценаристи[ред. | ред. код]

Європейські сценаристи[ред. | ред. код]

Кто такой продюссер, режиссёр, сценарист?

<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/��������» target=»_blank» >Продю&#769;сер</a> — (от англ. producer — производитель, товаропроизводитель, изготовитель) — специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта. <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/��������» target=»_blank» >Режиссёр</a> — (фр. r&#233;gisseur — «заведующий» , от лат. rego — «управляю» ) — творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады. Назначение режиссуры — создание на основе пьесы, музыкально-драматического произведения или сценария театрального спектакля, эстрадного или циркового представления, фильма. Термин «режиссёр» был известен ещё В. И. Далю, который в своём Толковом словаре определил его следующим образом: «Управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли» . Однако профессия режиссёра в современном понимании родилась в драматическом театре в конце XIX века, когда сначала Мейнингенский театр под руководством Людвига Кронека, позже «Свободный театр» Андре Антуана в Париже и «Свободная сцена» Отто Брама в Берлине впервые выдвинули принципы ансамблевости и подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу. В зародившееся в начале XX века игровое кино многие режиссёры, в том числе Чарлз Чаплин, Д. У. Гриффит, Г. В. Пабст, приходили из театра, перенося в новый вид искусства театральный опыт. В работе над спектаклем или кинофильмом может быть занят не один режиссёр; в этом случае режиссёр, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, именуется режиссёром-постановщиком, его ближайший творческий помощник — режиссёром, менее ответственные задания режиссёра-постановщика исполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра. Работа режиссёра в каждом виде искусства имеет свои особенности и не во всех режиссуре принадлежит главная роль: так, балет ставит прежде всего балетмейстер, а в оперном театре интерпретатором музыкально-драматического произведения является дирижёр. <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/���������» target=»_blank» >Сценари&#769;ст </a> — автор сценария для кинофильма или телесериала, спектакля, компьютерной игры. Большинство сценаристов, ставших позже знаменитыми, начинают свои сценарии с обдумывания сюжета. Это значит, что они сочиняют сценарии, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплаты. Сценарист может сочинять оригинальный сюжет или же адаптировать существующий для съёмки фильма. Адаптированный сценарий для кино или телевидения преимущественно состоит из перевода литературных произведений. Сценарист пишет сценарии для любых фильмов, в том числе документальных. Часто режиссёр-постановщик фильма является автором или соавтором сценария снимаемого фильма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *