Можешь ли ты дать собственное определение понятия современный композитор: Attention Required! | Cloudflare – Современное композиторское творчество | Музыкальная Фантазия

Современное композиторское творчество | Музыкальная Фантазия

Современное композиторское творчество

Раньше композитор был единственным игроком на поле. Он писал текст и только через текст музыка могла реализовываться. А сейчас к микрофону может подойти любой бестекстовой человек, и поэтому композитор уже оттеснён.

(В. А. Мартынов, композитор)

Понятие «композитор», как и многие другие привычные музыкальные понятия, в наше время претерпело значительные изменения. Сегодня композиторами, помимо музыкантов академической школы, нередко называют создателей самой разной музыки — от так называемой «попсы» до мобильных сигналов.

Из высказываний о современном композиторе

«Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее определить его профессию. Может быть, композитор — это компилятор (компиляция — составление текста на основе чужих произведений)? Или человек, который просто собирает звуковой мусор в какие-то аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами ди-джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы их сеты охранялись авторскими правами, хотя они пользуются исключительно чужим материалом?

В общем, всё очень непросто. Можно апофатически (апофатический — отрицательный, неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем композитор не является. Он не является властителем дум и звездой» (Л. Десятников, композитор).

Многие современные музыканты говорят о кардинальном переустройстве композиторского пространства, которое произошло в музыкальном творчестве последних десятилетий.

В чём же это заключается? Что это такое – современная композиторская музыка? И можно ли признать, что столь же важным пластом современного творчества является то, что создаётся композиторами-непрофессионалами, — хотя бы потому, что этот пласт не только весьма значителен, но и имеет несоизмеримо большую аудиторию?

Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению современного композиторского творчества — как академического, так и неакадемического.

Давайте обратимся к традиционной фигуре композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда столетий являлся основным создателем музыкальных произведений. Как ему живётся в современной действительности?

Практика показывает, что судьба такого композитора — одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество новых проблем, каких не знали композиторы прошлого.

Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского оттока — та, на какую указывает композитор В. Мартынов,- конкуренция. Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории.

Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника.

Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально-выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым, композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем. Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными.

Однако — при всей сложности музыкального языка — художественный мир композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты, то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки требует от человека усилия и вдумчивости.

Прослушивание
Эдисон Денисов. Живопись

Послушайте фрагмент произведения Эдисона Денисова «Живопись». Произведение создано по картине Бориса Биргера «Красная комната».

Пьеса была написана композитором таким образом, чтобы передать музыкальными средствами цветовое решение картины, её целостный образ. Вот как говорил об этом сам Э. Денисов:

«Картина «Красная комната» была задумана как изображение комнаты, которая буквально заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть — это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в нашем искусстве… но в конце пьесы все равно возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ другого его полотна…

Это огромная картина, самая большая из всех его полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот, завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это только образ нежности, немножко холодноватый образ отрешённой печали».

Не стремясь создать иллюстрацию к картине, композитор, тем не менее, пытается передать в музыке технику работы с цветом, со смешением палитры красок. Например, это происходит в самом конце произведения, когда струнные инструменты разделяются на множество партий и охватывают огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая палитра постепенно растворяется и исчезает.

Мы видим: современный композитор при любых, самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся верен себе. Он продолжает создавать ту музыку, которую полагает наследницей великих традиций. Конечно, условия его творческого существования значительно усложнились. Однако современное академическое искусство живо, и во многом благодаря вечным союзникам композитора — исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто изучает её и пишет о ней.

Вопросы и задания:

  1. Можешь ли ты дать собственное определение понятия «современный композитор»?
  2. Как ты считаешь, можно ли называть композиторами авторов мелодий для мобильных телефонов или ди-джеев? Объясни свой ответ.
  3. Кому, по-твоему, композитор В. Мартынов даёт определение «бестекстовой человек»?
  4. Охарактеризуй образный строй произведения «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на которые ссылается композитор? В каком фрагменте произведения изобразительность проявляется наиболее ярко?
  5. В чём, по-твоему, Э. Денисов является продолжателем музыкальных традиций прошлого?

Современное композиторское творчество | Музыкальная Фантазия

Современное композиторское творчество

Раньше композитор был единственным игроком на поле. Он писал текст и только через текст музыка могла реализовываться. А сейчас к микрофону может подойти любой бестекстовой человек, и поэтому композитор уже оттеснён.

(В. А. Мартынов, композитор)

Понятие «композитор», как и многие другие привычные музыкальные понятия, в наше время претерпело значительные изменения. Сегодня композиторами, помимо музыкантов академической школы, нередко называют создателей самой разной музыки — от так называемой «попсы» до мобильных сигналов.

Из высказываний о современном композиторе

«Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее определить его профессию. Может быть, композитор — это компилятор (

компиляция — составление текста на основе чужих произведений)? Или человек, который просто собирает звуковой мусор в какие-то аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами ди-джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы их сеты охранялись авторскими правами, хотя они пользуются исключительно чужим материалом?

В общем, всё очень непросто. Можно апофатически (апофатический — отрицательный, неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем композитор не является. Он не является властителем дум и звездой» (Л. Десятников, композитор).

Многие современные музыканты говорят о кардинальном переустройстве композиторского пространства, которое произошло в музыкальном творчестве последних десятилетий.

В чём же это заключается? Что это такое – современная композиторская музыка? И можно ли признать, что столь же важным пластом современного творчества является то, что создаётся композиторами-непрофессионалами, — хотя бы потому, что этот пласт не только весьма значителен, но и имеет несоизмеримо большую аудиторию?

Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению современного композиторского творчества — как академического, так и неакадемического.

Давайте обратимся к традиционной фигуре композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда столетий являлся основным создателем музыкальных произведений. Как ему живётся в современной действительности?

Практика показывает, что судьба такого композитора — одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество новых проблем, каких не знали композиторы прошлого.

Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского оттока — та, на какую указывает композитор В. Мартынов,- конкуренция. Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории.

Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника.

Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально-выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым, композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем. Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными.

Однако — при всей сложности музыкального языка — художественный мир композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты, то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки требует от человека усилия и вдумчивости.

Прослушивание
Эдисон Денисов. Живопись

Послушайте фрагмент произведения Эдисона Денисова «Живопись». Произведение создано по картине Бориса Биргера «Красная комната».

Пьеса была написана композитором таким образом, чтобы передать музыкальными средствами цветовое решение картины, её целостный образ. Вот как говорил об этом сам Э. Денисов:

«Картина «Красная комната» была задумана как изображение комнаты, которая буквально заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть — это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в нашем искусстве… но в конце пьесы все равно возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ другого его полотна…

Это огромная картина, самая большая из всех его полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот, завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это только образ нежности, немножко холодноватый образ отрешённой печали».

Не стремясь создать иллюстрацию к картине, композитор, тем не менее, пытается передать в музыке технику работы с цветом, со смешением палитры красок. Например, это происходит в самом конце произведения, когда струнные инструменты разделяются на множество партий и охватывают огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая палитра постепенно растворяется и исчезает.

Мы видим: современный композитор при любых, самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся верен себе. Он продолжает создавать ту музыку, которую полагает наследницей великих традиций. Конечно, условия его творческого существования значительно усложнились. Однако современное академическое искусство живо, и во многом благодаря вечным союзникам композитора — исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто изучает её и пишет о ней.

Вопросы и задания:

  1. Можешь ли ты дать собственное определение понятия «современный композитор»?
  2. Как ты считаешь, можно ли называть композиторами авторов мелодий для мобильных телефонов или ди-джеев? Объясни свой ответ.
  3. Кому, по-твоему, композитор В. Мартынов даёт определение «бестекстовой человек»?
  4. Охарактеризуй образный строй произведения «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на которые ссылается композитор? В каком фрагменте произведения изобразительность проявляется наиболее ярко?
  5. В чём, по-твоему, Э. Денисов является продолжателем музыкальных традиций прошлого?

Современное композиторское творчество

Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                            Современное композиторское творчество Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.  Алеева, 9 класс. Раньше композитор был единственным игроком на поле. Он писал текст и  только через текст музыка могла реализовываться. А сейчас к микрофону  может подойти любой бестекстовой человек, и поэтому композитор уже  оттеснён. (В. А. Мартынов, композитор) Понятие «композитор», как и многие другие привычные музыкальные  понятия, в наше время претерпело значительные изменения. Сегодня  композиторами, помимо музыкантов академической школы, нередко называют создателей самой разной музыки ­ от так называемой «попсы» до мобильных  сигналов. Из высказываний о современном композиторе «Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее определить его  профессию. Может быть, композитор ­ это компилятор (компиляция ­  составление текста на основе чужих произведений)? Или человек, который  просто собирает звуковой мусор в какие­то аккуратные кучки? Можно ли  назвать композиторами ди­джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы  их сеты охранялись авторскими правами, хотя они пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно апофатически (апофатический ­  отрицательный, неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем  композитор не является. Он не является властителем дум и звездой» (Л.  Десятников, композитор). Многие современные музыканты говорят о кардинальном переустройстве  композиторского пространства, которое произошло в музыкальном  творчестве последних десятилетий. В чём же это заключается? Что это такое – современная композиторская  музыка? И можно ли признать, что столь же важным пластом современного

творчества является то, что создаётся композиторами­непрофессионалами, ­  хотя бы потому, что этот пласт не только весьма значителен, но и имеет  несоизмеримо большую аудиторию? Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению современного  композиторского творчества ­ как академического, так и неакадемического. Давайте обратимся к традиционной фигуре композитора, т. е. музыканта,  который в течение ряда столетий являлся основным создателем музыкальных  произведений. Как ему живётся в современной действительности? Практика показывает, что судьба такого композитора ­ одна из самых  тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от  автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество  новых проблем, каких не знали композиторы прошлого. Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского  оттока ­ та, на какую указывает композитор В. Мартынов,­ конкуренция.  Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это  привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории. Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им  вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве  они ищут исключительно лёгкости и праздника. Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально­выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым,  композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем.  Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными. Однако ­ при всей сложности музыкального языка ­ художественный мир  композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты,  то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки  требует от человека усилия и вдумчивости. Эдисон Денисов. Живопись Послушайте фрагмент произведения Эдисона Денисова «Живопись».  Произведение создано по картине Бориса Биргера «Красная комната».

Пьеса была написана композитором таким образом, чтобы передать  музыкальными средствами цветовое решение картины, её целостный образ.  Вот как говорил об этом сам Э. Денисов: Борис Биргер. Обнажённая«Картина «Красная комната» была задумана как изображение комнаты, которая буквально  заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи»  центральная часть ­ это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в  нашем искусстве… но в конце пьесы все равно возрождается тихая и нежная  музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ  другого его полотна… Это огромная картина, самая большая из всех его полотен. Она называлась  «Обнажённая». Так вот, завершение моей пьесы – это впечатление от этого  его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это только образ  нежности, немножко холодноватый образ отрешённой печали». Не стремясь создать иллюстрацию к картине, композитор, тем не менее,  пытается передать в музыке технику работы с цветом, со смешением палитры  красок. Например, это происходит в самом конце произведения, когда  струнные инструменты разделяются на множество партий и охватывают  огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая палитра постепенно  растворяется и исчезает. Мы видим: современный композитор при любых, самых неблагоприятных  обстоятельствах остаётся верен себе. Он продолжает создавать ту музыку,  которую полагает наследницей великих традиций. Конечно, условия его

творческого существования значительно усложнились. Однако современное  академическое искусство живо, и во многом благодаря вечным союзникам  композитора ­ исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто изучает её и  пишет о ней. Вопросы и задания: Можешь ли ты дать собственное определение понятия «современный  композитор»? Как ты считаешь, можно ли называть композиторами авторов мелодий для  мобильных телефонов или ди­джеев? Объясни свой ответ. Кому, по­твоему, композитор В. Мартынов даёт определение «бестекстовой  человек»? Охарактеризуй образный строй произведения «Живопись» Э. Денисова.  Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на  которые ссылается композитор? В каком фрагменте произведения  изобразительность проявляется наиболее ярко? В чём, по­твоему, Э. Денисов является продолжателем музыкальных традиций прошлого? Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/sovremennoe­kompozitorskoe­ tvorchestvo

Урок: Современное композиторское творчество

Современное композиторское творчество Раньше композитор был единственным игроком на  поле. Он писал текст и только через текст музыка  могла реализовываться. А сейчас к микрофону  может подойти любой бестекстовой человек, и  поэтому композитор уже оттеснён. (В. А. Мартынов, композитор) Понятие «композитор», как и многие другие  привычные музыкальные понятия, в наше время  претерпело значительные изменения. Сегодня  композиторами, помимо музыкантов академической  школы, нередко называют создателей самой разной  музыки ­ от так называемой «попсы» до мобильных  сигналов. Из высказываний о современном композиторе

«Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее  определить его профессию. Может быть, композитор ­ это компилятор (компиляция ­ составление текста  на основе чужих произведений)? Или человек,  который просто собирает звуковой мусор в какие­то  аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами  ди­джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы  их сеты охранялись авторскими правами, хотя они  пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно  апофатически (апофатический ­ отрицательный,  неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем  композитор не является. Он не является властителем  дум и звездой» (Л. Десятников, композитор). Многие современные музыканты говорят о  кардинальном переустройстве композиторского

пространства, которое произошло в музыкальном  творчестве последних десятилетий. В чём же это заключается? Что это такое –  современная композиторская музыка? И можно ли  признать, что столь же важным пластом современного  творчества является то, что создаётся  композиторами­непрофессионалами, ­ хотя бы  потому, что этот пласт не только весьма значителен,  но и имеет несоизмеримо большую аудиторию? Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению  современного композиторского творчества ­ как  академического, так и неакадемического. Давайте обратимся к традиционной фигуре  композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда  столетий являлся основным создателем музыкальных  произведений. Как ему живётся в современной  действительности?

Практика показывает, что судьба такого композитора  ­ одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной  музыки – дело нелёгкое, требующее от автора  большого напряжения внутренних сил, но ведь  появилось и множество новых проблем, каких не  знали композиторы прошлого. Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из  причин слушательского оттока ­ та, на какую  указывает композитор В. Мартынов,­ конкуренция.  Слишком много «музык» возникло в современном  мире, слишком быстро это привело к значительному  расслоению музыкальных интересов аудитории. Не следует забывать и о возросшей притягательности  всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне  достаточно безрадостных впечатлений от реального

мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника. Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально­ выразительных средств, обращаясь к различным  техникам композиции, подчас весьма непростым,  композитор нередко воздвигает барьер между своей  музыкой и слушателем. Его произведения кажутся  чересчур сложными, непонятными. Однако ­ при всей сложности музыкального языка ­  художественный мир композитора обнаруживает то  же стремление к поиску гармонии и красоты, то же  служение вечным ценностям. Конечно, понимание  такой музыки требует от человека усилия и  вдумчивости. Послушайте фрагмент произведения Эдисона  Денисова «Живопись». Произведение создано по  картине Бориса Биргера «Красная комната».

Пьеса была написана композитором таким образом,  чтобы передать музыкальными средствами цветовое  решение картины, её целостный образ. Вот как  говорил об этом сам Э. Денисов: Борис Биргер.  Обнажённая«Картина «Красная комната» была  задумана как изображение комнаты, которая  буквально заливается страшным, зловещим красным

светом. И в моей «Живописи» центральная часть ­ это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в  нашем искусстве… но в конце пьесы все равно  возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ  другого его полотна… Это огромная картина, самая большая из всех его  полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот,  завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это  только образ нежности, немножко холодноватый  образ отрешённой печали». Не стремясь создать иллюстрацию к картине,  композитор, тем не менее, пытается передать в  музыке технику работы с цветом, со смешением  палитры красок. Например, это происходит в самом  конце произведения, когда струнные инструменты

разделяются на множество партий и охватывают  огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая  палитра постепенно растворяется и исчезает. Мы видим: современный композитор при любых,  самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся  верен себе. Он продолжает создавать ту музыку,  которую полагает наследницей великих традиций.  Конечно, условия его творческого существования  значительно усложнились. Однако современное  академическое искусство живо, и во многом  благодаря вечным союзникам композитора ­  исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто  изучает её и пишет о ней.

Вопросы и задания: 1. Можешь ли ты дать собственное определение  понятия «современный композитор»? 2. Как ты считаешь, можно ли называть  композиторами авторов мелодий для мобильных  телефонов или ди­джеев? Объясни свой ответ. 3. Кому, по­твоему, композитор В. Мартынов даёт  определение «бестекстовой человек»? 4. Охарактеризуй образный строй произведения  «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на  которые ссылается композитор? В каком фрагменте

произведения изобразительность проявляется  наиболее ярко? 5. В чём, по­твоему, Э. Денисов является  продолжателем музыкальных традиций прошлого? «Новая» жизнь «старой» музыки Единственно возможный комментарий к  музыкальному сочинению – другое музыкальное  сочинение… (И. Стравинский, композитор) Давайте снова обратимся к противопоставлению  «классическое – современное» и задумаемся над тем,  что же всё­таки представляет собой «современная

музыка». Можем ли мы считать, что это понятие  исчерпывается только теми видами, которые служат  пользе или комфорту? Не бывает ли в жизни любого  человека ситуации, когда он нуждается в музыке не  просто как в украшении, а ищет присущих ей  глубоких смыслов? К какой музыке он обращается в  подобных случаях? Существует наблюдение, что сегодня наиболее  востребованной «серьёзной» музыкой является  музыка прошлого. Наиболее исполняемыми  композиторами являются такие мастера, как В. А.  Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и  другие мастера ушедших столетий. Является ли музыка этих композиторов современной  в наши дни? Послушайте фрагмент из «Неоконченной» симфонии  Франца Шуберта и попробуйте объяснить, понятна ли

эта музыка современному человеку. Обратите  внимание на характер темы вступления, которая  проходит через всю первую часть. В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой­то неведомый  вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил  героя ­ современника Шуберта. Однако можем ли мы  сказать, что для современного человека он звучит  неактуально? Александр Герасимов. Деревья в  цветуПримечательно, что жизнь этой симфонии  продолжается и поныне. Она не только входит в число часто исполняемых произведений на концертных  сценах всего мира, но и звучит в театральных  постановках и кинофильмах. Например, знаменитый  японский кинорежиссёр Акира Куросава включает  «Неоконченную» симфонию в композицию своего

фильма «Великолепное воскресенье». В этой  лирической картине рассказывается о двух юных  влюблённых, которые пытаются весело прожить  выходной день, не имея ни денег, ни еды, ни крова.  Зато они полны любви, а потому счастливы. В финале, когда герой для своей избранницы, единственной  слушательницы, дирижирует воображаемым  оркестром в парке на заброшенной эстраде,  происходит чудо. В пространстве кадра для них  действительно начинает звучать «Неоконченная»  симфония Ф. Шуберта. Однако сегодняшняя жизнь этого произведения не  исчерпывается новыми вариантами интерпретаций  (интерпретация ­ здесь: истолкование смысла  произведения), в том числе театральных или  кинематографических. Само название  «Неоконченная», вероятно, побуждает современных

композиторов «дописать» то, что в своё время «не  закончил» Шуберт. На самом деле симфония вполне «оконченная». Её необычность состоит в том, что  в ней две части вместо четырёх, однако это вполне осознанное композиционное решение самого автора. Это, кстати, относится не только к данной симфонии  гениального композитора. Существует опыт  композитора Эдисона Денисова по завершению  неоконченной кантаты Шуберта «Лазарь», а также  сочинение итальянского композитора Лучано Берио  «Rendering» («Истолкование»), созданное на основе  набросков Шубертовской Десятой симфонии.  Некоторое время спустя ученик Денисова Антон  Сафронов дописал две «недостающие» части к  «Неоконченной» симфонии. Классическая музыка продолжает жить в  современности ­ наряду с той музыкой, которая

создаётся сегодня. Она подвергается новым  интерпретациям, получает свежее звучание на  театральных сценах и в кинозалах, нередко её можно  услышать в самом неожиданном контексте, например  в рекламном ролике. Она вошла в современный  звуковой мир. Однако означает ли это, что сегодня  такая музыка стала частью бытовой среды? Константин Богаевский. Корабли. Вечернее  солнцеУ русского писателя Виктора Астафьева есть  такое рассуждение. «Музыка, быть может, самое дивное создание  человека, его вечная загадка и услада. Никто так  близко, как музыкант, не соприкоснулся с  подсознанием человеческим, ­ той самой не  отгаданной материей и вечной тайной, что живёт в  нас, тревожит и волнует…

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в  нём и пребудет на земле. Я думаю, что музыку  человек, может быть, услышал раньше, чем научился  говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале  был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы  и звон опадающей листвы. И только переняв у  природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа ­ это самое верное, святое и  неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему  окончательно одичать. Я имею в виду настоящую  музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую  вакханалию (вакханалия ­ здесь: разгул,  неистовство), которая закружила человека в  бездумной дикой пляске, ввергла его в какое­то  инстинктивное подражание воющему и ревущему  зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы  взялись и чей образ и подобие утратили».

Следует ли из этих слов, что под словом  «вакханалия» писатель понимает всю современную  музыку? Или нам ещё предстоит понять, насколько  она сложна и многообразна? Об этом мы поговорим на последующих страницах нашего учебника. Вопросы и задания: 1. Согласен ли ты, что современная музыка служит  разным целям ­ от возвышенных до сугубо  развлекательных? 2. Прочти внимательно высказывание В. Астафьева.  Как ты думаешь, о какой музыке говорит писатель,  называя её «дивным созданием», ­ только ли о  классической?  Применимо ли это высказывание к  музыке «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта?

3. Отвечает ли, по­твоему, «Неоконченная»  симфония мыслям и духовным запросам нашего  современника? Каким именно? 4. Как ты считаешь, почему звучание  «Неоконченной» симфонии стало именно  кульминацией фильма А. Куросавы «Великолепное  воскресенье»? 5. В трагедии А. Пушкина «Каменный гость» есть  такие строки:     Одной любви музыка уступает;     Но и любовь мелодия… Возможно ли отнести эти слова к звучанию  «Неоконченной» симфонии в контексте событий  фильма А. Куросавы? 6. Почему современные музыканты снова и снова  обращаются к музыке прошлого? Знаешь ли ты

другие примеры современной интерпретации  классической музыки? Какая музыка нам нужна Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно  не признаём этого. Музыка же есть всегда ­ здесь и там.  (Т. Такемицу, композитор)

Многообразие и пестрота всего, что звучит в  современном мире, ­ лучшее доказательство того, что  музыка сегодня ­ явление не только всеобъемлющее,  но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны  нам «для дела», например при проведении  праздничного вечера или спортивного мероприятия.  Некоторые составляют фон, необходимый для  совершения ежедневных дел. Нередко человек  включает радио или телевизор, занимаясь домашней  уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда  мы ищем какую­то определённую музыку ­ хотя бы  просто потому, что она есть у других. Мы  «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за  её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из

видов искусства сегодня не востребован так  интенсивно, как музыка. Мы замечаем, что многие виды современной музыки  подвержены стремительному старению: порой мы с  негодованием отвергаем композицию, например,  трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» ­  подобно тому, как мы выбрасываем старую,  вышедшую из моды одежду. Ещё более  радикально (радикальный ­ затрагивающий самые  основы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки,  проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая­либо песня за короткое время из лидеров хит­парада  оказывается в самом конце списка или даже за его  пределами.

«Сколько сил, терпения и любви стоило нашим  предшественникам строительство святынь и соборов!  ­ и как мало внимания они уделяли вещам,  предназначенным служить удобству существования.  Современный же человек, как правило, больше  интересуется автомобилями или самолётами, чем  какими­то скрипками», ­ пишет Н. Арнонкур. Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. СтефанаОднако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам  современного человека к автомобилям и самолётам,  музыка, как это ни удивительно, сохраняет для

человека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно  проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми  сиюминутными потребностями, но и о той, которая  осталась звучать в душе на долгие годы. У музыки есть свойство прочно привязываться к  каким­то важным для нас событиям, становиться их  символом. Такой музыкой может стать любая  мелодия ­ просто потому, что она прозвучала когда­то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла  вновь и оживила то, что казалось никак не связанным  с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет  оживить любое воспоминание.

Франтишек Купка. Клавиши  пианино Такой музыкой может оказаться, например,  обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже  кажущаяся малоинтересной, с течением времени  становится символом каких­то глубоко личных  воспоминаний. Можно даже предположить, что у  каждого человека есть свой собственный школьный  вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как

всегда актуален старый двор и звучавшее в нём  разноголосье. Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно  назвать и потребность человека в музыке, ­ ведь если  бы этой потребности не было, музыка вообще давно  бы исчезла. Пусть десятки музыкальных судий Разберутся, как скрипели доски Старых тротуаров деревянных В городе, где шлялись мы, подростки… Это были первые подмостки. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») С этим свойством музыки связано то, что  композиторы в своём творчестве нередко обращаются к тем образам, которые волновали их в детстве.  Маленькая фортепианная пьеса «Ave Maria»

Алемдара Караманова ­ как раз воплощение такого  образа. Светлая, добрая музыка, своей  проникновенностью она созвучна другим его  произведениям на духовные темы, например оратории «Stabat Mater»  (Stabat Маtеr (лат.) ­ скорбящая  мать), которую композитор посвятил своей матери.  Может быть оттого, что в пьесе слышны отзвуки  детской мечтательности и чистоты, её очень любят  играть дети: она неизменно входит в репертуар  конкурса А. Караманова, который с 1996 года  проходит в Крыму, где жил и работал композитор. Из высказываний о творчестве Д. Караманова «Когда впервые соприкасаешься с творчеством  Алемдара Караманова, поражает как бы  «Несовременность его музыкального языка,  отсутствие в нём знаков «модернистического

сознания». Кажется, что эта музыка могла быть  создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней  как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие,  но переосмысленное на новом уровне (прежде всего  русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин,  Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы  между русской классикой и авангардом: ничего не  разрушает, но созидает на основе сложившейся  богатейшей традиции» (Е. Клочкова, музыковед). Впрочем, музыка всегда бездонна. Это значит ­ хвалят иль порочат ­ Каждый в ней находит то, что хочет. Хочет ­ сказки, хочет ­ были, Крылья эльфов или крылья моли, Колокол, рожок автомобиля… Ведь свободны мы, как ветер в поле,

Ветер в поле, хоть и полном пыли, Той, какую сами мы всклубили. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») Вопросы и задания: 1. Чем обусловлено многообразие и пестрота  современной звуковой палитры? 2. Каковы, на твой взгляд, причины быстрого  устаревания некоторых современных композиций? 3. Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой  ответ . 4. Как ты воспринимаешь образ произведения А.  Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая  музыка нужна современному человеку?   Аргументируй своё мнение.

5. О какой музыке пишет Л. Мартынов в  стихотворении «Баллада о композиторе Виссарионе  Шебалине»? 6. Как соотносятся образы стихотворения Л.  Мартынова и картины Ф. Купки?

Музыкальная среда Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы  вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует  музыка, которая должна звучать в лифтах  больших универмагов, она какая­то определённая;  музыка, которая звучит в московских такси, она  тоже уже какая­то определённая; музыка,  которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот  весь этот звуковой фон – это музыка. (Г. Канчели, композитор) Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в  том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем о

музыке, т. е. не об отдельных музыкальных  произведениях, которые можно слушать, обсуждать,  сравнивать с другими произведениями. Здесь речь  пойдёт о множестве всевозможных звучаний,  окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы  интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным  редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления. Музыки вокруг нас очень много. Она напоминает о  себе зданиями концертных залов и театров, афишами,  приглашающими на самые различные концерты ­ от  классических до ультрасовременных. Она зовёт к себе настойчивой рекламой, звуками, льющимися отовсюду ­ из радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов.  Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме.  Музыка стала нашей повседневной средой.

Один из современных критиков пишет об этом так: «В сегодняшнем «саундтреке» к жизни нередко звучат  интонации неблагополучия, надломленности, что  напрямую связано со стилем и ритмом жизни  современного человека» (Д. Штефанюк). Мы даже научились не замечать это нагромождение  музыкальных звуков ­ хотя бы потому, что иногда  человеку хочется уйти от слишком назойливой  звуковой среды в тишину. Ведь когда музыки  слишком много, она перестаёт быть музыкой,  становится шумом.

Василий Кандинский. Москва.  Красная площадьПомимо случайной, хаотичной  звуковой среды, окружающей современного человека,  существенные изменения происходят и в самой  музыке. Вот одно из высказываний современного  музыканта: «Для меня понятие музыки вообще не  является определяющим. Более того, в последнее  время я всё чаще отхожу от этого термина, отдавая  предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая  среда, звуковой дизайн, линейная композиция,  вертикаль, последовательность, и всё меньше значения

придаю мелодии, гармонии, тональности и другим  традиционно музыкальным смыслам» (А. Борисов). Однако всегда ли уютно человеку в такой  многослойной звуковой среде? Едва ли. Во­первых, шум нередко агрессивен, он  вторгается в нашу частную жизнь, навязывается нам  вопреки нашей воле. Во­вторых, особенно агрессивен  именно музыкальный шум: обладая эмоциональным  воздействием, музыка буквально заставляет её  слушать. Кроме того, человеку не может быть нужна  вся эта музыка. В ней каждый выбирает то, что ближе  ему самому. Любители классики по­прежнему ходят в концертные  залы, полагая это лучшим для себя отдыхом. Другие  слушают музыку в собственном автомобиле, выбирая  мелодии и ритмы в согласии со своими настроениями.

А некоторые и вовсе надевают наушники,  отгораживаясь от окружающей разноголосицы. Сбежать бы из дому сейчас. Да холод на улице лютый… «В основе любой философии лежит презрение к людям» ­ так я говорил год назад. Теперь скажу по­иному, когда на улицу шум – единственно ­ гонит из дому: отвращение к шуму и крику (в переводе не с греческого) – это и есть любовь к мудрости. (Перевод с общечеловеческого.) Но шум не всякий, а тот, который людьми вызывается. Ах, если б не холод собачий,

то можно б и на завалинке мудрость любить, слушать шум деревьев и времени частного, ­ единственно, что разделяет меня с другими несчастными… (А. Банников) Александр Осмёркин.  Святогорский монастырьПриведённое стихотворение  поэта Александра Банникова ­ как раз именно об  этом, о невозможности находиться в эпицентре  звуковой какофонии нашего повседневного быта.  Отсюда ­ раздражение против тех, кто отравляет

шумом и криком собственную среду обитания; отсюда же ­ и мечта о завалинке, о другом, прекрасном шуме  – «шуме деревьев и времени частного». А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения  Колобова. «Что такое музыка: шелест травы, пение птиц,  литература, живопись? Ведь бывает много­много нот,  а музыки нет. А бывают отношения людей ­ музыка, и  разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов,  но музыка для меня и в самом деле как религия – моя  религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как  профессией, присутствует много земного,  практического. Но это всё второстепенное. Пускай  результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед  Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог». … Марина Цветаева гениально сказала: «Поэзия ­ это  перевод с родного языка на чужой». Так же и музыка.

Это вообще непонятный язык. Ноты ­ это не музыка,  это ­ шифр, так же как великая литература ­ шифр. И  каждый отгадывает его в меру возможностей, которые дал Господь, и обозначило время. Исаак Левитан.  Тишина…Искусство ­ вообще загадка, оно  воздействует на человека по­особому, и для каждого  оно интимно. Один журналист как­то спросил у меня:  «Что такое искусство и что ­ попса?» Мне кажется,  что искусство ­ это то, что воспринимается интимно  каждой личностью, а попса ­ для толпы. Не для  народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всё

больше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное:  тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается  криком на крик. Музыка же рождается в тишине.  Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем  тишина». Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё  равно её не хватает. В чём тут парадокс? Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся  личным пространством, возникающим всё же не из  суетливой разноголосицы повседневного быта, а из  гармонии ­ природы, искусства, человеческих  отношений… И сегодня она всё чаще становится  единственным средством побыть наедине с собой ­  вдали от многообразных «саундтреков» окружающего  нас пространства. Вопросы и задания:

1. Назови музыкальные произведения, которые ты  предложил бы послушать на этом уроке. Объясни  свой выбор. 2. Согласен ли ты, что современная музыкальная  среда слишком навязчива? Как ты сам можешь  противостоять её агрессии? 3. Сравни стихотворение А. Ванникова и  высказывание Е. Колобова. Как тебе кажется, есть ли в них сходные мысли? Попробуй выделить  центральную идею в каждом из текстов. 4. Кажется ли тебе удачным выражение  «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой  ответ.

Герой авторской песни А мой герой был скромный малый… (М. Щербаков, бард) Талантливые песни создавались и композиторами во  второй половине ХХ века, например, такие как  «Песня неуловимых» из кинофильма «Неуловимые  мстители» (Я. Френкель ­ Р. Рождественский),  «Гренада» (В. Берковский ­ М. Светлов), «Не  расстанусь с комсомолом» (А. Пахмутова ­ Н.  Добронравов) и многие другие.

Советский плакат «Хлеб ­  Родине!»Вместе с тем многие официальные песни  были важны не столько своими художественными  достоинствами, сколько тем пропагандистским  пафосом, ради которого создавались. Они составляли  основу телевизионного и радиоэфира, звучали в дни  праздников, на торжественных концертах. Петь такие  песни в кругу семьи никому не приходило в голову. Основу содержания многих официальных песен  составляли такие темы, как «настоящий советский  человек», «герой», «передовик производства» и т. д.  Главным критерием качества человека были его  трудовые успехи, принципиальность, непримиримость

к чуждым мнениям. Все эти качества  пропагандировались как единственно достойные  советского человека, который должен был презирать  всё личное как мелкое и несущественное, мешающее  покорению производственных высот. По сути,  героями песен были те же люди, о которых писалось  на первых страницах центральных газет. Их портрет  был предельно обобщённым и при этом торжественно­ величавым. Однако «настоящему человеку» ­ строителю светлого  будущего, непримиримому борцу за новые идеалы –  представители авторской песни противопоставляли  своё понимание «настоящего человека». Им был как  раз простой человек, ничем, казалось бы, не  замечательный, далёкий от эпохальных свершений и  героических достижений.

Настоящих людей так немного, Всё вы врёте, что век их настал. Посчитайте и честно и строго, Сколько будет на каждый квартал. Настоящих людей очень мало. На планету ­ совсем ерунда. А на Россию одна моя мама. Только что она может одна? (Б. Окуджава) Истинные ценности в творчестве поэтов­бардов не  были связаны с чинами, наградами, почестями,  властью. Быть порядочным человеком значило очень  много. Кроме того, это ещё и означало «быть  рядовым» ­ человеком, внутренне свободным,  способным петь песни, наслаждаться счастьем  простой и естественной жизни, глубиной искренних  чувств, дарами родной земли.

Такая позиция вовсе не предполагала отказа от  социальных достижений, она не имела ничего общего  со всевозможными неформальными движениями. Не  была она и атрибутом молодёжного движения.  Многие представители авторской песни были вполне  зрелыми людьми, нередко успешными поэтами,  физиками, драматургами. Эта песня в значительной  мере зародилась в среде интеллигенции. Не случайно  распространение этого вида песни было характерно  для университетских центров, славящихся высоким  уровнем образованности и социальной активности. Вот одно из стихотворений Александра Галича –  известного драматурга, автора сценариев многих  известных фильмов советского времени («Вас  вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи  ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по  волнам»).

Я в путь собирался всегда налегке, Без долгих прощальных торжеств, И маршальский жезл не таскал в рюкзаке. На кой он мне, маршальский жезл! Я был рядовым и умру рядовым. Всей щедрой земли рядовой, Что светом дарила меня даровым, Поила водой даровой. До старости лет молоко на губах, До тьмы гробовой ­ рядовой. А маршалы пусть обсуждают в штабах Военный бюджет годовой. Пускай заседают за круглым столом Вселенской охоты псари, А мудрость их вся заключается в том, Что два ­ это меньше, чем три. Я сам не люблю старичков­ворчунов

И всё­таки истово рад, Александр Галич Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград. Земля под ногами и посох в руке Торжественней всяких божеств, А маршальский жезл у меня в рюкзаке ­ Свирель, а не маршальский жезл. Переосмыслению ­ по сравнению с идеалами  советской пропаганды ­ подвергались и другие темы  массовой песни. Родная страна, столица Москва,  труд, мир ­ в массовой песне все эти образы  представали во всём величии грандиозных свершений,  а в авторской песне ­ в задушевной, лирической,  доверительной интонации. В известном кинофильме  «Москва слезам не верит» звучит «Александра»,  написанная Сергеем Никитиным и Юрием Визбором  (в соавторстве с Дмитрием Сухаревым), ­ один из

ярких образцов бардовской песни. Послушайте её и  сравните с другими известными вам песнями о  Москве. У Визбора Москва предстаёт не в образе  «кипучей, могучей, никем непобедимой» столицы  нашей огромной Родины, а как живой, близкий город,  место юности и романтической мечты, как  воплощение материнской любви для тех, кто и сам,  как родной сын, любит и ценит город своей судьбы.  Такая трактовка подчёркивается и музыкальными  средствами: по своему жанру песня «Александра» ­  это светлый и лирический вальс, исполненный  целеустремлённого движения. Эти противопоставления ­ с одной стороны,  торжественно­официального, с другой ­  непринуждённо­искреннего, ­ выражали главное  противоречие времени. С официальной сцены звучали  одни песни, а в домах, у костров и других местах,

собиравших близких людей и единомышленников, ­  совсем другие. Поэтому среди причин популярности  авторской песни следует назвать и ту, что была  связана с утратой веры в громкие слова. Слова  обесценились, их не хотели слушать, они ничего не  выражали, воспринимались как нагромождение  пустых конструкций. Ах, до чего ж фантазирует Эта газета буйно, Ах, до чего же охотно На всё напускает дым, И если на клетке слона Вы увидите надпись «Буйвол», Не верьте, друзья, пожалуйста, Не верьте, друзья, пожалуйста, Не верьте, очень прошу вас, Не верьте глазам своим.

Современные композиторы-классики. Произведения современных композиторов

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

современные композиторы

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова — как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить величайших композиторов, а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности — ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так — великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.

  • Пахмутова Александра Николаевна.
  • Прокофьев Сергей Сергеевич.
  • Рахманинов Сергей Васильевич.
  • Свиридов Георгий Васильевич.
  • Скрябин Александр Николаевич.
  • Слонимский Сергей Михайлович.
  • Стравинский Игорь Федорович.музыка современных композиторов
  • Хачатурян Арам Ильич.
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич.
  • Шнитке Альфред Гарриевич.
  • Щедрин Родион Константинович.песни современных композиторов

Зарубежные композиторы 20 века. Список

  • Альбан Брег.
  • Антон Веберн.
  • Арнольд Шенберг.
  • Бела Барток.
  • Вилла-Лобос Эйтор.
  • Витольд Лютославский.
  • Дьердь Лигети.
  • Джон Кейдж.
  • Джордж Гершвин.произведения современных композиторов
  • Леонард Бернстайн.
  • Луиджи Ноно.
  • Микалоюс Чюрленис.
  • Надя Буланже.
  • Оливье Мессиан.детские современные композиторы
  • Пауль Хиндемит.
  • Чарльз Айвз.
  • Эдвард Бенджамин Бриттен.
  • Эдгар Варез.
  • Янис Ксенакис.

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

современные композиторы классикиОднако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.
  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) — композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и «продвинутость». Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это «В созвездии Гончих псов» (музыка написана для флейт и фонограммы), «Сиамский концерт» (предназначенный для двух фортепиано), «Сублимации» (для симфонического оркестра), «27 разрушений» (для ударных инструментов) и многие другие.

Сергеева Татьяна (р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) — композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется «Безответный звонок», написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений — это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

детские композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: «Мама», «Признание», «Ветер странствий», «Вдохновение», «Бал в замке принца», «Прелюдия», «Марш», «Вальс», «Колыбельная». Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных жанрах: песни, романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием «Радуйся солнцу» и «Детский альбом» для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: «Дюймовочка», «Деревянные башмаки», «Вариации мужичок с гармошкой», «Емеля на печке едет», «Грустная принцесса», «Девичий хоровод».

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми известными композиторами считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как «Красная шапочка», «Про Федота-стрельца», «Дети капитана Гранта», «По щучьему веленью», «Пластилиновая ворона» и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей — В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать «Голубой вагон», «Хрюшку», «Чунга-Чангу», «Антошку» и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

Презентация к уроку по музыке на тему «Современное композиторское творчество» (9 класс, 8 урок)

В наше время понятие «композитор», претерпело существенные изменения. Помимо музыкантов-профессионалов, сегодня, нередко называют композиторами создателей всевозможной музыки – от так называемой «попсы» до озвучивания рекламных роликов.

Из высказываний о современном композиторе:

«Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее определить его профессию.

Может композитор – это компилятор? Или человек, который просто собирает звуковой мусор в какие-то аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами ди-джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы их сеты охранялись авторскими правами, хотя они пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно апофатически ответить на этот вопрос, сказав, чем композитор не является. Он не является властителем дум и звездой». (Л. Десятников, композитор).

В музыкальном творчестве за последние десятилетия произошло существенное изменение композиторского пространства. Современная композиторская музыка – что означает это высказывание? Можем ли мы считать те произведения, которые создаются композиторами-непрофессионалами, столь же внушительным пластом в современном музыкальном творчестве, как и академическую музыку? По крайней мере, этот пласт не только весьма важен, но и имеет огромную аудиторию. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к общепринятой фигуре музыканта, то есть композитора, который на протяжении веков создаёт музыкальные произведения. Рассмотрим музыкальные примеры академического и неакадемического современного композиторского творчества.

Юрий Юлианович Шевчук — советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер, основатель и единственный бессменный участник группы ДДТ. Тематика его песен вызывает неслучайный интерес слушателя к социальному року. От большинства других отечественных музыкантов Юрия Шевчука отличает активная гражданская позиция. Очень часто он высказывает свои суждения по вопросам, имеющим важное значение в общественной жизни, как в интервью, так и со сцены во время своих концертов.

Появилось огромное множество новых проблем, которых не знали композиторы прошлых столетий, и тернистый труд современного композитора требует от него колоссального напряжения внутренних сил.

Основная проблема — это проблема слушателя. Во-первых, большая конкуренция среди композиторов нашего времени. Во-вторых, значительное расслоение интересов музыкальной аудитории, так как в современном мире возникло огромное количество разных видов музыки. И в-третьих, не стоит забывать того, что связано с развлекательным искусством. Многие люди заявляют прямо о том, что проблем и в жизни достаточно, поэтому они предпочитают лёгкую развлекательную музыку.

Также, композиторы нередко воздвигают барьер между своим творчеством и слушателем, создавая новую систему выразительных средств в музыке, разрабатывая современные техники композиции. Такие сочинения воспринимаются более сложно и непонятно.

Однако – при всей сложной музыкальной выразительности – художественный мир современного композитора раскрывает то же тяготение к поиску красоты и гармонии, то же служение бессменным человеческим ценностям, гармонии и красоте. Конечно, чтобы понять такую музыку, слушателю требуются определённая вдумчивость и усилие.

Сегодня мы познакомимся с творчеством современного композитора Эдиссона Денисова.

Своё произведение «Живопись» он написал по картине художника Бориса Биргера «Красная комната». Вот как говорил об этом сам Эдиссон Денисов: «Картина «Красная комната» была задумана как изображение комнаты, в которую из-под двери течёт кровь, и вся комната буквально заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть – это тот же образ крови, разрушения всего лучшего, что было в нашем искусстве, но в конце пьесы всё равно возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ другого его полотна… Это огромная картина, самая большая из всех его полотен.

Она называлась «Обнажённая». Так вот, завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это только образ нежности, немножко холодноватый образ отрешённой печали».

Это не звуковая иллюстрация к картине, но, тем не менее, композитор стремился передать палитру красок, со смешением цветовой гаммы. Например, струнные инструменты в конце произведения, охватывая огромный диапазон, разделяясь на множество партий, постепенно растворяются и исчезают. Такая звуковая палитра и раскрывает «немножко холодноватый образ отрешённой печали».

Можете ли вы дать собственное определение понятия «современный композитор»? Только ли представители нашей эпохи могут относить себя к современным композиторам?

Современное искусство должно отражать взгляды, настроение, трудности и проблемы, изменения и обновления, всё то, что связано с жизнью людей современной эпохи. И совсем неважно для этого пользоваться определёнными современными техническими средствами. Важно отражать дух современной эпохи.

Мы видим: современный композитор остаётся верен себе при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Значительно усложнились условия его творческого существования, но он продолжает создавать ту музыку, которая, как он полагает, является наследницей великих традиций. Современная академическая музыка жива благодаря слушателям, исполнителям и всем тем, кто изучает её и пишет о ней, всем тем, кто остаётся вечным союзникам композитора.

О понятии «современная музыка» | Музыкальная Фантазия

О понятии «современная музыка»

Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.

Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму главного вопроса — что такое музыка сегодня?

До сих пор мы говорили преимущественно о музыке академической, т. е. музыке, создаваемой композиторами-профессионалами, а также о фольклорной и духовно-певческой традициях. Все эти виды музыки, будучи главными на протяжении ряда веков, в настоящее время — далеко не исключительные формы музыкального бытия.

В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую нельзя не обращать внимания — хотя бы в силу многочисленности её видов, а также востребованности значительной частью слушательской аудитории. Джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. — всё это новые и новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры, национальные традиции и даже культуры в целом.

Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде музыкантов-профессионалов современной называют академическую музыку, созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое противопоставление «музыка классическая — музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями. Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и неоднозначность в её определениях.

Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного современного мира.

Прослушивание
Гия Канчели. Симфония №6 (фрагмент)

Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон. Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст, но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой современности.

Музыки в наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень. Одна из причин — непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни, умножающая новые явления со стремительной скоростью.

Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например литературе. Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пяти-шести сколько-нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающая Россия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством не хватит целой человеческой жизни.

Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах представлять ту культурную, и в частности музыкальную, среду, в которой мы находимся. Это — необходимое условие понимания особенностей того времени, в котором мы живём, а также музыки, которую мы слушаем.

Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы некоторые наиболее заметные из них.

Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная жизнь в целом, она по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человека, который, несмотря на все успехи научно-технического прогресса, так и не научился без неё обходиться.

Вопросы и задания:

  1. Как ты понимаешь словосочетание «современная музыка»?
  2. Согласен ли ты с противопоставлением классики и современной неакадемической музыки? Постарайся объяснить свой ответ.
  3. Какое из слов — контраст, конфликт, столкновение – наиболее точно передаёт взаимодействие музыкальных тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, по-твоему, это взаимодействие выражает?
  4. Во время прослушивания произведения обрати внимание на роль пауз. Как ты думаешь, с чем связаны столь продолжительные, часто повторяющиеся фрагменты тишины?
  5. Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г. Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *