Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10 класс) на тему: Классификация грамматических ошибок.
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
| Вид ошибки | Пример |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
| Вид ошибки | Пример |
а) | Смешение предлогов | Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
| Вид ошибки | Пример |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
| Вид ошибки | Пример |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
| Вид ошибки | Пример |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
| Вид ошибки | Пример |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
| Вид ошибки | Пример |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
| Вид ошибки | Пример |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
| Вид ошибки | Пример |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
| Вид ошибки | Пример |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
Ошибки в употреблении предлогов
Теория задания 7
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:Согласно (кому? чему?)Благодаря (кому? чему?)Вопреки (кому? чему?)Подобно (кому? чему?)
Наперекор (кому? чему?)
Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:в меру (чего?)
в течение (чего?)в продолжение (чего?) в силу (чего?)в заключение (чего?) в виде (чего?)по причине (чего?)
наподобие (чего?)
Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
§ Все, кто смотрел на него, не моглине заметить…
Мн.чед.чед.ч. мн.ч.
Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В задании с буквой должны быть кавычки
Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге«Письмах о добром и прекрасном ».
Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
Объяснение:Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять вИм.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «Мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «Я люблюрисовать и живопись»
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
5. Нарушение однородности понятий
В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «Я люблю рисовать и живопись»
6. Нарушение однородности синтаксических элементов
Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
7. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
8. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
Например: Одному из героев романа, ищущимсмысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
9. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример |
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
Ошибочное местоположение предлога. | Черезчаса два спор закончился (часа через два) |
Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки Пример1) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за | Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
2) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
3) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
12.Ошибки в построении сложного предложения:Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве
13. Нарушение границ предложения: Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
14.Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
15. Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится:Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом.
Какова роль предлогов в предложении? В каком падеже должны стоять существительные при конкретном предлоге? Как найти ошибку в предложении с неправильным употребление падежной формы существительного с предлогом?
Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вспомним теоретический материал, необходимый для выполнения данного задания.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании.
В русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже.
Есть ряд предлогов, при которых иногда ставят существительные в неверном падеже. На этом и построено задние № 8, в котором нужно найти предложение с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
Вспомним предлоги, вызывающие затруднение при их и пользовании, запомним падежи, с которыми они должны употребляться.
Предлоги |
С каким падежом употребляются |
Примеры словосочетаний |
Благодаря
|
Дательный (кому? чему?) |
Благодаря другу, вниманию, решению. |
Согласно |
Дательный |
Согласно расписанию, решению, закону. |
Вопреки |
Дательный |
Вопреки ожиданию, решению, желанию. |
Подобно |
Дательный |
Подобно сказке. |
Наперекор |
Дательный |
Наперекор судьбе, трудностям, |
Наперерез |
Дательный |
Наперерез волнам, судьбе. |
Ввиду |
Родительный (чего?) |
Ввиду нехватки денег |
Вместе с |
Творительный |
Вместе с друзьями, детьми. |
Наряду с |
Творительный ( кем? чем?) |
Наряду с прочими причинами. |
По (в значении «после чего-то») |
Предложный (о ком? о чём?) |
По завершении, по приезде, по окончании |
Разберём примеры.
Пример № 1
Неверно.
По окончанию праздника все разошлись по домам в прекрасном настроении. (Предлог ПО в значении «после чего-то» требует предложного падежа).
Верно.
По окончании праздника все разошлись по домам в прекрасном настроении.
Пример № 2.
Неверно.
По приезду в город мы сразу пошли на море.
Верно.
По приезде (П.П.)в город мы сразу пошли на море.
Пример № 3.
Неверно.
Согласно расписания поезд тронется в путь через двадцать минут.
Верно.
Согласно расписанию(Д.П.) поезд тронется в путь через двадцать минут.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Внимательно прочитайте предложение. Найдите в нём производные предлоги и предлог По (см. выше таблицу)
- Посмотрите, с каким существительным эти предлоги употреблены, определите падеж существительного.
- Вспомните, какой предлог с каким падежом употребляется, определите, есть ли в данном предложении ошибка.
- Если падеж существительного при данном предлоге неверен, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
ЕГЭ Русский язык.
ошибки в употреблении предлогов
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Теория задания 7
ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
§ Согласно (кому? чему?)
§ Благодаря (кому? чему?)
§ Вопреки (кому? чему?)
§ Подобно (кому? чему?)
§ Наперекор (кому? чему?)
o Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
§ в меру (чего?)
§ в течение (чего?)
§ в продолжение (чего?)
§ в силу (чего?)
§ в заключение (чего?)
§ в виде (чего?)
§ по причине (чего?)
§ наподобие (чего?)
o Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
o Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
§ Все, кто смотрел на него, не моглине заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
o Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
o В задании с буквой должны быть кавычки
o Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге«Письмах о добром и прекрасном».
o Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
o Объяснение:
§ Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
§ Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
4. ошибка в построении предложения с однородными членами
o Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
o Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не толькождали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
5. нарушение однородности понятий
o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
6. нарушение однородности синтаксических элементов
o Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
o Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
7. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
o Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
o Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
o Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
o Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
o Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
8. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
o Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
o Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
o Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
o Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
o Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
9. неправильное построение предложения с косвенной речью
o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
o Например, «Дима признался, чтоя сегодня не готов к уроку».
10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
1) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
2) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
3) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
4) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
5) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
6) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
7) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
11. Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
1) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за | Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
2) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
3) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2. неправильное употребление падежной формы существительного
3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
5. ошибка в построении предложения с однородными членами
6. нарушение однородности понятий
7. нарушение однородности синтаксических элементов
8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
10. неправильное построение предложения с косвенной речью
11. нарушение порядка слов в простом предложении
ошибки в употреблении предлогов