Колесниченко А.В. Практическая журналистика. ГЛАВА 2
Глава 2.
КАК ПИСАТЬ НОВОСТИ
◄◄ в оглавление ►►
в раздел библиотека
Определение новости. Критерии отбора новостей для публикации. Структура короткой новости и расширенной новостной заметки. Новость-факт, новость-событие и новость-цитата. Виды актуальности. Информирование о длящемся событии. Многопредметная новость. Передача слов ньюсмейкера в прямой и косвенной речи.
В журналистике существует два определения новостей. Новости – это:
• информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни;
• отклонения от естественного хода событий[4].
В первом случае новостью будет, к примеру, принятие нового закона или ежегодное послание президента. Во втором – всевозможные чрезвычайные и курьезные происшествия. К этому случаю относится знаменитая поговорка: «Когда собака укусила человека, это не новость, а когда человек укусил собаку, это уже новость».
Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям – значению события и наличию в нем элементов читательского интереса.
Значение события определяется его масштабностью (сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы) либо возможными последствиями для всего населения страны или определенных групп. Например, в отделе происшествия одной крупной газеты существует правило: если в автомобильной катастрофе погиб один человек или двое, писать об этом не стоит. А вот если погибших больше пяти, тогда об этом однозначно надо писать. Последствия события могут быть как прямые (например, решение Конституционного суда о выплате дополнительного пособия женщинам, ушедшим в декретный отпуск), так и косвенные (например, прогноз роста цен на жилье в связи с новым порядком выделения земли под застройку). Упоминание журналистом в материале косвенных последствий события теоретически позволяет сделать значимой и достойной публикации практически любую новость, связав ее с чем-то более глобальным и влияющим на жизнь людей.
Читательский интерес в свою очередь зависит от близости события к читателям, от участия в событии знаменитостей и от наличия «человеческих аспектов» события.
__________________________
[4] Mencher M. News reporting and writing. Dubuque: WCB, 1994. P. 57.
-15-
Близость бывает как географической, так и психологической. Психологическая близость заключается в восприятии читателями участников события как «своих» независимо от того, в каком месте событие произошло. Например, граждан России привлечет новость о захвате в заложники россиян в любой стране мира, в то время как захват в заложники граждан какой-либо другой страны подобного внимания не вызовет. Или новость об аварии на шахте с большой вероятностью привлечет внимание шахтеров из других регионов и даже стран мира, а сообщение о гибели альпинистов при восхождении на гору – всех, кто увлекается этим экстремальным видом спорта.
Участие в событии знаменитостей автоматически поднимает его статус, делает даже рядовое событие достойным публикации. Например, просто угон автомобиля в Москве, где ежедневно угоняют десятки автомобилей, не новость. Но если угнан автомобиль известного артиста, это сообщение автоматически попадает в газеты и даже в выпуски теленовостей. Или просто усыновление ребенка из детского дома – вполне рядовое событие, но когда в роли приемного родителя выступает известный политик или спортсмен, это становится новостью, достойной опубликования.
Под «человеческими аспектами» события имеются в виду его необычность, курьезность, а также наличие в событии любовной интриги, приключения, трагедии. Вот пример события, которое привлекло внимание журналистов именно благодаря «человеческим аспектам»:
В Париже специальная служба помощи бездомным подобрала в XV квартале города старушку, которая лет десять назад обосновалась на улице Линуа между рестораном быстрого питания и ремонтируемым зданием. Как выяснилось, пожилая француженка-бомж накопила в мешках, мусорных баках и чемоданах тысячи евро в виде монет и банкнот разного достоинства. Для транспортировки денег потребовалось вызвать дополнительный автомобиль. Дама жила около здания, которое строится с использованием асбеста, и специалистам службы помощи не без труда удалось уговорить ее переселиться в центр размещения и помощи бездомным Нантера. Пока удалось подсчитать деньги только в трех мешках – там оказалось 20 тыс. евро. По оценке сотрудника службы помощи бездомным, общее «состояние» дамы-клошара – около 40 тыс. евро.
(Богатые нищие Парижа: Информ. сообщение от 11 июля 2007 г. // http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=25859&cid=)
Новости пишутся по схеме «перевернутой пирамиды». Эта схема подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения не того, с чего начиналось событие, а самого важного элемента события, его сути. Затем располагается менее важная информация, а завершает статью еще менее важная, которую при редактировании можно выбросить без особого ущерба для текста. Поэтому «перевернутую пирамиду» еще называют «антиисторией» в противоположность истории как повествованию, нарративу. К примеру, «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина написана в виде истории и начинается с того, что жили старик со старухой у самого синего моря, а заканчивается тем, что старуха сидит у разбитого корыта. Если бы сказка была написана по схеме «перевернутой пирамиды», она начиналась бы примерно так: «Неудачей закончилась попытка старухи разбогатеть за счет золотой рыбки. Получив в подарок новый дом, а также побывав дворянкой и царицей, старуха из-за неуемной жадности и стремления властвовать лишилась всего и оказалась у разбитого корыта».
-16-
Как было сказано в 1-й главе, новостная журналистика информирует о событиях, которые происходят из-за того, что люди решают свои задачи. Само же написание новостей заключается в поиске ответов на шесть основных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом? Иногда этот список дополняют вопросами «Что это значит? (Ну и что?)», «Кому выгодно (невыгодно)?» и «Что будет?», но главными все равно остаются первые шесть – кто что сделал, в какое время, в каком месте, каким образом и почему. Еще в новостном сообщении обязательно указывается источник информации – дается ответ на вопрос «Откуда мы знаем?».
Новостные заметки бывают короткие и расширенные. Короткая новостная заметка состоит из 10–20 строк и содержит ответы на основные шесть вопросов. Вот пример короткой новости:
В Ангарске убит один из руководителей службы безопасности Ангарской нефтехимической компании (АНХК) Виталий Попов. (Что? и Кто?) В среду вечером Виталий Попов возвращался домой с работы. (Когда?) Он вошел в подъезд своего дома, где на лестничной площадке первого этажа его ждал киллер. (Где?) Неизвестный три раза выстрелил в Виталия Попова из пистолета Макарова и скрылся. (Каким образом?) Оружия на месте происшествия следователи прокуратуры не нашли. Пока в качестве улик фигурируют лишь гильзы. По словам старшего помощника прокурора Иркутской области Александра Семенова (Откуда мы знаем?), сейчас отрабатываются различные версии происшедшего, в том числе версия, связанная с профессиональной деятельностью убитого. (Почему?) Как сообщили на АНХК (Откуда мы знаем?-2), Виталий Попов работал в службе безопасности предприятия с 2001 года. До последнего времени он возглавлял в службе сектор внутренней безопасности. (Кто?-2)
(Романов И. Застрелен начальник внутренней безопасности нефтехимической компании // Коммерсантъ. 2007. 16 февр.)
Расширенная новостная заметка состоит из ядра, деталей и бэкграунда.
Ядро находится в начале заметки и содержит основную информацию о событии. Это могут быть ответы как на все шесть вопросов, так и на часть из них с добавлением ответа на вопрос «Ну и что?» (значимость новости для читателей). Новостную заметку начинают с ответа на вопрос «Ну и что?» в тех случаях, когда в чистом виде новость трудна для восприятия. Например, статьи о научных открытиях или о принятых парламентом новых законах лучше начинать не с сути этих открытий и законов, а с того, насколько они изменят нашу жизнь.
-17-
Детали включают в себя подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него. Например, если в ядре сообщается про авиакатастрофу, то деталями будет информация о том, как проходил полет, в какой момент стало известно о неполадках, как летчики пытались спасти самолет, как действовали наземные службы и т.д. Или если в ядре новости рассказывается о выступлении политика, то деталями будут цитаты из выступления и реакция слушателей.
Бэкграунд – это дополнительная информация, напрямую не связанная с событием, однако позволяющая глубже понять его смысл. Обычно в качестве бэкграунда приводятся сообщения об аналогичных событиях и статистические данные. Например, для статьи про авиакатастрофу бэкграундом будет информация о том, как часто терпели катастрофу самолеты данной модели и данной авиакомпании, как часто это происходило в том же районе и по аналогичной причине, какие выплаты положены семьям погибших в авиакатастрофе, что собираются предпринять авиаторы для повышения безопасности полетов.
Ядро всегда располагается в начале расширенной новостной заметки. Место же деталей и бэкграунда не фиксировано. Они могут быть размещены в любом месте статьи, кроме начала, и чередоваться в любом порядке. На практике наиболее распространены две схемы:
1) чередование деталей и бэкграунда, когда уточняющая и дополнительная информация попеременно следуют друг за другом;
2) разделение, когда после ядра друг за другом идут детали, а в конце заметки в виде отдельного массива текста располагается бэкграунд.
Это можно представить так:
Схема 1
Ядро, Деталь-1, Деталь-2, Бэкграунд.
Схема 2
Ядро, Деталь-1, Бэкграунд-1, Деталь-2, Бэкграунд-2.
Приведем пример расширенной новостной заметки:
В Санкт-Петербурге произошел очередной скандал, связанный с военными. После недавней истории с дембелями внутренних войск, которые записывали издевательства над молодыми солдатами для своего видеоальбома, огласку получила история с принуждениями военных к занятию проституцией. Причем солдатские матери утверждают, что армейская проституция характерна и для других регионов. В Главкомате внутренних войск МВД России говорят, что это не более чем «страшилка, цель которой – развернуть очередную антиармейскую истерию». Однако военная прокуратура уже начала проверку. (Ядро.)
-18-
Скандал произошел в войсковой части № 3727 Северо-Западного округа внутренних войск, расположенной в самом центре Санкт-Петербурга, на Миллионной улице. В двух шагах от части – Эрмитаж. Из этой части год назад сбежал рядовой-срочник. На днях он пришел в общественную правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и рассказал об истязаниях, которым, по его словам, подвергался во время службы в части. По рассказам солдата, из военнослужащих в части «выбивают» деньги, пытая электрическим током, избивая железными табуретками и заставляя попрошайничать на улицах. А чтобы солдаты приносили больше денег, их заставляют заниматься проституцией. В заявлении, написанном рядовым, говорится, что в части даже была создана своя клиентская сеть, в которой в том числе были высокопоставленные чины ВВ вплоть до генералов, а также сотрудники ФСБ. «Его заявление мы направили в военную прокуратуру Ленинградского округа, там будут проводить проверку указанных фактов, – сообщила Ъ [5] пресс-секретарь организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Любовь Ежелева. – А самого молодого человека мы поместили в госпиталь Минобороны: он нуждается в лечении – на почве происшедшего у него стрессовое состояние». (Деталь.) В организации утверждают, что к ним обратился уже второй солдат из этой части. Его также заставляли заниматься проституцией. (Бэкграунд.)
В прокуратуре Ленинградского военного округа Ъ сообщили, что информация о принуждении солдат к занятиям проституцией будет проверена. (Деталь-2.) Между тем руководитель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова утверждает, что подобные случаи происходили и в Москве. «Таких случаев полно, и в Москве тоже, журналисты уже делали целые «ночные репортажи» о том, как солдат заставляют работать проститутками, – рассказала она Ъ. – Мы не раз говорили об этом. А власти, правоохранительные органы и военное командование закрывают на это глаза». (Бэкграунд-2.)
«Мы знаем этого солдата, – сказал Ъ в свою очередь начальник пресс-службы внутренних войск Василий Панченков. – Он действительно был призван в армию весной 2005 года. Первый раз он сбежал еще весной 2006 года: не пришел с увольнения. Вернулся через месяц, и его положили на обследование в госпиталь внутренних войск, потому что у него было странное психологическое состояние. А через два месяца он сбежал и из госпиталя и больше не возвращался. По факту оставления части было возбуждено уголовное дело. Он неуравновешен психически, не знаю, как можно верить его показаниям». (Деталь-3.)
По словам господина Панченкова, «выводы относительно клиентской сети из высоких военных и сотрудников ФСБ, якобы пользующихся сексуальными услугами солдат, просто выходят за рамки здравого смысла». Это не более чем «страшилка, цель которой – развернуть очередную антиармейскую истерию». (Бэкграунд-3.) В свою очередь заместитель командующего Северо-Западным округом внутренних войск МВД России Геннадий Марченко заявил Ъ, что, согласно федеральному закону о СМИ, распространенная информация подлежит проверке: «Мы проведем комплекс мероприятий, в том числе и анонимный опрос личного состава части. Совместно с прокуратурой округа проведем проверку тех фактов, что изложены правозащитниками». (Бэкграунд-4.) Осторожность господина Марченко имеет основания. Дело в том, что совсем недавно оскандалилась в/ч № 5402 из того же Северо-Западного округа внутренних войск. Правозащитники передали в военную прокуратуру диск, на котором дембеля записывали издевательства над молодыми солдатами. В феврале этого года бывших дембелей приговорили к пяти и трем с половиной годам заключения. (Бэкграунд-5.)
(Каменский Д., Лепина М. Неуставные сношения // Коммерсантъ, 2007. 13 февр.)
В зависимости от информационного повода различают новость-факт, новость-событие и новость-цитату.
Новость-факт – сообщение о ситуации, например о принятии нового закона, о решении суда, о результатах переговоров. Заметка начинается с самого важного аспекта этой ситуации.
Новость-событие – сообщение о действии, например о покорении горной вершины или об ограблении банка. При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Заметка начинается с результата этого действия или его кульминационной точки.
Новость-цитата – это сообщение о выступлении какого-то важного человека. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то призывают или чего-то не исключают. Начинается такая заметка с центрального высказывания и ни в коем случае не с упоминания о том, что кто-то где-то держал речь.
__________________________
[5] Буква Ъ используется в статьях газеты «Коммерсантъ» как синоним названия издания.
-19-
Чтобы статья была опубликована, она должна быть актуальной, то есть привязанной к текущему моменту. Требование актуальности относится не только к новостям, но и ко всем журналистским произведениям. Так как журналистика по своей сути привязана к текущим событиям, любой текст должен помимо ответа на вопрос: «Почему мы об этом пишем?» – содержать ответ на вопрос: «Почему мы об этом пишем именно сегодня?»
Существует пять видов актуальности – непосредственная, латентная, календарная, собственная и кажущаяся.
Непосредственная актуальность – это актуальность в собственном смысле слова, когда событие только что произошло либо событие произошло давно, но известно о нем стало только сейчас.
Латентная актуальность используется при освещении проблем и процессов, которые давно существуют и скорее всего еще долго будут существовать, например наркомания или военная реформа. Написать о них можно было бы неделю, месяц или год назад, а можно будет и через неделю, месяц или год. Чтобы привязать проблему или процесс к текущей ситуации, журналисты ждут, когда в связи с этим кто-то что-то сделает, и используют это действие как информационный повод. Например, о проблеме наркомании можно написать в связи с открытием нового реабилитационного центра для больных наркоманией, а в качестве информационного повода для статьи про военную реформу можно использовать парламентские слушания или научную конференцию на эту тему.
Календарная актуальность заключается в использовании в качестве информационного повода какой-то памятной даты, например годовщины рождения, смерти, вступления в должность, начала реформы, совершения теракта. Календарная актуальность, в отличие от латентной, позволяет написать о проблемах и процессах, не дожидаясь того, чтобы в связи с ними что-то происходило, а также подвести какие-либо промежуточные итоги, что само по себе может явиться темой статьи.
Собственная актуальность – журналистика акций. Журналисты сами провоцируют событие, а потом пишут о нем и о реакции на него. Например, редакция газеты может не дожидаться конференции экологов, чтобы написать о проблемах окружающей среды, а на собственные средства организовать исследование воздуха, воды и почвы на содержание вредных веществ, а затем использовать оглашение результатов в качестве информационного повода. Сюда же относится «метод маски» (подробнее см. в 11-й главе), когда журналист временно меняет профессию, чтобы разоблачить злоупотребления в какой-либо сфере деятельности, например под видом фермера отправляется торговать на рынок, чтобы потом описать, как действует рыночная мафия.
-20-
Кажущаяся актуальность служит «палочкой-выручалочкой» в тех случаях, когда никаких других информационных поводов нет, а статью публиковать надо именно сейчас. Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов «все больше», «все чаще», «все опаснее» и т.д., например «Все больше выпускников вузов не могут найти работу», «Все чаще в магазинах продают просроченные продукты», «Все опаснее становится ездить на зарубежные курорты». Использование подобных выражений в начале статьи означает, что у журналиста нет цифр, которые бы подтвердили его вывод, так как если бы журналист такими цифрами располагал, он бы обязательно их упомянул. Хотя из этого вовсе не следует, что журналист не прав, утверждая, что нечто стало «все больше» или происходит «все чаще». Вполне возможно, что это действительно так.
При информировании о длящемся событии информационными поводами будут его важнейшие фазы. Например, при освещении судебного процесса в общем случае достаточно четырех статей. Первая выйдет в день начала судебных слушаний и будет содержать информацию о преступлении и ходе расследования. Вторая появится день спустя с описанием атмосферы вокруг судебного процесса: как ведут себя обвиняемые, пришла ли в суд «группа поддержки», как настроены адвокаты. Третья будет опубликована в день оглашения приговора. Здесь журналист подведет итоги процесса, представит доводы обвинения и адвокатов, сообщит о наиболее примечательных эпизодах судебных слушаний. Наконец, четвертая статья выйдет на следующий день после оглашения приговора и будет содержать информацию о приговоре, рассказ о том, как восприняли его участники процесса, а также повторение доводов обвинения и защиты и краткую историю процесса.
Если же журналист освещает отдельные заседания суда, тогда каждая заметка строится по следующей схеме: вначале дается последняя информация о ходе процесса, затем – общая информация о рассматриваемом деле, затем – доводы обвинения и защиты. Здесь главное – выдержать пропорции между новой и старой информацией, чтобы статья была и интересна тем читателям, кто за процессом следит, и понятна тем, кто узнал о процессе только из этой заметки.
Иногда журналисты сталкиваются с необходимостью написать «многопредметную» новость – заметку о нескольких событиях, связанных одной общей темой. Подобные заметки чаще всего встречаются в парламентской хронике и в новостях из-за рубежа, когда, к примеру, депутаты в один день приняли сразу несколько важных законов или на одно и то же событие отреагировали политики и граждане сразу в нескольких странах. В этом случае рекомендуется выбрать наиболее важное событие А (самый важный из законов или самая яркая из реакций) и начать заметку с него.
-21-
Структура заметки будет следующей:
Ядро – краткий рассказ о событии А.
Деталь – подробный рассказ о событии А.
Бэкграунд – начинающийся со слов «кроме того» краткий рассказ о событиях Б, В и т.д.
Для передачи в новостной заметке слов ньюсмейкера существует следующее правило: все, что можно перевести в косвенную речь, излагается от лица журналиста. Это делается потому, что, во-первых, кавычки сильно затрудняют чтение, а во-вторых, всегда журналист может передать мысль ньюсмейкера короче и точнее, чем сам говорящий. С другой стороны, наличие в тексте прямой речи создает иллюзию того, что слова человека переданы без искажения, тогда как передача их в косвенной речи может вызвать впечатление, что журналист вместо слов собеседника навязывает свое мнение об этих словах. По этим причинам вообще без цитирования при передаче сказанного обойтись нельзя, но оставлять в прямой речи рекомендуется только самые важные и самые колоритные фразы ньюсмейкера.
В заключение главы приводим руководство для журналистов одной из московских газет о том, как писать статьи. Его также можно использовать при написании расширенной новостной заметки.
ЗАМЕТКА ПИШЕТСЯ ТАК:
1) Собирается материал, то есть:
• выслушиваются две противоположные стороны ситуации – обвиняющий и обвиняемый, протестующий и тот, против кого протестуют, и т.п. Если вторая сторона явно не представлена (например, протест против власти, а она плевать на это хотела), то изучается позиция этой стороны;
• наблюдается картинка события (например, демонстрация или ход пресс-конференции), при этом обращается особое внимание на детали (кто сказал глупо или смешно, кто во что одет, кто оговорился и поправился и т.п.), картинка записывается подробно;
• осмысливается цель и значение предмета заметки (важно для общества, но нелепо реализуется или, наоборот, сущая чепуха, а надувается).
2) Пишется текст, то есть:
• заголовок, который полностью соответствует смыслу заметки;
• подзаголовок, который кратко описывает событие;
• вводка, которая кратко – не более 10% от общего объема заметки – излагает сюжет;
• первый абзац, который рассказывает о событии более подробно;
• второй абзац, в котором излагается позиция одной стороны;
• третий абзац, в котором излагается позиция другой стороны;
• четвертый абзац, в котором описывается реакция общественности;
• пятый абзац с прогнозом эксперта;
• шестой абзац с неявно выраженным отношением корреспондента-автора.
-22-
Новости – информация, необходимая людям для принятия решений, и сообщения об отклонениях от естественного хода событий. Отбор новостей для публикации происходит по следующим критериям: значение события (масштабность или возможные последствия) и наличие в нем элементов читательского интереса, таких, как близость события, участие в событии знаменитостей, «человеческие аспекты» события. «Перевернутая пирамида» – схема написания новостей, когда заметка начинается с сути события, а затем следует прочая информация в порядке убывания важности. Короткая новость отвечает на основные шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Расширенная новостная заметка состоит из ядра (основная информация о событии), деталей (подробный рассказ о событии) и бэкграунда (информация, напрямую не связанная с событием, но позволяющая глубже понять его смысл). В зависимости от информационного повода различают новость-факт (сообщение о ситуации), новость-событие (сообщение о действии) и новость-цитату (сообщение о выступлении). Виды актуальности – непосредственная, латентная, календарная, собственная и кажущаяся. У длящегося события информационными поводами будут его важнейшие фазы. Многопредметную новость рекомендуется начинать с подробного рассказа об одном событии, а затем добавлять краткие рассказы об остальных событиях. Передавать слова ньюсмейкера лучше в косвенной речи, оставив в прямой лишь самые важные и самые колоритные фразы.
-23—
◄◄ в оглавление ►►
в раздел библиотека
Как написать новостную заметку – пример нашей студентки и комментарий |
Вниманию журналистов: это учебная придуманная новость, просьба не перепечатывать.
Белый тигр на свободе!
Сегодня, 24 января, в Зеленограде из цирка сбежал взрослый белый тигр. Тигра безрезультатно ищут уже четыре часа.
В Зеленоград, административный округ Москвы, две недели назад с гастролями приехал цирк «Максимус». Сегодня в 10:00 цирк потерял свою звезду — тигра Снежка. Снежок совершил побег из своего вагончика во время очередной репетиции программы. «Это первый подобный случай за всю историю нашего цирка— комментирует ситуацию директор «Максимуса» Иван Хищный. — Тигра уже ищут и найдут в ближайшее время. Человек, виновный в случившемся, уже уволен».
По словам Ивана, стажёр неправильно закрыл клетку Снежка. Животное выбралось из клетки и сбежало, когда вагон открыли, чтобы покормить тигров. Команда цирка сразу объявила тревогу и вызвала МЧС. Беглеца ищут уже четыре часа, но поиски пока безрезультатны.
«Как сквозь землю провалился, – удивляется дрессировщик Снежка Петр Иванов. — Теперь 220 килограммов “счастья” гуляют по Зеленограду. Странно, что хищник так быстро сориентировался в городе и смог скрыться». По мнению Петра, тигр притаился в лесу и в скором времени обязательно отыщется.
По статистике, тигры убивают около сотни людей в год и занимают 12 место в списке самых опасных для людей животных. Однако в большинстве случаев люди сами провоцируют хищников на нападение. Будем надеяться, проблема будет устранена в кротчайшие сроки и никто не пострадает.
Комментарий тренера Школы журналистики:
Заголовок немного банальный, к тому же с восклицательным знаком, а его в журналистике мы используем очень редко. Даже если российские футболисты станут чемпионами мира, подавляющее большинство СМИ напишут об этом без восклицательных знаков. Другое дело когда восклицает интервьюируемый, тогда можно поставить восклицательный знак. К тому же заголовок вводит в заблуждение. Я прочитав этот заголовок подумал что тигра отпустили на волю, что это положительное событие.
“…звезду — тигра Снежка. Снежок совершил …” – слишком близко повторяющиеся слова (Снежка, Снежок), как тавтология. Используйте разные синонимы – тигр, белый тигр, Снежок, четвероногий артист цирка и так далее. В последующем тексте Вы так и не делаете, отлично.
Цитату ставьте всегда в новом, отдельном от остального текста, абзаце.
МЧС – понятная всем аббревиатура, но всё равно лучше написать “вызвали спасателей”. А малопонятные аббревиатуры всегда расшифровывайте.
Написано интересно, написано хорошо. Последний абзац – отлично написан, бэкграунд нужен.
Итог: очень хорошо! Три минуты работы редактору и заметку можно публиковать.
Похожее
Практика: новостная заметка и интервью
Дудь – талантливый интервьюер. Как правило, только очень крутые журналисты “с двумя высшими” подвергают его критике.
Добрый день, коллеги! Сегодня мы будем учиться писать информационную заметку и интервью. Это два основных жанра, с которых нужно начинать человеку, осваивающему журналистику.
Надеюсь, Вы уже прочитали первоначальный раздаточный материал. Но всё же кратко напомню, что…
Заметка – это информационное сообщение, которое отвечает на простые вопросы такие как «что произошло?», «где?», «когда?», «к чему это привело?». Таких сообщений много в печатных и интернет-изданиях. Как правило, это небольшие сообщения, которые легко отличить от других жанров, таких как интервью или большая статья.
Интервью – это прямое общение, разговор журналиста с интервьюируемым. Интервью строится по принципу «вопрос-ответ». И тут способности журналиста проявляется в том, чтобы задавать «правильные» вопросы, на которые будут даны интересные, развернутые ответы. Интервью может быть отдельным материалом, или может быть включено в виде комментария в другой материал, например, в новостную заметку.
Проще всего осваивать написание новостной заметки, работая с пресс-релизами. Пресс-релиз – это сообщение для СМИ, подготовленное государственными или частными организациями или людьми. Зайдите на сайты государственных органов (суд, полиция, мэрия, прокуратура и так далее). Там вы увидите опубликованные пресс-релизы и сообщения. Это официальная информация, на которую вы можете сослаться в своем материале. Эти сообщения, как правило, написаны скучно казенным/канцелярским языком. Ваша задача – переработать текст, сделав его «живым» и интересным, дополнить его другими подробностями и комментариями.
Еще раз вспомним составляющие части любого журналистского материала. Это заголовок, лид и основная часть. Лид – это первый абзац текста, выделяется жирным шрифтом. В лиде мы сообщаем о чем пойдет речь в материале, заинтересовываем читателя, сообщаем самые важные и самые общие подробности.
Итак, в новостной заметке должен быть заголовок, который вы можете придумать на любой стадии написания материала. В лид вынесите самую главную новость, дополнив её самыми главными подробностями. Лид нужно уместить в 2-3 предложения. Далее сообщаете все основные подробности, комментарий какого-нибудь эксперта или участника мероприятия. В конце можно добавить бэкграунд. Бэкграунд – в самом конце текста указывается справочная информация по рассматриваемой теме или предыстория. Например, в случае с крушением самолета, в бэкграунде может быть статистика авиакатастроф или информация об авиакомпании.
В интервью также должен быть заголовок, лид, а далее идут вопросы и ответы. Вопросы не должны быть длинными и сложными. А ответы пусть будут развернутыми и интересными. Учитесь задавать вопросы, на которые не получится ответить кратко или ответить «да/нет».
Сегодня я всем новым подписчикам, кто еще не выполнял это задание, а также всем желающим предлагаю написать два небольших текста. Первый – информационное сообщение на тему этого проходящего трехдневного обучения. Учитесь писать такие тексты – укажите что проходит, в какие сроки, кто проводит, кто по вашему мнению принимает участие, процитируйте что-нибудь из уроков и так далее. Учитесь искать информацию в интернете. Поищите инфо о нашей организации или обо мне, может быть что-нибудь найдете.
Второй текст – вам нужно написать интервью с самим собой, в котором задайте вопросы и в ответах расскажите о себе, что Вас привлекает в журналистике, что нового уже узнали на этом курсе. Сами задавайте вопросы и сами отвечайте.
Присылайте свои тексты на адрес [email protected] Все работы будут опубликованы на сайте «Школы журналистики», при необходимости я дам советы и рекомендации автору, укажу на сильные и слабые стороны ваших журналистских материалов.
Напоследок посмотрите видео о том как распространяются ложные новости, в нем наглядно показано как иногда крупные СМИ манипулируют людьми. Но не вся журналистика такая. Если Вы будете работать в городском издании или писать новости для интернет-портала, Вам предстоит интересная, увлекательная работа и Вы действительно своей деятельностью сможете сделать этот мир немного лучше.
И не забывайте написать и прислать практическое задание – это вас здорово мотивирует и настроит на волну журналистики.
С уважением, команда «Школы медиаграмотности» и её бессменный инструктор Сергей Барановский
Похожее
Новостная заметка – пример студентки и комментарий тренера |
Арт-пикник.
Сегодня в Парке Революции прошел «Арт-пикник», в ходе которого добровольцы сделали около пятидесяти скворечников.
Эта акция была организована зеленым движением «ЭКА», комитетом по молодежной политике и городской администрацией. При помощи орнитологов были собраны материалы, подходящие для птичьих домов, в тот день это была самая посещаемая площадка, так как многие хотели принести пользу. Кроме функциональных домиков был проведен развлекательный конкурс, на котором оценивали креативные домики и кормушки.
«Арт-пикник» – это кодовое название экологических субботников, уже несколько раз проходивших в нашем городе. Как правило, участники собирались в популярном месте отдыха и убирали там мусор, после чего отдыхали, не оставляя своего.
Комментарий:
Название “Арт-пикник” – нормальное, такие заголовки хороши для печатных изданий. А в тексте Вы пишите “сегодня…” Сегодня, вчера, завтра – так можно писать на сайтах (информационные агентства, новостные сайты), потому что там статьи выходят оперативно и читатель видит указанную дату. А для газеты, если Вы напишите “сегодня” этим утром, а газета выйдет 14-го июня, а читатель и вовсе прочтет через пару дней… Для него слово “сегодня” уже ничего не скажет или введет его в заблуждение.
Заголовок “Арт-пикник” – хороший, но слишком простой. Это как назвать – “Аэродром”, “Арт-хаус” или “Фандрейзинг”, тоже прикольные слова, но заголовок слишком простой. Эти мероприятия проходят уже несколько раз, можно назвать ” И снова арт-пикник” или как-то объединить слово “арт-пикник” со скворечниками и скворцами. Арт-скворечник 🙂
“При помощи орнитологов были собраны материалы, подходящие для птичьих домов, в тот день это была самая посещаемая площадка, так как многие хотели принести пользу”, – длинное предложение, старайтесь писать более кратко, так удобнее читателю, приятнее читать и понятнее. Лучше разбить на два предложения.
Пишите хорошо. Читаете легко и ничего лишнего. Что такое информационная заметка Вы прекрасно понимаете и пишите их хорошо.
К моим замечаниям относитесь легко. Часто это просто мнение, я тоже могу ошибаться.
Похожее
О некоторых структурных особенностях новостных медиатекстов
Новостная журналистика в настоящее время представлена разнообразными жанровыми формами медиатекстов, создаваемых для различных СМИ: газетно-журнальных, радио и телевизионных, интернет-среды. Под медиатекстом мы подразумеваем любой публицистический текст, который адресован от лица СМИ массовой аудитории [1, 2]. Но вне зависимости от того, в газете или на интернет-сайте публикуется новостной материал, он должен быть логично и четко структурирован, информационно насыщен, содержать достоверную фактуру. Именно эти критерии позволят добиться адекватности информирования аудитории о событиях, фактах, которые имеют место быть в действительности.
В арсенале новостной журналистики преобладают следующие жанровые формы: заметка-хроника (представляет собой ответы на основные шесть вопросов новости, которые образуют лид: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как?), расширенная заметка (состоящая, как правило, из нескольких блоков: лид, подробности (детализация), бэкграунд (справочная информация, контекст события и т. д.), цитаты от лиц, связанных с новостью и некоторые другие блоки), заметка-анализ события (структурно повторяет расширенную заметку, однако включает некоторые элементы анализа), отчет, некролог, новостной репортаж, предметное интервью и некоторые другие. Все они имеют определённую структуру, соответствующую «жёсткому» или «мягкому» типу расположения информации в тексте. Для «жёсткого» типа характерна оперативность, повышенная важность новости (в этом случае в начало материала выносится самое важное, кульминационный момент события, факта, а далее излагается информация по принципу убывания интереса), для «мягкого», напротив важен процесс, подробности, детали события, а не его суть.
Каждая жанровая форма имеет свои структурные особенности. Одним из важных структурных элементов новостной заметки, наряду с заголовком, хэдлайном и лидом, является бэкграунд.
Исследователь Е. П. Прохоров отмечал, что «чрезвычайно важно <…> работать с уже известной аудитории информацией (напоминать, актуализировать, систематизировать, переосмыслять наличные сведения) творчески, небанально — повторение должно быть вариативным, уже известное читателю (слушателю) — представлено в новых связях, раскрыто на новом материале…» «Для достижения эффекта новизны информации следует учитывать требование необходимой избыточности информации — использования внешне лишних сведений, повторов, поскольку для восприятия нового важны своего рода неторопливость изложения, опора на уже освоенное…» [3]. Думается, что именно «опора на уже освоенное» читателем (зрителем, слушателем), т. е. то, что являет собой бэкграунд в новостном материале, позволяет добиваться большей информированности аудитории, под которой мы, следуя позиции Е. П. Прохорова, понимаем «такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель — классовый, этнический, региональный, профессиональный, возрастной и т. д. — располагает всей «необходимой и достаточной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора» [4].
Бэкграунд (от англ. background) — это структурный элемент информационных медиатекстов (однако он важен и для аналитических материалов), который не связан напрямую с информационным поводом, но включает расширяющую, детализирующую или уточняющую информацию о факте, событии, объекте; позволяет представить новость объёмнее, в новых связях.
Бэкграунд может быть первичным, то есть таким, который содержит информацию, необходимую для понимания сути новости. Так, например, если в ленте новостей на сайте информационного агентства, интернет-СМИ или традиционного средства массовой информации появляется заметка о каком-либо поворотном моменте в судебном процессе, который длится на протяжении долгого времени, необходимо в первом или втором абзаце включить информацию о том, с чем связан этот судебный процесс, с чего всё началось, то есть дать достаточный для понимания контекст. Кроме того, если в заметке идёт речь о том, чего читатель может не знать (например, термины, неизвестные названия и т. п.), журналист обязан дать необходимую справочную информацию о предмете информационного сообщения. Такой бэкграунд должен располагаться в лиде или сразу после него. Так достигается важный в журналистском материале принцип декодируемости и адекватности восприятия информации читателем.
Бэкграунд может быть и вторичным (вспомогательным). Такой бэкграунд дополняет материал, даёт какие-либо детали, без которых основное сообщение можно понять, и, в отличие от первичного, даётся в середине или в конце материала. Например, в информационных сообщениях о смерти знаменитого человека в самом начале констатируется факт смерти, затем даются детали, информация о том, когда и где состоится прощание с ним, а в конце всегда содержится краткая биографическая информация об умершем.
Выбор бэкграундной информации и размещение её в новостном материале зависит от многих факторов: от информационного повода, который становится предметом публикации; политики издания; целевой аудитории, которой адресуется новость.
Во-первых, бэкграундом в журналистском материале может выступать контекст. Он выполняет функцию напоминания о том, что предшествовало факту, ставшему информационным поводом для публикации заметки. Без такой бэкграундной информации суть текущей новости может быть не совсем понятна для читателей, которые не следят за быстроменяющейся информационной картиной, представляемой в СМИ. Введение в материал контекста позволяет не упустить логику (историю) развития того или иного события. Контекст должен располагаться в первых строках новости и быть кратким, ёмким. Если возникает необходимость дать более подробную картину предшествовавшего события, то такой контекст должен располагаться в глубине или в самом конце материала (обычно для этого используют связки типа «Напомним» или «Ранее сообщалось, что…»).
Вертолет Ми-8 МЧС доставил в Петербург пятерых детей, пострадавших накануне в крупной аварии в Вологодской области [контекст-1]. Состояние одного из них — тяжелое. Всех разместили в детской городской больнице. Такое решение принял губернатор Вологодской области. Он распорядился, чтобы все дети были доставлены в лучшие больницы, и там им была оказана всесторонняя медицинская помощь, пишет «Вести».
Напомним, что страшная авария с участием грузовика и автобуса с детьми произошла накануне днем в Вологодской области [контекст-2]. По предварительным данным, виновником аварии стал водитель грузовика, который заснул и выехал на встречную полосу.
В результате ДТП погибли шесть человек: оба водителя и еще четыре сопровождающих. Также пострадал 21 ребенок — все они получили ранения разной степени тяжести[контекст-3]. Однако пять детей находятся в критической состоянии. Сейчас врачи борются за их жизнь. [5]
Информационным поводом для публикации этой новостной заметки стала информация о том, что вертолёт МЧС доставил в больницу Петербурга пятерых детей, которые пострадали в крупной аварии в Вологодской области. В этой новости использовано несколько контекстов: во-первых, авария произошла 28 марта, поэтому в заметке, которая была опубликована 29 марта и содержит новую информацию по данному информационному поводу (крупная авария в Вологодской области и пострадавшие при ней дети), в самом начале, в лиде, дан краткий контекст, напоминающий о том, что произошло днём ранее, и без которого суть текущей новости могла бы быть не вполне ясной (контекст-1). Далее, во втором и третьем абзацах, представлен более расширенный контекст, показывающий всю картину ранее произошедшего (контексты 2 и 3).
Обратим внимание на то, что подобного рода контексты в журналистских материалах должны располагаться по известному для структуры «жёстких» заметок принципу «перевёрнутой пирамиды», когда информация в тексте «движется» от главного к второстепенному. Причём, чем выше в тексте располагается контекст, тем короче и ёмче он должен быть изложен.
Так, в представленном примере в лиде (контекст-1) представлена бэкграундная информация, касающаяся пострадавших детей, о которых идёт речь в текущей заметке, а затем (контексты 2 и 3) даётся второстепенный для данного материала бэкграунд о том, что произошло и почему дети оказались в такой ситуации.
Во-вторых, в качестве бэкграунда в новостном материале может выступать справочная информация. Это любые фактические, статистические данные, которые могут быть связаны с текущей новостью; могут дополнить, расширить, пояснить новость, сравнить её с другими подобными событиями. Это может быть указание на уникальность, редкость события. Справочная информация востребована в тех случаях, когда в сообщении речь идёт о том, что читателю может быть неизвестно, непонятно, о том, что требует разъяснений в той или иной форме. Часто подобного рода справочная информация даётся во врезке к основному тексту, но может быть вкраплена и в него. Причём такие вкрапления могут быть как краткими, так и расширенными.
Например, новостная заметка «Ольга Бакушинская вызвана на допрос по делу об оскорблении Мизулиной» («Газета.ru», 7 августа 2013 года):
Журналистку Ольгу Бакушинскую вызвали на допрос по делу об оскорблении депутата Госдумы Елены Мизулиной, сообщает РИА «Новости».
«Мне позвонил следователь Широков, я пойду на допрос. Пока еще день не наметили, потому что у меня есть адвокаты, соответственно, мне нужно согласовать с ним и со следователем, чтобы время было всем удобно», — сказала Бакушинская.
Также журналистка отметила, что пока не знает, что ей вменяют, в своих публикациях она три раза упоминала Мизулину, но «там ничего оскорбительного не было».
Ранее сообщалось, что на допрос по делу об оскорблении Мизулиной вызваны Елена Костюченко и Ксения Собчак. [6]
Обратим внимание на то, что в качестве бэкграунда в данном материале использована информация, напрямую не связанная с сутью новости, но которая как бы дополняет её, указывая на аналогичные случаи.
В заметке «В Пскове 27-летний душевнобольной убил известного священника Павла Адельгейма» («Newsru.com», 5 августа 2013 года) сразу после лида, подробностей следует справочная информация о том, кем являлся убитый, чем он был известен и т. д.
Известного православного священника Павла Адельгейма убили. «Час назад в Пскове ударом ножа в своем доме убит о. Павел Адельгейм. Убийца — мужчина из Москвы, некто Пчелинцев. Ему 27 лет (1987 г. рождения). Он жил три дня в доме о. Павла по просьбе некоей женщины из Москвы. Возможно, кто-то думал, что слово пастыря спасет душевнобольного», — этом сообщил в своем блоге депутат местного заксобрания Лев Шлосберг. <…> Псковские правоохранители заявили, что тело убитого было обнаружено в понедельник около 20:00 в храме Константина и Елены в Красногорском проезде, сообщает «Интерфакс».
На теле убитого несколько ножевых ранений. <…> Есть информация, что подозреваемый в нападении на священника находится в больнице в реанимационном отделении, ему делают операцию.
Павел Адельгейм, которому 1 августа исполнилось 75 лет, стал священнослужителем еще в советские времена. В 1969 году был арестован за распространение религиозного самиздата, отмечает «Интерфакс». В 1970 году был осужден на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй». В 1971 году в связи с волнениями в исправительно-трудовом учреждении потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. С 1976 года клирик Псковской епархии… [7]
Заметка «Жизнь победила», опубликованная в журнале «Эксперт», содержит бэкграунд-указание на уникальность факта, ставшего предметом публикации. Обратим внимание, что такая справочная информация очень гармонично вписывается в текст одной фразой и позволяет обратить на себя внимание.
В России зарегистрирован первый в этом году естественный прирост населения.
На 7 тыс. человек больше родилось, чем умерло в июне в России. Таковы данные Министерства труда и соцзащиты. Естественный прирост зафиксирован впервые в этом году, сообщает РИА «Новости».
По данным министерства, рождаемость в июне составила 149,8 тысячи человек, смертность — 142,8 тысячи. При этом в целом показатели рождаемости в июне по сравнению в аналогичным периодом прошлого года снизились на 3,6 тысячи детей. [8]
Бэкграунд, безусловно, выполняет, пользуясь терминологией Е. П. Прохорова, «требование необходимой избыточности информации» в новостном материале, позволяя читателю не утонуть в потоке новостей и учитывать контекст события при освоении новой информации.
Бэкграунд (в виде справочной информации или контекста) может располагаться и в начале материала, и в середине, и в самом конце новостной заметки. Введение его в медиатекст, как уже отмечалось выше, зависит от информационного повода, целевой аудитории, политики издания. Бэкграунд чрезвычайно важен в так называемых «сюжетных» новостях с продолжением, когда по одному и тому же событию, факту возникают несколько информационных поводов. Ярким примером тому является освещение событий вокруг авиакатастрофы, произошедшей в Казани с Боингом 737: в течение нескольких недель новостные ленты освещали подробности, связанные с этой трагедией. И, разумеется, каждая последующая публикация сопровождалась бэкграундом — кратким или расширенным контекстом.
Литература:
1. Солгник Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». Вестник Московского университета, серия 10: Журналистика. № 2, 2005. С. 7–16.
2. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Изд. 2-е, стереотипное. М., 2005. 288 с.
3. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Москва, 2003. С. 42.
4. Там же. С. 41.
5. Пятерых детдомовцев пострадавших в ДТП под Вологдой доставили в Петербург. «Новые известия», 29 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.newizv.ru/lenta/2013–03–29/180174-pjateryh-detdomovcev-postradavshih-v-dtp-pod-vologdoj-dostavili-v-peterburg.html (режим доступа — свободный).
6. Ольга Бакушинская вызвана на допрос по делу об оскорблении Мизулиной. «Газета.ru», 7 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2013/08/07/n_3095489.shtml (режим доступа — свободный).
7. В Пскове 27-летний душевнобольной убил известного священника Павла Адельгейма. «Newsru.com», 5 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://newsru.com/religy/05aug2013/o_pavel.html (режим доступа — свободный).
8. Жизнь победила. «Эксперт», 7 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://expert.ru/2013/08/7/zhizn-pobedila/ (режим доступа — свободный).
Глава 2. Как писать новости. ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Глава 2. Как писать новости
Определение новости. Критерии отбора новостей для публикации. Структура короткой новости и расширенной новостной заметки. Новость-факт, новость-событие и новость-цитата. Виды актуальности. Информирование о длящемся событии. Многопредметная новость. Передача слов ньюсмейкера в прямой и косвенной речи.
В журналистике существует два определения новостей. Новости — это:
• информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни;
• отклонения от естественного хода событий[4].
В первом случае новостью будет, к примеру, принятие нового закона или ежегодное послание президента. Во втором — всевозможные чрезвычайные и курьезные происшествия. К этому случаю относится знаменитая поговорка: «Когда собака укусила человека, это не новость, а когда человек укусил собаку, это уже новость».
Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям — значению события и наличию в нем элементов читательского интереса.
Значение события определяется его масштабностью (сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы) либо возможными последствиями для всего населения страны или определенных групп. Например, в отделе происшествия одной крупной газеты существует правило: если в автомобильной катастрофе погиб один человек или двое, писать об этом не стоит. А вот если погибших больше пяти, тогда об этом однозначно надо писать. Последствия события могут быть как прямые (например, решение Конституционного суда о выплате дополнительного пособия женщинам, ушедшим в декретный отпуск), так и косвенные (например, прогноз роста цен на жилье в связи с новым порядком выделения земли под застройку). Упоминание журналистом в материале косвенных последствий события теоретически позволяет сделать значимой и достойной публикации практически любую новость, связав ее с чем-то более глобальным и влияющим на жизнь людей.
Читательский интерес в свою очередь зависит от близости события к читателям, от участия в событии знаменитостей и от наличия «человеческих аспектов» события.
Близость бывает как географической, так и психологической. Психологическая близость заключается в восприятии читателями участников события как «своих» независимо от того, в каком месте событие произошло. Например, граждан России привлечет новость о захвате в заложники россиян в любой стране мира, в то время как захват в заложники граждан какой-либо другой страны подобного внимания не вызовет. Или новость об аварии на шахте с большой вероятностью привлечет внимание шахтеров из других регионов и даже стран мира, а сообщение о гибели альпинистов при восхождении на гору — всех, кто увлекается этим экстремальным видом спорта.
Участие в событии знаменитостей автоматически поднимает его статус, делает даже рядовое событие достойным публикации. Например, просто угон автомобиля в Москве, где ежедневно угоняют десятки автомобилей, не новость. Но если угнан автомобиль известного артиста, это сообщение автоматически попадает в газеты и даже в выпуски теленовостей. Или просто усыновление ребенка из детского дома — вполне рядовое событие, но когда в роли приемного родителя выступает известный политик или спортсмен, это становится новостью, достойной опубликования.
Под «человеческими аспектами» события имеются в виду его необычность, курьезность, а также наличие в событии любовной интриги, приключения, трагедии. Вот пример события, которое привлекло внимание журналистов именно благодаря «человеческим аспектам»:
В Париже специальная служба помощи бездомным подобрала в XV квартале города старушку, которая лет десять назад обосновалась на улице Линуа между рестораном быстрого питания и ремонтируемым зданием. Как выяснилось, пожилая француженка-бомж накопила в мешках, мусорных баках и чемоданах тысячи евро в виде монет и банкнот разного достоинства. Для транспортировки денег потребовалось вызвать дополнительный автомобиль. Дама жила около здания, которое строится с использованием асбеста, и специалистам службы помощи не без труда удалось уговорить ее переселиться в центр размещения и помощи бездомным Нантера. Пока удалось подсчитать деньги только в трех мешках — там оказалось 20 тыс. евро. По оценке сотрудника службы помощи бездомным, общее «состояние» дамы-клошара — около 40 тыс. евро.
(Богатые нищие Парижа: Информ. сообщение от 11 июля 2007 г. // [5] пресс-секретарь организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Любовь Ежелева.- А самого молодого человека мы поместили в госпиталь Минобороны: он нуждается в лечении — на почве происшедшего у него стрессовое состояние». (Деталь.) В организации утверждают, что к ним обратился уже второй солдат из этой части. Его также заставляли заниматься проституцией. (Бэкграунд.)
В прокуратуре Ленинградского военного округа Ъ сообщили, что информация о принуждении солдат к занятиям проституцией будет проверена. (Деталь-2.) Между тем руководитель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова утверждает, что подобные случаи происходили и в Москве. «Таких случаев полно, и в Москве тоже, журналисты уже делали целые «ночные репортажи» о том, как солдат заставляют работать проститутками,-рассказала она Ъ.- Мы не раз говорили об этом. А власти, правоохранительные органы и военное командование закрывают на это глаза». (Бэкграунд-2.)
«Мы знаем этого солдата,- сказал Ъ в свою очередь начальник пресс-службы внутренних войск Василий Панченков.- Он действительно был призван в армию весной 2005 года. Первый раз он сбежал еще весной 2006 года: не пришел с увольнения. Вернулся через месяц, и его положили на обследование в госпиталь внутренних войск, потому что у него было странное психологическое состояние. А через два месяца он сбежал и из госпиталя и больше не возвращался. По факту оставления части было возбуждено уголовное дело. Он неуравновешен психически, не знаю, как можно верить его показаниям». (Деталь-3.)
По словам господина Панченкова, «выводы относительно клиентской сети из высоких военных и сотрудников ФСБ, якобы пользующихся сексуальными услугами солдат, просто выходят за рамки здравого смысла». Это не более чем «страшилка, цель которой — развернуть очередную антиармейскую истерию». (Бэкграунд-3.) В свою очередь заместитель командующего СевероЗападным округом внутренних войск МВД России Геннадий Марченко заявил Ъ, что, согласно федеральному закону о СМИ, распространенная информация подлежит проверке: «Мы проведем комплекс мероприятий, в том числе и анонимный опрос личного состава части. Совместно с прокуратурой округа проведем проверку тех фактов, что изложены правозащитниками». (Бэкграунд-4.) Осторожность господина Марченко имеет основания. Дело в том, что совсем недавно оскандалилась в/ч № 5402 из того же Северо-Западного округа внутренних войск. Правозащитники передали в военную прокуратуру диск, на котором дембеля записывали издевательства над молодыми солдатами. В феврале этого года бывших дембелей приговорили к пяти и трем с половиной годам заключения. (Бэкграунд-5.)
(Каменский Д., Лепина М. Неуставные сношения // Коммерсантъ, 2007. 13 февр.)
В зависимости от информационного повода различают новость-факт, новость-событие и новость-цитату.
Новость-факт — сообщение о ситуации, например о принятии нового закона, о решении суда, о результатах переговоров. Заметка начинается с самого важного аспекта этой ситуации.
Новость-событие — сообщение о действии, например о покорении горной вершины или об ограблении банка. При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Заметка начинается с результата этого действия или его кульминационной точки.
Новость-цитата — это сообщение о выступлении какого-то важного человека. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то призывают или чего-то не исключают. Начинается такая заметка с центрального высказывания и ни в коем случае не с упоминания о том, что кто-то где-то держал речь.
Чтобы статья была опубликована, она должна быть актуальной, то есть привязанной к текущему моменту. Требование актуальности относится не только к новостям, но и ко всем журналистским произведениям. Так как журналистика по своей сути привязана к текущим событиям, любой текст должен помимо ответа на вопрос: «Почему мы об этом пишем?» — содержать ответ на вопрос: «Почему мы об этом пишем именно сегодня?»
Существует пять видов актуальности — непосредственная, латентная, календарная, собственная и кажущаяся.
Непосредственная актуальность — это актуальность в собственном смысле слова, когда событие только что произошло либо событие произошло давно, но известно о нем стало только сейчас.
Латентная актуальность используется при освещении проблем и процессов, которые давно существуют и скорее всего еще долго будут существовать, например наркомания или военная реформа. Написать о них можно было бы неделю, месяц или год назад, а можно будет и через неделю, месяц или год. Чтобы привязать проблему или процесс к текущей ситуации, журналисты ждут, когда в связи с этим кто-то что-то сделает, и используют это действие как информационный повод. Например, о проблеме наркомании можно написать в связи с открытием нового реабилитационного центра для больных наркоманией, а в качестве информационного повода для статьи про военную реформу можно использовать парламентские слушания или научную конференцию на эту тему.
Календарная актуальность заключается в использовании в качестве информационного повода какой-то памятной даты, например годовщины рождения, смерти, вступления в должность, начала реформы, совершения теракта. Календарная актуальность, в отличие от латентной, позволяет написать о проблемах и процессах, не дожидаясь того, чтобы в связи с ними что-то происходило, а также подвести какие-либо промежуточные итоги, что само по себе может явиться темой статьи.
Собственная актуальность — журналистика акций. Журналисты сами провоцируют событие, а потом пишут о нем и о реакции на него. Например, редакция газеты может не дожидаться конференции экологов, чтобы написать о проблемах окружающей среды, а на собственные средства организовать исследование воздуха, воды и почвы на содержание вредных веществ, а затем использовать оглашение результатов в качестве информационного повода. Сюда же относится «метод маски» (подробнее см. в 11-й главе), когда журналист временно меняет профессию, чтобы разоблачить злоупотребления в какой-либо сфере деятельности, например под видом фермера отправляется торговать на рынок, чтобы потом описать, как действует рыночная мафия.
Кажущаяся актуальность служит «палочкой-выручалочкой» в тех случаях, когда никаких других информационных поводов нет, а статью публиковать надо именно сейчас. Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов «все больше», «все чаще», «все опаснее» и т.д., например «Все больше выпускников вузов не могут найти работу», «Все чаще в магазинах продают просроченные продукты», «Все опаснее становится ездить на зарубежные курорты». Использование подобных выражений в начале статьи означает, что у журналиста нет цифр, которые бы подтвердили его вывод, так как если бы журналист такими цифрами располагал, он бы обязательно их упомянул. Хотя из этого вовсе не следует, что журналист не прав, утверждая, что нечто стало «все больше» или происходит «все чаще». Вполне возможно, что это действительно так.
При информировании о длящемся событии информационными поводами будут его важнейшие фазы. Например, при освещении судебного процесса в общем случае достаточно четырех статей. Первая выйдет в день начала судебных слушаний и будет содержать информацию о преступлении и ходе расследования. Вторая появится день спустя с описанием атмосферы вокруг судебного процесса: как ведут себя обвиняемые, пришла ли в суд «группа поддержки», как настроены адвокаты. Третья будет опубликована в день оглашения приговора. Здесь журналист подведет итоги процесса, представит доводы обвинения и адвокатов, сообщит о наиболее примечательных эпизодах судебных слушаний. Наконец, четвертая статья выйдет на следующий день после оглашения приговора и будет содержать информацию о приговоре, рассказ о том, как восприняли его участники процесса, а также повторение доводов обвинения и защиты и краткую историю процесса.
Если же журналист освещает отдельные заседания суда, тогда каждая заметка строится по следующей схеме: вначале дается последняя информация о ходе процесса, затем — общая информация о рассматриваемом деле, затем — доводы обвинения и защиты. Здесь главное — выдержать пропорции между новой и старой информацией, чтобы статья была и интересна тем читателям, кто за процессом следит, и понятна тем, кто узнал о процессе только из этой заметки.
Иногда журналисты сталкиваются с необходимостью написать «многопредметную» новость — заметку о нескольких событиях, связанных одной общей темой. Подобные заметки чаще всего встречаются в парламентской хронике и в новостях из-за рубежа, когда, к примеру, депутаты в один день приняли сразу несколько важных законов или на одно и то же событие отреагировали политики и граждане сразу в нескольких странах. В этом случае рекомендуется выбрать наиболее важное событие А (самый важный из законов или самая яркая из реакций) и начать заметку с него. Структура заметки будет следующей:
Ядро — краткий рассказ о событии А.
Деталь — подробный рассказ о событии А.
Бэкграунд — начинающийся со слов «кроме того» краткий рассказ о событиях Б, В и
т.д.
Для передачи в новостной заметке слов ньюсмейкера существует следующее правило: все, что можно перевести в косвенную речь, излагается от лица журналиста. Это делается потому, что, во-первых, кавычки сильно затрудняют чтение, а во-вторых, всегда журналист может передать мысль ньюсмейкера короче и точнее, чем сам говорящий. С другой стороны, наличие в тексте прямой речи создает иллюзию того, что слова человека переданы без искажения, тогда как передача их в косвенной речи может вызвать впечатление, что журналист вместо слов собеседника навязывает свое мнение об этих словах. По этим причинам вообще без цитирования при передаче сказанного обойтись нельзя, но оставлять в прямой речи рекомендуется только самые важные и самые колоритные фразы ньюсмейкера.
В заключение главы приводим руководство для журналистов одной из московских газет о том, как писать статьи. Его также можно использовать при написании расширенной новостной заметки.
ЗАМЕТКА ПИШЕТСЯ ТАК:
1) Собирается материал, то есть:
выслушиваются две противоположные стороны ситуации — обвиняющий и обвиняемый, протестующий и тот, против кого протестуют, и т.п. Если вторая сторона явно не представлена (например, протест против власти, а она плевать на это хотела), то изучается позиция этой стороны;
наблюдается картинка события (например, демонстрация или ход пресс-конференции), при этом обращается особое внимание на детали (кто сказал глупо или смешно, кто во что одет, кто оговорился и поправился и т.п.), картинка записывается подробно;
осмысливается цель и значение предмета заметки (важно для общества, но нелепо реализуется или, наоборот, сущая чепуха, а надувается).
2) Пишется текст, то есть:
заголовок, который полностью соответствует смыслу заметки;
подзаголовок, который кратко описывает событие;
вводка, которая кратко — не более 10% от общего объема заметки — излагает сюжет;
первый абзац, который рассказывает о событии более подробно;
второй абзац, в котором излагается позиция одной стороны;
третий абзац, в котором излагается позиция другой стороны;
четвертый абзац, в котором описывается реакция общественности;
пятый абзац с прогнозом эксперта;
шестой абзац с неявно выраженным отношением корреспондента-автора.
Новости — информация, необходимая людям для принятия решений, и сообщения об отклонениях от естественного хода событий. Отбор новостей для публикации происходит по следующим критериям: значение события (масштабность или возможные последствия) и наличие в нем элементов читательского интереса, таких, как близость события, участие в событии знаменитостей, «человеческие аспекты» события. «Перевернутая пирамида» — схема написания новостей, когда заметка начинается с сути события, а затем следует прочая информация в порядке убывания важности. Короткая новость отвечает на основные шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Расширенная новостная заметка состоит из ядра (основная информация о событии), деталей (подробный рассказ о событии) и бэкграунда (информация, напрямую не связанная с событием, но позволяющая глубже понять его смысл). В зависимости от информационного повода различают новость-факт (сообщение о ситуации), новость-событие (сообщение о действии) и новость-цитату (сообщение о выступлении). Виды актуальности -непосредственная, латентная, календарная, собственная и кажущаяся. У длящегося события информационными поводами будут его важнейшие фазы. Многопредметную новость рекомендуется начинать с подробного рассказа об одном событии, а затем добавлять краткие рассказы об остальных событиях. Передавать слова ньюсмейкера лучше в косвенной речи, оставив в прямой лишь самые важные и самые колоритные фразы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Как написать информационную заметку? |
Уважаемые посетители, вы можете записаться на дистанционное обучение журналистике. Вся информация есть на главной странице. Там же вы можете почитать отзывы наших студентов.
Информационная заметка – это простое оперативное сообщение, которое отвечает на несколько вопросов: «что произошло?», «где и когда?», «что в результате?».
Заметка, как правило, имеет новостной характер. Структура заметки та же, что и при написании статьи – заголовок, лид (анонс статьи), основа и можно еще включить заключение. Написание подзаголовка – остается на Ваш выбор или выбор редактора, я для кратких информационных сообщений его не пишу.
Для наглядности приведем пример новости – приехал президент энной страны в наш небольшой городок.
Пишем заголовок. В зависимости от того куда Вы пишите – в газету или интернет-издание, информагентство – и заголовок будет разным. Для информационного агентства он будет примерно таким – «Президент Франции прибыл в Урюпинск с рабочим визитом». В этом импровизированном уроке примеры немного оторванные от реальности, диковатые, но так Вы лучше усвоите материал.
Для печатного издания мы придумаем заголовок следующим образом. Выберем ключевые слова, из которых и составим заголовок. Слова – президент, Франция, визит, Урюпинск, важный гость и так далее. Эти слова вызывают у нас определенные ассоциации. Ну и пусть название будет, скажем, «Серьезный визит». Кстати, заголовок Вы можете придумывать как до, так и после написания заметки, это уже как Вам удобнее.
Теперь переходим к лиду. Расписываем наш придуманный длинный заголовок, пригодный для информагентства (Президент Франции прибыл в Урюпинск с деловым визитом) более подробно. Получается примерно так –«Президент Франции такой-то прибыл в Урюпинск для подписания такого-то соглашения ». Отлично. Идем дальше.
Основа – пишите, что Вам об этом известно, что сообщается в пресс-релизе. Пишите кратко, по существу.
В заключении нужно некое замыкающее предложение. Допустим, «Господин президент пообещал, что это не последний его визит в наш город и в следующем году он прибудет на Фестиваль русской песни». Или «Подписанные соглашения принесут реальную пользу жителям нашего города, ведь … … … (кратко излагается полезные перспективы)».
Оставайтесь с нами, у нас начинают хорошо писать даже бывшие двоечники. А если уж Вы неплохо пишите, то результаты будут просто замечательными! 🙂