План по литературе – Календарно-тематическое планирование (литература, 10 класс) на тему: Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе.

Содержание

Почему вам нужен план чтения и как его составить

Скорее всего, у вас есть план дел на неделю, план тренировок и финансов, а может, даже и план отдыха. Все они помогают не забыть о важном и эффективно использовать время и ресурсы. Стоит завести подобный план и для чтения. Журналист Джереми Андерберг рассказал, как это сделать.

Что такое план чтения

Это список книг, которые вы хотите прочитать, рассортированный по темам. С ним вы не будете перескакивать с одной книги на другую в случайном порядке. Когда вам захочется что-то почитать, вы просто обратитесь к одной из тем и выберите из неё следующее непрочитанное произведение. В раздел этот могут входить все работы одного автора, книги определённого жанра или из одной широкой области.

С планом вы перестанете идти путём наименьшего сопротивления, читая только развлекательную литературу или первое, что попадётся под руку. Конечно, от него можно отклоняться. Если вы привыкли читать по несколько книг одновременно, выбирайте одну из плана, а другую — для развлечения. Если вы не начинаете больше одной книги, чередуйте пункты из перечня с другой литературой.

Какая от него польза

1. Помогает непрерывно обучаться

Образование не заканчивается после того, как вы получили аттестат или диплом. Читайте не только для развлечения, но и чтобы узнавать что-то новое. План поможет составить собственное расписание занятий и освоить какую-то сферу.

2. Упорядочивает чтение

Да, чтение должно приносить радость и удовольствие. Список книг составляется не для того, чтобы превратить его в запланированную обязанность. Он просто помогает читать более регулярно. План, в котором много интересных книг, замотивирует вас находить время на чтение. Если сейчас это даётся вам с трудом, попробуйте выделять для начала по 30 минут в день.

Как список задач помогает концентрироваться на делах и обязанностях, так и книжный перечень поможет уделять чтению больше внимания и вычёркивать законченные книги.

3. Даёт стимул дочитывать книги, которые вы иначе забросили бы

Если вам совсем не нравится то, что вы читаете, не мучайте себя. Но иногда всё-таки стоит закончить книгу, не вызывающую у вас восторгов. Всем встречаются произведения, которые хотелось бы назвать прочитанными, но вот браться за которые не очень хочется. Или интересные книги, которые почему-то никак не заканчиваются. На них тратится больше сил, их так и тянет отложить на неопределённый срок. Желание следовать плану поможет этого избежать.

4. Сокращает обилие выбора

Вы наверняка замечали, что желание читать иногда пропадает только оттого, что нужно определить, какую книгу начать следующей. Огромный выбор в библиотеках и книжных магазинах давит. Хочется прочитать всё. Но пока вы решаете, запал проходит. А когда у вас есть план, вам не нужно выбирать — просто переходите к следующей книге в списке.

5. Помогает стать мастером в какой-то сфере

Хорошо бы иметь не только общие познания, но ещё и мастерски разбираться в какой-то сфере или владеть каким-то навыком. Это даёт огромное чувство удовлетворения и повышает уверенность в себе. Один из способов разобраться в каком-то деле — много читать о нём. Выберите любую сферу, связанную с вашей карьерой или увлечениями, и составьте план чтения. Постепенно вы углубите свои знания.

6. Приносит удовлетворение

Мы чувствуем, что добились чего-то, когда выполняем задуманное. Неважно, что именно было запланировано: тяжёлая тренировка, похудение на несколько килограммов или чтение определённого количества книг. Отмечая прочитанные произведения в списке, вы ощутите, что потратили время не просто так.

Как составить план чтения: несколько идей

Не делайте слишком простой перечень, заставляйте себя немного выходить за рамки привычных жанров. Не берите список лучших книг за всё время или огромные перечни бестселлеров по версии какого-го издания. В них часто попадают детективы и мемуары знаменитостей. Никто не запрещает вам их читать, но если это не ваше — не включайте их в план.

Начните пополнять свой список чтения. Обратите внимание на:

  • Рекомендации известных писателей. Загляните в списки Бориса Стругацкого, Хемингуэя, Набокова, Хаяо Миядзаки.
  • Книги, получившие премии. Например, посмотрите список лауреатов Пулитцеровской премии. Или победителей премии «Русский Букер». Или прочитайте по одной книге каждого нобелевского лауреата по литературе.
  • Книги из списков выдающихся людей. Вот, например, советы Стива Джобса, Билла Гейтса и Илона Маска.
  • Все книги любимого автора. Если вам нравится Толстой, Диккенс или любой другой писатель, возьмите и прочитайте всё, что он написал. Можно даже в хронологическом порядке.
  • Книги из одной категории. Например, биографии всех руководителей вашей страны. Или произведения о каком-то историческом событии. Или все книги, которые вам удастся найти о вашем родном регионе.

Читайте также 📕

общие советы по составлению плана

Каждый школьник и студент слышал о таком понятии как «план». Планы пишут по уже готовым текстам или для создания собственных сочинений. 

Планы для разных типов речи (описание рассуждение, рассказ) имеют свои нюансы, не исключение и план сочинения-рассуждения по литературе, как его писать, расскажет данная публикация.

Общие советы по составлению плана

Составить план – это значить разбить текст на логические фрагменты, предложения в которых объединены микротемой. Как правило, таковыми являются абзацы.

Советы по составлению плана

План нужен, чтобы не запутаться

Нельзя путать тему и микротемы: первая охватывает весь текст, а последние – лишь отдельный его аспект.

Например, общая тема – «Значение доброты в жизни человека».

Микротемы – «Что такое доброта», «Что для меня доброта», «Добрые поступки окружающих», «Проблема доброты в литературе».

Важно правильно оформить пункты плана.

Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли.

Одно слово в качестве пункта плана не годится, так как имеет слишком узкое значение и «втиснуть» в него главную мысль не получится.

Сложные же предложения заключают в себе законченный тезис. План нужно составлять так, чтобы через него легко «просматривалось» будущее сочинение, был виден ход развития мысли автора.

План сочинения-рассуждения

Чтобы грамотно составить план данного типа сочинения, нужно иметь представления об особенностях структуры рассуждения. Если вы призабыли, из каких частей оно состоит, напомним:

  1. Ключевая мысль (тезис). Эта же часть будет вступительной (или продолжение вступления).
  2. Аргументы, которые образуют основную часть.
  3. Заключение (собственные выводы).

На основе этой структуры можно составить как простой, так и сложный план (с подпунктами). Выбор зависит от предпочтений автора и особенностей темы.

Шаблон простого плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Аргумент 1.
  3. Аргумент 2.
  4. Аргумент 3.
    План сочинения

    Если хотите, вы можете составить сложный план

  5. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Шаблон сложного плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Словосочетание, отображающее содержание основной части.
  3. Аргумент 1.
  4. Аргумент 2.
  5. Аргумент 3.
  6. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Обратите внимание! Оптимальное количество аргументов – 3-5. Недостаточная аргументация может стать причиной низкой оценки.

Так как план пишется для сочинения-рассуждения по литературе, в нем обязательно должен присутствовать литературный пласт. Как правило, его включают в аргументы, например «проблема рока на примере образа…», «поступок… и проблема дружбы».

Очень важно следить за тем, чтобы аргумент соответствовал ключевому тезису и названию основной части (в сложном плане). «Литературные» аргументы можно разбавить примерами из собственного опыта или фильмов (если они гармонично вписываются в содержание).

Сочинение по литературе может быть направлено на анализ одного произведения сквозь призму конкретной проблемы или же на рассмотрение нескольких произведений. Этот факт нужно обязательно учесть и отобразить в плане.

Рекомендации по составлению плана

Советуем сделать еще несколько «узелков на память», которые сослужат хорошую службу при написании плана:

  1. Перед составлением плана нужно вникнуть в тему и подумать, какой ключевой тезис выдвинуть (если он не заявлен темой) и какие аргументы для его доказательства или опровержения есть в произведении.
    Рекомендации для составления плана

    Можно пользоваться не только арабскими цифрами

  2. Не нужно делать слишком детальный план, в нем стоит отобразить только основные моменты.
  3. Не всегда получается сразу придумать название для заключительной части, так как она выплывает из содержания. Можно обозначить этот пункт плана словом «выводы».
  4. Заключительный пункт можно сформулировать на основе ключевого тезиса. Например, к тезису «Существует ли женская дружба (по роману…)?» можно составить заключительный пункт «В чем секрет женской дружбы».
  5. Предпочтительнее для сочинения рассуждения сложный план, так как он точно отображает структуру рассуждения.

При оформлении сложного плана можно использовать римские и арабские цифры (образец сверху) или арабские цифры (для пунктов) и маленькие буквы со скобками (для подпунктов).

Подведем итог

Написание плана – первый шаг к хорошему сочинению. Для того, чтобы составить хороший план, нужно вчитаться в тему, сформулировать ключевую мысль будущего рассуждения и решить, что с ней сделать – доказать или опровергнуть.

Далее необходимо определить возможные аргументы (на основе сочинения). На основе этого можно составить простой или сложный план, обращая внимание на правильность формулировки его пунктов. После проверки на правильность – план готов.

Некоторые учащиеся хитрят: пишут сочинение, а уже на его основе – план. Конечно же, такая организация работы не несет пользы, а вот время отбирает. Для того чтобы план стал хорошим помощником, не поленитесь составить его на совесть перед написанием текста.

На создание первых планов будет тратиться достаточно сил и времени, зато после нескольких тренировок формулировки пунктов будут сами приходить в голову.

В этом видео вы узнаете о подготовке к сочинению-рассуждению:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Тематический план по литературе

Тематический план дисциплины

ОУД.02 «Русский язык и литература. Литература»

на 2017 – 2018 учебный год

на 2018 – 2019 учебный год

Преподаватель: _Омельяненко Людмила Ивановна______________

Курс, профессия, номер группы:

Максимальное количество часов на предмет — 256

Количество аудиторных часов — 171

Количество часов на самостоятельную работу обучающихся — 85

На изучение дисциплины отводится: «78» недели,

в первом семестре по 3 часа в неделю, в том числе

на контрольные работы 3 часов;

во втором семестре по 2 часа в неделю, в том числе

на контрольные работы 2 часа;

в третьем семестре по 1 часу в неделю,

в том числе на контрольные работы 2 часа;

в четвертом семестре по 3 часа в неделю,

в том числе на контрольные работы 3 часа

урока

Наименование разделов и тем

Число ауд. часов на тему

Вид занятия

Средства обучения

Формаруемые компетенции

Задания для студентов

1семестр

34

Введение

2

1

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран.

Учебники

ОК.2,4,8

Конспект

2

Самобытность русской литературы

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран.

ОК.2,4,8

Перечитать стихотворения

М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. К.Н. Батюшкова, В.А.Жуковского

Раздел 1: Развитие русской литературы и культур в первой половине ХIХ века

14

Тема 1.1 Обзор русской литературы и культуры в первой половине ХIХ века.

1

3

Обзор русской литературы и культуры в первой половине ХIХ века.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран.

ОК.2,4

Чтение наизусть (по выбору) А. С. Пушкина.

Тема 1.2 А.С. Пушкин

6

4

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальное задание

5

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной михайловской ссылок

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4,8

Индивидуальное задание

6

Любовная лирика А.С Пушкина

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Выразительное чтение

7

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4,8

Индивидуальное задание

8

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4,8

Читать «Медный всадник».

9

А.С. Пушкин «Медный всадник»

1

Комбинированный

Тексты поэмы «Медный всадник»

ОК.2,4,8

Индивидуальное задание

Тема 1.3 М.Ю. Лермонтов

3

10

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,3,4

Чтение наизусть (по выбору)

11

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран.

Тексты

ОК.2,3,4

Анализ стихотворений (по выбору)

12

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран.

Тексты

ОК.2,3,4

Анализ стихотворений (по выбору)

Тема 1.4 Н.В. Гоголь

4

13

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4,8

Индивидуальное задание

14

Романтические произведения Н.В. Гоголя

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Читать «Портрет» Н.В. Гоголя

15

Н.В. Гоголь «Портрет»

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Индивидуальное задание

16

Н.В. Гоголь «Портрет». (Обучение анализу эпизода).

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2.3,4

Индивидуальное задание

Раздел 2: Особенности развития русской литературы во второй половине ХIХ века

58

Тема 2.1 Обзор русской литературы второй половины ХIХ века.

1

17

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

Лекция

Учебники

ОК.2,4,6

Индивидуальное задание

Тема 2.2 А.Н. Островский

5

18

А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Творческая история «Грозы»

19

Драма А.Н. Островского «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Выписать цитаты, характеризующие Дикого и Кабаниху.

20

Драма А.Н. Островского «Гроза». Обитатели города Калинова.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Дать характеристику отношений Катерины и Бориса.

21

Драма А.Н. Островского «Гроза». Трагедия Катерины.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Составить характеристику

«Темного царства»

22

Контрольная работа по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

1

Контрольная работа

Тексты

Раздаточный материал

ОК.2,3.4

Индивидуальное задание

Тема 2.3 И.А. Гончаров

6

23

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Подготовить краткий пересказ первой части романа; комментированное чтение «Сон Обломова»

24

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Образ главного героя.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Подготовить сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

25

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Подготовить сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

26

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Ильинская или Пшеницына?

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Прочитать статью Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»

27

Роман «Обломов» в русской критике.

1

Комбинированный

Учебники

ОК.2,4

Подготовиться к письменной работе

28

Контрольная работа по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

Контрольная работа

Тексты

ОК.2,3,4

Индивид.задания

Тема 2.4 И.С. Тургенев

6

29

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Читать роман «Отцы и дети»

30

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Вечный конфликт отцов и детей.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Выписать цитаты, характеризующие Базарова

31

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. Испытание любовью.

1

Комбинированный

Тексты.

Фрагменты кинофильма

ОК.2,4

Рассказ на тему: «Базаров и Одинцова»

32

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Работа над содержанием романа

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Перечитать эпилог романа

33

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смерть Базарова. Эпилог романа. Критика о романе.

1

Комбинированный

Тексты.

Фрагменты кинофильма

ОК.2,4

Составить план — характеристику Базарова.

34

Контрольная работа по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1

Контрольная работа

Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

2 семестр

39

Тема 2.5 Н.Г. Чернышевский

2

35

Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

36

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Выучить наизусть одно из стихотворений

Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Тема 2.6 Н.С. Лесков

2

37

Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

38

Н.С. Лесков. «Очарованный странник».

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты. Просмотр Фрагментов кинофильма

ОК.2,4

Читать сказки Салтыкова-Щедрина

Тема 2.7 М.Е. Салтыков-Щедрин

4

39

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.

1

Лекция.

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

40

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

1

Комбинированный

Тексты.

ОК.2,4

Читать сказкиСалтыкова-Щедрина.

41

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Анализ сказок

42

Работа над содержанием сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Индивидуальные задания

Тема 2.8 Ф.М. Достоевский

8

43

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран, учебники

ОК.2,4

Индивидуальные задания

44

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания. Петербург Достоевского.

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

45

Преступление Раскольникова

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран Тексты.

ОК.2,4

Перечитать главу 5 части 3; главу 4 части 5.

46

Теория Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

47

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

1

Комбинированный

Раздаточный материал. Тексты

ОК.2,4

Подготовить комментированное чтение эпилога романа

48

Раскольников и Соня. Финал романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

49

Работа над содержанием финала романа «Преступление и наказание»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Индивидуальные задания

50

Контрольная работа по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Контрольная работа

Тексты

Раздаточный материал

ОК.2,3,4

Создать развёрнутый план к сочинению на заданную тему

Тема 2.9 Л.Н. Толстой

15

51

Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран. Тексты дневниковых записей.

ОК.2,4

Индивидуальные задания

52

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Творческая история создания. Особенность жанра.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2.4

Подготовить сообщение «Салон Шерер»

53

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизод «Салон Шерер»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Составить сравнительную характеристику семей

54

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

55

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Шенграбенское сражение, Аустерлицкое сражение

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4.8

Индивидуальные задания

56

«Надо жить, надо любить, надо верить» (Л.Н. Толстой) (Усвоение содержания II тома романа «Война и мир»).

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2.4

Индивидуальные задания

57

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Работа над содержанием части I-III, второго тома.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

58

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Отечественная война

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4,8

Перечитать эпизоды: «Оставление Смоленска», «Бородинское сражение»

59

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Бородинское сражение

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4,8

Индивидуальное задание

60

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». «Мысль народная» в романе.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.3,4,8

Составить сравнительную характеристику полководцев

61

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон.

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.3,4,8

Подготовить сравнительную характеристику образов Андрея Болконского и Пьера Безухова

62

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Этапы духовных исканий П. Безухова и А. Болконского.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

63

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Подготовить развёрнутый план сочинения

64

Подготовка к контрольной работе

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

65

Контрольная работа по роману

Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

Контрольная работа

Тексты. Раздаточный материал

ОК.2,4

Индивидуальные задания

Тема 2.10 А.П. Чехов

9

66

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Прочитать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

67

А.П. Чехов «Маленькая трилогия».

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран Тексты

ОК.2,4

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Ионыч»

68

Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран Тексты

ОК.2,4

Вопросы

69

Работа над содержанием рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4

Прочитать рассказ «Дама с собачкой»

70

А.П. Чехов «Дама с собачкой».

1

Комбинированный

Тексты. Раздаточный материал

ОК.2,4

Индивидуальные задания

71

Работа над содержанием рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Индивидуальные задания

72

Чехов- драматург

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

73

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран Тексты

ОК.2,4,6

Подготовиться к письменной работе

3 семестр

22

74

Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова

1

Контрольная работа

Тексты

Раздаточный материал

ОК.2,3,4

Познакомиться со

стихотворения А.Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. А. Григорьева., К. Л. Хетагурова

Раздел 3: Поэзия второй половины ХIХ века

12

Тема 3.1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века

1

75

Обзор русской поэзии второй половины XIX века

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран Тексты

ОК.2,4

Индивидуальное задание

Тема 3.2 Ф.И. Тютчев

2

76

Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран. Тексты.

ОК.2,4

Выучит наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору)

77

Тематика лирики Ф.И. Тютчева

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты, учебники.

ОК.2,4,8

Индивидуальные задания

Тема 3.3 А.А. Фет

2

78

А.А. Фет. Очерк жизни и творчества

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран. Тексты, учебники.

ОК.2,4

Выучить наизусть стихотворения А.А. Фета (по выбору)

79

Тематика лирики А.А. Фета

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты, учебники.

ОК.2,4,8

Познакомиться со стихотворениями А.К. Толстого.

Тема 3.4 А.К. Толстой

2

80

А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества

1

Комбинированный

Раздаточный материал

ОК.2,4

Чтение наизусть

81

А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

1

Комбинированный

Раздаточный материал

Тексты

ОК.2,4,8

Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо?»

Тема 3.5 Н.А. Некрасов

5

82

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

83

Н.А. Некрасов. Тематика лирики

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные заданиязадания

84

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Замысел, жанр, композиция.

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4,6

Индивидуальные задания

85

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4,8

Подготовиться к контрольной работе

86

Контрольная работа по творчеству

Н.А. Некрасова

1

Контрольная работа

Раздаточный материал

ОК.2,3,4

Раздел 4: Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

12

Тема 4.1Развитие искусства в конце XIX— начале XX

1

87

Развитие искусства в конце XIX- началеXX.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Читать рассказы И. Бунина «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

Тема 4.2 И.А. Бунин

2

88

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Лирика.

1

Лекция

Беседа

Ноутбук, проектор, экран, тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

89

Анализ рассказов И.А. Бунина

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Читать повесть «Гранатовый браслет»

Тема 4.3 А.И.Куприн

2

90

А.И. Куприн. Очерк жизни и творчества.

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран, тексты

ОК.2.4

Индивидуальные задания

91

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Прочитать стихотворения В.Брюсова, А.Белого, К.Бальмонта, Н.Гумилева, И.Северянина.

Тема 4.4 Серебряный век русской поэзии

1

92

Серебряный век русской поэзии

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран, тексты

ОК.2,4

Выучить стихотворения

В.Брюсова, А.Белого, К.Бальмонта, Н.Гумилева, А.Ахматовой, В.Маяковского

Тема 4.5Новокрестьянская поэзия

1

93

Новокрестьянская поэзия

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран.

ОК.2,4

Читать пьесу М. Горького «На дне»

Тема 4.6 М.Горький

3

94

М. Горький. Очерк жизни и творчества.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького.

95

Обзор рассказов М.Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш».

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран

Тексты

ОК.2,3,4

Индивидуальные задания

4 семестр

76

96

М. Горький. Пьеса «На дне»

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Вспомнить факты биографии А.Блока, прочитать его стихотворения

Тема 4.7 А.А. Блок

2

97

А.А. Блок. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Анализ стихотворений (по выбору)

98

Анализ стихотворений А.Блока. Поэма «Двенадцать»

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

Раздел 5: Особенности развития литературы 1920 –х годов

10

Тема 5.1Общественно – культурная обстановка 1920-х

1

99

Общественно – культурная обстановка 1920-х

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

Тема 5.2 В.В. Маяковский

4

100

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4.8

Индивидуальные задания

101

Основные темы и проблемы в раннем творчестве В.В. Маяковского

1

Комбинированный

Раздаточный материал.

Тексты

ОК.2,4

Читать стихотворения о любви

102

Любовная лирика В. Маяковского.

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Выразительное чтение

103

Работа над содержанием стихотворений о любви В.В. Маяковского

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,3,4

Перечитать известные стихотворения С.А. Есенина

Тема 5.3 С.А. Есенин

4

104

С. Есенин. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Анализ стихотворений «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не

плачу »,

105

Анализ ранней лирики С. Есенина.

1

Комбинированный

Раздаточный материал. Тексты

ОК.2,3,4

Чтение наизусть (по выбору)

106

«Чувство Родины — основное в моем творчестве». С. Есенин.

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал.Тексты

ОК.2,4,8

Анализ стихотворений (закончить таблицу)

107

Тема любви в лирике С. Есенина

1

Комбинированный

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Написать сочинение по одной из тем по творчеству А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина.

Тема 5.4 А.А. Фадеев

1

108

А.А. Фадеев. Роман «Разгром»

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4,8

Раздел 6: Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х годов

26

Тема 6.1 Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х годов

1

109

Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х годов

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Вспомнить известные обучающимся факты биографии М.И Цветаевой, её стихотворения

Тема 6.2 М.И. Цветаева

3

110

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4,8

Чтение наизусть (по выбору)

111

Основные мотивы лирики М.И. Цветаевой

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Анализ стихотворения М.И Цветаевой

(по выбору)

112

Контрольная работа по творчеству М.И Цветаевой

1

Контрольная работа

Раздаточный материал

ОК.2,3,4

Индивидуальное задание

(биография О.Э. Мандельштама )

Тема 6.3 О.Э Мандельштам

2

113

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран. Тексты

ОК.2,4

Индивидуальные задания

114

Основные мотивы лирики О.Э. Мандельштама

1

Комбинированный

Раздаточный материал.

Тексты

ОК.2,4

Чтение рассказа А.П. Платонова

«В прекрасном и яростном мире»

Тема 6.4. А.П. Платонов

3

115

А.П. Платонов. Жизнь и творчество

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

116

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.1,2,4

Индивидуальные задания

117

Работа над содержанием рассказа

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,3,4

Читать рассказы И.Бабеля «Конармия»

Тема 6.5И.Э. Бабель

3

118

И.Э. Бабель. Жизнь и творчество

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

119

Тема революции и Гражданской войны. И. Бабель «Конармия».

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4,8

Индивидуальные задания

120

Работа над содержанием рассказов «Конармии»

1

Комбинированный

Тексты

ОК.2,4,8

Вспомнить известные факты из биографии М.А. Булгакова

Тема 6.6 М.А.Булгаков

6

121

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество.

1

Лекция

Ноутбук, проектор, экран

ОК.2,4

Индивидуальные задания

122

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

1

Комбинированный

Тексты. Просмотр фрагментов кинофильма

ОК.2,4,6

Индивидуальные задания

123

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Комбинированный

Тексты. Просмотр фрагментов кинофильма

ОК.2.4

Индивидуальные задания

124

Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

1

Комбинированный

Тексты. Просмотр фрагментов кинофильма

ОК.2,4

Индивидуальные задания

125

«Нечистая сила» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Комбинированный

Тексты. Просмотр фрагментов кинофильма

ОК.2,4

Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита».

126

Контрольная работа по творчеству Булгакова

1

Контрольная работа

Раздаточный материал

ОК.2,3,4

Тема 6.7 М.А. Шолохов

8

127

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество.

1

Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе

Вступление

Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже рассказывал вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!

Мотивация

Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.

Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка. Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы, поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.

Правило первое – самое важное

Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).

Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»

Мы живем в 21 веке, поэтому заведите себе электронный ридер, если вы еще этого не сделали, за то время, пока вы проходите в библиотеку, можно прочитать не одну книгу, так что решать тут вам (главное берите устройство с e-ink дисплеем).

Теория и подходы к ней

Я говорил, что у всех подготовка будет различной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).

Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:

Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).

Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию, и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.

Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.

Периодичность работы с теорией.

В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.

Как разобраться с частью С

Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.

Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.

· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых,.. во-вторых,.. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.

· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.

· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.

· Остальные советы и рекомендации читайте здесь.

Разумеется, все эти правила — ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.

Лирика

Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.

Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.

Что порекомендую почитать? Список критической литературы для вас уже составлен.

Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.

А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.

О критериях

Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3, С2-С4, С5.

Об учителях и репетиторах

Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ, а не общий учительский стаж.

Общий план подготовки

Каждодневное чтение по 50 страниц.

Сентябрь – октябрь– работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.

Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.

Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики» вам в помощь.

Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.

Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.

Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.

В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию — вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.

А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!

UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза — сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.

Тематическое планирование по литературе

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Тема 1.1

1.Общая характеристика историко-культурной ситуации и своеобразия русской литературы на рубеже 18-19 вв.

1

1

Тема 1.2

2-4.Литературные направления на рубеже 18-19 веков: классицизм, сентиментализм, романтизм. Становление реализма. Обзор русской и зарубежной литературы.

3

1

Раздел 1. Русская литература первой половины ХIХ в.

Тема 1.3.

Лирика А.С. Пушкина

5.А.С.Пушкин. Биография. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики Пушкина. Поэма «Цыгане».

1

2

6.Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин». Язык Пушкина. Проза. Переход от романтизма к реализму.

1

2

Тема 1.4.

М.Ю.Лермонтов

7.Творческий путь М.Ю.Лермонтова Основные мотивы лирики. Любовная лирика.

1

2

8.«Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа.

1

2

9.Практическое занятие №1. Зачет по творчеству Пушкина и Лермонтова.

1

3

Тема 1.5.

Творчество Н. В. Гоголя.

10.Творческий путь Н.В.Гоголя. Петербургские повести Гоголя.

1

2

11.Практическое занятие №2. Семинар по произведениям Н.В.Гоголя «Портрет», «Нос».

1

3

Раздел 2. Русская литература второй половины ХIХ века.

Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века

12. Россия второй половины ХIХ века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

1

1

Тема 2.2.

А.Н. Островский

13-14. А.Н.Островский: очерк жизни и творчества. Знакомство с пьесой «Свои люди – сочтемся». Драма «Гроза». Самобытность замысла. Система образов. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.

2

2

15-16. Пьеса А.Н.Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Внутренний конфликт Катерины и его трагическая развязка.

2

2

17. Практическое занятие №3. Сочинение по теме «Сила трагической развязки в судьбе героев драмы».

1

3

Тема 2.3.

И.А. Гончаров.

18.Творческий путь И.А.Гончарова.

1

1

19.Творческая история создания романа «Обломов» И.А.Гончарова.

1

2

20.Образ Обломова. Штольц и Обломов. Проблема любви в романе. Обломовщина.

1

2

21. Практическое занятие №4. Контрольная работа по творчеству И.А.Гончарова.

1

3

Тема 2.4.

И.С. Тургенев.

22.И. С. Тургенев: личность и судьба.

1

2

23.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия и основной конфликт. Композиция романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова.

1

2

24-25.Тема любви в романе. Нравственная проблематика романа.

2

2

26.Практическое занятие№5.Анализ текста. Ключевые сцены романа.

1

3

Тема 2.5

Ф.И.Тютчев.

27-28.Творческая судьба Ф.И.Тютчева. Основные темы лирики.

2

2

29.Анализ стихотворений Тютчева « Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять» ( по выбору).

1

3

Тема 2.6.

А.А.Фет.

30.Судьба и поэзия А.А.Фета.

1

1

31. Практическое занятие №6.Анализ стихотворений А.А.Фета « Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Летний вечер тих и ясен…», « На заре ты ее не буди..» ( на выбор).

1

2

Тема 2.7

Н.А.Некрасов.

32-33.Н.А.Некрасов: жизнь и творчество. Вечные темы в поэзии Некрасова. Народность лирики.

2

2

34. Практическое занятие №7Анализ стихотворений «В дороге», «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день часу в шестом» (по выбору).

1

3

35.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика и жанр поэмы.

1

2

36.Сатирический портрет русского братства и нравственный смысл поисков счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

2

37.Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Поэма Н.А.Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины 19 века.

1

2

Тема 2.8.

Н.С.Лесков.

38.Н.С.Лесков: очерк жизни и творчества.

1

2

39.Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Этапы духовного пути главного героя.

1

2

40. Практическое занятие №8. Тестирование по теме «Творчество Н.С.Лескова».

1

3

Тема 2.9.

М.Е.Салтыков – Щедрин.

41.Жизнь и творчество Салтыкова – Щедрина. Судьба русской сатиры.

1

1

42.Сатирическая летопись «История одного города».

1

2

43.Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

1

2

44. Практическое занятие №9. Собирательные образы градоначальников и глуповцев. Контрольная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

3

Тема 2.10.

Л.Н.Толстой.

45-46. Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути.

2

2

47-48. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Жанровое своеобразие романа. Система образов.

2

2

49.Наташа Ростова на пути к счастью. Женские образы в романе.

1

2

50.«Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

1

2

51.«Дорога чести» Андрея Болконского. «Взлеты и падения» Пьера Безухова. Итоги жизненных исканий главных героев.

1

2

52.Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»).

1

2

53.Война 1812 года в изображении Толстого. Народный характер войны 1812 года. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Анализ эпизода «Смотр войск под Браунау» (глава 2, часть 2, том 1).

1

2

54.Практическое занятие №10. Сочинение по роману «Война и мир» (по выбранной теме»).

1

3

Тема2.11. Ф.М.Достоевский.

55-56. Биография писателя. Роман «Преступление и наказание». Замысел и воплощение романа. Особенности сюжета, жанра и композиции. Проблематика, система образов романа. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Приемы создания образа Петербурга.

2

2

57. Практическое занятие №11. Анализ эпизодов, иллюстрирующих жизнь Петербурга в романе: интерьеры, пейзажи, уличные сцены.

1

3

58.Теория Раскольникова и ее развенчание.

1

2

59.Раскольников и его «двойники». Роль внутренних монологов и снов героев в романе.

1

2

60.Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Образы «униженных и оскорбленных».

1

2

Тема 2.12.

А.П. Чехов.

61.А. П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность. Ранние рассказы.

1

2

62.Пьеса «Вишневый сад»: история создания и первой постановки.

1

2

63.Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе.

1

2

64. Практическое занятие №12. Анализ эпизода из второго действия «Решение судьбы вишневого сада»

1

3

65. Практическое занятие №13.Тестирование по теме «Литература 19 века».

1

3

Тема 2.13.

Зарубежная литература 19 века (обзор)

66.Основные литературные течения зарубежной литературы 19 века. Г.Флобер «Госпожа Бовари».

Ч.Диккенс: обзор творчества.

О.де Бальзак. Сведения из биографии. «Гобсек»: изображение губительной власти денег. Общечеловеческие проблемы повести.

1

2

Раздел 3. Русская литература 20 века.

Культурно-исторический процесс на рубеже 19 и 20 веков.

67. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе. Полемика по вопросам литературы. Д.Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В.Брюсов «Свобода слова», А.Блок «Интеллигенция и революция».

1

1

Тема 3.1.

И.А. Бунин.

68.И.Бунин: жизненный путь. Поэзя Бунина. «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», «Ночь». Философские мотивы лирики.

2

2

69-70. И.А.Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

2

2

Тема 3.2.

А.И.Куприн.

71-72.Жизнь и творчество А.И.Куприна. Повести «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

2

2

73. Практическое занятие №14. Контрольная работа «Творчество Бунина и Куприна».

1

3

Тема 3.3. Символизм.

75.Символисты о течении (обзор). В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Белый.

1

2

75. Практическое занятие №15. Выразительное чтение и анализ стихотворений Серебряного века (по выбору).

1

3

Тема 3.4.

Акмеизм. Футуризм.

76.Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм».

1

1

77.Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Творчество Н.Гумилева, И.Северянина, В.Хлебникова. Лирика.

1

2

78. Анализ стихотворений Гумилева и Северянина.

1

2

Тема 3.5.

М. Горький.

79-80. М. Горький. Жизнь. Творчество. Становление личности писателя. Тематика и проблематика ранних рассказов «Челкаш», «Старуха Изергиль».

2

2

81. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе. Атмосфера духовного разобщения людей. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение.

1

2

82.Новаторство Горького – драматурга Афористичность языка. Анализ эпизода из пьесы «На дне». Рассказ Луки про «праведную землю».

1

2

83 . Практическое занятие №16. Сочинение по творчеству Горького.

1

3

Тема 3.6.

А.А. Блок.

84.Судьба и творчество поэта. Ранние романтические стихи. Основные темы лирики. Поэма «Двенадцать». Особенности темы, сюжета, композиции. Герои поэмы. Восприятие и истолкование стихотворения А.Блока «Незнакомка».

1

2

85. Практическое занятие №18. Тестирование по литературе рубежа 19-20 веков.

1

3

Раздел 4. Особенности развития литературы 1920-х годов.

Литературный процесс 20-х годов

86.Противоречивость развития культуры в 20-е гг. Литературные группировки и журналы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. Крестьянская поэзия. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней.

1

2

Тема 4.1.

С.А. Есенин.

87-88. Новокрестьянский поэт С.А. Есенин. Лирика.

2

2

89. Практическое занятие №19.Анализ стихотворений С.Есенина («Русь», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…»).

1

3

Тема 4.2.

В.В.Маяковский.

90.В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики.

1

2

91. Практическое занятие №20.Анализ стихотворений В. Маяковского «Нате!», «Послушайте», «Прозаседавшиеся», «О дряни» ( по выбору).

1

3

Литература 30-начала 40-х годов 20 века (обзор)

Тема 4.4.

М.И. Цветаева.

92.Жизнь и творчествоМ.Цветаевой. Основные темы лирики. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

1

2

93.Анализ стихотворений М.Цветаевой.

1

2

Тема 4.5.

О.Э.Мандельштам.

94.Творческий путь О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовной опоры в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии.

1

2

Тема 4.6.

А.П.Платонов

95.Творческий путь А.П.Платонова. Образы-символы в повести «Котлован».

1

2

96.Особенности рассказа «В прекрасном и яростном мире» А.П.Платонова.

1

2

Тема 4.7.

М.А.Булгаков

97 -98.Творческий путь М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита».

2

2

99.Многоплановость романа «Мастер и Маргарита», композиция и система образов. Главные герои романа..

1

2

100.Библейские мотивы и тема любви в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булакова.

1

2

101.Контрольная работа по роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

1

3

Тема 4.8.

Михаил Александрович

Шолохов

102.Творческий путь М.А.Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон».

1

2

103.Своеобразие жанра романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А.Шолохова, особенности композиции. Система образов. Быт и нравы донского казачества.

1

2

104.Картины гражданской войны в романе — эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

1

2

105.«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала.

1

2

106. Практическое занятие №20. Сочинение по роману «Тихий Дон». « Вечные»темы в романе «Тихий Дон».»

1

3

107. Практическая работа № 21. Тестирование по литературе 30- начала 40-х гг.

1

3

Раздел 5. Литература русского зарубежья.

Тема 5.1.

Русское литературное зарубежье 40-90-х годов

108. Русское литературное зарубежье 40-90 гг. И.Бунин, В.Набоков, Вл.Максимов, А.Зиновьев, В.Некрасов, И.Бродский, Г.Владимов. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

1

2

109-110. В.Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе.

2

2

Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 6.1.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

111. Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Произведения первых послевоенных лет. Живопись, музыка, кинематограф. Рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова. Повести и рассказы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева.

1

2

Тема 6.2.

А.А.Ахматова.

112. Жизненный путь А.Ахматовой. Обзор лирики. Психологическая глубина и яркость лирики.

1

2

113. А.Ахматова. «Реквием». Анализ текста. Средства художественной выразительности в поэме.

1

1

Тема 6.3.

А.Т.Твардовский

114.А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Тема войны и памяти в лирике поэта.

1

2

115-116. Поэма «Василий Теркин».

2

2

117. Практическое занятие №22. Проверочная работа по поэме «Василий Теркин».

1

3

Тема 6.4.

Б.А.Пастернак

118.Б.Пастернак: жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики.

1

2

119-120. Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор).

2

2

Раздел 7. Литература 50-80-х годов. Современная литература.

Тема 7. 1. Новые тенденции в литературе.

121.Смерть И.В.Сталина. 20 съезд партии. Изменения в культурной и общественной жизни страны. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Новое осмысление проблемы человека на войне.

1

2

Тема 7.2.

Поэзия 60-х годов.

122.Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова. Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей.

1

2

Тема 7.3.

А.И.Солженицын

123.А.И.Солженицын. Личность. Творчество. Судьба.

1

2

124.А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Русский национальный характер в повести.

1

2

125.Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына.

1

2

Тема 7.4

В.Т.Шаламов

126.Творческая судьба В.Т.Шаламова.

1

2

127.Трагические судьбы героев в произведении «Колымские рассказы».

1

2

Тема 7.5

В.М.Шукшин.

128.Судьба и творческий путь писателя.

1

2

129.Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина.

1

2

Тема 7.6

А.Вампилов.

130.Сведения из биографии. Художественное своеобразие и многообразие проблем в пьесе «Прошлым летом в Чилимске». Утверждение любви, добра и милосердия.

1

2

Тема 8.1

Зарубежная литература 20 в.

131. Э.Хемингуэй. «Старик и море».

1

2

132. Э.-М. Ремарк. «Три товарища».

1

2

Тема 9.1

Современный литературный процесс.

133.В.Маканин. «Где сходилось небо с холмами».

В.Ерофеев «Москва-Петушки».

В.Распутин. Рассказы. «Прощание с Матёрой»

С.Довлатов .Рассказы.

1

2

134.Практическое занятие №23.Тестовая работа по литературе 50-80 гг, современной литературе.

1

3

135.Урок-зачёт.

1

3

Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе

Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение… В состав его входит корень «чин». Значение его — «иерархия», «порядок». Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.

как научиться писать сочинение по литературе

Почему изложение мыслей представляет для некоторых учащихся большую сложность?

Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.

как писать сочинение образец

Почему так происходит? Все мы — люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию. Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы — критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме. В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.

Различные виды работ

начало сочинения

В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: эссе, сочинение-описание, рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству. Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения. А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения. На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.

Проблемные темы

Темы сочинения бывают различными. Проблемные — это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин («проблема»), который подскажет вам, как писать сочинение. Примеры: «Проблема прошлого в поэме «Мертвые души» Н. Гоголя», «Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?»

Сопоставительные темы

Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом «и». Пример: «Сын и отец Кирсановы в романе «Отцы и дети» И. Тургенева».

Обзорные темы

Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем. В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, как писать сочинение. Примеры: «Изображение войны в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого», «Москва и москвичи в творчестве Булгакова» и др.

Другие виды тем

Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения. Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста. Главное — видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: «Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории».

Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.

Большая часть тем — это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.

Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его — убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу. Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.

Правила, которые помогут вам при создании сочинения

как научиться писать сочинение рассуждение

Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.

Сочинение — это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая «сочные» фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом. Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения. Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.

Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку — непосредственно создателю сочинения. «И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?» — спросите вы.

Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание. Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна. Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.

Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем сочинение по литературе. Примеры того, где их можно найти, — специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.

И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста. Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение. Этот метод стоит попробовать — результат приятно удивит вас.

План

шаблон как писать сочинениеДля того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? План сочинения по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.

Вступление

Цель вступления — предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения — это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление «рекламирует» дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы. Как известно, самое трудное — начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы — те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор. Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться вопросительных знаков. Формулируйте смело вопросительные предложения. Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.

как писать сочинение примеры

Основная часть

Основная часть — это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали «за бортом» — ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения. Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю — он лишь одобрит вашу пытливость и интерес. Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть. На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.

Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.

план сочинения по литературе

Заключение

И, наконец, заключение. Главная задача данной части — это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении. Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как «пейзаж», «образ», «композиция», «проблема» и другие. В заключительных выводах повторите их. Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.

Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. Как писать сочинение, решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное. Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения. ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов — вступления, основной части и заключения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *