По рассказу составить план: Памятка. Как составить план рассказа.

Содержание

Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса

Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Отличная статья 73

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

Конспект занятия

Тема: Работа с рассказом «Альма».

Цель. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие собаку, щенят, конуру. (Контурные и раскрашенные изображения.)

Xод занятия.

Contents

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Работа с рассказом «Альма».
  3. III. Итог занятия.

I. Организационный момент.

Логопед читает загадку:

Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит.

II. Работа с рассказом «Альма».

Логопед читает первый вариант рассказа «Альма».

Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре.

Затем логопед спрашивает:

–            Про кого рассказ?

–            Как зовут собаку?

–            Кто у Альмы?

–            Где живут Альма и щенята?

–            Почему рассказ назван «Альма»?

1) Пересказ рассказа по контурным картинкам.

(Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.)

Логопед читает второй вариант рассказа.

Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре.

Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? Расскажите, какая была Альма. (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)

Логопед читает третий вариант рассказа.

Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Аль но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре.

Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята. (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)

Логопед читает четвертый вариант рассказа.

Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно.

Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? (Какая была конура.) Расскажите, какая была конура. (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры. )

Вопросы: О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.)

Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) Логопед. Вспомните и назовите картинки по порядку. (Собака, щенята, конура.)

Вопросы:

–            Сколько частей в рассказе?

–            О ком говорится в первой части рассказа?

–            О ком говорится во второй части рассказа?

–            О чем говорится в третьей части рассказа?

Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альма», «Щенята», «Конура».)

Логопед. У нас получился план рассказа.

2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану. Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пересказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказывает один ученик.

3) Сравнение первого и последнего вариантов рассказа. Лого пед выясняет, какой из рассказов учащимся больше понравился и почему.

III. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?

Планирование и описание сюжета: полное руководство

Планирование сюжета — отличный способ избежать застревания. Узнайте, почему наброски историй — это разумный выбор, методы планирования историй, авторы о планировании и многое другое, а также найдите дополнительные ресурсы по планированию и структуре историй.

Основные термины планирования сюжета

Зачем составлять наброски рассказов

Методы планирования книг

Инструменты для планирования рассказов

Авторы по планированию

В этом руководстве по планированию и составлению рассказов рассматриваются общие термины и приемы планирования в написании художественной литературы, бесплатные и платные инструменты чтобы спланировать свою историю, авторы об их подходах к планированию и многое другое.

Ключевые термины планирования историй

Изучите общие термины организации, которые вы найдете в статьях и книгах о том, как планировать истории:

Что такое новые планы и карты историй?

Новый набросок дает упрощенное представление об основных направлениях и развитии вашей истории.

Идея названия рабочей книги плюс каркас для создания сцен помогает историям обретать форму.

Это может быть описательная версия вашей истории, написанная на одной странице, PDF-файл с разбивкой на страницы, экспортированный из планировщика историй (например, панели планирования Now Novel), электронная таблица или визуальная сюжетная диаграмма (часто называемая картой истории).

План должен давать полезный обзор структуры вашей истории. Это также должно сделать составление проекта более управляемым и структурированным процессом.

Что такое мозговой штурм?

Генерация идей за короткий промежуток времени с помощью творческих упражнений.

Деятельность по генерированию идей, которая составляет первый этап процесса письма (предварительное письмо). Например:

  • Свободное письмо: Запись всего, что приходит на ум по теме, сценарию или подсказке в течение установленного времени
  • Ответы на вопросы анкеты: Полезный способ мозгового штурма подробностей о персонажах вашей истории
  • Интеллект-карты: Написание понятий высокого уровня (например, «любовь») на странице, затем визуальное связывание идей (например, «романтика», «знакомство с милыми», «конфликты любовников»), чтобы найти нишу и найти дополнительные идеи
Что такое сквозняки и нулевой сквозняк?

Черновик или набросок вашего рассказа — это завершенная версия вашей рукописи до полировки, такой как редактирование и пересмотр.

В планировании сюжета термин «нулевой черновик» часто используется для обозначения процесса планирования, в котором вы пишете полный черновой набросок, не останавливаясь для редактирования.

Это упростит суть вашей истории и поможет вам создать основы и параметры (подробнее об этом, где мы обсуждаем методы наброска ниже).

Что такое раскадровка?

Раскадровка — это подход к планированию, обычно используемый в визуальном повествовании, таком как телевидение, кино и реклама (хотя вы можете использовать его и для написания художественного повествования).

Вы создаете кадры в последовательности, представляющей сюжетные ходы или моменты на временной шкале сцены, чтобы планировать сюжетные события в визуальных терминах.

Что такое шаблоны сюжетов?

Распечатки, PDF-файлы или инструменты для письма, структурированные таким образом, чтобы вы могли заполнять заранее определенные типы событий для планирования истории.

Например, шаблон романтического сюжета может включать важные моменты романтической истории, такие как:

  • Милая встреча: Момент, когда будущие влюбленные впервые встретились глазами
  • Отказ/не шанс: Например, Лиззи Беннет отталкивает оскорбительное первоначальное поведение мистера Дарси в романе Джейн Остин о Регентстве 1813 года, Гордость и предубеждение
  • Вторая встреча: Еще одна встреча, во время которой романтические главные герои начинают лучше понимать друг друга
Рекомендуемая литература

Узнайте больше о составлении плана рассказа, мозговом штурме, планировании первых набросков и использовании шаблонов рассказа:

  • Как написать план сюжета: 7 приемов рисования
  • Идеи для историй: романтический мозговой штурм за 8 простых шагов
  • Как организовать сюжетные сцены (плюс шаблон структуры сцены)

Наверх ↑

Я не начинаю роман до тех пор, пока не проживу с историей какое-то время до того, что напишу набросок, и после нескольких книг я понял, что чем больше времени я трачу на план, тем легче книгу писать.

Джон Гришэм

Начните работу над своей книгой

Присоединяйтесь к программе «Начните работу над своим романом» и получите профессиональные отзывы о своих первых трех главах и кратком изложении рассказа, а также о рабочих тетрадях и видеороликах.

Узнать больше

Зачем делать наброски историй? Дебаты о заговорщике и штанах

Зачем вообще планировать или набрасывать истории?

Существует давняя дискуссия между достоинствами составления планов/планирования книги заранее и «задыхаясь» (существительное: штаны). «В штанах» ваш роман означает писать «в штанах» — никаких карт-историй, никакой спутниковой навигации.

Плюсы планирования сюжета: причины для подготовки

«Неумение планировать — значит планировать провал» и все такое прочее.

Не обязательно – многие писатели делают клянутся не очень сюжетным процессом. В своих интервью The Paris Review Э. Л. Доктороу сказал:

Писать — все равно, что ехать ночью в тумане. Вы можете видеть только до фар, но так вы можете проехать всю поездку.

Э.Л. Доктороу, цитируемый Нэнси Гроувс в книге «Э.Л. Доктороу в кавычках: 15 из его лучших» в The Guardian , среда, 21 июля 2015 г.

Вы можете проехать всю поездку таким образом (и подкрепите свои навыки вождения/письма, если вы это сделаете). Однако также легко свернуть не туда. Или застрять в канаве грязной середины. Планирование вашей истории означает:

  1. Знание того, какие сцены вам нужно написать.
  2. Отсутствие более слабой конструкции с дополнительными креплениями, которые потребуются позже.
  3. Возможность быстрее обнаруживать потенциальные проблемы с сюжетной аркой.
  4. Уверенность в себе, потому что вы знаете, куда пойдет ваша история.
  5. Сохранение более широкого обзора сцен и глав (общая связность вашей истории).
  6. Вы храните материалы процесса, которые упрощают отслеживание и мониторинг структурных изменений и любых необходимых отклонений от плана.
  7. Вы можете заблаговременно добиваться побед (планируя), что придаст импульс вашему драфту.
  8. У вас больше шансов создать черновик, в котором уже удалены набивки.
Компромисс между панцером и плоттером: планирование
вашего способа

Что, если вы ветеран штанов и любите свободу чистого листа, пишете без противотуманных фар?

Если вы предпочитаете задыхаться, а не заговор, вы можете сделать минимальное планирование, чтобы хотя бы организовать процесс написания (если не весь сюжет):

  1. Обрисуйте на шаг вперед парами действия и реакции. Это поможет обеспечить связность от сцены к сцене.
  2. Относитесь к своему первому черновику как к «нулевому черновику».
  3. Создавайте обратный контур по ходу дела. Суммируйте события каждой главы в абзаце после того, как вы его написали. Это поможет вам сохранить целостность истории и напомнит вам, что имеет смысл следовать.
  4. Планируйте только кадр за кадром и фокусируйтесь только на главах.
    Анкеты персонажей и мозговой штурм в деталях не для вас? Используйте пробковую доску (например, Now Novel Scene Builder), чтобы просто спланировать основные события каждой сцены или главы, прежде чем вы сядете за написание, без дополнительной подготовки.

Нашли ли вы свой собственный компромисс между планированием и выдумыванием историй, который работает? Поделитесь своим подходом в комментариях.

Загрузите бесплатный шаблон для планирования истории и отслеживания прогресса, который мы создали в Документах Google.

Заглянуть внутрь — шаблон планирования истории и трекер прогресса для Google Docs

(Перейдите в меню «Файл» и выберите «Создать копию» файла после входа в свою учетную запись Google, чтобы получить права на редактирование и сохранить частную версию документа. шаблон схемы на свой собственный Google Диск).

Узнайте больше о подходах плоттера и штантера:

Составление сюжета и структура: Полное руководство

Узнайте больше о построении сюжета и планировании структуры сюжета в нашем полном руководстве.

Подробнее

Распространенные проблемы при написании штанов (и способы их решения)

Узнайте больше о типичных проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники в штанах (и способах их решения).

Читать дальше

Наверх ↑

Я безнадежный трус, поэтому я не делаю много набросков. Мне придет в голову мысль, и я просто вброшу ее в рассказ. Я говорю себе, что позабочусь о том, чтобы распутать его позже. Я рад, что никто не видит мои первые наброски, кроме моего бедного редактора и агента.

Мари Лу

Методы планирования книги: станьте организатором рассказа

Если вы не хотите, чтобы ваш бедный редактор и агент заламывали руки в отчаянии над книгой, которая не материализуется (или может провалиться без существенного развития ), планирование помогает вам оставаться на вершине вашего процесса.

Изучите организационные факторы в романах и методы изложения своей истории ниже:

Техники изложения истории

Существует несколько техник изложения истории, которые вы можете попробовать. Вы могли бы:

1. Спланируйте рассказ, предварительно написав синопсис

Может показаться странной идея написать синопсис еще не написанного вами рассказа. Тем не менее, это полезный способ заставить винтики истории жужжать.

Инструментальная панель Now Novel проведет вас через планирование историй от вашей центральной идеи до написания одной строки, затем одного абзаца, а затем синопсиса на одну страницу. Расширение вашей идеи открывает новые идеи и вопросы, на которые нужно ответить.

2. Обобщите сцены и продолжения, чтобы составить план связанных глав

Если вы предпочитаете излагать сцену за сценой (компромисс с пыхтением), сцены и сиквелы обеспечивают один из способов организации вашей истории.

В книге «Техники продажного писателя» Дуайт Суэйн делит части сюжета на «сцены» и «продолжения». Каждая единица состоит из трех частей:

Сцены:

Сцены как единицы действия, говорит Суэйн, должны содержать цель которая ведет к конфликту , затем катастрофе .

Пример сцены

Человек по имени мистер Локвуд идет узнать о жилье ( цель ), где его домовладелец Хитклифф обращается с ним негостеприимно и на него нападают собаки хозяина ( конфликт ). Он не может уйти, потому что они засыпаны снегом на ночь ( катастрофа ). Это первая сцена фильма Эмили Бронте « Грозовой перевал ».

Продолжения

По словам Суэйна, продолжение состоит из реакции на предыдущую сцену , затем дилемма , затем решение .

Пример продолжения:

Мистер Локвуд ложится спать и читает дневник женщины по имени Кэтрин Линтон ( реакция на то, что его засыпало снегом). Ему снится, что призрак Кэтрин стоит у окна и умоляет впустить его. Он стоит перед дилеммой , когда его крики будят его и без того сварливого, а теперь еще более сердитого домовладельца. Поэтому он решает прогуляться во дворе до восхода солнца и уйти ( решение ).

3. Планируйте сцены и главы на каталожных карточках, стикерах, пробковых досках

Если вы занимаетесь визуальным планированием или предпочитаете более физическое планирование, записывайте итоговые каталожные карточки для сцен (как это делал Владимир Набоков) или используйте пост- его и пробки полезно.

Когда мы болтали с автором детективного сериала доктором Бонни Треймор (чей первый роман был разработан с помощью нашего курса «Начни свой роман »), Бонни поделилась:

Я воспользовался услугами Хеди Ламперт, которая работает в Now Novel, и она дала мне идею делать заметки на стикерах, помещать сцены на доску и просто наклеивать их, и это сработало для меня очень хорошо.

Я знаю, что есть много вещей, которые вы можете сделать в Интернете. Но для меня физический акт написания и наложения заставил меня оторваться от компьютера и встать, потому что писать и сидеть — такой сидячий процесс.

Писательница Бонни Треймор дала интервью Джордану Канти для Now Novel.
4. Планируйте сюжетные ходы в действиях и реакциях

Если новый подход к планированию с использованием сцен и сиквелов Суэйна кажется слишком сложным, попробуйте простые единицы «действие» и «реакция». Пример:

Действие: Брошюры с приказами об эвакуации обрушиваются на город.
Реакция: Жители города, включая слепого главного героя, должны срочно покинуть город. ( Весь невидимый нам свет Энтони Дорр).

Реакция становится семенем для новых действий и реакций.

5. Использование трехактной структуры (или модифицированной трехактной структуры)

Трехактная структура — это подход к построению сюжета, основанный на теориях Аристотеля о драматической структуре античности Греции. Простая предпосылка, что история должна иметь начало, середину и конец.

Трехактная структура делится на:

  1. Акт 1: В нем представлены основные персонажи, такие как главный герой и важные фигуры в их жизни, а также провоцирующий инцидент. Побуждающее происшествие — это событие (или серия событий), которое побуждает вашего персонажа действовать/уходить/приступать к цели.
  2. Акт 2: Средняя треть истории обычно включает осложнения, конфликты, ошибки, открытия. Если раньше цель главного героя казалась простой, во втором акте выясняется, что это не будет легкой прогулкой.
  3. Акт 3: Последняя треть истории включает в себя кульминацию (где конфликт или осложнения достигают пика) и развязку (развязка неразрешенных сюжетных нитей).

Вы можете создать «Группу сцен» для каждого акта в Now Novel Scene Builder с именем «Акт» и номером акта.

Затем заполните каждое действие карточками сцен, описывающими действия и реакции, чтобы конкретизировать связанные сюжетные события каждого действия.

Сводные карты, запланированные в действиях в Now Novel’s Scene Builder
6. Спланируйте путешествие героя

Многие архетипические истории имеют схожую структуру повествования.

Например, истории, которые следуют «Путешествию героя» (теоретизированной Джозефом Кэмпбеллом) или одной из нескольких современных версий идей Кэмпбелла (таких как упрощенный «Круг историй» Дэна Хармона).

Скажем, вы берете версию путешествия героя из десяти частей.

Средняя длина романа в мягкой обложке составляет 80 000 слов. Разделите это на десять, и вы получите план из 8000 слов на каждый раздел героической истории (Рождение, Зов к приключениям, Встреча с Помощником и т. д.).

7. Используйте другие методы (MICE, метод снежинки, Saves the Cat)

Существуют различные другие методы планирования истории. Неизбежно, когда мы обсуждаем изложение, кто-то прокомментирует: «А как насчет подхода такого-то?»

Несколько других вариантов планирования вымысла, которые вы могли бы изучить:

Коэффициент MICE

Ничего общего с грызунами, эта концепция построения сюжета представлена Орсоном Скоттом Кардом и разработанным Мэри Робинетт Коваль (см. удобную инфографику на Patreon Коваль) делит истории на четыре типа событий. Эти типы могут быть связаны и вложены друг в друга:

  1. Среда – события, обусловленные местом или местоположением.
  2. Запрос — события, вызванные вопросами вашего персонажа.
  3. Персонаж — события, вызванные вопросами вашего персонажа.
  4. Событие — событий, вызванных действием.

Именно здесь составление сюжета и планирование историй могут показаться слишком запутанными и сложными.

Карен Вудворд подробно рассказывает о методе изложения истории Скоттом Кардом и его усовершенствовании Коваль в серии постов в блоге.

Существует также метод «Снежинка» Рэнди Ингермансона и метод «Спасет кошку» Блейка Снайдера (разработанный для написания сценариев, но адаптированный Джессикой Броуди для написания романов).

Рекомендуемая литература

Узнайте больше о структурах рассказов, которые приносят пользу читателям, о структурировании и организации сцен и многом другом:

  • Примеры структуры рассказа: как создавать вознаграждения для читателей
  • Успех планировщика историй: как организовать свой роман
  • Как написать сцену: определение цели и структуры

Наверх ↑

Я большой поклонник обводки. Вот теория: если я делаю наброски, то вижу ошибки, которые могу совершить. Они более четко проявляются в набросках, чем на страницах.

Cynthia Voigt

Инструменты для планирования историй: программное обеспечение и облачная справка

Инструменты для планирования и составления набросков историй позволяют сократить путь, делая связи историй более четкими.

Облачные инструменты планирования историй: преимущества

К преимуществам облачных инструментов планирования сюжета относятся:

  • Сохранение прогресса сюжета : Меньше шансов потерять прогресс сюжета, если ваш настольный компьютер или ноутбук будет потерян, украден или поврежден (певице Лане Дель Рей пришлось начать книга для Саймона и Шустера с нуля, когда у нее украли ноутбук!)
  • Облегченное планирование сюжета: Нет необходимости устанавливать программное обеспечение для планирования сюжета, которое может замедлить работу вашей системы, весь ваш прогресс можно сохранить в браузере
  • Доступ и добавление идей в любом месте: Вы можете спланировать свою историю на телефоне, а затем продолжить с помощью настольного устройства или наоборот
Автономные (программные) инструменты планирования сюжета

К наиболее популярным автономным или программным инструментам планирования сюжета относятся Scrivener 3 от Literature & Latte (доступен для Mac и Windows) и Ulysses (для устройств Mac, включая iPhone, iPad и Macbook).

Преимущества программных средств планирования для историй:

  • Не требуется подключение к Интернету: Это не является большим преимуществом, учитывая повсеместное распространение Интернета. Но полезно, если вы выходите из сети (или хотите отключить онлайн-отвлечение, чтобы писать)
  • Дополнительные функции и функции: Многие программные приложения для планирования историй предлагают такие функции, как экспорт черновиков в .mobi Kindle и другие форматы электронных книг
Какое программное обеспечение для планирования историй выбрать?

Это действительно зависит от вашего:

  • Бюджет (вы предпочитаете инструменты на основе подписки или разовое лицензирование? В чем для вас ценность эффективных инструментов планирования?)
  • Требования к функциям (вы хотите создать текстовую схему или раскадровку визуально или сочетание того и другого?)

Многие участники Now Novel говорят, что они используют комбинацию Scrivener и инструментальной панели Now Novel с изложением историй для сочетания планирования на основе браузера, обратной связи и написания информации о мастерстве, а также автономного черчения, форматирования книг и преобразования файлов.

Сколько стоят инструменты планирования книг?

Зависит от платформы. Для самых популярных программных приложений:

Scrivener: 49 долларов США за одноразовую лицензию
Ulysses: 5,99 долларов США в месяц или 39,99 долларов США в год

Панель инструментов Now Novel немного отличается (читай, эклектична). За 15 долларов США в месяц (точная цена «Процесса» на октябрь 2022 г.) вы получаете:

  • Инструменты планирования историй с неограниченным количеством историй и хранилищем: Загружаемый PDF-файл с разбивкой на страницы со ссылками для редактирования плана из каждого раздела растет. когда вы отвечаете на структурированные подсказки
  • Прямые вебинары по писательскому мастерству с авторами и редакторами: Посещайте письменные вебинары и семинары (в том числе семинары для первой страницы и другие практические панели) с опубликованными авторами и редакторами. Включает растущий архив записанных сеансов
  • Еженедельная обратная связь от редактора в группах Now Novel по материалам, отправленным сообществу обратной связи Now Novel
  • Эксклюзивный информационный бюллетень для подписчиков с бонусным контентом и информацией об участниках
Какие бесплатные новые планировщики существуют?

Для большинства инструментов предусмотрены лицензионные или членские взносы, так как пространство для хостинга, разработка, поддержка и другие функции связаны с затратами.

Однако вы также можете использовать бесплатные инструменты, такие как Google Docs и Google Sheets, для планирования статей.

Как планировать истории с помощью Документов Google

Документы Google предлагают несколько полезных функций, которые можно использовать для создания резюме и планов.

Конспекты историй с боковой панелью навигации

В Документах создайте схему со ссылками для перехода между разделами, такими как главы, сцены, акты или вики-записи (например, вы можете создать структурированный документ с подробной информацией о каждом из параметров вашей истории).

  1. Создайте новый документ Google Docs.
  2. Назовите свой план, например, «набросок сцены для [название рассказа]».
  3. Нажмите + рядом с РЕЗЮМЕ, чтобы ввести краткое описание цели этого документа планирования истории.
  4. Нажмите «Обычный текст» на панели инструментов вверху, чтобы выбрать различные размеры заголовков для использования. Каждый из них будет добавлен на боковую панель вашего документа, создавая простые ссылки для перехода между разделами вашего плана (используйте заголовок меньшего размера для создания вложенных разделов в более крупные, например, сводки сцен внутри глав).
Пример плана истории на основе Документов

Вот план истории, созданный с использованием описанного выше подхода:

Создание таблицы для планирования и отслеживания хода истории развитие истории по вашему плану? Чтобы создать аналог:

  1. Нажмите «Вставить» на верхней панели инструментов в Google Docs
  2. Перейдите вниз к «Строительным блокам».
  3. Вставьте тип блока под названием «дорожная карта продукта» (ваш план истории — это ваш продукт в этом случае).
  4. Вы можете переименовать стандартные заголовки столбцов как угодно (в данном случае «Проект» был переименован в «Глава»).
  5. Переименуйте стандартные элементы выбора в раскрывающемся списке — щелкните раскрывающийся список под столбцом «Статус», затем «Добавить/отредактировать параметры» и переименуйте параметры состояния по своему выбору, затем нажмите «Применить ко всем», чтобы каждая строка имела одинаковый параметры.
Как планировать истории в Google Docs с еще большей структурой

Чтобы по-настоящему повысить уровень планирования историй в Docs (требуется платная подписка Now Novel), используйте надстройку Now Novel для Google Docs. Это позволяет вам просматривать план Now Novel на боковой панели справа во время черновика, как показано на снимке экрана ниже:

Как использовать план истории Now Novel в Документах Google
  1. Нажмите «Расширения» на верхней панели инструментов вашего документа.
  2. Перейдите в раздел «Дополнения» > «Получить дополнения».
  3. Найдите «Now Novel» и нажмите «Установить», чтобы добавить надстройку в свои Документы Google. Подтвердите разрешения, чтобы разрешить вход в вашу учетную запись Now Novel из Документов.
  4. В разделе «Расширение» найдите «Now Novel» и нажмите «Пуск».
  5. Войдите в свою учетную запись Now Novel, используя имя пользователя и пароль Now Novel.

Если вышеуказанные шаги были успешными, ваша активная в данный момент схема истории должна загрузиться. Найдите ссылки назад, чтобы отредактировать каждый раздел на боковой панели, а также все ваши персонажи, сюжетные точки, настройки и идеи сцен.

Рекомендуем к прочтению

Узнайте больше о новых инструментах планирования, теперь Novel Outlined Dash и надстройке Google Docs, а также о многом другом:

  • 7 инструментов для повышения производительности труда, чтобы работать эффективнее
  • Новые инструменты планировщика: 7 советов, которые помогут ускорить ваш прогресс
  • Инструменты для письма: Now Novel’s Scene and World Builder

Наверх ↑

Платите 0 долл.

США за написание идей и инструкций

Узнавайте первыми, когда мы публикуем, и получайте бонусные видеоролики
и последние новости Now Novel.

Авторы книг по планированию

Существует (как показывают приведенные выше примеры) множество способов планирования книг и коротких рассказов. Главное найти метод, который работает для вас .

Прочитайте авторов о типах планирования, которые они используют для написания романов и других рассказов (и почему они это делают):

Софи Ханна о том, почему планировать книги весело (и безопаснее)

Автор детективов Ханна сравнивает истории планирования с ремонтом дома:

Основная причина, по которой я занимаюсь планированием, заключается в том, что это очень весело! Это НАМНОГО облегчает жизнь писателю, и это дает вам что-то конкретное, чего можно с нетерпением ждать. Я бы не хотел начинать писать роман, не имея ни малейшего представления о том, что может происходить от главы к главе или чем это может закончиться. Это все равно, что содрать старые обои в вашем доме и убрать все старые ковры, буквально не зная, как вы хотите, чтобы комнаты выглядели в конце процесса

Софи Ханна, «Почему и как я планирую свои истории»
Ким Уилкинс о планировании решения любых структурных проблем в начале

Доктор Ким Уилкинс — старший преподаватель писательского мастерства, редактирования и публикации в Университете Квинсленда.

В подкасте она сообщила Австралийскому писательскому центру:

Ну, я плоттер, так книга пишется быстро, и так она получается правильной формы, она не требует особой структурной обратной связи, и вы можете просто отредактировать строку и опубликовать эту чертову вещь. .

Я проведу мозговой штурм в начале с кучей сцен или в середине, а затем планирую, может быть, две главы вперед, довольно подробно. И это означает, что когда я сажусь писать, когда я выключаю интернет и у меня есть свои два часа, я смотрю в свой блокнот и говорю: «Хорошо, я должен написать сцену, где Сэм и Вайолет встречаются». в тайне, и они идут танцевать в пустой бальный зал, пока падает снег

Ким Уилкинс в разговоре с Эллисон Тейт для Австралийского писательского центра.
Л. Спраг де Камп о том, почему следует планировать сериалы

Л. Спраг де Камп, крупный деятель научной фантастики в Америке 1930-х и 40-х годов (написавший более 100 книг), подчеркивает важность планирования сериалов в в частности:

При написании серии рассказов об одних и тех же персонажах планируйте всю серию заранее в некоторых деталях, чтобы избежать противоречий и нестыковок.

Л. Спраг де Камп, цитируется Рошель Меландер в книге «Write-A-Thon: Напишите свою книгу за 26 дней (и живите, чтобы рассказать об этом)», 2011 г.
Рекомендуем прочитать

Дополнительные советы от авторов:

  • 8 советов по написанию от авторов, получивших Нобелевскую премию
  • 88 вдохновляющих цитат о написании романа

Наверх ↑

Лучшее время для планирования книги — пока вы моете посуду.

Агата Кристи

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО ПО СТРУКТУРЕ СЦЕНЫ

Прочтите руководство по написанию сцен с целью продвижения вашей истории.

Узнать больше

Какой вопрос по планированию истории вас беспокоит? Спросите нас через комментарии ниже. Начните создавать план истории прямо сейчас и просматривайте свой план на боковой панели, пока вы пишете в нашем Блокноте для записей или Google Документах, не отвлекающем внимание.

После покупки «Процесса» я смог полностью набросать свой первый роман за считанные недели, все 25 глав! — Эрик

Читайте больше обзоров на:

Наверх ↑

Как спланировать роман: Полное пошаговое руководство

Джери Боландер

Загрузить инфографику «Математика сторителлинга»

Прежде чем вы сможете написать роман, вам нужно знать, как планировать роман.

Story Grid имеет множество инструментов, которые могут помочь вам в этом процессе. Следите за этим постом, пока мы проведем вас через него.

Написание романа может быть полезным и очень увлекательным. Это также может быть борьба. Что касается меня, мне нравится избегать трудностей, планируя свои романы, поэтому у меня есть якорь к тому, какова моя цель для романа. Я на самом деле делаю это для всего, что пишу.

Я предпочитаю начинать с плана, а не с плана, так как план — это, скорее, деталь микроуровня, и бывает сложно узнать все детали до того, как вы начнете писать.

Вот 9 шагов для планирования вашего романа:

  1. Проведите мозговой штурм, о чем нужно написать
  2. Рассчитайте продолжительность вашего романа
  3. Определите свой глобальный жанр
  4. Запланируйте время написания
  5. Определитесь с инструментами для использования
  6. Запланируйте время и место для написания
  7. Организуйте свои письменные подсказки
  8. Напишите исследования своего персонажа
  9. Создайте общественную отчетность

План > Схема

Для меня план написания романа — это высокоуровневое руководство к вашей детальной работе над уровнем. Например, если у вас был план написать свой роман во время NaNoWriMo, то логистика написания 1667 слов в день (50 000 слов / 30 дней) должна быть частью вашего плана — независимо от того, о чем вы пишете.

Направление, которое вы можете выбрать в своем романе, особенно в начале, будет меняться. Если ваш план учитывает это, то эти корректировки будут намного менее разрушительными. Планы — это также отличный способ сосредоточиться на намерениях и дать вам основу для старта.

Как планировать в романе

Как правило, план высокого уровня для вашего романа будет учитывать следующие аспекты процесса написания, а также создание плана записи. Подробнее об этом позже.

#1 Придумайте, что написать о

Всегда полезно иметь список того, о чем можно написать. Даже если это не тема вашего романа. Мозговой штурм нескольких вещей заставит вас задуматься о том, о чем может быть ваш роман. Одна из лучших вещей, о которых можно написать, — это забавная или грустная часть вашей жизни. Из этих жизненных моментов получаются отличные истории. Они также дают отличные идеи для персонажей.

Для одного из своих романов я создал персонажа, который представлял собой гибрид трех реальных людей. Я взял лучшее из всех трех и сделал одного супер причудливого человека.

# 2 Определите длину вашего романа

Хорошо иметь общую цель по количеству слов, которые будут в вашем романе. Конечно, эта оценка может измениться, как только вы начнете писать, но лучше установить базовый уровень того, что вам нужно снимать.

Длина романа зависит от жанра и автора. Если вы только начинаете, я бы предложил от 50 000 слов. Золотая середина для романа, по словам Ридси, составляет около 80 000 – 9.0000 слов. Эта длина зависит от жанра. Ниже приведен список, основанный на статье Ридси. Обратите внимание, что это маркетинговые жанры, а не жанры контента, которые, как я знаю, могут сбивать с толку:

  • Коммерческие и литературные романы: 80 000 — 100 000
  • Научная фантастика и фантазия: 100 000 — 115 000
  • Молодой взрослый: 55 000 — 70 000
  • Средний класс: 20 000 — 55 000
  • Роман: 80 000 — 100 000
  • : 75,000 000 000: 100 000 000: 100 000 000: 100 000 000: 100 000 000: 100 000 000: 100 000 000: 100 000 000: 100 000 000.
  • Триллер: 90 000–100 000
  • Мемуары: 80 000 – 90 000
  • Вестерн: 45 000 – 75 000

Конечно, это всего лишь рекомендации, и вы должны следовать музе в поисках того, что лучше для вас.

# 3 Определите свой глобальный жанр

Слишком часто у авторов слишком много замечательных идей для романа, и они пытаются уместить все это в одну книгу. Идея заключалась в том, что если это хорошая история, то какое значение имеет то, что у меня происходит шесть разных историй?

По правде говоря, для читателей очень важно, чтобы у романа был определенный жанр содержания, в котором он написан. Это отличается от описанных выше маркетинговых генов. Этот глобальный жанр является важной частью плана, поскольку он поможет вам определить, какие сцены необходимы и какие другие шедевры в вашем жанре вам следует изучить.

Эти шедевры — отличный источник не только идей, но и вдохновляющих подсказок, которые помогут вам, когда вы застряли.

№4 Планируйте свое время для письма

Если вы состоите в группе NaNoWriMo, то у вас есть 30 дней, чтобы написать свой первый черновик. Для других вам может потребоваться немного больше времени. Независимо от продолжительности, выберите временные рамки для первого черновика. Таким образом, вы можете планировать свой роман с хорошими микро-вехами, чтобы держать вас в курсе и мотивировать.

#5 Выберите инструменты для использования

Перед тем, как начать писать, настройте набор инструментов для письма. Это может быть ваша любимая программа, такая как Heminnway или Scrivener. Это может быть даже покупка нескольких блокнотов, чтобы бесплатно писать вместе с вашими любимыми ручками. Как только вы выберете свои инструменты, настройте их заранее, чтобы они не отвлекали вас от работы с инструментами.

Причина, по которой важно правильно настроить инструменты для написания, заключается в том, что это устраняет отвлекающие факторы и оправдания. Я, например, потратил часы, выбирая правильный шрифт или шаблон для письма, потому что я не хотел писать. Устранение этой формы сопротивления поможет вам выполнить план письма и не сбиться с пути.

#6 Планируйте время и место для написания

Исследователи привычек предполагают, что для формирования новой лучше всего постоянно выполнять привычку в определенном месте и в определенное время. Они также рекомендуют добавить новую привычку к существующей привычке. Причина в том, что проще добавить что-то к существующей привычке, чем начинать с нуля.

Как писатели, мы все знаем, что лучшим изменением в написании наших романов является сведение к минимуму сопротивления. Соблюдая время и место написания, вы отбрасываете сопротивление обратно в тень, где оно и должно быть. Еще лучше, если вы привяжете свое время и место для письма к уже устоявшейся привычке, например, писать после того, как вернетесь домой из спортзала, и у вас будет больше возможностей для этого.

#7 Организуйте свои письменные подсказки

Когда я писал роман во время NaNoWriMo, я счел полезным иметь фрагменты битов и сцен, в которых можно было рифмовать. Некоторые из этих письменных подсказок были такими простыми, как тип сцены, такой как «Разговор за чашкой кофе», «Семья за обеденным столом» или «Босс отпускает неуместную шутку». Все эти письменные подсказки я придумал заранее, потому что знал, что, когда я застряну, я не хочу думать о них.

Одна из причин, по которой я использую Story Grid Framework для своих романов и документальной литературы, заключается в том, что она запекается в письменных подсказках. Например, когда вы выбираете жанр в Story Grid Framework, обязательные сцены и условности приходят на помощь. Эти запеченные в письменном виде подсказки значительно облегчают расклейку. Например, когда я писал историю любви, одной из обязательных сцен была сцена «Расставание влюбленных». Эта подсказка помогла мне сориентироваться в сложном переходе, добавив сцену расставания, а затем, чуть позже, сцену «Воссоединение влюбленных» — еще одну обязательную сцену любовной истории.

#8 Напишите этюды своего персонажа

Это может показаться немного телегой впереди лошади, но я считаю чрезвычайно ценным написание этюдов на 150-500 слов о персонажах моих романов. Я знаю, что иногда вы можете не знать всех персонажей, но если вы можете написать описание характера для главного героя и антагониста, у вас хорошее начало.

# 9 Создать общественную подотчетность

Во всех хороших планах есть метод или показатель, который публично заставляет вас нести ответственность за соблюдение плана. Хотя «публичная» часть не обязательно должна быть криком с крыш, ваш план должен быть доведен до сведения других, чтобы вы были подотчетны. В идеале вы должны найти партнера по подотчетности, который также приступает к проекту, чтобы вы оба могли помогать друг другу оставаться вовлеченными и увлеченными.

Ответив на приведенный выше вопрос, теперь вы можете написать свой план записи, что звучит немного корпоративно, потому что именно оттуда я его взял. Это краткое изложение вашего плана — отличный способ укрепить ваш план написания романа в осязаемой форме, которая будет держать вас под контролем и будет напоминать вам о вашей цели.

Прежде чем мы это сделаем, давайте рассмотрим некоторые практические правила, которые помогут вам спланировать.

Эмпирические правила

Как и все эмпирические правила, они основаны на моем опыте и опыте моих друзей-писателей и редакторов. Пробег может варьироваться, но всегда лучше иметь какие-то приблизительные идеи о том, как спланировать свой роман, чтобы вы могли его завершить.

Поскольку я являюсь сертифицированным редактором сетки историй, я также взял многие из этих правил из этого поста Шона: Сколько сцен в романе.

  1. 80 000–90 000: Количество слов в среднем романе.
  2. 250: Среднее количество слов на странице.
  3. 3: Количество действий или частей романа. Это основано на классической пьесе в 3 действиях.
  4. 25%: Процент романа, который является актом 1 или начальным крючком.
  5. 50%: Процент романа, относящийся к Акту 2 или средней версии.
  6. 25%: Процент романа, относящийся к акту 3 или финальной расплате.
  7. 15: Количество основных сцен или тактов в романе.
  8. 1500: Количество слов в средней сцене.
  9. 33: Количество сцен в романе из 50 000 слов.
  10. 250: Среднее количество слов, которые человек читает в минуту.
  11. 200: Среднее количество страниц в романе из 50 000 слов.
  12. 1,667: Количество слов в день, чтобы написать 50 000 романов за 30 дней.

Я уверен, что вы найдете больше практических правил для своего письма. При этом ведите их список, чтобы чем больше планов вы создавали, тем лучше они становились.

План записи

Теперь, когда вы хорошо усвоили ответы на поставленные выше вопросы и получили некоторые общие практические правила планирования, пришло время собрать все воедино и написать план записи.

План записи — это один или два коротких абзаца, в которых основное внимание уделяется тому, чего вы собираетесь достичь. Это похоже на повествование о цели высокого уровня, которое должно четко и ясно отражать, как вы собираетесь достичь написания своего романа. Ниже я написал пару примеров.

План записи NaNoWriMo

Через 30 дней я собираюсь написать роман из 50 000 слов в жанре «Любовь > Ухаживание», основанный на истории моей первой школьной подруги. Мне нужно будет писать 1667 слов в день, что чуть больше сцены в день. Мне нужно написать в общей сложности 33 сцены, примерно по 8 сцен в начале и в конце и 16 сцен в середине. Прежде чем я начну писать, я создам пять этюдов персонажей и настрою Scrivener на их стандартный шаблон романа. Я собираюсь поделиться своим прогрессом с сообществом NaNoWriMo, чтобы держать меня в курсе и вдохновлять.

Черновик в годовом плане записи

Моя цель — написать роман из 125 000 слов в жанре «Действие > Лабиринт», который похож на «Первому игроку приготовиться». Мне нужно будет писать 345 слов в день, то есть примерно сцену каждые 5 дней. Мне нужно написать 84 сцены, по 21 в начале и в конце и около 42 в середине. Я собираюсь использовать Google Docs, чтобы писать, чтобы легко делиться своими успехами с моим лучшим другом Джимом. Прежде чем я начну, я собираюсь провести десять исследований персонажей и наметить начальный крючок, чтобы не застрять.

План записи трилогии

Моя цель — написать трилогию из трех романов. Каждый роман будет состоять из 75 000 слов. Я хочу завершить набросок первого за шесть месяцев. Это означает, что мне нужно писать 465 слов в день, то есть сцена примерно каждые 3 дня. Мне нужно написать 50 сцен, примерно по 12 в начале и в конце, а также 26 в середине. Я собираюсь использовать Hemmingway в качестве инструмента для разработки (настольная версия). Прежде чем я начну, я напишу общий план всех трех книг, чтобы построить мир в первой книге.

Дисциплина равна свободе

Планирование может ощущаться как сопротивление, мешающее вам писать. Я знаю по себе, что когда я застреваю, я возвращаюсь к рутинным задачам, таким как форматирование текста, возня с электронной таблицей отслеживания или чтение блогов. Это не означает, что вы должны пренебрегать планированием.

Планирование того, как вы собираетесь взяться за масштабную работу по написанию романа, — это потраченное время с пользой, потому что это дает вам ощущение дисциплины, необходимой для того, чтобы сделать первый набросок. Эта дисциплина, как ни странно, даст вам свободу для создания романа, который вы хотите. Причина в том, что когда вы работаете над своим планом, вы добьетесь прогресса. Постепенный прогресс — единственный самый сильный мотиватор для завершения трудной, долгой и сложной задачи. Ежедневные маленькие победы делают сложную задачу выполнимой.

У меня есть план. Что теперь?

Теперь, когда у вас есть план того, как вы будете писать свой роман, пришло время сделать следующий шаг и прибить некоторые части Марко. Лучший метод, который я нашел и использую, — это метод Global Foolscap. Этот метод является частью структуры Story Grid для создания работающих историй. Для меня имеет смысл начать с макро, а затем сосредоточиться на микро. Это то, что делает Foolscap. Еще один многообещающий метод, который я еще не использовал, — это Beat Sheet из книги «Спасите кота, который пишет роман». Он основан на классической книге сценаристов «Спасите кошку».

Что интересно в обоих этих подходах на макроуровне, так это то, что и в Global Foolscap, и в Beat Sheet есть 15 основных сцен/битов, составляющих роман. Это обнадеживает, поскольку показывает универсальную структуру истории. Так что выбирайте то, что вам подходит, и вперед.

Какой бы метод вы ни использовали или ни нашли, важным моментом является то, что теперь у вас есть план записи, в котором вы можете отслеживать свой прогресс, сохранять мотивацию и закончить свой роман. Удачи!

Я хотел бы увидеть ваш план записей. Не стесняйтесь поделиться ими в комментариях.

Если вы хотите связаться со мной напрямую, подпишитесь на меня в Твиттере @TheDailyMBA или загляните в мой блог thedailymba.com.

Загрузить инфографику «Математика сторителлинга»


Поделиться этой статьей:

🟢 Твиттер — 🔵 Фейсбук — 🔴 Пинтерест

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 100% НА КНИГУ STORY GRID НА ВАШ ВЫБОР

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 100% НА КНИГУ STORY GRID НА ВАШ ВЫБОР

Зарегистрируйтесь ниже, и мы немедленно вышлем вам код купона, чтобы получить любую книгу Story Grid — печатную, электронную книгу или аудиокнигу — бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *