Портфолио содержание – Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»

Содержание портфолио

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы — и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчеты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио- и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса

6.

Алгоритм запуска портфолио

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

Вероятно, нет необходимости приниматься сразу за создание портфолио со сложной структурой. В зависимости от того, какую цель преследует педагог, принявший решение использовать в учебном процессе портфолио учащихся, запуск портфолио может быть организован по-разному.

Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом

7:

  • мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио,

  • определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся,

  • определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,

  • определение общей структуры портфолио,

  • определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),

  • определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

Следует помнить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

Доклад по теме:»Портфолио ученика».

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».

А. Дистервег

Актуальность проблемы:

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.

Одна из важных задач российского образования –создание системы мониторинга достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как –либо проявившегося себя.

Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.

Что такое портфолио?(Слайд2)

Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение — продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.(слайд 3)

Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.(Слайд 4)

Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к

полученным результатам.Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. поощрять их активность и самостоятельность;

3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

4. формировать умение учиться., т. е. УУД – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.

Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Роль педагога в создании портфолио.

  1. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.

  2. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.

  3. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Всё это помогает формироваться личности ребенка.Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Портфолио как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования..

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:

«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».(слайд 6)

На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе,но нет единых подходов и требований к ведению данной технологии.

Содержание к оформлению портфолио.

Портфолио наших учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так, чтобы эффективно шло формирование Универсальных Учебных Действий.

Титульный лист .

Содержит основную информацию(фамилия,имя и отчество ;учебное заведение, класс)контактную информацию и фото ученика.

Раздел 1 «Мой мир»даёт возможность познакомиться с личностью создателя. возможные заголовки листов:

«Мое имя» -информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших это имя .Также, если фамилия ребенка интересная можно рассказать и о ней.

«Моя семья

» -здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» -рассказ о родном городе(селе, деревни),о его интересных местах. Здесь также можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута то дома в школу.

«Мои друзья» -фотографии друзей, информацию об их интересах,увлечениях.

«Мои увлечения» -небольшой рассказ о том,чем увлекается ребенок.Можно написать о занятиях в спортивных секциях, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях.

«Мои любимые школьные предметы» -небольшие заметки о любимых школьных предметах,построенные по принципу «мне нравится….,потому что…».,высказывая о каждом предмете, найдя в нем что –то важное и нужное для себя.

«Моя школа» -рассказ о школе и о педагогах.

Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также рисунками, докладами, собираются таблицы, графики, показывающих динамику обученности по различным предметам, что позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД. Данный раздел заполняется как учителем, так и детьми. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать, и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.

Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.

Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.

Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.

Раздел 7«Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка.

Важно помнить.

В 1 классе ,когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио ,без помощи взрослых ему не обойтись.Но по мере того,как он взрослеет эту помощь нужно сводить к минимуму.С самого начала необходимо построить работу ребенка таким образом,чтобы он сам прикладывал усилия к формированию портфолио.В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Вывод:

К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

Закончить наше выступление я бы хотела словами Э. Хаббарта:

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

А портфолио , при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.

УКРОМНОВСКАЯ ОШ ! -!!! ступеней

Доклад

Портфолио ученика 1 класса,как средство создании ситуации успеха

hello_html_7677d2a0.jpgПодготовила:

учитель начальных классов

Исмаилова У.С.

Симферополь 2014/2015 уч.г.

Статья на тему: Структура портфолио ученика начальных классов.

Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов.

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.

2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2 – «Мои цели»

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Раздел 3 – «Социальная практика»

Сведения о поручениях 
— Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

(все письменные работы, диагностические работы)

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

Математика 1 класс

Мир вокруг нас 1 класс

Так я читаю. 1 класс

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме): учителей, родителей, педагогов дополнительного образования.

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Материал на тему: Структура, содержание и оформление Портфолио

Структура, содержание и оформление Портфолио

3.1. В Портфолио включены следующие материалы:

3.1.1. Выборка работ обучающегося:

— формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных;

— материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;

— остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие  успешность, объем и глубину знаний, достижений более высоких уровней формируемых учебных действий.

По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.

По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно — познавательных и учебно-практических  задач, математические модели, аудизаписи устных ответов (демонстрирующие навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.

По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи  устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительной деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные  расписания и режимы дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и.т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.

3.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) досуговой деятельности.

3.2. В Портфолио входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектов и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.р.).

3.3. Портфолио включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.

3.4. В состав Портфолио входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и т.д.).

3.5 Портфолио имеет следующую структуру:

— титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителем) совместно с ребенком;

— основная часть;

— содержание.

Структура портфолио ученика(возраст без ограничений)

Структура портфолио

 

 Портфолио достижений ученика — документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами.

 Портфолио ученика включает в себя основные разделы:

Раздел 1. Общая характеристика ученика.

Раздел 2. Академическая успешность (портфолио достижений).

Раздел 3. Познавательная творческая активность (портфолио  работ).

Раздел 4. Социальная активность ученика.

Раздел 5. Отзывы и рекомендации.

Раздел 1. «Общая характеристика обучающегося».

Дать общую информацию об ученике, сфере его интересов, развитости рефлексивных умений.

•         информационный лист позволяет составить общее представление об ученике; специализация класса, перечень курсов по выбору говорят о том, каковы образовательные запросы ученика; перечень кружков, секций, дополнительных увлечений определяют сферу и круг его интересов, могут предопределить его образовательные достижения;

•         резюме рассматривается как самопрезентация, выполняется по установленной форме, в соответствии с принятыми к данному документу требованиями;

•         самоотчет включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов;

•    описание жизненных планов рассматривается как важнейший документ,
формирующий целеполагание и планирование учеником собственной
деятельности.

  Раздел 2 «Академическая успешность».

Показатели данного раздела представляют, с одной стороны, результат усвоения обучающимися государственного образовательного стандарта, с другой стороны, как возможность сравнить результат обучения и результат уровня сформированности ключевых компетенций по общеобразовательным предметам:

•         итоги успеваемости за истекший учебный период;

•         перечень курсов по выбору и результат их прохождения;

  Раздел 3 «Познавательная творческая активность».

Цель раздела — определить сферу интересов ученика, уровень его творческой активности, виды выполняемых им творческих работ и формы его творческой» активности.

 Показатели данного раздела:

•         участие в предметных олимпиадах различного уровня и результаты;

•         участие в творческих интеллектуальных конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях и т.д.;

•         перечень творческих работ, формы и результаты их представления;

•         достижения в системе дополнительного образования.

Этот раздел содержит: свидетельства и дипломы, подтверждающие участие в предметных олимпиадах различного уровня и результаты; сертификаты, грамоты и дипломы за победы, и участие в творческих интеллектуальных конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях; документы, подтверждающие деятельность ученика в учреждениях дополнительного образования; (ксерокопии)

 Раздел 4 «Социальная активность».

Цель раздела — определить уровень социальной активности и культуры ученика, его интерес к социально-значимой деятельности, проявления учеником социальных инициатив.

Показатели данного раздела:

•         уровень общественно значимой деятельности;

В данный раздел вносится информация о том, в каких мероприятиях социальной направленности ученик принимал участие, фиксируются дата, уровень проведения мероприятия и выполняемая школьником функция (слушатель, участник, организатор). Раздел содержит грамоты, дипломы участников, отзывы и другие документы, подтверждающие участие и результат.

К общественно-значимой деятельности, фиксируемой в портфолио, относится: участие в общественной жизни класса и школы, в органах ученического самоуправления; участие в различных конкурсах, соревнованиях; другие формы творческой активности (участие в самодеятельном театре, оркестре, хоре и др.).

 Раздел 5 «Отзывы и рекомендации».

В разделе «Отзывы» могут быть указаны:

а)      Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников и т.д.. Указывается дата участия, отзыв руководителя и качественная оценка работы (хорошо, плохо)

б)      Отзывы учителей о дополнительной работе при подготовке к урокам (рефераты, сообщения, курсовые работы, подготовленное школьником). Указывается дата, тема, оценка.

в)      Рекомендательные письма от преподавательского состава

Баллы начисляются по следующему принципу:

олимпиады, конкурсы (состязания):

 

 

 Уровень достижений

Школьный

Окружной

Городской

Всероссийский

Международный

баллы

баллы

Участник

2

3

4

6

9

Призер(2, 3 место)

3

4

8

10

18

Победитель(1-е место)

5

10

15

20

25

Верность записей в портфолио подтверждается подписью классного руководителя, ведущего учителя, руководителя объединения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *