Правильная осанка это – Что такое осанка человека, какой тип считается нормальным, вид спорта, отрицательное влияние на формирование осанки

Правильная осанка - что нужно знать

Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.

Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Оглавление

Признаки
Формирование
Упражнения
Для школьника
Как держать
При письме
За компьютером

Признаки

Признаки правильной осанки – это прямое, строго вертикальное положение головы и позвоночника в сочетании с горизонтальной линией ключиц, симметричными лопатками и ягодицами и одинаковой длиной ног при положении стоп, когда внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев.

Источник dovrachebnyj.ru

Формирование

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА — это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из основных показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других — на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или неправильное физическое воспитание, или чрезмерное увлечение однообразными физическими упражнениями.

Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или слабостью мышц, удерживающих это положение, с ог раничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной сколиоза могут быть также стесняющая движения одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Однако, нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.

Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Источник my-strong-body.ru

Упражнения

1. Лягте на спину, руки протяните вдоль тела. Медленно поднимайте голову, шею и плечи до тех пор, пока не обопретесь на локти. Медленно сосчитайте до 10 и опуститесь. Упражнение можно сделать эффективней, если вы ляжете на доску или другую плоскую поверхность. Один конец доски немного поднимите, подложив под него что-нибудь. После упражнения вы сразу же почувствуете, как кровь приливает к лицу, внутренние органы приняли правильное положение, мышцы брюшного пресса отдохнули. Проходит усталость ног и отеки лодыжек.

2. Положение лежа. Ноги раздвинуты и согнуты в коленях, пятки как можно ближе к тазу. Поднимите таз, но крестец прижмите к полу, сосчитайте до 10 и опустите таз.

3. Упражнение выполняется так же, но колени соединены. Руки положите на живот и нажмите на него в тот момент, когда поднимаете таз.

4. В том же положении, с приподнятым тазом и прижатым к полу крестцом, вытяните руки вверх. Опустите и повторите это движение снова.

5. И. п. — лежа на спине с согнутыми коленями. Прижмите спину к полу и поднимите таз. Постепенно двигайте пятки от себя, пока совсем не вытяните ноги и тело не будет опираться только на пятки и крестец. Потом постепенно поднимите руки.

6. И. п. — то же. Колени согнуты, руки лежат вдоль тела, согнутые в локтях. Поднимите таз, медленно выпрямите руки, поднимите их вверх и прижмите колено к груди. Вернитесь в исходное положение и повторите то же самое с другим коленом.

7. И. п. — то же. Вплотную к голове положите какой-нибудь маленький предмет, например мяч. Попытайтесь отодвинуть его головой как можно дальше. Это прекрасное упражнение для выпрямления шейных позвонков.

8. Встаньте спиной к стене на расстоянии 10 см. Головой и спиной обопритесь на стену, таз держите на некотором расстоянии от стены. Придвигайте его к стене, поочередно сгибая и выпрямляя колени. Крестец все время касается стены.

Каждое из вышеперечисленных упражнений проделайте 7-10 раз.

Источник pozvonochnik.org

Для школьника

Правила, которые помогут сохранить правильную осанку:

Правильный портфель это портфель, который распределяет нагрузку на оба плеча. Нельзя, чтобы ребенок носил портфель в одну и ту же руку, это приведет к искривлению позвоночника. Пустой ранец не должен быть слишком тяжелым (оптимальная масса 500-800 г). Вес ранца с учебниками не должен быть выше 10% по тяжести от массы тела ученика. Желательно чтобы ранец был с твердой спинкой.

Школьная мебель должна соответствовать возрасту, а также весу и росту ребенка, особенно росту.

Правильное положение за рабочим столом выглядит так: между туловищем и краем рабочего стола расстояние в ладони, нельзя опираться грудью о крае стола, расстояние от глаз до парты 30-35 см, локоть на 5 см ниже края стола, а при чтении стул должен находиться под крышку стола на несколько см (3-5 см).

Правильное положение тела нужно сохранять всегда. Дома должна быть подходящая детская мебель, и нужно соблюдать правила положения за рабочим столом.

Обеспечьте рабочий стол школьника хорошим освещением, что позволит предотвратить излишнее наклонение к столу для того, чтобы что-то лучше разглядеть.

Источник reshit.ru

Как держать

Отвечая на вопрос, как научиться держать осанку девушкам и мужчинам правильно, следует учитывать не только влияние патологических факторов, но и индивидуальные особенности человека (характер обмена веществ, рацион питания, режим отдыха и труда).

С возрастом мышечная ткань теряет функциональность, мускулы становятся дряблыми, постепенно «усыхают». Без лечебной гимнастики и ежедневных упражнений сложно научиться держать осанку правильно после 50 лет, так организм не приспособлен к интенсивным нагрузкам в данном возрастном промежутке.

Чтобы выработать правильные подходы к развитию позвоночника следует, рассмотреть некоторые важные советы специалистов:

Постоянно следить за состоянием спины и держать ее прямо (дома, на работе, во время стояния и передвижения). С течением времени правильная осанка станет для вас нормой, и будет автоматически поддерживаться организмом;

Часто ходите пешком, чтобы улучшить кровоснабжение в позвоночнике и предотвратить мышечные спазмы;

Не носите обувь с каблуком более 4 см. Она нарушает устойчивость и смещает центр тяжести туловища с нижних конечностей на позвоночник;

Спите на полужестком матрасе. Для детей лучше подбирать жесткую модель. Провисающие кровати и перины мешают держать осанку и приводят к чрезмерному расслаблению мышц, «провисанию» позвоночника;

Подкладывайте мягкие игрушки и валики под поясницу и голову. Спите больше на правом боку;

При сидении за столом поддерживайте вертикальную позицию спины, подберите стул с жестким сиденьем. Пользуйтесь подлокотниками, чтобы предотвратить смещение плечевого пояса;

В сидячем положении ноги человека должны находиться под прямым углом. Они не должны свободно висеть или «цепляться» за ножки. Не укладывайте одну ногу поверх другой – данная поза смещает тазовые структуры;

При работе за компьютером следует выработать правильную позу и не напрягать мышечный корсет спины.

Источник spinazdorov.ru

При письме

Профессор С. М. Громбах указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки». При правильной посадке ноги полной ступнёй опираются на пол или на подножку парты, образуют в тазобедренном и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (100 — 110°). Школьник должен полностью занимать скамью стула, так чтобы 2/3 — 3/4 длины бедра располагалось на скамье,а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20°. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30 см. Обратите внимание, чтобы между грудью и краем стола было свободное пространство.

Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полости. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата и в первую очередь позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.

Источник osankapershino.narod.ru

За компьютером

Правильная осанка – симметричное расположение всех органов. Чтобы ее сохранить следует вначале подсознательно выработать «рефлекс правильной позы». Для этого:

Встаньте спиной к стене. Следите, чтобы затылок, плечевой пояс, ягодицы и пятки плотно прилегали к стене. Живот необходимо втянуть внутрь, что позволит сократить расстояние между ним и вертикальной плоскостью;

Повторяйте упражнение ежедневно и организм самостоятельно научиться выбирать оптимальную позицию при длительном стоянии.

Сидеть за компьютером или письменным столом тоже следует правильно. Очень важно сформировать рефлекс в раннем возрасте у детей, чтобы обеспечить гармоничное развитие анатомических структур в процессе роста.

Как оптимально сидеть:

Высоту стула выбирайте согласно длине голени. Его сиденье должно быть твердым;

Ягодицы должны занимать не менее 2/3 стула;

Спинка сиденья должна оптимально соответствовать кривизне позвоночника;

Опирайтесь спиной за заднюю часть стула, чтобы позвоночный столб плотно к ней прилегал по всей длине;

Следите за тем, чтобы лопатки были сведены, плечи располагались на одном уровне, а живот был расслаблен;

Не кладите одну ногу поверх другой, так как это приведет к нарушению кровоснабжения в нижних конечностях;

Совершайте движения плавно, чтобы позвоночный столб не ударялся о спинку стула;

Примите такую позицию, чтобы вес тела приходился на бедра, а голова была направлена вперед и вверх;

Не спешите менять позицию, если вам покажется, что сидеть неудобно. Дайте мышцам привыкнуть к правильной позе. Часть из них постепенно расслабиться, что сформирует привычность позы, но это произойдет не сразу.

Источник spinazdorov.ru

Статья по физкультуре: Правильная осанка у детей

Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья

Правильная осанка — это залог хорошего здоровья. К сожалению, люди не рождаются уже сформированной осанкой. Над этим нужно работать. И именно в дошкольном возрасте лучше начинать прививать правильные привычки и приучать детей к здоровому образу жизни.

Всегда приятно смотреть на человека, у которого расправлены плечи, прямая спина и легкая походка. Такие люди более уверены в себе. И наоборот, печально видеть сутулого прохожего, со сгорбившейся спиной. И это только внешние факторы. Неправильная осанка приводит к осложнениям внутренних органов. Нарушается работа дыхательной и центральной нервной системы, сокращается объем легких и появляется одышка. Поэтому очень важно с детства обратить внимание на формирование осанки.

Осанка это привычная поза, при которой спина человека находится в вертикальном положении. В первые годы жизни у детей формируются естественные изгибы позвоночника. К тому времени, когда ребенок идет в школу эти изгибы определяются более четко. Сам позвоночник начинает формироваться в процессе развития и роста ребенка.

Признаки правильной осанки:

  • ключицы находятся на одном уровне;
  • если смотреть сзади, лопатки и плечи расположены симметрично;
  • голова, бедра и туловище на одной линии;
  • живот втянут;
  • ноги имеют одинаковую длину.

Чтобы понять есть ли нарушения у ребенка, нужно поставить его прямо. Если лопатки сильно выступают, а голова и плечи наклонены вперед, время принимать меры.

Виды нарушения осанки:

  • сутулость;
  • плоская спина;
  • плосковогнутая спина;
  • круглая спина;
  • кругловогнутая спина;
  • вялая осанка.

Одним из распространенных нарушений у детей является сутулость. Дети не умеют себя контролировать, поэтому во время чтения или игр за компьютером, спина расслабляется и округляется, плечи опускаются вперед. Это приводит к сутулости. Если вовремя не принять меры, вырастет горб, сердце и легкие перестанут нормально работать.

Дефекты круглой или кругловогнутой спины зарождаются еще в раннем возрасте. Начинать вставать, ходить и сидеть ребенку нужно в свое время. Именно в этом возрасте может начать формироваться дефект. Для него характерны опущенные плечи, сильный прогиб в позвоночника и наклоненная вперед голова.

У детей, отстающих в развитии или наоборот, быстроразвивающихся, может наблюдаться плоская или плосковогнутая спина. Такие малыши быстро устают, плохо справляются с различными нагрузками, жалуются на головные боли. Как правило, это нарушение осанки приводит к развитию сколиоза.

Вялая спина наблюдается у детей в дошкольном возрасте. Это является первым признаком при нарушении осанки. Такая проблема возникает, когда ребенок мало двигается, у него не особо развита мускулатура, имеется избыточный вес, слишком долго сидит за столом.

Три степени нарушения осанки

  • Первая: небольшие изменения в нарушении осанки. Легко исправляются при помощи волевых усилий. В основном встречается у дошкольников.
  • Вторая: признаков искривления осанки становится больше. Одних усилий для выпрямления позвоночника недостаточно. Если взять ребенка за подмышечные впадины и приподнять, нарушение устранятся. Осанку можно исправить при помощи специальной оздоровительной физкультуры.
  • Третья: когда уже нарушения осанки плохо поддаются излечению.

Факторы, влияющие на осанку детей

Неправильная поза

Правильное питание. Обязательно в рацион необходимо включать продукты, содержащие витамины C и D. Это семга, скумбрия, молоко, яйца, смородина, цитрусовые и бобовые.

Отсутствие или недостаток физических нагрузок. Чтобы постоянно поддерживать осанку в нужной форме, необходима хорошая физическая подготовка.

Неправильно подобранные и тяжелые школьные сумки. Лучше, если вес ранца будет не больше 2 кг. Поэтому все-таки стоит смотреть, что ребенок носит с собой. Подбирайте правильные рюкзаки с ортопедической спинкой и удобными широкими лямками.

Неправильная поза. Необходимо следить за школьниками во время выполнения домашних работ, когда они долго сидят за столом и особенно за компьютером. Периодически подсказывать ему о правильной осанке. Обязательно делать небольшие перерывы между длительными пребываниями в сидячем положении.

Психологическое состояние. Постоянная критика, непонимание со стороны родителей не повышают самооценку у детей. Неуверенные в себе дети чаще сутулятся и горбятся. Поэтому для ребенка очень важна родительская забота и поддержка.

Режим труда и отдыха. Важно соблюдать пропорции между этими занятиями. Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок посещал множество секций и был постоянно чем-то занят. Детям нужны физические нагрузки. Но им также необходим и отдых

Форма стопы. Нарушение стопы непременно приведет к изменениям позвоночника. Поэтому следует регулярно проверять стопу на наличие плоскостопия.

Тест: как определить есть ли нарушения осанки

Сделать это просто. Ставим ребенка к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки были плотно прижаты к боковой поверхности. Если осанка правильная, то такая поза не вызовет никаких неудобств. В случае нарушения, ребенку довольно сложно будет справиться с такой просьбой. А уж тем более отойти от стены и пробыть в таком положении некоторое время.

Формируем правильную осанку у детей

Катания на велосипеде

Все начинается с рождения. Поэтому стоит обратить особое внимание на развитие своего малыша в раннем возрасте. Именно в детстве легче сформировать правильные привычки и приучить ребенка к здоровому образу жизни.

Постоянная двигательная активность. С малых лет приучайте своего малыша к физическим упражнениям. Это могут быть катания на велосипеде, на коньках и роликах. Играйте с ним в подвижные игры: бадминтон, волейбол, футбол.

Отказ от неправильных поз. Когда дети маленькие, им сложно себя контролировать. Они не придают особого значения тому, как сидят, в какой позе смотрят телевизор или обедают. И в этих моментах очень важен родительский контроль.

Общая физическая подготовка. Для того, чтобы у ребенка с детства сформировалась правильная осанка, большое значение имеют закаливание и упражнения, которые повышают общий тонус организма. Плавание и здоровый сон помогают восстановить нервную систему.

Проверка на плоскостопие. Подбор правильной и удобной обуви поможет ребенку сохранять правильную осанку при движениях.

Кровать ребенка должна быть твердой, лучше с ортопедическим матрацем.

Упражнения, способствующие развитию правильной осанки — комплекс упражнений на укрепление мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса, на развитие гибкости, подвижности суставов, тренировка дыхательной системы.

Упражнения для правильной осанки

Разгружаем позвоночник. Два раза в день лежим на твердой поверхности. Достаточно 15 минут для каждого раза.

Турник. Висим в спокойном состоянии на турнике. По времени: на сколько хватит сил.

Прямая спина. Встаем к стене, плотно прижав голову, ягодицы и пятки. Отходим от стены, приседаем и встаем, приняв правильное положение.

«Ласточка». Ноги вместе, руки опущены. При отведении одной ноги назад, руки разводим в стороны. Стоим полминуты. Затем меняем ноги.

Ходьба по комнате. Ходим, чередуя разные варианты: на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

Игры для профилактики нарушения осанки

Игра с мячом. Направлена на укрепление плечевого пояса и хорошей осанки. Необходимо попасть в корзину мячом, кидая его двумя руками из — за головы.

Игра с веревкой. Для развития равновесия и укрепления мышц. На пол кладется веревка и дети ходят по ней, как по канату. При этом нужно стараться идти с ровной спиной, руки развести в стороны.

Игра с игрушкой. Хорошо укрепляет мышцы спины, помогает сохранять равновесие. Ребенок наклоняется вперед, на спину ему кладется мягкая игрушка. Он должен донести ношу до определенного места. При движении голову нельзя опускать и спину нужно держать ровно.

Заключение

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. Уделяйте внимание самым различным факторам: как сидит, стоит и двигается ваш малыш. Помогите ему вырасти успешным и здоровым человеком.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Наиболее часто ухудшение здоровья наступает из-за несоблюдения правильной осанки и нарушения пропорций тела. Чтобы понять всю важность этих основополагающих условий крепкого здоровья, поговорим о них подробно.

Осанка – это способность человека без особого напряжения удерживать свое тело,  сохраняя привычную позу в различных положениях: сидя, стоя, во время ходьбы, игр, спорта и т.д. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

В медицине выделяются следующие типы осанки:

  • Нормальная. Ее главные характеристики – симметричное расположение по отношению позвоночного столба. Допускается наличие нормальной физиологической кривизны.
  • Выпрямленная. Отличительные особенности – прямой позвоночный столб с плохо выраженными рельефами.
  • Сутуловатая. Шейный лордоз и грудной кифоз увеличиваются. Голова при этом выдвигается вперед.
  • Лордотическая. Область поясницы позвоночного столба резко изогнута, живот выпячивается вперед.
  • Кифотическая. Характеризуется увеличенным грудным кифозом.

Отклонения от нормальной осанки называют нарушением или дефектами осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

В редких случаях осанка нарушается из-за патологий в опорно-двигательном аппарате. К ним относятся травмы, полученные при родах, рахит, аномальное развитие позвоночного столба. По статистике, около 95 % случаев искривления позвоночника считаются приобретенными. Осанка портится вследствие влияния разнообразных факторов:

1) Неблагоприятные условия и социально-гигиенические факторы

2) Неправильное физическое воспитание

3) Снижение чувствительности рецепторов, отвечающих за вертикальное положение позвоночного столба

4) Недостаточное укрепление мышечного корсета

5) Одежда не по размеру

6) Болезни внутренних органов

7) Нарушение слуха или ухудшение зрения

8) Слабая освещенность рабочего стола ребенка, выбор мебели, неподходящей для владельца по размерам

Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических особенностей. До начала полового созревания особенно выражен поясничный лордоз. Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со смещением общего центра тяжести, которое происходит у девушек в возрасте 11 – 12 лет, а у мальчиков 12 – 13 лет. Именно в этот период необходимо быть особенно внимательным к ребенку, следить за осанкой. Зачастую болезнь проявляется и в 7 – 12 лет, хотя все чаще стали проявления в возрасте 4-6 лет, а иногда даже в 2 – 3 года.

Осанка формируется в процессе роста организма ребенка в тесном взаимодействии с развитием всех двигательных функций. Она зависит от гармоничной работы мышц, правильного положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. В формировании осанки большую роль играет не только сила мышц, но и ее равномерное развитие, распределение мышечной тяги и гармоничная работа всех мышц.

Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей; нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, уменьшает характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения; вызывают гипертрофию миокарда правой половины сердца и еще много других отклонений и заболеваний.

Осанка играет в жизни человека эстетическое и функциональное значение. Эстетическая функция заключается в создании красоты и гармоничных движений. Люди с правильной осанкой двигаются хорошо, свободно, непринужденно. А те, кто имеет нарушение осанки, передвигается тяжело, неуклюже с координацией движений рук и ног. Из-за неправильной осанки нарушается работа нервной системы, поскольку в межпозвоночных отверстиях проходят многочисленные нервы, которые регулируют работу отдельных органов и организма в целом. Неправильная осанка и болезни, сопровождающие ее, могут вызвать у детей психические расстройства.

Итак, осанка – это рефлекс, для образования которого необходима специальная работа, обучающая приобретению правильной осанки при любых обстоятельствах. При этом ученики должны знать, каково значение правильной осанки, какие существуют отклонения от правильной осанки и как приобретать правильное положение тела. Демонстрируя то или иное упражнение, учитель должен наглядно убедить детей, в чем заключается преимущество правильной осанки, конкретно в ее эстетичности и целесообразности.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ребенка, которая должно проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом формы и степени заболевания ребенка.

Задачей двигательных игр (что представляется собой одну из форм лечебной физической культуры) является общее укрепление позвоночника, улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы. Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры, причем выбор игр производится с учетом общего состояния ребенка, его физической подготовленности. При использовании в играх корректирующих упражнений необходимо, прежде всего, брать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, исправляя дефект осанки, не навредить его организму. Так же можно рекомендовать игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхних конечностей и живота.

Исправить осанку можно с помощью комплексных мероприятий, включающих массаж, ношение корсетов, иглоукалывание и мануальную терапию. Если соблюдать все рекомендации врача, то можно добиться положительных результатов.

Упражнения в комплексе:

  1. Вытягивание шеи. Исходное положение – сидя на стуле. Спина прямая, ступни стоят на полу. Нужно вытянуть подбородок вперед, не изменяя положение подбородка. Сделайте несколько повторений.
  2. Подъем груди. При выполнении простых движений хорошо укрепляется трапециевидная мышца снизу. Исходное положение – сесть на стул и расслабить мышцы. Потянитесь по направлению к потолку. Слегка опустив лопатки, постарайтесь их свести.
  3. Для мышц лопаток. Исходное положение– сидя на стуле, положите руки себе на бедра. Примите удобное положение тела и начинайте опускать плечи. Нужно стремиться лопатки подвести друг к другу как можно ближе.
  4. Втягивание живота. Исходное положение – стоя. Втягивайте живот, делая вдох. При выдохе расслабьтесь. Количество повторений упражнения неограниченно.

Лечение сколиоза складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективны методики мануальной терапии. Сохранению достигнутой коррекции с их помощью можно способствовать лишь косвенно, за счет формирования нового статико-динамического стереотипа, адаптированного к изменениям, которые вносятся в форму позвоночника. Однако основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригирующем положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мерами, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна.

Под коррекцией следует понимать комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий (режим дня, закаливание, гигиена мебели, питания, общеразвивающие упражнения, ортопедические мероприятия и т.п.), которые применяются для полного или частичного устранения нарушений опорно-двигательного аппарата. Различают общую и специальную, активную и пассивную, морфологическую и функциональную виды коррекции.

Общая коррекция включает в себя комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, которые влияют на формирование опорно-двигательного аппарата и его общее развитие. Это oбщepaзвивaющие упражнения, игры, закаливание, режим труда и отдыха, рациональное питание и прочее. Специальная коррекция предусматривает применение корректирующих упражнений для исправления морфологических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Под морфологической коррекцией понимают исправление позвоночника, угла наклона таза, асимметрии плечевого пояса, лопаток. Физиологическая коррекция предполагает использование физических упражнений, направленных на нормализацию функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Содержанием активной коррекции является сознательное и целенаправленное использование специальных корригирующих упражнений в сочетании с оздоровительными средствами физической культуры. Пассивная коррекция – это ряд специальных воздействий, которые происходят без активного участия ребенка (пассивные движения, массаж, корсеты, супинаторы). Комплексное использование мер коррекции является условием рациональной организации работы по ликвидации нарушений осанки у детей.

Лечебная физическая культура (ЛФК) является ведущим средством консервативного лечения сколиоза. Физические упражнения влияют на позвоночник, укрепляя мышцы туловища; позволяют добиться корректирующего воздействия на реформацию, улучшить осанку и функцию внешнего дыхания; дают общеукрепляющий эффект. Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж и элементы спорта.

Комплекс упражнений при нарушении осанки:

  1. И.п. – положение стоя, руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (по 3 раза в каждом направлении).
  2. И.п. – положение стоя, руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  4. И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).
  5. И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.
  6. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.
  7. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ногой.
  8. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).
  9. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).
  10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).
  11. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой рукой и ногой (6–8 раз).
  12. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  13. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).

Выработка и закрепление навыков правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, в которых обязательно сохраняется правильное положение тела, а также упражнений на координацию и равновесие.

 

Список литературы:

  1. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия (1991).
  2. Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1983.
  3. Левит К., Захсе Й., Янда В. Мануальная медицина (1993).
  4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Новокузнецк, 1998.
  5. Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.
  6. Кошелева Л.П. Правильная осанка – залог здоровья человека //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований– № 12.2. (2014).
  7. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д. Ловейко. Москва, Просвещение, 1970.
  8. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.
  9. Танкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. Москва, Просвещение, 1981.

Проект по физической культуре "Правильная осанка – залог здоровья!"

Почему так важно для здоровья иметь хорошую осанку?

Осанка – это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

К сожалению, сколько бы нам ни твердили о том, что «спина должна быть прямой», мало кто обращает внимание на свою осанку. И совершенно напрасно! Ведь причиной многих заболеваний становится именно нарушение осанки.

Кстати, нарушение осанки не только вредит здоровью, но и просто выглядит не слишком красиво.

Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму. Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.

Учёные утверждают, что малейшее нарушение в позвоночнике отрицательно сказывается на состоянии других органов, даже может привести к разладу между физическим и психическим состоянием.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что осанкой называют, как умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в положении сидя, лежа и во время ходьбы, так и саму эту правильную позу. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника.

А чтобы иметь красивую правильную осанку нужно научиться правильно не только стоять, но и сидеть, ходить, лежать. Другими словами, спина, не зависимо от того, чем занимаешься, всегда должна быть прямой Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником.

Правильная осанка –

залог здоровья!

Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой - сутулые, с выступающими назад лопатками и выпяченным животом.

Современные люди очень много времени проводят сидя, за книжкой, тетрадкой, компьютером. За счет длительного пребывания позвоночника в зажатом неестественном состоянии возникает нарушение осанки. Актуален вопрос,  что нужно делать, чтобы не портить свою осанку?


hello_html_5ed297d2.jpg

МБОУ «ЖГГ»

2014г

Факторы, влияющие на осанку. Питание.

Итак, основным фактором заболеваний позвоночника является его ослабление. Но при своевременно начатом лечении искривление позвоночника у ребенка может полностью исчезнуть. Оно обязательно должно включать корректировку питания.

Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводим сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.

hello_html_55d435ba.jpg

Факторы, влияющие на осанку. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

«Сколько же весит средний портфель ученика?» и «Сколько он должен весить, чтобы не вредить здоровью школьников?»

По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников с 3 по 6 класс — весить около 2 кг

К производителям школьных портфелей есть свои требования — ширина плечевых ремней должна быть не менее 3,5-4,0 см, чтобы не врезались в плечи при носке. Задняя стенка должна быть уплотнена, хорошо прилегать к спине, «держать» позвоночник, не давая ему возможности искривляться.

Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!

Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления . hello_html_4109109c.png

А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.

Однако понятия «рюкзак» и «ранец» все чаще смешиваются. Да и очень часто стали изготовлять рюкзаки с жесткой спинкой. Поэтому эти слова часто путают.

hello_html_m398cc822.jpg

Факторы, влияющие на осанку. Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ и т.д.

Самое вредное – это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим. Школьник сидит за столом продолжительное время. За столом или партой нужно сидеть прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край. Во время работы рекомендуется выполнять физкультминутки. Спать нужно на плоской постели и ровном средней жесткости матраце.

Факторы, влияющие на осанку. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой. Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение. hello_html_m4b2bc975.png

Факторы, влияющие на осанку. Режим труда и отдыха

Необходимо чередовать труд и отдых. Чаще бывайте на свежем воздухе, особенно в хвойном лесу. Думайте о хорошем, меньше обращайте внимание на неприятности.

Психологическое состояние.

Осанка человека — показатель не только физического здоровья, но и психического равновесия. Вспомните, как вы обычно стоите, когда устали или находитесь в подавленном состоянии. Плечи становятся покатыми и сгорбленными. Всем своим видом вы говорите о ваших негативных эмоциях, отказываясь бороться с силой тяжести, и ваше тело оседает вниз настолько, насколько ухудшается ваше настроение. Есть и обратная связь, попробуйте поднять голову расправить плечи выпрямить спину вдохнуть глубоко и улыбнуться, и сразу мир вокруг меняется, мы бодрей, веселей, внимательней и работоспособней, с нами приятней иметь дело, а значит мы успешней. Вывод: Все это можно выразить несколькими словами: «Выпрямись!», «Выполняй физические упражнения!», «Плавай!», «Сам следи за своей осанкой!», «Хорошо и с пользой отдыхай!».

hello_html_47d570a7.jpg

Простые рекомендации:

  1. Не следует класть ногу на ногу: увеличивается нагрузка на нижний отдел позвоночника.

  2. Не следует плюхаться на стул: эта привычка приводит к тому, что хрящевые диски в результате ударов постепенно стираются.

  3. Вставать со стула тоже надо правильно. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо.

  4. Обратите внимание на стул. Плоское сиденье стула должно быть короче бедра, чтобы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сиденья до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

4 простых способа проверить «правильность» осанки?

Способ 1. Встаньте к стене спиной, слегка расставив ноги и свободно опустив руки. Затылок, плечи, икры и пятки должны касаться стены. Теперь прижмитесь к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Вы почувствуете, что живот как будто сам подбирается, шея слегка вытягивается, а плечи расправляются.

Способ 2. Подойдите к стене (или косяку двери) и прислонитесь к ней спиной. Отметьте карандашом свой рост. После этого выпрямитесь так, как было описано выше, и снова отметьте свой рост. Теперь сравните уровни.

Способ 3. Измерьте сантиметром расстояние от 7-го шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.

Способ 4. Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем – со стороны спины. Найдите так называемый плечевой индекс по формуле. Если плечевой индекс равен 90–100 %, значит, осанка правильная. Индекс меньше 90 % говорит о нарушениях осанки.hello_html_m46789541.png

5 «А» класс. Руководитель: Бахарева Н.Е.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *