Преподаватель википедия – Категория:Преподаватели технических вузов России — Википедия

Содержание

преподаватель — Викисловарь

  • имена собственные: Дажбог, Даждьбог, Дажьбог
  • топонимы: Дачное, Придача
  • пр.  существительные: давалец, давалка, давалочка, давальщик, давальщица, давание, даванье, данник, данница, данное, данность, данные, дань, датчик, дача, дачка, даяние, даянье; бесприданница, воздаяние, воздаянье, выдавание, выдаванье, выданье, выдача, додача, досдача, задавака, задавание, задаванье, задаток, задаточек, задача, задачка, задачник, задачничек, издавание, издаванье, издание, изданье, изданьице, издателишка, издатель, издательница, издательство, наддача, наследодатель, невыдавание, невыдаванье, невыдача, неданность, недовыдача, недодача, недосдача, незадавание, незадаванье, незадача, незадачка, неиздание, неизданье, неотдание, неотданье, неотдача, непередача, непереиздание, непереизданье, непересдача, неподача, неподаяние, неподаянье, непредание, непреданье, непредательство, непридавание, непридаванье, непридание, неприданье, нераздача, несдатчик, несдатчица, неудача, неудачливость, неудачник, неудачница, неудачность, обдавание, обдаванье, отдавание, отдаванье, отдание, отданье, отдача, передавание, передаванье, передатчик, передатчица, передача, передачка, переиздание, переизданье, переиздатель, переподача, перепродавец, перепродавщица, пересдача, подавальщик, подавальщица, подавание, подаванье, податель, подательница, по́дать, подача, подачка, подаяние, подаянье, поддавала, поддавальщик, поддавальщица, поддавание, поддаванье, поддавки, поддавок, подданная, подданный, поддача, подзадача, полудача, полуподача, полуудача, предавание, предаванье, предание, преданье, предатель, предательница, предательство, предпродажа, препод, преподавание, преподаванье, преподаватель, преподавательница, преподавательство, преподача, преподша, придавание, придаванье, придание, приданое, приданье, придаток, придаточек, придача, продавец, продавщица, продажа, раздавание, раздаванье, раздатчик, раздатчица, раздача, раздаяние, распродажа, сдавание, сдаванье, сдатчик, сдатчица, сдача, удача, удачка, удачливость, удачность; автоподача, влагоотдача, водоотдача, водораздача, гидропередача, госдача, госдачка, законодатель, законодательница, законодательство, капиталоотдача, книговыдача, книгоиздание, книгоизданье, книгоиздательница, книгоиздательство, кормораздатчик, кормораздача, массоотдача, массопередача, нефтеотдача, первоиздание, первоизданье, первоиздатель, пескоподача, постпродажа, приёмопередатчик, радиопередатчик, радиопередача, радиопередачка, самоотдача, сверхзадача, светоотдача, телепередача, телепередачка, телерадиопередача, тепломассопередача, теплоотдача, теплопередача, топливоподача, трудоотдача, учебник-задачник, фондоотдача, хлебораздача, хлебосдача, цветопередача, электропередача, энергоотдача, энергопередача
  • прилагательные: давальческий, данный, дательный, даточный, датый, дачный; безотдаточный, задаточный, задачный, изданный, издательский, незадачливый, неподданный, неподдатый, непродажный, неудачливый, неудачный, отдаточный, передаточный, податной, подданный, поддатый, полудачный, полуудачный, послепродажный, предательский, предпродажный, преподавательский, придаточный, продажный, раздаточный, сдаточный, удачливый, удачный; бензораздаточный, верноподданный, воздухораздаточный, газораздаточный, законодательный, зерносдаточный, кормораздаточный, малоудачливый, малоудачный, неверноподданный, постпродажный, приёмно-передающий, приёмопередаточный, приёмопередающий, среднесдаточный, среднеудачный, топливораздаточный, хлебосдаточный, электропередаточный, энергопередаточный
  • глаголы: давывать; дать, даться, давать, даваться; заседательствовать?, издательствовать, предательствовать, председательствовать?, преподавательствовать; законодательствовать

Педагог (Древняя Греция) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2017; проверки требуют 4 правки. У этого термина есть также другое значение; см. Учитель.

Педаго́г в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу или учебный класс и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.

В педагоги избирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Обычно это были иноземцы — фракийцы или азиаты, нередко дурно говорившие по-гречески. В конце римской республики обычай держать в семье педагога перешёл к римлянам, особенно для обучения греческому языку. Обязанности свои педагог нёс до вступления воспитанника в возраст зрелости, когда он надевал toga virilis. Были также педагоги-женщины, учительницы греческого языка при маленьких детях. Во времена империи педагогами назывались также рабы, учившие молодых купленных или доморощенных рабов всем обязанностям и приёмам рабской службы. Такие ученики-рабы (capillati) жили вместе в помещении, которое называлось paedagogium, под начальством педагога — учителей, субпедагогов и деканов; они назывались также pueri pedagogiani или paidagogia (отсюда франц. слово page, см. паж).

Профессор — Википедия

«Профессор читает лекцию», 1350
Аттестат профессора (СССР, 1946)

Профе́ссор (от лат. professor — наставник)[1] — должность преподавателя или научного сотрудника или учёное звание[2].

Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете)[3].

В современной России это самая высокая педагогическая позиция в вузах (не считая заведующего кафедрой, декана и ректора, которые, будучи начальниками подразделений и всего учебного заведения, также относятся к профессорско-преподавательскому составу), которую, как правило, занимают только доктора наук.

Аналогом российской должности профессора в США является «полный профессор» (англ. full professor).

Стандартный «портрет» профессора — университетский преподаватель высокого уровня компетентности и одновременно учёный, являющийся экспертом в определённой области науки или искусства. Но в некоторых странах слово «профессор» сохранило своё широкое латинское значение и используется по отношению ко всем преподавателям в любом учебном заведении

[2].

Профессу́ра — подразделение (кафедра, например), для руководства которой требуется профессорское звание; также, общность профессоров.

В России и большинстве европейских стран термин «профессор» применяется только в отношении педагогов высшего звена в университетах и научных институтах. В США и Канаде этот термин со словами-приставками к нему («ассистент-профессор» и др.) трактуется шире: он может относиться в том числе к вузовским преподавателям более низких ступеней, сравнимым с российскими доцентами; иногда такой подход перенимают в англоязычной переписке вообще. Есть страны (например, Италия и Испания), где принято называть профессорами школьных учителей[2]. Неоднозначность может приводить к недоразумениям, особенно при международном общении.

Чтобы стать профессором в российском смысле, как правило, требуется иметь высшую учёную степень: в России это доктор наук, в Германии — габилитация, в других странах обычно «пи-эйч-ди» (уровень кандидата наук в РФ). Профессиональные обязанности такого человека включают педагогическую работу (чтение лекций, создание учебных курсов, руководство аспирантами), научную деятельность (проведение исследований, публикация новых результатов) и участие в управлении учебным заведением[4]. Относительный «вес» названных компонент зависит от конкретного учреждения. Педагогическая деятельность профессора из НИИ может заключаться в активном руководстве студентами-практикантами и аспирантами в данном НИИ, либо в преподавании по совместительству в каком-либо вузе.

Формально, «профессор» является наименованием и должности, и учёного звания. Однако в России учёное звание «профессор» можно получить только поработав определённое время на должности профессора и доказав своё ей соответствие, а звание является пожизненным

[5].

Некоторые университеты[6], научные[7] и псевдонаучные[8] общества могут присваивать звание «почётный профессор» известным художникам, спортсменам, иностранным чиновникам, у которых нет научной или педагогической подготовки, необходимой для получения титула (звания) «профессор». При этом университеты и не предполагают, что такие «профессора» будут выполнять какую-либо научную работу.

Штатное расписание кафедры, лаборатории, отдела и т. п. может предусматривать одну или несколько ставок профессоров. Если ставка одна, её занимает заведующий кафедрой, тогда получается, что «профессор» — это синоним учёного, занимающего руководящую должность. Такое положение типично для ряда европейских стран, особенно Великобритании, Нидерландов. В России на крупных кафедрах вузов бывает несколько профессорских ставок — и, соответственно, несколько профессоров. Тем не менее, при отсутствии вакантной ставки, человеку, достойному профессорской должности, в любой стране приходится некоторое время оставаться на более низкой позиции (пример — приват-доцент в Германии).

Ниже рассмотрены особенности статуса профессора в России и наиболее влиятельных странах мира.

Термином «профессор» в Российской Федерации (РФ) обозначаются: а) учёное звание научно-педагогического работника вуза или НИИ; б) преподавательская должность в вузе. Аналогичная двойная трактовка имеет место в отношении понятия «доцент». Существуют определённый порядок присвоения звания[9] и определённые традиции приема специалистов на должность[4] профессора. Кроме того, в некоторых из действующих в стране академий наук введены почётные учёные звания «академического профессора».

Учёное звание профессора в РФ[править | править код]

Учёное звание профессора присваивается научно-педагогическим работникам (с 2014 г. — только докторам наук), которые обладают высоким педагогическим мастерством, имеют научные достижения и ведут педагогическую работу в высших учебных заведениях с государственной аккредитацией или в научных институтах, реализующих образовательные программы высшего образования, по аттестационным документам, представленным учёными советами этих учреждений[5].

Конкретные требования к соискателям звания включают стаж, количество публикаций, количество изданных учебников и учебных пособий, число подготовленных аспирантов[9]. Чаще всего на звание профессора претендует вузовский сотрудник, уже состоящий на должности профессора (см. следующий подраздел) или на какой-то административной позиции высокого уровня. Однако соискатель звания может и не иметь постоянной преподавательской работы в вузе — в этом случае он должен занимать одну из ведущих должностей в НИИ, таких как директор, заведующий лабораторией, главный научный сотрудник. Непрерывный стаж в данных должностях должен составлять 2 года. Для деятелей искусств, специалистов физической культуры и спорта действуют особые правила[9].

В настоящее время (2020 г.) звания профессора присваиваются по определённым специальностям. Слово «профессор» при этом является общепринятым укорочением полного наименования титула «профессор по такой-то специальности», содержащего указание на сферу деятельности обладателя. До 2014 г. работникам вузов присуждались звания «профессор по такой-то кафедре»[10], затем понятие «профессор по специальности» стало общим независимо от функционального профиля учреждения соискателя, а звания «по кафедре» были приравнены к званиям «по специальности»[9]. Практика присуждения звания профессора, в виде исключения, кандидатам наук[11], с 2014 г. прекращена.

С 2014 года и до середины мая 2018 года инстанцией, ответственной за присвоение звания профессора, являлось Министерство образования и науки России (Минобрнауки, МОН), кроме случая академических профессоров. Ранее, роль такой инстанции выполняли Высшая аттестационная комиссия (ВАК) и — применительно к «профессорам по кафедре» до 2011 г. — Рособрнадзор[12], подчинённые Минобрнауки. Но 15 мая 2018 года указанное министерство было реорганизовано[13], и органом, контролирующим присвоение званий, стало созданное Министерство науки и высшего образования Российской Федерации[14] (сокращения «Минобрнауки», «МОН» отныне также относятся к этому министерству[14]). Приказы о выдаче аттестатов профессора публикуются на сайте ВАК.

Учёное звание «профессор» присваивается пожизненно и сохраняется за его обладателем при смене работы, увольнении, выходе на пенсию. Лишение звания происходит только в случае установления факта ошибочного присуждения[9].

По состоянию на начало 2016/2017 учебного года в вузах и научно-образовательных организациях России работало 28.5 тыс. специалистов с учёным званием профессора[15].

См. также[править | править код]

Должность профессора в вузах РФ[править | править код]

Лекция по экономике в УрГУ, Екатеринбург (профессор — за кафедрой)

Существует должность научно-педагогического работника — «профессор кафедры» высшего учебного заведения. Обычно для её занятия не требуется иметь профессорское звание[4]. Звание зачастую не требуется и для приема на административные позиции, которые по должностному штату ранжированы выше «профессора кафедры» — например, заведующий кафедрой, декан, проректор.

Как вариант, на перечисленные должности принимается доцент по званию, имеющий степень доктора наук. Решение о приёме (переводе) человека на такую должность принимается руководством соответствующего вуза. Спустя некоторое время — как минимум, через два года, но в любом случае после того, как формальные требования ВАК выполнены — сотрудника выдвигают на присуждение учёного звания. Звание профессора, присвоенное ВАК (МОН), автоматически даёт обладателю право на повышение оклада при той же должности в вузе[16] и принимается во внимание при назначении тарифно-квалификационной категории в профильных НИИ.

Наличие подобного разграничения профессорской должности и звания профессора[17] является особенностью российской (и было особенностью советской) высшей школы. В большинстве других стран, за исключением особых титулов типа «заслуженный профессор», «почетный профессор», «профессор в отставке» — это и должность, и звание, одновременно присваиваемые сотруднику учебным заведением. Как следствие, звание «профессор» за границей может иметь относительно молодой сотрудник, в то время как российский преподаватель или работник НИИ редко получает звание до 40 лет, хотя к этому возрасту многие уже работают на профессорских должностях.

Специалист без профессорского звания, состоящий на должности «профессор кафедры», во внутренних документах своего института в РФ часто позиционируется как «профессор», что может создавать ложное впечатление наличия у данного специалиста учёного звания «профессор», которого он не имеет. В официальных исходящих документах (например, при оформлении справок о защитах диссертаций[18]) «профессор кафедры» указывает, кроме должности, учёную степень, а также учёное звание (доцент или профессор).

Профессора академий наук[править | править код]

В 2015 г. учреждено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присваиваемое — с ограничением по возрасту — за заслуги в научной деятельности[19]; носителями звания на сегодня являются 605 учёных. На год позже аналогичное звание («Профессор РАО») введено в Российской академии образования[20] (пока 8 носителей). Эти звания присуждаются, соответственно, Президиумом РАН или Президиумом РАО и, как и звания ВАК (МОН), являются пожизненными. Профессора РАН/РАО рассматриваются как кадровый резерв и усиление государственных академий наук, а наличие такого титула РАН/РАО может учитываться как весомый фактор в послужном списке специалиста при фиксации условий его контракта.

В 2010-е годы свои «профессорские звания» появились также в ряде общественных академий, например в РАЕН, — отношение к подобным званиям определяется отношением к соответствующим академиям.

В университетах Российской империи существовали должности «экстраординарный профессор» (сопоставима с должностью профессора в РФ) и «ординарный профессор» (соответствует заведующему кафедрой), для занятия которых была необходима докторская степень[21]. При этом роль «званий» преподавателей, работавших на таких должностях, играло не слово «профессор», а определённые чины по Табели о рангах. Экстраординарному профессору с 1804 года полагался чин 8-го класса коллежский асессор, а с 1884 года — 6-го класса коллежский советник. Ординарный профессор с 1803 года получал чин 7-го класса надворный советник, а с 1884 года — 5-го класса статский советник[22].

Существовали также понятия «Заслуженный профессор» (почётное учёное звание, обычно присваивавшееся перед выходом на пенсию) и «Профессор Петербургской академии наук» (в то время, в отличие от нынешнего профессора РАН, это был фактически синоним действительного члена Академии в XVIII в. — такой статус получил, например, М. В. Ломоносов).

В Великобритании и странах Содружества наций использование титула «профессор» (англ. professor) предназначено, как правило, для заведующего кафедрой[23].

В Великобритании существуют и другие должности или почётные звания, называемые термином «профессор». Например, королевский профессор (англ. Regius Professor) греческого языка и классической филологии, профессор (англ. Grote Professor) философии сознания и логики (англ. Philosophy of Mind and Logic) в Университетском колледже Лондона, профессор (англ. Wykeham Professor) логики в Оксфордском университете, профессор в Лондонской школе экономики, приглашённый профессор (англ. Centennial Visiting Professor) факультета социологии Лондонской школы экономики и политических наук, заслуженный профессор (англ. Emeritus Professor), заслуженный профессор в отставке. Для научных сотрудников существует должность (звание) «профессор или член профессорского сообщества».

Преподаватели вузов, являющиеся, в российском понимании, «просто» профессорами, не заведующими, называются в странах Содружества словом англ. reader[23][24]. Более низкие по рангу позиции тем более не именуются «профессорскими», как это делается, например, в США. Но в некоторых университетах в Индии, Австралии[24], ЮАР, Малайзии, и Великобритании — в значении «reader» используется англ. associate professor; это создает путаницу, поскольку такой «associate professor» выше одноименного американского (см. следующий раздел) по формальной квалификации.

В США «профессором» называют любого преподающего в университете или колледже, кроме аспирантов, привлекаемых к учебному процессу. (По уровню американский колледж близок к университету, но обучение длится всего два или четыре года и заканчивается получением степени кандидата в бакалавры или бакалавра[25].) Различные звания, они же должности, с титулом «профессор» присваивают учебные заведения. Должности есть постоянные (англ. tenure track и англ. tenured) и временные. Постоянные должности, в дополнение к преподаванию, включают обязанности заниматься исследованиями, а также принимать участие в управлении университетом или колледжем.

Информация, приводимая ниже в данном разделе, заимствована из статей Professors in the United States и Academic ranks in the United States англоязычной Википедии, см. также публикации[26][27] на русском языке.

Постоянные профессорские должности[править | править код]

Существуют три основные постоянные должности (звания) с титулом «профессор» в США:

  1. «Ассистент-профессор (англ.)русск.» (англ. assistant professor) — младший профессор; обычно первая должность, которую получает успешный выпускник аспирантуры. Это обычно tenure-track должность — должность, которая со временем может перерасти в пожизненный контракт (англ. tenure) и звание партнера учебного заведения. Во время работы младший профессор должен показать себя успешным исследователем и талантливым преподавателем (чем выше ранг университета, тем больше вес первого критерия над вторым). По окончании заранее обговоренного срока специальная комиссия либо повышает претендента в должности и переводит в партнеры, либо увольняет, и он должен покинуть университет. Оставаться младшим профессором при одном и том же университете навсегда невозможно.
  2. «Ассоциированный профессор»/«доцент» (англ. associate professor) — должность, которая даётся после примерно 5—6 лет успешной работы младшим профессором. Должность «ассоциированного профессора»/«доцента» обычно даётся с пожизненным контрактом без права на увольнение (англ. tenure). На этом этапе к преподавательским (англ. teaching) и исследовательским (англ. research) обязанностям профессора прибавляется обязанность управлять университетом (англ. service).
  3. «Полный профессор» (англ. full professor или просто англ. professor) — следующий, третий шаг. Эта должность также даётся после 5—6 лет успешной работы на предыдущей должности. Чтобы претендовать на должность полного профессора, партнёр-профессор (кроме выслуги лет) должен показать высокую производительность по всем трём вышеперечисленным критериям.

Должность именно полного профессора (англ. full professor) американского университета является аналогом российской должности профессора. Отдельной процедуры получения «звания», как в РФ, в США нет. По некоторым данным конца 1990-х годов, «полными профессорами» в США становятся в основном после 40 лет и в 65 лет заканчивают карьеру[28].

В дополнение к трем основным должностям, есть несколько экзотических, которые можно рассматривать как ступени, следующие после полного профессора. Например, в университете для профессора может быть создана почётная должность «выдающийся профессор» (англ. distinguished professor), зарплата которого выше, чем у «полного профессора» (англ. full professor) за счет средств университета, частных лиц, фирм и учредителей. В ряде университетов преподавателям, имевшим звания «полный профессор» или «выдающийся профессор» и внесшим существенный вклад в науку, при выходе на пенсию присваивается звание «заслуженный профессор» (профессор-эмерит, англ. professor emeritus).

Временные профессорские должности[править | править код]

Кроме постоянных должностей, присутствующих в каждом университете, существуют разнообразные временные должности, которые не накладывают таких жестких требований к продуктивности профессоров, как постоянные должности, и часто ограниченны либо только преподавательскими обязанностями, либо только исследовательскими. Как следствие, это более низко-оплачиваемые должности. В принципе, и на временных должностях можно работать всю жизнь. Их отличие от постоянных должностей состоит в том, что контракт на работу перезаключается каждые 1—3 года, то есть временного профессора потенциально могут уволить.

Пример временной позиции — должность адъюнкт-профессора (англ. adjunct professor), которая предполагает только базовые преподавательские функции и не требует занятия исследованиями. Обычно это самая низкооплачиваемая должность при университете. Часто она не требует докторской (Ph.D.) степени и иногда даётся аспирантам на последних годах работы над диссертацией (англ. ABD stage; all but dissertation). Более высокооплачиваемая временная должность это «приглашённый профессор» (англ. visiting professor) — профессор, посещающий другой коллеж или университет, то есть преподающий там в течение ограниченного (лимитированного) времени. Это звание может быть у ассистент-профессора и профессоров более высоких рангов (например, англ. visiting associate professor). Другая часто встречающаяся временная должность это профессор-исследователь (профессор-научный сотрудник) (англ. research professor) — должность, которая обычно предполагает только проведение научных исследований без обучения студентов. Профессор-исследователь обычно не получает зарплату от учебного заведения, её обеспечивают внешние источники финансирования (гранты, контракты). По рангу профессор-исследователь может соответствовать оплачиваемым в университете должностям «исследователь ассистент-профессор» (англ. research assistant professor) и «исследователь партнер-профессор» (англ. research associate professor).

Особые должности с титулом «профессор»[править | править код]

Существование трех основных профессорских должностей (званий) не исключает возможности использования многочисленными университетами США других, более экзотических званий (с добавлением к званию «профессор» определённых слов — «заслуженный», «почётный», «в отставке» и пр.). Так, звание профессор университета или института, регент-профессор (англ. University Professor, англ. Institute Professor или англ. Regents Professor) является специальным титулом, который используется не всеми университетами. Это относится и к званию «выдающийся профессор» (англ. Distinguished Professor), а также к титулу «Профессор» (англ. Professor), перед которым ставится имя человека, занимающего эту должность. Титул заканчивается наименованием дисциплины, которую профессор преподает, например, «англ. Sterling Professor of Playwriting». В целом, званий с титулом «профессор» в американской системе образования насчитывается более десятка:

англ. assistant professor, англ. associate professor, англ. full professor, англ. professor emeritus, англ. distinguished (teaching, research) professor, англ. visiting professor, англ. visiting assistant professor, англ. distinguished visiting professor, англ. adjunct professor, англ. professor by courtesy (англ. affiliated professor), англ. research professor (англ. assistant or associate research professor), англ. assistant or associate teaching professor (англ. clinical professor), англ. honorary professor, «профессор практики» (англ. professor of practice), «помощник-профессора практики» (англ. associate professor of practice), «ассистент-профессор практики» (англ. assistant professor of practice).

Например, ассистент-профессор (англ. Assistant Professor) факультета экономики Принстона), приглашённый профессор (англ. Visiting Associate Professor) факультета экономики Массачусетского технологического института, профессор социологии (англ. Lillian Chavenson Saden Professor of Sociology) Йельского университета, заслуженный профессор в отставке (англ. Professor Emeritus) Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессор социологии кафедры имени Ральфа Льюиса Чикагского университета (англ. Ralph Lewis Professor of Sociology), «выдающийся» университетский профессор (en:Professors in the United States#Distinguished (teaching / research) professor) отделения лингвистики Мэрилендского университета в Колледж-Парке, профессор бизнес-администрирования (англ. Everett E. Berg Professor of Business Administration) имени Эверетта Берга, профессор экономики и государственной политики в Бизнес-школе имени С. Росса Мичиганского университета, профессор психологии (англ. Gil and Frank Mustin Professor of Psychology) Свартморского колледжа, приглашённый исследователь и профессор экономики (англ. Visiting Research Professor and Professor of Economics) Гарвардского университета.

В университетах Германии имеется несколько профессорских должностей, отличающихся по рангу и заработной плате. Основные из них две — они постоянные, но при назначении иногда устанавливается подстраховочный испытательный срок:

  • «Ординарный профессор»[29] (нем. Professor ordinarius, ordentlicher Professor, o. Prof., Univ. Prof.) — самый высокий профессорский ранг, профессор с должностью заведующего кафедрой (лабораторией, отделом), представляющей определённую область знаний. Этой должности соответствует немецкая тарифная категория С4 (или, по новой тарификации, W3), поэтому таких профессоров называют «C4-профессорами»;
  • «Экстраординарный профессор»[29] (нем. Аußerordentlicher Professor, ao. Prof.) — профессор, ставка которого предусмотрена штатным расписанием, но который является подчиненным ординарного профессора. Оплата соответствует категории С3 (W2). Часто исследователи сначала получают положение экстраординарного профессора, чтобы впоследствии стать ординарным профессором в другом университете.

Существует также ряд временных должностей. Это «внеплановый профессор»[29] (нем. Аußerplanmäßiger Professor, apl. Prof.) — ставка временно создается по решению университета; «учрежденный профессор» (нем. Stiftungsprofessor) — ставка учреждается и финансируется сторонней инстанцией, например фондом типа DFG; «приглашенный профессор» (нем. Gastprofessor) — ставка существует короткое время, имея отдельный источник финансирования; и ряд других вариантов.

Правовое положение университетских профессоров в Германии регулируется разделом 2 главы 3 закона об общих принципах организации высшей школы[30].

Традиционно, немецкие учёные, нацеленные на профессорство[31], после «докторантуры» (в российской интерпретации, аспирантуры) приступают к габилитации — подготовке второй квалификационной работы (аналога докторской диссертации в РФ). Это делается в период функционирования в качестве научного сотрудника (нем. Wissenschaftlicher Mitarbeiter) или научного ассистента. Сразу после габилитации можно претендовать на должность профессора, однако поиск подходящей вакансии крайне сложен и часто растягивается на годы; на это время учёный становится приват-доцентом (нем. Privatdozent).

С 2002 года немецкие учёные до 35 лет получили право на профессорскую должность и без хабилитации: была введена особая должность «младшего профессора»[32] (нем. Juniorprofessor, Jun.-Prof.), оплачиваемая по тарифу W1. Аналогом в США является ассистент-профессор. Изначально это считалось лучшим способом «омоложения» профессорского состава: после шести лет успешной работы младшим профессором специалист переводится в экстраординарные профессора. Но впоследствии и интерес к институту младшей профессуры[32], и готовность вузов создавать данные должности (звания) значительно уменьшились.

Помимо традиционных университетов в Германии существуют учреждения высшего образования, называемые университетами прикладной науки[29] (нем. Fachhochschulen, FH). Работающие там преподаватели обычно не проходят ни габилитацию, ни подготовку в системе младшей профессуры; претендовать на должность FH-профессора можно после докторантуры и минимум трех лет стажа в промышленности. Такие профессора не вправе участвовать в присуждении степени доктора наук.

В Японии аналогом российской должности профессора является должность 教授 [кё: дзю] (двоеточие обозначает долготу предшествующего гласного при прочтении). Это высшая научно-педагогическая позиция в университетах, занимаемая по конкурсу при наличии вакансии. Отдельного понятия «звание профессора» не существует.

Лекция японского профессора [справа] для широкого круга слушателей, гор. Осака

Как и в России, соответствующий сотрудник на высоком уровне вовлечен в учебный процесс и научно-исследовательскую работу, руководит аспирантами. Решение о назначении специалиста на должность 教授 [кё: дзю] принимает конкретный университет; он же формулирует точные требования. Но при этом, согласно закону о стандартах университетов 大学設置基準 [дайгаку сэтти кидзюн], претендент обязан иметь учёную степень 博士 [хакуси] — эквивалент российского кандидата наук (степени «доктор наук» в Японии нет).

На карьерном пути к 教授 [кё: дзю] специалист, как правило, занимает более низкие должности[33]. Таковыми являются, в порядке нарастания уровня: 助手 [дзёсю] (аналог российского лаборанта с высшим образованием или ассистента), 助教 [дзёкё:] (уровень на подходе к защите диссертации или сразу после), 講師 (ко: си) (лектор, сотрудник типа российского старшего преподавателя или доцента-педагога) и 准教授 [дзюн-кё: дзю] (японский аналог доцента, ведущего также активную научную работу).

При обращении к профессору, а также к сотруднику, занимающему должность 准教授 [дзюн-кё: дзю], к его фамилии добавляется суффикс 先生 [сэнсэй] — например, こんにちは、山口先生 [коннити-ва, ямагути-сэнсэй] (здравствуйте, профессор/доцент Ямагути). Более распространенный суффикс さん [сан] считается недостаточно вежливым в таком случае. В официальной письменной речи добавляется не 先生 [сэнсэй], а точное название должности 教授 [кё: дзю]: 山口教授 (профессор Ямагути). Слово «профессор» — ни на латинице, ни в виде транслитерации — в Японии не используется, кроме ситуаций международного общения; в таком случае оно пишется с заглавной буквы: «Professor».

С 教授 [кё: дзю], как и с другими университетскими сотрудниками, обычно заключается срочный контракт, хотя возможно его многократное продление. Непостоянность статуса при необходимости отмечается вставкой слова 特任 [токунин] (формально: «специально назначенный») перед названием должности: 特任教授 [токунин кё: дзю][34]. Ограниченно создаются и постоянные позиции テニュア [тэнюа] (транслитерировано английское слово tenure) по американскому образцу[35]; на них можно претендовать, начиная с должности 助教 [дзёкё:], после защиты диссертации.

Япония стремится увеличить число иностранных специалистов в своих университетах. Учёные степени, полученные за рубежом, при назначении на должность профессора признаются. Однако вопрос об условиях трудоустройства не японца, тем более на такую должность, как 教授 [кё: дзю], решается индивидуально. Препятствием для претендента-иностранца часто становится японский язык. Возможны также краткосрочные приглашения; приглашенный профессор именуется в Японии 招へい教授 [сё: хэй кё: дзю][34]. В ряде университетов в целях интернационализации действуют учебные программы на английском языке, например, в Университете Цукубы[36]; в этих программах доля профессоров из-за границы заметно выше.

Испания, Португалия, Франция и Латинская Америка

В Испании (исп. Profesor), Португалии, Франции (фр. Professeur) и Латинской Америке (испано- и португалоговорящей) термин «профессор» используют для названия любого преподавателя в школе, институте, технической школе, профессионально-технической школе, колледже, университете, независимо от преподаваемого предмета и возраста обучаемых. Пример — исп. profesor de autoescuela, буквально «профессор автошколы», по-русски автоинструктор[37]. «Профессорами» называют также преподавателей начальной и средней школы; отчасти это же практикуется в Австрии, Бельгии[2], на юге Германии. Однако, когда преподаватель преподает в университете, иногда подчеркивают: «профессор университета» (нем. Univ. Prof.,

Учитель, Алексей Ефимович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Учитель.

Алексе́й Ефи́мович Учи́тель (род. 31 августа 1951, Ленинград) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, народный артист Российской Федерации (2002)[3], художественный руководитель киностудии «Рок».

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссёра-документалиста Ефима Учителя.

В 1975 году окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов.

В 1990 году основал свою киностудию «Рок». Дебютом в качестве режиссёра игровых фильмов для Учителя стал фильм «Мания Жизели».

В 2000 году он получил премию «Ника», Гран-при «Кинотавра» и номинацию на «Хрустальный глобус» за фильм «Дневник его жены».

В 2002 году Алексей Учитель стал народным артистом России[3].

Фильм 2005 года «Космос как предчувствие» получил главный приз XXVII ММКФ — «Золотого Святого Георгия» и премию «Золотой орёл» за лучшую режиссёрскую работу.

С 2010 года — президент Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку» («Message to Man») в Санкт-Петербурге.

Алексей Учитель является членом Президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника».

В октябре 2008 года подписал открытое письмо-обращение в защиту и поддержку освобождения юриста нефтяной компании ЮКОС Светланы Бахминой[4].

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму[5].

Год Название Роль
1977 док Сто тысяч «я» Имя персонажа не указано
1978 док Пуск. Портрет одного события Имя персонажа не указано
1980 док Сколько лиц у дискотеки? Имя персонажа не указано
1982 док Кто за? (Три эпизода на современную тему) Имя персонажа не указано
1983 док Тебе доверена земля Имя персонажа не указано
1983 док Акция Имя персонажа не указано
1983 док Секрет «Лауры» режиссёр
1986 док Планета «Наташа» Имя персонажа не указано
1988 док Рок режиссёр
1988 док Обводный канал Имя персонажа не указано
1990 док Ёлы-палы, или Митьки в Европе Имя персонажа не указано
1992 док Последний герой режиссёр, сценарист
1993 док Баттерфляй[6] Имя персонажа не указано
1995 ф Мания Жизели режиссёр, продюсер, сценарист
1997 док Элита Имя персонажа не указано
2000 ф Дневник его жены режиссёр
2003 ф Прогулка режиссёр, продюсер
2005 ф Космос как предчувствие режиссёр
2008 ф Пленный режиссёр, продюсер
2010 ф Край режиссёр, продюсер
2013 ф Восьмёрка режиссёр, продюсер
2017 ф Матильда[7][8][9] режиссёр, продюсер
2020 ф 47 режиссёр, продюсер
  • Отец — Ефим Юльевич Учитель (1913—1988), советский оператор, режиссёр, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР.
  • Жена — Кира Саксаганская, развод с которой не оформлен официально; продюсер, генеральный директор ежегодного международного конкурса «Послание к человеку».
    • Сын — Илья (род. 1992), окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
  • Вторая (неофициальная) жена — Юлия Пересильд, актриса.
    • Дочь — Анна (род. 2009)[10].
    • Дочь — Мария (род. 2012)[11].

Ассистент (преподавательская должность) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Ассистент.

Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами. На должность ассистента назначается лицо, имеющее высшее образование уровня не ниже специалиста или магистра. На ассистентов возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий и помощь лектору в приёме зачётов или экзаменов. В случае недостатка доцентов и профессоров даётся разрешение и на чтение лекций студентам бакалавриата или специалитета, но не магистратуры.

Типовая должностная инструкция ассистента кафедры[править | править код]

Общие положения[править | править код]

  1. Ассистент кафедры относится к категории профессорско-преподавательского состава.
  2. На должность ассистента кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура) или лицо, имеющее степень кандидата наук — без предъявления требований к стажу.
  3. Ассистент кафедры должен знать:
    • Конституцию РФ;
    • законы, постановления правительства и нормативные акты Минобрнауки России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
    • локальные нормативные акты университета;
    • теорию и методы управления образовательными системами;
    • федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования;
    • государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования;
    • порядок составления учебных планов;
    • правила ведения документации по учебной работе;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • Педагогику, педагогическую психологию;
    • основы физиологии, гигиены;
    • теорию и методы управления образовательными системами;
    • планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
    • организацию методической, научно-методической работы;
    • организацию научных исследований;
    • современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
    • культуру общения и служебной этики;
    • основы административного, трудового законодательства;
    • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Профессор (звание) — Википедия

Профессор — высшее учёное звание в СССР (c 1934) и Российской Федерации (с 1991), присваиваемое наиболее квалифицированным преподавателям и научным работникам высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, ведущим самостоятельные курсы и руководящим научно-исследовательской работой[1]. Учёное звание профессора в России является пожизненным. Звание присваивается лицам, имеющим учёную степень доктора наук и соответствующим ряду формальных условий, подтверждающих стаж и высокую квалификацию[2]. Инстанциями, присваивающими профессорские звания, выступают Минобрнауки России, а в некоторых случаях — государственные академии наук.

Слово «профессор», помимо учёного звания, также используется для обозначения преподавательской должности в вузе. При этом, хотя профессорские должности существуют во всём мире, понятийное разграничение «профессор-звание» — «профессор-должность» принято только в России и некоторых постсоветских государствах. В других же странах приём человека на должность автоматически означает получение одноимённого звания на время трудовых отношений, без какого-то специального централизованного присвоения. Потребность в унифицированной процедуре присвоения званий профессора (и доцента) ранее в СССР и ныне в России связана со значительным (большим, чем на Западе) разбросом научно-педагогического уровня в разных регионах и разных учреждениях.

В Российской империи[править | править код]

В университетах Российской империи существовало несколько разновидностей профессорских должностей (адъюнкт-профессор, экстраординарный профессор, ординарный профессор), но слово «профессор», формально, не обозначало учёного звания. Профессорам присваивались определённые классные чины в соответствии с Табелью о рангах. Исключением являлось звание заслуженный профессор высшего учебного заведения Российской империи, присваиваемое пожизненно и утверждаемое Министерством народного просвещения.

В СССР[править | править код]

Аттестат профессора (СССР, 1946 год)

После революции 1917 года все чины, звания и степени, включая учёные, были отменены. В связи с отменой, с 1918 года для преподавателей университетов организовали два разряда: «профессор» — для всех, ведущих самостоятельное преподавание, и «преподаватель» — для остальных[3].

Учёные звания и степени в СССР были введены постановлением Совнаркома в 1934 году[4].

Существовало два вида званий профессора: для вузов и для НИИ. Вузовскому званию профессора в НИИ соответствовало звание действительного члена научно-исследовательского учреждения[4]. Звание действительного члена учреждения перестало присваиваться с 1975 года[5].

Современное состояние[править | править код]

Учёное звание профессора, присваиваемое в России в настоящее время (2020 год), является общепринятым сокращением полного наименования звания, указывающего на сферу деятельности: «профессор по такой-то специальности»[6], или «профессор РАН / РАО по такому-то отделению».

Прочие именования, относящиеся к занятым в научно-образовательной сфере лицам (доктор наук, членкор, научный сотрудник, ассистент и другие) учёными званиями не являются. Учёные звания присваивает Министерство образования и науки России[2] (Минобрнауки России) по аттестационным документам, представленным вузами или НИИ, кроме званий профессора РАН / РАО, присуждаемых Президиумами Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). Звание профессора присваивается только лицам, имеющим степень доктора наук. Звание всегда присваивается пожизненно и сохраняется за его обладателем при смене должности, места работы, после ухода на пенсию.

Не следует смешивать учёные звания доцента и профессора с должностями в вузах, имеющими аналогичные наименования. Для вступления в эти — и даже более высокие, такие как декан или проректор — должности наличия звания зачастую не требуется. Обычно учёное звание присваивается уже после определённого времени работы в соответствующей должности и при выполнении ряда других необходимых условий. Например, доктор наук, имеющий учёное звание доцента, может занять должность профессора, а затем через несколько лет быть выдвинут на звание «профессор».

Учёное звание (кроме звания профессора РАН / РАО), как и учёная степень, даёт обладателю право на повышение тарифно-квалификационной категории в вузе или НИИ[7]. Предмет работы при этом должен соответствовать профилю, по которому было получено звание. Вопрос об учёте звания «Профессор РАН / РАО» при назначении оклада решается индивидуально. Также предусмотрена надбавка за учёное звание для служащих ряда силовых федеральных органов[8] и сотрудников прокуратуры[9].

Некоторые новосозданные общественные академии, например РАЕ (см. правила) и РАЕН (см. документ), учредили свои профессорские титулы, но они, в отличие от присваиваемых Минобрнауки или государственными академиями (РАН, РАО) званий, не имеют официального статуса и не котируются.

Что касается финансового вознаграждения за учёные звания, то до 2013 года за степени и звания в вузах и НИИ обладателям выплачивались определённые законом надбавки. Затем, в соответствии с новой редакцией закона «Об образовании в России», надбавки были включены в должностной оклад, став его неотъемлемой частью[7].

В Российской империи звание заслуженного профессора присваивалось профессору по истечению 25 лет педагогической и научной деятельности на должности профессора (экстраординарного и/или ординарного). Звание присваивалось министром народного просвещения по представлению попечителей учебных округов (по представлению университетов).

В вузах и научно-исследовательских учреждениях СССР звание профессора первоначально (c 1934 года) присуждали квалификационные комиссии наркоматов. По постановлению СНК СССР от 26 апреля 1938 года их функции были переданы Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Звание профессора присваивалось ВАКом по представлению учёных советов вузов или научно-исследовательских учреждений:

  • лицам, имеющим учёную степень доктора наук, научные труды или изобретения и избранным по конкурсу на должность заведующего кафедрой или профессора, по истечении года успешной работы в данной должности;
  • высококвалифицированным специалистам с большим производственным стажем, не имеющим учёной степени, если они успешно проработали на штатной должности профессора в вузе не менее семестра со дня избрания;
  • преподавателям вузов (как правило, кандидатам наук, доцентам), занимающим должность профессора по конкурсу, если они успешно проработали в этой должности не менее года и имеют большой стаж научно-педагогической работы, а также печатные научные труды и учебно-методические пособия.[10]

В звании профессора ВАКом было утверждено (1937—1973) 29 958 человек, в том числе:

  • 7 503 — по техническим наукам;
  • 6 787 — по медицинским наукам;
  • 2 139 — по физико-математическим наукам;
  • 1 802 — по биологическим наукам;
  • 1 551 — по химическим наукам;
  • 1 451 — по историческим наукам;
  • 1 397 — по сельскохозяйственным наукам;
  • 1 301 — по экономическим наукам;
  • 1 161 — по искусствоведению;
  • 1 090 — по филологическим наукам;
  • 913 — по геолого-минералогическим наукам;
  • 559 — по ветеринарным наукам;
  • 505 — по юридическим наукам;
  • 504 — по философским наукам;
  • 369 — по педагогическим наукам;
  • 327 — по географическим наукам;
  • 191 — по военным наукам;
  • 170 — по архитектуре;
  • 146 — по фармацевтическим наукам;
  • 54 — по военно-морским наукам;
  • 30[11] — по психологии.[10]

До конца 2013 года присваивались учёные звания профессора по кафедре (в основном, работникам высших учебных заведений, в том числе совместителям) и профессора по специальности (в основном, сотрудникам НИИ, задействованным в подготовке кадров).

С декабря 2013 года звания профессора присваиваются только «по специальности», существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трёх лет звания доцента[2] (ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще).

До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом «Минобрнауки»[2], затем — само министерство. При этом термин «Минобрнауки» изменил смысл в мае-июне 2018 года: если до указанного времени так обозначалось Министерство образования и науки РФ, то 15 мая данное министерство было реорганизовано[12], а с 18 июня сокращение «Минобрнауки» официально стало относиться к новосозданному Министерству науки и высшего образования РФ[13].

В 2015 году введено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присуждаемое — с ограничением по возрасту — за заслуги в научной деятельности[14]. Оно присваивается не контрольно-надзорными органами высшей школы, а Президиумом академии. Достижения носителей этого звания как исследователей обычно выше, чем у среднего университетского профессора, однако опыт преподавания может быть небольшим. В 2016 году аналогичное звание появилось в РАО[15].

  • Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1984. — С. 407. — 608 с.
  • Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е. — М.: Советская Энциклопедия, 1975. — Т. 21. — С. 155. — 640 с.

Учитель — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Учи́тель (вчи́тель), жін. учи́телька (вчи́телька)[1] — людина, яка навчає інших людей (своїх учнів), передає їм певні знання про життя. У вузькому розумінні — спеціаліст(-ка), що проводить навчальну та виховну роботу з учнями в загальноосвітніх школах різних типів. В українській мові слова вчитель(-ка) та учитель(-ка) мають однакове значення, але використовуються в різних випадках. Вчитель пишеться у випадку, якщо попереднє слово закінчується на голосну літеру або на літеру «й». Наприклад: моя вчителька, улюблений вчитель.

Педаго́г, педагогиня (від грец. παιδαγογ — вихователь) — особа, що займається викладацькою чи виховною роботою і має необхідну підготовку в цій царині. Вчений(-а), науковець(-виця), що займається теоретичними проблемами педагогіки. Зміст педагогічної професії — у вихованні молодого покоління.

Слово «педагог» у Стародавній Греції означало дослівно «провідник дитини». Так називали не вчителів, а рабів, які відводили дитину до школи й забирали назад. Зазвичай у педагоги вибирали рабів, непридатних ні для якої іншої роботи, але вірних домівці.

Кожна людина до певної міри наділена здатністю осмислювати життя, накопичувати знання і життєвий досвід і передавати їх іншим, бути учнем/ученицею і начати. Тому можна говорити про те, що вчителювання є одним з найдавніших занять в історії людства. Повага до людей, які володіють певними знаннями про життя, в тій чи іншій мірі проповідується в усіх відомих віровченнях. Досить згадати значення гуру в індуїзмі; лам в буддизмі; раввинів і цадиків в юдаїзмі; вчителів, священиків і святих в християнстві; мулл, улемів і святих в ісламі. Слід також звернути на те, що в багатьох віровченнях головним вчителем людей виступає безпосередньо сам Бог (Всевишній, Сущий, Життя, Абсолют, Брахма, Атман і т. д.), який може навчати у великій кількості різних форм — через різних людей (святих, жебраків), живих істот (тварин) і навіть неживі предмети (книги, ікони, явища природи). В умовах матеріалістичного світогляду старожитньої Греції, Риму, а потім європейського відродження як вчителі життя у суспільстві важливу роль відігравали філософи (шукачі істини), софісти, а також викладачі світських закладів освіти, шкіл і університетів — доктори, професори. Також відома ще одна назва вчителя — майстер (майстриня), тобто знавець своєї справи, яка широко вживалася як в цехових братствах середньовічної Європи, так і школах східних єдиноборств.

Викладання у вищій школі[ред. | ред. код]

Викладач/ка у закладах вищої освіти (університети, інститути) — людина, яка займається викладанням певної навчальної дисципліни. Наприклад, викладанням математики, історії. Виклацькі посади в Україні та інших країнах: асистент/ка, старший викладач (викладачка), доцент(-ка), професор(-ка).

Літні люди як вчителі в умовах Козаччини[ред. | ред. код]

Потреба у літніх людях мала різні прояви. Але головним було те, що головною умовою виживання козаків в складних умовах навколишньої дійсності було потрібно накопичувати, аналізувати й засвоювати досвід попередніх поколінь. Саме в цій сфері були залучені функції людей старшого авеу (на Січі — січових дідів). Все життя козака було напруженим і невпинним навчанням. Спочатку молодий козак засвоював життєвий досвід і досвід попередників у думах і піснях, казках і переказах. По мірі появи власного досвіду і самі козачата ставали вчителями, навчаючи тих молодших від себе. Від успішного засвоєння досвіду попередників, від розуміння справжніх причин їх успіхів і невдач в дуже великій мірі залежали власні успіхи й невдачі, а часто і саме життя козака. Всі стандартні й нестандартні ситуації, в яких опинялись їх батьки, діди, прадіди, на війні, на полюванні, в побутових ситуаціях — вивчались, запам’ятовувались і були чудово відомі їх онукам і правнукам. Вони місяцями програвали ці ситуації, неспішно рухаючись по безмежним просторам Євразії. Проходячи кіньми нескінченні дороги вони не співали, а «грали» свої неповторні пісні, що з’являлись на світ і отримували право на подальше життя в більшості випадків на посиденьках в колі старих дідів.

1977 року в СРСР було встановлено звання «Народний вчитель СРСР».

  1. Святе Письмо (Біблія)
  2. Ніколенко Д. Ф. Учитель // Українська радянська енциклопедія : [в 12-ти т.] / гол. ред. М. П. Бажан ; редкол.: О. К. Антонов та ін. — 2-ге вид. — Т. 11, кн. 1 : Стодола — Фітогеографія. — К. : Голов. ред. УРЕ, 1984. — С. 519.
  • Педагоги-новатори України: навч. посіб. / Марта Проц. — Львів: Бадікова Н. О., 2015. — 148 с. — ISBN 978-617-7193-22-6
  • Artword — Конспекти лекцій для вчителів
  1. ↑ Учителька // Словник української мови : в 11 т. —  : Наукова думка, 1970—1980.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *