Примеры кейса в психологии: Кейсы по психологии. Примеры кейсов. Решение кейсов по психологии

Содержание

Метод кейса в психологическом консультировании (на примере психологического консультирования мусульман) | Александрова

Введение

Психологическое консультирование мусульман (как и более общая тенденция к конфессионально ориентированному консультированию) представляет собой новое, активно развивающееся направление в современной российской и международной психологии. Более того, полагаем, что можно говорить о начале формирования комбинированного междисциплинарного дискурса. Таким образом, актуальность изучаемой проблемы определяет научную новизну, состоящую в описании и обосновании метода решения и представления кейсов для достижения поставленной цели, а также в создании междисциплинарного поля для углубленной подготовки специалистов по конфессионально ориентированному психологическому консультированию, в том числе мусульман.

Статья структурирована с учетом поставленной цели и задач. Текст состоит из введения, двух частей, заключения и списка цитируемой литературы. Первая часть раскрывает общие характеристики метода кейса и его особенности в социальной эпистемологии, описывает метод кейса как инструмент подготовки к межкультурной коммуникации и к конфессионально ориентированному психологическому консультированию. Завершается первая часть представлением структуры записи решения кейса в контексте поставленных задач. Вторая часть содержит общие сведения по психологическому консультированию мусульман, пример кейса в психологическом консультировании мусульман, а также примеры решения данного кейса студентами-психологами. В заключении дан анализ особенностей решений, связанных с восприятием и культурными установками учащихся, представлены выводы и рекомендации. Заключение содержит общие выводы по теории метода кейса в социальной эпистемологии и практикоориентированные рекомендации на основе проведенного анализа теории и эмпирических данных.

Общая характеристика метода кейса

Прежде чем говорить о специфике метода кейса в социальной эпистемологии, необходимо дать общую характеристику понятия. Самое широкое определение кейса – описание конкретной ситуации в социальной, экономической, политической, медицинской и других сферах. Кейс (случай) – это не просто рассказ, а проблема, противоречие, построенное на реальных фактах. Проблема и/или противоречие могут быть явными и скрытыми.

Решить кейс означает выделить указанные проблемы и предложить выход из ситуации. Метод кейса используется в разных сферах практической деятельности. Начав свою историю в медицине, метод перешел в экономику, политику, социологию, образование и психологию. Интересно, что у этого метода изначально есть ряд ограничений, в том числе связанных и с особенностями клинической медицины. Метод кейса, или доказательная медицина (evidence-based medicine), во врачебной практике – это использование отдельных иллюстративных случаев, о которых докладывают эксперты1. И если в клинической медицине в соответствии со шкалой доказательности эти сообщения имеют низкий статус, то в консультативной психологии [1]; [2]; [3], при паллиативной [4]; [5] помощи или работе с онкобольными значимость кейсов и основанных на них экспертных заключениях резко возрастает.

В рамках данной статьи интересно рассмотреть особенности применения метода кейса в первую очередь в широкой социально-психологической сфере. Классическая схема решения кейса проста [6]. Сначала внимательно изучаются условия, данные в кейсе. Затем собирается и анализируется недостающая информация. Все полученные данные обсуждаются, и выносится наиболее эффективное решение. Часто упоминается, что не существует правильного решения или его реализация невозможна [6]. При этом грамотных или применимых решений может быть несколько. В случаях медицинских и бизнес-ситуаций [4] также важен фактор времени: часто решения принимаются за считанные минуты, что сокращает все описанные в стандартах стадии работы. Крайне важно, чтобы у каждого случая была заранее определенная граница, четко понимаемый внутри этой границы характер и обозначенный исторический период тематического исследования, включая объем и рамки; указание на социальную группу, регион или организацию; на приоритеты в сборе данных, критерии и единицы анализа [3].

В образовании фактор времени, например, не так существенен. Однако его роль повышается в психологии. В отличие от бизнес-тренингов2, в использовании кейса в образовательном процессе на первый план выходит вопрос о саморазвитии обучающегося (школьника, студента, магистранта), о применении творческого потенциала, драматизме ситуаций и необходимости делать выбор. Интересно, что при общем требовании к использованию реальных ситуаций кейсы часто разрабатываются на основе не только событий или фактов, но и с использованием фольклора, литературы и других художественных произведений, в том числе кинофильмов. Фольклор тесно связан с базовыми характеристиками этнической группы, понимание которых может стать чрезвычайно важным при работе в поликультурной и полирелигиозной среде. Анализ внешне схожих фольклорных героев из разных традиций помогает в осознании собственных культурных границ, а также учит узнавать границы Другого [7]. Помимо художественных произведений, которые удобно использовать в первую очередь как основу для сценария, в разработке обучающих кейсов используются данные статистики, различных наук, публицистика и новостные программы, образовательные стандарты. Использование, например, новостей или новейших фактов из области научных достижений обеспечивает связь с реальной жизнью; публицистики и статистики – драматизм. Любой кейс, используемый для обучения, сначала подготавливается: подбирается или прописывается сам случай, очерчивается круг вопросов и проблем, вырабатывается система оценивания. Важным элементом кейса как обучающего инструмента стал способ написания ситуации, когда реальные чувства, мотивы, интенции участников скрыты так, что сложно сразу выделить проблему кейса. Это приближает учебный кейс к реальным событиям и ситуациям, в которых оказывается специалист в процессе осуществления профессиональной деятельности: будь то межкультурная коммуникация или психологическое консультирование. Решения кейса в образовании обязательно должны содержать альтернативные варианты, общее коллегиальное мнение и резюме, что также способствует формированию слаженного коллектива и навыков совместной работы.

Для более полной картины в завершении общей характеристики метода кейса необходимо вновь обратить внимание и сказать несколько слов о том, что метод кейса используется не только как обучающий, но и как исследовательский метод. Как пишет американский ученый Роберт Йин, существуют условия, когда использовать метод кейса необходимо. Во-первых, когда исследователь хочет описать («что произошло») либо объяснить («почему произошло») некий феномен или факт. Во-вторых, когда исследователь считает необходимым собирать данные в реальных условиях, а не опираться на документы (этнография, культурная и психологическая антропология) [8]; [9]; [3].

Метод кейса в социальной эпистемологии и конфессионально ориентированном психологическом консультировании

Метод кейса или ситуационные исследования давно стали значительной частью социальной эпистемологии. Интерес представляет то, как в коммуникативно ориентированной теории знания основное внимание уделяется анализу понятия «ситуация» (кейс), применительно к изучению феномена восприятия. Понятие ситуации или кейса в статье, таким образом, также рассматривается как один из способов фиксирования взаимодействия индивида со средой. Несмотря на то, что классический эпистемологический дискурс не уделяет особого внимания ситуациям (кейсам), современная междисциплинарность, взаимодействие философии с культурной антропологией, социологией и психологией не просто повышает статус ситуационных исследований, а переводит их в дополнительную плоскость практического применения. Карл Ясперс говорил о ситуации как о «смысловой действительности», сочетающей физическую и психологическую реальности бытования конкретного человека. Также он выделил ситуации однократные, всеобщие, типические или исторически определенные [10]. Суть такого подхода, по мнению И.Т. Касавина, в том, что за философской абстракцией стандартной или типической ситуации просматривается уникальность взаимодействия людей как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Ситуации в рамках социальной эпистемологии могут быть рассмотрены как специфические «в том смысле, что они всегда обусловлены различающимися совокупностями условий, даже если эти различия оказываются невидимыми или несущественными» [11, с. 386].

В контексте межкультурной коммуникации «невидимые различия» приобретают порой первостепенное значение. Коммуникативный акт происходит в точке пересечения культурных, личностных, конкретно контекстуальных условий. Уникальную конфигурацию каждого акта коммуникации составляют время, место, тип культуры, язык взаимодействия, эмоциональный фон, характеристики участников.

В случае решения кейса необходимо добавить особенности восприятия и языка того, кто производит анализ. Таким образом, ситуация превращается в культурный объект, состоящий из кейса и всех возможных его интерпретаций, что и делает возможным применение метода кейса не только для описания, но и для обучения и углубленной подготовки специалистов по коммуникативному взаимодействию.

Данный подход, очевидно, имеет свои ограничения, может быть применен для решения ряда конкретных теоретических и практических задач не универсального характера. Предлагаемый метод субъективен, направлен в сторону сознания человека (специалиста по межкультурной коммуникации или психолога-консультанта), может быть использован как стимул для саморефлексии, как инструмент, позволяющий перейти на более высокую ступень осознанности. Такой путь приводит к пониманию и навыку удерживания собственных границ, что необходимо и в межкультурной коммуникации, и в конфессионально ориентированном психологическом консультировании.

Религиозная принадлежность и связанная с ней религиозная идентичность представляют собой сложный феномен, при изучении и работе с которым необходимо учитывать когнитивные и аффективные особенности всех участников взаимодействия. При высоком уровне эмоциональной вовлеченности осознание собственных границ и границ участников коммуникации (например, психологического консультирования) становится обязательным условием для грамотного и безопасного взаимодействия.

Конфессионально ориентированное психологическое консультирование можно описать как особую экологическую среду, первоначально сформированную сочетанием культурных (объективных по отношению к субъектам) и личностных элементов. В процессе коммуникации первоначальные экологические составляющие становятся плодородной почвой для взаимодействия клиента и психолога, а впоследствии при переводе в записанный и представленный для решения кейс, могут применяться как «лакмусовая бумажка», показывающая культурные и часто личностные черты того, кто учится, решая кейс.

Согласимся с Т.М. Дридзе, который говорит о необходимости учитывать и понимать условия зарождения и условия распространения образцов поведения, правил взаимодействия между людьми и с окружающей их средой, а именно локальных социокультурных ситуаций. То есть человек рассматривается как динамическая система, опосредующая окружающую среду с помощью интерпретации и выражающая итог в ситуации [12]. На этом этапе рассуждения немаловажным будет заметить, что предложенное в цитируемой работе Т.М. Дридзе «новое научно-исследовательское поле» уже существовало в рамках культурологии и культурной антропологии, а в современных условиях всё большей легитимизации в социальных науках культурно-специфического (emic) подхода и, в частности, индигенной психологии естественным образом стало одним из проявлений междисциплинарности гуманитарного знания постиндустриальной эпохи [13, с. 54–65]. Однако данное замечание не снижает ценности диалогичности и текстуальности в рассмотрении кейса (ситуации), о которых пишет ученый.

Анализируя кейс, не нужно выносить за скобки личности участников и аналитиков, следует продуктивно учитывать исторический период, эпоху, социальный слой, вероисповедание, принадлежность к профессиональному сообществу и другие особенности. Говоря о конфессионально ориентированном психологическом консультировании, также важно помнить о диалогичности процесса: «…человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов)» [14, с. 102–103].

Использовать метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию сложно, но эффективно. Субъект не безгласен, «познание его может быть только диалогическим» [15]; [11, с. 383]. Вслед за М.М. Бахтиным, используя кейс (ситуацию) для самопознания в процессе подготовки к конфессионально ориентированному психологическому консультированию, специалист работает со всем разнообразием явленного субъекта: «как чужое Я, своё-чужое, Я-для-себя, Другой-для-меня, Я-для-Другого» [11, с.  541]. Применение принципа диалогичности снимает вопрос каузальности и дает возможность взглянуть на ситуацию, помещаясь в широком мыслительном пространстве [16].

В заключение первой части представим схему, по которой можно решать и анализировать кейсы в обозначенном исследовательском поле, а также опишем полученные результаты. Структура записи трехчленная, состоит из самого кейса (в форме любого текста – вербального, видео, и т.д.), таблицы и списка. В таблицу (табл. 1) заносятся характеристики времени и места, участники и их описание. По мере решения кейса таблица может дополняться или сокращаться. Списком фиксируются категории анализа, их обсуждение и интерпретация.

Таблица 1. / Table 1.

Представление данных при подготовке решения кейса
Data presentation for case solution

Место, где разворачивается ситуация

 

Характеристика места

 

Время (исторический период, эпоха)

 

Характеристика времени

 

Участники

 

Характеристики участников

 

Метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию на примере психологического консультирования мусульман

Психологическое консультирование мусульман – активно развивающаяся отрасль не только прикладной, но и фундаментальной психологии.

Как указывает руководитель Ассоциации психологической помощи мусульманам3 О.С. Павлова, вопрос о конфессионально ориентированной психологической помощи, в том числе и помощи мусульманам, нуждается в теоретическом обосновании, которое можно почерпнуть, с одной стороны, из теории и практики кросс-культурного психологического консультирования и, с другой, из исламской теологии. Президент Международной ассоциации исламской психологии Малик Бадри [17], рассуждая о роли и эффективности западноевропейских психологических практик применительно к мусульманскому миру, пишет, что «…мусульманские психологи должны применять объективный, эмпирически подтвержденный подход и отвергать теории и практики, выработанные под влиянием западной культуры и не имеющие опоры в эмпирической практике» [5, с. 14].

Специалисты по психологическому консультированию мусульман уделяют особое внимание вопросам истории психологического знания в исламе. [18]; [19]. Речь идет как о раннем периоде существования мусульманской науки [20], так и о современных подходах [21].

Одна из самых востребованных категорий исламской мысли – это категория души, без понимания и всестороннего изучения которой психологическое консультирование мусульман не представляется возможным, следовательно, консультант должен не просто опираться на это знание, но и очень хорошо ориентироваться в нюансах понимания данного аспекта мусульманской мысли и повседневной религиозной практики каждого из клиентов-мусульман [22, с. 20–40]; [23].

Немаловажным в свете вышесказанного является также общее положение кросс-культурной психологии, согласно которому близость клиента и консультанта по религиозному признаку в конфессионально ориентированной работе необходима для повышения уровня доверия между психологом и клиентом. Если говорить о психологе и клиенте как об участниках коммуникативного взаимодействия, обладающих целым рядом общекультурных, личностных и профессиональных характеристик, метод кейса может быть использовании и как обучающий, и как иллюстративный.

Для примера рассмотрим один из кейсов. При этом предлагается анализировать кейс как самостоятельный объект для изучения и как реальный случай.

История происходит в одном из городов России. На прием к психологу приходит женщина, возраст которой 30 лет, русская, не мусульманка. Прием у психолога платный. Так как профессиональный уровень данного психолога и время его работы в профессии очень значительны, то и оплата услуг соответствующая. Вся информация о психологе есть на специализированном сайте. Там же можно прочесть отзывы других клиентов.

Психолог – женщина, этнически принадлежит к крымскотатарскому народу, соблюдающая все религиозные предписания мусульманка. Клиентка, о которой идет речь, пришла, внимательно ознакомившись с информацией и отзывами.

Всю клиентскую сессию женщины беседуют на те темы, которые озвучивает клиент. Они касаются каких-то неизвестных нам тем, в общем связанных с семейными проблемами, не выбивающихся из общестатистических вопросов, обычно разбираемых на приеме у психолога.

Сеанс заканчивается. Клиентка расплачивается, поднимается из кресла, доходит до дверей и задает вопрос: «Помогите мне понять, кто я». Выясняется, что отец девушки, о котором она ничего не знает, – турок. Русская мама рассказала только это. А женщина хочет больше узнать о турках, об исламе, о том, как лично ей быть мусульманкой и возможно ли это, нужно ли это, будучи дочерью отца-турка и матери-русской (из архива специалиста Ассоциации психологической помощи мусульманам).

Таблица 2. / Table 2.

Возможное решение кейса
Рossible case solution

Место действия

Россия, кабинет психолога

Время

Наши дни, современность

Участники

Клиентка, психолог; отец клиентки, мама клиентки

Характеристики участников

Клиентка

Женщина, возраст 30 лет, то есть не совсем юная, но и не пожилая. Смешанная этническая идентичность, связанная с происхождением родителей, мусульманка (?)

Мама клиентки

Русская, женщина, возраст неизвестен, вероисповедание неизвестно

Отец клиентки

Турок, мужчина, возраст неизвестен, мусульманин (?)

Психолог

Женщина, принадлежит к крымскотатарскому народу, возраст неизвестен, мусульманка, психолог-консультант

Категории для анализа

  1. Идентичность.
    • Идентичность не является формальным признаком, однако большинство людей этого не понимают.
    • Клиентка по информации и отзывам точно знала о том, что психолог, к которому она идет, – соблюдающая все религиозные предписания мусульманка и крымская татарка по этнической принадлежности.
    • Придя на консультацию по семейным отношениям, на самом деле клиент хотел получить консультацию по вопросам этнической и религиозной идентичности.
    • Более того, не понимая сути феномена идентичности, его неформальности, большой доли субъективности и необходимости внутренней работы по постановке проблемы, выделению подсознательных, сознательных, личностных и социальных факторов этнической и религиозной идентичностей, клиент, по сути, приходит к психологу за разрешением быть мусульманкой и турчанкой.
  2. Экспертность.
    • Экспертность психолога в первую очередь заключается в принадлежности к Исламу, а также в этничности, приближающей к желанной для клиентки турецкой идентичности.
    • Психолог для клиентки в данном кейсе также выступает как тот, у кого есть право разрешить, указать (культура с высокой дистанцией власти, вертикаль власти).
  3. Легитимизация.
    • Речь именно о разрешении, об обращении за легитимизацией собственного положения.
    • Психолог в данном случае – в первую очередь мусульманка, во вторую очередь важна принадлежность к крымскотатарскому народу, то есть представитель этнической группы, очень близкой к туркам, в отличие от русских или иных мусульман, которые по данным клиентки осуществляют психологическое консультирование в ее регионе и к кому она может действительно прийти на прием.
  4. Практическое применение.
    • Психолог должен понимать, что озвученный вопрос может не совпадать с реальным запросом.
    • Психолог должен обладать навыком выявления вопросов, связанных с этнической и/или религиозной идентичностью, и выделения этих вопросов в особую категорию.
    • Психолог должен владеть знаниями о своей религиозной и этнической идентичности, уметь распознать и работать с этничностью и религиозностью клиента.
    • Психолог должен владеть общими и относящимися к индигенным Я-концепциями, понимать, что клиент не различает ядро и периферию «Я», что работа психолога состоит в том, чтобы это выявить, объяснить клиенту их наличие и научить работать с ними (находить баланс и ресурс).

Осознавая многовариантность и особенности внутренних и внешних границ кейса, рассмотрим другие варианты решения ситуации. Данные получены в процессе обучения студентов-психологов второго курса дневного отделения. Число участников – 46 человек, в основном женщины (что отражает общую гендерную ситуацию в профессии). Место проживания студентов, решавших кейс, – Республика Казахстан, вероисповедание различное, по этнической принадлежности группа гетерогенная. Студенты в случайном порядке с помощью системы ZOOM разделены на 15 групп, в которых они анализировали кейс и принимали коллегиальное решение по финальным формулировкам.

Можно выделить несколько основных линий рассуждения.

  1. В характеристике участников клиентке приписываются черты, в кейсе не обозначенные. Таким образом, не соблюдаются внутренние границы кейса, что приводит к частичным ошибкам в интерпретации.
  2. Решение сконцентрировано на профессиональном психологическом кодексе и особенностях консультативной деятельности.
  3. Неточное представление о том, что такое этническая принадлежность и каковы характеристики этнических групп, встреченных в кейсе.
  4. Случай прочитывается как свершившийся факт принятия ислама. Очень интересен следующий поворот в рассуждении: «Клиентка обдумала все, в итоге стала мусульманкой. Она нашла себя в исламе, решила проблемы с семьей, простила своего отца и поняла, кто она на самом деле».
  5. Присутствует стремление наделять участников мыслями, идеями, прошлым, характеризовать их жизнь и мотивацию.
  6. Рассуждение концентрируется на недопустимости навязывания религии или, наоборот, смещается в сторону психотерапевтического воздействия религии.

Можно заметить, что склонность к додумыванию ситуации и наделение участников своими собственными личными и культурными смыслами, проявляется достаточно явно. У студентов-психологов уже есть некоторое представление о профессиональном кодексе и правилах поведения на сеансе. Следующую особенность назовем «маятником»: если группа предпочитает опираться на этические нормы и правила сообщества, то утрачивается ощущение этнорелигиозных характеристик, они уходят на периферию сознания. Если группа концентрируется на религиозной идентичности, то собственная религиозность становится дополнительным множителем, усиливающим эмоциональный фон, аффективную составляющую, и тогда ислам становится «рукой помощи» клиенту. Удержание баланса, то есть осознание границ кейса и собственных границ (этнических, гендерных, конфессиональных, региональных) – самое сложное для психолога, особенно в сфере конфессионально ориентированного консультирования. Важным также является значительная роль аффективной составляющей в религиозной идентичности мусульманина (религиозный фокус), что увеличивает сложность внутренней работы для психолога в рассматриваемом контексте.

Таким образом, самый важный вывод состоит в том, что для подготовки специалиста в области конфессионально ориентированного психологического консультирования, в частности для мусульман, необходимо не просто более широкое поле, включающее этнографию, антропологию и религиоведение, но и специализированные курсы и/или тренинги по интеграции полученных в этих областях знаний с сугубо профессиональными навыками.

Заключение

Подводя итоги теоретического исследования, можно заключить, что в применении метода кейса (ситуации) необходимо придерживаться диалогического подхода, предложенного М. М. Бахтиным и ставшего основой гуманитарного знания для российской и мировой науки. Несмотря на ограничения общей методологии ситуационных исследований, они могут применяться в качестве выработки подхода к человеку как точки пересечения физических, психологических факторов и характеристик окружающей среды и/или культуры в целом. Понимая культуру как специфически человеческий способ жизнедеятельности, как сбалансированную, единую, неразрывную, живую систему, функционирующую по принципу взаимопорождения, мы закладываем основу для базового понимания между людьми и группами, в которые они объединяются в соответствии с комбинацией внешних и внутренних условий. Психосоциальный гомеостазис – условие для грамотного осуществления конфессионально ориентированного психологического консультирования. С практической точки зрения в подготовке специалистов по конфессионально ориентированному консультированию, в частности психологическому консультированию мусульман, необходим комплексный подход. Его специфика в первую очередь состоит в истинной междисциплинарности, глубоком понимании фундаментальных гуманитарных оснований психологического консультирования, в балансе религиоведения и теологии, в грамотном подходе к этике. На первый план выходит искреннее стремление к самосовершенствованию, повышение уровня осознанности психолога-консультанта. Только при соблюдении обозначенных условий конфессионально ориентированное консультирование будет соответствовать профессиональным требованиям и станет дополнительным аспектом духовного роста клиента.

1. BMC Medical Research Methodology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biomedcentral.com/1471-2288/11/100 (дата обращения: 17.05.2022).

2. Школа бизнес-тренеров Молоканова и Сикирина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.molokanov-school.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

3. Ассоциация психологической помощи мусульманам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islampsiholog.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

Применение метода кейса на занятиях по психологии общения

УДК 377.5

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КЕЙСА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Жданова Н. В.

преподаватель ГБП ОУ Тверской технологический колледж

Аннотация: метод кейса активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией.

Ключевые слова: метод кейса, образовательная технология, метод конкретных ситуаций.

Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций, разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов. При этом занятие организуется в виде дискуссии между группами по 4-6 человек. Участникам предлагается осмыслить конкретную ситуацию, актуализирующую определенный комплекс знаний, и найти выход из нее.

Метод конкретных ситуаций — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Метод заключается в том, что он позволяет легко связать теорию с практикой. Благодаря ему сложные теоретические вопросы становятся понятными для студентов, а изучение лекционного материала приобретает конкретное значение.

Реализация метода кейса осуществлялась в несколько этапов. На первом – была разработана и описана конкретная ситуация из профессиональной сферы.

На втором этапе были подготовлены методические рекомендаций по использованию кейса, включающие цели, задания и вопросы для ведения дискуссии.

Третий этап – основной – организация работы с кейсом на практическом занятии. Знание теории по теме «Конфликт».

В аудитории учащиеся были разделены на 3 группы по 6 человек. Каждому из участников был предложен раздаточный материал с описанием ситуации и заданиями.

Далее была организована дискуссия между группами. Один представитель каждой из групп предлагал выработанное совместно решение, приводил аргументы в его пользу. Студенты активно дискутировали между собой, хотя принципиальных отличий их решения не носили.

По итогам обсуждения совместно с преподавателем было принято общее решение конфликтной ситуации, включающее пошаговые действия.

Анализ применения метода кейса на занятиях по деловому общению позволил установить следующие его преимущества:

1. Данный метод помогает сформировать интерес и позитивную мотивацию к учебе. Нами было отмечено, что предложенное задание вызвало интерес у студентов: они внимательно читали описание ситуации, старались вникнуть в суть проблемы, найти ее решение. Сама проблемная ситуации наглядно демонстрировала связь теоретического материала по теме «Конфликты в профессиональной сфере и пути их решения» с практической деятельностью работников финансовой сферы. Благодаря этой связи была сформирована мотивация к изучению материала.

2. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. Наблюдение показало, что в ходе обсуждения каждый из учащихся старался высказать свое мнение. Следовательно, в процессе анализа студент осмысливал ситуацию и пытался найти собственное решение проблемы. Внимательное (второе) чтение свидетельствовало о желании вникнуть в суть проблемы, найти пути выхода. Активная интеллектуальная деятельность осуществлялась с опорой на знание теоретических основ темы (обращение к материалу по теме, оперирование терминами). Так нами было отмечено, что предложенное задание способствовало активизации умственной деятельности и развитию самостоятельного мышления.

3. Метод кейса позволяет лучше усвоить теоретические положения и овладеть практическим использованием материала. При этом акцент делался на практическое применение теоретического материала. Данные факты говорят о высокой эффективности рассматриваемого метода обучения.

4. Метод кейса способствует развитию речи и речевой культуры студентов. Занятие, построенное по методу кейса, организовано таким образом, что «заставляет» студентов говорить, обмениваться своими мыслями, формулировать итоговый ответ, участвовать в дискуссии. Такая форма работы способствует развитию умения правильно, грамотно, аргументировано говорить. Кроме того, в ходе дискуссии студенты должны выслушивать альтернативную точку зрения, понимать суть высказывания, оценивать его, что способствует формированию и развитию культуры речевого общения.

5. Метод кейса учит студентов работать в команде. Организация работы на занятии по группам предполагает, что учащиеся активно взаимодействуют между собой: обмениваются идеями, слушают друг друга, работают для достижения общего результата. Благодаря этому у них формируются умения работать вместе, находить компромисс, готовность прийти на помощь, что свидетельствует уже о воспитательной значимости исследуемого метода.

Использование в образовательном процессе метода кейса целесообразно, т.к. дает эффективный результат в обучении и развитии целого ряда значимых умений и навыков для будущих специалистов.

Список литературы:

Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2016. — № 5. – С. 68 – 71.

Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2018. – № 3. – С. 67 – 74.

Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2016. — №13. – 15 с. 

Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога — 100, — 2015. – 67 с.

Сурмина // – Киев: Центр инноваций и развития. — 2012. С. 84 – 93.

Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. – 2005. – №2. – С. 1012 – 116

Шимутина, Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2019. — №2. – С. 172 — 179

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

15 знаменитых экспериментов и тематических исследований в психологии (2023)

На протяжении многих лет в области психологии проводились тысячи и тысячи исследований. Большинство этих исследований помогли сформировать наше нынешнее понимание человеческих мыслей, поведения и чувств.

Тематические исследования по психологии в этом списке считаются классическими примерами психологических исследований и экспериментов, которые до сих пор преподаются на вводных курсах по психологии.

Однако некоторые исследования были откровенно шокирующими и противоречивыми, и вы, вероятно, удивитесь, почему такие исследования проводились в те времена. Представьте, что вы участвуете в эксперименте за небольшую награду или дополнительный классовый балл, а потом получаете шрамы на всю жизнь. Однако такого рода исследования проложили путь к более этичному подходу к изучению психологии.

Кейс против эксперимента

Прежде чем мы углубимся в список самых известных психологических исследований, давайте сначала рассмотрим разницу между кейсами и экспериментами.

Case Study

  • Это углубленное исследование и анализ личности, группы, сообщества или явления. Результаты тематического исследования не могут быть применены ко всей популяции, но они могут дать информацию для дальнейших исследований.
  • Часто используются качественные методы исследования, такие как наблюдения, опросы и интервью.
  • Часто проводится в реальных условиях, а не в контролируемой среде.

Эксперимент

  • Эксперимент — это тип исследования, проводимого на выборке или группе случайных участников, результаты которого могут быть распространены на всю совокупность.
  • Часто используются количественные методы исследования, основанные на цифрах и статистике.
  • Проводится в контролируемой среде, где манипулируют некоторыми вещами или ситуациями.

Известные эксперименты в психологии

1. Эксперимент с зефиром

Психолог Уолтер Мишель провел эксперимент с зефиром в Стэнфордском университете в 1960-х до начала 1970-х годов. Это был простой тест, целью которого было определить связь между отсроченным удовлетворением и успехом в жизни.

Инструкции были довольно простыми: детям 4-6 лет давали на столе кусочек зефира и говорили, что они получат второй кусочек, если смогут подождать 15 минут, не съев первый зефир.

Примерно одной трети из 600 участников удалось отсрочить удовлетворение, чтобы получить второй зефир. Мишель и его команда следили за этими участниками в 1990-х годов, узнав, что те, у кого была сила воли ждать большего вознаграждения, добились большего успеха в жизни с точки зрения результатов SAT и других показателей.

Однако классический эксперимент с зефиром был опровергнут в ходе повторного исследования 2018 года, проведенного Тайлером Уоттсом и его коллегами. В этом более позднем эксперименте участвовала большая группа (900 человек) и было лучше представлено население в целом, когда речь шла о расе и этнической принадлежности. В этом исследовании ученые выяснили, что способность дождаться второго зефира зависит не только от силы воли, но и в большей степени от экономического положения и социального статуса участников.

2.

Эффект свидетеля

В 1694 году Китти Дженовезе была убита в районе Кью Гарденс, Нью-Йорк. Сообщалось, что в непосредственной близости от места преступления находилось до 38 свидетелей и зевак, но никто ничего не сделал, чтобы остановить убийство или позвать на помощь.

Такая трагедия послужила катализатором, вдохновившим социальных психологов Бибба Латана и Джона Дарли на формулировку явления, называемого эффектом свидетеля или апатией свидетеля.

Последующие расследования показали, что эта история была преувеличена и недостоверна, так как на самом деле было всего около дюжины свидетелей, как минимум двое из которых вызвали полицию. Но случай с Китти Дженовезе привел к различным исследованиям, направленным на то, чтобы пролить свет на феномен свидетеля.

Латане и Дарли протестировали вмешательство свидетеля в ходе экспериментального исследования. Участников просили заполнить анкету в комнате, и они были либо одни, либо с двумя другими участниками (которые на самом деле были актерами или сообщниками в исследовании). Потом из-под двери шел дым. Проверялось время реакции участников — сколько времени им понадобится, чтобы сообщить о дыме властям или экспериментаторам?

Результаты показали, что участники, которые были одни в комнате, сообщали о дыме быстрее, чем участники, которые были с двумя пассивными другими. Исследование показывает, что чем больше наблюдателей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше вероятность того, что кто-то придет на помощь, социальное явление, которое сейчас обычно называют эффектом наблюдателя.

3. Исследование соответствия Asch

Принимали ли вы когда-нибудь решение вопреки своему здравому смыслу, просто чтобы соответствовать своим друзьям или семье? Исследования соответствия Asch помогут вам лучше понять такую ​​ситуацию.

В этом эксперименте группе участников показали три пронумерованных линии разной длины и попросили определить самую длинную из них. Однако в каждой группе присутствовал только один настоящий участник, а остальные были актерами, большинство из которых ответили неправильно.

Результаты показали, что участники выбрали неправильный ответ, хотя заранее знали, какая строка самая длинная. Когда участников спросили, почему они ошиблись, они ответили, что не хотят, чтобы их заклеймили как странных или странных.

Это исследование показывает, что в жизни бывают ситуации, когда люди предпочитают приспособиться, чем быть правыми. Это также говорит о том, что сила в количестве — решение группы может ошеломить человека и заставить его усомниться в своих суждениях.

4.

Эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент с куклой Бобо был проведен доктором Альбертом Бандурой, сторонником теории социального обучения.

Еще в 1960-х годах споры о природе и воспитании были популярной темой среди психологов. Бандура внес свой вклад в эту дискуссию, предположив, что на поведение человека больше всего влияют факторы окружающей среды, а не генетические факторы.

В эксперименте с куклой Бобо дети были разделены на три группы: одной группе показывали видео, в котором взрослый ведет себя агрессивно по отношению к кукле Бобо, второй группе показывали видео, в котором взрослый играет с куклой Бобо, и третья группа служила контрольной группой, где видео не демонстрировалось.

Затем детей отвели в комнату с разными игрушками, включая куклу Бобо, которую они видели в видео. Результаты показали, что дети склонны подражать взрослым в видео. Те, кому была представлена ​​агрессивная модель, действовали агрессивно по отношению к кукле Бобо, в то время как те, кому была представлена ​​пассивная модель, проявляли меньшую агрессию.

Хотя эксперимент с куклой Бобо больше нельзя повторить из-за этических соображений, он заложил основы теории социального обучения и помог нам понять степень влияния поведения взрослых на детей.

5. Эксперимент с голубыми/карими глазами

После убийства Мартина Лютера Кинга-младшего в 1968 году учительница третьего класса Джейн Эллиот провела эксперимент в своем классе. Хотя это и не формальный эксперимент в контролируемых условиях, «Разделенный класс» является хорошим примером социального эксперимента, призванного помочь детям понять концепцию расизма и дискриминации.

Класс был разделен на две группы: голубоглазые дети и кареглазые дети. На один день Эллиот отдала предпочтение своим голубоглазым ученикам, уделяя им больше внимания и балуя их наградами. На следующий день настала очередь кареглазых студентов получить дополнительные услуги и привилегии.

В результате, какая бы группа учащихся не получала привилегированного отношения, она демонстрировала исключительные успехи в классе, набирала более высокие баллы за контрольные и чаще читала; учащиеся, подвергшиеся дискриминации, чувствовали себя униженными, плохо отвечали на контрольные и неуверенно давали ответы в классе.

6. Стэнфордский тюремный эксперимент

Одним из самых спорных и широко цитируемых исследований в психологии является Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Филипом Зимбардо в подвале Стэнфордского здания психологии в 1919 году.71. Гипотеза заключалась в том, что на оскорбительное поведение в тюрьмах влияют личностные качества заключенных и тюремных надзирателей.

Участниками эксперимента были студенты колледжа, которых случайным образом распределили либо в качестве заключенного, либо в качестве тюремного охранника. Затем тюремным охранникам приказали управлять имитацией тюрьмы в течение двух недель. Однако эксперимент пришлось остановить всего через 6 дней.

Тюремные охранники злоупотребляли своими полномочиями и притесняли заключенных словесно и физически. Заключенные, с другой стороны, демонстрировали покорное поведение. Зимбардо решил прекратить эксперимент, потому что заключенные демонстрировали признаки эмоционального и физического срыва.

Хотя эксперимент еще не был завершен, его результаты убедительно показали, что люди могут легко входить в социальную роль, когда другие этого ожидают, особенно когда она сильно стереотипна.

7.

Эффект ореола

Вы когда-нибудь задумывались, почему зубные пасты и другие стоматологические товары рекламируются знаменитостями чаще, чем стоматологами? Эффект ореола — одна из причин!

Эффект ореола показывает, как одно благоприятное качество человека может вызвать положительное восприятие других качеств. В случае рекламы продуктов привлекательные знаменитости также воспринимаются как умные и знающие определенный предмет, даже если они не являются техническими экспертами.

Эффект ореола возник в результате классического исследования, проведенного Эдвардом Торндайком в начале 1900-х годов. Он попросил военного командования оценить своих подчиненных на основе различных качеств, таких как внешний вид, лидерские качества, надежность и интеллект.

Результаты показали, что высокие оценки определенного качества влияют на оценки других качеств, создавая эффект ореола общих высоких оценок. Применяется и обратное, что означает, что отрицательная оценка по одному качеству также коррелирует с отрицательными оценками по другим качествам.

Эксперименты с эффектом ореола также проводились в различных форматах, подтверждая первоначальную теорию Торндайка. Это явление предполагает, что наше восприятие личности других людей в целом сильно зависит от качества, на котором мы фокусируемся.

8. Когнитивный диссонанс

В нашей жизни бывают ситуации, когда наши убеждения и поведение не совпадают друг с другом, и мы пытаемся оправдать их в своем уме. Это когнитивный диссонанс, который изучали в эксперименте Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит еще в 19 веке.59.

В этом эксперименте участники должны были выполнить ряд скучных и повторяющихся заданий, например, в течение часа поворачивать колышки в деревянной ручке. После выполнения заданий им платили либо 1, либо 20 долларов, чтобы они сказали следующим участникам, что задания были очень веселыми и приятными. После этого участников попросили оценить эксперимент. Те, кому дали 1 доллар, оценили эксперимент как более интересный и веселый, чем те, кто получил 20 долларов.

Результаты показали, что те, кто получил меньший стимул лгать, испытали когнитивный диссонанс — 1 доллар не был достаточным стимулом для этого одного часа кропотливой скучной деятельности, поэтому участникам пришлось оправдываться тем, что им все равно было весело.

Известные психологические исследования

9. Маленький Альберт

В 1920 году бихевиористы-теоретики Джон Уотсон и Розали Рейнер провели эксперименты на 9-месячном ребенке, чтобы проверить влияние классического обусловливания на внушение страха людям.

Это было настолько противоречивое исследование, что оно стало популярным в учебниках и программах психологии, поскольку является классическим примером неэтичных исследований, проводимых во имя науки.

В одном из экспериментов Маленькому Альберту предъявляли безобидный раздражитель или предмет — белую крысу, которую он сначала не испугался. Но каждый раз, когда Маленький Альберт видел белую крысу, исследователи издавали страшный звук молота и стали. Примерно через 6 пар Маленький Альберт научился бояться крыс даже без устрашающего звука.

У маленького Альберта появились признаки страха перед различными объектами, представленными ему с помощью классического обусловливания. Он даже обобщал свой страх на другие раздражители, отсутствовавшие в ходе эксперимента.

10. Финеас Гейдж

Финеас Гейдж – знаменитость на курсах психологии 101, несмотря на то, что его путь к популярности начался с трагической случайности. Он был жителем Центрального Вермонта и работал на строительстве новой железнодорожной линии в середине 1800-х годов. Однажды взрывное устройство взорвалось преждевременно, ударив его прямо в лицо и пробив его мозг.

Гейдж пережил аварию, к счастью, что и по сей день считается подвигом. После аварии ему удалось найти работу дилижанса. Однако его семья и друзья сообщили, что его личность изменилась настолько, что «он больше не был Гейджем» (Harlow, 1868).

Новые улики по делу Финеаса Гейджа стали известны благодаря современным научным исследованиям и медицинским тестам. Тем не менее, вокруг его повреждения мозга и последующего выздоровления все еще остается много загадок.

11. Анна О.

Анна О., социальный работник и феминистка немецкого еврейского происхождения, была одной из первых пациенток, прошедших курс психоаналитического лечения.

Ее настоящее имя было Берта Паппенгейм, и она вдохновила Зигмунда Фрейда на создание многих работ и книг по психоаналитической теории, хотя лично они не встречались. Их связь была через Йозефа Брейера, наставника Фрейда, когда он только начинал свою клиническую практику.

Анна О. страдала параличом, изменением личности, галлюцинациями, бессвязной речью, но врачи не могли найти причину. Затем Йозефа Брейера вызвали к ней домой для вмешательства, и он провел с ней психоанализ, также называемый «лечением разговором».

Брейер просил Анну О. говорить все, что приходило ей в голову, например, о ее мыслях, чувствах и детских переживаниях. Было отмечено, что ее симптомы исчезли после того, как она выговорила ситуацию.

Однако позже Брейер направил Анну О. в санаторий Бельвю, где она выздоровела и стала известной писательницей и защитницей женщин и детей.

12. Пациент Х.М.

Х.М., или Генри Густав Молейсон, страдал тяжелой амнезией, подвергался бесчисленным психологическим и неврологическим исследованиям.

Генри было 27 лет, когда ему сделали операцию на головном мозге, чтобы вылечить эпилепсию, которой он страдал с детства. По несчастливому стечению обстоятельств, он потерял память из-за операции, и его мозг также не смог хранить долгосрочные воспоминания.

Тогда его считали человеком, живущим исключительно в настоящем, забывающим события, как только они происходят, и вспоминающими только обрывки своего прошлого. На протяжении многих лет его амнезия и структура его мозга помогли нейропсихологам узнать больше о когнитивных функциях.

Сюзанна Коркин, исследователь, писатель и хороший друг Г. М., недавно опубликовала книгу о его жизни. Эта книга, озаглавленная « Permanent Present Tense », представляет собой одновременно и мемуары, и тематическое исследование, рассказывающее о трудностях и радостях Генри Густава Молисона.

13.

Крис Сайзмор

Крис Сайзмор приобрела статус знаменитости в психологическом сообществе, когда у нее диагностировали множественное расстройство личности, теперь известное как диссоциативное расстройство личности.

У Сайзмора есть несколько альтер-эго, в том числе Ева Блэк, Ева Уайт и Джейн. В различных документах о ней говорилось, что эти альтер-эго были сформированы как механизм преодоления травмирующих переживаний, которые она пережила в детстве.

Сайзмор сказал, что, хотя ей удалось объединить свои альтер-эго в одну доминирующую личность, в прошлом были периоды, которые переживал только один из ее альтер-эго. Например, ее муж женился на ее альтер-эго Еве Уайт, а не на ней.

Ее история вдохновила психиатров на написание книги о ней под названием Три лица Евы , по которой в 1957 году был снят одноименный фильм.

15. Ким Пик

Ким Пик был вдохновителем фильма « Человек дождя », оскароносного фильма об ученом-аутисте, которого играет Дастин Хоффман.

Фильм был выпущен в 1988 году, когда аутизм еще не был широко известен и признан. Так что это было откровением для многих людей, которые смотрели фильм.

На самом деле Ким Пик не был аутичным ученым. Он был исключительно умен, несмотря на аномалии мозга, с которыми он родился. Он был похож на ходячую энциклопедию, знающую маршруты путешествий, почтовые индексы США, исторические факты и классическую музыку. Он также прочитал и запомнил около 12 000 книг за свою жизнь.

Заключение

Этот список экспериментов и тематических исследований в области психологии — лишь верхушка айсберга! Есть еще бесчисленное множество интересных психологических исследований, которые вы можете изучить, если хотите узнать больше о человеческом поведении и динамике.

Вы также можете провести свой собственный мини-эксперимент или принять участие в исследовании, проводимом в вашей школе или районе. Просто помните, что существуют этические стандарты, которым необходимо следовать, чтобы не повторить необратимый физический и эмоциональный вред, причиненный Маленькому Альберту или участникам Стэнфордского тюремного эксперимента.

Ссылки

Asch, SE (1956). Исследования независимости и соответствия: I. Меньшинство одного против единодушного большинства. Психологические монографии: общие и прикладные, 70 (9), 1–70. https://doi.org/10.1037/h0093718

Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63 (3), 575–582. https://doi.org/10.1037/h0045925

Эллиотт, Дж., Йельский университет, WGBH (телевизионная станция: Бостон, Массачусетс) и PBS DVD (фирма). (2003). Разделенный класс. Нью-Хейвен, Коннектикут: Фильмы Йельского университета.

Фестингер, Л., и Карлсмит, Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного подчинения. Журнал ненормальной и социальной психологии, 58 (2), 203–210. https://doi.org/10.1037/h0041593

Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973). Исследование заключенных и охранников в смоделированной тюрьме. Naval Research Review , 30 , 4-17.

Латане, Б., и Дарли, Дж. М. (1968). Групповое торможение вмешательства посторонних в аварийных ситуациях. Журнал личности и социальной психологии, 10 (3), 215–221. https://doi.org/10.1037/h0026570

Мишель, В. (2014). Зефирный тест: овладение самоконтролем. Литтл, Браун и Ко.

Торндайк, Э. (1920) Постоянная ошибка в психологических рейтингах. Журнал прикладной психологии , 4 , 25-29. http://dx.doi.org/10.1037/h0071663

Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 (1), 1.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Примеры случаев

Примеры рекомендуемых вмешательств при лечении депрессии на протяжении всей жизни.

Дети/подростки

Когнитивно-поведенческая терапия

15-летняя пуэрториканка

У подростка ранее диагностировали большое депрессивное расстройство и периодически лечили поддерживающей психотерапией и антидепрессантами. Ее более поздние эпизоды были связаны с семейными проблемами ее родителей и ее академическими/социальными трудностями в школе. Ее лечили с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).


Чейфи, М.И.Ю., Бернал, Г., и Росселло, Дж. (2009). Клинический пример: когнитивно-поведенческая терапия депрессии у пуэрториканского подростка. Проблемы и вариабельность ответа на лечение. Депрессия и тревога , 26, 98-103. https://doi.org/10.1002/da.20457

Межличностная психотерапия для подростков

Сэм, 15-летний подросток

Сэм был капитаном своей футбольной команды, но неожиданная драка с другим товарищем по команде побудила его родителей встретиться с клиническим психологом. У Сэма диагностировали большое депрессивное расстройство после того, как в течение предыдущих трех месяцев у него наблюдалось усиление симптомов. Несколько недавних проблем в его семейной и романтической жизни побудили терапевта рекомендовать межличностную психотерапию для подростков (IPT-A).


Холл, Э.Б., и Мафсон, Л. (2009). Межличностная психотерапия депрессивных подростков (IPT-A): пример из практики. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 38 (4), 582-593. https://doi.org/10.1080/15374410

6338

© Общество клинической детской и подростковой психологии (Отдел 53) APA, https://sccap53.org/, перепечатано с разрешения Taylor & Francis Ltd, http:// www.tandfonline.com от имени Общества клинической детской и подростковой психологии (Отдел 53) APA.

Общие взрослые

Поведенческая терапия

Марк, 43-летний мужчина (PDF, 821 КБ)