Работа в группах – Методическая разработка: технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет следующий портрет выпускника начальной школы: любознательный, активно познающий мир, доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнёра, уважительный к окружающим, к иной точке зрения, умеющий учиться, способный к самоорганизации, готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой.

В этих условиях задача каждого учителя обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это, по мнению профессора Г.А.Цукерман, новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества.  Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся.

В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимное обучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Дети, работая группами:

-решают, составляют задачи,

-ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют;

-готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

- проводят грамматический разбор;

- участвуют в проведении опытов;

-разгадывают кроссворды, головоломки .

Учитель:

- ставит группе учебную задачу;

- проводит инструктаж, оказывает помощь;

- наблюдает за деятельностью групп;

- подводит итоги;

- оценивает результаты учебной деятельности группы и отдельных учащихся с помощью организатора в группе, получая информацию об итогах.

Организатор назначается учителем. Он организует работу группы, проявляет готовность помочь отстающим, проверить и оценить результаты учения.

Виды и приемы групповой работы школьников в процессе учебной деятельности

Групповые формы учебной работы существуют в нескольких видах, которые можно классифицировать по различным основаниям:

- по численности групп: парная и групповая;

- по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию, равноценному с точки зрения сложности.

При сочетании этих сторон возникают те или иные виды групповой работы:

- парная единая;

- парная дифференцированная;

- парная кооперированная;

- звеньевая;

- дифференцированно-групповая;

- кооперированно-групповая

Парная кооперированная форма работы (по другому - динамические пары или пары сменного состава) предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, он находит другого, который также закончил работу, и организует новую пару для дальнейшей работы

Важнейшие особенности этой формы следующие:

каждый участник является попеременно то учеником, то учителем;

ближайшая цель каждого ученика - учить других всему, что он знает сам;

каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей;

совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

Единая групповая работа иначе называется звеньевой и представляет собой организацию учебной деятельности относительно постоянных малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают над одним и тем же заданием.

Целесообразность звеньевой работы на уроке обеспечивается следующим: увеличивается время активного говорения каждого ученика, что позволяет оптимально обеспечить формирование того или иного умственного действия на стадии громкой речи; каждый объясняет другим, а следовательно лучше осмысливает и запоминает; работая в группе, дети учатся ставить цель, планировать работу, контролировать, оценивать ее, что формирует у них умения, обеспечивающие учебную деятельность

При кооперировано-групповой работе каждая группа получает свое, отличное от других групп задание. В результате группы работают или над частями общего задания, или над разными по содержанию заданиями, предусматривающими один и тот же способ действия, т.е. подчинены единой цели. Цель эта достигается не в непосредственно групповой, а в заключительной части группового занятия, в межгрупповом общении, которое приобретает характер дискуссии

Дифференцированно-групповая работа заключается в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями. Сложность заданий, выполняемых группами, обеспечивается разными условиями: содержанием, количеством и сложностью способов решения задачи, количеством и сложностью заданий, которые надо выполнить с данной задачей, мерой помощи учителя группам учащихся. Работая в группах, дети также сотрудничают, помогая друг другу. Такая работа полезна на этапах закрепления знаний. Она создает каждому ученику условия для развития в соответствии с уровнем его учебных возможностей, обеспечивает радость успеха в учении. Дифференцированно-групповая работа может комбинироваться с фронтальной формой

Приемы организации групповой работы

Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

«Лови ошибку»

Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них - неверны. Нужно найти и доказать ошибочность; группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс; выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение

Игра «Продолжи»

Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение

«Водоворот»

Используется при закреплении материала; каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе; группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку; таким образом, каждая группа

знакомится со всеми выполненными заданиями; учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки

Правила организации групповой работы

1. Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока.

2. При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''.

3. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый.

4. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Лучше соединять детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться

Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендую: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако, и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход.

Ролевые функции членов группы.

Возможны следующие ролевые функции:

1)      Писарь или секретарь – записывает решение;

2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Можно дополнить:

4)      Планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;

5)      Исполнитель – осуществляет попытки решения;

6)      Критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Правила работы группы

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

- убедись, что в разговоре участвует каждый;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать

. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться.

Общие правила проведения групповой работы:

- не следует пытаться перейти к сложному до проработки простейшего.

-как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища;

- как соглашаться, а как возражать;

- как помогать, а как просить о помощи

Без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

Вводя новую форму сотрудничества, даю ее образец. Вместе с 1-2 детьми у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентирую форму взаимодействия (например: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

Разбор ошибок совместной работы:

- разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия.

Стоит разыграть отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение".

Основные противопоказания при организации групповой работы.

1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).

3. Можно ввести общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

4. Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаю ему отсесть;

5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума, например колокольчик.

6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Оценка работы группы

При оценке работы группы отмечаю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок

Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.

1.Активизируется учебная деятельность каждого школьника. Он попеременно является то учеником, то учителем, учит других всему тому, что знает сам, каждый отвечает за свои умения и навыки, и за успехи товарищей.

2. Дети лучше узнают друг друга. На уроке расширяются возможности организации общения, сотрудничества, взаимопомощи учеников в учении, обмена дополнительной информацией.

3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал

4. У школьников формируется коллективное мнение, критичность, преодолевается чувство робости, скованности, стеснения, неуверенности. Улучшаются контакты между учащимися. Ускоряется становление классного коллектива.

В процессе групповой формы обучения особое место следует отводить предупреждению пассивного отношения отдельных школьников, которые могут воспользоваться положительными результатами в учении, полученными более активно работающими членами группы.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться учителю:

- не приспособленность школьной мебели для организации групповых форм занятий. Приходится двигать два стола и рассаживать детей лицом друг к другу.

- учитель много времени затрачивает на подготовку учебных материалов, заданий, необходимых для организации групповых форм обучения;

- от рабочего шума в группах утомляются дети, повышается раздражительность у учителя.

Я провожу групповую работу не более 1-2 уроков в день, по 15 минут, но часто этого времени не хватает. В 3 классе из 28 человек образуется 5-6 групп и все группы надо оценить. С большим числом участников в группе во 2 классе работать сложнее, поэтому я организую группы по 4 человека.

Групповую работу решила применить в работе с родителями. Родительские собрания стали интереснее. Родители с удовольствием общаются, сообща решают поставленные задачи. Особенно интересным прошло родительское собрание по теме «Проектная и исследовательская деятельность». Родители получили новые знания и попробовали свои силы в проектной работе.

Список литературы:

 

1.      А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

2.      А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

3.      А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

4.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

5.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

6.      О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

7.      И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

8. А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриева «Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы» М., 2010

Методическая разработка: Мастер-класс "Групповая работа на уроках в начальной школе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19»

Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

                                             Провела мастер-класс

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Пачева Наталья Николаевна

Нижневартовск

 2019г.

Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Слайд 1)

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

- Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре».

Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу  «Я – учитель» с разной интонацией – номер один - задумчиво, номер два - с удовольствием, номер три - с гордостью, номер четыре - ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения («Ты глуп и ничего не понимаешь!» — «Сам ты глупый, я с тобой больше не разговариваю!»), собеседники должны уметь по крайней мере следующее: (Слайд2)

  1. формулировать свою точку зрения;
  2. выяснять точки зрения своих партнеров;
  3. обнаруживать разницу точек зрения;
  1. пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа.(Рассуждение участников).

(Слайд 3)  Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

- Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).

(Слайд 4)  Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Я использую элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и начала, конечно, с обучения работе в парах.

  • Использую методику коллективного способа обучения по В.К. Дьяченко.

Метод взаимных диктантов используются в работе пар сменного состава.

  • Учителю необходимо заготовить тексты диктантов. Тексты должны быть небольшими, примерно в 3-4 раза меньше тех, которые в данном классе даёт учитель.
  • Карточек должно быть столько, чтобы их хватило всем ученикам класса на несколько занятий. Тексты диктантов не должны быть лёгкими. Все карточки учитель проверяет и нумерует.
  • Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать, а иногда по предложению педагога и записать себе в тетрадь. Затем все ученики рассаживаются по парам. Учитель инструктирует, как должна происходить их совместная работа друг с другом.
  • Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется. Учитель объясняет, чтобы диктовали так, как на уроках диктует он. Опыт показывает, что не обязательно сначала читать весь текст диктанта.
  • Один из учеников спрашивает другого: «Писать или диктовать?» Если партнёр ответил: «Диктовать», то он диктует, а тот, кто спрашивал, пишет. Диктующий каждое предложение читает два раза.
  • Читает негромко, так, чтобы не мешать работе других пар, но чтобы его слышал сосед-партнёр. Диктуют и пишут по очереди сначала один диктант, потом второй.
  • Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке, проверенной учителем.
  • Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший (он же и проверяющий) их не исправляет, а лишь подчёркивает, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. Проверяющий спрашивает, на какое правило допущена ошибка, как нужно писать данное слово и почему. Если ошибка в слове из словарика, то оно проговаривается по буквам.
  • После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны не только устно, но и письменно, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверял Сидоров», «Проверяла Иванова».

     

Методика М.Г. Булановской

Что делать, чтобы каждый первоклассник больше читал вслух?

На уроке чтения все ученики получили по одной карточке: 30 учеников - 30 карточек с разными текстами и рисунками. Кроме того, множество карточек лежит на столе учителя. Учительница предлагает всем ученикам внимательно прочитать свою карточку. Если было что-то непонятно, ученики поднимали руки и задают вопрос учителю Учитель подходит и объясняет. Когда каждый прочитал текст по своей карточке, учитель обращается  к классу:

    -   Поднимите руку те, кто сидит к дверям (справа). Теперь поднимите руку те, кто сидит к окнам (слева).  Те, кто сидят слева, положите свою карточку на середину стола так, чтобы её было хорошо видно вам и вашему соседу. Все сделали так? Те, кто сидит слева, будут читать свою карточку вслух, но негромко, а вполголоса, так, чтобы вас слышал только сосед, и никто больше. Запомните: негромко! Те, кто сидит справа, должны внимательно следить за тем, как читает каждое слово ваш сосед.

      Когда все карточки будут прочитаны, учитель снова обращается к классу:

     —        Те, кто сидит справа, внимательно слушали и следили за тем, как читает сосед, и затем сами читают вслух по этой карточке. Теперь вы должны положить свою карточку посередине стола и будете читать вслух. Постарайтесь читать правильно, но негромко. Ваш сосед будет следить за вашим чтением и, где нужно, поправлять.

     Когда все прочитали тексты, учитель предлагает всем взять свои карточки и положить их на край стола. Она спрашивает:

    —        Вам понравилось работать друг с другом?

      —        Теперь каждый возьмёт свою карточку и поменяется со своим партнёром.

     Ребята обмениваются карточками. Каждый из учеников читает текст товарища под его контролем, затем каждый находит себе нового партнёра. В каждой новой паре первыми начинали читать текст те, кто сидел слева. Когда обе карточки были прочитаны, дети обмениваются карточками и находят себе нового партнёра. Для обмена партнёрами достаточно  высоко поднять руку или просто встать. Работа в новой паре начинается с вопроса: «Читать или слушать?» Если партнёр отвечает «Читать!», то его сосед внимательно следит за его чтением и, если было нужно, исправляет и требует прочитать правильно. Через 20-25 минут учительница предлагает всем работу закончить.

Детям она задает вопросы:

- Кто читал хорошо?

- С кем было работать интересно?

- Подсчитайте, сколько вы прочитали рассказов.

- Какой рассказ (какое стихотворение) вам понравилось?

-Кому понравились такие занятия?
- Чем они понравились?

     Отработав работу в парах, приступаем к работе в группах.

Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий. Но и этого можно избежать. Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе.

(СЛАЙД 5)

Игра «Однорукие»:

Сейчас я снова попрошу вас окунуться в мир детства и выполнить групповую работу.

Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой. Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

      Проводя эту игру,  обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы. Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него. При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу. - Приступаем к выполнению аппликации по образцу. Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

      На уроках русского языка можно использовать при групповой работе следующее задание. Каждой группе выдаются конверты по количеству участников. В каждом конверте по одному слову. Обучающиеся вскрывают каждый свой конверт с одним словом и в группе обсуждая составляют предложение. Чтобы усложнить задание к предложению могут даваться дополнительные задания.

  

(Слайд 6) Игра «Видимо – невидимо»

               - Хочу предложить вашему вниманию игру «Видимо – невидимо».

               Играть будем командами, потому надо соблюдать правила: работаем только в своей команде, работаем тихо, потому что каждое неосторожное слово  может стать подсказкой для другой команды, что уменьшит ваши шансы на победу.

      На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами  крупным и мелким (но различным издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано 15 слов. По истечении 1 мин плакат снимается. А команды записывают все запомнившиеся слова.

   Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета.

Проверяющие исправляют ошибки и вписывают «не увиденные» другой командой слова.

  Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Данные количества записанных слов и ошибок записываются на доске против соответствующего команде цветного квадрата. Выигрывает та команда, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

(Слайд 7) Эту же игру можно проводить для закрепления словарных слов.

     

     На уроках математики в 1 классе следующее задание. Каждой группе присваивается число, например, 9, 8, 7, 6 и набор одинаковых примеров для каждой группы. Дети должны найти примеры где в результате получается их число и выбрать их из общего количества, наклеить на лист в свой столбик. Затем представитель от группы защищает работу своей группы или все члены группы по одному примеру.

      Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Как помочь птицам зимой» ( Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах) .

-Что такое журнал?

-Какие журналы вы читали?

-Чем он отличается от книги?

- Проблемная ситуация: Как мы будем создавать журнал?

-Чтобы успеть выполнить работу за урок, предлагаю работать в группах. Каждая группа будет работать над своей страницей (разделом) журнала. Разделы журнала выведены  на доску.

 -Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы в группе)  Распределим обязанности; Выберем «спикера»; Дадим возможность высказаться каждому; Работаем тихо, не мешая другим группам.

- Давайте обратимся к вопросам (вопросы на доске), на которые мы уже отвечали.

- Какие птицы ждут от нас помощи?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

- Чем подкармливать птиц?

- Какую пользу приносят птицы?

- Эти вопросы нам помогут наметить разделы журнала.

- Что мы можем написать в каждом разделе? (Обсуждение)

Задания для групп:

Задания для 1 группы. 1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму? Каких птиц мы называем осѐдлыми? Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.

Задания для 2 группы. 1.Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой. 2. Выбранные загадки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите еѐ по своему усмотрению.

Задания для 3 группы. 1.Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения) 2. Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»

Задания для 4 группы. 1.Из каких подручных средств можно сделать кормушку? 2.Придумайте свою кормушку и нарисуйте еѐ на альбомном листке. 3. Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.

Задания для 5 группы. 1.Подумайте, какую пользу приносят птицы. 2.Оформите страничку для журнала о пользе птиц. Если вам нужна помощь, воспользуйтесь текстами из приложения. (В помощь предлагается приложение с дополнительными сведениями).

«Спикеры» представляют работу групп и прикрепляют листок с выполненными заданиями под своими вопросами. Анализ работы каждой группы.

-Удалось ли достигнуть поставленной цели в группе?

(СЛАЙД 8)

Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы: 1. Повышается учебная и познавательная мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

(СЛАЙД 9)

Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. 2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. 3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

(СЛАЙД 10)

Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:

  • реализуется принцип деятельности; 
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения; 
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход; 
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,  
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний. 

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.

Работа в группах на уроках математики

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие обучающегося в процессе его собственной деятельности.

Преподаватель всегда находится в поиске путей повышения эффективности обучения, используя разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия, способные заинтересовать обучающихся.

Введение новых технологий в образование вносит радикальные изменения в систему: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь обучающиеся. Это дает возможность каждому обучающемуся работать на уроке в подходящем для него темпе.

Одна из таких технологий – групповая.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных возможностей.

Работа в группе – это прежде всего общение. Она не возможна без дружеских, доброжелательных отношений.

Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет обучающимся работа в малой учебной группе.

Преимущества групповой формы работы в малых учебных группах.

- Часто обучающиеся, в силу своей замкнутости, не готовы задать преподавателю вопрос, если не поняли учебный материал. При работе в малых группах они выяснят друг у друга непонятные или трудные вопросы. В случае необходимости не побоятся обратиться за помощью к преподавателю.

- Обучающиеся учатся видеть проблемы и находить способы их решения.

- При работе в группе формируется умение отстаивать свою точку зрения.

- Происходит процесс овладения коммуникативными навыками и умениями, развивается чувство взаимопомощи, умение работать в команде.

-Обучающиеся овладевают умением самооценки и оценки работы группы в целом.

- Формируется позитивное отношение к изучаемой дисциплине.

1 способ формирование групп - по желанию обучающихся, основанное на принципе добровольности. Это создает комфортность. Положительный эмоциональный настрой. Недостатком при этом может являться формирование групп с различной учебной мотивацией. Т. е. “слабых” и “сильных”. Преподаватель в таком случае выбирает для таких групп задания различной сложности, или если задания в группах одинаковые, то возможность “слабой” группе выступать первой, а остальным группам дополнять работу этой группы.

2 способ формирования групп - по цели. Этот способ дает обучающимся право выбора, воспитывает самостоятельность, ответственность. Повышает эффективность работы обучающихся, воспитывает толерантность

3 способ деления на группы – на усмотрение преподавателя используется для быстрого решения учебной задачи.

Оптимальное количество обучающихся в группе 2-4, максимум 6-8.

Роли в группе распределяются по двум позициям 1-организатор, 2-участник групповой деятельности.

Например:

1. «Руководитель» - распределяет роли в группе, следит за работой группы, координирует выставление оценок.

2. « Помощник руководителя» – выполняет задание.

3. « Художник» – выполняет рисунки, чертежи, строит графики

4. « Докладчик» – отвечает на вопросы.

5. « Консультант» – помогает докладчику,

Или другой пример распределения роли в группе:

1. «Научный руководителя» - руководит работой группы

2. «Докладчик» – выступает с отчетом

3. «Лаборант» - работает с приборами, макетами

4. «Секретарь» - оформляет письменный отчет.

Формирование оценки и самооценки.

При работе в группах обязательны критерии оценки групп.

Критерии оценки групп:

- Выступление - 3 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)

- Демонстрации - 3 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)

- Дополнение - 2 балла; дополнительные баллы(четко -1б; логично -1б; работает вся группа -1б)

- Вопрос - 1 балл

- Ответ - 1 балл

- Оценка

    • “3” - 5 -10 балов

    • “4” - 11-15 баллов

    • “5” – 16-19 баллов

Самооценка работы группы:

-Как вы оцениваете работу группы?

-Были верные гипотезы.

-Все гипотезы проверены.

-Сделан правильный вывод.

-Достигли вы цели?

-Для чего нужны полученные знания?

-Оцените уровень усвоения вами изученного материала по трем позициям:

(Хорошо знаю, Затрудняюсь ответить, Не знаю)

Самооценка выставляется на всех этапах урока.

Важно! Группы не должны остаться без оценки. Оценка может быть выражена в баллах, или может быть эмоциональная оценка.

Групповая форма деятельности универсальна.

Её можно использовать на всех этапах урока:

- в начале урока (например: решением головоломки или интеллектуальной задачи. Главная функция её – развитие, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе, пространственного воображения. Кроме того, этот момент урока пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность).

- при проверке домашнего задания (например: проектная деятельность)

- При изучении нового материала

- при решении задач (закрепление материала)

- при проведении практических работ.

Эффективность групповой формы деятельности

Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех в работу, рабочий шум на уроке.
Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Способствует формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы. Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.

Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей.

Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.

Результаты совместной работы всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым обучающимся индивидуально. В группе каждый получает помощь со стороны сильных студентов, причем помогающий получает помощь от самого себя, т.к. его знания актуализируются, и происходит процесс закрепления и глубокого усвоения.

Также при совместной работе обучающиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю. Он должен хорошо владеть дисциплиной обучающихся на уроке. Работа всех групп должна находиться в поле зрения преподавателя, необходимо вовремя направить деятельность любой группы в познавательном направлении, следить за положением в группе обучающихся с низкими учебными возможностями и своевременно включать в активную деятельность. Оказывать своевременную помощь в возникшем споре. Создавать психологический комфорт работы группы.

Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008

  2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.

  3. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998

Организация групповой деятельности учащихся

Цель: познакомить с особенностями организации групповой деятельности учащихся, показать на практике способы формирования групп и формы организации групповой деятельности.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Г. Зиммель

На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.

В этой ситуации должны измениться и цели образования. Оно становится личностно-ориентированным. Схематично это можно представить следующим образом:

  • традиционно: учитель – учебник – ученик;
  • новое: ученик – учебник – учитель.

Ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание.

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - его притягивает новизна. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников и нормального развития. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. В результате получается, что мы лишаем детей возможности нормального развития, так как лишаем возможности общения. Поэтому учитель на современном этапе должен организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии. Таким образом, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

«Быть компетентным» означает умение применить полученные знания и опыт в конкретной ситуации, умение выйти за пределы этой ситуации, действовать самостоятельно.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Необходимо не только дать знания, но и научить их применять на практике. Ученик должен получить в школе знания и уметь ими пользоваться в различных ситуациях. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Обучение должно быть прочным, осознанным и действенным.

Для успешной самореализации в современном российском обществе человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. Готовность делать осознанный и ответственный выбор.
  2. Технологическая компетентность.
  3. Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).
  4. Информационная компетентность.
  5. Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).
  6. Коммуникативная компетентность.

Готовность делать осознанный и ответственный выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности.

Технологическая компетентность означает способность человека понять и реализовать инструкцию, технологию, алгоритм деятельности.

Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из разных источников.

Информационная компетентность означает способность интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию.

Социальная компетентность означает, что человек способен учитывать интересы других людей, продуктивно взаимодействовать с членами командой, решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия.

Коммуникативная компетентность означает готовность и способность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современным требованиям образования соответствует коммуникативно - деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

  • Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
  • Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
  • Обязателен разбор ошибок совместной работы.
  • Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
  • Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
  • Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
  • Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Ниже мы постараемся разобрать некоторые особенности этого вида деятельности.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
  2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
  3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
  4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
  5. Воспитывается взаимоуважение.
  6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
  7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
  8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
  9. Реализуется принцип деятельности.
  10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
  11. Учащиеся усваивают больший объем материала.
  12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.
  13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
  14. Минимальный объем домашнего задания.
  15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.

Примерные правила работы в группе.

Можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др. (во второй половине мастер – класса провести данную работу по группам и определить общие правила работы).

Способы формирования групп.

Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Ранее мы уже отмечали несколько показателей, которые можно учитывать. Вот несколько примеров:

  • Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. . В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
  • Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
  • Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.
    • По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группового взаимодействия.
    • По решению учителя. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
      Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы:
      Н – не достигшие минимального уровня.
      М – достигшие минимального уровня.
      О – достигшие общего уровня.
      П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.
      Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.
    • Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

В качестве примера представляем вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.

  • Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.
  • Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.
  • «Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.
  1. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).

Примерное ролевое распределение в группе:

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

Способы организации группового взаимодействия.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:

  1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность группо

Формирование умения работать в группе у первоклассников

Выпускники приобретут умения:

  • учитывать позицию собеседника
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • задавать вопросы
  • контролировать действия партнёра
  • адекватно передавать информацию, предметное содержание и условия деятельности в речи

Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на всех уроках. “Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…” А. Дистервег. Работа в группе является важнейшим приёмом для формирования выше названных умений и качеств личности, так как формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою работу со стороны и оценивать свои действия.

Формирование умения совместно работать начинаю с первых дней обучения в школе. И начинаю учить детей сотрудничеству с работы в паре.

Первое задание – раскрасить половинки бабочки так, чтобы при соединении этих половинок получилась целая бабочка. Вводя новую форму работы, даю её образец. Вместе с учеником у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентирую форму взаимодействия (например, речевые клише: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?”, “Почему ты так думаешь?”). Это помогает детям подобрать свой собственный стиль.

От работы в паре перехожу к формированию умения работать в группе. В основу групповой работы кладу

принципы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек
  • каждая группа получает своё задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное
  • внутри каждой группы между её участниками распределяются роли
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом

В первом полугодии 1- го класса ребята работают в группах по 4 человека.

Пока дружеские связи, симпатии и антипатии не обозначились, группу образуют учащиеся, сидящие за двумя соседними партами.

На первом этапе работы в группе ввожу следующие роли:

- “координатор” (этот ребёнок должен уметь организовать работу, направить её в нужное русло)

- “писец” (тот, кто записывает всё, что создано группой)

- “хранитель времени” ( следит за тем, чтобы работа была выполнена вовремя; сигнализирует о том, что работа выполнена)

- “аналитик” (тот, кто обобщает сделанное и представляет работу классу).

В дальнейшем состав групп расширяется, и вводятся новые роли:

- “генератор идей” (тот, кто подаёт идею)

- “критик” ( выделяет недостатки в работе)

Всегда необходимо установить правила работы в группе. Я не предлагаю их в готовом виде, а устанавливаю их вместе с детьми по мере возникновения необходимости в них. А такая необходимость обязательно возникает, так как опыта сотрудничества в решении общих задач у детей первого класса нет, и возникают следующие

проблемы при работе в группе

- самый активный “тянет одеяло на себя”

- самые пассивные не принимают участие в обсуждении и со всеми соглашаются

- участник требует у группы принять своё решение, не аргументируя его

- группа так бурно обсуждает проблему, что мешает работе других групп

- группа не может придти к общему решению, каждый её член настаивает на своём

Количество правил работы в группе должно быть минимально, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Использую слайд с правилами и напоминаю их ученикам перед работой в группе:

  • Уважай своего товарища
  • Убедись, что в работе участвует каждый
  • Говори спокойно и только по делу
  • Работай по плану
  • Не согласен – предлагай другое решение

Учу этим правилам с помощью специально подобранных заданий. Очень трудно бывает ребятам вовлечь в работу всех членов группы и проследить, чтобы в ней участвовал каждый. Для обучения этому предлагаю, например:

Задание №1 (урок математики)

Двигая по числовому лучу фишку, найдите значение выражения.

2+1+2-4= ______

Следите, чтобы каждый в группе сделал один ход.

Задание №2 (урок математики)

Пусть каждый участник группы достанет из математического набора цифры. Которые записаны на листочке(например,3 , 6, 9). Решите, какая пара в группе ( из 4-х человек) будет делать сложение, а какая –вычитание. Составьте каждый по одному выражению на выбранное действие с заданными числами так, чтобы у всех в группе были разные выражения. Оформи решение группы на отдельном листе. Решение:

 Для решения проблем, возникающих в работе группы, ребята сами придумали значки:

  • “просим тишины”
  • “просим помощи”
  • “работа закончена”

Получив задание, группа начинает совместную работу.

Этапы совместной работы

  1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы)
  2. Распределить обязанности
  3. Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание
  4. Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело)
  5. Координатор контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело)
  6. Аналитик обобщает и представляет результат

Для того, чтобы помочь детям научиться назначать роли в группе, на начальном этапе даю такие задания, где не требуется распределения всех ролей, а ведущей будет какая-то одна. А после отчёта группы спрашиваю, почему на эту роль выбрали того или иного ученика. Ответы детей помогают выявить важные, интересные критерии выбора и учитывать их в последующей работе или, наоборот, отказаться от необоснованных, неудачных решений.

Пример задания

Задание, где ведущая роль была у аналитика (урок обучения грамоте).

Рассмотрите карточку со словам (каток, кисти, плитка). Объясните, почему слово является многозначным. Определите, какой звук т или т в этом слове и покажите его место на схеме слова (схема дана).

После выполнения задания и ответов аналитиков я спросила, почему аналитиком был выбран именно этот ученик.

  • Группа №1 ответила: “Потому, что у Димы самый громкий голос. Его ответ всем будет хорошо слышен”. Этот критерий признан достаточно важным.
  • Группа №2 ответила: “Потому, что Ксюша сама захотела, а мы согласились”. Этот критерий выбора признан неудачным, так как желание Ксюши и согласие группы ничем не было обосновано.
  • Группа №3 ответила: “потому, что Давид сумел лучше всех понять и объяснить, почему слово “каток” многозначное, хотя отвечать хотели многие”. Этот критерий был признан удачным и справедливым.

Принципы объединения детей в группы

  1. Самому слабому ученику нужен не столько “сильный” сколько терпеливый и доброжелательный
  2. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабеньким, так как ми нужен партнёр равной силы
  3. По возможности не стоит объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых
  4. Нельзя объединять в одну группу слабых детей: им нечем поделиться кроме своей беспомощности

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он становится организатором и соучастником коллективной деятельности; объясняет цели предстоящей работы; комплектует группы; комментирует задания для групп; ведёт контроль за ходом работы в группе; после отчёта групп делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.

Причём, при оценке работы группы подчёркивается не столько ученические, сколько человеческие добродетели: доброжелательность, терпеливость, умение уступать и договариваться, вовремя принять помощь и оказать её, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, не давать работавшим вместе детям разных оценок.

Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение). Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется кропотливый труд учителя, систематическое и последовательное обучение работе в группе на разных уроках.

Итоговой работой в этом направлении за первое полугодие 1-го класса стала коллективная работа “Новогодний интерьер”. Перед классом была поставлена проектная задача: “Сделать макет интерьера для комнаты, в которой будут встречать Новый год”.

После просмотра презентации “Новогодний интерьер” были определены следующие задачи : сделать ёлку, ёлочные украшения, гирлянду для украшения комнаты, дракончиков – символы 2012 года, окно с зимним пейзажем.

В соответствии с задачами класс разделился на 5 групп:

  • Группа №1 – изготовители ёлки (4 человека)
  • Группа №2 – работники фабрики ёлочных игрушек (4 человека)
  • Группа №3 – мастера по изготовлению праздничных гирлянд (5 человек)
  • Группа №4 – художники, расписывающие дракончиков в стиле Каргопольской игрушки (3 человека)
  • Группа №5 – художники-пейзажисты, создающие зимний пейзаж за окном (2 человека)

Выполнять данные виды работ индивидуально учились на уроках технологии и изобразительного искусства. Теперь им предстояло решить общую задачу, работая в группах. В основу деления на группы легло желание детей выполнять тот или иной вид работы и успешность её выполнения при индивидуальной работе. Учитель на данном этапе выступал координатором. На следующем этапе участники группы определились с материалами и инструментами, которые нужны для работы. Далее распределили роли (координатор, аналитик, критик, хранитель времени). В паре совместились роли координатора и хранителя времени, критика и аналитика.

Каждая группа получила уже готовый план работы по изготовлению поделки (работать с планом дети учились на уроках технологии). Поэтому помощь учителя во время работы была минимальная. А ведь это только вторая четверть первого класса! Наибольшую помощь пришлось оказать при оформлении конечного продукта.

Результат превзошёл все ожидания. Ведь это была первая работа такого масштаба. Макет интерьера произвёл впечатление на самих участников работы, родителей учеников, учителей школы. По просьбе ребят и родителей макет украшал класс до 14 января (“Старый Новый год”).

В заключение хочу призвать всех коллег активнее использовать на уроках работу учащихся в группе, так как она формирует творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, не даёт спрятаться за спину более сильных и активных; вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом; совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Использованная литература:

1. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования, М.,Просвещение, 2010

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе, М., Сентябрь 1996

Групповая работа на уроке - Разное - Опыт работы пользователей - Образование, воспитание и обучение

Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет; он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы. В тех случаях, когда учитель включается в работу группы, общение происходит в малой трех -пятичленной группе, поэтому общение с учителем может быть более личностным чем при фронтальной работе.

Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной - разные группы выполняют разные задания, в рамках общей для всех темы. Новые черты приобретает и индивидуальная работа. Это не просто усвоение учебного материала, исходя из личного интереса или, скажем, из страха перед проверкой, а усвоение с учетом дальнейшей совместной работы.

В целях управления умственной деятельностью учеников учитель должен знать какие ошибки допустили члены тех или иных групп какую часть задания они смогли выполнить за отведенное им время. До перехода к фронтальной работе учитель должен представлять себе как отдельные группы справились с полученным заданием. Эти сведения учитель получает частично в процессе наблюдения за работой групп; более точное представление он получает во время последующей фронтальной работы.

Подготовка к групповой работе требует от учителя глубокого изучения материала учебника, подбора различных дополнительных материалов и составление руководства для работы, если разные группы выполняют разные задания, то НУЖНО подготовить целый набор рабочих руководств. Что же касается второго вопроса - индивидуальной работы каждого учащегося, то без этого групповая работа немыслима

Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при помощи ГРУППОВОЙ работы. Можно добиться успеха в учении при наличии относительно небольших умственных способностей, если это сопровождается положительным отношением к учению, строгим планированием времени и целенаправленным его расходованием. Все это возможно без навыков саморегуляции.

С другой стороны, хорошие умственные способности при недостаточно развитой саморегуляции может стать фоном для средней, относительно низкой успеваемости или даже неуспеваемости.

Непременной предпосылкой формирования способностей, являющихся основой для саморегуляции, следует считать общение в коллективе и совместную деятельность. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение и чужой деятельности, своих и чужих результатов. Фронтальная работа дает мало возможностей для такого сравнения, а индивидуальная и того меньше. Гораздо больше возможности предоставляет групповая работа. Участвующие в выполнении группового задания могут непосредственно познакомиться с результатами по меньшей мере двух-четырех соучеников. Они могут не только слышать устные ответы, но и видеть тетради товарищей, слушать обоснования товарищей и анализ ошибок. При подведении общих итогов ученик может сравнить свою работу с работой членов других групп, т.е. расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Учебная деятельность - учение - основное занятие школьников. Успех в этой деятельности зависит и от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки. Словом, для обучения весьма важно наличие в классе сплоченного ученического коллектива. Групповую работу следует также рассматривать и как возможность управления становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений. Преимущество групповой работы, не только в быстрой обратной связи. Участие в совместной работе заставляет каждого ученика более активно выявлять причины своих ошибок, а в случае непреодолимой трудности быстро получить помощь от других членов группы или от учителя, который при такой постановке работы имеет большие возможности помочь слабым.

При тематическом и заключительном повторении групповая работа позволяет добиться более высокой активности всех учеников, поскольку наряду с выполнением перечисленных требований открывается возможность использовать при повторении имеющиеся у каждого знания, приобретенные из разных источников.

При изучении нового материала групповая работа создает предпосылки для анализа личного опыта каждого ученика и таким образом позволяет избежать неточных обобщений, а также создает более широкую наглядно-чувственную опору для формирования понятий.

Какие проблемы возникают у учителя в практике групповой работы. Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Наряду с темпом работы при составлении групп по многим предметам важно учитывать уровень успеваемости.

Учитель имеет представление об уровне знаний учащихся, определенное представление о знаниях и умениях соучеников имеют и сами учащиеся. Надо сказать, что сами ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся.

Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно, принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, МОГУТ полезно дополнить друг друга, взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются.

При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но не желательно, чтобы на основе этих обстоятельств распределяя учеников по группам учителю нужно стремиться к тому, чтобы ученики сказали сами, в каком составе они будут работать в том или ином случае. Допустимо избрать старосту группы, в обязанности которого входит:

К материалу и заданиям для групповой работы можно предъявить следующие общие требования:

Каким требованиям должны отвечать руководства, которые направляет групповую работу:

Оптимальная величина группы - 5-7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. С точки же зрения получения новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной.

Статья: Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.

Коршунова В.О., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №151 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.

 В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе надо сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

  1. Определить цели и задачи урока:
  • какие знания учащиеся должны усвоить;
  • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
  • какие качества будут проявлять;
  • какие чувства будут выражать;
  • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
  1. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
  2. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
  3. Продумать методы создания групп.
  4. Выбрать помощников (руководителей групп).
  5. Определить этапы работы групп.
  6. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
  7. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
  8. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

Групповая  работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Литература и Интернет-источники:

Педагогическая мастерская «Первое сентября. Открытый урок»

«Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о