Раскрывающиеся списки флажки списки командные кнопки: Использование элементов управления Windows – №51 — Ответы №51-60 — ГДЗ ответы решебник

Использование элементов управления Windows

Меню, кнопки, полосы прокрутки и флажки – это примеры элементов управления системы Windows, которые используются с помощью мыши или клавиатуры. Эти элементы управления позволяют выбирать команды, изменять параметры и работать с окнами.

В этом разделе описано, как распознавать и применять элементы управления, которые чаще используются в системе Windows.

Меню в системе Windows

Большинство программ содержит десятки или даже сотни команд (действий), которые используются для работы с программой. Многие из этих команд упорядочены в виде меню. Подобно меню ресторана, меню программы содержит перечень вариантов.

Чтобы не загромождать экран, меню отображается только после того, как вы нажмете название какого-либо из них в строке меню, расположенном под строкой заголовка.

Чтобы выбрать одну из команд, содержащихся в меню, щелкните её. Иногда появляется диалоговое окно, в котором можно выбрать дальнейшие параметры. Недоступная команда, которую можно выбрать щелчком мыши, отображается серым цветом.

Некоторые элементы меню вообще не являются командами. Зато, они открывают другие меню. На рисунке ниже при наведении указателя на пункт «Создать» открывает подменю:

Раскрывающееся меню приложения системы Windows

Если вы не видите команды, которую хотите найти, попробуйте поискать ее в другом меню. Поводите указателем мыши по строке меню – подменю открываться автоматически; не обязательно каждый раз щелкать в строке меню. Чтобы закрыть меню, не выбирая команд, щелкните строку меню или любое другое место окна.

Распознать меню не всегда легко, поскольку не все элементы управления меню похожие и даже не все из них появляются в строке меню. Так как их обнаружить? Если у слова или рисунка есть стрелка, то это, вероятно, элемент меню.

Вот несколько примеров:

Примеры элементов управления меню

Советы:

  • Если для команды существует клавиши, это сочетание отображается рядом с командой.
  • Меню можно пользоваться и при помощи клавиатуры, не только мыши. См. Использование клавиатуры.

Использование полос прокрутки

Когда размер документа, веб-страницы или рисунка превышает размер окна, появляются полосы прокрутки, которые позволяют видеть информацию, расположенную вне экрана. На этом рисунке показан участок полосы прокрутки.

Элементы горизонтальной и вертикальной полосы прокрутки в Windows

Чтобы постепенно прокрутить содержимое окна вверх или вниз, выберите соответственно вверх или вниз. Чтобы прокручивать непрерывно, нажмите на стрелку и удерживайте кнопку мыши.

Чтобы прокрутить на одну страницу вверх или вниз, выберите пустую область полосы прокрутки выше или ниже ползунка. Чтобы прокрутить окно вверх, вниз, влево или вправо, переместите ползунок в соответствующем направлении.

Справка: Если у мыши есть колесо прокрутки, его можно использовать для прокрутки документа или веб-страницы. Для прокрутки вниз поверните колесо назад (к себе). Для прокрутки вверх поверните колесо вперед (от себя).

Использование кнопок в системе Windows

Кнопка Windows – это графическое представление кнопки, нажатие которой выполняет команду (определенное действие).

Зачастую можно увидеть следующие кнопки в диалоговых окнах – это маленькие окна, в которых отображаются параметры, определяющие способ выполнения задания.

Например, если в программе Paint закрыть изображение, не сохранив его, появляется следующее окно:

Диалоговое окно с тремя кнопками

Чтобы закрыть изображение, нужно сначала нажать кнопку «Сохранить» или не «Не сохранять». Нажатие кнопки «Сохранить» сохраняет изображения и все внесенные изменения, а нажатие кнопки «Не сохранять» удаляет изображения и отменяет все изменения. Нажатие кнопки «Отмена» закрывает окно и возвращает вас в программу.

Совет! Нажатие клавиши Enter приводит то же действие, что и клик по выделенной (обозначенной) кнопке.

За пределами диалоговых окон командные кнопки могут выглядеть по-разному, поэтому иногда трудно различить, являются ли они кнопками. Например, иногда командные кнопки могут быть похожими на маленькие пиктограммы (рисунки) без текста и прямоугольной рамки.

Самый надежный способ определить, является ли определенный элемент командной кнопкой – навести на него указатель мыши. Если этот элемент «подсвечивается» и определяется прямоугольником, это кнопка. К тому же, когда указатель мыши на кнопке, обычно появляется текст с описанием функции этой кнопки.

Кнопки разделения разделяются на две части при наведении указателя

Если кнопка разделялась на две части после наведения на нее указателя, то это – кнопка разделения. Нажатие основной части кнопки выполняет команду, а нажатие стрелки открывает меню с другими параметрами.

Использование переключателей приложений Windows

Переключатели позволяют выбрать один из нескольких параметров. Чаще всего они появляются в диалоговых окнах. Ниже изображены два переключателя. Выбранная переключатель «Цвет».

Нажатие кнопки выбирает этот параметр

Чтобы использовать параметр, нажмите одну из кнопок. Выбрать можно

только один вариант.

Использование флажков

Флажки позволяют выбирать один или несколько независимых параметров. В отличие от переключателей, ограничивающих выбор одним вариантом, флажки позволяют выбирать несколько параметров одновременно.

Щелкните пустой флажок, чтобы выбрать параметр

Щелкните пустой квадратик, чтобы выбрать (включить) этот параметр. В квадратике появляется галочка – это означает, что параметр выбран.

Чтобы отключить этот параметр, снимите (удалите) флажок, щелкнув его.

Параметры, которые пока нельзя выбрать или отключить, отражены серыми.

Использование ползунков

Регулятор позволяет выбирать значение параметра из нескольких возможных значений. Выглядит это так.

Перемещение ползунка изменяет скорость указателя

Ползунок на панели отображает текущее значение. В приведенном выше примере ползунок находится посередине между «Низкая» и «Высокая», что означает среднюю скорость перемещения указателя.

Чтобы изменить скорость, переместите ползунок до нужного значения.

Использование текстовых полей

Поле позволяет вводить информацию, например, слово для поиска или пароль. Ниже изображено диалоговое окно с текстовым полем. Мы ввели слово «медведь» в текстовом поле.

Пример поля в диалоговом окне

Вертикальная черта, которая мигает, называется курсором. Она обозначает, где появится текст, который вы введете. В примере курсор находится после буквы «ь» в слове «медведь». Курсор можно легко переместить, щелкнув новую позицию. Например, чтобы добавить слово перед словом «медведь», следует переместить курсор, щелкнув перед буквой «м».

Если курсора не видно в поле, то это означает, что оно не готово для ввода. Сначала щелкните поле, а затем начинайте вводить текст.

Текстовые поля паролей обычно скрывают пароли

Текстовые поля, предназначенные для ввода паролей, обычно скрывают пароль при вводе, чтобы другие лица не смогли его увидеть.

Использование в Windows раскрывающихся списков

Раскрывающиеся списки похожи на меню. Однако, вместо команды выбирается параметр. После закрытия выпадающего списка в его поле будет виден только выбранный параметр. Другие доступные варианты будут скрыты, пока не щелкнуть мышью стрелку, как показано ниже.

Раскрывающийся список закрыт и открыт

Чтобы открыть раскрывающийся список, щелкните его. Щелкните параметр, чтобы выбрать его из списка.

Использование полей со списком

Поле со списком отображает список доступных для выбора параметров. В отличие от раскрывающегося списка, здесь можно видеть несколько или все параметры одновременно открывать список нет необходимости.

Поле со списком в приложении Windows

Щелкните параметр, чтобы выбрать его из списка. Если параметр не видно, воспользуйтесь полосой прокрутки, чтобы прокрутить список вверх или вниз. Или, если над полем со списком есть текстовое поле, можно ввести имя или значение параметра.

Использование вкладок

В некоторых диалогового окна Параметры распределены по двум или более вкладкам. Одновременно можно просматривать только одну вкладку, или набор параметров.

Вкладки Windows

Выделенная пока вкладка отображается впереди остальных вкладок. Чтобы перейти к другой вкладки, щелкните ее.

Контекстное меню. Диалоговое окно — урок. Информатика, 5 класс.

В операционной системе меню — это список команд, которые мы можем выполнить в данный момент времени при работе с тем или иным приложением.

Различают (по способу перехода к ним) раскрывающиеся и контекстные меню.

Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают по его названию в строке меню.

 

Контекстное (всплывающее) меню — это меню, связанное с определённым объектом (ярлыком, Рабочим столом, элементом Главного меню и т. д.).

Оно вызывается правой кнопкой мыши и содержит список действий, которые пользователь может совершить с данным объектом.

 

 

Любое меню содержит список команд, которые можно дать компьютеру.

Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши. Пункт меню, изображённый серым цветом, недоступен. Если по нему щёлкнуть, ничего не произойдёт.

 

Рядом с некоторыми пунктами меню имеются дополнительные символы.

 

Чёрный треугольник-стрелка означает, что данный пункт открывает вход в следующее меню.

 

Многоточие после пункта означает, что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация.

 

Флажок («галочка»), стоящий перед пунктом меню, означает, что этот пункт уже выбран (включён). Щелчок по нему позволяет его отключить.

 

Некоторые пункты меню кроме названия команды содержат обозначения клавиатурных комбинаций.

Это означает, что данный пункт можно вызвать не только мышью, но и одновременным нажатием указанных клавиш клавиатуры.

 

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно. Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок и др.

 

 

Поле ввода. В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Чтобы начать ввод, надо щёлкнуть в поле кнопкой мыши и после того, как в поле появится курсор в виде вертикальной черты, начать набор. По окончании набора надо нажать клавишу Enter.

 

 

Список. Это перечень значений, из которых следует выбрать одно нужное. Элемент списка выбирается щелчком по нему. Длинный список имеет полосу прокрутки.

 

Раскрывающийся список открывается щелчком по раскрывающей кнопке.

 

Переключатель. При его включении в центре кнопки появляется чёрная точка. Включение другого переключателя выключает первый.

 

Вкладки. Диалоговые окна делят на разделы, называемые вкладками. Каждую вкладку можно рассматривать как отдельную страницу диалогового окна.

 

Командные кнопки. Все диалоговые окна содержат кнопки. На кнопках написаны команды. Чтобы воспользоваться командой, надо по ней щёлкнуть. Наиболее часто встречаются команды ОК (команда привести в действие сделанные изменения) и Отмена (закрыть без изменений).

 

Назначение основных элементов управления можно посмотреть в анимации Элементы интерфейса. (Ссылка недоступна на мобильных устройствах.)

Источники:

Л. Л. Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012.

Пользовательский интерфейс

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Пользовательский интерфейс





Содержание урока

2.5.1. Пользовательский интерфейс и его разновидности

2.5.2. Основные элементы графического интерфейса

2.5.3. Организация индивидуального информационного пространства

Вопросы и задания

Электронное приложение к учебнику

Ресурсы ФЦИОР

Практическая часть урока

Практическая работа №6. «Настройка пользовательского интерфейса». Задания 1 — 3

Практическая работа №6. «Настройка пользовательского интерфейса». Задания 4 — 6


Основными элементами графического интерфейса являются окна и меню.

Можно выделить следующие типы окон:

• основное окно операционной системы — Рабочий стол;
• окна папок;
• диалоговые окна;
• окна приложений;
• окна документов.

Окна одного типа имеют сходную структуру, содержат стандартные наборы элементов оформления и управления и позволяют использовать при работе с ними стандартный набор приёмов.

imageМеню — это выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши.

imageКонтекстное меню — это список команд, относящихся к текущему объекту; оно появляется при щелчке правой 1 кнопкой мыши на выделенном объекте. Контекстное меню позволяет получить доступ ко всем командам, возможным для данного объекта.

imageРабочий стол

Рабочий стол — основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее всё пространство экрана. Рабочий стол может содержать фоновое изображение, значки и ярлыки, панель задач.

Значками обозначаются приложения, документы, папки. Оригинальный значок есть у каждого приложения. Он так или иначе присутствует в значке документа, созданного с помощью этого приложения (рис. 2.12).



1 Для «левшей» мышь исходно настраивается по-другому: там, где «правша» щёлкает правой кнопкой, «левша» — левой и наоборот.

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым программам или документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык представляет собой ссылку на объект, который может быть расположен в любой папке. Ярлык внешне отличается от значка объекта наличием стрелки в левом нижнем углу. В свойствах ярлыка можно увидеть размещение объекта, на который он указывает (рис. 2.13). Удаление ярлыка не приводит к удалению соответствующего объекта. Двойной щелчок на ярлыке открывает окно соответствующей программы или документа.

Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка Пуск, кнопки выполняемых программ (задач) и открытых окон документов, индикатор языка и часы. Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам компьютерной системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов, доступа к справочной системе и др. На панели задач находится индикатор языка, на котором указывается язык ввода символов. Цифровые часы на панели задач показывают текущее время. Чтобы увидеть текущую дату, месяц и год, достаточно подвести к часам указатель мыши.

В процессе работы на Рабочем столе могут раскладываться окна папок, диалоговые окна, окна приложений и окна документов.

imageДиалоговые окна

Диалоговые окна предназначены для двустороннего взаимодействия (диалога) между компьютером и пользователем. Они позволяют передать компьютеру более подробную информацию о команде с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, кнопок, счётчиков и ползунков.

В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры.

Список — это перечень значений, из которого следует выбрать одно нужное. Длинный список имеет полосу прокрутки.

Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке (на ней изображён треугольник-стрелка).

Переключатели служат для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Они располагаются перед возможными вариантами и имеют форму белых кружков. В кружке, соответствующем выбранному варианту, появляется чёрная точка.

Флажки служат для выбора нескольких возможных вариантов. Флажки располагаются перед возможными вариантами и имеют форму квадратиков. Установленный флажок отмечается «галочкой».

Счётчик представляет собой пару стрелок, позволяющих увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле.

Ползунок позволяет плавно изменять значение соответствующего параметра.

Командная кнопка обеспечивает выполнение написанного или изображённого на ней действия. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.

Диалоговые окна могут содержать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью на их названиях.

imageОкна папок и приложений

Окно папки — это область экрана, в которой графически представлено содержимое папки.

Окна папок могут содержать строку заголовка, строку меню, панель инструментов, адресную строку, рабочую область, полосы прокрутки, границы окна и строку состояния.

Строка заголовка содержит: системный значок; заголовок окна; кнопки управления состоянием окна, позволяющие развернуть, свернуть или закрыть окно.

Строка меню представляет собой полный перечень тематически сгруппированных команд, которые можно выполнить в данном окне.

Панель инструментов содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. В работе удобнее, чем строка меню, но ограничена по количеству команд. В окнах современных приложений панель инструментов часто бывает настраиваемой — пользователь по своему усмотрению может разместить на ней те командные кнопки, которые ему нужны чаще всего.

В адресной строке указан путь доступа к текущей папке, что удобно для ориентации в файловой структуре. Адресная строка позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки на правом краю строки.

В рабочей области окна папки отображаются значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять. Если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал), по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области по вертикали и по горизонтали.

Границы окна — рамка, ограничивающая окно с четырёх сторон; с помощью операции протягивания границы можно изменять размеры окна.

В строке состояния выводится дополнительная справочная информация.

imageОкно приложения — это область экрана, в которой представлено запущенное на выполнение приложение; открыть или закрыть окно приложения — то же, что и запустить программу на выполнение или завершить её.

Ученик, при выполнении домашнего задания, располагает на рабочем столе и держит открытыми дневник, учебник, тетрадь. Если задание сложное, ему могут понадобиться также справочник, словарь или энциклопедия.

Аналогичная возможность, называемая многооконностью, реализована в современном пользовательском интерфейсе: на компьютерном рабочем столе также можно разложить окна различных папок и приложений. При этом можно: переходить из одного окна в другое без потери данных, полученных в ходе выполнения программ; переносить информацию из одного документа в другой.

Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 5 классы | Планирование уроков на учебный год | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню»




Управление компьютером с помощью меню


Вы уже знакомы с главным меню. Строку меню вы видели в верхней части окна после запуска программы (приложения) Блокнот.

Различают (по способу перехода к ним) раскрывающиеся и контекстные меню.

Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают на его названии в строке меню. Контекстное (всплывающее) меню какого-либо объекта вызывается щелчком правой кнопкой мыши на этом объекте.

Любое меню содержит список команд, которые можно дать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши. Пункт меню, изображённый серым цветом, недоступен. Если на нём щёлкнуть, ничего не произойдет.

Флажок, стоящий перед пунктом меню, означает, что этот пункт уже выбран (включён). Щелчок на нём позволяет его отключить.

Некоторые пункты меню кроме названия команды содержат так называемые клавиатурные комбинации. Это означает, что данный пункт можно вызвать не только мышью, но и одновременным нажатием указанных клавиш клавиатуры.

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно. Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок и др.

Поле ввода. В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Чтобы начать ввод, надо щёлкнуть в поле кнопкой мыши и после того, как к поле появится курсор в виде вертикальной черты, начать набор. По окончании набора надо нажать клавишу Enter .

Список. Это перечень значений, из которых следует выбрать одно нужное. Элемент списка выбирается щелчком на нём. Длинный список имеет полосу прокрутки.

Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке.

Переключатель. При его включении в центре кнопки появляется чёрная точка. Включение другого переключателя выключает первый.

Флажок. Он устанавливается или снимается щелчком мышью. Установленный флажок отмечен «галочкой».

Вкладки. Иногда элементов управления бывает так много, что они не помещаются в диалоговом окне. Такие диалоговые окна делят на разделы, называемые вкладками. Каждую вкладку можно рассматривать как отдельную страницу диалогового окна.

Командные кнопки. Все диалоговые окна содержат кнопки. Часто на кнопках написаны команды, например Сохранить или Открыть. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.

Наиболее часто встречаются командные кнопки ОК и Отмена. Закончив настройку элементов управления диалогового окна, можно щелчком на кнопке ОК дать компьютеру команду ввести в действие сделанные изменения. Для закрытия диалогового окна без внесения выполненных изменений служит командная кнопка Отмена.


Самое главное

Различают (по способу перехода к ним) раскрывающиеся и контекстные меню. Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают на его названии в строке меню. Контекстное меню вызывается щелчком правой кнопкой мыши на выбранном объекте.

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно. Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью следующих элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок.

Вопросы и задания

1. Как осуществляется управление компьютером с помощью меню?

2. Как выглядят недоступные в текущий момент пункты меню?

3. Как выглядят пункты меню, выбор которых приводит к появлению диалоговых окон?

4. Для чего нужны диалоговые окна?

5. Перечислите основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

6. Как вы узнаете, какое действие можно выполнить С компьютерным объектом?



Практическая работа №4
«Знакомимся с компьютерным меню»

1. Откройте программу WordPad.

Наберите текст — Я осваиваю компьютер.

2. Найдите строку меню и прочитайте названия содержащихся там раскрывающихся меню. Запишите их в рабочую тетрадь.

3. Щелчком мышью раскройте меню Файл. Перемещайте указатель мыши вдоль строки меню, поочерёдно открывая другие меню. Закройте меню, щёлкнув на его названии ещё раз или нажав клавишу Esc.

4. Определите, в каком раскрывающемся меню были недоступны для выполнения команды. Запишите их в рабочую тетрадь.

5. Выберите щелчком мыши пункт Панель инструментов меню Вид. Обратите внимание на изменения в окне программы. Отмените выбранную команду Панель инструментов.

6. Определите, командам каких раскрывающихся меню соответствуют клавиатурные комбинации. Найдите клавиатурную комбинацию, соответствующую команде Выделить все. Запишите её в рабочую тетрадь.

7. Воспользуйтесь клавиатурной комбинацией Ctrl + F. Определите элементы управления, имеющиеся в открывшемся диалоговом окне. Закройте диалоговое окно кнопкой Отмена. Сделайте записи в рабочей тетради.

8. Выберите команду Шрифт меню Формат. Рассмотрите все элементы управления, имеющиеся в раскрывшемся диалоговом окне. Изменяйте их значения и наблюдайте за происходящими изменениями. Закройте диалоговое окно без внесения выполненных изменений. Сделайте записи в рабочей тетради.

9. Выполните команду Вызов справки меню Справка. Рассмотрите содержимое все вкладок открывшегося диалогового окна. С помощью справочной системы получите информацию о настройке окна WordPad. Сделайте записи в рабочей тетради.

10. Завершите работу программы WordPad, не сохраняя изменений в файле Документ.

11. Вызовите контекстное меню ярлыка Stamina. С помощью команды Открыть запустите клавиатурный тренажёр. Выполните в нём очередные упражнения. Завершите работу программы.

Урок по информатике для 5 класса «Управление компьютером через меню»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4»

Разработка технологической карты урока по информатике в 5 классе согласно ФГОС по теме

«Управление компьютером с помощью меню»

Исполнитель:

Гембихнер Ирина Александровна,

учитель информатики

МБОУ «ООШ №4»

Междуреченск

Оглавление

Технологическая карта…………………………………………………………………3

Организационная структура урока……………………………………………………8

Этап 1. Организационный. Вхождение в тему урока………………………………..8

Этап 2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала………………..8

Этап 3. Проверочная работа с помощью программы My test……………………….9

Этап 4. Изучение нового материала…………………………………………………..10

Этап 5. Проверка полученных результатов…………………………………………..14

Этап 6. Подведение итогов, домашнее задание………………………………………14

Использованный материал……………………………………………………………..16

Класс: 5

Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок по теме (всего 6 уроков).

Цель урока: проверить знания учащихся по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса; расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню.

Задачи:

  • повторить устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса;

  • познакомиться со следующими понятиями:

    • раскрывающееся меню;

    • контекстное меню;

    • диалоговое окно;

    • элементы управления.

Тип урока: комбинированный

Учебно-методический комплекс:

  1. Мультимедийный компьютер, проектор.

  2. Презентация, карточки, практическая работа, тест.

  3. Рабочие тетради Л.Л.Босова 5 класс.

Литература:

  • Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Макарова Н.В. Информатика. 5-6 класс. – СПб.: Питер, 2007.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

осознание ответственности человека за общее благополучие.

Метапредметные

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить речевое высказывание в устной форме;

Предметные:

анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями.

Технологическая карта урока.

Регулятивные:

целепологание (постановка учебной задачи)

планирование (определение промежуточных целей с учётом конечного результата, составление последовательности действий)

Познавательные:

Общеучебные (формулирование познавательной цели)

2.

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Презентация, Мультимедийный проектор

Учитель беседует с учащимися, задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу, раздает карточки-задания

Учитель показывает соответствующие изображения на Рабочем столе компьютера, изображение которого выведено на экран с помощью мультимедийного проектора

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и самостоятельно выполняют задание

Ученики зачитывают свои варианты ответов к №2.16,

6

Познавательные:

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Логические (подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений)

3.

Проверочная работа

Учитель включает на компьютере тест с помощью программы My Test

Обучающиеся отвечают на вопросы теста

5

Регулятивные:

Контроль (в форме теста)

4.

Изучение нового материала

демонстрацией с помощью мультимедийного проектора

Учитель объясняет новый материал и демонстрирует основные элементы диалогового окна

Обучающиеся записывают основные понятия в тетради (каскадные меню, раскрывающееся, (спускающиеся) меню, контекстное меню)

Обучающиеся знакомятся с понятием диалоговое окно, его основными элементам

10

Познавательные:

Общеучебные (выделение информации)

Физкультминутка

Танец-шутка

Организует физкультминутку, контролирует правильное выполнение упражнений.

Выполняют упражнения

1

5.

Закрепление полученных знаний на практике

Учитель предлагает выполнить задания в карточках за компьютером: сюда входит практическая часть (учитель объясняет правила работы)

всем классом выполняют упражнение на закрепление нового материала

8

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия)

Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация)

Управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий)

6.

Практическая работа. Управление компьютером с помощью меню

Учитель предлагает выполнить практическую работу за компьютером на карточках

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание

10

Познавательные:

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

7.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

ЭОР не используется

Объявление оценок, объяснение домашнего задания

Выставление оценок в дневник, запись домашнего задания

2

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено)

8.

Рефлексия

ЭОР не используется

Показ выбранных смайликов

1

Регулятивные:

Оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Этапы урока

1. Организационный этап. (Презентация)

Здравствуйте, друзья! Садитесь.

Мы урок наш начинаем,

Всем удачи пожелаем.

Вы друг друга поддержите

Постарайтесь, не ленитесь.

На пятёрку лишь трудитесь.

А дежурных прошу встать,

Кто отсутствует сказать.

Слайд 1-2.
Объявление темы и целей урока.

 2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного ранее материала.

Этап проводится с помощью презентации.

Слайд 3-7.

  • Один из учеников называет и показывает основные элементы Рабочего стола.

  • Ученик объясняет, для чего нужна мышь.

  • Визуальная проверка выполнения заданий на карточках 2.16 и 2.17.

    • Продолжите предложения или вставьте пропущенные слова (выделенные слова являются ответом):

    • а) Управлять компьютером можно, выбирая нужную команду из заранее заготовленных вариантов – меню.

    • б) Щелчком по кнопке Пуск открывается главное меню.

    • в) Программы – основной пункт главного меню.

    • г) Прямоугольная область на экране монитора, которую занимает работающая программа, называется окном.

  • Ученики зачитывают свои варианты ответов к №2.16, учитель показывает соответствующие изображения на Рабочем столе компьютера, изображение которого выведено на экран с помощью мультимедийного проектора.

 3. Проверочная работа (в форме теста на компьютере, необходима программа MyTest).

 Всего заданий в тесте: 7.

Критерии оценивания:
«5» — 6-7 правильных ответов
«4» — 5 правильных ответов
«3» — 4 правильных ответов

2” – менее 4-х правильных ответов

ТЕСТ

1. Важнейшее устройство ВВОДА в компьютер текстовой информации:

  • сканер

  • принтер

  • клавиатура

  • монитор

2. Устройством ВЫВОДА информации является :

  • сканер

  • клавиатура

  • джойстик

  • монитор

3. Для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера служит:

  • память

  • принтер

  • процессор

  • мышь

4. Для ВЫВОДА звуковой информации используют :

5. Другое название жёсткого диска :

  • дискета

  • винчестер

  • процессор

6. Клавиша, которая удаляет символ, стоящий справа от курсора

7. Чтобы зафиксировать прописные (заглавные) буквы следует нажать клавишу:

 4. Изучение нового материала сопровождается демонстрацией с помощью мультимедийного проектора (продолжение презентации).

Слайд 8-15

По способу перехода к меню различают: раскрывающиеся и контекстные меню.

Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают на его названии в строке меню ЛКМ. (Рис.1)

Контекстное (всплывающее) меню какого-либо объекта вызывается щелчком ПКМ на этом объекте. Любое меню содержит список команд, которые можно дать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши. Пункт меню, изображённый серым цветом, недоступен. Если на нём щёлкнуть, то ничего не произойдёт. (Рис.2)

Флажок, стоящий перед пунктом меню, означает, что этот пункт уже выбран (включён). Щелчок на нём позволяет его отключить. (Рис.3)

Некоторые пункты меню кроме названия команды содержат так называемые клавиатурные комбинации. Это означает, что данный пункт можно вызвать не только мышью, но и одновременным нажатием указанных клавиш клавиатуры. (Рис.4)

Слайд 15

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается так называемое диалоговое окно. Оно позволяет передавать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью следующих элементов управления (рис.5):

  • полей ввода; списков;

  • раскрывающих списков;

  • переключателей;

  • флажков;

  • вкладок;

  • кнопок и др.

Поле ввода (рис.6)
В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Чтобы начать ввод, надо щёлкнуть в поле кнопкой мыши и после того. как в поле появится курсор в виде вертикальной черты. начать набор. По окончании набора надо нажать клавишу {Enter}.hello_html_3c0ca9e5.jpg

Слайд 16-18

Список
Это перечень значений, из которых следует выбрать одно нужное. Элемент списка выбирается щелчком на нём. Длинный список имеет полосу прокрутки.

Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке.

Переключатель. При его включении в центре кнопки появляется чёрная точка. Включение другого переключателя выключает первой. (Рис.7) Рис.6

 

Рис.7

Флажок
Он устанавливается или снимается щелчком мышью. Установленный флажок отмечен «галочкой». hello_html_68160ae7.jpg

Вкладки
Иногда элементов управления бывает так много, что они не помещаются в диалоговом окне. Такие диалоговые окна делят на разделы, называемые вкладками.
Каждую выкладку можно рассматривать как отдельную страницу диалогового окна. (Рис.8)

 

Командные кнопки
Все диалоговые окна содержат кнопки. Часто на кнопках написаны команды, например, Открыть или Сохранить. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть. hello_html_2f101c5.jpg

Наиболее часто встречаются командные кнопки ОК и Отмена. Закончив настройку элементов управления диалогового окна, можно щелчком на кнопке ОК дать компьютеру команду ввести в действие сделанные изменения. Для закрытия диалогового окна без внесения выполненных изменений служит командная кнопка Отмена.

 Физкультминутка (слайд 19)

Переходим по ссылке http://www.rusedu.ru/detail_16592.html. Обучающиеся смотрят и выполняют упражнения.

5. Закрепление полученных знаний на практике

Задания № 1 – 4 по карточкам. (Приложение 2)

 6. Практическая работа. Управление компьютером с помощью меню. (Приложение3)Слайд 20

7. Домашнее задание и итог урока: (слайд 21-23)

§2.8, вопросы (устно). Задания № 1 -4 по карточкам (кто не успеет на уроке).

Придумать и изобразить диалоговое окно, подобное окну «Мой компьютер», с. 86 учебника (в окне постараться разместить как можно больше элементов управления).

Подводя итог урока учащимся, предлагается нарисовать смайлик в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке: (слайд 24-25)

hello_html_6b538f73.gifкто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке;

hello_html_m355ba200.gifкто считает, что недостаточно хорошо понял тему и поработал на уроке;
hello_html_16a12311.jpgкто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

Спасибо за урок.

Использованный материал:

 

II. Командные кнопки

  • ОК. Эта кнопка служит для закрытия окна с сохранением всех выполненных в нем настроек. Эта кнопка является обычно признаком модального окна, из которого нельзя временно переключиться в основное окно, а затем вернуться обратно в диалоговое. Сначала нужно полностью закончить работу с диалоговым окном, а затем закрыть его нажатием OK или Cancel. В немодальных окнах кнопка OK, как правило, отсутствует, зато имеются кнопки Cancel и Close. Из такого окна можно переключаться в основное окно.

  • Отмена. Если окно было открыто по ошибке или проведенные в нем настройки неудовлетворитель­ны, эта кнопка позволяет закрыть окно без сохранения внесении изменений. Действие данной командной кнопки аналогично действию закрывающей кнопки диалогового окна.

  • Применить. Щелчок на этой кнопке позволяет выполнить проведенные настройки, но без закрытия диалогового окна, то есть после использования этой команды можно продолжать выполнять настройки. Кнопка удобна для проведения экспериментов с параметрами настройки, когда не совсем ясно, какие же параметры являются наилучшими.

  • Обзор… Если при проведении настроек требуется разыскать или указать какой-то объект, хранящийся на диске (файл или папку), щелчок на этой кнопке открывает специальное диалоговое окно Обзор, с помощью которого удобно выполнить поиск и выбор объекта.

  • Настройка… Обычно эта кнопка относится к группе элементов управления. Она позволяет открыть новое диалоговое окно, с помощью которого настраивается действие элементов данной группы.

  • Параметры… Как и кнопка Настройка, эта кнопка позволяет выполнить настройку параметров груп­пы элементов управления.

  • Изменить... Эта кнопка обычно относится не к группе элементов управления, а к одному элементу управления. Она позволяет изменить его настройку.

  • Сохранить как… В тех случаях, когда настройка элементов управления отличается повышенной сложностью, операционная система предусматривает сохранение параметров настройки в виде отдельного файла на жестком диске. Данная кнопка позволяет выбрать имя файла для сохранения настроек. Впоследствии этот файл можно загрузить, и все сохра­ненные в нем настройки вступят в действие автоматически.

  • Дополнительно… Эта кнопка открывает новое диалоговое окно, в котором можно выполнить более сложные настройки параметров опера­ционной системы или приложения.

  • Свойства. Кнопка для получения информации о свойствах настраиваемого объекта.

  • Текстовое поле. Область ввода текстовой информации с кла­виатуры.

  • Поле со списком. Отличается от обычного текстового поля наличием раскрывающей кнопки. Данные в поле можно вводить с помощью клавиатуры или выбирать из списка с помощью мыши.

  • Список. Этот элемент управления позволяет выбрать один параметр из заданного набора. Если список не помещается полностью в отведенной для него области, то рядом с ним отображаются полосы прокрутки.

  • Раскрывающийся список. Служит для выбора одного параметра из заданного набора. Если список не помещается полностью в отведенной для него области, рядом с ним отображаются полосы прокрутки. От поля со списком отличается тем, что вводить данные в поле нельзя.

  • Переключатели-радиокнопки. Группа элементов управления, которая позво­ляет выбрать один (и только один) вариант настройки из нескольких. Включаются щелчком левой кнопки мыши. При включении нового переключателя ранее включен­ный выключается. Один из переключателей группы включен всегда.

  • Флажки. Элементы управления, похожие на переключатели. Могут применяться как в группе, так и по отдельности. Фла­жок имеет два состояния: установлен или сброшен (снят). В отличие от переключателей в группе флажков могут быть одновременно установлены несколько флажков или вообще ни одного.

  • Тест по информатике Управление компьютером 5 класс

    Тест по информатике Управление компьютером 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.

    Вариант 1

    1. Операционная система (ОС) — это:

    1) устройство для хранения информации
    2) устройство для передачи информации
    3) пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером
    4) пакет только прикладных программ или приложений

    2. Если указатель мыши имеет форму песочных часов, то:

    1) операцию невозможно выполнить
    2) компьютер занят выполнением какой-то операции
    3) объект будет перемещен в корзину
    4) информация неверна

    3. Отметьте неверное утверждение.

    1) Простейшие текстовые и графические редакторы находятся в папке Мои документы.
    2) В Корзину отправляются данные, которые уже не нужно хранить в памяти компьютера.
    3) Компьютерное меню состоит из команд, которые можно выбирать.
    4) Программное обеспечение — это совокупность всех программ, установленных на компьютере.

    4. Щелчком по кнопке Пуск открывают:

    1) окно программы
    2) раскрывающийся список
    3) диалоговое окно
    4) главное меню

    5. Впишите пропущенные слова.

    Изображение на экране монитора готового к работе компьютера называется ___________.

    6. Наиболее распространенными ОС являются:

    1) Windows
    2) BeOS
    3) Linux
    4) AmigaOS

    7. Впишите названия элементов окна программы.

    Окно программы 1 вариант

    Слова для справок: кнопка Свернуть, полоса про­крутки, рабочая область, кнопка Развернуть, строка меню.

    8. Впишите названия элементов управления диалогового окна.

    Диалоговое окно 1 вариант

    Слова для справок: командная кнопка, список, раскрывающийся список, флажок, строка заголовка, поле ввода.

    Вариант 2

    1. Прикладные программы предназначены:

    1) только для создания графических объектов
    2) для решения конкретных задач
    3) для управления панелью задач
    4) для управления операционной системой

    2. Если указатель мыши имеет форму перечеркнутого круга, то:

    1) операцию невозможно выполнить
    2) компьютер занят выполнением какой-то операции
    3) объект будет перемещен в корзину
    4) информация неверна

    3. Отметьте неверное утверждение.

    1) В Корзину отправляются данные, которые уже не нужно хранить в памяти компьютера.
    2) Главное меню можно открыть щелчком по кнопке Пуск.
    3) По способу перехода к ним различают контекстное и раскрывающееся меню.
    4) Щелчком по кнопке Пуск открывают диалоговое окно.

    4. Устанавливается или снимается щелчком мыши:

    1) окно программы
    2) раскрывающийся список
    3) флажок
    4) главное меню

    5. Впишите пропущенные слова.

    Для создания иллюстраций, текстов, обработки звука используются прикладные __________, или __________.

    6. Наиболее распространенными ОС являются:

    1) Windows
    2) BeOS
    3) AtheOS
    4) MacOS

    7. Впишите названия элементов окна программы.

    Окно программы 2 вариант

    Слова для справок: кнопка Закрыть, рабочая область, строка заголовка, полоса прокрутки, строка меню.

    8. Впишите названия элементов управления диалогового окна.

    Диалоговое окно 2 вариант

    Слова для справок: командная кнопка, раскрывающий­ся список, флажок, строка заголовка, поле ввода, пере­ключатель.

    Ответы на тест по информатике Управление компьютером 5 класс
    Вариант 1
    1-3
    2-2
    3-1
    4-4
    5. рабочим столом
    6-13
    7.
    1) кнопка Развернуть
    2) кнопка Свернуть
    3) строка меню
    4) полоса прокрутки
    5) рабочая область
    8.
    1) строка заголовка
    2) список
    3) раскрывающийся список
    4) флажок
    5) поле ввода
    6) командная кнопка
    Вариант 2
    1-2
    2-1
    3-4
    4-3
    5. программы; приложения
    6-14
    7.
    1) кнопка Закрыть
    2) строка меню
    3) адрес (строка заголовка)
    4) полоса прокрутки
    5) меню
    8.
    1) строка заголовка
    2) переключатель
    3) поле ввода
    4) раскрывающийся список
    5) флажок
    6) командная кнопка

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *