Разъездной журналист – Ветеран белорусской журналистики Олег Фомченко рассказал о редакционных буднях «Колхозной правды»

Содержание

Ветеран белорусской журналистики Олег Фомченко рассказал о редакционных буднях "Колхозной правды"

ПЕРВАЯ запись в трудовой книжке ветерана белорусской журналистики, писателя и публициста Олега ФОМЧЕНКО сделана в сентябре 1957 года, то есть почти шесть десятилетий назад: «Принят на должность литературного сотрудника редакции газеты «Колхозная правда». Так в то время называлась наша газета. Говорит, никаких особых испытаний или студенческой практики в газете у него не было — взяли сразу. Тогда немало места на полосах отводили даже корреспонденциям внештатных авторов. Ну а собственных асов учили «в полевых условиях». О деталях редакционных будней тех лет мы попросили вспомнить уважаемого ветерана.


Разъездной корреспондент

Десять лет молодой журналист оттачивал мастерство на службе родной редакции. Аналогия с военной стезей рождается неспроста, когда узнаешь о деталях задач разъездного корреспондента — через несколько лет работы Олега перевели именно на эту должность. К слову, сейчас таких специалистов в штатном расписании нашего издания вы не найдете — их заменили корреспонденты и обозреватели. 

Темы молодые журналисты «Колхозной правды» в конце 50-х, искали, понятно, на селе. В разгар полевых работ или уборки устраивали «выездные редакции» — по 3-4 репортера вместе добывали материал в одном районе. Разумеется, интернета с его неиссякаемыми источниками информации в их распоряжении не было, зато прямо в редакции — собственная библиотека. Нередко командировка длилась целую неделю, многие старались побывать в нескольких районах и проработать сразу несколько тем, чтобы не растрачивать почем зря редакционные деньги. Экономия! Как вспоминает ветеран, переживший и ужасы войны и полуголодное детство, его коллеги в то время были не избалованы и готовы к любым условиям. В основном в журналистику шли мужчины. Приезжая в район, они, конечно, могли попросить помочь с транспортом и местное начальство. Газета была уважаемой, ее хорошо знали в регионах и не отказывали, впрочем, как и сейчас. 

Однако если корреспонденты собирались писать критическую статью, то принципиально обходились своими силами. Скажем, в редакцию пришло письмо от обиженных несправедливой оплатой работников колхоза — неправильно подсчитаны трудодни. Местное руководство не горит желанием давать ход неприглядным фактам, а потому журналиста республиканской газеты привечает и зовет за накрытый стол. В таких случаях начинающий очеркист от угощения отказывался, говорит, лучше перекусить нехитрым бутербродом из сала с хлебом, чем унижаться. Кстати, сам он родом из деревни, отец Олега всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, так что никаких изысков и деликатесов на столе не было. И в быту «перья» «Колхозной правды» не отличались привередливостью.

— Добирались до деревень и пешком, и на подводах, а то и верхом, подложив вместо седла ватник, — вспоминает Олег Семенович. — Пять—десять километров пройти — не проблема. Популярной темой было осушение болот, поэтому часто приходилось путешествовать по Полесью, переплывать Припять на пароме.


Олег ФОМЧЕНКО берет интервью у работника  колхоза «Советская Белоруссия»
в Высоковском (ныне Каменецком) районе


 Если информация срочная, могли сразу позвонить в редакцию и продиктовать заметку. К примеру, о том, что в одном из колхозов закупили новую технику. В газете того времени такая информация могла ограничиваться пятью-шестью предложениями.

Однако и более глубокие и объемные жанры были в чести. Особенно нравилось Олегу Семеновичу рисовать своих героев в очерках, описывая не только человека, но и природу. Собирая информацию, журналист не просто брал коротенькое интервью у героя прямо в поле, а старался обойти чуть ли не всю деревню, поговорить с родными и близкими заинтересовавшего его сельчанина. Однажды с молодой девчонкой-трактористкой на Могилевщине полдня провел в кабине за работой. 

— Я всегда уважал и уважаю сельских людей — настоящих тружеников, честных, порядочных, — делится эмоциями Олег Семенович. — Многие семьи жили тогда очень бедно, но все равно были патриотами и не ныли. У той же юной трактористки была цель — добиваться всего своими руками, своим трудом и приносить пользу обществу.

Робинзон в погоне за снимком

Впрочем, и журналисты того времени руководствовались теми же принципами. Запомнилась ветерану еще одна командировка, во время которой журналистское рвение и юношеская бесшабашность едва не закончились плачевно для его коллеги. Однако тогда никто и не подумал делать из случившегося трагедию. Но к делу. Приехав в Мядельский район, разъездной корреспондент случайно столкнулся с коллегой — фотокором Алексеем Лукашовым. Фотокорреспонденты в то время выезжали на задания и самостоятельно, причем каждая поездка «загружалась» максимально — парочкой снимков не отделаешься. И вот Алексей услышал, что сено косят не только на лугах, но и на островах посреди озера. Конечно, не устоял перед соблазном сделать живописные кадры — бывший фронтовик особенно любил мирные виды природы. Местный рыбак с готовностью «подбросил» фотографа на лодке на один из кусочков суши посреди воды. Однако косьбой там и не пахло. Зато сгустились тучи и началась гроза. Около суток пришлось Алексею куковать на злосчастном острове в одиночестве, пока его наконец не выручили из беды. 

Командировка — это только полдела, основной творческий процесс происходил уже в стенах редакции. Журналисты не спешили к клавиатуре и компьютеру, как нынче, могли и неделю обдумывать замысел, «диктовать» текст про себя. А потом записывать ручкой на бумаге. Рукописные тексты тогда набирали в специальном машинописном бюро. 

— Корреспонденты дежурили по газете, по очереди выступая в роли «свежего глаза» — вычитывали ее от корки до корки после корректоров и редакторов, чтобы случайно не вышла ошибка, — посвящает в нюансы газетного дела Олег Семенович. — Сдача номера могла затягиваться до часа-двух ночи, особенно если шел серьезный материал и гранки возили в ЦК. Мы в таких случаях могли прикорнуть на небольших диванчиках, которые стояли прямо в кабинетах. До сих пор вспоминаю, как возвращались домой по ночному Минску под утро, чтобы через несколько часов встать и снова на работу. Мне особенно хорошо писалось примерно с пяти утра... 

Олег Семенович поработал во многих редакциях, но признается в искренней любви именно к «Сельской газете», ведь она своя, родная. 

— Настоящий журналист прежде всего думает о деле, а не о карьере или гонораре, — подводит черту мастер.

Постараемся в будущем и мы не изменять такому девизу.

[email protected]

Фото Павла ЧУЙКО и из архива Олега ФОМЧЕНКО

разъездной корреспондент 🎓²

  • разъездно́й — ая, ое. 1. Относящийся к разъезду (во 2 знач.), разъездам, связанный с ними. Не совсем твердо помню, как и кто нас доставил в Казимирку. Знаю только, что на другой день отец Анатолий написал мне записку с настоятельной просьбой уплатить ему… …   Малый академический словарь

  • Подорольский, Николай Александрович — Николай Александрович Подорольский (30 ноября (12 декабря) 1899(18991212), Одесса  18 июля 1988, Москва)  советский журналист и литератор. Родился в семье присяжного поверенного, после 1917 г. члена коллегии защитников. Учился …   Википедия

  • Владимир Евгеньевич Жаботинский — сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Владимир Жаботинский — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский, Владимир — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский, Зеев — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский В. — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский Владимир Евгеньевич — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский В. Е. — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Зеев Жаботинский — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Погодин Николай Федорович — Погодин (псевдоним; настоящая фамилия Стукалов) Николай Федорович [3 (16).11.1900, станица Гундоровская, ныне Донецкой области, ‒ 19.9.1962, Москва], русский советский драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Печатался с 1920.… …   Большая советская энциклопедия

  • разъездной корреспондент — с русского на английский

    См. также в других словарях:

    • разъездно́й

      — ая, ое. 1. Относящийся к разъезду (во 2 знач.), разъездам, связанный с ними. Не совсем твердо помню, как и кто нас доставил в Казимирку. Знаю только, что на другой день отец Анатолий написал мне записку с настоятельной просьбой уплатить ему… …   Малый академический словарь

    • Подорольский, Николай Александрович — Николай Александрович Подорольский (30 ноября (12 декабря) 1899(18991212), Одесса  18 июля 1988, Москва)  советский журналист и литератор. Родился в семье присяжного поверенного, после 1917 г. члена коллегии защитников. Учился …   Википедия

    • Владимир Евгеньевич Жаботинский — сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Владимир Жаботинский — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Жаботинский, Владимир — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Жаботинский, Зеев — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Жаботинский В. — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Жаботинский Владимир Евгеньевич — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Жаботинский В. Е. — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Зеев Жаботинский — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

    • Погодин Николай Федорович — Погодин (псевдоним; настоящая фамилия Стукалов) Николай Федорович [3 (16).11.1900, станица Гундоровская, ныне Донецкой области, ‒ 19.9.1962, Москва], русский советский драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Печатался с 1920.… …   Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Владимир Чивилихин. Повести, Владимир Чивилихин. Слесарь, кочегар, бригадир депо, мастер училища, студент, разъездной корреспондент — так начиналась биография Вл. Чивилихина. Знание жизни и одаренность помогли писателю создать впечатляющие… Подробнее  Купить за 90 руб

    Алла Ефремовна Гербер. Биографическая справка

    С 1957 по 1960 год работала в журнале "Культура и жизнь",  затем, начиная с 60 х годов   журналистом в целом ряде изданий. Начала печататься в "Московском комсомольце", работала журналистом в  газете "Вечерняя Москва", была разъездным корреспондентом в журнале "Юность" (в рубрике "Письмо зовет в дорогу"), в газетах "Известия",

    "Литературная газета", "Комсомольская правда", журнале "Радио и телевидение".

    Несмотря на то, что Алла Гербер писала о культуре, кино и науке, она в советское время считалась "неблагонадежным" автором. Из журнала "Журналист", где она работала  в команде Егора Яковлева, ее вместе с 11 коллегами уволили "по собственному желанию" за идеологические ошибки.

    C 1970 по 1973 год Гербер работала редактором на киностудии имени Горького.

    С 1973 по 1978 год была обозревателем отдела публицистики журнала "Советский экран".

    В годы перестройки Алла Гербер стала членом независимого движения писателей "Апрель", вошла в координационный совет движения  "Демократическая Россия", стала одним из организаторов и членом совета Российского антифашистского центра.

    В 1990 году Алла Гербер провела первый антифашистский процесс, который закончился осуждением одного из руководителей организации "Память" Осташвили.

    В 1991 году была членом координационного совета движения "Демократическая Россия", организовала Московский антифашистский Центр.

    С момента основания в 1992 году фонда "Холокост" Гербер участвует в его деятельности.

    В 1995 году, после смерти первого президента фонда историка Михаила Гефтера, она возглавила эту организацию.

    В 1993 1996 годах была депутатом Государственной Думы РФ, входила во фракцию "Выбор России", была членом  Комитета Государственной Думы по образованию, культуре и науке. Будучи депутатом, принимала участие в разработке законов "Об ограничении привилегий депутатов и государственных чиновников", "О государственном и негосударственном среднем образовании", "О запрещении экстремистских организаций, пропаганды национальной ненависти и нацистской символики", законов о библиотеках, о сохранении музеев, о детских внешкольных учреждениях, о кино организовала парламентские слушания "О неофашизме в России".

    На счету Аллы Гербер – более тысячи публикаций, она автор восьми книг, в том числе "Один на один" (1969), "Беседы в мастерской" (1981), "Судьба и тема: Этюды об Инне Чуриковой" (1986), "Мама и папа" (1994), соавтор книги "История Холокоста на территории СССР" (2001).

    С 1995 года Алла Гербер   научный сотрудник Института экономики переходного периода, президент общественного Фонда "Холокост".

    Член редколлегии "Библиотеки Холокоста", одна из составителей целого ряда книг, в том числе "Книги Праведников", "Истории Холокоста на территории СССР".

    Член Союза писателей, Союза журналистов и Союза кинематографистов России.

    В 2007 году указом президента Владимира Путина была включена в состав Общественной палаты РФ и вошла в комиссию по межнациональным отношениям и свободе совести. В 2009 году ее полномочия были продлены.

    В 2003 году Алла Гербер была названа "Человеком года – 5762" по версии Федерации еврейских общин (ФЕОР).

    Имеет сына, внука и внучку.

     

    разъездной корреспондент 🎓 ⚗ перевод с русского на английский

  • разъездно́й — ая, ое. 1. Относящийся к разъезду (во 2 знач.), разъездам, связанный с ними. Не совсем твердо помню, как и кто нас доставил в Казимирку. Знаю только, что на другой день отец Анатолий написал мне записку с настоятельной просьбой уплатить ему… …   Малый академический словарь

  • Подорольский, Николай Александрович — Николай Александрович Подорольский (30 ноября (12 декабря) 1899(18991212), Одесса  18 июля 1988, Москва)  советский журналист и литератор. Родился в семье присяжного поверенного, после 1917 г. члена коллегии защитников. Учился …   Википедия

  • Владимир Евгеньевич Жаботинский — сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Владимир Жаботинский — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский, Владимир — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский, Зеев — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский В. — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский Владимир Евгеньевич — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Жаботинский В. Е. — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Зеев Жаботинский — Владимир Евгеньевич Жаботинский сионист, журналист, писатель, поэт. Дата рождения: 6 (18) октября 1880 …   Википедия

  • Погодин Николай Федорович — Погодин (псевдоним; настоящая фамилия Стукалов) Николай Федорович [3 (16).11.1900, станица Гундоровская, ныне Донецкой области, ‒ 19.9.1962, Москва], русский советский драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Печатался с 1920.… …   Большая советская энциклопедия

  • Погодин — I Погодин         Александр Львович [3 (15).6.1872, Витебск, 16.5.1947, Белград], русский историк и филолог славист. Окончил Петербургский университет (1894). С 1901 магистр, с 1904 доктор славянской филологии. Профессор Варшавского (1902 08) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Жаботинский, Владимир Евгеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жаботинский. Владимир Евгеньевич Жаботинский Имя при рождении …   Википедия

  • Голованов, Ярослав Кириллович — Голованов Ярослав Кириллович Дата рождения: 2 июня 1932(1932 …   Википедия

  • Ярослав Голованов — Ярослав Кириллович Голованов (2 июня 1932, Москва 21 мая 2003, Переделкино, Ленинский район Московской области) советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки. Автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей. Лауреат… …   Википедия

  • Ярослав Кириллович Голованов — Ярослав Голованов Ярослав Кириллович Голованов (2 июня 1932, Москва 21 мая 2003, Переделкино, Ленинский район Московской области) советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки. Автор 20 книг, более 1200 газетных и 160… …   Википедия

  • Ассоциации к слову РАЗЪЕЗДНОЙ (словарь ассоциаций русского языка)

    все ассоциации         мужские/женские

    Со словом «разъездной» ассоциируются слова

    НЕТ АССОЦИАЦИЙ

    Слово «разъездной» ассоциируется со словами

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: электрод — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    Мужские ассоциации к слову «разъездной»

    НЕТ АССОЦИАЦИЙ

    Женские ассоциации к слову «разъездной»

    НЕТ АССОЦИАЦИЙ

    Нейтральные ассоциации к слову «разъездной»

    НЕТ АССОЦИАЦИЙ

    Синонимы к слову «разъездной»

    Предложения со словом «разъездной»

    • Трудился разъездным корреспондентом и даже на какой-то завод успел устроиться, где и нашли потерявшие своего сотрудника коллеги-журналисты.
    • Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
    • Я выразительно взглянул вниз, где покачивался у нашего борта белоснежный разъездной катер, наверняка стоящий больше, чем весь наш пароход.
    • (все предложения)

    Цитаты из русской классики со словом «разъездной»

    • – О нет. Это так, разъездная, собственно для моих поездок, но та… это удивительно, легка как перышко; а когда вы сядете в нее, то просто как бы, с позволения вашего превосходительства, нянька вас в люльке качала!
    • Так это оставалось, впрочем, и впоследствии: исправник был человек разъездной, и он сек только сельских людей, которые тогда еще не имели самостоятельного понятия от иерархии и, кто их ни сек, – одинаково ногами перебирали.
    • Надо будет у фельдшера шубу взять разъездную, замерзнешь завтра в своем пальто…
    • (все цитаты из русской классики)

    Сочетаемость слова «разъездной»

    Что (кто) бывает «разъездным»

    Значение слова «разъездной»

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Смотрите также

    РАЗЪЕЗДНО́Й, -а́я, -о́е. 1. Относящийся к разъезду (во 2 знач.), разъездам, связанный с ними.

    Все значения слова «разъездной»
    • Трудился разъездным корреспондентом и даже на какой-то завод успел устроиться, где и нашли потерявшие своего сотрудника коллеги-журналисты.

    • Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

    • Я выразительно взглянул вниз, где покачивался у нашего борта белоснежный разъездной катер, наверняка стоящий больше, чем весь наш пароход.

    (все предложения)

    Каким был свердловский факультет журналистики 45 лет назад — Российская газета

    Сорок пять лет назад мои однокурсники и я в их числе закончили факультет журналистики, наш лицей. Как водится в таких случаях, встретились (те, кто смог приехать) на нашем факультете в Свердловске (теперь он - Екатеринбург). Смогли приехать не все. Восьмерых наших уже нет на этом свете. Кое-кто оказался на Украине, кое-кто в Канаде или Израиле, кое-кто и еще дальше - на Дальнем Востоке. Но все-таки кое-кто приехал. И мы, конечно же, погуляли по нашему городу, собрались за столом и вспомнили, как нам показалось, всё. И смешное, и грустное...

    Трамвай

    Шел по городу трамвай. Время было поздним, трамвай - допотопным. Редкие пассажиры глядели в окна на вечерний Свердловск и слушали голоса веселой подвыпившей компании, разместившейся на задних сиденьях. Этак трамвай подошел к перекрестку улиц 8-е Марта и Куйбышева. Остановился. Поскольку надобно было перевести стрелку, которая в то далекое время переводилась вручную с помощью обыкновенного лома. Именно с этим инструментом в руках вагоновожатая ( то была крепкая тетка средних лет в ватнике и сапогах) не спеша открыла двери и вышла из вагона. Она, конечно бы, поспешила, если б знала, что среди подвыпившей компании на заднем сиденье отдыхал душой и сердцем студент третьего курса факультета журналистики Витя Хлыстун, которому больше всего в жизни нравилось крутить баранку. Писать заметки у него было на третьем месте. А на втором - девчонки. Хлыстун увидел вакантное место и тут же переместился с пассажирского сиденья на водительское. Колесо, или баранка, в кабине водителя трамвая действительно существовало. Витя принялся его крутить, а заодно выжал до отказа какой-то рычаг. Груда металла вздрогнула и рванула что было сил по улице 8-е Марта к центру славного города Свердловска. От неописуемого восторга Витя запел во весь голос популярную песню композитора Родыгина "Пускай над перекрестками не гаснут огоньки,/ Нам улицы свердловские знакомы и близки./ Рассвет встает над городом, заря, светлым светло./ Как любо всё и дорого, и на сердце тепло". Думаю, что именно последняя строчка в полной мере отражала душевное состояние мастера. Впрочем, любо-дорого и тепло на сердце было у всей компании, чего вряд ли можно было сказать о пассажирах и вагоновожатой. Последняя, кстати, под грохот колес и базлание песни композитора Родыгина бросилась бежать за уходящим трамваем с ломом наперевес. Она тоже что-то кричала, но не столь лирическое и не в рифму. Витя, будучи отличником, понимал, что надо дать возможность возбужденным пассажирам выйти на очередной остановке. Он покрутил баранку, надавил на рычаг, и трамвай со скрежетом остановился. Пассажиров как ветром сдуло, а через секунду подоспела и вагоновожатая с ломом. Витя, будучи отличником, понимал, что против лома нет приема. Поэтому и он, и вся компания рванули из трамвая со скоростью, значительно превышавшей возможности вагона с баранкой.

    Зачем Хлыстун угнал трамвай? Я не знаю. Да и сам он отвечает на этот вопрос как-то неуверенно. Как замечательный журналист и великолепный водитель современных авто он знает ответы на множество сложнейших вопросов, но на этот отвечает и по сей день неубедительно.

    Витя Хлыстун. Фото: Из личного архива Юрия Лепского

    "Вечное перо"

    Лично мне известны только два журналиста, которые еще в студенчестве сумели продемонстрировать незаурядный талант и даже призвание к профессии главного редактора. Один из них и по сей день главный редактор "Российской газеты" - Владислав Фронин. Судьба второго сложилась не столь удачно: он не стал главным редактором. Но все, что нужно главному, у него есть и по сей день. Тогда, 45 лет назад, его звали Миша Фридмар и он редактировал нашу курсовую стенгазету "Вечное перо". Хочу, чтобы вы мне поверили: в ту пору это была лучшая стенная газета страны. Она делалась смело, талантливо и стопроцентно профессионально. Фридмар придумывал темы, раздавал задания, и когда ему приносили материалы, с удовольствием и бережно их редактировал. Газету он делал по ночам вместе с художником и ответственным секретарем Игорем Литвиненко, моим однокурсником и другом. Утром у стены с "Вечным пером" собиралась толпа. Газету читали все - студенты разных курсов и даже разных факультетов университета. В толпе читающих были заметны и преподаватели. Напечататься в "Вечном пере" было и почетно, и престижно. В любом случае, я не знаю второй стенгазеты, подшивка которой хранилась бы и по сей день в государственном архиве. Но речь все же о Фридмаре.

    Миша Фридмар мало изменился с тех пор. Фото: Из личного архива Юрия Лепского

    Однажды случилось вот что. Шла обычная производственная практика. На каком-то предприятии Свердловска мы учились писать заметки для местной многотиражки. Руководила практикой доцент Т., сама в газете не работавшая, но полагавшая, что может учить журналистике других, особенно зеленых студентов. Но тут у доцента Т. случился сбой. Она столкнулась с Мишей Фридмаром, который, будучи студентом, оказался куда опытнее и профессиональнее. Доцент к такому положению вещей готова не была и решила, что раз она доцент, а он - студент, то она - главнее. То есть поступила, как и полагалось поступать в любой партийной организации того времени. Но вот с партийностью у главного редактора Миши Фридмара в ту пору было неважно. И он пришел на факультет, закрылся в аудитории на ночь и к утру вывесил на стене экстренный выпуск "Вечного пера", в котором от доцента Т. и ее методов творческого воспитания советского студенчества осталось мокрое место.

    Утром случился скандал, стена лишилась газеты, а Миша - студенческого билета (как водится, "за академическую неуспеваемость"). Я и по сей день благодарен лучшим нашим факультетским преподавателям. Но судьбу Миши в ту пору, увы, решали не лучшие. И эти нелучшие абсолютно точно почувствовали в поступке Фридмара вполне реальную, не стенгазетную угрозу и опасность. Они почувствовали правильно: Миша талантливо и смело делал настоящую, а не игрушечную газету. В результате стараниями одних и бездействием других современная Россия лишилась талантливого главного редактора, которых у нас и по сей день меньше, чем пальцев на руке.

    Адрес

    Мой однокурсник Боря Кортин родился 27 апреля 1947 года. В тот замечательный день, но в 1971 году, почти все однокурсники собрались за его гостеприимным столом, чтобы отметить праздник своего любимца. Боря был комиссаром нашего студенческого отряда на уборке картошки, отличником, замечательным товарищем и просто красавцем: девушки души в нем не чаяли. Однако на день рождения Бори пришел и Петя Харченко - его однокурсник, про которого нельзя было сказать и трети того, что числилось за Борей. Как результат - Харченко насосался спиртного и выпал из контекста окружающего мира в буквальном смысле слова. Когда гости разошлись, именинник обнаружил гостя не подающим признаков сознательной жизни. А в рамках жизни бессознательной гость время от времени, не открывая глаз, требовал немедленно доставить его домой, поскольку любимая жена уже заждалась.

    Общий любимец Боря Кортин. Фото: Из личного архива Юрия Лепского

    Что было делать? Такси в ту пору в городе Свердловске было экзотикой, да и не по карману даже студенту журфака. До появления мобильных телефонов оставалось еще лет тридцать. Короче говоря, именинник принял единственно правильное решение: он взвалил Петю Харченко на плечи и потащил его по ночному городу к любимой жене (своими ногами к любимой жене Петя, как вы понимаете, дойти уже не мог). Предварительно Боре удалось получить из немеющих уст однокурсника номер дома по улице Луначарского, где безутешная жена ожидала пьяницу.

    К четырем утра Боря признал собственное фиаско. С грузом на плечах он обошел всю улицу Луначарского, но указанного номера дома не обнаружил. В результате из последних сил он дотащил Петю до общаги, где и выгрузил его на ближайшую свободную койку. Утром выспавшийся Петя разбудил Кортина и поинтересовался, отчего его не доставили домой. Боря с ангельской кротостью объяснил причину. И тогда Петя, вдруг просияв, догадался: "Так ведь я ж тебе свой пермский адрес сказал".

    С тех пор Боре выпала судьба носить тяжести и потяжелее. Но он никогда не жаловался ни на жизнь, ни, тем более, на Харченко.

    "Пилигримы"

    На втором курсе факультета журналистики мне предложили поработать журналистом. Разъездным корреспондентом в нашей университетской многотиражке. Я должен был ездить по колхозам и совхозам Красноуфимского района и рассказывать читателям, как в этих колхозах и совхозах трудится на уборке картофеля университетское студенчество. Однажды я прикатил в какой-то колхоз вместе с агитбригадой. В составе агитбригады были танцоры с филфака и бард с истфака.

    Вечером в колхозном клубе собралась публика. Танцоры сплясали свое, стяжав вялые аплодисменты. А потом под гитару запел бард, крепкий парень с хрипловатым голосом: "Мимо ристалищ, капищ,/ мимо храмов и баров,/ мимо шикарных кладбищ,/ мимо больших базаров,/мира и горя мимо,/ мимо Мекки и Рима,/ синим солнцем палимы,/ идут по земле пилигримы".

    Публика примолкла. Помню, что когда бард спел "Глаза их полны заката,/ сердца их полны рассвета", я подумал: чья же песня? И тут же решил, что Высоцкого. Пройдет два года, и страну покинет великий поэт Иосиф Бродский, о существовании которого я, темный и необразованный студент Уральского университета не знал ничего. Ни тогда, когда слушал песню Евгения Клячкина на его стихи, ни два года спустя, когда получил диплом об окончании факультета. Про то, что "Пилигримы" - это Бродский, я узнал много лет спустя.

    Таковы были особенности нашего советского образования. Но теперь я понимаю, что не только в образовании тут дело. Недавно прочитал у Анатолия Наймана: "Ты рождаешься с инструментом в душе, реагирующим на звук и ритм слова, и оказывается, что главный поэт в это время - Константин Симонов. Или Надсон. Или Бенедиктов... Тусклые отсветы, тяжелый воздух... Вдруг Симонова - Суркова сменяет Евтушенко - Вознесенский: луч света, глоток свежести! Теперь можно подождать и Тютчева, и Мандельштама. Можно подождать, но можно и не ждать, а самому выйти на дело".

    Вот я не вышел. Предпочел ждать. И дождался Бродского только через двадцать лет. Это счастье, что "инструмент в моей душе" всё это время худо ли бедно оставался жить, не истлел, не умер, не расстроился... Если б иначе - на всю оставшуюся жизнь остался бы с Вознесенским - Евтушенко. Что само по себе и неплохо. Но только взойдя на вершины Бродского, Фроста и Одена, понимаешь, чего ты мог лишиться в своем ожидании и духовном бездействии.

    Все-таки лучшее образование воспитывает потребность встать и пойти.

    Наш курс на третьем курсе. Фото: Из личного архива Юрия Лепского

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *