3. Сфера деятельности менеджеров. Менеджмент: сущность и основные категории
Похожие главы из других работ:
Анализ деятельности предприятия сферы услуг
2. Сфера деятельности предприятия.
Сфера деятельности организации заключается в предоставлении услуг населению по ведению домашнего хозяйства. Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами…
Анализ деятельности Тираспольского колледжа бизнеса и сервиса
3. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА
…
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия сервиса на примере Псковского филиала АО «Страховая группа «Уралсиб»
1.2 Сфера и масштаб деятельности организации
В 2008 году в результате преобразований было окончательно создано 7 региональных дирекций, напрямую подчиняющихся головному офису и объединивших 74 филиала, 179 агентств и 40 дополнительных офисов…
Диагностика системы адаптации молодежи на предприятии на примере ОАО «ФОРМЗ»
1.1 Сфера деятельности предприятия и выпускаемая продукция
ОАО «ФОРМЗ» — ведущее предприятие России по производству автомобильных подъемников. Завод введён в эксплуатацию в 1982 году как филиал Московского опытного ремонтно-механического завода, обслуживающего нужды Министерства по атомной энергетике…
ЗАО «Тираспольский мясокомбинат»
1.1 Сфера деятельности предприятия и организационно-правовая форма
Комбинат является закрытым акционерным обществом (ЗАО) и функционирует на основании Закона ПМР «О предпринимательской деятельности и предприятиях в ПМР», Закона ПМР «О собственности ПМР», Устава. Участниками общества являются граждане ПМР…
Организационная структура управления предприятием на примере ЗАО «СНХРС»
4.1 Сфера деятельности и рынки сбыта Предприятия
Строительство — одно из первых и на сегодняшний день основных направлений деятельности компании. На первых этапах, специализацией фирмы было возведение малоэтажных жилых домов и внутренней отделке помещений различного назначения…
Организация труда на ОАО «Литмаш»
1.1 Сфера деятельности ОАО «Литмаш», ее место на рынке товаров и услуг
История создания завода начинается с основания механических мастерских Карлом Антоновичем Питчем в 1898г. в г. Тирасполе, Херсонской губернии. В октябре 1924 г., мастерские были реорганизованы в крупный, для того времени, литейно-механический завод…
Особливості проведення реінжинірингу
2.1 Сфера послуг як сфера проведення реінжинірингу
У вітчизняних публікаціях по реінжинірингу можна зустріти точку зору, що реінжиніринг застосовний лише в крупних господарських структурах, банківських і фінансових інститутах. Таке трактування помилкове. Практика показує…
Отраслевой анализ как элемент анализа ближайшего окружения предприятия
3.1 Сфера деятельности предприятия «Антарктида»
Предприятие «Антарктида» (ИП Кошельников) было основано в 2004 году. Место нахождения фирмы (юридический адрес): Российская Федерация, г. Волгодонск, ул. Окружная 1…
Работа службы управления персоналом предприятия: анализ пути ее совершенствования
2.1.3 Сфера деятельности и направления работы предприятия
Основная сфера деятельности ООО «НИИЭВМсервис» — техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники, а также разработка, поставка, внедрение и техническое обслуживание как собственного…
Разработка технологии повышения уровня лояльности персонала на предприятии ОАО «АвиаСтарт»
1.1 Сфера деятельности ОАО «АвиаСтарт»
Сферой деятельности ОАО «АвиаСтарт» является осуществление пассажирских авиаперевозок на внутренних линиях малой и средней протяженности…
Система управления предприятием
5. Сфера деятельности, функции, должностные обязанности экономиста-менеджера на предприятии городского хозяйства
Должностная инструкция Экономиста-менеджера Экономист-менеджер должен знать: 1. Законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные акты, методические материалы по планированию, учету…
Стратегический анализ ООО «Строймонтаж»
1.2 Сфера деятельности организации
Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где введено 13,3% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае — 6,1%, Санкт-Петербурге — 4,6%…
Стратегическое управление организацией
5.3 Сфера деятельности клуба CrossFit Berloga
Сфера деятельности клуба CrossFit Berloga постоянно расширяется, так как из-за возрастающей популярности данной тренировочной системы создаются новые клубы, оказывающие конкуренцию на рынке предоставления фитнес услуг…
Управление кризисными ситуациями на предприятии
2.1 Сфера деятельности ОАО «Роснефть»
«Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии…
1.1. Менеджмент — вид деятельности
Рис. 2. Менеджер в работе с информацией.
Деятельность менеджера отличается характерными чертами:
· организация и управление людьми, занятыми в процессах производства различных видов продуктов;
· использование в работе административных и экономических методов управления. Административно культивировать подчинение, а экономически – пробуждать интересы работающих, мотивировать трудовую деятельность, стимулировать производительный труд и рациональное распределение ресурсов;
· внедрение инноваций (новых технологий, оборудования, товаров и услуг), для достижения долгосрочного успеха организации;
· видение перспектив развития организации;
· умение стратегически мыслить и разумно рисковать;
· умение принимать решения и брать ответственность на себя.
Менеджеры не случайно должны обладать перечисленными чертами. На менеджера возлагается ответственность за деятельность организации. Именно менеджеры отвечают за результаты использования ресурсов, которыми наделена организации для достижения целей, поставленных ее учредителями.
Для подчинения всей совокупности процессов и действий членов организации единой цели менеджеры создают организационную структуру. Подчинение цели означает, что организация должна получать результат:
· прибыль;
· увеличение доходов участников организации;
· удовлетворение социальных потребностей и т.п.
Обязанность менеджера, таким образом, заключается в эффективном и рациональном использовании ресурсов для достижения целей организации.
Эффективность организации — это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация может выполнять свои функции, т. е. предоставить потребителям необходимые им товары и услуги.
Рациональность действий менеджеров — оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги. Рациональность может быть рассчитана как количество ресурсов, использованных для производства товара или услуги.
Менеджеры должны создавать условия для рациональной и эффективной работы организации. Деятельность менеджеров заключается в нахождении и применении способов повышения рациональности, при одновременном стремлении и к достижению целей компании по качеству обслуживания и удовлетворенности потребителей конечного продукта. То есть, — главная обязанность менеджеров состоит в обеспечении высокой результативности работы, выраженной в степени достижения целей организации при эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Профиль новаторского менеджмента
Предпосылки новаторского менеджмента. Технологические, технические, экономические, социальные изменения, свойственные современному миру, обретают глобальный характер и имеют далеко идущие последствия для менеджеров и организаций, которые они возглавляют. В условиях, когда изменения являются скорее нормой, чем исключением, менеджерам надо находить инновационные способы решения проблем, с которыми встречаются руководители организаций в процессе деятельности. В результате, спектр классических способностей и навыков, традиционно свойственных менеджерам, дополняется новыми компетенциями, необходимыми для эффективного управления.
Смысл новаторского менеджмента. Для достижения традиционных целей (производство, прибыль, доходы, рыночная ниша и т.п.), адекватных модели экономического роста, менеджерам достаточно организовать иерархическую структуру управления и установить контроль над деятельностью людей. Ситуация меняется, когда кардинально возрастает значение инновационных решений для достижения высоких показателей не только количества, но и качества производства, отражающих его конкурентоспособность. В этом случае менеджеры должны обладать иными навыками, которые помогут лидерам мотивировать и увлечь людей, используя свой авторитет в процессе извлечения выгоды из результатов интеллектуального и физического труда сотрудников.
Роль новаторского менеджмента. Новые условия развития производства предполагают изменение роли менеджеров, которые должны возглавить перемены, направить в нужное русло креативность и энтузиазм людей, найти общие ценности и вовлечь сотрудников в управление производством. Командная работа и сотрудничество становятся теми руководящими принципами, которые помогут менеджерам и работникам выработать модель поведения, адекватную представлениям и нормам современного предпринимательства. В подобных условиях роль менеджмента заключается в сосредоточении усилий на развитии организаций, адаптации людей к изменениям, мотивировании и координация их действий в процессе производства. Такой взгляд на менеджмент позволяет перейти от жесткого контроля к созданию культурных ценностей, которые позволят людям создавать рабочую обстановку, отличающуюся высокой производительностью и высоким уровнем сотрудничества.
Значение новаторского менеджмента. Инновации в товарах, услугах, системах менеджмента, производственных процессах, корпоративных ценностях и других аспектах организации обеспечивают компаниям рост, изменение и процветание. В долгосрочной перспективе без инноваций не сможет выжить ни одна компания. В современном мире отрасли, технологии, экономики, государства и общества постоянно меняются, и менеджеры обязаны помогать своим организациям продвигаться вперед в непредсказуемых условиях, используя гибкость и инновационность.
Новаторский менеджмент, не отрицая значения классических принципов, использует новые принципы (таблица 3), которые полнее учитывают особенности современной экономики: глобальность процессов и явлений, рост неопределенности, рисков и конкуренции на рынках ресурсов и готовой продукции.
Таблица 3
Сравнение принципов
классического и новаторского менеджмента
Менеджер как профессия, особенности профессии.
1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях,
2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,
3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.
По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:
— Менеджер — это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
— Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.
— Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
— Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.
Итак, менеджмент — это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера — как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.
Среди основных функций менеджера выделяют:
Планирование — определение целей организации и действий по их достижению;
Организация — структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
Распорядительство — это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
Координация — согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
Мотивация — создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
Контроль — обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:
Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам — только право распоряжаться ресурсами.
Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.
5:Сферы деятельности менеджера: руководитель, консультант, ученый и преподаватель.
Существует 4 сферы деятельности менеджера:
1) руководитель. Его основная деятельность — управление конкретным коллективом (организацией), принятие управленческих решений для достижения практических задач и целей в рамках своей компетенции, он же несет всю полноту ответственности за принятое решение; для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике.
2) консультант в области управления. Его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем.
3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности — научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента; для ученого в области управления важны творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления.
4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении; для преподавателя менеджмента важны способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, навыки передачи знаний.
Менеджер как профессия, особенности профессии.
Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:
1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях,
2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,
3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.
По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:
— Менеджер — это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
— Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.
— Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
— Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.
Итак, менеджмент — это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера — как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.
Среди основных функций менеджера выделяют:
Планирование — определение целей организации и действий по их достижению;
Организация — структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
Распорядительство — это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
Координация — согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;
Мотивация — создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
Контроль — обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:
Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам — только право распоряжаться ресурсами.
Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.
Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.
5:Сферы деятельности менеджера: руководитель, консультант, ученый и преподаватель.
Существует 4 сферы деятельности менеджера:
1) руководитель. Его основная деятельность — управление конкретным коллективом (организацией), принятие управленческих решений для достижения практических задач и целей в рамках своей компетенции, он же несет всю полноту ответственности за принятое решение; для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике.
2) консультант в области управления. Его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем.
3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности — научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента; для ученого в области управления важны творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления.
4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении; для преподавателя менеджмента важны способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, навыки передачи знаний.
Тема 2. Содержание и особенности профессии менеджера
В развитых странах мира господствует убеждение, что основа любой фирмы – высококачественные менеджеры. Менеджмент — вид трудовой деятельности, а менеджер – это профессия. С позиции общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных особенностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему результата.
Профессию можно рассматривать как общность людей, занятых в определённой сфере деятельности. Эти люди объединены общностью взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющиеся типичными и специфичными для данной профессии: общими профессиональными знаниями, навыками, единой профессиональной терминологией.
С позиции отдельного человека профессия – это род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных знаний, навыков, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работы. Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества, средство самореализации и которая служит главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда.
Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Труд может стать для человека средством поддержания своего существования, средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни. В каждом из видов труда присутствует две стороны, называемые объектом и субъектом труда. Объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда; профессиональные задачи; действия и операции; средства труда; условия труда; результат труда.
Другая сторона труда — субъективная – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. К нему можно отнести ряд профессионально важных качеств:
Направленность личности;
Мотивы и цели включения человека в трудовую деятельность;
Потребности в творчестве, удовлетворённость;
Профессиональное самосознание;
Профессиональные способности;
Профессиональный тип мышления.
Подавляющееся большинство людей осуществляют свою работу, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым, включаясь в совместный организованный труд. В рамках совместного труда человек выступает в качестве исполнителя или руководителя (менеджера).
Основное содержание деятельности менеджера – управление, руководство людьми в процессе совместной деятельности и это является главной особенностью профессии менеджера.
Основные особенности профессиональной деятельности менеджера
Одним из первых людей, севших за написание развёрнутого труда о том, что делают менеджеры, был француз по имени Анри Файоль. Он был горным инженером, а затем стал управляющим директором одной фирмы, владевшей убыточной угольной шахтой. Под его руководством фирма добилась огромных успехов. Труд Файоля назывался «Общий и промышленный менеджмент», в котором рассматриваются элементы и функции менеджмента. Файоль выделил пять функций:
Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования, важным элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
Командная деятельность – средство выполнения организационной работы – управление подчинёнными.
Координация – гармонизация деятельности для достижения успеха.
Контроль–проверка надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.
Как представляется на основе исследований, «нижний эшелон» менеджеров львиную долю своего времени тратит на фактическое выполнение работы. Менеджеры среднего и высшего звена, оказывается, намного больше тратят времени на фактическое выполнение работы, чем на планирование, организацию работы и контроль. Более того, значительное количество времени они тратят на разговоры с людьми. Теоретически, большинство менеджеров высшего звена, должны уделять основное время планированию, некоторое время организационной работе, некоторое время – контролю, и совсем немного время – фактическому выполнению работы.
К основным особенностям профессиональной деятельности менеджера относится:
повышенная ответственность субъекта управления за последствия принимаемых решений;
влияние личных качеств менеджера на содержание решения;
повышенные требования к уровню профессионализма, к нравственным и деловым качествам руководителя;
высокий уровень риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для организации в целом;
интенсивность контактов субъекта управления с другими людьми;
значительный конфликтный потенциал во взаимодействии руководителя и подчинённого.
Американская модель управляющего предполагает наличие таких ролей: полицейского, арбитра, аналитика, человека говорящего «нет», человека формулирующего цели организации. В Японии выдающийся менеджер должен быть: психологом, организатором, контролёром, наставником, советником, инструктором, экспертом, товарищем, другом, лидером, информатором, критиком, юмористом, психотерапевтом. В процессе практического руководства организацией менеджер делает акцент на одну или несколько из указанных ролей, в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профессионально подготовлен в сфере деятельности своих подчинённых, имеет длительный опыт работы в организации, он выполняет преимущественно роль наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста. Следует иметь в виду, что во всех случаях главенствующей для менеджера остаётся роль организатора.
Рассмотрим роли менеджера организации, адаптированные к современным российским условиям:
позитивный лидер – направляет свои действия на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но и сплочённым коллективом, нацеленным на создание выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди объединяются в ней, чтобы организация стала эффективной;
интегратор – менеджер структурирующее воздействует на работников организации, самой организации, её связей с внешним миром представляющих собой сферу целей деятельности организации;
администратор – использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики;
организатор – проявляет способность квалифицированно определять предпосылки и цели деятельности подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчинённых;
профессионал – менеджер обладает знаниями, опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить её планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения;
специалист – менеджер самостоятельно эффективно осуществляет профессиональную деятельность, решает конкретную задачу, показывает личный пример подчинённому;
менеджер – психолог – осуществляет деятельность, направленную на вовлечение коллектива, учёт особенностей психики подчинённого в процессе общения, обмена информации с подчинёнными, при постановке целей и задач деятельности перед подчинёнными и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания;
менеджер – воспитатель – осуществляет формирование у работников чувства служебного долга, усвоения им элементов корпоративной культуры.
Для выпускников вуза по специальности «менеджмент» существуют четыре типа профессии управленца (менеджера).
Руководитель. Его основная деятельность – управление конкретным коллективом людей, принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции.
Консультант в области управления. Его деятельность связана с решением практических задач, однако, она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю конкретных советов по решению проблем в области социального управления.
Учёный в области управлении. Суть его основной деятельности – научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснения, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента.
Преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления.
С каждым из указанных типов профессий управленца связаны специфические требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам руководителя.
Специфика деятельности менеджера. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие
Специфика деятельности менеджера
Для работы менеджера характерны разнообразие, фрагментарность и краткосрочность. Менеджеры настолько загружены, что у них остается очень мало времени на анализ собственных действий. В среднем на каждый из видов деятельности они тратят не более девяти минут, стремительно переключаясь с одной работы на другую. Любое незначительное событие, нарушающее обычный порядок вещей, способно вызвать кризисную ситуацию. Менеджер в напряженном ритме выполняет огромный объем работы, который постоянно увеличивается и требует значительных затрат энергии. Как выяснил Г. Минцберг в процессе наблюдений, в среднем каждый менеджер ежедневно прочитывает 36 писем, проводит восемь встреч и активно перемещается по кабинетам или производственным цехам. Довольно часто спланированный рабочий график нарушают непредвиденные события. Назначаются новые встречи. Даже находясь за пределами офиса, исполнительные директора читают деловую литературу, документацию и электронные письма.
Людей прельщает карьера менеджера. Действительно, она во многом привлекательна; однако на этом пути их ждет немало трудностей и разочарований. Прежде чем ступить на эту стезю, рассмотрите следующие вопросы.
Загруженность работой. Для менеджера в порядке вещей работать 70–80 часов в неделю, приходить на службу задолго до начала рабочего дня и уходить через несколько часов после его окончания. Очень разочаровывает перегруженный рабочий график и обилие бумажной работы.
Неослабевающее осознание долга. Работа менеджера практически никогда не прекращается. Джордж Поллард, руководитель отдела по работе с персоналом компании FedEx, говорит: «Менеджеры всегда должны быть начеку. Даже вне офиса мы являемся представителями своей компании».
Ответственность за других людей. Многие стремятся стать менеджерами, потому что их прельщает власть. Однако в реальности им оказывается не под силу контролировать и поддерживать дисциплину подчиненных.
Посередине между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками. Для многих этот аспект становится камнем преткновения. Менеджеры (за исключением исполнительных директоров) чаще всего становятся связующим звеном между высшим руководством и рядовыми сотрудниками компании. Трудно заставлять людей делать то, что им не очень приятно, например работать сверхурочно или беспрекословно выполнять все предписания начальства. Даже когда менеджеры не согласны с решением высшего руководства, они обязаны выполнять их.
Одни люди не могут преодолеть разочарования менеджментом, другие чувствуют себя на посту менеджера как рыба в воде и получают эмоциональное удовлетворение от своей работы. Если вы решили посвятить себя этой деятельности, то сначала тщательно взвесьте все за и против и честно ответьте на вопрос: «Действительно ли я хочу стать менеджером?».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
наука и искусство. Содержание деятельности менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру
Управление – совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящей перед ней целей.
Управление как наука опирается на знания об управлении накопленные человечеством и содержит концепции, теории, принципы, способы управления. Её основные задачи: объявление природы управленческого труда; установление причинно-следственных связей в управлении; влияние факторов и условий эффективности совместного труда; прогнозирование событий,разработка методов стратегического управления орг-ей.
Управление как искусство: организации-сложные социально-технические системы; лиди,работающие в них – главный фактор эффективности их функционирования; практически научится управлению можно лишь через опыт,кт-ым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант; при принятии управленческих решений менеджер не имеет полного объема инф-ии, необх-ой для этого; никто не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений,кт-ые будут реализовываться в будущем. Все это делает одним из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.
В целом трудовую деят-ть менеджера м/разделить на 4 ф-ии: планир-ие, орган-ия, мотивация, контроль. Цель работы – выбрать направление развития и правильно организовать работу. Работа менеджера в основном умственная и заключается в основном в принятии решений.
Требования: четкие личные цели; способность управлять собой; постоянный личный рост и развитие; навыки решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; быть лидером; способность обучать персонал.
4. Понятие «организационная структура управления». Типы осу: Основные характеристики, условия эффективного применения. Критерии и показатели эффективности осу. Принципы формирования осу.
ОСУ — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Элементы ОСУ: — уровни управления – совокупность подразделений и звеньев управления, одинаково удаленных от верхнего звена организационной структуры; — подразделения и звенья управления – самостоятельная часть организационной структуры управления, выполняющая задачи оперативного управления производством; — управленческие связи – как внутриуровневые связи между структурными звеньями и подразделениями (горизонтальные связи), так и межуровневые связи от подчиненного подразделения начальствующему и от начальствующего подразделения к подчиненному (вертикальные связи).
Типы ОСУ:
1. Линейные ОСУ (распространены, как правило, на малых предприятиях частной формы собственности или в организациях с высокой степенью централизации управления) – характеризуется наличием связей между структурными подразделениями только в виде прямых управленческих воздействий: «руководитель – подчиненный». «+»единстов и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; быстрота реакции; ответственность руководителя за конечный результат. «-»высокие требования к руководителю, перегрузка менеджеров.
2. Функциональные ОСУ (стабильно функционировать могут лишь в относительно непродолжительном временном интервале, поэтому рассматриваются в большей степени как теоретические) – характеризуются разветвленной функциональной специализацией структурных подразделений. «+»сокращение звеньев согласования, уменьшение дублирования работ. «-»длительный процесс принятия решений.
3. Линейно-функциональные ОСУ — характерна развитая иерархия и функциональная специализация.
4. Линейно-штабные ОСУ (рассматриваются как усовершенствованная разновидность линейно-функциональных ОСУ). Для них характерно наличие штабов в организации – элементов, которые способствуют максимально эффективному осуществлению линейных функций и неотделимы от них (штабы не могут существовать независимо от линейных структурных подразделений) «+»освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, «-» каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.
Для оценки эффективности ОСУ с т.зр. построения ОСУ служат несколько критериев.
1. Непрерывность процесса управления. Обеспечивается через контроль за выполнением управленческих решений в ОСУ на всех уровнях.
2. Оперативность функционирования ОСУ. Возможность современного и адекватного реагирования на изменения как в объекте управления, таки во внешней среде.
3. Надежность ОСУ. Принятые решения должны быть качественными, реализация их должна быть также качественной и вовремя.
4. Экономичность ОСУ. Рациональное определение соотношения «получаемые выгоды – затраты с учетом альтернативной стоимости».
5. Организованность ОСУ – слаженность работы, взаимодействий в рамках единого общеорганизационного процесса по достижению целей.
6. Адекватность ОСУ – соответствие ОСУ целям организации, внешнему и внутреннему состоянию дел; соответствие результатов управленческих решений поставленным целям.
Принципы: 1. Иерархичность уровней управления; 2. Целеполагание – ОСУ д/отражать цели и задачи орг-ии; 3. Соответствия – в ОСУ д/реализовываться соответствия полномочий и ответственности работников; 4. Разделение труда; 5. Ограничение полномочий – полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями орг-ии; 6. адаптация – ОСУ д/б гибкой и реагировать на изменения внешние и внутренние.