Сколько учиться на журналиста: Профессия журналист – плюсы и минусы, какие предметы нужно сдавать? – «Сколько лет учатся на журналиста?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Как и чему учат на первом курсе журфака: 16 расписаний вузов страны

«Да чему там можно научиться на твоём журфаке»? Эту фразу слышал любой выпускник, работающий в СМИ. Образование в сфере журналистики критикуют со всех сторон. Издание «Планёрка» в попытке выяснить, чему учат журналистов, провела исследование и изучила расписания журфаков разных университетов по всей стране.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Любая образовательная программа содержит фундаментальные предметы. Студентов всегда будут учить общегуманитарным дисциплинам, вроде философии и истории. На журфаках к таким базовым элементам добавляется много литературы, русского языка, а также история и теория журналистики. Здесь все журфаки схожи, хотя есть и любопытные эксперименты. Но самое интересное начинается в том блоке, где государство не задало строгих стандартов, а позволило вузам самостоятельно определять, как и чему учить будущих журналистов. Это, пожалуй, самые важные для работника СМИ практические дисциплины и дополнительные гуманитарные предметы. И вот тут — широка страна моя родная.

Одни факультеты строго следуют плану. Другие вспоминают, что на дворе уже XXI век и деление на «печатников» и «телевизионщиков» — глупая затея. Третьи пытаются вклинить в расписание национальные особенности своей республики. Четвёртые — колеблются вместе с линией партии и уже учат журналистов патриотизму.

Полные версии огромных расписаний мы не смотрим. На каждом факультете (отделении) журналистики «Планёрка» попыталась найти что-то особенное или зафиксировать факт отсутствия особенностей. Для удобства во всех случаях взят первый курс. Ну а чтобы никто не обиделся, города мы расположили в алфавитном порядке.


1. Великий Новгород. НовГУ

Особенность. Единый предмет «История отечественной и зарубежной литературы». Почти всегда на журфаках это разные предметы. Каждая из литератур тянется несколько лет, и студенты упорно раз в полгода сдают по два отдельных экзамена. Первокурсники из других городов могут только позавидовать лёгкой жизни коллег из Великого Новгорода. Ещё заметно довольно своеобразное название предмета «Физическая культура и спорт». Интересно, чем отличаются эти понятия, если речь идёт о студентах.

Любопытный предмет. Фотодело.


2. Волгоград. ВолГУ

Особенность. Единое расписание для журналистов и филологов. Впрочем, единство начинается и заканчивается физической культурой. В остальном журналистов учат по своему плану (правая часть расписания). По сравнению с предыдущим городом, отчётливо видно разделение литератур. Это классический вариант.

Любопытный предмет. Культурологические основы СМИ.


3. Воронеж. ВГУ

Особенность. У первокурсников-телевизионщиков Воронежа очень много предметов по своему непосредственному профилю. Если верить названиям, то уже в первый год обучения есть приличное количество практических занятий.

Любопытный предмет. Фото. Самое короткое название предмета из всей подборки. Кстати, очень во многих вузах считается, что фото/видео/технические способности — не то, чему нужно учить журналистов. Только тексты, и всё. Такие выпускники будут проигрывать на рынке труда воронежским специалистам.


4. Екатеринбург. УрФУ

Особенность. Нарочитая академичность. Все предметы — из обязательной программы. От себя — ничего. Формулировки строгие и без лишних слов. Физическая культура — и то прикладная (как будто бывает какая-то другая). Плюс такой системы — отсутствие высосанных из пальца дисциплин. Минус в том, что шаблонный подход всегда ограничивает творческую составляющую. Характерный пример: за всю неделю первокурсники УрФУ имеют в расписании лишь один профильный практический предмет — выпуск учебной телепередачи. Зато очень много теоретических поточных лекций.

Любопытный предмет. Нет (по крайней мере на первом курсе).


5. Иркутск. ИГУ

Особенности. Разумное сочетание теории и практики. Общих лекций меньше, а на группы дробят даже практические занятия по общегуманитарным предметам, вроде логики. В физической культуре появляется слово «элективный». Такой вариант встретится нам и во многих других городах.

Интересные предметы. «Техника видеосъёмки и электронный видеомонтаж». «Операторское мастерство и основы монтажа». Мы долго думали, чем отличаются два этих предмета, но не смогли понять тайный замысел иркутских преподавателей.


6. Казань. КФУ

Особенности. Татарстан не был бы собой без своей самобытности. Если все классические предметы называются по-обычному сухо, серо и безэмоционально, то «своя» дисциплина обладает потрясающей формулировкой: «Средства массовой информации Республики Татарстан: мастерство журналиста». Учебник по такому предмету должен быть написан в стихах.

Любопытный предмет. Логические основы организации текста. Интересно именно самостоятельное существование этого предмета, да ещё и в виде нескольких пар в неделю. Хотя в расписании помимо него есть и «современный русский язык», и «русский язык и культура речи».


7. Москва. МГУ

Особенность. По академичности расписание МГУ похоже на УрФУ (ну или УрФУ на МГУ). Это логично для главного вуза страны. Названия чёткие, лишних выдумок нет. Но огромное количество групп на журфаке МГУ не мешает разводить их по разным аудиториям для более точечного образования (лекций по общефундаментальным предметам не так много, как в некоторых других вузах). Физическая культура называется просто физической культурой. Но вот слово «лекция» применительно к этому предмету вызывает вопросы о её нужности и интересности для первокурсников.

Любопытный предмет. Разве что «мультимедийные технологии». Если это нечто большее, чем информатика, то хорошо.


8. Москва. МПГУ

Особенность. В Московском педагогическом государственном университете над названиями долго не думали и просто обозначили: «теория журналистики» и «практическая журналистика». Самое забавное, что у теории журналистики бывают практические занятия (в расписании в скобках — пз). Другой практики тоже хватает.

Любопытный предмет. Основы видеомонтажа.


9. Новосибирск. НГПУ

Особенности. Среда — день самостоятельной работы. Мы примерно представляем себе, как будут самостоятельно познавать мир первокурсники в большом городе-миллионнике. В остальном всё ровно. Но профильной практики можно и побольше.

Любопытный предмет. Новости в печатных и интернет-СМИ. Наконец-то появилось слово «интернет».


10. Самара. СГСПУ

Особенность. Золотой серединой нашей подборки можно считать Самарский государственный социально-педагогический университет. Как минимум с точки зрения названий предметов вуз даёт студентам и классическое образование и навыки, без которых нельзя обойтись в XXI веке. Из туманно-забавного — «Теория и методика физической культуры» плюс «День непрерывной практики».

Любопытные предметы. Инфографика и дизайн. Работа конвергентной редакции (ура, мы увидели слово конвергентный!).


11. Санкт-Петербург. ЛГУ

Особенность. Культурная столица требует от студентов-журналистов повышенной любви к литературе и музеям. Сказывается, конечно, что в ЛГУ журналистов учат на филологическом факультете.

Любопытный предмет. Литературно-художественные музеи (несколько пар в неделю).


12. Санкт-Петербург. СПбГИКиТ

Особенность. В другом питерском вузе (теперь уже для киношников и телевизионщиков) практики куда больше. Влияние фактора кино обязывает вводить в программу предметы, вроде компьютерной графики. Ещё есть интересные современные дисциплины, как, например, «Медиаметрия», «Корпоративные СМИ», «Деловая журналистика» и «Управление проектами». Неплохой набор.

Любопытный предмет. Основы государственной культурной политики РФ. Подозрительное название, но ради вышеперечисленного можно и потерпеть.


13. Саратов. СГУ

Особенность. Перекосов в ту или иную сторону в Саратове нет. На этом фоне заметны предметы-фишки, которые не встретишь в других городах.

Любопытный предмет. Основы звукозаписи. И не просто так, а с разделением на теорию и практику.


14. Ставрополь. СКФУ

Особенность и любопытный предмет в одном пункте. Технологии противодействия терроризму в молодёжной среде. Слава богу. Думали, не дождёмся. Тут тебе и лекции, и практические занятия. Что можно делать на практическом занятии по такому предмету — загадка. Впрочем, мы говорим о северокавказском регионе. Будем верить, что составители программ действительно имели благие намерения, а не просто отчитывались перед кем-то наверху для галочки.


15. Челябинск. ЮУрГУ

Особенность. Скромно и со вкусом. Челябинские студенты где-то рядом с екатеринбургскими (речь не о географии) и московскими (МГУ). Академичность, названия предметов без выпендрёжа, теория и практика чётко разделены.

Любопытный предмет. Как и в других шаблонных вариантах, интересного на первом курсе пока нет. Только классика и никакого хардкора.


16. Чита. ЗабГУ

Особенность. Мы уже хотели было причислить Читу к шаблонным вариантам, но потом дочитали расписание до конца и порадовались. Политическая культура журналиста (несколько пар в неделю) — это круто. Да ещё и практические занятия. Есть мысль, что учебник по этому предмету должен состоять только из одной страницы, если не из одной фразы. Удачной сессии читинским студентам!

Любопытный предмет. Активные процессы в языке современной массовой коммуникации.


И как бонус — расписание журфака в русскоязычной группе одного из вузов Казахстана.

Караганда. КарГУ

Читайте оригинальный текст на сайте «Планёрки»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как проходят вступительные испытания на журфак

10 самых недоступных вузов России

Всё, что нужно знать для поступления в зарубежный вуз

Какие предметы нужно сдавать для поступления на журналиста

Поступление в ВУЗ на журналиста

Журналистика, как специальность. Плюсы и минусы

Профессия журналист обладает неким романтическим, и даже геройским ореолом. Журналисты передают репортажи под градом пуль, расследуют экономические преступления, пишут страшную правду о незаконной деятельности чиновников, о взятках и воровстве. Но это – лишь внешняя сторона.

Во-первых, рядовому журналисту «скандальный материал» может попасться 1-2 р. за всю карьеру. Во-вторых, войн не так много, чтобы все рьяные молодые профессионалы в них поучаствовали.

На самом деле, это совершенно не романтичная профессия. Будни журналиста печатного издания или телевизионного СМИ состоят из посещения городских мероприятий, пресс-конференций, концертов. Из встреч с интересными людьми, и из общения с представителями служб быстрого реагирования (чтобы написать новости в криминальную хронику).

Журналист должен обладать следующими умениями и качествами:

  • грамотной письменной и устной речью;
  • умением писать не в периоды вдохновения, а ежедневно;
  • навыками фотографирования;
  • умением разбираться в общественно-политической жизни;
  • коммуникабельностью;
  • настойчивостью;
  • уверенностью в себе;
  • стрессоустойчивостью.

К плюсам профессии можно отнести динамику жизни журналиста и престиж профессии. К минусам – низкую зарплату и отсутствие графика, ведь на работу могут вызвать в выходной или ночью, если что-то произошло. Кроме того, по прогнозам экспертов, через 5 лет журналистика будет невостребованной профессией, т.к. функции газет, журналов и телевидения постепенно переходят к интернету.

Для поступления в ВУЗ на журналиста обязателен экзамен по русскому языку

Для поступления в ВУЗ на журналиста обязателен экзамен по русскому языку

Как поступить на журналиста. Какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ

Если вы все-таки выбрали журналистику, то к поступлению необходимо готовиться заранее, желательно, за 2 года до окончания школы. Это связано с творческим конкурсом, о котором мы расскажем ниже.

Экзамены, необходимые для поступления в ВУЗ на факультет филологии и специальность «Журналистика»:

  1. Русский язык.
  2. Литература.
  3. Творческий экзамен.

В зависимости от направленности некоторые ВУЗы могут заменить одно испытание. Например, для отделения зарубежной журналистики может понадобиться иностранный язык, которым заменяют литературу. А для специальности «конвергентная журналистика» пригодится сдача ЕГЭ по обществознанию.

Внимание! На журналистику поступают только после окончания 11 класса или средне-специального учебного заведения. После 9го класса поступить в ВУЗ на рассматриваемую специальность невозможно.

Исходя из требования учебного заведения, которое вы выбрали, в 11 классе необходимо проверить свои знания путем сдачи следующих предметов:

  1. Русский язык. Обязательно для всех.
  2. Математика. Обязательно для всех, даже если вы поступаете на гуманитарную специальность.
  3. Литература. Это испытание нужно выбрать, т.к. результат будет учитываться при поступлении в большинство ВУЗов на специальность «журналистика».
  4. Обществознание или иностранный язык. Второй экзамен вы выбираете, учитывая требования выбранного ВУЗа.

Если с итоговой аттестацией все решено, то следует обратить внимание на творческий конкурс.

Дополнительные баллы при поступлении дадут публикации в журналах и газетах, полученные медали и награды

Дополнительные баллы абитуриентам при поступлении дадут публикации в журналах и газетах, полученные медали и награды

Что нужно для успешной сдачи творческого экзамена

Предполагается, что журналист – это не просто специальность, а состояние души. Значит, школьник вполне может пробовать себя на этой творческой стезе заранее.

Для успешной сдачи конкурса необходимо предоставить творческое досье, в которое могут входить:

  • публикации в газетах и журналах, подписанные вашей фамилией;
  • сценарии сюжетов и роликов, вышедших на телевидении или на радио, с подписью и печатью руководителя, подтверждающей ваше авторство;
  • дипломы и грамоты конкурсов юных корреспондентов;
  • свидетельство об окончании школы юных журналистов при школе, колледже или ВУЗе;
  • авторские фотографии, стихи и иные разработки, опубликованные или подготовленные к публикации;
  • характеристики или рекомендательные письма от Отделения союза журналистов РФ, или от редакции, с которой вы сотрудничали.

Творческое испытание проводится в виде собеседования. Экзаменаторам необходимо понять уровень развития абитуриента и ширину его кругозора.

Совет. Преодолеть испытания поможет грамотная речь и умение доказывать свою точку зрения.

Вопросы, которые могут задать на экзамене:

  1. Почему вы решили стать журналистом?
  2. С какими редакциями вы сотрудничали?
  3. Кого вы считаете самым талантливым журналистом современности?
  4. Какой телевизионный ведущий является для вас примером для подражания?
  5. Какие газеты вы читаете?

Адекватные и спокойные ответы приведут к высокому баллу за творческое испытание. А отличные результаты по ЕГЭ помогут пройти по конкурсу на бюджет, даже если проходной балл будет высоким.

Поступление в ВУЗ на журналиста — видео

чему учат и стоит ли поступать? Эксклюзив «ПУ»

На прошлой неделе мы развеяли основные мифы о работе журналиста. Напомним главное: журналистика – не такая уж и творческая сфера деятельности. Здесь нужно включать вдохновение по щелчку пальцев, находить интересное в самых душных людях и скучных мероприятиях и переписывать свои «идеальные» тексты 10 раз после правок главреда. Не испугались? Тогда вам на журфак. Публикуем вторую часть спецпроекта «ПУ», в которой рассказываем, как проходит учёба на факультете журналистики.

Курс первый. Ух ты, всё так интересно!

Поначалу от журфака, как и от всех других факультетов, первокурсники в восторге. Конечно – никаких тебе скучных уроков, жёсткого контроля учителей и строгой формы. Преподаватели обращаются к студентам на «вы», называют коллегами, не повышают тон и не отчитывают за несделанную домашку (надо же, так бывает!). От этого желание учиться возрастает: хочется ходить на все пары и записывать в новую красивую тетрадку все лекции.

Перед первой сессией начинается мандраж – кажется, что если не выучишь один билет, обязательно отчислят. Но когда одна половина группы получает автоматы, а другая сдаёт экзамены на хорошие отметки, списав ответы из Интернета, вы понимаете, что всё это не стоило потраченных нервов. Вы расслабляетесь, энтузиазма становится меньше, желания учиться – тоже.

Во втором семестре вы начинаете замечать, что дисциплины типа «Введение в профессию», «Основы творческой деятельности журналиста» и «Техника и технология СМИ», в общем-то, об одном и том же. Меняются лишь названия, а преподаватели продолжают кормить студентов одинаковыми лекциями и ставят автоматы за посещаемость и один доклад. Изредка в тёмном царстве появляется лучик – один-два преподавателя, которые дают действительно новую информацию, устраивают интересные обсуждения на семинарах и задают нестандартное домашнее задание. Но это – если очень повезёт. А в остальном учёба даётся легко и без напрягов. 

Привыкшие летом отдыхать, после сессии в июне вы забываете про стремления стать лучшим журналистом. И первую летнюю практику – стажировку в издании, куда вас определит вуз – вы решаете пройти абы как. Желательно удалённо и чтобы никто не доставал. Так и случается: редактору нет до вас дела, и он спокойно проставляет вам пятёрки за один материал, который, скорее всего, даже не выйдет.

Курс второй. Уже не такой зелёный, но писать всё ещё не умеешь

Лекции начинают напоминать нудные уроки в школе, только здесь не ругают за то, что ты сидишь в телефоне, занимаешься своими делами или вообще не приходишь на пары. Одногруппники постепенно начинают пропадать – находят подработку, забивают на учёбу, отчисляются …

Вы негодуете: такая сумасшедшая гонка за бюджетное место, и ради чего? Встаёт выбор: переводиться на другой факультет или мириться с тем, что ожидания и реальность оказались слишком разными. Первый вариант подходит тем, кто точно понимает: новости, репортажи и всё остальное – глупо, скучно и вообще не для вас. На самом деле, в переводе или отчислении нет ничего критичного: лучше поменять факультет сейчас, чем потратить четыре года на то, что вам неинтересно. 

Но если журналистика вас действительно манит, постарайтесь не разочароваться в профессии только из-за обучения на журфаке. Не хватает информации в вузе? Черпайте её из мастер-классов, которые в СПбГУ, например, проводятся чуть ли не каждую неделю. Мало практических занятий? Стучитесь в редакции на стажировки и не проходите летние производственные практики для галочки. Ну или продолжайте просиживать штаны в университете, жалуясь на то, что вас ничему не учат. 

Курс третий. Наконец-то специализация и профильные предметы

Самое интересное начинается на третьем году обучения. Обычно в конце второго или в начале третьего курса студенты проходят кастинг на кафедры. В СПбГУ, например, их три: печать, телевидение и медиадизайн. Вы идёте на собеседование, сдаёте портфолио и после распределения начинаете заниматься профильными предметами: у дизайнеров появляются дополнительные курсы по вёрстке, фотографии и графическому дизайну, у телевизионщиков – по съёмке и монтажу, у печатников – по сложной аналитике и журналистским расследованиям.

Ещё два года назад самый большой конкурс был на кафедру радио и телевидения, сейчас всё больше студентов стремятся попасть в медиадизайн. Слепо следовать за этими трендами не стоит. Лучше хорошо подумать, какой профиль подходит именно вам, чтобы не скучать в университете ещё два года. Маленькая подсказка: на первых курсах будет несколько вводных предметов от преподавателей каждой кафедры – у них можно выпытать, чему учат на кафедре, как удачно пройти кастинг и какое портфолио лучше собрать.

Курс четвёртый. Как, уже всё?

Главное событие этого курса – диплом. Да, уже диплом. Первый курс вы отдыхали от школы и вливались в новую жизнь, второй – ворчали, что вас ничему не учат, а третий – занимались двумя-тремя профильными предметами, и вот уже выпуск. Для тех, кто пропустил все стажировки и не устроился работать по специальности, поезд под названием «журфак – факультет мечты и путь в счастливое успешное будущее» ушёл.

Конечно, все ваши одногруппники спокойно получат корочки. Более того, многие из них даже будут красными. Но все эти бумажки с пятёрками нужны будут только вам и вашим мамам. Работодателям же всё равно, как вы закончили университет. Главное – ваш опыт работы и портфолио. Вы же понимаете, что вместе с вами в очереди на хорошее престижное место будут сидеть выпускники всех журфаков этого года, плюс выпускники прошлых лет, плюс взрослые и опытные журналисты, которым тоже нужна работа, и почти у всех будут одинаковые корочки?

Подумайте обо всём этом прежде, чем подавать документы на журфак. Может, разумнее выбрать другую специальность или не поступать в университет вовсе и просто стать блогером?

Журналист, на самом деле, – классная профессия. И добиться в этой сфере можно многого. Только вот развитие всегда лежит за пределами зоны комфорта, выходить из которой мало кто хочет. Так что если после выпуска из университета ваша карьера не сложится, не обвиняйте во всём журфак, он тут совсем ни при чём.

Продолжение спецпроекта «ПУ» на следующей неделе. 

Прочитать первую часть можно здесь.

Сколько учиться на журналиста в США? Какие предметы они проходят?

Те же самый, что и везде, отличие лишь в языке, который надо знать на отлично

4 года и ты уверена, что сумеешь сдать экзамены на письменную речь?

4 года, знание английского свободное для поступления. открываете сайт вуза с дурналистким факультетом и читаете - у каждого вуза своя программа . Только смысл, в сша вам не остаться а с американским дипломом не пробиться в россии

народ, не ведитесь на такие "вопросы"

Собираешься ехать в США? Английский язык знаешь в совершенстве, значит без труда отыщешь сайт университета, где есть факультет журналистики. Там вся информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *