Скрипт что это такое википедия: Википедия:Скрипты — Википедия – Википедия:Персональные скрипты — Википедия

Содержание

Википедия:Самые используемые скрипты — Википедия

МестоСкриптИспользований
1Участник:Higimo/remove.js186
2Участник:Dibot/pat.js179
3Участник:Absconditus/rfsd.js173
4Участник:Absconditus/rfd.js142
5Участник:Jack_who_built_the_house/convenientDiscussions.js133
6Участник:Lockal/strings-ru.js111
7Участник:X-romix/tablifikator.js111
8Участник:Js/dabfixer.js110
9Участник:X-romix/summary_show_overload.js102
10Участник:Alex_Smotrov/histcomb.js101
11Участник:Absconditus/reporter.js86
12Участник:X-romix/lowercase.js84
13Участник:Lvova/wikilove.js80
14Участник:X-romix/refconv.js80
15Участник:Alex_Smotrov/qpreview.js76
16Участник:Dhārmikatva/hate.js74
17Участник:X-romix/check_tags.js74
18Участник:Js/editsuggest.js73
19Участник:OneLittleMouse/warnings.js64
20Участник:OneLittleMouse/RQButton.js62
21Участник:Js/rcUnreviewedRows.js61
22Участник:VasilievVV/oneclickkeep.js58
23Участник:Alex_Smotrov/urldecoder.js56
24Участник:DonRumata/ai2.js53
25Участник:X-romix/wordwikify.js52
26Участник:Absconditus/is.js50
27Участник:X-romix/wiki_google.js49
28Участник:VasilievVV/links.js48
29Участник:X-romix/time_small.js48
30Участник:X-romix/user_bold.js45
31Участник:Alex_Smotrov/jump2text.js42
32Участник:Alex_Smotrov/qsig.js42
33Участник:X-romix/check_sign.js42
34Участник:Dima_st_bk/otkat.js40
35Участник:X-romix/compare2texts.js38
36Участник:Александр_Дмитриев/comments_in_local_time_ru.js37
37Участник:Ole_Førsten/rollback.js36
38Участник:Krassotkin/itogo.js35
39Участник:Мастер_теней/wikificator+.js35
40
Участник:Absconditus/afi.js
33
41Участник:Кикан/highlightLastMessages.js33
42Участник:Jack_who_built_the_house/alignTemplateParameters.js32
43Участник:X-romix/translit.js31
44Участник:Facenapalm/purge.js29
45Участник:IGW/Ya2W_geo.js29
46Участник:VasilievVV/rfd-closed-highlighter.js27
47Участник:Jack_who_built_the_house/copyWikilinks.js26
48Участник:Jack_who_built_the_house/findAddition.js26
49Участник:Alex_Smotrov/searchlist.js25
50Участник:Ignatus/patlinkshl.js25
51Участник:T_kns/shortdiffurl.js25
52Участник:Lockal/recent2.js
24
53Участник:X-romix/check_descr.js24
54Участник:Js/rqedit.js23
55Участник:Ignatus/search_invertkb.js22
56Участник:KPu3uC_B_Poccuu/rqedit.js22
57Участник:Morpheios_Melas/articlecount.js22
58Участник:GreatMusicLover/prosesize.js21
59Участник:Js/whois.js21
60Участник:Ignatus/wikilinker.js20
61Участник:Track13/archiveurl.js19
62Участник:Александр_Сигачёв/wikilinker.js19
63Участник:Claymore/goodarticles.js18
64Участник:Iniquity/cd-formatButtons.js17
65Участник:Flrn/editsection.js16
66Участник:Js/summary.js16
67Участник:Absconditus/kpm.js15
68Участник:Alex_Smotrov/adm/delreason.js15
69Участник:Jack_who_built_the_house/summaryBytesLeft.js15
70Участник:D.bratchuk/MediaWiki:Gadget-Statistics.js14
71Участник:Dima_st_bk/Userrights.js14
72Участник:Ignatus/discussion.js14
73Участник:Ignatus/showanchors.js14
74Участник:Iniquity/cd-charinsertButtons.js14
75Участник:Saint_Johann/unformat.js14
76Участник:Vort/highlight.js14
77Участник:Ле_Лой/fountain.js14
78Участник:Alex_Smotrov/misc/charcounter.js13
79Участник:Мастер_теней/Помощник_патруля.js13
80Участник:Absconditus/cps.js12
81Участник:DrSauron/catwatch.js12
82Участник:IKhitron/blocknot.js12
83Участник:Krassotkin/incubatorExpert.js12
84Участник:Neolexx/contributors.js12
85Участник:Дима74/eficator.js12
86Участник:Js/patroller.js11
87Участник:TenBaseT/spi-button.js11
88Участник:Alex_Great/OTRS.js10
89Участник:Js/rcExtraData.js10
90Участник:Saint_Johann/topscroll.js10
91Участник:Valdis72/RQButton.js10
92Участник:Дима74/yoficator.js10
93Участник:Abiyoyo/ShowStatus.js9
94Участник:BattlePeasant/dclink.js9
95Участник:DonRumata/lowercase.js9
96Участник:Js/NewPagePatrol.js9
97Участник:Mahairod/morphlink.js9
98Участник:Vasiliy_Faronov/refbuttons.js9
99Участник:X-romix/refconv2.js9
100Участник:НоуФрост/featuredlists.js9
101Участник:Alex_Smotrov/bookmarks.js8
102Участник:Jack_who_built_the_house/accessibleTooltips.js8
103Участник:Jack_who_built_the_house/copy_headings.js8
104Участник:Js/linkcomplete.js8
105Участник:Ry0ukai/mark.js
8
106Участник:Saint_Johann/square.js8
107Участник:Кикан/userTabs.js8
108Участник:Нирваньчик/Скрипты/references.js8
109Участник:Absconditus/refconv.js7
110Участник:BattlePeasant/cattreetable.js7
111Участник:Iniquity/exit.js7
112Участник:Krassotkin/incubatorBeginner.js7
113Участник:Нирваньчик/rq.js7
114Участник:Alex_Smotrov/logpage.js6
115Участник:IKhitron/purge.js6
116Участник:Js/Gadget-bkl-check.js6
117Участник:Lupin/popups.js6
118Участник:Saint_Johann/catscan.js6
119Участник:Serpent_Vlad/featuredarticles.js6
120Участник:ShinePhantom/history.js6
121Участник:X-romix/hide_page_elements.js6
122Участник:X-romix/highlight1c.js6
123Участник:Alex_Smotrov/watchlist.js5
124Участник:Arkanosis/iKiwi.js5
125Участник:D.bratchuk/wiki-rules-buttons-load-all.js5
126Участник:D.bratchuk/wiki-rules-buttons.js5
127Участник:Dhārmikatva/mark.js5
128Участник:Ferrer-ru/revert.js5
129Участник:Gamliel_Fishkin/purgetab.js5
130Участник:Iniquity/ProveIt.js5
131Участник:Jack_who_built_the_house/proceedToArchive.js5
132Участник:Mendel/orfo.js5
133Участник:Putnik/typosToJs.js5
134Участник:T_kns/imagebox.js5
135Участник:Absconditus/cpsjs4
136Участник:Absconditus/revertall.js4
137Участник:Alex_Smotrov/qactions.js4
138Участник:D.bratchuk/wiki-template-buttons.js4
139Участник:DerLetzteRegenbogen/db-discussion.js4
140Участник:DerLetzteRegenbogen/warnings.js4
141Участник:Dmitry89/incubator.js4
142Участник:DonRumata/tablifikator.js4
143Участник:Facenapalm/pathelper.js4
144Участник:Fauust/prepend.js4
145
Участник:Js/checklinks.js
4
146Участник:Js/instable.js4
147Участник:Kakaru/aiv2.js4
148Участник:Obersachse/translit.js4
149Участник:Ry0ukai/hate.js4
150Участник:ShinePhantom/highlightLastMessages.js4
151Участник:T_kns/tinyhash.js4
152Участник:~obsidian/stats.grok.se.js4
153Участник:Ле_Лой/rfaa_highlighter.js4
154Участник:AVB/highlightredirects.js3
155Участник:Aleksandrit/portletLinks.js3
156Участник:Andreyiv/dabfixer.js3
157Участник:Anonim.one/rfd.js3
158Участник:Anonim.one/rfsd.js3
159Участник:Ariely/Bilingual.js3
160Участник:Ariely/rollback.js3
161Участник:Boom1x/autostubs.js3
162Участник:D.bratchuk/spi-button.js3
163Участник:Dimetr/bots.js3
164Участник:Facenapalm/highlimits.js3
165Участник:Iluvatar/signCloser.js3
166Участник:Iniquity/Gadget-wikilinker.js3
167Участник:Jack_who_built_the_house/discussion_indentation.js3
168Участник:Kalan/sslswitch.js3
169Участник:Ll0l00l/gadget-ranking.js3
170Участник:Lockal/prepend.js3
171Участник:Ole_Førsten/qwerty.js3
172Участник:Peni/wikifyyears.js3
173Участник:Saint_Johann/withoutiw.js3
174Участник:Wikisaurus/infoboxDocLink.js3
175Участник:Землеройкин/kbu.js3
176Участник:Йо_Асакура/bots.js3
177Участник:Нирваньчик/rq-edit.js3
178Участник:Absconditus/length.js2
179Участник:Absconditus/messagenames.js2
180Участник:Advisors/Geotemplates.js2
181Участник:Advisors/Island.js2
182Участник:Alex_Great/discussion.js2
183Участник:Ariely/status.js2
184Участник:AzaToth/twinkle.js2
185Участник:Cacycle/wikEdDiff.js2
186Участник:Claymore/copyvio.js2
187Участник:Dima_st_bk/geo.js2
188Участник:Dima_st_bk/oneclickkeep.js2
189Участник:Dima_st_bk/zka.js2
190Участник:Dmitry89/cache.js2
191Участник:Dmitry89/test.js2
192Участник:DonRumata/acute.js2
193Участник:Ebraminio/ArticleTranslator.js2
194Участник:Fameowner/RQButton.js2
195Участник:Fauust/edit_counter.js2
196Участник:GreatMusicLover/DiffTime.js2
197Участник:GreatMusicLover/Gadget-refToolbar.js2
198Участник:Grenadine/yat.js2
199Участник:Higimo/nullEdit.js2
200Участник:Ignatus/addleft.js2
201Участник:Ignatus/shiftrefs.js2
202Участник:Ignatus/spamprev.js2
203Участник:Iluvatar/GoogleImage.js2
204Участник:Iluvatar/Script1.js2
205Участник:Iluvatar/Script2.js2
206Участник:Iniquity/related-js-css-links.js2
207Участник:Jack_who_built_the_house/findAddition2
208Участник:Jack_who_built_the_house/referenceTooltips.js2
209Участник:JenVan/patflag.js2
210Участник:Js/autodel.js2
211Участник:Js/diffs.js2
212Участник:Js/editsuggest2
213Участник:Js/linkcomplete2
214Участник:Js/revertTo.js2
215Участник:Js/selection.js2
216Участник:Js/wikif2007.js2
217Участник:Js/Скрыть_сайдбар2
218Участник:Kaganer/Gadget-Dwim.js2
219Участник:Kalan/delreason.js2
220Участник:Kalan/delreason.js/common2
221Участник:Kalan/delreason.js/dbtemplates2
222Участник:Lazyhawk/dabfixer.js2
223Участник:MBH/links.js2
224Участник:MaksimPinigin/usergroup.js2
225Участник:Mr.Z-man/refbuttons.js2
226Участник:NatigKrolik/redirect.js2
227Участник:NatigKrolik/ref_1.js2
228Участник:NatigKrolik/uploader.js2
229Участник:NatigKrolik/Описание_изменений.js2
230Участник:Nitobus/div.GoogleMap.js2
231Участник:Obersachse/categories.js2
232Участник:Pediapress/collection.js2
233Участник:Ry0ukai/image.js2
234Участник:Ry0ukai/like.js2
235Участник:Saint_Johann/iw-tools.js2
236Участник:Saint_Johann/minilink.js2
237Участник:Saint_Johann/tweetaf.js2
238Участник:Serhio_Magpie/hlist.js2
239Участник:Serhio_Magpie/infoboxConverter.js2
240Участник:ShinePhantom/instable.js2
241Участник:Stjn/unformat.js2
242Участник:Stjn/wikiEditorShortcuts.js2
243Участник:T_kns/replacelogo.js2
244Участник:Valodzka/iProject.js2
245Участник:Vcohen/Interact.js2
246Участник:Vlsergey/simpleku.js2
247Участник:WikiUserFS/obscene.js2
248Участник:WikiUserFS/ownreporter.js2
249Участник:WikiUserFS/rfsd.js2
250Участник:WikiUserFS/username.js2
251Участник:ØM/quotes.js2
252Участник:Александр_Дмитриев/comments_in_local_time_ru_test.js2
253Участник:Есстествоиспытатель/itogo.js2
254Участник:Камень/hotkot.js2
255Участник:Кто-то/script.js2
256Участник:Нирваньчик/wikilove.js2
257Участник:Нирваньчик/Скрипты/emotetoolbar.js2
258Участник:4epenOK/QRcode.js1
259Участник:APTEM/res-buttons.js1
260Участник:APTEM/speedydeletion.js1
261Участник:AS/EditTools.js1
262Участник:AS/EditToolsNext.js1
263Участник:AS/etSearchReplace.js1
264Участник:ASM/quickedit.js1
265Участник:Ais523/highlightmyname2.js1
266Участник:Ais523/watchlistnotifier.js1
267Участник:AjaxDeleteExtraButtons.js1
268Участник:Akim_Dubrow/RQButton.js1
269Участник:Akim_Dubrow/spi.js1
270Участник:Aleksandrit/pages.js1
271Участник:Alex_Smotrov/misc/savetimer.js1
272Участник:Alex_Smotrov/qkeys.js1
273Участник:Alex_Smotrov/undocomment.js1
274Участник:Alexei_Kopylov/черновик/strings-ru.js1
275Участник:Anomie/ajaxpreview.js1
276Участник:Anonim.one/is.js1
277Участник:Anonim.one/rfds.js1
278Участник:Apoc2400/refToolbarPlus.js1
279Участник:Apple-Coffee_Well/Gadget-popups.js1
280Участник:Apple-Coffee_Well/itogo.js1
281Участник:Arbnos/desl.js1
282Участник:Arbnos/reload_cache.js1
283Участник:Arbnos/Важные_статьи.js1
284Участник:Ariely/addEditAndRevertLinks.js1
285Участник:Askarmuk/vector.js1
286Участник:Base/highlightLocalImgs.js1
287Участник:Borodun/Gadget-LegacyToolbar2006.js1
288Участник:Borodun/Gadget-charinsert-core.js1
289Участник:Borodun/qwerty.js1
290Участник:Boti/partloader.js1
291Участник:Carn/toolbar.js1
292Участник:Cheburator-all/check_sign.js1
293Участник:Cinemantique/RQButton.js1
294Участник:Claymore/incubator.js1
295Участник:Csewiki/monobook.js1
296Участник:D.bratchuk/wiki-rules-select.js1
297Участник:Deerstop/NewPagePatrol.js1
298Участник:Deerstop/forcesummary.js1
299Участник:Deevrod/mark_fa.js1
300Участник:Denisbaltin/qsave.js1
301Участник:DerLetztRegenbogen/db-discussion.js1
302Участник:DerLetzteRegenbogen/res-buttons.js1
303Участник:DerLetzteRegenbogen/rq-template.js1
304Участник:DerLetzteRegenbogen/speedydeletion.js1
305Участник:Dhārmikatva/hate_temp.js1
306Участник:Dhārmikatva/ref.js1
307Участник:Dimetr/Код.js1
308Участник:DonRumata/Gadget-ajaxQuickDelete.js1
309Участник:DonRumata/Gadget-urldecoder.js1
310Участник:DonRumata/Interwiki-links.js1
311Участник:Dr_pda/prosesize.js1
312Участник:Dstary/lupin-chernenko-antivandal-script.js1
313Участник:Dycedarg/easyprod.js1
314Участник:EeOneGuy-1/quick.js1
315Участник:EpochFail/HAPPI.js1
316Участник:EugeneZ/js/live-edit-counter.js1
317Участник:Evs/rfsd.js1
318Участник:Facenapalm/cd-markdown.js1
319Участник:Fameowner/Geotemplates.js1
320Участник:Fameowner/Links.js1
321Участник:Fameowner/Specialchars.js1
322Участник:Fameowner/TlButton.js1
323Участник:Fastboy/tablifikator.js1
324Участник:Fauust/monobook.js1
325Участник:Frieden/replace.js1
326Участник:G0rn/RefToolbarLocal.js1
327Участник:G0rn/refToolbar_2.0.js1
328Участник:Gaeser/Prepend.js1
329Участник:Genesiser/rollback2.js1
330Участник:Ghuron/wd-export.js1
331Участник:Good_Will_Hunting/remove.js1
332Участник:GreatMusicLover/links.js1
333Участник:GreatMusicLover/refTooltip.js1
334Участник:GregU/dashes.js1
335Участник:GregU/familytree.js1
336Участник:Gryllida/js/feedbackstuff.js1
337Участник:Gz260/monobook.js1
338Участник:Haffman/ExpandEditTools.js1
339Участник:Hayk/phs2.js1
340Участник:Hayk/reredirects.js1
341Участник:Henrik/js/live-edit-counter.js1
342Участник:Hercules63/reporter.js1
343Участник:Hercules63/rollbacksum.js1
344Участник:Higimo/gaget.js1
345Участник:IGW/Ya2W_geo/script.js1
346Участник:IGW/highlightredirects.js1
347Участник:IGW/wikEd_international_ru.js1
348Участник:IKhitron/Gadget-qualityArticles.js1
349Участник:INSAR/Patitog.js1
350Участник:INSAR/bulgarian.js1
351Участник:INSAR/closer.js1
352Участник:INS_Pirat/filestomove.js1
353Участник:Igel_B_TyMaHe/catsort.js1
354Участник:Ignatus/LinkReTarget.js1
355Участник:Ignatus/fast2talk.js1
356Участник:Ignatus/fast2talk.js‎1
357Участник:Iluvatar/OTRS-Perm.js1
358Участник:Iluvatar/Tineye.js1
359Участник:Ilya78/hide_page_elements.js1
360Участник:Ilya_Voyager/killTheTitle.js1
361Участник:Incnis_Mrsi/edithysteria.js1
362Участник:Incnis_Mrsi/section_summary.js1
363Участник:Incnis_Mrsi/неОбсуждение_участника.js1
364Участник:Inctructor/Скрыть_сайдбар.js1
365Участник:Infernus/HookList.js1
366Участник:JS/rcextradata.js1
367Участник:Jack_who_built_the_house/comments_in_local_time_ru.js1
368Участник:Jack_who_built_the_house/hide_sidebar.js1
369Участник:Jeronas/wd-export.js1
370Участник:Js/custom_signature.js1
371Участник:Js/editsection.js1
372Участник:Js/lastedited.js1
373Участник:Js/Скрыть_сайдбар.js1
374Участник:Js~ruwiki/rcUnreviewedRows.js1
375Участник:Kadavr2000/Book.js1
376Участник:Kalan/aco.js1
377Участник:Kalan/templatecat.js1
378Участник:KiD_38/ReferenceTooltips.js1
379Участник:Krassotkin/itogo.2010081900.js1
380Участник:Krassotkin/playWithToolbar.js1
381Участник:Krassotkin/ultraInputBoxes.js1
382Участник:Krop-pork/test.js1
383Участник:Lampak/MyLanguages.js1
384Участник:Lingvist200/test.js1
385Участник:Ll0l00l/gadget-bkl-check-tests5.js1
386Участник:Ll0l00l/gadget-gif-hider.js1
387Участник:Ll0l00l/twoColumns_mod.js1
388Участник:Lockal/AddWikify.js1
389Участник:Lord_Dimetr/bots.js1
390Участник:Lupin/monobook.js1
391Участник:Lustiger_seth/unsigned.js1
392Участник:MBH/remove.js1
393Участник:Magnus_Manske/missing_props.js1
394Участник:Mashiah_Davidson/bookmarks.js1
395Участник:MaxBioHazard/Gadget-dropdown-menus.js1
396Участник:Maximaximax/monobook.js1
397Участник:Maykel/itogo.js1
398Участник:MediaWiki:Gadget-preview.js1
399Участник:MindfulOfTheGoal/Gadget-markrollbackers.js1
400Участник:NW55/JS/bar1.js1
401Участник:NW55/lowercase.js1
402Участник:NW55/translit.js1
403Участник:NatigKrolik/Reflinks.js1
404Участник:NatigKrolik/checksitelinks.js1
405Участник:NatigKrolik/mediawiki.util.js1
406Участник:NatigKrolik/popups_1.js1
407Участник:NatigKrolik/skin.js1
408Участник:NatigKrolik/wikibits.js1
409Участник:Neolexx/AM002.js1
410Участник:Neolexx/ExternalMedia.js1
411Участник:Neolexx/iap.js1
412Участник:Neolexx/showTrueNick.js1
413Участник:Nibogd/strings-ru.js1
414Участник:Nickel_nitride/custom_signature.js1
415Участник:Nickel_nitride/remove.js1
416Участник:Nitobus/NavFrame2.js1
417Участник:Obersachse/markadmins.js

Википедия:Локальный скрипт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Локальный скрипт — это JavaScript или CSS файл на компьютере пользователя, выполняющийся при посещении определённых вебсайтов. Реализации такого механизма в различных браузерах рассмотрены в статье о Greasemonkey  (англ.).

Достоинства и недостатки[править код]

По сравнению со предоставляемыми MediaWiki-проектами специальным .js и .css подстраницами, локальные скрипты «привязаны» к браузеру пользователя, а не к учётной записи, поэтому не требуют представления системе, а при соотвествующей настройке могут выполняться сразу во многих проектах. Обратной стороной является необходимость пользоваться конкретным браузером, копировать свои скрипты при переходе на другой компьютер, и обновлять скрипты вручную.

В зависимости от используемого браузера перенос работающего в вики .js кода в локальный скрипт может требовать некоторых модификаций.

Настройка браузера[править код]

В браузере Opera возможность исполнения локальных скриптов встроена прямо в браузер, см. Utilizing User Javascript  (англ.).

Для настройки нажмите F12 на произвольной странице Википедии, выберите последний пункт меню «edit site preferences», и в диалоговом окне выберите вкладку «scripting». Затем в текстовое поле «user javascript files» вставьте полный путь к специально созданной вами папке, например c:\wikipedia\js

Теперь Opera будет автоматически подхватывать все .js файлы из этой папки для выполнения на любых страницах домена ru.wikipedia.org.

Свой CSS файл можно выбрать в том же диалоговом окне на вкладке «display».

Для выполнения своих скриптов сразу во всех разделах Википедии следует выполнить такие же шаги, но предварительно перейдя на сайт wikipedia.org.

Перенос скриптов[править код]

На вики-странице скрипта нажмите вкладку «просмотр» и скопируйте код в локальный файл в выбранной вами выше папке, с полным названием файла обязательно заканчивающимся на .user.js

При этом условии скрипт будет вызываться как Greasemonkey-скрипт  (англ.), и многие персональные вики-скрипты не потребуют никаких дополнительных изменений кода.

https[править код]

Для выполнения локальных скриптов через защищённый интерфейс secure.wikimedia.org следует:

  • разрешить браузеру выполнять скрипты в https  (англ.)
  • указать папку со скриптами (см. выше), находясь на любой странице secure.wikimedia.org
  • каждый раз при первом заходе на secure.wikimedia.org отвечать «yes» на соответствующее предупреждение Opera.

В случае возникновения проблем сперва создайте локальный скрипт просто со строкой alert('test') для проверки правильности настройки вашего браузера. В браузерах FireFox и Opera загляните в Error console для нахождения возможных JavaScript-ошибок. Затем с этой информацией обратитесь на страницу обсуждения этой справки.

Язык сценариев: что это такое

Сценарий или скрипт – это программа, автоматизирующая задачу. Без скрипта пользователю бы пришлось ее выполнять вручную с помощью интерфейса программы.

Скрипты используют для раскрутки сайта в следующих целях:

  • для расширения функционала ресурса;
  • для автоматического обмена ссылками;
  • для выполнения работ по поисковой оптимизации;
  • для сбора статистики, анализа позиций сайта и т.д.

Преимущества

Для создания пользовательских расширений язык сценариев удобен в ряде случаев:

  • безопасность. Скриптовый язык обеспечивает программируемость без риска дестабилизации системы. Скрипты не компилируются, а интерпретируются. Поэтому неправильно написанная программа выведет диагностическое сообщение, не вызывая падение системы;
  • наглядность. Язык сценариев используется, если необходим выразительный код. Концепция программирования в скриптовом языке может кардинально отличаться от основной программы;
  • простота. Код имеет собственный набор программ, поэтому одна строка может выполнять те же операции, что и десятки строк на обычном языке. Поэтому для написания кодов не требуется программист высокой квалификации;
  • кроссбраузерность. Скриптовые языки программирования ориентированы на кроссбраузерность. Например, JavaScript может исполняться браузерами практически под всеми современными операционными системами.

Классификация

В зависимости от быстродействия различают языки сценариев предварительно компилируемые (например, широко используемый для создания и продвижения сайтов Perl) и динамического разбора (command.com, sh). Первые транслируют программу в байт-код, который затем исполняют. Языки динамического разбора считывают инструкции из файла программы минимально необходимыми блоками, которые исполняют, не читая, дальнейший код.

Выделяют следующие типы скриптовых языков:

  • универсальные: Forth, AngelScript, Perl, PHP, Python, Tcl (Tool command language), Squirrel, REBOL, Ruby, AutoIt, Lua;
  • встроенные в прикладные программы: VBA, UnrealScript, AutoLISP, Emacs Lisp, Game Maker Language, MQL4 script, ERM;
  • командные оболочки: sh, AppleScript, bash, csh, ksh, JCL, cmd.exe, command.com, REXX, Visual Basic Script;
  • встраиваемые: Guile, Script.NET, ActionScript, Lingo (используется в редакторе Director), Sleep, браузерные Jscript и JavaScript.

Некоторые приложения имеют встроенную возможность расширения сценариями, написанными на любом универсальном скриптовом языке, например, автоматический планировщик задач или библиотека SWIG.

К скриптам также относят многие консольные утилиты, которые поддерживают выполнение записанной в файл последовательности команд.

Теги термина

Голосов 6, рейтинг 4.33

Bash — Википедия

Bash (от англ. Bourne again shell, каламбур «Born again» shell — «возрождённый» shell) — усовершенствованная и модернизированная вариация командной оболочки Bourne shell. Одна из наиболее популярных современных разновидностей командной оболочки UNIX. Особенно популярна в среде Linux, где она часто используется в качестве предустановленной командной оболочки.

Представляет собой командный процессор, работающий, как правило, в интерактивном режиме в текстовом окне. Bash также может читать команды из файла, который называется скриптом (или сценарием). Как и все Unix-оболочки, он поддерживает автодополнение имён файлов и каталогов, подстановку вывода результата команд, переменные, контроль над порядком выполнения, операторы ветвления и цикла. Ключевые слова, синтаксис и другие основные особенности языка были заимствованы из sh. Другие функции, например, история, были скопированы из csh и ksh. Bash в основном соответствует стандарту POSIX, но с рядом расширений[2].

Название «bash» является акронимом от англ. Bourne-again-shell («ещё-одна-командная-оболочка-Борна») и представляет собой игру слов: Bourne-shell — одна из популярных разновидностей командной оболочки для UNIX (sh), автором которой является Стивен Борн (1978), усовершенствована в 1987 году Брайаном Фоксом. Фамилия Bourne (Борн) перекликается с английским словом born, означающим «родившийся», отсюда: рождённая-вновь-командная оболочка.

В сентябре 2014 года в bash была обнаружена широко эксплуатируемая уязвимость Bashdoor.

Подавляющее большинство важных скриптов командного процессора Bourne могут выполняться без изменения в bash, за исключением тех, которые ссылаются на специальные переменные Bourne или используют встроенные команды Bourne. Синтаксис команд Bash включает идеи, заимствованные у Korn shell (ksh) и C shell (csh), такие как редактирование командной строки, история команд, стек каталогов, переменные $RANDOM и $PPID, синтаксис замены команды $(…). Когда Bash используется как интерактивный командный процессор, он поддерживает автозавершение имён программ, файлов, переменных и т. п. с помощью клавиши Tab ↹.

Интерпретатор bash имеет множество встроенных команд, часть из которых имеют аналогичные исполняемые файлы в операционной системе. Однако следует обратить внимание, что чаще всего для встроенных команд отсутствуют man-страницы, а при попытке просмотра справки по встроенной команде на самом деле будет выдаваться справка по исполняемому файлу. Исполняемый файл и встроенная команда могут отличаться параметрами. Информация по встроенным командам расписана в справочной странице bash:

man bash

Ввод-вывод
echoвыводит выражение или содержимое переменной (stdout), но имеет ограничения в использовании[3]
printfкоманда форматированного вывода, расширенный вариант команды echo
read«читает» значение переменной со стандартного ввода (stdin), в интерактивном режиме это клавиатура
Файловая система
cdизменяет текущий каталог
pwdвыводит название текущего рабочего каталога (от англ. print working directory)
pushdизменяет текущий каталог с возможностью возврата в обратном порядке
popdвозвращает текущий каталог после pushd
dirsвыводит или очищает содержимое стека каталогов, сохранённых через pushd
Действия над переменными
letпроизводит арифметические операции над переменными
evalтранслирует список аргументов из списка в команды
setизменяет значения внутренних переменных скрипта
unsetудаляет переменную
exportэкспортирует переменную, делая её доступной дочерним процессам
declare, typesetзадают и/или накладывают ограничения на переменные
getoptsиспользуется для разбора аргументов, передаваемых скрипту из командной строки
Управление сценарием
source, . (точка)запуск указанного сценария
exitбезусловное завершение работы сценария
execзаменяет текущий процесс новым, запускаемым командой exec
shoptпозволяет изменять ключи (опции) оболочки на лету
Команды
trueвозвращает код завершения ноль (успешное завершение)
falseвозвращает код завершения, который свидетельствует о неудаче
type progвыводит полный путь к prog
hash progзапоминает путь к prog
help COMMANDвыводит краткую справку по использованию внутренней команды COMMAND
Управление запущенными в командной оболочке задачами
jobsпоказывает список запущенных в командной оболочке задач, либо информацию о конкретной задаче по её номеру
fgпереключает поток ввода на текущую задачу (или на определённую задачу, если указан её номер) и продолжает её исполнение
bgпродолжает исполнение текущей приостановленной задачи (или определённых задач, если указаны их номера) в фоновом режиме
waitожидает завершения указанных задач

В простейшем случае, скрипт — простой список команд, записанный в файл. Командный процессор должен знать, что он должен этот файл обработать, а не просто прочесть его содержимое. Для этого служит специальная конструкция, называемая shebang: #!. Символ # задаёт комментарий, но в данном случае shebang означает, что после этого спецсимвола находится путь к интерпретатору для исполнения сценария.

Синтаксис[править | править код]

Синтаксис команд bash — это расширенный синтаксис команд Bourne shell. Окончательная спецификация синтаксиса команд bash есть в Bash Reference Manual, распространяемом проектом GNU.[4]

«Hello world»[править | править код]
#!/usr/bin/env bash
echo 'Hello World!'

Этот скрипт содержит только две строки. Первая строка сообщает системе о том, какая программа используется для запуска файла. Вторая строка — это единственное действие, которое выполняется этим скриптом, он собственно печатает «Hello world!» в терминале.

Запуск скрипта[править | править код]

Для того, чтобы скрипт стал исполняемым, могут быть использованы следующие команды:

chmod +rx scriptname # выдача прав на чтение/исполнение любому пользователю
chmod u+rx scriptname # выдача прав на чтение/исполнение только "владельцу" скрипта

Из соображений безопасности путь к текущему каталогу . не включён в переменную окружения $PATH. Поэтому для запуска скрипта необходимо явно указывать путь к текущему каталогу, в котором находится скрипт:

Кроме того, передать такой файл на исполнение интерпретатору Bash можно и явно, используя команду bash:

В этом случае не требуется ни установка прав доступа, ни использование последовательности #! в коде.

Перенаправление ввода-вывода[править | править код]

В bash есть встроенные файловые дескрипторы: 0 (stdin), 1 (stdout), 2 (stderr).

  • stdin — стандартный ввод — то, что набирает пользователь в консоли;
  • stdout — стандартный вывод программы;
  • stderr — стандартный вывод ошибок.

Для операций с этими и пользовательскими дескрипторами существуют специальные символы: > (перенаправление вывода), < (перенаправление ввода). Символы &, - могут предварять номер дескриптора; например, 2>&1 — перенаправление дескриптора 2 (stderr) в дескриптор 1 (stdout).

0<filename или <filenameПеренаправление ввода из файла filename
1>filename или >filenameПеренаправление вывода в файл «filename». Если отключена опция noclobber, то файл перезаписывается поступающими данными
1>|filename или >|filenameПеренаправление вывода в файл «filename», файл перезаписывается поступающими данными
1>>filename или >>filename Перенаправление вывода в файл «filename», данные добавляются в конец файла. При отсутствии файла он создаётся
2>filenameПеренаправление стандартного вывода ошибок в файл «filename»
2>>filenameПеренаправление стандартного вывода ошибок в файл «filename», данные добавляются в конец файла. При отсутствии файла он создаётся
&>filenameПеренаправление вывода и ошибок в файл «filename»
2>&1Перенаправление вывода ошибок на стандартный вывод

Bash имеет индивидуальный синтаксис перенаправления, который не поддерживается в Bourne shell. Пример одновременного перенаправления стандартного вывода и стандартных ошибок:

Это проще набрать, чем эквивалентную команду в синтаксисе Bourne shell

Перенаправление «из кода скрипта»[править | править код]

Поддерживается heredoc-синтаксис:

  • С интерпретацией переменных и конструкций языка внутри блока:
$a='многострочный'
command <<MYDOC123
$a
текст
$(<$HOME/my_file.txt)
MYDOC123
  • Без интерпретации переменных:
command <<'PERLCODE'
my $first='Hello';
my $second='world';
say join(', ',$first,$second),'!';
PERLCODE
  • С удалением начальных отступов (поддерживаются только отступы табуляцией):
command <<-'TABSTRIP'
    for ((i=0; i<10; i++))
    do
        echo "$i"
    done
TABSTRIP

Начиная с версии 2.05b, bash может перенаправлять стандартный ввод из строки, используя следующий синтаксис «here strings»:

command <<< "string to be read as standard input"

Если строка содержит пробелы, её следует заключить в кавычки или апострофы, либо экранировать пробелы обратной косой чертой.

Будьте внимательны: вводимая с использованием here strings строка содержит неявную последовательность завершения строки: либо 1 дополнительный байт line feed, либо 2 дополнительных байта: carriage return и line feed.

cat -<<<'123' | wc -c
# Результат: 4
cat <(echo -n '123') | wc -c
# Результат: 3
wc -c <<<'123'
# Результат: 4
echo -n 123 | wc -c
# Результат: 3

Начиная с версии 4.1[5] стало возможным указывать в одной строке терминирующую последовательность символов и, сразу за ней, — скобку. Это может быть полезно для присвоения переменной содержимого here-doc:

var=$( cat -<<'TERMSEQ'
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
TERMSEQ)

При этом BASH будет сгенерировано предупреждающее сообщение.

Перенаправление для процесса в целом[править | править код]

Пример (перенаправление стандартного вывода в файл, запись данных, закрытие файла, сброс stdout):

# make Filedescriptor(FD) 6 a copy of stdout (FD 1)
exec 6>&1
# open file "test.data" for writing
exec 1>test.data
# produce some content
echo "data:data:data"
# close file "test.data"
exec 1>&-
# make stdout a copy of FD 6 (reset stdout)
exec 1>&6
# close FD6
exec 6>&-

Открытие и закрытие файлов:

# open file test.data for reading
exec 6<test.data
# read until end of file
while read -u 6 dta
do
  echo "$dta" 
done
# close file test.data
exec 6<&-

Подстановка вывода команд[править | править код]

Захват вывода внешних команд:

# выполнить 'date' и поместить результат в VAR
VAR="$(date)"
echo "$VAR" #выведет дату на момент вызова предыдущей строки

При этом не поддерживаются строки с нуль-символом, заключительные переводы строк пропадают, в отличие от каналов и прочего файлового ввода-вывода.

Условный оператор[править | править код]

#!/usr/bin/env bash
T1='foo'
T2='bar'
if [[ $T1 == "$T2" ]] 
then
  echo 'условие выполняется'
else
  echo 'условие не выполняется'
fi

Обратите внимание, что кавычки вокруг левой части необязательны.[6]

Циклы[править | править код]

#!/usr/bin/env bash
for i in "Номер "{1..10}
do
  echo "$i"
done
1 #!/usr/bin/env bash
2 COUNTER=0
3 while [[ $COUNTER -lt 10 ]] # До тех пор, пока условие ИСТИННО (возвращает 0) выполнять тело цикла
4 do
5   echo The counter is $COUNTER
6   let COUNTER=COUNTER+1
7 done
#!/usr/bin/env bash
i=0
until [[$i -eq 10]] # До тех пор, пока условие ЛОЖНО (возвращает не 0) выполнять тело цикла
do
  echo "$i"
  i=$(($i+1))
done
#!/usr/bin/env bash
# внутри двойных круглых скобок переменные можно писать в Си-стиле (без $ и разделяя пробелом операторы и операнды)
for (( i = 0; i < 10; i++ ))
do
	echo -n "$i; "
done

Массивы[править | править код]

В bash реализованы только одномерные массивы. Индексами могут быть как целочисленные значения («обычный» массив), так и строки (ассоциативный массив, или «хеш»).

Несмотря на унификацию синтаксиса для работы с обычными и ассоциативными массивами, первые не являются разновидностью вторых ни с точки зрения конечного пользователя, ни с точки зрения внутренней логики самого интерпретатора.

Как естественное следствие поддержки «ассоциативных» ключей, в bash существует крайне ограниченная возможность эмуляции многомерных массивов.

Общие операции[править | править код]

Получить строку, состоящую из всех[7] элементов массива, разделённых пробелом.

Получить строку со всеми[7] индексами или ключами массива, независимо от того, численные они или текстовые:

Осуществить массовую замену первого вхождения подстроки «MAY» на «MARCH» во всех[7] элементах массива и вернуть строку, составленную из результирующих элементов массива, разделённых пробелом:

values="${arr[@]/MAY/MARCH}"

То же самое, но в каждом[7] элементе массива будут заменены все вхождения подстроки «MAY»:

values="${arr[@]//MAY/MARCH}"

До сих пор не все заявленные в документации возможности правильно работают для массивов. Например:

[ -v 'имя_массива' ]

неправильно срабатывает для пустого массива.[8]

Операции с индексированными массивами[править | править код]

Bash имеет поддержку одномерных массивов. Инициализировать элементы массива можно в виде: my_array[xx]. Также можно явно объявить массив в сценарии, с помощью директивы declare:

Обращаться к отдельным элементам массива можно с помощью фигурных скобок: "${my_array[xx]}".

Инициализировать индексированный массив можно двумя способами:

1)

Array=(element1 element2 element3)

2)

temp_array[0]=element1
temp_array[5]=element
temp_array[9]=elementN

Добавление элементов в конец индексированного массива:

declare -a arrAnimals
arrAnimals=(dog elephant horse cow fox koala turtle)
# Выводим содержимое массива:
echo "${arrAnimals[@]}"
# В конец массива arrAnimals добавляем новый элемент: "pig"
arrAnimals+=(pig)
# И снова показываем содержимое массива:
echo "${arrAnimals[@]}"

Получить первый элемент массива:

Как индексированные, так и ассоциативные массивы поддерживают так называемые «срезы»:

# Ещё один способ получить первый элемент массива
echo "${arrAnimals[@]:0:1}"

# Вывести 3 элемента массива, начиная со 2-го:
echo "${arrAnimals[@]:2:3}"

Примечание: в случае с ассоциативными массивами порядок следования значений в общем случае будет случайным (определяется используемой хеш-функцией), поэтому операция среза на ассоциативном массиве хотя и допустима, но имеет крайне ограниченную область практического применения.

В массивах с числовыми индексами допустима «обратная» («негативная») адресация, позволяющая получить доступ к элементам, начиная с конца массива:

# Значение последнего элемента массива
echo "${arrAnimals[-1]}"
# Значение предпоследнего элемента массива
echo "${arrAnimals[-2]}"
# ... и т.д.

С помощью встроенной команды mapfile (синоним: readarray) можно отображать содержимое текстового файла в индексированный массив:

declare -a fileWithLogins
mapfile fileWithLogins </etc/passwd
for ((i=0; i<${#fileWithLogins[@]}; i++))
do
	echo "Line #$i: ${fileWithLogins[$i]}"
done
Операции с ассоциативными массивами[править | править код]

Начиная с версии 4.0 в bash появилась поддержка ассоциативных массивов (так называемых hash-массивов).

Для объявления ассоциативных массивов используется ключ -A встроенной команды declare:

Как и в случае с индексированными массивами, для заполнения ассоциативных массивов могут использоваться два различных синтаксиса:

1)

TheCapitalOf[Georgia]='Tbilisi'
TheCapitalOf[Australia]='Canberra'
TheCapitalOf[Pakistan]='Islamabad'

2)

TheCapitalOf=([Georgia]='Tbilisi' [Australia]='Canberra' [Pakistan]='Islamabad')

С помощью ассоциативных массивов можно имитировать поддержку многомерных массивов:

declare -A a # объявляет ассоциативный массив 'a'
i=1; j=2 # инициализация нескольких индексов
a[$i,$j]=5 # присвоение значения "5" в ячейку "$i,$j" (т.е. "1,2")
echo ${a[$i,$j]} # вывод хранимых значений из "$i,$j"

К сожалению, в текущих версиях bash скопировать содержимое одного ассоциативного массива в другой простым присваиванием невозможно. Данную проблему можно только обойти, для чего существуют два принципиально разных подхода:

1) Эмулировать объявление второго хеша «с нуля» путём копирования объявления первого хеша:

declare -A hsh2
hsh2=(...)

source <(declare -p hsh2 | sed 's/^declare -A hsh2/declare -A hsh3/')

2) Перебрать все[7] элементы хеша-источника и скопировать их в целевой хеш:

declare -A hsh2 hsh3
hsh2=(...)

for k in "${!hsh2[@]}"
do
	hsh3["$k"]="${hsh2["$k"]}"
done
Безопасная работа с массивами[править | править код]

Массивы являются удобным способом передачи динамически генерированных аргументов в функции или команды. При этом каждый элемент массива представляет собой отдельный аргумент.

args=( -l -a / )
ls "${args[@]}" # ls -l -a /
ls ${args[@]} # ls -l -a /
ls ${args[*]} # ls -l -a /

Однако при подобном использовании массивов следует быть осторожным ввиду особенностей раскрытия массивов при использовании в качестве индексов специальных символов @ и *.

Если массив заключён в кавычки и раскрывается с помощью индекса @, то образуется строка из слов, где каждое слово — отдельный элемент массива. Однако если не заключить раскрытие массива в двойные кавычки, то может получиться совсем другой результат: пробелы, входящие в состав элементов массива, становятся разделителями слов.

args=( -l -a '/home/user/Рабочий стол' )
ls "${args[@]}" # просмотр содержимого каталога '/home/user/Рабочий стол'
ls ${args[@]} # ошибка: каталогов '/home/user/Рабочий' и './стол' не существует

Массив с индексом *, заключённый в двойные кавычки, раскрывается в одну строку, соединяя все элементы массива через разделители, хранимые в переменной IFS. Если не указать двойные кавычки, то массив раскрывается аналогично раскрытию при использовании индекса @.

args=( '' usr local bin )
IFS='/' ls "${args[*]}" # просмотр содержимого каталога '/usr/local/bin'
IFS='/' ls ${args[*]} # поочерёдный просмотр содержимого каталогов '.', './usr', './local' и './bin'

При создании массива из содержимого текстовой переменной необходимо учитывать возможное наличие пробелов в тексте. Например, в качестве одного из способов создания массива из строки с перечислением можно рассматривать замену символа-разделителя на пробел. Однако наличие пробелов в разделяемых элементах приведёт к дроблению самих элементов на части.

array=( ${text//,/} ) # неправильно: текст в переменной 'text' мог содержать пробельные символы

IFS=',' array=( $text ) # правильно: раздельтельным символом является запятая.
IFS=',' read -r -a array <<< "$text" # правильно (альтернативный вариант с перенаправлением содержимого переменной 'text' в команду 'read')

К ошибкам может привести создание массива из текста, полученного в качестве вывода команд или из файла, т. к. не только переводы строк, но также и пробелы с символами табуляции по умолчанию будут считаться разделителями[9].

array=( "$(ls)" ) # неправильно: пробелы в названии файлов могут разбить имя файла на два элемента массива

IFS=$'\n' array=( "$(ls)" ) # правильно: разделителем будет только перевод строк
mapfile -t array < <(ls) # правильно: альтернативный вариант через встроенную команду mapfile

Конвейер[править | править код]

Конвейер передаёт вывод предыдущей команды на ввод следующей или на вход командного интерпретатора. Метод часто используется для связывания последовательности команд в единую цепочку. Конвейер обозначается символом |.

Пример (grep работает как фильтр для стандартного вывода):

cat filename | grep pattern

Логические операции[править | править код]

Логическое ИЛИ обозначается как ||. В операциях проверки условий оператор || возвращает 0 (success), если один из операндов имеет значение true (ИСТИНА).

Логическое И обозначается как &&. В операциях проверки условий оператор && возвращает 0 (success) тогда и только тогда, когда оба операнда имеют значение true (ИСТИНА).

Примечание: Возможная путаница в понимании возникает из-за того, что команда true (и успешное завершение любой команды) завершается с кодом возврата 0, success (false, наоборот, не 0), в то время как логическое значение true/false — отлично от нуля/равно нулю.

Примеры:

if false; then echo "successfully"; else echo "unsuccessfully"; fi
unsuccessfully
let "a=(( 1 && 0 && 123))"; echo $?; echo $a
1 # Код завершения команды
0 # Значение переменной "a", результат логической операции
if (( 1 && 0 && 123)); then echo "true"; else echo "false"; fi
false
let "a=(( 1 && 123 && -345 ))"; echo $?; echo $a
0 # Код завершения команды
1 # Значение переменной "a", результат логической операции
if (( 1 && 123 & -345 )); then echo "true"; else echo "false"; fi
true
false && echo "Успешное завершение" || echo "Неуспешное завершение"
Неуспешное завершение

Целочисленная математика[править | править код]

Bash может выполнять целочисленные вычисления внутри процесса, используя команду ((…)) и синтаксис переменной $((…))[10], как показано ниже:

VAR=55 # Устанавливаем переменную VAR, равной 55
((VAR = VAR + 1)) # Добавляем единицу к переменной VAR. Обратите внимание на отсутствие знака '$' 
((VAR+=1)) # Сокращённая форма записи инкремента
((++VAR)) # Другой способ увеличения VAR на единицу. Выполняет префиксный инкремент
((VAR++)) # Другой способ увеличения VAR на единицу. Выполняет постфиксный инкремент
echo $((VAR * 22)) # Умножаем VAR на 22 и передаем результат команде
echo $[VAR * 22] # Устаревший способ сделать то же
((VAR<<3)) # Побитовый сдвиг влево (то же, что VAR*8)
((VAR>>3)) # Побитовый сдвиг вправо (то же, что VAR/8)

Команда ((…)) также может использоваться в условных утверждениях, так как её исходный параметр — это 0 или 1, которые могут интерпретироваться как true или false:

if ((VAR == Y * 3 + X * 2))
then
  echo Yes 
fi
((Z > 23)) && echo Yes

Команда ((…)) поддерживает следующие операторы ставнения: == != > < >= <=.

Bash не поддерживает вычисления внутри процесса с числами с плавающей точкой. Только командные процессоры Unix Korn shell (версия 1993 года) и zsh (начиная с версии 4.0) поддерживают эту возможность.

Список математических операций: +, -, *, /, ** (возведение в степень), % (деление по модулю, остаток от деления), let — позволяет использовать сокращения арифметических команд (сокращая количество используемых переменных; например: a += b эквивалентно a = a + b и т. п.).

Аргументы:

$$pid текущего shell (самого процесса-сценария)
$!pid последнего процесса в фоновом режиме
$?код возврата последнего процесса (функции или скрипта)
$xгде x — номер параметра, переданного скрипту ($1, $2 и т. д., $0 — последний запущенный скрипт)
$#количество аргументов командной строки
$*все[7] аргументы в виде одной строки (слова)
$@то же самое, что и $*, но при этом каждый[7] параметр представлен как отдельная строка (слово)
$-список флагов, переданных сценарию
$_содержит последний аргумент предыдущей команды

Встроенные переменные:

$BASHпуть к исполняемому файлу bash
$BASHPIDPID текущего bash * (см. Примечание)
$BASH_VERSINFO[n]массив, состоящий из 6 элементов, содержащий информацию о версии bash
$BASH_VERSIONверсия Bash, установленного в системе
$DIRSTACKсодержимое вершины стека каталогов
$EDITORзаданный по умолчанию редактор
$EUID«эффективный» идентификационный номер пользователя (Effective User ID)
$FUNCNAMEимя текущей функции
$GLOBIGNOREперечень шаблонных символов, которые будут проигнорированы при выполнении подстановки имён файлов (globbing)
$GROUPSгруппы, к которым принадлежит текущий пользователь
$HOMEдомашний каталог пользователя
$HOSTNAMEсетевое имя хоста
$HOSTTYPEтип машины (идентифицирует аппаратную архитектуру)
$IFSразделитель полей во вводимой строке
$LC_COLLATEзадаёт порядок сортировки символов, в операциях подстановки имён файлов и в поиске по шаблону
$LC_CTYPEопределяет кодировку символов
$LINENOНомер строки исполняемого сценария
$MACHTYPEаппаратная архитектура
$OLDPWDпрежний рабочий каталог
$OSTYPEтип операционной системы
$PATHпуть поиска (включает в себя каталоги /usr/bin/, /usr/X11R6/bin/, /usr/local/bin и т. д.)
$PIPESTATUSКод возврата канала (конвейера)
$PPIDPID (идентификатор) родительского процесса
$PS1приглашение командной строки
$PS2вторичное приглашение командной строки, выводится тогда, когда от пользователя ожидается дополнительный ввод. Обычно отображается как «>»
$PS3третичное приглашение, выводится, когда пользователь должен сделать выбор в операторе select
$PS4приглашение четвёртого уровня, выводится (в изменённом виде) в начале каждой строки отладочного вывода тогда, когда сценарий вызывается с ключом -x. Обычно отображается как «+», «++» и т. д.
$PWDрабочий (текущий) каталог
$REPLYпеременная по умолчанию, куда записывается ввод пользователя, выполненный с помощью команды read
$SECONDSвремя работы сценария (в секундах)
$SHELLOPTSсписок допустимых опций интерпретатора (доступна только для чтения)
$SHLVLуровень вложенности shell
  • Примечание: отличается от $$ при определенных обстоятельствах, таких как подоболочки, которые не требуют повторной инициализации bash.

Пример:

$ echo $(echo $BASHPID $$)      $$       $BASHPID
              25680    16920    16920    16920
#             |        |        |        |
#             |        |        |        -- $BASHPID outside of the subshell
#             |        |        -- $$ outside of the subshell
#             |        -- $$ inside of the subshell
#             -- $BASHPID inside of the subshell

Регулярные выражения внутри процесса[править | править код]

Bash 3.0 поддерживает встроенные регулярные выражения с синтаксисом, подобным синтаксису Perl:

Синтаксис регулярных выражений задокументирован на страницах документации man 7 regex. Статус выхода устанавливается в 0, если регулярное выражение совпало со строкой, и 1, если нет. Значение подвыражения, заключённого в скобки, можно получить[7] через переменную ${BASH_REMATCH[@]}, например:

REGEXP='foo(bar)bl(.*)'
if [["abcfoobarbletch" =~ $REGEXP]] 
then
  echo "Регулярное выражение совпало со строкой!" 
  echo "$BASH_REMATCH"      # выводит: foobarbletch 
  echo "${BASH_REMATCH[1]}" # выводит: bar 
  echo "${BASH_REMATCH[2]}" # выводит: etch 
fi

Встроенные регулярные выражения обычно работают быстрее, чем выполнение внешней команды grep, потому что соответствующее регулярное выражение выполняется в рамках процесса bash. Если регулярное выражение или строка содержат пробелы или метасимволы (такие как * или ?), их следует взять в кавычки. Рекомендуется использовать переменную для хранения регулярного выражения, как в вышеприведённом примере, для избежания проблем с экранированием специальных символов. Можно использовать вывод bash с опцией -x для проверки, как именно bash воспринимает ваше регулярное выражение.

Возможность расширения скобок заимствована у csh. Она позволяет произвольной строке быть сформированной с использованием похожей техники, как это делается с названиями файлов. Однако в bash сгенерированные строки не обязаны быть именами файлов. Результат каждого расширения строки не сортируется, сохраняется порядок слева направо:

# Это особенность присущая bash
echo a{p,c,d,b}e # ape ace ade abe

Не следует использовать эту особенность, если скрипт планируется портировать, потому что в традиционных скриптах расширение строки не будет действовать:

# Традиционная оболочка не даёт тот же результат
echo a{p,c,d,b}e # a{p,c,d,b}e

Когда используется расширение скобок в сочетании с символами подстановки, скобки раскрываются первыми, а затем результат обрабатывается в обычном режиме. Таким образом, список JPEG- и PNG-изображений в текущем каталоге может быть получен так:

ls *.{jpg,jpeg,png} # скобки раскрываются до *.jpg *.jpeg *.png, после чего выполняется поиск по маскам
  • Tab ↹: Автодополнение строки за курсором.
  • Ctrl+! Ctrl+!: Повторить последнюю команду.
  • Ctrl+a: Перемещает курсор в начало строки (эквивалентно клавише Home).
  • Ctrl+b: Перемещает курсор на один символ назад (эквивалентно клавише ).
  • Ctrl+r: Поиск по набранным ранее командам.
  • Ctrl+c: Посылает сигнал SIGINT текущему заданию, который обычно (но не всегда) прекращает и закрывает его.
  • Ctrl+

Скриптовый язык — это… Что такое Скриптовый язык?

Скри́птовый язы́к (англ. scripting language, в русской литературе принято название язык сценариев) — язык программирования, разработанный для записи «сценариев», последовательностей операций, которые пользователь может выполнять на компьютере. Простые скриптовые языки раньше часто называли языками пакетной обработки (batch languages или job control languages). Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются (хотя всё чаще применяют компиляцию каждый раз перед запуском).

В прикладной программе, сценарий (скрипт) — это программа, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы.

Плагины или скрипты?

Для написания пользовательских расширений могут использоваться как скрипты (в терминологии некоторых программ «макросы»), так и плагины (независимые модули, написанные на компилируемых языках; в некоторых программах они могут называться «утилитами», «экспортёрами», «драйверами»).

Скриптовый язык удобен в следующих случаях:

  1. Если нужно обеспечить программируемость без риска дестабилизировать систему. Так как, в отличие от плагинов, скрипты интерпретируются, а не компилируются, неправильно написанный скрипт выведет диагностическое сообщение, а не приведёт к системному краху;
  2. Если важен выразительный код. Во-первых, чем сложнее система, тем больше кода приходится писать «потому, что это нужно» — см., например, Hello World#Маргинальные примеры. Во-вторых, в скриптовом языке может быть совсем другая концепция программирования, чем в основной программе — например, игра может быть монолитным однопоточным приложением, в то время как управляющие персонажами скрипты выполняются параллельно. В-третьих, скриптовый язык имеет собственный проблемно-ориентированный набор команд, и одна строка скрипта может делать то же, что несколько десятков строк на традиционном языке. Как следствие, на скриптовом языке может писать программист очень низкой квалификации — например, геймдизайнер своими руками, не полагаясь на программистов, может корректировать правила игры;
  3. Если требуется кроссплатформенность. Хорошим примером является JavaScript — его исполняют браузеры под самыми разными ОС.

У плагинов же есть три важных преимущества.

  1. Готовые программы, оттранслированные в машинный код, выполняются значительно быстрее скриптов, которые интерпретируются из исходного кода динамически при каждом исполнении. Поэтому скриптовые языки не применяются для написания программ, требующих оптимальности и быстроты исполнения. Но из-за простоты они часто применяются для написания небольших, одноразовых («проблемных») программ.
  2. Полный доступ к любому аппаратному обеспечению или ресурсу ОС (в скриптовом языке для этого должен существовать написанный на машинном коде API). Плагины, работающие с аппаратным обеспечением, традиционно называют драйверами.
  3. Если предполагается интенсивный обмен данными между основной программой и пользовательским расширением, для плагина его обеспечить проще.

Также в плане быстродействия скриптовые языки можно разделить на языки динамического разбора (sh, command.com) и предварительно компилируемые (Perl). Языки динамического разбора считывают инструкции из файла программы минимально требующимися блоками, и исполняют эти блоки, не читая дальнейший код. Предкомпилируемые языки транслируют всю программу в байт-код и затем исполняют его. Некоторые скриптовые языки имеют возможность компиляции программы «на лету» в машинный код (т. н. JIT-компиляция).

Типы скриптовых языков

Универсальные скриптовые языки

Встроенные в прикладные программы

Командные оболочки

Встраиваемые

  • ActionScript — В средах Adobe Flash, Adobe AIR, Adobe Flex
  • Браузерные языки: JavaScript, JScript
  • Lingo — использующийся в редакторе Director, называют скриптовым
  • Guile
  • Io
  • Lua
  • Sleep
  • Script.NET

Также в приложение может быть встроена возможность расширения сценариями на любом из универсальных скриптовых языков, см. к примеру библиотеку SWIG или автоматический планировщик задач.

Командные файлы интерпретаторов

Многие консольные утилиты поддерживают выполнение последовательности команд, заранее записанной в файл. Такие файлы тоже называют скриптами.

Примеры таких утилит:

  • SQLPlus — выполняет команды SQL и PL/SQL в СУБД Oracle

Скрипт — это… Что такое Скрипт?

  • скрипт — 1 іменник чоловічого роду рукопис арх. скрипт 2 іменник чоловічого роду докладний опис процедури, сценарій техн …   Орфографічний словник української мови

  • скрипт — см. анализ трансакционный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. скрипт …   Большая психологическая энциклопедия

  • Скрипт — (от англ. script сценарий) элемент памяти . Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти …   Психологический словарь

  • СКРИПТ-ГЁРЛ — [англ. scriptgirl] арго секретарша режиссера (на киностудии). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СКРИПТ — Сценарий программа, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • скрипт — сценарий Небольшая служебная программа или макрос, используемые при определенных обстоятельствах. Программа, написанная на каком либо языке программирования для взаимодействия клиента с сервером. Например: Script на Perl для подсчета количества… …   Справочник технического переводчика

  • скрипт — Скрипт: посвідка, рукопис [46 1] розписка, вексель [47] рукопис [49;50,IV,VI,XX] Та про се прошу Вас не забувати 1) про дальший скрипт Клоустона, 2) про дальший скрипт Фірдоусі [XX] рукопис, письмо, посвідка, зобов язання [44 1] рукопис, текст… …   Толковый украинский словарь

  • скрипт — шкрыпт (скрипт), шкрипт рукопис, писання …   Зведений словник застарілих та маловживаних слів

  • Скрипт — …   Википедия

  • скрипт — (лк) scrībere писать; scrīptio писание скрипторий ист. помещение в монастыре, где переписывались книги манускрипт рукопись постскриптум «после написанного», добавление к письму транскрипция «переписывание», передача на письме звучания слов, а… …   Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

  • Скрипт — это… Что такое Скрипт?

  • Скрипт — программа, содержащая набор инструкций для некоторых приложений или утилит. Семантика и синтаксис инструкций в скриптах определяются соответствующими приложениями. Обычно язык скриптов включает простые структуры управления: линейные… …   Финансовый словарь

  • скрипт — 1 іменник чоловічого роду рукопис арх. скрипт 2 іменник чоловічого роду докладний опис процедури, сценарій техн …   Орфографічний словник української мови

  • скрипт — см. анализ трансакционный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. скрипт …   Большая психологическая энциклопедия

  • Скрипт — (от англ. script сценарий) элемент памяти . Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти …   Психологический словарь

  • СКРИПТ-ГЁРЛ — [англ. scriptgirl] арго секретарша режиссера (на киностудии). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СКРИПТ — Сценарий программа, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • скрипт — сценарий Небольшая служебная программа или макрос, используемые при определенных обстоятельствах. Программа, написанная на каком либо языке программирования для взаимодействия клиента с сервером. Например: Script на Perl для подсчета количества… …   Справочник технического переводчика

  • скрипт — Скрипт: посвідка, рукопис [46 1] розписка, вексель [47] рукопис [49;50,IV,VI,XX] Та про се прошу Вас не забувати 1) про дальший скрипт Клоустона, 2) про дальший скрипт Фірдоусі [XX] рукопис, письмо, посвідка, зобов язання [44 1] рукопис, текст… …   Толковый украинский словарь

  • скрипт — шкрыпт (скрипт), шкрипт рукопис, писання …   Зведений словник застарілих та маловживаних слів

  • скрипт — (лк) scrībere писать; scrīptio писание скрипторий ист. помещение в монастыре, где переписывались книги манускрипт рукопись постскриптум «после написанного», добавление к письму транскрипция «переписывание», передача на письме звучания слов, а… …   Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *