Скрипты писать – Написание скриптов для начинающих. Правила написания скриптов. Алгоритм создания скрипта продаж

Содержание

начало / RUVDS.com corporate blog / Habr

Bash-скрипты: начало
Bash-скрипты, часть 2: циклы
Bash-скрипты, часть 3: параметры и ключи командной строки
Bash-скрипты, часть 4: ввод и вывод
Bash-скрипты, часть 5: сигналы, фоновые задачи, управление сценариями
Bash-скрипты, часть 6: функции и разработка библиотек
Bash-скрипты, часть 7: sed и обработка текстов
Bash-скрипты, часть 8: язык обработки данных awk
Bash-скрипты, часть 9: регулярные выражения
Bash-скрипты, часть 10: практические примеры
Bash-скрипты, часть 11: expect и автоматизация интерактивных утилит

Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.



Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.

Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:

pwd ; whoami

На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoamiпоказывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.

Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:

getconf ARG_MAX

Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.

Как устроены bash-скрипты


Создайте пустой файл с использованием команды touch. В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash, поэтому первая строка файла будет такой:
#!/bin/bash

В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка — это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash, указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash.

Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:

#!/bin/bash
# This is a comment
pwd
whoami

Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.

Установка разрешений для файла сценария


Сохраните файл, дав ему имя myscript, и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой
Permission denied
.
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями

Сделаем файл исполняемым:

chmod +x ./myscript

Теперь попытаемся его выполнить:
./myscript

После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта

Вывод сообщений


Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo. Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:
#!/bin/bash
# our comment is here
echo "The current directory is:"
pwd
echo "The user logged in is:"
whoami

Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта

Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo. Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo, взгляните на этот материал.

Использование переменных


Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.

Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.

Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:

  • Переменные среды
  • Пользовательские переменные

Переменные среды


Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
#!/bin/bash
# display user home
echo "Home for the current user is: $HOME"

Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.
Использование переменной среды в сценарии

А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:

echo "I have $1 in my pocket"

Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной
$1
. Это не то, что нам нужно. Что делать?

В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:

echo "I have \$1 in my pocket"

Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара

Пользовательские переменные


В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.

Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
TNW-CUS-FMP — промо-код на 10% скидку на наши услуги, доступен для активации в течение 7 дней

#!/bin/bash
# testing variables
grade=5
person="Adam"
echo "$person is a good boy, he is in grade $grade"

Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии

Подстановка команд


Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.

Сделать это можно двумя способами.

  • С помощью значка обратного апострофа «`»
  • С помощью конструкции $()

Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:
mydir=`pwd`

При втором подходе то же самое записывают так:
mydir=$(pwd)

А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
#!/bin/bash
mydir=$(pwd)
echo $mydir

В ходе его работы вывод команды pwdбудет сохранён в переменной mydir, содержимое которой, с помощью команды echo, попадёт в консоль.
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной

Математические операции


Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b)):
#!/bin/bash
var1=$(( 5 + 5 ))
echo $var1
var2=$(( $var1 * 2 ))
echo $var2


Математические операции в сценарии

Управляющая конструкция if-then


В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае — другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then. В наиболее простом виде она выглядит так:
if команда
then
команды
fi

А вот рабочий пример:
#!/bin/bash
if pwd
then
echo "It works"
fi

В данном случае, если выполнение команды pwdзавершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».

Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd, и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.

#!/bin/bash
user=likegeeks
if grep $user /etc/passwd
then
echo "The user $user Exists"
fi

Вот что получается после запуска этого скрипта.
Поиск пользователя

Здесь мы воспользовались командой

grepдля поиска пользователя в файле /etc/passwd. Если команда grepвам незнакома, её описание можно найти здесь.

В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.

Управляющая конструкция if-then-else


Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else. Вот как она устроена:
if команда
then
команды
else
команды
fi

Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else. В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else.

Напишем такой скрипт:

#!/bin/bash
user=anotherUser
if grep $user /etc/passwd
then
echo "The user $user Exists"
else
echo "The user $user doesn’t exist"
fi

Его исполнение пошло по ветке else.
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else

Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:

if команда1
then
команды
elif команда2
then
команды
fi

Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then, иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.
#!/bin/bash
user=anotherUser
if grep $user /etc/passwd
then
echo "The user $user Exists"
elif ls /home
then
echo "The user doesn’t exist but anyway there is a directory under /home"
fi

В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd, если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.

Сравнение чисел


В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2Возвращает истинное значение, если n1 равно n2.
n1 -ge n2 Возвращает истинное значение, если n1больше или равно n2.
n1 -gt n2Возвращает истинное значение, если n1 больше n2.
n1 -le n2Возвращает истинное значение, если n1меньше или равно n2.
n1 -lt n2Возвращает истинное значение, если n1 меньше n2.
n1 -ne n2Возвращает истинное значение, если n1не равно n2.

В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
#!/bin/bash
val1=6
if [ $val1 -gt 5 ]
then
echo "The test value $val1 is greater than 5"
else
echo "The test value $val1 is not greater than 5"
fi

Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах

Значение переменной val1больше чем 5, в итоге выполняется ветвь

thenоператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.

Сравнение строк


В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2 Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
str1 != str2Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 < str2Возвращает истину, если str1меньше, чем str2.
str1 > str2 Возвращает истину, если str1больше, чем str2.
-n str1 Возвращает истину, если длина str1больше нуля.
-z str1Возвращает истину, если длина str1равна нулю.

Вот пример сравнения строк в сценарии:
#!/bin/bash
user ="likegeeks"
if [$user = $USER]
then
echo "The user $user  is the current logged in user"
fi

В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах

Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и «<» необходимо экранировать с помощью обратной косой черты, иначе скрипт будет работать неправильно, хотя сообщений об ошибках и не появится. Скрипт интерпретирует знак «>» как команду перенаправления вывода.

Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:

#!/bin/bash
val1=text
val2="another text"
if [ $val1 \> $val2 ]
then
echo "$val1 is greater than $val2"
else
echo "$val1 is less than $val2"
fi

Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение

Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:

./myscript: line 5: [: too many arguments

Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2 в двойные кавычки:
#!/bin/bash
val1=text
val2="another text"
if [ $val1 \> "$val2" ]
then
echo "$val1 is greater than $val2"
else
echo "$val1 is less than $val2"
fi

Теперь всё работает как надо.
Сравнение строк

Ещё одна особенность операторов «>» и «<» заключается в том, как они работают с символами в верхнем и нижнем регистрах. Для того, чтобы понять эту особенность, подготовим текстовый файл с таким содержимым:

Likegeeks
likegeeks

Сохраним его, дав имя myfile, после чего выполним в терминале такую команду:
sort myfile

Она отсортирует строки из файла так:
likegeeks
Likegeeks

Команда sort, по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:
#!/bin/bash
val1=Likegeeks
val2=likegeeks
if [ $val1 \> $val2 ]
then
echo "$val1 is greater than $val2"
else
echo "$val1 is less than $val2"
fi

Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария

В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.

Команда sort, в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.

Проверки файлов


Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d fileПроверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e fileПроверяет, существует ли файл.
-f file Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r fileПроверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file Проверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w fileПроверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x fileПроверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2 Проверяет, новее ли file1, чем file2.
file1 -ot file2Проверяет, старше ли file1, чем file2.
-O file Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G fileПроверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.

Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.

Опробуем одну из команд на практике:

#!/bin/bash
mydir=/home/likegeeks
if [ -d $mydir ]
then
echo "The $mydir directory exists"
cd $ mydir
ls
else
echo "The $mydir directory does not exist"
fi

Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории

Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.

Итоги


Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
  1. Bash Script Step By Step — здесь речь идёт о том, как начать создание bash-скриптов, рассмотрено использование переменных, описаны условные конструкции, вычисления, сравнения чисел, строк, выяснение сведений о файлах.
  2. Bash Scripting Part 2, Bash the awesome — тут раскрываются особенности работы с циклами for и while.
  3. Bash Scripting Part 3, Parameters & options — этот материал посвящён параметрам командной строки и ключам, которые можно передавать скриптам, работе с данными, которые вводит пользователь, и которые можно читать из файлов.
  4. Bash Scripting Part 4, Input & Output — здесь речь идёт о дескрипторах файлов и о работе с ними, о потоках ввода, вывода, ошибок, о перенаправлении вывода.
  5. Bash Scripting Part 5, Sighals & Jobs — этот материал посвящён сигналам Linux, их обработке в скриптах, запуску сценариев по расписанию.
  6. Bash Scripting Part 6, Functions — тут можно узнать о создании и использовании функций в скриптах, о разработке библиотек.
  7. Bash Scripting Part 7, Using sed — эта статья посвящена работе с потоковым текстовым редактором sed.
  8. Bash Scripting Part 8, Using awk — данный материал посвящён программированию на языке обработки данных awk.
  9. Bash Scripting Part 9, Regular Expressions — тут можно почитать об использовании регулярных выражений в bash-скриптах.
  10. Bash Scripting Part 10, Practical Examples — здесь приведены приёмы работы с сообщениями, которые можно отправлять пользователям, а так же методика мониторинга диска.
  11. Bash Scripting Part 11, Expect Command — этот материал посвящён средству Expect, с помощью которого можно автоматизировать взаимодействие с интерактивными утилитами. В частности, здесь идёт речь об expect-скриптах и об их взаимодействии с bash-скриптами и другими программами.

Полагаем, одно из ценных свойств этой серии статей заключается в том, что она, начинаясь с самого простого, подходящего для пользователей любого уровня, постепенно ведёт к довольно серьёзным темам, давая шанс всем желающим продвинуться в деле создания сценариев командной строки Linux.

Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.

Приемы написания скриптов в Bash / Habr

Администраторам Linux писать скрипты на Bash приходится регулярно. Ниже я привожу советы, как можно ускорить эту работу, а также повысить надежность скриптов.

Совет 1

Не пишите скриптов, которые выполняют действия ничего не спрашивая. Такие скрипты нужны довольно редко. А вот всевозможного «добра» для копирования, синхронизации, запуска чего-либо, хоть отбавляй. И если в любимом Midnight Commander Вы вдруг нажали не на тот скрипт, то с системой может произойти все что угодно. Это как правила дорожного движения — «написано кровью».

Совет 2

Отталкиваясь от предыдущего, в начало каждого скрипта неплохо помещать что-то вроде:
read -n 1 -p "Ты уверен, что хочешь запустить это (y/[a]): " AMSURE 
[ "$AMSURE" = "y" ] || exit
echo "" 1>&2
Команда echo, кстати, здесь нужна потому, что после нажатия кнопки у вас не будет перевода строки, следовательно, следующий любой вывод пойдет в эту же строку.

Совет 3

Это ключевой совет из всех. Для того, чтобы не писать каждый раз одно и то же — пользуйтесь библиотеками функций. Прочитав много статей по Bash, я вынужден констатировать, что этой теме уделяется мало внимания. Возможно в силу очевидности. Однако я считаю необходимым напомнить об этом. Итак.
Заведите свою библиотеку функций, например myfunc.sh и положите ее, например в /usr/bin. При написании скриптов она не только поможет сократить ваш труд, но и позволит одним махом доработать множество скриптов, если Вы улучшите какую-либо функцию.
Например, в свете совета 2 можно написать такую функцию:
myAskYN() 
{
local AMSURE
if [ -n "$1" ] ; then
   read -n 1 -p "$1 (y/[a]): " AMSURE
else
   read -n 1 AMSURE
fi
echo "" 1>&2
if [ "$AMSURE" = "y" ] ; then
   return 0
else
   return 1
fi
}
Единственным необязательным параметром эта функция принимает строку вопроса. Если строка не задана — молчаливое ожидание нажатия (в случаях, когда скрипт уже успел вывести все что нужно еще до вызова этой функции). Таким образом, применение возможно такое:
myAskYN "Ты уверен, что хочешь запустить это?" || exit
Можно написать и еще одну аналогичную функцию myAskYNE, с буквой E на конце, в которой return заменить на exit. Тогда запись будет еще проще:
myAskYNE "Ты уверен, что хочешь запустить это?"
Плюсы очевидны: а) пишете меньше кода, б) код легче читать, в) не отвлекаетесь на мелочи, вроде приставки " (y/[a]): " к тесту (замечу, что [a] означает any, а забранная в квадратные кавычки указывает, что это по умолчанию).
И последнее здесь. Для того, чтобы использовать функции из нашей библиотеки, ее надо не забыть включить в сам скрипт:
#!/bin/bash 
a1=myfunc.sh ; source "$a1" ; if [ $? -ne 0 ] ; then echo "Ошибка —
нет библиотеки функций $a1" 1>&2 ; exit 1 ; fi 

myAskYN "Ты уверен, что хочешь запустить это?" 
echo Run!
Я намеренно уложил весь вызов и обработку ошибки в одну строку, поскольку это вещь стандартная и не относится напрямую к логике скрипта. Зачем же ее растягивать на пол-экрана? Обратите также внимание, что имя скрипта присваивается переменной. Это позволяет задавать имя скрипта один раз, а стало быть, можно дублировать строку и заменить имя библиотеки, чтобы подключить другую библиотеку функций, если надо.
Теперь любой скрипт, начинающийся с этих трех строчек никогда не выполнит что-то без подтверждения. Предоставляю вам самим написать аналогичную myAskYN функцию, называемую myAskYESNO.

Совет 4

Разовьем успех и продемонстрируем несколько очевидных функций с минимальными комментариями.
sayWait() 
{ 
   local AMSURE 
   [ -n "$1" ] && echo "[email protected]" 1>&2 
   read -n 1 -p "(нажмите любую клавишу для продолжения)" AMSURE 
   echo "" 1>&2 
} 
 
 cdAndCheck() 
{ 
   cd "$1" 
   if ! [ "$(pwd)" = "$1" ] ; then 
      echo "!!Не могу встать в директорию $1 - продолжение невозможно. Выходим." 1>&2 
      exit 1 
   fi 
} 
 
 checkDir() 
{ 
   if ! [ -d "$1" ] ; then 
      if [ -z "$2" ] ; then 
         echo "!!Нет директории $1 - продолжение невозможно. Выходим." 1>&2 
      else 
         echo "$2" 1>&2 
      fi 
      exit 1 
   fi 
} 
checkFile() 
{ 
   if ! [ -f "$1" ] ; then 
      if [ -z "$2" ] ; then 
         echo "!!Нет файла $1 - продолжение невозможно. Выходим." 1>&2 
      else 
         echo "$2" 1>&2 
      fi 
      exit 1 
   fi 
} 
checkParm() 
{ 
   if [ -z "$1" ] ; then 
      echo "!!$2. Продолжение невозможно.  Выходим." 1>&2 
      exit 1 
   fi 
}
Здесь обращу ваше внимание на постоянно встречающееся сочетание 1>&2 после echo. Дело в том, что ваши скрипты, возможно, будут выводить некую ценную информацию. И не всегда эта информация влезет в экран, а потому ее неплохо бывает сохранить в файл или отправить на less. Комбинация 1>&2 означает перенаправление вывода на стандартное устройство ошибок. И когда вы вызываете скрипт таким образом:
my-script.sh > out.txt
my-script.sh | less
в нем не окажется лишних ошибочных и служебных сообщений, а только то, что вы действительно хотите вывести.

Совет 5

В Bash не очень хорошо обстоят дела с возвратом значения из функции. Однако при помощи собственной библиотеки этот вопрос легко решается. Просто заведите переменную, в которую функция будет заносить значение, а по выходу из функции анализируйте эту переменную. Кстати, объявление переменной неплохо поместить в начало самой библиотеки ваших функций. Также, вы можете завести и другие переменные, которые будете использовать повсеместно. Вот начало вашей библиотеки функций:
curPath=  # переменная с текущим абсолютным путем, где находится скрипт
cRes=     # переменная для возврата текстовых значений из функций
pYes=     # параметр --yes, который обсудим позднее
Теперь можем добавить к коллекции еще такую полезную функцию:
input1() 
{ 
   local a1 
 
   if [ -n "$1" ] ; then 
      read -p "$1" -sn 1 cRes 
   else 
      read -sn 1 cRes 
   fi 
 
   # Проверка допустимых выборов 
   while [ "$2" = "${2#*$cRes}" ] ; do 
      read -sn 1 cRes 
   done 
   echo $cRes 1>&2 
}
Вот пример ее использования:
cat <<'EOF' 
Выбери желаемое действие: 
------------------------ 
   a) Действие 1 
   b) Действие 2 
   .) Выход 
EOF 
input1 "Твой выбор: " "ab." 
echo "Выбор был: $cRes"
Эта функция ограничивает нажатие клавиш до списка указанных (в пример это a, b, и точка). Никакие иные клавиши восприниматься не будут и при их нажатии ничего выводиться тоже не будет. Пример также показывает использование переменной возврата ($cRes). В ней возвращается буква, нажатая пользователем.

Совет 6

Какой скрипт без параметров? Об их обработке написано тонны литературы. Поделюсь своим видением.
  1. Крайне желательно, чтобы параметры обрабатывались независимо от их последовательности.
  2. Я не люблю использовать однобуквенные параметры (а следовательно и getopts) по той простой причине, что скриптов очень много, а букв мало. И запомнить, что для одного скрипта -r означает replace, для другого replicate, а для третьего вообще remove практически невозможно. Поэтому я использую 2 нотации, причем одновременно: а) --show-files-only, б) -sfo (как сокращение от предыдущего). Практика показывает, что такие ключи запоминаются мгновенно и очень надолго.
  3. Скрипт должен выдавать ошибку на неизвестный ему ключ. Это частично поможет выявить ошибки при написании параметров.
  4. Из совета 2 возьмем правило: никогда не запускать скрипт без подтверждения. Но добавим к этому важное исключение — если не указан ключ --yes (ключ, конечно, может быть любым).
  5. Ключи могут сопровождаться значением. В этом случае для длинных ключей действует такое правило: --source-file=my.txt (написание через равно), а для коротких такое: -sf my.txt (через пробел).
В этом свете обработка параметров может выглядеть так:
while [ 1 ] ; do 
   if [ "$1" = "--yes" ] ; then 
      pYes=1 
   elif [ "${1#--source-file=}" != "$1" ] ; then 
      pSourceFile="${1#--source-file=}" 
   elif [ "$1" = "-sf" ] ; then 
      shift ; pSourceFile="$1" 
   elif [ "${1#--dest-file=}" != "$1" ] ; then 
      pDestFile="${1#--dest-file=}" 
   elif [ "$1" = "-df" ] ; then 
      shift ; pDestFile="$1" 
   elif [ -z "$1" ] ; then 
      break # Ключи кончились 
   else 
      echo "Ошибка: неизвестный ключ" 1>&2 
      exit 1 
   fi 
   shift 
done 
 
checkParm "$pSourceFile" "Не задан исходный файл" 
checkParm "$pDestFile" "Не задан выходной файл" 
 
if [ "$pYes" != "1" ] ; then 
   myAskYNE "Ты уверен, что хочешь запустить это?" 
fi 
echo "source=$pSourceFile, destination=$pDestFile"
Этот код дает следующие возможности:Это базовая часть, которую можно развивать и дальше. Например, добавим пару функций обработки параметров в нашу библиотеку:
procParmS() 
{ 
   [ -z "$2" ] && return 1 
   if [ "$1" = "$2" ] ; then 
      cRes="$3" 
      return 0 
   fi 
   return 1 
} 
procParmL() 
{ 
   [ -z "$1" ] && return 1 
   if [ "${2#$1=}" != "$2" ] ; then 
      cRes="${2#$1=}" 
      return 0 
   fi 
   return 1 
} 
При этом цикл обработки параметров будет выглядеть гораздо более удобоваримым:
while [ 1 ] ; do 
   if [ "$1" = "--yes" ] ; then 
      pYes=1 
   elif procParmS "-sf" "$1" "$2" ; then 
      pSourceFile="$cRes" ; shift 
   elif procParmL "--source-file" "$1" ; then 
      pSourceFile="$cRes" 
   elif procParmS "-df" "$1" "$2" ; then 
      pDestFile="$cRes" ; shift 
   elif procParmL "--dest-file" "$1" ; then 
      pDestFile="$cRes" 
   elif [ -z "$1" ] ; then 
      break # Ключи кончились 
   else 
      echo "Ошибка: неизвестный ключ" 1>&2 
      exit 1 
   fi 
   shift 
done
Фактически, этот цикл можно копировать из скрипта в скрипт не задумываясь ни о чем, кроме названий ключей и имени переменной для этого ключа. Причем они в данном случае не повторяются и возможность ошибки исключена.
Нет предела совершенству, и можно еще долго «улучшать» функции, например в procParmS проверить на непустое значение третий параметр и вывалиться по ошибке в таком случае. И так далее.
Файл библиотеки функций из этого примера можно скачать здесь.
Тестовый файл здесь.

Как написать скрипт: 9-ти шаговая схема создания скрипта с нуля - ПораРасти

08 Ноя Как написать скрипт: 9-ти шаговая схема создания скрипта с нуля

Опубликовано: 22:26 В категории: Холодные звонки и продажи по телефону Опубликовал: admin

Как написать скрипт продаж? Таким вопросом задается, наверное, каждый, кто работает в продажах. И это неудивительно — ведь хороший скрипт продаж позволит Вам быстрее и легче привлекать клиентов, поможет менеджерам преодолевать возражения и отвечать на вопросы потенциальных покупателей. Плюсы от использования скрипта очевидны.

Но есть и обратная сторона.

Разработка скрипта продаж — занятие не простое. В статье «3 способа написать и оформить скрипт продаж» я уже делился с Вами своим мнением по поводу подготовки скрипта (электронный формат, бумажный формат).

Сегодня я хочу предложить Вам схему создания скрипта — 9 шаговый алгоритм написания скрипта с нуля (речь идет про написание скрипта холодного звонка. Для других видов звонков алгоритм будет аналогичным с небольшими корректировками). Когда я создаю скрипты продаж для корпоративных клиентов, я сам опираюсь на этот алгоритм.

Я подготовил алгоритм в формате PDF. Скачать его можно бесплатно, разблокировав доступ через (нажать на любую кнопку соцсетей).

[sociallocker id=»17542″]

[/sociallocker]

Более подробно каждый шаг я описал в этих видео:

Как написать скрипт продаж: шаг 1-5 (видео)

Давайте рассмотрим основные шаги при написании скрипта.

1. Начни с сегментации

Этот шаг (к сожалению, незнакомый большинству) позволяет на начальном этапе разделить базу наших потенциальных клиентов на более перспективных и интересных для нас и на менее интересных. На этом шаге важно определить критерии сегментации для своей ситуации. Например, если я продаю тренинги продаж, то для меня клиент с наличием отдела продаж в компании и необученными сотрудниками будет гораздо интереснее, чем клиент вообще без отдела продаж. Таким образом мы для себя выделяем категории клиентов А, B, C и далее по необходимости для Вашего бизнеса. Более подробно этот важный шаг я разбирал на онлайн-тренинг Скрипты продаж, которые выстреливают (здесь можно посмотреть отчет с тренинга), но думаю логика сегментации Вам понятна.

2. Определи целевое действие

На этом шаге важно спланировать для каждого сегмента клиентов те целевые действия, которые будут нам выгодны. Например, с клиентами категории А мы готовы встречаться на территории клиента (т.к. они наиболее перспективные, интересные для нас. Мы готовы инвестировать свое время в таких клиентов), а с клиентами категории С, к примеру, можно ограничиться подпиской на рассылку.

3. Определи ЛПР 

ЛПР — лицо, принимающее решение. Кто в Вашем случае определяет решение о работе с Вами? Часто менеджеры напролом пробиваются к руководителю, не понимая, что решение по их вопросу в компании, вероятно принимает другой человек. Это важный шаг, который напрямую влияет на наполнение нашего скрипта эффективными речевыми оборотами.

4. Наполни таргет-лист

Таргет-лист — это список компаний для привлечения. Я рекомендую иметь небольшой список тех, кому Вы хотите позвонить уже в процессе составления скрипта.

5. Продумай выход на ЛПР

Что Вы скажете секретарю, чтобы он Вас соединил с руководителем. Мне обычно достаточно 2-3 техники чтобы обойти почти любого секретаря. В курсе 10 звонков — 10 продаж я о таких техниках рассказываю.

6. Определи идеальную линию разговора с ЛПР

Представьте, что Ваш разговор проходит идеально гладко. Клиент не возражает. Подумайте, с чего Вы начнете беседу, как утеплите контакт, как будете аргументировать свою позицию. Я обычно выделяю 4 составляющих в этом блоке, о которых расскажу в другой статье (техника «ВУУЗ»).

7. Добавь ветвистость

Скрипт продаж подразумевает разные варианты поведения клиентов. Он может согласиться с Вами сразу (в таком случае сработает Ваша идеальная линия разговора), либо будет отказывать и возражать. На 7 шаге важно предусмотреть возможные отказы и отговорки клиента. Я обычно выделяю возражения универсальные (они могут появиться на любом узле скрипта) и узловые (они могут появиться только на определенном узле. Например, во время установления контакта). Преодолеть любые возражения Вам поможет курс Хакер возражений. Там есть все необходимые приемы для обработки любых возражений.

8. Автоматизируй скрипт

На этом шаге я рекомендую автоматизировать скрипт продаж. Вы можете использовать заготовки для автоматизации (например, я использовал экселевский шаблон в курсе Конструктор скриптов продаж), либо специальные сервисы для автоматизации скриптов (мне нравится СкриптДизайнер).

9. Улучшай!

Следите за конверсией каждого узла, скрипта в целом, пробуйте разные ответы на возражения и способы аргументации. И у Вас получится убойный скрипт продаж!

С уважением, Олег (дружить в ВК, инстаграм)

P.s. Более подробно технологию создания скриптов я разобрал на онлайн-тренинге (точнее — воркшопе) Скрипты продаж, которые выстреливают. Посмотрите подробности о том, как прошло мероприятие, какие выводы я сделал для себя в ходе общения с участниками. Возможно, и для Вас и Вашей ситуации это будет полезным.

Полезные ссылки:

Скрипты для ленивых Windows-админов / Habr

Будучи какое-то время назад админом (ленивым), написал несколько скриптов, автоматизирующих рутину и позволяющих еще больше лениться. Админством я больше не занимаюсь, а скрипты выкладываю, может кому пригодятся.

1. Авто-установка описания компьютера локально и в AD

В компании был стандарт на наименование компьютеров, что-то вроде COMPUTERxxxx (xxxx — это цифра), соответсвенно Хелпдеску было сложно по имени человека найти компьютер для начальной диагностики и удаленного подключения, а объяснение рядовому пользователю как определить имя компьютера занимало много времени. Решение пришло в виде скрипта.

setcompdescr.zip

После запуска шерстит все компьютеры из указанных OU и устанавливает описание в зависимости от залогиненного пользователя.

* Скрипт должен запускаться от учетки, имеющей админские права на компьютерах и доступ на изменение описания компьютера в AD.
** Не корректно работает на Windows 2000, если залогиненый пользователь не локальный администратор, с Windows Vista не тестировался.

Перед запуском нужно настроить скрипт.

2. Авто-очистка «папки обмена»

Каждый отдел в компании имел свою папку, куда не имели доступ другие отделы. Для обмен информацией между отделами (презентации, текст, да и музыка) извращались как могли. Пришлось создать папку для обмена и скрипт, очищаюший ее, чтобы информация там не залеживалась.

clear_exchange_v2s.zip

Логика скрипта: файлы, со дня создания/модификации которых прошло 10 дней, помещаются в спец папку внутри папки обмена (_deletion_queue_), после чего из папки «на удаление», через 7 дней, файлы удаляются совсем.

Все настраивается переменными в скрипте.

3. Редирект «Избранного»

Microsoft предусмотрела редирект практически всего, кроме «Избранного». Почему — загадка. В компании было жесткое правило, чтобы все данные хранились на серверах. Потеря «Избранного», конечно, не смертельна, но неприятна. Поэтому я написал скрипт, который делает редирект «Избранного» в папку на сервере.

redirect_favorites.zip

PS. Скрипты писались «для себя», поэтому, перед использованием настройте и проверьте на чем-нибудь не важном 🙂

Как писать скрипты для Windows?

Как правильно писать скрипты для сайтов, операционной системы или игр? В рамках данной статьи мы попробуем рассмотреть ответ на этот вопрос.

Как писать скрипты для Windows: общая информация

Для написания скриптов желательно обладать хотя бы минимальными знаниями в программировании. Если же вам что-то кажется непонятным, то восполнить пробел поможет статья-другая. Давайте первоначально определим, что собой представляет скрипт. Скрипт это алгоритм, который написан определенными языками программирования. Он хранится на компьютере пользователя и может взаимодействовать с определенными программами, файлами и системными настройками. Все это дает возможность значительно дополнить стандартные возможности, создать автоматизированного помощника, который сможет взять на себя часть работы.

Работа с браузерами

Работа с интернет-браузерами, пожалуй, является одним из наиболее легких занятий. Для написания скриптов на Java Script будет достаточно знания этого языка программирования и обычного блокнота. Однако и здесь могут быть свои недостатки. Каждый пользователь, у которого есть та же самая стандартная программа «Блокнот», легко может посмотреть, что собой представляет скрипт. Если у пользователя будут плохие намерения, а в коде уязвимость, то вполне могут появиться проблемы. При ответе на вопрос о том, как писать скрипты на Java Script стоит отметить, что для этого нужно просто изучить данный язык программирования. Чтобы создавать более сложные программы, можно использовать различные библиотеки. Однако для них потребуются и соответствующие расширения веб-обозревателей. При смене компьютерной техники пользователю придется осуществлять дополнительные настройки. При использовании сторонних разработок следует убедиться в  том, что созданный скрипт не будет отправлять данные пользователя на сторонние сервисы. Необходимо отметить, что у каждого интернет-браузера имеются свои определенные ограничения. Однако с их помощью в целом можно сделать все, что угодно. Зачем же их создают? Скрипты нужны для того, чтобы автоматизировать деятельность пользователя.

Работа с операционной системой Windows

Предположим, нам нужно поменять конфигурацию персонального компьютера. Для этого существует большой набор графических средств, но, к сожалению, все возможности они не охватывают. Поэтому приходится дополнительно создавать системные скрипты, которые имеют расширение .bat. Каждый пользователь, который работает за компьютером более-менее длительное время, наверняка встречался с такими файлами. Но как же писать скрипты для операционной системы Windows? Для этой цели нам понадобится стандартная программа «Блокнот». Для начала нужно создать новый текстовый файл. Необходимо записать в нем системные команды. После этого расширение файла нужно заменить на .bat. Затем останется только запустить данную разработку. Если все будет сделано правильно, команды будут успешно выполнены. В случае неграмотного написания кода или ошибок в лучшем случае ничего не произойдет. По этой причине лучше разбираться в том, что пишешь. Категорически не рекомендуется просто брать код и бездумно вставлять его. Это может привести к возникновению проблем в работе операционной системы. Повезет, если опасные операции будут осуществлены с гостевого аккаунта. Команда, выполненная от имени администратора, запросто может превратить ваш персональный компьютер в «кирпич».

А как обстоят дела с Linux? Стоит учитывать, что Windows – это далеко не единственная операционная система. Довольно популярной системой также является Linux. Как же писать скрипты в данной операционной системы? Скрипты здесь создаются при помощи оболочки или специального командного интерпретатора. Такой интерпретатор является интерфейсом между ядром операционной системы и пользователем. По сути, скрипт в Linux представляет собой простой файл, в котором  перечислены системные команды. Это одновременно удобно и просто. При этом оболочке обязательно нужно знать, какой файл необходимо обрабатывать. Она по умолчанию просто читает. Если нужно выполнить команду, то используется конструкция «#!». Ее нужно просто вставить перед командой. Все  скрипты в Linux имеют расширение .sh. Необходимо отметить, что при помощи скриптов можно делать множество довольно сложных вещей. Так, например, при помощи данного инструмента можно осуществлять резервное копирование файлов. В целом существует множество вариантов использования скриптов.

Пишем скрипты

Прежде всего, необходимо определиться со средой, в которой мы будем набирать код. Для этого почти всегда достаточно только «Блокнота». В этой стандартной программе не слишком удобно отображать строение конструкций. Здесь не подсвечиваются операторы и другие элементы. В качестве достойной альтернативы можно предложить программу под названием Notepad++. Пользователи, которые хорошо знают английский язык, наверняка сообразили, что это тот же «Блокнот», но обладающий расширенными возможностями. Это небольшая, но достаточно приятная разработка, которая в первую очередь ориентирована на программистов. Здесь можно включить настройку отображения практически всего, что есть. Также присутствует довольно удобный инструмент отображения кода и много других мелких приятных вещей, которые делают более комфортным процесс написания кода. В целом же можно дать множество различных ответов на вопрос, «где писать скрипты». Это могут быть и навороченные среды с множеством элементов отладки и эмуляторами. Достаточно только выбрать то, что вам по душе. Затем необходимо позаботиться о наличии знаний. В качестве основы вполне подойдет справка по выбранному языку программирования или команд ОС. Для более подробного изучения нужно будет почитать книги, в которых подробно излагаются все особенности обработки кода и машинной логики.

Сервисы для обучения в режиме реального времени

Если вас интересует процесс написания скриптов, то стоит рассмотреть возможность обучения при помощи информационных образовательных технологий. Как примерно выглядит такая «школа программистов»? Новичка по программе, составленной опытными разработчиками, ведут от легких моментов к сложным. Первоначально может быть изучено динамическое обновление данных, чтобы перейти в последующем к созданию сокет-серверов. Пользователь может без спешки проходить обучение, усваивая поэтапно максимальное количество информации. По этой причине, если возникнуть сложности, то вы легко сможете обратиться к ним за помощью. Если первый попавшийся сервис не удовлетворит все ваши потребности, то вы легко сможете попробовать что-то новое. Зачем же изучать их? Многих пользователей интересует вопрос, как писать скрипты для компьютерных игр. Однако это не единственное применение подобной возможности. Давайте же рассмотрим процесс написания скрипта. Предположим, вам нравится играть на каком-то определенном сайте. Увы, этот процесс предусматривает или вложение собственных средств, или длительное монотонное выполнение определенных действий. Если вы предпочитаете второй способ, то скрипты это как раз то, что вам нужно. Подобный подход может использоваться и в стационарных играх. Там существуют персонажи под управлением искусственного интеллекта. Чтобы сразиться с ними, можно создать свою версию искусственного интеллекта. Таким образом, вы можете устроить битву компьютера с самим собой. Скрипты могут успешно использоваться не только в компьютерных играх. Предположим, существует сайт какой-то серьезной организации. В данном случае максимальная поддержка коммуникации с клиентами является важным аспектом. Для этого можно добавить небольшую форму в виде скрипта, при помощи которой можно в онлайн-режиме получить консультацию специалиста. Возможностей использования скриптов существует большое количество.

Заключение

К сожалению, в рамках одного обзора достаточно сложно передать, как же правильно писать скрипты. Конечно, можно использовать общие рекомендации по оптимизации кода и так далее, но действительно понять, что все это означает, вы сможете только на практике. Только поиск оптимальных решений и опыт смогут помочь вам в реализации программ таким образом, чтобы они выполняли свои функции с минимальными трудозатратами. Вообще в программировании многое зависит от практики. Нужно постоянно учиться чему-то новому, самосовершенствоваться и думать о том, как лучше решить поставленную задачу.

 

Как писать скрипты для Windows?

Как писать скрипты для операционной системы, сайтов или же просто игр? Ответ на этот, поверьте, легкий вопрос и будет рассмотрен в рамках данной статьи.

Общая информация

как писать скриптыОчень желательно, чтобы были хотя бы минимальные знания о программировании. Но если что-то покажется непонятным, то статья-другая поможет заполнить пробел. Первоначально давайте определим, что же собой представляет скрипт. Так называют алгоритм, написанный определёнными языками программирования, что хранится на компьютере человека и может взаимодействовать с определёнными файлами, программами вроде браузеров и системными настройками. Это всё позволяет значительно дополнять стандартные возможности, создавать автоматизированных помощников, что будут брать на себя часть работы.

Начинаем работать с браузеров

как научиться писать скриптыЭто, пожалуй, одно из самых лёгких занятий. Если мы пишем скрипты на JavaScript, то для этого достаточно обычного блокнота и знания этого языка программирования. Правда, есть тут и недостатки. Так, каждый человек, у которого есть всё тот же "Блокнот", сможет посмотреть, что же собой представляет скрипт. И если у него будут плохие намерения, а в коде уязвимость – то могут возникнуть проблемы. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать скрипты на JavaScript, следует отметить, что для этого достаточно изучить данный язык программирования. Для того чтобы создавать лучшие и более сложные программы, можно воспользоваться различными библиотеками. Но для них требуются соответствующие расширения веб-обозревателей. И при смене компьютерной техники придётся проводить дополнительные настройки. А при использовании сторонних разработок необходимо удостовериться, что скрипт не будет отсылать пользовательские данные на сторонние сервисы. Следует отметить, что каждый браузер имеет свои определённые ограничения. Но в целом с их помощью можно делать практически всё что угодно. Зачем же их пишут в таких случаях? Они нужны тогда, когда следует автоматизировать деятельность человека.

Работаем с операционной системой Windows

как писать скрипты для игрДопустим, нам необходимо поменять конфигурацию компьютера. Для этого существует широчайший набор графических средств, но всё они, увы, не охватывают. Поэтому часто приходится создавать системные скрипты. Они имеют расширение .bat. Каждый человек, который более-менее длительное время работает за компьютером, уже встречался с такими файлами. Но вот как писать скрипты для Windows? Для этого нам пригодится всё тот же "Блокнот". Сначала создаём новый текстовый файл. В нём необходимо записать системные команды. После этого необходимо изменить расширение файла на .bat. И остаётся только запустить эту разработку. Если всё правильно, то команды успешно будут выполнены, что и можно лицезреть. Но в случае ошибок или неграмотного написания кода в лучшем случае ничего не произойдёт. Поэтому лучше разбираться в том, что записываешь. Просто брать где-то код и бездумно его вставлять категорически не рекомендуется! Это может привести к значительным проблемам в работе операционной системы. И ещё повезёт, если такие опасные действия были сделаны с гостевого аккаунта. Ведь команда от администратора может превратить компьютер в "кирпич".

А что с "Линуксом"?

как писать скрипты для windowsСледует помнить, что "Виндовс" – это не единственная операционная система. Есть ещё и "Линукс", причем довольно популярный. Как писать скрипты в этой операционной системе? Они создаются с помощью оболочки – специального командного интерпретатора, который является интерфейсом между человеком и ядром операционной системы. В "Линуксе" скрипты, по сути, это просто файл, в котором перечисляются системные команды. Это просто и одновременно удобно. Но оболочке нужно знать, как же такой файл следует обрабатывать. По умолчанию она просто читает. А если нужно выполнить, то используется конструкция «#!», которую необходимо поставить перед командой. Все скрипты имеют расширение .sh. Следует отметить, что с их помощью можно делать довольно много сложных вещей. Например, резервное копирование файлов. В целом вариантов использования чрезвычайно много.

Учимся писать скрипты

где писать скриптыИтак, первоначально необходимо определиться со средой, где мы будем набирать код. Почти всегда для этого достаточно одного "Блокнота". Но в нём не очень удобно отображать строение конструкций, к тому же не подсвечиваются операторы и другие элементы. Поэтому в качестве достойной альтернативы можно предложить программу Notepad++. Для тех, кто знает английский язык, не так сложно перевести, что это тоже "Блокнот". Но с расширенными возможностями. Эта небольшая, но очень приятная разработка ориентирована в первую очередь на программистов. В ней можно включить настройку отображения почти всего, что только есть. Присутствует удобный инструмент отображения кода и множество других хоть и мелких, но приятных вещиц, которые сделают процесс написания более комфортным. В целом же на вопрос "где писать скрипты" дано множество различных ответов, каждый из которых предлагает свою изюминку. Есть и очень навороченные среды, с эмуляторами и множеством инструментов отладки. Выбирай, что душе пожелается. После этого необходимо позаботиться о наличии знаний. В качестве базиса подойдёт справка по языку программирования или же команд операционной системы. Для более продвинутого изучения можно прочитать несколько книг, в которых объясняются особенности машинной логики и обработки кода.

Сервисы обучения в реальном времени

Если интересует, как научиться писать скрипты, то не следует сбрасывать со счетов и возможность обучения с помощью информационных образовательных технологий. Как приблизительно выглядит такая «кузница программистов»? По программе, составленной согласно мнению опытных разработчиков, новичка ведут от самого лёгкого к сложным моментам. Так, первоначально может изучаться динамическое обновление данных, чтобы в последующем перейти к созданию сокет-серверов. И человек проходит обучение не спеша, поэтапно, усваивая максимальное количество данных. Поэтому, если возникнут сложности, можно обратиться за помощью к ним. Не факт, что первый попавшийся удовлетворит все потребности, но тогда необходимо будет просто попробовать что-то иное.

Зачем же изучать?

как правильно писать скриптыМногих интересует, как писать скрипты для игр. Что ж, это не очень сложно, но и не единственное применение подобной возможности. Но давайте же рассмотрим на примере игры. Допустим, человеку нравится играть на определённом сайте в какое-то развлечение. Но оно, увы, предусматривает, что необходимо или вкладывать свои деньги, или же долго и монотонно выполнять определённые действия. И если был выбран второй путь, то скрипты - это именно то, что здесь нужно. Подобное может быть использовано и в стационарных играх на компьютере. Там есть персонажи под управлением искусственного интеллекта, и чтобы сразиться с ним, можно создать свою версию ИИ, устроив таким образом битву компьютера с самим собой (и для более лёгкого прохождения). Но скрипты могут быть успешно использованы не только в играх. Допустим, что есть сайт серьёзной компании. Важным аспектом является максимальная поддержка коммуникации с клиентами. И для этого в виде скрипта добавляется небольшая форма, с помощью которой можно получить консультацию специалиста в онлайн-режиме. Возможностей применения много!

Заключение

пишем скрипты на javascriptУвы, но в рамках статьи очень сложно передать, как правильно писать скрипты. Можно, конечно, использовать общие фразы о том, что код должен занимать меньше места, быть оптимальным и много чего другого, но действительно понять это можно будет только на практике. Ведь только опыт и поиск оптимальных решений могут помочь в реализации программ таким образом, чтобы они с минимальными трудозатратами выполняли свои «обязанности». В программировании вообще, а не только в написании скриптов, очень много зависит от практики! Поэтому нужно постоянно учиться, совершенствоваться и думать, как же реализовать поставленную задачу наилучшим образом.

Теория правильных скриптов / Habr

Чем различается скрипт и программа? Вовсе не используемым языком или наличием интерфейса.

Главная разница — в наличии у программы обширнейшей оболочки, не связанной «содержимым» программы. В зависимости от платформы, это могут быть страницы руководства, поддержка нескольких языков, наличие функционала по установке/удалению, исполнение соглашений об интерфейсе (командной строки, или иных средств взаимодействия), интерфейсы в общем реестре и т.д… Программа должна уметь работать в любой документированной среде, предусматривать различные ситуации (круче всего с этим у программ под unix, которые используют ./configure для определения, собственно, где они, что можно, а что нельзя на этой (очередной) платформе).

Скрипт же, в строго обратном смысле: он предназначен для решения конкретной проблемы «здесь и сейчас». Никто не ожидает от скрипта, который отсылает статистику, способности делать это одновременно на solaris'е, freeBSD и windows embedded standard с cygwin'ом на борту.

По математико-программистким представлениям, между скриптами администрирования и программами нет разницы. Они работают по одинаковым принципам, вообще говоря, выполняют почти одно и то же.

Разница между скриптом и программой — административная.

Практически любая программа имеет в себе ТРИ важные составляющие:

  • Нетривиальный алгоритм.
  • Техподдержку, наработанные лучшие практики использования, типовые схемы внедрения и готовые конфигурации.
  • Правильную интеграцию в рабочую среду в любой разрешённой (документированной) конфигурации.

Давайте подробнее об этих составляющих…

1) Алгоритм. У любой программы есть во-первых некая идея (что, собственно, делает программа), во-вторых — обвязка. Чтение конфигов, вывод в сислог, оповещение по почте и ещё тысяча не связанных с основной задачей операций. Но программу используют не ради чтения конфигов и записи в лог, а ради того, что она ДЕЛАЕТ. Соответственно, обычно идея заключается в выполнении каких-то действий по какому-то алгоритму. Нетривиальная идея. В фактическом коде это может быть меньше, чем чтение xml-конфига, но при этом именно рабочий алгоритм — суть программы. Он может быть или «обрабатывающим данные» (вроде SQL'я), или математическим (вроде md5sum), или работающим с конкретными особенностями конкретной железки (формата файла) — но он всегда требует высокой квалификации в предметной области для адекватного понимания принципов работы. Понятно, что код OpenSSL может читать любой программист. Понятно, что алгоритм работы OpenSSL может понять только хороший математик.

Но мы пишем не о программах — о скриптах. Так вот, скрипт не должен реализовывать нетривиальные алгоритмы. Если вы у себя в скрипте пишите аналог base64 — это плохой скрипт. Если вы у себя в скрипте пишите отправку сообщений по smtp методом «открыли сокет, записали» — это омерзительный скрипт. Если вы у себя в скрипте ловите данные с ком-порта и пишите туда ответ (для управления УПСом) — это писец какой-то, а не скрипт.

Скрипт НЕ ДОЛЖЕН содержать в себе алгоритма в терминах «предметной области». У скрипта нет предметной области, скрипт — обвязка вокруг программ, которые уже работают с предметными областями. В некоторых случаях скриптовый язык может предоставлять весь инструментарий:


if  md5.md5sum (open.($check).read() ) != url.openurl($control).read():
     smtp.sendmail($from, $to, "data check failed", "md5sum of $check does not match control sum form $contol.").

Это скрипт. Просто скрипт. Не смотря на то, что он реализует офигенный объём работы. А вот если у вас md5 — класс, объявленный в скрипте 5 строчками выше с имплементацией md5 (или url, или open, или smtp, etc) — это уже потуга на программу. Но программа — это много сложнее, чем алгоритм, её составляющий — и подобное не должно реализовываться в скриптах. НИКОГДА.

2) Любая программа должна обладать известным поведением. Математики предлагают описывать поведение программы в всеобъемлющих терминах; практика же говорит, что обычно кроме алгоритма программа ещё содержит баги и фичи, которые влияют на её поведение, к которым надо адаптироваться. Адаптироваться к ним куда проще, когда есть некоторая практика использования программы.

«KDC has been valid once but invalid now» — если это сообщение от скрипта — всё, хоронить. Прямо тут, на месте. У программы это вполне разумное сообщение по которому можно гуглить и выяснять, что именно не так. Это прямое следствие наличия в программе некой предметной логики, специфичной и требующей от пользователей не изучать её насквозь, а принять бехивиористически. То бишь как набор утверждений о поведении программы. «Данная версия программы не понимает файлы больше 2Гб в размере». Это не укладывается в алгоритм (а если уложится — будет занимать этак с том дискретной математики) — но это нужно знать в практическом смысле. «Данная программа плохо себя ведёт в условиях симметричной нагрузки на аплоад/даунлоад, лучше запустить две копии, каждая из которых будет работать в свою сторону симметрично» — понимание _ПОЧЕМУ_ потребует титанических усилий, проще принять это как данность. Чем сложнее алгоритм, тем больше жизни нужно потратить на его исследование, адаптацию и глубокое изучение. На всё жизни не хватит, значит, проще принять как данное и сконцентрироваться на важном.

Скрипт же, обратно, должен быть кристально понятен каждому, кто его посмотрит (с поправками на знание скриптового языка). Никаких (if every in self.__datarange__ is not in any map(__systable__.lang, __localtable__.map, lambda (a,b):[a in b or b in a for every __sys__.pair(a,b)])) raise "Missed i18n constitution".

3) Скрипт решает задачу _ЗДЕСЬ_И_СЕЙЧАС_. Программа решает задачу _ТАМ_И_ВСЕГДА_ (с поправкой на опыт эксплуатации из п.2). Когда вы пишите скрипт, вы делаете так, чтобы оно работало в вашей системе. Оно не годится для свободного использования в других системах (хотя может быть ЛЕГКО (см п.1) адаптировано). Программа должна быть адаптируема к куче вариантов применения, реализация этой адаптации в скрипте приводит к потере его простоты и превращению его, собственно, в программу. Кроме того (увы и ах), но знание КАК ПРАВИЛЬНО писать программу не эквивалентно написанию правильного алгоритма. Вы можете написать потрясающую библиотеку, но если вы не сможете запустить её на машине, у которой понедельник первый день недели (или второй — кому как повезёт), то грош цена вашей библиотеке. Необходимость думать об этом — это уже написание программ — скрипту такое допустимо (хотя и не желательно).

Ну и ещё важное отличие между скриптами и программами. Программы (в форме библиотек) могут «наслаиваться» друг на друга. Этой программе нужен libYYY, которая использует libZZZ и libAAA, при этом libAAA использует libZZZ и libc. Это нормально.

Скрипты же НЕ ДОЛЖНЫ ЗАВИСЕТЬ ДРУГ ОТ ДРУГА. Ситуация, когда скрипт зависит от сервисов другого скрипта, который зависит от третьего — ненормальная.

Заметим, речь идёт о зависимости. Вполне можно представить себе скрипт, который вызывает другие скрипты и выдаёт обобщённый результат по ним, но это уже грань. Чуть сложнее (например, «запустить скрипт А если скрипт Б не отработал») — уже за гранью фола. Нехорошо. А если скрипт А не отработал но не сообщил об этом? Или чуть-чуть отработал, но потом отвалился так, что скрипту Б не получится доделать (а мы, как авторы скрипта А, и подумать не могли о подобном)?

Что же вообще должен делать хороший скрипт? Сращивать несколько программ в конкретную систему. Можете считать программы за детали конструктора. А сам конструктор — за скрипт. Вам НЕ СЛЕДУЕТ нарезать винтовую нарезку на шпинделе — возьмите шпиндель с нарезкой. Вам не следует делать эллиптический валик из этой резинки — оно всё равно будет плохо работать. Если у вас в конструкторе нет квадратной пластинки с дырками по краям, то это проблема нехватки деталек. Вы можете попытаться сделать квадратную пластину из пары прямоугольных, но не следует делать её и сотни длинных полосок.

Бывает так, что скрипты перерождаются в программы. Внезапно в скрипте появляется некая логика (алгоритм), которая становится нетривиальна (и полезна). В этот момент нужно поймать это — и не полениться потратить в три раза больше времени, но сделать её программой. Обеспечить её «мясом», которое отличает программу от скрипта. Добавить сотню проверок условий, заменить все константы на конфигурируемые переменные, приготовить её для работы в «непривычных» условиях. Желательно сделать её публичной (тогда может наработаться практика использования).

Обычный пайп представляет из себя практически идеальный инструмент для конструирования простых программ:


lssomething | grep "bla-bla"|sendmail [email protected] -s "bla-bal for something".

Грань, в которой заканчивается скрипт найти сложно. Скажем так, цикл — ещё терпимо. Проверка условия — нормально. Но вот проверка условия в цикле (больше, чем выход из цикла) — это уже плохо. Если же у вас цикл, в котором по проверке условия запускается цикл — это 100% программа. Если у неё нет всего того, что должно быть у программы, значит это просто очень плохая программа. Но никак не скрипт.

Когда я смотрю на сборники «полезных скриптов» (вот тут (forum.sysadmins.ru), например), я понимаю, что это программы. Ужасные программы без сопроводительной документации, процедуры установки, без проверки условий… Так нельзя.

Применение подобных скриптов — признак крайней куцести рабочей среды. Я одно время пробовал с ними ужиться, но пришёл к выводу, что это ошибка. Куда правильнее иметь набор тулкитов (т.е. полноценных программ, реализующих конкретные вещи полностью и хорошо), чем набор аналогичных скриптов (повторю ещё раз — программа может быть написана на том же скриптовом языке — разница между скриптом и программой в непрограммерской обвязке: документации и приспособленности к жизни в широком спектре систем).

Применение копипастнутых скриптов — подобие ранне-досового копирования на дискетках полезных программулин. Работает — радуемся, не работает — пофигу, сломало всё — злимся. В условиях выбора между копипастнутым скриптом и программой (и минимальной обвязкой) следует выбирать программы. Даже если внедрение программы потребует дополнительных усилий по изучению, налаживанию и т.д. Наладив программу, вы получите программу. Отладив скрипт вы получите лишь костыль, прочность и долговечностью которого не знает даже автор.

Каждый раз, когда возникает подобная ситуация: делать скрипт или искать программу, следует начать с поиска программы. Потому что программирование увлекает (да нафига нам nagios, мы и сами напишем пачку скриптов мониторинга), а изучение чужого — утомляет (ну хрена она работает не так как я ожидаю?). Но последствия «недопрограммирования» — отсутствие документации к тому «дымоходу», который вы сделали. А последствие внедрённого решения — система, которая умеет работать сама по себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *