Сложный план текста примеры 6 класс: Сложный план текста – пример – План текста, виды планов текста, 6 класс

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок по русскому языку . 6 класс. Простой и сложный план

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа:включение учащихся

в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

— Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

— Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация

  1. Цель этапа:подготовка мышления учащихся

Блицопрос

— Что такое текст?

— Как определить тему текста?

— Основная мысль?

— Как озаглавить текст?

— Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?

1.

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А. Плещеев).

2.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин).

А.С. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создает унылую картину дождя. При сопоставительном анализе учащиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.

Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени?

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1.        Чтение и анализ текста.

         Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

         И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку.  Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из  расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки  слез.

        А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

          Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!…

          Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

        А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

— Что перед вами? Как вы это определили? Сколько частей в тексте?

— А как же составить план текста? Какие планы вы знаете?

— Определим тему, цель и задачи урока.

Работа по группам (составление памятки «Как составить план текста?»

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Физкультминутка.

4.Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

  1. Вопросы на восприятие и понимание текста.

— о чем этот текст?

— определите основную мысль и тему текста

— как можно озаглавить данный текст?

— как начинается история, чем заканчивается?

— в каком абзаце определена основная мысль текста?

— сколько микротем и абзацев в тексте? Почему их количество совпадает?

— сколько пунктов будет в простом плане?

— сформулируйте пункты плана.

                                                 Простой план.

  1. Последний бой войны.
  2. Немецкая девочка.
  3. Описание боя.
  4. Благородный поступок солдата.
  5. Победа.

— на какие три части можно разделить весь текст ( вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

— какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

— составление сложного плана.

                                                Сложный план.

  1. Последний бой войны.
  2. Благородный поступок солдата.
  1. Немецкая девочка.
  2. Описание боя
  3. Спасение ребенка.
  1. Победа.

Отвечают на вопросы, составляют простой и сложный плааны.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Работа по учебнику.

Составление плана.

Работа в паре

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

  1. Что выносится в заголовок текста?
  2. Как составить простой, сложный план?
  3. В какой сфере учебной деятельности  мы пользуемся простым и сложным планом?
  4. Какую помощь оказывает план?

Составить простой и сложный план «Сказания о белгородском киселе»

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

КОНСПЕКТ УРОКА 6 КЛАСС НА ТЕМУ» СЛОЖНЫЙ ПЛАН. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ»

Урок Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.

Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.

Ход уроков

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)

IV. самоопределение к деятельности

Что такое интерьер?

Каково происхождение слова интерьер?

Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)

Какими элементами создаётся интерьер?

Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

V. Работа по теме уроков

1. Слово учителя

Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечш отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выражать отношение к изображаемому, отношение, которым выхотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии

Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:

а) паркетный пол;

б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;

в) потолок — полосы солнечного света на потолке;

г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках
на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;

д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто-

лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие
стулья.

Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.

На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.

Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; шметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке.

Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.

2. Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложногоплана.

Комментарии

Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.

Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.

Дополнительный вопрос и комментарии

Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?

Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени…», «горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.

3. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.

Составьте словосочетания с этими словами.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)

VII. Подведение итогов уроков

О чём важно помнить при описании интерьера?

Как составить сложный план сочинения?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Рабочая тетрадь: задание 38.

СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА — ТЕКСТ — РЕЧЬ — Русский язык 6 клас — Е.И. Быкова — Освіта 2014 рік

РЕЧЬ

 

ТЕКСТ

 

§ 52. СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА.

 

Подробный устный пересказ научно-популярного текста по сложному плану

327. Прочитайте и сравните две памятки по написанию простого и сложного планов текста. По результатам сравнения определите, чем отличается сложный план от простого.

Памятка по составлению простого плана

Памятка по составлению сложного плана

1. Прочитайте текст.

1. Прочитайте текст.

2. Разделите текст на смысловые части и выделите в каждой из них основную мысль.

2. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Озаглавьте каждую часть.

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте их (подпункты плана).

4. Просмотрите текст, проверяя, все ли главные мысли вы выделили и отразили в плане.

4. Просмотрите текст, проверяя, полностью ли в плане отражено основное содержание.

5. Запишите план.

5. Запишите план.

— Сложный план, как и текст, состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Он более полно отражает содержание и даёт читателю ясное представление о логике и композиции текста.

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные его пункты, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (т. е. заголовки более мелких частей), в которых тема раскрывается более детально.

328. I. Прочитайте текст. Докажите, что он является связным и цельным.

Мой знакомый вместе со своими товарищами-инженерами занимается проблемами машинного зрения. В поисках подходящих глаз для роботов они изучали глаза разных живых существ, их строение, достоинства и недостатки. Были исследованы глаза лягушки, затем — кошки, голубя, человека. Каждый раз открывались удивительные вещи.

Выяснилось, например, что, вопреки всеобщему мнению, кошка видит в темноте немногим лучше, чем мы с вами. А голубь может рассмотреть зёрнышко пшеницы за несколько сот метров, замечает разницу в величине шариков, даже если она составляет сотые доли миллиметра!

Больше всего поразил исследователей глаз человека. Главная его часть — сетчатка — состоит из множества светочувствительных элементов — палочек и колбочек. Палочки воспринимают чёрно-белое изображение, колбочки — цветное. Они настолько малы, что на участке сетчатки, равном по своим размерам точке на этой странице, размещается двадцать тысяч палочек и колбочек.

Сколь же трудной была задача инженеров — создать устройство, которое могло бы соперничать с человеческим глазом! Тем не менее, такой прибор был сконструирован — это телевизионная камера.

(С. Зигуненко)

II. Определите, из каких смысловых частей состоит текст. Озаглавьте их и составьте простой план, запишите его.

III. Найдите средства связи между предложениями первого абзаца.

IV. Объясните значение слов робот, инженер. Проверьте себя по словарю.

329. I. Рассмотрите схему сложного плана. Расскажите, как пунктуационно оформляется сложный план.

Схема сложного плана текст

I. Вступление.

II. Основная часть (развитие действия).

2. …

3. …

        …

III. Заключение.

II. Сравните данный на с. 218 сложный план сочинения по теме «Почему книгу называют другом» с простым планом, составленным вами к тексту предыдущего упражнения.

Почему книгу называют другом

План

I. «Книга — лучший друг» (Пословица).

II. Почему книгу называют другом.

1. «…Книга учит людей хорошему» (Н. Носов).

2. Книга — источник знаний.

3. Книга — наша помощница.

4. «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает» (Пословица).

III. Книгу надо беречь, как друга.

330. I. Определите структурные части (вступление, основную часть, заключение) в тексте из упр. 328.

II. Определите и сформулируйте кратко, о чём говорится в основной части. Запишите эти краткие формулировки.

III. Используя памятку и теоретический материал, составьте сложный план текста упр. 328.

IV. Устно перескажите содержание текста в соответствии с составленным сложным планом.

Урок развития речи «Простой и сложный план» по УМК В.В.Бабайцевой 6 класс

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ПЛАН Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ПЛАН

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

Золотой луг  У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.  “ Сережа!” – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.  Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

Сережа!” – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”.

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

 Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.  С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. Промысел – добывание рыбы В пяту – идти очень близко от впереди идущего Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

  • Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

Промысел – добывание рыбы

В пяту – идти очень близко от впереди идущего

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 2. Ответьте на вопросы: Как ребята относились к одуванчикам? Почему? Что изменило их отношение к этим цветам? Что значит сделать открытие? Как наблюдал за цветами мальчик? Какое открытие ему удалось сделать? Как изменилось отношение детей к одуванчикам? Почему? Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

2. Ответьте на вопросы:

  • Как ребята относились к одуванчикам? Почему?
  • Что изменило их отношение к этим цветам?
  • Что значит сделать открытие?
  • Как наблюдал за цветами мальчик? Какое открытие ему удалось сделать?
  • Как изменилось отношение детей к одуванчикам? Почему?

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 3. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Золотой луг не только красив, но и интересен. (Явление становится интересным, когда узнаешь о нем что-нибудь новое) Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

3. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

Золотой луг не только красив, но и интересен.

(Явление становится интересным, когда узнаешь о нем что-нибудь новое)

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 4. Определите, к какому типу речи относится текст.  Повествование — смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

4. Определите, к какому типу речи относится текст.

Повествование смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 5. Разделите текст на части, согласно плану или составьте план.  1…. 2…. … .. Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

5. Разделите текст на части, согласно плану или составьте план.

1….

2….

… ..

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 5. Составьте план текста. На какие композиционные и смысловые части можно разделить текст? Одуванчики были неинтересными цветами; мы их срывали только для забавы. «Раз мне удалось сделать открытие». «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов». Легко ли пересказать текст по этому плану? Какая из частей плана требует доработки? Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

5. Составьте план текста.

  • На какие композиционные и смысловые части можно разделить текст?
  • Одуванчики были неинтересными цветами; мы их срывали только для забавы.
  • «Раз мне удалось сделать открытие».
  • «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов».
  • Легко ли пересказать текст по этому плану?
  • Какая из частей плана требует доработки?

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? Одуванчики были интересными цветами; мы их срывали только для забавы. «Раз мне удалось сделать открытие».  Все говорили: «Луг золотой». «Однажды я…заметил, что луг был не золотой, а зеленый». Я стал наблюдать: Одуванчики вечером Одуванчики утром 4. Открытие. III. «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов». Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

  • Одуванчики были интересными цветами; мы их срывали только для забавы.
  • «Раз мне удалось сделать открытие».
  • Все говорили: «Луг золотой».
  • «Однажды я…заметил, что луг был не золотой, а зеленый».
  • Я стал наблюдать:
  • Одуванчики вечером
  • Одуванчики утром

4. Открытие.

III. «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов».

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? Чем сложный план отличается о простого?  Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавием отдельных частей текста, включают в себя подпункты. Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

Чем сложный план отличается о простого?

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавием отдельных частей текста, включают в себя подпункты.

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 6. Определите стиль текста.  Повествовательный текст бывает в форме художественного и разговорного стилей . Данный текст написан в разговорном стиле . Лексика: бывало, фукнуть, подкараулить, зазеваться… Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

6. Определите стиль текста.

Повествовательный текст бывает в форме художественного и разговорного стилей .

Данный текст написан в разговорном стиле .

Лексика: бывало, фукнуть, подкараулить, зазеваться…

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ? 7. Прочитайте текст снова.  Учитель русского языка и литературы ГБОУ НСО

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ИЛИ ПЕРЕСКАЗУ?

7. Прочитайте текст снова.

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г.

СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА 👍 (Російська мова)

РЕЧЬ

ТЕКСТ

§ 52. СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА.

Подробный устный пересказ научно-популярного текста по сложному плану

327. Прочитайте и сравните две памятки по написанию простого и сложного планов текста. По результатам сравнения определите, чем отличается сложный план от простого.

Памятка по составлению простого плана

Памятка по составлению сложного плана

1. Прочитайте текст.

1. Прочитайте текст.

2. Разделите текст на смысловые части и выделите

в каждой из них основную мысль.

2. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Озаглавьте каждую часть.

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте их (подпункты плана).

4. Просмотрите текст, проверяя, все ли главные мысли вы выделили и отразили в плане.

4. Просмотрите текст, проверяя, полностью ли в плане отражено основное содержание.

5. Запишите план.

5. Запишите план.

– Сложный план, как и текст, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Он более полно отражает содержание и дает читателю ясное представление о логике и композиции текста.

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные его пункты, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (т. е. заголовки более мелких частей), в которых тема раскрывается более детально.

328. I. Прочитайте текст. Докажите, что он является связным и цельным.

Мой знакомый вместе со своими товарищами-инженерами занимается проблемами машинного зрения. В поисках подходящих глаз для роботов они изучали глаза разных живых существ, их строение, достоинства и недостатки. Были исследованы глаза лягушки, затем – кошки, голубя, человека. Каждый раз открывались удивительные вещи.

Выяснилось, например, что, вопреки всеобщему мнению, кошка видит в темноте немногим лучше, чем мы с вами. А голубь может рассмотреть зернышко пшеницы за несколько сот метров, замечает разницу в величине шариков, даже если она составляет сотые доли миллиметра!

Больше всего поразил исследователей глаз человека. Главная его часть – сетчатка – состоит из множества светочувствительных элементов – палочек и колбочек. Палочки воспринимают черно-белое изображение, колбочки – цветное. Они настолько малы, что на участке сетчатки, равном по своим размерам точке на этой странице, размещается двадцать тысяч палочек и колбочек.

Сколь же трудной была задача инженеров – создать устройство, которое могло бы соперничать с человеческим глазом! Тем не менее, такой прибор был сконструирован – это телевизионная камера.

(С. Зигуненко)

II. Определите, из каких смысловых частей состоит текст. Озаглавьте их и составьте простой план, запишите его.

III. Найдите средства связи между предложениями первого абзаца.

IV. Объясните значение слов робот, инженер. Проверьте себя по словарю.

329. I. Рассмотрите схему сложного плана. Расскажите, как пунктуационно оформляется сложный план.

Схема сложного плана текст

I. Вступление.

II. Основная часть (развитие действия).

2. …

3. …

III. Заключение.

II. Сравните данный на с. 218 сложный план сочинения по теме “Почему книгу называют другом” с простым планом, составленным вами к тексту предыдущего упражнения.

Почему книгу называют другом

План

I. “Книга – лучший друг” (Пословица).

II. Почему книгу называют другом.

1. “…Книга учит людей хорошему” (Н. Носов).

2. Книга – источник знаний.

3. Книга – наша помощница.

4. “Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает” (Пословица).

III. Книгу надо беречь, как друга.

330. I. Определите структурные части (вступление, основную часть, заключение) в тексте из упр. 328.

II. Определите и сформулируйте кратко, о чем говорится в основной части. Запишите эти краткие формулировки.

III. Используя памятку и теоретический материал, составьте сложный план текста упр. 328.

IV. Устно перескажите содержание текста в соответствии с составленным сложным планом.

СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА — ТЕКСТ — РЕЧЬ — Русский язык 6 класс — Е.Ы. Быкова

РЕЧЬ

 

ТЕКСТ

 

§ 52. СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА.

 

Подробный устный пересказ научно-популярного текста по сложному плану

327. Прочитайте и сравните две памятки по написанию простого и сложного планов текста. По результатам сравнения определите, чем отличается сложный план вот простого.

Памятка по составлению простого плана

Памятка по составлению сложного плана

1. Прочитайте текст.

1. Прочитайте текст.

2. Разделите текст на смысловые части и выделите в каждой из них основную мысль.

2. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Озаглавьте каждую часть.

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте их (подпункты плана).

4. Просмотрите текст, проверяя, все ли главные мысли вы выделили и отразили в плане.

4. Просмотрите текст, проверяя, полностью ли в плане отражено основное содержание.

5. Нибудь запишите план.

5. Нибудь запишите план.

— Сложный план, как и текст, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Он более полно отражает содержание и дает читателю ясное представление о логике и композиции текста.

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные его пункты, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (т. е. заголовки более мелких частей), в которых тема раскрывается более детально.

328. I. Прочитайте текст. Докажите, что он является связным и цельным.

Мой знакомый вместе со своими товарищами-инженерами занимается проблемами машинного зрения. В поисках подходящих глаз для роботов они изучали глаза разных живых существ, их строение, достоинства и недостатки. Были исследованы глаза лягушки, затем — кошки, голубя, человека. Каждый раз открывались удивительные вещи.

Выяснилось, например, что, вопреки всеобщему мнению, кошка видит в темноте немногим лучше, чем мы с вами. А голубь может рассмотреть зернышко пшеницы за несколько сот метров, замечает разницу в величине шариков, даже если она составляет сотые доли миллиметра!

Больше всего поразил исследователей глаз человека. Главная его часть — сетчатка — состоит из множества светочувствительных элементов — палочек и колбочек. Палочки воспринимающие черно-белое изображение, колбочки — цветное. Они настолько малы, что на участке сетчатки, равном по своим размерам точке на этой странице, размещается двадцать тысяч палочек и колбочек.

Сколь же трудной была задача инженеров — создать устройство, которое могло бы соперничать с человеческим глазом! Тем не менее, такой прибор был сконструирован — это телевизионная камера.

(С. Зигуненко)

II. Определите, из каких смысловых частей состоит текст. Озаглавьте их и составьте простой план, нибудь запишите эго.

III. Найдите средства связи между предложениями первого абзаца.

IV. Объясните значение слов робот, инженер. Проверьте себя по словарю.

329. I. Рассмотрите схему сложного плана. Расскажите, как пунктуационно оформляется сложный план.

Схема сложного плана текст

I. Вступление.

II. Основная часть (развитие действия).

2. …

3. …

III. Заключение.

II. Сравните данный на с. 218 сложный план сочинения по теме «Почему книгу называют другом» с простым планом, составленным вами к тексту предыдущего упражнения.

Почему книгу называют другом

План

I. «Книга — лучший друг» (Пословица).

II. Почему книгу называют другом.

1. «…Книга учит людей хорошему» (Н. Носов).

2. Книга — источник знаний.

3. Книга — наша помощница.

4. «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает» (Пословица).

III. Книгу надо беречь, как друга.

330. I. Определите структурные части (вступление, основную часть, заключение) в тексте из упр. 328.

II. Определите и сформулируйте кратко, о чем говорится в основной части. Нибудь запишите эти краткие формулировки.

III. Используя памятку и теоретический материал, составьте сложный план текста упр. 328.

IV. Устный перескажите содержание текста в соответствии с составленным сложным планом.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема «РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план»

11.10.17 год. Конспект урока оп русскому языку. 6 класс. (35 урок)

Тема: «РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план».

Цель: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметыне:

Комментирование: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания.

Предметные: знать о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и пунктов простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный; определять тему сочинения; делить текст на смысловые части.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний

Беседа

-Что такое интерьер?

-Что характерно для описания интерьера?

III. Сообщение темы, целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?

3. Целеполагание.

«Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.243)

-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.

4. Изучение нового материала.

Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)

Источники сбора

Материала для сочинения

Методы сбора

материала

Систематизация

материала

книга

Наблюдение

Над действительностью

план

картина

Беседа, чтение

Вступительная, заключительная части

фильм

записи

Сбор доказательств, аргументация фактов

жизнь

Опрос, беседа

Подбор примеров

1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»

2. Сбор материала

-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?

Задание 1

Оглянитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец- на доске).

-Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае надо делать? (обращение к словарю)

Занавеска линолеум

Кафедра деревянный

Полированный масляная краска

Мраморный бюст фотография

Иллюстрация

Задание 2

Воспользуйтесь пословицами на карточках, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.

-Стол спасибом красится.

-Сумеем съесть, было бы к чему сесть.

-Такой пирог, что насилу ноги переволок.

-У каждого дома свой потолок.

-В тесноте, да не в обиде.

-Живет в тоске и спит на голой доске.

-Изба красна углами, а обед пирогами.

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Словарная работа

-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)

-Подберите синонимы к словам и запишите их:

Висят (лампы) – прикреплены.

Висит (портрет) – находится, прибит

Висит(доска) – расположена.

Стоит(стол) – находится.

Стоят(парты) – размещены

Стоит(шкаф) – поставлен.

Класс – комната, помещение, кабинет.

Попутно работаем с Фото из музея.

Знакомство с памяткой  «Как собирать материал к сочинению (по наблюдениям)».

1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

Систематизация материалов к сочинению

Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам.

Материал к сочинению:

Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь, празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло, вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные половики, подвешенная под потолком детская люлька.

Составление плана

В старинной русской избе.

1. Вход в избу.

2. Жилое помещение.

а) русская печь;

б) красный угол;

в) домашняя утварь;

г) обстановка комнаты;

7. Итог урока

-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?

-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?

 Русская изба – это Россия в малом. 
Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа…

Пословицы и поговорки гласят:

Всего дороже честь сытая да изба крытая.

Своя хатка – родная матка.

Изба жильем пахнет.

8. Домашняя работа.

Написать сочинение на тему «Наш класс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *