Составить план текста – организовать комплексную работу с текстом, научить учащихся составлять план текста.

Текст.План текста.

1.    Организационный момент

Здравствуйте. Ребята! Присаживайтесь.

Здравствуйте, ребята. Начать нашу работу мне бы хотелось со слов китайского философа Дао Де Цзин: « Вы должны принять твердое решение сделать шаг навстречу другим людям. Тяжело, конечно, вылезать из своей уютной пещеры на свет Божий. Но без этого шага дальнейшее движение к цели никак невозможно»

Встаньте, пожалуйста, в круг возле ваших рабочих мест, сделайте шаг вперед навстречу друг другу. Вам предстоит выбрать слоган для работы в команде (вспомните прошедшие каникулы, загородные и пришкольные  лагеря, путешествия), приступайте к обсуждению. Готовы? Протяните руки к центру круга и соедините в единое рукопожатие. Ваш слоган, первая (1,2,3,) команда. И выберите в своей группе капитана.

Мы готовы к работе. Займите свои места.  

А для нашей работы  нужно разгадать ребус ,где и кроется тема урока. Давайте разгадаем ребусы.  Не выкрикиваем.поднимаем руки и отвечаем. Слова записываются на доске, а затем ДЕТИ называют тему.

-Вы правы, тема звучит: « План текста»

 

 2. Целеполагание. (на слайде)

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

 Цель: закрепить знания о тексте и его особенностях как о единице речи.

Задачи :

-сформировать представление о видах плана.

— развивать умение составлять план текста.

— Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в группе.

 

 

3. Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать.

Задание командам: перед каждым из вас таблица (ожидания.опасения).

Ожидания

Опасения

Запишите на нем слева – ваши ожидания от урока, справа – опасения. Помните, что вы работаете в команде, помогите тому, кто нуждается в помощи.(Записывают свои ожидания от урока и опасения, трудности, с которыми могут столкнуться  на уроке. Помогают «слабым» ученикам сформулировать предложения. Озвучивают свои записи)

Команды готовы? Пожалуйста, 2 (3,1) команда

4. Спасибо, ребята. В конце урока мы с вами узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания. Перед тем как приступить к нашей работе, нам необходимо вспомнить, что такое текст. Для  этого Мы с вами используем  стратегию «верю-не верю». Если суждение верно- то мы поднимаем обе руки.если  не верно- то 1 руку

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

  6. Текст можно разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+

+

+
+
+
+

 

— О чем мы еще с вами не сказали? ( о теме, о главной или основная мысли, о композиции (начало ,основная часть, концовка.)

-Что такое тема?

(Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.)

-Основная Мысль? (это то главное, что автор хочет сказать своим

читателям.

5. мы с вспомнили все о тексте. Переходим к нашей теме урока «ПЛАН ТЕКСТА»

СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ»

Выберите в команде капитана и прошу их выйти ко мне. (в конверте – вытягивают по записке. Вопросный, тезисный, назывной.)

Присаживайтесь, ребята. Вы в течении пяти минут вы работаете с учебником на странице —————— изучаете тему, вытянутую вами. Далее ваши капитаны переходят в другую группу для объяснения вашей темы.вы им объясняете и переходите в другую группу. И так по зигзагу. Каждый капитан должен объяснить свою тему двум другим группам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!!!!!!!!ребята, давайте мы с вами отложим нашу работу и проведем физкультминутку. Читаем и выполняем вместе.Присаживаемся.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6. Спасибо, капитанам. Все ли вам понятно?(ДА- работаем дальше, нет- объясняем)

А теперь каждая группа работает с текстом , составляет план текста согласно своей теме. Для этого нам необходимо выработать алгоритм работы с текстом.

-Что мы должны сделать в первую очередь?(прочитать)

Посмотрите, пожалуйста, на доску.все ли мы сказали?

Как составить план
1. Прочитайте произведение.
2. Определите идею, то есть главную мысль текста .
3. Сформулируйте идею в нескольких предложениях.
4. Разделите произведение на части.(абзацы)
5. Выделите микротему абзаца
6. Прочитайте и перепроверьте, насколько точно определена микротемаабзаца.Не пропустили ли Вы какого-нибудь эпизода.

Применяем данный алгоритм при работе с текстом. Текст у всех групп одинаковый.

1.Назывной — План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.В назывном плане много существительных и прилагательных.

2.В0просный.-План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста.вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

3.Тезисный.-*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

7.Презентация работ у доски капитанами или пожелавшим учеником.

  1. Рефлексия. А теперь ребята, возвращаемся к листочку с вашими опасениями и ожиданиями. Посмотрите на них.что вы написали на начало урока. Подтвердились ли ваши мысли?(слово 2-3 ученикам).

  2. Спасибо, за ответы. А теперь оцените свою роль на уроке, свой вклад в работу в группе и наклейте смайлик в свою группу. (улыбка-это отличная работа и т.д.)

  3. Д.з. составить по заданному тексту оставшиеся два плана.

Текст.

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Тезисный.

-поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает

Вопросный

— Кого поймали в море ?
— О чем плакала пойманная черепаха ?
— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Назывной

— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
— Настоящая причина слёз черепахи.

Как составить план к тексту?

Стили и жанры

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему…

и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
 

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков

).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением

Как составить план текста

Как составить план текста

Зачем нужен план? План текста  — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать. Составление плана способствует лучшему пониманию текста. 

Просмотр содержимого документа
«Как составить план текста»

Как составить план текста

Зачем нужен план? План текста  — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мысли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколько других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать. Составление плана способствует лучшему пониманию текста. 

Таким образом, план: 

  • раскрывает содержание текста; 

  • отражает последовательность развития авторской мысли; 

  • восстанавливает в памяти содержание текста; 

  • ускоряет работу над текстом сжатого изложения; 

  • помогает сохранить авторский стиль; 

  • организует самоконтроль; 

  • сосредотачивает внимание. 

Принципы составления плана 

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 

  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 

  3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

Попробуем составить все эти виды планов на примере следующего текста. 

Скрипка, подаренная дедом внучке при поступлении в консерваторию, кулон – талисман от тёти на счастье, шахматы прадеда, фотоаппарат отца… Такие подарки, переходя от старшего поколения к младшему, выражают особые чувства, соединяющие дарящего и принимающего дар.  

Выбирая одну вещь из многих, даритель наделяет ее символическим смыслом.  Такой подарок словно превращается в частичку его души и, конечно, многое говорит об отношении к получателю. В этом сила и суть семейных реликвий, этим и объясняется их роль в истории семьи. Старинный рубанок, деревенская крынка, стеклянная чернильница… Даже самые обычные вещи, вписываясь в историю преемственности поколений, обретают особую значимость. Эти предметы помогают нам ощутить связь с прошлым,  почувствовать себя звеном в цепи поколений и таким образом быть уверенным в том, что мой род продолжается.  

А что движет нами, когда мы преподносим такой подарок? Осознанно или нет, мы хотим оставить напоминание о себе, символически продлить свое бытие и за порогом смерти.  Но это далеко не единственная причина. Мы словно протягиваем нить между поколениями, напоминая детям об их корнях, прививая им те ценности, к которым привержены сами. 

(По Г. Черменской)

Статья «Составление плана текста»

Как составить план к печатному тексту?

Внимательно прочитайте текст несколько  раз. Подчеркните карандашом ключевые (самые главные) слова и словосочетания. Постарайтесь проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Не пропускайте слова и словосочетания, если их значение вам не совсем понятно. Обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.

Разделите текст на смысловые части.

Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.

Определите тему и основную идею текста. Тема – это то, о чём в тексте говорится. Идея (главная мысль) определяет то, зачем текст был создан. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента (абзаца) и озаглавьте его.

Запишите заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент.

Перечитайте ваш план и сравните его с текстом. В правильно составленном плане должны быть вступление и заключение, развёрнутая основная часть.

Существуют разные типы планов текста. Выбор вида плана во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.


Типы планов: вопросный план, тезисный план, опорная схема.

Вопросный план

Записывается в форме вопросов к тексту. Каждому абзацу текста соответствуют один-два вопроса. При составлении вопросного плана необходимо использовать вопросительные слова: как.., сколько.., когда.., зачем.., почему… и т.д.

Тезисный план

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п., который кратко  (словосочетания или короткие предложения) отражает основную суть текста. Тезисный план содержит основные положения текста и представляет собой смысловую основу текста. Тезисный план можно развернуть в текст, так как тезис уже содержит готовую программу высказывания, задаёт направление развития мысли.

Тезисы помогают хорошо запоминать информацию небольшого объёма. Их вы можете использовать, когда изучаете материал по какому-нибудь школьному предмету.  Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей.

Опорная схема

состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от целей и задач составления плана, а также от особенностей памяти пишущего.

Виды планов

Простой план – это перечень основных пунктов. Часто он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста.

Сложный план текста чаще всего необходимо составлять к сочинениям и изложениям. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку вам нужно не просто кратко обозначить основные мысли, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *