Способы оформления цитат: Основные способы цитирования – Глава 34. Синтаксис. Цитирование / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

Содержание

Глава 34. Синтаксис. Цитирование / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Цитата

Цитата – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. При цитировании указывается автор или источник. Широко принято цитирование в научной речи, публицистике, деловой речи.

Цитирование подразумевает специальное оформление цитат.

Способы оформления цитат 

  1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например:

    Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

  2. Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках:

    «Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд)

  3. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:

    А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).

Стихотворные цитаты могут быть представлены тремя способами:

  1. С сохранением деления на строки, например:

    Окошко. Стол. Половики.
    В окошке – вид реки…
    Черны мои черновики,
    Чисты чистовики.
    (Н. Рубцов)

  2. Без разделения на строки, например:

    За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. (Н. Рубцов)

  3. Без разделения на строки, но с указанием их границ:

    Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики. (Н. Рубцов)

    При цитировании чужая речь приводится точно, без каких-либо изменений, искажений. В случае сокращения цитаты ставят многоточие или многоточие в скобках. Примеры:

    А. Ахматова пишет: «Понятно, что для поэта (…) многие обычные пути изображения страстей были закрыты (А. Ахматова. «Пушкин»).

Пунктуация при цитировании

 

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест 

  1. Как называется приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста?
    • прямая речь
    • цитирование
  2. Возможно ли цитирование в устной речи?
  3. Необходимо ли при цитировании указывать автора и (или) источник?
  4. Можно ли оформить цитату как прямую речь?
  5. В каком случае указание на источник даётся с скобках?
    • при оформлении цитаты как самостоятельного высказывания
    • всегда
    • никогда
  6. Может ли цитата оформляться как косвенная речь?
  7. Ставится ли указание на источник цитирования в скобках перед цитатой?
  8. Есть ли правила цитирования стихов?
  9. Нужно ли при цитировании стихов соблюдать написание прописной буквы в начале каждой строки?
  10. Обязательно ли при цитировании стихотворного текста соблюдать деление его на строки?
Правильные ответы:
  1. цитирование
  2. да
  3. да
  4. да
  5. при оформлении цитаты как самостоятельного высказывания
  6. да
  7. нет
  8. да
  9. да
  10. нет

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Основные способы цитирования (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;
б) косвенная речь;
в) предложение с вводными словами;
г) отдельные слова или словосочетания.


Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?


1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».


Упражнение 2.

Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».


Упражнение 3.

Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.

1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».


Упражнение 4.

Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово...» 2) По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Запишите понравившееся вам высказывание.


Упражнение 5.

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.


Упражнение 6.

Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.


Упражнение 7.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.


Упражнение 8.

Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.

1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).


Упражнение 9.

Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.

1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.


Упражнение 10.

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).


Упражнение 11.

Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).


Упражнение 12.

Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

Тест по теме «Основные способы цитирования»

1. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.


2. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.


3. Укажите способ цитирования.

О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа».

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.


4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».
2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой


5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».
2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».
3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».


6. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.

1) ставятся кавычки;
2) кавычки не ставятся;
3) цитата пишется с новой строки;
4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.


7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?

1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».
2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».


                                                     Ответы:

 

Цитаты и способы цитирования ИС

Цитаты и способы цитирования

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

Благодаря цитированию, автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в

точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения изла-

гаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются

в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приво-

дятся не полностью, место пропуска обозначается много-

точием.

Цитаты оформляются следующими способами: 1) предложе-

ниями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

2) предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,

что «...праздная жизнь не может быть чистою» ; 3) предложе-

ниями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусст-

во должно облагораживать людей» .

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить

мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов,

к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал

об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если

соблюдена стихотворная строка.

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Цитаты и способы цитирования.

Тема. Цитаты и способы цитирования.

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

- Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

- Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

- От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

  1. Упражнение 259.

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

  1. Словарный диктант:

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

- Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

- Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)
  1. Повторение. (Слайд № 4)

- Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

  Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

   Существует несколько способов оформления цитат.

Способы цитирования.

С помощью прямой речи.

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

С помощью косвенной речи.

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

С помощью вводных слов.

По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

 Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

   Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

   А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

   Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

   А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

    Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

    Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

  1. Чтение параграфа 220.
  1. Закрепление.
  1. Упражнение. (Слайд № 10)

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», - считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

1) по словам автора

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

    Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

   И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

- К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

  1. Подведение итогов.
  1. Беседа. (Слайд № 13)

- Дайте определение цитаты.

(  Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

- В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

- Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме. 

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

С. а.: «Цитата».

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

С. а., что «цитата».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, - писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».

  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой. 

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

  1. Выставление оценок.

ЦИТИРОВАНИЕ способы, правила цитирования и оформление цитаты

Что такое цитата и цитирование

Научное цитирование

Индекс научного цитирования

Индекс цитирования сайтов в Интернете

Авторские права и цитирование

Цитирование и цитата из высказывания какой-либо влиятельной персоны, оформленная в виде прямой речи в информационном, публицистическом или аналитическом материале - это способ сделать текст объективным, серьезным и вызывающим больше доверия у читателя. Об прекрасно осведомлены все профессиональные журналисты и редакторы.

Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ: 

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

«1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

На практике возникает много вопросов и о том, что считать цитированием или цитатой: три-пять слов подряд, позаимствованных из какого-либо текста, отдельное предложение либо его часть, выдержку из произведения, имеющую законченную мысль? Некоторые даже приспособились цитировать чужие авторские работы чуть ли не постранично, а то и целыми главами, перемежая их время от времени соединительными фразами: «но есть и другая точка зрения», «по этому поводу можно еще привести мнение»…

В науке, литературе, журналистике и других видах творческой деятельности имеются жанры произведений, авторы которых для работы используют «заимствование у других». Это всевозможные обзоры, хрестоматии, сборники афоризмов, попурри. Правда, такое цитирование допускается там, где речь идет о текстах. И статья 1274 ГК РФ, где говорится про «цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях» имеет в виду печатный контент.

А вот заимствования даже совершенно небольшие (не более двух секунд) из песен, музыкальных произведений, особенно в записанных студиями фонограмм, кинофильмов, отдельные фрагменты фотографий, рисунков и картин никто из авторов и издателей цитированием признавать не желает.

Даже если при воспроизведении такого рода «цитат» имеется оформленная ссылка на конкретных авторов произведений, то ссылку на источник прямо в произведении сделать не возможно. Об этом свидетельствует и современная судебная практика. Порой использования одной-двух секунд без разрешения, оформленного в письменном виде из аудио-, видео- или музыкального произведения достаточно для обвинения в плагиате (в переводе с латинского означает «хищение») и, естественно, в нарушении авторских прав. 

При рассмотрении практики становится понятно, что понятие терминов «цитата» и «цитирование» необходимо уточнить в законодательном порядке.

Что такое цитата и цитирование

Седьмое издание Словаря иностранных слов, выпущенного издательством «Русский язык» в 1979 году дает следующее определение:

«ЦИТАТА - {лат. Citatum | citare  приводить, провозглашать} - дословная выдержка из какого-л. текста, сочинения или дословно приводимые чьи-л. слова».

Чтобы такая выдержка считалась цитатой, она должна быть специальным образом выделена. С точки зрения правил, по тексту цитирование в русском языке должно оформляться как обособленная кавычками в начале и конце фраза со ссылкой на то, откуда она позаимствована.

Ссылка в письменном тексте может оформляться и как прямая речь. «Цитирование - это точное копирование чьих-то слов. Если вы излагаете чью-то речь собственными словами - это уже не цитирование, и должно быть представлено как простой текст», - утверждается на сайте agr0.ru, который объясняет правильное применение элемента BLOCKQUOTE при создании сайтов. 

А сайт imhoblog .ru пишет: «Цитирование представляет единственный путь избежать плагиата, используя чужой труд. Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника. Всегда, когда используете чужие труды или идеи не забывайте делать цитирование».

Это, кстати, и примеры цитирования с точки зрения корректности текста и уважительного отношения к авторским правам.

Дополнительно к соблюдению правил цитирования ставьте к ссылке на источник авторский знак копирайта - как знак цитирования, особенно если использованная цитата взята из охраняемого авторским правом произведения.

 Правила научного цитирования: чем больше цитат, тем лучше

Неких абстрактных цитат не бывает. Любое цитирование имеет свои правила, поскольку используется для достижения каких-либо конкретных целей. Можно обойтись и без цитат. Но вот научное цитирование или использование в статье, монографии ученого фрагментов работ других авторов - это обязательное требование. Без цитат из работ классиков той или иной научной школы, без демонстрации того, что автор в курсе достижений избранной ими области науки ни одна научная работа не может считаться серьезной.

В научном цитировании цитата выглядит как одна или несколько выдержек из работ других ученых, опираясь на которые исследователь иллюстрирует свои тезисы, подтверждает высказанные им предположения,  критикует либо оспаривает аргументы, с которыми он не согласен.

Обычно правилам научного цитирования и работы с первоисточниками начинают обучать еще в школе. В студенческие годы, когда от каждого требуется писать рефераты, курсовые и дипломные работы научное цитирование еще больше отшлифовывается. При этом, чем больше цитат приводится и чем объемнее обязательный в научном цитировании список использованной литературы, тем серьезнее считается работа и тем более высокий балл получает ее автор.

Правилам оформления цитирования и расположения сносок на страницах научных работ посвящены целые трактаты. В таких методических руководствах детально прописывается, как нужно оформлять в тексте научного труда цитирование и отдельные цитаты или производить самоцитирование, каким способом должны выделяться цитаты из старопечатных изданий или цитирование личных бесед.

 Индекс научного цитирования развивает науку

Термином индекс научного цитирования называется частота упоминания любых научных статей, аннотаций и списков литературы, используемой в рефератах, диссертациях и монографиях, которые содержатся в специализированной информационной базе. По этой библиографической базе, которую ведет Научная электронная библиотека (НЭБ) можно находить, как сами цитируемые работы, так и подсчитать индекс их цитирования. Исследователям, нуждающимся в поиске работ по интересующим их темам, благодаря индексу научного цитирования проще ориентироваться в том, что нового появляется в мировой науке.

Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) позволяет более объективно оценивать деятельность научно-образовательных организаций, научных коллективов и отдельных ученых, в сопоставлении с аналогичными работами за рубежом.

Индекс цитирования показывает популярность и важность сайта

Для всех, кто имеет свои сайты, занимается их продвижением и раскруткой, а также стремится продавать рекламу товаров и услуг в Сети важно отслеживать тематический индекс цитирования (ИЦ) веб-ресурсов поисковыми системами.

Если поисковая система в ответ за запрос пользователя выдает ссылку на сайт в первой десятке на первой странице - это означает высокий индекс цитирования ресурса. А когда адрес сайта находится в самом верху поисковой выдачи - он считается не только самым популярным по посещаемости, но и самым важным в обозначенной поисковыми словами теме.

Поисковые системы сохраняют и отслеживают весь контент, выкладываемый в Интернете с помощью роботов-краулеров, стремясь продвигать вверх лучшие и авторитетные сайты.  Лучшие - это такие, у которых контент - самый интересный для пользователя, информационно насыщенный, оригинальный, удобно простроенный и, что немаловажно, дружелюбный.

С точки зрения Яндекса, дружелюбие - это приятный глазу интерфейс, наличие обратной связи, то есть контактных данных для пользователя, а также число ссылок на другие веб-ресурсы. Этот крупнейший поисковик Рунета разработал собственные правила Яндекс цитирования для всех, кто стремится продвинуть свои сайты топ. Его, кстати, удобнее всего отслеживать при помощьи плагина «Яндекс.Бар».

Имеет значение для продвижения ресурсов в Интернете и ТИЦ - тематический индекс цитирования поисковых машин, учитывающих количество ссылок на тот или иной источник с других сайтов. Оптимизаторы, профессионально занимающиеся продвижением сайтов к вершинам поисковых выдач, используют и другие инструменты, основанные на индексе цитирования в его разных значениях. Они же разрабатывают способы оформления цитирования для сайтов посредством тэгов, ссылок, гиперссылок и прочих опций, которые позволяют пользователю быстро перейти на страницы с заинтересовавшей его информацией.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Подведены итоги ежегодного популярного сетевого конкурса «Блог Рунета 2012» >>>

В Германии готовится законопроект, в соответствии с которым интернет-компании будут платить издателям и авторам за воспроизведение статей и их фрагментов в Сети >>>

Цитаты и цитирование. Правила оформления цитат

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова, внесённые автором в свой собственный текст.

Правила оформления цитат. Цитирование

Цитирование – это добавление цитат в свой собственный текст. При цитирование обычно указывается автор цитаты или источник.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием:

...дверь тихонько заскрыпела, и в светлицу входит царь... (А.С. Пушкин)

Цитаты могут быть оформлены следующими способами:

  • Прямая речь. Цитата может быть оформлена в виде предложения с прямой речью. При таком способе цитирования, знаки препинания расставляются так же, как и в предложениях с прямой речью:

    И. А. Крылов так писал про лесть: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  • Косвенная речь. Цитата может быть оформлена в виде предложения с косвенной речью. В этом случае цитата заключается в кавычки, пишется со строчной буквы, двоеточие не ставится:

    Ф. И. Тютчев подчёркивал, что есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора....

  • Эпиграф. Цитата может быть включена в текст в виде эпиграфа. Эпиграф кавычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на следующей строке:

    И в людях также говорят:
    Кто посмирней, так тот и виноват.

    (И.А. Крылов МОР ЗВЕРЕЙ)

    Примечание: эпи́граф – это небольшой текст (цитата, пословица, поговорка и т. д.), размещаемый автором в начале литературного произведения (после заголовка) или какой-либо его части с целью кратко описать его смысл, основную идею, выделить важное сюжетное действие и т. п.

  • Вводные слова. Цитата можеть быть приведена в виде предложения с вводными словами.

    По словам А. М. Горького, искусство должно облагораживать людей.

Цитаты из стихотворений не заключаются в кавычки, если соблюдена стихотворная строка:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(А.С. Пушкин)

Способы цитирования - русский язык, презентации

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ   Лезина Т.И., учитель русского языка  и литературы  МБОУ «Городская гимназия№1» г. Усть-Илимска

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ

Лезина Т.И.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Городская гимназия№1»

г. Усть-Илимска

способы цитирования Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.  Например : Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти».  «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

способы цитирования

  • Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

Например :

Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти».

«Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ 2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.   Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество - это состояние, о котором некому рассказать».

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. Например:

Ф. Раневская говорила, что «одиночество - это состояние, о котором некому рассказать».

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ 3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, как писал, как считал, по словам - либо же вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.  Например:  Как говорил Гораций, «гнев – это кратковременное безумие».   Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, как писал, как считал, по словам - либо же вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками. Например:

Как говорил Гораций, «гнев – это кратковременное безумие».

Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ 4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.  Например:  Что может предоставить мне Москва?  Сегодня бал, а завтра два.  А.Грибоедов «Горе от ума»

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.

Например:

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

А.Грибоедов «Горе от ума»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ  1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.   2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.   3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобки. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу. 2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты. 3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобки. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  К ЦИТИРОВАНИЮ  4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.   5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - © . В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТИРОВАНИЮ

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия. 5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - © . В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.

Тест Найдите соответствия 1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, -писал И. Анненский, - есть и резкая отчетливость, когда это нужно». 2.И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчетливость, когда это нужно».  А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится 3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчетливость, когда это нужно». Ответ Ответ 1. ______ перед словами автора. В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается Ответ 2. ______ 3.________ словами автора. Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

Тест

Найдите соответствия

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, -писал И. Анненский, - есть и резкая отчетливость, когда это нужно».

2.И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчетливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчетливость, когда это нужно».

Ответ

Ответ

1. ______

перед словами автора.

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается

Ответ

2. ______

3.________

словами автора.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное

предложение).

Измените способ введения цитаты по указанной схеме Цитата Схема 1.«Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский. Ответ Слова автора: «Цитата». 2.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике». 1._________________ Слова автора, что «Цитата». 3.«Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, -писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык». 2.__________________ Вводная конструкция, «Цитата». 3.__________________

Измените способ введения цитаты по указанной схеме

Цитата

Схема

1.«Формой песни Некрасов владел в совершенстве», - отмечал К. И. Чуковский.

Ответ

Слова автора: «Цитата».

2.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

1._________________

Слова автора, что «Цитата».

3.«Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, -писал К. И. Чуковский, - есть прославление народа, создавшего язык».

2.__________________

Вводная конструкция, «Цитата».

3.__________________

Расставьте знаки препинания, выберите нужные буквы, запишите предложения  1. «Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (П,п)исал А.С. Пушкин своему другу Чаадаеву. 2. «Патриот - это тот (У,у)тверждал В. Быков 3. Белинский писал что «(С,с)оздает человека природа но развивает и образует его общество». (К,к)оторый любит своих, националист - это тот, кто не любит чужих». 4. По словам А.М. Горького «искусство должно облагораживать людей».

Расставьте знаки препинания, выберите нужные буквы, запишите предложения

1. «Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (П,п)исал А.С. Пушкин своему другу Чаадаеву.

2. «Патриот - это тот

(У,у)тверждал В. Быков

3. Белинский писал что «(С,с)оздает человека природа но развивает и образует его общество».

(К,к)оторый любит своих, националист - это тот, кто не любит чужих».

4. По словам А.М. Горького «искусство должно облагораживать людей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *