Статьи финансовая грамотность: Вы точно человек? – Статьи по финансовой грамотности, интересные факты и эффективные советы

Статья: Финансовая грамотность | Социальная сеть работников образования

Финансовая грамотность населения

В современном быстроменяющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения является одним из главных условий выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком, необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.

Финансовая грамотность — это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

 Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.

Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения  семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или заработанными деньгами. Купив конфету или игрушку, ребенок лишает себя чего-то другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится осознанию того, что цена одной вещи – это лишение себя чего-то другого, возможно более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того, какие расходы являются более важными, необходимыми или даже обязательными.

В современном мире все больше внимания уделяется личной финансовой практике, а именно финансовой грамотности. Во многих странах на национальном уровне реализуются проекты по повышению финансовой грамотности. У нас в стране такие предложения выдвигаются, и государство не остается в стороне. На данный момент реализуется целый ряд программ: «Государственная программа повышения финансовой грамотности в РФ», «Финансовая культура и безопасность граждан», «Проект финансового образования в России «Повышение финансовой грамотности населения с низкими доходами «Планируй свое будущее»»» и другие. Развитие этого направления в основном связано с тем, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они могут более ответственно относиться к управлению личными финансами, а так же повышать свой уровень благосостояния за счет рационального распределения расходов и планирования бюджета.

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить множество вопросов по пенсионному накоплению, социальному страхованию, образованию и жилью.

Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточный уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами. В последнее время происходит повышение роли личной ответственности за финансовые решения на фоне расширения предложений финансового рынка, общего роста доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, расширяет возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги.

Статья: Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования

УДК 378.1

М.Ю. Шумкова, Н.А. Агеева
МБОУ «Гимназия № 12»,  Ленинск-Кузнецкий
E-mail: [email protected]

                                               E-mail: [email protected]

Формирование финансовой грамотности

как средство успешной социализации учащихся

 при получении среднего общего образования

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности            «Основы        финансовой     грамотности»         учителей

 МБОУ «Гимназии № 12», а также рассматриваются способы и приемы работы со старшеклассники при организации занятий по данному курсу.

        Финансовая грамотность, социализация учащихся, среднее общее образование, внеурочная деятельность, ролевые игры.


M.Yu. Shumkova, N.A. Ageeva

MBOU «Grammar school number 12», Leninsk-Kuznetsky

E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected]

Financial literacy as a means of successful socialization of students  when receiving secondary general education

This article presents the experience of implementing the extracurricular activities of the Basics of Financial Literacy program for teachers.  MBOU «Grammar school number 12», and also discusses the methods and techniques of working with high school students in organizing classes for this course.

Financial literacy, student socialization, general secondary education, extracurricular activities, role-playing games.

Формирование финансовой грамотности

как средство успешной социализации учащихся

 при получении среднего общего образования

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность. Так, аналитики Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) на страницах официальных публикаций высказывают следующее мнение: «На сегодняшний день всеми признано, что в результате развития финансовых рынков, а также демографических, экономических и политических изменений финансовая грамотность стала жизненно важным навыком» [2].

Поэтому обучить учащихся 10-11 классов азам финансовой грамотности – важная и нужная задача. Все это делает актуальным введение задач формирования финансовой грамотности в программы различных школьных предметов, организацию занятий внеурочной деятельности как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

В основную образовательную программу среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 12» включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в гимназии начались занятия по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов.

Включение курса «Основы финансовой грамотности» как составляющей внеурочной деятельности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию основной образовательной программы среднего общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности [4, с. 15].

Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами» [3].

Данный курс внеурочной деятельности существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Обучение основам финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности у старшеклассников являются ролевые игры, которые способствуют моделированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.  Такие игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого старшеклассника в работу, учитывая его интересы, склонности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

При проведении занятий по основам финансовой грамотности применяются следующие методы и приемы: логические мини-задачи, задачи с неполным условием, понятийное колесо, ассоциативный ряд, ментальные карты.

Чтобы правильно ответить на логические мини-задачи экономического характера, учащимся приходится логически мыслить, подбирать разные пути решения. К задачам с неполным условием ученики задают свои условия, при этом аргументируя свой выбор. Интересна работа с заданием, как понятийное колесо, выполняя эту работу, ученики соотносят пройденный материал с новой темой занятия. Для лучшего запоминания и усвоения учебного материала применяется работа с использованием ментальных карт и ассоциативного ряда.

Особое внимание уделяется работе с Интернет-ресурсами. Ведется работа в онлайн режиме на сайте «Ваши финансы РФ» [5]. Здесь старшеклассники самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями на каждый день, изучают информацию рубрики «Интересные статьи», просматривают тематические видеофильмы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу в группах. Принимаем участие в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности» [6], просматриваем тематические видео, анализируем просмотренный материал, составляем тезисный план на основе просмотренного.

Процесс формирования финансовой грамотности сопровождается различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в них как можно больше участников. Учащиеся 10 класса, осваивающие курс внеурочной деятельности, разрабатывают и проводят в игровой форме внеклассные занятия по основам финансовой грамотности для учащихся начальной школы. Результатом работы старшеклассников является создание памяток, буклетов на определенные темы, ориентированные на учащихся начальной школы.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников является актуальным, так как это способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. И в будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

Список литературы

1. Акентьев, Р. Финансовая грамотность или основы управления личными

финансами [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://romanakentev.ru/wpcontent/uploads/2017/11/.

2. Гришакина, О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие

повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию

финансового образования в Российской Федерации» и возможности его

реализации [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116.

3. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: https://rostsber.ru/about/.

4. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность. 10-11 кл. [Текст]: методические

рекомендации для учителя / И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова, О. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 145 с.

5. Сайт «Ваши финансы РФ» https://vashifinancy.ru/

6. Сайт «Онлайн-уроки финансовой грамотности» http://dni-fg.ru/

Статья на тему «Финансовая грамотность»

Финансовое просвещение.

Не деньги управляют личностью, а личность ими.

Когда финансовых продуктов и услуг становится все больше, а сами они — все сложнее, разобраться в них бывает непросто. Чтобы люди могли свободнее ориентироваться в мире финансов и выбирать именно те услуги, которые им нужны, Банк России ведет работу по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности.

Считается, что финансовая грамотность населения нашей страны на очень низком уровне и  что ещё хуже, так это то, что не только простые обыватели являются финансово малограмотными людьми, но даже многие из тех предпринимателей, которые уже ведут свой бизнес. Уровень финансовой грамотности населения во многом влияет на экономическое, социальное и политическое развитие страны. Финансовая грамотность тесно связана с уровнем образования и материальной обеспеченностью.

С 2017 года «Финансовое просвещение» включено в программы российских образовательных организаций. Будут разработаны предложения по преподаванию основ финансовой грамотности в дошкольных учреждениях, внесены изменения в существующие программы начального, основного, среднего, среднего профессионального и высшего образования, подготовлены методические рекомендации для преподавателей на всех уровнях, включая дополнительное образование.

Уже с 1 сентября текущего года российские школы имеют право включать в учебный план уроки по финансовой грамотности в рамках внеурочной программы. Для повышения квалификации учителей создаются федеральные и региональные методические центры.

Финансовая грамотность – это минимальный набор экономических и правовых знаний, а также умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Эти знания и умения нужны каждому гражданину в обычной жизни, а не только профессиональным финансистам.

Научиться принимать ответственные финансовые решения можно в любом возрасте, но в каждом из них нужен свой подход.

Наши банки выпускают миллионы расчетных и кредитных карт. Часто люди задаются вопросом: сколько нужно карт — три или одна? На одного среднестатистического россиянина приходится почти по две-три банковские карты. Платежные карты – удобный инструмент для решения разных задач. Кроме основной своей функции – хранить и передавать средства – они «умеют» экономить и даже зарабатывать через бонусные программы. Как правило, заводятся несколько расчетных карточек, выгода от каждой из которых – разная.

Чтобы обезопасить себя можно завести не одну, а несколько карточек. Неплохо иметь минимум две карты разных банков на тот случай, если у одного из них возникнут технические неполадки. Желательно, чтобы «запасная карточка» была из другой платежной системы.

Финансовая грамотность научит уберечь свои деньги от кибермошенников. Практически каждый получал электронное письмо, неизвестно откуда с предложением выиграть миллион долларов, помочь начинающему бизнесмену и т.д.. Такие сомнительные предложения наши здравомыслящие граждане наверняка выбрасывают в корзину. Но время от времени приходят письма вроде бы от серьезного отправителя, которым волей-неволей веришь. Например, могут сообщить, что оператор вашей мобильной связи вводит новую тарифную сетку, с которой предлагают срочно ознакомиться. Откроешь такое письмо с вложением, не ожидая подвоха, ‒ и заразишь свой компьютер вирусом, который умеет воровать чужие деньги. Поэтому, не следует открывать письма, полученные из ненадежных источников или от подозрительных отправителей. Нельзя проходить по ссылкам в подобных письмах.

Другим распространенным способом обмана граждан является создание «липовых» сайтов банков, страховых компании. Никаких реальных услуг они не предоставляют, а только обирают попавших на такие сайты клиентов: у кого украдут данные банковской карты, паспорта и, даже настоящие деньги, переведенные за оформление кредита. Сложность борьбы с этими сайтами состоит в том, что очень многие из них находятся не в России.

Некоторые злоумышленники ставят на банкоматы специальные устройства, позволяющие похитить данные банковской карты пользователя, записанные на магнитную ленту и ее PIN-код. Поэтому, выбирайте банкоматы установленные в хорошо освещенных помещениях. Если вы обнаруживаете на конкретном банкомате подозрительные «накладки», то лучше поискать другой.

Если на ваш мобильный придет сообщение, что карта заблокирована, а для разблокировки нужно позвонить по указанному номеру — ни в коем случае не звонить по номеру телефона. Пользуйтесь только номером на обратной стороне карты – уж это точно номер банка.

Поскольку кибермошенники непрерывно придумывают что-то новое, нам с вами следует всегда быть настороже, не забывая про здравый смысл. Никакое образование не поможет, если не будут регулярно соблюдаться элементарные правила обращения с деньгами: учет собственных доходов и расходов, планирование семейного бюджета, экономия. Развить в себе эти навыки не сложно.

Товмурзаев В.М.

МКОУ СОШ №11

Статья «Финансовая грамотность. Актуальность вопроса в начальной школе»

Финансовая безграмотность — огромная проблема.

Люди постоянно вляпываются в опасные ситуации

только потому, что как следует не подготовились.

Дональд Трамп

Что такое финансовая грамотность?

Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.   

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Каждому  предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию.

 Можно ли  повысить всем зарплату и одновременно снизить цены,   нужно ли отнести свои деньги в фирму, которая обещает невероятные доходы, что стоит за всем этим – это знание, необходимое каждому.

 Финансовая грамотность даёт возможность понимать, как устроена финансовая сторона жизни, за счёт чего происходят те или иные события, как повлияет на жизнь человека то, что происходит в государстве, к каким последствиям приведёт тот или иной шаг с собственным деньгами.

 Экономическая сторона жизни устроена определённым образом, и основы этого надо знать так же, как знать правила вождения автомобиля, прежде чем сесть за руль.

 В этой области немало расхожих мнений, которые приведут к проблемам, если ими руководствоваться.  «Работа не волк, в лес не убежит», «Не обманешь, не продашь», «Деньги – зло» и т.д. 

 Лучше помочь детям изучить современные правильные данные, которые помогут принять   решение и достичь своих целей.

Как известно, основы восприятия окружающего мира формируются у ребенка с ранних лет, преимущественно в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность была сформирована именно в этот период. Это задача ложится, конечно, прежде всего, на родителей. Но роль учителя в этом вопросе тоже нельзя исключать. Актуальность данной роли мы рассмотрим позднее.

Первые взаимоотношения с деньгами у ребенка начинают выстраиваться в тот момент, когда он впервые получает от родителей деньги. Как правило, первая выдача денег происходит с целью совершения какой-то заданной покупки (сходить за хлебом, за молоком и т.д.) В этот момент ребенок формирует свое первое мнение о деньгах. Он понимает, что деньги – это нечто ценное, что их можно поменять на нужный товар. Т.е. первоначально дети воспринимают основные функции денег как меру стоимости и как средство платежа.

Постепенно, дети начинают понимать, что деньги состоят из бумажных купюр и монет, что купюры представляют большую ценность, чем монеты, и это все бывает разных номиналов. Дети учатся сопоставлять ценность купюр и монет разных номиналов, правильно подбирать банкноты и монеты для совершения нужной покупки, высчитывать сдачу. Эти основы финансовой грамотности детей закладываются, как правило, тогда, когда ребенок уже умеет производить элементарные арифметические действия – приблизительно в 6-7 лет, т.е в момент поступления в школу.

На втором этапе дети получают карманные деньги и учатся распоряжаться ими самостоятельно: сначала под чутким присмотром родителей, затем – с постепенным ослабеванием контроля. Здесь у ребенка закладываются первые навыки формирования своего личного бюджет: он учится оптимально использовать свои денежные поступления (карманные деньги) для удовлетворения своих потребностей (школьный буфет, покупка сладостей, оплата проезда и т.д.) Ребенок начинает понимать, что чем больше он использует, тем меньше у него остается. И тут зарождаются зачатки планирования личного бюджета. Это происходит постепенно и задача родителей в этой ситуации – способствовать развитию навыков планирования, т.е. не выдавать карманные деньги по первому требованию, а учить ребенка «вписывать» свои расходы в ту сумму, которая ему выдана на определенный период.

К сожалению, можно наблюдать, что не всегда развитие у ребенка основ финансовой грамотности происходит по данному плану. Часто родители не знают и не умеют научить своего ребенка «правильному» обращению с деньгами. Это происходит потому, не все родители владеют финансовой грамотностью в той мере, которая помогает им самим верно формировать свой семейный бюджет и свое отношение к деньгам.

Актуальность включения школы в этот процесс, на мой взгляд, очевидна: благоприятный период формирования данных понятий приходится как раз на период начальной школы. Кроме того, мы, учителя, часто являемся свидетелями нерационального расходования карманных денег: купленные булочки в буфете оказываются совсем не нужными, т.е. покупки совершаются не ради получения необходимого, а ради самой покупки, ради процесса замены монет и купюр на нечто большее по размеру. Иногда ребенок даже не верно понимает выгоды покупки: разменивая одну банкноту и получая сдачу мелочью, ребенок с восхищением хвалится одноклассникам, что денег у него теперь стало больше… Бывали случаи, когда дети «дарили» друзьям деньги, выданные родителями на какие-либо покупки и при этом не видели в этом ничего предосудительного, ведь «у мамы есть еще» или «мне завтра еще дадут». Это показывает, насколько еще не сформировано у ребенка правильное понимание денег, и не всегда родители могут справиться с этим самостоятельно. В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.

Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Что можно предпринять для решения проблемы?

 Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.

Международное содружество образовательных некоммерческих организаций «Достижения молодых» (JA Worldwide®) располагает многолетним опытом обучения основам финансовой грамотности детей и учащейся молодежи. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих государство и бизнес, банковские и финансовые организации, а также образовательные учреждения, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.

Программы «Достижения молодых» адаптированы к возрастным особенностям учащихся, предлагают различные виды образовательной деятельности и ориентированы на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков.

Примером применения образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить  программа «JA — Больше чем деньги». Программа предназначена для школьников 7-13 лет и направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. Программа устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность. Программа создана методистами  международного образовательного содружества «Достижения молодых» и успешно развивается в мировом масштабе при поддержке банка HSBC.

Добровольные консультанты, участвующие в образовательном процессе, приносят в классы, обучающиеся по программе «JA — Больше чем деньги», свой личный и профессиональный опыт управления финансами. Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности. Программа носит прикладной характер, имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для учителей и консультантов, наглядные пособия, рассчитанные на школьников в возрасте 7-13 лет, которые могут изучаться в классе и в семейном кругу. В 2008-09 учебном году российская программа «JA- Больше чем деньги» была реализована в московских школах. Доступ к ней получили 3 172 учащихся. В 2009-10 планируется расширение программы – ее будут преподавать в школах Москвы и Санкт-Петербурга.

В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?

Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?

Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость. 

Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.

В заключении хочу сказать, что вопрос формирования у обучающихся основ финансовой грамотности является на сегодняшний день особо актуальным. Век новых технологий и развития общества заставляет членов этого общества быть максимально образованными во всех направлениях. Правильное отношение людей к собственным финансам, финансам своей семьи даст возможность правильного отношения к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства в этом вопросе. И если ставить целью формирование взрослого человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, то начало этому процессу должно быть положено как можно раньше. Начальная школа может стать первой ступенью в формировании этого правильно отношения. Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то — определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!

И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки: «Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество».

Старт конкурса на лучшие статьи по финансовой грамотности в «Википедии»

Старт конкурса на лучшие статьи по финансовой грамотности в «Википедии»
26 Февраля 2020

1 марта на страницах русскоязычной «Википедии» стартует творческий конкурс, направленный на создание новых и улучшение существующих статей по тематике финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. Поскольку сегодня «Википедия» является самой популярной онлайн-энциклопедией, этот конкурс будет способствовать распространению финансовых знаний и популяризации результатов проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Конкурс открыт для участия, статьи создаются и редактируются непосредственно в русскоязычной «Википедии» и оцениваются опытными редакторами этой энциклопедии. Завершается конкурс 31 мая, и по его итогам определяются 9 призеров в трех номинациях:

  • «Лучший автор вновь созданных статей» с определением пяти призовых мест;

  • «Лучший автор доработанных статей» с определением трёх призовых мест;

  • «Неформализованный выбор» (необъявляемый заранее приз-сюрприз от членов жюри) с определением не менее одного призового места.

Базовая страница конкурса в русскоязычной «Википедии».

Положение о конкурсе.

Справка о Проекте: Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель Проекта – повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория Проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода – активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем – экономически активное население).


Назад

Статья на тему: Финансовая грамотность среди молодежи

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ.

Перфилова Л.Р. ( г. Павловский Посад, [email protected])

      Способность принимать грамотные решения, а также совершать эффективные действия  в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды характеризует человека как финансово грамотного.

      Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения  какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.   Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок, полученный по щелчку на даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

       Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Обратим свое внимание на кредитные карты. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Необходимо дать понять, что долг остается долгом, даже такое приятный на первый взгляд.

   Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Это простая математика, которая, к сожалению не всем доступна. Очень важно помочь ребенку в выборе своей будущей профессии, которая будет удовлетворять его потребности, и потребности его будущей семьи. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами. Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни

        Немаловажно  рассказать детям, o существовании денег, с помощью которых можно зарабатывать. Научить ребенка, как и куда правильно вкладывать денежные средства. Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.

         С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. В ситуации экономической неопределенности важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота-М.: Баккара-принт,  2012г-118с.

2.Окишев И. Основы финансовой грамотности – СПб.: Питер,2011г-226с.

3.Савенок В. Путь к финансовой независимости-СПб.: Питер,2011-200с.

4.Савенок В. Ваши деньги должны работать-М.:Манн,Иванов,Фербер,2013-224с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *