Начать тестирование |
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. |
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. |
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. |
Моя работа/учеба притупляет эмоции. |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. |
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. |
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. |
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. |
В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). |
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. |
Я очень переживаю за свою работу/учебу. |
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. |
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. |
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. |
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. |
Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих». |
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. |
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. |
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. |
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. |
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. |
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. |
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). |
Я потерял покой из-за работы/учебы. |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. |
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. |
Я часто работаю через силу. |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. |
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». |
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. |
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. |
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. |
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. |
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. |
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. |
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. |
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. |
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. |
Моя карьера складывается удачно. |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. |
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. |
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. |
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. |
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. |
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. |
бизки ли вы к синдрому?


Каждый человек обладает колоссальным количеством энергетических ресурсов. К сожалению, они имеют свойство заканчиваться при не экономном расходе. Такое случается, когда приходится работать буквально на износ, без выходных и отпусков, или заниматься тем, что не нравится, отчего большая часть энергии уходит как раз на то, чтобы «заставить» себя приняться за дело. Иногда случаются непредвиденные стрессовые ситуации, с которыми справиться не так-то просто поэтому, опять-таки, затрачивается намного больше сил, чем организм может себе позволить без нанесения вреда. Как следствие, разрушается здоровье, душевное равновесие, карьера и отношения. И сегодня я предлагаю Вам проверить, а не близки ли Вы к синдрому эмоционального выгорания?
Тест на эмоциональное выгорание
Лимит времени: 0
0 из 20 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Информация
Внимательно ознакомьтесь с вопросами и дайте ответ, выбрав один из предложенных вариантов, только А, В или С. Будьте искренним, и выбирайте тот, что наиболее близок Вам и Вашей жизненной истории. В конце, Вы сможете узнать интерпретацию полученных результатов теста.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
До эмоционального выгорания Вам еще очень далеко, по крайней мере, нервная система в порядке и не требует срочного восстановления. Если напряжение и удерживается в теле, то только в силу различных психотравмирующих факторов, когда психика любого человека будет требовать дополнительных ресурсов, чтобы справиться и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Чтобы Вы достигали большего успеха и максимально долго сохраняли отличное здоровье, рекомендую ознакомиться со статьёй «10 результативных методов повышения личной эффективности».
Также, я всем рекомендую посмотреть бесплатный 30-ти дневный тренинг, о том как жить с удовольствием и легко получать желаемое.
Вы стали на путь эмоционального выгорания, то есть симптом уже начал формироваться. Бить тревогу рано, но обратить внимание на сигналы своего тела стоит, только так можно предотвратить истощение и серьёзные хронические заболевания. Особенно, если Вы начали замечать, что самооценка стала стремительно снижаться, да и удовлетворённость качеством жизни пропала. Берегите себя, отдыхайте больше, а по поводу стресса, воспользуйтесь рекомендациями из статьи «10 основных методов избавления от стресса и его последствий», и тогда Вы постепенно придёте в норму.
Также, я всем рекомендую посмотреть бесплатный 30-ти дневный тренинг, о том как жить с удовольствием и легко получать желаемое.
Вы живёте с ощущением, что Вас загнали в клетку, из которой нет выхода, по крайней мере, оптимального и не разрушающего. Вы уже просыпаетесь уставшим, измотанным, и порой проявляете неадекватную эмоциональную реакцию на самые незначительные раздражители, отчего стали замечать, что теряете друзей и разрушаете близкие отношения с родными. Да и самочувствие не самое лучшее. И если Вы ещё не поняли, то находитесь в кризисном состоянии, и пора срочно предпринимать действия, чтобы сохранить здоровье и душевное равновесие. И в этом Вам помогут рекомендации из статьи «Восстановление и укрепление нервной системы и психики в домашних условиях».
Также, я всем рекомендую посмотреть бесплатный 30-ти дневный тренинг, о том как жить с удовольствием и легко получать желаемое.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 20
1. Как часто у Вас на работе возникают форс-мажорные обстоятельства, когда действовать необходимо максимально быстро?
Задание 2 из 20
2. Вам нравится то, чем Вы занимаетесь?
Задание 3 из 20
3. Как Вы думаете, Вы так же продуктивны и энергичны, как и полгода назад?
Задание 4 из 20
4. Как Вы себя ощущаете в коллективе?
Задание 5 из 20
5. Насколько ответственна Ваша работа?
Задание 6 из 20
6. Замечали ли Вы в последнее время, что стали чаще раздражаться, особенно на тех людей, которым раньше симпатизировали?
Задание 7 из 20
7. Если бы Вам предложили другую работу, Вы бы согласились?
Задание 8 из 20
8. Можно ли утверждать, что в последний месяц значительно увеличилось количество употребляемых Вами лекарственных препаратов?
Задание 9 из 20
9. Нравится ли Вам работать с людьми?
Задание 10 из 20
10. Как давно Вы ощущали прилив сил и вдохновение что-то творить, создавать?
Задание 11 из 20
11. Хватает ли у Вас времени и сил заниматься домашними делами после насыщенного трудового дня?
Задание 12 из 20
12. Приходилось ли Вам принимать успокоительное, чтобы восстановить душевное равновесие вследствие стресса на работе?
Задание 13 из 20
13. В течение рабочего дня часто ли Вы смотрите на часы, чтобы узнать, сколько времени осталось до того момента, когда Вы сможете отправиться домой?
Задание 14 из 20
14. Рассказываете ли Вы своей семье о том, как у Вас обстоят дела на работе?
Задание 15 из 20
15. Приходила ли Вам в голову мысль, что усилия, которые Вы тратите, совершенно не стоят того, что Вы получаете взамен?
Задание 16 из 20
16. Тяжело ли Вам просыпаться по утрам?
Задание 17 из 20
17. Успеваете ли Вы восстановиться после тяжелого рабочего дня по дороге домой, чтобы не скандалить с домашними на фоне стресса?
Задание 18 из 20
18. Если ли у Вас возможность выразить свою злость или несогласие руководству?
Задание 19 из 20
19. Часто ли Вы видите положительный результат своих трудов, благодаря которому вдохновляетесь на дальнейшие свершения?
Задание 20 из 20
20. Бывали случаи, что Ваше плохое настроение негативно сказывалось на работе?
Тесты для диагностики синдрома профессионального выгорания
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Стимульный материал.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.
1 | Я чувствую себя эмоционально опустошенным | 1 2 3 4 5 6 |
2 | К концу рабочего дня я чувствую себя выжатым как лимон | 1 2 3 4 5 6 |
3 | Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу | 1 2 3 4 5 6 |
4 | Я хорошо понимаю каждого моего ученика и к каждому нахожу свой подход | 1 2 3 4 5 6 |
5 | Я общаюсь со своими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума | 1 2 3 4 5 6 |
6 | Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно | 1 2 3 4 5 6 |
7 | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками | 1 2 3 4 5 6 |
8 | Я чувствую угнетенность и апатию | 1 2 3 4 5 6 |
9 | Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег | 1 2 3 4 5 6 |
10 | В последнее время я стала более отстраненной и жестокой по отношению к тем, с кем работаю | 1 2 3 4 5 6 |
11 | Как правило, ученики, их родители, администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы | 1 2 3 4 5 6 |
12 | У меня много профессиональных планов на будущее и я верю в их осуществление | 1 2 3 4 5 6 |
13 | Я испытываю эмоциональный спад на работе | 1 2 3 4 5 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше | 1 2 3 4 5 6 |
15 | Я не могу буть участливой ко всем ученикам, особенно недисциплинированным и не желающим учиться | 1 2 3 4 5 6 |
16 | Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы | 1 2 3 4 5 6 |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с учениками и коллегами | 1 2 3 4 5 6 |
18 | Я легко общаюсь с учениками и их родителями вне зависимости от их социального положения и поведения | 1 2 3 4 5 6 |
19 | Я многое успеваю сделать на работе и дома | 1 2 3 4 5 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе возможностей | 1 2 3 4 5 6 |
21 | Я многого смогу достичь в своей жизни | 1 2 3 4 5 6 |
22 | Бывает, что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей | 1 2 3 4 5 6 |
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена
1 | В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опусташенным, без ярких эмоций и чувств | 1 2 3 4 5 6 |
2 | В конце рабочего дня я чувствую себя выжатым как лимон | 1 2 3 4 5 6 |
3 | По утрам в рабочие дни у меня плохое настроение я считаю дни и часы до выходных | 1 2 3 4 5 6 |
4 | Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю | 1 2 3 4 5 6 |
5 | Меня раздражают мои подчиненные и коллеги, которые медлительны и некомпетентны | 1 2 3 4 5 6 |
6 | Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным человеком | 1 2 3 4 5 6 |
7 | При разговоре с агрессивными или конфликтными коллегами я умею договориться и избежать конфликтов | 1 2 3 4 5 6 |
8 | Я чувствую упадок сил и апатию по отношению к моей работе | 1 2 3 4 5 6 |
9 | Я умею внести «искру» в работу (заинтересовать) моих подчиненных (деловых партнеров) | 1 2 3 4 5 6 |
10 | В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) во взаимоотношениях с коллегами (подчиненными) | 1 2 3 4 5 6 |
11 | Люди, с которыми мне приходится работать не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. | 1 2 3 4 5 6 |
12 | Я работаю с удовольствием и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием и я верю в их осуществление | 1 2 3 4 5 6 |
13 | У меня много жизненных разочарований | 1 2 3 4 5 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше | 1 2 3 4 5 6 |
15 | Мне безразлично, что происходит с моими подчиненными. Я предпочитаю формальное общение с ними, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума | 1 2 3 4 5 6 |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | 1 2 3 4 5 6 |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе | 1 2 3 4 5 6 |
18 | Я легко общаюсь на работе с коллегами, подчиненными вне зависимости от их амбиций, эмоционального состояния и манеры общения | 1 2 3 4 5 6 |
19 | Я доволен моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями) | 1 2 3 4 5 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе возможностей | 1 2 3 4 5 6 |
21 | Я смогу еще много сделать в своей жизни | 1 2 3 4 5 6 |
22 | Я проявляю к подчиненным больше внимания и заботы, чем получаю от них признательности и благодарности | 1 2 3 4 5 6 |
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)
1 | В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опусташенным, без ярких эмоций и чувств | 1 2 3 4 5 6 |
2 | В конце рабочего дня я чувствую себя выжатым как лимон | 1 2 3 4 5 6 |
3 | По утрам в рабочие дни у меня плохое настроение я считаю дни и часы до выходных | 1 2 3 4 5 6 |
4 | Я хорошо чувствую интересы и состояние тех, с кем работаю и это помогает мне в переговорах | 1 2 3 4 5 6 |
5 | Меня раздражают (выводят из душевного равновесия) люди с которыми мне приходится работать | 1 2 3 4 5 6 |
6 | Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным человеком | 1 2 3 4 5 6 |
7 | Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях | 1 2 3 4 5 6 |
8 | Я чувствую упадок сил и апатию по отношению к моей работе | 1 2 3 4 5 6 |
9 | Я вношу много нового и полезного в работу нашей компании | 1 2 3 4 5 6 |
10 | В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходиться работать | 1 2 3 4 5 6 |
11 | Люди, с которыми мне приходится работать не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. | 1 2 3 4 5 6 |
12 | Я работаю с удовольствием и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием и я верю в их осуществление | 1 2 3 4 5 6 |
13 | Я чувствую все больше жизненных разочарований | 1 2 3 4 5 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше | 1 2 3 4 5 6 |
15 | В организации, где я работаю, я предпочитаю формальное общение с ними, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума | 1 2 3 4 5 6 |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | 1 2 3 4 5 6 |
17 | Я легко провожу торговые переговоры и успешен в них | 1 2 3 4 5 6 |
18 | Я легко общаюсь с людьми вне зависимости от их статуса, возраста и характера | 1 2 3 4 5 6 |
19 | Я доволен моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями) | 1 2 3 4 5 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе возможностей | 1 2 3 4 5 6 |
21 | Я смогу еще много сделать в своей жизни | 1 2 3 4 5 6 |
22 | Люди с которыми я работаю перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей | 1 2 3 4 5 6 |
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли
1 | В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным, без ярких эмоций и чувств | 1 2 3 4 5 6 |
2 | К концу рабочего дня я чувствую усталость и полное изнеможение | 1 2 3 4 5 6 |
3 | Когда я прихожу на работу у меня портиться настроение, я считаю часы и минуты до окончания рабочего дня | 1 2 3 4 5 6 |
4 | Я хорошо понимаю покупателей и всегда могу заинтересовать их ассортиментом товаров отдела в котором работаю | 1 2 3 4 5 6 |
5 | Меня раздражают многие покупатели | 1 2 3 4 5 6 |
6 | Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным человеком | 1 2 3 4 5 6 |
7 | Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях | 1 2 3 4 5 6 |
8 | Я чувствую упадок сил и потерю интереса к моей работе | 1 2 3 4 5 6 |
9 | Я могу повлиять на выбор товаров покупателями и на их решение приобрести наши товары | 1 2 3 4 5 6 |
10 | В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходиться работать | 1 2 3 4 5 6 |
11 | Люди, с которыми мне приходится работать не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. | 1 2 3 4 5 6 |
12 | Я работаю с удовольствием и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием и я верю в их осуществление | 1 2 3 4 5 6 |
13 | Я чувствую все больше жизненных разочарований | 1 2 3 4 5 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше | 1 2 3 4 5 6 |
15 | Меня раздражают покупатели, которым приходится слишком много объяснять или показывать. Я предпочитаю свести общение с ними до минимума | 1 2 3 4 5 6 |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | 1 2 3 4 5 6 |
17 | Я легко нахожу общи язык со всеми покупателями | 1 2 3 4 5 6 |
18 | Мне нравится моя работа | 1 2 3 4 5 6 |
19 | Я доволен моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями) | 1 2 3 4 5 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе возможностей | 1 2 3 4 5 6 |
21 | Я смогу еще многого достичь в своей жизни | 1 2 3 4 5 6 |
22 | Я часто выполняю не свои обязанности, не получая ничего | 1 2 3 4 5 6 |
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)
1 | Я чувствую себя эмоционально опустошенным, без ярких эмоций и чувств | 1 2 3 4 5 6 |
2 | В конце рабочего дня я чувствую себя выжатым как лимон | 1 2 3 4 5 6 |
3 | По утрам в рабочие дни у меня плохое настроение я считаю дни и часы до выходных | 1 2 3 4 5 6 |
4 | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и использую это для более успешного лечения | 1 2 3 4 5 6 |
5 | Я общаюсь с моими пациентами только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение к минимуму | 1 2 3 4 5 6 |
6 | Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным человеком | 1 2 3 4 5 6 |
7 | Я умею находить правильные решения в трудных ситуациях с больными и коллегами | 1 2 3 4 5 6 |
8 | Я чувствую неудовлетворенность и потерю интереса к моей работе | 1 2 3 4 5 6 |
9 | Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение пациентов | 1 2 3 4 5 6 |
10 | В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходиться работать | 1 2 3 4 5 6 |
11 | Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня, они скорее утомляют меня, чем радуют | 1 2 3 4 5 6 |
12 | Я работаю с удовольствием и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием и я верю в их осуществление | 1 2 3 4 5 6 |
13 | Я испытваю все больше жизненных разочарований | 1 2 3 4 5 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше | 1 2 3 4 5 6 |
15 | Я стараюсь эмоционально не реагировать на «трудных» пациентов | 1 2 3 4 5 6 |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | 1 2 3 4 5 6 |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и моими пациентами | 1 2 3 4 5 6 |
18 | Я легко общаюсь с пациентами и их родственниками вне зависимости от их социального статуса и характера | 1 2 3 4 5 6 |
19 | Я многое успеваю сделать за день | 1 2 3 4 5 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе возможностей | 1 2 3 4 5 6 |
21 | Я многого смогу достичь в своей жизни | 1 2 3 4 5 6 |
22 | Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности | 1 2 3 4 5 6 |
ПЕРЕЙТИ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
Методика содержит три шкалы:
1) «Эмоциональное истощение» — отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
2) «Деперсонализация» — показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).
3) «Редукция личных достижений» — эта шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.
Текст опросника профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
(ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)
Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.
№ | Утверждения
| Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
1 | Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой). | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на) идти на работу. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и коллеги, и использую это для более успешного лечения. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | Я общаюсь с моими пациентами только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общение с ними до минимума. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой). | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | Я чувствую угнетенность и апатию. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов). | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б |
10 | В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12 | У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13 | Я испытываю все больше жизненных разочарований. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18 | Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера.. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 | Я много успеваю сделать за день. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе своих возможностей. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | Я многого еще смогу достичь в своей жизни. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22 | Больные, как правило, — неблагодарные люди. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ключи к психодиагностической методике выявления уровня профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого
выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Нормативные значения тесты профессионального выгорания
Компонент | Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
«Психоэмоциональное истощение» | 0 -10 | 11 — 20 | 21 — 30 | 31 — 40 | 41 — 54 |
«Деперсонализация» (личностное отдаление) | 0 — 5 | 6 — 11 | 12 — 17 | 18 — 23 | 24 – 30 |
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) | 39 – 48
0 — 8 | 29 – 38
9 — 18 |
19 – 28
| 9 – 18
29 — 38 | 0 – 8
39 — 48 |
Психическое выгорание
|
0 — 23 |
24 — 49 |
50 — 75 |
76 — 101 |
102 — 132 |
Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).
Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Пример анализа данных по методике диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
На рис. 2 приведено распределение врачей-стоматологов и медсестер по уровню деперсонализации.
Анализ данных, отраженных на рис. 2, показывает, что более половины врачей-стоматологов имеет средний уровень деперсонализации (56%), треть (33%) — средний и 11% врачей показывают низкий уровень деперсонализации. В группе медсестер подавляющее большинство испытуемых имеют средний уровень деперсонализации и лишь 11% показывают низкие показатели деперсонализации в связи с профессиональной деятельностью.
Таким образом, распределение врачей стоматологов по уровню эмоционального истощения в связи с профессиональной деятельностью смещено в область высоких показателей, а медсестер – близко к нормальному.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Опросник выгорания Маслач — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Описание методики
Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) — тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Теоретические основы
В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.
Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида — находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе — Опросник выгорания Маслач.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
- «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
- «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
- «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, — снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Процедура проведения
Инструкция
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Интерпретация
Подсчёт значений шкал
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
- 0 баллов — «Никогда»;
- 1 балл — «Очень редко»;
- 2 балла — «Редко»
- 3 балла — «Иногда»;
- 4 балла — «Часто»;
- 5 баллов — «Очень часто»;
- 6 баллов — «Каждый день».
Шкала | Пункты в прямых значениях | Пункты в обратных значениях | Максимальная сумма баллов |
---|---|---|---|
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 | 6 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 | |
Редукция профессионализма | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
Оценка уровней выгорания
Субшкала | Низкий уровень L | Средний уровень M | Высокий уровень H |
---|---|---|---|
Эмоциональное истощение (среднее — 19,73) | 0-15 | 16-24 | 25 и больше |
Деперсонализация (среднее — 7,78) | 0-5 | 6-10 | 11 и больше |
Редукция профессионализма (среднее — 32,93) | 37 и больше | 31-36 | 30 и меньше |
Подсчёт интегрального индекса выгорания
В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI. Получение системного показателя позволяет дать более точную оценку распространенности синдрома перегорания.
При этом нулевой точкой, «началом координат» считается точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем трём шкалам — 0 баллов. Для того, чтобы данная математическая модель была валидной, необходимо отсутствие значимых корреляций между шкалами, что было подтверждено исследованиями в лаборатории клинической психологии в НИПНИ им. Бехтерева. Кроме того, считается, что каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание», но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу делением на максимальное количество баллов.
Вычисление производится по следующей формуле:
[math]\rho = \sqrt{\frac{(EE_x/54)^2 + (DP_x/30)^2 + (1-PA_x/48)^2}{3}}[/math], где:
- [math]EE_x[/math] — значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение».
- [math]54[/math] — максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение».
- [math]DP_x[/math] — значение респондента по шкале «Деперсонализация».
- [math]30[/math] — максимальное значение по шкале «Деперсонализация».
- [math]PA_x[/math] — значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений».
- [math]48[/math] — максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений».
Итоговое значение может быть от [math]0[/math] (нет выгорания) до [math]1[/math] (максимально выраженное выгорание).
Практическая значимость
Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора
Результаты экспериментальных исследований
Оценка индекса синдрома перегорания была проведена у специалистов, оказывающих помощь пациентам с хроническими, малокурабельными формами заболеваний: врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях г.Санкт-Петербурга, а также врачей-онкологов, работающих в НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова. Всего было обследовано 98 психиатров, (средний возраст 40,4±1,2 лет, средний стаж 12,84±1,16 лет), 25 медицинских сестер (средний возраст 46,7±2,0 лет, средний стаж – 19,56±2,26 лет) и 39 онкологов, (средний возраст 39,3±1,9 лет и средний стаж – 12,34±1,78 лет).
По данным корреляционного анализа между показателями по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» статистически достоверных связей обнаружено не было. В ходе исследования было установлено, что врачи-психиатры в наименьшей степени (ИСП=0,69±0,01), а медицинские сестры в наибольшей степени (ИСП=0,99±0,03) отличаются от идеальных показателей, свидетельствующих об отсутствии синдрома перегорания. У врачей-онкологов ИСП составил 0,71±0,03, которые, таким образом, заняли промежуточное положение между психиатрами и медицинскими сестрами. Установлено наличие достоверной разницы между показателями ИСП психиатров и медицинских сестер (p<0,01), а также между онкологами и медицинскими сестрами (p<0,01). Между показателями ИСП психиатров и онкологов достоверного различия обнаружено не было.
Стимульный материал
Бланк методики (общий вариант)
Бланк методики (вариант для инженерно-технических работников)
Бланк методики (вариант для коммерческого персонала)
Бланк методики (вариант для продавцов)
Бланк методики (вариант для сотрудников правоохранительных органов)
Бланк методики (вариант для медицинских работников)
Бланк ответов
См. также
Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко
Методика «Уровень социальной фрустрированности»
Литература
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 360-362
- Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
- Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.
Тест Маслач эмоциональное выгорание
Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел
Жан Жорес
«Чувствую себя как выжитый лимон», «на работу ноги не идут», «утром просыпаюсь уже уставшим», «от осознания, что завтра снова на работу становится физически плохо», «дожить бы до выходных (отпуска, пенсии)». Все эти высказывания говорят о профессиональном выгорании.
К ключевым признакам профессионального выгорания относятся
1. Истощение: физическое и эмоциональное. Если человек сам себе не позволяет отдохнуть – умный организм это сделает за него. Типичные примеры: простудные заболевания с высокой температурой, неприятные проблемы с пищеварением, ежедневные головные боли, защемление нерва. А у любителей «заесть» стресс – еще и ожирение. Из-за перенапряжения человек не может заснуть, не смотря на высокую усталость. Или «вырубается» с вечера, а потом просыпается ночью. И закономерно утром чувствует усталость и опустошенность.
2. Деперсонализация. У человека складывается ощущение, что кругом одни неадекваты. И он готов занять себя чем угодно, лишь бы поменьше взаимодействовать с подчиненным, клиентам, пациентам, ученикам.
3. Снижение эффективности в работе, а, следовательно, и самооценки себя как профессионала. После окончания рабочего дня сотрудник остается на рабочем месте доделывать то, что не успел. Усилий приложено много – а результат не высокий. Досуг – домашние дела и просмотр зомбоящика. Сил на спорт, природу, отдых с друзьями нет. Становится безразлично то, что радовало и мотивировало на подвиги.
Профессиональному выгоранию в большей мере подвержены
1. Люди, чья профессия относится к типу «человек-человек».
2. Мягкие, увлекаемые люди, умеющие сочувствовать и понимать эмоциональное состояние собеседника, имеющие внешний локус контроля, с заниженной самооценкой, интроверты.
3. Люди, в ситуации ролевого конфликта. Например, человек работает в продажах, одновременно считая, что это работа временная, пока не удастся найти что-то более подходящее. Или, ожидания руководителя от сотрудника сильно отличаются от ожиданий клиентов.
4. Трудоголики и перфекционисты. Влияние отдыха на производительность труда изучена давным-давно. Если сегодня Вы не пойдете на обед и задержитесь после работы – действительно, тогда отчёт можно будет успеть доделать. Но если в таком режиме проработать несколько дней (а некоторые умудряются и несколько лет), то результативность труда будет все ниже и ниже и ниже. И парадокс в том, что человек не понимает, что для результата нужно просто вовремя отдыхать. Напротив, он видит снижение показателей, чувствует свою вину, и пытается загладить ее еще больше погружаясь в работу.
5. Лица, переживающие кризис середины жизни.
6. Лица, испытывающие хронический стресс.
Профессиональное выгорание как преодолеть советы психолога
1. Разрешите себе выспаться и высыпаться регулярно. Смените обстановку, взяв отпуск или организовав «каникулы» в длинные выходные (новогодние, майские на 8 марта, 12 июня, 4 ноября).
2. Правильное питание, витамины, спорт.
3. В начальной стадии выгорания: овладейте новыми навыками, сходив на профессиональный тренинг; попробуйте себя в близком функционале, поучаствуйте в новом проекте.
4. Грамотное планирование времени – эффективный способ профилактики выгорания.
5. Обдумайте вариант смены работы, при отсутствии перспектив на этой и стаже в данной организации от 2 лет.
6. Проанализируйте – первый ли раз Вы попали в такую ситуацию? Или такое было и раньше? Когда после ВУЗа Вы с горящими глазами устроились на первую работу, работали на результат, вдохновляли своим примером. А потом как отрезало. Уволились в никуда. Отдохнули. И затем нашли новую работу мечты? И дальше по шаблону? Если действительно находитесь в замкнутом круге – сходите на консультацию к профессионалу, подберите подходящую тренинговую программу.
Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний:
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным
- После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
- Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
- Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела
- Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним
- После работы мне на некоторое время хочется уединиться
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами
- Я чувствую угнетенность и апатию
- Я уверена, что моя работа нужна людям
- В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю
- Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
- Моя работа все больше меня разочаровывает
- Мне кажется, что я слишком много работаю
- Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
- Во время работы я чувствую приятное оживление
- Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
- Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе
- На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам
- В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблицах 1 и 2. Таблица 1
Уровни «выгорания»
Шкалы профессионального выгорания | Баллы | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Эмоциональное истощение | 0 — 16 | 17 — 26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0 — 6 | 7 — 12 | 13 и больше |
Редукция личных достижений | 39 и больше | 38 — 32 | 31 и меньше |
Средние значения по субшкалам для четырех профессиональных групп
Группы | Возраст | Стаж | Субшкалы | ||
Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений | |||
Менеджеры | 32 | 3 | 21,1 | 10,7 | 31,5 |
«Чиновники» | 43 | 7 | 17,0 | 7,6 | 32,5 |
Медицинские сестры | 30 | 10 | 22,4 | 10,2 | 30,0 |
Врачи-терапевты | 45 | 18 | 15,2 | 6,0 | 33,0 |
Источник:
|