Технология кейс стади – Статья на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Краткий экскурс в историю кейс-стади

Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //

Директор школы. — №4, 2010. – с. 61 – 69.

КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию учащихся, учителя и учащихся в процессе обучения. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую профессиональную деятельность. Среди наиболее значимых для современной школы является Кейс-метод.

Кейс-стади (casestady) как педагогическая технология

Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» — случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Даннная педтехнология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по горизонтали», дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со-товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика компетентностное обучение.

Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Технология кейс-стади в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета — 30%, а в знаменитом Уортоне — 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее — Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.

В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Новые задачи социально-экономичсеской рыночной ситуации «подняли на щит» компетентностный подход, оценку специалиста, обладающего умениями реализовать теоретические знания в условиях риска, неопределенности решений, взятия ответственности, анлиза многоуровневых причинно-следственных связей. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов.

Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования. Так автор этих строк глубоко благодарен коллегам из Томска за обучение в системе вузовского повышения квалификации на основе материалов исследовательских кейсов профессора Г.Н. Прозументовой «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади».

Кейс-стади в вузовском и школьном образовании

В условиях школьного обучения возможны следующие варианты использования кейс-стади. При организации открытой дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика; он может и завершить дискуссию анализом найденного учениками решения.

В ходе группового опроса учащиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

В последнее время кейс-технологию используется при проверке результатов обучения. Учащиеся получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы.

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень. Ситуация желательно должна быть представлена в динамике изменения (было-есть-будет). Однако объективные или субъективные причины (комплекс факторов) влияют на ситуацию в ее неопределенности. Отсюда, необходимо на основе анализа найти адекватные ситуативные решения, если это связано с управленческим решением в бизнесе (на занятиях по экономике). Если это кейс с правовой ситуацией, то проанализировав преступление и все прямые или косвенные данные и обстоятельства, принять верное юридическое решение. Если ситуация связана с той или иной учебной дисциплиной, то полная информационная картина события или проблемной ситуации должна дать толчок к превращению школьных знаний действие в постшкольной профессиональной области.

Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделению отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. Отработка умений системного, корреляционного, факторного, статистического и другие виды анализа позволяет выйти на собственные выводы и решения из проблемной ситуации.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

При подготовке к уроку, учитель исходит из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания по Б.С. Блуму, то напомним, следующие: знание-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

На уровне формирования знаний и понимания основная работа идет на основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с информацией и пр. Однако и здесь мы можем применить информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.

На этапе применения возможны множественные варианты описания реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных ситуаций, в которых необходимо на основе раннее полученных знаний решить конкретную проблему.

Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных ситуаций могут быть экологические, природно-климатические, социально-экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы. При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы биографического, историко-событийного, социологического, политологического характера. В качестве примера мы предлагаем вариант изучения социально-политической истории середины и второй половины XVI века на основе кейса «Иван IV Грозный». Технология работы предполагает анализ, обсуждение по предложенным вопросам и выводы учащихся. Кейс представлен в виде набора документальных источников, характеризующих динамику религиозно-ментальных и политических взглядов Ивана IV.

Освоение учеником компетентностй высшего уровня целеполагания полностью согласовано с логикой аналитической работы над сложными кейсами в оценивании построения как текста, так и самой ситуации, выявления причинно-следственных связей, вариантов решения проблемы, адекватных выводов. Ученик здесь дает оценку итогу собственного исследования и решений коллег и оппонентов на основе разработанных оценочных критериев. Важное место занимают учебные кейсы с выраженными воспитательными задачами с анализом нравственно-этических, морально-правовых, общественно-политических и иных ситуаций. Обсуждение, анализ и нахождение путей и способов решения проблем важно для включения ученика в активную позицию соучастника общественной жизни страны в период учебы.

Таким образом, кейс-технология не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.

Технология «Кейс-стади» как современная образовательная технология — Информио

Современные тенденции общественного развития, с каждым днем ускоряются и совершенствуются. Современный федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию системно — деятельностного подхода, который конкретизирует цели образования. Современный ФГОС ориентируется не только на предметные, но на межпредметные и личностные результаты. Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других вышеперечисленных требований, возможна с помощью  образовательной технологии кейс-стади. Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – это современная образовательная технология, в которой используется описание жизненных ситуаций, общественного резонанса, при котором учащиеся должны проанализировать ситуацию и предложить ряд решений.

Изучаемые в школьном курсе кейсы, основываются на реальных жизненных ситуациях или же максимально приближенны к ним. Данный метод относится к интерактивным методам проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).  В образовании, метод кейс-стади, получил развитие в начале двадцатых годов прошлого столетия. Эту технологию активно применяли при изучении экономических дисциплин. В России данная технология получила свое  распространение в середине 70-х годов двадцатого века. Изначально, еще в СССР, кейс-стади использовался на экономических специальностях в учебных заведениях. Основной пик развития кейс-стади пришёлся на начало 2000-х годов, сегодня этот метод активно применяется как в высших учебных заведениях, так и в школах. В школьной системе образования, кейс-стади используется в основном на изучении правовых и экономических дисциплин, но также имеет свое распространение и на другие дисциплины.  Технология кейс-стади развивает у учащихся такие навыки как умение отличать данные от информации, классифицировать и структурировать имеющуюся информацию. Также кейс-стади помогает учащимся определить легитимную информацию от нелегитимной. Важно, что при нахождении альтернативных решений учащиеся развивают творческие и аналитические навыки.  Учатся использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. Метод кейс-стади имеет широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы – учебные результаты (в терминологии ФГОС — предметные и межпредметные) как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты (другими словами — личностные результаты) как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Стоит понимать, что для формирования хорошего кейса, необходима такая тема, которая вызывает интерес у учащихся. Для хорошего и эффективного кейса учителю необходимо рассматривать проблемы, которые будут понятны учащимся. Ученики, в первую очередь, должны понимать, что предложенный кейс возможен в жизни. Для того чтобы учащиеся понимали как необходимо действовать, какие пути решения искать из той или иной ситуации. Технология кейс-стади имеет ряд отличий от других образовательных технологий. Эта технология стимулирует поисковую активность учащихся, помогает анализировать и сравнивать различные решения к той или иной проблеме. Результатом применения кейс-стади  являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться учащимся в будущем. В отличие от пассивных методов обучения, технология кейс-стади позволяет установить эмоциональное общение не только учителя с учеником, но и учениками между собой. Не стоит забывать, что кейс-стади является достаточно сложной технологией в обучении, в отличие от технологии синквейна, он не является универсальной. Несмотря на сложность внедрения этой технологии в процесс обучения, созданию многочисленных кейсов, данная технология  эффективно способствует достижению тех образовательных целей, которыми должен овладеть учащийся по итогам окончания обучения. Несомненным достоинством кейс-стади  является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок. После ознакомление с текстом кейса учитель организует работу обсуждения кейса, эта работа может быть в небольших группах или же в индивидуальной форме. Любой кейс предполагает дискуссию, так как фабула кейса всегда должна быть неоднозначной, из которой должен вытекать ряд вопросов, на которые учащимся необходимо найти ответ. При составлении учителем текстов кейса, основным требованием будет являться наличие исследовательской задачи, решение которой требует интегрированных знаний из разных учебных предметов. Еще одним из требований к кейсу относится значимость предполагаемых результатов.

Следует понимать, что самостоятельность в реализации решении кейсов учащимися также важна и является одним из основных требований. Кейс, как правило, может быть как индивидуальный, так парный или групповой. Технологию кейса можно реализовывать в качестве закрепления или проверки изученной информации, а также как индивидуальную творческую  в качестве домашнего задания.

Подводя итоги, следует отметить, что технологию кейс-стади можно применять регулярно практически по любой теме изучения основ семейного права в школе. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса. Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

 

Список использованной литературы.

1.Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. М.– 2010. — №4.

2.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: сб. науч. тр. –М., 2002. –186 с.

3.Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. –М.: Аркти, 2009. – 130 с.

4.А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов Методика преподавания права// уч.пособие, Оренбург, 2014 г. — 288 с.

5.Долгоруков А.М Сase-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. –М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – 128 с

 

Оригинал работы:

Технология «Кейс-стади» как современная образовательная технология

Статья на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

        

                                                                        Бублий С.Н.

_____________________________
преподаватель экономических дисциплин

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.

 Юрий Сурмин

В наши дни показателем профессиональной подготовки специалиста в области экономики является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность.

    Модернизация российского образования  требует поиска новых эффективных        форм и методов обучения.      Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

Одним из эффективных методов активного обучения является кейсовый метод.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов) [1] .

Цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию — case, возникшую при конкретном положение дел, и выработать практическое решение. Для того чтобы учебный процесс на основе case — технологии был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения бизнес-наукам. К преимуществам метода case-study можно отнести:

— получение навыков работы в команде;

— выработка навыков простейших обобщений;

— получение навыков презентации;

— получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

     Вышеперечисленные преимущества необходимы для реализации управленческой деятельности.

Кейс  не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в  описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не  имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение предприятия за какой либо промежуток времени. Материалом для составления кейсов служат информация периодической печати, данные работы представителей регионального бизнеса, конкретные процессы реально существующего положения дел в Российском бизнесе на основе информации в Интернете и другие источники. Очень разнообразный интересный и конкретный материал для создания кейсов может быть собран в процессе прохождения производственной, преддипломной практик.

Кейс-метод следует рассматривать как шестиэтапную, максимально организованную самостоятельную работу студентов:        

1. Деление группы студентов на подгруппы по 4-5 чел.

2. Этап формирования подгруппы:

         2.1 координатор процесса реализации задания;

         2.2 помощник координатора;

         2.3 эксперт;

        2.4 докладчик, объявляющий полученные результаты и обосновывающий их перед аудиторией.

Координатор зачитывает поставленную цель и задание подгруппе.

3. Этап молчаливого генерирования (10-15 минут). Членам подгруппы  предлагают дать ответы на поставленную задачу;

4. Этап уяснения идей. Координатор систематизирует все предлагаемые  членами подгруппы ответы, добивается правильного понимания проблем всеми участниками;

5. Выступление докладчика с анализом проделанной работы представлении полученных результатов;

6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах.

Рассмотрим методику использования кейс-технологии при изучении дисциплины  «Менеджмент».  В курсе «Менеджмент» при подготовке бухгалтеров тема: «Принятие управленческих решений»  всегда вызывает определенные сложности при ее усвоении обучающимися, так как имеет большой объем достаточно сложного для восприятия учебного материала, который надо усвоить в течение четырех академических часов. Читать и запоминать методы и этапы принятия управленческих решений «всегда трудно». И в этой ситуации незаменим кейс-метод. Вот как я это делаю.

После предварительного изучения выше названной темы и выполнения тестовых заданий я подвожу  обучающихся к выводу, что данный учебный материал требует практического закрепления. Поэтому на следующий урок будет работа с материалами кейса. Даются необходимые пояснения.

Целями урока темы «Принятие управленческих решений» являются:

  1. Ознакомиться с содержанием производственной ситуации;
  2. Изучить характеристики кандидатов на должность менеджера среднего звена;
  3. Принять решение относительно кандидата на должность начальника строительного участка;
  4. Заполнить листы рабочей тетради (таблица, вывод по работе).

План урока:

1. Организационный момент. Урок начинается с его организационной части «этапа введения в кейс». Я  раздаю группам информационные материалы кейса.

На столах обучающихся имеются:

  1. Учебная ситуация «Вот ситуация…»;

2. Приложение — Таблица  «Характеристика кандидатов»

3.  Задания.

4. Режим работы с кейсом – необходим для определения времени на различные этапы работы с кейсом;

5. Критерии оценки работы (имея табличку, где определены критерии оценки их работы, обучающиеся стремятся следовать им в своих ответах, говорить по существу, активно работать, придерживаясь этики ведения дискуссии).  

Я  объявляю тему, цели и задачи урока, его ход, далее предлагаю открыть кейс с материалами для анализа ситуации. Изучить в группе ситуацию, индивидуальные характеристики каждого из кандидатов, ответить на вопросы и принять окончательное решение в группе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы достоинства и недостатки каждого из кандидатов на должность начальника?
  2. Кто из кандидатов, по вашему мнению, больше остальных подходит на должность начальника участка? Обоснуйте выбор.
  3. На что вы обращали особое внимание при оценке кандидатов? Почему?
  4. Какие недостатки в работе кадровой службы, на основе собранных ею данных о кандидатах, вы можете назвать? Как можно устранить эти недостатки?
  5. Можете ли вы спрогнозировать деятельность выбранного вами кандидата в должности начальника участка? Какова она?
  6. Какие качества своего кандидата вы считаете наиболее важными?

2. Работа обучающихся в  микрогруппах — обсуждение кейс-стади в группе. Обучающиеся приступают к работе в малых группах. Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада. Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники работают с дополнительной информацией, выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

Каждая малая группа выбирает своего выступающего, но иногда в случае необходимости такого выступающего я назначаю его сама.

Затем начинается презентация или представление результатов анализа кейса. От  каждой группы свое решение ситуации представляет главный выступающий. Ему помогают другие члены группы.

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Ответить на вопрос может и любой член группы, я лишь направляю дискуссию.

Все варианты решения, предложенные группами, фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

3. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя 

На занятии каждый студент или подгруппа студентов, представляет свою точку зрения. Я координирую ход обсуждения, направляя его, по необходимости, на решение поставленной учебной цели. Действую корректно, мягко, не навязывая своих подходов. По окончании обсуждения ситуации проводится голосование «Чье решение было самым удачным?» (для ответа на этот вопрос группы пользуются критериями оценки работы команд). Здесь моя задача  — провести анализ стратегий поиска решений, сравнить предложенные решения.

Преимущество — работают все, нет равнодушных и пассивных. В конце обсуждения слушатели задают вопросы, предлагают свои комментарии к представленному материалу, я  даю  оценку каждому выступающему, нахожу возможность похвалить обучающихся за активность, плодотворную работу, даже если решение было выбрано неправильно.

Критериями оценки работы обучающихся  при работе с кейсом являются:

— Краткость и четкость  изложения проблемы

— Профессиональность, грамотность решения проблемы

— Новизна и неординарность решения проблемы

-Грамотная речь

-Качество ответов на дополнительные вопросы

-Доказательная база

— Краткость и четкость презентации результатов кейса

-Качество графической части оформления решения проблемы

-Активность работы всех членов группы

— Этика ведения дискуссии

— Существенные дополнения к выступлению

— Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

— Участие в обсуждении проблемы

Урок я завершаю рефлексией. Каждому участнику группы предлагаю  ответить на вопросы:

-Какие знания по теме управленческие решения вы закрепили?

-Помог ли сегодняшнее занятие вам лучше разобраться в отдельных вопросах темы? В каких?

-Что вам понравилось и непонравилось?

-Какие рекомендации вы бы дали преподавателю? Другим участникам урока?

Такая форма проведения учебного занятия формирует самостоятельность, ответственность, вдумчивость, так как  обучающиеся понимают, что им после изучения темы предстоит самостоятельно решить проблему и получить оценку за результат своего труда.

Подводя итог, хочется напомнить поговорку наших предков «Под лежачий камень вода не течет», которая настойчиво подталкивает нас к мысли о самосовершенствовании, и в профессиональной сфере тоже. Только всесторонне развитый, тактичный и мудрый преподаватель сможет заинтересовать наше «компьютерное» юношество, живущее иногда больше в пучинах Интернета, чем в реальной жизни.

Успехов нам, коллеги!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. М.: 2009.
  2. Обучение менеджменту (конкретные ситуации). Сост. Ширяева И.В., Разина Е.М. — М.: Школа бизнеса МГУ, 2005.
  3. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления // Менеджмент, 2005, № 1, с.8 — 11 Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методическое рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н.,Олегов Ю.Г, Фоламьев А.Н.,- М: Изд-во РАГС, 1997г./
  4. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации. Кн. 1,2 -М: ГУУ, 2008г.
  5. Мескон  М. Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. – М.:Дело,  1994.

6.  Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления / Пер. с англ. К.    Савельева. – М.: Агентство «ФАИР», 2007.

7. Веснин В. Р. Основы менеджмента. 2-е изд., доп. и испр., — М.: ООО «Т.Д.  «Элит-2000»», 2002.

8. Драчева Е. Л. Менеджмент: Учеб.пособие для студ.учреждений  сред.проф.образования/ Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – 3-е изд., стер.-М.:  Издательский центр «Академия», 2003.

Приложение 1

Листы рабочей тетради по дисциплине «Менеджмент»

Практическая работа

Тема: «Принятие решений в области подбора кадров на должность

менеджера среднего звена»

Цель: Приобретение навыков принятия управленческих решений в области подбора кадров

1. Для успешного выполнения практической работы необходимо закрепить теоретический материал по теме «Принятие управленческих решений».

Запишите следующие определения:

Управленческое решение – это ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы принятия управленческого решения:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Какие рекомендации по принятию эффективного решения вы можете дать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие методы принятия управленческого решения вы знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Работа в группе.

Цель: принять решение относительно кандидата на должность начальника строительного участка.

Инструкция:  Откройте кейс с материалами для анализа ситуации. Изучите в группе ситуацию, индивидуальные характеристики каждого из кандидатов, ответьте на вопросы и примите окончательное решение в группе.

Заполните таблицу, опираясь на работу своей группы и собственное мнение

Групповое решение

Индивидуальное решение

На должность начальника строительного участка выбран кандидат

Выбирая кандидата мы/я прежде всего думали/-л о таких его качествах, как…

Я полностью согласен с мнением группы, потому что..

Мое решение более правильное, потому что…

Группа соглашалась / не соглашалась  с моими аргументами, потому что …

Мое решение группа приняла / не приняла, потому что…

Сформулируйте вывод по практической работе:

(достигнута ли цель, научились ли принимать решения, легко ли принимать решения?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за работу на уроке!

Приложение 2

Кейс

Принятие решений в области подбора кадров на должность менеджера среднего звена

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТАЦИИ:

   В строительной фирме через месяц должен выйти на пенсию начальник строительного участка Иванов А. А.

   В последние два года участок работал неровно: производственный план то выполнялся, то не выполнялся; производственный процесс шел со сбоями, наблюдалась значительная текучесть кадров, низкие заработки рабочих.

   У директора фирмы об Иванове А. А. сложилось такое мнение: «Болеет за дело, сутки проводит на участке, пытается обеспечить выполнение плана всеми правдами и неправдами. Однако не может организовать ритмичную работу, не видит возможности для повышения уровня организованности на участке, наведения порядка, дисциплины».

   Иванов А. А. после оформления пенсии хочет остаться работать в фирме, но не в должности начальника участка, а, например, в производственном отделе аппарата управления фирмой.

   Директор фирмы поручил начальнику отдела кадров подыскать кандидатуру на должность начальника участка.

   В установленный срок начальник отдела кадров предоставил список кандидатов из четырех человек:

— мастер этого же строительного участка Петров В. В., работает в этой должности пять лет;

— мастер соседнего строительного участка Сидоров В. В.;

— главный инженер другого строительного предприятия Семенов Г. Г., который желает перейти в эту фирму;

— начальник отдела, главный технолог Егорова Д. Д., которая изъявила желание перейти из аппарата управления непосредственно в производственную структуру фирмы.

ХАРАКТЕРИСТИКА КАНДИДАТОВ:

ПЕТРОВ ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ – 39 лет, мастер строительного участка, образование среднее специальное.

В фирме работает 15 лет.

   Пять лет трудился на участке рабочим, затем бригадиром и пять лет назад был назначен мастером на этом же строительном участке. Очень активен в производственных вопросах. Хорошо «выбивает» необходимые материалы, хотя не всегда ему удается добиться, чтобы эти материалы поступили на участок вовремя.

   Умеет найти общий язык с рабочими в сложных ситуациях. Рабочие называют его «уговорителем». Всегда подсказывает начальнику участка, когда нужно сходить в плановый отдел фирмы и «передвинуть» сроки работы. Отлично знает каждого работника, его нужды и семейное положение.

   Противник забастовочных движений, считает, что они не принесут положительных результатов в решении производственных и житейских вопросов для рабочих. Считает, что несмотря ни на что, единственный выход в складывающихся сложных ситуациях – производственный труд на своем рабочем месте.

СИДОРОВ ВАСИЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ  — возраст 45 лет, мастер соседнего строительного участка фирмы. Имеет высшее образование – строитель, по профилю, соответствующему его должности и профессии.

   В фирме работает 10 лет.

   Пришел на должность мастера строительного участка из другой аналогичной организации и с его помощью участок (находившийся некогда в плачевном состоянии – невыполнение планов, низкие зарплаты и т.п.) достиг высоких результатов, а рабочие повысили свой материальный уровень.

   Отличается инициативностью, предпринимательской жилкой, умеет поддержать полезное начинание, предложенное рабочими. Считает, что ряд организационных мероприятий позволит улучшить работу участка. Неоднократно высказывался по этому поводу в управлении фирмой, однако, руководство его соображения отклоняло, считая, что они не принесут желаемого результата, не пытаясь вникнуть в суть предложений.

   Постоянно занимается с рабочими участка с целью повышения их профессионального мастерства. Умеет ценить хороших работников, поощряя их материально и своим особым вниманием. Умеет регулировать производственный конфликты, возникающие на участке. На руководимых им объектах поддерживается высокий уровень трудовой дисциплины.

   Рабочие считают, что Сидоров В. В. как руководитель недостаточно принципиально подходит к решению проблем организации труда и отстаиванию интересов рабочих перед администрацией. Вместе с тем, руководимые им рабочие в целом уважают его, советуются с ним не только по производственным, но и бытовым, семейным, общественным делам.

   Здоровье имеет хорошее, не курит. Однако, считает, что из-за неорганизованной работы на стройке времени на укрепление здоровья практически нет.

СЕМЕНОВ ГРИГОРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ – возраст 35 лет, главный инженер малого строительного предприятия «Ресурс». Имеет желание (в силу различных причин) перейти работать в данную строительную фирму. Образование высшее, инженер-строитель, профиль специальности иной, нежели тот, который требуется на строительном участке данной фирмы.

   Имеет опыт работы в планово-финансовом отделе, отделе труда  и заработной платы и отделе снабжения строительных организаций. Постоянно не удовлетворен своей работой, считает, что еще не нашел такого места, где может раскрыться его творческий и организационный потенциал, а может и талант. За последние 8 лет дважды повышал свою квалификацию, проходя обучение на соответствующих курсах при вузах, увлекается рационализаторской работой, заочно обучается в аспирантуре по менеджменту и предпринимательству.

   Избирался депутатом городского Совета народных депутатов. Принимает активное участие в работе научно-технического общества.

ЕГОРОВА ДАРЬЯ ДЕНИСОВНА – возраст 30 лет, начальник отдела главного технолога данной фирмы. Образование высшее, инженер-экономист по строительству. Одно время была рабочим (штукатуром) на данном участке, затем училась по направлению организации в институте на дневном отделении, получила диплом с отличием. После окончания института вернулась в прежнюю организацию инженером в отдел главного технолога в аппарате управления. Спустя некоторое время была назначена начальником указанного отдела.

 


   Читает много специальной литературы по профилю своей деятельности. Со своими обязанностями справляется хорошо. Егорова Д. Д. полагает, что в отделе главного технолога ей негде развернуться, проявить свой инженерно-организаторский потенциал, соответствующий полученной ею специальности и заложенному в ней энергичному характеру. Она дважды обращалась к руководству фирмы с просьбой о переводе ее из аппарата управления ближе к производству, в частности, на должность начальника строительного участка, хотя до последнего времени данный вопрос не был положительно решен.

   Принимает активное участие в общественной жизни организации: является членом профсоюзного комитета, возглавляла кампанию по выборам в народные депутаты города, работает в совете молодых специалистов. Постоянно повышает свою квалификацию, занимается на вечерних курсах по современному менеджменту и маркетингу в Институте коммерции. Считает, что знание основ рыночной экономики сегодня необходимы каждому руководителю, независимо от занимаемой должности.

   Здоровье имеет отличное, в свободное время занимается спортом (теннис).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:

  1. Каковы достоинства и недостатки каждого из кандидатов на должность начальника?
  2. Кто из кандидатов, по вашему мнению, больше остальных подходит на должность начальника участка? Обоснуйте выбор.
  3. На что вы обращали особое внимание при оценке кандидатов? Почему?
  4. Какие недостатки в работе кадровой службы, на основе собранных ею данных о кандидатах, вы можете назвать? Как можно устранить эти недостатки?
  5. Можете ли вы спрогнозировать деятельность выбранного вами кандидата в должности начальника участка? Какова она?
  6. Какие качества своего кандидата вы считаете наиболее важными?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙС-СТАДИ» В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Брост Анна Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ№26», г. Абакан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙС-СТАДИ» В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.

В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.

Такой метод обучения получил определение «кейс-стади». В буквальном переводе с английского case study – изучение случаев, или, как ещё наиболее часто переводится в печати, ситуационный анализ.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности.[1]

Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.[2]

Метод «кейс-стади» развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки. Проблема, представленная в кэйсе, способствует формированию на практике навыков использования полученной информации.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс — ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время. [3]

Источники кейсов:

  • Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.

  • Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.

  • Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.

  • Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

  • Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.[2]

Характеристика этапов работы метода «кейс-стади» на примере урока развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе:

Метод «кейс-стади» представляет собой поэтапную работу над проблемной ситуацией.

I. Подготовительный этап это сбор и формирование информационного и раздаточного материала.

Обучающий кейс сформирован из:

  • проблемной ситуации (описание конкретной проблемной ситуации: «В прошлом году, после изучения повести Николая Васильевича Гоголя, ученики 7 класса написали сочинение. Один из них выбрал тему «Остап и Андрий – братья и враги». Тема ему показалась простой и понятной. Он написал много и обо всем: и об их отце, коренном, старом полковнике, о его любви к Родине, и о Запорожской Сечи и её традициях, и об их воспитании, учебе, сражениях и гибели. Но за это сочинение ученик получил «неудовлетворительную» оценку».

  • Перечня вопросов и заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы и сопутствующего материала, необходимого для выполнения задания:

  • Материал «как написать сравнительную характеристику двух героев?»

  • Вопросы для характеристики образа Остапа и Андрия

  • Сопоставительная таблица «Образы героев»

    Параметры для сравнения

    Остап

    Андрий

  • Отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», характеризующие главных героев

  • Схема составления плана сочинения сравнительная характеристика двух героев

II. Рабочий этап. Это собственно знакомство обучающихся с содержанием кейса, его анализ, диагностика проблемы, поиск путей её решения самостоятельно или в процессе дискуссии с другими учащимися, с учителем.

1. Знакомство с проблемной ситуацией

2. Обозначение проблемы: Почему ученик получил «неудовлетворительную» оценку. Что надо сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации?

3. Коллективный поиск путей её решения (класс делится на 4 группы):

  • Работа с материалом «как написать сравнительную характеристику двух героев?» и заполнение колонки «Параметры для сравнения» в сопоставительной таблице «Образы героев»

  • Выступление «ораторов» каждой группы. Дискуссия, поиск единых параметров

  • Работа с вопросами и отрывками из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», характеризующими главных героев: 1 и 2 группы работают над образом Остапа и заполняют колонку «Остап» из сопоставительной таблицы «Образы героев», 3 и 4 группы – над образом Андрия, и также заполняют соответствующую колонку в таблице

  • Выступление групп. Слушая выступление «оратора» из 1 группы и дополнения ответа – из 2, учащиеся из 3 и 4 группы заполняют колонку «Остап», и наоборот

Заключительный этап. Принятие решений по проблеме в ходе заключительного обсуждения на занятии.

  • Работа в группах по составлению плана сочинения на тему: «Остап и Андрий – братья и враги»

  • Обсуждение и корректировка планов

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

Опыт проведения занятий с использованием метода ситуационного анализа показывает, что тема усваивается учащимся достаточно быстро и прочно. Пример решения реальной жизненной задачи обеспечивает стойкий интерес к поднимаемому вопросу, формирует правильные учебные умения, обеспечивает подготовку выпускника, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения. Метод «кейс — стади» с высокой эффективностью решает задачу практической направленности образования.

Список литературы:

  1. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). — Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. — С.25-32.

  2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

  3. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.lan.krasu.ru

Презентация по технологиям обучения «Технология кейс-стади»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Технология кейс-стади Описание слайда:

Технология кейс-стади

2 слайд Общее представление «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Амер Описание слайда:

Общее представление «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. Этапы подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

3 слайд Кейс-стади - "изучение случая". Форма активного проблемно-ситуативного учебно Описание слайда:

Кейс-стади — «изучение случая». Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Непосредственная цель case-study -совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел — случая.

4 слайд Материалы для создания кейса Проблемные реальные ситуации Интересные историче Описание слайда:

Материалы для создания кейса Проблемные реальные ситуации Интересные исторические факты Литературные источники

5 слайд Виды кейсов Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные Описание слайда:

Виды кейсов Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

6 слайд Виды CASE Печатный CASE Мультимедиа CASE Видео CASE Описание слайда:

Виды CASE Печатный CASE Мультимедиа CASE Видео CASE

7 слайд Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целе Описание слайда:

Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения

8 слайд Требования соответствовать четко поставленной цели создания, иметь соответст Описание слайда:

Требования соответствовать четко поставленной цели создания, иметь соответствующий уровень трудности, быть актуальным на момент работы с ним, иллюстрировать типичные ситуации, провоцировать дискуссию, иметь несколько решений.

9 слайд Характеристики успешного кейса Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство Описание слайда:

Характеристики успешного кейса Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс содержит проблемы, понятные учащемуся. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.

10 слайд Этапы работы Стадия единения – погружение в совместную деятельность. Основная Описание слайда:

Этапы работы Стадия единения – погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Варианты работы: Текст КС может быть роздан ученикам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС. Она соотносится с соответствующим разделом курса.

11 слайд Стадия поляризации - организация совместной деятельности Основная задача этог Описание слайда:

Стадия поляризации — организация совместной деятельности Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы: деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально; слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени; в каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка,; в каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.

12 слайд Стадия мобилизации: обсуждение Спикеры представляют решение группы и отвечают Описание слайда:

Стадия мобилизации: обсуждение Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

13 слайд Стадия прорыва Найдено решение проблемы Описание слайда:

Стадия прорыва Найдено решение проблемы

14 слайд Этап анализа и рефлексии совместной деятельности Основная задача этого этапа Описание слайда:

Этап анализа и рефлексии совместной деятельности Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

15 слайд Кейс метод в системе методов организации обучения Описание слайда:

Кейс метод в системе методов организации обучения

16 слайд Формирование компетенций: • способность критически мыслить; • умение принимат Описание слайда:

Формирование компетенций: • способность критически мыслить; • умение принимать решения и нести за них ответственность, прогнозировать их последствия; • умение решать проблемы, разрешать конфликты; • умение делать обоснованный выбор; • умение организовывать гражданские инициативы и формулировать требования; • умение создавать солидарную среду; • способность проектировать и прогнозировать свое будущее и др.

17 слайд Результаты работы с кейсом Учебные (результаты, связанные с освоением знаний Описание слайда:

Результаты работы с кейсом Учебные (результаты, связанные с освоением знаний и навыков) Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения) Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Презентация содержит 17 слайдов. Общее представление. Кейс-стади как форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Материалы для создания кейса. Вид кейсов. Этапыразработки кейса. Требования к кейсам. Характеристики успешного кейса. Этапы работы над кейсом. Характеристика стадии поляризации. Характеристика стадии мобилизации. Стадия прорыва. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Методы, интегрированные в кейс — методе, их характеристика и роль. Перечисление компетенций, формируемых с использованем технологии кейс — стади. Учебные результаты работы с кейсом и образовательные.

Общая информация

Номер материала: 119260

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Презентация по теме: Технология кейс-стади

Слайд 1

Кейс-стади Современные педагогические технологии

Слайд 2

История возникновения: США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год

Слайд 3

История возникновения: Метод изучения экономики В России стал применяться в 80-х г.г. Получил широкое распростра — нение при изучении медици — ны , юриспруденции, математики и других наук.

Слайд 4

Суть метода: «Разбор конкретных ситуаций (кейсов)» Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий

Слайд 5

Типы кейсов: 1. Практические кейсы. 2. Обучающие кейсы. 3. Научно-исследовательские кейсы .

Слайд 6

Структура и виды CASE Вспомогательная информация Описание конкретной ситуации Задания к кейсу Печатный Мультимедиа Видео

Слайд 7

Работа над кейсом в учебном процессе обычно осуществляется в 3 этапа: 1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса. 2.Работа в малых группах . 3.Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии .

Слайд 8

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: Учитель – студент: перекрёстный допрос. Учитель — студент: адвокат дьявола. Учитель – студент: Гипотетический формат.

Слайд 9

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: 4. Студент – студент: конфронтация и/или кооперация. 5. Студент — студент: «играть роль». 6. Учитель – класс: «безмолвный» формат.

Слайд 10

Метод кейс-стади развивает следующие навыки: 1. Аналитические. 2. Практические. 3. Творческие. 4. Коммуникативные. 5. Социальные. 6. Самоанализ.

Слайд 11

Технология конструирования кейс-стади . Определение цели создания кейса. Подбор соответствующей цели реальной ситуации. Подбор необходимых источников информации.

Слайд 12

Технология конструирования кейс-стади . 4. Сбор информации и данных для кейса. 5. Проработка формы представления материала в кейсе. 6. Подготовка методических материалов по его использованию.

Слайд 13

Особенности использования кейс – стади : Может быть использован и на стадии обучения и на стадии проверки знаний. Требует много времени. Не может быть использован в многочисленной аудитории.

«Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения»

Описание слайда:

Идеи метода case-study достаточно просты: Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *