тезисный конспект правила составления
ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:
1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.
2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.
3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.
Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т.д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом:
Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название , если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)
Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)
:
…Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие «личностный рост», которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.
В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь — когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…
Тезисы:
Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.
ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.
ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:
биологическое,
социальное
собственно личностное
Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).
По Мадди есть 2 пути р-я:
1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.
2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)
Ч-к сам выбирает способ жизни
Виды записей план тезис конспект. Тезисный конспект правила составления. Тезисы это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Образцы клише для составления аннотаций
Умение законспектировать статью или лекцию, выделить и зафиксировать тезисы своего или чужого высказывания, как и умение составить план, относится к числу важнейших практических умений, которыми необходимо овладеть школьникам. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после окончания школы учащимся не раз придется столкнуться с необходимостью глубоко и прочно усвоить содержание какой-либо статьи, книги, подготовить самостоятельное публичное выступление и т. д.
Во всех этих случаях умение законспектировать прочитанное или зафиксировать основные положения будущего высказывания в форме тезисов окажет им неоценимую помощь.
Учитывая, что на факультативных занятиях школьники будут выступать с сообщениями и докладами и им потребуются названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.
Занятие 4
Цель занятия
Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; раскрыть особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования и конспектирования.
Основные этапы работы
Вступительное слово учителя. Известно, что прочитанное гораздо лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (составлением конспекта, т. е. краткого, сжатого письменного изложения содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов — основных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не принесет пользы, не обогатит ваших знаний.
Чтение — это серьезный творческий труд. «Без известного самостоятельного труда, — писал В. И. Ленин, — ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину» (Поли. собр. соч., т. 23, с. 68).
Известно также, что даже крупнейшие ученые и прославленные ораторы детально разрабатывали план и тезисы своих публичных выступлений. Составление развернутого плана и тезисов освобождает от необходимости записывать свое выступление полностью, во всех деталях, чтобы затем, не отрывая глаз от написанного, читать текст. Продуманный план и тезисы обеспечивают живое общение с аудиторией, контакт со слушателями, а в этом — половина успеха оратора или лектора.
На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические упражнения.
Чтение учащимися раздела «Тезисы и конспект». Чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание статьи, учитель предлагает им ответить на следующие вопросы:
1) Для чего нужно уметь составлять тезисы и конспектировать?
2) Что мы называем тезисами и чем отличаются тезисы от плана? 3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?
Практические упражнения. Упр. 16 (сопоставление плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского «Письмо к Гоголю») выполняется коллективно под руководством учителя. Предварительно школьники знакомятся с краткой пояснительной статьей.
Вначале читается формулировка 1-го пункта плана, затем в тексте статьи В. Г. Белинского выделяется часть, соответствующая данному пункту. Устанавливается, что формулировка плана: «Причина гневной оценки Белинским книги Гоголя» — только указывает на содержание соответствующей части «Письма», но не раскрывает его.
Сопоставление конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его основная мысль и использованы слова В. Г. Белинского. Это помогает передать особенности языка статьи. (Если учитель увиди
Подборка по базе: 31.01 Послание президента основные тезисы.docx, Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях.docx, 46. Виды и основные источники аудиторских доказательств..docx, 11- Краткое изложение_Заруб лит-ра древних эпох средневековья и , Философия очень кратко.docx, 9. Эквивалентность и адекватность как основные критерии качестве, КР основные направления и методы оценивания применяемые в оценке, на конференцию тезисы.docx, Шайхрамова Р.С. Тезисы.docx, Физиология краткое по глазам.docx. ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо: 1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. 2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям. 3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме. Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название , если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте) : …Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие «личностный рост», которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром. В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь — когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает… Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей. ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка. ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:
Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные). По Мадди есть 2 пути р-я: 1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей. 2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.) Ч-к сам выбирает способ жизни |
«Мильон терзаний» 📚 краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума», тезисный план, анализ, оценка и характеристика критиком героев, главная мысль
Статья «Мильон терзаний» это критический этюд, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в 1872 году. Является лучшей критической статьей по пьесе А. Грибоедова «Горе от ума».
Мысль о написании статьи возникла у автора ещё в студенческие годы и была результатом многолетних последовательных размышлений о великом произведении.
О чем статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
Если проводить краткий пересказ произведения, в статье говорится преимущественно о Чацком, который является главным персонажем. На него направлен анализ произведения.

Гончаров, описывая Чацкого, характеризует его такими качествами как правдивость и смелость. Никому ещё не удавалось так полно передать образ героя.
Так же Иван Александрович не оставляет без внимания других персонажей пьесы, рассказывает о «двух лагерях» комедии и об «интриге любви» между героями.
«Горе от ума, по мнению Гончарова, отличается живучестью и держится особняком в литературе. В статье автор сравнивает комедию с другими великими литературными произведениями.
Тезисный план по статье «Мильон терзаний»
По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.

Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:
-
Картина «Горе от ума» держится особняком в литературе.
-
«Горе от ума» — комедия, которая никогда не утратит свою жизненность, в отличие от других произведений.
-
Картина разделилась на два лагеря – «лагерь Чацкого» и «лагерь Молчалиных».
-
Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов в комедии.
-
«Мильон терзаний» — это то, что Чацкий получил как результат своей борьбы.
-
Язык комедии – живая разговорная речь.
Краткое содержание статьи
И. А. Гончаров проводит глубокий анализ произведения «Горе от ума». Автор считает пьесу великой комедией, которую ждала эпоха.

Статья отражает общественно-политическую жизнь России того времени. Самое главное в произведении это общество, которое нуждается в людях, готовых к свершениям и самопожертвованию.
Единственной надеждой России были люди благородного дворянского сословия. Обществу необходимо было свежее видение мира.
Чацкий был единственным добропорядочным представителем данного сословия в пьесе. Его не устраивает лживое, безнравственное окружение, он не боится поменять старые устои. Главная мысль произведения — это противопоставление двух лагерей, старых и новых устоев.
Ленивое, самовлюбленное дворянство нарекает Чацкого сумасшедшим. Настаивает, чтобы он не разрушал старые и удобные порядки. Это является закономерным, потому что даже многие великие писатели относятся к Чацкому с некой иронией, отмечая, что он говорит сам с собой и не замечает реакцию окружающих.
Характеристика и оценка критиком героев
Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.
Софья
Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения.

Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем. Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин.
Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.
Цитата из статьи Гончарова:

Чацкий
Александр Андреевич — сильная личность, которая не поддается чужому влиянию. Он, по мнению Гончарова, является великим деятелем и действительно мог бы перевернуть весь мир.

Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего,
Чацкий не боялся заводить «опасные разговоры» и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.
Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.
Гончаров о Чацком:

Молчалин
Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович. Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств.

Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу. Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.
Прямая цитата из статьи о Молчалине:

Фамусов
Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга.

Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой.
Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.
Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:

Анализ критической статьи Гончарова по комедии «Горе от ума»
В статье «Мильон терзаний» Гончаров сравнивает между собой персонажей пьесы «Горе от ума» и Печорина с Онегиным. Говорит о том, что указанные образы отходят на второй план.
Если Чацкий это живой персонаж и настоящий борец за справедливость, то герои Пушкина и Лермонтова думают только лишь о собственном комфорте.
Сокращение статьи «Мильон терзаний» не позволяет в полной мере оценить этот гениальный критический этюд Гончарова. Для составления собственного мнения и анализа, рекомендуется прочитать статью в оригинале.
Статьи по теме:
Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума»
Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный»
Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова
Учебный предмет | Русский язык | ||||
Тема | Текст. Тезисный план текста. | ||||
Тип урока | Развитие речи | ||||
Учебник | Русский язык 7 класс. Л. М. Рыбченкова , О. М. Александрова, О. В. Загоровская , А. Г. Нарушевич- М.: Просвещение, 2017. | ||||
Место предмета | Раздел: « Морфология. Деепричастие» (в данном разделе урок №4) | ||||
Дата проведения | 27.11.2018 год | ||||
Образовательные ресурсы | Учебник, Толковый словарь С.И. Ожегова, презентация | ||||
Цели урока | (для учителя) 1. Обучающая: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о тексте, учить анализировать текст и составлять тезисный план, развивать устную речь обучающихся. 2. Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения. 3. Воспитательная: воспитывать чувство доброты, любви, уважения к маме. (для ученика) Повторить материал по теме «Текст» Понимать порядок алгоритма составления тезисного плана Сформировать умения составлять тезисный план Формировать навыки универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных (в общении и сотрудничестве), познавательных и регулятивных. | ||||
Задачи урока | Задачи урока через планируемые результаты: Личностные: — создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; — формирование сознательного отношения к учебной деятельности. Предметные: — умение определять тему текста, основную мысль, тип и стиль текста, — умение составлять тезисный план текста Метапредметные: Регулятивные: формирование умения формулировать тему урока, цели урока, умения оценивать свою работу. Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: формирование умения работать с текстом, выполняя учебно — познавательные действия, извлекать нужную информацию. | ||||
Использованные УУД | Регулятивные, познавательные | ||||
Формы работы учащихся | Самостоятельная, индивидуальная. | ||||
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
1. | Организационный момент |
|
| 1 мин. | |
2. | Создание проблемной ситуации | — Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете эти строки? Можете ли вы воспроизвести это высказывание А.Н. Островского? О ком сегодня пойдет речь? Однажды замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду, текст которой находится перед вами. Текст большой? А сможете ли вы такой объемный текст так же легко пересказать? Что для этого надо уметь делать? Как можно сформулировать тему нашего урока? (Текст. Тезисный план текста.) | Ученики отвечают на вопросы, рассуждают и высказывают свое мнение на поставленные вопрсы. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | 4 мин. |
3. | Целеполагание | Работа по алгоритму целеполагания: 1. В результате изучения данной темы какое знание вам надо освоить? 2. Что вы научитесь понимать? 3. Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы? 4. В каком случае цель будет считаться достигнутой? | 1. Знать, что такое тезис, тезисный план и основные принципы составления тезисного плана. 2. Понимать, как и в какой последовательности работать по составлению тезисного плана (порядок алгоритма) 3. Уметь составлять тезисный план. 4. | Регулятивные: способность к целеполаганию, пеобразование практической задачи в познавательную. | 3 мин. |
4 | Планирование работы | Что нам надо сделать, чтобы достичь цели? Пожалуйста, запланируйте этапы работы на уроке. | — Вспомнить теоретический материал (текст, тезис, тезисный план) — Разработать алгоритм по составлению тезисного плана. — Работа с текстом по алгоритму. — Контроль и оценивание работы. — Рефлексия. | Регулятивные: планирование учебной деятельности. Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение создавать и преобразовывать алгоритмы для решения задач, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач. | 2 мин. |
5. | Реализация построенного проекта. | — Вспомнить теоретический материал (текст, тезис, тезисный план) — Разработать алгоритм по составлению тезисного плана: — Работа с текстом по алгоритму | Учащиеся воспроизводят теоретический материал, предлагают шаги алгоритма. Три абзаца текста разбирают совместно, а 4 и 5 абзацы разбирают самостоятельно. Пересказывают текст по частям, а затем целиком. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | 24 мин. |
6. | Физкультминутка | 1 мин. | |||
7. | Оценивание работы (Контроль результатов учебной деятельности) | Какой будет этап в нашей работе будет следующим? | — Оценивание. Оценивают работу друг друга с помощью памятки « Оценивание пересказа текста по частям и целиком» | Регулятивные: осуществление контроля по результату и способу действия. | 5 мин. |
8. | Рефлексия учебной деятельности | — Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? Что вы вспомнили чему научились? Какие нравственные уроки для себя вынесли? | Учащиеся рассказывают. Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились. | Регулятивные: осуществление контроля по результату и способу действия. | 3 мин. |
9. | Домашнее задание | Написать сочинение о своей маме | Учащиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | 2 мин. |