То что ищут все поэты – Стихотворения каких русских поэтов чаще всего ищут в интернете? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

Стихотворения каких русских поэтов чаще всего ищут в интернете? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

Автор

 

Количество запросов

Самые популярные произведения

 

1

Александр Пушкин

«Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». Художник Н. Ульянов, 1936 г.

6,26 млн

 

«Евгений Онегин» (15%)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (9%)

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (5%)

«Руслан и Людмила» (4%)

«Сказка о рыбаке и рыбке» (4%)

«Зимнее утро» (3%)

«Осень» (3%)

«Пророк» (3%)

«Песнь о вещем Олеге» (3%)

«Я вас любил…» (2%)

2

Михаил Лермонтов

 

2,64 млн

«Бородино» (8%)

«Парус» (6%)

«Выхожу один я на дорогу» (6%)

«И скучно и грустно» (6%)

«Молитва» (5%)

«Дума» (5%)

«Мцыри» (4%)

«Смерть поэта» (4%)

«Пророк» (4%)

«Прощай, немытая Россия» (4%)

 

3

 

Сергей Есенин

Сергей Есенин. Не позднее 1925 года.

 

2, 26 млн

«Берёза» (6%)

«Письмо матери» (4%)

«Ты меня не любишь, не жалеешь» (4%)

«Гой ты, Русь, моя родная» (4%)

«По-осеннему кычет сова» (3%)

«Хулиган» (3%)

«Не жалею, не зову, не плачу…» (3%)

«Поёт зима - аукает…» (2%)

«Я помню, любимая, помню…» (2%)

4.

Николай Некрасов

Н.Н. Ге. Портрет Н.А. Некрасова. 1872 год.

1,33 млн

«Кому на Руси жить хорошо» (23%)

«Крестьянские дети» (9%)

«Мороз, Красный нос» (9%)

«Железная дорога» (7%)

«Размышления у парадного подъезда» (5%)

«Элегия» (4%)

«Поэт и гражданин» (4%)

«Тройка» (3%)

5.

Александр Блок

Александр Блок.

1,16 млн

«Незнакомка» (15%)

«Россия» (14%)

«Ночь, улица, фонарь, аптека….» (13%)

«О доблестях, о подвигах, о славе» (5%)

«Двенадцать» (5%)

«О, весна без конца и без краю…(4%)

«На поле Куликовом» (4%)

6.

Фёдор Тютчев

Его называли «чистокровным порождением европеизма».

1,16 млн

«Весенняя гроза» (10%)

«Умом Россию не понять» (8%)

«О, как убийственно мы любим…» (7%)

«К.Б.» (5%)

«Есть в осени первоначальной» (5%)

«Весенние воды» (4%)

«Не то, что мните вы, природа…» (4%)

«Зима недаром злится» (3%)

7.

Владимир Маяковский

Его называли «чистокровным порождением европеизма».

1 млн

«Послушайте» (13%)

«Что такое хорошо и что такое плохо» (9%)

«Лиличка!» (6%)

«А вы могли бы?» (6%)

«Стихи о советском паспорте» (5%)

«Облако в штанах» (5%)

«Нате» (4%)

«Хорошее отношение к лошадям» (4%)

8.

Анна Ахматова

Анна Ахматова.

930 тыс.

«Мужество» (7%)

«Сжала руки под тесной вуалью…» (6%)

«Мне ни к чему одические рати» (4%)

«Небывалая осень построила купол высокий…» (3%)

«Сероглазый король» (3%)

9.

Афанасий Фет

Афанасий Фет. Фрагмент портрета работы Ильи Репина, 1882 год.

770 тыс.

«Я пришёл к тебе с приветом…» (13%)

«Осень» (10%)

«Шепот, робкое дыханье» (10%)

«Ласточки пропали…» (5%)

10.

Иван Крылов

Репродукция портрета Ивана Крылова работы художника Н. Легашева. 1940 год.

680 тыс.

«Ворона и лисица» (13%)

«Свинья под дубом» (9%)

«Стрекоза и муравей» (9%)

«Квартет» (9%)

«Волк и ягнёнок» (7%)

«Мартышка и очки» (5%)

11.

Самуил Маршак

Самуил Маршак. 1962 год.

650 тыс.

«Сказка о глупом мышонке» (8%)

«Багаж» (7%)

«Вот какой рассеянный» (7%)

«Рассказ о неожиданном герое» (4%)

«Где обедал воробей?» (4%)

«Что такое перед нами?» (4%)

12.

Иосиф Бродский

Иосиф Бродский.

650 тыс.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» (10%)

«Ничем, Певец, твой юбилей…» (7%)

«Осень в Норенской» (4%)

«Письма римскому другу из Марциала» (4%)

«Пилигримы» (3%)

13.

Марина Цветаева

Марина Цветаева.

610 тыс.

«Уж столько их упало в эту бездну…» (6%)

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» (5%)

«Солнце — одно, а шагает…» (5%)

«Тоска по родине! Давно…»  (3%)

«Кто создан из камня, кто создан из глины» (3%)

14.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий.

560 тыс.

«Я не люблю» (12%)

«Чёрный человек» (10%)

«Песня о друге» (9%)

«Баллада о любви» (5%)

«Баллада о борьбе» (5%)

«Вершина» (4%)

«Письмо в редакцию телепередачи» (3%)

15.

Борис Пастернак

Цветаева говорила, что Пастернак похож одновременно и на араба, и на его лошадь. Переделкино. 1959 г.

560 тыс.

«Зимняя ночь» (9%)

«Осень» (8%)

«Во всём мне хочется дойти…» (7%)

«Гамлет» (7%)

«Февраль. Достать чернил и плакать!» (6%)

16.

Корней Чуковский

Корней Чуковский среди детей. 1961 год.

380 тыс.

«Телефон» (17%)

«Тараканище» (11%)

«Мойдодыр» (9%)

«Путаница» (9%)

«Загадки» (8%)

«Айболит» (8%)

«Бармалей» (5%)

17.

Николай  Добронравов

Корней Чуковский среди детей. 1961 год.

370 тыс.

«И вновь продолжается бой» (9%)

«Как молоды мы были» (8%)

«Нежность (8%)

«Птица счастья завтрашнего дня» (7%)

«Главное, ребята, сердцем не стареть…» (6%)

«Дикая собака динго» (6%)

18.

Константин Симонов

 

360 тыс.

«Жди меня, и я вернусь…» (56%)

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (10%)

«Сын артиллериста» (8%)

«Майор привёз мальчишку на лафете…» (7%)

«Я пил за тебя под Одессой в землянке…» (3%)

19.

Сергей Михалков

Сергей Михалков.

320 тыс.

«А что у вас?» (32%)

«Песенка друзей» (19%)

«Дядя Стёпа» (14%)

«Мы с приятелем» (3%)

«Котята» (3%)

20.

Александр Грибоедов

Александр Грибоедов. Миниатюра. Репродукция. Алмазный фонд.

310 тыс.

«Горе от ума» (100%)

Как отличить хорошие стихи от плохих? | Блогер boobooka на сайте SPLETNIK.RU 18 января 2020

 

 

Что такое хорошая поэзия? Существуют ли четкие критерии, позволяющие отличить гениальность от посредственности, качественные строки от плохих?
Можно ли с лёгкостью понять, что перед тобой тот самый «роковой дар», который воспевали классики, и с упоением цитировали потомки и современники?

Знакомим вас с интересной статьей Льва Оборина. В ней поэт, переводчик и литературный критик отвечает на 11 насущных вопросов о поэзии.

1) Разве есть четкие критерии, по которым можно отличить хорошие стихи от плохих?

Разумеется, не существует никаких научных, официальных критериев для этого: ценители поэзии полагаются на вкус — как собственный, так и коллективный, который формирует чтение авторов, названных классиками. Стоит заметить, что модный сейчас автор необязательно будет признан в качестве классика, — история литературы знает громкие поэтические развенчания. Можно вспомнить случай Владимира Бенедиктова, «развенчанного» (не вполне справедливо) Белинским, или случай кумира молодежи 1880-х Семена Надсона, чьи тексты критики следующего поколения объявили дурновкусием. Литературная критика, таким образом, тоже играет роль в становлении поэтических иерархий.

2) И все же, есть ли какие-то способы сразу определить, что стихи плохие?

Если вы понимаете, что читали все это уже десятки раз в различных вариациях; что изложено все это совершенно неинтересно; что автор допускает множество неоправданных технических огрехов и, например, вставляет лишние слова для сохранения ритма («уж», «ведь» и тому подобное) или явно не в ладах с языком, на котором пишет (потому что грамматические ошибки бывают и намеренные), — перед вами слабые стихи.

3) А у Пушкина есть плохие стихи?

Нет. Ранние, лицейские стихи Пушкина уже обнаруживают во многих отдельных строках его гениальность, хотя в целом нерадикально отличаются от поэтической продукции того времени. Зрелый Пушкин за несколько лет проделывает поразительную по скорости и объему перемен эволюцию, практически в одиночку выводя поэзию из состояния романтизма на новую орбиту. Разумеется, и в текстах Пушкина можно отыскать недочеты: например, критики-современники находили до комизма несуразными строки из «Бахчисарайского фонтана» о хане Гирее, тоскующем по умершей Марии: «Он часто в сечах роковых / Подъемлет саблю, и с размаха / Недвижим остается вдруг, / Глядит с безумием вокруг». Однако можно вспомнить и такие строки Александра Кушнера о великих русских поэтах: «Какое счастье даже панорама / Их недостатков, выстроенных в ряд!»

4) Мне хочется разобраться в поэзии самостоятельно, без критиков и советов. Это возможно?

Вы можете попытаться, хотя чужое мнение никак не мешает иметь свое. Курт Воннегут говорил, что для того, чтобы отличить хорошую картину от плохой, нужно просто увидеть миллион картин. Миллион — это, конечно, преувеличение, но со стихами, в принципе, работает то же правило. Другое дело, что если вы будете изучать поэзию, например, только по любительским сайтам, вы вряд ли далеко продвинетесь. Если же вы будете ограничиваться только чтением классиков «первого ряда», то пропустите много замечательных стихотворений.

Полезно читать не только поэзию, но и о поэзии: разборы стихотворений и биографии поэтов — например, книги Валерия Шубинского о Гумилеве, Хармсе и Ходасевиче, книги Дмитрия Быкова о Пастернаке и Маяковском, книги Олега Лекманова о Мандельштаме и Есенине (последняя — в соавторстве с Михаилом Свердловым). Интересно почитать также воспоминания Ходасевича, Нины Берберовой, Ирины Одоевцевой, Надежды Мандельштам — при всей их субъективности они помогают понять, что вокруг великих поэтов было множество единомышленников и соперников, с которыми они общались на равных. Без представления о том, что поэзия — это процесс со множеством участников, можно остаться с ложным впечатлением, что иногда неизвестно откуда берутся гении, а после их ухода наступает время поэтической немоты.

5) Если двух поэтов критика признает хорошими, можно сказать, кто из них лучше? Кто круче — Бродский или Пастернак?

В поэзии не бывает абсолютного чемпионства: на любые аргументы поклонника Бродского найдутся контраргументы поклонника Пастернака. Более продуктивный подход — ценить обоих, каждого за свое.

6) По-моему, стихи хороши, когда в них все складно и красиво.

«Складно» и «красиво» — довольно расплывчатые понятия. Грамотно зарифмованные, без метрических спотыканий стихи могут оказаться совершенно банальными по смыслу. Кроме того, под «складностью» часто понимают просто-напросто регулярный, силлабо-тонический стих — то есть стих, обладающий четкой метрической структурой (фиксированным количеством стоп и ударений) и схемой рифмовки. Например, четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» или «Февраль. Достать чернил и плакать!..».

Но поэзия не ограничивается силлабо-тоникой и не всегда была и бывает регулярной. В первой половине XVIII века предпочитали силлабику (принцип стихосложения, согласно которому строки равны количеством слогов, а не расстановкой ударений), а в XX веке была расшатана строгая силлабо-тоника и в поэзию вошли очень разные, вариативные ритмы, вольно играющие количеством ударений и слогов. Наконец, в мировой культуре уже больше ста лет с полным правом существует свободный стих, верлибр, не зависящий от ритма и рифмы.

7) Разве верлибры — это настоящие стихи?

Да. В западном литературоведении на этот счет не возникает сомнений уже много десятилетий, русские критики в большинстве своем тоже давно не отрицают состоятельности верлибра.

Может показаться, что написать верлибр легко, ведь он не требует соблюдения формальных правил. На самом деле создать такой верлибрический текст, чтобы он производил впечатление, «дышал», обладал внутренней структурной логикой, совсем не просто. Стоит почитать мастеров русского верлибра — Владимира Бурича, Арво Метса, Геннадия Алексеева, Геннадия Айги, Виктора Полещука, Наталию Азарову, Федора Сваровского, Андрея Сен-Сенькова, украинских русскоязычных авторов Бориса Херсонского и Анастасию Афанасьеву, — чтобы понять, насколько тонким и сложно оркестрованным, при возможном минимализме, может быть свободный стих. То же касается верлибров на других языках: например, поэзии Уолта Уитмена, Эзры Паунда или Тадеуша Ружевича.

8) Мне кажется, стихи хороши, когда понятны и передают то, что я чувствую, но не могу так удачно выразить

Это один из возможных подходов к поэзии. Действительно, часто мы ощущаем восторг, когда нам кажется, что поэт выразил в точности наши чувства — или как будто нашими глазами увидел некую картину, найдя для нее самые точные слова. Но именно в умении найти такие слова и заключается оригинальность. К сожалению, часто люди готовы ассоциировать свои чувства с довольно банальными текстами — такими, как слова поп-песен или шаблонных поздравительных открыток. На этом эффекте банальности строится и слава некоторых современных сетевых поэтов, имеющих сотни тысяч подписчиков в социальных сетях.

Другой подход к поэзии — поиск в ней чего-то нового, удивляющего: вместо «Я думал в точности то же самое» — «Мне такое и в голову не приходило». Критерием качества поэзии в таком случае становится новизна, однако легко понять: то, что ново для одного, может быть вчерашним днем для другого. Разумеется, какие-то стихи могут показаться вам сложными, непонятными или вовсе лишенными смысла (что действительно возможно, если речь идет о «заумных» стихах футуристов и неофутуристов). Для понимания некоторых поэтов — от барочного Джона Донна до недавно скончавшихся Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко — требуется довольно серьезный багаж культурных знаний, но в конечном счете их чтение — вознаграждающее занятие: оно развивает и мышление, и эрудицию. Таким образом, общение с поэзией можно начинать из многих точек. Современная поэзия — не худший вариант для начала такого знакомства.

9) Современная поэзия? Мне казалось, сейчас с поэзией все плохо

Сейчас с поэзией все хорошо: все больше людей пытаются писать, все больше людей открывают для себя поэзию благодаря интернету и изучению языков. С конца 1990-х в России идет разговор о «поэтическом буме»; памятен спор 2000-х о том, сколько сейчас настоящих поэтов — шесть или шестьсот, и второй вариант, кажется, ближе к истине. При таком разнообразии легко растеряться и не уследить за всем, что представляет интерес (та же проблема существует и в других странах, например в США), но можно хотя бы попытаться. В конце концов, современная поэзия говорит и о современных проблемах — от актуальной политики до трудности человеческого общения в эпоху электронных коммуникаций.

10) А где можно узнать больше о современной поэзии?

В интернете. Например, о современных русских поэтах можно узнать на сайте «Новая литературная карта России», а читать их — в многочисленных журналах «Журнального зала» и «Мегалита», на сайтах «Полутона», «Сигма», «Дискурс», в их собственных блогах и социальных сетях. Англоязычную поэзию можно читать в таких представительных журналах, как Poetry и The New Yorker, а новости о ней узнавать из твиттера того же Poetry или блога прекрасного американского поэта Рона Силлимана. Стихи поэтов разных стран в переводе на английский можно читать на сайте Asymptote. А о современной китайской поэзии рассказывает блог «Стихо (т)ворье»китаистки Юлии Дрейзис. Хорошую теоретическую базу для разговора о поэзии и хрестоматию текстов за последние три века содержит недавно вышедший учебник «Поэзия», который скоро будет доступен и в электронном виде.

11) Я пишу стихи. Как мне понять, хороши они или плохи?

Можно показать их образованным и беспристрастным друзьям, которым вы доверяете. Можно отправить тексты поэтам и критикам — нельзя гарантировать, что вам ответят, но многие охотно идут на контакт и стараются чем-то помочь. Другой вариант — попробовать подать свои стихи на литературную премию для начинающих авторов. Самая известная такая премия в России — «Дебют»: в ней работают профессиональные литераторы, которые действительно читают весь поток приходящих текстов и выбирают из них лучшие.

Современные стихи, которые вынимают из тебя душу

Современные стихи, которые вынимают из тебя душу Современные стихи, которые вынимают из тебя душу

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Запускают ее в полет и возвращают обратно — измененную.

Есть стихи, которые щекочут изнутри ребра и перехватывают дыхание. Стихи, которые понимают тебя лучше самых близких людей. Стихи, от которых встают дыбом волосы по всему телу. Стихи, которые приносят боль и облегчение одновременно.

AdMe.ru попробовал собрать несколько таких стихотворений в этом материале. Стихотворения современных авторов. Они написаны по-другому, они читаются по-другому.

Глубокого катарсиса вам, друзья.

Аля Кудряшева (izubr), 2007

Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать. Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять. В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско, солнце оставило в волосах выцветшие полоски. Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы. Витька с десятого этажа снова зовет купаться. Надо спешить со всех ног и глаз — вдруг убегут, оставят. Витька закончил четвертый класс — то есть почти что старый. Шорты с футболкой — простой наряд, яблоко взять на полдник. Витька научит меня нырять, он обещал, я помню. К речке дорога исхожена, выжжена и привычна. Пыльные ноги похожи на мамины рукавички. Нынче такая у нас жара — листья совсем как тряпки. Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки. Витька — он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна. Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно. Вечер начнется, должно стемнеть. День до конца недели. Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.

Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен. Солнце облизывает конспект ласковыми глазами. Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета. В августе буду уже студент, нынче — ни то, ни это. Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен. Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе. Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме. Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма. Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки, только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше. Просто сестренка светла лицом, я тяжелей и злее, мы забираемся на крыльцо и запускаем змея. Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд. Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс. Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу. Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.

Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье. Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле. Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите. Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите. Пусть это будет большой секрет маленького разврата, каждый был пьян, невесом, согрет, теплым дыханьем брата, горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона, все друг при друге — и все одни, живы и непокорны. Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик, Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях. Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки. Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку. Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться. Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...

Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета. Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах. Сонными лапами через сквер, и никуда не деться. Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве. Яблоко съелось, ушел состав, где-нибудь едет в Ниццу, я начинаю считать со ста, жизнь моя — с единицы. Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене. «Двадцать один», — бормочу сквозь сон. «Сорок», — смеется время. Сорок — и первая седина, сорок один — в больницу. Двадцать один — я живу одна, двадцать: глаза-бойницы, ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку, кто-нибудь ждет меня во дворе, кто-нибудь — на десятом. Десять — кончаю четвертый класс, завтрак можно не делать. Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять. Восемь — на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...

Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.

Дана Сидерос, 2009

Один мой друг подбирает бездомных кошек,
Несёт их домой, отмывает, ласкает, кормит.
Они у него в квартире пускают корни:
Любой подходящий ящичек, коврик, ковшик,
Конечно, уже оккупирован, не осталось
Такого угла, где не жили бы эти черти.
Мой друг говорит, они спасают от смерти.
Я молча включаю скепсис, киваю, скалюсь.

Он тратит все деньги на корм и лекарства кошкам,
И я удивляюсь, как он ещё сам не съеден.
Он дарит котят прохожим, друзьям, соседям.
Мне тоже всучил какого-то хромоножку
С ободранным ухом и золотыми глазами,
Тогда ещё умещавшегося в ладони...

Я, кстати, заботливый сын и почетный донор,
Я честно тружусь, не пью, возвращаю займы.
Но все эти ценные качества бесполезны,
Они не идут в зачет, ничего не стоят,
Когда по ночам за окнами кто-то стонет,
И в пении проводов слышен посвист лезвий,
Когда потолок опускается, тьмы бездонней,
И смерть затекает в стоки, сочится в щели,
Когда она садится на край постели
И гладит меня по щеке ледяной ладонью,
Всё тело сводит, к нёбу язык припаян,
Смотрю ей в глаза, не могу отвести взгляда.

Мой кот Хромоножка подходит, ложится рядом.
Она отступает.

Елена Касьян, 2008

Юзек просыпается среди ночи, хватает её за руку, тяжело дышит:
«Мне привиделось страшное, я так за тебя испугался...»
Магда спит, как младенец, улыбается во сне, не слышит.
Он целует её в плечо, идёт на кухню, щёлкает зажигалкой.

Потом возвращается, смотрит, а постель совершенно пустая,
— Что за чёрт? — думает Юзек. — Куда она могла деться?..
«Магда умерла, Магды давно уже нет», — вдруг вспоминает,
И так и стоит в дверях, поражённый, с бьющимся сердцем...

100 самых читаемых стихотворений

Вы здесь

» »

100 самых читаемых стихотворений

  1. Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному... →→→
  2. Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не... →→→
  3. Серые глаза — рассвет, Пароходная сирена, Дождь, разлука, серый след За винтом бегущей пены. Чёрные глаза — жара, В море сонных звёзд скольженье, И у борта до утра Поцелуев... →→→
  4. Однажды, в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном,... →→→
  5. Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди, не уставая,... →→→
  6. На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал и моё мерило. Во всех моих женщинах были твои черты, и это с ними меня мирило. Пока ты там, покорна своим страстям, летаешь... →→→
  7. Когда мне встречается в людях дурное, То долгое время я верить стараюсь, Что это скорее всего напускное, Что это случайность. И я ошибаюсь. И, мыслям подобным ища... →→→
  8. Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжёлый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной —... →→→
  9. Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги, Всё разлетелось к чёрту на куски. Я застрелиться пробовал, но сложно с оружием. И далее, виски: в... →→→
  10. Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг. Не гляди на её запястья И с плечей её льющийся... →→→
  11. Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Её порывы благотворны, Как бури вешние полям: В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют — И жизнь могущая... →→→
  12. Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив. Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и... →→→
  13. По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. Путешествие в... →→→
  14. Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку? За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья. Только в уборную — и сразу же... →→→
  15. — Снова дралась во дворе?.. — Aга! Мама, но я не плакала!.. Вырасту — выучусь на моряка. Я уже в ванне плавала!.. — Боже, не девочка, а беда! сил моих больше нету... →→→
  16. Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не... →→→
  17. Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И,... →→→
  18. Я могу тебя очень ждать, Долго-долго и верно-верно, И ночами могу не спать Год, и два, и всю жизнь, наверно! Пусть листочки календаря Облетят, как листва у сада, Только знать... →→→
  19. Я всегда твердил, что судьба — игра. Что зачем нам рыба, раз есть икра. Что готический стиль победит, как школа, как способность торчать, избежав укола. Я сижу у окна. За... →→→
  20. Жил-был дурак. Он молился всерьёз (Впрочем, как Вы и Я) Тряпкам, костям и пучку волос — Всё это пустою бабой звалось, Но дурак её звал Королевой Роз (Впрочем, как Вы и Я).... →→→
  21. По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни... →→→
  22. Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо? — У меня секретов нет, — слушайте, детишки, — папы... →→→
  23. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный... →→→
  24. Бывает друг, сказал Соломон, Который больше, чем брат. Но прежде, чем встретится в жизни он, Ты ошибёшься стократ. Девяносто девять в твоей душе Узрят лишь собственный... →→→
  25. Прощай, позабудь и не обессудь. А письма сожги, как мост. Да будет мужественным твой путь, да будет он прям и прост. Да будет во мгле для тебя гореть звёздная мишура, да... →→→
  26. О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнёра! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди... →→→
  27. Любовь и Смерть, закончив бой, Сошлись в таверне «Род людской» И, выпив, побросали спьяну Они в траву свои колчаны. А утром поняли, что вот Где чья стрела — чёрт не поймёт! И... →→→
  28. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Перстень счастья ищущий во мгле, Эту жизнь живу я словно кстати, Заодно с другими на земле. И с тобой целуюсь по привычке, Потому что... →→→
  29. Я усталым таким ещё не был. В эту серую морозь и слизь Мне приснилось рязанское небо И моя непутёвая жизнь. Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну, Не от этого ль... →→→
  30. В этом мире я только прохожий, Ты махни мне весёлой рукой, У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады... →→→
  31. Ну, целуй меня, целуй, Хоть до крови, хоть до боли. Не в ладу с холодной волей Кипяток сердечных струй. Опрокинутая кружка Средь весёлых не для нас. Понимай, моя подружка, На... →→→
  32. На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату... →→→
  33. Вчера ещё в глаза глядел, А нынче — всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. О, вопль... →→→
  34. И вечный бой. Покой нам только снится. И пусть ничто не потревожит сны. Седая ночь, и дремлющие птицы качаются от синей тишины. И вечный бой. Атаки на рассвете. И пули,... →→→
  35. Всё начинается с любви... Твердят: «Вначале было слово». А я провозглашаю снова: Всё начинается с любви! Всё начинается с любви: и озаренье... →→→
  36. Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда весёлых песен не пою. Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и... →→→
  37. Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Ещё как будто берегу В душе утраченную юность. Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный... →→→
  38. Мохнатый шмель — на душистый хмель, Мотылёк — на вьюнок луговой, А цыган идёт, куда воля ведёт, За своей цыганской звездой! А цыган идёт, куда воля ведёт, Куда очи его... →→→
  39. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие... →→→
  40. В смокинг вштопорен, побрит что надо. По гранд по опере гуляю грандом. Смотрю в антракте — красавка на красавице. Размяк характер — всё мне нравится.... →→→
  41. Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала друг — один и враг — один... Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на... →→→
  42. Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё... →→→
  43. Зачем же в гости я хожу, Попасть на бал стараюсь? Я там как дурочка сижу, Беспечной притворяюсь. Он мой по праву, фимиам, Но только Ей и льстят: Ещё бы, мне семнадцать лет, А... →→→
  44. О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг, И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг, И если ждать умеешь без волненья, Не станешь... →→→
  45. «Романтика, прощай навек! С резною костью ты ушла, — Сказал пещерный человек, — И бьёт теперь кремнём стрела. Бог Плясок больше не в чести. Увы, романтика! Прости!» «Ушла! —... →→→
  46. Ты большая в любви. Ты смелая. Я — робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Всё мне кажется, будто бы по... →→→
  47. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в... →→→
  48. Бессмертия у смерти не прошу. Испуганный, возлюбленный и нищий, — но с каждым днём я прожитым дышу уверенней и сладостней и чище. Как широко на набережных мне, как холодно и... →→→
  49. Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь... →→→
  50. Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по... →→→
  51. Когда похоронный патруль уйдёт И коршуны улетят, Приходит о мёртвом взять отчёт Мудрых гиен отряд. За что он умер и как он жил — Это им всё равно. Добраться до мяса, костей и... →→→
  52. В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю... →→→
  53. А снег идёт, а снег идёт, И всё вокруг чего-то ждёт... Под этот снег, под тихий снег, Хочу сказать при всех: «Мой самый главный человек, Взгляни со мной на этот снег — Он... →→→
  54. Память за прошлое держится цепко, то прибывает, то убывает... В школе когда-то были оценки две: «успевает» и «не успевает»... Мир из бетона. Мир из... →→→
  55. Да! Теперь решено. Без возврата Я покинул родные поля. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На... →→→
  56. Вы ушли, как говорится, в мир в иной. Пустота... Летите, в звёзды врезываясь. Ни тебе аванса, ни... →→→
  57. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё... →→→
  58. Не привыкайте никогда к любви! Не соглашайтесь, как бы ни устали, Чтоб замолчали ваши соловьи И чтоб цветы прекрасные увяли. И, главное, не верьте никогда, Что будто всё... →→→
  59. Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь... →→→
  60. В России расстаются навсегда. В России друг от друга города столь далеки, что вздрагиваю я, шепнув «прощай». Рукой своей касаюсь невзначай её руки. Длинною в жизнь... →→→
  61. Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я... →→→
  62. Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, над нашей родиною дым, и, значит, нам нужна одна победа,... →→→
  63. Ты хорошая очень — знаю. Я тебе никогда не лгу. Почему-то только скрываю, Что любить тебя не могу. Слишком сильно любил другую, Слишком верил ей много дней. И когда я тебя... →→→
  64. Воротишься на родину. Ну что ж. Гляди вокруг, кому ещё ты нужен, кому теперь в друзья ты попадёшь? Воротишься, купи себе на ужин какого-нибудь сладкого вина, смотри в окно и... →→→
  65. Лист смородины груб и матерчат. В доме хохот и стёкла звенят, В нём шинкуют, и квасят, и перчат, И гвоздики кладут в маринад. Лес забрасывает, как насмешник, Этот шум на... →→→
  66. Мы любим землю, но сердца У нас не беспредельны, И каждому рукой Творца Дан уголок отдельный, Чтоб он, как милосердный бог, Трудясь над мирозданьем, Свой добрый мир построить... →→→
  67. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в... →→→
  68. Знаешь, я хочу, чтоб каждое слово этого утреннего стихотворенья вдруг потянулось к рукам твоим, словно соскучившаяся ветка сирени. Знаешь... →→→
  69. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь... →→→
  70. Мои глаза в тебя не влюблены, — Они твои пороки видят ясно. А сердце ни одной твоей вины Не видит и с глазами не согласно. Ушей твоя не услаждает речь. Твой голос, взор и рук... →→→
  71. Октябрь. Море поутру лежит щекой на волнорезе. Стручки акаций на ветру, как дождь на кровельном железе, чечётку выбивают. Луч светила, вставшего из моря, скорей пронзителен,... →→→
  72. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой... →→→
  73. А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины? Ужели и хорей, серебряный флейтист, погибнет, как форель... →→→
  74. Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет. Есть дубликаты — как домик убранный, где они жили немного лет. Вас лаем встретит... →→→
  75. Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. О, возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться... →→→
  76. Часы останови, забудь про телефон И бобику дай кость, чтобы не тявкал он. Накрой чехлом рояль; под барабана дробь И всхлипыванья пусть теперь выносят гроб. Пускай аэроплан,... →→→
  77. Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы.... →→→
  78. А грустно было и уныло, печально, да ведь? Но всё осветит, всё, что было, исправит память — звучи заезжанной пластинкой, хрипи и щёлкай. Была и девочка с картинки с завитой... →→→
  79. Ты возьми земли в горсти, Сколько сможешь унести, Помяни ты тех потом, Кто уснул в ней вечным сном, Но не рыцарей-дворян, А безвестных англичан, Чей суровый скорбный путь... →→→
  80. Я что-то часто замечаю, к чьему-то, видно, торжеству, что я рассыпанно мечтаю, что я растрёпанно живу. Среди совсем нестрашных с виду полужеланий, получувств щемит:... →→→
  81. Благодарю за всё. За тишину. За свет звезды, что спорит с темнотою. Благодарю за сына, за жену. За музыку блатную за стеною. За то благодарю, что скверный гость, я всё-таки... →→→
  82. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят... →→→
  83. Жил-был художник один, домик имел и холсты. Но он актрису любил, ту, что любила цветы. Он тогда продал свой дом — продал картины и кров — и на все деньги купил целое море... →→→
  84. — Отдать тебе любовь? — Отдай... — Она в грязи... — Отдай в грязи. — Я погадать хочу... — Гадай. — Ещё хочу спросить... — Спроси. — Допустим, постучусь... — Впущу. — Допустим... →→→
  85. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадёрнутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой. Только крыши, снег и,... →→→
  86. Я дважды пробуждался этой ночью и брёл к окну, и фонари в окне, обрывок фразы, сказанной во сне, сводя на нет, подобно многоточью, не приносили утешенья мне. Ты снилась мне... →→→
  87. Где-то есть город, тихий, как сон. Пылью текучей по грудь занесён. В медленной речке вода как стекло. Где-то есть город... →→→
  88. Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора... →→→
  89. Граждане, у меня огромная радость. Разулыбьте сочувственные лица. Мне обязательно поделиться надо, стихами хотя бы... →→→
  90. Любить иных — тяжёлый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи... →→→
  91. Наше море кормили мы тысячи лет И поныне кормим собой, Хоть любая волна давно солона И солон морской прибой: Кровь англичан пьёт океан Веками — и всё не сыт. Если жизнью надо... →→→
  92. О, весна! без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В... →→→
  93. Увы, пророчества сбылись — Черна предгрозовая высь, Звезду обманом не кори — Надолго ночь, не жди зари. Готовься! Грянет ураган, И тишина сейчас — обман, Но может статься, в... →→→
  94. Недотрога, тихоня в быту, Ты сейчас вся огонь, вся горенье, Дай запру я твою красоту В тёмном тереме стихотворенья. Посмотри, как преображена Огневой кожурой абажура Конура,... →→→
  95. Быть поэтом — это значит тоже, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом — значит петь раздольно, Чтобы было... →→→
  96. Ты меня не догонишь, друг. Как безумец, в слезах примчишься, а меня — ни здесь, ни вокруг. Ужасающие хребты позади себя я воздвигну, чтоб меня не настигнул ты! Постараюсь я... →→→
  97. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго... →→→
  98. Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На берег тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было —... →→→
  99. Мне далёкое время мерещится, Дом на Стороне Петербургской. Дочь степной небогатой помещицы, Ты — на курсах, ты родом из Курска. Ты — мила, у тебя есть поклонники. Этой белой... →→→
  100. Внемлите Закону Джунглей, он стар как небесная твердь, Послушный Волк преуспеет, но ждёт нарушителя смерть. Как питон, что ствол обвивает, в обе стороны действен Закон: Стая... →→→

Цитаты про стихи и поэзию (200 цитат)

Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Не каждый стих может считаться поэзией. Стих предполагает рифму. А золотое правило поэзии : рифма либо должна быть везде, либо ее не должно быть нигде. Существуют стихотворения и без рифмы: белые стихи, верлибры. Поэзией можно считать стихотворения, наполненные смыслом, богатые выразительными средствами: эпитетами, метафорами и т. д  Лучшие цитаты про стихи и поэзию представлены в этом разделе.

Поэта не может разгадать тот, кто не умеет сложить стиха.

Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно.

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.

Похороните музыку и поэзию, и наш мир превратится в хлев.

Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное.

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.

Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.

Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновленного.

Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.

Поэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу.

Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности. Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться.

В свой час своя поэзия в природе.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

Поэтический образ — это всегда трансляция смысла.

Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания.

Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа.

Чтите философов, но не подражайте им; ваш путь, увы, иной. Он неотделим от невроза. Пути поэзии и невроза пересекаются и чаще всего на последнем этапе сливаются — поэтическая струя почти неминуемо растворяется в кровавом потоке невроза. Но выбора у вас нет. Другой дороги тоже.

Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.

Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей.

Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной.

Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря.

Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.

Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил.

Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше. 

Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.

Я не стремлюсь охватить своими стихами все.

Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря.

Стих прежде всего — гармония.

Любовники, безумцы и поэты Из одного воображенья слиты!..

Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

В довоенные времена жил один старый больной поэт, которого совершенно забыли и по настоянию которого, как я где-то прочел, всем посетителям должны были говорить, будто его нет дома. Время от времени жена — из жалости к нему — звонила в дверь.

Поэт есть мир, одним объятый человеком.

Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным.

Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания.

Поэзия есть высший род искусства.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Поэт — дитя, он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.

Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше.

Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы.

Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира.

Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок.

Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил.

Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.

Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно.

Поэзия — это душа подвига, обращающего красоту в добро.

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.

Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.

Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное, бесстрашное слово правды.

Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Молодые поэты льют много воды в свои чернила.

Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.

Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновленного.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством.

Цель поэзии — полезная правда.

Поэзия нуждается не в анализирующем, а в верующем духе.

Некоторые поэты похожи на медведей, которые постоянно сосут собственную лапу.

Поэты лгут, но их ложь приятна.

Поэзия стала повседневностью.

Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.

Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.

Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.

Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого.

Плохие поэты стирают следы превращений, хорошие — открыто демонстрируют их.

Когда легко написать хорошее стихотворение — трудно сделаться поэтом.

Поэты берутся не откуда же ни будь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.

Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их.

Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.

Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история — только единичное.

Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.

Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.

Стихотворение это голый человек.

Когда легко написать хорошее стихотворение — трудно сделаться поэтом.

Цель поэзии — полезная правда.

Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах.

В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы.

Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил.

Обычно математику считают прямой противоположностью поэзии. Однако математика и поэзия — ближайшие родственники, ведь и то и другое — работа воображения.

Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в тоже самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдовывание, ясновидение, пророчество, состязание.

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях.

Миф, в какой бы форме он ни передавался, всегда есть поэзия.

О поэзии могу теперь сказать так: это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова.

На самом деле творец обыкновенно испытывает одни огорчения.

Поэт — дитя; он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Скромность поэтов — ложная скромность, ведь они такие же люди, как все.

Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни.

Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.

Песни и стихи состоят из того же материала, что и души; они проникают из мира в мир почти беспрепятственно.

Настоящий поэт чувствует себя ребенком в окружающем мире.

Один безупречный сонет стоит длинной поэмы.

Я всю любовь, все лучшие стремленья, Всё, что волнует грудь в ночной тиши, И все порывы пламенной души Излил в свои стихотворенья.

О поэзии могу теперь сказать так: это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова.

Из европейской поэзии исчез крик. Осталось жонглирование словами, художества акробатов и эстетов. Эквилибристика опустошенных.

Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта.

Поэтическое есть та доля привычного, что растворяется в необычном и растворяет в нем нас.

Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу.

Философия в поэзии все равно что серебро в колокольном сплаве.

Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии.

Поэзия может на словах попирать установленный порядок, но она не может занять его место.

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

Поэзия может на словах попирать установленный порядок, но она не может занять его место.

Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.

Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.

Поэзия стала повседневностью.

Где жизнь, там и поэзия.

Философствовать в стихах — пытаться играть в шахматы по правилам шашечной игры.

Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения.

Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным.

Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле – дарить душу.

Из европейской поэзии исчез крик. Осталось жонглирование словами, художества акробатов и эстетов. Эквилибристика опустошенных.

В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы.

Поэзия – изображение глубокой и наиболее таинственной деятельности человеческого чувства.

Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии. То же самое с философией, да и со всем на свете.

Поэтическое есть та доля привычного, что растворяется в необычном и растворяет в нем нас.

Даже плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства.

Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы.

Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их.

Подлинным содержанием лирики является сама душа, субъективность как таковая.

Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше.

Негодование делает поэтом.

В стихах непременно должна быть эмоциональность.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он — предметом мечтаний.

Поэзия – дьявольское вино.

Я не стремлюсь охватить своими стихами все.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.

Поэзия – не блаженная свобода, не радостное парение, а горестный священный долг, рабство избранных.

Поэты желают быть или полезными, или приятными.

Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.

Моя религия, поэзия, моление – до искр из глаз! Все пальцы у меня порезаны о рифы рифм и фрезы фраз.

Раздражительное племя поэтов.

Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.

Поэзия – моя держава, я вечный подданный её.

Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.

Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека.

Поэзия – задание небес, которое нужно выполнить насколько возможно лучше.

Поэзия — говорящая живопись.

Поэзия — музыка души.

Всё, мной прозой написанное, есть моя личная заслуга, а вот стихи мои надиктованы откуда-то сверху.

Поэт всегда простак.

Не следует обращать внимания на крохотные пятнышки на лучезарном солнце: пусть лучше подумают о том, сколько пришлось пободрствовать Гомеру, чтобы создать произведение, в котором так много света и так мало теней.

Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря.

Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Миф, в какой бы форме он ни передавался, всегда есть поэзия.

Человек либо сходит с ума, либо пишет стихи.

Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.

Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии. То же самое с философией, да и со всем на свете.

Дело поэта – умножать гармонию. Поэт – сын гармонии, ему принадлежит место в культуре.

Все поэты — безумцы.

Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно.

Стих прежде всего – гармония. Это та же музыка, только соединённая со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутьё гармонии и ритма.

Один безупречный сонет стоит длинной поэмы.

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше. Гораций (Квинт Гораций Флакк) Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.

Поэзию мы называем музыкальной мыслью.

Из всех представителей рода человеческого зависти и злословию более всего предаются плохие поэты.

Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни.

Стихи есть выражение мысли, среднее между разговорным языком и музыкой.

Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.

Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии.

Поэзия – это симбиоз звука и смысла.

Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.

Поэтический образ — это всегда трансляция смысла.

Стихи, даже самые великие, не делают автора счастливым.

Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора.

Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.

Поэзия не в форме мысли, а в самих мыслях.

Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!

Поэт всегда простак.

Форму мыслей может принимать что угодно, а в форму поэзии можно облечь даже их полное отсутствие.

Для поэзии идея — это все… Поэзия вкладывает чувство в идею…

Поэты желают быть или полезными, или приятными.

Когда не могут воспарить мыслями то прибегают к высокому слогу.

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.

Молодые поэты льют слишком много воды в свои чернила.

В свой час своя поэзия в природе.

Из всех представителей рода человеческого зависти и злословию более всего предаются плохие поэты.

Не всякий, кто может писать стихи, поэт.

Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он — предметом мечтаний.

Поэты имеют то общее с еретиками, что они всегда защищают свои произведения, но что совесть их никогда не оставляет их в покое.

Где кончается слово, там начинается музыка.

Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.

Настоящий поэт чувствует себя ребенком в окружающем мире.

от Эдгара По до Боба Дилана • Arzamas

20 главных американских поэтов: их биографии, значение и влияние, самые характерные стихи с переводами на русский язык и живые голоса

Литература США, наверное, самая богатая за последние сто с небольшим лет. Поспорить с ней может разве что китайская литература, набравшая силу в последние десятилетия, и латиноамериканская, если объединить вместе все испаноязычные страны региона. Многие течения, домини­рующие в мировой литературе, впервые возникли в Америке, а затем в изменен­ном и преобразо­ванном виде распространились в европейских странах. Почти всегда их родона­чальники внимательно читали европейскую литературу: она помогала им со стороны посмотреть на собственную культурную ситуацию. Объектами такого внимания была прежде всего французская литература, законодатель­ница мод XIX столетия, и британ­ская, с которой, несмотря на общность языка, литература США имеет меньше общего, чем могла бы. Почти в каждом замет­ном явлении мировой литературы прошедшего столетия можно уловить американское эхо, хотя оно может быть более слабым (как в стихах Владимира Маяковского) или более сильным (как в рас­сказах Хорхе Луиса Борхеса).

В эту подборку вошли 20 поэтов, принадле­жащих к разным направлениям американ­ской поэзии. Это далеко не исчерпывающий список важных амери­канских поэтов: их существенно больше. В подборке, напри­мер, пропущены такие значи­мые имена, как Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Лонгфелло, Хильда Дулитл, Эми Лоуэлл, Харт Крейн, Карл Сэндберг, Дениз Лавертов, Элизабет Бишоп, Энн Секстон, Фрэнк О’Хара, Чарльз Олсон, Майкл Палмер, Майя Анжелу, Ч. К. Уиль­ямс — хватит по крайней мере на еще одну такую подборку. Кроме того, здесь отсутствуют поэты, которые в разные периоды жизни участвовали в американской литературной жизни, но при­надлежали все же к другим англогово­рящим странам: нет здесь нобелевского лауреата Дерека Уолкотта, уроженца карибской Сент-Лусии; британца Уистена Хью Одена, принявшего американское подданство; канадской поэтес­сы Энн Карсон, которую сейчас внимательно читают в США. Тем не менее, ознакомив­шись с тем, что писали присутствую­щие здесь 20 поэтов, а также приняв во внимание те лите­ра­турные связи, в кото­рых они состояли с другими поэта­ми и писа­телями, можно получить более или менее объемное представление о том, что такое американская поэзия и почему ее влияние так велико.

В поэзии США действовало множество школ и направлений, каждая из кото­рых предла­гала свои пути реформирования литературы. И хотя в ней были и отдельные консерва­торы, полагав­шие, что лучше ничего не ме­нять, знаме­нита она в первую очередь поисками нового языка, способ­ного отражать новую реальность — когда самые отдаленные точки мира связаны друг с другом непрекра­щаю­щимися финансовыми и информа­цион­ными потоками. Поэзия одновременно и описывала этот мир, и участво­вала в его создании.

В XIX веке было одно направление в амери­канской поэзии, которое предлагало уни­кальную идейную программу — трансцен­дентализм  Трансцендентализм — философское и лите­ратурное движение в США XIX века. Лидера­ми его были Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дейвид Торо. На движение повлияли прежде всего философия Канта, а также древнеин­дий­ская мысль (философия веданты), оно было полемически настроено к христианству, стремясь обнаружить искры божественного (трансцендентного) в каждом человеке. Ключевое произведение трансцендента­лизма — эссе Эмерсона «Природа» (1836)., вождем кото­рого был философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон. В той или иной мере с этим направ­лением считались все американские поэты столетия: кто-то радостно прини­мал его (как Уолт Уитмен), кто-то яростно с ним боролся (как Эдгар Аллан По). В ХХ веке таких направлений стало намного больше: первым модернист­ским течением в литературе США был имажизм  Имажизм — литературное движение, суще­ствовавшее на рубеже 1900–10-х годов. Наибо­лее известными представителями движения считают Эзру Паунда, Хильду Дулитл (подписывалась криптонимом H. D.) и Эми Лоуэлл. В центре внимания имажистов находился образ, который, по словам Паунда, «представляет интеллектуальную и эмоцио­нальную совокупность в единый миг». Поэты движения отказывались от регулярных раз­ме­ров и рифмы, чтобы сосредоточить все внимание читателя на изображаемом., возглавляе­мый сначала Эзрой Паундом, а затем Эми Лоуэлл. В 1930-е годы возник объекти­визм, стремящий­ся отсту­пить в сторону от усложнен­ного письма послевоенных модернистов (в лице Паунда и его младшего друга Томаса Стернза Элио­та) и обнару­жить особый, «американ­ский» поэтический язык, не зависящий от импорт­ной евро­пейской культуры. В послевоенной литера­туре обнаружи­вается уже множество разнообраз­ных течений: от относительно узких групп, объединявших несколь­ких единомышленников (вроде нью-йоркской школы или школы Блэк-Маунтин), до широ­ких течений, захватываю­щих целые регионы (Сан-Францис­ское возрождение) или даже выходящих за пределы Америки (битники, школа языка). Ориентироваться в этих тече­ниях — значит понимать не только амери­кан­скую литературу, но и мировую, напри­мер русскую, для которой амери­канские авторы в последние полвека были едва ли не главными собеседниками.

Заметку о каждом из поэтов завершает стихотво­рение — в оригинале и в пере­воде на русский, и здесь у составителя часто возникали трудности: в некоторых случаях переводы удачно станови­лись частью русской литературы (как сначала переводы Уитмена и По, а затем Гинзберга), в других — автор был переведен очень приблизи­тельно, так, что по переводу, даже если он фор­маль­но хорош, почти невозможно составить представление о его поэтической индиви­дуаль­ности. Наконец, в худшем случае перевода текста не существует, часто потому, что на работу такой сложности мало кто способен (это случай одной из цент­раль­ных фигур американ­ской литера­ту­ры — Гертруды Стайн). В каждом случае прихо­дилось искать особое решение, и часто выбира­лись самые новые пере­воды — в силу того, что их поэти­ческий язык более или менее современен.

В статьях приводятся видео того, как сами поэты читают свои стихи. К сожале­нию, не для всех поэтов можно найти те записи, где они читают самые удачные свои произ­ведения, поэтому эти записи скорее дают общее представ­ление о том, как должны были звучать стихи, с точки зрения их авто­ров. Исклю­­че­ния — Эдгар По и Эмили Дикин­­сон: первый умер раньше, чем была изобре­­тена звукозапись, а вторая вела слиш­ком уединенный образ жизни.

Наконец, самые важные американские стихо­творения часто очень длинны (в этом отли­чие американской поэзии и от русской поэзии, и от французской). Это касается и Эдгара Аллана По, и Уолта Уитмена, и Аллена Гинзберга. В тех случаях, когда это было возможно без нарушения целостности, приводились наиболее характерные отрыв­ки — несомненно, заинтересовавшийся чита­тель сможет с легкостью найти эти произве­дения и прочитать их целиком.

по одной строке: chto_chitat — LiveJournal

Великая русская литература – это совокупность произведений и имен. В прозе имя и произведение идут в паре: Лев Толстой – «Война и мир», Федор Достоевский – «Братья Карамазовы» и т.д. В поэзии связь имен и произведений ослаблена. Конечно, все знают, что «Евгения Онегина» написал А.С. Пушкин, но дальше – сложнее. В городах именами поэтов названы улицы, а что написали поэты, мало кто может сказать.

Заставить современного человека читать стихи нельзя, время не то. Стихи читает только тот, кто хочет. Читателей стихов стало меньше, чем поэтов. Сейчас не то время, когда поэты были «властителями дум».

Но поэзия не умерла, в поэтическом слове содержится такая сила, что хорошая поэтическая строка сама, в отрыве от своего создателя-поэта проникает в язык, становится обязательной частью речи. Хорошо бы молодым людям знать главных поэтов и связать сеть имен с сетью стихотворений, отдельных стихотворных строк.

Целые стихотворения оставили в памяти массового читателя только Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, может быть, еще несколько поэтов. От большинства знаменитых поэтов остались одна строка или несколько строк. Но хорошо бы, произнося эту строку, знать, кто ее придумал, хотя большинство людей, вставляя в свою речь часть стихотворения, не знают этого. Они полагают, что используют общепринятый оборот речи, «так все говорят», также как мы, используя народные пословицы и поговорки, не знаем, кто их автор.

В таблице приведены авторы известных стихотворных строк. Популярность строк определяется различными факторами: совершенством (в смысле: мудростью, музыкальностью, красотой, пронзительностью и т.д.), известностью песни, если строка из песни, а также случайными причинами. В таблицу вставлены также не очень популярные строки очень известных поэтов.

С благодарностью принял бы правки и дополнения коллег, особенно если подскажете подходящие строки Каролины Павловой, Николая Рубцова, Семена Кирсанова и других очень хороших поэтов.

Table 1
Table 2
Table 3
Table 4
Table 5
Table 6
Table 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *