Учеба в программировании – Веб-разработчик — обучение web-разработке | GeekBrains — образовательный портал | GeekBrains

Содержание

Куда пойти учиться на программиста / Habr

Школьники уже, кажется, сдали ЕГЭ и вот-вот отправятся подавать документы в ВУЗы. Программирование и IT-технологии пользуются стабильным спросом, примерно как юридические и экономические специальности 10 лет назад.

В этой статье я расскажу как работает высшее образование для IT, как правильно выбрать IT-специальность.
Статья будет полезна не только абитурентам-2015, но и школьникам старших классов, которые уже решили связать свою жизнь с IT.

Нужно ли поступать в ВУЗ, чтобы стать программистом?


Существует множество точек зрения на этот вопрос и, уверен, в комментариях его не раз поднимут. По моему скромному мнению, высшее образование не является обязательным условием становления специалиста в области IT, ровно как и гарантией этого. Но может стать прочным фундаментом для профессионального роста.

Вы можете читать книги, участвовать в OpenSource-коммьюнити, подрабатывать на oDesk и через несколько лет будете опытным разработчиком, без высшего образования. Правда, ничто не мешает это всё делать параллельно учёбе в ВУЗе, кроме собственной лени.
Вы можете поступить, сдавать зачёты и экзамены, получить диплом и не стать в итоге профессиональным программистом — таких историй миллионы.

Хороший ВУЗ даёт прежде всего отличные условия для того, чтобы получать знания, опыт, связи и вырасти как личность. И только от вас зависит, как вы будете их использовать (и будете ли вообще).
Примем условно, что вы уже приняли решение получить высшее образование в сфере IT, и пойдём дальше.

Бакалавр, специалист и магистр



С тех пор как министерство образование решило интегрировать Россию в болонскую систему высшего образования прошли годы и многое изменилось. Раньше все ИТ-шники могли получить только диплом специалиста. В этом году выпустились последние дипломированные специалисты (за исключением специальностей, где срок обучения более 5 лет).
Сейчас вы можете стать бакалавром, после этого — магистром, а далее поступать в аспирантуру для соискания российского аналога Ph.D.

Что изменилось на самом деле?
В старых учебных планах для «специалистов» урезали количество часов на один год, при этом самые сложные дисциплины были либо удалены, либо сокращены. Многие академические темы из области алгебры, теории вероятности, физики останутся для бакалавра неосвещёнными преподавателем. В ряде специальностей, где программирование является вспомогательной компетенцией (например, информационная безопасность), под нож попали различные технологии программирования — от web-разработки до параллельного программирования.

В остальном ни теоретический материал, ни методика преподавания не изменились. Сократился объем материала. Если в каком-то ВУЗе раньше давали лабораторные для Pascal, то по-прежнему их и дают.
При этом учебные планы магистратуры могут похвастать новизной. Об этом можно написать отдельно, если будет спрос.

Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи. В терминологии разработчиков это Junior, подающий надежды через 2-4 года стать Middle Developer. Во многих компаниях таким выпускникам без опыта устраивают стажёрские программы с наставником на 6-12 месяцев.

Прикладной и академический бакалавриат


Само собой тот факт, что специалитет просто уменьшили на 20%, не мог порадовать министерство образования. Мало кого может порадовать «недоспециалист», который теперь знает ещё меньше. Поэтому с 2015 года будут повсеместно вводить прикладной бакалавриат как альтернативу неполному академическому образованию.

Если коротко, то прикладной от академического отличается новым учебным планом, где все дисциплины сфокусированы на выпуск максимально готового к реальным рабочим задачам сотрудника. Без стажировок и прочих головняков для работодателя. Например, из академического бакалавриата может выйти «математик-программист», а из прикладного «Разработчик .Net», «Разработчик реляционных баз данных» или «Программист C++». Последние более интересны рынку труда сразу после окончания ВУЗа, первые же после окончания бакалавриата должны поступать в магистратуру и дальше качать свои компетенции, чтобы после выпуска претендовать на более высокие позиции. Другая полезная вещь — участие в учебной программе прикладного бакалавриата работодателей (как базы практики) и IT-вендоров.

Несмотря на то, что идея на мой взгляд здравая и её реализация была начата ещё 5 лет назад в 44 пилотных ВУЗах, я ещё не встречал ни качественно новых учебно-методических материалов, ни готовых к самостоятельной работе выпускников. Предполагаю, что в ближайшие 2-3 года ничего не изменится и значительной разницы в подготовке академического и прикладного бакалавриата не будет. Тем не менее, если вы уже решили быть магистром — поступайте на академический, если после 4 лет обучения планируете идти работать, а к магистратуре вернуться «когда-нибудь» — то на прикладной.

Преподавание в ВУЗе


Если в школе учатся, то в ВУЗе обучаются. И разница тут огромна. Никто не будет заставлять учиться. Если хотите получить диплом — сидите, разбирайтесь, спрашивайте у однокурсников. Преподаватель — это просто носитель знаний, который умеет эти знания пояснять. Его цель — рассказать, ваша — понять. Если вы что-то не поняли — преподаватель свою цель всё равно выполнил. Даже если в отдельных случаях это не так — лучше думать именно в такой парадигме, будет меньше разочарований.

Качество преподавания заключается именно в том, насколько хорошо преподаватель доносит до вас знания, какую практическую компетенцию вы при этом получаете. Например, донести принцип ООП можно на языке программирования Delphi, а можно на C# или Java. Вы поймёте ООП в любом случае, если будете стараться, но знакомство с языками C# или Java будет полезно для вас в будущем, при подготовке курсовых работ, при подработке или дальнейшем трудоустройстве.

Преподавание — штука инертная. Чем больше преподаватель читает один и тот же курс на примере одних и тех же технологий — тем лучше у него получается донести знания до студентов. Но IT-технологии меняются слишком быстро, поэтому возможны две крайности:

  1. преподаватель читает вам то, что морально устарело, но вы всё прекрасно понимаете
  2. преподаватель рассказывает о новейших технологиях, но у вас остаются большие пробелы в понимании чего-либо (если вы не восполните их самостоятельно в книгах, на StackOverflow или MSDN — то так оно и останется).

Есть замечательные преподаватели, которые каждый год обновляют 30% своего учебно-методического материала, но на такие усилия готов не каждый.

Помимо дробления бакалавриата на академический и прикладной, сейчас также проходит обновление стандартов образования со второго поколения на 3 и 3+. В условиях такого количества изменений в преподавании — есть риск, что ближайшие 2-3 набора студентов будут подготовлены хуже, чем последующие. А значит — нужно прилагать больше личных усилий.

Выбирая ВУЗ и специальность желательно знать Кто и Что вам будет рассказывать. Перед окончательным выбором — узнавайте у текущих студентов, читайте студенческие группы VK.

Выбор специальности


Итак, вы решили получить высшее образование, стать программистом. И не просто программистом, а, например, именно Web-разработчиком, специализирующемся на frontend. Круто, что в 18 лет уже есть цель в жизни, но спешу расстроить. В нашем государстве есть такая штука как стандарты высшего образования и они куда более абстрактны, чем вам бы этого хотелось.

Полный список стандартов высшего образования можно посмотреть вот тут. Не по всем ещё есть стандарты поколения 3+, но до конца года будут. Рекомендую почитать эти скучные документы.

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС).


Специальность, дающая наилучшие условия для развития компетенций разработчика.

Вы изучите: технологии программирования на различных языках (обычно за 4 года вы познакомитесь с минимум тремя языками программирования — например: C++, C#, Lisp, или C++, Java, Python), разработка и основы администрирования реляционных и объектно-ориентированных БД, сетевые технологии, разработка приложений «клиент-сервер», «клиент — сервер приложений — сервер БД», параллельное программирование.

Обучение даёт понимание программирования в принципе, за пару месяцев вы способны изучить любой язык программирования и развиваться в нём; понимание как работает любая программа, как решить большинство вычислительных задач. После получения диплома из вас крепкий Junior, но как только вы разберётесь с конкретными задачами и инструментами в конкретной компании, багажа знаний будет достаточно, чтобы претендовать на Middle.

После опыта работы и хорошей магистратуры по этой специальности вы сможете не просто делать программы и информационные системы, но познакомитесь с принципами разработки высоконагруженных систем, управления командой, планирования разработки и сможете претендовать на Senior и Team Lead.

Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ).


Специальность близка к МОАИС, но ориентирована на вычислительные эксперименты и исследовательские задачи.
Иными словами, как программист вы будете в наилучшей форме, но вы будете почти бесполезны для решения практических бизнес-задач. Зато вы ценный кадр для R&D-департаментов, научных лабораторий и научно-исследовательских команд. Обучение по этой специальности в хорошем ВУЗе даёт возможность выбирать место работы по всему миру, работая известных компаниях. Уже изначально предполагается, что бакалавриат будет только первой ступенькой вашего образования.

Вполне реальная история: получив бакалавра в МГУ, поступить в магистратуру CalTech. Само собой, физика, алгебра и матанализ должны быть вашей страстью.

Информатика и вычислительная техника (ИВТ)


Специальность ориентирована на воспитание системных программистов, работающих «с железом». У вас будут навыки программирования роботов, систем реального времени и работы с паяльной лампой. С таким образованием разрабатывать скучные учётные системы и веб-приложения не захочется, но ваша дальнейшая карьера может начаться как инженера по видеонаблюдению в небольшом ЧОПе, так и в лаборатории робототехники крупного бренда (само собой после прохождения магистерской программы).

На мой взгляд с чисто программистскими специальностями всё. Ниже будет перечень специальностей, где тоже обучают программированию. Но если у специальностей сверху учебный план построен так, чтобы выпустился Программист, то у специальностей ниже — Специалист в чем-то с навыками программирования.

Не только программист


Программная инженерия

Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.
Прикладная информатика

Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.
Бизнес-информатика

Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.
Информационные системы и технологии

Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.
Математика и компьютерные науки

Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.
Информационная безопасность

Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.

Важно понимать, что всё зависит от конкретного учебного заведения. Это как стандарт HTML и его реализация на сайте провинциального салона красоты. Есть ВУЗы, где студенты всех специальностей ходят на одинаковые лекции. Есть ВУЗы, где МОАИС изучает Visual Basic и Pascal, пишет макросы в Excel, а базы данных изучает на примере Access. Если в вашем родном городе именно такой ВУЗ, то пора покупать билеты на поезд.

Выбор специальности при поступлении крайне важен, поскольку определяет дальнейшую карьеру и, может быть, всю жизнь. Это по сути первый самостоятельный выбор в жизни и ошибка будет измеряться годами. Поэтому рано «выдыхать» после ЕГЭ, самое время узнать как можно больше про ближайший университет, его студентов и преподавателей. Удачи.

P.S. Предлагаю хабрапользователям поделиться личным опытом: какая специальность в каком ВУЗе помогла вам стать таким замечательным разработчиком.

Почему научиться программировать так чертовски тяжело? / Hexlet corporate blog / Habr

Привет, Хабр!

Взявшись за работу над образовательным проектом Хекслет, мы понимали, что на нас ложится большая ответственность. К нам приходит огромное количество новичков с вопросами и комментариями, такими как:

  • С чего начать обучение программированию?
  • У вас есть курс по Java для новичков, но я слышал, что нужно изучать Python, правда ли это?
  • На других сайтах все просто и понятно, а у вас какие-то компиляции и тесты!
  • Непонятно зачем нужен этот ваш курс по алгоритмам, в реальной жизни все алгоритмы уже реализованы в стандартных библиотеках

Но сложнее всего объяснить новичку, грубо говоря, во что он ввязывается. Благодаря очень простым, игровым образовательным проектам многие считают, что программирование это очень легко, а наши виртуальные машины, где нужно запускать тесты и компилировать код – это надуманная сложность. Давно хотелось найти такой материал, который бы подготовил новичка к длинному и сложному пути к карьере программиста. И недавно наши коллеги из Viking Code School такой материал написали! А мы его перевели для вас.

Квинси Ларсон был просто “офисным парнем в костюме”. Он решил научиться программировать. Начал спрашивать людей вокруг. Изучил немного Руби, потом быстренько посмотрел на другие языки вроде Scala, Clojure и Go. Он изучил Emacs, а потом Vim, а потом раскладку Dvorak. Он втыкал в Линукс, копался с Лиспом и кодил на Питоне, и жил при этом в командной строке больше полутора лет.

Его швыряло туда-сюда как листочек в торнадо. Каждый совет, который он слышал, тащил его то в одну, то в другую сторону, до тех пор пока он не прошел “каждый онлайн-курс по программированию во вселенной”. В конце концов, не смотря на то, что он получил работу разработчика ПО, Квинси:

… был уверен, что на первый взгляд нормальные программисты, с которыми я общался, были на самом деле социопатами, которые получили, а потом подавили в себе, травму при изучении программирования.

Ох. Звучит знакомо?

Фаза 1: Медовый месяц

Сложно винить человека, который приходит в индустрию программирования с какими-то особыми ожиданиями.

С одной стороны, вы с детства слышали слухи о сложности программирования. Мамы запугивали детей, чтобы те шли в гуманитарии.

С другой стороны, движение «Learn to Code” проделало фантастическую работу по удалению барьеров, и показало что кодить на самом деле довольно просто. Инструменты вроде Codecademy, Treehouse и Code School так мягко и за ручку подводят тебя к коду, что можно быть уверенным – я не просто смогу научиться программировать, я смогу стать полноценным разработчиком!

Внезапно, проблема не в страхе, а в избыточных надеждах и высоких ожиданиях.

В большинстве случаев эти инструменты на самом деле здорово справляются со своей задачей. Они проводят тебя как ребенка по дороге, полной страшных переменных и условий, ранних фаз синтаксиса. После каждого упражнения в игровом формате вы чувствуете себя все более и более уверенным в своих способностях. Я на самом деле могу это делать! Я практически уже разработчик!

Проблема в том, что вы находитесь в фазе “медового месяца”. Может казаться, что конец близок, но в реальности вы прошли лишь крохотный отрезок пути. Это только начало…

Рисуем маршрут

Перед тем как перейти к Фазе 2, давайте взглянем взглянем на весь путь.

В этом посте я проведу вас через все фазы типичного путешествия в кодинг и расскажу о том, что вам нужно знать чтобы выжить на каждом участке пути. Вы также узнаете о двух ключевых факторах, которые определяют путь – плотности ресурсов и размере необходимых знаний.

Дорогу к рабочей позиции разработчика можно определить в виде отношения вашей веры в себя к изменениям ваших навыков:

Это важное отношение, потому что ваша вера в себя напрямую коррелирует с ощущением счастья, и потому что там, где встречаются вера в себя и навыки и является точкой, когда вы готовы работать программистом.

Мы рассмотрим уникальные испытания, которые ждут нас в следующих трех фазах, но для начала вкратце рассмотрим каждую фазу:

1. Медовый месяц это очень приятное, очень комфортное путешествие через огромное количество отполированных до блеска обучающих ресурсов, которые показывают, что на первый взгляд сложные штуки на самом деле совершенно понятны, особенно с такой интенсивной поддержкой. Вы грубо говоря изучаете базовый синтаксис, но ощущаете себя героем.

2. Скала смятения это болезненное осознание реальной сложности после того, как помощник отпускает вашу руку. Оказывается, вы ничего не можете сделать сами. Главными испытаниями становится постоянная отладка кода. Непонятно какие вопросы задавать чтобы хотя бы начать двигаться в правильном направлении.

3. Пустыня отчаяния это долгий и одинокий путь через бездорожье, где каждое новое направление кажется верным, но часто вы просто ходите кругами и голодаете по ресурсам, которые могли бы помочь. Остерегайтесь “миражей мании” как сирен пустыни! Они уведут вас в никуда.

4. Подъем благоговения это та часть, где вы наконец находите путь через пустыню и начинаете понимать как создавать приложения. Ваш код все еще дырявый и хрупкий как карточный домик. Вера в себя растет потому что ваши сайты вроде как работают, вы изучили несколько важных паттернов, ваши друзья считают ваши интерфейсы крутыми, но вам страшно заглянуть под капот, и вы не знаете как делать production-ready код. Как отсюда построить мост к состоянию “готов к реальной работе”?

Я брал интервью у сотен разработчиков в течение последних нескольких лет и слышал отголоски всё одной и той же истории снова и снова. Цель этого поста — научить вас двигаться по пути обучения с широкого раскрытыми глазами и с таким компасом в руках, с которым вы ловко обойдёте все ямы, в которые попали те, кто шли до вас.

Давайте вернемся к фазе 2…

Фаза 2: Скала смятения

Итак, вы находитесь в фазе 1 – „Медовый месяц“. Вы заполняете пробелы и завершаете задачи, связанные с кодом в то время как ваша уверенность и возможности растут. Это не так уж плохо… К чему суета? Вы поднялись на «Гору иррационального изобилия»…

Будьте осторожны! Вы собираетесь переступить пропасть, которая ломает многих сильных учеников, вытесняя их в лагерь под названием „кодинг — это слишком тяжело“. Точный момент этого скачка происходит тогда, когда вы садитесь за клавиатуру, открываете свой текстовый редактор и пытаетесь в первый раз создать проект с нуля без каких-либо встроенных в браузер редакторов, костылей кода или полезных советов.

Блин…

Вы можете немного оттянуть этот момент, продолжая следовать учебникам, но никто ещё не достиг неба, не оторвавшись от земли, и настанет момент, когда вы будете творить волшебство в пустом текстовом файле. Вы только что вошли во вторую фазу обучения, где уверенность падает вниз на землю. Добро пожаловать на «Скалу смятения»:

Итак, вы компилируете. Вы боретесь и прокладываете свой путь к более-менее функциональному решению, но чувствуете, что чего-то не хватает. Вы воюете с багами так, что «Звездный десант» отдыхает. Но кажется, что каждая победа была одержана только по счастливой случайности, благодаря гуглу, и, уверенность в том, что вы когда-либо сможете понять все это, неизбежно падает.

Эта фаза разочарования хорошо видна как преподавателям, так и всем профессионалам нашей области. Программирование не может быть идеальным у всех, но мы хотим добиться от вас прогресса, потому что иногда малообещающие истории становятся грандиозными успехами.

Когда поддержка кончается и студентов толкают с обрыва со словами «лети», то слишком много испуганных птенцов падают вниз, так не научившись махать крыльями.

Страшно то, что вы еще даже не дошли до самых «вкусных» вещей. После того, как вы, наконец, устранили достаточное количество багов, чтобы положить конец восьмой казни египетской и фактически уже закончили несколько проектов, настанёт конец второй фазы. Но у вас всё только начинается.

Для тех, кто действительно собрался сделать карьеру в программировании, выживание на «Скале смятения» часто является точкой, после которой они всецело готовы погрузиться в новую жизнь. Но слишком многие остаются позади. И, к сожалению, вы только собираетесь войти в «Пустыню отчаяния».

Два ключевых фактора

Так в чем же на самом деле разница между первой и второй фазой? Почему фаза 2 («Скала смятения») так ужасна по сравнению с фазой 1 («Медовый месяц»)? Понимание этого поможет вам понять, что вашей вины абсолютно нет в том что, ваше путешествие выглядит так, как мы только что описали.

Есть два основных момента во время прохождения каждой фазы: плотность ресурсов и объем знаний. Давайте посмотрим, что это такое, прежде чем изучать, как они выведут вас к фазе 3.

Фактор 1: плотность ресурсов

Как я уже сказал выше, когда вы только начинаете, то кажется будто, миллион сторонних ресурсов пытаются схватить вас за руку и затянуть в программирование. Это потому, что их много!

Введите в поисковике «Уроки программирования», и на вас обрушится стена из нужных и полезных инструментов, таких как статьи, видеоролики и учебники. И, честно говоря, это здорово! Никогда раньше не было так много способов, чтобы начать учиться программированию.

К сожалению, на более поздних этапах плотность ресурсов быстро падает. Любой, кто прошёл от стадии новичка до среднего уровня, может подтвердить, что существует БОЛЬШАЯ разница между количеством имеющихся ресурсов в самом начале и тогда, когда вы впервые ищете помощь самостоятельно, без посторонней поддержки.

Эта проблема усугубляется при переходе к третьей фазе, когда количество знаний быстро возрастает, и есть одна причина, по которой мы называем эту фазу „Пустыней отчаяния“. Как только вы пройдете её и начнете точно чувствовать, что именно вам нужно искать, то ресурсы вернутся, и вы сможете использовать в работе большее количество технических средств, таких как блоги и видеоролики. Отчасти это просто умение задать правильные вопросы.

Вот как выглядит плотность ресурсов в каждой фазе (большая концентрация линий указывает на большую плотность ресурсов):

Фактор 2: объем знаний

Теперь давайте поговорим о втором вопросе, об объеме знаний. Он представляет собой общую широту новых тем, которые вы осваиваете в каждой фазе. Вот как это выглядит:

Когда вы только начали обучение, набор вещей, которые вам нужно понимать, ещё достаточно узкий. Каждому человеку, независимо от целей обучение, языка и предпосылок, необходимо изучить, что такое цикл «for», как построить логику условного оператора и познакомиться с основными структурами синтаксиса программирования. А зачастую даже и не приходится сталкиваться с некоторым из вышеприведенных базовых понятий, поэтому объем знаний на этом этапе является очень узким.

Как только вы отходите от основ, вы замечаете быстрое расширение базы знаний, так как начинаете сталкиваться с более сложными вопросами, такими как понимание разновидностей ошибок, или, когда именно использовать код, который вы знаете и как вообще его использовать. А это две разные вещи, потому что нет „правильного“ ответа на точный вопрос… Пока всё очень размыто.

По мере продвижения к третьему этапу объем знаний станет расти. Теперь вы должны понимать, какие инструменты использовать, какие языки изучать, как писать модулярный код, знать основы CS и объектно-ориентированного программирования, обладать грамотным стилем кода и уметь искать ответы на вопросы (хотя бы в нескольких источниках). Каждый заход в Google или на сайт Hacker News погружает вас в огромное множество кроличьих нор и ошеломляет вас такими вещами, которых вы не знаете, но чувствуете, что должны их знать.

Вы не знаете, чего именно вы не знаете.

Только тогда, когда вы, наконец, сделали рывок и покинули пустыню, объем знаний снова начинает сужаться. К этому моменту, вы уже определили свою выбранную технологию и её место в общей системе. Вы, наконец, знаете (и довольно неплохо), чего именно вы не знаете и можете проложить путь через эти ямы. Вы будете продолжать расширять кругозор по мере продвижения вперед, к началу своей карьеры.

Фаза 3: Пустыня отчаяния

С пониманием ключевых факторов, можно увидеть, что «Скала смятения» является критической точкой. Мучения, вызванные совокупностью быстро растущего объема знаний и упадка плотности ресурсов привели к фазе, которую я называю „Пустыня отчаяния“.

В сущности, это пустыня, где вы знаете, что где-то есть конец, но не знаете, как до него добраться:

Пустыня длинна и кишит опасностями. Вы поймаете себя на том, что по пути рисуете «Миражи мании», которые представляют из себя десятки заманчивых ресурсов, содержащих искомые решения, но они опять бросают вас там, где есть только вы и песок, простирающийся во все стороны до горизонта.

Возможно, вы зарегистрируетесь на нескольких массовых открытых онлайн-курсах, таких как от Coursera, Udacity или EDX, или найдете учебник, который пообещает сопровождать вас всю дорогу. Вы думали, что извлекли урок из фазы медового месяца, что не существует простых ответов, но соблазн искать спасение слишком велик, и вы вновь верите обещанию, что именно на этот раз вас доставят к финишу, до которого не дошли другие.

Вы не можете выучить этот материал ни за неделю, ни за месяц, и на за один курс обучения, чтобы там не говорили, поэтому хватит попадаться в эту ловушку!

Существует НАМНОГО больше вещей, которые предстоит узнать, чем вы, возможно, ожидали. Даже если вы в состоянии заставить работать некоторые приложения, то очень трудно не чувствовать себя слабым звеном в огромной цепочке становления настоящим профессионалом. Трудно измерить ваш прогресс. Как вы узнаете, что вам изучать, если изучаете только необходимые вещи?

Даже если вы двигаетесь в правильном направлении, трудно определить ваш прогресс. Вы будете чувствовать себя совершенно потерянным до того самого момента, когда вы, наконец, сможете создать что-то, что выглядит и действует так, как вы ожидали. Но, вооружившись упорством и хорошим компасом, вы в конечном итоге получите ваши первые несколько „реальных“ запущенных приложений и поймете, что, наконец, начинаете получать опыт.

Безусловно, до этого момента было трудно, но, возможно, вся эта история с веб-программированием и не такая сложная, в конце концов… Everything's coming up Milhouse!

Фаза 4: Подъем благоговения

Вы прошли через пустыню и ваша уверенность растет. Вы мастерски владеете искусством гугл-фу и, наконец, понимаете о чем пишут в блогах и говорят в видеороликах. Возможно, вы уже углубились в конкретный язык или фреймворк и вы уверены, что вы можете скомпилировать и запустить работающее приложение.

Это и есть «Подъем благоговения»:

Снаружи всё может выглядеть хорошо, но в глубине души вы знаете, что вы ещё не достигли цели.

Вы можете создать работающее приложение, но что творится внутри него? Ваш код написан веревками и изолентой и, что хуже всего, вы даже не знаете, какие его части ужасны, а какие на самом деле просто отличны. Ваши периодические проблески сознания чередуются с глупыми ошибками и, что еще хуже, подкрадываются подозрения, что вы до сих пор ни черта не понимаете в том, что делаете.

Это фаза состоит из двух полюсов: вы чувствуете, что одна ваша половина — это пуленепробиваемый разработчик, а вторая — тонкая фанера с дикими глазами новичка, который утонул в своём пути. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше растет терзающее чувство неопределенности, как будто кто-то собирается «разоблачить» вас, как обманщика.

Вы чувствуете, что уже должны стать разработчиком, но дистанция между кодом, который вы пишете и «профессиональной» рабочей средой не сокращается…

В конце концов, однако, это произойдёт. Столько сил не могут быть потрачены даром! «Пустыня отчаяния» позади, а «Скала смятения» превратилась в далекое воспоминание. Вы, наконец, по-настоящему, на подъеме. Вы обучаетесь быстрей и разумней, чем когда-либо прежде, вы получили достаточное количество нужной практики, и ваши обрывочные знания превращаются в набор навыков профессионального уровня.

«Подъем благоговения» всегда занимает больше времени, чем вы ожидаете, и кажется бесконечным, потому что вы так близко… Но вы всё же достигнете его. Если вы настойчиво идёте в правильном направлении (тема следующего поста), то сможете убедить кого-то платить вам и спокойно продолжать учиться дальше. Работа ваша.

На что всё это похоже

Итак, теперь вы увидели, какая дорога ждёт впереди и почему она может быть трудной. Если рассмотреть все четыре фазы и выделить факторы, которые их разделяют, получится следующая картина:

Одно дело — знать путь, а другое дело — идти по нему. Давайте поможем вам начать.

Как дойти до конца живым

Путешествие кажется тяжёлым и это, честно говоря, не редкость. Важно понимать куда вы идёте, особенно если идёте в одиночку. Но вы не должны сдаваться. Есть способы, которые помогут быстро обойти большинство встречающихся проблем. Изучение кода редко даётся настолько просто, насколько некоторые делают вид, но это не так сложно, как кажется вам в периоды глубокого отчаяния.

В этом разделе я представлю основные тактики, которые можно использовать, чтобы держаться в правильном направлении.

I: Как Выжить в «Медовом месяце»

Разнообразие доступных ресурсов в «Медовом месяце» доставляет много веселья. Они делают большую работу, чтобы сформировать вам нужный тип логического мышления, который вы должны будете развивать в течение последующих фаз. Это прекрасное время, чтобы начать учиться коду. Итак, пробуйте, наслаждайтесь, но не забывайте держать в голове эти два совета:
  1. Начните пробовать разные ресурсы, чтобы найти те, которые лучше вам помогают в обучении, ищите наиболее интересные для вас проекты. Это могут быть быстрые решения от KhanAcademy, упражнения в браузере от Codecademy, книга Learn to Program Криса Пайна или школа кода Try Ruby. В начале будьте открытыми для всего и игнорируйте наставления в стиле «вы должны учить только это». На данном этапе весь код одинаковый.
  2. Далее выберите один подходящий для вас ресурс и старайтесь придерживаться только его. Пройдите курс от начала до конца, чтобы получить все основные знания, которые вам помогут написать базовые скрипты и приложения. А в дальнейшем приготовьтесь начать создавать свои собственные проекты.
II: Выживание на «Скале смятения»

Почти каждый из вас пройдёт через «Скалу смятения», поскольку единственный способ стать разработчиком — это разрабатывать. Вы можете претендовать на эту профессию, подписавшись на статьи (или на туториалы, которые выдают за «полные» курсы), но этим вы будете только откладывать неизбежное. Учебники — это хороший способ решить начальные задачи, но в некоторой момент вы должны будете отучить себя от соски и столкнуться с реальным миром.

Вот три совета, которые помогут самостоятельно перейти к компилированию:

  1. Работайте с кем-то в паре, даже если он такой же новичок как и вы. Вы будете удивлены, насколько легче отладить кажущуюся неисправимой ошибку, если подключить ещё две пары глаз.
  2. Читайте больше чужого кода, чтобы познакомиться с хорошими паттернами. Постарайтесь понять, почему автор сделал именно так, а не иначе. Вы ведь не сможете стать писателем, не читая чужих книг, не правда ли? Мы подробно рассмотрим это в следующем посте, а сейчас, заострите своё внимание на мелких проектах и задачах, для которых другие люди уже написали решения.
  3. Начните с малого и программируйте постоянно. Вы должны думать о будущих крупных и интересных проектах, но для этого ваша отладка должна стать гладкой, а поиск ресурсов не должен составлять труда. Опыт вы ничем не замените.
III: Выживание в «Пустыне отчаяния»

После того, как вы начали справляться с отладкой, самой большой проблемой становится отсутствие необходимых знаний и полная неизвестность, где их взять… Пустыня отчаяния. Всё что вам действительно нужно на этом этапе — это мощное движение вперед. Миражи мании открывают всё более интересные, но уводящие в сторону пути и кроличьи норы, как и схемы быстрого обучения, которые в конечном итоге только отнимают у вас время.

Итак, вот ключи к выходу из «Пустыни отчаяния»:

  1. Поставьте перед собой определенную цель, которую вы хотите достичь, потому что в противном случае вы закончите тем, что устанете гоняться за своим хвостом, изучая различные виды интересных, но по большому счёту ненужных вещей. Но если у вас есть свободное время, то можете опустить этот совет…
  2. Найдите верный путь, который ведет прямо к поставленной цели и убедитесь, что он действительно направляет вас к ней. Вам нужно копать глубже и не искать ответ среди рекламных лозунгов, суперобложек и улыбающиеся лиц на веб-сайтах различных курсов на вопрос „поможет ли мне это достичь поставленной цели или нет?“
  3. Сконцентрируйте всё своё внимание и не отвлекайтесь, потому что, если вы относитесь к тем людям, которым интересно изучать код, вы также заинтересуетесь изучением других интересных вещей. В те моменты, когда программирование даётся тяжело, вы должны особенно сильно продвигаться вперед, а не браться осваивать другие модные занятия.

Если вы способны определить путь и придерживаться его, вы непременно дойдёте до следующей фазы и не будете тратить месяцы или даже годы в погоне за миражами сквозь зыбучие пески этой пустыни.

IV: Выживание на «Высоком подъеме»

Подъем благоговения является одним из самых сложных переходов. Вы умеете разрабатывать приложения, но хотите стать настоящим веб-разработчиком. Подходя к этой фазе и к работе, вы должны делать три вещи:
  1. Найдите лучшую практику по программированию и следуйте её рекомендациям. Вы должны видеть разницу между решением и лучшим решением. Лучшие практики покажут большое различие между вашим вымученным кодом и профессиональным кодом высокого качества, написанным на рабочем месте.
  2. Сдерживайте свои амбиции. Наверняка, у вас есть такие пробелы в знаниях, о которых вы даже не подозреваете. Вы должны найти и восполнить их.
  3. Не пренебрегайте рутинной работой, она редко кому-то нравится, но она очень важна для перехода к профессиональному уровню. В неё входят такие вещи, как тестирование, модели данных, архитектура и деплой. Всё это очень легко забывается, но имеет основополагающее значение для правильного развития.

Ключ к решению вышеперечисленных проблем и к восхождению на «подъем благоговения» — это обратная связь. Студенты, которые полностью обучились самостоятельно могут быть работоспособными, но они редко обладают разборчивым, модульным, и гибким кодом, который характеризует их востребованность в профессиональной сфере. Вы должны работать с другими людьми, которые будут оспаривать ваши предположения, задавать каверзные вопросы и заставлять вас устранять утечки в ведре ваших знаний.

Итак… Возможно ли это вообще?

Это все может звучать ошеломляюще, но я уверяю вас, что многие другие упорно шли к своей цели и выжили на этом пути.

Понимая что вас ждёт, вы уже находитесь в выгодном положении, осталось только составить четкий план и обеспечить доступ к подходящему виду поддержки.

Безусловно, объем данной статьи не позволяет исследовать каждую фазу так глубоко, как хотелось бы, а также предоставить вам должные практические советы и инструкции детально, но, как было упомянуто выше, это путь с которым мы хорошо знакомы и над которым неистово трудимся, поэтому пытаемся вам помочь любым способом.

Удачи!

Сколько нужно времени чтобы научиться программировать? — Хабр Q&A

Смогу ли я самостоятельно изучить программирование до такого уровня чтобы устроиться на работу?(книги, видео уроки, гугл)
Да (Я сам такой же. Изучаю программирование уже года 2.5 (последний год конкретно, до этого так), но так и программировать качественно сам до сих пор не умею, т.е. именно писать свой source code, кот. был бы приемлем на профессиональном уровне, хотя и изучал и Swift, и Java, и даже C++, и Python. Копировать чужие программки и код - это не программирование, a обучение и дрочилка.
Сколько времени это займет?
В зависимости от сферы в какой хотите работать
(Для клЕпания сайтов - front end: недолго, для создания своих AI движков: очень долго)
Я лично, например, решил сконцентрироваться сейчас только на Python. По сути, если научиться капитально программировать (опять же, именно программировать(!), то после любой язык прогрраммирования (а для начальных прогеров синтакс) дается очень легко, т.к. понимаешь а) структурирование, б) архитектуру решения задач и в) собственно построение этого решения.
Я начинал с изучения со Swift'а для создания приложений на Iphone. С одной стороны рад, что начал с более сложного языка (а Swift - это intermediate язык по сложности), с другой нет, т.к. это было не программирование, а попытка копипастить откуда можно, чтобы что то работало, т.е. попытка сшить из носовых платков штаны, собственно, по сравнению с брюками нормальными от пиджака, также получались разноцветные шаровары, да еще и на соплях, да еще и если получались..
С чего лучше начать?
Начните с языка Python, самый легкий. Если есть английский:
1. "Learn to Program with Python" by Irv Kalb
2. www.udemy.com курсы Jose Podilla - рекомендую почти все
3. найдите сайт фоксфорд с лекциями по подготовке к ЕГЭ Тимофея Хирьянова, а потом для закрепления пройдите и все его курсы для 1 курса МФТИ (все есть на youtube)

Обязательно ли идти в универ?
Нет. По сути, если взяться конкретно за это (т.е. заниматься с 8 утра до 8 вечера, 6 дней в неделю, где то полгода-год), то можно закончить всю университетскую программу самому. Если еще есть хороший наставник, кот. подсказывает то за полгода точно можно даже хакером стать. Я все учил сам, что значительно и увеличило время изучения, так как иногда приходилось делать круги.
20 лет не поздно?
Да хоть в 60, если мозги работают. Самое главное желание.

PS От Себя.
По сути, программирование - это 3 этапа
а) структурирование, т.е. разбивка задачи на транзакции, для чего нужна логика, усидчивость и немного мозгов, т.е. само программирование здесь почти нулевое (больше нужно даже problem solving skills, но это уже отдельных навык, связанный с след. пунктом)
б) перевод затем всего этого структурирования в математический язык и алгоритмы,
т.е. знание алгоритмов, структур данных, паттернов итд итп всяких intermediate и advanced программных штук - что начинающий поймет после изучения базового синтаксиса, а также что не мало важно хороший уровень математики (матан, дискретка, линейная алгебра - 3 в особенности, ну и далее статистика, итд итп, т.е. по специализации)
c) и затем перевод это все в синтаксис, язык программирования, что со знанием базы уже становится очень просто

PPS проблема что пункт б) практически нигде не отмечают, особенно в курсах для начинающих, и в основном преподают тоже качественно учителя в ВУЗах, т.е. люди, кот. реально умеют программировать и писали, код, а не те, кто выучил синтаксис, а реальной практикой на профессиональном уровне никогда не занимались в своем большинстве

Как я сам научился программировать за 8 недель / Habr

Для многих, кто никогда не программировал, обучение программированию кажется невероятно сложной задачей. Как бы то ни было, спасибо тому огромному количеству ресурсов, которые недавно стали доступны в Интернет и являются бесплатными — самообучение программированию никогда еще не было таким простым.

Я начал изучать программирование в начале этого года, и могу сказать по своему опыту, что изучение достаточного количества материала, чтобы создать свой собственный прототип не такая уж и сложная задача, как вам кажется. В самом деле, если вы хотите иметь рабочий прототип в течение двух месяцев, не прибегая к использованию отгулов, это абсолютно выполнимая задача.

Ниже я описал простой путь от ничего не зная о разработке программного обеспечения до обладания рабочим прототипом за восемь недель, который примерно повторяет шаги, которые я выполнил.

Получение начального понимания языка программирования Python и общих методов программирования (2 выходных дня):

  • Learn Python the Hard Way. Несмотря на название, это довольно простой способ, он делает изучение основных понятий очень легким, и большинство уроков займет менее 10 минут. Тем не менее, я обнаружил, что данный способ не работает для некоторых, более сложных тем, так что я рекомендую остановиться после урока 42 и двигаться дальше.
  • Google’s python class. Читайте заметки и / или смотрите видео и делайте все упражнения, пока вы не будете выполнять их правильно — не подсматривая в ответы. Борясь с упражнениями, которые я постоянно делал неправильно было очень полезным для меня в качестве полученного опыта, и я узнал бы гораздо меньше, если бы я просто посмотрел на ответы и пытался убедить себя, что я понял упражнение.

Эти два ресурса немного взаимозаменяемы. Я рекомендую делать первые несколько уроков из обоих чтобы увидеть, какой вам больше нравится. После того как вы закончили один из них, просмотрите в другом те понятия, которые усвоились не в полной мере, это хороший способ получить дополнительную теорию и практику.

Получение начального понимания веб-фреймворка Django (1 выходной):

  • Пройдите Django учебник.
  • Удалите весь код, который вы создали в процессе выполнения шагов из учебника.
  • Пройдите учебник еще раз, заново.

В первый раз я прошел учебник от начала до конца просто следуя инструкциям, шаг за шагом, без полного понимания, что каждый шаг делает, так как все было в новинку.

Во второй раз я не был так сосредоточен на новизне концепции и смог сосредоточиться на понимании того как все части взаимосвязаны.

Получение более глубокого понимания Python / общих концепций программирования (4-8 выходных дня):

Опять же, я хотел бы рекомендовал попробовать каждый из них и посмотреть, какой вам понравится больше. Я делаю оба, но это, наверное, перебор.

Практика построения простых веб-приложений (2 выходных дня):

  • Выполняйте упражнения из Django в примерах. Эти упражнения не так строго ведут ученика, как учебник Django, но они предлагают хороший способ, чтобы начать разрабатывать свои собственные простые веб-приложения.
Создайте свой прототип (2 выходных дня):

Вот и все. 8 недель (или меньше) и вы ушли от ничего не зная о разработке программного обеспечения до рабочего прототипа. Не так уж и сложно, так ведь?

Следующие шаги:

Само собой разумеется, что существует огромная разница между относительно беглым объемом знаний, необходимого для создания простого прототипа (в разрезе данного поста) и объемом знаний и опыта, необходимые, для того чтобы стать действительно квалифицированным инженером-программистом.

P.S. Ниже приведены несколько другие потенциально полезные ресурсы — пожалуйста, оставьте ссылки в комментариях, если у вас есть предложения по другим ресурсам, которые обучают программированию:

Оригинал: How I Taught Myself to Code in 8 Weeks

15 приложений для изучения программирования с нуля

О чем должен знать современный программист? Во-первых, ему нужно изучить основной для работы язык программирования, а во-вторых — постоянно апгрейдить навыки, изучая перспективные технологии и сложные языки.

Начнём с малых 🙂 Зачем детям сидеть за скучными книжками, если можно учиться играючи? Мало того, они смогут программировать свои игры и персонажей. Возможно, именно ваш ребёнок создаст гейм-шедевр.

Learn Java

Android | iOS

Бесплатное приложение для Android и iOS, где вы найдете более 150 уроков в рамках курса обучению Java.

У вас есть возможность учиться всем языкам программирования в удобном приложении и на всех популярных платформах. За $25/мес. вы получите доступ ко всем обучающим курсам Lynda.

Lynda — это одна из самых крупных образовательных платформ от LinkedIn, специализирующаяся на изучении дизайна, языков программирования и улучшении скиллов web-разработки.

В вас живет дух соревнования? Попробуйте это приложение! Здесь вы сможете сражаться и соревноваться с другими участниками в мастерстве программирования. В CodeWars вы найдете все самые популярные языки программирования, поэтому участвовать в челленджах сможет каждый.

Интерактивный учебник программирования, в котором вы найдёте более 35 языков программирования, огромное количество фреймворков.. Здесь есть тест способностей и полноценная система наград.

Рекомендуем скачать это приложение для Android каждому, кто хочет изучить программирование с нуля.

SoloLearn: учимся программировать

Android | iOS

Их слоган: «Свежий контент каждый день» полностью оправдан. В приложении можно ознакомиться с востребованными и популярными языками программирования, алгоритмами, машинным обучением.

Programming Hub. Learn to code

Android | iOS

Еще одно приложение, которое обучит вас программированию. Здесь есть всё: курсы, тестирование, примеры, компилятор. Учитесь и практикуйтесь в одном месте. В приложении есть все популярные языки программирования: Java, C, C++, HTML, JS, Python.

Хотите программировать для iOS? Установите Swift 4: как уже понятно из названия, он учит языку программирования Swift, что используется в macOS, iOS, watchOS и tvOS продукции.

Крутейшее приложение, которое научит вас программировать на языке Swift. Учитесь программированию на практических примерах прямо на iPad.

Приложение, которое в игровой форме позволяет начинающим программистам схлестнуться в состязании и понять, кто же их них лучше кодит.

P. S.: создано для детей, но ограничений по возрасту нет. Главное, чтобы пользователь хотел учиться программированию.

Как вы уже поняли, лучший способ заинтересовать ребенка IT — превращать процесс обучения в игру. Lightbot представляет собой настоящую головоломку с уклоном в программирование.

Цель игры: заставить робота подсветить все плитки на решетке. И это нужно сделать за один подход, иначе всё придётся делать заново. Игра для обучения программированию познакомит с базовыми понятиями. Идеальный выбор для мальчиков и девочек от 6 до 106 лет.

Ресурс, на котором вы найдете тысячи текстов, видео и руководства от настоящих IT-гуру.

Codemurai

Android | iOS

Хотите почувствовать себя настоящим самураем? Приложение Codemurai обучит программированию в основных языках. Кроме этого, вы разберетесь в объектно-ориентированном программировании и узнаете много захватывающих малоизвестных фишек от настоящих гуру своего дела.

Encode: Learn to Code

Android | iOS

Интересна сфера программирования, но не хватает времени для обучения из-за основной работы? Разработчики сделали процесс обучения максимально простым в понимании, не требующим усилий для изучения. С помощью Learn to code вы начнёте кодить на Java, Python, HTML и CSS с нуля.

Научитесь программировать в HTML5 и CSS, не отрываясь от своего телефона. Приложение для Android с чистым интерфейсом подходит даже для тех, у кого нулевой опытом в кодинге.

Эта подборка с полезными материалами для программирования поможет вам стать лучше уже сегодня.



Обучение программированию онлайн — а все ли так просто как кажется? / Habr

В эпоху растущей популярности онлайн обучения и различных курсов, хочется более подробно осветить тему, а именно подводные камни, всплывающие на пути этого самого обучения.
Недавно решил на более серьезном для новичка уровне освоить Java. Знакомый разработчик с товарищами организовали онлайн курс и предложили мне принять участие.

Так как цена был подъемная (10 000 р. за основы языка — java core) и в QA знание языка программирования является жирным плюсом — то я, недолго раздумывая, согласился.
Постараюсь кратко описать плюсы, минусы, а также свои впечатления от данного мероприятия.

Начну с плюсов


1) Онлайн занятия (как плюс так и минус). Постигать программирование удобно дома, необходим только нормальный инет и микрофон. Ехать никуда не нужно, обучаться можно, лежа на диване в пижаме, попивая кофеек.

Для участников курсов весь вспомогательный материал расшарен и находится в открытом доступе.Все видеозаписи занятий выкладывались на google диск, а книги и доп. материалы можно было найти на гит лаб. Там же задавалась домашка. Для программирования использовали IntelliJ IDEA, домашку для проверки отправляли в репозиторий на Bitbacket через GIT (да-да, с ним тоже обучали работать). Несомненный плюс онлайна заключается в том, что все необходимое для занятий расположено на трех соседних вкладках браузера.

2) Относительно небольшая группа учащихся. На момент когда я начинал занятия, в группе было 4 человека. А учитывая, что преподавателей было 3, то они могли уделить достаточно внимания и, в какой то степени, индивидуальный подход каждому ученику.

3) Хороший преподавательский состав. В менторах были ребята с неплохим опытом работы в программировании. Они хорошо объясняли материал. Старались подробно разбирать задачи, и почти всегда были на связи. При возникновении вопроса можно было договориться, созвониться по скайпу и в тот же день решить проблему, даже если занятия в этот день не было.

4) План занятий ( опять же как + так и — ) занятия проводились 2 раза в неделю преимущественно в будни, но иногда переносилось на выходные. Начинались около 8-9 часов вечера и длились 2-3 часа. Каждое занятие стартовало с повторения материала и разбора сложных задач. Так что если укладываться в график занятий и стараться вовремя сдавать домашку то можно добиться неплохих результатов. О минусах ниже.

5) Цена — 10 000р. за 3 месячный курс изучения основ джава, а также периодические консультаций с личным наставником — очень демократично как по мне(в данный момент стоимость не знаю, может и поднялась).

6) Перспективы. При успешном обучении основам языка можно продолжить обучение уже на полноценного разработчика, при успешном окончании которого, преподаватели помогут* пройти собеседование и устроиться на работу джуниор программистом (*помогут не по блату, а именно дадут необходимые знания и лайфхаки чтобы успешно пройти собеседование). Плата за такое удовольствие будет весомая – ваша первая зарплата на должности программиста. Но как по моему, это того стоит.

Теперь минусы


1) Онлайн занятия. Все люди по разному воспринимают материал. Лично мне воспринимать на слух по скайпу было сложно, многое было не понятно, и хотя свои действия ментор транслировал на экран и можно было попросить повторить, эффект все равно был не тот, как если бы это рассказывалось лично. Также дома есть много отвлекающих факторов – родные, кот, ребенок и тд. И если в какой то момент пришлось отвлечься минут на 5, то потом нагнать объясняющего будет очень не просто.

2) Расписание занятий. Занятия начинались часов в 8-9 вечера, так чтобы все успели прийти с работы и что то перекусить. Но я максимум что успевал сделать — это прийти с работы к началу занятий и разогреть еду. Ел обычно уже в процессе, что не способствовало усвоению материала, да и пищи тоже. Так что как по мне одно занятия надо определенно переносить на выходные.
Опять же моё видение. После 23-00 мой мозг наотрез отказывается воспринимать новую информацию и хочет спать. А ситуация когда занятие доходило до 12 ночи были очень частыми. Это негативно отражалось на восприятии материала.

3) Спартанский режим. Через полтора месяца занятий менторы решили ввести весьма специфичную систему контроля. Суть в следующем – каждый ученик должен был в 12 дня предоставить краткий отчет, в котором указывалось – Что сделано вчера? Что буду делать сегодня? По какой причине вчера не было сделано ничего? Подход так себе, ведь у каждого есть личная жизнь и другие дела помимо курсов, и иногда приходилось либо врать, либо придумывать на ходу причину, по которой в определенный день не сделал ничего.

Я не спорю, контроль выполнения заданий должен быть, но каждый день отчитываться, это перебор. К тому же все менторы очень строго относились к этому отчету, и если вовремя не отписаться то прилетало 15 сообщений с темой – «почему молчишь, где отчет»

4) Перспективы. Опять же все очень индивидуально. Я ушел через полтора месяца. Совсем не успевал учить материал и к 10 часам вечера уже во всю храпел на занятиях. Так что, если вы располагайте достаточным количеством времени (требует около 10-20 часов в неделю), можете воспринимать материал по скайпу и хотите освоить профессию разработчика, затратив на это минимально необходимое количество сил и времени – тогда этот вариант для вас. Но если бы все было так просто, то разработчиком становился каждый второй…дерзайте!

Спасибо за внимание, всем добра!

20 игр, чтобы научить ребёнка программированию / Habr

Привет Хабр! Меня зовут Оксана Селендеева. Я считаю, что лучше начинать программировать с юного возраста — 4-5 лет, потому что кодинг активно развивает у детей когнитивные функции мозга, и это впоследствии помогает им отлично усваивать точные науки. А попробовать себя в программированию можно через обучающие игры. Мы с преподавателями школы программирования для детей CODDY составили такую подборку.

Для дошкольников


Box Island — мобильная 3D-игра, которая обучает основам кодирования через увлекательное приключение. Игроки путешествуют по острову Box и помогают персонажу собирать звезды, разбросанные по пустыне. Через игровой квест дети изучают основы алгоритмов, последовательностей, циклов и условных выражений, а ещё игра развивает алгоритмическое мышление и распознавание образов.

CodeKarts — приложение для подготовки дошкольников к изучению кодинга. Головоломка развивает наблюдательность, концентрацию внимания и логику. Действие игры происходит на треке: дети пишут код и составляют путь для гоночной машины. Игра доступна в двух режимах: с одним автомобилем без ограничений по времени или соревнование с самим приложением CodeKarts.


Игры в CodeKarts

ScratchJr — вводный язык программирования для детей, который помогает создавать собственные интерактивные истории и игры. Дети оживляют персонажей, чтобы они двигались, прыгали, танцевали и пели. Ребята научатся решать проблемные ситуации, разрабатывать проекты и творчески выражать свои мысли с помощью технологий.

ElChavo — бесплатная игра, разработчики которой призывают родителей учиться вместе с детьми, потому что в 21 веке программирование должно стать таким же обязательным предметом, как письмо или чтение. С помощью игры ребенок научится программировать инструкции для персонажа и управлять объектом в трёхмерном пространстве, а еще он зарабатывает очки и медали.


Константин Жучков, преподаватель курса «Программирование для самых маленьких»

FixThe Factory — головоломка с препятствиями от LEGO. Дети управляют роботом EV3RSTORM, который раскладывает батарейки на фабрике по правильным местам. Игра развивает логическое и пространственное мышление, обучает основным операциям. Я советую игру FixTheFactory, потому что у неё красивое оформление и понятные задачи. Дети решают задачки словно щёлкают орешки. А больше всего детей поражает, что в свои 4-5 они уже программируют.

SpriteBox — полномасштабная приключенческая игра, которая помогает быстро перейти к кодингу на реальном языке программирования. Обучение начинается с управления иконками, которые затем уступают текстовым командам. Дети решают головоломки и изучают последовательности, операции, циклы, а также.

Lightbot — мобильное приложение от создателей SpriteBox, которое учит программировать с помощью несложных головоломок. Ребенок пишет код и командует роботом, который может ходить, поворачиваться, прыгать и включать свет.

ПиктоМир — российская разработка для обучения детей основам программирования. В «ПиктоМире» ребёнок собирает несложную программу из пиктограмм и управляет роботом. Игра ориентирована на дошкольников, поэтому писать код не требуется.

Для школьников


Scratch — популярная игра по программированию для обучения детей от 8 до 16 лет. Она подходит для изучения алгоритмов, данных и переменных, освоения базовых понятий. Игра проста, понятна и приводит к быстрым результатам — ребенок создает мультики, анимацию, мини-игры с помощью новых навыков. Scratch учит не только программированию, но и дизайну. Для начала работы достаточно посмотреть обучающее видео или прочитать книгу «Scratch для детей».

Minecraft — любимая игра детей по всему миру. Она вдохновила корпорацию Microsoft на создание образовательной программы на её основе. Ребенок выбирает героя и пишет код, чтобы взаимодействовать с персонажем. В процессе он узнает базовые понятия программирования и научится использовать команды, чтобы управлять движениями героев в игровом мире. В Швеции Minecraft включен в школьную программу в качестве инструмента по развитию цифрового творчества. Лучше разобраться в программировании с Minecraft можно с помощью книги Крейга Ричардсона.

Александр Цегенько, преподает курс «Программирование Майнкрафт»

Minecraft развивает воображение ребенка. Он помогает детям понять, из каких материалов сделаны инструменты и вообще весь наш мир. Благодаря разделению игрового мира на кубики у детей развивается пространственное воображение. Также ребята учатся охранять природу, потому что в игре настоящие причинно-следственные связи. Если начнется пожар, то лес может полностью выгореть. Если истребить класс животных, то они перестанут появляться.

CodeMonkey — веселая и познавательная игра, в которой дети научатся программировать на реальном языке. Они будет помогать обезьянке доставать бананы и взаимодействовать с другими животными. Игра развивает творческие способности, логику, критическое мышление и навыки решения проблем с помощью IT.


Tynker — платформа с множеством обучающих курсов и игр по HTML&CSS, JavaScript, Python и другим языкам программирования. Темы постепенно усложняются — от основ кодирования ученики переходят к дизайну игры, робототехнике и дополненной реальности. Всего в Tynker около 2000 игр для начинающих и продвинутых кодеров. Также игры делятся на универсальные, для мальчиков и девочек.

Kodu — игра для визуального программирования от Microsoft. У нее простое управление с помощью иконок, уроки разбиты на инструкции и действия. С помощью Kodu можно создать 3D-игру, например, на Xbox.

Алиса Петровская, преподаватель курса «Программирование Kodu Game Lab»

Я люблю Kodu Game Lab, потому что она позволяет наглядно показать ребёнку логику программирования, развивает объемное мышление и имеет красочное оформление. Дети легко могут создать собственную игру, в которую потом можно сыграть с друзьями.

Grasshopper — мобильная игра от Google для изучения JavaScript. Дети учатся разбираться в основных понятиях программирования через визуальные головоломки. Помогает им в этом веселый кузнечик.

Code Kingdoms — игра для изучения Java и Lua. Разработчики обещают, что ребята смогут создать собственные игры и проекты в Minecraft и Roblox.В игре интересные задачи и механики, хорошая визуализация результатов, есть библиотека видеокурсов и онлайн-поддержка.

Codecombat — это платформа для изучения информатики. Игры и курсы разработаны при поддержке учителей, чтобы изучение программирования было быстрым и качественным. Ученики пишут код, начиная с первого уровня игры, и видят, как их изменения обновляются в реальном времени. Это помогает быстро осваивать синтаксис и учит писать грамотный код.


Разработка игры в Codecombat

Андрей Фурлетов, преподает Unity 3D Python в Школе программирования для детей CODDY
Рекомендую CodeCombat — полноценный тренажер, оформленный в виде РПГ-игры, в котором плавно растет сложность, а интерес подогревается прокачкой персонажа. Ребята осваивают программистские инструменты через решение логических задач. После их выполнения становятся доступны новые, оформленные в виде лута, благодаря чему сразу хочется попробовать их в деле. Видно, что разработчики вложили в программу много труда и тестировали ее на реальных людях.
Gamefroot — простой инструмент для разработки и тестирования игр с возможностью поделиться творением с друзьями. Ребенок научится создавать анимацию и игры с современной графикой.

Arduino — программное обеспечение, которое заинтересует ребенка робототехникой. Изначально разрабатывалось для создания прототипов студентами без опыта в программировании. Позже Arduino приобрел популярность у детей и подростков, и разработчики адаптировали приложение. Оно стало ещё проще, но увлекательности не потеряло.

Flexbox Froggy — игра для изучения современного способа верстки Flexbox. Ребенок научится кодом выравнивать объекты на странице, и в этом ему поможет лягушонок Фрогги. В игре есть инструкция, как перемещать лягушат на лилии.


Интерфейс игры Flexbox Froggy

Grid Garden — похожая на Flexbox Froggy игра, которая научит писать CSS-код, чтобы вырастить морковный сад. С помощью CSS-свойств поливают огород, и чем лучше получается, тем больше урожай.

Мы рассказали не обо всех играх для детей, только о самых интересных. Чтобы выбрать подходящую для ребенка, ориентируйтесь не только на возраст, но и на характер, и способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *