Учитель это профессия или специальность: Кем быть? » Профессия, специальность, должность – 2.2. Понятия «профессия» и «специальность»

Содержание

Кем быть? » Профессия, специальность, должность

Профессия, специальность, должность

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.

Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

 

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.

Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

 

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.

Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

• Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.

• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».

Екатерина ПАСТУШКОВА

Чем профессия отличается от должности, а специальность — от специализации?

Для тех, кто вечно путает эти понятия

Держи краткий словарик определений от Адукар, который поможет тебе разобраться с понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» и «должность».

Профессия — это род трудовой деятельности человека, который требует владения определёнными знаниями, умениями и навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную подготовку.

Профессии можно перечислять бесконечно: врач, учитель, экономист, юрист, водитель и т. д. Каждая объединяет целую группу родственных специальностей. К примеру, профессия журналист объединяет такие специальности, как журналистика печатных СМИ, веб-журналистика, аудиовизуальная журналистика, международная журналистика и др.

Специальность — это отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства, в которой работают специалисты.

Специализация — это сам процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков в рамках специальности.

К примеру, специализации аудиовизуальной журналистики — тележурналистика и радиожурналистика, журналистики печатных СМИ — периодическая печать, деятельность информагентств и фотожурналистика.

Квалификация — это уровень профессиональной подготовки, степень развития профессиональных знаний и навыков.

Должность — это уже те трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определённое положение в штатной структуре предприятия или учреждения.

А теперь закрепим на примере: «Петя отучился в вузе по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «Детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог». Бинго!

Хочешь узнать, какая профессия тебе подойдёт? Пройди профориентационные тесты и получи список, который поможет тебе определиться с поступлением!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected].

это обычная профессия или призвание?

Карьера 9 июня 2015

Учитель – это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагога должен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Не каждый способен стать учителем, ведь для этого нужно не только получить образование, но и обладать неподдельной тягой к профессии.

Так что учитель – это, скорее, призвание, нежели специальность. Нужно всегда помнить об этом, и только осознав всю глубину этого высказывания, решить, а стоит ли вообще становиться педагогом.

Кто такой учитель?

Казалось бы, все знают, кто такой педагог. Ведь у нас всех был собственный учитель начальных классов, трудовик, физик и даже преподаватель ОБЖД. Так уж сложилось, что сейчас образование дается каждому, в независимости от его расы, пола и вероисповедания. И это, безусловно, хорошо, ведь без знаний современный человек мало чем отличается от своих далеких предков, бегавших с копьем за мамонтом.

Но каково это – быть учителем? Только представьте ту ответственность, что ложится на его плечи, ведь от его навыков преподавания зависит качество знаний. И если он не справится со своей задачей, то окажется, что его воспитанники не готовы к дальнейшим испытаниям.

Так что учитель – это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. Он, словно ювелир, создающий из неграненых камней произведения искусства, шаг за шагом превращает неопытных ребят в полноценных граждан.

Как стать педагогом?

Пускай учитель – это призвание, но без надлежащего диплома человека к школе и близко не подпустят. Поэтому оправданным является вопрос: «А где можно получить педагогическое образование?»

Что же, начнем по порядку:

  • В иерархии образовательной системы самыми первыми стоят педагогические колледжи. Здесь можно получить диплом воспитателя или учителя младших классов.
  • Среднее техническое образование отвечает за выпуск специалистов, которые ведут общеразвивающие предметы. Например, музыка, физкультура или специальное дошкольное воспитание.
  • ВУЗы - идеальное место для тех, кто хочет преподавать в школе. Помимо прочего, здесь также можно получить образование психолога. В целом выпускников делят на бакалавров и магистров, при этом вторая категория стоит на ступень выше и дает намного больше привилегий.
  • Завершающим этапом является аспирантура и докторантура. Получивший это звание человек имеет полное право преподавать в высших учебных заведениях, а также работать над различными исследованиями.

Недостатки профессии учитель

Но, прежде чем перейти к описанию достоинств этой профессии, следует остановиться на ее недостатках. Ведь как ни крути учитель – это работа, которая подойдет далеко не всем.

Самая большая опасность кроется в том, что учителя регулярно подвергаются эмоциональным встряскам. Непослушные ученики, перемены в образовательной системе, недовольные родители, необходимость в постоянном контроле над ситуацией – все это ведет к стрессу. И если педагог не научится подавлять его, то вскоре у него может появиться депрессия и отвращение к работе.

Еще одним минусом является низкая оплата труда. Так как учителя находятся на государственном обеспечении, довольно часто они испытывают на себе дефицит бюджета. Особенно остро эта проблема стоит в заведениях, которые расположены на территории небольших поселков и городов.

Преимущества этой профессии

Наверное, самым положительным моментом является возможность раскрыть свой потенциал. Ведь, работая учителем, человек постоянно самосовершенствуется. Каждый новый день будет непохожим на предыдущий, так как дети всегда найдут способ отличиться.

Да и условия труда весьма привлекательны. Будь то дождь, снег или холодный ветер - учитель всегда будет находиться в теплом помещении. Рабочий день определяется количеством отведенных уроков, а поэтому довольно часто колеблется в пределах 6-8 часов. Что уже говорить об отпуске, который всегда выпадает на летний период и длится полтора месяца.

Немаловажным фактором является и престиж. Ведь их работа служит на благо общества, следовательно, сам социум благодарен им за это.

Учитель начальных классов

В начальных классах вся ответственность за воспитание детей ложится на плечи их руководителя. Он у них и учитель языка, и математик, и даже психолог. Потому эта должность крайне важна в плане начального образования.

Именно эти педагоги дают детям базовые знания. Более того, именно они должны привить своим воспитанникам тягу к знаниям. Донести им то, насколько важна учеба, дабы в будущем достичь желаемых высот.

Гуманитарные и точные дисциплины

В целом педагогов можно разделить на три большие группы:

  • Общеразвивающие. Например, учитель музыки, рисования, физруки и так далее.
  • Гуманитарные. Русский язык, история, философия.
  • Точные. Учитель математики, физики, химии и тому подобное.

Избрав для себя путь в мире педагогики, человек должен будет следовать ему до конца. Ведь переподготовка займет много времени, если, конечно, это не смежные направления, например учитель русского языка и, скажем, преподаватель литературы.

Выбор места работы

Что касается места работы, то здесь все зависит от образования. Чем выше звание педагога, тем больше возможностей перед ним открыто.

Что касается оплаты, то здесь на первом месте стоят преподаватели, ведущие свою практику в частных и элитных школах. Затем идут педагоги в университетах и колледжах, затем работники школ и так далее. При этом многое зависит от самого предмета и количества отведенных часов.

Также в этой профессии есть возможность дополнительного заработка. Скажем, тот же учитель математики или английского языка может подрабатывать репетитором. Более того, иногда подобная деятельность приносит куда больший доход, нежели основная работа.


Источник: fb.ru

это обычная профессия или призвание?

Учитель – это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагога должен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Не каждый способен стать учителем, ведь для этого нужно не только получить образование, но и обладать неподдельной тягой к профессии.

Так что учитель – это, скорее, призвание, нежели специальность. Нужно всегда помнить об этом, и только осознав всю глубину этого высказывания, решить, а стоит ли вообще становиться педагогом.

учитель это

Кто такой учитель?

Казалось бы, все знают, кто такой педагог. Ведь у нас всех был собственный учитель начальных классов, трудовик, физик и даже преподаватель ОБЖД. Так уж сложилось, что сейчас образование дается каждому, в независимости от его расы, пола и вероисповедания. И это, безусловно, хорошо, ведь без знаний современный человек мало чем отличается от своих далеких предков, бегавших с копьем за мамонтом.

Но каково это – быть учителем? Только представьте ту ответственность, что ложится на его плечи, ведь от его навыков преподавания зависит качество знаний. И если он не справится со своей задачей, то окажется, что его воспитанники не готовы к дальнейшим испытаниям.

Так что учитель – это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. Он, словно ювелир, создающий из неграненых камней произведения искусства, шаг за шагом превращает неопытных ребят в полноценных граждан.

учитель начальных классов

Как стать педагогом?

Пускай учитель – это призвание, но без надлежащего диплома человека к школе и близко не подпустят. Поэтому оправданным является вопрос: «А где можно получить педагогическое образование?»

Что же, начнем по порядку:

  • В иерархии образовательной системы самыми первыми стоят педагогические колледжи. Здесь можно получить диплом воспитателя или учителя младших классов.
  • Среднее техническое образование отвечает за выпуск специалистов, которые ведут общеразвивающие предметы. Например, музыка, физкультура или специальное дошкольное воспитание.
  • ВУЗы - идеальное место для тех, кто хочет преподавать в школе. Помимо прочего, здесь также можно получить образование психолога. В целом выпускников делят на бакалавров и магистров, при этом вторая категория стоит на ступень выше и дает намного больше привилегий.
  • Завершающим этапом является аспирантура и докторантура. Получивший это звание человек имеет полное право преподавать в высших учебных заведениях, а также работать над различными исследованиями.
 учитель математики

Недостатки профессии учитель

Но, прежде чем перейти к описанию достоинств этой профессии, следует остановиться на ее недостатках. Ведь как ни крути учитель – это работа, которая подойдет далеко не всем.

Самая большая опасность кроется в том, что учителя регулярно подвергаются эмоциональным встряскам. Непослушные ученики, перемены в образовательной системе, недовольные родители, необходимость в постоянном контроле над ситуацией – все это ведет к стрессу. И если педагог не научится подавлять его, то вскоре у него может появиться депрессия и отвращение к работе.

Еще одним минусом является низкая оплата труда. Так как учителя находятся на государственном обеспечении, довольно часто они испытывают на себе дефицит бюджета. Особенно остро эта проблема стоит в заведениях, которые расположены на территории небольших поселков и городов.

Преимущества этой профессии

Наверное, самым положительным моментом является возможность раскрыть свой потенциал. Ведь, работая учителем, человек постоянно самосовершенствуется. Каждый новый день будет непохожим на предыдущий, так как дети всегда найдут способ отличиться.

учитель языка

Да и условия труда весьма привлекательны. Будь то дождь, снег или холодный ветер - учитель всегда будет находиться в теплом помещении. Рабочий день определяется количеством отведенных уроков, а поэтому довольно часто колеблется в пределах 6-8 часов. Что уже говорить об отпуске, который всегда выпадает на летний период и длится полтора месяца.

Немаловажным фактором является и престиж. Ведь их работа служит на благо общества, следовательно, сам социум благодарен им за это.

Учитель начальных классов

В начальных классах вся ответственность за воспитание детей ложится на плечи их руководителя. Он у них и учитель языка, и математик, и даже психолог. Потому эта должность крайне важна в плане начального образования.

Именно эти педагоги дают детям базовые знания. Более того, именно они должны привить своим воспитанникам тягу к знаниям. Донести им то, насколько важна учеба, дабы в будущем достичь желаемых высот.

Гуманитарные и точные дисциплины

В целом педагогов можно разделить на три большие группы:

  • Общеразвивающие. Например, учитель музыки, рисования, физруки и так далее.
  • Гуманитарные. Русский язык, история, философия.
  • Точные. Учитель математики, физики, химии и тому подобное.

Избрав для себя путь в мире педагогики, человек должен будет следовать ему до конца. Ведь переподготовка займет много времени, если, конечно, это не смежные направления, например учитель русского языка и, скажем, преподаватель литературы.

учитель русского языка

Выбор места работы

Что касается места работы, то здесь все зависит от образования. Чем выше звание педагога, тем больше возможностей перед ним открыто.

Что касается оплаты, то здесь на первом месте стоят преподаватели, ведущие свою практику в частных и элитных школах. Затем идут педагоги в университетах и колледжах, затем работники школ и так далее. При этом многое зависит от самого предмета и количества отведенных часов.

Также в этой профессии есть возможность дополнительного заработка. Скажем, тот же учитель математики или английского языка может подрабатывать репетитором. Более того, иногда подобная деятельность приносит куда больший доход, нежели основная работа.

Эссе на тему "Педагог профессия или призвание"

Эссе «Учитель-профессия или призвание»

«Призвание человека – это внутренний голос,

который зовёт за собой.»

Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии.

Учитель: профессия или призвание?

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель. В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». Я играла с подругами и куклами «в школу». И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем.  Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня

« учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это — жизнь.

Я учу своих учеников, а они учат меня. Мне нравится смотреть на мир детскими искрящимися глазами, наполненными добра, тепла и света, погружаться вместе с ними в мир нового и неизведанного. Именно они подстёгивают меня к новым начинаниям, развитию и самосовершенствованию. Ежедневная работа с информацией требует много знаний не только по поиску, обработке, но и по её хранению. Немаловажную роль играет умение учителя пользоваться современной техникой. Учитель « новой школы» должен быть мобильным, креативным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к творческому и научному поиску.

Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, умение донести его до детей, а также увлечённость своим делом. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что всё не зря! Но для того, чтобы зажечь других, ты должен сам гореть, а не тлеть. И в этом смысле мы действуем взаимно: я - зажигаю их, отдавая все свои знания, умения и жизненный опыт, а они меня, своей неиссякаемой энергией, детской непосредственностью, чистотой души и мыслей. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ

жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и таланта общения.

Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия. Это человек, который готов отдать всего себя детям. Это когда ты идёшь на работу и понимаешь, что ты хочешь туда идти. Для чего? Для общения с детьми, потому что знаешь, что каждый день принесёт и детям, и тебе что-то новое, интересное. Думаю, что каждый учитель, а в особенности, учитель начальных классов, прежде всего, должен любить своё «дело» и своих учеников.

Педагог – это профессия, призвание, образ жизни…

Педагог – это человек, который создаёт будущее страны…

Профессия педагога – вне времени, моды, географии, национальности…

Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?

На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Как тут поступить? Как вести урок? Как привить любовь к знаниям и добиться уважения учащихся? Особенно это трудно в сельской школе.

Задача учителя начальных классов – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для формирования активной, жизненной позиции.

В распоряжении учителя множество методов и приемов преподавания. Из этого богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.

Четыре года сотрудничества и сотворчества с учениками я работаю над:

- развитием интереса учащихся к учебной деятельности;

- развитием творческой личности;

-обучением учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;

- воспитанием у детей честности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности.

Все учащиеся разные: у них разные возможности, интересы, способности. Осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении, я пытаюсь применять различные формы, приемы для проведения занятий, использую новые педагогические технологии.

За последние годы в образовании нашей школьной системы произошли кардинальные изменения.

В современном обществе школа несёт инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики. В наш сумасшедший век информационных технологий государству нужен инновационный человек, человек адаптивный к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки, активный инициатор и реализатор этих изменений.

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. ФГОС-это ориентация на будущее.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.

Школьная жизнь… Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой, как казарму. Время в школе - время познаний и споров, поиска истины и себя, время побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.

Школа для ребенка – это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И в значительной степени от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа должна стать миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Призвание учителя – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Главное в работе, умение не только доступно преподнести свой предмет, но и поверить в каждого ребенка, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Теплые объятия заставляют забыть обо всем, пробуждают в тебе силы и желание сделать все, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились все сильнее и ярче. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим. В нем проснется желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать все больше и больше.

Я выбрала профессию учителя, потому что, взяв ребенка за руку, могу увести его в интересный и увлекательный мир познания. Поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствуюсь я. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.

Любовь к своему делу, к детям побуждает к поиску истины и обретению мудрости, житейской, педагогической. У каждого свой путь к своей истине…

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных. Вероника Тушнова очень верно замечает:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

Эссе на тему «Учитель – профессия или призвание?»

Эссе на тему: «Учитель – профессия или призвание?»

Тело человеку дают родители, душу дает Бог,

а цель и смысл жизни – Учитель.

(Восточная мудрость)

Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей, дело, есть почти то же самое для человека, что жизнь - «жизнедеятельность». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей собственной жизнью. Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель. Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии.

Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия. Педагог - это человек, который готов отдать всего себя детям. Это когда ты идёшь на работу и понимаешь, что ты хочешь туда идти.

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных.

Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь школа - это живой целостный организм, который обладает уникальной особенностью – возможностью вытеснять лишних, оставляя тех, кто умеет искренне любить и душевно сопереживать, преданно дружить и по-настоящему чувствовать другого человека.

Что такое профессия для меня? Профессия - это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу.

Что такое для меня профессия учителя? Это дело моей души. Необходимость и потребность, как пища и воздух. Нет ни капли сомнений в том, что это дело моей жизни. Возможно, выбери другую профессию, она тоже стала бы для меня любимым делом. В настоящем же это трудно представить.

Кем только не мечтают люди стать: знаменитыми космонавтами, как Ю. Гагарин, отважными пожарниками, врачами, чтобы спасать сотни жизней, певцами, чтобы блистать на сцене, учителями, чтобы давать знания… Профессий существует много, главное – не ошибиться в своем выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь. Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.

В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала осознавать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Это дело моей семьи. Жизненный девиз: «Буду, как мама».

Всё в нашей жизни начинается с детства. Учитель в моей жизни появился с первых дней. В этом нет ничего удивительного, ведь учитель – моя мама, проработавшая в школе 38лет. Однажды я спросила у неё: «Мама, тебе нравится твоя работа?» И услышала: «Я учительница и горжусь этим. Именно эта работа даёт мне радость, ощущение полноты жизни, чувство молодости. Нет работы на свете более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям. Она самая благородная и увлекательная» 
Вот так ответила мне мама. Ведь я видела, как мама «горит» на работе. Существует выражение «сердце отдаю детям» - это о моей маме и о многих учителях. Вот и я с детства «загорелась» стать педагогом. Я пошла в первый класс. Учиться мне нравилось. На уроках следила за учителем, его жестами. Не успела оглянуться, как быстро промчались школьные годы. Передо мной не стоял выбор: куда пойти учиться? Многие мне говорили, что быть педагогом в наше время не престижно, лучше быть бухгалтером или экономистом. Я все равно стала учиться на педагога. Получив высшее педагогическое образование, сразу пришла в школу: мне не терпелось поскорее приступить к работе.

Пару строк я вам напишу

О себе всем друзьям расскажу!

Зовут Натальей, родилась в июне

Свою работу и детей люблю я!

В 1999 году учёбу в Ставропольском

Университете закончила свою

И педагогом стала в третьей школе нашей,

Которой в целом мире нет милей и краше!

С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности. Я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя. И теперь я – учитель! И не просто учитель, а первый учитель, который входит в жизнь маленького ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Каждого родителя волнует, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем и сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ученика. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и таланта общения.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках.

Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. И каждый раз, когда, казалось бы, уже не остается сил, наступает перерыв – долгожданное лето… Первое время ощущаешь чувство блаженства, знакомое каждому педагогу. Школа без школьников… Тишина и покой… Можно заняться своими разработками, планами, сдать все отчеты и документацию. Но странная вещь…. Вскоре начинаешь скучать по гвалту и несущимся вихрем по школьным коридорам детям. В голову начинают приходить мысли, что же интересненького придумать для класса, куда поехать с детьми в следующем учебном году, или идеи, как же обуздать хулигана. И чем ближе 1 сентября, тем чаще появляются подобные мысли, зачастую они приходят даже во сне… 
Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там на всю жизнь. Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны.

Я – Учитель! И пусть в наше время

Педагогом быть вовсе не модно,

Я – Учитель! И это не бремя,

Пусть иное твердят, сколь угодно.

И профессию буквой заглавной

Выделяю я не из тщеславья,

Я считаю её самой славной.

Почему я учитель? Просто люблю свою работу. Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. У каждого есть свои интересы, свои любимые занятия, у кого-то есть талант, а кто-то способен быстро и легко всему научиться. В одном я твердо убеждена, что учитель – человек, способный на невозможное ради ребенка. Доброта должна быть положена в основу педагогической деятельности. И я точно могу сказать, что если бы мне предложили начать все сначала, я бы выбрала ту жизнь, которой живу уже 17 лет, потому что жить без школы, без этих бесконечных хлопот, без моих учеников я бы не смогла.

Почему я учитель? Сейчас я уже уверенно могу сказать, что это именно то, что мне нужно. Я уверена, что каждый человек найдет свое призвание и будет любить свою работу, посвятит ей всю свою жизнь, важно лишь сделать правильный выбор, выбор своей профессии!

Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, который хочет стать учителем: твердость характера, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Всё должно начинаться с любви. Невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, чего ты не любишь. А ведь только увлечение, по словам А. Эйнштейна, движет человека к познанию. И кто, как не любознательный, активный, мыслящий, увлечённый ученик, мечта каждого учителя?

Поэтому для меня любовь в профессии первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников.

Профессия - это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу, своей стране.

Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Есть такая легенда. Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, - сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, сказала вторая фея, - потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, - сказала третья фея, - потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других».

Учитель! Как трудно пронести достойно это звание через всю жизнь. Каким должен быть учитель? Во-первых, учитель обязан быть хорошим психологом, умеющим заглянуть в души своих учеников. Очень важно стать для детей тем человеком, перед которым они смогут раскрыться. Во-вторых, учитель должен быть профессионалом, всегда отлично подготовленным к уроку, быть эрудированным, знать все (и не только по своему предмету), быть готовым ответить на любой детский вопрос. Но в том-то и дело, что очень часто нам задают вопросы, не совсем, а иногда и совсем не связанные с предметом. И в этом тоже своеобразие нашей профессии. Ведь не спрашивают, например, у врача о том, когда ставится запятая перед «И». А учитель часто занимается разнообразными вопросами.

Учитель! Он всегда в дороге –

В заботах, поисках, тревоге –

И никогда покоя нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, но рвётся ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись.

Часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель, как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. А еще учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: все должно быть безупречно и прекрасно – «…и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Особенно душа.

Качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но, прежде всего, он должен быть добрым и великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Ёщё одно важное качество – это вежливость и тактичность в отношении к детям.

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко. Но может быть, именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание — быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем. Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему? На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое личное время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все мысли, всего себя он посвящает школе. И только тот, кто отдаёт себя без остатка, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью и гордостью за свой труд. Учитель - это профессия души. Она дает возможность жить в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и так хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Именно поэтому «учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это вся моя жизнь.

Суть учительской работы

Многогранна, но проста:

Строить нам доверил кто-то

Душу с чистого листа.

Если медик лечит тело,

Вскоре виден результат,

А учительское дело -

Годы оценить сулят.

Жизнь учителя, как книга –

Что страничка, то сюжет.

Не должно быть здесь загибов,

Самый главный наш предмет –

Это маленькие дети,

Жизнь вручила нам билет,

Самый важный на планете,

И его дороже нет!

Смысл учительской работы -

Научить и воспитать,

Проявляя такт, заботу,

Всё, что знаешь сам, отдать.

И какое будет чудо,

Если твой же ученик,

Говоря: «Вас не забуду»,

Ставит «пять» тебе в дневник.

Статья по теме: Эссе "Учитель: профессия или призвание?"

Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет вас.

Уильям Джеймс

Учитель: профессия или  призвание?

Учитель – это профессия и  призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных.  Вероника Тушнова очень верно замечает:

 Если б не было учителя,

 То и не было б, наверное,

 Ни поэта, ни мыслителя,

 Ни Шекспира, ни Коперника.

 И поныне бы, наверное,

 Если б не было учителя,

 Неоткрытые Америки

 Оставались неоткрытыми.

 И не быть бы нам Икарами,

 Никогда б не взмыли в небо мы,

 Если б в нас его стараньями

 Крылья выращены не были.

 Без его бы сердца доброго

 Не был мир так удивителен.

 Потому нам очень дорого

 Имя нашего учителя!

Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» вкладываются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Учитель-профессионал должен быть увлечен своим делом — только в этом случае он будет способен реально чему-то научить. Умение найти  контакт с теми, кого обучаешь, тоже обязательная черта учителя. Ну и конечно, в этой профессии очень важно врожденное спокойствие,  безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество настоящего учителя.

        «Профессия больше всего похожа на любовь. А в любви каждый имеет то, чего он заслуживает» (Л.Я. Гинзбург).

Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?

На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.

Школьная жизнь…  Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой, как казарму. Время в школе - время познаний и споров, поиска истины и себя, время побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.

Школа для ребенка – это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И в значительной степени от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа должна стать миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Призвание  учителя – открывать мир.  В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Главное в работе, умение не только доступно преподнести свой предмет, но и поверить в каждого ребенка, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Теплые объятия заставляют забыть обо всем, пробуждают в тебе силы и желание сделать все, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились все сильнее и ярче. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим. В нем проснется желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать все больше и больше.

Я выбрала профессию учителя, потому что,  взяв ребенка за руку, могу увести его в интересный и увлекательный мир познания. Поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствуюсь я. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.

        Любовь к своему делу, к детям побуждает к поиску истины и обретению мудрости, житейской, педагогической. У каждого свой путь к своей истине…

    Однажды  мудрец задал окружавшим его три вопроса:

     - Какое дело у человека самое важное?

     - Какое время у человека самое важное?

     - Какой из людей для нас самый важный?

Люди по-разному отвечали на эти вопросы. Тогда мудрец сказал им:

- Самое важное для нас в жизни дело - то, которое мы делаем сейчас.

- Самое важное время - тот момент, в котором мы живем.

- Самый важный для нас в жизни человек - тот, с которым мы имеем дело сейчас.

Судьба каждого ребенка, с которым имеешь дело, - самое важное для меня. Каждый человек неповторим, уникален. Школа должна дать ребенку возможность самовыражения, самоутверждения. Важнейшая задача  учителя - в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Подарить самого себя. Помочь поверить в свои силы, для каждого найти «слова, исполненные доброго доверия». Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека, доброго, чуткого, порядочного, общительного, уверенного, самостоятельного и целеустремленного. Учиться у детей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учиться у коллег, но помнить: скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину.

      Я иду по своему пути и ищу свою истину…

      Трудно представить, сколько сил, терпения и души вкладываем мы в своих учеников! Пусть дети порой даже не замечают и не осознают этого сначала, но позже они всегда проникаются благодарностью.

       Но только те люди, для которых Учитель – это призвание, а ни какая-либо обязанность, вошли и навсегда останутся в их памяти. Те, что отдали им частицу своего сердца, не жалея для них ни себя, ни своего времени. Те люди, что смогли передать им большую часть своего опыта и докричаться до них в те моменты, когда они их почти не слышали.

       Ученики будут вспоминать об учителях иногда с улыбкой, иногда с удивлением, а иногда с затаенной горечью, что так часто их огорчали и расстраивали понапрасну, что не понимали истинное значение их труда. А в трудный момент они вдруг вспомнят  мудрые учительские советы.

        Есть такая легенда. Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, - сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, сказала вторая фея, - потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, - сказала третья фея, - потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *